Петров-водкин кузьма. Кузьма Петров-Водкин – биография и картины художника в жанре Символизм – Art Challenge



Творческая судьба Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878-1939) складывалась счастливо. Превращение сына сапожника в знаменитого живописца, его стремительное перемещение из волжского захолустья в центры европейской культуры (Петербург, Москва, Мюнхен, Рим, Париж), его соседство с крупнейшими деятелями русского искусства в рафинированных столичных кругах - все это кажется фантастичным. В искусстве Петрова-Водкина цельно отобразился парадоксальный строй его личности: провинциально-цепкое, хозяйски-бережливое отношение к материалу духовной деятельности, с одной стороны, и космический размах гипотез, проектов, удивительная свобода мышления, интеллектуальное бескорыстие - с другой.

"Богоматерь Умиление злых сердец" 1914-1915

Первые робкие опыты привели пятнадцатилетнего юношу в Классы живописи и рисования Ф. Е. Бурова (Самара). В 1895 году с помощью меценатов он отправился в Петербург и поступил в Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица. Однако спустя два года, осознавая свое живописное призвание, Петров-Водкин перешел в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), которое окончил в 1904 году. Здесь ему посчастливилось работать в мастерской Валентина Серова. Кроме того, в 1901 году он был в Мюнхене, где посещал художественную школу А. Ашбе. Годы пребывания в МУЖВЗ отмечены литературными занятиями (проза и драматургия), подчас столь интенсивными, что художник даже колебался в выборе между живописью и литературой. Путешествие в Италию, длительное пребывание во Франции, учеба в парижских студиях, знакомство с современным европейским искусством расширили художественный горизонт Петрова-Водкина, окончательно определив выбор пути. Поездка в Северную Африку послужила основой работ, показанных в парижском Салоне (1908), а затем и на родине. В 1909 году в редакции журнала "Аполлон" состоялась первая персональная выставка Петрова-Водкина. На следующий год художник стал членом объединения "Мир искусства", с которым был связан до его роспуска (1924).

"Автопортрет" 1907

"Яблоко и вишня" 1907

"В мастерской художника" 1901

"Театр. Фарс" 1907

"Театр. Драма" 1907

"Кафе" 1907

"Портрет Марии Федоровны Петровой-Водкиной, жены художника" 1907

"Натурщик" 1906

"Натурщица" 1907

"Негритянка" 1907

"Берег" 1908

"Портрет Анны Пантелеевны Петровой-Водкиной, матери художника" 1909

"Старухи" 1909

Уже в ранний период творчество Петрова-Водкина отмечено символистской ориентацией ("Элегия", 1906; "Берег", 1908; "Сон", 1910); здесь, безусловно, сказалось влияние старших современников (Михаил Врубель, Виктор Борисов-Мусатов, П. Пюви де Шаванн; в области литературы - Морис Метерлинк). Общественный резонанс первых выступлений художника носил противоречивый характер. Картина "Сон" вызвала бурную полемику и принесла молодому живописцу широкую известность, поскольку лагерь критики возглавил сам Илья Репин, а защиту - Александр Бенуа. Одни видели в Петрове-Водкине "новейшего декадента", у других с его творчеством связывались "аполлонические" ожидания, утверждение неоклассической тенденции. Сам же художник не мог судить о себе столь определенно: называя себя "трудным художником", он не лукавил. Дальнейшая эволюция показывает, что символизм художественного языка коренился в самой натуре живописца, равно как и в иконописной традиции, новое открытие которой состоялось именно в это время. "Играющие мальчики" (1911) и особенно "Купание красного коня" (1912) знаменуют принципиально важный рубеж в творчестве Петрова-Водкина. Хотя пластическая проработка объемов вступает в известное противоречие с условностью цвета и уплощением пространства, здесь ясно прочитывается стремление к синтезу восточной и западной живописных традиций, оказавшемуся столь плодотворным.

"Голова Юноши" 1910

"Женщина в хитоне" 1910

"Изгнание из Рая" 1911

"Купание красного коня" 1912

"Женская голова" 1912

"Автопортрет" 1912

"Натюрморт с яблоками" 1912

"Астры" 1912

"Портрет Наташи Грековой (Казачка)" 1912

"Юность (поцелуй)" 1913

"Мать" 1913

На протяжении 1910-х годов амплитуда поисков Петрова-Водкина остается очень широкой. Рядом с холстами монументально-декоративного характера, не лишенными стилизации ("Девушки на Волге", 1915), возникают психологизированные образы в "оболочке" почти натуралистической формы ("На линии огня", 1916).

"Портрет мальчика" 1913

"Девушки на Волге" 1915

"На линии огня" 1916

"Скрипка." 1916

Наиболее органичными представляются произведения, связанные с темой материнства, проходящей через все творчество Петрова-Водкина ("Мать", 1913; "Мать", 1915; "Утро. Купальщицы", 1917).

