Внесценические персонажи комедии горе от ума. Сценические и внесценические персонажи комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума



«Горе от ума» - это одно из самых злободневных произведений русской литературы, высмеивающее «барскую» Москву с ее закостенелыми взглядами, раболепным преклонением перед деньгами, чинами, статусом человека. На столкновении такого «фамусовского общества» с представителями нового поколения строится общественный конфликт пьесы. Причем Грибоедов проявляет удивительное мастерство при создании двух противоборствующих сторон: яркие их черты воплощены как в действующих лицах, так и во внесюжетных персонажах.

Последних в комедии довольно много.

Это те персонажи, которые вскользь упоминаются героями пьесы. И хотя в действии внесценические персонажи не участвуют, они имеют важное значесние в развитии конфликта: с ними он расширяется до масштабов всей России.

Всех внесценических персонажей можно разбить на три группы: лагерь Фамусова, лагерь Чацкого и кружок Репетилова. Большая часть примыкает к фамусовскому кругу. Особенно интересен покойный дядя Павла Афанасьевича – Максим Петрович. Именно его Фамусов считает примером для подражания, именно им он восхищается. Ведь дядя при жизни имел место при дворе, прибыльную должность, значительное состояние, множество слуг. Он делал карьеру, не брезгуя угодничеством и собственным унижением перед людьми.

Имел «сурьёзный взгляд, надменный нрав», но когда нужно было «подслужиться, / и она сгибался вперегиб». Выставляя себя посмешищем перед императрицей и высокопоставленными чиновниками, он зарабатывал себе «приветливое слово», приглашения на игру в карты, чины.

Однако Чацкий не разделяет восторженного мнения Фамусова о Максиме Петровиче. Он единственный среди действующих персонажей видит низость и глупость таких вот придворных шутов. В своем монологе «А судьи кто?» он резко осуждает «судей», упоминая при этом еще двух ярких представителей «фамусовского общества». «Нестор негодяев знатных», выменявший преданных слуг на «борзые три собаки» и погруженный «умом в Зефирах и Амурах» помещик, на крепостной балет согнавший отнятых у родителей детей, раскрывают жестокие нравы некоторой части московской аристократии. Эти персонажи равнодушны к жизням своих крепостных, для них имеют значение только собственные интересы. Таким образом, краткое описание этих героев раскрывает многоликость «фамусовского общества».

Но в числе внесюжетных персонажей есть и положительные герои. таков двоюродный брат Скалозуба. Он тоже военный, но прогрессивно настроенный. Несмотря на то, что «чин следовал ему», он все же оставил военную службу и «в деревне книги стал читать». Брат Скалозуба не знаком Чацкому, однако они составляют единый лагерь, ведь имеют общие взгляды и мнения.

Но кроме зарисовки «века нынешнего» и «века минувшего», внесюжетные персонажи имеют еще одну функцию: отражение обстановки в России. Ведь «Горе от ума» все же реалистическая комедия, она зародилась в период широкого распространения декабристских взглядов.

