Булгаков М.А. Основные даты жизни и творчества. Начало литературной деятельности михаила булгакова


Не пытайтесь казаться людям лучше, чем Вы есть на самом деле — на цыпочках долго не устоишь… но и не пытайтесь казаться хуже, чем Вы есть — на корточках тоже долго не просидишь… ВСЕГДА ОСТАВАЙТЕСЬ СОБОЙ!

Михаил Афанасьевич Булгаков

Детство.

1891 г . 15 мая в семье преподавателя Киевской Духовной Академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны (в девичестве - Покровской) в Киеве родился первый ребенок - сын, Михаил Афанасьевич Булгаков. Имя дано в честь, хранителя города Киева, архангела Михаила.

1892-1899 гг. Переезды семьи Булгаковых в различные домовладения в поисках более дешевой и удобной квартиры - в районе Печерска; на Госпитальной улице, 4; в Кудрявском переулке, 9.

Семья была большой и очень дружной, воспитанием детей большей частью занималась мать — Варвара Михайловна, “светлая королева”, как назвал ее сам писатель в первом своем романе “Белая гвардия”. Булгаков получил прекрасное домашнее образование, знал французский, немецкий, английский, греческий и латынь.

1901 г . 22 августа. Был принят в 1-й класс 1-й Киевской гимназии “особого устава”.

Смерть отца. Главной трагедией детства М. Булгакова стала безвременная смерть отца. Афанасий Иванович Булгаков — профессор Киевской духовной академии, человек высокой души и огромной эрудиции, скончался 14 марта 1907 года.

Болезнь была непродолжительной, и смерть главы семейства обрушилась на всех как сошедшая с гор лавина. Пятнадцатилетний Миша пережил этот удар судьбы едва ли не тяжелее остальных. Несомненно, именно с тех пор в его характере навсегда укоренились гордость, обостренное чувство собственного достоинства, обидчивость, незащищенность, упрямство и даже некоторая заносчивость, что позже отчетливо проглядывали в облике уже вполне сформировавшегося мужчины и во многом определили его поведение.

Женитьба.

Первым проявлением своеволия и легкомыслия стала женитьба на Тане Лаппа против воли родителей.

1915 г . 26 апреля произошло венчание Булгакова с Татьяной Николаевной Лапа в Киево-Подольской церкви Николы Доброго. Брак оказался несчастливым и недолговечным, но все десять лет совместной жизни Татьяна Николаевна была “ангелом-хранителем” Булгакова. Без сомнения, она спасла его от смерти на Кавказе во время гражданской войны.

Она же помогла ему вырваться из объятий наркомании.

Медицинская деятельность.

В 1909 г. Булгаков оканчивает Киевскую гимназию. А в 1911- 1916 г. становится студентом медицинского факультета Киевского университета, который оканчивает с отличием.

Первая мировая война застала Булгакова на старших курсах университета. Выпущенный вместе с другими студентами-медиками досрочно, он работал в госпиталях прифронтовой полосы, где занимался главным образом ампутацией рук и ног. Быть может, хирургическая практика и определила несвойственную русскому интеллигенту начала XX в. твёрдость, решительность его характера.

К осени 1916 г. - сельский врач в Сычевском уезде Смоленской губернии.

В 1917 г. работает в городской больнице г. Вязьмы.

В 1918 г. вернулся в Киев, где последовательно призывался военврачом в красные, петлюровские и белые части.

В конце августа 1919 г . большевики, покидая под напором Белой армии Киев, спешно расстреливали сотни заложников, после них взорам киевлян открылись страшные картины. Это укрепляло решимость Булгакова сопротивляться победе власти большевиков в России.

Мобилизованный белыми, он в качестве военврача отправился на Северный Кавказ. Конечно, Булгаков предпочёл бы фронту частную практику врача и письменный стол литератора. Но Белая армия была его армией: в ней были люди его круга, друзья, знакомые, в её рядах оказались с первых же дней его младшие братья.

Колеблясь над бездной.

Период морфинизма может считаться одним из самых тяжелых испытаний на жизненном пути писателя. Дело в том, что во время работы Булгакова земским врачом в одной из сельских больниц Смоленщины возникла опасность заражения дифтеритом. При отсасывании дифтеритических пленок у больного ребенка одна из них попала Булгакову. Чтобы избежать этой страшной угрозы, врач должен был подвергнуться прививке от дифтерии. Однако организм отреагировал на это отеком лица и столь страшным зудом, что пришлось сделать инъекцию морфия. Потом инъекции повторялись еще несколько раз. Разумеется, Булгаков понимал всю опасность проводимых процедур, однако шел на них. Но разве можно судить земского врача, у которого не было возможности отлежаться несколько дней в постели, перетерпев боль и другие неудобства: он должен был работать, причем работать с огромным напряжением. По воспоминаниям писателя, он принимал до 100 больных в день! К тому же его неудержимо влекло к себе литературное творчество, и медицинская деятельность была мучительно неустранимой помехой на пути к нему.

Начало литературной деятельности

В сентябре 1921 года Булгаков приехал в Москву, “чтобы остаться в ней навсегда”. Здесь и заявил о себе в полную силу его грандиозный писательский дар. Однако раскрытие таланта происходило в чрезвычайно сложных условиях. Бесприютность, тягостная суета в добывании средств, отсутствие времени для творческого труда и, наконец, невозможность публиковаться, что для писателя, разумеется, всегда оказывается самым мучительным.

Первыми произведениями Булгакова в Москве были фельетоны, которые он печатал в берлинском журнале “Накануне”, в газетах “Труд” и “Гудок” и невысоко ценил. “Записки юного врача” (писались в 1917— 1925, отдельное издание только в 1963 г.) были традиционным для русской литературы (отчетом о его “долитературной” деятельности). Но повести “Дьяволиада” (1924) и “Роковые яйца” (1925) уже обнаружили типичную для Булгакова скрытую в непринужденных шутках глубину.

“Драматургия М. А. Булгакова”

Пьеса “Дни Турбиных” 5 октября 1926 года на сцене Московского театра состоялась премьера спектакля “ Дни Турбиных”.

“Дни Турбиных” были написаны по мотивам романа "Белая гвардия" и первые две редакции пьесы носили одинаковое с ним название. Работу над первой редакцией пьесы "Белая гвардия" Булгаков начал в июле 1925 г. Еще 3 апреля 1925 г. он получил приглашение режиссера МХАТа Б. И. Вершилова придти в театр, где ему предложили написать пьесу на основе романа "Белая гвардия".

У Булгакова замысел подобной пьесы зародился еще в январе 1925 года. В какой-то мере этот замысел продолжал идею, осуществленную во Владикавказе в ранней его пьесе "Братья Турбины" в 1920 году. Тогда автобиографические герои (Турбина - девичья фамилия бабушки Булгакова со стороны матери, Анфисы Ивановны, в замужестве - Покровской) были перенесены во времена революции 1905 г . В пьесе "Белая гвардия", как и в романе, Булгаков использовал собственные воспоминания о жизни в Киеве на рубеже 1918-1919 гг.

Это была удивительная постановка! Единственная из всего довоенного репертуара, она выдержала около 1000 представлений! В 30-е годы, в жуткое время “ежовщины”, когда люди боялись собственной тени, актеры выходили на сцену в золотых погонах офицеров царской армии, говорили о человеческой чести и даже пели “Боже, Царя храни...”, Известно, с каким интересом относился к этому спектаклю Сталин. За почти пятнадцатилетнюю историю постановки он не менее 15 раз смотрел спектакль полностью, а сколько раз он приезжал ко второму, к третьему действию!

Роман “Белая гвардия”. Роман “Белая гвардия” впервые опубликован (не полностью) в России, в 1924 году. Полностью — в Париже: том первый— 1927 год, том второй — 1929 год

“Белая гвардия” была начата в 1922 г., после смерти матери писателя. Рукописи романа не сохранились. По свидетельству перепечатывавшей роман машинистки Раабен, первоначально “Белая гвардия” мыслилась как трилогия. В качестве возможных названий романов предполагавшейся трилогии фигурировали “Полночный крест” и “Белый крест”.