"Утро" 1917

"Полдень" 1917

"Яблоки" 1917

"Женская голова" 1918

"Микула Селянинович. Голова" Этюд. 1918

"Головы мальчиков" 1918

В то же время созревают идеи, приведшие Петрова-Водкина к созданию единственной в своем роде художественной системы. На первый план выдвигается проблема пространства, находящая разрешение в "сферической перспективе". Принципиальное ее отличие от "итальянской" перспективы - в расчете на динамику зрителя. Вместе с тем это организация символического пространства, адресующая к восприятию любого фрагмента действительности с "планетарной" точки зрения. Разнообразие пространственных позиций в картине связано с законом тяготения: наклонные оси тел образуют как бы веер, раскрытый изнутри картины. Чертами такой организации отмечены многие произведения: "Полдень. Лето" (1917), "Спящий ребенок" (1924), "Первые шаги" (1925), "Смерть комиссара" (1928), "Весна" (1935) и др. Понимание пространства как "одного из главных рассказчиков картины" вместе со специфическим истолкованием роли цвета (на основе первичной триады: красный, желтый, синий) определили зрелый живописный стиль Петрова-Водкина.

"1918 год в Петрограде" 1920

"Голова мальчика-узбека." 1921

"Автопортрет" 1918

Космологический символизм сказывается и в портретах ("Автопортрет", 1918; "Голова мальчика-узбека", 1921; "Портрет Анны Ахматовой", 1922, и др.). Художник считал живопись орудием усовершенствования человеческой природы и стремился обнаружить в человеке проявление вечных законов мирового устройства, сделать каждое конкретное изображение олицетворением связи космических сил. Может быть, именно это позволяло ему читать судьбу по лицам.

"Портрет Анны Андреевны Ахматовой" 1922

"Автопортрет" 1921

"Голова мальчика-узбека" 1921

"Композиция" 1921

"Ташкент (в чайхане)" 1921

"Утренний натюрморт" 1918

"Портрет дочери художника" 1923

"Портрет Н.А. (Женский портрет)"


"Селедка" 1918

В первые послереволюционные годы Петров-Водкин особенно часто обращался к натюрморту, находя в этом жанре богатые экспериментальные возможности ("Утренний натюрморт", 1918; "Натюрморт с зеркалом", 1919; "Натюрморт с синей пепельницей", 1920). Предметы включены в то же единство всеобщей, космической связи: взятые с высокой точки зрения, в ясно обозримых пространственных отношениях, они активно взаимодействуют, общаются друг с другом на своем предметном языке. Вместе с тем натюрморты с красноречивой точностью передают суровый дух времени ("Селедка", "Скрипка", оба 1918).

"Скрипка" 1918

"Натюрморт с синей пепельницей" 1920

"Натюрморт с зеркалом" 1919

"Скрипка" 1921

"Натюрморт. Цветы и женская голова" 1921

"Мадонна с младенцем" 1923

"После боя" 1923

"Портрет Мадам Боден" 1924

"Портрет Любови Михайловны Эренбург" 1924

"Эскиз грима Бориса к спектаклю " Борис Годунов" 1924

"Эскиз грима Марины Мнишек к спектаклю "Борис Годунов" 1924

"Париж. Нотр-Дам" 1924

"Натюрморт с письмами" 1925

"Работница (девушка в красном платке)" 1925

Многие произведения Петрова-Водкина построены по принципу двойной экспозиции ("1918 год в Петрограде", 1920; "После боя", 1923; "Смерть комиссара", 1928), что дает повод ассоциировать его живопись с языком кинематографа.

"Автопортрет" 1926

"В Шувалове" 1926

"Девушка у окна" 1928

"Утро в деревне (весна в деревне)" Эскиз 1928

"Смерть комиссара" 1928

"Автопортрет" 1929

"Портрет Сергея Дмитриевича Мстиславского" 1929

"Яблоко и лимон" 1930

На рубеже 1920-х и 1930-х годов Петров-Водкин, вынужденный из-за болезни на время оставить живопись, вновь обратился к литературному творчеству. Именно тогда им написаны автобиографические повести "Хлыновск" и "Пространство Эвклида", в которых он широко развил свои взгляды на природу и возможности искусства.

"Натюрморт. Черёмуха в стакане " 1932

"1919 год. Тревога" 1934

Последнее значительное произведение Петрова-Водкина - "1919 год. Тревога" (1934). Хотя своим названием картина адресует к конкретным историческим событиям, она сочетает в себе контрастные смыслы и вырастает до символа целой эпохи. Тревога за отечество, за человеческие судьбы, за будущее детей в 1934 году приобрела иной смысл, нежели в 1919.

