Проект «Приобщение дошкольников к художественной литературе с использованием детской книжной графики


В книге представлен перечень произведений художественной литературы для чтения детям дошкольного возраста. Литературный материал подобран таким образом, чтобы обеспечить развитие художественно-творческих способностей дошкольников, их эстетического вкуса, культуры восприятия произведений.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.

Валентина Викторовна Гербова
Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации

Библиотека "Программы воспитания и обучения в детском саду" под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Программа по приобщению детей к художественной литературе печатается по тексту книги "Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Предисловие

Настоящее издание является частью методического комплекта к "Программе воспитания и обучения в детском саду" (под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006), которая в соответствии с современными задачами дошкольного образования предусматривает всестороннее развитие ребенка на основе его возрастных возможностей и индивидуальных способностей.

Ведущие цели "Программы" – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к школе.

К "Программе" подготовлены краткие "Методические рекомендации" (М.: Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2005; М.: Мозаика-Синтез, 2006), раскрывающие особенности организации и методики работы по всем основным разделам воспитания, обучения и развития ребенка в детском саду на разных возрастных этапах дошкольного детства.

Более подробные методические руководства к "Программе" содержатся в методических пособиях: Комарова Т. С. "Изобразительная деятельность в детском саду" (М.: Мозаика-Синтез), Гербова В. В. "Развитие речи в детском саду" (М.: Мозаика-Синтез), Теплюк C. H., Лямина Г. М., Зацепина М. Б. "Дети раннего возраста в детском саду" (М.: Мозаика-Синтез) и др.

Пособие "Приобщение детей к художественной литературе" продолжает серию изданий данного учебно-методического комплекта. Книга включает программу и методические рекомендации по приобщению детей 2–7 лет к художественной литературе.

Программа

В "Программе воспитания и обучения в детском саду" художественная литература рассматривается как самоценный вид искусства. Литературный материал напрямую не связан ни с одним из программных разделов, хотя оказывает огромное влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.

Программные произведения отбирались особенно тщательно, с учетом их художественных достоинств, доступности содержания детям определенного возраста. Мы стремились представить как классические произведения, известные не одному поколению читателей, так и произведения современных отечественных и зарубежных авторов.

Воспитание читателя – процесс длительный и трудоемкий, поэтому перечни художественных произведений и задачи приобщения детей к художественной литературе для каждого дошкольного возраста свои.

Детям любого возраста по возможности следует читать каждый день (новые и уже знакомые произведения). Программные задачи необходимо решать и на занятиях, и вне их.

Программа предоставляет воспитателю право вносить определенные изменения в списки рекомендованной литературы с учетом регионального компонента содержания дошкольного образования и особенностей режима работы дошкольного образовательного учреждения.

Первая младшая группа
(от двух до трех лет)

Неоднократно читать художественные произведения, предусмотренные программой для детей второй группы раннего возраста .

Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями.

Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.

Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку.

Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах, побуждать их называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: "Кто (что) это?", "Что делает?". Пересказывать детям содержание несложных сюжетных картинок. Предлагать воспроизводить действия (движения) персонажа ("Покажи, как клюют зернышки цыплята, как девочка ест суп").

Обращать внимание детей на ребенка, рассматривающего книжку по собственной инициативе, одобрять его деятельность.

Для чтения детям

Сентябрь – октябрь – ноябрь

Русский фольклор

Повторение песенок, потешек, сказок, прочитанных и рассказанных детям второго года жизни.

Песенки, потешки. "Наши уточки с утра…"; "Пошел котик на Торжок…"; "Заяц Егорка…".

Сказки. "Козлятки и волк", обр. К. Ушинского

Фольклор народов мира "Три веселых братца", пер. с нем. Л. Яхнина; "Бу-бу, я рогатый", лит., обр. Ю. Григорьева.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. А. Барто. "Мишка", "Грузовик" (из цикла "Игрушки"), "Кто как кричит"; В. Берестов. "Большая кукла"; Г. Лагздынь. "Петушок"; С. Маршак. "Сказка о глупом мышонке"; Э. Мошковская. "Приказ" (в сокр.); Н. Пикулева. "Лисий хвостик"; К. Чуковский. "Федотка".

Проза. Л. Толстой. "Спала кошка на крыше…", "Был у Пети и Миши конь…".

Произведения поэтов и писателей разных стран С. Капутикян. "Все спят", пер. с арм. Т. Спендиаровой.

Декабрь – январь – февраль

Русский фольклор

Песенки, потешки. "Наша Маша маленька…"; "Чики, чики, кички…", "Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу".

Сказки. "Теремок", обр. М. Булатова.

Фольклор народов мира "Котауси и Мауси"; англ., обр. К. Чуковского; "Ой ты заюшка-по-стрел…"; пер. с молд. И. Токмаковой.

Приобщение детей к художественной литературе .

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве.

Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способ­ность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать худо­жественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, воз­мущаться, радоваться.

Любой дошкольник является читателем. Даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослого. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким обра­зом читают детям.

Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и по­знавательные возможности дошкольников). Детская литература способ­ствует развитию эстетического сознания ребенка, формированию его ми­ровоззрения.

В круг детского чтения входят:

Произведения устного творчества русского народа и народов мира;

Классическая детская литература (отечественная и зарубежная);

Современная литература (русская и зарубежная).