Обновлено: 2018-03-13

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Комедия “Горе от ума” - одно из величайших произведений русской литературы. Основной конфликт комедии - борьба двух лагерей, двух эпох русской жизни - “века нынешнего” и “века минувшего”.
Грибоедов - новатор своего времени. Он отступает от канонов классицизма и вводит в комедию недопустимое для этого направления количество действующих лиц. “В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека”, - говорил автор. Кроме того, автор рисует множество внесценических персонажей, что также не соответствует нормам классицистического произведения.
Все образы в комедии можно разделить на три группы: главные, второстепенные и виесценические. Последние играют немаловажную роль в развитии основного конфликта пьесы. С их помощью автор расширяет как временные, так и пространственные границы пьесы. Подобно сценическим, все внесценические персонажи относятся либо к “веку минувшему”, либо к “веку нынешнему”, тем самым Грибоедов рисует не просто картину нравов московского общества, но и изображает основной конфликт эпохи, наступившей после Отечественной войны 1812 года.
Используя реплики, упоминания, автор вводит в комедию один за другим внесценические персонажи, насыщая картину все более яркими красками.
Так, мы узнаем и о “Несторе негодяев знатных”, который своих преданных слуг выменял на “борзые три собаки”, и о помещике-театрале, не согласившем “должников к отсрочке”, и в результате чего “Зефиры и Амуры все распроданы поодиночке”, и о сестре Хлестовой Прасковье, для которой Загорецкий “двух арапчонков на ярмарке достал”, и тот, у кого “на лбу написано: театр и маскерад, дом зеленью раскрашен в виде рощи, сам толст, его артисты тощи”.
Мы видим, что и к службе внесценические персонажи относятся так же, как Фамусов и Молчалин. Максим Петрович, который “на золоте едал” и ездил “вечно цугом”, “при государыне служил Екатерине”, но “когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб”. Ради карьеры он трижды падал при дворе, словно шут. Зато теперь и в вист он чаще приглашен, и “при дворе приветливое слышит слово”, а главное - “в чины выводит и пенсии дает”. Вот идеал всех Фамусовых и молчаливых. А брат его- Кузьма Петрович, “с ключом и сыну ключ умел доставить; богат и на богатой был женат” - московский туз, перед которым преклонялась вся Москва. А сам Фома Фомич: “При трех министрах был начальник отделенья”, - замечает Молчалин, а по мнению Чацкого, “пустейший человек из самых бестолковых”. Это и отец Молчалина, который завещал сыну “угождать всем людям без изъятья”, это и Настасья Николаевна, способствующая делам, и барон фон Клоц со своими продажными секретарями и многие другие. Кумовство и протекция царят в фаму-совском обществе, о чем мы знаем из монологов героев: “служащие чужие очень редки; все больше сестрины, свояченицы детки”. Знаменита Татьяна Юрьевна, к которой рекомендует съездить Молчалин Чацкому за “покровительством”. Также это “трое из бульварных лиц, которые с полвека молодятся и с помощью сестриц со всей Европой породнятся ”.
Всех их объединяет праздное времяпрепровождение (тетушка Софьи, Прасковья Федоровна), любовь к сплетням (Татьяна Юрьевна, которая “из Петербурга возвратясь, рассказывала про вашу с министрами связь”). Все московские дамы испытывают особую любовь ко всему иностранному и презрение к национальной культуре. Это все те иностранцы, которые приехали в Россию “со страхом и слезами”, но здесь нашли, что “ласкам нет конца”. Мадам Розье, и французик из Бордо, и танцмейстер Гильоме, “подбитый ветерком”, - все они любимы в обществе только благодаря своему происхождению.
Ко второй группе внесценических персонажей “века минувшего” относятся все друзья и знакомые Репетилова из секретнейшего союза - жалкое подобие тайного общества, претендующего на роль передового. Это и англоман князь.Григорий, и “любитель” итальянской оперы Воркулов Евдоким, и чудесные ребята Левой и Боринька, и гений-сочинитель Уду-шьев Ипполит Маркелыч, и их председатель- “ночной разбойник, дуэлист и крепко на руку нечист”. Вот те, которые решают “важнейшие” вопросы. Сам Репетилов рассказывает, чем они занимаются на собраниях: “Шумим, братец, шумим”.
Все эти персонажи в очередной раз подтверждают, что лагерь Фамусовых велик, но есть среди внесценических персонажей и представители “века нынешнего”. Это профессора Педагогического института, “упражняющиеся в расколах и безверьи”, двоюродный брат Скалозуба, который “службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать”, племянник княгини Тугоуховской Федор, занимающийся химией и ботаникой, а также вся передовая молодежь, от имени которой выступает Чацкий в своем монологе “А судьи кто?..”: “Где, укажите нам...”, “Пускай теперь один из нас...”. Это те люди, которые являются надеждой на светлое будущее России.
Введение такого обилия внесценических персонажей не только расширило временные и пространственные рамки комедии, но и способствовало раскрытию основного конфликта пьесы - столкновения двух эпох.

“Горе от ума” - одно из ярчайших произведений русской и мировой литературы. Основной конфликт пьесы - столкновение умного, передового человека, представителя “века нынешнего”, с отсталым, косным обществом дворян-крепостников, защищающих устои “века минувшего”. Автор ярко характеризует черты обоих противоборствующих лагерей через образы их представителей - героев пьесы. Для создания более полной картины Грибоедов вводит в комедию образы внесценических персонажей, то есть тех, кто на сцене не появляется, но о ком мы узнаем из разговоров, реплик, монологов действующих лиц.

Важное место в системе внесценических персонажей занимают те из них, которые дополняют картину фамусовского общества.

