В драгунский детские рассказы. Виктор драгунский краткая биография


Виктор Драгунский «Рыцари»

Когда репетиция хора мальчиков окончилась, учитель пения Борис Сергеевич сказал:

— Ну-ка, расскажите, кто из вас что подарил маме на Восьмое марта? Ну-ка ты, Денис, докладывай.

Я сказал:

— Я маме на Восьмое марта подарил подушечку для иголок. Красивую. На лягушку похожа. Три дня шил, все пальцы исколол. Я две такие сшил.

— Мы все по две сшили. Одну — маме, а другую Раисе Ивановне.

— Это почему же все? — спросил Борис Сергеевич. — Вы что, так сговорились, чтобы всем шить одно и то же?

— Да нет, — сказал Валерка, — это у нас в кружке «Умелые руки» — мы подушечки проходим. Сперва проходили чертиков, а теперь подушечки.

— Каких еще чертиков? — удивился Борис Сергеевич.

Я сказал:

— Пластилиновых! Наши руководители Володя и Толя из восьмого класса полгода с нами чертиков проходили. Как придут, так сейчас: «Лепите чертиков!» Ну мы лепим, а они в шахматы играют.

— С ума сойти, — сказал Борис Сергеевич. — Подушечки! Придется разобраться! Стойте! — И он вдруг весело рассмеялся. — А сколько у вас мальчишек в первом «В»?

— Пятнадцать, — сказал Мишка, — а девчонок двадцать пять.

Тут Борис Сергеевич прямо покатился от смеха.

А я сказал:

— У нас в стране вообще женского населения больше, чем мужского.

Но Борис Сергеевич отмахнулся от меня.

— Я не про то. Просто интересно посмотреть, как Раиса Ивановна получает пятнадцать подушечек в подарок! Ну ладно, слушайте: кто из вас собирается поздравить своих мам с Первым мая?

Тут пришла наша очередь смеяться. Я сказал:

— Вы, Борис Сергеевич, наверное, шутите, не хватало еще и на май поздравлять.

— А вот и неправильно, именно что необходимо поздравить с маем своих мам. А то это некрасиво: только раз в году поздравлять. А если каждый праздник поздравлять — это будет по-рыцарски. Ну, кто знает, что такое рыцарь?

Я сказал:

— Он на лошади и в железном костюме.

Борис Сергеевич кивнул.

— Да, так было давно. И вы, когда подрастете, прочтете много книжек про рыцарей, но сейчас, если про кого говорят, что он рыцарь, то это, значит, имеется в виду благородный, самоотверженный и великодушный человек. И я думаю, что каждый пионер должен обязательно быть рыцарем. Поднимите руки, кто здесь рыцарь?

Мы все подняли руки.

— Я так и знал, — сказал Борис Сергеевич, — идите, рыцари!

Мы пошли по домам. А по дороге Мишка сказал:

— Ладно уж, я маме конфет куплю, у меня деньги есть.

И вот я пришел домой, а дома никого нету. А меня даже досада взяла. Вот в кои-то веки захотел быть рыцарем — так денег нет! А тут, как назло, прибежал Мишка, в руках нарядная коробочка с надписью: «Первое мая».

Мишка говорит:

— Готово, теперь я рыцарь за двадцать две копейки. А ты что сидишь?

— Мишка, ты рыцарь? — сказал я.

— Рыцарь, — говорит Мишка.

— Тогда дай взаймы.

Мишка огорчился.

— Я всё истратил до копейки.

— Что же делать?

— Поискать, — говорит Мишка. — Ведь двадцать копеек — маленькая монетка, может, куда завалилась хоть одна, давай поищем.

И мы всю комнату облазили — и за диваном, и под шкафом, и я все туфли мамины перетряхнул, и даже в пудре у нее пальцем поковырял. Нету нигде.

Вдруг Мишка раскрыл буфет:

— Стой, а это что такое?

— Где? — говорю я. — Ах, это, это бутылки. Ты что, не видишь? Здесь два вина: в одной бутылке черное, а в другой желтое. Это для гостей, к нам завтра гости придут.

Мишка говорит:

— Эх, пришли бы ваши гости вчера, и были бы у тебя деньги.

— Это как?

— А бутылки? — говорит Мишка. — Да за пустые бутылки всегда деньги дают. На углу. Называется «Приём стеклотары»!

Я говорю:

— Что же ты раньше молчал? Сейчас мы это дело уладим! Давай банку из-под компота, вон на окне стоит.

Мишка протянул мне банку, а я открыл бутылку и вылил черновато-красное вино в банку.

— Правильно, — сказал Мишка, — что ему сделается?..

— Ну конечно, — сказал я. — А куда вторую?

— Да сюда же, — говорит Мишка, — не всё равно? И это вино, и то вино.

— Ну да, — сказал я. — Если бы одно было вино, а другое керосин, тогда нельзя, а так, пожалуйста, еще лучше. Держи банку.

И мы вылили туда и вторую бутылку.

Я сказал:

— Ставь ее на окно! Так. Прикрой блюдечком, а теперь бежим!

И мы припустились.

За эти две бутылки нам дали 24 копейки. И я купил маме конфет. Мне еще две копейки сдачи дали.

Я пришел домой веселый, потому что я стал рыцарем, и, как только мама с папой пришли, я сказал:

— Мам, я теперь рыцарь. Нас Борис Сергеевич научил!

Мама сказала:

— Ну-ка, расскажи!

Я рассказал, что завтра я маме сделаю сюрприз.

Мама сказала:

— А где же ты денег достал?

А я сказал:

— Я, мам, пустую посуду сдал. Вот две копейки сдачи.

Тут папа сказал:

— Молодец! Давай-ка мне две копейки на автомат!

Мы сели обедать.

Потом папа откинулся на спинку стула и улыбнулся:

— Компотику бы.

— Извини, я сегодня не успела, — сказала мама.

Но папа подмигнул мне:

— А это что? Я давно уже заметил.

И он подошел к окну, снял блюдечко и хлебнул прямо из банки. Ну тут что было! Бедный папа кашлял так, как будто он выпил стакан гвоздей.

— Что это такое? Что это за отрава?!

Я сказал:

— Папа, не пугайся! Это не отрава. Это два твоих вина!

Тут папа немножко пошатнулся и побледнел.

— Какие два вина?! — закричал он громче прежнего.

— Черное и желтое, — сказал я, — что стояли в буфете. Ты, главное, не пугайся.

Папа побежал к буфету и распахнул дверцу.

Потом он заморгал глазами и стал растирать себе грудь.

Он смотрел на меня с таким удивлением, как будто я был не обыкновенный мальчик, а какой-нибудь синенький или в крапинку.

Я сказал:

— Ты что, папа, удивляешься? Я слил твои два вина в банку, а то где бы я взял пустую посуду? Сам подумай!

Мама вскрикнула:

И упала на диван.

Она стала смеяться, да так сильно, что я думал, ей станет плохо.

Я ничего не мог понять, а папа закричал:

— Хохочете? Что ж, хохочите! А между прочим, этот ваш рыцарь сведет меня с ума, но лучше я его раньше выдеру, чтобы он забыл раз и навсегда свои рыцарские манеры.

И папа стал делать вид, что он ищет ремень.

— Где он? — кричал папа. — Подайте мне сюда этого Айвенго! Куда он провалился?

А я был за книжным шкафом. Я уже давно был там на всякий случай. А то папа что-то сильно волновался.

Он кричал:

— Слыханное ли дело выливать в банку коллекционный черный «Мускат» урожая 1954 года и разбавлять его жигулевским пивом?!

А мама прямо кисла от смеха.

Она еле-еле приговаривала:

— Ведь это он... Из лучших побуждений... Ведь он же... Рыцарь... Я умру... от смеха.

И она продолжала смеяться.

А папа еще немного пометался по комнате и потом ни с того ни с сего подошел к маме.

Он сказал:

— Как я люблю твой смех.

И наклонился и поцеловал маму.

И я тогда спокойно вылез из-за шкафа.