Народное поэтическое творчество - величайшее достижение на­циональной культуры каждого народа. Высокое художественное со­вершенство и доступность восприятию ребенка дошкольного возрас­та сделали фольклор важным средством воспитания, приобщения к народной культуре, родному языку В программу включены песенки, потешки, заклички, календарный детский фольклор, скороговорки, загадки.

Чрезвычайно велика педагогическая ценность сказок. Детям дошкольного возраста читают и рассказывают сказки о животных. В сказках разных народов и разных времен встречаются образы простовато-глуповатого волка, трусливого хвастуна зайца, медведя-увальня, лукавой кокетли­вой лисы, воинственного петуха и т. д.

Волшебные сказки любимы старшими дошкольниками. Они нена­вязчиво учат ребенка оценивать дела и поступки людей в свете пра­вильных понятий о том, что хорошо и что плохо. На основе народных сказок возникли литературные авторские сказки. В них часто переплетаются элементы сказок о животных, бы­товых и волшебных сказок.

Приобщение детей к поэзии начинается с раннего возраста с фольклора и поэтов А. Барто, К. Чуковский и др.. Детей постарше приобщают к восприятию серьезной высо­кой поэзии - стихам А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Майко­ва, И. Бунина, С. Есенина и многих других замечательных русских поэтов. В программных списках широко представлены различные по тема­тике рассказы. В одних раскрываются нравственные проблемы, а в других- экологические, в третьих - «подвиги» детей, выдумщиков и фан­тазеров, лихо завоевывающих право на самостоятельность.

Итак, круг детского чтения направлен на формирование у до­школьников интереса к книге, на постепенное пополнение их литера­турного багажа, обогащение литературного опыта, который проявля­ется в заинтересованности произведениями определенного жанра или конкретной тематики, в потребности рассматривать иллюстрирован­ные книги.

Рассмотрим особенности работы по приобщению детей к художественной литературе в разных возрастных группах.

(Педагоги рассказывают о проделанной работе в своей группе.)

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.»

Задачи

Познакомитьдетейсданной тематикой по художественной литературе.

Углубитьзнаниядетейо выбранной вами тематике.

Формироватьудетейэмоционально-образноевосприятиепроизведений черезхудожественноеописаниеоб­разов.

Воспитыватьспособностьнаслаж­датьсяхудожественнымсловом, уместностьупотребленияеговсоб­ственнойречи(поговорки, загадки, метафоры, народныевысказывания, звукоподражание). Учитьчувствовать ипониматьобразныйязыкпрочитанных произведений.

Посредствомпроизведенийспособствоватьу детей оценивать дела и поступки людей в свете пра­вильных понятий о том, что хорошо и что плохо, воспитаниюдобрых чувств, интереса к художественным произведениям. Вос­питыватьумениеудивлятьсякрасоте

Учитьдетейдоговариваться, делить­ся, помогать, оказыватьподдержку вработе, проявлятьинтересквы­полненномузаданию.

Расширятьпредставленияродителей о детскойлитературе.

Приобщитьродителейксемейно­мучтениюдетских художественных произве­дений.

Проект состоит из 3 этапов:

1 этап-подготовительный(одна неделя). Исходяизинтересовдетей,

Анкетированиеродителей, обсуждение цели и задач проекта с детьми, созданиеусловий, необходимыхдляреализациипроекта.

II этап-основной(1 месяц). Реализацияосновныхвидовдеятель­ностипонаправлениямпроекта. Пре­зентация.

III этап-итоговый(однанеде­ля). Включаетвсебясбориобработку методических, практическихматериалов, соотнесениепоставленныхипрогно­зируемыхрезультатовсполученными, обобщениематериаловпроекта.

Приусловииреализацииданного проектаможнопредположитьследующие результаты.

1. Созданиевгруппенеобходимых условийпоознакомлениюдетейсвыбранной тематикой

а) созданиебиблиотеки

б) подборфонотеки

в) созданиеуголкаразвивающих игр;

г) оформлениеальбомарисунков

д) выполнение самого проекта в виде композиции (поделки).

2. Отношение80% детейккниге нетолькокаккразвлечению, акакк источникупознавательныхинтересов.

3. Активноеучастиепредположитель­но80% родителейвреализациипроекта.

4. Умение25% детейвысказывать идеиипредположения.

5. Созданиесистемы- работыпо ознакомлениюдетейс детской художественной литературой.

Оценкаэффективностипоитогам работыпроводитсяпотремнаправле­ниям: дети, родители, педагоги.

Оценказаинтересованностидетей, ихуспешностивобщемделеотсле­живаетсячерезнаблюдениеианализ детскойдеятельности, занятий, бесед сдетьми.

Оценказаинтересованностииучастия впроектеродителейпроисходитчерез ихучастиевмероприятиях, помощь в осуществлении проекта (домашнее задание с детьми, помощь в оформлении книжного уголка по выбранной группой тематике).

