Тренинг как пройти собеседование. Тренинг «Успешное трудоустройство — эффективное прохождение собеседования


Кандидаты на должность продавца нередко приходят на собеседование хорошо подготовленными. У них уже есть отработанные ответы почти на все стандартные вопросы рекрутеров. Эта шаблонность мешает оценке. Чтобы вывести кандидатов на чистую воду, мы предложили им «поиграть». Вот эта методика проведения собеседования.

В этой статье вы прочитаете:

  • Как провести собеседование по методу Брайана Трейси
  • Почему перспективный «продажник» должен быть оптимистом
  • Зачем отправлять кандидата за бумагой, цветными маркерами, степлером и синей ручкой

Игры на собеседовании – это креативный метод проведения собеседования, который успешно выдерживают приблизительно двое из десяти кандидатов. Давайте поговорим подробнее, какой эффект дает данная методика проведения собеседования на практике.

Методика проведения собеседования по формуле Брайана Трейси

Согласно методу знаменитого автора книг по продажам и лидерству Брайана Трейси, мы экзаменуем кандидата в три этапа, каждый из которых проходит на новом месте - например, в переговорной, в open space и на территории около офисного здания. На протяжении трех собеседований соискатель постепенно изменяет созданный им образ на истинное лицо. Каждую беседу проводят разные интервьюеры. На первом, формальном этапе кандидату задают стандартные вопросы о нем и его опыте работы.

На последнем этапе он проходит тестовое задание в сфере продаж - обычно это доработка тестового коммерческого предложения или исправление в нем ошибок. Между данными этапами проводится креативное собеседование. Именно на нем мы решили использовать детские игры: «Данетки» и «Кубики историй».

Игра на собеседовании №1. «Данетки»

Использовать эту деловую игру на собеседовании мы начали года три назад, когда поняли, что многие сейлз-менеджеры не умеют задавать вопросы и слушать клиента. Суть игры в том, чтобы разгадать загадку, задавая неограниченное количество наводящих вопросов, на которые можно ответить только «да», «нет» или «неважно». Существует несколько уровней игры - мы используем самый простой.

Правила игры. Соискатель выбирает из набора одну карточку и зачитывает загадку, которая представляет собой некую нестандартную ситуацию. Например: «Отец крестился и стрелял», «Человек попробовал мясо альбатроса в ресторане и покончил с собой» или «Он предал своего короля и женился». Соискателю объясняют правила игры и дают 15 минут на подготовку. При этом мы идем на хитрость: перед кандидатом ставим задачу разгадать «данетку», но на самом деле оцениваем, сколько вопросов и в какой последовательности он задает.

Есть норма: чтобы пройти на следующий этап, кандидат должен задать не менее десяти вопросов к загадке. Важно, чтобы вопросы задавались к разным словам - например, к первой загадке: «Стрелял глазами? Из рогатки? В людей? Отец дочери? Отец сына? Крестился от страха?». Это говорит о том, что соискатель спрашивает целенаправленно, словно копая. Таких «копателей» мы ценим выше всего. Например, был кандидат, который к одной загадке задал более 30 вопросов, - сейчас он успешно работает у нас. Однако нередко случается, что кандидат имеет большой опыт в продажах, но не может задать больше трех вопросов к загадке. Такие «продажники» не способны «дожимать» клиентов и вряд ли принесут нам большую пользу.

Игра на собеседовании № 2. «Кубики историй»

Идея играть с кубиками, как креативный метод проведения собеседования, появилась два года назад. До этого их использовали на тренингах , где топ-менеджеров обучали общению со СМИ. Мы помогали руководителям вспомнить любопытные истории из жизни, способные заинтересовать журналистов. При этом заметили, что каждый из них подсознательно заполняет нейтральную картинку как положительными, так и отрицательными воспоминаниями. Таким образом, кубики как рисуночные тесты выявляют психологическое состояние личности.

Эта детская игра представляет собой набор из девяти кубиков с шестью изображениями на каждом. Картинки классифицируются в зависимости от цвета набора: предметы (оранжевый), действия (голубой), путешествия (зеленый). Чаще всего мы используем оранжевый набор (рисунок), чтобы дать соискателю возможность придумать действие, объединяющее выпавшие предметы. Важно, чтобы история была позитивной, так как необходимо обеспечить доброжелательную атмосферу в небольшом офисе (34 человека) и дружеские отношения с клиентами.