"Весна" 1935

Ориентация на вечные ценности, присущая творчеству Петрова-Водкина, не могла быть принята советской идеологией сталинского времени. После смерти художника его имя оказалось полузабытым. Только в середине 1960-х годов произошло новое открытие Петрова-Водкина, благодаря чему теперь ясен истинный масштаб его дарования и ценность творческого наследия.


"Новоселье" 1937



" Кормление ребёнка"

"За самоваром"

"Портрет Андрея Белого." 1932

"Семейный портрет (автопортрет с женой и дочерью)" 1933

"Натюрморт (Стакан чая, Чернильница и яблоко на столе)" 1934

"Натюрморт. Виноград и Яблоко" 1934

"Землетрясение в Крыму." 1927

"Портрет дочери художника" 1935

"Дочь рыбака" 1936

"Девочка с куклой (портрет Татули)" 1937

"Натюрморт. Букет цветов и лампа" 1937

"Портрет ученого Леонида Витальевича Канторовича" 1938

"Пушкин в Петербурге (Пушкин на Неве)" 1937-1938

Доска на доме Петрова-Водкина на Каменноостровском проспекте

Кузьма́ Серге́евич Петро́в-Во́дкин (24 октября (5 ноября) 1878, Хвалынск, Саратовская губерния, Российская империя - 15 февраля 1939, Ленинград, СССР) - русский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930).

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился 24 октября (5 ноября) 1878 года в городе Хвалынске Саратовской губернии Российской империи, в семье сапожника.

Будучи учеником четырёхклассного городского училища, Кузьма познакомился с двумя местными иконописцами, у которых он мог наблюдать за всеми этапами создания иконы. Под впечатлением он пробует самостоятельно писать иконы и пейзажи масляными красками. В 1893 году он окончил училище.

Проработав лето в судоремонтных мастерских, по осени Кузьма отправился в Самару поступать в железнодорожное училище, но провалился. В итоге оказался в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова. Здесь он получил азы живописного искусства. Однако в 1895 году Буров скончался и образование осталось незаконченным. Позднее Петров-Водкин так вспоминал: «До окончания нашего пребывания у Бурова мы ни разу не попытались подойти к натуре, благодаря чему не получали настоящей ценности знаний».

Кузьма вернулся на родину, где ему помог случай. В Хвалынск приехал знаменитый петербургский архитектор Р. Ф. Мельцер. Он прибыл на Волгу по просьбе своей старой знакомой - помещицы Ю. И. Казарьиной, которая хотела попросить Мельцера выстроить для неё очередной особняк. Мать Петрова-Водкина Анна Пантелеевна работала горничной у сестры Казарьиной и показала архитектору рисунки своего талантливого сына. Мельцер был поражён его живописью и увёз Кузьму Сергеевича в Петербург, где дал хорошее художественное образование в петербургском Центральном училище технического рисования Штиглица. Хвалынские купцы, в том числе и Казарьина, присылали ежемесячно 25 рублей в помощь Кузьме, но тот считал это «подачкой, за которую потом нужно будет благодарить».

Свою работу художника Петров-Водкин начал с создания образа Богоматери с Младенцем на стене церковной апсиды Ортопедического института доктора Вредена в Александровском парке на Петроградской стороне. Для того, чтобы перевести эскиз своей иконы в майолику, Кузьма Сергеевич направился в Лондон, где картину обработали на керамической фабрике «Дультон».

В 1897 году Петров-Водкин переехал в Москву и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где учился у Валентина Александровича Серова . В 1900 году он работал на керамическом заводе в селе Всехсвятском под Москвой. Окончил МУЖВЗ в 1905 году.

С 1905 по 1908 год он занимался также в частных академиях Парижа. В этот период посетил Италию (1905) и Северную Африку (1907).

В 1911 году Петров-Водкин стал членом объединения «Мир искусства».

Был одним из членов-учредителей Вольной философской ассоциации (Вольфила, 1919-1924).

В 1924 году стал участником объединения «Четыре искусства».

В Советском Союзе Петров-Водкин много работал как график и театральный художник. Деятельность в театре начал в 1913 году в театре Незлобина. Оформил спектакли «Орлеанская дева» Шиллера (1913), «Дневник Сатаны» по Андрееву (1923, Ленинградский театр драмы им. Пушкина), «Женитьба Фигаро» Бомарше (1935, Ленинградский театр драмы им. Пушкина). Занимался также литературным трудом, сочиняя рассказы, повести, пьесы и очерки. Писал теоретические статьи, занимался преподаванием.