Оценкаактивизациидеятельности педагоговотслеживаетсяпокачеству проведенияработысдетьмиврамках проекта

Оборудование и материалы:

  1. Консультации для родителей
  2. Сводная по анкетам своей группы
  3. Рисунки по произведениям (дома с родителями, в саду с воспитателями, со специалистами –психологом, логопедом)
  4. Фотоматериал в группе (занятия с детьми, работа в книжном уголке 5-6 фотографии)
  5. Фотовыставка «Мама, папа, я- читающая семья» в своей группе.
  6. Книжный уголок по данной тематике.
  7. 1 конспект комплексного занятия.
  8. Сам проект (в объеме), + заполнение таблицы «Планирование и организация деятельности по осуществление проекта по приобщение детей к художественной литературе».
  9. Итоговое занятие (в виде викторины, досуга, можно объединиться с другой группой, подключить педагогов доп. образования)
  10. Папку с проделанной работой для методического кабинета.

Анкета для родителей по теме:

« ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ».

  1. Приобщает ли Вы ребенка к чтению детской литературы, если «да», то каким образом________________________________

_____________________________________________________

  1. Кто читает ребенку книги?

Мама____ Папа___ другие____

  1. Где берете детские книги?

Дома библиотека____ В детской библиотеке____

Покупаете____ Другое_____

  1. Как часто читаете ребенку?

1-2 раза в неделю_____ каждый день____ чаще____

  1. Кто выбирает чаще, что читать ребенку?

Ребенок____ Взрослый____

  1. Какую тематику читаете наиболее чаще, почему?

Сказки волшебные, о животных _____

Поэзию (о животных, времена года, о детях, прочее)_____

Детские рассказы (о животных, о детях, о природе)________

Фольклорный жанр (песенки, потешки, пословица, др.)_______

Потому что____________________________________________

  1. Каких писателей предпочитаете читать детям?

Отечественных____ Зарубежных______

  1. Обсуждаете ли Вы с ребенком прочитанное, если да, с какой целью?

Да_____ Нет_____

Цель_________________________________________________

  1. Любимое произведение ребенка или что последнее читали (читаете)? ____________________________________________

P.S. Поставьте галочку возле выбранного Вами ответа.

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ В ПРОЕКТЕ.

«Планирование и организация деятельности по осуществление проекта по приобщение детей к художественной литературе».

I Этап

Мероприятие

Цели

Анкетирование родителей

Выявить, читают ли родители детям книги. Что предпочитают читать?

Подбор библиотеки

Развить у детей интерес к дет. худ. литературе

Акция «Подари книгу детскому саду» (по данной тематике)

Пополнить библиотеку группы книгами по выбранной тематике, продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий группы

Оформление родительского уголка

Просвещать родителей

Подбор наглядных пособий, демонстрационного материала для занятий

Создать условия для демонстрации произведений

II Этап

Мероприятие

Цели

Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям

Развить у детей интерес к книгам

Оформление книжного уголка

Создать условия по реализации проекта. Развить интерес к книгам

Чтение произведений выбранной тематики

Пробуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе.

Учить понимать идею произведения, развивать умение оценивать поступки героев (для детей ст. д. возр.), выполнять действия, инсценировать (для детей мл. д. возр.)

Продуктивная деятельность (указать какая)

Досуг по данной тематике (указать)

Игры –драматизации

Домашнее задание

Коррекционная работа. Психогимнастика, настрои

Поддержать эмоционально-психологическое состояние детей

Придумывание различных вариантов продолжения произведений (для ст. д. возр.)

Развивать творческую активность детей в процессе придумывания различных вариантов продолжения произведений. Развивать коммуникативные навыки.

Конкурсы, выставки (указать)

Оформление альбома

Оформить альбом по данной тематике

Что провели, обведите в кружок.

ирина старцева
Приобщение дошкольников к художественной литературе

Приобщение дошкольников к художественной литературе .

В. А. Сухомлинский говорил : «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».

В настоящее время возникла серьезная проблема : у детей падает интерес к книге. Ее место занимает телевидение, другие технические средства, которые во многих случаях не могут заменить книгу. Падение интереса к чтению является фактором сегодняшней жизни. Дошкольный возраст - время активного становления читателя в ребенке, требующее внимания и кропотливой совместной работы детского сада и семьи.

Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции : заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков ; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста , уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература служит могучим , действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

В поэтических образах художественная литература делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка , открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

Умение правильно воспринимать литературное произведение , осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой : его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь . Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке “талант читателя”.

Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим занимаются родители и педагоги дошкольных учреждений . Библиотека и школа не первый, а последующий этап формирования читателя.

Исходя из этого, самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения должен быть воспитатель дошкольного учреждения . Он не только воплощает задачу приобщения детей к книге , рождение в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения, пропагандист книги и книжного знания, социолог, быстро и точно реагирующий на изменение детского отношения к книге и процессу чтения, психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на детей .

Чтение детям художественного произведения должно быть подчинено целям идейно-эстетического воспитания. Среди педагогов укоренился потребительский подход к литературе : если нужно воспитывать культурно-гигиенические навыки – почитаем «Мойдодыра» ; если в группе есть драчун – прочтем «Что такое хорошо – что такое плохо» .

Критик В. Смирнова пишет : «Тараканище» , конечно, цель высмеять трусость, избавить ребенка от страха; «Айболит» хочет научить детей любить животных, а «Мойдодыр» - приучить к чистоте… Но дело не в этих элементарных задачах добра и пользы. И когда писатель возглашает весело, заканчивая «Мойдодыр» :

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам…

Да здравствует мыло душистое

И полотенце пушистое…

ребенок радуется не потому, что понял пользу умывания, а потому, что эту трудную, обязательную для малыша работу – умываться по утрам – писатель превратил в веселую, увлекательную игру, оживил увлекательными происшествиями и необычными персонажам, щедро обогатил его словарь, согрел всемогущим чувством юмора. В этом и смысл, и прелесть, и воспитательный эффект сказок Корнея Чуковского».

