Почему одинок Базаров? (по роману Тургенева «Отцы и дети»). Мое отношение к базарову


Величайшее творение мастера психологии И.С. Тургенева. Он создал свой роман в переломную эпоху, когда передовые люди общества интересовались будущим России, а литераторы - поисками героя времени. Базаров (характеристика этого персонажа наглядно демонстрирует то, какой была самая развитая молодежь того времени) является центральным персонажем романа, к нему сводятся все нити повествования. Именно он самый яркий представитель нового поколения. Кто же он?

Общая характеристика (внешность, род занятий)

Как писатель-психолог, Тургенев продумал все до мелочей. Одним из способов характеристики персонажа является внешность героя. У Базарова высокий лоб, что является признаком ума, узкие губы, говорящие о высокомерии и надменности. Однако большую роль играет одежда героя. Во-первых, она показывает, что Базаров является представителем демократов-разночинцев (молодое поколение, противопоставленное старшему поколению 40-х годов либералов-аристократов). Он одет в длинный черный балахон с кистями. На нем свободные штаны из грубой ткани и простая рубаха - вот как одет Базаров. Образ получился более чем говорящий. Он не гонится за тенденциями моды, более того, презирает элегантность Павла Петровича Кирсанова, внешний вид которого полностью противоположен. Простота в одежде - один из принципов нигилистов, чью позицию занял герой, так он чувствует себя ближе к простому народу. Как показывает роман, герою и вправду удается сблизиться с простыми русскими людьми. Базарова любят крестьяне, за ним по пятам следуют дворовые ребятишки. По роду деятельности Базаров (характеристика героя в плане профессии) - врач. И кем бы еще он мог быть? Ведь все его суждения основываются на немецком материализме, где человек рассматривается лишь как система, в которой действуют свои физические и физиологические законы.

Нигилизм Базарова

Базаров, характер которого, безусловно, является одним из самых ярких в литературе 19 века, придерживался одного из наиболее популярных учений того времени - нигилизма, что в переводе с латыни означает "ничего". Герой не признает никаких авторитетов, не склоняется ни перед какими жизненными принципами. Главное для него - это наука и познание мира опытным путем.

Внешний конфликт в романе

Как отмечалось выше, роман Тургенева многоплановый, в нем можно выделить два уровня конфликта: внешний и внутренний. На внешнем уровне конфликт представлен спорами Павла Петровича Кирсанова с Евгением Базаровым.

Споры с Павлом Петровичем Кирсановым касаются разных сторон человеческой жизни. Наиболее непримиримым Базаров является по отношению к искусству, в первую очередь поэзии. Он видит в ней лишь пустой и никому не нужный романтизм. Второе, о чем ведут диалог герои - это природа. Для таких, как Николай Петрович и Павел Петрович, природа - это божий храм, в котором человек отдыхает, они восхищаются ее красотой. Базаров (цитаты персонажа это подтверждают) категорически против такого воспевания, он считает, что природа - "это мастерская, и человек в ней работник". В конфликте с Павлом Петровичем герой часто проявляет себя довольно грубо. Нелестно он отзывается о нем в присутствии племянника - Аркадия Кирсанова. Все это показывает Базарова не с самой лучшей стороны. Именно за такое изображение героя впоследствии пострадает Тургенев. Базаров, характеристика которого во многих критических статьях сказывается не в пользу Тургенева, оказался незаслуженно поруган автором, некоторые считают даже, что Тургенев клевещет на все молодое поколение, незаслуженно обвиняя его во всех грехах. Однако не стоит забывать о том, что старшее поколение также отнюдь не восхваляется в тексте.

Отношения с родителями

Нигилизм Базарова ярко проявляет себя во все моменты его жизни. Родители, которые долго не видели сына, с упоением ждут его. Но они слегка стесняются своего серьезного и образованного ребенка. Мать изливает свои чувства, а отец смущенно извиняется за такую несдержанность. Сам Базаров стремится поскорее покинуть родительский дом, видимо, потому что боится сам вдруг проявить теплые чувства. Согласно немецкому материализму, никаких душевных привязанностей у человека быть не может. В свой второй приезд Евгений также просит родителей не мешать ему, не докучать своей заботой.

