Как живут современные кочевники. Кто такие кочевники


Несмотря на то, что становление кочевого, полукочевого и оседлого типов хозяйства в Казахстане своими корнями уходит к началу I тыс. до н. э. и развитие этих типов хозяйства в разных климатических условиях происходило одновременно, хотя и различными темпами и никогда не прекращалось, казахов по инерции продолжают считать типичными кочевниками, не имевшими ничего общего с оседлостью, земледелием и тем более городской цивилизацией. При этом не принимается во внимание и то обстоятельство, что основой формирования, даже и существования трех казахских жузов - старшего, среднего и младшего также являлся тот или иной оазис, где находились города, оседло-земледельческие поселения, жители которых занимались не только торгово-ремесленными делами, но и скотоводством, орошаемым земледелием, пусть даже малопродуктивным. Не всегда и не обязательно скотоводы степей и земледельцы соседних с ними оазисов были этнически различным населением. На протяжении всей истории в составе одной и той же кочевой народности или племенного объединения какая-то часть его была полукочевой и даже оседлой. «Элементы оседлости и земледелия всегда сопутствуют кочевому скотоводческому хозяйству» - доказывают ученые. Имея своих сородичей на берегах Сырдарьи, в долинах Таласа, Келеса, Арыси, Чирчика, бассейне знаменитых семи рек - Джетысу, кочевники-скотоводы поддерживали с ними регулярные и достаточно прочные экономические связи, о чем свидетельствуют результаты раскопок на Отраре и других средневековых поселениях. В обмен на баранов, лошадей, верблюдов, шерсть, меха, кожи, шкуры кочевники получали в оазисах хлеб, который наряду с мясом и молочными продуктами составлял основу их пищи, а также ткань, посуду, оружие. В таких контактах было заинтересовано и население оазисов, которое получало из степей необходимые продукты.

История знает немало примеров того, как казахи не раз отражали натиск среднеазиатских правителей, всегда стремившихся к овладению туркестанскими (присырдарьинскими) городами, к которым относятся Сыгнак, Сауран, Йасы (Туркестан), Сузак, Отрар, Сайрам и другие. «Этот район был чрезвычайно важен для казахских ханов, предводителей кочевых узбеков, правителей Могулистана и Мавераннахра как в экономическом отношении, будучи областью развитого земледелия, прекрасных зимних пастбищ, ремесла и торговли, так и в военно-стратегическом. Между ними шла неутихающая борьба за господство над этим районом на протяжении всего XVI века.

Города Туркестана переходила из рук в руки. Только к концу века район среднего течения Сырдарьи вошел в состав Казахского ханства». Примерно с этого времени до первой четверти XVIII века, то есть до нашествия джунгаров, города эти подчинялись казахским правителям, которые, опираясь на своих соплеменников как на военную силу, чувствовали себя полновластными хозяевами этого региона и получали немалые доходы с городского торгово-ремесленного населения и окрестных дихан (дехкан) - земледельцев в виде налогов и повинностей. Поэтому при оценке хозяйства казахов прошлого, очевидно, надо исходить из того, какая его форма преобладала в том или ином регионе и в каких пропорциях сочеталась с другими. В степях Сары-Арки (дословно с древнетюркского -«желтые дали»), например, казахи разводили в большом количестве овец, лошадей, верблюдов, которые содержались на подножном корму и постоянно нуждались в перемене пастбищ. В силу этого обстоятельства крупные скотовладельцы были вынуждены перекочевывать на дальние расстояния, тогда как относительно малоскотным степнякам достаточно было одно, двух или трехдневного перехода, чтобы продержаться на ближних кочевьях.

При этом и те и другие охотно эксплуатировали труд жатаков - самой обездоленной части степного населения позднего средневековья, вынужденной оседать за неимением собственного скота. Жатаки, дословно - «лежащие», занимались строительством и ремонтом зимних стоянок - кыстау, с их жилыми и хозяйственными постройками, заготовкой сена для байского скота, которого далеко не всегда хватало на зиму, примитивным земледелием на речных заводях, вокруг пресных озер. Все богатство у жатака состояло, как правило, из одной или двух молочных коров, верблюда и лошади в качестве тягловой силы. Овец и коз у него почти не было. «Кочевой степняк ест, пьет и одевается скотом,- писал в свое время Чокан Валиханов,- для него скот дороже своего спокойствия. Первое приветствие киргиза, как известно, начинается следующей фразой: «Здоров ли твой скот и твое семейство?» Эта забота, с которой наперед осведомляется о скоте, характеризует (его) более, нежели целые страницы (описаний)». А благополучие скота - главного богатства степняков зависело полностью от природных условий, в соответствии с которыми исторически сложились и сезонные пастбища. Северные лесостепные и юго-восточные горные районы Казахстана, где выпадало значительное количество осадков, использовались главным образом под летние пастбища - джайляу (жайлау), восточные же и центральные под зимние - кыс-тау. А вот весенние - коктеу и осенние - кузеу пастбища непосредственно примыкали к призимовочным территориям. Сезонные пастбища, хотя традиционно и распределялись между родами, находились, за исключением зимних, в общем пользовании. Для казахов характерны все известные в истории виды кочевания -- так называемые «меридианальное», «вертикальное», «призимовочное», определяемые прежде всего количеством скота в хозяйствах, природно-климатическими условиями, в которых находились те или иные группы кочевников-скотоводов.

Киргиз - в данном случае речь идет о казахах. В связи с присоединением Казахстана к России европейцы стали называть казахов «киргиз-казаками» или «киргиз-кайсаками», чтобы не путать их с русскими казаками, а также тяньшанскими киргизами, известными в истории под названием каракиргизов, с учетом тяготения последних к казахам по языку, культуре и быту.