Правила игры. Мы просим соискателя выбрать три кубика на его вкус и бросить их. Кандидат может создать свою последовательность картинок, но менять кубики на новые нельзя. Он должен связать три изображения в рассказ о предыдущем месте работы или о своих профессиональных планах. Мы оцениваем настроение, которое передает история: если оно негативное, то, скорее всего, кандидат нам не подходит. В виде исключения мы однажды взяли на работу подобного претендента, однако в итоге работник так и не прижился в коллективе.

Например, недавно к нам пришли два кандидата. Одному из них выпали кубики с изображениями стрелы, пчелы и дома. Соискатель рассказал позитивную историю о том, что на предыдущем месте он был целеустремленным («стрела»), трудился как пчелка, благодаря чему заработал себе на дом. Второму кандидату выпали похожие изображения: пчела, здание и парусник. И он рассказал совершенно другую историю - о том, что его начальник был агрессивным и чересчур требовательным («жалил, как оса»), не оставляя времени на семейную жизнь («вдали от дома»). В итоге из‑за конфликта с начальством ему пришлось уволиться («отчалить, как парусник»). Однако на формальном этапе собеседования этот соискатель рассказывал, что ушел с предыдущего места работы ради дальнейшего развития. В итоге мы взяли первого «продажника», и сейчас он успешно работает в нашей компании.

Иногда вместо кубиков мы используем игру «Имаджинариум», в которой надо придумать ассоциацию к абстрактной картинке - так, чтобы ее никто не отгадал. На собеседованиях мы предлагаем модифицированный вариант: кандидат вытаскивает из колоды одну карточку и описывает, какие ассоциации вызвала у него картинка. Здесь, как и в случае с «Кубиками историй», главное - понять настрой человека и выявить стереотипы его поведения. Если соискатель мыслит негативно, собеседование он не пройдет.

Результат деловых игр на собеседовании

Метод проведения собеседования с использованием игр эффективно в двух направлениях.

Во-первых, мы видим реакцию кандидата на предложение поучаствовать в деловой игре на собеседовании. Если в ответ он проявляет агрессию или страх, это ставит под сомнение его профессионализм, о котором он уверенно говорил на формальном этапе собеседования. Ведь хорошего сейлза сложно удивить или застать врасплох. Если кандидат выказывает излишнее недоверие к креативному методу проведения собеседования, то, скорее всего, он не готов работать в нестандартной ситуации и из‑за этого может потерять заказчиков. К примеру, у нас есть зарубежные клиенты, которые не располагают офисом в Москве и поэтому назначают встречи исключительно в гостиницах или аэропортах. Если менеджер по продажам испугается нестандартного формата переговоров, то сделка, вероятнее всего, не состоится.

Во-вторых, использование игр на собеседовании помогает вывести соискателя из психологического равновесия. Он не знает, как «правильно» выполнить поставленные задачи, у него нет возможности спрятаться за заученные шаблоны и ответы. Это позволяет увидеть реальный психологический портрет кандидата на должность сейлз-менеджера. Этап креативного собеседования обычно проходят два претендента из десяти.

После внедрения игровых методик проведения собеседования и ряда других мер текучесть персонала в компании снизилась на 9%. Менеджеры по продажам, которых мы отбирали с помощью игр несколько лет назад, до сих пор в полном составе работают с нами.

ТРЕНИНГ «ЭФФЕКТИВНОЕ ТРУДОУСТРОЙСТВО»

Цель: повышение социальной уверенности подростков путем формирования у них навыков трудоустройства.

Задачи:

1. Обучить навыкам написания резюме и самопрезентации в процессе прохождения собеседования при трудоустройстве;

2. Сформировать активную готовность к поиску работы.

Занятие №1 «Поиск работы»

Упражнение «Кто есть кто?»

Ведущий: «Сейчас я буду называть профессии, каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени.

Ещё перед началом самой игры ведущий может спросить у участников группы, какие профессии для них наиболее интересны и выписать эти профессии (примерно 10 – 15 штук) на доске, называя впоследствии профессии из этого перечня. Это исключит случаи, когда названная профессия будет никому не интересна, а может даже и неприятна.

Упражнение «Почему мы ищем работу?»

Материалы: таблица, ручки.

Участники делятся на мини-группы и проводят мозговой штурм по заполнению таблицы на каждый вопрос. Ведущий: «Записывайте все варианты ответов. Начните с первого вопроса, последовательно переходя к следующей колонке».

После заполнения таблицы происходит обсуждение в большом кругу:

    Какие факторы (личностные, социальные, профессиональной самореализации) могут послужить приоритетами при выборе места работы?

