Музыкальные произведения на тему первый снег. Времена года (зима) в произведениях русских и зарубежных композиторов. П.И. Чайковский – Щелкунчик. Танец Феи Драже


Смена времен года – тема, которая испокон века притягивает внимание художников, творящих в различных видах искусства. Между тем музыканты, как впрочем и поэты, зачастую трактуют ее в философском ключе, проводя параллель между объективными изменениями погоды и субъективным ощущением быстротечности человеческой жизни.

Особое внимание они уделяют зиме, изображая ее как последний этап существования перед уходом в небытие. В их воображении вместе с наступлением зимы земля попадает под власть разрушительных стихий, а из глубин человеческого подсознания выползают черные силы вселенского одиночества. Однако есть авторы, которые воспринимают зиму жизнерадостно, находя в ней источник таких удовольствий, как катание на санях, маскарады, встреча Нового года, празднование Масленицы…

Попробуем проследить путь, по которому двигались композиторы XVIII-XX веков, изображая зиму в своих инструментальных опусах. Господство в этих сочинениях «чистой музыки» в большинстве случаев вынуждает авторов направлять в нужное русло ассоциативное мышление исполнителей и слушателей с помощью предваряющих текстов. Для этих целей они часто используют стихотворные эпиграфы или заглавия, изредка указывая на связь своей музыки с каким-либо конкретным сюжетом (либретто, сценарий).

XVIII век

«Тяжка зима, но радости мгновенья

Порой смягчают лик ее суровый…

Как счастлив тот, кого теплом и светом

Родной очаг укрыл от зимней стужи, –

Пусть снег и ветер злятся там, снаружи…» – эти строки входят в сонет, который предпослан одному из самых известных сочинений классической музыки, посвященных зиме. Они являются программой к четвертому скрипичному концерту Антонио Вивальди, завершающему его четырехчастный цикл «Времена года».

А. Вивальди (1678–1741) – крупнейший представитель итальянской музыки эпохи высокого барокко. В его инструментальных концертах, в частности в «Зиме», гениально предвосхищены принципы программного симфонизма, которые сто лет спустя воплотятся в «Пасторальной симфонии» Бетховена. В XIX веке их разовьют композиторы-романтики, а в XX – импрессионисты.

Темы трехчастного скрипичного концерта «Зима» А. Вивальди необычайно рельефны, конкретны, эмоциональны и по-итальянски мелодичны. Тревога и возвышенное просветление, драматическое напряжение и обаяние покоя сменяются в этом произведении столь талантливо, что и после окончания прослушивания продолжают волновать воображение. Важно и то, что музыкальный язык этого сочинения перекликается с языком лучших творений авторов XX века, созданных в русле неоклассики. Именно поэтому любой из скрипичных концертов, объединенных А. Вивальди в цикл «Времена года», и в настоящее время востребован слушателями.


XIX век

«Я больше не живу в самом себе, я часть того, что вижу», – эти строки из стихотворения Дж. Байрона, которые часто цитировал величайший композитор-романтик Ференц Лист (1811–1886), могут быть эпиграфом ко многим его сочинениям, созданным в период творческого расцвета. Этому времени принадлежит и окончательная редакция «Этюдов высшего исполнительского мастерства» – цикла, состоящего из 12 виртуозных пьес, финальной из которых является «Метель». Это сочинение заставляет вспомнить удивительное признание композитора: «…между мной и явлениями природы установились какие-то неопределенные, но вполне реальные отношения, необъяснимая, но верная взаимосвязь».

В вышеназванном этюде автор наглядно воплощает романтическую идею о гордой и страдающей личности, находящей отголосок собственным метаниям в явлениях природы. Композиционно это выражено достаточно определенно: в сочинении ясно прослушивается взаимозависимость мелодии-декламации, несущей на себе отпечаток личной трагедии, и фактуры, изображающей окружающий мир, охваченный снежной круговертью. Все это сделано столь мастерски и талантливо, что дает повод считать «Метель» одной из самых ярких музыкальных зарисовок романтической эпохи.

