Показать все падежи. Сколько в русском языке падежей? Определение падежа. Падежи - примеры


В третьем классе ученики знакомятся с понятием «падеж» и узнают, что имена существительные изменяются по падежам. Не смотря на то, что в школьной программе изучают всего 6 падежей, для детей эта тема - одна из самых сложных тем при изучении в начальной школе. Детям предстоит выучить падежи и падежные вопросы, научиться задавать правильные вопросы, чтобы верно определить падеж существительного в тексте. Зачем определять падеж? Чтобы в последующем на основании падежа и склонения существительного правильно писать окончания слов.

Падеж – это непостоянный признак имен существительных, т.е. имена существительные изменяются (склоняются) по падежам. Изменение по падежам означает изменение существительных по вопросам. В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свое название и отвечает на определенный вопрос. При изменении слова по падежам у него изменяется окончание.

Падежи уточняют роль имен существительных и их связь с другими словами в предложении.

Список падежей

Именительный
Родительный
Дательный
Винительный
Творительный
Предложный

Сухие названия падежей ребенку запомнить очень сложно. Ему нужны ассоциации. Поэтому знакомство ребенка с падежами можно начать со сказки.

Сказка про падежи

Жил был Падеж.
Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать – Именительный.
Родился - стал Родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
Он был малышом, ему давали еду и игрушки, и он стал Дательным.
Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он становился Винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела, и назвали его Творительным.
Он всем стал предлагать свою помощь, о нём вскоре все заговорили и назвали теперь Предложным.
Прямо так и говорили, когда вспоминали его, даже песенку пели:
Именительный, Родительный,
Дательный, Винительный,
Творительный, Предложный.

Для запоминания порядка пажедей используйте мнемотехническую фразу:

Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку.

Таблица падежей русского языка

Обратите внимание, что почти во всех падежах по первым буквам можно вспомнить опорное слово.

Родительный - родители
Дательный - дал
Винительный - вижу, виню
Творительный - творю

Предлоги падежей и смысловые вопросы

Именительный падеж – предлогов нет. Смысловые вопросы: кто? что?

Родительный падеж: у, от, до, для, из, без, после, около (у), возле (у), против, из-под, из-за. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей: с. Смысловые вопросы: где? откуда? чья? чьи? чьё?

Дательный падеж: к, по. Смысловые вопросы: где? как?

Винительный падеж: про, через. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на, за. Смысловые вопросы: где? куда?

Творительный падеж: над, между, перед. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – под, за, с. Смысловые вопросы: где? как?

Предложный падеж: о, об, при. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на. Смысловые вопросы: где?

Падежи подразделяются на прямой и косвенные

Прямой падеж – это именительный. В предложении только существительное в именительном падеже может являться подлежащим.

Косвенные падежи – все остальные, кроме именительного. В предложении слова, стоящие в косвенных падежах, являются второстепенными членами предложения.

Чтобы правильно определить падеж имени существительного, надо:

1. Найти в предложении слово, к которому относится существительное, поставить от него вопрос;
2. По вопросу и предлогу (если он есть) узнать падеж.

Над волнами кружили чайки. Кружили (над чем?) над волнами (Т. п.)

Есть такой прием, который позволяет точно определить падеж лишь по заданным вопросам. Формулируем оба вопроса. Если у нас имеется существительное неодушевленное, заменяем его в предложении на подходящее одушевленное и ставим вопрос. По двум вопросам безошибочно определяем падеж.

Я поймал (кого?) кошку. Заменяем кошку на неодушевленный предмет: Я поймал (что?) пёрышко. Кого? Что? - Винительный падеж.

Я не мог дотянуться до (кого?) кошки. Заменяем на неодуш.: Я не мог дотянуться до (чего?) ветки. Кого? Чего? - Родительный падеж

Чтобы правильно определить падежное окончание существительного, нужно определить его падеж и склонение.

Подробная таблица падежей и падежных окончаний существительных 1,2,3 склонения

Русское

Название

Падежа

Латинское

Название

Падежа

Вопросы

Предлоги

Окончание

Единственное число

Множ.

Число

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Именительный

Номинатив

Кто? Что? (есть)

--- ---

А, -я

О, -е

---

Ы, -и, -а, -я

Родительный

Генитив

Кого? Чего? (нет)

без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг

Ы, -и

А, -я

Ов, -ев, -ей

Дательный

Датив

Кому? Чему? (дам)

к, по

Е, -и

У, -ю

Ам, -ям

Винительный

Аккузатив

Кого? Что? (вижу)

в, за, на, про, через

У, -ю

О, -е

---

Ы, -и, -а, -я, -ей

Творительный

Инструментатив

Кем? Чем? (горжусь)

за, над, под, перед, с

Ой (-ою),

Ей (-ею)

Ом, -ем

Ами, -ями

Предложный

Препозитив

О ком? О чем? (думаю)

в, на, о, об, обо, при

Е, -и

Е, -и

Ах, -ях

Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами

Как отличить именительный и винительный падежи:

Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим и не имеет предлога. А существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения, может быть с предлогом и без него.

Мама (И. п.) кладет в салат (В. п.) огурцы (В. п.).

Как отличить родительный и винительный падежи:

Если совпадают вопросы в Р. п. и В. п. (кого?), падежи различают по окончаниям слов: в Р. п. окончания –а (я)/ -ы(и). В В. п. окончания –у (ю).

Лапа (кого?) куницы - Р.п. / вижу (кого?) куницу – В. п.

Если совпадают и вопросы, и окончания, необходимо вместо слов подставить любое слово женского рода с окончанием –а(я) – . Тогда в Р. п. окончание будет –ы(и), а в В. п. окончание будет –у(ю).

