Молдавские села уходят в румынию. Насколько вероятно объединение Молдавии и Румынии


Буквально накануне президент Румынии Траян Бэсеску сделал заявление о том что следующим шагом, после вхождения в ЕС и НАТО, основным приоритетом в политике страны будет объединение с Молдовой. А как на самом деле об объединении думают в молдавском обществе? Конечно, в Республике Молдова есть прорумынские силы, которым подобные заявления на руку. Однако даже в нынешнем прозападном руководстве в этом вопросе нет единого мнения. Не говоря уже о простых гражданах, которые в большинстве своем тяготеют к России. Поэтому возникает вопрос, откуда, казалось бы, моноэтничном молдавском обществе такое расслоение? Как это всегда и бывает, причины своими корнями уходят далеко в прошлое.Однако в общем ряду аналогичных словообразовательных конструкций особняком стоит терминологическая пара Молдавия – Молдова. Казалось бы, на месте бывшей советской Молдавии в 1990 году образовалось новое самостоятельное государство – Республика Молдова, всего лишь видоизменившаяся грамматическая форма одного и того же названия и одной и той же территории. Даже звуковая тональность приблизительно одна и та же. Вместе с тем, в контексте настойчивых и непрекращающихся попыток «румынизации» Молдовы подобные этимологические вольности заставляют по-иному взглянуть на ситуацию.

Чтобы попытаться разобраться в ней, а также во взаимоотношениях нынешних Молдовы и Румынии, потребуется небольшой экскурс в историю. Как известно, княжество Валахия – прародитель современной Румынии – представляет собой историческую область между Карпатами и Дунаем, делившуюся по реке Олт на Мунтению и Олтению. Завоеванная римлянами еще во II веке территория в дальнейшем подверглась нашествию гуннов и аваров, а в IX-X веках даже находилась в составе Первого Болгарского царства. К середине XIII века Валахия оказалась под властью монголо-татар, а с XVI века – под турецким господством.Необходимо отметить, что Молдавское княжество, образовавшееся в XIV веке приблизительно в одно время с княжеством Валахией, на протяжении трех веков также входило в состав Османской империи. Разобщенность соседних княжеств зачастую приводила к взаимным конфликтам, а порою – к ожесточенным баталиям. В целом же анализ исторических событий свидетельствует, что в XV-XVII веках, или на протяжении не менее двухсот лет, имели место около сорока молдавско-валашских вооруженных столкновений. Мунтяне (валахи) неоднократно разоряли Молдавское княжество, особенно ее южную часть, сжигали города Текуч, Бырлад, Васлуй и другие, пленили или жестоко убивали тысячи молдаван. Стефан III, на чье правление пришлась 21 война с мунтянами, считал их такими же недругами Молдавии, как и турок-мусульман, именуя тех и других «клетии турции ши хиклении мунтяни» («проклятые турки и вероломные мунтяне»).

Отношения молдаван с православными восточными славянами строились на совершенно другой основе. Известный историк П.М. Шорников в своей книге «Молдавская самобытность», в частности, подчеркивает, что терминами «рус», а во множественном числе «русь» молдавские летописцы именовали предков украинцев, а Галицкую Русь, Подолье, Волынь называли «Русия». Общность веры, наличие совместных врагов в лице монголо-татар и турок, а также католиков-поляко в, и, не в последнюю очередь, отсутствие языковых барьеров, благодаря знанию славянского языка молдаванами, обусловили взаимные симпатии молдаван и православного русского населения Польско-Литовского государства. Воинов, по приказу польского короля собранных в 1487 году в Галицкой Руси для войны против турок, Григоре Уреке именует не просто русскими, но дельными и порядочными людьми. А казаков, под предводительством Ивана Сверчевского, в 1574 году пришедших на помощь молдаванам в войне против турок и мунтян, представляли как людей, всегда готовых вмешаться, не спросясь, но отдавая им должное как храбрым и верным воинам. В целом же на протяжении многих веков молдаване тяготели к Российскому государству, а в трудные моменты обращались за помощью к русским людям. Ярким примером этому служит миссия митрополита Гедеона, возглавившего Великое посольство в Москву господаря Георге Стефана в 1656 году, когда он обратился к русскому царю Алексею Михайловичу с просьбой принять всю страну «под государеву высокую руку, так же, как и гетмана Богдана Хмельницкого и всё войско Запорожское». Желая с помощью единоверной православной России освободиться от ненавистного османского ига, митрополит Гедеон тогда же принял присягу за себя, за господаря и за весь молдавский народ – пребывать в российском подданстве «навеки неотступно».