Вот, например, Кузьма Петрович, Максим Петрович, Татьяна Юрьевна, Фома Фомич дают нам представление об идеалах патриархального русского дворянства. “Что за тузы в Москве живут и умирают!” - восхищается Фамусов Кузьмой Петровичем. Молчалин называет Татьяну Юрьевну “обходительной”, “доброй”, “милой”, “простой”, и недаром, ведь “чиновные и должностные - все ей друзья и все родные”.

Благодаря образам иностранцев-учителей и “французика из Бордо” можно сделать выводы об отношении фамусовского общества к просвещению и воспитанию, о качестве этого воспитания, о подражании всему иноземному. “Старушка-золото” мадам Розье, несмотря на “редкие правила”, “за лишних в год пятьсот рублей сманить себя другими допустила”. А танцмейстер, “подбитый ветерком”, и ментор Чацкого и Софьи со “всеми признаками ученья” (халат, колпак и указательный перст) производят скорее комичное впечатление. Какое образование могли дать такие люди? Чему они могли научить? Они лишь внушали страсть к французским бульварным романам, далеким от жизни, танцам и всевозможным порядкам. А в итоге - картина “пустого, рабского, слепого подражанья” внешним атрибутам культуры Запада, о котором говорит Чацкий и которое видите Москве “французик из Бордо”:

Ах! Франция! Нет в мире лучше края! -

Решили две княжны, сестрицы, повторяя

Урок, который им из детства натвержен.

Не удивительно, что человек из города Бордо чувствует себя в Москве “маленьким царьком”.

А вот персонажи обличительных монологов Чацкого: “Нестор негодяев знатных” и помещик-театрал. Они дают нам представление о крепостнических порядках, царящих в среде крепостников, об их произволе по отношению к крестьянам и слугам. “Нестор негодяев знатных” выменял преданных слуг на “борзые три собаки”, а любитель балета распродал своих “Зефир” и “Амуров” поодиночке для уплаты долга.

Что касается персонажей-шутов, то с их помощью автор демонстрирует наиболее комичные черты фамусовского общества. Это тетушка Софьи, которая “забыла волосы чернить и через три дни поседела”, лишившись молодого любовника-француза, и “трое из бульварных лиц, которые с полвека молодятся”, и театрал, державший за ширмами человека, который “щелкал соловьем”, и “книгам враг”, требовавший “присяг, чтоб грамоте никто не знал и не учился”, и княгиня Власова, что упала с лошади и теперь ищет мужа “для поддержки” - все они олицетворяют полную нелепость, праздность времяпрепровождения тех, кто отстаивает отжившие традиции “векаминувшего”.

Есть среди внесценических персонажей и те, кому в какой-то мере чужды обычаи фамусовской Москвы. К примеру, барон фон Клоц, боявшийся “упреку за слабость будто бы к родне”, или образованный князь Федор, химик и ботаник, который “от женщин бегает” и “чинов не хочет знать”.

Особое место среди внесценических персонажей занимают члены тайного общества - так называемый “сок умной молодежи”: англоман князь Федор, “певец” Евдоким Воркулов, братья Левой и Боринька, “чудесные ребята”, о которых и сказать-то нечего, “гений” Удушьев Ипполит Маркелыч. Глава тайного общества - и вовсе колоритная фигура:

Ночной разбойник, дуэлист,

В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,

И крепко на руку нечист...

Более того, в монологах Репетилова много сказано о занятиях этих молодых людей: помимо споров о “матерьях важных”, они сочиняют водевили, каламбурят - словом, “шумят”. Описание этого общества помогает нам понять, почему главный герой комедии Чацкий, не нашел в Москве “уголок” своему “оскорбленному чувству” даже среди этих “передовых дворян”.

Такова характеристика внесценических персонажей в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”.

Комедия “Горе от ума” - одно из величайших произведений русской литературы. Основной конфликт комедии - борьба двух лагерей, двух эпох русской жизни - “века нынешнего” и “века минувшего”.

Грибоедов - новатор своего времени. Он отступает от канонов классицизма и вводит в комедию недопустимое для этого направления количество действующих лиц. “В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека”, - говорил автор. Кроме того, автор рисует множество внесценических персонажей, что также не соответствует нормам классицистического произведения.