Виктор Драгунский «Девочка на шаре»

Один раз мы всем классом пошли в цирк. Я очень радовался, когда шел туда, потому что мне уже скоро восемь лет, а я был в цирке только один раз, и то очень давно. Главное, Алёнке всего только шесть лет, а вот она уже успела побывать в цирке целых три раза. Это очень обидно. И вот теперь мы всем классом пришли в цирк, и я думал, как хорошо, что я уже большой и сейчас, в этот раз, всё увижу как следует. А в тот раз я был маленький, я не понимал, что такое цирк. В тот раз, когда на арену вышли акробаты и один полез на голову другому, я ужасно расхохотался, потому что подумал, что это они так нарочно делают, для смеху, ведь дома я никогда не видел, чтобы взрослые дядьки карабкались друг на друга. И на улице тоже этого не случалось. Вот я и рассмеялся во весь голос. Я не понимал, что это артисты показывают свою ловкость.

И еще в тот раз я всё больше смотрел на оркестр, как они играют — кто на барабане, кто на трубе, — и дирижер машет палочкой, и никто на него не смотрит, а все играют как хотят. Это мне очень понравилось, но пока я смотрел на этих музыкантов, в середине арены выступали артисты. И я их не видел и пропускал самое интересное. Конечно, я в тот раз еще совсем глупый был. И вот мы пришли всем классом в цирк. Мне сразу понравилось, что он пахнет чем-то особенным и что на стенах висят яркие картины, и кругом светло, и в середине лежит красивый ковер, а потолок высокий, и там привязаны разные блестящие качели. И в это время заиграла музыка и все кинулись рассаживаться, а потом накупили эскимо и стали есть. И вдруг из-за красной занавески вышел целый отряд каких-то людей, одетых очень красиво, — в красные костюмы с желтыми полосками. Они встали по бокам занавески, и между ними прошел их начальник в черном костюме. Он громко и немножко непонятно что- то прокричал, и музыка заиграла быстро-быстро и громко, и на арену выскочил артист-жонглер, и началась потеха! Он кидал шарики, по десять или по сто штук, вверх и ловил их обратно. А потом схватил полосатый мяч и стал им играть. Он и головой его подшибал, и затылком, и лбом, и по спине катал, и каблуком наподдавал, и мяч катался по всему его телу, как примагниченный. Это было очень красиво. И вдруг жонглер кинул этот мячик к нам, в публику, и тут же началась настоящая суматоха, потому что я поймал этот мяч и бросил его в Валерку, а Валерка — в Мишку, а Мишка вдруг нацелился и ни с того ни с сего засветил прямо в дирижера, но в него не попал, а попал в барабан! Бамм! Барабанщик рассердился и кинул мяч обратно жонглеру, но мяч не долетел, он просто угодил одной красивой тетеньке в прическу, и у нее получилась не прическа, а нахлобучка. И мы все так хохотали, что чуть не померли. И когда жонглер убежал за занавеску, мы долго не могли успокоиться. Но тут на арену выкатили огромный голубой шар, и дядька, который объявляет, вышел на середину и что-то прокричал неразборчивым голосом. Понять нельзя было ничего, и оркестр опять заиграл что-то очень веселое, только не так быстро, как раньше.

И вдруг на арену выбежала маленькая девочка. Я таких маленьких и красивых никогда не видел. У нее были синие-синие глаза, и вокруг них были длинные ресницы. Она была в серебряном платье с воздушным плащом, и у нее были длинные руки, она ими взмахнула, как птица, и вскочила на этот огромный голубой шар, который для нее выкатили. Она стояла на шаре. И потом вдруг побежала, как будто захотела спрыгнуть с него, но шар завертелся под ее ногами, и она на нем вот так, как будто бежала, а на самом деле ехала вокруг арены. Я таких девочек никогда не видел. Все они были обыкновенные, а эта какая-то особенная. Она бегала по шару своими маленькими ножками, как по ровному полу, и голубой шар вез ее на себе, она могла ехать на нем и прямо, и назад, и налево, и куда хочешь! Она весело смеялась, когда так бегала, как будто плыла, и я подумал, что она, наверно, и есть Дюймовочка, такая она была маленькая, милая и необыкновенная. В это время она остановилась, и кто-то ей подал разные колокольчатые браслеты, и она надела их себе на туфельки и на руки и снова стала медленно кружиться на шаре, как будто танцевать. И оркестр заиграл тихую музыку, и было слышно, как тонко звенят золотые колокольчики на девочкиных длинных руках. И это всё было как в сказке. И тут еще потушили свет, и оказалось, что девочка вдобавок умеет светиться в темноте, она медленно плыла по кругу, и светилась, и звенела, и это было удивительно, — я за всю свою жизнь не видел ничего такого подобного.

И когда зажгли свет, все захлопали и завопили «браво», и я тоже кричал «браво». А девочка соскочила со своего шара и подбежала вперед, к нам поближе, и вдруг на бегу перевернулась через голову как молния, и еще, и еще раз, и всё вперед и вперед. И мне показалось, что вот она сейчас разобьется о барьер, и я вдруг очень испугался, и вскочил на ноги, и хотел побежать к ней, чтобы подхватить ее и спасти, но девочка вдруг остановилась как вкопанная, раскинула свои длинные руки, оркестр замолк, и она стояла и улыбалась. И все захлопали изо всех сил и даже застучали ногами. И в эту минуту эта девочка посмотрела на меня, и я увидел, что она увидела, что я ее вижу и что я тоже вижу, что она видит меня, и она помахала мне рукой и улыбнулась. Она мне одному помахала и улыбнулась. И я опять захотел побежать к ней, и я протянул к ней руки. И она вдруг послала нам всем воздушный поцелуй и убежала за красную занавеску, куда убегали все артисты. И на арену вышел клоун со своим петухом и начал чихать и падать, но мне было не до него. Я всё время думал про девочку на шаре, какая она удивительная и как она помахала мне рукой и улыбнулась, и больше уже ни на что не хотел смотреть. Наоборот, я крепко зажмурил глаза, чтобы не видеть этого глупого клоуна с его красным носом, потому что он мне портил мою девочку, она всё еще мне представлялась на своем голубом шаре. А потом объявили антракт, и все побежали в буфет пить ситро, а я тихонько спустился вниз и подошел к занавеске, откуда выходили артисты. Мне хотелось еще раз посмотреть на эту девочку, и я стоял у занавески и глядел — вдруг она выйдет. Но она не выходила.

А после антракта выступали львы, и мне не понравилось, что укротитель всё время таскал их за хвосты, как будто это были не львы, а дохлые кошки. Он заставлял их пересаживаться с места на место или укладывал их на пол рядком и ходил по львам ногами, как по ковру, а у них был такой вид, что вот им не дают полежать спокойно. Это было неинтересно, потому что лев должен охотиться и гнаться за бизоном в бескрайних пампасах, оглашая окрестности грозным рычанием, приводящим в трепет туземное население, а так получается не лев, а просто я сам не знаю что.

И когда кончилось и мы пошли домой, я всё время думал про девочку на шаре.

А вечером папа спросил:

— Ну как? Понравилось в цирке?

Я сказал:

— Папа! Там в цирке есть девочка. Она танцует на голубом шаре. Такая славная, лучше всех! Она мне улыбнулась и махнула рукой! Мне одному, честное слово! Понимаешь, папа? Пойдем в следующее воскресенье в цирк! Я тебе ее покажу!

Папа сказал:

— Обязательно пойдем. Обожаю цирк!

А мама посмотрела на нас обоих так, как будто увидела в первый раз.

И началась длиннющая неделя, и я ел, учился, вставал и ложился спать, играл и даже дрался, и всё равно каждый день думал, когда же придет воскресенье и мы с папой пойдем в цирк, и я снова увижу девочку на шаре, и покажу ее папе, и, может быть, папа пригласит ее к нам в гости, и я подарю ей пистолет-браунинг и нарисую корабль на всех парусах.

Но в воскресенье папа не смог идти. К нему пришли товарищи, они копались в каких-то чертежах, и кричали, и курили, и пили чай, и сидели допоздна, и после них у мамы разболелась голова.

И папа сказал мне, когда мы убирались:

— В следующее воскресенье, даю клятву Верности и Чести.