Верная договоренностям с Молдавским княжеством, Россия оказывала дипломатическую и, если требовалось, военную помощь в освобождении молдаван от турецкого ига. В войнах, наравне с русскими, участвовали и молдавские волонтеры. Последняя война 1806-1812 годов положила конец турецкому владычеству над Молдавским княжеством. Руководил военными действиями опытный военачальник и дипломат М.И.Кутузов. Подписанный по окончании войны в 1812 году мирный договор между Российской и Османской империями предусматривал, в частности, статью о вхождении пространства между реками Днестр и Прут, позже названного «Бессарабией», в состав России навечно. Некоторая часть Молдавского княжества продолжала находиться под турецким господством.

Остается добавить, что мирный договор был подписан в Бухаресте и потому именуется «Бухарестским». Но именно это обстоятельство не дает покоя современным «младорумынам» в Молдове, утверждающим историческую обусловленность своих претензий на «румынизацию» республики. Достаточно неубедительная позиция, если учесть, что Румыния как государство образовалось лишь в 1862 году, т.е. спустя полвека после вхождения Бессарабии в состав России. Более столетия (до 1918 года) Бессарабская губерния являлась составной частью России, причем с довольно примечательной оговоркой в тексте Бухарестского договора: «…если когда-либо Бессарабия по какой-то причине выйдет из состава России, она обязана будет вернуться в состав Османской империи». С формальной и неполитизированн ой точки зрения это означает, что, отвергая свое вхождение в состав России, Бессарабия обязана вернуться в состав Турции, как правопреемницы Османской империи. Тогда какое отношение к этому имеет Румыния? Лишь прояснив некоторые подзабытые факты хронологии исторических событий, происходивших в регионе, можно, наконец, понять принципиальные отличия понятий «Молдавия» и «Молдова». Молдавия – это бывшая Бессарабия и Молдавская ССР в составе Союза ССР. Молдова – одна из восточных областей современной Румынии (бывшей Валахии – Мунтении).

Прорумынские силы в Молдавии уже на первой сессии вновь избранного Верховного Совета республики в 1990 году скоропостижно меняют официальное название государства названием части румынской территории. По всей видимости, исходя из логики укрепления «неразрывной связи» с Румынией-матушкой.
Идеологическая подоплека подобной терминологическо й трансформации вполне очевидна: способствование «румынизации» сознания молдаван, убеждение общественности в состоятельности тезиса о статусе бывшей Бессарабии в качестве «части тысячелетнего румынского государства», а также создание условий для постепенного разрыва исторических, культурных и ментальных связей и многовековой дружбы молдавского и российского народов
Объективности ради следует признать, что массированная прорумынская пропагандистская кампания в Республике Молдова все же приносит свои плоды, однако уже сейчас становится понятным, что их скороспелый вкус ничего кроме оскомины вызвать не может. Историческая память народов – это не та материя, которую можно вот так запросто накрыть тенью от разного рода идеологических и терминологических «плетней».


Заведующий «Мемориальным музеем Бендерской трагедии»

Название :

Объединение Румынии и Молдавии

Общее наполнение проекта :

Социальное и политико-экономическое движение за объединение двух государств, имеющее разные характеристики и разный уровень поддержки в обеих странах.

Страны-инициаторы :

Румыния, Молдавия

Флаг/логотип :

Собственного флага у проекта нет

Карта :

Один из вариантов объединения Румынии и Молдавии (без Приднестровья):

Справочная информация :

Имеет давнюю историю - с момента образования первых средневековых дунайских княжеств в XIV веке до настоящего времени и своеобразное развитие, включающее в себя периоды угасания и усиления. Сторонников этого движения называют унионистами (рум. Unionişti, от рум. Unirea - союз), а само движение - унионизм.

Общественное мнение как в Румынии, так и в Молдавии воспринимало идею объединения неоднозначно и со временем заметно колебалось. В Молдавии идеи унионизма исторически имели гораздо меньшую поддержку. В Средние века это отчасти объяснялось периодом феодальной раздробленности, когда местные молдавские князья не желали утрачивать свою независимость. Молдавское княжество стало пристанищем для многих валашских семей, не желавших мириться с засильем венгерских и немецких феодалов в Трансильвании, а также турок и греков в Валахии.

В середине XIX века официальная Румыния осуществила перевод алфавита с кириллицы на латиницу. В Бессарабии, присоединённой в 1812 году к Российской империи, таких изменений не проводилось.

Присоединение Бессарабии к Российской империи повлекло за собой снижение доли (но не численности) молдавского населения до 54 %, а также значительную русификацию. В 1850-х единственным официальным языком Бессарабии стал русский, а изучение в школах молдавского языка было прекращено.

Присоединение к Румынии Трансильвании, Бессарабии, Южной Добруджи и Буковины в 1918 году дало надежды на успешный «энозис» румын в одном государстве (Великая Румыния). Пребывание ряда смежных регионов в составе Румынии в начале XX века и связанные с этим попытки их румынизации завершились неудачно в связи с присоединением Бессарабии и Северной Буковины к СССР в 1940 году.

