Откуда в пушкинском музее мумии. Индивидуальные экскурсии в музей изобразительных искусств имени пушкина. Кому подойдет экскурсия


Полтора года назад из Пушкинского музея вынесли всех импрессионистов и работы XX века. Теперь они живут в отдельном здании слева (ранее - Музей личных коллекций, ныне - Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков). В результате на верхних этажах основного здания освободилась куча места - экспозицию решили обновить. Всем хранителям было что вынуть из-под полы - и, разумеется, всем хотелось. Хотя значительно увеличиться могли лишь две коллекции - голландская, за счет бесконечных и бесконечно плодовитых малых голландцев (великие давно в экспозиции), и итальянская, где есть что прибавить к каждому столетию (хотя не представленные ранее имена в основном знакомы лишь искусствоведам, причем итальянистам). В результате добавили и тех и других, но в разных пропорциях. Но обо всем по порядку.

За ночь экспозицию, конечно, не поменяешь, процесс долгий. Залы закрывались по очереди, ремонтировались и менялись, картины реставрировались и доставались из запасников. Унесли наверх французов, собрали в одном зале Рембрандта и его школу. Постоянным посетителям музея это вряд ли покажется поразительной метаморфозой - ну, стены покрасили, этикетки сменили, щиты новые сделали. Но если вспомнить, как все выглядело в прошлом году, - оказывается, все так же, да не так. На первом этаже неизменными остались лишь Греческий и Итальянский дворики (в первом появился проект реконструкции музея, а во втором елка, но это, вероятно, не навсегда). Все остальное перемешалось. Левую анфиладу теперь полностью занимают древности и античность, вытеснившие итальянские иконы и Раннее Возрождение. Правда, путь туда по-прежнему лежит через фаюмские портреты, а «Сокровища Трои», вошедшие теперь в постоянную экспозицию, давно находятся в музее под видом выставки. По центру теперь вход в итальянские залы, в предбаннике которых выставлены произведения Византии. В зале с Итальянским Возрождением больше не показывают Кранаха и ранних немцев. Затем, минуя Итальянский дворик и пройдя через французский портик, попадаешь в северную школу (раньше здесь были французы): у вынесенного из Италии Кранаха теперь свой отдельный закуток. Далее по анфиладе следуют отдельные фламандские и голландские залы с уголками Рубенса и Рембрандта. В Голландии появился Питер де Хох, о существовании которого никто, кроме хранителей, и не догадывался. На втором этаже по-прежнему большую часть залов занимают копии и слепки (их, к сожалению, не тронули). Зато в левом крыле поселились итальянцы - академисты, маньеристы и венецианская школа. Появился новый замечательный Тьеполо, Маньяско и несколько Веронезе (со школой). Правое крыло, как уже говорилось выше, отдано французам, обогатившимся Лебреном и Лорреном. В целом же экспозиция увеличилась на треть, что приятно. Теперь от Пушкинского ощущение, как после неаполитанского музея Каподимонте, - будто история искусства состоит в основном из античности и массы итальянцев, а все прочее было так, по мелочи.

Самое удивительное, что вся эта красота - ненадолго: музей скоро вообще закроют. К столетнему юбилею (то есть к 2012 году) Пушкинский должны реконструировать. Проектом реконструкции занимается Норман Фостер, по предварительным планам, на Волхонке появится огромный подземный музейный квартал. Финал этой истории непредсказуем: пока проект пройдет все согласования, подземный музей может превратиться в тридцатиэтажный торговый центр - но с Пушкинским, надеемся, этого не случится. Пока же в залах музея уже проведена одна незаметная реформа. Дело в том, что в наших музеях принцип осмотра принудительный - благодаря анфиладной системе залов. То есть посетитель не может посмотреть только Рембрандта или только малых голландцев - чтобы добраться до них, волей-неволей приходится миновать множество разных стилей, имен и эпох. Раньше, чтобы попасть в залы древней Ассирии, нужно было пройти итальянские иконы, а вход в Италию XVII–XVIII веков лежал через французский зал. Теперь же можно отдельно сходить в залы античности или ранней Италии, или Голландии, или поздней Франции. Хотя, если честно, музей такой маленький, что просмотрев в один присест всю экспозицию, даже в увеличенном на треть варианте, не устанешь ни за что.