И я так ждал следующего воскресенья, что даже не помню, как прожил еще одну неделю. И папа сдержал свое слово, он пошел со мной в цирк и купил билеты во второй ряд, и я радовался, что мы так близко сидим, и представление началось, и я начал ждать, когда появится девочка на шаре. Но человек, который объявляет, всё время объявлял разных других артистов, и они выходили и выступали по-всякому, но девочка всё не появлялась. А я прямо дрожал от нетерпения, мне очень хотелось, чтобы папа увидел, какая она необыкновенная в своем серебряном костюме с воздушным плащом и как она ловко бегает по голубому шару. И каждый раз, когда выходил объявляющий, я шептал папе:

— Сейчас он объявит ее!

Но он, как назло, объявлял кого-нибудь другого, и у меня даже ненависть к нему появилась, и я всё время говорил папе:

— Да ну его! Это ерунда на постном масле! Это не то!

А папа говорил, не глядя на меня:

— Не мешай. Это очень интересно! Самое то!

Я подумал, что папа, видно, плохо разбирается в цирке, раз это ему интересно. Посмотрим, что он запоет, когда увидит девочку на шаре. Небось подскочит на своем стуле на два метра в высоту.

Но тут вышел объявляющий и своим глухонемым голосом крикнул:

— Ант-рра-кт!

Я просто ушам своим не поверил! Антракт! А почему? Ведь во втором отделении будут только львы! А где же моя девочка на шаре? Где она? Почему она не выступает? Может быть, она заболела? Может быть, она упала и у нее сотрясение мозга?

Я сказал:

— Папа, пойдем скорей узнаем, где же девочка на шаре!

Папа ответил:

— Да, да! А где же твоя эквилибристка? Что- то не видать! Пойдем-ка купим программку!..

Он был веселый и довольный.

Он оглянулся вокруг, засмеялся и сказал:

— Ах, люблю... Люблю я цирк! Самый запах этот... Голову кружит...

И мы пошли в коридор. Там толклось много народу, и продавались конфеты и вафли, и на стенах висели фотографии разных тигриных морд, и мы

побродили немного и нашли наконец контролершу с программками. Папа купил у нее одну и стал просматривать.

А я не выдержал и спросил у контролерши:

— Скажите, пожалуйста, а когда будет выступать девочка на шаре?

Она сказала:

— Какая девочка?

Папа сказал:

— В программе указана эквилибристка на шаре Т. Воронцова. Где она?

Я стоял и молчал.

Контролерша сказала:

— Ах, вы про Танечку Воронцову? Уехала она. Уехала. Что ж вы поздно хватились?

Я стоял и молчал.

Папа сказал:

— Мы уже две недели не знаем покоя. Хотим посмотреть эквилибристку Т. Воронцову, а ее нет.

Контролерша сказала:

— Да она уехала... Вместе с родителями... Родители у нее «Бронзовые люди — Два-Яворс». Может, слыхали? Очень жаль... Вчера только уехали.

Я сказал:

— Вот видишь, папа...

Он сказал:

— Я не знал, что она уедет. Как жалко... Ох ты боже мой!.. Ну что ж... Ничего не поделаешь...

Я спросил у контролерши:

— Это, значит, точно?

Она сказала:

Я сказал:

— А куда, неизвестно?

Она сказала:

— Во Владивосток.

Вон куда. Далеко. Владивосток. Я знаю, он помещается в самом конце карты, от Москвы направо.

Я сказал:

— Какая даль.

Контролерша вдруг заторопилась:

— Ну идите, идите на места, уже гасят свет!

Папа подхватил:

— Пошли, Дениска! Сейчас будут львы! Косматые, рычат — ужас! Бежим смотреть!

Я сказал:

— Пойдем домой, папа.

Он сказал:

— Вот так раз...

Контролерша засмеялась. Но мы подошли к гардеробу, и я протянул номер, и мы оделись и вышли из цирка. Мы пошли по бульвару и шли так довольно долго, потом я сказал:

— Владивосток — это на самом конце карты. Туда, если поездом, целый месяц проедешь...

Папа молчал. Ему, видно, было не до меня. Мы прошли еще немного, и я вдруг вспомнил про самолеты и сказал:

— А на ТУ-104 за три часа — и там!

Но папа всё равно не ответил. Он молча шагал и крепко держал меня за руку.

Когда мы вышли на улицу Горького, он сказал:

— Зайдем в кафе «Мороженое». Смутузим по две порции, а?

Я сказал:

— Не хочется что-то, папа. Он сказал:

— Там подают воду, называется «Кахетинская». Нигде в мире не пил лучшей воды.

Я сказал:

— Не хочется, папа.

Он не стал меня уговаривать. Он прибавил шагу и крепко сжал мою руку. Мне стало даже больно. Он шел очень быстро, и я еле-еле поспевал за ним. Отчего он шел так быстро? Почему он не разговаривал со мной? Мне захотелось на него взглянуть. Я поднял голову. У него было очень серьезное и грустное лицо.

Виктор Драгунский «Слава Ивана Козловского»

У меня в табеле одни пятерки. Только по чистописанию четверка. Из-за клякс. Я прямо не знаю, что делать!

У меня всегда с пера соскакивают кляксы. Я уж макаю в чернила только самый кончик пера, а кляксы всё равно соскакивают. Просто чудеса какие-то!

Один раз я целую страницу написал чисто- чисто, любо-дорого смотреть — настоящая пятерочная страница. Утром показал ее Раисе Ивановне, а там на самой середине клякса! Откуда она взялась? Вчера ее не было! Может быть, она с какой-нибудь другой страницы просочилась? Не знаю...

А так у меня одни пятерки.

Только по пению тройка.

Это вот как получилось.

Был у нас урок пения.

Сначала мы пели все хором «Во поле берёзонька стояла».

Выходило очень красиво, но Борис Сергеевич все время морщился и кричал:

— Тяните гласные, друзья, тяните гласные!..

Тогда мы стали тянуть гласные, но Борис Сергеевич хлопнул в ладоши и сказал:

— Настоящий кошачий концерт! Давайте-ка займемся с каждым индивидуально.

Это значит с каждым отдельно.

И Борис Сергеевич вызвал Мишу.

Миша подошел к роялю и что-то такое прошептал Борису Сергеевичу.

Тогда Борис Сергеевич начал играть, а Миша тихонечко запел:

Как на тоненький ледок Выпал беленький снежок...

Ну и смешно же пищал Мишка! Так пищит наш котенок Мурзик, когда я его засовываю в чайник. Разве ж так поют?

Почти ничего не слышно. Я просто не мог выдержать и рассмеялся.

Тогда Борис Сергеевич поставил Мише пятерку и поглядел на меня.

Он сказал:

— Ну-ка, хохотун, выходи!

Я быстро выбежал к роялю.

— Ну-с, что вы будете исполнять? — вежливо спросил Борис Сергеевич.

Я сказал:

— Песня гражданской войны «Веди ж, Будённый, нас смелее в бой».

Борис Сергеевич тряхнул головой и заиграл, но я его сразу остановил.

— Играйте, пожалуйста, погромче! — сказал я.

Борис Сергеевич сказал:

— Тебя не будет слышно.

— Будет. Еще как!

— Борис Сергеевич заиграл, а я набрал побольше воздуха да как гряну во всю мочь свою любимую:

Высоко в небе ясном

Вьется алый стяг...

Мне очень нравится эта песня. Так и вижу синее-синее небо, жарко, кони стучат копытами, у них красивые лиловые глаза, а в небе вьется алый стяг.

Тут я даже зажмурился от восторга и закричал что было сил:

Мы мчимся на конях туда,

Где виден враг!

И в битве упоительной...

Я хорошо орал, наверно, было слышно на другой улице:

Лавиною стремительной!

Мы мчимся вперед!.. Ура!..

Красные всегда побеждают!

Отступайте, враги! Даешь!!!

Я нажал себе кулаками на живот, вышло еще громче, и я чуть не лопнул:

Мы вррезалися в Крым!

Тут я остановился, потому что я был весь потный и у меня дрожали колени.

А Борис Сергеевич хоть и играл, но весь как-то склонился к роялю, и у него тоже тряслись плечи...

Я сказал:

— Ну как?

— Чудовищно! — похвалил Борис Сергеевич.

Хорошая песня, правда? — спросил я.

— Хорошая, — сказал Борис Сергеевич и закрыл платком глаза.

