Рассказы М. М. Зощенко. Мир уцелел, потому что смеялся (урок-путешествие в страну Советов по рассказу М.Зощенко «Стакан»)


», «Стакан», «История болезни», «Нервные люди», «Монтёр». Не был бы Зощенко самим собой, если бы не его манера письма. Это был неизвестный литературе, а потому не имевший своего правописания .

Зощенко был наделён абсолютным слухом и блестящей памятью. За годы, проведённые в гуще бедных людей, он сумел проникнуть в тайну их разговорной конструкции, с характерными для нее вульгаризмами, неправильными грамматическими формами и синтаксическими конструкциями сумел перенять интонацию их речи, их выражения, обороты, словечки – он до тонкости изучил этот язык и уже с первых шагов в литературе стал пользоваться им легко и непринуждённо. В его языке запросто могли встретиться такие выражения, как

"плитуар", "окромя", "хресь", "етот", "в ем", "брунеточка", "вкапалась",

"для скусу", "хучь плачь", "эта пудель", "животная бессловесная", "у плите" и т. д. Но Зощенко - писатель не только комического слога, но и комических положений. Комичен не только его язык, но и место, где разворачивалась история очередного рассказа: поминки, коммунальная квартира, больница – всё такое знакомое, своё, житейски привычное. И сама история: драка в коммунальной квартире из-за дефицитного ёжика, скандал на поминках из-за разбитого стакана. Некоторые обороты зощенковские так и остались в русской литературе афоризмами: "будто вдруг атмосферой на меня пахнуло", "оберут как липку и бросят за свои любезные, даром что свои родные родственники", "подпоручик ничего себе, но сволочь", "нарушает беспорядки". Зощенко, пока писал свои рассказы, сам же и ухохатывался. Да так, что потом, когда читал рассказы своим друзьям, не смеялся никогда. Сидел мрачный, угрюмый, как будто не понимая, над чем тут можно смеяться.

Нахохотавшись во время работы над рассказом, он потом воспринимал его уже с тоской и грустью. Воспринимал как другую сторону медали. Если внимательно вслушаться в его смех, нетрудно уловить, что беззаботно-шутливые нотки являются только лишь фоном для нот боли и горечи. Герой Зощенко – обыватель, человек с убогой моралью и примитивным взглядом на жизнь. Этот обыватель олицетворял собой целый человеческий пласт тогдашней России. Зощенко же во многих своих произведения пытался подчеркнуть, что этот обыватель зачастую тратил все свои силы на борьбу с разного рода мелкими житейскими неурядицами, вместо того, чтобы что-то реально сделать на благо общества. Но писатель высмеивал не самого человека, а обывательские черты в нём. «Я соединяю эти характерные, часто затушёванные черты в одном герое, и тогда герой становиться нам знакомым и где-то виденным», - писал Зощенко. Своими рассказами Зощенко как бы призывал не бороться с людьми, носителями обывательских черт, а помогать им от этих черт избавляться. Ну а теперь вкратце о некоторых рассказах Зощенко. Так, герой "Аристократки" (1923) увлекся одной особой в фильдекосовых чулках и шляпке. Пока он "как лицо официальное" наведывался в квартиру, а затем гулял по улице, испытывая неудобство оттого, что приходилось принимать даму под руку и "волочиться, что щука", все было относительно благополучно. Но стоило герою пригласить аристократку в театр, "она и развернула свою идеологию во всем объеме". Увидев в антракте пирожные, аристократка "подходит развратной походкой к блюду и цоп с кремом и жрет".

Дама съела три пирожных и тянется за четвертым. "Тут ударила мне кровь в голову. - Ложи, - говорю, - взад!" После этой кульминации события развертываются лавинообразно, вовлекая в свою орбиту все большее число действующих лиц. Как правило, в первой половине зощенковской новеллы представлены один-два, много - три персонажа.