В период между 1918 и 1940 годами, процесс интеграции Бессарабии в Румынию отчасти тормозился действиями румынской армии и региональной администрации, а отчасти - национальными меньшинствами, проживающими на этой территории.

Наибольшее неприятие союза с Румынией демонстрировали гагаузы, болгары и евреи. Активное сопротивление ей оказывало и русскоязычное население. Среди этнических молдаван слабая поддержка или безразличие на начальном этапе быстро сменилась открытым недовольством, особенно среди молдавских крестьян. Олигархическо-бюрократические традиции, привнесённые из Румынии, заставили многих пожалеть о присоединении.

Новый подъём унионистских настроений в Молдавии пришёлся на конец 1980-х. Движение за объединение испытало значительный подъём в обеих странах после провозглашения политики гласности в Советском Союзе и после румынской революции 1989. Но Румыния переживала сильнейший политико-экономический кризис в связи со свержением режима Чаушеску. Унионистам, однако, удалось добиться перевода молдавской письменности на латиницу и провозглашение молдавского (румынского) языка государственным. Поднявшаяся волна румынского национализма в Молдавии повлекла сепаратистскую реакцию в населённых преимущественно гагаузами и русскоязычными жителями Гагаузии и Приднестровья, последнее из которых фактически отделилось в результате приднестровского конфликта.

В Молдавии существуют политические партии, выступающие за объединение с Румынией. В (2004) среди политической элиты Молдавии наблюдалось также стремление к интеграции страны в Европейский союз при сохранении независимости Молдавии. В октябре 2009 премьер-министр Молдавии Влад Филат заявил, что «Молдова состоялась как государство, и люди, которые здесь живут, считают себя гражданами этой страны. Объединения не хочет население, и оно невозможно юридически».

Идеи унионизма временами высказывают многие молдавские политики, однако, эти идеи со временем становились всё более символическими. За двадцать лет прошедших с распада СССР, в Молдавии, Гагаузии и ПМР успели сформироваться свои политические и экономические элиты, которые не желают делиться своей властью с румынскими. Объединение привело бы к автоматической ликвидации всех дублирующих должностей (президента, парламента, министерств и т. д.), а к этому молдавские и прочие национально-региональные политики, почувствовавшие себя хозяевами в своей стране или регионе, уже не готовы. Тем не менее, 25 марта 2012 года в Кишинёве имело место столкновения между унионистами и молдовенистами.

Планы по объединению с Румынией стали одной из причин приднестровского конфликта в 1989-1992 годах, а также стимулировали гагаузов к получению национально-языковой автономии. В случае объединения с Румынией эти два образования получат веский аргумент в пользу их выхода из состава Молдавии. Такая позиция национально-территориальных меньшинств осложняет позиции унионизма в молдавском обществе.

1 июля 2006 года, примерно за полгода до вхождения Румынии в состав Европейского Союза, президент Румынии Траян Бэсеску на приёме в дворце Котрочень высказал предложение своему тогдашнему молдавскому коллеге Владимиру Воронину, объединиться в единое государство с целью одновременного вступления в ЕС. Воронин не поддержал этот план

Актуальность проекта :

Время для объединения в обозримой перспективе играет против проекта (средняя)

Основания для реализации :

Историческое, географическое и этническое родство населения двух государств.

Экс-президент Траян Бэсеску объявил объединение «двух Румыний» приоритетом своей страны. Фото Reuters

Подготовка к воссоединению Молдавии и Румынии должна завершиться к весне 2018 года, заявил депутат румынского парламента Константин Кодряну. Он советует торопиться: парламентские выборы, намеченные на этот год, могут выиграть социалисты, и «тогда Молдавия достанется России». В Кишиневе к объединению готовятся молдавские правые. Левые по инициативе президента Игоря Додона намерены на будущей неделе отметить день освобождения Молдавии от фашистов. Эксперты не исключают столкновений прорумынски настроенных сил с пророссийскими. Сегодня за объединение двух стран выступают две трети румын, против - столько же молдаван.

«Румыния на уровне политиков и большинства населения надеется реализовать идею воссоединения с Молдовой. Об этом в бытность президентом Румынии постоянно говорил Траян Бэсеску. Теперь он является почетным председателем молдавской Партии национального единства», – сказал «НГ» лидер Народно-социалистической партии Республики Молдова (РМ) Виктор Степанюк.

