Усадьба рукавишниковых адрес. Музей-усадьба рукавишниковых. Музей-усадьба Рукавишниковых на панорамах Google. Maps


Усадьба Рукавишниковых — филиал Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника (НГИАМЗ), в который также входят комплекс Кремля , созданный на основе частной коллекции Технический музей , областной Музей художественных промыслов , выставочный зал «Покровка, 8» и расположенный в Арзамасе Музей Русского патриаршества.

Величественный особняк в итальянском дворцовом стиле спроектирован на основе ранее существовавшей двухэтажной усадьбы на Верхне-Волжской набережной и оформлен в период с 1840 по 1877 годы, когда здание перешло к ростовщику Рукавишникову. Дом был отреставрирован, достроены крылья и третий этаж, фасад богато декорирован скульптурами и лепниной.

В настоящее время здание является региональным объектом культурного наследия, одним из самых изысканных и узнаваемых исторических сооружений в Нижнем Новгороде.

Усадьба Рукавишниковых: цены на билеты

В музее-усадьбе Рукавишниковых существует 3 типа входных билетов:

  • Посещение всего музея (кроме выставки «Особая кладовая»): взрослый билет — 250 руб./350 руб. (без экскурсии/с экскурсией), льготный билет — 170 руб./200 руб. Обзорные экскурсии стартуют каждый час с 10:00 до 16:00 по вторникам, средам и четвергам, с 12:00 до 18:00 по пятницам, субботам и воскресеньям. Экскурсии проводятся при минимальном количестве участников от 2 человек.
  • «Особая кладовая» : взрослый билет — 300 руб., льготный билет — 150 руб. Посещение возможно только с музейной экскурсией. Экскурсионные сеансы во вторник, среду и четверг: 11:00, 13:00, 15:00; в пятницу, субботу и воскресенье: 13.00, 15.00, 17.00. В последний четверг месяца — санитарный день.
  • Посещение 1-2 этажей : взрослый билет — 200 руб., льготный билет — 170 руб. Посещение только с экскурсией. По предварительной заявке в летнее время можно также посетить летний дворик. В этом случае стоимость экскурсии составит: взрослый билет — 250 руб., льготный билет — 170 руб.

Льготный билет могут приобрести школьники, пенсионеры и студенты очной формы обучения.

Бесплатное посещение музея

В последнюю среду месяца бесплатно посетить усадьбу Рукавишниковых могут:

  • Лица, младше 18 лет.
  • Студенты, обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам.
  • Герои России Советского Союза.
  • Ветераны и инвалиды войн.
  • Солдаты срочной службы.
  • Дети-сироты.
  • Сотрудники российских музеев.
  • Инвалиды 1 и 2 групп.
  • Члены многодетных семей.

Мероприятия и праздники для детей

В стенах музея для детей младшего школьного возраста проводятся интерактивные шоу и концертные программы. Среди постоянных предложений музея:

  • Праздничная программа «На балу у феи» . На территории особняка дети знакомятся не только с его историей и убранством, но и участвуют в танцевальных мастер-классах.
  • Интерактивная программа «Ученье — свет!» . Историко-развлекательная программа включает в себя знакомство с учебными и бытовыми буднями школьников 19 века.
  • Программа «В купеческом доме» . Костюмированная лекция о жизни и заработке купцов в 19 веке.

Также, в индивидуальном порядке, можно заказать проведение стилизованного под 19 век дня рождения или выпускного бала.

Краеведческий музей в усадьбе Рукавишникова

Историко-краеведческая выставка «Пристойны быть по торгам своим…" знакомит посетителей музея с самыми значимыми и известными Нижегородскими купцами и продолжающими их традиции предпринимателями-меценатами — Рукавишниковыми, Сироткиными, Каменскими. В исторических интерьерах дома-усадьбы представлена постоянная экспозиция «Музейная мозаика», посвященная отечественной истории с древних времен до современности. Наиболее подробная часть этой выставки охватывает памятники истории Нижегородской области.

Временные выставки, как правило, создаются на базе фондов и демонстрируют тематические коллекции: обрядовые предметы для венчания и свадеб, произведения мебельного искусства, подсвечники, церковное наследие (книги, иконы, богослужебная утварь) и многое другое.

Как доехать до усадьбы Рукавишниковых

Усадьба располагается в исторической части города, в пешей доступности от Кремля и других центральных достопримечательностей, входит в большинство обзорных экскурсий.

На автобусах и маршрутках можно добираться до остановки «Водная академия» (перекресток улиц Минина и Пискунова), затем пройти около 100 метров пешком:

  • Автобусы № 4, 19, 40, 45, 52, 58, 90.
  • Маршрутные такси № 2, 24, 31, 40, 45, 60, 85, 90, 98, 302.

Карта-схема пешего маршрута от Нижегородского Кремля до музея-усадьбы Рукавишниковых на картах Google. Maps

Ближайшая трамвайная и троллейбусная остановка — «Речное училище», в полутора кварталах от усадьбы (300-350 метров пешком по ул. Пискунова). От остановки идти прямо до Верхне-Волжской набережной, узнаваемое усадебное здание будет по левую сторону.