Внутренний конфликт

Внутренний конфликт в романе очевиден. Он заключается в том, что герой начинает сомневаться в своей теории, он разубеждается в ней, но не может с этим смириться. Первые сомнения по поводу нигилизма возникают у Базарова, когда он встречает Ситникова и Кукшину. Эти люди называют себя нигилистами, но слишком мелки и ничтожны.

Любовная линия в романе

Испытание героя любовью является классическим для жанра романа, не стал исключение и роман "Отцы и дети". Базаров, закоренелый нигилист, отрицающий любые романтические чувства, влюбляется в молодую вдову Одинцову. Она покоряет его с первого же взгляда, когда он видит ее на балу. Она отличается от остальных женщин красотою, величавостью, ее походка грациозна, каждое движение по-королевски изящно. Но самая главная ее черта - ум и рассудительность. Как раз рассудительность помешает ей остаться с Базаровым. Поначалу их отношения кажутся дружескими, но читатель сразу же понимает, что между ними промелькнула искра любви. Однако ни один из них не в состоянии перешагнуть через свои принципы. Признание Евгения Базарова выглядит нелепо, ведь в момент откровения его глаза больше полны злости, чем любви. Базаров - образ сложный и противоречивый. Что заставляет его злиться? Конечно же, то, что его теория рухнула. Человек есть и всегда был существом с живым сердцем, в котором теплятся самые сильные чувства. Он, отрицающий любовь и романтику, покоряется женщиной. Идеи Базарова рухнули, они опровержены самой жизнью.

Дружба

Аркадий Кирсанов является одним из самых преданных сторонников Базарова. Однако сразу же заметно, насколько они различны. В Аркадии, как и в его родне, слишком много романтизма. Он хочет наслаждаться природой, он хочет обзавестись семьей. Удивительно, но Базаров, цитаты которого в адрес Павла Петровича резки и недружелюбны, не презирает его за это. Он наставляет его на свой путь, понимая при этом, что истинным нигилистом Аркадий никогда не будет. В момент ссоры он оскорбляет Кирсанова, но его слова, скорее, необдуманны, чем злы. Недюжинный ум, сила характера, воля, спокойствие и самообладание - вот качества, которыми обладает Базаров. Характеристика Аркадия на его фоне выглядит слабее, ведь он не такая выдающаяся личность. Но Аркадий в финале романа остается счастливым семьянином, а Евгений умирает. Почему же?

Смысл финала романа

Многие критики упрекали Тургенева в том, что он "убивает" своего героя. Финал романа очень символичен. Для таких героев, как Базаров, время не пришло, а автор считает, что и вовсе никогда не придет. Ведь человечество и держится только из-за того, что в нем есть любовь, доброта, уважение к традициям предков, культуре. Базаров слишком категоричен в оценках, он не принимает полумер, а его изречения звучат кощунственно. Он покушается на самое ценное - природу, веру и чувства. В итоге его теория разбивается о скалы естественного порядка жизни. Он влюбляется, не может быть счастлив только из-за своих убеждений, а в конце концов и вовсе погибает.

Эпилог романа подчеркивает то, что идеи Базарова были противоестественными. Родители приходят на могилу к сыну. Он нашел покой посреди красивой и вечной природы. В подчеркнуто романтическом ключе изображает Тургенев кладбищенский пейзаж, еще раз проводя мысль о том, что Базаров был не прав. "Мастерская" (как назвал ее Базаров) продолжает цвести, жить и радовать всех своей красотой, а героя больше нет.

В романе И. С. Тургенева "Отцы и дети" образ нового человека Евгения Васильевича Базарова вышел сложным, противоречивым и очень интересным. С момента выхода романа в свет на автора и его главного героя обрушились критики, вокруг образа Базарова развернулась ожесточенная полемика. Консервативные крути дворянства, ужаснувшись его силе и мощи, чувствуя в нем угрозу своему укладу жизни, возненавидели главного героя романа. Но Базарова не приняли и в революционно-демократических кругах, к которым он принадлежал, его образ сочли карикатурой на молодое поколение.