Следует отметить, что Бэсеску год назад принял гражданство РМ, основал Партию национального единства и возглавил ее. Траян Бэсеску хотел участвовать в молдавской политике. Однако, когда президентом стал Игорь Додон, он лишил Бэсеску молдавского паспорта, сославшись на нарушения при его получении. Экс-президент Румынии стал почетным председателем партии, а возглавил ее экс-министр обороны РМ Анатол Шалару, выступавший за объединение с Румынией еще в начале 90-х годов прошлого века. Лидер Народно-социалистической партии Виктор Степанюк утверждает, что лозунги об объединении Молдавии с Румынией спровоцировали в 1992 году вооруженный конфликт на Днестре, не урегулированный до сих пор.

И сегодня призывы правых партий к объединению мешают реинтеграции РМ. Против румынизации страны не только приднестровцы, но и Гагаузская автономия на молдавском юге. А также 500 тыс. украинцев, проживающих на севере республики, отмечает Степанюк.

Он утверждает, что большинство молдавских граждан не хотят объединяться с Румынией и выступают за сохранение и укрепление молдавской государственности. К таковым он относит президента Додона. Но и другие представители молдавской власти, поддерживающие интеграцию РМ в ЕС, «все-таки остаются молдаванами, а не румынами». Хотя румынские паспорта сегодня есть у многих молдавских чиновников, в том числе и высокого ранга. Например, пять из шести судей Конституционного суда страны являются гражданами Румынии. Недавно парламент РМ проголосовал за то, чтобы офицеры Службы информации и безопасности имели право получить второе гражданство. Несложно предположить, что молдавская спецслужба вскоре станет румынской, если судить по паспортам ее работников. Справедливости ради отметим, что паспорт Румынии многие стремятся получить скорее не по политическим мотивам, а потому, что он дает возможность свободно передвигаться и трудиться в странах ЕС. Сегодня у молдаван – безвизовый въезд в Евросоюз, но без права работы.

По мнению Степанюка, «объединение с Румынией сегодня нереально – большая часть населения не хочет этого». «Представителям нашей власти надо реагировать на заявления и призывы к объединению официальных лиц Румынии. Однако они молчат. Кроме президента, создавшего Совет гражданского общества, который поможет создать программы развития страны, в том числе экономического. Партии, к сожалению, таких программ не предлагают», – заметил молдавский политик.

Однако прорумынские силы продолжают работать над собиранием румынских земель. Они утверждают, что Молдавия может стать частью Румынии уже к началу 2018 года. И настаивают, что это – единственный способ предотвратить финансовый крах страны и присоединиться к Евросоюзу. 2018 год выбран не случайно: 27 марта исполнится 100 лет со дня объединения Бессарабии (Молдавии) и Румынии после Первой мировой войны.

«Воссоединение с Молдавией должно стать третьим национальным проектом Румынии после вступления в НАТО и Евросоюз», – пояснил Бэсеску. При этом он признал, что для объединения «пока не созданы необходимые условия», так как, по данным социологических опросов, эту идею поддерживают всего 20% молдаван». Действительно, соцопросы, проведенные в Молдавии, показывают, что категорически против объединения выступает 70% граждан.

Призывы к слиянию двух стран все чаще звучат со стороны румынских политиков. Лидеры правящей в Молдавии коалиции проевропейских партий предпочитают никак на них не реагировать.

Между тем лидеры унионистов подсчитали, что объединение обойдется Румынии в 20 млрд евро. Тем не менее в «дорожной карте» (такая тоже есть) указаны другие цифры: каждый год румыны будут выплачивать «бывшей Молдове» по 8,5 млрд, и так 20 лет. Кроме того, Бухарест должен будет направлять 1/6 международной помощи на развитие присоединенной территории.

Против такого сценария выступили молдавские партии. Протесты населения привели к тому, что в минувшем году парламент РМ принял декларацию, которая подтвердила нейтралитет, единство и неделимость страны. Декларация призвала международные организации содействовать независимости Республики Молдова.

В то же время румынский парламентарий Константин Кодряну, передает молдавское информационное агентство «Инфотаг», заявил, что «проект воссоединения является важнейшим для Румынии с момента присоединения к Евросоюзу и НАТО». «2018-й – год векового юбилея Великого объединения, но стоит ли праздновать, пока два румынских государства по-прежнему существуют порознь?» – задался вопросом депутат. По его словам, «Румыния должна объявить воссоединение своим государственным проектом, используя в данном процессе немецкий опыт объединения ГДР и ФРГ, и опираться на Хельсинкское соглашение по безопасности, которое подразумевает, что границы стран могут быть изменены в «соответствии с международным правом, мирным путем и по договоренности».

С ним согласился председатель Национального фонда по поддержке румынской диаспоры (FNRP) Еуджен Попеску, отметив, что «если Румыния не заявит своих интересов в Молдове, ее на правах «ничьей земли» займет Россия, что должно учитываться в повестке всех политических партий Румынии».