Музей-усадьба Рукавишниковых на панорамах Google. Maps

На такси

В Нижнем Новгороде функционируют все самые популярные приложения для вызова такси: Яндекс. Такси, Maxim, Uber, Gett, Такси Везёт.

Видео из усадьбы Рукавишниковых

Посольство Мьянмы занимает на Большой Никитской очень интересный особняк. И хотя архитектурное решение его не очень пышно, решено в типичный формах рядовой застройки, но выделяется оно красивый застекленным фонарем над портиком входа.
История владения прослеживается с середины XVIII века. На обширном участке усадьбы Бессоновых, занимавшей до середины 19 века полквартала на плане 1757 года показаны одноэтажные каменные палаты с полуподвалом. К французскому нашествию владение уже было несколько меньше. В пожаре 1812 года главный дом уцелел в отличие от соседних владений. В 1830 году новая хозяйка - дочь статского советника Н. А. Симонова – надстраивает у него мезонин. В 1876 году жена коллежского секретаря Е. Д. Викулина делит участок на две части – один, который потом стал 43 она оставляет себе и строит там себе новый дом, а западную часть (41) со старым домом продает купцу Василию Никитичу Рукавишникову. Рукавишниковы были весьма значимой купеческой фамилией. Купцы первой гильдии, они не были москвичами. Происходили с Урала и являлись крупными золотопромышленниками. Глава династии - Василий Никитич Рукавишников - купец 1 гильдии, владелец золотых приисков, начал свою деятельность в Оренбургской губернии. В 1875 году он с супругой Еленой Кузьминичной в Москву, где уже получали высшее образование его три сына. Сам Василий Никитич был человеком просвещенным, имел хорошее образование и такое же постарался дать своим сыновьям. В семье царил патриархальный дух. Купеческим, предпринимательским навыкам он обучил и своих детей. Его супруга Елена Кузьминична Рукавишникова, женщина набожная, воспитывала в детях достоинство, добродетельность, внимательность к ближним, учила их состраданию. Их средний сын Николай в 1870 году возглавил уникальное благотворительное учреждение исправительный приют для малолетних преступников дворянского Общества трудолюбия и посвятил ему 5 последних своих лет короткой жизни. С тех пор этот приют получил название Рукавишниковский. В 1875 году Николай умирает в 29 лет. Родители решают продать особняк на Тверском бульваре и переехать в другой дом. Участок был оформлен на его жену Елену Кузьминичну, от которой в том же году поступила просьба о перестройки дома. Проект был доверен родственнику - архитектору Александру Степановичу. Каминскому. Был надстроен второй этаж и пристроен ризалит с северной стороны. А.С. Каминский также существенно изменил архитектурный облик фасада в свойственной ему эклектической манере с использованием мотивов московского необарокко. После смерти Елены Кузьминичны в 1879 году в особняк к отцы переезжает младший сын Константин Васильевич Рукавишников с семьей. И особняк оформляют на его супругу Евдокию Николаевну, урожденную Мамонтову. Она происходила из знаменитой купеческой семьи, была младшей сестрой Веры Николаевны Третьяковой. Через нее Рукавишниковы породнились с половиной купеческой Москвы.
Константин Васильевич Рукавишников несколько лет состоял в правлении Московского отделения Русского музыкального общества. Заседания Правления, на которых присутствовали П.И. Чайковский, С. И. Танеев, А.С. Аренский часто проходили в особняке. Савва Иванович Мамонтов – кузен Евдокии Николаевны приходил к ней со своими друзьями артистами и художниками. Тут бывали молодые Ф.И. Шаляпин, К. Коровин, даже И.А. Айвазовский бывал здесь, так как дружил с хозяевами, чья дача была в Феодосии.
В 1893 году после убийства Н.А. Алексеева, К.В. Рукавишников был избран Московским Городским головой на 4 летний срок. Он заканчивал много проектов, которые не успел сделать его предшественник – канализация, водопровод, больницы и школы. Одновременно он много сил и времени отдавал Рукавишниковскому детскому исправительному приюту для малолетних преступников, которым бессменно руководил после смерти брата и до своей смерти. А его супруга устроила похожий приют для девочек – Титовскую школу рукоделия на Поварской, в своем доме.
В 1904 году во время Русско-Японской войны на втором этаже своего особняка супруги оборудовали хирургический лазарет, который позже был преобразован в «Хирургическую лечебницу Е. Н. Рукавишниковой». Для светлой операционной надстроили вторым этажом ризалит входа, которая смотрится как эркер-фонарик. Получилось очень светлое, хорошее помещение. Вообще в клинике легко помещалось 20 человек больных. Ежедневно велся еще прием и амбулаторных пациентов. Клиника считалась одной из лучших частных хирургических лечебниц города и Евдокия Николаевна очень ею гордилась. Во время Первой Мировой войны из нее опять сделали лазарет для раненных. В 1917 году особняк и клинику национализировали. В советское время дом находился в ведении Мосздравотдела, В 1960 году был отдан под посольство Мьянмы, которое находится здесь до сих пор.