Лапа (кого?) медведя – вижу (кого?) медведя.

Проверяем:

Лапа (кого?) (лисы) медведя – Р. п. – вижу (кого?) (лису) медведя – В. п.

Как отличить родительный и творительный падежи с предлогом «с»:

При совпадении предлога «с» у Р. п. и Тв. п. различай их по падежным и смысловым вопросам (откуда? у Р. п. и с чем? у Тв. п.) и окончаниям слов в этих падежах.

Поднял (откуда?) с земли – Р. п. / поднял ящик (с чем?) с землей – В. п.

Как отличить дательный и родительный падежи, одинаковые в произношении:

Слово без предлога в Д. п. совпадет в произношении со словом в Р. п. (окончания же на письме у них разные). Чтобы их отличить, надо понять смысл словосочетания с этим словом.

Д. п. - написала письмо бабушке Наташе [и] – бабушку зовут Наташа

Р. п. – написала письмо бабушке Наташи [и] – это Наташина бабушка

Как отличить дательный и предложный падежи, если у них совпадают окончания и смысловые вопросы:

В этом случае нужно обратить внимание на предлоги, которые разные у этих падежей.

Д. п. – плывет (где?) по морю – предлоги к, по

П. п. – находится (где?) в море – предлоги в, во, на

Как отличить творительный и винительный падеж при совпадении смысловых вопросов и предлогов:

В случае совпадения смысловых вопросов и предлогов у Тв. п. и В. п. нужно ориентироваться на вопросы падежные и окончания.

Тв. п. – спрятал (где?, за чем?) за комодом

В. п. – спрятал (где?, за что?) за комод

Как отличить винительный и предложный падежи при совпадении предлогов:

При совпадении предлогов у В. п. и П. п. ориентировать надо на вопросы.

В. п. – взошел (куда?, на что?) на постамент

П. п. – стоял (где?, на чем?) на постаменте

Стихи о падежах

Я Именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы КТО? и ЧТО?
Ни с чем не спутает никто.

А я падеж Родительный
Характер мой общительный.
КОГО? ЧЕГО? И вот он я!
Предлоги часто мне друзья.
Предлоги часто мне друзья.
Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.

Я называюсь Дательным,
Работаю старательно.
КОМУ отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.

А я Винительный падеж,
И я во всем виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятерки» я ловлю.
Кого назвать, во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.

А я творительный падеж
Исполнен всяких я надежд.
Творите! – Чем? Творите! - С кем?
Я подскажу вам - нет проблем!

А я падеж предложный,
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О КОМ? О ЧЕМ? Я говорил?
Ах да нужны предлоги
Без них мне нет дороги.
Тогда смогу я рассказать
О чем мечта.

Именительный, родительный,
Дательный, винительный,
Творительный, предложный…
Все их запомнить сложно.
Ты в памяти всегда держи
Названья. Это падежи.

Именительный

Он – начинающий падеж,
Вопросы – КТО? и ЧТО?
В нём – мама, папа, слон, манеж,
И школа, и пальто.

Родительный

Вопросы: Нет КОГО? ЧЕГО?
Вот у меня нет брата
И хомяков – ни одного…
Всё мама виновата!

Дательный

Это яблоко, скажите,
Я отдам КОМУ? ЧЕМУ?
Может, Лене? Или Вите?
Нет, пожалуй, никому…

Винительный

Ой! В игрушках – кавардак!
Не пойму сама никак:
Обвинить КОГО? и ЧТО?
Куклу? Кубики? Лото?

Творительный

Хочу я песни сочинять.
С КЕМ? С ЧЕМ мне ноты изучать?
Писать мне ручкой иль пером,
Или цветным карандашом?

Предложный

Я думаю О КОМ? О ЧЁМ?
О школе, о глаголах.
Верней, я думаю о том,
Как надоела школа…

Зато теперь все падежи
Я твёрдо заучила.
Попробуй тоже так учи,
Ведь знанья – это СИЛА!!!

Полак Фрида

Именительный - это ты,
собирающая цветы,
а родительный - для тебя
трель и щелканье соловья.
Если дательный - все тебе,
счастье, названное в судьбе,
то винительный… Нет, постой,
я в грамматике не простой,
хочешь новые падежи
предложу тебе? - Предложи!
- Повстречательный есть падеж,
узнавательный есть падеж,
полюбительный, обнимательный,
целовательный есть падеж.
Но они не одни и те ж -
ожидательный и томительный,
расставательный и мучительный,
и ревнительный есть падеж.
У меня их сто тысяч есть,
а в грамматике только шесть!

Кирсанов Семён

Воскликнул ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ:
- Мой именинник ТОТ,
Который изумительно
Науку познаёт!
- ТОГО, - сказал РОДИТЕЛЬНЫЙ, -
Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть своё пальто.
- ТОМУ, - ответил ДАТЕЛЬНЫЙ, -
Плохое имя дам,
Кто не любил старательно
Уроки делать сам.
- ТОГО, - сказал ВИНИТЕЛЬНЫЙ, -
Я буду обвинять,
Кто книжку выразительно
Не может прочитать.
- С ТЕМ, - заявил ТВОРИТЕЛЬНЫЙ, -
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относится к труду.
- О ТОМ, - сказал ПРЕДЛОЖНЫЙ, -
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.

Тетивкин А.

Весенние падежи

Всё пробудилось ото сна:
По миру шествует ВЕСНА.

Как будто расцветаем мы,
Почувствовав приход ВЕСНЫ.

И захотелось выйти мне
Навстречу молодой ВЕСНЕ.

В листве зелёной утону
И в этом обвиню ВЕСНУ.