Прототипами героев романа стали киевские друзья и знакомые Булгакова. Так, поручик Виктор Викторович Мышлаевский списан с друга детства Николая Николаевича Сигаевского. Прототипом поручика Шервинского послужил еще один друг юности Булгакова — Юрий Леонидович Гладыревский, певец-любитель. В “Белой гвардии” Булгаков стремится показать народ и интеллигенцию в пламени гражданской войны на Украине.

Главный герой, Алексей Турбин, хоть и явно автобиографичен, но, в отличие от писателя, не земский врач, только формально числившийся на военной службе, а настоящий военный медик, много повидавший и переживший за годы мировой войны.

В романе противопоставлены две группы офицеров — те, кто “ненавидят большевиков ненавистью горячей и прямой, той, которая может двинуть в драку” и “вернувшимся с воины в насиженные гнезда с той мыслью, как и Алексей Турбин, — отдыхать и устраивать заново не военную, а обыкновенную человеческую жизнь”. Булгаков социологически точно показывает массовые движения эпохи. Он демонстрирует вековую ненависть крестьян к помещикам и офицерам, и только что возникшую, но не менее глубокую ненависть к оккупантам.

И все же произведения Булгакова не народны. В них нет ничего, что затрагивало народ в целом. Есть толпа загадочная и жестокая”. Талант Булгакова не был проникнут интересом к народу, к его жизни. Его радости и горести по Булгакову узнать нельзя.

“Сатира М. А. Булгакова” “Собачье сердце

“Собачье сердце” — последняя сатирическая повесть Булгакова. Она избежала участи своих предшественников: не была высмеяна и растоптана лжекритиками от “советской литературы”, так как вышла в свет лишь в 1987 году. В основе повести лежит великий эксперимент. Все, что происходило вокруг и именовалось строительством социализма, воспринималось Булгаковым именно как эксперимент — огромный по масштабам. Герой повести профессор Преображенский пришел в булгаковскую повесть с Пречистенки, где издавна селилась потомственная московская интеллигенция. Профессор Преображенский, немолодой уже человек, живет уединенно в прекрасной комфортабельной квартире. Автор любуется культурой его быта, его обликом — Михаил Афанасьевич и сам любил аристократизм во всем, одно время он даже носил монокль.

Взаимоотношения ученого и уличного пса Шарика - Шарикова составляют основу сюжета повести. Внутренний монолог Шарика, вечно голодного, горемычного уличного пса, выдает существо очень неглупое, по-своему оценивающее жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы времен нэпа с ее многочисленными магазинами, чайными, трактирами на Мясницкой “с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак”, “где играли на гармошке и пахло сосисками”. Он сочувствует бедной барышне-машинистке, замерзшей, “бегущей в подворотню в любовниковых фильдеперсовых чулках”. Булгаков блестяще выражает, так сказать, "внутренний мир” собаки, бездомного московского пса, ироничного, любознательного наблюдателя жизни...

А какое у него чувство юмора, как ярки его впечатления! И это мигом утрачивается в “варианте” Шарикова. Новое “очеловеченное” существо неизмеримо ниже Шарика. Чудовищный гомункулус, человек с собачьим нравом, “основой” которого был люмпен, чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Неизбежен конфликт между профессором Преображенским, Борменталем и человекообразным люмпеном. В повести Шариков вернулся в собаку, а в жизни он прошел длинный и, как ему казалось, а другим внушалось, славный путь и в 30—50-е годы травил людей, как когда-то по роду службы травил и душил бродячих собак и кошек. Через всю свою жизнь он пронес собачью злость и подозрительность, заменив ими ставшую ненужной собачью верность. Вступив в разумную жизнь, он оставался на уровне инстинктов и готов был приспособить всю страну, весь мир, всю вселенную, чтобы их, эти звериные инстинкты, удовлетворить. Он гордится своим низким происхождением. Он гордится всем низким, потому что это поднимает его высоко — над теми, кто духом высок, кто разумом высок, а потому должны быть втоптаны в грязь, чтобы над ними мог возвыситься Шариков. Собачье сердце в союзе с человеческим разумом — главная угроза нашего времени. Именно поэтому повесть, написанная в начале 20 века, остается актуальной и в наши дни.

Тему ответственности науки (и теории вообще) перед живой жизнью Булгаков по-новому повернул в “Собачьем сердце” (1925 г .). Автор так и не увидел повесть напечатанной. Рукопись вместе с дневниками была изъята сотрудниками ОГПУ во время обыска 7 мая 1926 года. Впоследствии рукопись вернули в обмен на то, что Булгаков забрал заявление о выходе из Всероссийского союза писателей.

Роман “Мастер и Маргарита” - главный в творчестве Булгакова. Он писал его с 1928 по 1940 год, до самой смерти, сделал 8(!) редакций, и существует проблема, какую же редакцию считать окончательной. Это “закатный” роман, заплачено за него жизнью автора. Напечатан он в сороковые годы, по понятным причинам, быть не мог.

Появление романа в журнале “Москва” (№ 11 за 1966 и № 1 за 1967 год), даже в урезанном виде, произвело ошеломляющее действие на читателей и поставило в тупик критиков. Им предстояло оценить нечто совершено необычное, не имевшее аналогов в современной советской литературе ни по постановке проблем, ни по характеру их решения, ни по образам персонажей, ни по стилю. Активно издавать Булгакова, изучать его творчество начали лишь в восьмидесятые годы XX века. Роман вызывал и вызывает острую полемику, различные гипотезы, трактовки. До сих пор он приносит сюрпризы и удивляет своей неисчерпаемостью.

Над своим гениальным романом М. Булгаков работал не только долго, но и чрезвычайно напряженно, создав несколько редакций произведения. До последних дней ослепший писатель откладывая другие замыслы, диктовал жене новые поправки к тексту. Это говорит о том значении, которое он придавал своему созданию.

В основу романа легли самые разнообразные источники; в нем по-новому претворены самые разнородные мотивы творений мировой литературы всех эпох. Таким образом, роман М. Булгакова явился итогом развития мировой культуры до середины XX века. Он творчески переработал и синтезировал творения всех эпох, различных национальных школ, разных искусств (литературы, живописи, музыки, театра). Трудно найти подобное явление в литературе мира по широте охвата действительности и преемственности с художественными памятниками столетий, по философкой глубине и изобретательности в композиционной организации целого. Будучи романом, «Мастер и Маргарита» строится по законам игры и театрально-музыкального представления, утверждая ту великую истину, что «весь мир — театр», а действующие персонажи — лицедеи в нем.

Как показали исследователи, М. Булгаков глубоко воспринял философское учение русского мыслителя П. Флоренского о троичности бытия. Оно сказалось в тройственной структуре романа. В нем ясно вырисовываются три основных плана произведения: исторический, реальный и фантастический. В соответствии с этим воспроизводятся три пространственные зоны: ершалаимский мир, московская действительность и мир потусторонний, вечный. В этом последнем тоже показано триединство, в нем имеются три самостоятельные сферы: царство Тьмы, область Света и царство Покоя.

Первый, исторический, план повествования производит на читателя особое, неизгладимое впечатление. Прошлое предстает здесь исключительно реалистичным, картинным, оно передано с большим психологизмом и живописным мастерством. Рассказывая о том, что произошло 1900 лет тому назад, развертывая действие на фоне пейзажей Древней Иудеи, Булгаков предлагает нам присутствовать при сценах, где творится сама История. Основными действующими лицами в этой части романа являются Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат, ведущей проблемой — взаимоотношения личности и власти. В крытую колоннаду у дворца с мозаичным полом входит Пилат «в белом плаще с кровавым подбоем» (эта двухцветность плаща воспринимается как знак той противоречивости, которой отмечен этот персонаж). К нему приводят бродягу Иешуа для допроса. Один глаз Пилата нацеливается на арестованного, другой глаз закрыт. И усмехается он лишь одной щекой. Так начинается это повествование.

Перед нами грозный властитель, которого боятся все. Но он раздираем противоречивыми чувствами, он раздвоен. Лицо Пилата страшно, но глаза тревожны. Он должен казнить бродягу, но чувствует себя его тайным другом и хотел бы сохранить ему жизнь. Он явно желает спасти Иешуа, оклеветанного доносчиками, но положение охранителя порядка и римского наместника, а также давление закона не позволяют ему сделать то, что он желает. Он запускает в ход карающую государственную машину, но начинает страдать, поскольку чувствует себя частью ее механизма. В конечном счете в Пилате торжествует идея могущества государства, власти, не обузданной моралью, произвола, направленного против личности.

