Биография грина александра степановича самое главное. Александр грин - биография, информация, личная жизнь


Несмотря на жанровое разнообразие творчества Грина, настоящую и заслуженную славу принесли ему романы. Первый роман "Человек внутри" вышел в 1929 году. Это книга молодого писателя. В ней нет той сдержанности и одновременно тонкости, прозрачности стиля, которые составляют одно из непреходящих достоинств любого зрелого произведения Грина. Но уже в самом первом романе он задаётся теми вопросами, которые предстанут перед нами гранями в его дальнейшем творчестве. Уже в самом первом историческом романе, действие которого происходит в начале XX века, звучат мотивы, остающиеся излюбленными и в зрелых, завоевавших славу книгах: мотив предательства, иногда невольного, и преступления и наказания, физического поражения и морального очищения и победы.

Для творчества Грина характерны следующие особенности:

Разнообразие географии в его произведениях: его герои по преимуществу англичане, реже всего жили на Родине. Судьба забрасывала их в Швецию, во Вьетнам, на Кубу. Литературоведами высказывалось мнение, что, в каком бы месте земного шара ни происходило действие книг, оно всё равно происходит в "Гринландии" - стране, рождённой воображением и талантом писателя. Однако "Гринлэнд" - отнюдь не вымышленная страна. Романы - "путеводители" по ней изобилуют точными приметами реального времени и места, что придаёт особый, не только этнографический, но главное социально - политический колорит конфликтам, которые исследуются писателем. Грин намеренно выбирает местом действия своих романов "горячие" точки планеты - борющийся с французскими колонизаторами Вьетнам ("Тихий американец"), Кубу, где правил жестокий режим Баллисты ("Наш человек в Тайване"). Выбор географической местности обусловлен особенностями организации писателем сюжета. Грин отличается тем, что во многих своих произведениях он создаёт критические ситуации, помогающие раскрыть всю сложность человеческих характеров. Персонажи романов Грина попадают в экстремальные условия, способствующие раскрытию их нравственной сущности, заставляющие делать выбор между порядочностью и предательством, за верность своим принципам им приходится расплачиваться свободой, а то и жизнью.

Грина всегда волновали моральные категории. Его занимала природа и сущность добра (для Грина это, прежде всего человечность, сострадание) и зла (догмы, чёрствости, лицемерия).

Говоря о проблеме следования догме, следует отметить, что Грин - католик охотно прощает своим героям и отсутствие веры, и сознательный атеизм. Пожалуй, единственное, что для него неприемлемо ни при каких условиях, - слепое следование абстрактной догме.

С начала своей литературной деятельности Грин выступал в двух разнородных жанрах - "развлекательного" романа с детективным уклоном и романа "серьёзного", исследующего глубины человеческой психологии и окрашенного философскими раздумьями о природе человека.

Однако истинная суть Грина, делающая его подлинным классиком английской литературы ХХ века, продолжателем традиций Ф.М. Форда, Г.К. Честертона и Дж. Конрада, которых он почитал своими учителями и которым посвятил лучшие из написанных им эссе, сказалась в иных его произведениях, лишенных суетности, “сиюминутности”, обращенных к внутреннему миру человека, к Вечности: романах “Сила и слава”, “Монсеньор Кихот” и особенно обостренно - в последнем романе “Капитан и враг”.

Классик английской литературы свои романы делил на «развлекательные истории», основанные на детективной интриге, и «серьезные романы» с мощным социальным подтекстом, хотя граница между ними зачастую условна, так как несерьезных произведений Грэм Грин писать не умел. Однако художественные решения, обычно предполагающие присутствие парадокса, который может приобретать и трагический характер, по существу, совпадают в книгах, относимых автором к разным категориям.

Идентична и основная проблематика прозы Грина, которая независимо от особенностей жанра (комический роман нравов, как «Путешествия с тетушкой», 1969, притча с элементами травести и классического сюжета, как «Монсеньор Кихот», 1982, и др.) остается повествованием с резко выделенной моральной проблематикой, определяющейся поисками смысла и оправдания жизни в век этической апатии и прогрессирующей дегуманизации.

Такое разделение на серьезные и развлекательные романы произошло после выхода "Экспресса в Стамбул" в 1932 году. В это время Грин работал обозревателем в "Зрителе" и в журнале "День и ночь". Одна из его статей повлекла судебное преследование со стороны кинокомпании "20-й Век. Фокс", и Грин был приговорен к крупному денежному штрафу (не забывший обиды, Грин нанесет позже удар по США романом "Тихий американец, но и те не остались в долгу, объявив его "самым антиамериканским писателем").

Действие романов Грэма Грина нередко происходит в краях, далеких от его родины. Это объясняется не просто тем, что писатель много путешествовал, или его любовью к экзотике. Грина притягивают те районы земли, где героев легче всего поставить в экстремальную ситуацию, где особенно бросаются в глаза язвы нашего столетия: произвол и цинизм политиков, бесправие, нищета, невежество. Когда же он обращается к Европе, то обычно выбирает напряженные, кризисные моменты ее истории ("Ведомство страха", "Десятый" и др.). При этом он далек от мысли, что драматизм жизни обусловлен исключительно внешними, политическими и общественными, факторами. С какой бы страной он ни связывал судьбу своих героев - с Англией или Францией, Мексикой или Вьетнамом, - на первом месте у него стоят вечные вопросы о добре и зле, долге и компромиссе, мужестве и избрании жизненного пути. Он всегда готов срывать маски с фальшивых авторитетов и умеет находить героизм там, где его меньше всего ожидаешь найти.