Все образы в комедии можно разделить на три группы: главные, второстепенные и виесценические. Последние играют немаловажную роль в развитии основного конфликта пьесы. С их помощью автор расширяет как временные, так и пространственные границы пьесы. Подобно сценическим, все внесценические персонажи относятся либо к “веку минувшему”, либо к “веку нынешнему”, тем самым Грибоедов рисует не просто картину нравов московского общества, но и изображает основной конфликт эпохи, наступившей после Отечественной войны 1812 года.

Так, мы узнаем и о “Несторе негодяев знатных”, который своих преданных слуг выменял на “борзые три собаки”, и о помещике-театрале, не согласившем “должников к отсрочке”, и в результате чего “Зефиры и Амуры все распроданы поодиночке”, и о сестре Хлестовой Прасковье, для которой Загорецкий “двух арапчонков на ярмарке достал”, и тот, у кого “на лбу написано: театр и маскерад, дом зеленью раскрашен в виде рощи, сам толст, его артисты тощи”.

Мы видим, что и к службе внесценические персонажи относятся так же, как Фамусов и Молчалин. Максим Петрович, который “на золоте едал” и ездил “вечно цугом”, “при государыне служил Екатерине”, но “когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб”. Ради карьеры он трижды падал при дворе, словно шут. Зато теперь и в вист он чаще приглашен, и “при дворе приветливое слышит слово”, а главное - “в чины выводит и пенсии дает”. Вот идеал всех Фамусовых и молчаливых. А брат его- Кузьма Петрович, “с ключом и сыну ключ умел доставить; богат и на богатой был женат” - московский туз, перед которым преклонялась вся Москва. А сам Фома Фомич: “При трех министрах был начальник отделенья”, - замечает Молчалин, а по мнению Чацкого, “пустейший человек из самых бестолковых”. Это и отец Молчалина, который завещал сыну “угождать всем людям без изъятья”, это и Настасья Николаевна, способствующая делам, и барон фон Клоц со своими продажными секретарями и многие другие. Кумовство и протекция царят в фаму-совском обществе, о чем мы знаем из монологов героев: “служащие чужие очень редки; все больше сестрины, свояченицы детки”. Знаменита Татьяна Юрьевна, к которой рекомендует съездить Молчалин Чацкому за “покровительством”. Также это “трое из бульварных лиц, которые с полвека молодятся и с помощью сестриц со всей Европой породнятся ”.

Всех их объединяет праздное времяпрепровождение (тетушка Софьи, Прасковья Федоровна), любовь к сплетням (Татьяна Юрьевна, которая “из Петербурга возвратясь, рассказывала про вашу с министрами связь”). Все московские дамы испытывают особую любовь ко всему иностранному и презрение к национальной культуре. Это все те иностранцы, которые приехали в Россию “со страхом и слезами”, но здесь нашли, что “ласкам нет конца”. Мадам Розье, и французик из Бордо, и танцмейстер Гильоме, “подбитый ветерком”, - все они любимы в обществе только благодаря своему происхождению.

Ко второй группе внесценических персонажей “века минувшего” относятся все друзья и знакомые Репетилова из секретнейшего союза - жалкое подобие тайного общества, претендующего на роль передового. Это и англоман князь.Григорий, и “любитель” итальянской оперы Воркулов Евдоким, и чудесные ребята Левой и Боринька, и гений-сочинитель Уду-шьев Ипполит Маркелыч, и их председатель- “ночной разбойник, дуэлист и крепко на руку нечист”. Вот те, которые решают “важнейшие” вопросы. Сам Репетилов рассказывает, чем они занимаются на собраниях: “Шумим, братец, шумим”.

Все эти персонажи в очередной раз подтверждают, что лагерь Фамусовых велик, но есть среди внесценических персонажей и представители “века нынешнего”. Это профессора Педагогического института, “упражняющиеся в расколах и безверьи”, двоюродный брат Скалозуба, который “службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать”, племянник княгини Тугоуховской Федор, занимающийся химией и ботаникой, а также вся передовая молодежь, от имени которой выступает Чацкий в своем монологе “А судьи кто?..”: “Где, укажите нам...”, “Пускай теперь один из нас...”. Это те люди, которые являются надеждой на светлое будущее России.

Введение такого обилия внесценических персонажей не только расширило временные и пространственные рамки комедии, но и способствовало раскрытию основного конфликта пьесы - столкновения двух эпох.

