Каким предстает печорин в дуэли с грушницким. Сочинение дуэль печорина и грушницкого анализ эпизода сцены


«Герой нашего времени» лирико-психологического характера. Он повествует о жизни незаурядного человека, который, увы, не может найти применения своим способностям. События, описанные в романе, происходят на родном для писателя Кавказе. Центральной темой стала проблема личности, пребывающей в глубоком конфликте с обществом. Печорин – скучающий интеллектуал, сосланный из Петербурга за какую-то нашумевшую историю.

На Кавказе он встречает много интересных людей и, конечно же, любовь. Так как роман разделен на повести, не связанные между собой последовательным изложением, мы видим, как на разном этапе своей жизни Печорин ищет определение счастью, любви и дружбе, но так его и не находит. В повести, посвященной княжне Мери , во время поездки в Пятигорск, он встречает своего давнего товарища юнкера Грушницкого , с которым он когда-то вместе служил в отряде. Грушницкий хоть и может называться его другом, но это только «наружное» проявление. На самом деле, Печорин знает, что им когда-нибудь придется столкнуться на узкой дороге и одному из них точно несдобровать.

Чем же вызвана такая неприязнь к Грушницкому? С первых строк описания их встречи становится ясно, что это два абсолютно разных человека. Грушницкий – человек поверхностный, посредственный, любящий напускной лоск и пафос. Этот образ совершенно не вяжется с задумчивым и неудовлетворенным жизнью Печориным. Главный герой итак глубоко разочарован в людях, встреченных на пути, оттого не может не почувствовать фальши юнкера. Еще большую трещину в отношениях образует встреча с молодой княжной Мери, в которую Грушницкий не на шутку влюблен.

Поведение обоих героев по отношению к княжне особых симпатий не вызывает. Один из них пустозвон, имеющий свойство все преувеличивать, а другой – тонкий циник, получающий удовольствие от игры на чужих чувствах. Именно из-за свойственного ему цинизма, Печорин решил бросить вызов «другу» и начать ухаживать за Мери. Ключевым моментом в романе является эпизод поединка между Грушницким и Печориным. Эта дуэль разительно отличается от тех, что встречались ранее в русской литературе, хотя бы тем, что лишена честности и уважения к оппоненту.

Каждый из соперников показывает свое истинное лицо. Грушницкий организует подлый сговор с каким-то драгунским капитаном затем, чтобы пистолет Печорина во время дуэли оказался незаряженным. Печорин, в свою очередь, зная об этом, соглашается на дуэль. Рискуя своей жизнью, он хочет проучить подлого юнкера и в результате добивается своего. Все это приводит к открытому столкновению молодых людей, которое заканчивается трагичным исходом – гибелью Грушницкого.

Автор мастерски показывает, что эта дуэль от начала до конца является грязной игрой. Даже одно лишь условие о том, что убитого можно будет скинуть на счет черкесов, говорит о бесчестности ее участников. В конце дуэли, предлагая правила своей игры, Печорин все-таки оставляет для соперника узкую лазейку, но тот в силу своей глупости и самодовольства не замечает ее, за что расплачивается собственной жизнью.

Как много жизней унесли дуэли! Ущемлённая честь обязательно требовала вмешательства оружия, а горячее молодое сердце вторило ей. Чья-то честь торжествовала, а противник получал пулю или удар шпаги. Тема сатисфакции коснулась и героев великолепного романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». Поединок Печорина и Грушницкого не мог иметь иного исхода как смерть. Чтобы понять причину такой развязки, стоит обратиться к истории взаимоотношений героев романа.

  1. Итак, Печорин Григорий Александрович – центральная ось романа, которая держит на себе весь сюжет. Он — личность неординарная, горделивая, самолюбивая, и в то же время мы видим его как потерявшегося человека, человека без цели и места в мире. Задача жизни героя – понять, кто он есть и зачем существует.
  2. Грушницкий – это человек с пылкой душой, но со слабым и трусливым характером. Он способен на красивую речь, чтобы покорить дам, готов размахивать шашкой в сражении. Но не это делает его слабым. Наш герой слаб из-за того, что не умеет признавать свою неправоту. Он — некая ущемлённая личность, которая старается прикрыть свою слабину фарсом и обольщением.