Адрес: Верхне-Волжская набережная, 7

Режим работы: вт.-четв.10.00- 7.00 и пятн.-вс.12.00-19.00

Стоимость: 140-270 руб.

Одним из интереснейших и популярнейших туристических объектов Нижнего Новгорода является Усадьба Рукавишниковых (Верхне-Волжская набережная, 7). Это поистине дворцовое сооружение, возведенное одним из представителей богатейшего купеческого рода Рукавишниковых в 1877 году , восстановлено совсем недавно. До 1994 года это красивое здание было занято городским Краеведческим музеем . Потом долгое время шли реставрационные работы.

"Усадьба Рукавишниковых" в Нижнем Новгороде

И вот в 2010 году Музей-Усадьба Рукавишниковых начала принимать посетителей в качестве основного туристического объекта Нижегородского Музея-заповедника . Сегодня в интерьерах этого удивительного особняка 19 века можно заодно ознакомиться с экспозициями декоративно-прикладных коллекций, ювелирными экспонатами и прочими богатствами из музейных запасников.

Парадный вход в особняк

Рукавишниковы и Нижний Новгород

Наверное, мало найдется людей, которые не видели (воочию или дистанционно) Памятника В.Высоцкому на Ваганьковском кладбище. Академически известен и Памятник Ф.Достоевскому около Ленинской библиотеки в Москве. Многие хорошо представляют себе Памятники Ю.Никулину и у Цирка на Цветном бульваре и на Новодевичьем кладбище, и Памятник Александру Второму около Храма Христа Спасителя на Волхонке.

Памятник скульптора А.Рукавишникова поэту В.Высоцкому

Автор всех этих и многих других известных скульптур известных людей – Народный художник РФ А.И.Рукавишников , генеалогическое древо которого начиналось именно здесь – в Нижнем Новгороде в начале 19 века.

Памятник А.Рукавишникова Ф.М.Достоевскому в Москве

Родоначальником ставшего впоследствии известного нижегородского купеческого рода считается губернский крестьянин Григорий Михайлович Рукавишников , который перебрался сюда после закрытия Макарьевской ярмарки и открытия Ярмарки Нижегородской .

Начав с покупки нескольких лавок, он занялся торговлей «железом» , а позднее стал хозяином «стального завода» Кунавинской слободы. Он был купцом третьей гильдии, а его сын дорос уже до статуса купца первой гильдии.

«Железный старик» и его дети

Михаил Григорьевич Рукавишников не только продолжил дело отца, но и поднял его на невиданную высоту. Увеличив выпуск стали, которая покупалась даже Персией, он стал ведущем поставщиком уральских горных заводов. Кроме ведения торговых дел, Михаил Григорьевич работал в тюремном попечительском комитете и был советником мануфактур. Занимался он и благотворительностью на городские нужды. Его вклад в развитие города был оценен присуждением ему звания Почетного гражданина Нижнего Новгорода. Вдова Михаила Григорьевича - Любовь Александровна позже продолжила благотворительную деятельность, построив детскую больницу и богадельню.

Наследство «железного старика» составило более 30 миллионов рублей ! Оно было пропорционально поделено между многочисленными наследниками – женой, 7-ю сыновьями и двумя дочерьми, которые создали семейный бизнес по оптовой торговле железом и выпуску стали. Главой семейной фирмы стал старший из сыновей – Иван Михайлович , который всеми силами удерживал фирму на плаву и также вел общественную и благотворительную деятельность.

Другой сын – Сергей Михайлович - как раз и явился строителем Дворцового здания на Верхне-Волжской набережной. На сооружение самого прекрасного особняка в городе ушла большая часть отцовского наследства, но здание стало городской достопримечательностью сразу же после его постройки.

Фото усадьбы Рукавишниковых в конце 19 века

По инициативе Сергея Михайловича появляются и другие великолепные городские здания. В стиле модерн на Рождественской улице, 23 и Нижне-Волжской набережной, 11 (арх.Ф.Шехтель) создаются корпуса крупнейшего доходного комплекса, который возник в результате перестройки пострадавших в пожаре двух домов Рукавишниковых. На первом этаже там разместились магазины, а второй с третьим этажами одного из домов были отданы Русскому торгово-промышленному банку . Самыми почетными и состоятельными банковскими клиентами были Рукавишниковы, в связи с этим в простонародье банк часто назывался просто «Банком Рукавишниковых» .

Архитектурно корпусное здание, смотрящее на Нижне-Волжскую набережную, было решено в стиле неоготика с остроконечными башенными завершениями и с полихромной керамической облицовкой.

Корпус "Банка Рукавишниковых" на Нижне-Волжской улице

Корпус же, украшающий Рождественскую улицу, был более нарядным – цветная облицовочная керамика плюс украшения из чугунного литья. На этом корпусе перед нами работы начинающего скульптора С.Коненкова – рабочий и крестьянка.