Написав первую реалистическую комедию “Горе от ума”, А. С. Грибоедов явился новатором в этом жанре. До него писатели не ставили специальной задачи высмеять Москву и ее обитателей. В пьесе же Грибоедова московское, или, по-другому, фамусовское общество играет главенствующую роль.

Автор взял прототипы людей, которых он знал и которые жили в Москве в то время, и перенес их в свою комедию, дав им другие, подчас говорящие фамилии: Фамусов, Молчалин, Тугоуховские, Репетилов и другие. Но их типы и характеры остались. Герои разъезжают по балам, играют в карты, танцуют, веселятся и сплетничают, то есть ведут праздную жизнь. Они ненавидят просвещение, потому что боятся образованной молодежи. Все они служат только для того, чтобы заработать побольше чинов и “знаков отличья”. В их среде главенствуют мундир и звание, а человек ценится по богатству и количеству крепостных душ. И эта картина показана так ярко, четко и живо, что для нас дом Фамусова со всеми его обитателями и гостями олицетворяет Москву 10-20-х годов XIX столетия в миниатюре.

Нарушая классицистическое правило трех единств, автор выводит действие пьесы за рамки дома Фамусова с помощью внесценических персонажей. Это помогает показать “картину нравов” грибоедовской Москвы в полном объеме. Они дополняют и расширяют ее.

Большинство внесценических персонажей представлены “веком минувшим”. Чаще всего это князья и княгини, которые почитаются за образец и высоко ценятся в среде фамусовского общества. Для Павла Афанасьевича Фамусова таким образцом для подражания являются Кузьма Петрович (“почтенный камергер, с ключом и сыну ключ умел доставить...”) и Максим Петрович:

Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб.

Эти “тузы” всеми почитаемы и уважаемы в Москве за свои “заслуги”.

Идеалом Молчалива, всего-навсего бедного секретаря Фамусова, является Татьяна Юрьевна, которая “балы дает нельзя богаче”. Узнав, что Чацкий не знаком с ней, он ошарашен, ведь она “известная, - притом чиновные и должностные - все ей друзья и все родные”. Потом Фома Фомич, который “при трех министрах был начальник отделенья”. Молчалин восхищается его слогом только потому, что все им восхищаются, “ведь надобно ж зависеть от других”. И сюда же относятся эти Дрянские, Хворовы, Варланские, Скачковы, которые давно уже знают о безумии Чацкого. Это, видимо, известные фамилии, которые имеют вес в обществе и на которых все ориентируются. Это “судьи” московского общества.

Также “век минувший” в комедии представляют внесценические помещики-крепостники: “Нестор негодяев знатных”, выменявший своих преданных слуг на “борзые три собаки”, помещик-театрал, который согнал на крепостной балет “от матерей, отцов отторженаых детей”, а потом распродал их поодиночке за неуплату долгов.

В комедии созданы также пародии на членов тайного союза: Воркулов Евдоким, Левой и Боринька, Удушьев Ипполит Маркелыч. Уже по одним их фамилиям можно догадаться, что они из себя представляют. Но Репетилов с огромным азартом рекомендует их Чацкому.

“Век нынешний” также представлен в комедии внесценическими персонажами. Это двоюродный брат Скалозуба, который “крепко набрался каких-то новых правил. Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать”.. Фамусов и Скалозуб критикуют его и без устали твердят одно и то же: “Ученье - вот чума, ученость - вот причина”. Далее - племянник княгини Тугоуховской, который “чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник, князь Федор”. А также среди внесценических персонажей “века нынешнего” - вся передовая молодежь, от имени которой выступает Чацкий, употребляя местоимение “мы”: “Где, укажите нам, отечества отцы...”

Все эти, казалось бы, неприметные и ненужные персонажи дополняют картину московского общества, делают ее ярче, красочнее.

В комедии “Горе от ума” присутствует вся Москва, со всеми ее достоинствами и недостатками, с ее великолепием и пышностью балов, обедов, ужинов и танцев, но в то же время с ее непросвещенностью, преклонением перед всем иностранным, боязнью всего нового. Введение такого количества внесценических персонажей подчеркивает типичность сценических и помогает сделать изображение “картины нравов” Москвы 10-20-х годов XIX века более полным.