Петров-Водкин был одним из реорганизаторов системы художественного образования в стране. С 1918 по 1933 г. он преподавал последовательно в Петроградских Государственных свободных художественных учебных мастерских (ПГСХУМ), ВХУТЕМАС , ВХУТЕИН, Институте пролетарского изобразительного искусства (ИНПИИ), ИЖСА.

В августе 1932 года К. С. Петров-Водкин избирается первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников (ЛОССХ).

Художник скончался 15 февраля 1939 года в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.

В начальный период творчества Петров-Водкин испытал сильное влияние зарубежных мастеров символизма и «модерна ». Он считается одним из выразителей символистических тенденций в русской живописи в этот период. С 1910-х годов он перешёл от аллегорических к целостным монументально-декоративным произведениям. Петров-Водкин испытывал интерес к живописи раннего Возрождения и русской иконописи, что оказало влияние на разработку им сферической перспективы. Художник также создавал тематические картины, портреты, натюрморты .

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Темой нашей статьи будет биография Петрова-Водкина. Кузьма Сергеевич - выдающийся российский художник, работавший на рубеже 19-20 веков. Он занимался не только живописью, но и графикой, театрально-декоративным и монументальным искусством. Кроме того, Петров-Водкин является создателем нескольких автобиографических повестей. Об этом выдающимся человеке и поговорим.

Петров-Водкин биография

Родился Кузьма Сергеевич 24 октября 1878 года в в городе Хвалынске. Поначалу он учился в городском училище, а затем поступил в самарскую рисовальную школу. Позднее еще несколько лет был воспитанником Центрального училища технического рисования. И только в 1897 году будущий художник поступил в Московское училище живописи, зодчества и ваяния, где вошел в состав мастерской В. А. Серова. Окончил это учебное заведение в 1904 году.

Как художник Петров-Водкин (биография которого нами сейчас рассматривается) формировался во время серьезных перемен, происходящих как в политической жизни, так и в искусстве России и Европе. Не отжил еще а уже начали появляться новые направления, связанные с изменившимися эстетическими идеалами 20 века.

Еще одной сложностью творческого становления Петрова-Водкина было то, что он в пятнадцать лет увлекся литературой. Из-за этого художник долго не мог определиться, какому искусству отдать предпочтение. Живопись в итоге победила, но, как мы увидим далее, литературу Кузьма Сергеевич так и не оставил.

Путешествие в Италию и русская иконопись

В 1905 году отправляется в Италию Петров-Водкин. Биография этого периода, который составил четыре месяца, повествует об увлечении художника рисунком. Он запечатлел на бумаге все возможные движения и положения человеческого тела. Именно эти наброски легли в основу его первых работ - «Берег», «Элегия» и «Колдуньи».

После возвращения на родину биография Петрова-Водкина круто меняется. Художник знакомится с В 1911-1912 года он впервые увидел образцы иконописи 14-15 веков, которые произвели на него большое впечатление. С этого момента начались творческие искания Кузьмы Сергеевича в этом направлении. Именно на основе иконописи художник создает свой уникальный стиль.

«Купание красного коня», «Мать», «Девушка на Волге»

Начинает проявлять свою творческую самобытность Петров-Водкин, биография которого - предмет нашего обзора. Художника выносит на суд поклонников прекрасного отличные образцы им же и созданного стиля. Например, картина «Купание красного коня», принесшая Кузьме Сергеевичу популярность. Вначале планировалось изобразить сцену купания коней при закате солнца, которую автор когда-то видел на Волге, невдалеке от Харькова.

Но встреча с древнерусской живописью заставила изменить изначальную задумку. Теперь центром полотна стал огнеподобный пылающий конь, который вызывал бы ассоциации с образом Георгия Победоносца, встречающимся на множестве древних икон. На картине он стал символом благородства, могучей воли и неисчерпаемой энергии. Те, кто видели картину впервые, отмечали, что нашли в полотне предзнаменование будущих изменений в общественной жизни, которые, к слову, не заставили себя долго ждать. Не случайно на выставке «Мир искусства» картину поместили над входом, подобно знамени.

Затем появилась еще одна картина в том же стиле - «Мать». Работа над ней велась с 1911 по 1913 годы. На полотне нарисована сидящая женщина в красной юбке и розовой кофте, на руках у нее ребенок. А на заднем фоне изображены приволжские степи, уходящие в глубь картины.

Но наиболее важным стала полотно «Девушка на Волге», свидетельствующее о большом творческом росте Петрова-Водкина. Эта картина стала своего рода этапом на пути к формированию уникального стиля Кузьмы Сергеевича. Замысел ее возник у художника на основе впечатлений, полученных во время наблюдений за жизнью волжан. Однако не только родной Хвалынск помог в написании картины, но и воспоминания об итальянских фресках эпохи Возрождения, на которых с особым изяществом были изображены молодые девушки. Именно сочетание житейских наблюдений, работ итальянских мастеров и русская иконопись породило новый самобытный стиль.

