«Капитанская дочка» жанр. Анализ произведения «Капитанская дочка» (А. С. Пушкин)


События повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» происходят на фоне восстания Емельяна Пугачева. Повествование ведется от лица главного героя, Петра Гринева, который был участником тех событий, и сумел сохранить честь и мужество настоящего офицера, пройдя через суровое жизненное испытание. Предлагаем ознакомится с кратким анализом произведения по плану «Капитанская дочка». Данный материал может быть использован для работы на уроках литературы в 8 классе, и при подготовке к ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1883 – 1836 гг.

История создания – Пушкин работал над повестью в течение периода с 1833 года по 1836. Сначала поэт хотел создать документальное сочинение, но в процессе изучения исторических материалов, у него возникла идея создания художественного произведения.

Тема – Основной темой «Капитанской дочки» считается нравственный выбор в сложных условиях, сохранение чести и достоинства. Также в тексте присутствуют темы любви и воспитания.

Композиция – Повесть выстроена в виде записок молодого дворянина, в которых он ведет рассказ о пугачевском восстании.

Жанр – До сих пор остается открытым вопрос по поводу жанра «Капитанской дочки». Произведение охватывает большой период времени, фазы взросления главного героя, исторические документальные данные, все это позволяет относить данное сочинение к жанру романа. Во времена писателя романами считались многотомные работы, и «Капитанская дочка» получила жанр повести.

Направление – Реализм и романтизм.

История создания

История создания «Капитанской дочки имеет много мотивов, некоторые из них писатель почерпнул из романов Вальтера Скотта, в произведениях которого присутствовали исторические факты. Поэт много изучал историю российского государства, и большой интерес у него вызывала фигура Емельяна Пугачева. Пушкин собирал исторические факты, вел разговоры с участниками событий пугачевского бунта. Изначально его решением было создание документального исторического произведения. У писателя было собрано много материала, и ему пришла в голову мысль о написании художественного повествования, где более ярко был выражен образ Пугачева. Автор начал работу над «Капитанской дочкой» в 1833 году, окончательный год написания повести – 1836.

В «Капитанской дочке» анализ произведения требует раскрытия основной мысли данного повествования. Любая власть действует на подавление личности, используя жесткий режим. Поэт приходит к мнению, что: «Не дай бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». В этом и весь смысл его повести.

Тема

Тема крестьянской революции охватывает огромную проблематику того смутного времени. Главные проблемы «Капитанской дочки» – это проблема власти, нравственного выбора человека, его место в истории, и, как одна из составляющих, проблема воспитания.

Дело в том, что смысл названия «Капитанская дочка», заключает в себе суть всего произведения. На фоне любовной темы проходит все действие повести. Именно Мария Миронова стала катализатором всех действий Гринева, ради нее, он готов на подвиги. Чувство любви, испытываемое Гриневым, играет большую роль в становлении его характера, это выражается и в конфликте с Швабриным, когда Гринев, не задумываясь становится на защиту чести девушки, и в эпизоде с Пугачевым, когда дворянин опять пытается защитить Марию и сохранить ее жизнь.

Пугачев, увидев такую самоотверженность и отвагу Гринева, достойно оценивает его поведение. И сама Мария, эта робкая и беззащитная девушка, ради любви к Гриневу, посмела обратиться за помощью к самой Екатерине Второй.

Благодаря проснувшемуся в нем чувстве любви, Гринев, смог продемонстрировать высокие моральные принципы, он противопоставил себя Пугачеву, но смог сохранить честь и достоинство, важную роль в этом сыграло и достойное воспитание молодого человека.

Швабрин же, с его бездуховностью и мелочным подлым характером, не сумел выдержать испытания, и легко совершил предательство. Его изворотливая натура готова лишь на то, чтобы любыми средствами сохранить свою жизнь.

Композиция

Использованные писателем особенности композиции, позволили ему преодолеть цензурные преграды. Своими выразительными художественными средствами, как бы излагая суть происходящих событий устами Гринева, автор достоверно и последовательно преподносит исторические факты крестьянской революции.

В композиционном построении повести описываются два противоборствующих лагеря , между которыми идет война. Во главе народного лагеря стоит Емельян Пугачев, а во главе дворян – Екатерина Вторая.

Методом контраста великий русский поэт дает отчётливо понять, что на самом деле представляют собой эти противоборствующие силы. Огромное значение в повести имеют описания пейзажей. Нарисованные с максимальной точностью, они полностью соответствуют происходящим событиям, придавая им большую выразительность и значимость.

Сопоставляя все приведенные факты анализа, можно сделать вывод, что нравственная зрелость человека приходит через испытания, которым подвергаются его убеждения. Многое в становлении характера зависит от воспитания, от той среды, где жил и воспитывался человек. Немаловажную роль в этом играет личный пример старших товарищей, их самоотверженность и отвага, твердое убеждение в своей правоте, целеустремленность и непоколебимая воля.

Разбираясь в том, чему учит это произведение, становится ясным, что автор призывает к тому, что честь человека воспитывается с юных лет, и только твердые убеждения, и сильная воля, дают возможность сделать правильный нравственный выбор.

Главные герои

Жанр

Многие из критиков высоко оценили жанровое своеобразие повести Пушкина.