  • Скачать сочинение "" в архиве ZIP
  • Скачать сочинение "Внесценические персонажи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» " в формате MS WORD
  • Версия сочинения "Внесценические персонажи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» " для печати

Русские писатели

Тема 10. Роль внесценических персонажей в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Повторяя эту тему, необходимо сказать выпускникам, что есть темы, в формулировках которых использованы термины, поэтому в первую очередь вполне возможно дать им необходимое толкование. Итак, внесценические персонажи - это персонажи, не участвующие в действии, их образы создаются в монологах и диалогах действующих лиц. При этом одному такому персонажу может быть посвящён отдельный маленький “сюжет” (Максим Петрович), о другом будет говориться особо значительно (Татьяна Юрьевна, княгиня Марья Алексевна), третий просто упомянут (буфетчик Петруша). Важно при этом подчеркнуть, что “истолкование” термина лучше всего провести на конкретном литературном материале, тем самым исподволь “войти в тему”. Далее сочинение может строиться по следующему плану:

1. В пьесе много внесценических персонажей, они введены с тем, чтобы “раздвинуть” рамки комедии, создать “и картину нравов, и галерею живых типов” (И.Гончаров).

2. Внесценические персонажи делятся на группы:

  • внесценические персонажи, наглядно рисующие нравственные идеалы и принципы “фамусовского общества” (Максим Петрович, Фома Фомич, безымянные персонажи из монологов Чацкого);
  • внесценические персонажи, расширяющие представление о быте и нравах дворянской Москвы (здесь упоминаем Татьяну Юрьевну, княгиню Марью Алексевну, анализируем монологи Фамусова “Петрушка, вечно ты с обновкой”, диалог Чацкого с Молчалиным, монолог Чацкого “В той комнате незначащая встреча”);
  • внесценические персонажи, близкие Чацкому и “показывающие” неслучайность, типичность такого характера и поведения (брат Скалозуба, племянник Тугоуховской князь Фёдор);
  • внесценические персонажи, “снижающие” образ Чацкого, позволяющие не отождествлять автора и его героя, заставляющие вспомнить о неоднозначном отношении Грибоедова к декабристам (“Я сказал им, что они дураки”). Здесь, безусловно, следует проанализировать монолог Репетилова.

3. Основные функции внесценических персонажей: создать фон, образ эпохи и тем самым расширить художественное пространство и время комедии (дом Фамусова - Москва - Россия; “век минувший” - “век нынешний”); дать дополнительную характеристику тех главных героев, которые о них рассказывают (не будем забывать, что «Горе от ума» - это и комедия характеров); провести параллели с теми героями, которые действуют на сцене (падает Чацкий - падает Максим Петрович, страстно обличает Чацкий - “шумят” герои монолога Репетилова). Введение многочисленных внесценических персонажей - новаторство Грибоедова-драматурга, который, “расширяя сцену, населяя её народом действующих лиц… расширил и границы самого искусства” (П.Вяземский). На этом можно закончить, а можно… и по-другому.

4. В заключение приводим цитату из статьи известного критика Юрия Айхенвальда, который вступил в своеобразный спор с Гончаровым: “…Она [комедия] - не только общественная сатира и картина нравов. Ведь нравы меняются… «Горе от ума» потому простёрло свою художественную силу далеко за исторические пределы своей эпохи, оно и теперь сохранило свежесть и красоту, что даёт не только бытовую, временную страницу, но и… хранит своеобразное отражение вечных типов литературы”. Комментарием-ответом на вопрос, кого из внесценических персонажей можно отнести к вечным типам, заканчиваем работу.

Определение внесценических персонажей таково: это персонажи, не участвующие в действии; образы которых создаются в монологах и диалогах действующих лиц . И автор драматургического произведения может вводить их в действие с самой различной целью.


В некоторых случаях такие персонажи, даже не появляясь на сцене, могут играть определяющую роль во всем ходе событий. Так, например, в комедии Гоголя «Ревизор» внесценическим персонажем является сам ревизор – настоящий чиновник, присланный из Петербурга, на сцене так и не появляется, но именно ожидание его визита запускает всю цепочку событий, от начала и до знаменитой финальной немой сцены, когда «приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе».


Кстати, именно незримость фигуры ревизора позволяет финалу пьесы быть таким грандиозным: здесь жители города имеют дело не с живым человеком из плоти и крови, а Судьбой, Роком, символом правосудия и возмездия, ожиданием и неизвестностью. В качестве другого примера внесценического «двигателя событий» можно привести Командора из «Каменного гостя» – знаменитой пьесы Пушкина, входящей в цикл «Маленькие трагедии».