И только тогда, когда развитие сюжета проходит высшую точку, когда возникает потребность и необходимость типизировать описываемое явление, сатирически его заострить, появляется более или менее выписанная группа людей, порою толпа. Так и в "Аристократке". Чем ближе к финалу, тем большее число лиц выводит автор на сцену. Сперва возникает фигура буфетчика, который на все уверения героя, жарко доказывающего, что съедено только три штуки, поскольку четвертое пирожное находится на блюде, "держится индифферентно". - Нету, - отвечает, - хотя оно и в блюде находится, но надкус на ём сделан и пальцем смято". Тут и любители-эксперты, одни из которых "говорят - надкус сделан, другие - нету". И, наконец, привлеченная скандалом толпа, которая смеется при виде незадачливого театрала, судорожно выворачивающего на ее глазах карманы со всевозможным барахлом. В финале опять остаются только два действующих лица, окончательно выясняющих свои отношения. Диалогом между оскорбленной дамой и недовольным ее поведением героем завершается рассказ. "А у дома она мне и говорит своим буржуйским тоном: - Довольно свинство с вашей стороны. Которые без денег - не ездют с дамами. А я говорю: - Не в деньгах, гражданка, . Извините за выражение". Как видим, обе стороны обижены. Причем и та, и другая сторона верит только в свою правду, будучи твердо убеждена, что не права именно противная сторона. Герой зощенковского рассказа неизменно почитает себя непогрешимым,

"уважаемым гражданином", хотя на самом деле выступает чванным обывателем. Странная ситуация возникает в рассказе «Нервные люди» (1925). Для нас она, конечно, странная, но для того времени это была, наверное, обыденная сцена. Итак, действие в этом рассказе разворачивается в коммунальной квартире. Неподелили ёжик. «Народ, - пишет Зощенко, - уж очень нервный.

Расстраивается по пустякам. Горячится. И через это дерётся грубо, как в тумане». Все жильцы тут же сбегаются на кухню, где спор произошёл. Появился и инвалид Гаврилыч: - Что, говорит, за шум, а драки нету? Тут сразу после этих слов и подтвердилась драка. Началось. Инвалида огрели по лысине сковородкой, отчего он свалился на пол и пролежал там, скучая, до окончания драки. Кончилось тем, что явилась милиция, и, в итоге, всех оштрафовали, а тому, который Гаврилыча изувечил, дали шесть месяцев. Итог подводят слова автора: «Это справедливо, братцы мои. Нервы нервами, а драться не следует». В принципе, немногие рассказы Зощенко имеют прямое отражение авторской мысли. В основном, так и заканчиваются, чуть ли не на полуслове – читателю предоставляется самому возможность делать выводы. Похожая ситуация разворачивается в рассказе «Стакан» (1923). Начинается действие с того, что главного героя приглашают на поминки его друга. «А народу припёрлось множество. Родственники всякие. Деверь тоже, Петр

Антонович Блохин. Ядовитый такой мужчина со стоячими кверху усиками».

Кульминация наступает, когда главный герой нечаянно ударяет свой стакан о сахарницу, отчего он даёт небольшую трещинку. «Я думал, не заметят.

Как и в предыдущем рассказе поднялась ругань, грохот – главного героя выгнали с поминок. Такие вот поминки получились! Вместо того чтобы почтить покойного, подняли ужасный скандал. Но это ещё не конец – вдова, в довершение ко всему, подала на нашего героя в суд, причём на на вышеупомянутом стакане непонятным образом появилось ещё несколько трещин.

Рассказ «Стакан» датирован 1923 годом. Произведение относится к раннему творчеству Зощенко. В 1920-е годы он был очень популярен – его книги издавались и переиздавались большими тиражами. Сам писатель нередко выступал с публичными чтениями. При этом критики относились к нему неоднозначно. Официальной советской критике не нравились его персонажи, сюжеты и язык. Она считала Зощенко рупором мещанства. Просвещенно-либеральная критика выступала на стороне писателя и называла его сатириком-попутчиком, который сочувствует делу партии.