Адрес: г.Москва, ул. Волхонка, д. 12 , м. Кропоткинская

Одни боги с головами зверей чего стоят?! Прикоснуться к этой древней и загадочной культуре в современном мегаполисе довольно просто, к нашим услугам залы с лаконичными названиями «Искусство Древнего Египта» и «Эллинистический и римский Египет, коптское искусство», номера 1 и 6 соответственно. Дабы сохранить свежесть восприятия, посоветуем взять схему музея или спросить путь у местных служителей, поверьте, оно того стоит.

Здесь даже само помещение стилизовано под Древний Египет: «тростниковые» колонны, роспись на потолке, узорчатый пол. Среди экспонатов подлинники от 4 тыс. до нашей эры, от такой старины дух захватывает! В залах музея можно увидеть статуи, рельефы, мумии людей и животных, предметы быта, амулеты, сосуды и украшения. Помимо статуэток и саркофагов впечатляет модель погребальной ладьи и косметическая ложечка в виде плывущей девушки, и конечно папирусы (например, отрывок из «Книги Мёртвых»). Из более «современного» великолепные коптские ткани и маски, всё тончайшей работы и достойно восхищения. Мы, между тем, проникшись экзотикой, продолжаем прогулку!


Зал 1. Искусство Древнего Египта.

Коллекция египетских подлинников поступила в музей от санкт-петербургского академика Владимира Семёновича Голенищева. В.С.Голенищев был учёным, археологом, он ездил в Египет с экспедицией от Государственного Эрмитажа и выполнял роль надзирателя за работами. Параллельно он собирал коллекцию для себя. Санкт-петербургская коллекция собиралась во время раскопок, поэтому её предметы точно датированы, атрибутированы и привязаны к той или иной гробнице. А для себя В.С.Голенищев покупал предметы на «чёрном рынке». Поэтому они были ни атрибутированы и ни датированы. Уже позже учёные определяли возраст памятников и принадлежность к той или иной гробнице по параллелям с другими подобными артефактами.

В 1909 году Голенищев разорился и был вынужден продать свою коллекцию. Но, несмотря на выгодные предложения из разных стран, учёный хотел, чтобы его коллекция осталась в России, поэтому он продал её за меньшую сумму императорской казне. Причём, первую половину суммы ему выплатили сразу, вторую обещали выплатить позже, да так никогда с учёным и не расплатились, как у нас в России водится.

Коллекцию решили отправить в Москву, потому что в Эрмитаже уже было собрание египетского искусства. В итоге, московская коллекция оказалась даже лучше, чем та, что выставлена в Эрмитаже. Она меньше по количеству предметов, но их качество значительно выше. Ведь В.С.Голенищев старался, чтобы каждая эпоха, каждое явление в египетской культуре, были представлены каким-либо предметом. Именно поэтому, собрание египетских древностей в ГМИИ хоть и компактнее, но лучше собрания Эрмитажа. В настоящее время это лучшая в России коллекция египетского искусства. И она стала первой коллекцией подлинников в музее.

Зал № 1, где сейчас экспонируются памятники Древнего Египта, специально перестроили под коллекцию В.С.Голенищева. Его собрание попало в музей, когда он ещё находился на стадии строительства.

Потолок поддерживают колонны в древнеегипетском стиле, имитирующие связки папируса. Вся архитектура зала восходит к одному из залов древнеегипетского храма. Чтобы представлять себе обстановку древнего святилища, Роман Иванович Клейн ездил в Египет, посещал и осматривал храмы. В частности, он обратил внимание на храм Амона в Луксоре и прежде всего ориентировался на него. Окна были завешены, потому что зал египетского храма не предполагал естественного освещения. Вверху, на потолке, помещается многократно повторенное изображение птицы с распростёртыми крылами, это образ богини неба Нут.