Во многом такая оценка главного героя - заслуга автора, который сам не определился в отношении к Базарову. С одной стороны, он оправдывает и оценивает своего героя по достоинству, искренне восхищаясь его умом, твердостью, умением отстаивать свои идеалы и добиваться желаемого, наделяет этот образ чертами, которыми не обладает сам, С другой стороны, в романе чувствуется, что Базаров чужд и непонятен автору. Тургенев хочет заставить себя полюбить своего героя, загореться его идеями, но безрезультатно - автор и его главный герой так и остаются по разные стороны" что и наталкивает на мысль об одиночестве Базарова.

Базаров титаничен, очень силен, но одновременно бесконечно несчастен и одинок - это, наверное, судьба многих выдающихся людей. Сам Базаров совершенно не стремится понравиться людям: по его собственному замечанию, "настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть". Его единомышленники, признавая Базарова сильной личностью, способны только на поклонение и на пародирование, не претендуя на большее, а это Базаров как раз и презирает в людях. Он постоянно ищет человека, равного себе по силе, и не находит его. Противостоять бурному натиску Базарова решается лишь Павел Петрович Кирсанов, принципы которого вечны и незыблемы. Свои духовные ценности, исторические корни и уклад жизни Павел Петрович впитал еще в детстве. В своих спорах с Базаровым Павел Петрович отстаивает свое прошлое, свою жизнь, которую другой он просто не представляет, и это придает ему сил в схватке с "титаном", который в этой схватке может противопоставить только себя, свою могучую личность.

Тургенев постоянно напоминает читателю, что Базаров - не чудовище, не злой гений, а, прежде всего, несчастный одинокий человек и, несмотря на всю силу ума и энергию, беззащитный перед самыми простыми человеческими чувствами. Уязвимость Базарова проявляется в отношениях с Одинцовой: он подсознательно ищет любви, но настоящая, высокая любовь ему недоступна, потому что в первую очередь он сам ее отрицает. Одинцова ждет от Базарова зрелых чувств, ей нужна серьезная любовь, а не мимолетная страсть. В ее жизни нет места потрясениям, без которых, наоборот, не мыслит себя Базаров, который не понимает, что непременным условием достижения духовных и нравственных идеалов является стабильность. Эти идеалы для него недоступны, он мучается от их отсутствия, не давая себе в этом отчета. Будучи прагматиком, Базаров должен все "потрогать" и "прощупать".

В этом замкнутом круге мечется одинокий и отчаявшийся Базаров. Он очень противоречив: он отрицает романтизм, являясь по своей сути романтиком; отрекаясь от родителей, от "глупой жизни отцов", в порыве откровения признается Аркадию в своей любви к ним; делая все для благополучия родины, он задается вопросом: "Нужен ли я России? Нет, видно не нужен". Даже такой сильной и независимой личности, как Базаров, страшно и тяжело чувствовать себя в этом замкнутом круге противоречий. Ужасно, умирая, осознавать бесполезность, бессмысленность и ненужность прожитой жизни, ведь исправить уже ничего нельзя.

Но Базаров достаточно умен, чтобы, пусть и перед смертью, признать ошибки. Он признает свое бессилие перед смертью - значит, не все можно преодолеть с помощью силы. Базаров возвращается к природе, которую так материалистически воспринимал при жизни: "Я умру, и из меня лопух расти будет", "природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник". Перед лицом природы, перед лицом Вселенной даже такой сильный человек, как Базаров, кажется маленькой песчинкой.

В этом и заключается его трагическое одиночество: он не ощущает себя частью этого мира, даже после смерти железная ограда, окружающая его могилу, отделяет его от мира. И после смерти он остается по-прежнему одинок.