"Банк Рукавишниковых" с улицы Рождественская

Оставили свой след в истории города и другие дети Михаила Григорьевича. Одна из дочерей «железного старика» – Варвара Михайловна – занималась благотворительностью , детским приютом, состояла в членстве Общества помощи бедным. Она собрала большую коллекцию произведений живописи, которая впоследствии полностью вошла в фонды городского Художественно музея .


Еще один из сыновей «железного» старика – Владимир Михайлович – известен попечительством над Кулибинским ремесленным училищем и как основатель музыкальной городской школы .

Митрофан Михайлович - самый младший брат третьего поколения - сделал благотворительность своим основным занятием, направляя мощные потоки пожертвований на развитие монастырско-церковных сооружений. От него Нижнему Новгороду остались Здание Кирилло-Мефодиевского братства и строение Хирургической больницы Красного креста, и тоже большая коллекция картин, украшающая сегодня залы городского Художественного музея (Васнецов , Крамской , Айвазовский и т.д.).

В начале 20 века совместно детьми третьего поколения Рукавишниковых был построен двухэтажный каменный дом в стиле модерн (арх.П.Домбровский) на Варварской улице. Это был, так называемый, Дом трудолюбия .

Дом Трудолюбия на Варваринской. Нач.20 века.

Да, были такие дома до революции, но не для тех, кто любит трудиться, а для нищих, которые могли выполнять там несложную поденную работу за пищу и кров. Так вот, этот Дом трудолюбия официально носил имя Михаила и Любови Рукавишниковых . Он стоит и поныне, но уже в четырехэтажном виде (д. 32,Д).


Последующие поколения Рукавишниковых

Из следующего поколения Рукавишниковых наиболее известными стали сыновья Сергея Михайловича (хозяина Усадьбы) – Иван Сергеевич и Митрофан Сергеевич . Оба они приняли революцию и помогали оформлять в своем бывшем доме народный музей. До этого они же очень много сделали для открытия исторического музея в стенах Дмитриевской башни Нижегородского кремля .

Иван Сергеевич был хорошо известен как поэт-символист Серебряного века еще до революции. Особо его прославил нашумевший в начале 20 века роман «Проклятый род» , сюжет которого очень близок к истории семьи Рукавишниковых. Но хотя роман является не автобиографией, а полностью художественным произведением с очень своеобразным и поэтичным языком изложения, представители трех родов Рукавишниковых легко в нем вычленяются. За этот роман Иван Сергеевич был отторгнут семьей, особенно ее старшим поколением. Отец же лишил его миллионного наследства.


В начале 20-х гг. 20 века Иван Сергеевич входил в число профессорского состава Литературного института Москвы , возглавлял Дворец искусств. Занимался он и переводческой деятельностью.

Митрофан Сергеевич стал профессиональным скульптором, положившим начало династии скульпторов. Его сын – Иулиан , а позже и внук - Александр , о котором говорилось в начале, стали известными и признанными советскими скульпторами. Кстати, сын Александра – Филипп – сегодня является продолжателем династии скульпторов Рукавишниковых.

История создания Усадьбы Рукавишниковых

В 40-х годах 19 века «железный» Михаил Рукавишников удачно приобрел двухэтажный особняк с усадебным участком на Откосе , так тогда называлась будущая Верхне-Волжская улица. Домиком практически никто не пользовался, это было просто вложение денег. После смерти Михаила этот дом по завещанию перешел к его родной сестре, которая туда и переехала.

Однако, месторасположение дома не давало покоя Сергею Михайловичу , который мечтал именно здесь построить дворец, каких в городе еще не бывало. Поскольку тетя съезжать отказывалась, то Сергей уговорил ее продать ему усадебный сад, с условием, что сама она останется жить в своем доме.

Архитектурный проект нового Особняка был создан таким образом, что тетушкин дом оказывался внутри него, прирастая боковыми крыльями и верхним этажом. Таким образам, и тетушка осталась доживать век в своем жилище, и Сергей Михайлович осуществил свою мечту, построив удивительное сооружение, украшающее город до сих пор.


Вел архитектурно-строительную деятельность П.Бойков – московский архитектор. Скульптурами занимался санкт-петербургский скульптор М.Микешин . Усадьба Рукавишниковых была первым городским объектом, где функционировал лифт и было проведено электричество . Парадная лестница сооружается из мрамора. Всего в доме было около пятидесяти комнат , в которых, в конечном счете, должно было проживать 8 членов семьи. Но дети вырастали и уезжали на учебу.


В своем романе Иван Сергеевич пишет, что они - дети - не любили этот огромный и помпезный дом, называя его «крепостью» , а отца «комендантом» . Возможно, это было связано с довольно строгим воспитанием в старообрядческой семье, а может это был просто художественный вымысел. Как бы ни обстояли дела в этом семействе, сам Особняк произвел небывалый фурор в городе - более роскошного и богатого строения не было ни у кого.