Для детей чтение художественного произведения – встреча с искусством; важно, чтобы встреча была эмоциональной, волнующей. Если чтение детей не волнует, то и последующая беседа оставит их равнодушными. Необходимо помнить - чувство эстетического наслаждения вызывается ритмом, рифмой, интонациями, то серьезными, то резкими, то шутливыми, то ласковыми, мелодикой стихотворной речи, запомнившейся строчкой, поразившей воображение, найденным образом, метким словом.

Воспитатель не пассивный передатчик содержания книги, именно он помогает детям определить свое отношение к прочитанному, к различным литературным персонажам , обращает внимание на удачный образ, меткое сравнение, звонкую рифму, забавную игру слов. Нужен анализ произведения. Подлинный анализ не снижает эмоциональное впечатление, а углубляет его, помогает постичь образ. Нужно учить детей думать над вопросами педагога, которые привлекают их смысл не только к теме, сюжету, но и к художественному строю произведения . Вопрос, не заставляющий ребенка думать, рождает равнодушие.

Так какие же вопросы следует задавать по прочитанному произведению? Хорошая основа, которая побуждает работу мысли и на которой можно построить множество новых вопросов – это вопросы Киплинга.

«Есть у меня шестерка слуг,

Проворных, удалых.

И все, что вижу я вокруг,

Все знаю я от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их : Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где».

Вопросы ведут детей к осознанию содержания, путем осмысления языковых средств. Анализ позволяет детям глубже пережить впечатление от стихотворения, рассказа и больше понять мысли и чувства автора.

В качестве примера предлагаем работу по рассказу Е. Пермяка «Как Маша стала большой» .

При чтении произведения следует обратить внимание на прямую речь, реплики матери и отца, которые произносятся с особой интонацией удивления.

Машенька, да неужели ты у нас большая становишься?

Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. Не только пол метет, но и посуду моет.

После прочтения произведения предложите дошкольникам ответить на вопросы , которые позволяют выяснить, насколько верно они поняли идейный замысел писателя, авторскую позицию, что нового принес данный рассказ в их жизнь.

Вопросы по тексту рассказа.

1. Что делала Маша, чтобы все считали ее взрослой?

2. Когда родители и окружающие поняли, что Маша действительно становится большой?

3. Как вы поняли, что надо делать, чтобы все считали тебя большим?

4. А вы уже большие или нет? Объясните, почему вы так думаете.

Вопросов не должно быть слишком много, чтобы сохранить эстетическое наслаждение, эмоциональное воздействие художественного текста на душевный мир ребенка.

Мы, взрослые, принимаем чтение как должное. Для ребенка ж чтение – не простой процесс, его разум постоянно работает, пытаясь разобраться в прочитанном.

В настоящее время в нашей группе проходит семейная акция «Книга на память» . Мы предлагаем всем желающим принять участие, пополнив фонд детского сада художественной литературой . В каждой книге родители могут оставить свои рекомендации и пожелания. А мы, в свою очередь, гарантируем ежедневное чтение сказок, стихов, рассказов детям.

Перед педагогом стоит важная задача – каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства. Ведь научить и понимать книгу – значит научить мыслить и чувствовать.

Выполнила:

воспитатель старшей, подготовительной группы

МБДОУ детский сад «Радуга»

Пугачева Елена Сергеевна

Введение ……………………………………….……………………………… 3

1.Цели и задачи работы ……………………………………………………..… 4

2.« Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок»…..…………………………………………………………………...…. 5

3.1.Пути формирования культуры восприятия книги.…….. ……………..... 7

3.2. Особенности освоения сказок………………………………………..…… 8

Заключение. ………….………….……………………………………………… 11

Список литературы. …………………….……………………………………... 13

Приложения. …………………………………………………………………… 14

Введение

Сказки – это своего рода «воспитательная система»,

которая включает в себя нравственное, экологическое, трудовое,

патриотическое, умственное, гражданское воспитание и т.д.

(Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева )

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Чрезвычайно велика педагогическая ценность сказок. Детям дошкольного возраста читают и рассказывают сказки о животных. В сказках разных народов и разных времен встречаются образы простовато-глуповатого волка, трусливого хвастуна зайца, медведя-увальня, лукавой кокетливой лисы, воинственного петуха и т. д.

Волшебные сказки любимы старшими дошкольниками. Они ненавязчиво учат ребенка оценивать дела и поступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо. На основе народных сказок возникли литературные авторские сказки. В них часто переплетаются элементы сказок о животных, бытовых и волшебных сказок.

Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Отношение к художественной литературе как к культурной ценности устного творчества является определяющей позицией моей работы.

Актуальность : Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства.

Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.

1. Цели и задачи работы

Цель: развивать устойчивый интерес к художественной литературе.

Задачи :

    познакомить с историей создания сказок;

    развивать у детей умение слушать;

умение познавать

умение сравнивать, сопоставлять

умение мыслить словами

связную речь

мышление

внимание

память

воображение

отзывчивость и сопереживание;

    учить составлять сказки по картам Проппа;

    воспитывать любовь к сказкам;

    бережное отношение к книгам.