Но внесценические персонажи не обязательно оказывают влияние на : они могут привлекаться автором и для создания своего рода «фона» для действия пьесы. И при его помощи драматург может более полно раскрыть характер действующих лиц, подчеркнуть проблематику произведения, заострить внимание на нужных ему моментах.


Так, например, в комедии Грибоедова «Горе от ума» действует множество внесценических персонажей , которых можно подразделить на несколько групп. Так, Фома Фомич или Максим Петрович, а также другие убежденные сторонники крепостничества, Татьяна Юрьевна, княгиня Марья Алексеевна, -арапка – точными мазками рисуют картину современной Грибоедову крепостнической России и дворянской Москвы. Упоминаемые в разговорах люди, близкие Чацкому по духу и устремлениям (двоюродный брат Скалозуба или князь Федор, племянник Тугоуховской) подчеркивают, что Чацкий – не одинок, его можно рассматривать как одного из типичных представителей «новых людей». Таким образом межличностный конфликт превращается в конфликт социальный, а у зрителя складывается достаточно полная и подробная картина общественной жизни России того времени.


При этом то, как и в каком контексте упоминаются внесценические персонажи в пьесе «Горе от ума», позволяет сделать выводы и о характере действующих лиц. Например, знаменитое фамусовское восклицание «Ах, Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна?» красноречиво свидетельствует о том, что говорящий чрезмерно зависим от мнения «авторитетных в обществе людей».


Внесценические персонажи в пьесе Чехова «Вишневый сад» также создают социальный фон, но он имеет несколько другой характер. Число внесценических персонажей здесь больше чем в два раза превышает число действующих лиц (их в пьесе около 40 против 15 героев, находящихся на сцене). Это и отец Лопахина, и утонувший мальчик Гриша – сын Любовь Андреевны, и родители Раневской, и ее парижский любовник, и тетушка Ани, у которой хотят попросить денег… Эти люди так или иначе связаны с имением, и так или иначе влияют на жизнь и судьбу действующих лиц. Это и придает событиям, происходящим на сцене «эффект реальности», расширяет художественное пространство и время, создает особую «чеховскую» атмосферу лиризма.


«Вишневый сад» внешне бессобытиен – все события происходят за пределами сценического пространства, и даже ключевое событие – продажа имения – «внесценично». Мы не видим его, мы только слышим о нем. Это переносит акцент с события на переживание события, чувства, воспоминания, ожидания. И внесценические персонажи позволяют ярче проявиться всем этим «подводным течениям» пьесы. Их судьбы вызывают живую эмоцию, они символизируют прошлое героев (как Гриша или отец Лопахина), уходящую эпоху (старые слуги), несбыточную надежду (тетушка Ани), страдание (мать Яши) и многое другое. И все это в сумме и создает неповторимую щемящую атмосферу чеховской драматургии.


Приятно чувствовать себя знатоком искусства. Любить литературу и читать книги – замечательное занятие. А если при этом еще и уметь систематизировать и анализировать прочитанные произведения – то весьма оригинальное хобби. Если вас это интересует, то вы наверняка однажды зададитесь вопросом, что такое фабула.

Понятие фабулы часто путают с сюжетом. Чтобы понять, представьте: ваш друг попросил вас пересказать ему, как же финал детектива сложился таким образом, герои действовали так? Тогда вы наверняка возьметесь рассказывать ему события в хронологическом порядке. Так, как это происходило во времени, а не в композиции книги. Это и будет сюжетом произведения.

Некоторые литературоведы называют их "понятия наоборот". То есть, фабула – это хронологическое повествование, а сюжет – изложенная композиция. Чтобы не перепутать, важно просто осознать различия этих понятий.

Главное различие фабулы от сюжета – это порядок повествования. В фабуле события расставлены так, как хотел этого автор. В сюжете – так, как это по порядку. Например, в произведении Лермонтова «Герой нашего времени» фабула и сюжет очень легко отделимы друг от друга.

Фабула может иметь иной субъект повествования, нежели сюжет. В фабуле действие может описываться и от лица автора, и от придуманного героя-рассказчика.