Писатель ставит своих персонажей в экстремальные обстоятельства, способствующие раскрытию их нравственной сущности, заставляющие делать выбор между верностью и предательством. Грина волновало, как те или иные моральные категории и принципы реально преломляются и воплощаются в конкретных взаимоотношениях между людьми. Его занимала сущность и природа добра (для Грина это прежде всего человечность, сострадание) и зла (догмы, черствости, лицемерия). Одним из ключевых для писателя был вопрос о праве личности активно вмешиваться в судьбу других людей даже из самых лучших и благородных побуждений.

Проблемы морали всегда были для Грина важнейшими, всегда стояли в центре его творчества. Они остаются определяющими и в его последних книгах. Однако здесь автор стал лицом к лицу с моралью социальной: что вправе и что не вправе делать отдельный человек, ответственный не только перед собой и своей совестью (или богом, который в романах Грина то же, что совесть), но перед людьми вообще, перед целым народом. Эти проблемы должны были толкнуть Грина, писателя, живущего в бурную эпоху исторических перемен, на решение проблем социальных и политических.

Сама фигура писателя далеко неоднозначна. При более углубленном знакомстве с предложенными биографами (Давид Лодж) материалами от привычного нам образа - респектабельного, бесстрастно-ироничного английского джентльмена, сосредоточенного на литературе и путешествиях, примерного католика, аристократа, для которого короткий эпизод сотрудничества с разведкой был чем-то вроде дани некой специфически английской (Моэм, Даррелл и др.) писательской традиции, и, разумеется, материалом для романов, - не осталось ничего.

Грин на удивление непоследователен, страстен, можно сказать, несдержан. Не в силах справиться с самим собой, Грин пытается удержать равновесие с помощью теологических парадоксов: "Никто так не понимает христианства, как грешник. Разве что святой" (это высказывание Шарля Пеги Грин поставил эпиграфом к роману "Суть дела").

Ну а работа в разведке отнюдь не была кратковременна, как принято считать (1941 - 1944), - деликатные поручения Грин, похоже, выполнял еще очень долго. И в работе этой не был он лоялен не только к странам, где представлял интересы английской разведки, но и к собственному ведомству - очень странной выглядит, например, ситуация его взаимоотношений с Филби, бывшим его другом. Вероятнее всего, Грин был осведомлен о работе Филби на СССР и, что называется, умыл руки, отойдя в сторону.

Кроме того, биографы обнаружили еще массу странных и двусмысленных эпизодов из биографии Грина что несколько пошатнуло уже канонизированный образ одного из патриархов европейской литературы ХХ века.

Пессимизм, характерный для большинства книг Грина, вытекал из убеждения автора, что зло, существующее в мире, неисправимо, а одиночество, на которое обречен человек, -- непреодолимое следствие установленного порядка. В то же время во всех книгах неизменно стоял мучительный вопрос об ответственности за судьбу человека. Именно этот вопрос отличает Грина от певцов отчаяния, которых так много в литературе буржуазного Запада. Этот вопрос приводит его к социальной проблематике, с одной стороны, и к противоречиям -- с другой.

Имеет ли право человек стоять в стороне от страданий других людей, не должен ли он активно вмешаться в их жизнь, бороться с их горем и болью? И может ли он, даже прийдя к убеждению о невозможности что-либо изменить и исправить, отстраниться и отойти в сторону и равнодушно взирать на окружающие его зло и страдания?

Эти вопросы назревали в книгах Грина постепенно. Особенно напряженно они прозвучали в романе «Суть дела». В «Тихом американце» и «Комедиантах» они потеряли свою абстрактность и поставлены в связи с изображением острого социально-политического конфликта. В своих последних книгах Грин опять отошел к абстрактному гуманизму.

Политическая позиция Грина была и осталась противоречивой. Неверие в возможность что-либо реально изменить и исправить в жизни людей мешало Грину найти путь к тем, кто боролся за осуществление своих идеалов на земле, за лучшую участь для человека, а когда он находил эти пути, то начинал сомневаться и пугаться «крайностей».

Одним из ключевых вопросов для писателя был вопрос о праве личности быть активной. Проблема выбора между активной и пассивной жизненной позицией - ключевая для большинства романов писателя, но её конкретное решение существенно менялось на протяжении долгого творческого пути. В ранних книгах он склоняется к осуждению активных действий, считая их бессмысленными, а иногда губительными. В более поздних произведениях его точка зрения радикально меняется.

Для его произведений бал характерен постоянный мотив одиночества и отчаяния, а также мотив преследования и предопределения. Его герои одержимы мыслью о преследующей их силе (которая никогда не бывает мистической), но перед нею человек всегда беззащитен. Герои, в конце концов, либо кончают жизнь самоубийством, либо, так или иначе, становятся жертвами преследующей силы.

Одним из излюбленных гриновских средств раскрытия жизненных явлений и людских судеб является парадокс. Уже в романах 30-х годов это средство органически связано, более того, прямо вытекает из парадоксальности жизневосприятия самого писателя: его огромной жалости к человеку, усиленной собственной философской концепцией («возлюби человека подобно богу, зная о нём худшее»), пониманием глубин падения человека, пониманием величайших противоречий, которые могут уживаться в его сознании. На этой основе возникают сначала образы Пинки и Феррешта, а потом Пайла, погубившего тысячи людей и побелевшего при виде крови на своём сапоге.