Методы:

- изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме;

- наблюдения за детьми на занятиях по развитию речи, в самостоятельной деятельности;

Анкетирование родителей и детей;

Анализ продуктов творческой деятельности.

Направленность развития деятельности: комплексная, речевая, познавательная, изобразительная, театрализованная, музыкальная.

2. «Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок»

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.

В народных сказках раскрываются перед детьми меткость и выразительность языка. Однако полноценно воспринимается литературное произведение лишь в том случае, если ребенок к нему соответствующе подготовлен. Поэтому необходимо обращать внимание детей, как на само содержание литературного произведения, так и на его выразительные средства.

Уже в старшем дошкольном возрасте дети способны понимать содержание, идею и выразительные средства языка, и дальнейшее знакомство с литературными произведениями будет опираться непосредственно на фундамент, который взрослые (родители, воспитатели) закладывают в дошкольном детстве.

Восприятие детьми литературных произведений в дошкольном возрасте достаточно сложно. Каждый ребенок проходит большой путь от простого участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия литературного произведения. Эстетическое восприятие литературного произведения происходит в результате целенаправленного восприятия на определенной ступени развития.

Взрослея, дети овладевают способностью анализировать литературные произведения, учатся передавать определенное содержание в единстве его художественной формы, а также в активно осваивают средства художественной выразительности.

Значение фольклора огромно: он оказывает и познавательное, и воспитательное, и эстетическое влияние на ребенка. Нельзя не подчеркнуть, что фольклор развивает умение чувствовать мелодику, художественную форму, ритм родного языка. Своеобразна и сама художественная система русского фольклора.

В младших группах знакомство с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте учат детей слушать стихи, сказки, рассказы. Также детей учат следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Малышей также привлекают произведения стихотворного жанра, которые отличаются ритмичностью, четкой рифмой, музыкальностью. Дети начинают запоминать текст при повторном чтении (или многократном повторении). При этом речь ребенка обогащается наиболее запомнившимися ему словами и предложениями.

В средней группе детей продолжают знакомить с художественной литературой. Воспитатель обращает внимание детей, как на само содержание литературного произведения, так и на некоторых особенности языка (некоторые эпитеты и сравнения, образные слова и выражения). После прочтения (рассказывания) сказок необходимо приучать детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием произведения, а также на самые простые вопросы по художественной форме. Очень важно после чтения правильно сформулировать вопросы. Это нужно для того, чтобы помочь детям выделить главное – основные события произведения, действия главных героев, их поступки и взаимоотношения.

В старшей группе при восприятии содержания литературных произведений детей учат замечать выразительные средства. К этому возрасту они уже могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра. Чтобы дети смогли понять и почувствовать художественные достоинства сказки и глубокое идейное содержание, необходимо чтобы им полюбились и надолго запомнились поэтические образы. Вопросы по прочитанному произведению должны определять понимание ребенком основного содержания, а также умение оценивать поступки и действия героев.

В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей к художественной литературе, книге, умение чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельном творчестве и повседневном речевом общении.

Ознакомление с художественной литературой включает как целостный анализ произведения, так и выполнение творческих заданий. Все это оказывает положительное влияние на развитие словесного творчества детей и поэтического слуха.

3.1. Пути формирования культуры восприятия книги.

Воспитать у каждого ребёнка интерес к чтению, научить его бережно относиться к книге – одна из важнейших задач педагога - воспитателя.

Реализация методической разработки началась с моделирования ситуации, позволяющей выявить проблему, и предполагала проведение анкетирования детей и родителей.

Анкета для родителей (см. приложение).

Анкета для детей (см. приложение)

В результате анкетирования родителей и детей, я поняла, как ребенок и родители понимают литературное произведение.

Главная отличительная черта восприятия художественного произведения ребенком – это преобладание «практического» над «условным». Преобладание «практического» над «условным» - причина специфических особенностей художественного восприятия ребенка.

В ответах на вопросы родители называют различный возраст появления интереса детей к книге.

Исходя из полученных данных, был составлены списки литературных произведений для детей 5 – 7 лет (см. приложение).

3.2. Особенности освоения сказок.

Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста написано много.

Сказка проникает во все виды деятельности ребенка - дошкольника. Она лежит в основе изобразительной деятельности (исследования Т.С. Комаровой, Н.М. Сокольниковой и другие); музыкальной деятельности (С.И. Букатина, Ш.А. Ветлугина, О.П. Радынова и др.); игровой (Т.А. Антонова, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин и другие). Особым же вниманием сказка пользуется в художественно - речевой деятельности.

Почти все опрошенные родители отмечают, что в детстве отдавали предпочтение сказкам. Многие особенности сказки усваиваются детьми рано, но далеко не все.

В системе работы со сказкой я выделила следующие направления деятельности:

    совместная и индивидуальная работа;

    занятия с детьми по ознакомлению с художественной литературой;

    традиционные фольклорные праздники и развлечения

В учебно-воспитательной деятельности я использую следующие методы, приемы:

Загадывание и отгадывание загадок . Эти задания развивают сообразительность, наблюдательность. Дети с удовольствием принимают эту игру. Они любят загадывать известные им загадки, но и придумывают свои.