В русской музыке XIX века, пожалуй, самые интересные страницы, посвященные зиме, принадлежат перу Петра Ильича Чайковского (1840-1893). Его отношение к этому времени года проявилось уже в первой симфонии, созданной в 26-летнем возрасте. Две части этого сочинения имеют программные названия: «Грезы зимнею дорогой» и «Угрюмый край, туманный край». Ни в одной из последующих пяти симфоний Чайковский не решится прибегать к словам, так как и без этого его внутренняя жизнь будет у всех на виду. Между тем первый же фрагмент первой симфонии автора свидетельствует о том, что перед нами композитор лирического направления. В связи с этим показательно, что, будучи уже признанным мастером, Чайковский писал: «Симфония... самая лирическая из всех музыкальных форм... Не должна ли она выражать все то, для чего нет слов, но что просится из души и что хочет быть высказано».

Многие исследователи творчества П.Чайковского связывают образы его первой симфонии с полотнами И. Левитана. Известно, что вторая часть симфонии создавалась композитором под впечатлением от его поездки по Ладожскому озеру на остров Валаам и поездки на водопад Иматра летом 1860 года. Показательно, что в обеих частях этого произведения образ зимней дороги, пролегающей по угрюмому краю, сливается с лирическими размышлениями героя. Об этом сочинении искусствовед Г. Шерихова пишет: «Свою первую симфонию Чайковский начинает с нежнейшей акварели, дополняя ее тонкими штрихами пера… Сквозь этот зыбкий рисунок природы просвечивает незащищенная красота живой человеческой души, для которой каждое грубое вторжение столь же губительно, как и для природного мира».

Не менее наглядные картины зимы создает П. Чайковский и в фортепианном цикле «Времена года», где каждому месяцу посвящена пьеса с литературным эпиграфом. Так январю («У камелька») предшествуют строчки А. Пушкина из стихотворения «Мечтатель» (1815):

И мирной неги уголок

Ночь сумраком одела,

В камине гаснет огонек,

И свечка нагорела.

Февралю – «Масленица» – строчки П. Вяземского из стихотворения «Масленица на чужой стороне» (1853):

Скоро Масленицы бойкой

Закипит широкий пир.

Декабрю – «Святки» – слова из баллады В. Жуковского «Светлана» (1811):

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали.

Эти пьесы своего рода каталог музыкального языка автора. «У камелька» – сочинение, в котором прослеживаются доверительные интонации, свойственные оперным ариям композитора. «Масленица» несет на себе отпечаток симфонических скерцо автора, а «Святки» – один из самых пленительных вальсов, которыми так знаменит П. Чайковский.

Еще одним инструментальным вальсом, ставшим в последнее десятилетие визитной карточкой русского гения, является «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик». Новому всплеску интереса к этому сочинению способствовал талант выдающегося художника Андрея Шемякина (р.1943): он вместе с дирижером Валерием Гергиевым в 2001 году осуществил в Мариинском театре новую постановку «Щелкунчика». В ней А. Шемякин не только погрузил зрителей в причудливо-ужасный мир образов сказки Гофмана, но и поставил перед фактом откровенного «святотатства» – выпустил на сцену «снежинок», облаченных в черные трико, усеянные ослепительно-белыми кружками. В результате художник добился невероятного зрительного эффекта: на темном фоне декораций очертания фигур танцовщиц как бы растворились, а рассыпанные по их одеяниям «снежки» искрились и кружились, создавая иллюзию вьюги немыслимой красоты. Шемякин рассказывал, что образ черных снежинок родился у него после того, как он увидел в окно снежный вихрь на фоне ночного неба.

Композиторам русской школы всегда были близки образы фатальной стихии, которая властвует над человеческой жизнью, и в картинах зимы они находили им достойное воплощение. В список сочинений, связанных с этой тематикой, в полной мере можно включить этюд-картину Рахманинова ми бемоль минор ор. 33, этюд Скрябина Фа диез мажор ор. 42, сцену метели из оперы Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный».