Потолок также расписан под звёздное небо.

Один из залов египетского храма фактически воспроизводил природу на берегах Нила, горы царственных папирусов.
И.В.Цветаев специально просил Р.И.Клейна сделать зал в таком стиле для того, чтобы посетитель не просто посмотрел отдельные предметы, но и проникся атмосферой Древнего Египта. К тому же, изначально музей планировали как учебный и его целью было дать студентам представление не только о живописи, скульптуре и мелкой пластике, но и об архитектуре.

О коллекции . Реэкспозиция в зале проходила несколько лет назад, в 2012 году. Некоторые памятники оказались в фондах, другие – наоборот, выставили. В настоящее время представлена примерно треть имеющейся коллекции, то есть большая часть египетских древностей находится в запасниках.

ПАМЯТНИКИ
Саркофаг и мумия Хор-Ха. Любопытно, что эту мумию никак не могут сфотографировать, рентгеновские снимки никогда не получаются. Мумия “не хочет” открывать свои тайны. Это мумия жреца Хор-Ха, он умер во 2 тысячелетии до н.э.

Мумия находится в горизонтальной витрине справа от входа в зал

Как египтяне бальзамировали мумию? Существует множество рецептов и все они, по сути, сводятся к одной и той же технологии: в боку мёртвого тела делали надрез. Эго делал специально обученный человек, которого называли «парасхист» (вспарыватель). Тело умершего человека считалось священным и поэтому, парасхиста, с одной стороны, нанимали родственники умершего и платили ему деньги за нанесение надреза на боку. С другой стороны, как только парасхист наносил надрез, он со всех ног убегал. Люди, которые его наняли, теперь бежали за ним и бросали в него камни за то, что он совершил такое святотатство.

Затем, через разрез доставали внутренности, которые промывали, помещали в специальные сосуды, наполненные бальзамирующими веществами. Такие сосуды есть в коллекции музея, они расположены в вертикальной витрине за мумией Хор-Ха, в углу, почти напротив входа в зал).


Все полости в теле также заполняли бальзамирующими веществами. Тело помещали в «натрон» – некое подобие соды. Натрон вытягивал из тела всю влагу и начинался процесс мумификации. Тело было иссушено, поэтому уже не могло истлеть. Его повивали льняными бинтами и помещали в саркофаг.

Саркофаг жреца Хор-Ха не самый лучший и не самый красивый в коллекции. Самый лучший – это саркофаг Маху.

Саркофаг Маху.



Он повторяет форму мумии, гробница сужается к ногам. На саркофаг всегда помещалась маска, которая должна была обозначать лицо умершего. Именно обозначать, а не изображать. Потому что в независимости от того, кого хоронили – старика, девушку, женщину, человека молодого или старого – маска всегда была одинаковая. Лицо маски рисовали с широко раскрытыми глазами, подчёркнутыми чёрной или тёмно-синей краской.

Египтяне верили, что когда душа вновь соединится с телом, то она должна войти в саркофаг именно через глаза. Для этого тело сохраняли, мумифицировали.

Саркофаг Маху – блестящий образец древнеегипетского искусства. Он выполнен из дерева, этот материал очень высоко ценился в Древнем Египте, дерева было немного. Чёрный цвет саркофага подчёркивает сияние позолоты. Позолота, тонкость проработки деталей свидетельствует о том, что это саркофаг очень богатого человека, выполненный лучшими мастерами.

Несомненно, лучшими египетскими мастерами выполнялись и деревянные статуи Аменхотепа и его жены Раннаи. Эти фигуры, с одной стороны, соединяют традиции египетского искусства.

Аменхотеп и его жена, «певица Амона», Раннаи - жрецы храма бога Солнца.