Современники поэта были убеждены, что его книга относится к направлению реализма, отображающая реальные события, но описания, использующие исторические материалы, центральной фигурой которых является романтический герой Пугачев, придают ему характеристику романтизма.

И историческая линия, и романтический сюжет, все это оставляет повесть «Капитанская дочка» популярной и в наши дни.

Контрольная работа

по литературе (тест)

Вариант 1.

Уровень 1. Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся может повторить новую информацию.

1.Жанр произведения «Капитанская дочка».

А. Роман

Б. Историческая хроника

В. Историческая повесть

2.В каком веке происходит действие повести « Капитанская дочка»?

А. В 17 веке В. В 16 веке

Б. В 18 веке Г. В начале 19 века

3.Отметить пункты, в которых происходит действие повести «Капитанская дочка».

А. С-Петербург Г. Белогорская крепость

Б. Татищевая крепость Д. Оренбург

В. Казань Е. Симбирск

4. Имя какого царя присвоил себе Емельян Пугачёв?

А. Пётр I Б. Пётр III В. Павел I Г. Иван IV

5.Произведение « Капитанская дочка » написано в форме.

А. Рассказа Петра Гринёва автору

Б. Мемуаров Петра Гринёва

В. Рассказа Марьи Ивановны

6. Соотнести имена и отчества так, чтобы получились верные сочетания для персонажей

произведения: Василиса Андреевич

Мария Кузьмич

Иван Егоровна

Пётр Ивановна

Алексей Игнатьевич

Иванович

7.Назвать узловые моменты повести. А. Детство Гринёва

Б. Буран

В. Казнь капитана Миронова и спасение Гринёва

Г. Разговоры Гринёва и Савельича Д. Встреча Маши и императрицы

8.Кто из героев произведения поражает читателя загадочной силой, сметливостью, поэзией борьбы и отваги.

А. Капитан Миронов Б. Пугачёв В. Гринев

9.Образы Гринёва и Швабрина вводятся в повествование по принципу:

А. Антитезы

Б. Сопоставления

В. Взаимодополнения

10. « Невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым» - это портрет:

А. Зурина Б. Пугачёва В. Швабрина

11. Какую главу предваряет эпиграф: «В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп. «Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?» - спросил он ласково.

А. «Суд» Б. «Арест» В. «Приступ» Г. «Незваный гость» Д. «Мятежная слобода»

12. Отметить, как соотносятся эпиграфы и содержание глав в повести. А. Эпиграф предваряет появление героя

Б. Эпиграф раскрывает содержание главы В. Эпиграф служит раскрытию характера героя и его судьбы

1. Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка». А. Проблема любви Б. Проблема чести, долга, милосердия В. Проблема роли народа в развитии общества Г. Проблема сопоставления родового и служивого дворянства .

2.Соотнести качества личности Пугачёва с эпизодами, в которых они проявляются.

1) Ум, сметливость А) Освобождение Гринёва

2) Широта натуры Б) Буран

3) Чувство благодарности В) Сцена суда Пугачёва

4) Смелость, отвага Г) Освобождение Маши Мироновой

5) Наивность, слабость к лести Д) Сказка старой калмычки

6) Свободолюбие Е) Взятие Белогорской крепости

7) Жестокость Ж) Сцена разговора Гринёва с Пугачёвым в

мятежной слободе

3. Отметить сюжетную линию, в которой прослеживается тема милосердия.

А. Екатерина – Маша Миронова

Б. Швабрин – Гринёв

В. Пугачёв – Гринёв

4. В раскрытии образа Пугачёва особую роль играет. А. Сведения, полученные капитаном Мироновым о бунтовщике Б. Фольклор (песни, сказки, пословицы и поговорки) В. Сцена на военном совете

5.Сказка, рассказанная Пугачёвым Гринёву, - это :

А. Ирония Б. Иносказание В. Сатира

6. Каким показан в произведении Савельич? А. Забитым, безгласным крепостным Б. Послушным, рабски преданным своим господам В. Глубоким, наделённым чувством собственного достоинства Г. Любящим, заботливым помощником и советчиком. 7.

7. Отметить верное суждение о роли вставных элементов. А. Они помогают раскрыть характеры героев

Б. Они предопределяют участь героев

В. Они придают занимательность сюжету

Г. Они стилизуют повесть под документ 18 века

Контрольная работа

по литературе (тест)

Вариант 2.

Уровень 1. Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся может повторить новую информацию.

1. Отметить верное суждение.

А. « Капитанская дочка » - историческая повесть

Б. « Капитанская дочка » - мемуары

В. « Капитанская дочка » - историческая повесть, стилизованная автором под мемуары

2. Отметить, в какой период происходит действие повести «Капитанская дочка»?

А. В начале 18 века В. В середине 19 века

Б. В середине 18 века Г. В конце 18 века

3. Каков эпиграф к произведению «Капитанская дочка».

А. «Стрелялись мы»

Б. «Береги честь смолоду»

В. «Незваный гость хуже татарина»

4. Отметить главное место действия в повести «Капитанская дочка».

А. С-Петербург

Б. Бердская слобода

В Белогорская крепость

Г. Симбирская губерния

Д. Оренбургская губерния

5. Отметить, от чьего лица ведётся повествование.