Причем и кочевники, и полукочевники имели свои обособленные зимние стоянки, с охраняемыми участками для пастьбы молодняка, слабых животных. Они назывались корык или кой болик. Более самостоятельные скотовладельцы располагали еще и запасными зимовками - келте кыстау, жалган кора и часть своего скота содержали в зимнее время в стойлах. Летние кочевья казахов среднего и младшего жузов находились в лесостепной и степной зоне Сары-Арки, зимние - в поймах Сырдарьи, низовьях Чу, у подножий Каратау, в Приаралье, на Мангышлаке. С ранней весны, вслед за наступающим теплом кочующие начинали движение на север. Казахи южной части степей Сары-Арки, которые не только летом, но и зимой вели кочевой образ жизни в низовьях Чу, проходили только в одном направлении до тысячи километров от реки Чу, через Бетпак-Далу, Улытауские горы до нынешнего Атбасара. Кочевое население правобережья Сырдарьи двигалось на север через Каракумы, Айнакуль на Тургай и далее до Кустаная. От плато Устюрт и Мангышлака, низовьев Урала, берегов Уюла, Сагыза, Иргиза, где не хватало летних пастбищ, люди перекочевывали за лето в пределы нынешних Уральской, Актюбинской и Кустанайской областей, преодолевая более тысячи километров в одну сторону. Однако немало хозяйств передвигалось в пределах своих исконных земель. А маломощные хозяйства или обедневшее население оставались и на зимних стоянках. Число таких хозяйств в начале XX в. было довольно велико даже в таких чисто кочевых скотоводческих районах, как Мангышлак и Устюрт, низовье Сырдарьи. Таким образом, многочисленные стада скота казахов среднего и младшего жузов летом находились на приишимских, тургайских, притобольских, приуральских и актюбинских пастбищах. А с приближением осени, вслед за отходящим теплом они двигались обратно на юг, к местам зимовок. Маршруты таких перекочевок регулировались в первую очередь расположением водных источников.

Кочевали обычно аулом - подвижным селением, связанным родственными узами или хозяйственными выгодами, придерживаясь, во избежание столкновений с соседями, одних и тех же урочищ, колодцев. В урочищах с обилием травы, хорошим водопоем аул располагался на несколько дней, а если позволяли условия, и больше. В безлюдных пустынях со скудным травостоем стоянки сокращались до 2-3 дней. Этот вид кочевания у казахов принято считать «меридианальным», т.е. с юга на север и с севера на юг. Для казахов старшего жуза летними кочевьями служили предгорья и горы Алтая, Тарбагатая, Джунгарского, Заилийского и Таласского Алатау. Зимовали обычно в песках Мойынкумов, Сары-Ишик-Атрау, горных долинах, защищенных от холодных ветров, всюду, где бывало не так много снега и скот мог доставать корм. Весной, поднимаясь постепенно в горы, кочующие приводили свои стада на альпийские луга, где скот находился все лето. К осени все стада вновь спускали вниз. Это и есть т. н. «вертикальное» кочевание, с его несколько менее растянутыми, по сравнению с «меридианальным», переходами. Третье, так называемое «призимовочное» (стационарное) кочевание, было характерно для засушливых районов юга Казахстана. Зиму кочевники-скотоводы проводили в селениях, расположенных в районах орошаемого земледелия, где находились их усадьбы с незначительным запасом сена, чтобы можно было держать при себе небольшое количество скота. А основные стада зимовали в тугаях, камышовых зарослях поймы Сырдарьи, Таласа, Чу, где животные могли сами добывать корм. Весной более состоятельные скотоводы выезжали со своими стадами на небольшие расстояния по обе стороны Сырдарьи, вдоль хребта Каратау, Таласского Алатау, Угама, располагаясь на лето около озер, колодцев, а поздней осенью возвращаясь на зимние угодья. Расстояние до летовок было в пределах 40-50 километров.

Для всех видов кочевания казахов характерен был свой видовой состав скота. При «меридианальной» системе кочевания в стаде было много овец, лошадей, верблюдов, особенно двугорбых, способных тебеневаться, т. е. самостоятельно доставать корм и переносить трудности длительного перехода. При «вертикальной» системе - к овцам, лошадям добавлялись и коровы, а при «призимовочной» - и те и другие животные, но только в ограниченном количестве. Последовательное передвижение по сезонным пастбищам являлось единым производственным процессом, при котором кочевка выступала как стадия его замкнутого годового цикла. Несмотря на трудности перехода, летние перекочевки - лучшее, что степняк мог испытывать в жизни, когда скот на летнем подножном корму быстро набирает вес, можно наслаждаться свежим мясом, молоком и кумысом, провести беспечно несколько месяцев на чистом воздухе под открытым небом. Это и пора свадеб, состязаний в песнях, ловкости, силе. И потому щедрое лето с его красочными переездами воспето в песнях, эпической поэме «Кыз-Жибек» всеми красками стихосложения. По всей вероятности, именно с тех далеких времен осталась у казахов традиция любовно украшать ковровыми изделиями навьюченного верблюда, для которого специально изготовляли попоны с вышивкой и всевозможными подвесками. Караван навьюченных верблюдов обычно водила девушка в богатом наряде на коне-иноходце или на головном верблюде - наре.

Кыз-Жибек - казахская народная лиро-эпическая поэма, названа по имени героини. В переводе означает Девушка Шёлк, Шелковая девушка. Это произведение - жемчужина казахского фольклора. Казахская «Ромео и Джульетта» воспевает верность в любви, дружбе, отвагу и патриотизм.