Ясность в вопрос была внесена только в перестроечные времена, когда в СССР впервые полностью напечатали психоаналитическую книгу Зощенко «Перед заходом солнца», носящую автобиографичный характер. Герой повести оказался похожим на тех мещан, что высмеивались в комических рассказах писателя. Только в «Перед заходом солнца» он дан в трагифарсово-сочувственном ключе. Получается, критики с обеих стороны были одновременно и правы, и нет. По мнению литературоведа Александра Жолковского, Зощенко – в некотором смысле мещанин, человек вообще, смешной и жалкий одновременно. Этому человеку автор хоть и сочувствует, но все равно видит его в критическом свете.

Персонажи и их взаимоотношения

Главный герой «Стакана» выступает в качестве рассказчика. О нем почти ничего неизвестно – в произведении не звучит его имя, не описывается внешность, не говорится о том, чем он занимается. Мало сведений и о других основных персонажах – вдове Марье Васильевне Блохиной и ее девере Петре Антоновиче Блохине. При этом им всем даны яркие речевые характеристики. Речь персонажей рассказа малограмотна и местами откровенно груба. Не лучшим образом их характеризует и поведение.

В юмористических рассказах Зощенко нередко встречается конфронтация между хозяевами и гостями. Относится это и к «Стакану». Рассказчика пригласили на поминки, где он непреднамеренно «кокнул» стакан об ручку сахарницы, из-за чего тот дал трещину. Казалось бы, ничего страшного не случилось, но хозяйка и ее деверь, объедающийся арбузом, считают иначе. В итоге возник скандал со взаимными обвинениями. Закончилась история в суде, который обязал рассказчика заплатить за разбитый стакан. Любому человеку понятно, что нанесенный хозяевам ущерб незначителен, что из-за такого пустяка не стоило огород городить. Даже если сделать поправку на время – действие происходит в начале 1920-х годов, в довольно сложный для нашей страны период.

Рассказчик тоже показывает себя не с лучшей стороны. После проигранного суда герой потребовал от вдовы отдать ему надтреснутый стакан. Обнаружив, что стакан оказался треснувшим еще в трех местах, рассказчик пригрозил затаскать Блохину по судам и даже до трибунала дойти. Несмотря на это, главного героя становится жалко – все-таки обидели его сильно, но при этом не совсем заслуженно.

В рассказе «Стакан», как и в других юмористических произведениях Зощенко, высмеиваются не конкретные люди, а отрицательные черты, им присущие. В данном случае речь идет главным образом о мелочности, свойственной и рассказчику, и Блохиным.

Интересно, что сам Зощенко гостей не любил, о чем сохранилось немало свидетельств. В 1927 году Корней Иванович Чуковский записал следующие его слова: «– А люди… если они придут ко мне в гости, я сейчас же надеваю пальто и ухожу… – … Значит… всех ненавидите? Не можете вынести ни одного? – Нет, одного могу.. Мишу Слонимского.. Да и то лишь… если я у него в гостях, а не он у меня…».

Особенности языка произведения

Речь персонажей в рассказе выступает в качестве одного из художественных средств изображения комического. В произведении часто встречаются грубые слова и выражения – «отложил к черту в сторону», «гостям прямо морды надо арбузом разбивать», «щучий сын». Кроме того, Зощенко намеренно нарушает грамматические нормы: «У меня, – говорит, – привычки такой нету – швабры в чай ложить. Может, это вы дома ложите, а после на людей тень наводите».

Сегодня нам предстоит знакомство с героями одного из рассказов советского писателя. Название рассказа вы легко узнаете, отгадав загадку:

Стеклянный и граненый, полезен дома и в пути.

Везде он может пригодиться - нужнее вещи не найти.

Его найдете вы в вагоне, в кафе и дома близ еды.