Б. Петра Андреевича Гринёва Г. Нескольких персонажей

6.Отметить исторических лиц, упоминаемых в повести.

А. Пугачев В. князь Голицын Д. Екатерина I

Б. граф Миних Г. Григорий Орлов Е. Екатерина II

7.Отметить воинское звание Петра Гринёва.

А. Корнет В. Прапорщик

Б. Поручик Г. Сержант

8.В произведении ближе всех к народу по своему имущественному положению

культурному уровню, взглядам на жизнь, на людей.

А. Семья Петра Гринёва

Б. Семья капитана Миронова

В. Швабрин

9. Укажите название главы, в которой происходит знакомство Петра Гринёва с Пугачёвым. А) «Сержант гвардии» В) «Пугачёвщина» Б) «Незваный гость» Г) «Вожатый»

10. Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт,бессмысленный и беспощадный...»? А) Автору В) Савельичу Б) Екатерине II Г) Петру Гринёву

11. Чей это портрет? «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую...»

А. Маши Мироновой Б. Василисы Егоровны В. Екатерины II Г.Анны Власьевны

12 . « Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы обстрижены в кружок » - это портрет:

А. Гринёва Б. Пугачёва В. Швабрина

Уровень 2. Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся понял и научился применять новые знания.

1. В чём заключается смысл названия «Капитанская дочка»? Маша Миронова - это А. Единственный женский персонаж произведения Б. Идейный и художественный центр произведения В. Возлюбленная Петра Гринёва Г. Дочь погибшего русского офицера

2.Соотнести мотивы поведения с персонажами в их отношениях с Пугачёвым

А. Гринёв Б. Швабрин

1) трусость, 2)страх, 3) честность, 4) коварство, 5) презрение, 6) уважение, 7)честь

3.Отметить сюжетную линию, в которой прослеживается тема чести и достоинства.

А. Пугачёв – Гринёв

Б. Гринёв – Швабрин

В. Гринёв – Савельич

4. Отметить верную интерпретацию смысла фразы капитана Миронова: «Ну, довольно! Ступайте, ступайте домой; да коли успеешь, надень на Машу сарафан».

А. Да коли успеешь, надень на Машу сарафан.

Б. Да коли успеешь, надень на Машу всё самое лучшее.

В. Да коли успеешь, одень Машу как крестьянку.

5. Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета.

А) экспозиция

1) сцена дуэли со Швабриным, письмо отца

Б) завязка

2) освобождение Гринёва, женитьба на Маше

В) кульминация

3) детство Петруши в родовом имении

Г) развязка

4) знакомство Гринёва с главной героиней романа

6. Какие черты русского национального характера показаны А.С. Пушкиным в образе Пугачёва? А. Ум, сметливость В. Удальство, широта натуры Б. Лень, бездеятельность Г. Память на добро, благодарность

7. С какой целью в роман вводится сон Петруши? А. Характеризует Гринёва Б. Предвещает развитие отношений двух персонажей

В. Характеризует Пугачёва Г. Подчёркивает кровожадность Пугачёва.

Правильные ответы

Вариант 1.

Уровень 1.

1. Верный ответ: В Оценка – 1 балл

2 . Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

3. Верные ответы: А, В, Г, Д, Е Оценка – 1 балл

4. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

5. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

6. Верные соотношения: Оценка – 1 балл

Василиса Егоровна

Мария Ивановна

Иван Иванович

Иван Кузьмич

Иван Игнатьевич

Пётр Андреевич

Алексей Иванович

7. Верные ответы: Б, В, Д Оценка – 1 балл

8. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

9. Верный ответ: А Оценка – 1 балл

10. Верный ответ: В Оценка – 1 балл

11. Верный ответ: Д Оценка – 1 балл

12. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

Уровень 2.

1. Верный ответ: Б Оценка – 2 балла

2. Верные соотношения: Оценка – 3 балла

1. Б (за 6-7 правильных сочетаний)

2. Г Оценка – 2 балла

3. А (за 4-5 правильных сочетаний)

4. Е Оценка – 1 балл

5. Ж (за 2-3 правильных сочетания)

6. Д

7. В

3. Верные ответы: А, В Оценка – 2 балла 4. Верный ответ: Б Оценка – 2 балла 5.Верный ответ: Б Оценка – 2 балла 6. Верный ответ: Г Оценка – 2 балла 7. Верные ответы: А, Б Оценка – 2 балла 8. Пушкину важно было раскрыть характер Пугачева как художественный образ, что требовало другого подхода к историческим событиям. Верный ответ на этот вопрос оценивается от 1 до 3 баллов

Вариант 2.

Уровень 1. 1. Верный ответ: В Оценка – 1 балл 2 . Верный ответ: Г Оценка – 1 балл3. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл 4. Верный ответ: В Оценка – 1 балл 5. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл 6. Верные ответы: А, Б, В, Е Оценка – 1 балл 7. Верный ответ: В Оценка – 1 балл

8. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

9. Верный ответ: Г Оценка – 1 балл

10. Верный ответ: Г Оценка – 1 балл

11. Верный ответ: В Оценка – 1 балл

12. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

Уровень 2.

1. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл 2. Верные соотношения: Оценка – 2 балла

А: 3, 6, 7

Б: 1, 2, 4, 5

3. Верные ответы: А, Б Оценка – 2 балла 4. Верный ответ: В Оценка - 2 балла 5.Верные соотношения: Оценка – 4 балла

1. В (по 1 баллу за каждое правильное сочетание)

2. Г

3. А

4. Б 6. Верные ответы: А, В, Г Оценка – 2 балла

7. Верный ответ: Б Оценка – 2 балла 8. Жанры устного народного творчества, используемые в повести А.С.Пушкина: сказка, песни, пословицы и поговорки. Сказка демонстрирует ум, свободолюбие Пугачева, выражает авторскую позицию. Песни воссоздают историческую обстановку. Поговорки и пословицы служат для речевой характеристики персонажей. 2 »)

От 15 до 20 баллов

Тема усвоена удовлетворительно (« 3 »)

От 21 до 26 баллов

Тема усвоена хорошо (« 4 »)

От 27 до 30 баллов

Тема усвоена полностью (« 5 »)

Максимальный балл - 30 баллов

Тема усвоена отлично (« 5 »)

Стало быть, правильней называть «Капитанскую дочку» романом? Можно и повестью. Но только если учитывать, что повесть - это романное образование пусть и небольшой - «средней», как называют ее исследователи, формы. (Хотя, на мой взгляд, определяя тот или иной жанр, странно подходить к нему с портняцким сантиметром, или со школьной линейкой, или даже с современным инженерным калькулятором!)

  • «Пушкин писал: “Под словом “роман” разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании”, подчеркивая тем самым эту синтетичность большой эпической формы и то, что в ней изображается именно сложный жизненный процесс - эпоха»”. Но разве в повествовании «Капитанской дочки» не развита историческая эпоха? Разве само это повествование не вымышлено? Выходит, что Л.И. Тимофеев сперва уверенно назвал «Капитанскую дочку» повестью, а потом опосредствованно - через пушкинское определение жанра - романом!
  • Убедительно? Но вот в том же пособии доходим до «большой эпической формы», которая «дает и ряд периодов, и ряд многосторонне показанных персонажей, что позволяет ей отразить наиболее сложные формы жизненных противоречий не в отдельном их проявлении в одном событии или в связи с одним характером, а в сложных взаимоотношениях людей». Доходим до жанрового определения: «Большую форму чаще всего называют романом». И вдруг:

    Так и пошло. Белинский всякий раз называет «Капитанскую дочку» повестью, а первый пушкинский биограф П.В. Анненков - романом. Для Чернышевского пушкинское произведение - повесть, для А.М. Скабичевского - роман. Автор первого капитального труда о «Капитанской дочке» Н.И. Черняев уверенно называет ее романом, а современник Черняева, известный литературовед Ю.И. Айхенвальд, - повестью. М. Горький убежден, что Пушкин написал исторический роман, а В.Б. Шкловский - что повесть. Те же жанровые разночтения мы встретим и в трудах советских литературоведов. Так что совсем неудивительным окажется тот факт, что в двух изданиях «Капитанской дочки», вышедших в серии «Литературные памятники», пушкинское произведение названо романом, а комментарий М.И. Гиллельсона и И.Б. Мушиной, который мы уже здесь цитировали, называется «Повесть А.С. Пушкина “Капитанская дочка’”».

    Иными словами, великий наш теоретик полностью подтвердил величайшего нашего практика: «новый опыт» современного взгляда на прошлое и есть вымысел художника, есть субъективное отношение творца к прошлому (в более широком смысле - ко времени, к эпохе), к известным и оттого неискажаемым историческим фактам.

  • «Обычно в новеллах, объединенных в один роман, не довольствуются общностью одного главного героя, а лица эпизодические также переходят из новеллы в новеллу (или, иначе говоря, отождествляются). Обычный прием в романической технике - эпизодические роли в отдельные моменты поручать лицу, уже использованному в романе (сравни роль Зурина в “Капитанской дочке”…)».
  • Вспомним пушкинское толкование романа, которое цитировал Л.И. Тимофеев. Дословно оно звучит так: «В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании». И сравним его с тем, что пишет о романе М.М. Бахтин: «Изображение прошлого в романе вовсе не предполагает модернизации этого прошлого. Напротив, подлинно объективное изображение прошлого как прошлого возможно только в романе. Современность с ее новым опытом остается в самой форме видения, в глубине, остроте, широте и живости этого видения…»

    А сколько сюжетных линий в «Капитанской дочке»? Кажется, впервые Н.Н. Страхов в статье, посвященной даже не пушкинскому произведению, а «Войне и миру» Л. Толстого, стал настаивать на одной только линии, на которую нанизан весь сюжет произведения Пушкина: «”Капитанская дочка” есть рассказ о том, как Петр Гринев женился на дочери капитана Миронова». Заглавие статьи Г.П. Макогоненко «Исторический роман о народной войне» свидетельствует о другой - и тоже только одной! - сюжетной линии. Наконец, В.Г. Маранцман называет «Капитанскую дочку» «повестью о пугачевском мятеже».