Лидер молдавского движения Actiunea’2012 Джордже Симион сказал: «В 2018 году в Молдове пройдут парламентские выборы, и все румынские и прорумынские политические силы должны объединить усилия, чтобы не допустить победы Игоря Додона и его Партии социалистов, так как это станет настоящей катастрофой для Молдовы».

Партия социалистов планирует провести в Молдове 24 августа к 73-й годовщине освобождения республики от фашизма праздничные мероприятия под патронатом президента. Политик Виктор Степанюк напомнил «НГ», что освобождение Молдавии от фашизма в стране не праздновали с 2009 года, после того, как к власти пришел проевропейский альянс. Он также заметил, что «300 тыс. молдаван воевали против фашистов, но были и такие, кто находился в составе румынских войск». Учитывая это, Степанюк считает, что «почтить память погибших в боях с фашистами надо, однако от праздничного концерта, запланированного на центральной площади Кишинева, можно и отказаться».

История

Общественное мнение как в Румынии, так и в Молдавии воспринимало идею объединения неоднозначно и со временем заметно колебалось. В Молдавии идеи унионизма исторически имели гораздо меньшую поддержку. В Средние века это отчасти объяснялось периодом феодальной раздробленности, когда местные молдавские князья не желали утрачивать свою независимость. Молдавское княжество стало пристанищем для многих валашских семей, не желавших мириться с засильем венгерских и немецких феодалов в Трансильвании, а также турок и греков в Валахии .

XX век

Наибольшее неприятие союза с Румынией демонстрировали гагаузы, болгары и евреи. Активное сопротивление ей оказывало и русскоязычное население. Среди этнических молдаван слабая поддержка или безразличие на начальном этапе быстро сменилась открытым недовольством, особенно среди молдавских крестьян. Олигархическо-бюрократические традиции, привнесённые из Румынии, заставили многих пожалеть о присоединении .

Распад СССР

Новый подъём унионистских настроений в Молдавии пришёлся на конец 1980-х . Движение за объединение испытало значительный подъём в обеих странах после провозглашения политики гласности в Советском Союзе и после румынской революции 1989 . Но Румыния переживала сильнейший политико-экономический кризис в связи со свержением режима Чаушеску . Унионистам, однако, удалось добиться перевода молдавской письменности на латиницу и провозглашение молдавского (румынского) языка государственным. Поднявшаяся волна румынского национализма в Молдавии повлекла сепаратистскую реакцию в населённых преимущественно гагаузами и русскоязычными жителями Гагаузии и Приднестровья , последнее из которых фактически отделилось в результате приднестровского конфликта .

Настоящее время

Молдавия

В Молдавии существуют политические партии, выступающие за объединение с Румынией . В () среди политической элиты Молдавии наблюдалось также стремление к интеграции страны в Европейский союз при сохранении независимости Молдавии. В октябре премьер-министр Молдавии Влад Филат заявил, что «Молдова состоялась как государство, и люди, которые здесь живут, считают себя гражданами этой страны. Объединения не хочет население, и оно невозможно юридически» .

Идеи унионизма временами высказывают многие молдавские политики, однако, эти идеи со временем становились всё более символическими. За двадцать лет прошедших с распада СССР, в Молдавии, Гагаузии и ПМР успели сформироваться свои политические и экономические элиты, которые не желают делиться своей властью с румынскими. Объединение привело бы к автоматической ликвидации всех дублирующих должностей (президента, парламента, министерств и т. д.), а к этому молдавские и прочие национально-региональные политики, почувствовавшие себя хозяевами в своей стране или регионе, уже не готовы. Тем не менее, 25 марта года в Кишинёве имело место столкновения между унионистами и молдовенистами .

Приднестровье и Гагаузия

Планы по объединению с Румынией стали одной из причин приднестровского конфликта в 1989-1992 годах, а также стимулировали гагаузов к получению национально-языковой автономии. В случае объединения с Румынией эти два образования получат веский аргумент в пользу их выхода из состава Молдавии . Такая позиция национально-территориальных меньшинств осложняет позиции унионизма в молдавском обществе.

Румыния

Опросы

По данным социологического опроса, проведённого в 2006 году в Румынии, идею присоединения Молдавии поддерживают 44 % населения, а 28 % высказалось против.

В октябре 2009 года IMAS-Inc провела социологический опрос в Молдавии. Респондентов просили оценить отношение между идентичностью молдаван как румын по шкале от 1 (полностью один народ) до 5 (два разных народа). Опрос показал, что 26 % от всех принявших участие, заявили, что молдаване и румыны это полностью один народ, а 47 % заявили, что это частично или полностью разные народы. Результаты отличались в разных категориях респондентов. К примеру, 33 % молодых опрашиваемых (18-29) указали, что румыны и молдаване это один народ, 44 % - что разный, среди пожилых респондентов (более 60) проценты были другими 18,5 % и 53 %. Процент тех, что считает румын и молдаван одним народом выше среди людей, для которых румынский родной язык (30 %), среди городских жителей (30 %), среди людей с высшим образованием (36 %), и среди жителей столицы (42 %) .

