Характеристика фамусовского общества идеалы отношение к просвещению. Сочинение фамусовское общество в комедии грибоедова горе от ума


ФАМУСОВСКОЕОБЩЕСТВО В ИЗОБРАЖЕНИИ А. С. ГРИБОЕДОВА

Комедия «Горе от ума» была написана между 1815 и 1824 годом. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями. В это время в русском обществе правили защитники феодализма и крепостничества, но в то же время появлялось и прогрессивно мыслящее, передовое дворянство. Таким образом, в комедии столкнулись два века - «век нынешний» и «век минувший».
«Век минувший» олицетворяет фамусовское общество. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова - богатого, знатного барина, в доме которого происходит действие комедии. Эт0 князь и княгиня Туго-уховские, старуха Хлестова, супруги Горичи, полковник Скалозуб. Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь. В их среде считается нормальным явлением торговля людьми. Крепостные искренне служат им, иногда спасают их честь и жизнь, а хозяева могут выменять их на борзых собак. Так, на балу в доме Фамусова Хлестова просит Софью, чтобы та от ужина дала подачку для ее арапки - девки и собачки. Хлестова не видит никакой разницы между ними. Сам Фамусов кричит на своих слуг: «В работу вас, на поселенья вас!». Даже дочь Фамусова Софья, воспитанная на французских романах, говорит своей горничной Лизе: «Послушай, вольности ты лишней не бери!».
Главное для фамусовского общества
богатство. Их идеалы - люди в чинах. Фамусов ставит в пример Чацкому Кузьму Петровича, который был «почтенный камергер», «с ключом», «богат и на богатой был женат». Павел Афанасьевич желает для своей дочери такого жениха, как Скалозуб, ведь он «золотой мешок и метит в генералы».
Фамусовское общество отличает и безразличие к службе. Фамусов - «управляющий в казенном месте». Он занимается делами очень неохотно. По настоянию Молчалина Фамусов подписывает бумаги, несмотря на то, что в них «противуречье есть, и многое недельно». Павел Афанасьевич считает: «Подписано, так с плеч долой». В фамусовском обществе принято держать на службе только родственников. Фамусов говорит: «При мне служащие чужие очень редки..,».
Эти люди ничем не интересуются, кроме обедов, ужинов и танцев. Во время этих увеселений они злословят и сплетничают. Они «низкопоклонники и дельцы», «льстецы и подхалимы». Павел Афанасьевич вспоминает о своем дяде Максиме Петровиче, большом вельможе: «Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб». Фамусов также с большим почитанием встречает предполагаемого жениха своей дочери Скалозуба, он говорит: «Сергей Сергеич, к нам сюда-с, прошу покорно...», «Сергей Сергеич, дорогой, кладите шляпу, сденьте шпагу...».
Всех представителей фамусовского общества объединяет их отношение к образованию и просвещению. Подобно Фамусову, они искренне уверены в том, что «ученье - вот чума, ученость - вот причина, что нынче, пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений». А полковник Скалозуб, не отличающийся умом, рассказывает о новом проекте школ, лицеев, гимназий, где будут учить строевому шагу, а книги сохранят только «для больших оказий». Фамусовское общество не признает русскую культуру и язык. Им ближе французская культура, они преклоняются перед ней и перед французским языком. Чацкий в своем монологе говорит, что французик из Бордо, не нашел здесь «ни звука русского, ни русского лица».
Они все одинаково относятся к Чацкому, который является представителем всего нового и передового. Им непонятны его идеи и про-

Грессивные взгляды. Герой пытается доказать свою правоту, но это заканчивается для него трагически. Распространяется слух о его сумасшествии, так как общество не хочет взглянуть на окружающий мир по-другому. Так Грибоедов отразил конфликт между двумя лагерями: сторонниками крепостного права и передовыми мыслителями того времени.

В них есть черты, свойственные многим другим людям, а иные - всему роду человеческому А. С. Грибоедов

В 1824 году Грибоедов создал бессмертную комедию «Горе от ума», которая является отражением острой политической борьбы, происходившей в 20-е годы XIX века между реак- ционерами-крепостниками и пока еще малочисленным, но уже появившимся прогрессивным дворянством, из среды ко­торого впоследствии вышли герои Сенатской площади -- де­кабристы.