Природа дышит лишь одной
Неповторимою ВЕСНОЙ.

Скворец, присевший на сосне,
Горланит песни О ВЕСНЕ.

Другим об этом расскажи
И повторишь ты падежи.

Ключкина Н.

Родительный падеж

Я из дома убежал,
Я до вечера гулял,
С дерева в сугроб нырял,
Без уроков жить мечтал.
Для коллекции снежинки
Языком я собирал.
Около костра плясал
И вокруг двора скакал.
Мне уроки надо делать?
Я на это наплевал!
Вот стою я у доски
И вздыхаю от тоски.
Но родительный падеж
Не забуду, хоть зарежь. (Т. Рик)

Дательный падеж

Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным
ДАТЕЛЬНЫЙ назвал!
А еще как размечтаюсь,
Дед Морозом наряжаюсь
И подарки всем несу:
Братику, сестричке, псу.
А еще КОМУ? ЧЕМУ?
Птенчику, коню, сому,
Кошке, зайцу, бегемоту,
Крокодилу и слону!
К паровозу тороплюсь,
По земле лечу, несусь!
Всем подарки развезу я
И тогда домой вернусь! (Т. Рик)

Винительный падеж

Я – Винительный падеж,
Обвиняю всюду всех.
Нету никаких надежд,
Что не допущу огрех.
Слово «вижу» подставляй
И меня определяй.
- «Если хочешь много знать,
Поскорей учись читать!»
Чтоб ВИНИТЕЛЬНЫЙ запомнить,
Научилась я… летать!
Как взлечу под потолок
Да махну через порог,
Вылетаю за окошко,
Курс держу я на лужок.
Ненавижу обвинять,
Буду все перечислять.
ЧТО увижу и КОГО –
Назову до одного!
Вижу реку, вижу сад –
Называю все подряд!
Вижу вишню, вижу сливу.
До чего вокруг красиво!
Строят клуб невдалеке,
Красят лодку на песке…
Хватит, в школу возвращаюсь,
В класс влетаю налегке. (Т. Рик)

Творительный падеж

Чтоб от всех не отставать,
Слыть сообразительным,
Надо всё теперь понять
В падеже ТВОРИТЕЛЬНОМ.
Что там долго говорить.
Вот решился я… творить!
Карандаш, бумагу взял
И пейзаж нарисовал.
Я – художник, я – творец!
Ух, какой я молодец!
Перед замком куст цветет,
Под корягой змей живет,
Над дорогой реет сокол,
За оградой лошадь ржёт.
Я творю карандашом
На листе своем большом.
Вид украсил я с трудом
Лесом, тучкой над прудом.
Ну-ка, лист переверну
И опять творить начну.
Мой герой идет войной,
Хочет править он страной,
Поразить врагов стрелой,
С башни их полить смолой.
Стоп! Подумай головой,
Для чего идти войной!
Лучше миром кончить дело!
Я альбом закрою свой (Т. Рик)

Предложный падеж

На уроке я скучаю.
Что ж, я лучше помечтаю.
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!
Я мечтаю о короне:
Буду в ней сидеть на троне.
Я мечтаю о слоне,
Чтоб кататься при луне.
Я мечтаю о сережках,
Я мечтаю о сапожках.
Вечерами в полумгле
Я мечтаю об орле:
Буду с ним летать на воле.
Буду я учиться в школе…
Ой, мечтаю я уже …
О ПРЕДЛОЖНОМ падеже! (Т. Рик)

Все существующие падежи русского языка

1) Именительный падеж - кто?, что?
2) Родительный падеж - нет кого?, чего?
3) Дательный падеж - дать кому?, чему?, определяет конечную точку действия.
4) Винительный падеж - вижу кого?, что?, обозначает непосредственный объект действия;
5) Творительный падеж - творю кем?, чем?, определяет инструмент, некоторые виды временной принадлежности (ночью);
6) Предложный падеж - думать о ком?, о чём?

7) Звательный падеж. От церковно-славянского звательного падежа нам осталось только слово «Боже!» (ну и Отче, наставниче Амвросие, Пантелеимоне и т.п. для тех, кто читает молитвословия). В современном русском языке этот падеж возникает, когда мы обращаемся: Мам, Пап, Дядь, Тетя Ань, где образуется путем «обрезания» окончания или специально добавленным окончанием: Ванюш (Танюш), выходи!

8) Местный падеж. Обычно употребляется с предлогами «При», «В» и «На». Характеризующий вопрос: Где? При чем? На чем? - В лесу (не в лесе), На шкафу (не на шкафе), При полку (не при полке) - а как же на Святой Руси, на Украине?

9) Разделительный падеж. Образуется как производное от родительного падежа: Налить в стакан кефира (Выпить кефиру), Лежит головка чеснока (съесть чесноку) Сделать глоток чая (напиться чаю), Задать жарУ (не жарА), Прибавить ходУ (не ходА), Молодой человек, огонькУ не найдется?

10) Счетный падеж - встречается в словосочетаниях с числительным: Два часА (не прошло и чАса), Сделать три шагА (не шАга).

11) Отложительный падеж - определяет исходную точку передвижения: Из лесУ, Из домУ. Существительное становится безударным: я Из лесу вышел; был сильный мороз.

12) Лишительный падеж - используется исключительно с глаголами отрицания: не хочу знать правды (не правду), не может иметь права (не право).

13) Количественно-отделительный падеж - похож на родительный падеж, но имеет отличия: чашка чаю (вместо чая), задать жару (вместо жАра), прибавить ходу (вместо прибавить ход).