Грин - писатель большого мира, который чувствовал политическую ситуацию во многих случаях лучше, чем профессиональные политики. Его роман “Комедианты” предсказал крах диктатуры Дювалье, а роман “Тихий американец” - крах американской политики во Вьетнаме. Политический фон просматривается даже в книгах с откровенно детективным сюжетом (“Наемный убийца”).

И когда мы берем в руки сборник рассказов с эпатирующим названием “Можете вы одолжить нам своего мужа? (и другие комедии сексуальной жизни)”, первое ощущение - а не однофамилец ли это знаменитого писателя? Однако уже начальные строки текста убеждают: нет, это все тот же Грэм Грин, лишний раз подтвердивший простую истину - для настоящей литературы нет низких тем. Драматическая история молодой девушки, вышедшей замуж за юношу, как это принято теперь говорить, другой сексуальной ориентации, которого совращают во время их медового месяца два хищных субъекта, может быть написана с не меньшим мастерством и с не меньшей страстью (первый рассказ, давший название всему сборнику), чем история американской военной экспансии в Юго-Восточной Азии и вытеснения оттуда французских колонизаторов.

Конечно, ничего удивительного в этом нет. Симпатии Грэма Грина - писателя большого мира - всегда на стороне маленького человека с его “малыми” проблемами. Хороший тому пример - роман “Наш человек в Гаване”, герой которого - продавец пылесосов, а предметом насмешки является британская Интеллидженс Сервис, столь хорошо знакомая автору.

И все-таки эти двенадцать рассказов несколько выделяются из творчества Грэма Грина. Они представляют собою своего рода единый роман, в котором сконцентрированы наблюдения автора за самыми скрытыми сторонами человеческой жизни. Рассказы пронизаны юмором, иронией и грустью.

К сожалению, наш читатель до сих пор не знаком со всеми рассказами сборника, изданного в Лондоне издательской фирмой “Бодли Хед” в 1967 г.. За более чем тридцатилетний период жизни сборника на русский язык с большим разбросом во времени были переведены шесть рассказов: “Невидимые японцы” и “Корень зла” (1967 г.), “Мертвая хватка” (1963 и 1986 гг.), “Двое” и “Дешевый сезон” (1991 г.), “Доктор Кромби” (1998 г.). Остальные шесть рассказов (в том числе и первый, давший название сборнику) так и не увидели свет. Вероятно, тогдашним цензорам содержание их казалось шокирующим. Ханжеский взгляд на “моральные устои” вынуждал забыть о литературном мастерстве автора, который мог затронуть любую тему и сделать это с блеском. Надеемся, что времена изменились, и это подтверждается дважды прошедшим по Центральному телевидению показом английской экранизации первого рассказа сборника с Дирком Боггардом в главной роли (он знаком зрителям по картине “Ночной портье”).

Интересные факты о Александре Грине расскажут о неизвестных событиях в жизни писателя. Интересные факты о книге «Алые паруса» также изложены в этой статье.

Александр Степанович Грин интересные факты

Настоящее имя — Александр Степанович Гриневский.

Первый псевдоним Гриневского – Мальгинов . Это имя было в его поддельном паспорте после побега из Туринска. Издавался он под именами А. Степанов, Эльза Моравская, Виктория Клемм, Один.

С детства Грин любил книги о мореплавателях и путешествиях. Мечтал уйти в море матросом и, движимый этой мечтой, делал попытки убежать из дома.

Характер у Саши был весьма непростой. Ни с домашними, ни с учителями, ни с одноклассниками отношения у него не складывались. Ребята недолюбливали Гриневского и даже придумали ему прозвище «Грин-блин», первая часть которого позже стала псевдонимом писателя.

Любимым праздником Грина была Пасха.

Когда Грину было 15 лет, от туберкулеза умерла его мама, а отец через четыре месяца женился во второй раз. Отношения с мачехой у Саши не складывались, потому он стал жить отдельно.

В 16 лет он отправился в Одессу и устроился матросом на один из пароходов. Он посетил много стран, даже побывал в египетской Александрии.

Когда Грин жил в Баку он был чернорабочим, рыбаком, мастером на железной дороге. Оказавшись позже на Урале, он попробовал себя в роли лесоруба и золотодобытчика.

На груди у Грина была татуировка, изображающая шхуну с бушпритом и фок-мачтой, несущей два паруса.

Несколько раз Грина арестовывали и сажали в тюрьму за побеги из военной части и за пропаганду революционных идей среди моряков. В ссылке в Тобольске он должен был провести 4 года, но сбежал через три дня, напоив охранников.

В 1906 году, когда с поддельными документами после побега из Туринска Грин прибывает в Москву, начинается его писательская карьера , но за радикальные мысли в произведениях тиражи конфискуют и сжигают, а автора ссылают в Архангельск, где он продолжает писать.

Грин начал печататься в 1906 году, всего опубликовал около 400 произведений.

Книга «Алые паруса» была закончена в 1923 году, Грин посвятил её своей второй жене Нине. Нина и была прототипом Ассоль.

Грин женат был два раза . Первая жена Вера Павловна, дочь богатого чиновника, оставалась его другом всю жизнь, хотя вместе они были только три года. Портреты ее и отца писателя всегда находились на почетном месте в доме Гриневских, а после смерти писателя Вера Павловна помогала второй жене Грина, когда та отбывала 10-летнее заключение в лагерях «за измену родине».