— Только жаль, вы очень тихо играли, Борис Сергеевич, — сказал я, — можно бы еще погромче.

— Ладно, я учту, — сказал Борис Сергеевич. — А ты не заметил, что я играл одно, а ты пел немножко по-другому?

— Нет, — сказал я, — я этого не заметил! Да это и неважно. Просто надо было погромче играть.

— Ну что ж, — сказал Борис Сергеевич, — раз ты ничего не заметил, поставим тебе пока тройку. За прилежание.

Как тройку?! Я даже опешил. Как же это может быть? Тройка — это очень мало! Мишка так тихо пел и то получил пятерку...

Я сказал:

— Борис Сергеевич, когда я немножко отдохну, я еще громче смогу, вы не думайте. Это я сегодня плохо завтракал. А то я так могу спеть, что тут у всех уши позаложит. Я знаю еще одну песню. Когда я ее дома пою, все соседи прибегают, спрашивают, что случилось.

— Это какая же? — спросил Борис Сергеевич.

— Жалостливая, — сказал я и завел:

Я вас любил:

Любовь еще, быть может...

Но Борис Сергеевич поспешно сказал:

— Ну хорошо, хорошо, всё это мы обсудим в следующий раз.

И тут раздался звонок.

Мама встретила меня в раздевалке. Когда мы собирались уходить, к нам подошел Борис Сергеевич.

— Ну, — сказал он, улыбаясь, — возможно, ваш мальчик будет Лобачевским, может быть, Менделеевым. Он может стать Суриковым или Кольцовым, я не удивлюсь, если он станет известен стране, как известен товарищ Николай Мамай или какой-либо боксер, но в одном могу заверить вас абсолютно твердо: славы Ивана Козловского он не добьется. Никогда!

Мама ужасно покраснела и сказала:

— Ну, это мы еще увидим!

А когда мы шли домой, я все думал:

«Неужели Козловский поет громче меня?»

Виктор Драгунский «Надо иметь чувство юмора»

Один раз мы с Мишкой делали уроки.

Мы положили перед собой тетрадки и списывали.

И в это время я рассказывал Мишке про лемуров, что у них большие глаза, как стеклянные блюдечки, и что я видел фотографию лемура, как он держится за авторучку, сам маленький- маленький и ужасно симпатичный.

Потом Мишка говорит:

— Написал?

Я говорю:

— Ты мою тетрадку проверь, — говорит Мишка, — а я — твою.

И мы поменялись тетрадками.

И я как увидел, что Мишка написал, так сразу стал хохотать.

Гляжу, а Мишка тоже покатывается, прямо синий стал.

Я говорю:

— Ты чего, Мишка, покатываешься?

— Я покатываюсь, что ты неправильно списал! А ты чего?

Я говорю:

— А я то же самое, только про тебя. Гляди, ты написал: «Наступили мозы». Это кто такие — «мозы»?

Мишка покраснел:

— Мозы — это, наверно, морозы. А ты вот написал: «Натала зима». Это что такое?

— Да, — сказал я, — не «натала», а «настала». Ничего не попишешь, надо переписывать. Это всё лемуры виноваты.

И мы стали переписывать.

А когда переписали, я сказал:

— Давай задачи задавать!

— Давай, — сказал Мишка.

В это время пришел папа.

Он сказал:

— Здравствуйте, товарищи студенты...

И сел к столу.

Я сказал:

— Вот, папа, послушай, какую я Мишке задам задачу: вот у меня есть два яблока, а нас трое, как разделить их среди нас поровну?

Мишка сейчас же надулся и стал думать. Папа не надувался, но тоже задумался. Они думали долго.

Я тогда сказал:

— Сдаешься, Мишка?

Мишка сказал:

— Сдаюсь!

Я сказал:

— Чтобы мы все получили поровну, надо из этих яблок сварить компот. — И стал хохотать: — Это меня тетя Мила научила!..

Мишка надулся еще больше. Тогда папа сощурил глаза и сказал:

— А раз ты такой хитрый, Денис, дай-ка я задам тебе задачу.

— Давай задавай, — сказал я.

Папа походил по комнате.

— Ну слушай, — сказал он. — Один мальчишка учится в первом классе «В». Его семья состоит из четырех человек. Мама встает в семь часов и тратит на одевание десять минут. Зато папа чистит зубы пять минут. Бабушка ходит в магазин столько, сколько мама одевается плюс папа чистит зубы. А дедушка читает газеты, сколько бабушка ходит в магазин минус во сколько встает мама.

Когда они все вместе, они начинают будить этого мальчишку из первого класса «В». На это уходит время чтения дедушкиных газет плюс бабушкино хождение в магазин. Когда мальчишка из первого класса «В» просыпается, он потягивается столько времени, сколько одевается мама плюс папина чистка зубов. А умывается он, сколько дедушкины газеты, деленные на бабушку. На уроки он опаздывает на столько минут, сколько он потягивается плюс умывается минус мамино вставание, умноженное на папины зубы.

Спрашивается: кто же этот мальчишка из первого «В» и что ему грозит, если это будет продолжаться? Всё!

Тут папа остановился посреди комнаты и стал смотреть на меня.

А Мишка захохотал во всё горло и стал тоже смотреть на меня.

Они оба на меня смотрели и хохотали.

Я сказал:

— Я не могу сразу решить эту задачу, потому что мы еще этого не проходили.

И больше я не сказал ни слова, а вышел из комнаты, потому что я сразу догадался, что в ответе этой задачи получится лентяй и что такого скоро выгонят из школы. Я вышел из комнаты в коридор и залез за вешалку и стал думать, что если это задача про меня, то это неправда, потому что я всегда встаю довольно быстро и потягиваюсь совсем недолго, ровно столько, сколько нужно. И еще я подумал, что если папе так хочется на меня выдумывать, то, пожалуйста, я могу уйти из дома прямо на целину. Там работа всегда найдется, там люди нужны, особенно молодежь. Я там буду покорять природу, и папа приедет с делегацией на Алтай, увидит меня, и я остановлюсь на минутку, скажу: «Здравствуй, папа!» — и пойду дальше покорять.

А он скажет:

«Тебе привет от мамы...»

А я скажу:

«Спасибо... Как она поживает?»

А он скажет:

«Ничего».

А я скажу:

«Наверно, она забыла своего единственного сына? »

А он скажет:

«Что ты, она похудела на тридцать семь кило! Вот как скучает!»

Он меня увидел и сказал:

— Ах, ты вот он где! Что у тебя за такие глаза? Неужели ты принял эту задачу на свой счет?

Он поднял пальто и повесил его на место и сказал дальше:

— Я это всё выдумал. Такого мальчишки и на свете-то нет, не то что в вашем классе!

И папа взял меня за руки и вытащил из-за вешалки.

Потом еще раз поглядел на меня пристально и улыбнулся:

— Надо иметь чувство юмора, — сказал он мне, и глаза у него стали веселые-веселые. — А ведь это смешная задача, правда? Ну! Засмейся!

И я засмеялся.

И он тоже.

И мы пошли в комнату.

Перед вами все книги Драгунского – список названий его лучших произведений. Но для начала немного узнаем о самом авторе. Виктор Юзефович Драгунский родился в 1913 году и стал известен в СССР как прославленный писатель и узнаваемый актер.

Его самая знаменитая серия книг – «Денискины рассказы», которая уже много раз переиздавалась с момента первого выхода в свет полвека назад.

Всю свою молодость Драгунский посвятил работе в театре и цирке и не всегда эта работа приносила свои плоды. Малоизвестный актер не мог получить серьезные роли и пытался найти призвание в смежных областях.

Первые рассказы автора увидели свет в 1959 году, именно они стали основой для будущей серии. Название для серии выбрано неслучайно – первоначально писатель сочинял рассказы для девятилетнего сына Дениса. Мальчик и стал главным героем в историях отца.

Начиная с 1960-х, рассказы стали настолько популярными, что издательство даже не справлялось с объемами. А популярность главного героя Дениса Кораблева перенесена в фильмы.

Итак, непосредственно список с описаниями тех самых культовых историй Драгунского.