Между тем есть произведение, посвященное временам года, в котором зима нашла своего преданного почитателя. Речь идет об Александре Глазунове (1865–1936) и его балете «Времена года» (1900), задуманном в духе спектаклей при французском дворе XVI-XVII веков. Глазуновский талант «музыкального живописца» ярко осветил все это сочинение, однако с особенной силой раскрылся при описании образов зимы. Известно, что Н. Л. Римский-Корсаков – автор опер «Снегурочка» и «Ночь перед Рождеством», после репетиции первой картины «Времен года» Глазунова сказал: «Вот одна из лучших в русской музыке зим!» В связи с этим хочется привести слова А. Глазунова, написанные им в Париже незадолго до кончины: «Снегу не было...», «Скучаю по северной зиме, снегу здесь не дождешься…», «Жаль, что больше не увижу северной зимы и саней, по которым очень соскучился!»

Основоположником импрессионизма в европейской музыке был Клод Дебюсси (1862–1918) - французский композитор и музыкальный критик. Убежденный пантеист, он неоднократно озвучивал свое творческое кредо: «красота природы способна возбудить художественную фантазию композитора».

Потребность Дебюсси передать в звуках переменчивое состояние природы и волшебные краски ее ускользающей красоты толкнула композитора на поиски новых выразительных средств. Это коснулось не только музыкального языка в узком смысле слова, но и самих образов, которые в его сочинениях полны разнообразной символики. Цель автора – возбудить фантазию слушателей, направив ее в сферу всевозможных ассоциаций. Наглядной иллюстрацией к этому является его прелюдия «Шаги на снегу». Тема пьесы – «застывший, словно «вмерзший» в фактуру шаг, который гипнотизирует слушателя, не отпускает его внимание, заставляя непрерывно следить, как прочерчивается и теряется вдали траектория скорбного пути по заснеженной равнине» (Э. Денисов). Многие исследователи полагают, что подобная степень концентрации выразительности возводит мотив «Шагов» в степень «аллегории Времени и Судьбы».

В отличие от «Шагов на снегу», которая считается едва ли не самой загадочной и странной прелюдией К. Дебюсси, его пьеса «Снег танцует» из сюиты «Детский уголок» ясна и понятна. Дополняя серию всевозможных токкат автора, она примечательна своим необычным импрессионистским колоритом, что «позволяет ее отнести к наиболее интересным и новаторским страницам цикла». Фортепианное письмо пьесы «Снег танцует» прозрачно и элегантно, что, скорее всего, связано с «детским» характером этой музыки. По стилю оно близко клавирным произведениям композиторов XVII века, в частности миниатюрам Л. Куперена (1626–1661).

XX век

Собразами зимы связана и музыка выдающегося русского композитора Георгия Свиридова (1915–1998), созданная к кинофильму по повести Пушкина «Метель». Оркестровая сюита, составленная автором в 1974 году из музыки к этому фильму, принесла ее автору всенародную любовь. Из этого сочинения наибольшей популярностью пользуется «Вальс» – он как нельзя более соответствует духу пушкинской повести, раскрывая простодушие ее героев, которым свойственно цельное, гармоничное восприятие жизни.

С 1928 года Павел Павлович и Ольга Николаевна Луговые работали в Максатихинской средней школе №1. Павел Павлович преподавал математику, а Ольга Николаевна – литературу. О них помнят не только как о хороших специалистах, но и как о людях высокой культуры и духовности. Материалы о Луговых хранятся в музее средней школы №1, краеведческом музее, центральной библиотеке, музыкальной школе и в частных собраниях.

С 9 по 13 января в Библиотеке детского и семейного чтения г. Кашина прошла Неделя дошкольника «Тихий свет Рождества». К мероприятию были подобраны рассказы, сказки русских писателей. Надо сказать, что о Рождестве в нашей библиотеке достаточно много рассказов и сказок. Это в основном публикации в детских журналах – «Детское чтение для сердца и разума», «Шишкин лес», «Детская роман-газета». Но есть отдельно изданные книги: «Рождество и Пасха в детской литературе», «Большая книга Рождества», «Рождественская звезда», «Чудо-ёлка».
Час чтения предворяла беседа «Рождество Иисуса Христа». Потом звучало очень теплое и понятное детям стихотворение Саши Черного «Рождественское» с рассматриванием иллюстрации.
В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынурныв из тени,
Гладил лён его волос…
Для чтения вслух брали тексты - «Легенда о рождественской ёлке», из книги Ольги Першиной «Светлый ангела Рождества» рассказ «Снежная ёлка» и сказку «Лесное Рождество».