Изначально термин «фабула» вообще обозначал басню, – то есть, конкретный жанр. Позднее же он стал определять основу повествования. Но порой можно столкнуться и с устаревшим значением этого термина.

Видео по теме

Развлекательная индустрия развивается семимильными шагами. Зачастую популярные компьютерные игры представляют собой клиентские приложения, которые взаимодействуют с сервером по сети интернет. Приложения могут быть реализованы на различных платформах: для ПК, Windows mobile, Java.

Вам понадобится

  • - компьютер;
  • - интернет;
  • - регистрация на развлекательных порталах.

Инструкция

Заполнив все необходимые формы, вы попадете в чат-комнату – там есть другие персонажи. Затем вам необходимо зайти в меню своего героя, воспользоваться функцией «Настройки» и перейти на строчку «Код восстановления». Код восстановления поможет, если вы забыли или утеряли логин и пароль, введенные при регистрации. Запишите его и постарайтесь не потерять.

При регистрации аккаунта на каком либо сервере обращайте внимание на пакеты безопасности. Обычно такая услуга не является обязательной, но для восстановления персонажа она, пожалуй, самая подходящая. Обычно для полного восстановления требуется время, а с дополнительными пакетами безопасности этот процесс будет проходить быстрее.

World of Warcraft – игровые миры, включающие множество функций. Все данные WoW принадлежат Blizzard Entertainment. Здесь учитывается, что игроки могут потерять свою виртуальную собственность против своей воли. Обычно правила относительно восстановления имущества описаны в договоре, с которым пользователь соглашается при регистрации.

Одним из условий восстановления персонажа может быть наличие виртуального кошелька. Держите его баланс на положительном уровне, пополняйте своевременно - вам помогут вернуть и восстановить потерянного персонажа быстрее. Уточняйте стоимость таких услуг заранее.

На любом проекте для восстановления виртуальной собственности вам необходимо подать заявление в службу поддержки. Содержание запроса должно быть как можно более информативным. Укажите ник героя, собственный аккаунт, IP, электронную почту, уточните причины утери персонажа. Возможность бесплатного восстановления может быть реализована, если произошли ошибки программы, доступ был утерян не по вашей вине.

Видео по теме

Полезный совет

Восстановление персонажей обычно не гарантируется, решение об удовлетворении просьбы игроков остается исключительно за первообладелями персонажей и предметов.

Беллетристика (франц. – «изящная словесность») – общее наименование художественной литературы в прозе и стихах. В последнее время под термином «беллетристика» подразумевается новое значение: «массовая литература», противостоящая «высокой литературе».

В русском языке слово стало употребляться в ХIХ веке, благодаря литературным критикам Виссариону Белинскому и Дмитрию Писареву, использовавшим его по отношению к произведениям, которые не вписывались в рамки их схем. В широком смысле этот термин противопоставлен публицистике (документальному жанру), распространенному в журналах XIX-XX веков. Поскольку слово «беллетристика» имеет французские корни, то русские критики часто употребляли его в пренебрежительном ключе, в отношении литературы, воспевавшей буржуазные идеалы и не имевшей социального подтекста.В узком смысле слова термин «беллетристика» обозначает легкое чтиво, более присущее таким жанрам, как детектив, дамский роман, мистика, приключения. Чтение для приятного времяпрепровождения, отдыха. Беллетристика взаимосвязана со стереотипами, модой, популярными темами. Характеры персонажей, их типажи, привычки, профессии, увлечения соотнесены с информационным пространством большинства людей. Беллетристы, как правило, отражают состояние общества, его настроение и явления, и редко проецируют свое собственное мнение в это пространство.Беллетризация – повествование документального материала с использованием приемов художественности.С течением какого-либо промежутка времени одни и те же художественные произведения могут переходить из одного культурного слоя в другой. Так, например, романы Вальтера Скотта, ранее считавшиеся жанром «высокой литературы», постепенно перешли в ранг авантюрной беллетристики, а былины, наоборот, из низовой словесности стали общенародным достоянием.Современная беллетристика – новый продукт, произошедший под непосредственным влиянием читающей публики, и, в свою очередь, воздействующий на нее. Несмотря на кажущуюся простоту и незамысловатость, это сложнейший и интересный элемент литературного процесса, участниками которого являются реальные читатели.

Выбор редакции
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...

План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...

На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...

Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...
Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....
К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...
Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...