Бродяге Иешуа вменяется в вину, что он на базаре «подговаривал народ разрушить ершалаимский храм». Поначалу эта подробность усиливает ощущение ничтожности арестанта. Но вскоре открывается, что это человек высокого духа, очевидной мудрости, провозвестник новых человеческих идеалов, носитель идей добра, милосердия, высокой истины. Ничто не может поколебать его убеждений, его непреложной веры и стойкости.

В роман М. Булгакова вместе с Иешуа входит возвышенная тема Христа. Правда, Иешуа не сам Христос (по-иному звучит его имя, у него другая внешность, иной возраст — ему 27 лет, а не 33, у него не канонические христианские взгляды), но он — подобие Христа. Не случайно вся эта историческая часть романа возникает именно тогда, когда Воланд прошептал Бездомному и Берлиозу, что «Иисус существовал». К тому же у Иешуа, как и у Христа, есть свои ученики и последователи, например Левий Матвей, этот сборщик податей, переживший сложную эволюцию и глубокую душевную драму, имеются свои предатели (Иуда) и палачи.

Обоим антагонистам — Пилату и Иешуа — даровано бессмертие. Всегда будут помнить пятого прокуратора Иудеи (четырех предшественников его не знает никто), но только лишь потому, что ему суждено было соприкоснуться с личностью Иешуа, которого он послал на Лысую Гору. Его бессмертие мучительно, тягостно, изнуряюще, позорно, тогда как в памяти людей имя Иешуа сопряжено с представлением о добре, нравственной чистоте и человечности. Это подлинное бессмертие. Так столкновение двух исторических персонажей романа позволило автору поставить вопросы о добре и зле, о мужестве и трусости и главную проблему — деспотической власти и личности.

Второй, реальный, план повествования передает настоящее и изображает жизнь Москвы послереволюционных десятилетий. Время действия здесь несколько неопределенно, поскольку этот пласт по-своему отражает приметы 20-х и 30-х годов 20 столетия. Пасха, приходившаяся на 5 мая, была в 1929 году, ко второму десятилетию века относятся многие черты нарисованного быта, но другие штрихи явно 30-х годов. Дядя Берлиоза пользуется троллейбусом, а это средство передвижения в Москве появилось в 1934 году.

Главными персонажами этого сюжета оказываются Мастер, Маргарита и литераторы, ревностно выполняющие социальный заказ государства. Ведущей проблемой становятся взаимоотношения творца-художника и общества, проблема, особо волновавшая Булгакова и, конечно же, тесно связанная с темой личности и власти.

Мастер — фигура во многом автобиографическая, и перипетии его печальной истории — это отчасти превратности судьбы самого Булгакова, хотя идентичными обе личности признать нельзя. Мастер привлекает читателя прежде всего тем, что он живет во власти воображения и творчества, постоянно осмысляет свои глубокие художественные идеи и претворяет их в чеканные исторические образы. Но его занимают и вечные, общечеловеческие проблемы, и эстетические вопросы о природе художественного творчества, о безраздельной самоотдаче творца. Не зря слово «Мастер» обретает символическое значение. Не зря его судьба в романе становится трагической. В определенной мере он соотносится с Фаустом. Ему тоже свойственны жажда познания, поиск истины, он тоже ищет то мгновение, которое можно назвать прекрасным. Мастер проникает в толщи истории, чтобы извлечь из них вечные законы, управляющие жизнью. Как и Фауст, он вступает в контакт с Мефистофелем (Воландом). В конце романа князь Тьмы прямо сошлется на героя Гете: «Неужели вы не хотите, подобно Фаусту, сидеть над ретортой?..»

Отметим и некоторую похожесть Мастера на Иешуа. Оба они бездомны, оба преданы и арестованы, оба гибнут. Их роднят правдивость, неподкупность, преданность своей вере, независимость, способность сопереживать человеческому горю. Мастер живет в созданном им герое Га-Ноцри, а свет последнего проникает в душу исторического романиста. Оба они несут идею добра и любви, Христос незримо живет в сердцах обоих. Интересно, что Мастер на 5 лет старше Христа, тогда как Иешуа на 5 лет моложе. Таким образом, Иисус (ему 33 года) в возрастном плане помещается между ними. Однако не следует преувеличивать сходство героев. В отличие от Иешуа, Мастер не проявил необходимой стойкости, не отстоял свое достоинство, не исполнил своего долга и оказался сломленным. Оттого он сжигает свой роман. Но у Мастера есть и определенное преимущество: идея всепрощения ему не свойственна, всякого человека добрым он считать не может, в душе его рядом с любовью уживается выстраданная ненависть к гонителям.

И тут мы встречаемся с московским литературным, около - и надлитературным миром, со всеми этими латунскими, лапшенниковыми, близкими к журналу критиками, которых Булгаков казнит своей сатирой. Чего стоит один Мстислав Лаврович (его прототип — Всеволод Вишневский, хулитель Булгакова), который призывает «ударить, и крепко ударить по пилатчине». Имя персонажа содержит в себе два корня: «мсти» и «слав», то есть «мсти славе» и получай за это лавры. И в итоге неравной борьбы с этими носителями злобной мстительности «свободный смелый дар» художника не выдерживает. Стражи общества, сформированного тоталитарным режимом, загоняют творца в тупик и губят его.

Но есть у героя романа необыкновенная подруга — Маргарита. Она является носительницей огромной поэтической и вдохновенной любви. Маргарита способна не только на безграничную полноту чувств, но и на преданность (как Левий Матвей) и на подвиг верности. Кроме того, она способна бороться за своего Мастера. И вот эта женщина-птица, родственная другим «крылатым» героиням русской классики, взмывает в воздух, обращается в ведьму и начинает парить в небесах, совершая свой гордый полет.


В отличие от гетевской Маргариты, она умеет бороться, отстаивая свою любовь и веру. Не Мастер, а сама Маргарита связывается ныне с дьяволом и вступает в мир черной магии. И это тоже решительно направляет фаустианскую тему в другое русло. На этот риск и подвиг героиня Булгакова идет во имя великой любви («...Иду на все из-за него», — говорит она Азазелло). История отношений заглавных героев кажется фантастической, но она остается и реальной, земной, счастливой и несчастной одновременно и потому органично вписывается в московский мир, изображенный в произведении.

Прекрасен и третий пласт повествования в романе фантастический , отчасти подготовленный злоключениями Маргариты. Центральными героями здесь являются Воланд, его свита и московские обыватели, среди которых действуют эти необычные гости. Ведущей проблемой этого плана становится проблема смысла жизни, обогащенная темой мирового зла и добра, философской и этической одновременно. Своеобразие решения этой проблемы состоит в том, что сюжет с дьяволиадой внедряется в сюжет предыдущий. И оттого гротескно-фантастическое причудливо переплетается здесь с реально-бытовым.

Может показаться, что шайка Воланда, творящая в Москве убийства, надругательства и обманы, безобразна и чудовищна. Такая точка зрения высказывалась, и пришельцы объявлялись не только чертовщиной, но и бесовщиной. Но эта не так. Отмеченные чертами комизма, эти существа из необыкновенной троицы по-своему чудесны.

Воланд, их предводитель, вобрал в себя некоторые особенности ранее изображавшихся духов зла — Вельзевула, Люцифера, Асмодея, Демона. Булгаков предпочитал ассоциировать своего героя с Сатаной. Но некоторыми чертами Воланд походит на Мефистофеля, и это подчеркивается эпиграфом к роману. Однако Воланд существенно отличается от этого героя. Булгаковский князь Тьмы не лжет, не предает, не сеет зла. Он обнаруживает, проявляет, вскрывает мерзостное в жизни, чтобы его покарать. И тогда по закону отрицания отрицания зло уничтожается или превращается в свою противоположность.

Стремясь к познанию и истине, Воланд отдельными гранями своей личности начинает походить на Фауста, особенно на мага из народных книг об этом герое. И не случайно он умеет ценить все значительное, сильное, творческое (например, в Мастере, в Иешуа, Маргарите). Будучи князем Тьмы, он проявляет интерес к Свету. Припомним, что на его груди знак скарабея. Это рождает ассоциации с культурой Древнего Египта и его символикой, обращенной к солнцу. Он обладает могущественной волшебной силой, учёностью, даром пророчества, умением перемещать в пространстве и воскрешать давно забытое.