Преподавание

Петров-Водкин (биография художника это подтверждает) уделял огромное внимание воспитанию своих молодых коллег. Так, он преподавал рисунок и живопись в художественной школе Е. Звягинцевой. Кроме того, Кузьма Сергеевич создал свою педагогическую систему, направленную на помощь молодым художникам в овладении мастерством живописи.

В это же время Петров-Водкин перешел в своем творчестве на систему трехцветия. Его концепция основывалась на утверждении, что все богатство цветовой палитры строится на основе трех цветов - синего, красного и желтого. Только сочетание этих оттенков может создать наиболее четкие и сильные гармонии. Это положение отлично иллюстрируют два полотна Петрова-Водкина: «Полдень. Лето» и «Утро. Купальщицы».

Революция

Встретил начало революционных действий на родине Петров-Водкин. Краткая биография Кузьмы Сергеевича рассказывает о том, что в этот период своей жизни он занимался созданием плакатов, оформлением журналов, делал всевозможные иллюстрации.

Наиболее ярко революционная действительность отразилась в полотне под названием «1918 год в Петрограде». На картине была изображена женщина с ребенком. Мать стоит на балконе, который изображен на фоне улицы, заполненной взбудораженной толпой людей. Она словно бы охраняет своего ребенка, что повышает общую эмоциональную настороженность всего полотна. У этой работы было и другое наименование - «Петроградская мадонна». Образ матери становится всеобъемлющим, единственным человеческим чувством, способным объединить всех людей.

Еще одним откликом на события революции стало полотно «Поле боя». На картине изображены трое красногвардейцев, скорбящих о командире, павшем в бою. На заднем плане можно увидеть момент гибели этого командира.

Кроме этого, на протяжении 20-30 годов художник работает над портретами. Так, в 1922 из-под его кисти выходит знаменитое изображение Анны Ахматовой.

Биографические произведения

Продолжаем такую тему, как биография Петрова-Водкина. Кратко можно далее упомянуть и о литературных дебютах знаменитого художника. Как писатель Кузьма Сергеевич проявил себя в создании биографических произведений. Среди них можно назвать: «Пространство Евклида», «Хлыновск», «Самаркандия».

Два первых произведения были написаны в период с 1928 по 1932 годы, когда врачи запретили Петрову-Водкину писать масляными красками из-за угрозы здоровью, так как в тот период он был серьезно болен. А «Самаркандия» стала итогом посещения Средней Азии в 1921 году. Все эти повести были хорошо встречены критикой и публикой, а впоследствии не раз переиздавались. Кроме того, произведения стали основой для монографий, брошюр и статей, посвященных жизни Петрова-Водкина.

Награды

Биография художника Петрова-Водкина будет неполной без упоминания о его наградах. Итак, Кузьма Сергеевич был избран почетным членом французского астрономического общества, которое вручило ему почетный диплом. В 1928 году художник участвовал в венецианской Международной выставке искусства. А в 1936 году в Москве, а затем и в Ленинграде, состоялась персональная выставка его работ.

Смерть

До конца жизни мысли Петрова-Водкина были поглощены искусством, в его голове неустанно рождались новые замыслы и идеи. Однако тяжелая болезнь не позволила им реализоваться, и в 1939 году художник скончался. Похоронен Петров-Водкин был на Волковом кладбище в Ленинграде.

Творчество Кузьмы Сергеевича стало искусством огромных масштабов, основанным на классических европейских традициях и древнерусской живописи. Уникальный и неподражаемый стиль, сотворенный Петровым-Водкиным, до сих пор вызывает не только интерес публики, но и множество споров критики.

Таков был жизненный путь, который пошел Петров-Водкин. Биография, картины и книги художника прекрасно дополняют эту информацию.

Публикации раздела Музеи

Кузьма Петров-Водкин. Как сын сапожника художником стал

И коны - как первые живописные впечатления. Посмертная эпитафия - в качестве одной из первых картин. Кузьма Петров-Водкин вполне мог продолжить семейное дело - выбрать сапожное мастерство или, как и намеревался, работать на железной дороге. Но стал художником - известным на весь мир .

«Только на Волге, только в Хлыновске бывают такие весны»…

Кузьма Петров-Водкин. Портрет Анны Ахматовой. 1922. ГРМ

Кузьма Петров-Водкин. Автопортрет. 1926-1927. ГРМ

Кузьма Петров-Водкин. Портрет А.П. Петровой-Водкиной. 1909. ГРМ

Иконописцы-староверы, сосед-караульщик и живописец-вывесочник стали, сами того не зная, первыми учителями для Кузьмы . В Хвалынске, где мальчик родился в семье сапожника, о живописи можно было лишь мечтать - глядя на зелень садов, лесистые холмы, высокий берег Волги. Рос Кузьма в природной красоте и любви, опекаемый родителями и бабушками.