  • Волшебная сила искусства (Сборник)

Денискины рассказы: о том, как всё было на самом деле

Вот уже три поколения восхищаются историями Драгунского про мальчика Дениску Кораблева. Во времена детства персонажа жизнь была совсем другой: по-другому выглядели улицы и машины, магазины и квартиры. В этом сборнике можно прочитать не только сами рассказы, но и объяснения сына прославленного автора – Дениса Драгунского. Он без утайки делится, что с ним действительно случалось, а что – выдумка отца. Дальше

Денискины рассказы (сборник)

Дениска живет своей советской жизнью – любит, прощает, дружит, побеждает обиды и обманы. Его жизнь невероятная и наполнена приключениями. У него есть самый близкий друг Мишка, с кем Денис отправился на маскарад; они вместе шалят на уроках, ходят в цирк и сталкиваются с необычными событиями.

Виктор Юзефович Драгунский (1 декабря 1913 – 6 мая 1972) – русский советский писатель и автор множества повестей и рассказов. Стал популярным и известным в Союзе, благодаря циклу «Денискины рассказы», который впоследствии стал именоваться «детской классикой всех времен».

Детство

Несмотря на тот факт, что Драгунского всегда считали выходцем из России, родился он в Соединенных Штатах Америки 1 декабря 1913 года в городе Нью-Йорке. Его родителями были трудовые эмигранты, которые в поисках лучшей жизни и достатка покинули родной Гомель и переселились в Америку за год до рождения ребенка. Однако там они не то что не нашли желаемого, а скорее наоборот – разочаровались в жизни, после чего в 1914 году решили вернуться на родину.

С самого детства Виктор привык к переездам. Как признается писатель, это казалось ему обычным и даже нормальным явлением – постоянно менять места жительства.

«Будучи ребенком, я не понимал, почему родители так нервничали и переживали, переезжая на новое место. Позже я, наконец, понял, чего именно они ожидали от новых стран и городов – лучшей жизни. Именно поэтому постоянно находились в поисках, хоть и, честно говоря, безрезультатных».

В 1918 году Виктор переносит страшную потерю. Его отец скоропостижно умирает от тифа, оставляя жену и ребенка без средств к существованию. Мать, погоревав некоторое время, выходит замуж за ревкома их родного города, с которым проживает достаточно счастливые и финансово стабильные два года, после чего отчим Виктора также умирает. Через два года мать Драгунского в третий раз выход замуж за Менахем-Мендла Хаимовича Рубина – актера еврейского водевильного театра.

После этого семья вслед за новым кормильцем начинает путешествовать по стране. Являясь довольно-таки талантливым актером, Рубин гастролирует и, в конце концов, приезжает в Москву, где встречает своего будущего коллегу по сцене – Илью Триллинга. Решив, что обуза в виде жены и ребенка сильно мешают карьере мужчины, Илья уговаривает друга бросить семью и заняться открытием собственного театра. Уговоры не проходят даром, и в 1930 году Рубин уходит из семьи.

Юность и начало актерской карьеры

Как позже признается сам Виктор Драгунский, у него практически не было детства.

«Несмотря на то, что Рубин позволял нам с мамой жить хорошей и можно даже сказать богатой жизнью, я видел, что это продлится недолго – так и произошло. Поэтому всё детство и юность мне приходилось подрабатывать то здесь, то там, чтобы накопить на будущее».

Получив лишь школьное образование (и то частичное), Драгунский в 1930 году записывается в «Литературно-театральную мастерскую» А. Дикого, где и начинает впервые появляться на сцене. Тот факт, что этот самый год является временем расторжения очередного брака и нищеты, вовсе не пугает Виктора, наоборот, даёт ему силы и воодушевляет. И уже через 5 лет он добивается своего первого признания – его замечают на одном из спектаклей и приглашают в Театр транспорта.

Видя семейное неблагополучие и несчастную мать, Виктор Драгунский еще больше старается посвятить себя творчеству, чтобы оградиться от негативных мыслей. Так, он начинает самостоятельно придумывать рассказы, повести, сказки, сочинять небольшие сценки и даже пьесы, писать фельетоны и юморески. Но отсутствие, как такового, опыта писателя вынуждает его обратиться к профессионалам, а именно, цирковым артистам, благодаря которым он впоследствии начинает сочинять по-настоящему интересные и смешные произведения. Они же помогают ему устроиться в Театр киноактера, где Драгунскому сразу же предлагают несколько небольших ролей второго плана.

Однако даже будучи достаточно известным человеком, Виктор видит, что в Театре киноактера и без него хватает «звездных персонажей». А поскольку конкурировать с ними он пока не в состоянии, в 1948 году он решает создать «Театр в театре» под названием «Синяя птичка», чтобы обеспечить себе и другим таким же малоизвестным актерам достойную работу. Затея сразу же становится популярной и обрастает всё новыми коллегами по сцене (пусть и более профессиональными актерами). Уже через несколько месяцев «самостоятельный коллектив» молодых и талантливых впервые выступает за пределами родной сцены. Их приглашают в Дом актера, где они на собственном опыте узнают, что такое настоящая слава.

Тем не менее, успех «Синей птички» заканчивается в 1958 году, когда самого талантливого из актеров – Виктора Драгунского – приглашают в Мосэстраду. Там он участвует в многочисленных постановках и даже пишет песни «Теплоход», «Берёзонька», «Три вальса», которые впоследствии становятся чуть ли не хитами отечественной эстрады.

Публицистика

Несмотря на то, что Драгунский занимается писательской деятельностью в течение многих лет, его произведения оцениваются лишь друзьями и коллегами по театру. О публикации рукописей Виктор начинает задумываться лишь в 1940 году, когда ему предлагают объединить все написанные ранее фельетоны и юморески в цикл под названием «Железный характер», который выходит в свет в 1960 году.

За год до публикации своего первого цикла Драгунский внезапно понимает, что больше не хочет писать юморески и переключается на детские рассказы. Так и появляются знаменитые «Денискины рассказы», главными героями которых становятся два друга. Истории практически мгновенно приобретают популярность и к 1960 году Виктора Драгунского радуют уже не одним, а двумя вышедшими в свет его собственными сборниками произведений.

Личная жизнь

В 1936 году, работая в Театре транспорта, Драгунский встречает актрису Елену Корнилову, на которой решает жениться. В браке рождается сын Леонид, впоследствии ставший известным и уважаемым журналистом. Прожив в браке целых 28 лет, Драгунский и Корнилова расходятся.

Второй раз Драгунский женится в 1964 году на Алле Семичастновой – талантливой писательнице, которая в дальнейшем даже опубликует свои воспоминания о муже «О Викторе Драгунском. Жизнь, творчество, воспоминания друзей» (1999). В браке у них рождается двое детей: дочь Ксения и сын Денис.

Биография и эпизоды жизни Виктора Драгунского. Когда родился и умер Виктор Драгунский, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя,фото и видео.

Годы жизни Виктора Драгунского:

родился 1 декабря 1913, умер 6 мая 1972

Эпитафия

«Много верных друзей у меня на заставе,
Но не знает никто, где я сердце оставил.
Только иногда затянет запевала:
„Ах, во поле березонька стояла…“»
Из песни «Березонька» (муз. Никита Богословский, сл. Виктор Драгунский)

Биография

Жизнь Виктора Драгунского - автора знаменитого цикла «Денискины рассказы» - тесно переплетена не только с литературой, но и с театром. Любовь к творчеству была присуща Виктору Юзефовичу с детства и даже будто бы возрастала вместе с ним. Отец Драгунского умер рано, так что жилось его семье весьма непросто. Чтобы хоть как-то поправить материальное положение, мальчику приходилось помногу работать. Но мечты о сцене, поэтические фантазии все же взяли свое. С переездом в Москву Виктор начинает посещать литературно-театральную мастерскую Алексея Дикого, а спустя пять лет дебютирует на сцене Театра транспорта. А между тем еще и над литературой работать успевает. Так, едва успев разменять третий десяток, Драгунский сумел зарекомендовать себя как изобретательный актер и талантливый писатель.