"Снова девушка одна
Возглавляет караван
И ведет на поводу
Тридцать наров - все желты!
Сам таких не видел ты!
Медь намордников - как жар,
Шелк сученый - повода,
А под ней самою нар -
Краше всех, могуч и яр!
А сама, сама она -
Словно полная луна,
Как серебряный сазан,
Разыгравшийся в воде,
Гнет она свой гибкий стан."

Так описывается кочевье богатого аула в эпической поэме «Кыз-Жибек». Однако, по мере изъятия колониальной администрацией царизма лучших земель у казахов, начиная со второй половины XIX века, размеры летних пастбищ с севера на юг постепенно уменьшались, а в некоторых местах были сведены к нулю, что привело к резкому изменению традиционных путей кочеваний. Но несмотря на это, их основные типы сохранялись долго, только в других пропорциях и размерах.

Узбекали Джанибеков

Республика Казахстан на карте

НОМАДЫ (или кочевники, бедуины) (от греч. nomados – кочующий) условное название народов и этнических групп, которые в течение года или сезона ведут подвижный образ жизни. Они отличаются своеобразным бытом, повседневной хозяйственной деятельностью и традиционной культурой.

Кочевничество зародилось в конце 2-го начале 1-го тысячелетия до н.э. в среде горно-степных племен Евразии в связи с переходом к подвижному скотоводству. Сегодня подобный образ жизни ведут народы ряда стран Центральной и Западной Азии, а также Северной Африки. Кроме того, к кочевникам относятся и оленеводы арктических зон Европы, Северной Америки и Азии, постоянно меняющие места своего жительства в поисках корма для животных. Численность северных кочевых народов относительно невысока.

Численность кочевников определить достаточно сложно, а ареал их передвижения охватывает примерно 2/5 обитаемой суши, куда входят огромные территории пустынь, полупустынь, тропических и таежных областей. Исследователи пока не пришли к единому и окончательному мнению о том, кого следует относить к кочевникам, так как степень подвижности скотоводов – величина непостоянная, зависящая от количества скота, ландшафта, времен года, наличия и размера базового поселения и т.д. Современные кочевники, сохраняя экстенсивное скотоводство в условиях сезонных перекочевок как основу своего существования, как правило, совмещают с ним и другие виды хозяйственной деятельности. Однако в ряде районов скотоводство перестает играть главную роль и превращается в пастушеское хозяйство, а основная часть племени (конфедерации племен) переходит к оседлому земледелию.

Наиболее значительные группы кочевого населения до сих пор живут в странах Африки и Азии, главным образом в пределах аридной зоны (область сухого климата с высокими температурами и малым количеством атмосферных осадков), где вне пределов оазисов скотоводство с сезонным передвижением скота и людей продолжает оставаться основным занятием жителей этого района.

В борьбе с засухой люди всеми способами пытались разнообразить свою деятельность. Кочевники нередко составляют стада из разных животных: верблюдов, овец, коз, крупного рогатого скота определенной численности, стремясь учитывать, сколько и какого корма можно найти в районах кочевания для каждого вида. Стада могут перегонять на большие расстояния либо выпасать в одних и тех же долинах или окрестностях какого-либо колодца.

Так, кочевники Сахары делят календарный год на два сезона, проводя шесть месяцев в поселке (лето и осень во время уборки зерновых культур и сбора фиников в оазисах), а остальное время кочуют между пастбищами и отдельными источниками воды. В это время появляется молодняк у овец и верблюдов, и, следовательно, бедуины заготавливают молоко, сливочное масло и шерсть. Одновременно бедуины охотятся, собирают плоды с деревьев, семена и корни трав, продают скот или занимаются контрабандой, а в голодные годы не брезгуют разбоем. У некоторых из них даже нет документов, они часто не признают национальных границ, перегоняя своих животных с территории одной страны на другую в поисках корма.

В африканских районах Ахаггара, Тассили и Аира, на территории, превышающей 1 млн. кв. км, которую пересекают около десятка караванных троп, проживают 250 тыс. кочевников-туарегов, коренных жителей Центральной Сахары. Туареги делятся на две большие, соперничающие между собой группы: восточную (где доминируют племена кель-аир и кель-гресс ) и западную, более многочисленную (юлемедден , кель-ахаггар , кель-аджер , ифорас и тенге-ренгиф ). К югу и западу от Агадеса живут нигерийские туареги (кель-тамашек , более 200 тыс.), занятые кочевым скотоводческим хозяйством. В основном они разводят коров зебу с длинными и короткими рогами, дающих, кроме мяса, молоко, а также короткошерстых овец, коз и баранов. Однако в Сахеле («окраина», «берег» – араб., переходная зона /шириной 400 км/ от пустыни к саваннам Западной Африки) они занимаются земледелием и торговлей. Кроме того, кочевники осенью снаряжают караваны для отправки продуктов своего труда на рынки больших городов.

Основным торговым товаром Сахары до сих пор является соль. Соляные разработки были и остаются источником доходов бедуинов (от араб. бадийа – сухое пространство, степь, пустыня). В ряде африканских государств правительства отдали соляные копи под надзор племен. Крупными месторождениями соли располагают Мавритания, Мали, Алжир и Нигер. Еще Ибн Батута, арабский путешественник 14 в., описывал как в средневековье в районе Айзелик местное население добывало соль и изготовляло медные стержни: под высоким давлением соль и медь образовывали хлорид меди, из которого (при добавлении кокса) выделялась чистая медь.