«Вот, очевидно, в это короткое время получил я запасы образов, запасы семян моей родины, от напевов, шепотов, сказов, с утра до постели баюкавших меня, научивших биться детское сердце в унисон с людьми»…

Из книги Петрова-Водкина «Моя повесть»

С детства мальчик красками выражал свои эмоции. От восхищения красотой родной природы до трагических жизненных впечатлений. Как-то не рассчитал силы, плавая в Волге. Чудом остался жив, на помощь пришел сосед Илья Захаров. Спас Захаров многих, но ценой собственной жизни. Кузьма изобразил на железном листе качающуюся на волнах лодку, тонущих людей и надписи «Погибший за других», «Вечная тебе память». Это была одна из первых работ красками Петрова-Водкина. Втайне прибил картину будущий художник к кресту Захарова на староверческом кладбище.

Окончив четырехклассное городское училище, Кузьма о живописи всерьез не думал - отправился в Самару поступать в железнодорожный техникум. Лишь не сдав экзамен, пошел работать вывесочником и учиться в классы рисования Федора Бурова. Без особой творческой пользы: «Мы ни разу не пытались подойти к натуре, благодаря чему не получали настоящей ценности знаний» .

За впечатлениями: от Петербурга до Африки

Кузьма Петров-Водкин. Африканский мальчик. 1907. Частная коллекция

Кузьма Петров-Водкин. Семья кочевника. 1907. Чувашский государственный художественный музей

Кузьма Петров-Водкин. Кафе. 1907. ГРМ

Кардинально изменил жизнь Петрова-Водкина приезд в Хвалынск петербургского архитектора Роберта Фридриха Мельцера. Увидев работы юноши, тот обещал помочь с учебой в Петербурге. В 1895 году Кузьма выдержал экзамен в Центральное училище технического рисования барона Штиглица и учился на деньги хвалынских купцов. Одна из первых работ художника Петрова-Водкина - образ Богоматери с младенцем на стене церковной аспиды в Александровском парке Петербурга.

Спустя два года Кузьма поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавал Валентин Серов . По принятой тогда моде, молодой художник отправился завершать образование за границу. Побывал в Греции, Италии, Франции и даже Северной Африке - где совершенствовал технику рисунка и набирался впечатлений. Поднимался к жерлу Везувия, спасался в Сахаре от бедуинов. Написал «Семью кочевников», портрет «Африканского мальчика», «Кафе» - множество этюдов и картин. Вернулся в Россию с супругой Марой.

«Друг мой, жена моя , - писал Петров-Водкин из-за границы - ты должна знать, какую большую обузу ты взяла на себя, полюбив своего Кузю. Мы будем деятельны и энергичны, будем работать для человечества» .

Мир искусства

Кузьма Петров-Водкин. Мать. 1913. ГТГ

Кузьма Петров-Водкин. Сон. 1910. ГРМ

Кузьма Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912. ГТГ

Первая персональная выставка художника прошла в 1909 году. Спустя два года - Петров-Водкин стал членом объединения «Мир искусства». Широкую и несколько скандальную славу художнику принесла картина «Сон». Реалист Илья Репин выступил с разгромной статьей, один из предводителей «Мира искусства» Александр Бенуа встал на защиту, считая картину шедевром.

«Купание красного коня» - главная работа Петрова-Водкина тех лет. Знаменитым стал второй вариант картины. Первый эскиз известен по черно-белой фотографии. Близкий в деталях, далекий в образах. Работая над полотном, художник находился под впечатлением от новгородских икон. Конь у Петрова-Водкина «запылал», как у Георгия Победоносца на творениях древнерусских мастеров.

Впервые «Купание красного коня» представили в 1912 году на выставке «Мир искусства», полотно имело ошеломляющий успех. «Да, этот художник талантлив !» - произнес, стоя перед картиной, Илья Репин. Спустя два года в Швеции прошла «Балтийская выставка», где Петров-Водкин получил за картину медаль и грамоту. Однако из-за военных событий полотно осталась в Швеции, вплоть до 1950 года.

«Искренний попутчик революции»

Кузьма Петров-Водкин. 1918 год в Петрограде (Петроградская мадонна). 1920. ГТГ

Кузьма Петров-Водкин. Селедка. 1918. ГРМ

Кузьма Петров-Водкин. Смерть комиссара. 1928. ГРМ

После революции художник много преподавал, в том числе по собственной живописной системе. Писал портреты, обращался к натюрмортам. «Натюрморт - это скрипичные этюды, которые я должен делать раньше, чем приступлю к концерту» . К примеру, «Селедка»: сама рыба, кусок черного хлеба и пара картошин - роскошь в голодном городе.
Набор продуктов нехитрый, но для революционного времени практически пир.