    Кто же прав? Читаем в специальном исследовании:

      Б.В. Томашевский, называя малую форму повествовательного прозаического произведения новеллой, а большую - романом, оговаривался, что граница между ними не может быть твердо установлена: «Так в русской терминологии для повествования среднего размера часто присваивается наименование повести»14. Но в дальнейшем к повести не возвращается. Заложив новеллу в основу повествовательной прозы как единицу меры, он различает сборник новелл (например, приключения Шерлока Холмса) и новеллы, объединенные в роман. В последнем случае, по Б.В. Томашевскому, происходит отсечение концовок новелл, спутывание их мотивов, т.е. делается все для того, чтобы превратить новеллу из самостоятельного произведения в сюжетный элемент романа:

    Важен в конечном счете не размер, а количество сюжетных линий, развитых в повествовании. Если таких линий несколько, мы имеем дело с романом или (не будем ломать привычного, устоявшегося, но, по-моему, нелепого представления о связи жанра литературной вещи с ее объемом) с повестью - маленьким романом. Если одна, - перед нами рассказ или новелла (объяснять их различия выходит за рамки нашей авторской задачи).

    О роли Зурина в «Капитанской дочке» и о том, как ее понимает Б.В. Томашевский, у нас еще будет возможность поговорить подробней. А что до объединения новелл в роман, или, как еще выразился Б.В. Томашевский, к связыванию их там воедино, то, по справедливому замечанию комментатора книги Томашевского С.Н. Бройтмана, такое формалистическое объяснение жанра романа не принято современной наукой и давно ею отвергнуто. Еще в 20-х годах XX века о несостоятельности подобного объяснения жанровой природы романа писал выдающийся наш ученый М.М.Бахтин, чьи работы о романе и романном слове не утратили своей актуальности и сегодня.

    Сам Пушкин, направив сперва первую часть «Капитанской дочки» (конец сентября 1836 года), а потом и весь ее текст (октябрь 1836-го) цензору П.А. Корсакову, неизменно называет свое произведение романом. Но первый же отклик на только что напечатанную в «Современнике» «Капитанскую дочку», принадлежащий В.Ф. Одоевскому, зафиксировал, что приятель Пушкина воспринимает это произведение как повесть.

  • «Среднюю эпическую форму чаще всего называют повестью. В древней литературе термин “повесть” имел более широкий смысл, обозначая вообще повествование, например: “Повесть временных лет”. Повестью называют также “хронику” - произведение, представляющее собой изложение событий в хронологическом порядке: “Повесть о днях моей жизни” Вольнова. В начале XIX века термин “повесть” соответствовал тому, что теперь называют рассказом. Повесть (как средняя эпическая форма) отличается от рассказа тем, что дает ряд эпизодов, объединенных вокруг основного персонажа, составляющих уже период его жизни. Это уже иной тип жизненного процесса. В связи с этим повесть больше по объему, в нее входит более широкий круг персонажей; завязку, развязку, вершинный пункт (кульминацию) образуют уже более развитые события; персонажи, взаимодействующие с основным, более широко обрисованы. Примером повести может служить “Капитанская дочка” Пушкина, композиционно образующая ряд эпизодов из жизни Гринева, составляющих определенный период его жизни».
  • в Викитеке

    «Капита́нская до́чка » - одно из первых и наиболее известных произведений русской исторической прозы , повесть А. С. Пушкина , посвящённая событиям Крестьянской войны 1773-1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва .

    Впервые была опубликована в 1836 году в журнале «Современник» без подписи автора. При этом глава о крестьянском бунте в деревне Гринёва осталась неопубликованной, что объяснялось цензурными соображениями.

    Сюжет повести перекликается с первым в Европе историческим романом «Уэверли, или Шестьдесят лет назад », который был опубликован без указания автора в 1814 году и вскоре был переведён на основные языки Европы. Отдельные эпизоды восходят к роману М. Н. Загоскина «Юрий Милославский » (1829) .

    В основе повести лежат записки пятидесятилетнего дворянина Петра Андреевича Гринёва, написанные им во времена царствования императора Александра и посвященные «пугачёвщине», в которой семнадцатилетний офицер Пётр Гринёв по «странному сцеплению обстоятельств» принял невольное участие.

    Петр Андреевич с легкой иронией вспоминает свое детство, детство дворянского недоросля. Его отец Андрей Петрович Гринёв в молодости «служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17… году. С тех пор жил в своей симбирской деревне, где и женился на девице Авдотье Васильевне Ю., дочери бедного тамошнего дворянина». В семье Гринёвых было девять человек детей, но все братья и сестры Петруши «умерли во младенчестве». «Матушка была ещё мною брюхата, - вспоминает Гринёв, - как я уже был записан в Семёновский полк сержантом». С пятилетнего возраста за Петрушей присматривает стремянной Савельич, «за трезвое поведение» пожалованный ему в дядьки. «Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля». Затем появился учитель - француз Бопре, который не понимал «значения этого слова», так как в своём отечестве был парикмахером, а в Пруссии - солдатом. Юный Гринёв и француз Бопре быстро поладили, и, хотя Бопре по контракту обязан был учить Петрушу «по-французски, по-немецки и всем наукам», он предпочёл скоро выучиться у своего ученика «болтать по-русски». Воспитание Гринёва завершается изгнанием Бопре, уличённого в беспутстве, пьянстве и небрежении обязанностями учителя.