Реакционеры стремились во всем сохранить самодержав­но-крепостнический строй и закоснелый барский быт, видя в этом основу своего благополучия. Прогрессивные же дворяне боро­лись с «веком минувшим» и противопоставляли ему «век ны­нешний». Столкновение «века минувшего» и «века нынешнего» составляет главную тему комедии.

«Век нынешний», по мнению Грибоедова, явился порождени­ем революционных настроений в дворянских кругах. Из про­грессивных дворян вышли декабристы, первыми попытавшиеся осуществить свои революционные идеи.

Московское барство разнообразно по составу: тут графы и князья, высшие и средние чиновники, военные, помещики, пустые болтуны типа Репетилова, «лгунишки, картежники и во­ры», подобные Загоредкому, сплетники и пустые «прожигатели.ки:ши». Перед нами толпа праздных, пустых, бездушных и по­шлых людей:

В любви предателей, в вражде неутомимых,

Рассказчиков неукротимых,

Нескладных умников, лукавых простаков,

Старух зловещих, стариков,

Дряхлеющих над выдумками, вздором.

Эти люди - жестокие крепостники, беспощадные истязате­ли. Сановник Фамусов за малейшую провинность грозит страш­ными карами своим слугам. «В работу вас, на поселенье вас!» - кричит он. Московский барин готов упечь неугодных ему крепост­ных на военное поселение. Чацкий с возмущением говорит о по­мещике, который:

На крепостной балет согнал на многих фурах

От матерей, отцов отторженных детей

Заставил всю Москву дивиться их красе,

Но должников не согласил к отсрочке:

Амуры и Зефиры все Распроданы поодиночке!!!

Помещики не считают своих крепостных людьми. Старуха Хлестова, например, свою служанку ставит наравне с собакой:

От скуки я взяла с собой Арапку-девку да собачку.

Крепостническая идеология определяет все взаимоотношения представителей фамусовской Москвы, даже жениха они ищут по количеству крепостных:

Будь плохонький, да если наберется

Душ тысячки две родовых,

Тот и жених.

Крепостное право было для фамусовского общества нормаль­ным явлением, вполне соответствовало интересам дворянства, являлось источником богатства и наживы. Представители московского барства думают только о чинах, богатстве и высо­ких связях. К службе они относятся формально, бюрократиче­ски, как к источнику обогащения и продвижения. «Мне только бы досталось в генералы», - говорит полковник Скалозуб, арак­чеевский служака, человек ограниченный и грубый. Цель его службы в армии сводится к получению чинов, орденов и медалей любыми способами:

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы.

И Фамусов не скрывает своего отношения к службе:

А у меня что дело, что не дело.

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

Как барин, на всякий труд он смотрит пренебрежительно, на службу он принимает только родных.

При мне служащие чужие очень редки;

Все больше сестрины, свояченицы детки;

Как станешь представлять к крестишку ли,

к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку!

Фамусов служит не делу, а лицам, так как служба для лю­дей его круга - источник чинов, наград и доходов. Верный же путь к достижению этих благ - низкопоклонство перед выше­стоящим.

Недаром идеалом Фамусова является Максим Петрович, ко­торый, выслуживаясь, «сгибался вперегиб», «отважно жертво­вал затылком», зато был обласкан при дворе, «пред всеми знал почет». У Молчалина нет даже собственного мнения:

В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь.

Однако он всюду поспевает:

Там Моську вовремя погладит;

Тут впору карточку вотрет.

И ему обеспечена карьера:

… дойдет до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных.

И эти люди управляли государством. Чацкий с возмущением говорит о них:

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Особую ненависть у людей фамусовского круга вызывают про­свещение, наука, движение к прогрессу. Фамусов дает дочери воспитание, при котором заранее исключается возможность ис­тинного просвещения:

Чтоб наших дочерей учить всему -

И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! Сам Фамусов не отличается образованностью и в чтении не находит проку. Причины вольнодумства он объясняет так:

Ученье - вот чума, ученость - вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

И его окончательное слово о просвещении и образовании и России - «забрать все книги бы, да сжечь». Следовательно, п просвещении московский барин Фамусов видит опасность, угрожающую всему государственному строю России того пе­риода.