История их дружбы

Казалось бы, такие две натуры просто не могут находиться рядом друг с другом. Но сначала героев сводит служба, а потом уже лечебные воды Пятигорска. Их нельзя назвать друзьями, скорее они — знакомые по вине обстоятельств. Печорину дружба не нужна, он считает, что к ней не имеет способности. Своего якобы «товарища» он видит насквозь, все его недостатки и слабость. Грушницкий же видит в нём того, кому может рассказать о своих любовных интригах или же поговорить о службе. Но он также в тайне ненавидит своего «друга» за то, что тот полностью раскусил его жалкую душонку.

Между Печориным и Грушницким возникают натянутые отношения, которые выливаются в инцидент с печальным финалом.

Причина дуэли

Дуэль между нашими героями является самой напряжённой сценой всего романа. Из-за чего она, собственно, происходит? Ответом на это вопрос является безнравственный поступок Грушницкого по отношению к княжне и самому Печорину. Дело в том, что между героями возник любовный треугольник. Грушницкий влюблен в Мери, та любит Печорина, но он к ней совершенно холоден, любовь девушки для него лишь игра. Задето самолюбие юнкера.

За то, что Лиговская ему отказала, герой сеет сплетни о княжне и Печорине. Это могло полностью испортить репутацию барышни, а вместе с тем и её дальнейшую жизнь. Узнав об этом, Григорий вызывает клеветника на дуэль.

Подготовка поединка

Грушницкий продолжает мстить, используя даже вызов на дуэль, и замышляет подлость. Ещё больше он может опозорить Печорина, дав незаряженный пистолет. Но судьба не на стороне героя, и гнусный умысел раскрыт.

Стоит отметить душевное состояние Григория перед дуэлью. Герой понимает, что может умереть, не исполнив цель жизни. Настроению Печорина вторит природа.

Описание дуэли

Перейдём к самой дуэли. В ходе неё Григорий даёт оппоненту шанс исправиться. Этим жестом он намекает, что не желает смерти противника. Но глупое чванство мешает Грушницкому это понять, ведь он убеждён, что его спасёт подлость. Тогда Печорин требует заряженный пистолет, и противники стреляют на равных.

Всё заканчивается смертью Грушницкого, такой глупой и страшной.

Смысл эпизода и его роль в романе

Очевидно, автор добавил этот фрагмент не просто так. В нем он наиболее полно отражает характер Печорина. Основной особенностью произведения и его новаторством является психологизм (детальное описание внутреннего мира героев и их чувств через обстановку, жесты и внешность, интерьер дома и т.д.), поэтому Лермонтову было очень важно раскрыть душу Григория Александровича. Данной цели подчиняются все персонажи и события. Поединок — не исключение.

Как же дуэль раскрыла характер героя? Она показала его хладнокровие и равнодушное отношение к окружению. Даже за честь Мери он вступается потому, что охраняет свои скелеты в шкафу, а именно роман с замужней гостьей Лиговских. Григорий оказался на их территории в поздний час на глазах у Грушницкого, но не потому, что шел к Мери. Он покидал покои Веры. Поединок стал отличным средством избавления от ненужных догадок, которые могли бы поставить на кон репутацию самого Печорина. Значит, его можно назвать расчетливым эгоистом и лицемером, ведь он заботится лишь о внешнем соблюдении приличий. Также героя можно охарактеризовать такими качествами, как мстительность и жестокость. Он убил человека за то, что тот попытался его обмануть и не признал этого. Об этом поступке он ни капли не сожалел.