    Можем ли мы выделить три основных причины поиска работы?

    Для чего мы выполняли упражнение?

    Какие мысли возникают, когда мы видим ответы на поставленные вопросы?

ТАБЛИЦА:

Упражнение «Легальная и нелегальная работа»

Материал: несколько наборов карточек по числу мини-групп

Ведущий рассказывает о наличии на рынке труда легальной и нелегальной работы. Участники делятся на несколько мини-групп. Их задача – разложить карточки в соответствии с плюсами и минусами легальной и нелегальной работы.

Ведущий задает вопросы участникам:

    Почему так решили?

    Что вы предпочли при устройстве на работу?

НАБОР КАРТОЧЕК:

    Ненормированный рабочий день: ты можешь работать

и 2 часа в день, или вообще не приходит на работу, главное - в сроки сдать задание.

    Трудовая книжка.

    Трудовой договор, где оговариваются твои права и обязанности, в случае разногласий с руководством о не выполнении пунктов, указанных в договоре, ты имеешь права подать на него в суд. Зарплата + «халява».

    Регистрация в Пенсионном Фонде. Чем больше стаж работы, тем выше пенсия в старости.

    Нет налогов.

    Социальные льготы (пособия, оплаченный декретный отпуск и т.д.). Например, учителя имеют льготы на оплату за квартиру, свет, воду. Милиционеры, налоговые инспекторы – бесплатный проезд в общественном транспорте и т. д.

    Совмещение нескольких работ (учеб).

    Законный ежегодный отпуск. Нет испытательного срока.

    Ежемесячная зарплата.

    Нет ответственности

    Карьерный рост.

    Легкость трудоустройства.

    Оплаченные командировки, курсы переквалификации,

    больничные.

    Должностные права и обязанности (если ты бухгалтер на предприятии, то тебя не имеют права заставлять делать работу секретаря или слесаря).

    Нормированный рабочий день (если в договоре твой рабочий день составляет 8 часов, то тебя не могут заставит работать12 часов.)

    Оплаченный испытательный срок.

    Нет трудового стажа и трудовой книжки (нет начислений на будущую пенсию).

    Нет возможности быстрого обогащения.

    Связанность договором.

    Неоплаченные отпуск, командировка, больничный, декрет.

    Ответственность.

    Нет «шарового» заработка.

    Налоги государства. Отсутствие социальных льгот.

    Возможность обмана. Неполучение заработанных денег.

    Испытательный срок.

    «Бумажная волокита» (очень много беготни и заполнения бумаг при устройстве на работу).

    Нет трудового договора.

    Обязательность работы (ты не имеешь права уйти с работы раньше положенного, даже если переделал всю работу – «Сиди и считай мух на окне!!!»).

    Незаконная деятельность.

    Ненормированный рабочий день (ты можешь работать и 12 –15 часов день, что нарушает условия Трудового Кодекса (закона).

    Не имеешь права уйти с работы, не предупредив за месяц.

    Незаконное увольнение.

    Иногда отсутствие выходных.

    Если есть испытательный срок, то он неоплаченный.

Упражнение «Объявление в газету»

Ведущий: «При поиске работы важно использовать разнообразные средства для достижения своей цели. Одно из таких средств – дать объявление в газету, самому заявить о себе, тем самым, увеличивая свои шансы на трудоустройство. Работодатели тоже читают газеты, и если им требуется специалист, они не только дают объявления в газету, но и просматривают объявления соискателей. Поэтому стоит научиться писать о своих достоинствах так, чтобы заинтересовать работодателя через объявление. Это тоже возможность получения работы».

Участникам предлагается самостоятельно написать объявление в газету в колонку «Ищу работу», представив в этом объявлении свои профессиональные качества в максимально положительном свете. После того, как все объявления будут написаны, предложить участникам вывесить объявления на доске, предварительно зачитав их.

Попросить участников стать на время работодателями подойти к доске объявлений и выбрать, отметив галочкой наиболее заинтересовавшее объявление. Ведущий подсчитывает количество голосов и подводит итоги.

Упражнение «Пять добрых слов»

Оборудование: листы бумаги, ручки

Ведущий: Каждый из вас должен обвести свою руку на лис­ те бумаги и на ладошке написать свое имя. Потом вы переда­ ете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от со­седа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисун­ ка вы пишете какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых», «Мне очень нравятся твои стихи» и т.д.). Другой человек делает запись на другом паль­ чике и т.д., пока лист не вернется к владельцу. Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с «комп­ лиментами».