12 марта в Вышнем Волочке стартовала традиционная, ежегодная «Неделя тверской книги 2017-2018» - совместный проект Тверской областной библиотеки имени А.М. Горького и Вышневолоцкой центральной библиотеки. На выставке-просмотре в читальном зале представлено 167 экземпляров книг по различным отраслям знания и обширной тематики. Из них – 127 – «временные гости» из Твери и 40 экз. вышневолоцких авторов и издателей.
С приветствием к библиотекарям и читателям выступили: главный специалист отдела управления по делам культуры, молодёжи и спорта администрации Вышневолоцкого района Анастасия Дмитриевна Глибина; ведущий эксперт по делам культуры и молодёжи администрации города Вышний Волочёк Ирина Валерьевна Соколова. Музыкальное приветствие подготовили воспитанники Вышневолоцкой детской музыкальной школы искусств имени С.А. Кусевицкого (педагог Любовь Синявская). Главный библиограф Центральной библиотеки Вера Алексеевна Верховская познакомила с программой Недели тверской книги, изданиями выста…

17 января в литературно-музыкальной гостиной «Вдохновение» прошел вечер, посвященный жизни и творчеству поэта, прозаика, барда, сценариста, композитора Булата Шалвовича Окуджавы. Подготовили и провели мероприятие гости из города Архангельска – представители культурно-просветительского фонда «Сретение».
Литературная композиция представляла собой рассказ о трудной, полной испытаний, но невероятно интересной жизни поэта, о его творческом пути, жизни, любви, сокровенных мыслях. Из этой программы многим удалось узнать и увидеть Булата Окуджаву с другой стороны: в детстве - трогательным, ранимым и мечтательным мальчиком; затем - юношей, рано познавшем горечь утрат и ужас войны, тем не менее, в совершенстве знавшим поэзию, музыку, часто посещавшим оперу; далее - честным, необыкновенно одаренным, творческим человеком. Наверное, мало кто ранее знал, что после окончания университета Булат Окуджава работал сельским учителем, в работе не терпел никакой лжи и компромисса, и умел настолько увлечь …

Творческая работа

  • Пишем сценарий праздника "Первый снег".
    Прочитай возможные варианты плана проведения праздника.
  • Составь свой план. Запиши его.

ПЛАН :

1. Учитель объявляет начало праздника ;
2. Ученики читают стихи о первом снеге ;
3. Музыкальный фрагмент П.И. Чайковского “Времена года” (Декабрь) .
4. Игра “Не дай упасть снежинке” ;
5. Загадки о снеге ;
6. “Танец снежинок” ;
7. Песня “Здравствуй, гостья-зима!” ;
8. Заключительное слово .
9. Песня “Кабы не было зимы”.

  • Перед тем, как писать сценарий праздника, нужно:
  • выписать названия стихотворений, которые будут использованы;

Сстихотворение С. Зайчика “Утром рано, вместе с мамой”; стихотворение Н. Воронова “Первый снег”; стихотворение “Первый снег” И. Мельничук; стихотворение С. Городецкого “Первый снег”; стихотворение И. Бунина “Первый снег”; стихотворение И. Бурсова “Первый снег”; стихотворение Г. Галина “Иней”; стихотворение С. Михалкова “Белые стихи”; стихотворение Мартинас Вайнилайтис “Возле дома снежный дед”.

  • определить музыкальные фрагменты, которые будут звучать;

Музыкальный фрагмент Вальса Штрауса "Весенние голоса", музыкальный фрагмент П.И. Чайковского “Времена года” (Декабрь).

Игра “Не дай упасть снежинке”, загадки о снеге; “Танец снежинок”; русская народная песня в обработке Я. Римского-Корсакова “Здравствуй, гостья-зима!”; песня “Кабы не было зимы”.

  • написать вступительное слово;
  • распределить роли;

Ведущий - классный руководитель, участники - ученики нашего класса.

  • придумать диалоги.