Таким образом, сцена дуэли завершает тот портрет, который автор набросал в других главах. В последующих описаниях он лишь набросает последние штрихи.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Р оман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» повествует о выдающейся и исключительной в своём роде личности – о Печорине. Однако Печорин не был бы таким впечатляющим Печориным, каким изобразил его автор, если бы не особая подача этого образа, то есть намеренное сопоставление с Грушницким.

Напомним себе, что Грушницкий – это герой из круга Печорина, он тоже военный, был офицером, хотя разжалован в солдаты, что его бесконечно угнетает. Однако о таких людях, как Печорин и Грушницкий обычно говорят – «не одного поля ягоды».
В чём это проявляется? В силе их характеров, в личностных качествах.

Конечно, никто не идеален, и Печорин даже подчёркивает отрицательные черты у себя. Однако Грушницкий – герой совсем другого толка. Он не желает признавать себя солдатом и мечтает быть восстановленным в офицерском чине. Он стыдится своего положения, считая, что именно поэтому он не нравится женщинам. Печорин издалека наблюдает за своим оппонентом и всячески подтрунивает над ним.

Однако их противостояние не могло продолжаться вечно. Развязкой послужила ситуация, в которой Грушницкий как раз повёл себя не как благородный человек, достойный офицерского мундира, которого, кстати, он так желал: сплетни и клевета, обрушимые им на Печорина не могли быть не замеченными, и Печорин воспользовался поводом, чтобы «проучить» Грушницкого.

Дуэль всё равно состоялась бы, потому что Печорин, как великий лермонтовский герой-провокатор, постоянно искал повод, чтобы задеть Грушницкого, играя на его неуверенности в себе, выставляемое Грушницким напоказ, что не могло не подметить «водяное общество».
Таким образом, столкнувшиеся истинное благородство и не-благородство имели такой печальный для Грушницкого конец.

Конечно, Печорин вызвал бы Грушницкого на дуэль и по другим причинам – только потому, что хотел позабавиться. Это не характеризует его как положительного героя, однако служит явным ярлыком его индивидуальности и феноменальности. Печорин же не оказался полностью отомщённым, о чём он догадывался с самого начала этой затеи. Просто ходить над пропастью – это его самая главная забава, его образ жизни. Давление над другими людьми просто необходимо ему как воздух.

Дуэль между героями состоялась не сколько физическая, сколько нравственная, и победил в ней снова Печорин, как герой исключительный, носитель тех качеств, которые обычно характеризуют образ особого героя.

На этой странице: ответ на вопрос «Почему Печорин вызвал Грушницкого на дуэль?»

Другие материалы по творчеству Лермонтов М.Ю.

  • Краткое содержание поэмы "Демон: восточная повесть" Лермонтова М.Ю. по главах (частях)
  • Идейно-художественное своеобразие поэмы "Мцыри" Лермонтова М.Ю.
  • Идейно-художественное своеобразие произведения "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Лермонтова М.Ю.
  • Краткое содержание "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Лермонтова М.Ю.
  • «Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности» В.Г. Белинский

В центре романа Лермонтова «Герой нашего времени» стоит проблема личности, «героя времени», который, вбирая в себя все противоречия своей эпохи, в то же время находится в глубоком конфликте с обществом и окружающими его людьми. Этот конфликт определяет образную систему произведения. Все персонажи группируются вокруг главного героя - Печорина, и, вступая с ним в разнообразные отношения, помогают выделить ту или иную черту его личности.

По своему характеру Печорин романтик байронического типа. Он, личность яркая, сильная и крайне противоречивая, выделяется на фоне всех остальных героев и сам осознает свою неординарность, презирая других людей и стремясь сделать их игрушками в своих руках. Интересно, что и в глазах, окружающих он тоже предстает в ореоле романтического героя, но отношение к нему неоднозначно.

Все это проявляется во взаимоотношениях Печорина и Грушницкого, изображенных в главе «Княжна Мери». Грушницкий - антипод Печорина. Он. личность вполне ординарная и заурядная, всеми силами старается выглядеть романтиком, человеком необычным. Как иронично замечает Печорин, «его цель - сделаться героем романа».