Работая в театре, Драгунский не оставляет писательства и сочиняет ряд юморесок, эстрадных монологов, цирковых клоунад. Непродолжительное время Виктор Юзефович даже выступает в цирке. Позже приходят небольшие роли в кино и работа в Театре киноактера, в труппу которого входили известнейшие артисты. К сожалению, получить более-менее значимую роль было отнюдь нелегко, и Драгунскому приходит идея создать самодеятельную труппу внутри театра. Он организовал ансамбль литературно-театральной пародии, получивший название «Синяя птичка». Труппа постепенно приобрела славу и стала пополняться знаменитыми артистами из различных театров Москвы. Веселые пародийные спектакли, поставленные «Синей птичкой», имели огромный успех, и Драгунского пригласили создать подобный коллектив в Мосэстраде.


Драгунский, занятый театральной деятельностью, не забывает публиковать свои юмористические рассказы. Но наступает Вторая мировая война, Виктор Юзефович отправляется защищать родину. Из-за проблем со здоровьем его отказались принять в армию, поэтому писатель отбывал войну в добровольческом батальоне ополчения.

Первые забавные рассказы о Денисе Кораблеве появляются в 1959 году, и в течение последующих двадцати лет выходят еще несколько книг этой серии. Однако из-под пера писателя выходили и «взрослые» произведения, например, повесть «Сегодня и ежедневно», в которой идет речь о клоуне, живущем по-своему вопреки всему миру.

Виктор Драгунский скончался 6 мая 1972 года в Москве. Причиной смерти Драгунского послужила старая затянувшаяся болезнь. Весть о смерти Виктора Драгунского вызвала бурную реакцию в обществе, а на церемонии прощания с писателем и артистом собрались не только родственники и друзья, но и сотни поклонников его творчества. Похороны Драгунского состоялись на Ваганьковском кладбище. Могила Драгунского находится на участке № 14.

Линия жизни

1 декабря 1913 г. Дата рождения Виктора Юзефовича Драгунского.
1925 г. Переезд в Москву.
1930 г. Посещение литературно-театральной мастерской.
1935 г. Начало актерской карьеры в Театре транспорта (ныне Театр Гоголя).
1940 г. Начало писательской деятельности и первые публикации в сборниках.
1948 г. Организация ансамбля литературно-театральной пародии «Синяя птичка», руководителем которого стал Драгунский.
1959 г. Первые публикации из цикла «Денискины рассказы».
1962 г. Выход первого сценария авторства Драгунского под названием «Веселые истории».
6 мая 1972 г. Дата смерти Виктора Драгунского.

Памятные места

1. Город Нью-Йорк, где родился Виктор Драгунский.
2. Город Гомель, где прошло детство Драгунского.
3. Москва, где жил и работал писатель.
4. Театр Гоголя в Москве, где служил Виктор Драгунский.
5. Театр киноактера в Москве, на сцене которого выступал Драгунский.
6. Дом актера, на сцене которого выступал артист.
7. Ваганьковское кладбище (участок № 14), где похоронен Драгунский.

Эпизоды жизни

Помимо прочей деятельности Драгунский зарекомендовал себя и в качестве прекрасного сценариста. Также были экранизированы и некоторые из его рассказов. «Волшебная сила искусства», к примеру, вышла в рамках одноименного киноальманаха, главную роль в котором сыграл Аркадий Райкин.

Виктор Драгунский имел троих детей. И каждому из них литература не чужда: старший сын Леонид стал автором ряда книг, дочь Ксения посвятила себя драматургии, а младший сын Денис - журналистике.

Завет

«Жизнь я прожил очень интересную и длинную и самых интересных случаев знаю штук сто…»

Мультфильм «20 лет под кроватью», созданный по одноименному рассказу Драгунского

Соболезнования

«У него была удивительная пластика, кошачья пластика. Он спасал нас, детей, от напраслины и окрика. Он умел снять напряжение и внести какое-то равновесие. Я его обожала».
Наталья Дурова, народная артистка СССР

«Ему казалось, что жизнь надо кардинальным образом менять, должен был совершиться какой-то важный поворот. Он сидел на довольно холодной подмосковной даче зимой и в этом довольно мрачном состоянии написал тринадцать детских рассказов».
Леонид Зорин, драматург

«Драгунский прожил одну, на редкость многообразную, насыщенную, напряжённую и цельную жизнь. Ему выпала редкая участь быть ни на кого не похожим, создать свой стиль и в жизни, и в творчестве».
Юрий Нагибин, писатель

Драгунский В.Ю. - известный писатель и театральный деятель, автор повестей, рассказов, песен, интермедий, клоунад, сценок. Наиболее популярен в списке произведений для детей его цикл «Денискины рассказы», ставший классикой советской литературы их рекомендуют для учеников 2-3-4 классов. Драгунский описывает типичные для каждого времени ситуации, блестяще раскрывает психологию ребенка, простой и яркий слог обеспечивает динамичность изложения.

Денискины рассказы

Цикл произведений «Денискины рассказы» повествует о забавных приключениях мальчика Дениса Кораблева. В собирательном образе главного героя переплелись черты его прототипа - сына Драгунского, ровесников, самого автора. Жизнь Дениса наполнена веселыми происшествиями, он активно воспринимает мир и живо реагирует на происходящее. У мальчика есть близкий друг Мишка, с которым они вместе проказничают, развлекаются, преодолевают трудности. Автор не идеализирует ребят, не учит и не морализирует - он обозначает сильные и слабые стороны подрастающего поколения.

Англичанин Павля

Произведение рассказывает о Павлике, который пришел в гости к Дениске. Он сообщает, что давно не приходил, поскольку все лето изучал английский язык. Денис и его родители пытаются узнать у мальчика, какие же новые слова ему знакомы. Оказалось, что Павля за это время выучил на английском языке только имя Петя - Пит.

Арбузный переулок

Рассказ повествует о Дениске, который не хочет есть молочную лапшу. Мама огорчается, но приходит папа и рассказывает мальчику историю из своего детства. Дениска узнает, как голодный малыш во время войны увидел грузовик, доверху наполненный арбузами, который разгружали люди. Папа стоял и наблюдал за их работой. Вдруг один из арбузов разбился, и добрый грузчик отдал его мальчишке. Папа до сих пор помнит, как он и друг наелись в тот день и еще долго ежедневно ходили в «арбузный» переулок и ждали нового грузовика. Но он так и не приехал… После папиной истории Денис съел лапшу.

Бы

Произведение повествует о рассуждениях Дениса, если бы все было устроено наоборот. Мальчик представляет, как воспитывает собственных родителей: маму он заставляет кушать, папу - мыть руки и стричь ногти, а бабушку отчитывает за то, что она легко одета и принесла с улицы грязную палку. После обеда Денис усаживает родственников выполнять домашнее задание, а сам собирается в кино.

Где это видано, где это слыхано…

Произведение рассказывает о Дениске и Мише, которых пригласили спеть сатирические песни на концерте. Друзья волнуются перед выступлением. Во время концерта Миша сбивается и поет одну и ту же песню несколько раз. Вожатая Люся тихо просит Дениса выступить одному. Мальчик собирается духом, готовится и снова поет те же строки, что и Миша.

Гусиное горло

Произведение рассказывает о сборах Дениски на день рождения лучшего друга. Мальчик приготовил ему подарок: вымытое и очищенное гусиное горло, которое отдала Вера Сергеевна. Денис планирует его высушить, внутрь положить горошины и зафиксировать узкую горловину в широкой. Однако папа советует купить конфеты и отдает Мише свой значок. Денис радуется, что сделает другу 3 подарка вместо одного.

Двадцать лет под кроватью

Произведение повествует о ребятах, которые играли в прятки в квартире у Миши. Денис прошмыгнул в комнату, где жила старушка и спрятался под кроватью. Он ожидал, что будет смешно, когда ребята его найдут, и Ефросинья Петровна тоже обрадуется. Но бабушка неожиданно запирает дверь, выключает свет и ложится спать. Мальчику становится жутко, и он ударяет кулаком по корыту, лежащему под кроватью. Раздается грохот, старушка пугается. Положение спасают ребята и папа Дениса, пришедший за ним. Мальчик выбирается из укрытия, но не отвечает на вопросы, ему кажется, что он провел под кроватью 20 лет.