Второй раз писатель женился в 1921 году на 26-летней вдове, медсестре Нине Мироновой.

В конце жизни Александра Грина почти перестали печатать. Умирал он в полной нищете и забвении со стороны литературных организаций. Когда Александр Грин умер, никто из писателей, отдыхавших по соседству в Коктебеле, проститься с ним не пришел.

Надеемся из этой статьи Вы узнали интересные факты о Грине Александре Степановиче. Александр Грин интересные факты из жизни Вы можете дополнить через форму комментариев.

Алекса́ндр Грин – русский писатель и поэт, представитель литературного направления неоромантизма. Он является автором философско-романтических произведений с элементами фантастики. Всего на его счету около 400 литературных произведений. Настоящая фамилия писателя – Гриневский.

Детство

Согласно данным портала Википедия, писатель родился 23 августа 1880 года в Вятской губернии. Его отец, Стефан Гриневский – польский шляхтич, мать Анна Степановна Лепкова. Александр был первенцем в семье, впоследствии у него родился брат Борис и сестры – Екатерина и Антонина.

В возрасте 6 лет Саша научился читать. Первой книгой, которую он прочёл, была «Путешествия Гулливера». С детских лет Саша пристрастился к литературе о путешественниках и мореплавателях. Он мечтал стать матросом и уйти в море и даже предпринимал неоднократные попытки бежать из дома.

В возрасте 9 лет Саша был отдан в подготовительный класс реального училища. Именно там он получил прозвище Грин. Будучи весьма неуспешным учеником, он всё же закончил подготовительный класс и перешёл в первый. Однако, учась во втором классе, он написал о своих учителях стихотворение, которое было сочтено оскорбительным, за что и был же исключён из училища. Отец ходатайствовал о принятии мальчика в другое училище в Вятке, которое пользовалось весьма дурной славой.

Когда мальчику исполнилось 15 лет его мать скончалась от туберкулёза. Через несколько месяцев отец вновь вступил в брак со вдовой Лидией Авенировной Борецкой. У Александра не сложились отношения с мачехой, и он стал жить отдельно от новой семьи. Подросток жил самостоятельно, подрабатывая перепиской документов и изготовлением книжных переплётов. Очень много и с удовольствием читал. Некоторое время мальчик увлекался охотой, однако часто возвращался без добычи, чему виной был его весьма импульсивный характер.

Юность

В 16 лет Александр окончил четвёртый класс Вятского городского училища и перебрался в Одессу, решив стать моряком. Отец дал сыну 25 рублей на дорогу и адрес своего одесского знакомого. Первое время шестнадцатилетний подросток бродяжничал в поисках работы и голодал. В конце концов, ему всё же пришлось обратиться к тому самому другу отца. Тот накормил юношу и помог устроиться на работу на пароход «Платон», который курсировал от Одессы к Батуми и обратно. Однажды Грину даже довелось побывать в Александрии, столице Египта.

К сожалению, из Грина так и не получилось моряка – ему претил тяжёлый и рутинный труд матроса. Очень скоро он поругался с капитаном и ушёл с корабля. В 1897 году он вернулся назад в Вятку, но через год вновь уехал – на этот раз в Баку. Здесь он попробовал себя в самых разных профессиях – был чернорабочим, рабочим в железнодорожных мастерских, рыбаком. Странствуя по стране, он успел поработать лесорубом, золотоискателем на Урале, шахтёром и даже переписчиком в театре.

Революционная деятельность

В 1902 году Грин некоторое время служил солдатом в пехотном резервном батальоне, который был расквартирован в Пензе. Здесь, на службе, революционные взгляды Грина только усилились. Из шести месяцев пребывания на службе он провёл в карцере три с половиной. Через шесть месяцев Грин дезертировал из части, был найден и схвачен, но снова смог бежать.

За время службы в армии Грин успел завести знакомство с , которые оценили настроения молодого человека и помогли ему скрыться в Симбирске. В это время он получил кличку Долговязый и все свои силы бросил на борьбу с существующим общественным строем, который был ему глубоко ненавистен. Тем не менее Грин не принимал участия в проведении террористических актов, ограничившись пропагандой среди рабочих и солдат.

В 1903 году Гриневский был арестован в Севастополе за распространение революционных противоправительственных идей. После неудавшейся попытки побега его перевели в тюрьму строгого режима, где продержали более года. В полицейских документах Грин описывался как озлобленный, замкнутый, способный на всё даже с риском для собственной жизни. Дело Гриневского разбиралось более полутора лет, за которые он дважды предпринимал попытки к бегству.

В 1905 году Севастопольский военно-морской суд присудил Гриневского к 10 годам ссылки в Сибирь. Через полгода он был освобождён по общей амнистии, но вскоре вновь арестован в Петербурге и сослан в Тобольскую губернию на 4 года. Спустя 3 дня он бежал домой в Вятку, где с помощью отца раздобыл документы на имя Мальгинова, по которому вернулся в Петербург.

В 1908 году Грин женился на 24-летней Вере Абрамовой. В своей повести «Сто вёрст по реке» под именами Нок и Гелли Грин описал себя самого и свою жену.

Начало литературной деятельности

Фамилия Мальгинов стала первым литературным псевдонимом Грина .