«1918 год в Петрограде», картина, почти сразу ставшая известной как «Петроградская Мадонна». Одна из самых трогательных работ художника. Над суетой и толпами - лик, словно эхо старых образов иконной Богоматери. Молодая работница с младенцем на руках. Ни взгляда назад: само спокойствие и сосредоточенность. Как символ материнства и надежды - полной смирения, в атмосфере тревоги и волнений.

Десять лет спустя, к юбилею Красной армии, Петров-Водкин написал «Смерть комиссара». Суровый пейзаж, хаотичное движение солдат вперед и бледное лицо, устремленное вдаль, словно последний молчаливый приказ - в бой. Позировал художнику поэт Сергей Спасский. Картина сдержанна и в то же время полна трагизма.

1928 год оказался непростым для самого художника. Туберкулез прогрессировал и врачи запретили писать маслом - не выдерживали легкие. Из Ленинграда художник переехал в Детское Село. Он оказался в центре настоящего литературного кружка: Алексей Толстой по соседству писал «Петра I», Вячеслав Шишков работал над «Угрюм-рекой», Константин Федин дописывал «Братьев». Не оставляя краски, Петров-Водкин взялся за перо: двадцать рассказов, двенадцать пьес, три повести. Одна из них, «Хлыновск», как попытка вернуться в детство и юность, пусть лишь на бумаге.


Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939)

Творческая судьба Петрова-Водкина складывалась счастливо. Превращение сына сапожника в знаменитого живописца, стремительное перемещение его из волжского захолустья в центры европейской культуры (Петербург, Москва, Мюнхен, Рим, Париж), его соседство с крупнейшими деятелями искусства в рафинированных столичных кругах - все это кажется фантастичным.

Петров-Водкин . Автопортрет.. 1926

В живописи Кузьмы Сергеевича отобразился парадоксальный строй его личности: провинциально-цепкое, хозяйски-бережливое отношение к материалу духовной деятельности, с одной стороны, а с другой - космический размах гипотез, проектов, удивительная свобода мышления, интеллектуальное бескорыстие.

Первые робкие опыты привели пятнадцатилетнего юношу в Классы живописи и рисования Бурова (Самара). В 1895 с помощью меценатов он отправился в Петербург и поступил в ЦУТР. Но спустя два года, осознавая свое живописное призвание, Кузьма Сергеевич перешел в МУЖВЗ, там ему посчастливилось работать в мастерской В. А. Серова. Кроме того, в 1901 он побывал в Мюнхене и посещал художественную школу Ашбе .

Годы пребывания в МУЖВЗ (окончил в 1904) отмечены литературными занятиями (проза и драматургия), подчас столь интенсивными, что художник даже колебался в выборе между живописью и литературой. Путешествие в Италию, длительное пребывание во Франции, учеба в парижских студиях, знакомство с современным европейским искусством расширили художественный горизонт Петрова-Водкина, окончательно определив выбор пути. Поездка в Северную Африку послужила основой работ, показанных в парижском Салоне (1908), а затем и на родине.

Берег. 1908

В 1909 в редакции журнала "Аполлон" состоялась первая персональная выставка Петрова-Водкина. На следующий год художник стал членом объединения "Мир искусства", с которым был связан до его роспуска (1924). Уже в ранний период творчество Петрова-Водкина отмечено символистской ориентацией ("Элегия", 1906; "Берег", 1908; "Сон", 1910); здесь, безусловно, сказалось влияние старших современников - Врубеля, Борисова-Мусатова, Пюви де Шаванна и в области литературы - Метерлинка.



Общественный резонанс первых выступлений художника носил противоречивый характер. Картина "Сон" вызвала бурную полемику и принесла молодому живописцу широкую известность, поскольку лагерь критики возглавил Репин, а защиту - Бенуа. Одни видели в Петрове-Водкине "новейшего декадента", у других с его творчеством связывались "аполлонические" ожидания, утверждение неоклассической тенденции. Сам же художник не мог судить о себе столь определенно: называя себя "трудным художником", он не лукавил.