С точки зрения раскрытия характера «героя времени», псевдоромантизм Грушницкого подчеркивает глубину трагедии истинного романтика - Печорина. С другой стороны, развитие их взаимоотношений определяется тем, что Печорин презирает Грушницкого, смеется над его романтической позой, чем вызывает раздражение и злость молодого человека, который поначалу с восторгом смотрит на него. Все это ведет к развитию конфликта между ними, который обостряется тем, что Печорин, ухаживая за княжной Мери и добиваясь ее расположения, окончательно дискредитирует Грушницкого.

Все это приводит к их открытому столкновению, которое заканчивается дуэлью. Эта сцена очень важна как для понимания характера Печорина, так и для общей концепции романа. Она вызывает в памяти другую сцену дуэли - из романа Пушкина «Евгений Онегин». Это неудивительно: если Печорина еще Белинский назвал «Онегиным нашего времени», то и Грушницкого часто сравнивают с Ленским. Основания для этого имеются вполне достаточные.

Ленский и Грушницкий представляют собой тип романтика, берущего прежде всего внешнюю сторону романтизма - манеру поведения, восторженную речь, стиль одежды, - что сразу вызывает сомнение в его подлинности. Оба молодых человека восхищаются своим старшим товарищем (соответственно, Онегиным и Печориным), прислушиваются к его суждениям, а потом, разозлившись на него из-за ухаживания за девушкой, которая была для них предметом романтического увлечения и далее любви, вызывают на дуэль. Оба оказываются убиты на дуэли. Но, пожалуй, именно разница в этой сцене наиболее ярко выражает и различие двух этих образов и их места в каждом из романов.

Дуэль Ленского, каким бы ничтожным ни казался ее повод, серьезна и по-настоящему трагична. Ленский, увлеченный своим воображением, готов на самом деле положить жизнь за честь возлюбленной. Он смело идет до конца и погибает, отстаивая свой, пусть и не вполне правомерный, взгляд на жизнь. Он человек, безусловно, честный и благородный, и гибель его вызывает искреннее сожаление и сочувствие автора и читателей. Пушкин отмечает, что, «может быть, и то: поэта / Обыкновенный ждал удел», - то есть внешняя сторона его романтизма могла со временем исчезнуть, обнажив натуру вполне заурядную. Но в то же время автор не исключает и того, что романтизм Ленского мог быть по-настоящему серьезен и отражать подлинную неординарность его личности.

Дуэль Грушницкого - грязная игра от начала и до конца. Вместе с драгунским капитаном он еще до открытого столкновения с Печориным задумал «проучить» его, выставив перед всеми трусом. Но уже в этой сцене для читателя очевидно, что трусом является сам Грушницкий, который соглашается на подлое предложение драгунского капитана оставить пистолеты незаряженными. Печорин случайно узнает об этом заговоре и решает перехватить инициативу: теперь уже он, а не его противники, ведет партию, задумав проверить не только меру подлости и трусости Грушницкого, но и вступив в своеобразный поединок с собственной судьбой.

Вернер сообщает Печорину о том, что планы противников изменились: теперь они задумали зарядить один пистолет. И тогда Печорин решает поставить Грушниц-кого в такие условия, чтобы тому не оставалось ничего другого, как либо признать себя перед всеми подлецом, раскрыв заговор, либо стать настоящим убийцей. Ведь возможность просто удовлетворить свою месть, слегка ранив Печорина и не подвергая себя самого при этом опасности, теперь была исключена: Печорин потребовал, чтобы дуэль проводилась на краю обрыва и стреляли по очереди. При таких условиях даже легкая рана противника становилась смертельной.