14) Ждательный падеж - Он же родительно-винительный падеж: Ждать (кого? чего?) письма (не письмо), Ждать (кого? что?) маму (не мамы), Ждать у моря погоды (не погоду).

15) Превратительный (он же включительный) падеж. Производное от винительного падежа (в кого? во что?). Применяется исключительно в оборотах речи на подобие: Пойти в летчики, Баллотироваться в депутаты, Взять в жены, Годиться в сыновья.

Русский язык относится к языкам синтетического строя: в них словоизменение происходит посредством присоединения или изменения флексий – иначе говоря, окончаний, – которые передают несколько значений. Отличительной чертой такой парадигмы является сочетание нескольких значений в рамках одной морфемы.

В языках аналитического строя (например, романских: испанском, французском) порядок слов и предлоги исполняют то же самое назначение, для чего нужны падежи имён существительных и прилагательных в русском языке, то есть устанавливают грамматическое значение словоформы и её синтаксическую связь с другими членами предложения.

Понятие склонения: склонение в русском языке

Флективная природа русского языка проявляется в том, что именные части речи присоединяют окончания, передающие категории года, числа и падежа . Этот процесс называется склонением. В русском языке, согласно традиционной классификации, имя существительное имеет три склонения, хотя существуют и другие подходы. Например, Андрей Анатольевич Зализняк предлагает определять парадигмы «школьных» первого и второго склонения как вариации общего субстантивного типа.

Разнообразие концепций наблюдается не только в этой области. Из школьных учебников известно, что существительные и прилагательные русского языка изменяются по шести падежам, но лингвистика оспаривает это утверждение. Это связано с тем, что в некоторых случаях существительное принимает окончание, которое не входит в традиционную парадигму склонения (например, выпей чаю , вместо выпей чая ; не знать правды вместо не знать правду ). К счастью, знать эти дополнительные падежи, примеры которых приведены, совсем необязательно.

Тем не менее большинство людей далеко от научных изысканий и споров, по-прежнему оперирует лишь шестью падежами , запоминая их при помощи мнемонических правил. К сожалению, для запоминания падежных окончаний таковых не существует и их приходится зубрить наизусть. Но даже самые грамотные люди порой впадают в ступор, раздумывая, какое же окончание будет верным в этом случае. При наличии затруднений лучше всего обратиться к таблице :

Название падежа Вопрос Предлоги Окончания 1 склонения Окончания 2 склонения Окончания 3 склонения Окончания множественного числа
Именительный кто? что? -а, -я -о, -е -ы, -и, -а, -я
Родительный кого? чего? чей? чья? чьё? без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг -ы, -и -а, -я -, -ов, -ев, -ей
Дательный кому? чему? к, по -е, -и -у, -ю -ам, -ям
Винительный кого? что? в, за, на, про, через -у, -ю -о, -е = И.п. -, -ы, -и, -а, -я, -ей
Творительный кем? чем? за, над, под, перед, с -ой (-ою), -ей (-ею) -ом, -ем -ами, -ями
Предложный о ком? о чём? в, на, о, об, обо, при -е, -и -е, -и -ах, -ях

Как видно из таблицы, во многих случаях формы существительного в винительном и именительном падежах совпадают. Связано это с их грамматическим и синтаксическим значением: имя существительное в именительном падеже обозначает субъект действия и в предложении является подлежащим, в то время как винительный вводит объект действия и является дополнением.

В античной Греции грамматики под сильным влиянием натурфилософии предполагали, что именительный – некое совершенство, «правильная» форма слова , а все остальные – отклонение от идеала. Собственно, сам термин «склонение» передаёт логику древних учёных. Выведенное ими противопоставление существует до сих пор, хотя и по другим причинам. Так, падежи делятся на:

  • прямые (именительный) – не зависят от других членов предложения и не управляются глаголами;
  • косвенные (все остальные) – вводятся предлогами и выступают в функции дополнения.

Значения косвенных падежей

Падежи русского языка имеют конкретные функции в образовании связей между членами предложения. Например, родительный передаёт смысл принадлежности и включенности во что-либо (тетрадь сына, дом из дерева ), а дательный вводит адресата речи или процесса (позвонить маме, сказать другу ). Совремённый творительный падеж включил в себя сразу несколько значений, среди которых можно выделить орудие действия (стучать молотком ) и траекторию пути (идти лесной тропой ). Предложный падеж, как следует из названия, с помощью предлогов передаёт множество различных значений, из которых, в качестве примера, можно выделить местоположение в пространстве (комната в доме ).

Выделение этих значений и умение их определять является базисом для соблюдения орфографических норм. Ошибки в падежных окончаниях весьма распространены. Чтобы их избегать, необходимо как минимум правильно определить падеж.

Определение падежа имени существительного

Простой таблицы окончаний мало для верного написания слова. Как правило, проблема состоит в определении необходимого падежа. В качестве примера подобной трудности можно назвать орфоэпически похожие формы родительного и дательного падежей 1 склонения единственного числа (бабушки бабушке). Однако, существует простой способ определить необходимое в том или ином случае окончание. Для этого нужно:

Описанные выше операции весьма просты и эффективны . Но существуют другие инструменты, которые не требуют запоминания падежных вопросов и типов склонений. С развитием высоких технологий и интернет-коммуникаций стало возможным составление специальных программ и сервисов, которые способны за доли секунды просклонять необходимое существительное онлайн. Данный метод подойдёт и школьникам, и взрослым.

Некоторые лингвисты считают, что русский язык богат на падежи. Имеется в виду, что их не шесть, как изучают школьники, а больше. И, как оказывается, у них есть полное основание придерживаться такого мнения. Итак, сколько в русском языке падежей? Попробуем в этом вопросе разобраться.