Жители Сахары – туареги (Алжир, Нигер), берберы (Марокко, Алжир) мавры (преобладающая этническая группа в Мавритании, а также часть населения Западной Сахары, Сенегала, Гамбии, южного Марокко), тубу (Судан, Ливия), беджа (Судан, Египет, Эфиопия), кабабиш (Судан, Эфиопия) и др. – говорят на своих наречиях. Они также обладают своеобразной материальной культурой и общественной организацией. Как правило, племя (несколько семей или кланов) представляет собой расширенную патрилинейную семью, обладающую общим предком (эпонимом). Дожди и пастбища занимают особое место в религиозных воззрениях жителей Сахары. Поэтому часто вожди племен одновременно являются заклинателями дождя.

С развитием земледелия (особенно ирригационного) и подвижного скотоводства появились возможности значительного имущественного неравенства и возникновения раннефеодальных и даже раннеклассовых отношений. Поэтому среди кочевников существуют элементы феодального строя, при котором сохраняется кастовая структура общества.

В Аравийской пустыне маршруты кочевников пролегают между оазисами с колодцами, которые являются средоточием оседлой земледельческой жизни. Зимой в период дождей, пустыне пространства Аравии покрываются растительностью, и тогда племена уводят скот за пределы оазисов до апреля-мая, когда зеленые пастбища высыхают.

В недалеком прошлом бедуины играли большую роль в караванной торговле, совершая передвижения за тысячи километров. Ныне маршруты заметно сократились. Подвижный образа жизни сохраняют до сих пор ряд племен Афганистана, Ирана, Ирака, ряда африканских стран. В Австралии, в степях и полупустынях жаркого пояса, проживают группы аборигенов – охотников и собирателей. К этому типу относятся также некоторые племена бушменов Калахари, а в Бразилии – обитатели сухих саванн.

Ольга Бибикова

Наши представления о кочевой жизни во времена античности во многом определяются летописцами прошлого, для которых степные кочевники были, прежде всего, врагами. Поэтому неудивительно то противопоставление, которое возникло между кочевым скотоводством и оседлым земледелием. Однако, как и все противоположности, они оказались связаны друг с другом, хотя бы торговыми и культурными связями. Другое распространенное заблуждение - считать кочевое скотоводство более примитивным занятием, нежели земледелие. В действительности, скотоводство - более поздний феномен человеческой культуры, который не менее чем земледелие требует умения примеряться к климатическим условиям.

Оседлым народам требовалась политическая и климатическая стабильность. Война и природные бедствия губили посевы. Например, Рим, так же как и перед тем Греция, покоился на спинах земледельцев и лишь затем на кошельках торговцев. Греция и Рим были классическими государствами, построенными на понятии стабильность. Степные культуры не оставили нам каменных построек, книг и законов. Поэтому мы не имеем полного представления о том, как шло развитие их культуры. Степь была совершенно иным миром, чуждым оседлым народам. Вильгельм Руйсбрукский писал в середине XII века о том, что степняки «придают мало внимания вещам своего мира. Они живут на земле, словно их нет здесь. Они не возделывают почву, не строят домов, они только проходящие мимо странники, чувство, наполняющее их изнутри, заставляет их совершать долгие путешествия».

Чтобы понять кочевников и их образ жизни, необходимо определиться с тем, кто же такие эти кочевники. Известно несколько разновидностей кочевничества, мы же под кочевниками будем понимать людей, которые следуют за своими стадами в поисках воды и корма. По определению кочевник - скотовод, круглый год живущий со своими стадами, совершающий периодические переходы в зависимости от условий климата и наличия корма для скота. По этой причине кочевники не могут создать постоянного государства. Кочевники живут племенами или кланами, их вожди получают свой статус за личные достоинства. Кочевники обычно держатся небольшими группами по нескольку семей. Связь между группами семей достаточно слабая, причем отдельные семьи могут без проблем переходить из одной группы к другой. Вся жизнь кочевников крутится вокруг ухода за животными: овцами, конями, козами, верблюдами, яками или крупным рогатым скотом. У кочевников нет фиксированных зимних и летних лагерей, они скитаются без определенного маршрута.

Скифы и сарматы вели кочевой или полукочевой образ жизни, они жили на огромной территории, не имея определенных границ. Впрочем, они имели представление о своей земле и могли говорить о вторжении. При этом они не знали о собственности на землю. У них не было определенных зимних и летних стоянок, хотя некоторые места были лучше приспособлены для зимовок, а другие для летнего пребывания. Отсутствие у скифов представления о личной земельной собственности хорошо иллюстрирует рассказ Геродота о неудачной попытке Дария покорить скифов. После долгой и безуспешной погони Дарий понял, что скифов невозможно покорить как народ, занимающий какую-либо территорию. На вопрос Дария, почему скифы не принимают бой, царь скифов Иданфирс ответил:

«Мое положение таково, царь! Я и прежде никогда не бежал из страх перед кем-либо и теперь убегаю не от тебя. И сейчас я поступаю так же, как обычно в мирное время. А почему я тотчас же не вступил в сражение с тобой - это я так объятню. У нас ведь нет ни городов ни обработанной земли. Мы не боимся их разорения и опустошения и поэтому не вступили в бой с вами немедленно.» (Геродот, 4.127).

Так как скифам нечего было оборонять, они знали, что персы рано или поздно уйдут, так и не захватив их степи.