    До шестнадцати лет Гринёв живёт «недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». На семнадцатом году отец решает послать сына на службу, но не в Петербург, а в армию «понюхать пороху» да «потянуть лямку». Он отправляет его в Оренбург, наставляя служить верно «кому присягаешь», и помнить пословицу: «береги платье снову, а честь смолоду». Все «блестящие надежды» молодого Гринёва на весёлую жизнь в Петербурге разрушились, впереди ожидала «скука в стороне глухой и отдалённой».

    Подъезжая к Оренбургу, Гринёв и Савельич попали в буран. Случайный человек, повстречавшийся на дороге, выводит заблудившуюся в метели кибитку к умёту. Пока кибитка «тихо подвигалась» к жилью, Петру Андреевичу приснился страшный сон, в котором пятидесятилетний Гринёв усматривает нечто пророческое, связывая его со «странными обстоятельствами» своей дальнейшей жизни. Мужик с чёрной бородою лежит в постели отца Гринёва, а матушка, называя его Андреем Петровичем и «посажённым отцом», хочет, чтобы Петруша «поцеловал у него ручку» и попросил благословения. Мужик машет топором, комната наполняется мёртвыми телами; Гринёв спотыкается о них, скользит в кровавых лужах, но его «страшный мужик» «ласково кличет», приговаривая: «Не бойсь, подойди под моё благословение».

    В благодарность за спасение Гринёв отдаёт «вожатому», одетому слишком легко, свой заячий тулуп и подносит стакан вина, за что тот с низким поклоном его благодарит: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель». Наружность «вожатого» показалась Гринёву «замечательною»: «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское».

    Белогорская крепость, куда из Оренбурга послан служить Гринёв, встречает юношу не грозными бастионами, башнями и валами, а оказывается деревушкой, окружённой деревянным забором. Вместо храброго гарнизона - инвалиды, не знающие, где левая, а где правая сторона, вместо смертоносной артиллерии - старенькая пушка, забитая мусором.

    Комендант крепости Иван Кузьмич Миронов - офицер «из солдатских детей», человек необразованный, но честный и добрый. Его жена, Василиса Егоровна, полностью им управляет и на дела службы смотрит как на свои хозяйственные. Вскоре Гринёв становится для Мироновых «родным», да и сам он «незаметным образом […] привязался к доброму семейству». В дочери Мироновых Маше Гринёв «нашёл благоразумную и чувствительную девушку».

    Служба не тяготит Гринёва, он увлёкся чтением книг, упражняется в переводах и сочинении стихов. Поначалу он сближается с поручиком Швабриным, единственным в крепости человеком, близким Гринёву по образованию, возрасту и роду занятий. Но вскоре они ссорятся - Швабрин с издёвкой раскритиковал любовную «песенку», написанную Гринёвым, а также позволил себе грязные намёки относительно «нрава и обычая» Маши Мироновой, коей эта песенка была посвящена. Позже, в разговоре с Машей, Гринёв выяснит причины упорного злоречия, которым Швабрин её преследовал: поручик сватался к ней, но получил отказ. «Я не люблю Алексея Иваныча. Он очень мне противен», - признаётся Маша Гринёву. Ссора разрешается поединком и ранением Гринёва.

    Маша ухаживает за раненым Гринёвым. Молодые люди признаются друг другу «в сердечной склонности», и Гринёв пишет батюшке письмо, «прося родительского благословения». Но Маша - бесприданница. У Мироновых «всего-то душ одна девка Палашка», в то время как у Гринёвых - триста душ крестьян. Отец запрещает Гринёву жениться и обещает перевести его из Белогорской крепости «куда-нибудь подальше», чтобы «дурь» прошла.

    После этого письма для Гринёва жизнь стала несносной, он впадает в мрачную задумчивость, ищет уединения. «Я боялся или сойти с ума, или удариться в распутство». И только «неожиданные происшествия, - пишет Гринёв, - имевшие важное влияние на всю мою жизнь, дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение».

    В начале октября 1773 г. комендант крепости получает секретное сообщение о донском казаке Емельяне Пугачёве, который, выдавая себя за «покойного императора Петра III», «собрал злодейскую шайку, произвёл возмущение в яицких селениях и уже взял и разорил несколько крепостей». Коменданту предложено «принять надлежащие меры к отражению помянутого злодея и самозванца».

    Вскоре уже все заговорили о Пугачёве. В крепости схвачен башкирец с «возмутительными листами». Но допросить его не удалось - у башкирца был вырван язык. Со дня на день жители Белогорской крепости ожидают нападения Пугачёва.

    Мятежники появляются неожиданно - Мироновы даже не успели отправить Машу в Оренбург. При первом же приступе крепость взята. Жители встречают пугачёвцев хлебом и солью. Пленных, среди которых был и Гринёв, ведут на площадь присягать Пугачёву. Первым на виселице гибнет комендант, отказавшийся присягнуть «вору и самозванцу». Под ударом сабли падает мёртвой Василиса Егоровна. Смерть на виселице ждёт и Гринёва, но Пугачёв милует его. Чуть позже от Савельича Гринёв узнаёт «причину пощады» - атаман разбойников оказался тем бродягой, который получил от него, Гринёва, заячий тулуп.