Полковник Скалозуб, олицетворение солдафонской тупости и невежества, который «слова умного не выговорил сроду», как и Фамусов, враг просвещения и всего передового. Гостей Фаму­сова он спешит обрадовать тем, что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий. «Там будут лишь учить по-нашему: раз, два. А книги сохранят так, для больших оказий». Эта ненависть ко всему передовому вполне понятна, дворянское общество боялось потерять свои привилегии.

Фамусовское общество чуждо национальной культуре, рус­ским обычаям, преклонение перед иностранным стало модой, до­ходит до смешного, Чацкий говорит, что общество все «отдало в обмен»:

И нравы, и язык, и старину святую,

И величавую одежду на другую По шутовскому образцу.

Чацкий отмечает, что среди дворянства «господствует смешенье языков: французского с нижегородским».

Именитые москвичи оказывают радостную встречу любому иностранцу. По словам французика из Бордо, он

Приехал и нашел, что ласкам нет конца,

Ни звука русского, ни русского лица Не встретил.

Основное в этом обществе - «балы, обеды, карты, сплетни». Вчера был бал, а завтра будет два.

Фамусов проводит время в праздности, безделье, пустых раз­влечениях, разговорах, на званых обедах. Знакомая Фамусова Татьяна Юрьевна дает балы от Рождества и до поста и летом праздники на даче. Не обходится это общество и без сплетников, ведь сплетничество - одна из главных его черт. Здесь знают под­ноготную каждого дворянина и скажут, кто богат, кто беден и сколько крепостных душ у Чацкого:

«Четыреста» - «Нет! триста».

И Хлестова обиженно добавляет:

«Уж чужих имений мне не знать!»

Среди московских тузов находит свое место «отъявленный мошенник, плут Антон Антоныч Загорецкий», которого прини­мают лишь потому, что «мастер услужить». Для фамусовского об­щества характерен Репетилов, в котором подчеркнуты пустое фразерство, показное свободомыслие.

Таким образом, в каждом из героев и внесценических персо­нажей автор сумел найти определенный тип представителя мос­ковского барства, а название каждого типа скрыто в фамилии ге­роя, его представляющего.

Итак, представителей фамусовского общества характеризуют отсутствие высоконравственных чувств, преобладание эгоистиче­ских интересов, идеал праздной жизни, взгляд на службу как на средство достижения личных выгод, нравственная неразборчи­вость в людях, угодливость перед «высшими» людьми и деспоти­ческое отношение к «низшим»: крестьянам, слугам, - низкий уровень образованности, увлечение французской культурой, страх перед подлинным просвещением.

Грибоедов очень метко определил идеалы этого общества. Они просты: «и награжденья брать, и весело пожить». Фамусовское об­щество - это лицо всей дворянской России тех лет. Как передо­вой человек своего времени Грибоедов не просто высмеивает это общество, а беспощадно осуждает крепостническую систему и призывает к уничтожению ее - в этом революционное значе­ние комедии. Именно так понимали ее декабристы и все передо­вые люди русского общества.

Пьеса "Горе от ума" - известное произведение А. С. Грибоедова. В процессе его создания автор отошел от классических канонов написания "высокой" комедии. Герои в "Горе от ума" - неоднозначные и многоплановые образы, а не карикатурные персонажи, наделенные одной характерной чертой. Этот прием позволил Александру Сергеевичу достигнуть потрясающего правдоподобия в изображении "картины нравов" московской аристократии. Характеристике представителей такого общества в комедии "Горе от ума" будет посвящена эта статья.

Проблематика пьесы

В "Горе от ума" присутствуют два сюжетообразующих конфликта. Один из них касается личных отношений героев. В нем участвуют Чацкий, Молчалин и София. Другой представляет собой общественно-идеологическое противостояние между главным героем комедии и всеми остальными персонажами пьесы. Обе сюжетные линии усиливают и дополняют друг друга. Без учета любовной линии невозможно понять характеры, мировоззрение, психологию и взаимоотношения героев произведения. Однако основным, конечно, является Чацкий и фамусовское общество противостоят друг другу на протяжении всей пьесы.