  1. В 1906 году Грином были написаны два первых рассказа – «Заслуга рядового Пантелеева» и «Слон и Моська» . Первый из рассказов носил агитационный характер и повествовал о бесчинствах военных среди крестьян. За свои рассказы Грин получил гонорар, однако практически весь тираж был найден полицией и сожжён. Чудом удалось обнаружить несколько экземпляров. Такая же судьба постигла и второй рассказ.
  2. Произведения Грина начали печататься и доходить до читателей лишь в декабре 1906 года. Его первым легально опубликованным рассказом стал «В Италию» . Рассказ был опубликован в газете «Биржевые ведомости».
  3. Рассказ «Случай» впервые был выпущен под псевдонимом Грин в газете «Товарищ».
  4. В начале 1908 года Грин выпустил в Петербурге свой первый авторский сборник «Шапка-невидимка» . Большая часть рассказов в этом сборнике повествовала об эсерах.
  5. В 1910 году выходит второй сборник автора – «Рассказы» . Большая часть их носит сугубо реалистический характер. Однако в некоторых из рассказов уже угадывается почерк Грина – романтика и сказочника. В рассказах «Колония Ланфиер» и «Остров Рено» действие происходит в вымышленной стране. По мнению самого Грина, он стал чувствовать себя писателем именно после этих рассказов .

В первые несколько лет своей писательской карьеры Грин издавал в год по 25 рассказов. Его быстро признали молодым и талантливым автором, поле чего он свёл знакомство с выдающимися российскими литераторами того времени – Алексеем Толстым, Валерием Брюсовым и пр. Особо тёплые дружеские отношения у Грина ложились с Куприным .

В это время Грин стал зарабатывать крупные суммы денег, но они не задерживались у него надолго, быстро утекая из рук во время карточных игр и вечеринок.

«Гринландия»

В июле 1910 года петербургская полиция наконец пришла к выводу, что известный писатель Грин и беглый ссыльный Гриневский – это одна и та же персона. Его вновь арестовали и сослали в Архангельскую губернию. Вера Абрамова последовала за ним, здесь они обвенчались официально. Спустя 2 года Грину сократили срок и разрешили вернуться в Петербург.

  1. Находясь в ссылке, Грин написал ещё 2 романтических произведения «Жизнь Гнора» и «Синий каскад Теллури» .
  2. В 1913 году были изданы «Дьявол оранжевых вод» , «Зурбаганский стрелок» . В этих произведения окончательно сформировался образ вымышленной страны, которую литературоведы впоследствии нарекли Гринландией .
  3. Поначалу Грин публиковал свои работы преимущественно в иллюстрированных журналах и газетах. Периодически его работы помещали на своих страницах такие солидные издания того времени, как «Русская мысль» и «Современный мир». Здесь Грин публиковался благодаря своему близкому знакомству с Куприным.
  4. В 1913-14 гг. увидел свет трёхтомник Грина.
  5. В 1914 году писатель стал сотрудничать с популярным журналом «Новый Сатирикон» и в качестве приложения к журналу опубликовал свой сборник кратких рассказов «Происшествие на улице Пса» . В это время он работал, как никогда, продуктивно. Тематика его произведений становится всё разнообразнее – от юмористического «Капитана Дюка» до утончённой и исполненной психологизма новеллы «Возвращённый ад» .
  6. Когда началась Первая мировая война, его произведения стали носить ярко выраженный антивоенный характер. В качестве примера можно привести «Баталист Шуан», «Синий волчок» или «Отравленный остров» .

Поскольку полиция вновь предъявила обвинения в непозволительных высказываниях о царствующей особе, Грин был вынужден скрыться на некоторое время в Финляндии. Когда произошла Февральская революция, Гриневский вернулся в Петроград.

Октябрьская революция

В надежде на революционное обновление писатель издал с весной 1917 года очерк под названием «Пешком на революцию» . После начала Октябрьской революции Грин стал издавать в журналах и газетах целую череду коротких фельетонов и заметок, которые осуждали творившиеся вокруг насилие и бесчинство.

В 1918 году журнал «Сатирикон» был запрещён новым правительством как реакционный, а Грин арестован и едва не приговорён к расстрелу. Однако в 1919 году его призвали в ряды Красной Армии в качестве связиста и отправили на фронт. Очень скоро Гриневский заболел сыпным тифом и попал в Боткинские бараки, где провёл несколько месяцев. Здесь Грина поддержал Максим Горький , который посылал ему продукты – мёд, хлеб и чай.

Когда Грин выздоровел, Горький помог ему получить жилье в Доме искусств на Невском проспекте и академический паёк. Соседями писателя по дому стали В.А Рождественский, О. Мандельштам, Н. Гумилев, В. Каверин. По отзывам своих соседей, Грин жил отшельником и практически ни с кем не водил знакомств. Именно здесь была написана его знаменитая феерия «Алые паруса» .

  1. В начале 20-х годов писатель задумал и, наконец, решился воплотить в жизнь свой первый роман – «Блистающий мир» . Главный герой книги Друд – человек с необыкновенной способностью летать – пытался убедить людей обратиться к высшим ценностям Блистающего мира.
  2. Помимо большой прозы, писатель не прекращал издавать и рассказы. В Ленинграде были изданы его книги «Словоохотливый домовой», «Крысолов», «Фанданго» .
  3. В 1925 году Грином был написан и опубликован роман «Золотая цепь» . Эта книга была задумана и исполнена как «воспоминания о мечте мальчика, ищущего чудес и находящего их».