Фрагмент Особняка Рукавишниковых

Трехэтажное на века построенное бело-голубое здание, богато украшенное рельефной лепниной , вазами и всевозможными лепными масками , атлантами и кариатидами , еще более поражает воображение своим внутренним убранством, напоминающим скорее петербургские дворцы, нежели купеческую провинциальную усадьбу. Прекрасен и оформленный фонтаном и верандой внутренний дворик.

Кариатиды, украшающие Усадьбу

Сразу же, войдя внутрь через массивную и дорогую дверь, оказываешься в некой сказке – роскошная беломраморная широкая лестница идет сразу на верхний этаж! Стены в начале и конце лестницы украшены огромными зеркалами в обрамлении скульптур.

Лестница Особняка

Высокие, отделанные росписями и лепниной, потолки. Вдоль лестницы два ряда окон в два этажа, между которыми также размещены скульптуры и лепнина. Это лестница для гостей. По ней они поднимались в парадные залы дома-дворца, осознавая статус и финансовый уровень хозяев.

Окна лестничного пролета

А сегодняшние посетители начинают осмотр дома с первого этажа , знакомясь с представителями рода Рукавишниковых и с историей постройки самой Усадьбы. Здесь можно увидеть генеалогическое древо рода, фотографии работ скульптурной династии Рукавишниковых и литературные труды Ивана Сергеевича.

Комната первого этажа Музея-Усадьбы

Здесь же готического стиля Кабинет хозяина дома - так называемая комната со львами, лепные морды которых украшают стены. Есть и другие помещения, в которых сегодня экспонируются различные выставки из музейного фонда. Бывшие тетушкины апартаменты легко определяются более низким уровнем пола.

Кабинет хозяина

Все интерьерные помещения второго этажа : Бальный зал, Фиолетовая гостиная, Столовая, личные покои и т.д. – поражают высоким качеством исполнения общего дизайнерского решения. Все помпезно, роскошно и гармонично.

Бальный зал

Третий этаж , ранее жилые комнаты семьи, сегодня посвящен еще одному знатному роду – нижегородской ветви графов Шереметьевых . Там можно узнать очень много интересного о различных представителях этого рода, которые дружили с Пушкиным, стрелялись на дуэлях, строили замки и т.д.

Стенд третьего этажа Музея

Все экспонаты третьего этажа привезены из Шереметьевского замка , который находится сегодня в Республике Марий Эл в крайне запущенном состоянии и ждет своей реконструкции и новой обновленной жизни в качестве туристического объекта. Но это уже совсем другая история.


А туристы Усадьбы Рукавишниковых в Нижнем Новгороде могут наслаждаться красотой замка, представлять себя на месте хозяев, смотреть из окон особняка на прекрасные волжские пейзажи.


Кстати, посещение данного музея довольно комфортно – здесь, кроме обычных мест общего пользования есть кафе , где можно отдохнуть и книжный киоск , выбор краеведческой литературы в котором довольно широк.

Дворец-усадьба Рукавишниковых работает со вторника по четверг с 10.00 до 17.00, а с пятницы по воскресенье – с 12.00 до 19.00.

April 14th, 2013

Сегодня знакомимся с Усадьбой Рукавишниковых на Верхневолжской набережной Нижнего Новгорода. Это одно из красивейших зданий города.

Само здание, конечно же знакомо многим, до 1994 года здесь располагался краеведческий музей. Моя задача показать, что внутри этого здания сейчас.

является объектом культуры регионального значения. Была построена владельцем первого в Нижнем сталелитейного завода М. Г. Рукавишниковым . Его наследник С. М. Рукавишников решил превратить усадьбу на Верхневолжской набережной в величественный комплекс с домом в стиле итальянского палаццо.

Здание обильно украшено лепниной, балкон поддерживают атланты, а оконные простенки занимают горельефные фигуры кариатид.

С 1924 года в особняке располагается краеведческий музей (ныне — Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник ).

История постройки здания

Первоначально 2-х этажный каменный особняк на Верхне-Волжской набережной принадлежал купцу 3-й гильдии Серапиону Везломцеву и перешел за долги в 1840-х гг. владельцу первого в Нижнем Новгороде сталелитейного завода и крупному ростовщику - процентщику М. Г. Рукавишникову.


Фасад главного дома усадьбы Серапиона Везломцева. 1840-е гг. Копия с архивного чертежа (Центральный архив Нижегородской области)

Его наследник С.М. Рукавишников решил превратить Усадьбу на Верхне-Волжской набережной в величественный комплекс с домом в стиле итальянского палаццо. Для осуществления этой идеи были приглашены архитектор П.С. Бойцов, который выполнил проект реконструкции старого дома - превращения его в здание дворцового типа и художник из Петербурга М.О. Микешин, автор богатого фасадного декора. Сохранив несущие стены старого здания, архитектор пристроил к нему крылья и надстроил третьим этажом, с южной стороны пристроил мраморную парадную лестницу к двухсветному залу, богато декорированному лепниной и росписью. Все внутренние помещения особняка отличаются пышностью отделки стен и дорогим художественным паркетом. Здание обильно украшено лепниной, балкон 2-го этажа поддерживают атланты, оконные простенки занимают горельефные фигуры кариатид. По второму этажу особняк связан с двухэтажным кирпичным флигелем.