Падежная система

Термин «падеж» в переводе с греческого звучит как «падение», а с латинского - «падать».

Падеж (склонение) - грамматическая категория, предназначенная показывать синтаксическую роль имен существительных и их взаимодействие с другими словами предложения. Кроме существительного, изменяются по падежам и прилагательные, причастия, числительные, местоимения. Стоит заметить, что падеж этих адъективных слов зависит от склонения определяемого существительного. Выражается оно изменением окончания.

Сколько в русском языке падежей?

Рассматривая морфологию русского языка, как правило, называют шесть основных падежей:

  • Именительный (исходная форма склонения).
  • Родительный.
  • Дательный.
  • Винительный.
  • Творительный.
  • Предложный.

Перечисленные падежи называют основными в связи с широким употреблением. Кроме этого, стоит заметить, что их распространенность связана с тем, что части речи, которые были упомянуты ранее, имеют грамматические формы для перечисленных падежей.

Для правильного склонения слов необходимо знать, что все падежи отвечают на вопросы. К тому же каждый из них выражает несколько значений. Ознакомимся с каждым более подробно.

Именительный падеж

Соответствуют вопросы «кто?», «что?» Чтобы распознать этот падеж, нужно к существительному добавить слово «есть». Например: есть (что?) лампочка. Употребляется без предлогов. Единственное число имеет такие окончания:

  • 1 склонение: -а, -я.
  • 2 склонение: -о, -е или нулевое.

А во множественном числе: -ы, -и, -а, -я.

Поскольку именительный падеж выступает исходной падежной формой слова, в его обязанности входит:

  • давать имя субъекту действия или состояния (матушка убирает, дети устали );
  • определять, характеризовать предмет, лицо или действие (наша дочь - врач; война - это бедствие );
  • называть тему сообщения, предмет, действие, свойство (используется в предложениях такого типа: Утро. Солнце .);
  • Выражать обращение к собеседнику (Малыш, сколько тебе лет ?).

Родительный падеж

Соответствуют вопросы «кого?», «чего?» Чтобы распознать этот падеж, нужно к существительному подставить слово «нет». Например: нет (чего?) снега. Употребляется с предлогами возле, у, после, без, около, из, для, вокруг, до, от, с . Единственное число определяется такими окончаниями:

  • 1 склонение: -ы, -и.
  • 2 склонение: -а, -я.
  • 3 склонение: -и.

Имеет окончание: нулевое, -ов, -ев, -ей.

Родительный падеж может указывать на:

  • Принадлежность предмета (машина сына ).
  • Носителя свойства (голубизна неба ).
  • Объект, на который направляется действие (просмотр телевизора ).
  • Субъект, совершающий действие (приезд мамы ).
  • Части целого (кусок торта ).

Дательный падеж

Слова в дательном падеже отвечают на вопросы «кому?», «чему?». Чтобы распознать этот падеж, нужно к существительному подставить слово «дам». Например: дам (кому?) сестренке . Употребляются с предлогами к, по . В единственном числе слова в дательном падеже оканчиваются на:

  • 1 склонение: -е, -и.
  • 2 склонение: -у, -ю.
  • 3 склонение: -и.

Множественному числу склонения характерны окончания: -ам, -ям.

Слова в дательном падеже предназначены для обозначения:

  • Адресата действия (дала журнал подруге, написал письмо маме );
  • Субъекта действия или состояния (ребятам не спалось ).

Винительный падеж

Соответствуют вопросы «кого?», «что?». Чтобы распознать этот падеж, нужно к существительному подставить слово «вижу». Например: вижу (кого?) маму. Употребляется с предлогами в, за, на, про, через . Единственному числу соответствуют окончания:

  • 1 склонение: -у, -ю.
  • 2 склонение: -о, -е.
  • 3 склонение: нулевое окончание.

Множественному числу: -ы, -и, -а, -я, -ей.

Винительный падеж, в свою очередь:

  • Обозначает объект действия (убирать комнату, сшить платье ).
  • Выражает количество, пространство, расстояние, меру времени (проехать километр, весить тонну, ждать год, стоить копейку) .

Творительный падеж

Соответствуют вопросы «кем?», «чем?». Чтобы распознать этот падеж, нужно к существительному поставить слово «горжусь». Например: горжусь (кем?) сыном. Употребляется с предлогами за, над, под, перед, с

  • 1 склонение: -ой (-ою), -ей (-ею).
  • 2 склонение: -ом, -ем.
  • 3 склонение: -ю.

Множественное: -ами, -ями.

Предназначен для обозначения:

  • Постоянной или временной занятости какой-нибудь деятельностью (служит солдатом, работал сантехником ).
  • Субъекта действия - для страдательных конструкций (дом снесен рабочими ).
  • Объекта действия (дышать кислородом ).
  • Инструмента или средства действия (обрабатывать перекисью ).
  • Места действия (идти тропинкой ).
  • Способа, образа действия (петь басом ).
  • Меры времени или количества чего-нибудь (таскать ведрами ).
  • Параметра предмета (величиной с кулак).
  • Совместности лиц и предметов (брат с сестрой ).

Предложный падеж

Соответствуют вопросы «о ком?», «о чем?». Чтобы распознать этот падеж, нужно к существительному поставить слово «думаю». Например: думаю (о ком?) о любимом. Употребляется с предлогами в, на, о, об, обо, при . Единственное число имеет окончания:

  • 1 склонение: -е, -и.
  • 2 склонение: -е. -и.
  • 3 склонение: -и.

Падежи множественного числа оканчиваются на: -ах, -ях.