В него нальете что угодно - компот, чай, сок или воды... (Стакан).

Демонстрация граненого стакана

Знаком ли вам этот предмет? Запишите в левой колонке тетради ассоциативный ряд, связанный с этим словом (Чаепитие, душевные разговоры, мороженое, лепка пельменей, мерка для продуктов …)

Стакан принес в нашу жизнь немало выражений, ставших крылатыми, например, «найти истину на дне стакана», «без стакана не разберешься», «стакан наполовину пуст или наполовину полон», «буря в стакане воды», «устаканиться».

Представьте, что вы пригласили в гости друга, во время чаепития он случайно разбил стакан. Как вы поступите? Как поступит он?

Мне очень по душе ваша искренность, находчивость, доброжелательность. Совершенно иначе поступают герои рассказа Зощенко.

Чтение рассказа «Стакан» (Предварительное пояснение: деверь – брат мужа).

Вы так живо, искренно, весело отзывались на рассказ что не надо спрашивать, понравился ли он. Смех – высшая ваша оценка.

- О ЧЕМ РАССКАЗ? ПОЧЕМУ ВОЗНИКЛА ССОРА МЕЖДУ ГЕРОЯМИ?

Что же вызывает смех при чтении рассказа? Зачитайте смешные моменты в рассказе.

К каким произведениям вы бы его отнесли к юмористическим или сатирическим? Что же высмеивает писатель? (Мелочность людей, такой пустяк стал причиной ссоры). С помощью каких приёмов удалось автору показать истинное лицо героя 20-ых годов XX века?

Пришло время представить героев рассказа «Стакан». Кто они и сколько их? (Рассказчик, вдова Марья Васильевна Блохина, брат покойного Петр Антонович Блохин). ТРИ- МАГИЧЕСКАЯ ЦИФРА В ЛИТЕРАТУРЕ

Разве писатель не знал хороших слов?(Напоминаем, что М.Зощенко родом из культурной столицы – Петербурга.Сниженная, неверная речь, - литературный приём, вызывающий наш смех над бескультурьем).

Слышен ли голос автора в рассказе? Как выражает он свое отношение к героям и их поступкам? (Возможна дискуссия: некоторые считают, что автор и есть главный герой рассказа, что он пишет о себе. Другие- что автор молчит, находится в стороне, а герои действуют сами по себе. Приходим к выводу, что автор высказывает свое отношение не прямо, а косвенно: сквозь смех виден его грустный взгляд. Как будто он говорит: на что люди растрачивают свою жизнь ?)

Мы уже обнаружили с вами умелое использование писателем несколько приемов, вызывающих комический эффект. А вот об одном забыли. Никто не подскажет? Комический сюжет основан на несоответствии причины и следствия:

- Маляр скончался, а вдова пикничок на 40-й день устроила.

- Душа, знаете, не принимает.

Повод печальный, а устраивается пикничок, т.е. веселое развлекательное сборище. Вещи эти несовместные.

- Повод ссоры пустяшный, а дело дошло до суда. Герой грозит обидчикам не больше, не меньше – трибуналом.

Еще очень смешна антитеза: «ничего я на это не ответил, только говорю…»

Проблематика и актуальность произведения

В чем современность рассказов Зощенко? (Изменилось время, но люди часто разменивают жизнь на пустяки, живут мелкими интересами, не доверяют друг другу и даже себе. Отдельные герои Зощенко не страшны, они «мелкое», ничтожное зло. Но собранное вместе, оно становится страшным.)

Художник выбрал такую ситуацию и так ее подал, чтобы мы рассмеялись, осуждая недостойное поведение людей.

Подведение итогов. РЕФЛЕКСИЯ

- Вспомните, при каких обстоятельствах встретились наши герои? (На поминках.)

И чем закончилась эта встреча? (Судом и даже угрожали трибуналом.)

Неспроста в начале рассказа упоминаются поминки, а это значит, что пришедшие к вдове должны помянуть душу умершего, потому как именно на сороковой день душа покидает этот мир.