Не слившийся с эпохой

Ещё через год писатель закончил один из своих шедевров – книгу «Бегущая по волнам» . Это произведение отразило в себе самые блестящие грани таланта Грина. В течение нескольких лет писатель не мог опубликовать своё произведение в советских изданиях. Не меньших трудов стоило издание и следующих романов«Джесси и Моргиана», «Дорога никуда» .

В 1927 году частным издателем была предпринята попытка издать собрание сочинений автора в 15 томах, однако вскоре издатель был арестован и свет увидели лишь 8 томов. Неудачи стали приводить Грина к частым запоям. Через несколько лет семье Гриневских наконец удалось выиграть суд с издательством и отсудить несколько тысяч рублей. Однако к этому времени эта сумма сильно обесценилась из-за инфляции. Семья Гриневских была вынуждена перебраться в Старый Крым, где жизнь была несколько дешевле.

В 1930 году существующая цензура запретила переиздавать книги Гриневского, мотивировав это тем, что он «не сливается с эпохой». Новые произведения писателя были также ограничены одним в год. Грин и его жена часто болели из-за голода. Попытки охотиться ни к чему не привели.

Писатель начал работать над новым романом «Недотрога» , но так и не смог его закончить.

Александр Гриневский скончался в 1932 году в возрасте 52 лет от опухоли желудка. Его похоронили на городском кладбище Старого Крыма. На его могиле установлен памятник «Бегущая по волнам» скульптора Татьяны Гагариной, как отражение жизни и творчества Александра Грина.




1. Детство и юность романтика. Жизненные коллизии.
2. Начало творческого пути.
3. Гринландия.
4. Романтическая литература и жестокая реальность.

Все-таки это удивительный, замечательный писатель, истинный романтик и сочинитель невероятных историй, каких во всей мировой литературе немного!
Я. К. Голованов

Родился А. С. Грин (настоящая фамилия Гриневский) 23 августа 1880 года. Его детство и юность прошли в Вятке. Говорят, что первым словом, которое маленький Саша сложил из кубиков и прочитал по слогам, было «море». Но отец, ссыльный поляк, желал, чтобы сын получил сухопутную профессию. Гриневский-старший, участник польского восстания 1863 года, работал бухгалтером в земской больнице, его жена умерла в тридцать семь лет, оставив четверых детей. Саша был самым старшим, ему в то время исполнилось тринадцать. Чуть позже у него появилась мачеха.

Все мальчишки в то время были увлечены приключенческой литературой, а у Гриневского было три сундука книг на польском, французском и русском — они остались от погибшего дяди, подполковника Гриневского. Родители дразнили сына, говорили, что он плохо учится и станет свинопасом. Вполне понятно, что семья, голодавшая и ходившая в обносках, хотела, чтобы Александр помогал зарабатывать на жизнь. Но мечтой жизни для Саши стало Красное море — он хотел стать матросом. Скоро, страдая от непонимания, он замкнулся и мало с кем говорил о себе.

Единственный любимый предмет Грина — география, по ней у мальчика всегда была на пятерку с плюсом. Исключенный из реального земского училища, а затем не раз выгнанный и снова принятый в городское четырехклассное, Александр стал учиться старательнее. Он узнал, что аттестат дает возможность стать мореплавателем. В конце концов Грин (так его называли приятели) сбежал в Одессу. Море поразило юношу, но наняться работать на корабле было трудно.

Только через два месяца его взяли юнгой на пароход «Платон». Практика не шла впрок, Грин не научился даже вязать морские узлы. У него были собственные представления о море. Его близость была для Грина всем. Второй рейс он совершил на парусной шлюпке «Святой Николай», третий — матросом на корабле «Цесаревич». Ни одно из путешествий не позволило заработать денег. После этого пришлось вернуться в Вятку и жить случайными заработками. Работа на нефтепромыслах, на сплаве леса, золотоискательство, служба в царской армии, бегство из батальона и встреча с эсерами, вторичный побег, тюремный срок, третий побег и ссылка... «Я был матросом, грузчиком, актером, переписывал роли для театра, работал на золотых приисках, на доменном заводе, на торфяных болотах, на рыбных промыслах; был дровосеком, босяком, писцом в канцелярии, охотником, революционером, ссыльным, матросом на барже, солдатом, землекопом...», — вспоминал писатель, говоря о том, что его жизненный путь был усыпан не розами, а гвоздями. В 1905 году он бежал из ссылки и жил в Вятке под чужой фамилией.

В литературу А.С. Грин вошел как мастер бытовых рассказов, описывая свои личные впечатления и жизненные сюжеты. Первый рассказ писателя назывался «Заслуга рядового Пантелеева» и был опубликован в 1906 году Цензура сочла его агитационным, весь тираж конфисковали.

Первая книга «Шапка-невидимка» вышла в 1907 году. В произведениях 1918—1919 годов («Блистающий мир», «Джесси и Моргиана», «Дорога в никуда») главной темой творчества стал конфликт свободы и несвободы.

За двадцать пять лет творчества было опубликовано свыше четырехсот произведений. Главной темой его книг стала вера в высокую нравственность человека. «Александр Грин — писатель солнечный и, несмотря на трудную судьбу, счастливый, потому что через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты», — говорила писательница В. К. Кетлинская. Исследователь творчества Грина В. В. Харчев замечает, что писатель старался показать, что чудо возможно везде, даже где кажется, что его быть не может.