Очевидно, что по сравнению с дуэлью Ленского и Онегина, ситуация здесь намного острее. Там исход дуэли в какой-то мере предрешен только тем, что Онегин, опытный в такого рода делах человек, имеет преимущество перед молодым и неопытным противником, к тому же еще находящимся в крайне нервном состоянии. И все же для Онегина гибель друга - неожиданный и страшный удар. В дальнейшем мы узнаем, что именно эта история стала для Онегина начатом коренного пересмотра своих жизненных позиций, в результате приведшего к отказу от романтического индивидуализма и открывшим путь к истинной любви.

У Лермонтова, при всей важности ее идейно-композиционной роли, сцена дуэли Печорина с Грушницким, очевидно, не может рассматриваться как центральный эпизод всего романа, хотя в данной главе она в какой-то мере таковой все же является. Но никак нельзя сказать, что эта история изменила в существенных чертах жизнь Печорина, повлияла на изменение его характера и внутреннего облика. В результате дуэли с Грушницким Печорин оказывается в отдаленной крепости, рассказ о которой открывает роман (повесть «Бэла»). Так что к тому моменту, когда происходят события в «Княжне Мери», читателю уже хорошо известно, что и там, в крепости, Печорин остался таким же, как и здесь. Дуэль для него - лишь один из аргументов в его постоянном споре с окружающими его людьми, с самим собой и своей судьбой.

Проблема судьбы в романе является важнейшей, окончательное ее решение будет представлено только в заключительной части - философской повести «Фаталист». Но вопрос о судьбе так или иначе ставится и в других его частях. В сцене дуэли Печорин тоже решает испытать свою судьбу: «Что, если его счастье перетянет? Если моя звезда, наконец, мне изменит? - думает он накануне дуэли. - И немудрено: она гак долго служила верно моим прихотям; на небесах не более постоянства, чем на земле». Как и затем в «Фаталисте», Печорин предлагает довериться фортуне: они с Грушницким бросают жребий, кому стрелять первым. И счастье улыбнулось противнику.

Но спор Печорина продолжается. У него есть еще время, чтобы все изменить -достаточно сказать, что он знает о заговоре. Именно этого ждет от него его секундант доктор Вернер. Но Печорин хочет испытать Грушницкого, в котором борются противоречивые чувства: стыд убить безоружного человека и раскаяние, боязнь признаться в подлости и одновременно страх перед смертью. Печорин, несмотря на угрожающую ему самому смертельную опасность, смотрит на бедного молодого человека с любопытством, как на подопытного кролика. Ведь он сознательно поставил «эксперимент», чтобы проверить человеческую натуру: чего в ней больше - подлости, злобы и страха или раскаяния и добрых порывов. «С минуту мне казалось, что он бросится к ногам моим»,- думает Печорин о Грушницком, которому предстоит стрелять. В какой-то момент кажется, что совесть и добрые начала могут возобладать в нем: «Не могу, - сказал он глухим голосом». Но окрик драгунского капитана-«трус!» - возвращает все на свои места: Грушницкий привык позировать и не может изменить своей привычке: он стреляет и чуть не убивает Печорина, поскольку ранит его в колено.

Дальше дело за Печориным. Если ранее он пытался разобраться в психологии поступков Грушницкого, то теперь его тонкий аналитический ум, как под микроскопом, рассматривает все мельчайшие движения собственной души. Что в ней: «и досада оскорбленного самолюбия, и презрение, и злоба»? Объяснить себе это сложное чувство герой так и не может.

Но испытание Грушницкого продолжается. Печорин еще раз предлагает ему отказаться от клеветы и попросить прощения. Зачем ему это нужно? Я думаю, не только -для «чистоты эксперимента». Чуть ранее Печорин, предоставляя возможность бросить жребий, думает о том, что «искра великодушия», которая могла бы проснуться в Грушницком, наверняка будет побеждена «самолюбием и слабостью характера». Он, знаток человеческих душ, прекрасно изучивший Грушницкого, в этом не ошибся. Но есть и еще один аргумент, касающийся его самого: «Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала». И дальше он точно соблюдает эти «условия с своею совестью», заключенные здесь.