Ведущий проводит обсуждение:

    Какие чувства вы испытывали, когда читали надписи на своей «руке»?

    Все ли ваши достоинства, о которых написали другие, были вам известны?

    Со всем ли вы согласны?

Упражнение «Живая анкета»

Ведущий: «А сейчас я попрошу каждого сказать, что вам больше всего запомнилось или понравилось в сегодняшнем занятии, что узнали нового?».

Каждый участник круга говорит о том, что ему понравилось и запомни­ лось в этом занятии больше всего.

Занятие №2 «Резюме»

Упражнение «Возьми салфеток»

Необходимые материалы : бумажные салфетки.

Участники тренинга сидят в общем кругу. Ведущий передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».

После того как все участники взяли салфетки, ведущий просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.

Упражнение «Структура резюме»

Мини-лекция, в которой ведущий дает определение понятия резюме, рассказывает о видах резюме. Участникам предлагается на листе бумаги записать разделы, из которых состоит резюме. Ведущий перечисляет требования к каждому разделу.

Лекция. Резюме обычно состоит из следующих блоков:

1. Анкетные данные. Ваше имя, адрес, номер телефона (вместе с кодом города), точная дата рождения, электронная почта (если есть).

2. Цель (не обязательно, хотя желательно): краткое описание должности, на которую вы претендуете (не больше 6 строк, а лучше 1–2).

Рекомендация: раздел «Цель» имеет смысл включать в резюме лишь в том случае, когда вы абсолютно уверены в том, что хотите получить именно это рабочее место и не хотите даже рассматривать никаких других предложений. Не следует включать этот раздел в резюме в тех случаях, когда вы собираетесь пользоваться единственным вариантом резюме. Рассылая его во многие компании, предлагающие самые различные вакансии.

3. Опыт работы в обратной хронологической последовательности (сначала указывают последнее место работы).

Раздел о трудовом опыте самый важный. Укажите дату начала и окончания работы, название организации, название должности (их может быть несколько, если ваша карьера развивалась успешно). В списке учреждений, где вы работали, следует указать контактный телефон, если у вас нет оснований что-то скрывать, и вы меняли работу «без эксцессов». Но если хотя бы в одной фирме возникала конфликтная ситуация, спровоцировавшая ваше увольнение, то не указывайте ни одного телефона. Действуйте последовательно: либо вы указываете телефоны всех организаций, в которых работали, либо не указываете этих телефонов вообще. Можно кратко описать должностные обязанности и производственные достижения, если вы их имели.

4. Образование: перечисляются все учебные заведения, которые вы закончили или в которых учитесь сейчас (кроме средней школы), факультеты и полученные специальности. Выпускникам и студентам этот раздел следует помещать перед предыдущим, поскольку в данном случае опыт работы, если он имеется, значительно меньше. Можно сообщить о наградах и знаках отличия, подчеркнуть те изученные дисциплины, которые соответствуют должности, на которую вы претендуете.

Составляя этот раздел своего резюме, следует руководствоваться следующими правилами:

Квалификация. Укажите квалификацию, присвоенную вам по окончании соответствующего учебного заведения, перед указанием названия этого заведения.

Специальность. Указывайте только в том случае, если она имеет непосредственное отношение к той работе, которую вы хотите получить.

Особые достижения, связанные с учебой. Указывайте средний балл своего диплома только в том случае, если он необычайно высок (если вы, например, получили диплом с отличием). Можно назвать и другие знаки отличия, если они пользуются авторитетом в вашей сфере деятельности или если вы лишь недавно закончили учебу.

5. Раздел «Дополнительная информация» может содержать такие сведения: знание языков, умение пользоваться компьютером, деловые качества, наличие водительских прав, членство в профессиональных организациях и т. п. Хобби уместно упоминать лишь в том случае, если оно непосредственно связано с желаемой работой.

В списке деловых качеств достаточно указать три–четыре, наиболее весомые для желаемой должности.

Резюме следует составить на компьютере и распечатать на качественной белой бумаге.

Основные требования к стилю написания резюме: лаконичность, честность, конкретность, активность. Четко выделяйте нужные заголовки. Позаботьтесь о том, чтобы ваше резюме было оформлено в едином стиле и одинаковым шрифтом. Выбирайте шрифт, который легко читается, сделайте большие поля, установите достаточный интервал между строк и т. д. Очень важно поместить ваше резюме на одной странице (как минимум - на двух). Вы должны быть уверены в том, что сможете подтвердить всю информацию, изложенную в резюме.