В романе Ивана Сергеевича Тургенева "Отцы и дети" рассматривается немалое количество проблем. Среди них столкновение старых и новых взглядов на мир и воздействие модных на то время тенденций на них, любовь в жизни людей разных поколений, влияние человека на общество. Также поднимается вопрос "Нужны ли такие как Базаров России?" Евгений Васильевич - основная фигура в произведении, сын уездного лекаря, товарищ Аркадия и очень неоднозначная личность.

Вопрос о необходимости таких людей как он всегда вызывал споры в обществе. Одни видели в нем революционное начало, осуждали за его рвение разрушать, но не созидать, другие напротив, считали его за "нового человека", способного изменить настоящее во благо будущего. Необходимость обществу весьма размытое понятие. Если иметь в виду пользу окружающим, то Евгений Базаров вовсе не бесполезен. Он нигилист, ему свойственно отрицать, критиковать все. В одном из споров на вопрос Павла Петровича: "Как? не только искусство, поэзию... но и... страшно вымолвить...", - Базаров с невыразимым спокойствием отвечает "Все". На мой взгляд, нигилист, отрицая, вносит в общество новые, прогрессивные идеи, которые несомненно сталкиваются с критикой "былого" поколения.

Хотя, с современной точки зрения, путь любого успешного человека тернист, туманен и полон критики, потому успеха добиваются лишь безумцы либо те, кто старается игнорировать чужие, порой не особо конструктивные, замечания. Как уже было замечено Базаров имеет свойство критиковать многое, что его окружает. Разве это отрицательно? На мой взгляд, да и по мнению самого Евгения, критика способна подтолкнуть к изменению как человека, так и все общество в целом: "А вы говорите с ним и презираете его в то же время. Что ж, коли он заслуживает презрения!" В конце произведения мы видим умирающего Базарова. Тургенев не зря приводит героя к смерти. Сам Евгений уже в последнем своем диалоге с Анной Сергеевной Одинцовой говорит: " Я нужен России... Нет, видно не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник...". Эти слова и его столь ранняя смерть говорят нам о том, что нигилист-лекарь оказался в России не в то время, слишком рано, тогда, когда не была еще готова "почва" для каких-либо изменений. Таким образом, по моему мнению, Базарова нельзя назвать революционером в полной мере, ведь он не призывает открыто к революционным действиям, не пытается поднять восстание. Герой старается преобразовать Россию путем критики ее слабых сторон, дабы они были укреплены реформами. Вот такие люди и нужны нашей стране, способные изменить будущее народа и государства, не используя насильственные методы революции. Современной России революция не нужна.

Обновлено: 2018-05-06

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Искусство и развлечения

Кто такой Базаров? Отношение к народу Базарова

10 февраля 2015

Иваном Сергеевичем Тургеневым роман "Отцы и дети" был написан в сложное для нашей страны время - в 1861 году. Действие произведения происходит в 1855-1861 гг. В те времена закончилась война с Турцией, которую Россия проиграла, а на смену умершему правителю Николаю I пришел Александр II.

Рассмотрим в этой статье отношение к русскому народу Базарова. Ведь посредством данного героя затрагивается проблема крепостничества, тяжелого положения русского мужика.

Картины жизни деревни

Главный персонаж романа - разночинец Базаров. Отношение к народу этого героя - важнейшая тема произведения. Начинается повествование невеселыми картинами жизни предреформенной деревни. Обращение к природе неслучайно. Всюду читатель встречает запустение и разруху, бесхозяйственность и нищету. Даже Аркадий Кирсанов признает, что преобразования в деревне просто необходимы. Речь здесь идет о произошедшей в 1861 году реформе, которая, по сути, ничего не изменила в положении крестьян.

Происхождение Базарова

Ближе всего к крестьянству из всех героев романа - Евгений Базаров. Отношение к народу этого персонажа во многом определяет его происхождение. На протяжении произведения он не раз подчеркивает, что он разночинец, называет себя лекарским сыном, лекарем. В разговоре с Павлом Петровичем Кирсановым Евгений Базаров отвечает с гордостью, что его дед пахал землю, поэтому мужик, скорее, в нем, нежели в Павле, признает соотечественника. Кирсанов, говорит Евгений, не умеет даже разговаривать с крестьянами. Однако умеет ли это делать сам Базаров? Отношение к народу (цитаты из текста лишь подтверждают это) у этого героя тоже не было простым.