Как "гимн Аполлону", как заклятие "чудовищного смятения" (Бенуа) современной действительности, призывом и предчувствием грядущего очищения и обновления мира была воспринята критикой появившаяся в 1912 на выставке "Мира искусства" картина Петрова-Водкина "Купание красного коня". Торжественный, соединяющий яркую декоративность и углубленный психологизм в трактовке "высшей формы на земле" - человеческого лица, стиль работ Петрова-Водкина как бы синтезирует в себе самые различные традиции, духовно и формально близкие художнику. В его живописном языке чувствуется влияние образов Высокого Возрождения и восточного искусства, преемственная связь с искусством Венецианова и А. Иванова, близость исканиям современных французских мастеров, прежде всего Матисса. Но особенно важное значение имело для художника открытие в те годы величия древнерусского искусства, которому Петров Водкин, по его словам, "протягивал руку" для воплощения на полотнах "святых" основ человеческого бытия.

Мать. 1915

На протяжении 1910-х амплитуда поисков Петрова-Водкина остается очень широкой. Рядом с холстами монументально-декоративного характера, не лишенными стилизации ("Девушки на Волге", 1915), возникают психологизированные образы в "оболочке" почти натуралистической формы ("На линии огня", 1916). Наиболее органичными представляются произведения, связанные с темой материнства, проходящей через все творчество Петрова-Водкина ("Мать", 1913; "Мать", 1915; "Утро. Купальщицы", 1917).

Девушки на Волге. 1915

В то же время созревают идеи, приведшие Петрова-Водкина к созданию единственной в своем роде художественной системы. На первый план выдвигается проблема пространства, находящая разрешение в "сферической перспективе". Принципиальное ее отличие от "итальянской" перспективы - в расчете на динамику зрителя. Вместе с тем это организация символического пространства, адресующая к восприятию любого фрагмента действительности с "планетарной" точки зрения. Разнообразие пространственных позиций в картине связано с законом тяготения: наклонные оси тел образуют как бы веер, раскрытый изнутри картины. Чертами такой организации отмечены многие произведения: "Полдень. Лето" (1917), "Спящий ребенок" (1924), "Первые шаги" (1925), "Смерть комиссара" (1928), "Весна" (1935).

Богоматерь. Умиление злых сердец. 1914-1915

Понимание пространства как "одного из главных рассказчиков картины" вместе со специфическим истолкованием роли цвета (на основе первичной триады: красный, желтый, синий) определили зрелый живописный стиль Петрова-Водкина. Космологический символизм сказывается и в портретах ("Автопортрет", 1918; "Голова мальчика-узбека", 1921; "Портрет Анны Ахматовой", 1922).

Петроградская мадонна.1920

Кузьма Сергеевич считал живопись орудием совершенствования природы человека и стремился обнаружить в нём проявление вечных законов устройства мира , сделать каждое конкретное изображение олицетворением связи космических сил. Может быть, именно это позволяло ему читать судьбу по лицам. В первые послереволюционные годы х удожник особенно часто обращался к натюрморту, находя в этом жанре богатые экспериментальные возможности ("Утренний натюрморт", 1918; "Натюрморт с зеркалом", 1919; "Натюрморт с синей пепельницей", 1920). Натюрморты Петрова-Водкина с красноречивой точностью передают суровый дух времени ("Селедка", "Скрипка", оба 1918). Многие произведения построены по принципу двойной экспозиции ("1918 год в Петрограде", 1920; "После боя", 1923; "Смерть комиссара", 1928), что дает повод ассоциировать его живопись с языком кинематографа.



На рубеже 1920-х и 1930-х Кузьма Сергеевич, вынужденный на время оставить живопись из-за болезни , вновь обратился к литературному творчеству. Он написал автобиографические повести "Хлыновск" и "Пространство Эвклида", в которых широко развил взгляды на природу и возможности искусства. Последнее значительное произведение Петрова-Водкина - "1919 год.Тревога" (1934). Хотя название картина адресует к конкретным историческим событиям, она содержит контрастные смыслы и вырастает до символа эпохи. Тревога за отечество, человеческие судьбы, будущее детей в 1934 приобрела иной смысл, нежели в 1919-м.

Петроград 1918 год. Тревога. 1934

Ориентация на вечные ценности, присущая творчеству Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина, не могла быть принята идеологией сталинского времени. После смерти его имя оказалось полузабытым. Только в середине 1960-х Петрова-Водкина открывали вновь, уясняя масштаб его дарования и ценность творческого наследия.



artsait.ru ›Петров-Водкин

Черёмуха в стакане, 1932

Новоселье (Рабочий Петроград). 1937

Ведь по всем характерным особенностям своего дарования, по размаху композиций, по оригинальной особенности своего колорита Петров-Водкин - это самый типичный художник для больших пространств, художник для фресковой живописи... Таких художников, как Петров-Водкин, которых неотразимо влечет от "станковой" живописи около мольбертов к простору, к фреске, все больше и больше в нашем художественном мире. Но негде им проявить свое дарование и приходится ломать себя и, как знать, в большей степени терять себя.

Баженов Н.

Фантазия, 1925



Оригинал записи и комментарии на

Выбор редакции
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...