"Портретность" героев комедии

Появление комедии "Горе от ума" вызвало живой отклик в литературных кругах первой половины 19 века. Причем далеко не всегда они были хвалебными. Например, давний друг Александра Сергеевича - П. А. Катенин - упрекал автора в том, что характеры в пьесе чересчур "портретны", то есть сложны и многоплановы. Однако Грибоедов, напротив, считал реалистичность своих персонажей главным достоинством произведения. В ответ на критические замечания он отвечал, что "...карикатуры, искажающие реальные пропорции в облике людей, недопустимы..." и утверждал, что в его комедии нет ни одной такой. Сумев сделать своих героев живыми и правдоподобными, Грибоедов добился потрясающего сатирического эффекта. Многие невольно узнавали в персонажах комедии самих себя.

Представители фамусовского общества

В ответ на замечания о несовершенстве "плана" своего заявлял, что в его пьесе "25 глупцов на одного здравомыслящего человека". Таким образом он достаточно резко высказался в адрес столичной элиты. Для всех было очевидным, кого изобразил автор под личиной комедийных персонажей. Александр Сергеевич не скрывал свое отрицательное отношение к фамусовскому обществу и противопоставил ему единственного умного человека - Чацкого. Остальные действующие лица комедии представляли собой типичные для того времени образы: всем известный и влиятельный московский "туз" (Фамусов); громогласный и тупой карьерист-солдафон (Скалозуб); тихий и бессловесный подлец (Молчалин); властная, полубезумная и очень богатая старуха (Хлестова); красноречивый болтун (Репетилов) и многие другие. Фамусовское общество в комедии пестро, разнообразно и абсолютно единодушно в своем сопротивлении голосу разума. Рассмотрим характер самых ярких его представителей подробнее.

Фамусов: убежденный консерватор

Этот герой является одной из самых влиятельных персон в московском обществе. Он яростный противник всего нового и полагает, что жить надобно так, как завещали отцы и деды. Высказывания Чацкого для него - верх вольнодумия и разврата. А в обычных человеческих пороках (пьянстве, лжи, угодничестве, лицемерии) он не видит ничего предосудительного. Например, он заявляет о себе, что "монашеским известен поведеньем", однако перед этим заигрывает с Лизой. Для Фамусова синонимом слова "порок" является "ученость". Осуждение чиновничьего низкопоклонства для него - и вовсе признак сумасшествия.

Вопрос о службе - главный в системе Фамусова. По его мнению, любой человек должен стремиться сделать карьеру и тем самым обеспечить себе высокое положение в обществе. Чацкий для него - человек пропащий, так как игнорирует общепринятые нормы. А вот Молчалин и Скалозуб - деловые, разумные люди. Фамусовское общество - это среда, в которой Петр Афанасьевич чувствует себя состоявшимся. Он - воплощение того, что осуждает в людях Чацкий.

Молчалин: бессловесный карьерист

Если Фамусов в пьесе - представитель "века минувшего", то Алексей Степанович принадлежит к молодому поколению. Однако его представления о жизни полностью совпадают с воззрениями Петра Афанасьевича. Молчалин пробивается "в люди" с завидным упорством, в соответствии с законами, которые диктует фамусовское общество. Он не принадлежит к дворянскому сословию. Его козыри - "умеренность" и "аккуратность", а также лакейская услужливость и безграничное лицемерие. Алексей Степанович очень зависит от общественного мнения. Знаменитое замечание о злых языках, которые "страшнее пистолета" принадлежит именно ему. Его ничтожность и беспринципность очевидны, но это не мешает ему делать карьеру. Кроме того, благодаря своему безграничному притворству, Алексей Степанович становится счастливым соперником главного героя в любви. "Молчалины господствуют на свете!" - с горечью замечает Чацкий. Против фамусовского общества он может выставить только собственное остроумие.

Хлестова: самодурство и невежество

Нравственная глухота фамусовского общества блестяще продемонстрирована в пьесе "Горе от ума". Грибоедов Александр Сергеевич вошел в историю русской литературы как автор одного из самых злободневных и реалистичных произведении своего времени. Многие афоризмы из этой комедии весьма актуальны и в наши дни.

В комедии «Горе от ума» основная задача А.С. Грибоедова была отразить нравы московского консервативного дворянства первых десятилетий XIX века. Основной мыслью этой пьесы является выявление изживших свое время, устаревших аристократических взглядов на важные социальные проблемы, отражена вечная борьба старого с новым.