Схема составления комбинированного резюме

Фамилия, имя, отчество

Адрес:

Телефон:

Дата и место рождения:

Семейное положение:

Цель:

Образование: месяц, год приема - месяц, год

окончания

Название учебного заведения, факультет, специальность,

квалификация.

Профессиональная квалификация

Опыт работы: месяц, год приема - месяц, год

увольнения

Название организации (сфера ее деятельности)

Должность: название должности

Количество подчиненных Функции:

Достижения:

Причина увольнения:

Дополнительная информация:

Личные качества:

телефон

Обсуждение:

    Для чего нужно резюме?

Упражнение «Идеальное резюме»

Ведущий делит участников на несколько малых групп по 4–5 человеку в каждой. Всем группам раздает маркеры и листы бумаги и предлагает каждой группе выбрать профессию/должность, на которую нужно составить резюме.

Задание для всех малых групп: придумать такие сведения о соискателе, которые в наибольшей мере будут отвечать требованиям выбранной должности, составить «идеальное резюме», чтобы результатом явилось приглашение на интервью. На выполнение задания отводится 20 минут.

На презентацию дается 2 минуты.

После каждой презентации ведущий предлагает всем участвующим дополнить предложенный вариант резюме.

Упражнение «Письмо моему будущему руководителю»

Ведущий: Сейчас вам предстоит оценить свой нынешний уровень профессиональной компетентности и одновременно заглянуть в будущее. Представьте себе, что вы устраиваетесь на работу и вам с этой целью необходимо написать письмо вашему будущему начальнику. В письме должны быть отражены следующие аспекты:

1. Характер работы, на которую вы претендуете.

2. Основные личные и профессиональные качества и навыки, которыми вы обладаете для успешного выполнения данной работы.

3. ваши ожидания от нового руководителя, ваши надежды, связанные с новой работой.

4. Вклад, который вы сами готовы внести в общее дело, ответственность, которую вы готовы на себя взять.

Когда напишите письмо выберете себе партнера, с которым вы хотели бы обменятся мнениями. Прочтите друг другу свои письма и обсудите, что вам понравилось в письме вашего партнера, чего в нем не хватает и что вам не понравилось.

Теперь вернитесь в общий круг. Кто хочет прочитать нам свое письмо, адресованное руководителю?

Упражнение «Живая анкета»

Описание:

    Какое сейчас настроение?

    Что тебе понравилось?

    Что тебе не понравилось?

Занятие №3 «Собеседование»

Упражнение «Приветствие в парах»

Группа разбивается на пары, затем приветствуют друг друга. Затем по сигналу пары меняются. Один из партнеров в каждой паре переходит в следующую пару, по часовой стрелке, через одного и приветствие продолжается с новым партнером. Чтобы разнообразить приветствие можно проиграть различные ситуации и роли, например: Вы, встретили неожиданно давнего друга, Вы приходите к начальнику, встречаетесь с подчиненными, с человеком почтенного возраста, с ребенком, встречаетесь в деревне, просто с первым встречным.

Упражнение «Телефонный разговор»

Два участника-добровольца разыгрывают ситуацию: «Вы звоните по телефону к будущему работодателю, чтобы получить приглашение на собеседование». Участники садятся в центре малой группы, спиной друг к другу. Один участник выступает в роли работодателя, другой - в роли ищущего работу. Остальные участники рассказывают о своих наблюдениях, отмечают, что было удачным, вносят предложения по улучшению такой работы.

Возможные осложнения ситуации для проигрывания:

    У работодателя нет времени, он очень спешит.

    Работодатель все время поднимает трубки других телефонов.

    Работодатель одновременно разговаривает с Вами и с клиентом.

    Работодатель говорит, что у них нет вакансий. (А Вы точно знаете, что есть, Вам сказала подруга, которая работает в этой фирме.)

Следует напомнить участникам, что конечная цель упражнения - добиться назначения собеседования.

Упражнение « Насколько хорошо вы умеете читать жесты?»

Ведущий раздает каждому участнику таблицу, где необходимо соедините жест из левой колонки с его значением в правой. Соедините жест из левой колонки с его значением в правой!

    Нервничает

    Не уверен (-а) в себе

    Не говорит правду

    Пытается что-то скрыть

    Самоуверен (-а)

    Дружелюбен (-на)

    Уверен (-а) в себе

    Выражает свое превосходство

    Спокоен(-на)

    Избегает смотреть в глаза.

    Скрещивает руки перед собой.

    Держит руки в карманах.

    Ерзает на стуле.