Схема показывает, что старое здание 1840-х гг.составляет всю правую часть особняка С. М. Рукавишникова.
Граница старой и новой частей дома видна на первом этаже: в кабинете С. М, Рукавишникова есть наклонный переход в маленькие комнаты. С них и начинается «старое здание» 1840-х гг.

По завершении реконструкции, в 1877 г., Дом Рукавишникова стал самым заметным и богатым в Н. Новгороде. В целом, это - пример хорошо сохранившегося крупного городского усадебного комплекса последней четверти ХIХ в.

В годы Великой Отечественной войны экспозиция была перевезена в село Тонкино Горьковской области. Как показали архивные исследования, в эти годы под Верхневолжской набережной располагался бункер Сталина. И главная его часть скрывалась под зданием музея. Подробнее об этом рассказано в одной из серий цикла «Искатели».

После войны и вплоть до 1994 года в здании находился краеведческий музей.



Внутренний дворик с фонтаном и верандой - уютное место отдыха

В течение 16 лет (с 1994 г.) двери парадного подъезда рукавишниковского палаццо были закрыты. В 2010 году реставрационные работы на красивейшем здании Верхне-Волжской набережной завершены. Предпринятое максимально возможное восстановление первоначально богатой и изысканной отделки интерьеров, выявленной в ходе исследования здания, во многом подтверждает свидетельства современников строительства особняка.


Главный дом усадьбы в наши дни становится таким же, каким он был ярко и самобытно представлен в художественном произведении одного из потомков знаменитого нижегородского купеческого рода. И.С. Рукавишников - писатель и поэт, придерживаясь до некоторой степени известных биографических сведений о семье, в романе «Проклятый род» (выходил в 1912 и 1914 гг., переиздан в 1999г.) с большой долей точности и достоверности описывает творение своего отца - овеянный легендами дворец Рукавишниковых на Волжском откосе.

Войдем же внутрь этой усадьбы.

Первое, что видишь попадая в это здание - это широкая парадная лестница с огромным зеркалом наверху.



Стены лестницы богато украшены лепниной.


Потолок расписан в стиле барокко


И конечно, главное украшение лестницы - зеркало

К моему великому сожалению, большинство залов запрещено снимать. Поэтому пофотографировать в них мне не удалось. А там много интересного. Музейные смотрители ссылаются на запрет местного руководства снимать экспонаты, якобы они могут придти в негодность из-за вспышек фотоаппаратов. Хотя как может вспышка испортить, например, чугунную пушку или кресла, которых, кстати сказать, в экспозиции великое множество, мне непонятно.

На мой взгляд это прямое нарушение Указа Президента о доступности музейных ценностей.

В Интернете нашлось лишь пара фоток одного из залов. Видимо запрет на съемку выполняется неукоснительно.

Следующий зал который разрешают фотографировать -сиреневая гостиная

Потолок изумителен! Просто не оторвать взгляда.


Стены покрыты барельефами в том же стиле

Центральное место в гостиной занимает стол в виде бублика

Следующим помещением, в котором дозволена съемка, оказался танцевальный зал. Конечно он производит неизгладимое впечатление.

Весь зал, стены и потолок украшены лепниной.




На полу зала - наборный паркет из различных пород дерева

На одной из стен опять же огромнейшее зеркало, площадью, более 10 кв. м. (оно слева на следующей фото)

После осмотра танцевального зала посетители выходят обратно на парадную лестницу

На самом выходе из здания нас провожает еще одно произведение искусства - тамбур, выполненный из резного дерева.

Такой мы увидели Усадьбу Рукавишниковых в воскресенье.

На что посмотреть в Нижнем Новгороде, подробно рассказывают справочники, путеводители и рекламные проспекты многочисленных туристических агентств. Один из древнейших городов Европы с каждым годом привлекает к себе все большее количество туристов. История Нижнего Новгорода очень интересна, особенно страницы, связанные с купечеством.

Знаменитая фамилия

Фамилия Рукавишников в России очень известная - миллионеры-меценаты, писатели, поэты, артисты и космонавт. В царское время было как минимум две известнейшие династии, одна из них нижегородская. Они оставили о себе память не только в литературе и справочниках. Осталась прекрасная усадьба Рукавишникова. Нижний Новгород в своих окрестностях (в селе Подвя́зье, Богородском районе) имеет еще одну усадьбу, носящую фамилию династии, которая тоже является историческим и архитектурным памятником. Очевидно, можно для уточнения, о каком именно особняке идет речь, в скобках указывать город или село, в котором она находится.