Встречается ли слово «душа» в тексте и с каким героем оно (слово) связано? Каким контекстным синонимом автор заменил слово «душа» в конце произведения и почему?

Чем занимался в мирской жизни покойник? Какой философский смысл кроется в его профессии? Но почему тогда он носит говорящую фамилию?

Тонкий психолог, Зощенко взял за основу два времени: что было? и что стало?

Теперь после знакомства с произведением М.Зощенко, вернитесь к - своим записям и в правой колонке запишите, символом чего является стакан?

Несмотря на то, что стакан треснул, причём треснул в трёх местах, мир всё - таки уцелел. Как вы думаете, почему?

(Смех помог миру уцелеть. Как утверждал латинский поэт Жан Батист де Сантель, «Смех исправляет нервы». И люди становятся добрее, терпимее друг к другу.)

Прибытие трамвая к конечной остановке. Звучит аудиозапись

Ученица 6 «А» класса Жукова Екатерина


произведениях дают им новую жизнь. Вещи становятся своеобразными красноречивыми героями, которые могут вступать в сложные и противоречивые отношения с людьми, а также могут являться важными участниками в изображаемых сценах.

Предметный мир играет важную роль в художественной литературе. Вещи и предметы повествуют нам о занятиях человека, его социальной принадлежности, а так же помогают раскрывать характеры литературных персонажей. Описание обстановки и предметного мира даётся писателем неслучайно. С помощью вещей автор изображает обстановку действия, рассказывает о своём герое. А иногда, наоборот, писатель создаёт такой убедительный образ героя, что мы живо представляем себе предметный мир, его окружающий.

Мир предметов и вещей сейчас очень активно исследуется в различных научных работах. Мы также решили обратиться к этой теме, так как, на наш взгляд, есть много интересных, еще не рассмотренных моментов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Конкурс научно-исследовательских работ «Неделя науки».

Секция словесности.

Тема:

«Роль вещей и предметов в произведениях М.М. Зощенко и И.С. Тургенева».

Выполнила:

ученица 6 «А» класса

Жукова Екатерина

Кострома, 2015

Аннотация к научной работе.

Предметный мир в литературе – это реалии, которые отображены в произведении, располагаются в художественном пространстве и существуют в художественном времени. Вещи и предметы могут нам о многом поведать, они создают не только эмоциональную атмосферу, но и по-своему отражают характер героев. Писатели и поэты в своих
произведениях дают им новую жизнь. Вещи становятся своеобразными красноречивыми героями, которые могут вступать в сложные и противоречивые отношения с людьми, а также могут являться важными участниками в изображаемых сценах.

Предметный мир играет важную роль в художественной литературе. Вещи и предметы повествуют нам о занятиях человека, его социальной принадлежности, а так же помогают раскрывать характеры литературных персонажей. Описание обстановки и предметного мира даётся писателем неслучайно. С помощью вещей автор изображает обстановку действия, рассказывает о своём герое. А иногда, наоборот, писатель создаёт такой убедительный образ героя, что мы живо представляем себе предметный мир, его окружающий.

Мир предметов и вещей сейчас очень активно исследуется в различных научных работах. Мы также решили обратиться к этой теме, так как, на наш взгляд, есть много интересных, еще не рассмотренных моментов.

Введение……………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Вещь в художественном произведении……………………………………………………4

Глава 2. Роль вещей и предметов в рассказах М.М. Зощенко «Стакан», «Галоша», «Шестеренка»………………………………………………………………………………………….4

Глава 3. Роль вещей и предметов в стихотворениях в прозе И.С. Тургенева «Камень», «Кубок», «Песочные часы»………………………………………………………………………………………6

Заключение……………………………………………………………………………………………..7

Список использованной литературы………………………………………………………………….9

Введение.

Прежде всего, определим цель, задачи, предмет и объект нашего исследования.