Но Евгений прав. Павел Петрович действительно не только не может общаться со своими мужиками, но и управлять ими.

Видео по теме

Максим Горький о Базарове

Как писал Максим Горький, в отношениях Евгения к русскому народу следует заметить прежде всего отсутствие всякой "сладости", "вычурности". Крестьянам это нравится, и поэтому Евгения так любит прислуга и ребятишки, несмотря на то что тот не задаривает их деньгами и подарками. Мужики видят в нем умного и простого человека, но в то же время Евгений для них чужой, ведь он не знает потребностей крестьянства, быта, опасений и надежд, верований, понятий и предрассудков.

Отношение к главному герою крестьян

Базарова в доме Кирсановых действительно любят. К нему все привыкли, "слуги также привязались", хоть он и подтрунивал над ними. Дуняша охотно хихикала с Базаровым и посматривала на него значительно, искоса, даже Петр - и тот "ухмылялся и светлел", стоило юноше обратить на него внимание. Мальчишки бегали за Евгением, "как собачонки".

Как ведет себя с крестьянами Евгений Базаров?

Не умиление, а лишь гнев вызывает положение крестьян в Базарове. Герой этот трезво оценивает народ, его силы: он видит суеверие, необразованность, недовольство и забитость. В отличие от Павла Петровича, называющего с умилением народ набожным, патриархальным, но нюхающего одеколон при разговоре с ним, Евгений не держит в общении с крестьянами дистанции. Братья Кирсановы, помещики, неспособны вести хозяйство, не умеют наладить в своем имении дела. Хозяйство их скрипело, трещало, "как немазаное колесо".

Отношение к крестьянам Петра Петровича

Речь героев как свидетельство связи с русским народом

Речь героев служит ярким свидетельством их связи с народом. Так, Павел Петрович использует множество иностранных слов, произнося их на свой манер ("эфтим", "принсипы"), намеренно их искажая. Речь Евгения характеризует меткость, простота, точность выражений, множество поговорок и пословиц ("туда и дорога", "песенка спета" и др.).

Неоднозначность восприятия Базарова крестьянами

Базаров искренне хочет помочь крестьянам. Ему хочется "хоть ругать их", но "возиться" с мужиками. Но Евгений все же не вполне понимает потребности этого слоя населения, доказательством чего является сцена разговора Евгения с мужиком, произошедшая в имении отца, после которой крестьянин так о нем отозвался "так, болтал кое-что". Автор отмечает, что Базаров, умевший говорить с мужиками, даже и не подозревал, что в глазах последних был "чем-то вроде шута горохового". Особое отношение Базарова к народу все же не помогает ему до конца понять крестьян.

Одиночество Евгения

Как мы видим, Евгений одинок. В семье Кирсановых его не понимают, отвергает и возлюбленная Одинцова, с родителями герою неинтересно, к этому добавляется и отсечение его от народа. Почему же это произошло, в чем причина одиночества Базарова? Этот человек - один из представителей типа раннего разночинца-революционера, а новому поколению всегда трудно прокладывать путь, потому что его ничего не освещает, приходится идти наугад.

Сознание народных масс еще не доросло до понимания революционной идеи нигилистов-разночинцев, и в финале произведения сам Евгений это понимает. Он говорит, умирая, что не нужен России.

Базаров: отношение к народу

Цитаты из произведения, приведенные выше, доказывают, что взаимоотношения Базарова с крестьянами были отнюдь не однозначными. Иван Сергеевич Тургенев, однако, видит главную причину обреченности героя не в умении найти подход к мужику. Она на самом деле в том, что у того нет никакой положительной программы, он лишь отрицает, поэтому еще одна важнейшая причина одиночества - внутренний конфликт, который переживает Базаров. Отношение к народу у этого героя, таким образом, трагично - он видит нужды крестьян, но не может ничего изменить. Но даже перед лицом смерти Евгений остается таким, как был: не боящимся быть слабым, сомневающимся, умеющим любить, возвышенным, и в этом заключается его уникальность и притягательность.