    Вечером Гринёв приглашён к «великому государю». «Я помиловал тебя за твою добродетель, - говорит Пугачёв Гринёву, - […] Обещаешься ли служить мне с усердием?» Но Гринёв - «природный дворянин» и «присягал государыне императрице». Он даже не может обещать Пугачёву не служить против него. «Голова моя в твоей власти, - говорит он Пугачёву, - отпустишь меня - спасибо, казнишь - Бог тебе судья».

    Искренность Гринёва поражает Пугачёва, и тот отпускает офицера «на все четыре стороны». Гринёв решает ехать в Оренбург за помощью - ведь в крепости в сильной горячке осталась Маша, которую попадья выдала за свою племянницу. Особенно его беспокоит, что комендантом крепости назначен Швабрин, присягнувший Пугачёву на верность.

    Но в Оренбурге Гринёву в помощи отказано, а через несколько дней войска мятежников окружают город. Потянулись долгие дни осады. Вскоре случаем в руки Гринёва попадает письмо от Маши, из которого он узнаёт, что Швабрин принуждает её выйти за него замуж, угрожая в противном случае выдать её пугачёвцам. Вновь Гринёв обращается за помощью к военному коменданту, и вновь получает отказ.

    Гринёв с Савельичем выезжают в Белогорскую крепость, но у Бердской слободы они схвачены мятежниками. И снова провидение сводит Гринёва и Пугачёва, давая офицеру случай исполнить своё намерение: узнав от Гринёва суть дела, по которому тот едет в Белогорскую крепость, Пугачев сам решает освободить сироту и наказать обидчика.

    И. О. Миодушевский. «Вручение письма Екатерине II», на сюжет повести «Капитанская дочка», 1861 год.

    По дороге в крепость между Пугачёвым и Гринёвым происходит доверительный разговор. Пугачёв отчетливо осознает свою обречённость, ожидая предательства прежде всего со стороны своих товарищей, знает он, что и «милости государыни» ему не ждать. Для Пугачёва, как для орла из калмыцкой сказки, которую он с «диким вдохновением» рассказывает Гринёву, «чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью; а там что Бог даст!». Гринёв делает из сказки иной нравственный вывод, чем удивляет Пугачёва: «Жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину».

    В Белогорской крепости Гринёв с помощью Пугачёва освобождает Машу. И хотя взбешённый Швабрин раскрывает перед Пугачёвым обман, тот полон великодушия: «Казнить, так казнить, жаловать, так жаловать: таков мой обычай». Гринёв и Пугачёв расстаются «дружески».

    Машу в качестве невесты Гринёв отправляет к своим родителям, а сам по «долгу чести» остаётся в армии. Война «с разбойниками и дикарями» «скучна и мелочна». Наблюдения Гринёва исполнены горечи: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

    Окончание военной кампании совпадает с арестом Гринёва. Представ перед судом, он спокоен в своей уверенности, что может оправдаться, но его оговаривает Швабрин, выставляя Гринёва шпионом, отряжённым от Пугачёва в Оренбург. Гринёв осужден, его ждёт позор, ссылка в Сибирь на вечное поселение.

    От позора и ссылки Гринёва спасает Маша, которая едет к царице «просить милости». Прогуливаясь по саду Царского Села, Маша повстречала даму средних лет. В этой даме все «невольно привлекало сердце и внушало доверенность» . Узнав, кто такая Маша, она предложила свою помощь, и Маша искренне поведала даме всю историю. Дама оказалась императрицей, которая помиловала Гринёва так же, как Пугачёв в своё время помиловал и Машу, и Гринёва.

    Экранизации

    Повесть многократно экранизировалась, в том числе за рубежом.

    • Капитанская дочка (фильм, 1928)
    • Капитанская дочка - фильм Владимира Каплуновского (1958, СССР)
    • Капитанская дочка - телеспектакль Павла Резникова (1976, СССР)
    • Volga en flammes (фр.) русск. (1934, Франция, реж. Viktor Tourjansky)
    • Капитанская дочка (итал.) русск. (1947, Италия, реж. Марио Камерини)
    • La Tempesta (итал.) русск. (1958, реж. Alberto Lattuada)
    • Капитанская дочка (1958, СССР, реж. Владимир Каплуновский)
    • Капитанская дочка (анимационный фильм, 2005), режиссёр Екатерина Михайлова

    Примечания

    Ссылки

    Значение вклада А.С. Пушкина в российскую культуру сложно переоценить. Именно по этой причине изучению его творчества посвящено множество статей и монографий.

    Как известно, выдающийся русский писатель работал в разных жанрах. Он является автором романов, сказок, стихов.

    Жанр произведения «Капитанская дочка» нельзя определить однозначно. На это, как мы увидим в последующем, есть свои причины. Часть исследователей утверждает, другие определяют его как роман. Итак, попробуем понять, каков жанр произведения «Капитанская дочка».

    Почему необходимо определить жанр этого произведения

    Наиболее популярные суждения о жанре этой книги противоречат друг другу. Это касается в равной степени как определения основного жанра (повесть или роман), так и его особенностей. Проще сказать, если все же охарактеризовать это произведение как роман, то нужно понять, какой он: исторический, семейный, любовный.