«Из грязи - в князи»

Династия Рукавишниковых, имеющая отношение к Нижнему Новгороду, началась с Михаила Григорьевича (1811-1874), который был купцом I гильдии, входил в попечительский комитет о тюрьмах. Кроме того, он был удостоен почетного звания мануфактур-советника, которое соответствовало VIII классу в табеле о рангах и давало право на потомственное дворянство (дед Михаила Григорьевича был простым крепостным, который нажил первоначальный капитал благодаря своей смекалке). Присваивалось звание крупным промышленникам и купцам России. По другим данным, основатель династии был владельцем первого в этом городе сталелитейного завода и крупным ростовщиком-процентщиком.

Имение за проценты

В результате именно этого вида его разносторонней деятельности к нему в 1740 году за долги отошел особняк купца III гильдии Серапиона Везломцева, который в наше время известен как Музей-усадьба Рукавишниковых. Нижний Новгород, пятый по численности город России, и в те времена не был заштатным городишком. Новгородские купцы даже III гильдии могли позволить себе иметь особняки, в которых потом 37 лет будет проживать богатейшая семья города. Один из сынов, пошедший по стопам отца, а именно Сергей Михайлович Рукавишников, будучи не только миллионером, а одним из самых решил перестроить особняк, превратив его во дворец.

«По купцу и товар»

Для этой цели был приглашен архитектор П. С. Бойцов, а из Санкт-Петербурга был выписан художник М. О. Микешин, специалист по дворцовому оформлению усадеб. Цель, поставленная перед мастерами, - максимально показать и подчеркнуть возможности и мощь владельца. Пристроенные крылья и возведенный 3-й этаж вместе со старым домом должны были обеспечить наличие 50 комнат, в которых стала бы проживать семья из 8 человек. Цель была достигнута, именно этот особняк на Верхне-Волжской набережной, известный как усадьба Рукавишникова (Нижний Новгород), на долгие годы (презентация состоялась в 1877 году) стал самым роскошным домом в городе, знаменитым далеко за пределами

Роскошь, как самоутверждение

Дворец ничем не уступал столичным собратьям. Здесь было все, что олицетворяло собой роскошь, - мраморная лестница и атланты, поддерживающие балкон, внутренний дворик с фонтаном и верандой, получившийся в результате присоединения продолженным вторым этажом двухэтажного каменного флигеля. Фасад украшали горельефные (фигура на плоскость выступает более чем на половину объема) изображения кариатид, богатая лепнина и роспись. С дворцами его роднил и двухцветный, бело-голубой окрас. Даже в столицах обсуждались общая художественная цельность особняка, высокое эстетическое качество интерьеров, стильность и насыщенность отделок здания, его архитектурные особенности. Одним словом, усадьба Рукавишникова (Нижний Новгород) стала «притчей во языцех».

«Мы пойдем другим путем…»

Однако сыновья Сергея Михайловича, Иван и Митрофан, выросшие в этой роскоши, мало того что не пошли по стопам отца (один стал писателем, второй скульптором), так первый из них, прозаик и поэт-символист, написал роман «Проклятый род», ставший, как сказали бы сейчас, бестселлером и лишивший его миллионного наследства. Иван Рукавишников считался среди поэтов Серебряного века «мастером триолета» (стихотворение из восьми стихов на две рифмы), ну, то есть совсем не купец. Его брат Митрофан, ставший известным скульптором, знаменит тем, что вместе с Кольцовым по собственному проекту изготовили муз для ниш Большого театра после их уничтожения в 1942 году в результате попадания бомбы.

Дом-памятник

Семья распалась, а дом остался, и даже не пострадал в революцию, а в 1924 году особняк на Нижегородском спуске стал краеведческим музеем и больше никогда не менял хозяев. Разве что его переименовали в Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник. Перестроечные годы не обошли его стороной - с 1994 года в течение 16 лет особняк был закрыт. И вот, великолепно отреставрированный, в 2010 году он распахивает свои двери посетителям и становится одной из главных достопримечательностей города. В народе его называют Музей Рукавишниковых, потому что и Митрофан, и Иван Сергеевичи сделали все, что могли для открытия его в 1896 году (сначала в Дмитриевской башне кремля). В нынешнем своем виде восстановленный во всем великолепии особняк представляет собой очень хорошо сохранившийся большой городской усадебный комплекс, относящийся к последней трети XIX века. Его фонды насчитывают 300 тысяч экземпляров, накопленных за почти 100-летнюю историю существования, а 8 филиалов разбросаны по всей области.

«…Ладно ль за морем иль худо, и какое в свете чудо…»

Сама усадьба Рукавишникова (Нижний Новгород) является памятью и об удачливых купцах - в некоторых залах на постоянной основе действует выставка под названием «Пристойны быть по торгам своим…». Конечно, особняки должны были соответствовать оборотам капитала и положению владельца в обществе. Выставка рассказывает о самых ярких новгородских купцах и предпринимателях - Каменских, Сироткиных и Рукавишниковых. Купечеством Россия (особенно Новгород) славилась всегда. Его воспевали в былинах (легендарный новгородский купец Садко). Часто купцы бывали дипломатами и первооткрывателями (Афанасий Никитин), очень часто меценатами (Третьяков, Морозов, братья Щукины - все выходцы из купечества или «темного царства» по Добролюбову).