Гипотетические результаты объединения

Ожидаемые результаты объединения на основе статистических данных за 2010 год:

Примечания

  1. «Пляски гагаузских аборигенов перед молдавскими конкистадорами»: Гагаузия за неделю - Новости Молдавии - ИА REGNUM
  2. «Unionistii trebuie pedepsiti din toate punctele de vedere!»
  3. И. А. Ожог, И. М. Шаров Краткий курс лекций по истории румын. Новая история . - 1992.
  4. Олег Гром. Региональный, этнокультурный и имперский проекты национальной идентичности в Бессарабии (1905-1912) , 2007

Давать прогнозы, чем он завершится, не возьмется никто из ответственных историков и политиков. Главный вопрос здесь насколько сильно стремление молдаван к реинтеграции? Криков раздается много, но для перекраивания политической карты в этой части Европы нет веских оснований, прежде всего - экономических. Сегодня существуют независимая Республика Молдова, бывшая Молдавская ССР Советского Союза (Бессарабия в пределах Российской империи), и Молдова - историческая область Румынии между Восточными Карпатами на западе и рекой Прут на востоке.
История распорядилась так, что границы Молдовы постоянно передвигались, то сужаясь, то расширяясь, то теряя свое значение под властью более сильных держав. Основа молдавского этноса начала складываться примерно в IV в. До этого на территории исторической Молдовы жили гето-даки, скифы, бастарны и другие племена. В IV-V вв. она подверглась нашествию гуннов, а следом за ними, в V-VI вв., сюда пришли племена западных и южных славян, в частности русинов.
При этом надо иметь в виду, что в еще более ранний период истории территория нынешней Молдовы подверглась гораздо меньшему влиянию римлян, чем, скажем, Дакия или .
О стабильном государстве, называемом Молдавским княжеством, можно говорить с XIV в. В средневековых европейских источниках оно именуется также Малой Валахией, а турки называли его Богданией, по имени первого его господаря (князя, властителя) Богдана I, или Каро-Ифлакой. Территориальная история княжества - не проста. Кроме исторической Молдовы и Бессарабии, оно включало в себя земли Покутья, Буджака и Буковины. На востоке граница княжества проходила по Днестру. На юге у него была граница с Валахией, она проходила в дельте Дуная, а затем по его течению, а также рекам Сирет и Милков. В Карпатских горах княжество соседствовало с Трансильванией и Венгрией.
На севере, в Покутье, с Королевством Польским. По мере того как происходили политические изменения в соседних государствах, границы снова видоизменялись, не говоря уже о метаморфозах в названиях соседних с Молдавским княжеством государств. Оно просуществовало с 1359 по 1861 г. Но полностью самостоятельным княжество не было, особенно сильно на него влияли Валахия и , а начиная с XVI в. оно находилось под властью Османской империи. Волны непокорности туркам возникали достаточно часто, иногда поднимаясь до пиков крестьянских восстаний с вилами наперевес. Тогда молдавские господари начинали искать союзника и находили его в России, заключая с ней военно-политические альянсы. Стефан Великий III (правил в 1457-1504 гг.) - с Иваном III; Петр Рареш (1527-1538, 1541-1546 гг.) с Иваном IV; Дмитрий Кантемир (1710-1711 гг.) - с Петром I. В Русско-турецкой войне 1710-1713 гг в составе русской армии сражались и молдаване. Но еще с 1711 г Порта стала назначать молдавскими господарями греков-фанариотов. Поражения Турции в русско-турецких войнах XVIII-XIX вв. ослабили зависимость Молдовы и Валахии от Турции. По Кючук-Кайнарджийскому миру 1774 г Россия получила право на защиту и покровительство христианам в Дунайских княжествах (в Молдове и Валахии). Однако после Русско-турецкой войны 1806-1812 гг Россия, получив по Бухарестскому мирному договору Бессарабию, лишилась этого права, Дунайские княжества возвращались Турции. По итогам Крымской войны 1853-1856 гг и в соответствии с Парижской конвенцией 1858 г., подписанной Великобританией, Австрией, Францией, Россией, Пруссией, Турцией и Пьемонтом, Валахия и Молдавия получили право называться Соединённые княжества Молдавии и Валахии (под сюзеренитетом Турции). Тем не менее это уже было ядро будущей Румынии. Полностью независимой она стала в 1877 г.