Чтение наизусть пословиц, скороговорок, потешек . Эти задания развивают навык кратко, четко, ясно и образно выражать свои мысли и вместе с тем способность улавливать поэтичность, мелодичность, ритмичность речи.

Придумывание определений к заданному слову . Такие задания направлены на формирование умения употреблять заданное слово в сочетании с другими, так как известно, что это нередко вызывает у детей затруднения даже при неправильном понимании значимых слов.

Конструирование слов, словосочетаний и предложений – имеет большое значение в развитии средств выразительности речи дошкольников.

Рассказывание сказки детям . Ребенок, познавая сюжет сказки и переживая все этапы вместе с героем, знакомится с возможными жизненными ситуациями, формируя, «воспитывая» в себе необходимые умения для их разрешения, преодоления.

Пересказ сказки с использованием плоскостного театра – это задание позволяет определить насколько эмоционально и интонационно правильно ребенок воспринимает героев сказки. Цель этого задания – задуматься над смыслом слов, стремиться употребить их так, чтобы точно охарактеризовать тот или иной признак, предмет, явление.

Творческие задания по содержанию сказок , необходимо предусмотреть, чтобы продукты детского творчества могли быть использованы детьми в дальнейшем; в игровой деятельности, в драматизациях сказок, в повседневной жизни.

Придумывание сказки на заданную тему – предлагается детям, у которых, по данным предыдущих исследований, имеются определенные навыки составления связных сообщений.

Драматизация сказок . Через драматизацию ребенок раскрепощается, овладевает навыками управления своими поведенческими реакциями

Все эти методы и приемы я использую в следующих формах работы :

Совместная и индивидуальная работа . В свободном общении с детьми есть возможность предложить тот вид деятельности, который в настоящий момент их особенно привлекает. Они развивают и накапливают определенный багаж знаний и представлений, знакомят с новыми словами и терминами, знакомятся с возможными жизненными ситуациями.

Занятия с детьми по ознакомлению с художественной литературой разработаны таким образом, что персонажи сказок «приходят» к детям на занятия, рассказывают им что-то новое, интересное, предлагают им игровые и творческие задания, направленные на освоение практического материала.

Традиционные фольклорные праздники и развлечения как итог проделанной работы, где дети раскрывают свои творческие способности и знания в постижении культуры своего народа. для детей важны праздники, именно здесь ощущается взаимосвязь прошлого и будущего, любовь к родине, своему народу, его обычаям и традициям.

Результатом работы со сказкой является:

    Умение детей разрешать конфликтные ситуации;

    использование сказочных ситуаций в свободной игровой деятельности;

    пополнение книжного уголка новыми и интересными сказками;

    активное участие детей в фольклорных мероприятиях;

    формирование у ребёнка позиции бережного отношения к окружающему миру;

    привитие любви к своей истории, Родине;

    овладение навыками взаимоотношения с миром;

    усвоение общечеловеческих ценностей и морально-нравственных ценностей культуры;

    формирование активной жизненной позиции. Некоторые дети небрежно относятся к книгам, они привыкли к их изобилию. Книга даже перестала быть желанным подарком, поэтому работу по воспитанию интереса к книге нужно начинать уже в младшей группе.

На занятиях учу детей правильно воспринимать и понимать художественное слово. В книжном уголке помещаются знакомые литературные произведения, и каждый ребенок может подойти, посмотреть полюбившуюся сказку, поговорить о ней со своим сверстником.
Чтобы вызвать интерес к книгам, с помощью игрушек разыгрываем сценки из художественных произведений, проводим дидактические игры типа: «Из какой это книжки?», «Кто это сказал?». (Малыши угадывают слова и диалоги из знакомых сказок, стихов, узнают книги по обложке.)
При работе с детьми обращается особое внимание на содержание книжного уголка, в котором помещаются: книги, рекомендованные программой; наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов; игры для развития речи: «Закончи сказку», «Узнай героя», «Подбери картинки»; портреты писателей и поэтов; рисунки детей по мотивам любимых произведений.
Периодически оформляются тематические выставки «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т. д. В их организации принимают участие и дети. Герои книг оживают в рисунках и лепке дошкольников. Из лучших рисунков составляю альбомы, готовим выставки поделок для книжного уголка.
Заключение.

Старшие дошкольники проявляют большой интерес к сказкам, осмысленно воспринимают их. Но в основном их знания и впечатления базируются на материале телепередач.

Отсутствие богатого литературного и жизненного опыта ограничивает творческие и речевые возможности детей.

Родители не уделяют должного внимания данной проблеме. Необходима специальная работа по развитию навыков творческого рассказывания на основе знакомства со сказками и художественной литературой, их анализа.

Проводимая в системе работа по приобщению детей к книжной культуре дает ощутимые результаты: дети знают и выполняют правила обращения с книгами. Я надеюсь, что этот интерес будет расти, и приложу к этому все свои знания и силы. Ведь научить понимать и любить книгу – значит научить мыслить и чувствовать.

Чтение относится к общенациональным проблемам, и от его состояния зависит духовное здоровье и будущее нации. Чтение рассматривается, как чуткий показатель состояния общества.

Детское чтение – индикатор не только состояния общества, но и отношение общества к своему будущему.