Еще одно, не менее знаменитое владение

Как отмечалось выше, в Новгородской области была еще одна усадьба Рукавишниковых. Подвязье - село, расположенное в 15 км от районного центра Богородска. История ее последнего облика такая же, как и у городской. «Миллионщик» Сергей Рукавишников выкупает у дворян Приклонских имение и перестраивает его сообразно своему статусу и миропониманию. Но получилось это не сразу, а только в 1879 году. Имение, с начала XVI века принадлежало боярам Сколковым, первым хозяином из рода Приклонских был Михаил Васильевич, еще в XVIII веке был директором Московского университета, и последняя его хозяйка (женщина совсем не бедная, ее муж Козлов составлял конкуренцию соседу Шереметьеву) наотрез отказывалась продавать «дворянское гнездо» холопскому потомку.

Красавец-объект, заждавшийся реставрации

Усадьба Рукавишниковых (Богородский район) не менее знаменита, чем поместье на Верхне-Волжской набережной. Славный русский дворянский род Приклонских, среди представителей которого были и декабристы, остался в истории имения, которое так и называется - Усадьба Приклонских-Рукавишниковых. Так, в честь победы над Наполеоном на территории родового гнезда тогдашним хозяином Андреем Приклонским был выстроен необычайный для православия храм-ротонда. Однако новый владелец, помня нанесенную ему обиду, с присущим ему размахом перестроил почти все. О необычной роскоши усадьбы говорит хотя бы такой факт. Здесь было четыре оранжереи, оборудованные в соответствии с последними научными и техническими возможностями того времени. На зависть всем соседям, особенно известному агроному-селекционеру А. В. Португалову, здесь произрастали самые диковинные овощи и фрукты. Сейчас эта уникальная, сказочной красоты (о которой можно судить даже по такой малости, как сохранившаяся часть главного входа) усадьба ждет своего восстановления.

Кроме легендарных владений купцов Рукавишниковых, есть много еще того, на что посмотреть в Нижнем Новгороде просто необходимо. Десятки интереснейших объектов ежедневно посещаются тысячами туристов. Это Дом Петра Первого и «Домик Каширина», описанный в «Детстве» Горького, Михайло-Архангельский собор и Нижегородский кремль, музеи Нижегородской интеллигенции и Речного флота, и Нижегородский художественный. Здесь есть памятники Чкалову, Евстигнееву, Минину и Пожарскому. И, конечно же, в Нижнем Новгороде многое связано с Максимом Горьким, имя которого населенный пункт носил с 1932 по 1990 год. «Под городом Горьким, где ясные зорьки…» - даже нынешнее поколение знакомо с этой строчкой из популярнейшей когда-то песни. Но слава о Нижнем Новгороде гремела по стране задолго до рождения великого пролетарского писателя.

Уникальное место расположения

Есть что посмотреть в Нижнем Новгороде - основанный Юрием Всеволодовичем, князем Владимирским, в 1221 году как фортификационное сооружение на месте слияния Волги и Оки, город столетиями был крупнейшим торговым центром России. Новгородская ярмарка прославилась в веках - именно здесь определялись цены на ходовые товары. Безусловным достоинством города из-за его места положения (историческая часть расположена на у подножья которых находится Стрелка - место слияния Волги и Оки) являются видовые панорамы. Обзор с 80-метровой высоты позволяет любоваться уникальными видами, лучшие из которых открываются изнутри Кремля и от «Аллей любви», расположенных по его периметру, с упомянутой выше Верхне-Волжской набережной и парка «Швейцария». Красивый старинный город. Об этой, почти 800-летней, его истории и рассказывают многочисленные Фото, в большом количестве представленные в разнообразных источниках, не оставили без внимания ни одного уголка этого легендарного города, и показывают его старинную и современную красоту в различных ракурсах.

Выбор редакции
«12» ноября 2012 года Национальный состав населения Республики Бурятия Одним из вопросов, представляющих интерес для широкого круга...

Власти Эквадора лишили Джулиана Ассанжа убежища в лондонском посольстве. Основатель WikiLeaks задержан британской полицией, и это уже...

Вертикаль власти не распространяется на Башкортостан. Публичная политика, которая, казалось, как древний мамонт, давно вымерла на...

Традиционная карельская кухня — элемент культуры народа. Пища — один из важнейших элементов материальной культуры народа. Специфика её...
ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК В РАЗГОВОРНИКЕ!Очень легко выучить и начать говорить!Скачайте!Просьба распространять!Русча-татарча сөйләшмәлек!...
Очень часто нам хочется поблагодарить другого человека за что-то. Да даже просто из вежливости, принимая что-то, мы часто говорим...
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...
План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...
На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...