Способность к любви

Способность к настоящей любви Тургенев всегда считал важнейшим критерием оценки человека. Автор показывает, что и здесь этот персонаж выше уездных аристократов, в том числе и своей возлюбленной - эгоистичной и душевно холодной Одинцовой.

Заключение

Таким образом, следует сказать, что тему крепостничества поднимает в произведении именно главный герой - Базаров. Отношение к народу этого персонажа следующее: он хоть уважал и любил русского человека, хотел для него лучшей доли, но не верил в душе в народные силы и, что важнее, был чужд народу, не понимал его.

Тургенев посвятил свое произведение памяти Виссариона Григорьевича Белинского (годы жизни - 1811-1848), великого русского разночинца. Отношение Базарова к народу в романе "Отцы и дети" - это не отношение отдельного человека. В тексте отразилось дыхание эпохи. Автор воспроизводит положение нашей страны накануне реформы, а также изображает нового человека, который в столкновении с обреченным на гибель старым миром доказывает торжество над аристократией демократизма. Отношение Базарова к народу типично для нарождающегося в то время слоя разночинцев-нигилистов.

Сюжет и проблематика произведения не теряют своей актуальности, о чем говорит целый ряд фильмов, снятых по роману "Отцы и дети". С начала 20-го века самых известных русских экранизаций насчитывается 6, первая из которых датируется 1915 годом (режиссер - Вячеслав Висковский), а последняя вышла совсем недавно - в 2008-м (режиссер - Авдотья Смирнова). Отношение Базарова к народу, цитаты из текста и другую информацию можно найти в каждом из них.

/ / / Почему одинок Базаров? (по роману Тургенева «Отцы и дети»)

Создавая образ Евгения Базарова, И.С. Тургенев брал пример с молодого врача Дмитриева, за которым он мог наблюдать в конце пятидесятых годов. Также, яркие и типичные черты характера и поведения открывались перед Тургеневым благодаря соседу автора, который также являлся служителем медицины.

И так, – молодой исследователь, который любил проводить опыты, который знал толк в естественных науках и отрицал все чувственное, все поэтичное. Герой считает, что родился не в то время, слишком рано. Он говорит обо всех тех везунчиках, которые появятся на свет позже, в период расцвета новой эпохи в России.

На протяжении всего романа герой совершенно одинок. Возможно, это особенность его характера. Может быть – это проделки судьбы. Или же, все это его нигилистические убеждения, которые отрицают всякие чувства любви, дружбы и взаимоотношений.

Евгений имел товарища – Аркадия. Младший Кирсанов все пытался быть похожим на своего друга и кумира. Однако его внутренняя суть была не способна на такую участь.

Евгений и Аркадий прощаются. Кирсанов выбирает спокойную, семейную жизнь, находит любимую, женится на ней и продолжает отцовское дело. Базаров же остается один. Он, по стечению обстоятельств влюбляется в благородную даму – Анну Одинцову, оголяет перед ней свою душу и даже разочаровывается в принципах нигилизма. Однако холодная и равнодушная дама не отвечает ему взаимностью. В итоге, Базаров остается один на один со своими чувствами и уезжает в родной, отцовский дом. Он снова одинок и несчастен. Он растерян, ведь теперь, потерял всю свою жизненную уверенность и стойкость.

Как же быть И.С. Тургеневу, что делать с таким героем? Автор выбрал ему печальную участь. В родительском доме Базаров заражается тифом и умирает. Теперь, перед смертью он понимает, насколько бесполезно прожил свою жизнь. Его опыты, естественные знания не оставили и следа. У него нет семьи, нет детей и жены. Он один одинешенек. Но, с этим ничего уже не поделать. Только смерть все исправит и заберет его с собой.

Выбор редакции
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...