В известнейших произведениях Грина, отличного пейзажиста и мастера сюжета, — в «Алых парусах», «Бегущей по волнам», «Блистающем мире», — романтика тесно переплетена с фантастикой. Герои Грина живут в выдуманных городах, пригрезившихся их создателю — Апамбо, Гель-Гью, Зурбагане, Гертоне, Лиссе, Покете, на острове Рено. Этот вымышленный, мир критики начали изучать уже с 1910-х годах. Его воспринимают по-разному: и как мир прошлого, и как писательскую вселенную со своими законами развития, героями и сюжетами, как художественное пространство. К. Г. Паустовский рассуждал: «Когда он стал писателем, то представлял себе несуществующие страны, где происходило действие его рассказов, не как туманные пейзажи, а как хорошо изученные, сотни раз исхоженные места. Он мог бы нарисовать подробную карту этих мест, мог бы отметить каждый поворот в дороге и характер растительности, каждый изгиб реки и расположение домов...». Необычность этой вселенной очевидна. Она отличается от реальной и населена отважными героями с богатым внутренним миром, способными к самопожертвованию, благородными и мужественными людьми, носящими какие-то чудные, похожие на иностранные, имена: Артур Грэй, Лонгрен, Ассоль, Летика, Гез, Фрези Грант и др. Меткое название «Гринландия», придуманное К.И. Зелинским в 1934 году, прижилось и закрепилось за этим литературным миром. Там сочетаются романтика и реализм, иррациональность и гармония, продуманность и безудержная фантазия автора.

Но не все так радужно было в реальной жизни писателя. Счастливая семейная жизнь Грина омрачалась его долгими запоями — так он старался уйти от действительности и преодолеть себя. Он не мог в трезвом виде о чем-то просить и кланяться. Больше всех страдала от поведения Грина его Ассоль, вторая жена Нина. А просить было необходимо: не на что было жить, печатать разрешали не больше одной книги в год. Творчество Грина было признано противоречащим идеологическим установкам партии, с конца 1920-х гг. его произведения перестали издавать. На просьбы прислать материальную помощь или не было ответа, или же приходил отказ. Позже Н. Гриневской пришлось просить бывших товарищей прислать умирающему писателю хотя бы просто пару строк. Только жена оставалась преданной мужу до самой смерти. Последние годы жизни Грин провел в Крыму, около своей давней страсти — моря. В эти годы было написано более половины его произведений, которые в то время были фактически никому не нужны. В 1932 году писатель умер от рака.

Его последней книгой стала «Автобиографическая повесть» — реалистично-суровое произведение. Жаль, что широкое признание писатель получил только после смерти. «До конца дней моих я хотел бы бродить по светлым странам моего воображения», — говорил Грин. Для читателей этот мастер слова навсегда останется жителем чудесной Гринландии.