Предлоги, употребляемые с существительными в предложном падеже, помогают определить, что он обозначает. А именно:

  • Объект действия (думать о девушке ).
  • Место действия, состояния (сидеть на стуле ).
  • Время после выполнения какого-нибудь действия (по приезде ).

Дополнительные падежи

В русском языке, кроме шести основных падежей, выделяют несколько форм, имеющих спорный статус, близких к падежу. Еще их называют падежи существительных, поскольку предназначены они исключительно для их склонения. К ним относятся: второй родительный (партитивный или количественно-отделительный), второй предложный (локативный, местный), второй винительный (превратительный, включительный, собирательный), звательная форма (вокатив), счетный, ждательный, лишительный падежи. Особенностью этих форм является то, что каждая из них встречается в ограниченном круге слов. К тому же они могут существовать в определенных контекстных условиях. Немного изучим эти падежи. Примеры нам помогут лучше с ними разобраться.

Второй предназначен для склонения некоторых слов мужского рода в единственном числе, относящихся ко второму склонению: чашка чаю, ложка сахару. Окончание этого падежа, а именно «-у», чаще употребляется в разговорной речи и не является обязательным (можно говорить мешок сахара или мешок сахару ). Исключением являются отдельные случаи: выпьем чайку . Достаточно много существительных мужского рода не употребляются в форме партитива: кубик льду, кусок хлебу.

Второму предложному склонению присущи особые окончания группы существительных, в единственном числе имеющих мужской род. Падеж употребляется, к примеру, в таких словах: на берегу, в шкафу, в бою . Также для локатива характерен перенос ударения на окончание у определенных существительных 3-го склонения, имеющих женский род и единственное число: в тиши, на мели, в печи.

Второй встречается при некоторых глаголах (записаться, проситься, выбрать, пойти, готовиться, выбиться, метить и др.) после предлога «в». К тому же его окончания такие же, как и в множественного числа: (записаться в летчики) .

Ждательный падеж практически совпадает с родительным, но его можно выделить вследствие склонения некоторых слов с той же грамматической формой по форме винительного падежа: ждать (кого? чего?) телеграммы и ждать (кого? что?) брата .

Счетный падеж немного отличается от родительного падежа и используется при счете: два шага, три столовых .

Звательный падеж практически идентичен именительной форме, но отличается образованием независимого оборота речи, подобного междометию: Вань, Маш, Петь, Тань . То есть он чаще употребляется в разговорной речи для обращения к собеседнику.

Лишительный падеж является видом винительного падежа, однако используется только с отрицанием при глаголе: не иметь права, не знать правды .

Сколько в русском языке падежей, носящих дополнительный характер? По нашим подсчетам их получилось семь. Но самое интересное, что некоторые лингвисты считают полноценными падежами только два: местный (второй предложный) и превратительный (второй винительный). Другие утверждают, то ждательный падеж также имеет некий смысл. А вот поскольку лишительный и второй родительный падежи очень часто можно заменить родительным, их можно назвать только вариантами родительной формы склонения. Звательный и счетный также зачастую не считают падежами. В первом случае это просто существительное в именительном падеже, а во втором - существительное, образованное от прилагательного.

Подведем итоги

Ознакомившись с вышеописанной информацией, можно ответить на вопрос о том, сколько в русском языке падежей. Итак, в школе мы изучаем шесть основных падежей. Они употребляются ежедневно при любом виде общения: разговор, переписка и т. д. Но, кроме них, выделяют еще семь форм склонения, которые встречаются преимущественно в разговорной речи. Сколько падежей получается всего? Мы смело можем утверждать, что их тринадцать. Учитывая то, что дополнительные формы склонения являются вариантами основных, их не предлагают для изучения в школе для упрощения учебного процесса. Но можно предложить ознакомление с ними во внекласнное время для общего развития.

Изучение падежей и их различий.

Русский язык считается одним из наиболее сложных языков мира. Конечно, любому тяжело учить неродной лексикон. Но, именно из-за трансформирования слов по падежам, славянский диалект становится слишком тяжелым для понимания. Да и многие носители родного наречия часто путаются в данном вопросе, поэтому далее мы попытаемся в нем разобраться.

Изменение существительных по падежам: как называется?

Изменение существительных по падежам — называется склонением.

Склонение – это и есть наше преображение слов на концовке. А необходимо оно для того, чтобы слова между собой надлежащим образом скреплялись. Этаким путем и получаются высказывания в русском лексиконе.

Существительное – это тот компонент фразы, которая подразумевает субъект. Как живой, так и неживой. Поэтому дает ответы на поставленные вопросы: кто? И что?

Охватывает весьма обширные понятия:

  • название предметов (стул, нож, книга)
  • обозначение лиц (женщина, младенец, вегетарианец)
  • именование живых существ (дельфин, кот, амеба)
  • название субстанций (кофе, желатин, крахмал)
  • термины различных факторов и случаев (пожар, антракт, переписка)
  • обозначение всех пребываний, действий и свойств (плаксивость, оптимизм, бег)

Существуют шесть разных падежей:

  • именительный
  • родительный
  • дательный
  • винительный
  • творительный
  • предложный

Падежи существительных в русском языке: таблица с вопросами, предлогами и вспомогательными словами в единственном числе

Для восприятия и быстрейшего усваивания сведений зачастую пускают в ход таблицы. В них прекрасно показаны, какие вопросы используют.

  • Первое склонение — существительные женского и мужского рода, концовка которых — а, я
  • Второе склонение — существительные мужского рода без окончания и которые завершаются на мягкий знак, среднего рода с концовкой – о, е
  • Третье склонение – это слова женского рода, которые в конце финишируют на мягкий знак


Во множественном числе также, для лучшего восприятия, используется таблица, которая отличается, правда, только окончанием.