Сценарий праздника "Первый снег"

Учитель: – Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие наши гости! Мы, наконец, завершили творческую работу написания сценария праздника о первом снеге и собрались сегодня, чтобы представить наш совместный труд вам. Итак, праздник начинается!

(Дети выходят на сцену и становятся в два ряда. В первом ряду - чтецы, во втором ряду - дети с конфетти в руках, которыми осыпают сцену под звучащие стихи).

1. Ученицы читают по ролям стихотворение С. Зайчика “Утром рано, вместе с мамой”.

Утром рано, вместе с мамой
Вышла Машенька гулять.
Оглянулась - очень странно,
Город просто не узнать.
Всё покрыто белым-белым
Чуть искрящимся ковром,
В серебре стоят деревья
И под белой шапкой дом.
-Мама! Мама! Это сказка?
Для меня или для всех?
Может, в лес сбежали краски?
-Это, Маша, первый снег.

2. Ученик читает стихотворение Н. Воронова “Первый снег”.

Первый снег был щедрым очень,
Только сил не рассчитал.
В город к нам пришёл он ночью,
А к утру уснул, устал.
Все деревья в парке старом
Охраняли первый сон.
И, казалось, что недаром
Выбрал это место он.
Даже ветер не решился
Здесь нарушить тишину,
Пригляделся, покружился
И умчался в вышину.

3. Ученик читает стихотворение И. Мельничук “Первый снег”.

На деревья, на аллеи
Снег летит муки белее,
Легкий-легкий, чистый-чистый,
Мягкий, хрупкий и пушистый.
Снег в руке сжимаем
И снежки кидаем.
Первый снег – светлый снег,
Как же радует он всех.

4. Ученик читает стихотворение С. Городецкого “Первый снег”.

Месяц с Солнцем стал считаться,
Кому раньше подыматься,
Раз-два-три-четыре-пять,
Вышел ветер полетать,
Напустил он птиц крылатых,
Облак серых и лохматых.
Запушило небосвод,
Днём и ночью снег идёт,
А меж облак, под оконцем,
Плачут горько Месяц с Солнцем:
Раз-два-три-четыре-пять.
Кому тучи разгонять?

5. Ученик читает стихотворение И. Бунина “Первый снег”.

Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.

6. Ученица читает стихотворение И. Бурсова “Первый снег”.

Посмотрите-ка, ребята,
Все вокруг покрыла вата!
А в ответ раздался смех:
- Это выпал первый снег.
Не согласна только Люба:
- Это вовсе не снежок -
Дед Мороз почистил зубы
И рассыпал порошок.

Учитель: – Все люди по-разному воспринимают и даже переживают приход зимы, но первый снег никого не может оставить равнодушным, потому что всё вокруг сразу же преображается, становится светлым, чистым, праздничным. Аплодисменты нашим ребятам.
А сейчас мы послушаем пьесу Чайковского из цикла “Времена года”. “Декабрь”. Слушая это произведение, постарайтесь запомнить ту картину, которую вы мысленно увидите.

Учитель: - А теперь, давайте немного поиграем.

7. Игра «Не дай упасть снежинке» .
Правила: Игрок берёт кусочек ваты, подбрасывает его и пытается не дать ему упасть, дуя на него. (под Вальс Штрауса "Весенние голоса")

8. Учитель: – Часто зиму называют “Волшебница-зима”. Почему? Что волшебного происходит зимой? (Заслушиваются ответы детей). Послушайте загадки и отгадайте их:

Протяжною песней метель успокоит,
И скатертью белой он землю укроет. (Снег)

На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые. (Снег.)

Белый сахар,
Белый мел,
Он, известно, тоже бел.
Полетит, как пух, зимою,
Не поймать его порою. (Снег)

Вился, вился белый рой,
Сел на землю – стал горой. (Снег.)

Как белым всё укроет,
Увидим мы с тобою,
Засыплет все дорожки,
Дома, скамьи, порожки. (Снег)

Зима пришла, случилось чудо,
Пух белый появился ниоткуда. (Снег)

Он пришёл негаданно, удивил нас всех,
А для ребят желанный белый, нежный… (Снег.)