Египтяне всегда изображали людей в застывшей позе широкого шага с прямыми ногами. Это не совсем живоподобно, ведь во время ходьбы колени сгибаются. Здесь ноги прямые, руки вытянуты вдоль тела и прижаты к нему. Левая рука Раннаи согнута в локте и тоже прижата к телу. Правило здесь сочетается с очень тонким психологизмом. Фигура мужчины высокая, он широкоплечий. Он уверенно шагает, его голова высоко поднята и открыта. Он жрец, поэтому не носит парика и волосы не затемняют лицо, оно ярко освещено. Он чуть-чуть поворачивает голову влево. Он как будто сопротивляется правилу, согласно которому изображаемый должен был смотреть прямо перед собой. Фигура его жены тонкая, хрупкая, она мелко семенит ногами в своём узком платье, в противоположность широкому шагу мужа. Её лицо чуть приопущено, на лицо падает тень от волос. С правой стороны волосы не сохранились, но они тоже были. На лице женщины появляется мечтательное, загадочное выражение. Именно так египтяне представляли себе идеального мужчину и идеальную женщину. Мужчина – сильный и решительный, женщина – хрупкая, тонкая, загадочная. И в этом прелесть египетского искусства. С одной стороны, оно имеет строгие правила, с другой – внутри этих правил может быть очень тонкая и изысканная психологическая характеристика.

Кроме дерева египтяне очень любили слоновую кость, а ещё больше – камень.
Косметическая ложечка. Шедевр музея – маленькая костяная ложечка, она известна на весь мир. Это тончайшая работа из слоновой кости. Ложечка предназначается для косметики.



Она представляет собой шкатулку для хранения косметических средств, её можно открыть. Шкатулка выполнена в виде плывущей девушки с цветком лотоса в руках. Кроме раскрашенной и нераскрашенной слоновой кости здесь использовано буковое дерево, из этого материала сделан паричок у девушки. Такая тонкая, изящная вещь, возможно, употреблялась в быту богатых людей, а возможно, была ритуальной. Происходит она, конечно, из гробницы.

Особенностью древнеегипетской культуры в том виде, в котором она до нас дошла, является то, что предметы происходят не из домов или из дворцов, а именно из гробниц. Это то лучшее., что египтяне хотели взять с собой в загробное царство.

Здесь также представлена эпоха Среднего Царства в египетском искусстве. Название говорит о том, что это середина существования древнеегипетского царства – 2-ое тысячелетие до н.э. В это время особое внимание в египетском искусстве уделяется портретным изображениям.

Скульптуры Аменемхета III интересны тем, что их сохранилось достаточно много.

Фараон правил достаточно долго, он основал фаюмский оазис в Египте. Его изображали неоднократно, в разном возрасте, его изображение можно найти в разных музеях – в берлинском, в Эрмитаже. По его портретам можно наблюдать, как внешность фараона менялась с возрастом. В ГМИИ Аменемхет III представлен не стариком, но и не молодым человеком. Если присмотреться, то можно заметить мешки под глазами, тяжёлые, нависшие веки, морщинистые губы, то есть фараон далеко не юн. Но его голова присоединена к телу молодого и сильного юноши, так как фараон в Древнем Египте считался богом и олицетворением Египта и всегда должен был изображаться сильным и молодым. Поэтому здесь, с одной стороны присутствует портретное изображение, а с другой, обожествление фараона, представленного в теле молодого и сильного юноши, который ничем от богов не отличается.

На этом разговор о египетском искусстве можно заканчивать, мы увидели шедевры зала. Если есть время, можно показать рельеф начальника сокровищницы Иси. (Рельеф. Известняк. Середина 3-го тыс. до н. э.)

Существуют несколько рельефных изображений казначея фараона Иси. Следует подчеркнуть, что при изображении человека египтяне пользовались строгими правилами. Плечи человека развёрнуты в фас, голова имеет сложный поворот. В действительности, совершенно невозможно свернуть глаз так, как он изображён. Человек смотрит прямо на нас, то есть глаз изображён в фас, при этом голова повёрнута в профиль. Такое изображение показывало, что изображённый человек живой, что он способен к движению.