Неправильное применение падежей: какой вид ошибки?

Вроде бы, смотришь на таблицы и примеры, и становится все понятно. И думаешь, а что же тут сложного? А на деле оказывается, что многие допускают ошибки. Несмотря на то, что знают материал. И, как правило, это весьма распространенные ошибки, которые требуют отдельного внимания.

Выделяют 2 основные ошибки, которые связаны:

  • с неправильным определением склонения существительного
  • с неуместным применением предлогов

Особое внимание требуют предлоги:

  • благодаря
  • согласно
  • вопреки
  • подобно
  • наперекор
  • наперерез

ВАЖНО: Данные предлоги задействуют в дательном падеже.

Например, маневрировать согласно (чему?) закону. Или, благодаря (чему?) дружбе с семьей Федоровых.

Также следует выделить еще ряд высказываний, которые часто используют в ошибочном падеже:

  • Ввиду. Текущий предлог практикуется лишь в родительном падеже. Например, ввиду избытка (чего?) денег.
  • Такое высказывание, как «вместе с» требует творительного падежа, поскольку имеет весомость совместного действия. Например, играться вместе с (кем?) племяшкой.
  • Также, предлог «наряду с» запрашивает тоже творительного падежа. Например, наряду с прочими (чем?) вещами.
  • А вот после выражения «по» наречие запрашивает предложного падежа. Если имеется значение «после чего-то». Например, по завершению договора.

Как отличить именительный падеж от винительного?


С таким вопросами сталкивается каждый школьник. Да и взрослые частенько встают пред подобным выбором. И не удивительно, что часто данные аспекты путают. Ведь вопросы однотипные и окончания неодушевленных слов одни и те же, а вот окончания одушевленных существительных совершенно разные.

Как отличается именительный падеж от винительного падежа: инструкция.

  • Безусловно, ставиться вопрос.
    Выше в таблице уже была памятка, что именительный руководствуется вопросами кто? что? (как главный член предложения). А винительный – (вижу) кого? что? (второстепенный член предложения).
  • И есть небольшая хитрость. Т.к. слово в именительном падеже бессменно будет главным членом в предложении , то определяем главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.
  • Если наше слово не главный член предложения, следовательно, оно стоит в винительном падеже, и будет второстепенным членом предложения.
  • Еще прием: поставьте вопрос к проверяемому слову в одушевленном виде. Например: кто? попугай (подлежащее в именительном падеже) клюет что? (кого?) зерно (второстепенный член предложения, винительный падеж).
  • Также весомая роль отходит предлогу, с которым связывается самостоятельная часть речи (или нет). В первом варианте (именительный падеж) существительное задействуют всегда без предлога . А вот во втором (винительный падеж), наоборот, чаще с ним (в, на, за, через и прочие).
  • Опознать падеж также поспособствует концовка. В таблице выше уже упоминалось, какие бывают завершения у всякого падежа.

Как отличить винительный падеж от родительного падежа?


  • Наиважнейшим помощником выступает вопрос, который нужно задать себе в уме. Родительный падеж, как известно, откликается на вопросы кого или чего нет? А вот винительный падеж на — вижу кого? Слышу что? Вопрос кого? одинаковый в обоих падежах.

Ниже читайте инструкцию.

  1. Мысленно замените одушевленный предмет неодушевленным.
  2. К неодушевленному в родительном падеже подходит вопрос – чего нет ? А вот в винительном неодушевленный предмет реагирует на вопрос что вижу, слышу?
  3. Пример: Я поймал (кого? ) бабочку. Ставим неодушевленный вопрос. Я поймал (что? ) бабочку. Вопрос чего? не подходит. Значит это винительный падеж.
  • Кстати, в родительном падеже будет означать привязанность кому-то или чему-то. Купили чемодан для (чего? ) поездки (родительный). Тумбочка сделана (из чего? ) из дерева (родительный). Также указывать на частицу чего-то. Цветок — это часть (чего?) растения (родительный). Или же идет сравнение предметов . Смартфон лучше (чего? ) кнопочного телефона (родительный).
  • Также важно то, что в родительном падеже глагол будет с отрицательной частицей . В магазине не было (чего? ) сметаны (родительный).
  • А вот в винительном падеже имеет место просторное или промежуточное касательство. Определить (что? ) погоду на завтра (винительный). А также, эффект переходит на объект всецело. Например, я закрыл (что? ) дверь (винительный). Выпил (что?) молоко (винительный). Или будет выражать желание и намерение. Я хочу съесть (что? ) яблоко.

Несклоняемые существительные: список

Вроде бы все нюансы рассмотрели, и пошло небольшое прояснение. Но не тут то было! Русский язык придумал еще некоторые ловушки – это существительные, которые не склоняются. И вот здесь у иностранцев случается шок.

Если совсем кратко, то это иностранные слова (практически). Но чтобы стало немного понятнее, ниже приведем список.

  • Существительные иностранного происхождения (собственные и нарицательные), окончание которых –о, -е, -у, -ю, -и, -а:
    • шоссе
    • интервью
    • фламинго
  • Опять слова иностранного происхождения. Но! Женского рода и с согласным окончанием:
    • мадам
    • Кармен
  • Фамилии. Русские и украинские, концовка которых завершается на –о и –ых, их:
    • Иванченко
    • Короленко
    • Седых и т.п.
  • Ну и, безусловно, аббревиатуры и сокращенные слова:

Склонение существительных по падежам: пример

Правила правилами, а на примере значительно легче воспринимается. Чтобы было проще визуально, также прибегнем к помощи таблицы.


Как быстро выучить падежи и их вопросы?