После того, как Печорин требует зарядить пистолет, он последний раз взывает к Грушницкому: «Откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все... вспомни - мы были когда-то друзьями». Что это: искренне желание мирно кончить ссору или нечто иное? Если учитывать весьма специфическое отношение Печорина к дружбе (фактически он в нее не верит, а уж тем более о дружбе с Грушницким вообще говорить проблематично), а также его взгляды на врагов («Я люблю врагов, но не по-христиански»), то можно сделать следующий вывод. Печорин уже убедился в слабости Грушницкого, он уже выставил его полным подлецом и трусом перед всеми, и теперь борьба с ним стала для него неинтересной: слишком ничтожен оказался противник. И тогда Печорин, дергая за нужные веревочки, как кукловод, добивается того, чтобы иметь перед собой настоящего врага: «Стреляйте! - кричит Грушницкий. -...Нам на земле вдвоем нет места...» Это уже не просто слова отчаяния насмерть испуганного мальчишки. И Печорин хладнокровно убивает Грушницкого, заключая разыгранную только что сцену словами: «Finita la commedia». Комедия, но такая, в которой играют настоящие люди, а не актеры, и погибают они по-настоящему. Поистине, жестокая комедия!

А как чувствует себя ее режиссер? «У меня на сердце был камень», - отмечает Печорин. Даже природа, с которой у него, в отличие от людей, не было противоречий, и та как будто осуждает его: «Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели». Не случайно всю сцену обрамляет пейзаж: прекрасное описание «голубого и свежего» утра в начале показывает то единственное, что по-настоящему дорого ге-рою-романтику: «В этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу». Описание места дуэли на скале и мрачной пропасти внизу также вполне соответствует духу и настроению героя. А уехав после дуэли далеко от людей и проскакав на коне по незнакомым местам до вечера, Печорин вновь обретает душевное спокойствие. Романтик остался романтиком: жизнь человека для него ничего не стоит по сравнению с могуществом и красотой природы, а своя индивидуальность всегда будет значительнее и важнее, чем все, что касается других: «Какое дело мне до радостей и бедствий человеческих!..» - эта позиция героя осталась неизменной.

Можно ли оправдать ее? Автор не скрывает двойственного отношения к своему герою, но он - сам романтик и, вероятно, для него в чем-то поведение Печорина было если не ближе, то, по крайней мере, понятнее, чем нам. Может быть, он и сам решился в свое время поставить такой «эксперимент» со своим давним приятелем Мартыновым? Но жизнь оказалась более жестокой к своему герою - пуля Мартынова пробила навылет сердце поэта. Таков трагический финал дуэли, протянувшей нить из художественного мира романа в мир реальный.

Категория: ЕГЭ по литературе

Дуэль Григория Печорина и его приятеля Грушницкого является одним из самых напряженных эпизодов в романе "Герой нашего времени" Лермонтова.

История отношений Печорина и Грушницкого

Прапорщик Печорин и юнкер Грушницкий знакомятся во время службы на Кавказе. В какой-то момент они служат в одном действующем отряде в полку К.: "...Я познакомился с ним в действующем отряде..." "...причина, побудившая его вступить в К. полк, останется вечною тайною..." После выполнения военного задания Печорин едет в Пятигорск на воды. Здесь он снова встречает раненного юнкера Грушницкого: "...Оборачиваюсь: Грушницкий! Мы обнялись..."

В Пятигорске Печорин и Грушницкий проводят вместе время: "...Мы встретились старыми приятелями. Я начал его расспрашивать об образе жизни на водах и о примечательных лицах..."

Существует ли дружба между Печориным и Грушницким?

Между Печориным и Грушницким нет дружбы. Почему? На это есть несколько причин. Во-первых, Печорин не верит дружбу. У него есть только приятели. И Грушницкий для Печорина не более чем приятель: "...я к дружбе неспособен... да притом у меня есть лакеи и деньги!.." (Печорин о себе)

Как известно, Печорин хорошо знает людей и видит их насквозь. Печорин видит все недостатки и слабости Грушницкого: его трусость, хвастовство и т.д. Грушницкий на любит Печорина за то, что тот его "раскусил".