Только Воланд и его подручные (Коровьев, Азазелло, кот) способны разобраться в том, что творится в реальной, катастрофически развивающейся действительности, и поставить все на свои места. Вот почему эта группа фантастических персонажей оказалась внедренной в бытовую, будничную Москву. Это своеобразный отклик на отчаянный крик Булгакова о помощи.

Но не только пришельцы могли поразить московских обывателей, последние также в немалой мере оказались способными ошеломить нечистую силу. Достаточно вспомнить психоз с организацией кружков, одобрение Прохором Петровичем резолюций бестелесного костюма, исчезновение людей из квартиры № 50, проверку входящих в ресторан по удостоверениям или объяснения Босого, как пачка денег «сама вползла к нему в портфель».

Выясняется, что мир, окружающий Воланда и его свиту, заселен рвачами, взяточниками, подхалимами, очковтирателями, аферистами, хапугами, пошляками, приспособленцами, корыстолюбцами. И вот зреет, растет и обрушивается на их головы булгаковская сатира, проводниками которой становятся пришельцы из мира Тьмы.

Они наказывают Берлиоза, безбожника, глупца и доносчика «куда следует», плута Никанора Ивановича, хапугу Поплавского, лгуна Варенуху, двоеженца Семплеярова, стяжателя-буфетчика, воровку Аннушку, очковтирателя Лиходеева, взяточника Босого, бездарного Рюхина (он завидует бессмертию Пушкина) и атеистически настроенного, агрессивного Ивана Бездомного (он готов сослать Иммануила Канта на Соловки).

Но, наказывая, шайка Воланда при этом возвращает к жизни все, что достойно развития. Так, Иван Понырев претерпевает сложную эволюцию, выздоравливает и становится духовно прозревшим человеком. Наказание получает разные формы, но оно всегда справедливо, свершается во имя добра и глубоко поучительно. И открывается смысл эпиграфа, взятого из Гете и предпосланного роману: «...Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Пласты романа, его пространственно-временные сферы и герои находятся в тесной взаимосвязи, переплетении, взаимопроникновении. Схожи Ершалаим и Москва и пейзажем (золотые купола), и иерархией жизни, и нравами. Общими оказываются тирания, несправедливый суд, доносы, казни, вражда. Все планы книги объединены проблемой добра и зла, темами поисков истины и творчества. В романе Мастера и романе о Мастере есть свои идеальные герои, их антагонисты (Пилат, Берлиоз), предатели (Иуда, Алоизий Могарыч), ученики (Левий Матвей, Иван Понырев), толпа обывателей. В конце книги эти пласты и пространственно-временные сферы сливаются, и Булгаков помещает своих героев в мир Вечности.

Жанр произведения синтетичен: это и сатирический роман, и комическая эпопея, и утопия с элементами фантастики, и историческое повествование.


Стиль романа характеризуется соединением драматизма, лирики, гротеска и фарса, нередко вступающих в причудливое смешение. Этот стиль нередко близок фантасмагориям и острым гротескам Гойи. Поэтому столь же неожиданным становится прихотливое соединение экзотизмов в величественно-спокойном повествовании о прошлом с канцеляризмами и варваризмами в динамичных сатирических сценах о настоящем. Этот стиль нес читателям радость и веселье от сознания духовного раскрепощения.

В начале 30-х годов жена крупного советского военачальника Московского военного округа ушла к знаменитому писателю Булгакову и стала его женой. В феврале 1929-го они впервые увиделись, а в мае Михаил Афанасьевич начал писать свой великий роман “Мастер и Маргарита”, роман, ставший плодом любви Мастера к женщине и жизни.

Поистине, как сказал однажды Воланд, обращаясь к Мастеру, - “рукописи не горят”. Лишённый своего читателя, обречённый не быть, писатель Булгаков жил любовью жены - Елены Сергеевны Булгаковой - и верой в высший суд, суд времени. Как истинный Мастер, Булгаков и его роман принадлежали вечности. Понимание этого было так же недоступно многим современникам писателя, как и недоброжелателям его Мастера. В 1946 году, выступая перед коллективом МХАТа, Вс. Вишневский, давнишний враг Булгакова, превозносил историческое значение постановление ЦК ВКПб о журналах “Звезда” и “Ленинград” и доклад о них Жданова. Для вещей убедительности драматург-рапповец процитировал фразу Сталина: “Наша сила в том, что мы и Булгакова научили на нас работать”. Вождь жестоко заблуждался: ничему большевики Булгакова не научили; ни в чём сила их не подтвердилась.


Работу над романом “Мастер и Маргарита” Булгаков продолжал до последних дней своей жизни. Он начал терять зрение, речь. Борьба за жизнь была нелегкой, но и в последние дни писатель не изменял самому себе, старался шутить.

Знакомство Булгакова с Еленой Сергеевной . В начале 30-х годов жена крупного советского военачальника Московского военного округа ушла к знаменитому писателю Булгакову и стала его женой. “Это было в 29-м году в феврале, на масленую. Какие-то знакомые устроили блины. Ни я не хотела идти, ни Булгаков, который почему-то решил, что в этот дом он не будет ходить. Но получилось так, что эти люди сумели заинтересовать составом приглашенных и его, и меня. Ну, меня, конечно, его фамилия. В общем, мы встретились и были рядом. Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае, с моей стороны, любовь на всю жизнь...”. Ни славы, ни богатства, ни положения в обществе не мог дать Елене Сергеевне автор “Белой гвардии”. Отмечаем и то, что к этой поре Булгаков был, считай, уже забытым мастером. Сверкнули и забылись его ранние фельетоны и рассказы, недопечатанной осталась “Белая гвардия”, разгромлены его пьесы, что уж тут говорить о таких вещах, как “Собачье сердце”, — молчание, полное молчание, и только по необычной любви Сталина к “Дням Турбиных” идет в единственном театре страны одна эта пьеса... Михаил Афанасьевич с благодарностью говорил Елене Сергеевне: “Против меня был целый мир — и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно”. В жизни, как и в романе, радость, счастье не в богатстве...

Из дневников Елены Сергеевны: “Потом наступили гораздо более трудные времена, когда мне было очень трудно уйти из дома именно из-за того, что муж был очень хорошим человеком, из-за того, что у нас была такая дружная семья. В первый раз я смалодушествовала и осталась, и я не видела Булгакова 20 месяцев, давши слово, что не приму ни одного письма, не подойду ни разу к телефону, не выйду одна на улицу. Но, очевидно, все-таки это была судьба. Потому что, когда я первый раз вышла на улицу, я встретила его, и первой фразой, которую он сказал, было: "Я не могу без тебя жить". И я ответила: "И я тоже". И мы решили соединиться, несмотря ни на что”.

“Писатель решает жить и работать... Они еще не вместе, но есть надежда... Она и спасает: из небытия, из больницы вызволяет мастера Маргарита, побороть отчаяние помогает Михаилу Афанасьевичу Елена Сергеевна, и вскоре на рукописях появятся две надписи его — на рукописи “Мастера”: “Дописать, прежде, чем умереть!” и на другой — “На память той, которая была единственной вдохновительницей, жене моей Елене Сергеевне”.

В одном из писем Булгаков, измученный обрушившимися на него несчастьями, писал жене: “Мне нужен абсолютный покой. Да вот именно, абсолютный”. И будто сбывалось главное предсказание: “Он не заслужил света, он заслужил покой”. Света не было в прямом смысле, он был слеп. Рядом была она, его милая, добрая, верная подруга, на руках ее и скончался Михаил Афанасьевич Булгаков. Это случилось 10 марта 1940 года. Последнее, что услышал угасающий Мастер, была клятва жены: “Я даю тебе честное слово, что я подам его, тебя будут печатать”. Едва понятно Мастер ответил: “Чтобы знали... Чтобы знали...” Он заслужил покой, закончив роман.

Но роман не был напечатан, и не было покоя ей. Елена Сергеевна проживет еще 30 лет; что обещала мужу, все исполнит, будет держать в руках журнал “Москва” с романом своего Мастера. Часто, делясь воспоминаниями о жизни, прожитой с Булгаковым, Елена Сергеевна говорила: “Вот я хочу Вам сказать, что, несмотря на все, несмотря на то, что бывали моменты черные, совершенно страшные, не тоски, а ужас перед неудавшейся литературной жизнью, но если вы мне скажете, что у нас, у меня была трагическая жизнь, я вам отвечу: нет! Ни одной секунды. Это была самая светлая жизнь, какую только можно себе выбрать, самая счастливая. Счастливее женщины, какой я тогда была, не было”.