    Натягивает рукава, как будто пытается «спрятаться» или мерзнет.

    Грызет ногти.

    Вертит в руках карандаш.

    Теребит пуговицы.

    Смотрит в глаза, когда разговаривает.

    Все время улыбается.

    Разваливается на стуле.

    Закидывает руки за голову.

    Закидывает ногу на ногу так, что видна подошва туфель.

    Закидывает ногу на ногу, сидит комфортно.

    Сидит прямо, на всей поверхности стула.

17.Держит руки перед собой, видны ладони.

Упражнение «Как вести себя во время собеседования»

Материалы: бумага, ручки.

Ведущий разбивает всех участников на две малые группы. Первой группе поручите написать рекомендации о том, как правильно вести себя во время собеседования.

Второй группе дайте задание написать, чего не следует делать во время собеседования.

Сообщите участвующим, что на задание отводится 10 минут.

Предложите группам презентовать выполненное задание.

После каждой презентации спросите группу, есть ли замечания или дополнения.

Обсуждение:

    Чем было полезно для участников проведенное упражнение?

    Как эффективнее вести себя во время собеседования?

Упражнение «Мой рабочий ландшафт»

Материалы: бумага А4, А3, восковые мелки, карандаши.

Ведущий: я предлагаю вам со стороны посмотреть на тот профессиональный мир, в который вы будите, включены, и составить карту вашего «рабочего ландшафта».

Географические карты выполняют разнообразные функции. Они помогают нам определить, как можно добраться до определенного места и какие препятствия предстоит преодолеть на пути из пункта А в пункт Б. Они показывают где находятся плодородные и неплодородные земли, достопримечательности и неинтересные участки пути.

Выберите сами свой масштаб и площадь, вы можете изобразить горную гряду с вершинами и подписать: «Это мое проявление». Можно нарисовать остров, населить людьми, животными, обозначить погоду и климат в отдельных его частях. Изобразите ваше собственное место в этом ландшафте и ваше непосредственное окружение.

Вопросы для обсуждения:

    Узнал ли что-то новое?

    На что хотел бы обратить внимание в будущем?

    Хотел бы заняться чем-либо другим?

Упражнение «Живая анкета»

Описание: Участники, передавая игрушку по кругу, отвечают на следующие вопросы:

    Какое сейчас настроение?

    Было ли что-то неожиданное для тебя на этом занятии?

    Что тебе понравилось?

    Что тебе не понравилось?

Упражнение 3.4. Тренинг собеседования

В группе потренируйтесь проходить собеседо­вание, играя различные роли:

Интервьюируемый (кандидат) - человек, про­ходящий собеседование.

Работодатель - человек, который ведет собе­седование - менеджер по персоналу ( HR *- ot - дел) компании, в которой есть вакансия , подходящая для интервьюируемого.

Наблюдатель - человек, который смотрит со стороны, как проходит собеседование.

Очень важно научиться отвечать на самые раз­ные виды вопросов. Пройдите учебное собеседова­ние, меняясь ролями (каждую роль играйте по 5-10 минут).

Тренинг начинается с момента, когда интер­вьюируемый человек открывает дверь, входит в комнату, приветствует работодателя и представ­ляется. После каждого учебного собеседования обсудите результат в течение 5-10 минут. Ведет дискуссию человек, игравший роль наблюдателя.

* HR (читается «эйч-ар») - аббревиатура от англ. « Hu ­ man Resources » (людские ресурсы).

Роль

Предлагаемый сценарий

Интервьюи-

Помните, что часто решение о принятии на работу

принимается в первые 30-60 секунд собеседования.

Интервьюируемый должен принести на собеседование:

1) резюме (упражнение 3.3);

2) детальное исследование профессии (должности)

(упражнение 2.4).

Необходимо быть готовым к вопросам разного рода, которые

может задать работодатель (см. в строке «Работодатель»).

Во время собеседования важно также задавать вопросы

работодателю: это покажет вашу заинтересованность в

получении работы. Однако это не должно быть основным.

собеседовании:

1. Чего вы ждете от кандидата на данную должность?

2. Возможно ли проявление инициативы на этой должности?

3. Каковы возможности продвижения по службе?

4. Это новая должность или я буду кого-то заменять?

5. Какие обязанности предполагает эта должность?

6. Совет: Не спрашивайте о зарплате или надбавках, пока

работодатель сам об этом не заговорит.

В конце собеседования необходимо поблагодарить

работодателя за собеседование, еще раз кратко сформулировать

условия, подчеркнуть свои достоинства и заинтересованность

в данной вакансии.