Это и есть Фамусовское общество – минувший век. К нему относятся: богатый, знатный барин Фамусов Павел Афанасьевич, а также его близкие, такие как, супруги Горичи, князь и княжна Тугоуховские, полковник Скалозуб, старуха Хлёстова. Их объединяют общий взгляд на жизнь, общий интерес – богатство. Люди в чинах являются идеальными для фамусовского круга личностей. Они безжалостные крепостники. Для них считается нормальным торговать людьми.

У фамусовского общества есть свои страхи. Самый большой из них – просвещение. Фамусов полагает, что образованность - «чума», и уверен, что необходимо собрать все книги и сжечь их. Личностные качества и обучение не играют никакой роли в его жизни. Он руководствуется хитрым расчетом, умением забраться повыше по карьерной лестнице.

Люди фамусовского круга безразличны к работе. Павел Афанасьевич пребывая на службе управляющего в казенном месте, за весь день берется за работу только лишь один раз. Также он не глядя, подписывает бумаги, полностью показывает свое равнодушие. Кроме этого, люди данного круга преклоняются перед Западом. Они убеждены в том, что лучшее в мире место - Франция. Чацкий сообщает, что «французик из Бордо», не обнаружил в доме Фамусова «ни звука русского, ни русского лица». Представители старой системы бестолково и безграмотно пытаются позаимствовать обычаи, культуру, и даже язык французов.

Итак, люди фамусовского круга корыстолюбивы и очень эгоистичны, жаждут власти. Они тратят все свое время, развлекаясь на балах, званых ужинах, светских мероприятиях. Во время этого они сплетничают, наговаривают, лицемерят.

У фамусовского общества есть основная и единственная цель в жизни – это продвижение в карьере. Собственно поэтому Фамусов нахваливает Скалозуба, считает его лучшим перед другими. А Чацкого наоборот презирает, хоть и замечает в нем отличный потенциал для карьеры.

Таким образом, комедия Грибоедова демонстрирует нам уклад жизни и нравов русского общества, его разных культурных слоев со старыми консервативными взглядами и новыми революционными идеями.

Вариант 2

Бессмертная комедия великого писателя Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” раскрывает множество остросоциальных конфликтов того времени. Одной из главных тем, на фоне которой разворачивается весь конфликт, является столкновение нынешнего и минувшего веков. Если нынешний век представлен прогрессивным новатором Чацким, который прославляет идеалы свободы и всеобщего равенства, то в качестве века минувшего выступает так называемое Фамусовское общество, состоящее из нескольких людей дворянских кровей. Какие идеалы оно прославляет и существует ли сейчас?

Фамусовское общество можно назвать ярыми консерваторами, защищающими идеалы настоящих эксплуататоров и рабовладельцев, имеющих при себе тысячи крепостных крестьян. Их взгляды на многие вопросы в точности передают дух того времени, когда права человека ничего не стоили. Основу жизни участников общества Фамусова составляют праздники, азартные игры и огромное количество иных развлечений. Они не признают работу и постоянно ищут поводы для отлынивания от собственных обязанностей. Достаточно лишь вспомнить распорядок рабочей недели самого Фамусова. Он работает 2-3 часа, затем отправляется на обеды в лучших ресторанах, а потом идёт на похороны по приглашению.

Отдельно стоит отметить отношение этих консерваторов к образованию. Им важно лишь его наличие, а не качество. Они готовы увеличить количество учителей, которые не обладают навыками преподавания. Последствия такого обучения можно увидеть на примере Скалозуба, который может поддерживать беседы только на военную тематику. Данная личность представляет собой классическую персону, получившую высокую должность не за собственные заслуги.

Безразличие Фамусовского общества к обычному человеку замечается сразу же после прочтения первого действия. Фамусов не проявляет никакого уважения к своему слуге Петрушке. Но беспредел достигает своего пика на балу. Госпожа Хлестова привела с собой Арапку, которую держала на поводке. Она приравнивает людей из низкого сословия к животным, не видя никакой разницы.