Из небесного мешка
Вдруг посыпалась мука!
Засыпает всё вокруг -
Лес, поля, дома и луг...
А как только ты возьмёшь,
Да муки той наберёшь…
Смотришь, а её уж нет!
Лишь остался мокрый след.
Что за странная мука?!
Не видать нам пирога! (Снег)

Какой это мастер
На стекла нанёс
И листья, и травы,
И заросли роз? (Е. Благинина. “Мороз”.)

9. Учитель:

– Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные –вырезные,
А возьмешь – вода в руке

Ребята: Снежинки.

Учитель: Девочки приготовили нам настоящий "Танец снежинок". Встречайте!

10. Ученица читает стихотворение Г. Галина “Иней”.

По деревьям серебристая
Перекинулась фата –
Белоснежная, пушистая,
Кружевная красота!
И себя березка грустная
Не могла узнать сама –
Так украсила искусная
Ветки деревца зима…

11. Ученик читает стихотворение С. Михалкова “Белые стихи”.

Снег кружится,
Снег ложится –
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
Рады серые синички:
На морозе мерзнут птички,
Выпал снег – упал мороз!
Кошка снегом моет нос.
У щенка на черной спинке
Тают белые снежинки.
Тротуары замело,
Все вокруг белым-бело:
Снего-снего-снегопад!
Хватит дела для лопат,
Для лопат и для скребков,
Для больших грузовиков.
Снег кружится,
Снег ложится –
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
Только дворник,
Только дворник
Говорит:
– Я этот вторник
Не забуду никогда!
Снегопад для нас – беда!
Целый день скребок скребет,
Целый день метла метет.
Сто потов с меня сошло,
А кругом опять бело!
Снег! Снег! Снег!

12. Ученик читает стихотворение Мартинас Вайнилайтис “Возле дома снежный дед”.

Возле дома снежный дед
В шубу снежную одет.
Он кряхтит на всю округу,
Он зовет свою подругу.
Мы и стали во всю прыть
Бабу снежную лепить.
А она сказала: – Скука!
Нету внучки, нету внука!
Мы слепили и внучат –
Маленьких снеговичат.

13. Дети исполняет русскую народную песню в обработке Я. Римского-Корсакова “Здравствуй, гостья-зима!”

Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам -
Песни Севера петь
По лесам и полям.
Есть раздолье у нас!
Где угодно, гуляй,
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать,4 (79.45%) от 73 голосующих

Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые умели делать это блестяще: их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа.

Природные явления, музыкальные зарисовки растительного и животного мира предстают в инструментальных и фортепианных произведениях, вокальных и хоровых сочинениях, а иногда даже в виде программных циклов.

«Времена года» А. Вивальди

Антонио Вивальди

Четыре трёхчастных скрипичных концерта Вивальди, посвящённые временам года, – без сомнения, самые известные музыкальные произведения о природе эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам написаны, как считается, самим композитором и выражают музыкальный смысл каждой части.

Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи. Многие ремарки композитора в партитуре прямо указывают на то или иное явление природы, которое должно быть изображено.

Вивальди “Времена года” – “Зима”

«Времена года» Й. Гайдна

Йозеф Гайдн

Монументальная оратория «Времена года» явилась своеобразным итогом творческой деятельности композитора и стала подлинным шедевром классицизма в музыке.

Четыре сезона последовательно предстают перед слушателем в 44-х картинах. Герои оратории – сельские жители (крестьяне, охотники). Они умеют и работать, и веселиться, им некогда предаваться унынию. Люди здесь – часть природы, они вовлечены в её годичный цикл.

Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора.

У Гайдна музыкальные произведения о природе связываются с жизнью людей – они почти всегда присутствуют на его «картинах». Так, например, в финале 103-ей симфонии мы словно находимся в лесу и слышим сигналы охотников, для изображения которых композитор прибегает к известному средству – . Послушайте:

Гайдн Симфония № 103 – финал

************************************************************************

«Времена года» П. И. Чайковского

Композитор избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра.

Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.

Чайковский “Времена года” – Март – “Песнь жаворонка”

************************************************************************

«Карнавал животных» К. Сен-Санса

Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля. Несерьёзность замысла определила судьбу произведения: «Карнавал», партитуру которого Сен-Санс даже запретил публиковать при жизни, полностью исполнялся только в кругу друзей композитора.