За несколько минут до начала собеседования работодатель

должен быстро ознакомиться с резюме и исследованием

должности. Затем, после беседы с интервьюируемым,

необходимо еще раз четко определить позицию, на которую

компания ищет сотрудника.

Вот несколько видов вопросов, которые можно задать на

собеседовании:

1. Расскажите о себе.

2. Почему нам стоит именно вас взять на эту должность?

3. Опишите себя. (Назовите пять определений, которые бы

наиболее полно вас описали.) Как о вас отзываются другие

Роль

Предлагаемый сценарий

Работодатель

4. Умеете ли вы работать в сжатые сроки или в стрессовой

ситуации?

5. Назовите ваши сильные и слабые стороны.

6. Что вы ищете в работе?

7. Опишите случай, из которого вы вышли с чувством

выполненного долга.

8. Каких целей вы хотели бы добиться в жизни? Что

повлияло на вашу карьеру?

9. Опишите ваше представление об «идеальной» работе.

10. Какие ваши качества, навыки будут полезны для

компании?

11. Что является для вас мотивацией?

13. Чем вы планируете заниматься в ближайшие пять лет?

14. Расскажите о проблеме, с которой вы сталкивались

последний раз. Насколько успешно вы ее решили?

15. Как вы оцениваете свою способность выходить из

конфликтных ситуаций?

16. Есть ли у вас вопросы?

Наблюдатель

Наблюдатель должен внимательно проследить за

собеседованием, оценить интервьюируемого и определить,

насколько успешно прошло собеседование. В конце

собеседования наблюдатель должен быть готов провести

краткое обсуждение. Необходимо обсудить следующие

1. Насколько внимателен и заинтересован был кандидат?

2. Выражал ли кандидат свои мысли четко и ясно?

3. Каковы были удачные моменты кандидата в ходе

собеседования? Слабые стороны?

4. Спросить у кандидата его мнение о том, как он

выступил и что он хотел бы изменить в своем

выступлении, а затем задать аналогичный вопрос о

кандидате работодателю.

Несколько секретов эффективной коммуникации

Часто ли мы сталкиваемся с ситуацией, когда нам необходимо выглядеть уверенно и убедительно? Практически каждый день: бизнес-переговоры, публичные выступления, презентации товара или услуги, собеседования с работодателем… Независимо от того, работаем ли мы с клиентом тет-а-тет или с группой людей, нам очень важно достичь своей цели: чтобы итогом переговоров стало заключение контракта на крупную сумму, выступление перед публикой увенчалось успехом, а не провалом, чтобы вы убедили клиента купить ваш товар или услугу, чтобы вас – единственного из всех претендентов! – приняли на работу.

От чего зависит ваш персональный успех при прохождении собеседования? От многого. От выбора одежды, пунктуальности, от составленного заранее резюме, НО! Прежде всего, от навыков коммуникации, которые зачастую многое могут поведать потенциальному работодателю, ведь он не только будет внимательно слушать вас, но и наблюдать за вашим поведением.

Поэтому полезно знать несколько секретов эффективной самопрезентации, о которых речь пойдет ниже.

К сожалению, мы нередко пренебрегаем предварительной подготовкой к собеседованию, считая, что нам и так все ясно-понятно: пришел, сказал уверенным тоном, ответил на вопросы…

И лишь столкнувшись с неудачей и отказом, начинаем анализировать свое поведение. Если вообще когда-либо начинаем.

Давайте вместе проделаем работу ДО назначенного судьбой дня Х, когда вы войдете в кабинет работодателя и…

Шаг № 1: Первый взгляд.

Контакт глазами – один из параметров, от которых зависит произведенное впечатление. Зашли – и уставились в пол? Глаза шмыгают влево-вправо? При ответе на важные вопросы ищете мысль на стене или полу? Вместо этого полезно при входе в кабинет, здороваясь с потенциальным начальником, смотреть на него. Можно оглядеть кабинет, показав тем самым, что вы не боитесь сделать новое пространство своим и почувствовать себя в нем комфортно. Когда отвечаете на самые важные вопросы об опыте работы, предыдущих рекомендациях, желаемом уровне зарплаты и т.п. – смотрите в глаза.

Ибо двухметровый дядя, который при ответе на вопрос: «Сколько стоят ваши услуги?» – стеснительно-улыбчиво опускает глазки в пол и, понизив голос, отвечает: «N тыщ», - не производит на меня впечатления. Возникает сомнение либо в качестве предоставляемых услуг, либо в том, что уровень запрашиваемой суммы адекватен.