Между Печориным и Грушницким существует взаимная неприязнь, хотя внешне они кажутся приятелями: "...Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях. Грушницкий слывет отличным храбрецом; я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза. Это что то не русская храбрость!.."

Печорин предвидит, что напряженные отношения с Грушницким однажды могут вылиться в конфликт, который может плохо кончиться: "...Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать..."

В чем причина дуэли Печорина и Грущницкого?

Причиной дуэли Печорина и Грущницкого становится недостойное поведение Грушницкого по отношению к княжне Мери и Печорину.

Находясь Пятигорске, Грушницкий влюбляется в княжну Мери: "...Видишь: я ее люблю до безумия… и я думаю, я надеюсь, она также меня любит..." Однако княжна Мери не отвечает ему взаимностью - она влюблена в Печорина. Грушницкий ревнует и злится на княжну Мери за то, что та дала ему ложные надеж-ды: "...Пеняй на свою шинель или на свои эполеты, а зачем же обвинять ее? Чем она виновата, что ты ей больше не нравишься?.." (Печорин) "...Зачем же подавать надежды?.." (Грушницкий)

В конце концов Грушницкий решает отомстить княжне Мери за то, что та якобы обманула его: "...Я должен был этого ожидать от девчонки… от кокетки… Уж я отомщу!.." Обиженный Грушницкий распускает сплетни о том, что Печорин по ночам тайно посещает княжну Мери: "...видим мы, сходит кто то с балкона… Какова княжна? а? Ну, уж признаюсь, московские барышни! после этого чему же можно верить?.." Подобные сплетни во времена Лермонтова могли испортить репутацию девушки навсегда. Узнав об этих сплетнях, Печорин вызывает Грушницкого на дуэль, чтобы защитить честь княжны Мери: "...Прошу вас, – продолжал я тем же тоном, – прошу вас сейчас же отказаться от ваших слов; вы очень хорошо знаете, что это выдумка. Я не думаю, чтоб равнодушие женщины к вашим блестящим достоинствам заслуживало такое ужасное мщение. Подумайте хорошенько: поддерживая ваше мнение, вы теряете право на имя благородного человека и рискуете жизнью..."

Грушницкий отказывается извиняется за свою клевету. В результате приятели встречаются на дуэли.

Дуэль и гибель Грушницкого

Перед дуэлью Грушницкий замышляет подлость: он хочет подсунуть Печорину незаряженный пистолет и тем самым опозорить его. Но Печорин случайным образом раскрывает этот подлый замысел: "...я узнал намерение этих господ подурачить меня, заставив стреляться холостыми зарядами. Но теперь дело выходило из границ шутки: они, вероятно, не ожидали такой развязки..."

В ходе дуэли Печорин предлагает Грушницкому перемирие и просит отказаться от своей клеветы о княжне Мери: "...Грушницкий! – сказал я, – еще есть время; откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все. Тебе не удалось меня подурачить, и мое самолюбие удовлетворено; вспомни – мы были когда то друзьями..." Но Грушницкий идет до конца. Он предпочитает погибнуть на дуэли вместо того, чтобы признать свою неправоту: "...Стре-ляйте! – отвечал он, – я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из за угла. Нам на земле вдвоем нет места..." (слова Грушницкого)

Выбор редакции
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...

Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...

Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...

Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...
Игра «Угадай, кто ты» — интересное и весёлое времяпровождение, как для больших, так и для маленьких компаний. Играя в неё, вы забудете...
Артиллерийские батареи, мощные системы заграждений и крупные силы врага. Скалистый мыс Крестовый казался неприступным. Но он был нужен...
Непреложным и обязательным правилом любой религии в воспитании человека всегда считалось развитие духовности и благожелательности....