В XX в. молдаване за короткий период рассеялись по странам мира. Сегодня много их живет и трудится в Западной Европе и Латинской Америке. В России, в Украине большинство из них имеет гражданство и крепкие корни, но и приезжающих на заработки тоже немало. Сегодня Румыния предоставляет свое гражданство по заявлению всем гражданам Республики Молдова, имеющим родственников, родившихся на румынской территории до 28 июня 1940 г. Этой дате предшествовали 22 года, когда расколотая Молдова воссоединилась.
После Октябрьской революции 1917 г Бессарабия, входившая в Российскую империю, выбрал собственный парламент объявивший 6 февраля 1918 г свою территорию Молдавской демократическое республикой, независимой от России. Румынские войска к тому времени уже заняли всю Бессарабию и 26 ноября 1918 г две страны объединились. Советская Россия посчитала этот акт аннексией, и даже на географических картах обозначала Бессарабию как территорию, «оккупированную боярской Румынией».
23 августа 1939 г в Москве был заключен Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом («Пакт Молотова Риббентропа»), по секретному протоколу которого Бессарабия и Северная Буковина переходили в сферу влияния СССР. В ночь на 28 июня 1940 г., буквально за несколько часов до начала вооруженного вторжения с советской стороны, король Кароль II в ответ на ультиматум СССР отдал приказ войскам отойти с этих территорий.
Обе части Молдовы обладают общей культурной самобытностью, но историческая область Молдова в Румынии, так сложилось, край, сравнительно более богатый интересной архитектурой, произведениями изобразительного искусства и музыки. Фольклор, народные промыслы, обычаи и костюм - отдельное достояние молдавского народа в Румынии, причем живое, не перешедшее исключительно под стекло музейных витрин и в этнографические парки. Интересно, что во многих исполняемых и сегодня в румынской Молдове песнях и балладах рассказывается о реальных исторических событиях и личностях господарях и вождях крестьянских бунтов. В этом смысле вся историческая Молдова такой заповедник, самым естественным образом сливающийся с живописной природой.
Центральные и северные районы исторической области Молдова насыщены историческими и культурными памятниками. Только в уезде Яссы 526 раритетных археологических объектов, 20 мемориальных зданий, 10 музеев и 580 историко-архитектурных памятников.
Стены многих монастырей и церквей в румынской Молдове украшены многофигурными фресками на библейские сюжеты, подробными изображениями Страшного суда, рая и ада. Эти фрески на первый взгляд кажутся хаотичными, но придай этому хаосу строгую логику, и многофигурные композиции лишатся своей неповторимой энергетики. Чего, понятно, никто делать не собирается. Одна из самых знаменитых церквей исторической Молдовы в этом стиле - церковь Георгия Победоносца, как с внутренней, так и с внешней стороны, ее называют «Сикстинской капеллой Востока» или «Синим монастырем» за преобладание в его декоре разных оттенков глубокого синего цвета, причем состав ингредиентов этой краски утерян. Церковь была построена в 1488 г за четыре месяца, по воле Стефана Великого в честь победы его войска над османами в Васлуйской битве. Всего же 8 так называемых окрашенных церквей исторической Молдовы внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Славится румынская Молдова и древними традициями виноделия, которому около четырех тысяч лет, особенно уезды Бакэу и Вранча. В селе Котнарь близ Ясс расположена одна из самых известных и древних молдавских виноделен, знаменитая своим превосходным белым вином. В области есть и курорты - горнолыжные Челау Дурау и Вустер, а также бальнеологические, самый знаменитый из которых - «Слэник-Молдова», стоящий на 20 минеральных источниках и работающий с 1800 г.