Когда египтяне изображали мумию, не живое тело, то в композициях, посвящённых погребению, мумию изображали либо строго в фас, либо строго в профиль. Сложное изображение казначея Иси подчеркивало, что человек живой, поэтому и собирали разные точки зрения. То, что для нас считается нереалистичным, с их точки зрения было совершенным реализмом, указанием на то, что это живой человек.

Интересное исследование затеяли в Курчатовском институте, том самом институте, который создал Игорь Васильевич Курчатов, отец советской атомной бомбы. Изучить египетские мумии с помощью самой современной техники. Мумии взяли в музее. Это совместный проект Курчатовского института и Пушкинского музея.

Ученые надеются получить новую информацию о далеком прошлом. Чем болели люди в Древнем Египте, чем лечились, как питались. Лучше понять, как они жили тысячи лет назад. Будем надеяться, что после этих высокотехнологичных упражнений мумии не оживут.

К современным технологиям мир привыкает довольно быстро. Никого уже не удивляет, что компьютерный томограф может сказать о пациенте буквально все.

«Перед вами кокон этой мумии. И вы с помощью рентгеновской томографии можете видеть детали. Видите - вот перед вами возникает вся картина. Ну а теперь отсюда вы можете делать комплекс исследований антропологических, медицинских, судебно-криминалистических, генетических, химических, физико-химических и так далее. То есть перед вами открывается новая планета», - рассказывает президент НИЦ "Курчатовский институт", член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук.

Президент Курчатовского института Михаил Ковальчук не преувеличивает - о жизни древних египтян написаны сотни книг, а в них тысячи версий развития цивилизации, о которых археологи спорят десятилетиями, основываясь на редких находках и обрывках описаний тысячелетней давности, и вот появляется что-то, что можно в буквальном смысле потрогать - и даже больше. Напечатанная на 3D-принтере модель черепа египетской мумии может, оказывается, рассказать невероятно много.

«Вы можете сделать слепок принципиально новым технологическим подходом - раз. Вторая вещь, следующий шаг - это культура, она у нас на очень высоком уровне - в институте этнологии, в частности, был такой Герасимов, потом академик Алексеев, вы можете теперь восстановить облик, лицо по черепу, это есть основа, для того уже мы делаем следующий шаг, чтобы восстановить реальный облик лица», - поясняет президент НИЦ "Курчатовский институт", член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук.

И это уже не просто череп. В Пушкинском музее признаются: решиться на такой проект было непросто - бесценные экспонаты редко покидают музейные стены, а тут масштабное исследование - как не волноваться? Но уже первые результаты перевернули представление о том, что столько лет было перед глазами.

Впереди еще палеогенетические исследования, они расскажут еще больше. Для директора Пушкинского музея Марины Лошак сотрудничество с Курчатовским институтом стало настоящим откровением - кто бы мог подумать, чего можно добиться, закончив вечный спор физиков и лириков.

«Далеко не в каждой стране есть те возможности, которые могут предоставить нам Курчатовский институт со всем объемом самых разных знаний. Тут дело не только в установках и приборах современных, не только в КАТЭ и МРТ. А дело в том, кто те ученые, которые с ними занимаются этим исследованием, благодаря которому мы можем составить себе представление о том человеке, которого мы сейчас собственно называем словом мумия, о его особенностях строения, о его болезнях», - директор ГМИИ имени А. С. Пушкина Марина Лошак.

Болезни древних - еще одно открытие. Хоть нас и разделяют тысячелетия, но, если разобраться, не так уж далеко современный человек ушел от египетских фараонов.

«Открывается совершенно новый мир, который поможет нам с вами лучше разбираться в природе болезней, в том, что происходит с нами. Вот знаете, мы часто говорим о том, что, скажем, остеохондроз или пародонтоз - это болезнь современной цивилизации. Но, видите, вот эти люди, которых мы сейчас видим в виде мумий, у них подчас существуют ярко выраженные того, что называется остеохондрозом или пародонтозом и так далее. То есть на самом деле тут много интересных вещей», - отмечает Михаил Ковальчук.