ГРИН (наст. фам. Гриневский) Александр Степанович (1880-1932), русский писатель.
В романтико-фантастических повестях «Алые паруса» (1923), «Бегущая по волнам» (1928), романах «Блистающий мир» (1924), «Дорога никуда» (1930) и рассказах выразил гуманистическую веру в высокие нравственные качества человека.
* * *
ГРИН Александр Степанович (наст. фам. Гриневский) , русский писатель.
Дом-музей А. Грина
Детство и юность провел в Вятке. Отец, поляк, был сослан в Сибирь после участия в Польском восстании 1863-1864, где стал помощником управляющего пивным заводом, затем работал бухгалтером в земской больнице; мать была из мещан, умерла, когда Грину исполнилось 13 лет. Воспитанием мальчика было некому заниматься, однако его начальное образование было домашнее. Учился в Александровском реальном училище (лучше давались гуманитарные предметы), из которого был исключен за стихотворную сатиру на преподавателя, затем - в Вятском городском училище (окончил в 1896). Рано увлекся чтением. Особенно любил читать про путешествия, связанные с морем. Его любимыми авторами стали Фенимор Купер, Эдгар По, Александр Дюма, Даниэль Дефо, Майн Рид, Роберт Стивенсон. К этому периоду относятся первые юношеские стихотворные опыты Грина. Будучи по натуре мечтателем и страстным любителем приключений, будущий писатель в 16 лет уехал из Вятки в Одессу, где, желая стать моряком, устроился матросом, плавал в Египет. Затем перепробовал немало других профессий, был писцом, банщиком, сплавщиком, работал старателем на Уральских золотых приисках, в рыбацкой артели, но пришлось и бродяжничать. В 1901, отчасти по желанию отца, записался солдатом в 213-й Оровайский резервный батальон (Пенза), откуда в 1902, сблизившись с эсерами, дезертировал. В качестве члена подпольной эсеровской организации занимался пропагандистской работой в Нижнем Новгороде, Саратове, Тамбове, Киеве, Одессе, Севастополе. В программе эсеров Грина привлекали отсутствие жесткой партийной дисциплины, обещание всеобщего счастья после революции. В ноябре 1903 за эту деятельность был первый раз арестован, дважды в 1907 и 1910 его ссылали.
В 1906 появились его первый рассказ «Заслуга рядового Пантелеева» и книга «Слон и Моська», носящие агитационный характер (тиражи были изъяты цензурой и уничтожены). Цикл опубликованных произведений о революционной России открыл рассказ «В Италию» (1906). Подпись А. Грин впервые была поставлена под рассказом «Случай» (1907). В 1908 вышел сборник «Шапка-невидимка», в котором отразилось уже переосмысленное отношение писателя к эсерам, явное неприятие некоторых их идейных позиций. Во время ссылки 1910 в Архангельскую губернию Грин написал ряд «северных» рассказов («Ксения Турпанова», «Зимняя сказка»), герои которых, мучимые скукой, стремятся изменить свою жизнь, наполнить ее смыслом. Ранние рассказы Грина написаны в духе реалистической литературы 1900-х гг., писатель только пытался нащупать свой путь в литературе. «Скудная» на тепло и любовь жизнь Грина, тяга к приключениям, усилили его стремление к неизведанному, идеальному. Грина все больше привлекали герой, выламывающийся из устоявшегося образа жизни большинства обывателей («Она», 1908), идея создания сильного романтического героя («Воздушный корабль», 1909).
В 1909 увидела свет новелла «Остров Рено» - первое подлинно романтическое произведение Грина. Матрос Тарт, оказавшись на экзотическом острове и проникнувшись его природой, не пожелал вернуться на корабль к своей команде, поскольку решил сохранить обретенную на острове свободу. Но одиночество привело Тарта к гибели. Тематически близки «Острову Рено» произведения, герои которых - яркие, но одинокие личности: «Колония Ланфиер» (1910), «Трагедия плоскогорья Суан» (1912), «Синий каскад Теллури» (1912), «Зурбаганский стрелок» (1913), «Капитан Дюк» (1915), «Битт-Бой, приносящий счастье» (1918). Постепенно персонажи Грина менялись, не замыкаясь на собственном мире.
В 1910 Грин вышел из эсеровской организации, в 1912 был принят литературной средой, сблизившись с А. И. Куприным, А. И. Свирским. Начал сотрудничать в периодических изданиях, до 1917 опубликовал более 350 рассказов, стихотворений, повестей. В годы Первой мировой войны в творчестве писателя наступил длительный кризис, вызванный внутренними колебаниями автора. Грин воспринимал современную ему эпоху как антиэстетическую («Повесть, оконченная благодаря пуле», 1914). В рассказах 1914-1916 чувствовалось вызванное воздействием эстетики Эдгара По, тяготение писателя к «загадочному» («Возвращенный ад», 1915). В 1916 писатель попытался дать оценку собственному творчеству и на основе этой оценки выразить свое отношение к искусству. Искусство для Грина стало основой личного существования, уходом в иную, более совершенную реальность, себя он считал символистом. В конце 1916 за дерзкий отзыв о царе Грин был вынужден уехать из России и поселиться в Финляндии. Узнав о Февральской революции, по шпалам вернулся в Петроград (очерк «Пешком на революцию», 1917). Революцию воспринял восторженно, однако эти настроения оказались скоротечными. Уже в рассказах «Восстание» (1917), «Рождение грома» (1917), «Маятник души» (1917) ощущается чувство отторжения писателем новой реальности. Размышлениям о социализме посвящен памфлет «Волдырь, или Добрый Папа» - в нем Грин с раздражением пишет, что революция происходит не так «красиво», как ожидалось. В 1919 печатался только в журнале «Пламя» под редакцией А. В. Луначарского. Здесь был опубликован его стихотворный рассказ «Фабрика Дрозда и Жаворонка», наполненный верой в прекрасное, с которой Грин начинал свой жизненный и творческий путь. Осенью 1919 писатель был мобилизован в качестве рядового в Красную Армию. В этот период зародился замысел и появился первый «набросок» повести-феерии «Алые паруса» (1921), ставшей одним из самых известных произведений Грина. Герои повести - Ассоль и Грей - обладают редким даром «иного» видения мира, их исключительность в том, что они умеют делать чудеса собственными силами. После тяжелейших испытаний Гражданской войны Грин, несмотря на нужду, продолжал работать. В 1923 появился роман «Блистающий мир» (1923), в котором трагическая гибель главного героя Друды - результат внутренних сомнений автора в возможности достижения идеала.
В 1925 писатель выпустил роман «Золотая цепь», в 1928 - «Бегущая по волнам» - один из самых сложных и знаковых. В «Бегущей по волнам» вновь прозвучал мотив иллюзорности любой мечты. Только творческому человеку, по мнению автора, можно в полной мере прочувствовать тонкую природу этой иллюзии.
С середины 1920-х Грина печатали все реже, главным образом в малоизвестных изданиях. С 1924 жил в Феодосии, в 1930 переехал в Старый Крым. Материальное неблагополучие, тяжелая болезнь сломили писателя. Трагическим чувством безысходности наполнен его последний роман с символическим названием «Дорога никуда» (1930). Через два месяца после выхода романа в свет Грин скончался. В конце 1930-х гг. появилось несколько критических статей (К. Зелинского, М. Шагинян, К. Паустовского), в которых наконец был признаны талант писателя, его уникальное видение мира. Но всеобщее признание творчество Грина получило только в 1960-е гг.
Некоторые произведения Грина («Алые паруса», «Бегущая по волнам» и др.) были удачно экранизированы.
Реальная окружающая жизнь отторгала мир Грина вместе с его создателем. Все чаще появлялись критические замечания о ненужности писателя, создавался миф об "иностранце в русской литературе", Грина все меньше печатали. Больной туберкулезом писатель уехал в 1924 в Феодосию, где испытывал крайнюю нужду, а в 1930 перебрался в поселок Старый Крым, где и скончался 8 июля 1932 года.

Выбор редакции
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...

И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...

Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...

Любая хозяйка в преддверии и во время поста сталкивается с насущным вопросом: как организовать питание семьи таким образом, чтобы...
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...
Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...
Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...
Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...