Письмо Сталину. В июле 1929 года Булгаков обратился к Сталину: “В этом году исполняется десять лет с тех пор, как я начал заниматься литературной работой в СССР. К концу десятого года силы мои надломились, не будучи в силах более существовать, затравленный, зная, что ни печататься, ни ставить более в пределах СССР мне нельзя, доведенный до нервного расстройства я обращаюсь к Вам...”. Далее следовала просьба о выезде за границу. Никакого ответа на это обращение не последовало. Как писатель жил это время? Если бы не помощь друзей, прежде всего - В.В.Вересаева, он бы, несомненно, погиб...


28 марта 1930 года Булгаков вновь обращается к правительству с поразительным по смелости письмом, где отстаивает свое право на свободное творчество и открыто заявляет о царящем в стране произволе. Никто и никогда в СССР, ни один писатель не обращался к Сталину со столь откровенным, резким и смелым письмом. Известно, что за этим последовал знаменитый звонок Сталина, и писатель был принят на работу ассистентом режиссера во МХАТ. Мастер целиком отдался театральной деятельности, однако он понимал, что власти играют с ним в “кошки-мышки” и творить свои произведения в атмосфере свободы ему не дадут. В письме Вересаеву от 27 июля 1931 года Булгаков с горькой иронией размышлял о своей жизни: “Имеются в Москве две теории. По первой (у нее многочисленные сторонники) я нахожусь под непрерывным и внимательнейшим наблюдением, при коем учитываются всякая моя строчка, мысль, фраза, шаг. Теория лестная, но, увы, имеющая крупнейший недостаток.

Последние годы жизни.

В сентябре 1939 года врачи подтвердили диагноз, поставленный М. Булгакову, тяжелый невроз. Дни писателя были сочтены. Через полгода, 10 марта 1940 года, Булгакова не стало. Среди многочисленных соболезнований, пришедших вдове писателя, слышится голос А.А.Ахматовой. Она пришла к Елене Сергеевне через шесть дней после смерти Булгакова, отдала последний долг — стихи.

Булгаков не скрывал того, что не любит стихов, и Анна Андреевна, знавшая об этом, никогда не читала своих стихов при нем. Но Михаил Афанасьевич необычайно высоко ценил в Анне Андреевне ее неоспоримый талант, ее блестящую эрудицию, ее высокое человеческое достоинство. И Ахматова на всю жизнь сохранила свое восхищение Булгаковым-писателем и человеком". Это восхищение отразилось в одном из лучших ахматовских стихотворений Бегичева, Вера. Последний из Галилеи / В. Бегичева // Наука и религия. - 2014. - № 4 . - С. 18 - 22

Бегичева, Вера. Ученики / В. Бегичева // Наука и религия. - 2013. - № 2 . - С. 40-45

Бегичева, Вера. Чудо / В. Бегичева // Наука и религия. - 2015. - № 10 . - С. 34 - 39

Богданов, Николай Николаевич. Михаил Булгаков как психолог / Н. Н. Богданов // Литература в школе. - 2015. - № 8 . - С. 14 - 18

Ванюшева, Наталья Рудольфовна. "Всё движется любовью..." : мастер класс по роману "Мастер и Маргарита" / Н. Р. Ванюшева // Литература: издательский дом "Первое сентября". - 2014. - № 3 № 3 Демон с тысячью лиц: тема судьбы в русской драме начала ХХ века / К. Г. Фрумкин // Нева. - 2016. - №3 . - С. 211 - 221

Черных, Галина Алексеевна. Использование приёмов драматизации при изучении романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" / Г. А. Черных // Литература: издательский дом "Первое сентября". - 2013. - № 7/8 . - С. 20 - 22

4.1 Начало писательской карьеры, литературное влияние

Атмосфера любви к знаниям в семье Михаила Булгакова естественным образом обратила его к чтению, а обширная домашняя библиотека дала пищу для размышлений. С возрастом он пришёл к пониманию того, что, как и его отец, может заниматься писательством самостоятельно.

Именно поэтому в 1920 году он уволился из больницы и приступил к работе в качестве журналиста. Изначально он писал небольшие заметки и фельетоны, но со временем смог добиться успеха на этом по?прище. Так, уже в феврале того же 1920 года он начинает сотрудничество с русской газетой «Кавказ», и это очень помогло ему продвинуться по службе в должности журналиста. После излечения от тифа, которым писатель проболел февраль и март, он переезжает во Владикавка?з, где становится заведующим секцией литературы подотдела искусств во Владикавказском ревко?ме. С конца мая получает должность заведующего театральной секцией. Там же он написал одну из первых своих драм - «Самооборону», которая после постановки в театре Владикавказа имела большой успех. Оценив плоды своей работы, Михаил Афанасьевич пишет в том же ключе комедию-буфф «Глиняные женихи», а также пьесу «Парижские коммуна?ры». Последнюю поставят в театре к пятидесятой годовщине дня взятия Бастилии. Немного времени спустя Главполитпросве?т рекомендовал эту пьесу к постановке в ряде московских театров.

В 1921 году Михаил Булгаков переезжает в Москву, где продолжает свой творческий путь. В это время журналистика процветала, открывались новые издания и издательства, что весьма способствовало успешной профессиональной деятельности на литературном по?прище. Писатель продолжает печатать фельетоны, юморе?ски и корреспонденции в московских газетах и журналах.

1922 год ознаменовался для Булгакова публикацией рассказов и новелл в разных художественных стилях. Именно тогда в журнале «Рупор» были изданы «Необыкновенные приключения доктора» и «Спиритический сеанс». В литературном приложении газеты «Накануне» смогли увидеть свет такие прозаические произведения писателя как «Сорок сороко?в», «Записки на манжетах», «Похождения Чичикова», «Багровый остров», «Путевы?е заметки». Все эти произведения были изданы между 1922 и 1924 годами и принесли немалую славу писателю и журналисту Булгакову.

Таким стало начало литературной карьеры для Михаила Булгакова. Многие первые произведения он впоследствии уничтожил, считая их несовершенными. Такая участь постигла, в частности, его первые драмы: «Самооборона» и «Коммунары». Рукописи своих произведений он собственноручно выкидывал, частично и из-за того, что они не были приняты в изначальном виде и должны были претерпеть значительные изменения для публикации и постановки в масштабах всей страны.

Из книги Даниель Дефо. Его жизнь и литературная деятельность автора Каменский Андрей Васильевич

Глава II. Молодость и начало писательской деятельности (1680-1688) Дефо в торговой конторе. – Кружок молодежи из диссентеров. – Собрания молодежи. – Участие в них Дефо. – Стремление к общественной деятельности. – Восстание Монмута. – Дефо в рядах его войска. – Дефо

Из книги Высоцкий автора Новиков Владимир Иванович

Начало карьеры Говорят, что молодость – это недостаток, который быстро проходит. Как сказать… У Высоцкого молодость проходит медленно, неуверенно, сумбурно. Внутренняя неуравновешенность, постоянные эмоциональные перепады. То он ощущает избыток сил, фонтанирует

Из книги На преступнике – свастика автора Антоненко Борис Тихонович

Начало карьеры Поезд Роттердам - Варшава отходил вечером. На перроне было многолюдно. У мягкого вагона стояла вся семья Ментенов. Отец, мать, брат и жена провожали Питера, отбывавшего через Варшаву в далекую Галичину.- Помни, Питер, - внушал отец, - ты едешь во Львов как

Из книги Сколько стоит человек. Тетрадь девятая: Чёрная роба или белый халат автора

Из книги Сколько стоит человек. Повесть о пережитом в 12 тетрадях и 6 томах. автора Керсновская Евфросиния Антоновна

Начало карьеры Экипироваться мне помогли мамки. В подавляющем большинстве это были жучки - сплошная отрицаловка. Казалось бы, с таким фраером, как я, контакта у них не должно было возникнуть. Но на поверку получилось как раз наоборот.Мое поведение на кладбище снискало мне