Девочка на шаре

Рассказ повествует о походе Дениски с классом в цирк. Ребята смотрят выступления жонглеров, клоунов, львов. Но на Дениса производит впечатление маленькая девочка на шаре. Она показывает необыкновенные акробатические номера, мальчик не может отвести взгляд. В конце выступления девочка смотрит на Дениса и машет рукой. Мальчик хочет снова пойти в цирк через неделю, но у папы дела, и они попадают на представление только через 2 недели. Денис очень ждет выступления девочки на шаре, но она так и не появляется. Оказалось, что гимнастка уехала с родителями во Владивосток. Грустные Денис и его папа уходят из цирка.

Друг детства

Произведение повествует о желании Дениса стать боксером. Но ему нужна груша, а папа отказывается ее покупать. Тогда мама достает старого плюшевого Мишку, с которым мальчик когда-то играл и предлагает тренироваться на нем. Денис соглашается и собирается отрабатывать удары, но вдруг вспоминает, как ни на минуту не расставался с медведем, нянчил, сажал с собой обедать, рассказывал ему сказки и любил всей душой, готов был отдать жизнь за друга детства. Денис сообщает маме, что он передумал и никогда не будет боксером.

Живой уголок

Рассказ повествует об открытии в школе у Дениса живого уголка. Мальчик хотел привести в него зубробизона, бегемота или лося, но учительница просит завести маленьких животных, чтобы ухаживать и заботиться о них. Денис отправляется за покупкой для живого уголка белых мышей, но не успевает, их уже продали. Тогда мальчик с мамой поспешили за рыбками, но узнав их цену, передумали. Так Денис и не решил, какое животное ему принести в школу.

Заколдованная буква

Произведение рассказывает о Дениске, Мише и Аленке, которые наблюдали за выгрузкой из машины большой елки. Ребята смотрели на нее и улыбались. Алена хотела сказать друзьям, что на елке висят шишки, но не смогла выговорить первую букву и у нее получилось: «Сыски». Ребята смеются над девочкой и укоряют ее. Миша показывает Алене, как нужно правильно произносить слово: «Хыхки!» Они спорят, ругаются, и оба ревут. И только Денис уверен, что слово «шишки» простое, и он-то знает, как говорить правильно: «Фыфки!»

Здоровая мысль

Рассказ повествует о том, как Денис и Миша по дороге из школы запускали кораблик из спичечного коробка. Он попадает в водоворот и исчезает в водостоке. Ребята собираются домой, но оказывается, что мальчишки путают подъезды, поскольку они одинаковые. Мише повезло - он встречает соседку, и та его отводит в квартиру. Денис по ошибке заходит в чужой дом и попадает к незнакомым людям, у которых он уже шестой заблудившийся мальчик за день. Они помогают Денису найти свою квартиру. Мальчик предлагает родителям повесить на дом мамин портрет, чтобы он больше не заблудился.

Зеленчатые леопарды

Произведение рассказывает о споре ребят, какая болезнь лучше. Костя перенес корь и поведал друзьям, что ему подарили переводные картинки. Мишка рассказал, как съел банку малинового варенья, когда болел гриппом. Денису пришлась по душе ветрянка, потому что он ходил пятнистый как леопард. Ребята вспоминают об операции на гландах, после которой дают мороженое. По их мнению, чем тяжелее болезнь, тем лучше - тогда родители купят все, что пожелаешь.

Как я гостил у дяди Миши

Рассказ повествует о поездке Дениса к дяде Мише в Ленинград. Мальчик знакомится с двоюродным братом Димой, который показывает ему город. Они рассматривают легендарную Аврору, посещают Эрмитаж. Денис знакомится с одноклассницами брата, ему нравится Ира Родина, которой мальчик решает написать письмо по возвращении домой.

Кот в сапогах

Произведение рассказывает о школьном карнавале, для которого нужно подготовить костюм. Но у Дениса уезжает мама, и он так сильно скучает, что забывает о мероприятии. Миша наряжается гномом и помогает другу с костюмом. Они изображают из Дениски кота в сапогах. Мальчик получает главный приз за свой костюм - 2 книги, одну из которых отдает Мише.

Куриный бульон

Рассказ повествует о том, как Денис и его папа варят бульон из курицы. Они считают, что это очень простое и легкое в приготовлении блюдо. Однако повара чуть не сжигают курицу, когда хотят подпалить перья, затем пытаются отмыть птицу от сажи мылом, но она выскальзывает у Дениса из рук и оказывается под шкафом. Положение спасает мама, которая возвращается домой и помогает горе-кулинарам.

Мой знакомый медведь

Произведение рассказывает о походе Дениса в Сокольники на новогоднюю елку. Мальчика пугает огромный медведь, неожиданно нападающий на него из-за елки. Денис вспоминает, что нужно притвориться мертвым и падает на пол. Приоткрыв глаза, он видит, что зверь склоняется над ним. Тогда мальчик решает напугать животное и громко кричит. Медведь шарахается в сторону, а Денис бросает в него ледышку. Впоследствии оказывается, что под костюмом зверя скрывается актер, решивший подшутить над мальчиком.

Мотогонки по отвесной стене

Рассказ повествует о Денисе, который был чемпионом двора по езде на велосипеде. Он демонстрирует перед ребятами различные фокусы как артист в цирке. Однажды к Мише приехал родственник на велосипеде с мотором. Пока гость пил чай, ребята решают без спроса опробовать транспорт. Денис долго катается по двору, но затем не может остановиться, поскольку ребята не знают, где находится тормоз. Положение спасает родственник Федя, вовремя остановивший велосипед.

Надо иметь чувство юмора

Произведение повествует о том, как Миша и Денис делали уроки. Во время списывания текста они разговаривали, из-за чего совершили множество ошибок и пришлось переделывать задание. Затем Денис задает Мише веселую задачу, которую тот не может решить. В ответ папа дает сыну задание, на которое он обижается. Отец говорит Денису, что надо иметь чувство юмора.

Независимый горбушка

Рассказ повествует о том, как в класс Дениса пришел знаменитый писатель. Ребята долго готовились к визиту гостя, и он был тронут этим. Оказалось, что писатель заикается, но дети вежливо не заострили на этом внимания. В конце встречи одноклассник Дениса просит автограф у знаменитости. Но дело в том, что Горбушкин тоже заикается, и писатель обижается, подумав, что его дразнят. Пришлось Денису вмешаться и разрешить неловкую ситуацию.

Одна капля убивает лошадь

Произведение рассказывает о папе Дениса, которому доктор советует бросить курить. Мальчик переживает за отца, он не хочет, чтобы капля яда убила его. В выходные приходят гости, тетя Тамара дарит папе портсигар, за что Денис злится на нее. Отец просит сына подрезать сигареты, чтобы они поместились в коробочку. Мальчик намеренно портит папиросы, отрезая табак.

Он живой и светится

Рассказ повествует о Дениске, который ждет во дворе маму. В это время приходит Мишка. Ему нравится новый самосвал Дениса, и он предлагает поменять машину на светлячка. Жучок завораживает мальчика, он соглашается и долго любуется приобретением. Приходит мама и удивляется, почему сын обменял новую игрушку на маленького насекомого. На что Денис отвечает, что жук лучше, ведь он живой и светится.

Подзорная труба

Произведение рассказывает о Дениске, который рвет и портит одежду. Мама не знает, что делать с сорванцом, и папа советует ей смастерить подзорную трубу. Родители сообщают Денису, что теперь он под постоянным контролем, и они могут увидеть сына всегда, как только пожелают. Для мальчика наступают трудные дни, все его прежние занятия становятся запретными. Однажды Денису попадает в руки мамина подзорная труба, и он видит, что она пустая. Мальчик понимает, что родители его обманывали, но он счастлив и возвращается к своей прежней жизни.

Пожар во флигеле, или подвиг во льдах

Рассказ повествует о Денисе и Мише, которые играли в хоккей и опоздали в школу. Чтобы их не ругали, друзья решили придумать уважительную причину и долго спорили, что именно выбрать. Когда мальчики пришли в школу, гардеробщица отправила Дениса в класс, а Мише помогла пришить оторванные пуговицы. Кораблеву пришлось одному рассказывать учительнице, что они спасли из пожара девочку. Однако вскоре вернулся Миша и поведал классу, как они вытащили провалившегося под лед мальчика.