Безусловно, Фамусовское общество существует в современном мире, но уже не в таких масштабах. Его представители продолжают продвигать неправильные приоритеты в жизни. Но либеральное и продвинутое общество должно противодействовать таким людям, чтобы достичь всеобщего равенства во всём мире.

Фамусовское общество

А.С. Грибоедов был разносторонним и талантливым человеком. Но известным драматургом его сделала пьеса «Горе от ума». Сам автор отнес свое творение к жанру социальной комедии. Критики и современники сомневались в юмористической форме произведения.

Книга дарит нам широкую полифонию образов. Но сюжет крутится вокруг четырех героев: Чацкий, Фамусов, его дочь Софья и секретарь Молчалин. Эти личности наиболее раскрыты автором. Основной конфликт произведения в противоборстве устоев «фамусовского общества» и современных, европейских идей Чацкого.

Среди представителей «века минувшего» не только старики, доживающие свой век дворяне. Есть молодежь, зараженная, насквозь пропитанная этими идеями, испорченная праздной, пустой жизнью. Образование и наука здесь не в чести. Фамусов считает учение злом, ядом, уверен, что все книги должны быть сожжены. Несмотря на это «радеет» о воспитании дочки «с колыбели», нанимая ей учителей иностранцев. Не потому, что это принесет результат, а просто так принято в данной среде.

В этом обществе не нужно быть добропорядочным, честным, благородным, образованным. Таким важно лишь казаться. Низкопоклонничество и чинопочитание здесь главные добродетели. Можно быть хорошим военным, дипломатом, чиновником, исправно выполняющим свою работу, но так и не получить высокой должности. Зато те, «чья чаще гнулась шея» при чинах.

Браки здесь заключаются лишь по расчету, о любви не может быть речи. «Пусть плохенький», но чтобы в родовом поместье не меньше двух тысяч душ. Пусть не блещет умом, красноречием, но «при чинах, да при звездах». Иного же зятя не примут в семью. Так Фамусов подыскивает будущего супруга для единственной дочери.

Всем в пример ставится дядя Павла Афанасьевича – Максим Петрович. Он дослужился до «хлебной» должности тем, что был шутом при Екатерине. И умел рассмешить своенравную императрицу с помощью нелепых падений. Поэтому «едал на золоте», «выводил в чины, давал пенсии».

Софья всю пьесу находится как между двух огней. Это смелая, решительная девушка, которая готова любить, молва ей не авторитет. Но ее, в конечном итоге, губит влияние «фамусовской Москвы», в которой она выросла и была воспитана.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Пугачева в романе Капитанская дочка Пушкина сочинение

    Емельян Пугачев - главное действующее лицо и предводитель крестьянского восстания. Исторические стереотипы характеризуют его как разбойника, безжалостного убийцу и грабителя, а также общественного преступника

  • Анализ произведения Первая любовь Тургенева

    Произведение И. С. Тургенева «Первая любовь» проникнуто собственными любовными переживаниями, которые пережил когда-то автор. Для него любовь представляется неистовой силой в любом из своих проявлений

  • Сочинение Сережа в рассказе Белый пудель Куприна образ и характеристика

    В произведении Куприн повествует нам историю о маленьком осиротевшем мальчике Серёже, его опекуном Мартыном Лодыжкиным, их псом Арто, и помещиками с их избалованным сыном Трилли.

  • Сочинение Что такое Честь

    С самого детства мы часто слышим о таком слове как «честь». Но, уже, будучи взрослыми, многие из нас все еще не осознают истинное понятие этого слова. Почему же в сегодняшних реалиях честь уже не является важнейшим элементом жизни

  • Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» был написан в рекордно короткие сроки. Писатель трудился над ним чуть больше недели. Однако его идею он вынашивал долгие годы.

Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями. В это время в русском обществе правили за-щитники феодализма и крепостничества, но в то же время появлялось и прогрессивно мыслящее, передовое дворянство. Таким образом, в комедии столкнулись два века - «век нынешний» и «век минувший» .
«Век минувший» олицетворяет фамусовское общество. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова - богатого, знатного барина, в доме которого происходит действие комедии. Это князь и княгиня Туго-уховские, старуха Хлестова, супруги Горичи, полковник Скалозуб. Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь. В их среде считается нормальным явлением торговля людьми. Крепостные искренне служат им, иногда спасают их честь и жизнь, а хозяева могут выменять их на борзых собак. Так, на балу в доме Фамусова Хлестова просит Софью, чтобы та от ужина дала подачку для ее арапки - девки и собачки. Хлестова не видит никакой разницы между ними. Сам Фамусов кричит на своих слуг: «В работу вас, на поселенья вас!» . Даже дочь Фамусова Софья, воспитанная на французских романах, . говорит своей горничной Лизе: «Послушай, вольности ты лишней не бери!» .
Главное для фамусовского общества -
это богатство. Их идеалы - люди в чинах. Фамусов ставит в пример Чацкому Кузьму Петровича, который был «почтенный камергер» , «с ключом» , «богат и на богатой был женат» . Павел Афанасьевич желает для своей дочери такого жениха, как Скалозуб, ведь он «золотой мешок и метит в генералы» .
Фамусовское общество отличает и безразличие к службе. Фамусов - «управляющий в казенном месте» . Он занимается делами очень неохотно. По настоянию Молчалина Фамусов подписывает бумаги, несмотря на то, что в них «противуречье есть, и многое недельно» . Павел Афанасьевич считает: «Подписано, так с плеч долой» . В фамусовском обществе принято держать на службе только родственников. Фамусов говорит: «При мне служащие чужие очень редки..,» .
Эти люди ничем не интересуются, кроме обедов, ужинов и танцев. Во время этих увеселений они злословят и сплетничают. Они «низкопоклонники и дельцы» , «льстецы и подхалимы» . Павел Афанасьевич вспоминает о своем дяде Максиме Петровиче, большом вельможе: «Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб» . Фамусов также с большим почитанием встречает предполагаемого жениха своей дочери Скалозуба, он говорит: «Сергей Сергеич, к нам сюда-с, прошу покорно…» , «Сергей Сергеич, дорогой, кладите шляпу, сденьте шпагу…» .
Всех представителей фамусовского общества объединяет их отношение к образованию и просвещению. Подобно Фамусову, они искренне уверены в том, что «ученье - вот чума, ученость - вот причина, что нынче, пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений» . А полковник Скалозуб, не отличающийся умом, рассказывает о новом проекте школ, лицеев, гимназий, где будут учить строевому шагу, а книги сохранят только «для больших оказий» . Фамусовское общество не признает русскую культуру и язык. Им ближе французская культура, они преклоняются перед ней и перед французским языком. Чацкий в своем монологе говорит, что французик из Бордо, не нашел здесь «ни звука русского, ни русского лица» .
Они все одинаково относятся к Чацкому, который является представителем всего нового и передового. Им непонятны его идеи и про-
грессивные взгляды. Герой пытается доказать свою правоту, но это заканчивается для него трагически. Распространяется слух о его сумасшествии, так как общество не хочет взглянуть на окружающий мир по-другому. Так Грибоедов отразил конфликт между двумя лагерями: сторонниками крепостного права и передовыми мыслителями того времени.

Выбор редакции
Игра «Угадай, кто ты» — интересное и весёлое времяпровождение, как для больших, так и для маленьких компаний. Играя в неё, вы забудете...

Артиллерийские батареи, мощные системы заграждений и крупные силы врага. Скалистый мыс Крестовый казался неприступным. Но он был нужен...

Непреложным и обязательным правилом любой религии в воспитании человека всегда считалось развитие духовности и благожелательности....

Битва за Броды - сражение, произошедшее 13 - 22 июля 1944 года возле города Броды Львовской области между 13-м корпусом 4-й танковой...
Церковь Спаса Преображения в селе БогородскомБольшая Богородская, ныне Краснобогатырская ул., 17, угол Миллионной ул."Село известно с XIV...
Главное условие при приготовлении продукта – сохранение наибольшего количества его полезных свойств.Брокколи можно кушать сырой, а также...
Обычно для колбасных оболочек используют кишки, пищеводы и мочевые пузыри.Кишки под воздействием своего содержимого, ферментов и кислот...
Сны, в которых фигурируют грызуны, являются очень символичными. Живая мышь, например, предвещает неискренность друзей, домашние...
Здравствуйте, дорогие читатели. Все мы ждем наступления осени для того, чтобы вдоволь насладиться ее дарами, которые так полезны в такое...