Итак, сохраняем контакт глазами! Когда теряем мысль, помним, что полезно искать ее в глазах собеседника, а не на полу! Но не забываем о том, что намеренно длительный контакт воспринимается в нашей культуре как скрытая агрессия. Не пережимайте. Ведь, как сказал великий Шекспир: «Одним взглядом можно убить любовь, одним же взглядом можно воскресить ее».

Шаг № 2: Жестикуляция и передвижения по кабинету.

На тренингах по оттачиванию навыков коммуникации я как тренер всегда развиваю мысль о том, что широта жестов и движений свидетельствует об уверенности человека. Как часто мы рысью пробегаем в кабинет, бочком-бочком присаживаемся на краешек стула и боимся пошевельнуться. Или от волнения развязно вваливаемся в кабинет, ведя себя «по-хозяйски» – что тоже не воспримется адекватно.

Освоение нового пространства – вот ключ к уверенности в движениях и жестах. Зайдя в кабинет, можно осмотреть карты на стене, глянуть на пейзаж за окном и лишь потом садиться на стул – лучше, если он будет расположен сбоку от собеседника, что сократит дистанцию между вами. И не на край, а так, чтобы вам было удобно и комфортно.

Чтобы голос не дрожал и не срывался, полезно до собеседования сделать несколько упражнений: даже обычный глубокий вдох-выдох поможет восстановить дыхание, которое, как правило, становится прерывистым и учащенным у волнующегося человека; полезно погудеть несколько гласных (А-Э-И-О-У) на три вдоха-выдоха для снятия голосовых зажимов. Важно также помнить об интонационном богатстве, потому как монотонно бормочущий что-то себе под нос соискатель покажется неуверенным и нудноватым, лишенным энергичности и креативности.

Четкость/дикция тоже имеет немаловажное значение: если замечали за собой, что от волнения начинаете частить и говорить быстрее, что из-за этого сглатываются окончания – поработайте над дикцией ДО собеседования: дайте избыточную нагрузку вашему артикуляционному аппарату (пять минут проговаривайте различные фразы со сцепленными зубами или, наоборот, широко открытым ртом; либо опробуйте утрированную артикуляцию, после которой родная покажется такой удобоваримой и простой!).

Полезно также знать о том, что вы покажетесь собеседнику, в данном случае потенциальному работодателю, более приятным, если будете разговаривать с ним голосом, похожим на его родной, используя подобные интонации, темп речи, громкость…

И наконец, не стоит забывать, что все невербальные и голосовые параметры при проведении собеседования должны быть подкреплены хорошим содержательным, связным текстом, четкой аргументацией, а также сопровождаться хорошей речью, основными качествами которой являются правильность, уместность, точность, богатство, логичность, ясность, чистота и выразительность.

Поэтому тренируем язык тела, прорабатываем голосовые параметры, совершенствуем качества хорошей речи и, наконец, помним о том, что виртуозное владение словом и телом создает комплексное впечатление.

Любое собеседование пройдет успешнее, если вы подготовитесь к нему заранее. А еще лучше, если будете иметь возможность потренировать свои навыки. Успешной всем коммуникации! И трудоустройства на новую работу!

Выбор редакции
Необходимо подкорректировать свой режим сна, он сбился. Ложитесь до двенадцати ночи, но никак не в три-четыре часа, ваш организм не...

хранитель изящной словесности Даже в эпоху смартфонов наручные часы не остаются на вторых ролях в нашей личной коллекции аксессуаров....

Часы – это незаменимая часть человеческой жизнедеятельности, без которой почти невозможно представить существование в современном мире,...

Красный Огненный Петух – символ 2017 года. Стихия огня и алый цвет переплетутся в гармоничную смесь. Согласие ожидается во всех делах....
Любовь имеет для Скорпиона немаловажное значение, как, впрочем, и для всех знаков Зодиака. Но особенно остро потребность в ней...
Шаг 1: Подготовим говядину и начиним ее чесноком. Вырезку говядины для начала необходимо хорошо промыть под холодной проточной водой,...
Доброе время суток всем любителям кулинарии! Как раз в каталоге рецептов все опытные и не очень кулинары смогут найти полным-полно...
Статья предлагает вам рецепты блюд и меню да ребенка 2-х лет, а так же рекомендации по его питанию. Со 100% уверенностью можно сказать,...
Кулинарное сообщество Li.Ru - Рецепты для детей на завтрак Практически идеальный завтрак - яичница-болтунья, рецепт которой...