Из книги Жюль Верн автора Жюль-Верн Жан

9. НАЧАЛО ПИСАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Юношеские произведения: «Первые корабли мексиканского флота» (1851), «Путешествие на воздушном шаре», «Мартин Пас». Снова театр: «Спутники Маржолены» - комическая опера на музыку Иньяра (1853).К счастью, он обладает не одним средством для

Из книги Я. Истории из моей жизни автора Хепберн Кэтрин

Начало карьеры Итак, моя первая работа. «Кнопф Сток компани» вдруг приняла решение попытаться поставить на нью-йоркских подмостках, с участием Маккенны, «Большое озеро» - пьесу, которую с большим успехом уже обкатали в Балтиморе. Они пригласили меня и предложили стать

Из книги Дембельский альбом автора Мажарцев Юрий

Начало карьеры Несмотря на то, что я закончил заведение, выпускающее кадровых морских офицеров, представление о корабельной службе у меня было смутное. Первое мое знакомство с корабельным бытом состоялось после второго курса, когда я проходил практику на учебном

Из книги Фрэнсис Дрейк автора Губарев Виктор Кимович

НАЧАЛО МОРСКОЙ КАРЬЕРЫ «Железный пират» королевы Елизаветы, первый английский кругосветный мореплаватель, Фрэнсис Дрейк родился на ферме Кроундейл, расположенной в живописной долине реки Тейви примерно в миле к юго-западу от местечка Тейвисток, что в графстве Девон. По

Из книги 10 гениев науки автора Фомин Александр Владимирович

Начало карьеры С Мартой Фрейд познакомился в апреле 1882 года. Она жила в Вене вместе с матерью-вдовой, сестрой и братом. Бернейсы были в высшей степени религиозной, ортодоксальной семьей - дед Марты исполнял обязанности главного раввина Гамбурга. Девушка получила строгое

Из книги Финансисты, которые изменили мир автора Коллектив авторов

Начало карьеры В 1906 году Кейнс поступил на службу в департамент по делам Индии министерства финансов в Лондоне, где занял должность мелкого клерка. «Всех усилий хватило на то, чтобы переправить племенного быка в количестве 1 головы в Бомбей», – вспоминал он. Но именно на

Из книги Джон Фицджеральд Кеннеди автора Фицгиббон Шинейд

Начало карьеры В учебном заведении Алан почувствовал, что находится на своем месте. Экономика и математический анализ пробуждали в Гринспене очень живой интерес, и он с удвоенной энергией принялся за учебу, вскоре став одним из лучших учеников на курсе. В те годы

Из книги Анна Павлова. Жизнь в танце автора Андреева Юлия

Начало политической карьеры Хотя Джон Фицджеральд Кеннеди впоследствии завоюет широкую популярность как президент Соединенных Штатов, успех его первой попытки участия в политической кампании не был столь очевиден. 11-й избирательный округ Массачусетса, в котором

Из книги Черная месса Уайти Балджера автора Бута Елизавета Михайловна

Начало карьеры Можно было Павлову разбирать технически, залюбоваться ее руками, чудесными изгибами ее кисти, изумительно выгнутым подъемом ноги, хрупкостью плеч. Очаровывала ее строгая в своей божественности красота, вводила в восторг ее игра, где мудрость сочеталась с

Из книги Бернадот. От французского маршала до шведского короля автора Григорьев Борис Николаевич

Начало карьеры – Сколько времени нужно, чтобы ограбить банк? – Минута и сорок секунд… ровно. Джон Дилинджер Спустя пару месяцев Уайти арестовали за нападение и попытку изнасилования. Какой-то прохожий заметил, что молодой человек слишком резко разговаривает со своей

Булгаков Михаил Афанасьевич появился на свет в 1891 году, 3 (15) мая. Родился он в Киеве. Родители будущего писателя - Варвара Михайловна (девичья фамилия Покровская), учительница, после - инспектор на курсах для женщин. Отец - также преподаватель, работал в Михаил стал старшим сыном в большой семье, в которой очень сильны были культурные традиции. Творчество Булгакова, а также его биографию, мы опишем в этой статье.

Учеба в гимназии, увлечение театром, литературой, женитьба

Обучение его проходило сначала в Киевской гимназии. Будущий писатель закончил ее лишь с двумя отличными отметками - по закону божьему и географии. В это время он увлекается театром (знал, например, наизусть "Аиду" и "Фауста"), читает "с упоением" Салтыкова-Щедрина и Гоголя, появляются также первые произведения, которыми отмечено творчество Булгакова.

В 1907 году отец его умер. В 1913 Михаил Афанасьевич женился на Т.Н. Лаппе.

Работа врачом

Период с 1916 по 1917 год - окончание Киевского университета, в котором он учился на медицинском факультете. Освобожденный от призыва по болезни, интересующий нас автор едет в по назначению. Расположено это заведение было в селе Никольское А спустя некоторое время он отправляется в Вязьму. "Записки молодого врача" были написаны на основе впечатлений, полученных в этот период.

Врачебная практика в Киеве

В 1918 году Булгаков возвращается в Киев, где предпринимает попытки заняться врачебной практикой (частной - как вольнопрактикующий венеролог). В это время, по свидетельству самого писателя, он в качестве врача призывался последовательно на службу всеми властями, которые занимали город. Однако Булгакову удалось уклониться и от Красной армии, и от петлюровцев, "мобилизовавших" его.

Служба в армии, профессиональное занятие литературой

В 1919-1920 годах происходят следующие события в жизни писателя. Михаил Афанасьевич был "мобилизован" деникинцами и отправлен на Северный Кавказ с эшелоном. Здесь он стал заниматься литературой профессионально: в это время появились первые рассказы в газетах Владикавказа и Грозного, в которых отражается сочувствие движению белых, восприятие как "исторического несчастья" отречение Николая II и т.п. Он участвует в качестве врача в боях. Деникинцы, отступавшие под натиском Красной армии, бросили больного тифом Булгакова на произвол судьбы, что послужило основой для разочарования в этих "товарищах по оружию". Михаил Афанасьевич начинает с приходом красных работать в подотделе искусств. Деятельность его заключалась в докладах о Чехове и Пушкине, написании для местного театра пьес, одну из которых, под названием "Парижские коммунары", он даже отправил в Москву, понадеявшись на успех в объявленном в этом городе конкурсе.

Переезд в Москву

В 1921 году Михаил Афанасьевич приезжает в Москву, где поступает на работу на должность секретаря в литературный отдел при Наркомпросе. В поисках заработка с началом нэпа он часто меняет места своей службы: работает редактором хроники в одной из частных газет, конферансье, инженером и т.д. В это же время он поселяется на Садовой, в коммунальной квартире дома, который когда-то принадлежал табачному фабриканту. Множество раз нравы квартиры №50 будут возникать в различных произведениях, составляющих творчество Булгакова.

В 1922 году Михаил Афанасьевич активно печатается в прессе - в таких журналах, как "Рупор", "Рабочий", "Красный журнал для всех", "Железнодорожник", "Красная нива" и др.

Сотрудничество в "Гудке", новые произведения и новая женитьба

Период с 1922 по 1926 год - сотрудничество с газетой под названием "Гудок", а также печатается "Накануне" в берлинской русской газете, редактор которой - А. Н. Толстой, в то время еще не вернувшийся из эмиграции.

Жизнь и творчество Булгакова в 1923-1924 годы представим следующими двумя основными событиями. В 1923 появляется повесть "Записки на манжетах". В следующем году Михаил Афанасьевич встречается с Л. Е. Белозерской, вернувшейся из эмиграции в Париж, женится на ней.

В 1925 году творчество Булгакова продолжается. Появляется "Дьяволиада" - первый сборник, состоящий из сатирических рассказов. Тогда же выходит и сборник рассказов под названием "Роковые яйца". Этот год отмечен также созданием рукописи "Собачьего сердца" - произведения, которое только спустя 60 лет было опубликовано.

Обыск у Булгакова

В мае 1926 года у Булгакова проводят обыск сотрудники ОГПУ, изымают вышеуказанную рукопись, а также дневники. Писатель, обращаясь неоднократно с просьбами возвратить ему эти материалы и не получая на эти просьбы никакого ответа, заявляет, что скоро будет вынужден выйти из Всероссийского союза писателей демонстративно. После этого бумаги, включая рукопись "Собачьего сердца", возвратили Булгакову.