Поют колеса - тра-та-та

Рассказ повествует о Дениске, который поехал с папой в Ясногорск на поезде. Рано утром мальчику не спалось, и он отправился в тамбур. Денис увидел мужчину, бежавшего за поездом и помог ему забраться. Тот угостил мальчика малиной и рассказал про своего сына Сережу, который с матерью находится далеко в городе. На селе Красном мужчина соскочил с поезда, а Денис поехал дальше.

Приключение

Произведение рассказывает о Дениске, который гостил у дяди в Ленинграде и полетел один домой. Однако аэропорт в Москве закрыли из-за неблагоприятных погодных условий, и самолет вернулся обратно. Денис позвонил маме и сообщил о задержке. Ночь он провел на полу в аэропорту, а утром на 2 часа раньше объявили об отправлении самолета. Мальчик разбудил военных, чтобы они не опоздали. Поскольку самолет прилетел в Москву раньше, папа не встретил Дениса, но офицеры помогли ему и доставили домой.

Рабочие дробят камень

Рассказ повествует о друзьях, которые ходят купаться на водную станцию. Однажды Костик спрашивает Дениса, сможет ли тот спрыгнуть в воду с самой высокой вышки. Мальчик отвечает, что запросто. Друзья не верят Денису, считая, что ему слабо. Мальчик залезает на вышку, но ему становится страшно, Миша и Костя смеются. Тогда Денис повторяет попытку, но снова спускается с вышки обратно. Ребята потешаются над приятелем. Тогда Денис решается в 3 раз забраться на вышку и все-таки прыгает.

Ровно 25 кило

Произведение рассказывает о походе Мишки и Дениса на детский праздник. Они участвуют в конкурсе, в котором приз получит тот, кто весит ровно 25 килограмм. Денису до победы не хватает 500 грамм. Друзья придумывают выпить 0,5 литра воды. Денис побеждает в конкурсе.

Рыцари

Рассказ повествует о Дениске, который решил стать рыцарем и подарить маме на 8 марта коробку конфет. Но денег у мальчика нет, тогда они с Мишкой придумали вылить вино из буфета в банку, а бутылки сдать. Денис дарит маме конфеты, а папа обнаруживает, что коллекционное вино разбавлено пивом.

Сверху вниз, наискосок!

Произведение рассказывает о ребятах, которые решили помочь малярам в покраске, когда те ушли на обед. Денис и Миша красят стену, белье, которое сушится во дворе, подругу Алену, дверь, управдома. Ребятам здорово влетело, а маляры позвали их работать к себе, когда дети вырастут.

Сестра моя Ксения

Рассказ повествует о маме Дениса, которая знакомит сына с новорожденной сестрой. Вечером родители хотят купать малышку, но мальчик видит, что девочка боится и у нее несчастное лицо. Тогда брат протягивает сестре руку, и она крепко хватает его за палец, словно одному ему доверяет свою жизнь. Денис понял, как Ксении трудно и страшно и полюбил ее всей душой.

Слава Ивана Козловского

Произведение рассказывает о Дениске, который получил тройку на уроке пения. Он смеялся над Мишкой, который пел очень тихо, однако ему поставили пятерку. Когда учитель вызывает Дениса, он исполняет песню громко, что было сил. Однако преподаватель оценил его выступление только на 3. Мальчик считает, что дело в том, что он пел недостаточно громко.

Слон и радио

Рассказ повествует о походе Дениса в зоопарк. Мальчик взял с собой радиоприемник, и слона заинтересовал предмет. Он выхватил его у Дениса из рук и положил себе в рот. Теперь из животного доносилась программа о физзарядке, а окружающие клетку ребята с радостью принялись исполнять упражнения. Работник зоопарка отвлек слона, и тот отдал радиоприемник.

Сражение у Чистой речки

Произведение рассказывает о походе в кино класса Дениса Кораблева. Ребята смотрели фильм о нападении белых офицеров на Красную армию. Чтобы помочь своим, мальчики в кинотеатре стреляют из пистолетов по неприятелям, применяют пугачи. Ребята получают выговор от директора школы за нарушение общественного порядка, оружие у детей отбирают. Но Денис и Миша считают, что помогли продержаться армии до прибытия красных кавалеристов.

Тайное становится явным

Рассказ повествует о Дениске, которому мама пообещала пойти в Кремль, если он съест манную кашу. Мальчик положил в блюдо соль, сахар, добавил кипятку и хрена, но не смог проглотить и ложки и выбросил завтрак в окно. Мама обрадовалась, что сын все съел, и они начали собираться на прогулку. Однако неожиданно приходит милиционер и приводит пострадавшего, шляпа и одежда которого испачкана кашей. Денису становится понятен смысл фразы о том, что тайное всегда становится явным.

Третье место в стиле баттерфляй

Произведение рассказывает о хорошем настроении Дениса, который спешит сообщить папе, что занял 3 место по плаванию. Отец горд и интересуется, кому принадлежат первые два и кто следует за сыном. Как оказалось, 4 место не занял никто, поскольку 3 место распределили на всех спортсменов. Папа утыкается в газету, а у Дениса пропадает хорошее настроение.

Хитрый способ

Рассказ повествует о маме Дениса, которая устала мыть посуду и просит изобрести какой-нибудь способ, чтобы облегчить жизнь, иначе она отказывается кормить Дениса и его папу. Мальчик придумывает хитрый способ - он предлагает кушать из одного прибора по очереди. Однако у папы вариант лучше - он советует сыну помочь маме и самим мыть посуду.

Чики-брык

Произведение повествует о семье Дениса, которая собирается выехать на природу. Мальчик берет с собой Мишу. Ребята высовываются в окно электрички и папа Дениса, чтобы их отвлечь, показывает различные фокусы. Отец подшучивает над Мишей и срывает с его головы шляпу. Мальчик расстраивается, думая, что ее сорвало ветром, но великий маг возвращает предмет одежды.

Что я люблю и чего не люблю

Рассказ повествует о том, что нравится и не нравится Дениске. Он любит выигрывать в шашки, шахматы и домино, в выходной день утром залезать к папе в постель, дышать носом маме в ушко, смотреть телевизор, звонить по телефону, строгать, пилить и многое другое. Денис не любит, когда родители уходят в театр, лечить зубы, проигрывать, надевать новый костюм, кушать яйца всмятку и так далее.

Другие истории из цикла «Денискины рассказы»

  • Белые амадины
  • Главные реки
  • Дымка и Антон
  • Дядя Павел истопник
  • Запах неба и махорочки
  • И мы!
  • Красный шарик в синем небе
  • На Садовой большое движение
  • Не пиф, не паф!
  • Не хуже вас, цирковых
  • Ничего изменить нельзя
  • Похититель собак
  • Профессор кислых щей
  • Расскажите мне про Сингапур
  • Синий кинжал
  • Смерть шпиона Гадюкина
  • Старый мореход
  • Тиха украинская ночь
  • Удивительный день
  • Фантомас
  • Человек с голубым лицом
  • Что любит Мишка
  • Шляпа гроссмейстера

Он упал на траву

Повесть «Он упал на траву» рассказывает о девятнадцатилетнем юноше Мите Королеве, который по причине детской травмы ноги не был призван в армию, но пошел в ополчение. Он роет противотанковые рвы под Москвой совместно с товарищами: Лешкой, Степаном Михалычем, Сережей Любомировым, казахом Байсеитовым и прочими. По окончании работы, когда ополченцы ждут прибытия советской армии, неожиданно на них совершается нападение немецких танков. Оставшиеся в живых Митя и Байсеитов добираются до своих войск. Юноша возвращается в Москву и записывается в партизанский отряд.

Сегодня и ежедневно

Повесть «Сегодня и ежедневно» повествует о клоуне Николае Ветрове, способном сделать великолепной даже самую слабую цирковую программу. Но в реальной жизни артисту непросто и неуютно. Его любимая женщина встречается с другим человеком, и клоун понимает, что впереди расставание. Собравшись с друзьями в ресторане, цирковой артист высказывает мысль о собственном предназначении - доставлять радость, смех детям вопреки жизненным неудачам. Он знакомится с воздушной акробаткой Ириной, выполняющей сложные номера. Однако во время исполнения трюка девушка разбивается и гибнет. Николай уезжает в цирк во Владивосток.

Выбор редакции
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...