Оседлые народы, жившие рядом со степью, содержали животных, но только в качестве дополнения к земледелию. Но истинные скотоводы живут лишь за счет своих стад, иногда помогая себе охотой. Однако, кочевые народы обычно не живут изолированно. Они обменивают продукты животноводства у оседлых народов на зерно, ткань и ремесленные товары. Кроме того, кочевники покупали оружие, а также предметы роскоши, которые скрашивали им тяжелую кочевую жизнь. Например, скифы были большими любителями вина, которое они покупали у греков из черноморских колоний. Страбон упоминает о такой торговле между греками и скифами, описывая Танаис, греческую колонию на Черном море:

«Это был обычный рынок, составленный частично азиатскими, а частично европейскими кочевниками, а также теми, кто приплыл из-за Боспора. Кочевники приносили рабов, кожи и другие вещи, которые могут добывать кочевники. А приплывшие продавали одежду, вино и другие плоды цивилизации» (Страбон, 9.2.3).

Важность такой торговли не следует недооценивать, поскольку для современников невозможность вести подобную торговлю была весьма болезненной. Гунны, разграбив Европу, в итоге заключили мир с Римом, главным образом для того, чтобы можно было вести торговлю.

2. Объясните, почему кочевые племена захватывали новые земли.

Для кочевых племён естественно было переселяться, ведь они жили, перегоняя скот с места на место. При этом все мужчины таких народов были воинами, потому для них не так сложно было захватить новые земли. Но главная причина – их самих вытесняли с мест, где они раннее жили более сильные племена или испортившийся климат, потом они вынуждены были захватывать новые земли взамен утраченным.

3. Как кочевники относились к населению завоёванных ими земель? Приведите примеры.

Побеждённые кочевые народы победившие кочевники вытесняли или уничтожали, чтобы завладеть их пастбищами (например, такая судьба постигла гуннов, когда их победили тюрки). Но земледельцев кочевники оставляли на их землях и порой создавали из них государство во главе с собой. По такому принципу (кочевники – правящая верхушка в основном земледельческого государства) были построено Аварский каганат и Первое Болгарское царство (на Балканском полуострове). Иногда скотоводы под влиянием покорённых народов сами переходили к оседлому образу жизни (например, так случилось с волжскими булгарами).

4. Составьте историческую справку о Волжской Булгарин или Хазарском каганате (по выбору) по плану: 1) время существования; 2) место на карте; 3) основное население и его занятия; 4) отношения с соседними государствами; 5) развитие культуры.

Хазарский каганат – это один из осколков Тюрского каганата. Он существовал с VII века, когда Тюрский каганат распался, до Х века, когда пал под ударами Святослава Киевского.

Во время расцвета он занимал обширные территории Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, современного Северо-Западного Казахстана, Приазовья, восточной части Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра.

Государство создали хазары (то есть тюрки), занимавшиеся кочевым скотоводством. Но там жило также много арабов, евреев, переселившихся туда в основном ради торговли и ремесла. Кроме того, в государстве было немало и покорённых славянских племен, которые продолжали как и до завоевания возделывать землю.

Каганат жил за счёт торговли, но со многими соседями и воевал. Благодаря его войнам с арабами мы получаем большую часть информации об этом государстве (из арабских источников). Войны с Древнерусским государством Хазарский каганат в итоге и погубили.

Про культуру Хазарского каганата мы знаем не много. Но то, что нам известно, удивляет. Например, политическая культура. Формальным правителем был каган, но на самом деле правил царь. Когда кагана возводили на престол, его душили и в полубессознательном состоянии спрашивали, сколько лет он собирается править. Скорее всего, от человека с изменённым таким образом созданием ждали пророчества. Кагана убивали, когда проходили названный им срок, или когда ему исполнялось сорок лет, потому что считалось, после этого возраста правитель терял свою божественную силу.

Культура государства во многом основана на религии. Скорее всего, рядовые жители каганат продолжали исповедовать то, что и их предки. Но элита приняла иудаизм – довольно необычный выбор для региона. Причём это был не просто иудаизм, а караизм, которые не признаётся официальным иудаизмом).

5. Как вы думаете, почему государства кочевых народов существовали относительно недолго?

Из этих государств одни изначально были непрочными. Отдельные племена держало вместе только принуждение. Потому когда принуждающий к единству центр слабел, такие государства распадались. Так произошло с Тюркским каганатом. Другие были достаточно прочными. Крупные города сиановились центрами их экономики, которая связывали людей лучше принуждения. Таким государства просто порой не повезло – они встречали гораздо более мощного противника. Ярким примером можно считать Волжскую Булгарию, павшую по ударами непобедимого в то время монгольского войска.

6*. Объясните, что менялось в жизни кочевых народов с момента образования у них государства.

Это зависело от образовавшегося государства. В некоторых, например, в Тюркском каганате жизнь почти никак не менялась. Племя только формально признавало правителя и выступало в набеги уже не только само по себе, но и в составе войска этого правителя (хотя и самостоятельных набегов это не отменяло). Потому это государство и оказалось непрочным. С другой стороны в Хазарском каганате было много чиновников, значит жизнь стала более упорядоченной, жителям пришлось выполнять больше предписаний.

7*. Известно, что у кочевых племён были распространены языческие верования. При каких обстоятельствах эти племена принимали новую для них религию (ислам, христианство, иудаизм)? Какое значение это имело?

Принятие такой религии обычно встраивало государство в систему международных отношений той цивилизации, чью религию государство принимало. Кроме того, жизнь постепенно менялась под воздействием религии, например, появлялась идеология, вроде «вся власть от Господа». В этом смысле не очень понятно, что давал Хазарскому каганату караизм, ведь в регионе не было других государств, принявших даже иудаизм, тем более иудаизм в форме караизма. При этом караизм был принят не всем населением каганата, потому государственная идеология, основанная на этой вере, была невозможна.