В принципе, нет ничего сложного. Если добротно разобраться и вникнуть. И не только приезжим с других стран бывает тяжело, но и нашим деткам. Поэтому, чтобы информация быстрее усваивалась, сейчас чего только не придумали. А вот мы в школьные годы учили, клали книжку под подушку. И, главное, действовало! Прочитал перед сном, поспал всю ночь на книжке и уже все запомнил.

  • Конечно, многие учителя прибегают к помощи стишков или игр. Но и родители должны помогать своим чадам в этом вопросе.
  • Первым делом – нужно запомнить, сколько всего падежей. Их всего 6.
  • А далее, на самых обычных и бытовых примерах объяснять ребенку, на какие вопросы отвечает существительное. А значит, и падежи определить легче.
  • Самое главное – это практика! Забрали ребенка из учебного заведения и едите в автобусе. Вперед! Практикуйтесь на тех словах, которые наблюдаете. Хоть на автобусе.
  • Кстати, небольшой образец легкого стишка. Он и деткам понравиться, и посодействует учебную информацию скорее усвоить.








Стишок про падежи: Иван родил девчонку, велел тащить пеленку

Этот стишок все родители могут повторить хором. Ведь, запомнился он, как «дважды два». А главное, детям он легок в восприятии.

  • Иван (И — именительный)
    Родил (Р — родительный)
    Девчонку, (Д — дательный)
    Велел (В — винительный)
    Тащить (Т — творительный)
    Пеленку (П — предложный)

Видео: Как легко выучить падежи? Простая техника заучивания

    В русском языке изменение слов по падежам называется склонением. Падеж -- это определенная форма данного слова. В русском языке различают шесть падежей.

    Именительный падеж единственного числа -- это начальная форма существительного, прилагательного, местоимения, числительного или глагольной формы -- причастия. У существительных в именительном падеже мы зададим вопросы кто? или что? : мальчик, дерево. Именительный падеж принадлежит, как правило, подлежащему в предложении.

    Родительный падеж отвечает на вопросы кого? или чего? , нет мальчика, нет дерева.

    Дательный падеж отвечает на вопросы кому? или чему? дам мальчику, дам дереву.

    Винительный падеж отвечает на вопросы кого? ** или **что? вижу мальчика, дерево.

    В творительном падеже существительных мы зададим вопросы кем? или чем? , любуюсь мальчиком, деревом.

    В предложном падеже правомерны вопросы к существительному о ком? или о чем? , думаю о мальчике, о дереве.

    Падеж, в русском языке - это категория грамматики, которая осуществляет взаимодействие существительных с другими словами, в тексте или предложении. Падежи, напрямую зависят от склоняемого существительного в той или иной мере, при этом, как правило, окончание у этих слов меняется. Всего в русском языке насчитывается шесть падежей, а именно:

    1) именительный (отвечает на вопросы: кто? или что?)

    2) родительный (отвечает на вопросы: кого? или чего?)

    3) дательный (отвечает на вопросы кому? или чему?)

    4) винительный (отвечает на вопросы: кого? или что?)

    5) творительный (отвечает на вопросы: кем? или чем?)

    6) предложный (отвечает на вопросы: о ком? или о чем?)

    В русском языке падеж - это грамматическая категория, с помощью которой выражают отношение к предмету, обозначаемого существительным. В современном русском языке 6 падежей. Здесь приведена таблица, где можно посмотреть все падежи, а также их окончания для различных родов в единственном и во множественном числе.

    Падеж - это грамматическая категория, характерная для имен существительных и прилагательных. Слова могут изменяться по падежам и это их изменение называется склонением. То есть имена существительные (и прилагательные) склоняются по падежам. Это их склонение зависит от других слов, которые стоят рядом с данным словом и определяют его падеж.

    Всего в русском языке 6 падежей:

    Именительный - кто?/что? - друг, сумка

    Родительный - кого?/чего? - друга, сумки

    Дательный - кому?/чему? - другу, сумке

    Винительный - кого?/что? - друга, сумку

    Творительный - кем?/чем? - другом, сумкой

    Предложный - о ком?/о чм? - о друге, о сумке

    Падеж в русском языке представляет собой отдельную грамматическую категорию, посредством которой выражается отношение к какому-либо предмету. Вообще имеется есть падежей, определяемых на основе задаваемых вопросов, а вот и таблица:

    Обратите внимание на вспомогательные слова, помогающие определить падеж.

    Представленная ниже, позволит хорошо изучить и запомнить такую важную тему в русском языке как падеж.

    Падежом называют форму слова, когда слово изменяется по падежам - склоняется.

    Но не все части речи могут иметь падеж и склоняться по падежам.

    Например, мы можем просклонять существительные, прилагательные, местоимения, но не склоняем по падежам глаголы.

    Падежей в русском языке всего шесть, каждый падеж имеет свои вопросы к одушевленным и не одушевленным предметам, а также имеет разные окончания для единственного и множественного числа.

    Таблица падежей русского языка с вопросами и примерами ниже:

    Падеж это форма слова, в которой оно употребляется в русском языке. В русском языке шесть падежей и для каждого из них характерна своя постановка вопроса на который она отвечает. Вот таблица падежей с используемыми предлогами и окончаниями -

    Падеж это грамматическая основа слова, показывает синтаксическую роль слова и связывает слова в предложения. Изменять по падежам значит склонять слово.

    Чтобы предложения были логически связанны и легко могли восприниматься существительные, прилагательные числительные должны принять необходимую форму. Для этого нужно уметь правильно склонять и вот здесь мы обращаемся за помощью к ПАДЕЖу.

Выбор редакции
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...

План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...

На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...

Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...
Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....
К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...
Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...