    Итак, попробуем проанализировать, как в этой книге сочетаются признаки различных жанров. Также мы постараемся прийти к определенному заключению, которое позволит вам чувствовать себя более осведомленным, если кто-то вдруг попросит вас: «Укажите жанр произведения «Капитанская дочка».

    Понимание «Капитанской дочки» как повести

    Итак, нам необходимо понять, какой жанр произведения «Капитанская дочка». Постараемся разобраться, роман это или повесть. Исследователи, придерживающиеся первого мнения, исходят из того, что данное произведение небольшое по объему, охватывает непродолжительный период. Первым приверженцем этой точки зрения принято считать В.Г. Белинского, который находит Гринева и его окружение заурядным и бесцветным.

    Определение «Капитанской дочки» как романа воспитания

    «Капитанская дочка» может считаться своеобразным романом воспитания. Главный герой очень сильно меняется за сравнительно короткий период времени. Постоянно сталкиваясь с опасностями, Гринев учится преодолевать их. Согласно литературным традициям, присутствие авантюры в начале произведения и мотив дороги (символ характерны для романа воспитательного характера. Если вы заново пересмотрите произведение, то убедитесь, что большую часть времени главный герой находится в разъездах.

    Итак, жанр произведения «Капитанская дочка» Пушкина А.С. по праву можно определить как роман воспитания.

    Черты любовного романа в «Капитанской дочке»

    Нельзя не отметить, что в романе присутствует любовная интрига. Кроме того, у данного произведения есть неизменная черта такого жанра - любовный треугольник.

    Однако тема любви в произведении не является ведущей, хотя, несомненно, в нем показано зарождение чувства Петра и Маши, дуэль за возлюбленную, разлука, соединение Гринева и Марии в конце книги. Тем не менее любовная тема в книге, скорее, идет вторым планом. Она не является главной.

    Итак, жанр произведения «Капитанская дочка» нельзя определить как любовный роман, хотя тема любви в произведении присутствует.

    Исторический роман «Капитанская дочка»

    Значительная часть литературоведов определяют это произведение как «исторический роман». Действительно, оно посвящается конкретному историческому событию, а именно восстанию Емельяна Пугачёва. В произведении присутствуют исторические персонажи: Екатерина Великая и При написании романа Пушкин обращался к документам, беседовал с очевидцами того времени. Автору, безусловно, удалось передать атмосферу данного исторического периода.

    По этой причине, если есть задание "Укажите жанр произведения «Капитанская дочка»", вполне можно ответить, что это исторический роман. Однако творение Пушкина отличается рядом особенностей от прочих произведений этого типа.

    Как отмечает Б.Томашевский, исследователь творчества писателя, Пушкин создал свой роман под впечатлением событий настоящего времени, стараясь увидеть и передать то, что объединяло две эпохи.

    Стоит отметить еще одну особенность этого произведения. Пушкин написал «Капитанскую дочку» в мемуарной форме. Главной причиной, по которой он решил вести повествование от лица Гринева, большинство исследователей считает желание обойти цензуру.

    В.И. Лаврецкая отмечает, что такая форма подачи помогла автору скрыть свое отношение к Также существует мнение, что Пушкин, применив мемуарный способ изложения, стремился показать противоречивую позицию Гринева. Это позволило писателю раскрыть сложность образа Емельяна Пугачева и подчеркнуть не только его беспощадность, но и благородство души.

    Третья причина, по которой автор выбирает мемуарную форму, как указывает Лотман, - это желание писателя показать исторических персонажей в обычной жизни. Например, он изображает императрицу дамой «в ночном чепце». Пугачев также показан автором в непринужденной обстановке.

    Жанр произведения «Капитанская дочка» не может быть повестью. Это роман, ведь в нем отображено фоном которого являются важные для России исторические события.

    Таким образом, произведение соединяет в себе признаки романа воспитательного свойства, романа о любви, исторического романа. Мемуарная форма придает этому произведению бытовой колорит.

Выбор редакции
22.09.2006, Фото Анатолия Жданова и УНИАН. Ордена по разнарядке Депутаты и министры все чаще получают госнаграды неизвестно за какие...

Истинное значение физической величины определить абсолютно точно практически невозможно, т.к. любая операция измерения связана с рядом...

Сложность жизненного уклада муравьиной семьи удивляет даже специалистов, а для непосвященных вообще представляется чудом. Трудно поверить...

В разделе на вопрос хромосомная пара 15 заданный автором Арина лучший ответ это Считают, что 15 пара несёт ответс. за онкологические...
Они хоть и маленькие, но очень сложные существа. Муравьи способны создать сложные дома с туалетом для себя, использовать лекарства для...
Тонкость Востока, современность Запада, теплота Юга и загадочность Севера – все это о Татарстане и о его людях! Представляете, насколько...
Хуснутдинова ЕсенияИсследовательская работа. Содержание: введение, народные промыслы и ремесла челябинской области, народные промыслы и...
Во время круиза по Волге мне удалось посетить самые интересные места на теплоходе. Я познакомился с членами экипажа, побывал в рубке...
В 1948 году в Минеральных водах скончался батюшка Феодосий Кавказский. Жизнь и смерть этого человека была связана со многими чудесами,...
Новое