Оригинален инструментальный состав: помимо струнных и нескольких духовых сюда входят два фортепиано, челеста и такой редкий в наше время инструмент, как стеклянная гармоника.

В цикле 13 частей, описывающих разных животных, и финальная часть, объединяющая все номера в цельное произведение. Забавно, что к числу животных композитор отнёс и начинающих пианистов, усердно разыгрывающих гаммы.

Комичность «Карнавала» подчёркивают многочисленные музыкальные аллюзии и цитаты. Например, «Черепахи» исполняют оффенбаховский канкан, только в несколько раз замедленный, а контрабас в «Слоне» развивает тему берлиозовского «Балета сильфов».

Сен-Санс “Карнавал животных” – Лебедь

************************************************************************

Морская стихия Н. А. Римского-Корсакова

Русский композитор знал о море не понаслышке. Гардемарином, а потом мичманом на клипере «Алмаз» он проделал далёкий путь к североамериканскому побережью. Любимые им морские образы возникают во многих его творениях.

Такова, например, тема «океана-моря синего» в опере «Садко». Буквально в нескольких звуках автор передаёт скрытую мощь океана, и этот мотив пронизывает всю оперу.

Море царствует и в симфонической музыкальной картине «Садко», и в первой части сюиты «Шехеразада» – «Море и Синдбадов корабль», в которой штиль сменяется бурей.

Римский-Корсаков “Садко” – вступение “Океан-море синее”

************************************************************************

«Румяной зарёю покрылся восток…»

Ещё одна любимая тема музыкальных произведений о природе – восход солнца. Тут сразу приходят на ум две самые известные утренние темы, чем-то перекликающиеся между собой. Каждая по-своему точно передаёт пробуждение природы. Это романтическое «Утро» Э. Грига и торжественный «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского.

У Грига имитация пастушьего рожка подхватывается струнными инструментами, а затем и всем оркестром: солнце восходит над суровыми фьордами, и явственно слышится в музыке журчание ручья и пение птиц.

Рассвет Мусоргского тоже начинается с пастушьей мелодии, в крепнущее оркестровое звучание словно вплетается звон колоколов, и над рекой всё выше поднимается солнце, покрывая воду золотой рябью.

Мусоргский – “Хованщина” – вступление “Рассвет на Москве-реке”

************************************************************************

Перечислить все , в которых развивается тема природы, практически невозможно – слишком длинным получится этот список. Сюда можно включить концерты Вивальди («Соловей», «Кукушка», «Ночь»), «птичье трио» из шестой симфонии Бетховена, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, «Золотых рыбок» Дебюсси, «Весну и осень» и «Зимнюю дорогу» Свиридова и многие другие музыкальные картины природы.

Выбор редакции
22.09.2006, Фото Анатолия Жданова и УНИАН. Ордена по разнарядке Депутаты и министры все чаще получают госнаграды неизвестно за какие...

Истинное значение физической величины определить абсолютно точно практически невозможно, т.к. любая операция измерения связана с рядом...

Сложность жизненного уклада муравьиной семьи удивляет даже специалистов, а для непосвященных вообще представляется чудом. Трудно поверить...

В разделе на вопрос хромосомная пара 15 заданный автором Арина лучший ответ это Считают, что 15 пара несёт ответс. за онкологические...
Они хоть и маленькие, но очень сложные существа. Муравьи способны создать сложные дома с туалетом для себя, использовать лекарства для...
Тонкость Востока, современность Запада, теплота Юга и загадочность Севера – все это о Татарстане и о его людях! Представляете, насколько...
Хуснутдинова ЕсенияИсследовательская работа. Содержание: введение, народные промыслы и ремесла челябинской области, народные промыслы и...
Во время круиза по Волге мне удалось посетить самые интересные места на теплоходе. Я познакомился с членами экипажа, побывал в рубке...
В 1948 году в Минеральных водах скончался батюшка Феодосий Кавказский. Жизнь и смерть этого человека была связана со многими чудесами,...
Новое