Общая информация

Область на востоке Румынии внутри своей территории подразделяется на исторические Молдову и Буковину.
Административно-территориальное деление: 8 уездов.
Административный центр: Яссы, 320 888 чел. (2002 г.), второй по численности населения город Румынии, после Бухареста.
Крупные населенные пункты: Бакэу, Ботошани, Галац, Пьятра-Нямц, Сучава, Пашкани, Васлуй, Фокшани Галац, Текуч.
Этнический состав: румыны (молдаване) - 90%, венгры - 6,6%, цыгане - 2,5%, немцы - 0,3%. украинцы - 0.2%, русские-липовяне - 0,2% турки и другие народности - 0,2%.
Языки: румынский (официальный), венгерский.
Религии: христианство, православные - 94%, католики - 4%, атеисты - 2%.
Денежная единица: румынский лей.
Крупнейшие реки: Прут, Сирет и его притоки - Молдова, Бистрица.
Крупнейшее озеро: Биказ.
Важнейший речной порт: Галац.
Важнейший аэропорт: международный аэропорт Друмул в Яссах.

Цифры

Площадь: 36 806 км 2 .
Население: 4 456 000 чел.
Плотность населения: 121 чел/км 2 .
Самая высокая точка: гора Петрос (2104 м).

Экономика

Промышленность: нефтехимическая, металлургическая, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, текстильная, металлообрабатывающая, пищевая; производство стройматериалов. Каскад ГЭС на реке Бистрице.
Сельское хозяйство: производство зерновых (кукурузы), сахарной свеклы и др.; садоводство, животноводство (преимущественно крупный рогатый скот и овцеводство); Виноградарство.
Виноделие.
Сфера услуг: туризм

Климат и погода

Умеренный континентальный.
Средняя температура января: -5°С.
Средняя температура июля: -22°С.
Среднегодовое количество осадков: 500 мм, в горах до 700 мм.
Снег в горах лежит с декабря до апреля.

Достопримечательности

Церкви - объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО : XV в. - Св. Георгия Победоносца в монастыре Воронец, Св. Креста в монастыре Пэтрэуци; XVI в. - Усекновения Главы Иоанна Предтечи в монастыре Арборе, Успенская в монастыре Умор, Благовещенская в монастыре Молдовица, Св. Георгия Победоносца в монастыре Сучава, Николая Чудотворца в монастыре Пробота, Воскресения Господня в монастыре Сучевица;
Церкви того же «окрашенного» стиля, не включенные в список ЮНЕСКО : Преображения Господня в монастыре Слатина (XVI в.) Сошествия Святого Духа в монастыре Драгомирна (XVII в.) и другие;
Яссы : Свято-Никольский собор (XV в.), церковь Трех Святителей (XVII в.), Митрополитский собор (XIX в.); Дворец культуры (неоготика, начало XX в.), в окрестностях - городки Тыргу-Фрумос и Хырлэу;
Пашкани : церковь Св. Михаила и Гавриила (XII в.), Барский дом (XII в.);
Роман : армянская церковь (XVI в.).
Васлуй : руины крепости и церковь Св Иоанна Крестителя (XV в.);
Мэрэшешти : мавзолей памяти героев Первой мировой войны;
Пьятра-Нямц : этнографический и художественный музеи. Музей естествознания (уникальная коллекция ископаемых рыб);
Монастыри : Молдовица, Воронец, Сучевица, Путна, Сучава, Умор, Нямц, Агапия.
Национальные парки : Чахлэу, Калимани, Биказулуй; Карпатский заповедник, природный парк Ванатори Нямц.

Любопытные факты

■ Большинство современных специалистов по романским языкам, по сугубо лингвистическим критериям, не выделяют молдавский язык как самостоятельный, а квалифицируют его как один из диалектов дако-румынского языка. Румынский язык среди романских языков считается самым гибким, в плане заимствований из других языков. Так, начиная с XIX в. он активно пополнялся французской лексикой. Интересно, что в разговорном языке жителей румынской Молдовы следы этого процесса гораздо заметнее, чем в языке жителей Республики Молдова.
■ В монастырях Молдовы монахи не бьют в колокола, а стучат по ним длинной палкой с привязанным к ней молоточком. Этот способ созыва верующих на молитву родился во времена владычества Османской империи, когда турки категорически запретили колокольный звон, и постепенно стал обычаем.
■ На территории румынской Молдовы живут представители одной из редких субэтнических венгерских групп - чангоши.
■ Господарь Стефан III Великий (1457-1504 гг.) воевал с турками, поляками и венграми, провел 47 сражений и только два проиграл. Если он изначально понимал, что противник сильнее, вел длительные переговоры с ним. благодаря чему при нем было ослаблено давление на Молдову со стороны Османской империи Построил крепости Сороки, Орхей, Хотин и Четатя-Албэ, заложил множество монастырей и церквей, среди которых, кроме Воронца, Добровэц, Нямц. Бистрица и другие. Отдал много сил и средств возрождению в XV в. православной святыни - монастыря Зограф на Святой горе Афон в Греции.
■ Археологические раскопки в Молдове и Буковине доказали, что амулеты-марцишоры, знаки радости по поводу прихода весны, существовали еще тысячи лет назад. Это были маленькие камешки на нити. И камешек, и нить окрашивали в красно-белые цвета. Позднее камешки были заменены монетами. Юные девушки носили эти амулеты на шее 12 дней, затем вплетали их в волосы и снимали, когда прилетали аисты. Нить привязывали к дереву, а на денежку покупали брынзу.

Выбор редакции
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...

Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...

Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...

Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...
Игра «Угадай, кто ты» — интересное и весёлое времяпровождение, как для больших, так и для маленьких компаний. Играя в неё, вы забудете...
Артиллерийские батареи, мощные системы заграждений и крупные силы врага. Скалистый мыс Крестовый казался неприступным. Но он был нужен...
Непреложным и обязательным правилом любой религии в воспитании человека всегда считалось развитие духовности и благожелательности....