До того много, что хватит на десятки научных трудов, а ведь проект пока примерно на середине пути. Но уже сейчас очевидно: посетители Пушкинского музея скоро увидят совсем другой египетский зал, а привычное слово «мумия» получит, возможно, новый смысл.

«Главное откровение от человека с воображением - это визуализация и представление о том, что мы говорим о конкретном биологическом существе, у которого была своя жизнь, свой контекст жизни внутри этого исторического периода. У него были свои волнения, свои жизненные травмы, он жил, он перестал быть просто предметом искусства, или частью предмета искусства, или не просто музейным экспонатом. Мы приблизили к себе реальную жизнь реального человека», - отмечает Марина Лошак.

Это то, что получили лирики - физики, похоже, мыслят глобально. Для них работа с Пушкинским музеем - местом, где хранятся артефакты прошлого, оказалась в каком-то смысле дверью в будущее.

«Сегодня мы присутствуем с вами при изменении парадигмы развития науки. У нас сегодня происходит слияние гуманитарных и естественных научных знаний, которые 300 лет разделилось на две самостоятельные ветви. Казалось бы, Курчатовский институт, место, где создавалась ядерный щит страны, подводные лодки атомные, и этот прожектор также ярко, как он высвечивал в свое время вычерчивая контуры ядерного прорыва, точно также он смотрит в сторону культуры, искусства и живой жизни. Потому что это некая замороженная, но живая жизнь когда-то была», - говорит президент НИЦ "Курчатовский институт", член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук.

Ученым еще предстоит сделать сотни анализов и исследований. Итогом совместного проекта Пушкинского музея и Курчатовского института станет выставка, она должна открыться в 2019 году. Посетителям здесь уже обещают: будет чему удивиться.

Приглашаю вас на познавательную прогулку для детей и взрослых по залам Древнего Египта . Во время экскурсии ребята познакомятся с египетским искусством и разгадают секреты загадочной древней цивилизации: узнают, кто придумал мумию, зачем построили пирамиды, что обозначают причудливые иероглифы и какую функцию выполняли жрецы. А в конце участников ждет творческое задание, которое позволит в игровой форме закрепить материал и лучше запомнить новые интересные факты!

Что вас ожидает

Погружение в культуру Древнего Египта

В залах музея ребята познакомятся с одним из лучших в мире собраний предметов древнеегипетской цивилизации. Рассмотрят древнюю мумию и саркофаги, настоящего сфинкса, скульптурный портрет фараона, египетские папирусы и рельефы, исписанные иероглифами, а также шедевры коллекции - парную скульптуру жрецов Аменхотепа и Раннаи и косметическую ложечку из слоновой кости, в которой хранились краски и благовония. Каждый предмет коллекции расскажет ребятам об искусстве Древнего Египта, религиозных культах и повседневной жизни египтян, их быте и письменности.

Загадки египетской цивилизации

Египтяне оставили нам множество загадок и символов, которые вам предстоит разгадать во время экскурсии! Вы узнаете, как и почему египтяне делали мумий, зачем были построены пирамиды, в чем особенность египетских иероглифов, кто такие сфинксы и почему у египетских богов звериные головы. А в конце экскурсии для закрепления материала дети получат «папирус» с пустыми окошками, которые заполнят наклейками с изображениями египетских шедевров, и ответят на вопрос, для чего египтяне создали эти произведения искусства.

Кому подойдет экскурсия

Экскурсия рассчитана на детей 10-12 лет, также программу можно адаптировать и под взрослую аудиторию.

Организационные детали

  • В зависимости от состава участников группы (дети или взрослые) может меняться стоимость программы.
  • Билеты для школьников в музее приобретаются отдельно. Билеты бесплатные, но их необходимо получить в кассе
  • Взрослые, сопровождающие детей, покупают входные билеты в кассе музея. Стоимость полного билета 300р. Для получения льготы необходимо предъявить документ.
  • День экскурсии необходимо согласовывать минимум за 7 дней до нужной даты .
Выбор редакции
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...