Вот почему я объясняю родителям и учу детей любить книгу, проявлять интерес к чтению.

В нашей стране проблема детского чтения не осознавалась, последние годы как важная задача и до сих пор не уделяется должного внимания проблеме «Ребенок - книга». Опираясь на опыт работы с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что на детское чтение нужно обращать особое внимание и активно привлекать к этому родителей.

Список литературы

    Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2003. - с.27-43.

    Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.

    Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.

    Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004. - 255 с.

    Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23.

    Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34.

    Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.

    Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, 2004. – 107 с.

    От рождения до школы. Программа обучения. воспитания и развития ребенка в детском саду/ Под ред. Н.Е. Вераксы,

М.А. Васильевой. Т.С. Комаровой // Дошкольное воспитание. № 1-12.

2012.

    Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В.И. Логинова.А.И. Максаков.М.И. Попова и др.; Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение. 1984.

    Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.

    Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. -М., 1983.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Анкета для родителей

«Организация домашнего чтения в семьях»

Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.

Ваше мнение для нас очень важно.

    Есть ли у вас дома библиотека, что она собой представляет?

а) несколько книжных полок; б) книжный шкаф;

в) стеллажи с книгами; г) другое ____________________________

    Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?

а) да; б) нет.

    Посещаете ли вы с ребенком детскую библиотеку?

а) часто; б) нет, не записаны и даже не знаем, где она находится;

в) нет, не посещаем по другой причине: __________________________

    Часто ли вы читаете ребенку книги?

а) каждый день; б) каждый день перед сном;

в) когда попросит; г) иногда.

    Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего ребенка:______________________________________________________

    Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных вами ребенку произведений:_________________________________________________

    Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?

а) да; б) нет; в) иногда.

    Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?

а) да; б) нет; в) не знаю.

    Имена, каких поэтов и писателей знает ваш ребенок? _____________________________________________________________

    Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой книги?

а) да; б) нет; в) не знаю.

    Выписываете ли вы детские журналы? Какие? _____________________________________________________________

    Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать? ________________

а) да; б) нет.

Благодарим за сотрудничество!

Анкета для детей.

    Как тебя зовут? Как твоя фамилия? Сколько тебе лет?.

    Любишь ли ты книжки? (да, нет)

    Что тебе больше нравится – то, что тебе читают (текст), или картинки (иллюстрации)? (текст, иллюстрации, и то и другое)

    Как слушаешь чтение взрослых? (люблю слушать разные интересные книжки, даже если в них мало картинок; люблю слушать только тогда, когда в книге много картинок).

    Как рассматриваешь картинки? (перед чтением, просишь показать во время чтения, можешь просто слушать, а картинки посмотреть после, не обращаешь внимания на иллюстрации)

    Есть ли у тебя дома или в детском саду книжки с черно – белыми рисунками? (да, нет)

    Какие картинки больше нравятся? (цветные, черно – белые, и те и другие)

    Хочется ли раскрашивать черно – белые иллюстрации в книжке? (да, нет)

    Кто пишет книжки?

    Назови каких – нибудь писателей или поэтов.

    Кто рисует картинки в книжках.

Как ты думаешь, иллюстрации в разных книжках рисует один и тот же человек или

разные? (один и тот же, разные, не знаю)

Как ты думаешь, что возникает раньше – текст или картинки? (текст, картинки, не

    Назови каких – нибудь художников.

    Любишь ли рисовать? (да, нет)

    Рисуешь ли рисунки к прочитанным книжкам? (часто, нет, иногда)

Вспомни, к каким книжкам ты рисовал рисунки. Если редко рисуешь или не рисуешь

по книжкам, хотя вообще – то рисовать любишь, то почему так происходит? Хочется

ли рисовать в книжке без картинок? (да, нет)

    Чем рисуешь? (цветными карандашами, фломастерами, красками, простым карандашом, ручкой)

Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения.

Книга-это воспитатель человеческих душ. Малыш растет, а это значит, что каждый день его ждет все больше новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество открытий. Получает все больше разнообразной информации необходимой ему для дальнейшего правильного физического, психического и умственного развития. Новые знания дети получают от окружающих их людей, в первую очередь от родителей, а также из книг.

Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить нас родителей задуматься и попытаться, как-то исправить положение вещей.
С самого маленького возраста малышам нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку.
Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас.
Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память.
Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.

Разнообразие детских книг удивляет, но не всегда радует. Важно помнить, что в любой книге, в том числе и детской, самое главное-содержание.
Рекомендации по приобретению литературы:

У детей 4-5 лет происходит активизация словарного запаса, идет
развитие связной речи. Читая ребенку литературные произведения, нужно обращать внимание на отдельные слова и выражения. Можно учить пересказывать короткие тексты русских народных сказок. Потихоньку приступайте к заучиванию стихотворений.

В этом возрасте можно знакомить ребенка со сказками зарубежных авторов, с богатырскими народными сказками, с рассказами о природе и животных, с творчеством К. Чуковского.


Для того чтобы ребенок полюбил книгу, родителям нужно сильно потрудиться


Советы для родителей:

Чаще говорите о ценности книги;
Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи;
Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;
Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;
Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;
Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;
Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;
Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;
Чаще устраивайте семейные чтения.

Чтение для детей должно стать ежедневной привычкой, стать необходимостью

Почему важно сделать чтение

привычкой Вашего ребёнка?