Обычно решение о переходе к новой религии принимал один из волевых правителей по разным соображениям от политических до истинной и искренней веры. Обычно он хотел обратить в новую веру весь свой народ, как правило должен был справиться с языческой оппозицией.

Отправить

Кочевник

Всё о кочевниках

Кочевник (от греч: νομάς, nomas, множ. ч. νομάδες, nomades, что означает: тот, который бродит в поисках пастбищ и относится к племени пастухов) - это член сообщества людей, которые живут на различных территориях, переселяясь с места на место. В зависимости от отношение к окружающей среде выделяют следующие типы кочевников: охотники-собиратели, кочевники-скотоводы, разводящие скот, а также "современные" кочевники-странники. По состоянию на 1995 год в мире насчитывалось 30-40 миллионов кочевников.

Охота на диких животных и собирательство сезонных растений являются древнейшим способом выживания человека. Кочевники-скотоводы разводили скот, перегоняя его, и/или переселяясь вместе с ним с целью избежания необратимого истощения пастбищ.

Кочевой образ жизни также является наиболее подходящим для обитателей тундры, степей, песчаных или покрытых льдом регионов, где постоянное перемещение является наиболее эффективной стратегией для использования ограниченных природных ресурсов. К примеру, многие поселения в тундре состоят из оленеводов, которые ведут полукочевой образ жизни, в поисках пищи для животных. Эти кочевники иногда прибегают к использованию высоких технологий, например, солнечных батарей, чтобы уменьшить свою зависимость от дизельного топлива.

"Кочевыми" также иногда называют различные странствующие народы, которые мигрируют по территории густонаселенных районов, но не в поисках природных ресурсов, а предоставляя услуги (ремесла и торговли) постоянному населению. Эти группы известны как "кочевники-странники".

Кто такие кочевники?

Кочевником называют человека, который не имеет постоянного жилья. Кочевник переезжает с места на место в поисках пищи, пастбищ для скота, или иным способом зарабатывая на жизнь. Слово Nomadd происходит от греческого слова, которое обозначает человека странствующего в поисках пастбищ. Передвижения и поселения большинства групп кочевников имеют определённый сезонный или годовой характер. Кочевые народы обычно путешествуют на животных, каноэ или пешком. В наши дни некоторые кочевники используют моторные транспортные средства. Большинство кочевников живут в палатках или других передвижных жилищах.

Кочевники продолжают переезжать по разным причинам. Кочевые фуражиры передвигаются в поисках дичи, съедобных растений и воды. Австралийские аборигены, негритосы Юго-Восточной Азии и африканские бушмены, к примеру, переселяются из лагеря в лагерь чтобы охотиться и собирать дикие растения. Некоторые племена Северной и Южной Америки также вели такой образ жизни. Кочевники-скотоводы зарабатывают на жизнь разведением животных, таких как верблюды, крупный рогатый скот, козы, лошади, овцы и яки. Эти кочевники путешествуют по пустыням Аравии и Северной Африки в поисках верблюдов, коз и овец. Члены племени фулани путешествуют вместе со скотом по лугам вдоль реки Нигер в Западной Африке. Некоторые кочевники, особенно скотоводы, могут также передвигаться для совершения набегов на оседлые общины или избегая врагов. Кочевые ремесленники и торговцы путешествуют, чтобы находить клиентов и предоставлять услуги. К ним относятся представители племени индийских кузнецов лохар, торговцы-цыгане и ирландские "путешественники".

Кочевой образ жизни

Большинство кочевников путешествуют группами или племенами, которые состоят из семей. Эти группы основаны на родственных и брачных связях или официальных соглашениях о сотрудничестве. Совет взрослых мужчин принимает большинство решений, хотя некоторые племена возглавляют вожди.

В случае монгольских кочевников семья переезжает два раза в год. Эти переселения, как правило, происходят в летний и зимний периоды. Зимой они располагаются в горных долинах, где большинство семей имеют постоянные зимние стоянки, на территории которых оборудованы загоны для животных. Другие семьи не используют эти стоянки в отсутствие хозяев. Летом кочевники перемещаются на более открытые местности для выпаса животных. Большинство кочевников обычно передвигаются в пределах одного региона, не уходя слишком далеко. Таким образом формируются общины и семьи принадлежащие к одной группе, как правило, члены общины примерно знают о местонахождении соседних групп. Чаще всего, одна семья не имеет достаточно ресурсов для того, чтобы мигрировать из одной области в другую, если только они не покидают определенную территорию навсегда. Отдельная семья может переезжать сама по себе, либо вместе с другими, и даже если семьи перемещается в одиночку, то расстояние между их поселениями составляет не более пары километров. На сегодняшний день у монгол не существует понятия племени и решения принимаются на семейных советах, хотя к мнению старейшин также прислушиваются. Семьи селятся недалеко друг от друга с целью взаимной поддержки. Численность общин кочевников-скотоводов как правило не большая. На основе одного из таких монгольских сообществ и возникла крупнейшая сухопутная империя в истории. Первоначально монгольский народ состоял из ряда слабо организованных кочевых племен Монголии, Маньчжурии и Сибири. В конце 12-го века, Чингисхан объединил их с другими кочевыми племенами с целью основания Монгольской империи, власть которой, в итоге, распространилась на территорию всей Азии.

Кочевой образ жизни становится все более редким явлением. Многие правительства негативно относятся к кочевникам, так как тяжело контролировать их передвижения и взимать с них налоги. Многие страны превратили пастбища в сельскохозяйственные угодья и заставили кочевые народы покинуть их постоянные поселения.