Произведения 1925-1928 годов

В 1925-1926 годах выходит цикл "Рассказы", а также сборник рассказов под названием "Записки юного врача".

К периоду с 1925 по 1927 годы относятся следующие события. Был создан роман "Белая гвардия". По его мотивам в 1926 году была написана и поставлена пьеса "Дни Турбиных", премьера которой в МХАТе состоялась в это же время.

С 1926 по 1928 годы Михаил Булгаков, жизнь и творчество которого представлены в нашей статье, пишет пьесу под названием "Бег", лишь в 1957 году увидевшую зрителя.

В 1926 также была создана пьеса "Зойкина квартира", которая была поставлена в Театре Вахтангова. Вместе с "Днями Турбиных" она была вскоре снята из-за давления тенденциозной критики.

В 1928 году - еще одно произведение для театра ("Багровый остров"). Оно было поставлено Камерным театром в этом же году, однако и на этот раз практически сразу пьеса была запрещена.

Оценка творчества Булгакова литературной критикой

Литературная критика конца 1920-х годов оценивала творчество Михаила Булгакова резко отрицательно. Его произведения не печатались, не игрались на сцене. Например, известны негативные отзывы Сталина о пьесе "Бег", которая, с его точки зрения, является "антисоветским явлением". "Макулатурой" назвал вождь "Багровый остров". Результат травли - и творчество которого и до того были часто отмечены негативными последствиями соприкосновения с советской властью, остается без работы и, соответственно, без средств, пишет "Правительству СССР" письмо и рассылает его на семь адресов различных учреждений власти. Пытаясь понять свою дальнейшую судьбу, он в письме разъясняет свою авторскую позицию, говоря о том, что предпочитает Великой Революции Великую Эволюцию, то есть более естественный, по его мнению, постепенный ход истории. На квартиру Михаилу Афанасьевичу в 1930 году 18 апреля позвонил сам Сталин, и в результате этого разговора писателю пообещали предоставить в МХАТе работу. Негласным условием соглашения было создание восхваляющего вождя произведения. Позднее, в 1939 году, была написана пьеса под названием "Батум", повествующая о "юных годах вождя". Однако ни содержание ее, ни тон повествования власти не удовлетворили.

Работа в МХАТе

С началом работы в МХАТе жизнь и творчество Булгакова существенно изменились. Михаил Афанасьевич с начала 1930-х годов в этом театре занимает должность режиссера-ассистента. Относится к этому периоду его жизни увлечение Шиловской Еленой Сергеевной (1929 год), которая впоследствии стала его женой.

В 1931 году появляется пьеса "Адам и Ева". В течение этого, а также в следующем году, он пишет инсценировку произведения Толстого "Война и мир" по заказу Большого драматического театра. Однако спектакль этот не был поставлен.

В 1932 году появилась инсценировка гоголевских "Мертвых душ". Возвращаются зрителю (по личному распоряжению товарища Сталина) "Дни Турбиных".

В 1930-1936 годах была создана драма под названием "Кабала святош", поставленная в 1943 году. Предшествовала этому работа над биографической повестью, в 1932-1933 годах. Опубликована она была в 1962.

Еще одна пьеса, "Блаженство", вышла в 1934 году (опубликована лишь в 1966).

В 1934-1935 гг. выходит драма под названием "Последние дни", поставленная на сцене в 1943 г. Сначала задумывалась она в соавторстве с

Булгаков отказывается от "переделок"

Период с 1934 по 1936 год отмечен следующими событиями. Появляется пьеса Булгакова "Иван Васильевич". Эта доведенная до генеральных репетиций в Театре сатиры работа была снята буквально накануне премьеры. У писателя за период с 1928 по 1936 год ни одна вещь не была напечатана, а также на сцене театра не появилось ни одной пьесы, представляющей оригинальное творчество М.А. Булгакова. Михаил Афанасьевич упорно отказывается от "переделок", подсказываемых ему (например, "перековать" какого-либо белого офицера из произведения "Бег", закончить революционной хоровой песней "Багровый остров" и т.п.).

Последние произведения

В 1936-1937 годах был создан "Театральный роман" (неоконченное произведение). Опубликован он был в 1965 году.

Булгаков в 1938 году создает пьесу под названием "Дон Кихот". С начала 1930-х и до конца своей жизни продолжал также трудиться над своим самым известным произведением, к которому обращаются сейчас в первую очередь, изучая творчество Булгакова, - "Мастер и Маргарита".

Михаил Афанасьевич в 1940 году умер в Москве от которая в семье его была наследственной (передалась писателю от отца).

Так завершается жизнь и творчество М. Булгакова - ныне признанного

Михаил Афанасьевич Булгаков — русский писатель и драматург, родился в Киеве в семье профессора Духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова, матерью будущего писателя была Варвара Михайловна, дочь священника-протоиерея. Происхождение Булгакова сильно отличается от происхождения многих выдающихся русских прозаиков того времени, например Горького и Шолохова. Оно наложило свой отпечаток на художественное творчество Булгакова и сильно повлияло на его отношение к революционным переменам в стране. Нельзя полностью объяснить взгляды художника его социальным происхождением и воспитанием, однако они во многом формируют характер и личность человека, его предпочтения в жизни. И Булгаков, будучи честным и справедливым человеком, всё же так и не смог понять прямолинейности новой идеологии, примириться с грубостью и невежеством, которые неизбежны при столь радикальных социальных потрясениях.

Булгаков получил хорошее образование: к восемнадцати годам окончил Первую киевскую гимназию. В 1916 году с отличием окончил медицинский факультет Киевского университета. Михаила Булгакова как человека характеризует то, что во время Гражданской войны он служил военным врачом в разных по политической принадлежности армиях, им руководили не политические пристрастия, а человеческий и врачебный долг. В 1921 году Булгаков переезжает в Москву и с этого времени полностью посвящает свою жизнь литературе и театру. В первые годы своего пребывания в Москве он печатается в популярных газетах, заводит знакомства с писателями и поэтами своего поколения, приехавшими в столицу создавать новую литературу.

В начале литературной деятельности в писательской манере Булгакова проявились две особенности: сатирическая проза и фантасмагория (причудливая фантазия), возникающая на основе научной фантастики и религиозных суеверий. Он пишет множество фельетонов, сатиру на тупость канцелярской работы «Дьяволиада » (1923) и фантастическую повесть, высмеивающую обывательское сознание, «Роковые яйца» (1924). Самым заметным произведением этого периода стала повесть, критиковавшая саму основу советского строя и его революционную идею, «Собачье сердце » (1925). Михаил Булгаков пишет также роман о событиях недавнего времени «Белая гвардия » (1922-1924), а затем выступает как драматург, создав на его основе пьесу «Дни Турбиных » (1926). Оба произведения посвящены теме раскола в русском обществе, поразившей всех смуте в революционном вихре времени, в тяжёлые 1918-1919 годы, когда поочерёдно менялась власть в Киеве. Не случайно эпиграфом к роману автор выбрал слова о буране, захлестнувшем степь, из «Капитанской дочки» Пушкина. Пьеса «Дни Турбиных» была обречена на запрет, однако у неё появился неожиданный защитник — сам Сталин, которому понравилась идеологически «неправильная» пьеса. Интересно, что хотя спектакль «Дни Турбиных» в конце концов был снят с репертуара, но в целом благодаря этому «заступничеству» он выдержал девятьсот восемьдесят семь постановок при жизни Булгакова.

После «Дней Турбиных» в 1920-е годы Михаил Булгаков пишет сатирические комедии о советском быте, мещанской психологии, ханжестве современников и лицемерии власти, а также другие произведения, в которых ярко проявилось несогласие с моральной атмосферой в стране. Это были трудные годы для писателя, поскольку его произведения запрещались к публикации, пьесы не допускались к постановке в театрах. Булгаков даже вынужден был обратиться с письмом лично к Сталину, чтобы ему дали возможность спокойно работать или же разрешили уехать из страны. После этого его приняли на работу во МХАТ (Московский Художественный академический театр), опять по личному приказу Сталина, который, тем не менее, считал Михаила Афанасьевича своим идеологическим врагом.