Чтение в семье - давняя традиция. В среде просвещенного сословия семейные чтения не имели специальной целевой установки, а были естественным атрибутом духовного общения взрослых между собой и детьми. Но, к сожалению, многие культурные традиции были утрачены, в том числе и чтение в семье.

Главное отличие семейных чтений от других его видов - классного, внеклассного и домашнего состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности.

Семейное чтение - это литература, интересующая всех членов семьи, обсуждение прочитанного всей семьей, это общение, сближающее людей разных возрастов.

ЕСЛИ ВЫ РЕШИЛИ КУПИТЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ НОВУЮ КНИГУ

При выборе книг для своего ребенка обратите внимание на следующие их качества:

1. Как книга иллюстрирована. Дети любят смотреть картинки не меньше, чем слушать. Они ценят красоту, юмор и фантазию. Избегайте книг, где стиль рисунков слишком деловой или упрощенный.

2. Соответствует ли книга способностям ребенка как слушателя. Не судите по возрасту, а выбирайте истории достаточно сложные, чтобы завладеть вниманием ребенка, но притом достаточно простые, чтобы он мог следить за развитием событий.

3. Та ли это книга, которая понравилась именно вашему ребенку. Не слишком обращайте внимание на ее учебную ценность. Любая история, которая ребенку нравится, будет в этом смысле ценной.

4. Обладает ли книга силой эмоционального воздействия . Хотя детям нравятся и те книги, которые просто содержат информацию, на долгое время для ребенка любимыми остаются такие, которые близки ему эмоционально.

5. Хорошо ли книга написана . Дети прислушиваются к звучанию речи, а не только к ее значению.

6. Нравится ли книга вам . Если вы читаете то, что больше нравится вам самим, есть большое основание ожидать, что это понравится ребенку.

КАК ОБРАЩАЕТСЯ С КНИГОЙ ВАШ РЕБЕНОК?

По тому, как выглядят книги, принадлежащие в доме ребенку, вы можете судить о том, достаточное ли внимание вы уделяете привитию сыну или дочери навыков обращения с книгой. Обратите внимание, придерживается ли ваш ребенок следующих правил обращения с книгой:

Прежде чем взять книгу, проверь, чистые ли у тебя руки;

Книгу читают и рассматривают за столом;

Бери книгу: не пачкай ее, не заминай страницы, правильно их перелистывай, не смачивай палец слюной;

Не играй с книгой, она от этого портится;

После того как посмотрел и прочитал книгу, не забудь положить ее на место;

Правильно храни книгу в специально отведенном для нее месте - в книжном шкафу или на полке, а не среди игрушек;

- если заметил, что книга не в порядке (порвалась или отклеилась обложка, выпала страница), почини ее сам или с помощью взрослого.

1. Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.

2. Чтение развивает мышление. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.

3. Работа с книгой стимулирует творческое воображение , позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.

4. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.

5. Книги помогают ребенку познать самого себя. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.

6. Книги помогают детям понять других. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.

7. Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.

8. Книги - помощники родителей в решении воспитательных задач . Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.

9. Книги придают силы и вдохновение. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения.

10. Чтение - самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. Книгу можно брать с собой куда угодно. Ее можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужна электросеть.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

«КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ»

Если родители всерьез обеспокоены недостаточно заинтересованным отношением ребенка к чтению, им могут пригодиться советы американского психолога В. Уильямса. Вот некоторые из них:

1. Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.

2. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.

3. Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.

4. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).

5. На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).

6. Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.).

7. В доме должна быть детская библиотечка.

8. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).

9. Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

10. По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.

11. Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.

12. Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

13. Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.

14. Чаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

15. Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов - пусть дети читают все что угодно!

17. Пусть дети каждый вечер читают в постели, перед тем как уснуть.

Совместным чтением вы открываете для своего ребенка интересный и красочный литературный мир. И помните, таким простым способом вы дарите своему ребенку огромное количество счастья и любви.


Выбор редакции
Трудная дорога, политая кровью врагов и друзей, слезами отчаяния и скорби, приводит Хранителя Алмазного и Деревянного Мечей, мага и...

Сильвия Дэй Посвящается моей семье, которая постоянно меня поддерживает. И, несмотря на то что я так много времени провожу за письменным...

Николай Семенович Лесков Свердловск Средне-Уральское Книжное Издательство 1974 Н. ЛЕСКОВ Сказ о Тульском косом Левше и стальной блохе...

Испытание огнем Джеймс Дэшнер (Пока оценок нет) Название: Испытание огнемО книге «Испытание огнем» Джеймс Дэшнер Лабиринт пройден, но...
Увидев умершего родственника живым во сне, большинство людей останется под неприятнейшим впечатлением. К чему снятся умершие родственники...
Из компота — к расставанию с возлюбленным. К чему снится ягода морошка , постараемся глубоко вникнуть в суть такого сна, во первых и это...
Образ спящей девочки, явившийся во сне, обещает долгожданный прорыв в профессиональной сфере. Период застоя сменится фазой активного...
Беременность во сне трактуется сонниками по-разному. Значение такого сновидения зависит от многих факторов. Во-первых, носите ли вы...
ВконтактеОдноклассники Приснилось украли Деньги, но нужного толкования сна нет в соннике?Наши эксперты помогут Вам узнать к чему снится...