Охотники-собиратели

"Кочевые" охотники-собиратели (также известные как фуражиры) перемещаются из табора в табор в поисках диких животных, фруктов и овощей. Охота и собирательство это древнейшие способы, с помощью которых человек обеспечивал себя средствами существования и все современные люди ещё около 10 000 лет назад принадлежали к охотникам-собирателям.

Вслед за развитием сельского хозяйства, большинство охотников-собирателей были в конечном счете либо вытеснены, либо превратились в группы фермеров или скотоводов. Лишь немногие современные общества классифицируются как охотники-собиратели, а некоторые совмещают, иногда довольно активно, деятельность фуражиров с сельским хозяйством и/или разведением животных.

Кочевники-скотоводы

Кочевники-скотоводы - это кочевники, которые перемещаются между пастбищами. В развитие кочевого скотоводства выделяют три этапа, которые сопровождали рост населения и усложнение социальной структуры общества. Карим Садр предложил следующие этапы:

  • Скотоводство: смешанный тип экономики с внутрисемейным симбиозом.
  • Агроживотноводство: определяется как симбиоз между сегментами или кланами внутри этнической группы.

Истинное кочевничество: представляет собой симбиоз на региональном уровне, как правило, между кочевым и сельскохозяйственным населением.

Скотоводы привязаны к определенной территории, так как они перемещаются между постоянными весенними, летними, осенними и зимними пастбищами для скота. Кочевники перемещается в зависимости от наличия ресурсов.

Как и почему появились кочевники?

Развитие кочевого скотоводства считается частью революции вторичных продуктов, предложенной Эндрю Шерраттом. В ходе этой революции ранние культуры докерамического неолита, для которых животные были живым мясом ("шли на убой") также начали использовать их ради вторичных продуктов, например, молока, молочных продуктов, шерсти, шкуры, навоза для топлива и удобрений, а также в качестве тягловой силы.

Первые кочевники-скотоводы появились в период с 8,500-6,500 годов до н.э. в районе южного Леванта. Там, в период нарастающей засухи культура докерамического неолита Б (PPNB) в Синае была замещена кочевой гончарно-скотоводческой культурой, которая стала результатом слияния с людьми эпохи мезолита, прибывших из Египта (Харифийская культура) и приспосабливающих кочевой охотничий образ жизни к животноводству.

Этот образ жизни быстро превратился в то, что Юрис Заринс назвал кочевым пастушеским комплексом в Аравии, а также то, что возможно, ассоциируется с появлением семитских языков на территории древнего Ближнего Востока. Быстрое распространение кочевого скотоводства было характерно для таких поздних образований как ямная культура, для кочевников-скотоводов евразийских степей, а также монголов в период позднего средневековья.

Начиная с 17-го века кочевничество распространилось среди трекбуров на юге Африки.

Кочевое скотоводство в Центральной Азии

Одним из последствий распада Советского Союза и последующей политической независимости, а также экономического упадка республик Центральной Азии, которые входили в его состав, было возрождение кочевого скотоводства. Ярким примером является кыргызский народ, у которого кочевничество выступало центром экономической жизни до момента российской колонизации на рубеже 20-го века, в результате которой они были вынуждены осесть и заняться сельским хозяйством в деревнях. В период после Второй мировой войны начался процесс интенсивной урбанизации населения, но некоторые люди продолжали каждое лето перегонять стада своих лошадей и коров на высокогорные пастбища (джайлоо), следуя образцу отгонного животноводства.

В результате сокращения денежной экономики в период с 1990-х годов, безработные родственники возвращались на семейные фермы. Таким образом, значение данной формы кочевничества значительно возросло. Кочевнические символы, в частности корона в виде палатки из серого войлока, известной как юрта, появляется на национальном флаге, подчеркивая центральное значение кочевого образа жизни в современной жизни народа Кыргызстана.

Кочевое скотоводство в Иране

В 1920 году кочевые скотоводческие племена составляли более четверти населения Ирана. В течение 1960-х годов пастбища, принадлежавшие племенам, были национализированы. По данным национальной комиссии ЮНЕСКО количество население Ирана в 1963 году составляло 21 млн человек, из которых два миллиона (9,5%) были кочевниками. Несмотря на то, что численность кочевого население в 20-ом веке резко сократилась, Иран по-прежнему занимает одну из лидирующих позиций по количеству кочевого населения в мире. В стране с населением 70 млн человек проживают около 1,5 млн кочевников.

Кочевое скотоводство в Казахстане

В Казахстане, где основой сельскохозяйственной деятельности являлось кочевое скотоводство, процесс насильственной коллективизации под руководством Иосифа Сталина был встречен массовым сопротивлением, которое привело к большим потерям и конфискации скота. Численность крупных рогатых животных в Казахстане сократилась с 7 млн голов до 1,6 млн, а из 22 млн овец осталось 1,7 млн. Как следствие этого, от голода 1931-1934 годов погибли около 1,5 млн человек, что составляет более 40% от общего количества казахского населения в то время.

Переход с кочевого на оседлый образ жизни

В 1950-60-х годах, в результате сокращения территории и роста численности населения, большое количество бедуинов со всего Ближнего Востока стали отказываться от традиционного кочевого образа жизни и оседать в городах. Правительственная политика в Египте и Израиле, добыча нефти в Ливии и Персидском заливе, а также стремление к повышению уровня жизни привели к тому, что большинство бедуинов превратились в оседлых граждан разных стран, оставив кочевническое скотоводство. Спустя столетие численность кочевых бедуинов все еще составляла около 10% арабского населения. Сегодня этот показатель сократился до 1% от общего количества населения.