В последние двенадцать лет жизни Булгаков работал над своим главным произведением — романом «Мастер и Маргарита » (1928-1940), который он начал писать как сатиру на современное советское общество, но потом, осознавая, что проблематика произведения выходит за пределы конкретного времени и касается любого общества, создал грандиозную философскую картину человеческих нравов. Главным художественным приёмом романа «Мастер и Маргарита» стал приём соотнесения современности и евангельской истины. В своём творчестве Михаил Булгаков опирался на традиции мировой и русской классической литературы. Образ Мастера — художника, написавшего роман о Христе, продолжает пушкинскую идею о назначении поэзии и роли поэта; галерея сатирических образов, комические ситуации, язвительность, нравственные мотивы восходят к Гоголю; проделки демонов, изображённых в романе, напоминают европейскую литературу о бесах. Эпиграф к роману Булгаков берёт из сцены встречи Фауста и Мефистофеля в трагедии Гёте «Фауст», в которой демон отвечает на вопрос Фауста о себе: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Этими словами писатель объясняет смысл своего романа — злая воля бессильна насадить зло в человеке и на земле, и всякое богопротивное дело неизменно обращается в Добро.

Долгое время о романе не было известно, лишь немногие современники Булгакова помнили о том, что тот писал какой-то роман. Вдова писателя Елена Сергеевна Булгакова двадцать шесть лет хранила два толстых тома рукописи романа, никому его не показывала, опасаясь, что власти уничтожат бесценный труд. Однако к середине 1960-х годов тогда ещё неизвестному учёному-филологу А.Ф. Вулису удалось убедить верную хранительницу романа в своей порядочности. Она дала ему рукопись для прочтения, и в конце 1966 — начале 1967 года роман «Мастер и Маргарита» был опубликован в журнале «Москва». Эта публикация подтвердила знаменитый тезис, прозвучавший в романе: «Рукописи не горят».

Булгаков родился 15 мая 1891 г. в Киеве. Отец, Афанасий Иванович, преподавал в Киевской духовной академии курс истории западных вероисповеданий. Мать, Варвара Михайловна, воспитывала детей, которых было семеро. Семья дала будущему писателю очень много - воспитала у него любовь к искусству, уважение к людям и трудолюбие. Детство и юность Булкагова прошли в Киеве, с которым связано становление художника. Он увлекался классической литературой и архитектурой, музыкой и драматургией. Изучал давние рисунки и надписи в церквях, посещал известный театр Соловцова.

На Андреевском спуске содержалась квартира Булгаковых, которая стала прообразом дома Турбиных в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных». Сейчас в этом доме - мемориальный музей писателя.

После окончания гимназии поступил на медицинский факультет Киевского университета. В годы обучения пришла первая любовь, в 1913 г. он обвенчался с Татьяной Лаппа. Но Первая мировая , революции и гражданская война навсегда разлучили их. Сдав выпускные экзамены экстерном, начал работать врачом - в Черновцах, Каменце-Подольском, Смоленске. Первые впечатления от врачебной практики отобразились в книге «Записки юного врача» («Записки юного врача», 1925-1926). Отношение Булкагова к революционным событиям было неоднозначным. Понимая необходимость изменений в обществе, он не воспринимал насильнических методов, антигуманной считал и гражданскую войну.

Начало литературной деятельности связано с Москвой. В 20-х годах он писал очерки и рассказы, в которых выражал надежду на общественные изменения («Будущие перспективы», «Торговый ренессанс» и др.). Но в дальнейшем надежда сменилась горьким разочарованием. «Дьяволиада» (1923-1924) открыла новый этап в творчестве Булкагова. В этой сатирической повести показана трагедия «маленького» советского чиновника Короткова, который никому не нужен. Его некому защитить от страшной, дьявольской силы («что-то серое с черными дырами»), которая уничтожает все на своем пути.

Образ Короткова можно сравнить с гоголевским Акакием Акакиевичем («Шинель»). В этом произведении показался характерный признак художественного метода писателя - объединение комического и трагического. «Роковые яйца» (1924) - фантастическая повесть, действие в которой происходит в недалеком будущем - 1928 г. Профессор Персиков открыл волшебный луч, который может ускорять рост живых организмов. Хотя возможности научного открытия еще не выяснены окончательно, авантюрист Рокк использует красный луч для выращивания огромных кур.

Но вместо куриных яиц ему завезли змеиные, из которых вылупились гигантские гадюки. Кульминационным моментом повести является поход змей на Москву, лишь неожиданный мороз спас жителей города от нашествия. В такой символической форме писатель предупреждал о опасности нарушения естественной, духовной и социальной эволюции. Луч Персикова имеет цвет советского флага, поэтому ассоциируется с социалистическими изменениями, которые не воспринял Булкагов, предчувствуя будущие катастрофы. Своеобразность фантастики заключается в том, что, с одной стороны, она разоблачает недостатки общества, а с другой - дает художественный прогноз. «Собачье сердце» (1925) - сатирическая повесть, в которой речь идет о медицинском эксперименте превращения собаки в человека.

Профессор Преображенский возлагал большие надежды на свое научное открытие, но, хотя практическая часть эксперимента удалась, моральный аспект не удовлетворил профессора: хороший пес Шарик стал грубым мужчиной Шариковым. Все попытки перевоспитать его не удаются, он становится еще хуже под воздействием позорного влияния общества. Повесть построена по принципу парадокса, который заключается в том, что поведение Шарикова не только не осуждается окружением, а, наоборот, поощряется им. Оказалось, что Шариков целиком подходит новому обществу, его даже назначают на должность «завотдела по борьбе с котами». В это время на страницах советской печати длились дискуссии о воспитании нового человека социалистического типа. Булкагов в сатирической форме показал, что может выйти из человека в процессе революционных сдвигов.

Он возражал любые неестественные средства вмешательства в законы природы, культуры и общества. Роман «Белая гвардия» («Белая гвардия»), пьесы «Дни Турбиных» («Дни Турбиных») и «Бег» («Бег») (1925-1928 годы) составляют трилогию о судьбах русской интеллигенции. Их объединяет образ центрального героя, в котором воплощены духовные поиски автора. В «Белой гвардии» Алексей Турбин трагически воспринимает события революции и гражданской войны, ощущая угрозу уничтожения духовности. Но он не убегает от действительности, а старается определить свое место в событиях, ставя перед собой вопрос: «Как быть? Как жить?».

Однако в романе ответа на них еще нет. В пьесе «Дни Турбиных» Алексей Турбин уже все решил: для него, как и для других интеллигентов, не существует выхода - стрелять в свой народ он не может, поэтому ищет смерти и гибнет, спасая молодых юнкеров. В пьесе «Бег» Булкагов показал, что могло бы быть с Алексеем Турбиным, если бы тот не погиб во время гражданской войны и выехал в эмиграцию. Генерал Хлудов, главный герой «Бега», спасся от большевиков, однако душевная боль не стихает: жить в разрыве с родиной он не может, но принять ее - кровавую и жестокую - также не в силах.

Хлудов, как и Алексей Турбин, ищет смерти, ему остается одно - самоубийство. Писатель показал духовную драму интеллигенции, разрушение культурных основ общества, нарушение моральных принципов. В трилогии неслучайно звучат мотивы мировой классики (Й. В. Гете, А. Пушкина, Ф. Достоевского, Д. Байрона и др.) - как напоминание о утраченных гуманистических ценностях. Жизнь и творчество Булкагова связаны с Московским художественным театром, но многие его пьесы были запрещены. Писателя травили на протяжении всего его творческого пути. В 1926 г. после обыска в квартире была конфискована рукопись повести «Собачье сердце», которая до конца 80-х годов была запрещена цензурой. В 1928-1929 году сняли с репертуара сатирические пьесы «Багровый остров» и «Зойкина квартира».

В 1929 г. И. Сталин в открытом письме к драматургу В. Белоцерковскому назвал Булкагова «непролетарской литературой, которую необходимо уничтожить». Фактически это был официальный приговор писателю, для которого отныне были закрыты двери всех редакций. В июле 1929 г. Булкагов обратился к Сталину с просьбой разрешить ему выехать за границу, но она осталась без ответа. Отчаянным криком человека, которому уже нечего было терять, стало письмо писателя к правительству СССР, написанное 28 марта 1930 года, что свидетельствовало о том, что автор его не отступил от своей позиции и начал открытый диалог с властью. Поэтому неслучайно проблема «художник и власть» становится главной в его произведениях 30-х годов.

Выбор редакции
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...