На момент провозглашения независимости в 1960 году, Мавритания была кочевым обществом. Большая сахельская засуха начала 1970-х годов вызвала массовые проблемы в стране, где кочевые скотоводы составляли 85% жителей. На сегодняшний день только 15% остаются кочевниками.

В период до советского вторжения, целых 2 млн кочевников перемещались по территории Афганистана. Эксперты утверждают, что к 2000 году их число резко сократилось, вероятно, в два раза. В некоторых регионах сильная засуха уничтожила до 80% поголовья скота.

В Нигере в 2005 году в результате нерегулярных осадков и нашествий пустынной саранчи произошел серьезный продовольственный кризис. Кочевые этнические группы туарегов и фульбе, которые составляют около 20% от 12,9 млн населения Нигера, так сильно пострадали от продовольственного кризиса, что их уже и без того неустойчивый образ жизни находится под угрозой. Кризис также отразился на жизни кочевых народов Мали.

Кочевые меньшинства

"Странствующие меньшинства" являются мобильными группами людей, движущимися среди оседлого населения, предлагая ремесленные услуги или занимаясь торговлей.

Каждая существующая община в основном эндогамна, традиционно существует за счёт торговли и/или предоставления услуг. Раньше все или большинство их членов вели кочевой образ жизни, который сохраняется и на сегодняшний день. Миграция, в наше время, как правило, происходит в рамках политических границ одного государства.

Каждая из мобильных общин многоязычна; члены группы владеют одним или несколькими языками, на которых говорят местные оседлые жители, и, кроме того, в каждой группе существует отдельный диалект или язык. Последние имеют либо индийское, либо иранское происхождение, и многие из них представляют собой арго или тайный язык, словарь которого образован на основе различных языков. Существуют свидетельства того, что на севере Ирана, по крайней мере одна община говорит на цыганском языке, который также используется некоторыми группами в Турции.

Чем занимаются кочевники?

В Афганистане, наусары работали сапожниками и торговали животными. Мужчины племени горбат занимались изготовлением сит, барабанов, клеток для птиц, а их женщины торговали этими изделиями, а также другими предметами домашнего хозяйства и личного пользования; они также выступали в качестве ростовщиков для сельских женщин. Мужчины и женщины других этнических групп, таких как джалали, пикрай, шадибаз, нористани и вангавала также занимались торговлей различными товарами. Представители группы вангавала и пикрай торговали животными. Некоторые мужчины среди шадибаз и вангавала развлекали зрителей демонстрируя дрессированных обезьян или медведей, заклиная змей. Среди мужчин и женщин из группы белуджей встречались музыканты и танцоры, белуджские женщины также занимались проституцией. Мужчины и женщины народа йоги занимались разными видами деятельности, такими как разведение и продажа лошадей, уборка урожая, гадания, кровопускание и попрошайничество.

В Иране представители этнических групп ашек из Азербайджана, халли из Белуджистан, лути из Курдистана, Керманшаха, Илама и Лурестана, мехтары из области Мамасани, сазандехи из Банд-Амир и Марв-Дашт, и тошмали из скотоводческих групп бахтиаров работали в качестве профессиональных музыкантов. Мужчины из группы кувли работали сапожниками, кузнецами, музыкантами и дрессировщиками обезьян и медведей; они также изготавливали корзины, сита, метлы и торговали ослами. Их женщины зарабатывал торговлей, попрошайничеством и гаданием.

Горбаты из племени бассери работали кузнецами и сапожниками, торговали вьючными животными, изготавливали сита, тростниковые коврики и небольшие деревянные инструменты. Как сообщалось, представители групп кварбалбанды, кули и лули из области Фарс работали кузнецами, изготавливали корзины и решета; они также торговали вьючными животными, а их женщины торговали различными товарами среди кочевников-скотоводов. В том же регионе чанги и лути были музыкантами и исполняли баллады, детей обучали этим профессиям с 7-ми или 8-ми летнего возраста.

Представители кочевых этнических групп в Турции изготавливают и продают колыбели, торгуют животными и играют на музыкальных инструментах. Мужчины из оседлых групп работают в городах мусорщиками и палачами; подрабатывают рыбаками, кузнецами, певцами и плетут корзины; их женщины танцуют на пирах и занимаются гаданиями. Мужчины из группы Abdal («бардов») зарабатывают игрой на музыкальных инструментах, изготовлением сит, метёл и деревянных ложек. Tahtacı («дровосеки») традиционно занимаются обработкой леса; как результат большего распространения оседлого образа жизни, некоторые также стали заниматься сельским хозяйством и садоводством.

О прошлом этих общин точно мало что известно, история каждой из групп почти полностью содержится в их устной традиции. Хотя некоторые группы, такие как вангавала имеют индийское происхождение, некоторые из них, к примеру, нористани, наиболее вероятно, местного происхождения, в то время как распространение других считается результатом миграции из соседних областей. Группы горбат и шадибаз первоначально пришли из Ирана и Мултана, соответственно, а родиной группы Tahtacı ("дровосеков") традиционные считаются Багдад или Хорасан. Белуджи утверждают, что они относились к джемшеди в качестве прислуги, после того, как они бежали из Белуджистана из-за междоусобиц.

Кочевники юрюки

Юрюки - это кочевники, которые живут в Турции. Некоторые группы, такие как Sarıkeçililer все ещё ведут кочевой образ жизни между прибрежных городов Средиземноморья и гор Таурус, хотя большинство из них заставили осесть во времена поздней Османской и Турецкой республик.

Выбор редакции
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...

План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...

На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...

Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...
Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....
К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...
Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...