Цель научной работы: исследовать роль вещей и предметов в произведениях писателей М.М. Зощенко и И.С. Тургенева.

Она конкретизируется в следующих задачах:

Прежде чем приступить к анализу вещей и предметов в творчестве таких писателей, как М.М. Зощенко и И.С. Тургенев, нам следует дать такое понятие, как «вещь», определить роль предметов в произведении, а также определить, что такое «стихотворение в прозе».

Глава 1. Вещь в художественном произведении.

Говоря о вещи в литературном произведении, мы обращаемся ко всей совокупности создаваемых человеком предметов, входящих в мир произведения. Это может быть костюм персонажа, интерьер его дома, личные предметы и многое другое, что составляет привычную сферу культурного быта.

Вещный мир создает фон, условия или обоснования действий или поступков персонажей. Вещный ряд мотивирован излагаемыми обстоятельствами и рассчитан на определенную осведомленность читателя.

Вещь может выступать в характерологической функции. Костюм и интерьер, личные вещи помогают определить не только эпоху и социальное положение, но и характер, вкусы, привычки персонажа.

Вещи могут быть интересны писателю сами по себе, независимо от их связей с конкретным персонажем. Они способны отразить уклад жизни в целом, как понимает его автор. Нет смысла говорить о том, что концепция мира художественного произведения – «вещь» штучная, и подход к ней неосуществим без понимания всего мировоззренческого «интерьера» автора.

Стихотворение в прозе - лирическое произведение в прозаической форме; обладает такими признаками лирического стихотворения, как небольшой объём, повышенная эмоциональность, обычно бессюжетная композиция, выражение субъективного впечатления или переживания.

Глава 2. Роль вещей и предметов в рассказах М.М. Зощенко «Стакан», «Галоша», «Шестеренка».

Сатирик и юморист Михаил Михайлович Зощенко (1894-1958) вошел в литературу в начале 20-х годов. Уже первые произведения писателя свидетельствовали о ни на кого не похожем, особом взгляде на мир, систему общественных и человеческих отношений, культуру и мораль. Описание вещного мира характеризует уклад жизни персонажей. Мир вещей помогает писателю проникнуть в глубину сознания героя . Зощенко не занимается подробным описанием быта и вещей, но изображение предметно-вещного мира помогает показать эпоху и внутренний мир персонажей.

Рассказ М. Зощенко «Стакан» (1923), на первый взгляд, очень «легкий» и непринужденный. Однако он затрагивает важные проблемы во взаимоотношениях между людьми – вопросы воспитания, такта, доброго отношения друг к другу.

Герои «Стакана» на первое место ставят собственнические мелочные интересы, в их взаимоотношениях нет ничего душевного. Так, рассказчик неохотно идет на поминки к маляру Блохину, и вот на этих поминках рассказчик случайно разбивает стакан. Казалось бы – велика беда – посуда простая и дешевая. Как о нем уничижительно отзывается рассказчик: «А стакашек, будь о проклят, возьми и трещину дай». Воспитанные люди никогда бы не стали раздувать из этого «события» скандал. Но герои Зощенко не такие – вдова и брат ее умершего мужа накинулись на рассказчика – как он смеет уничтожать их имущество: «Это, говорит, чистое разорение в хозяйстве – стаканы бить. Это немыслимое дело – бить». Да и сам рассказчик оказался тоже склочным и мелочным. Он довел бытовой скандал почти до суда.

Рассказ «Галоша» юмористическим назвать мы не можем, так как юмор предполагает веселье и доброжелательность. В этом же рассказе сквозь смех просачиваются грусть и досада. Герой рассказа простой человек, с которым случилось неприятное происшествие – он потерял в трамвае галошу. «Специальные, говорю, признаки имеются. Носок вроде бы начисто оторван, еле держится. И каблука, говорю, почти что нету. Сносился каблук. А бока, говорю, еще ничего, пока что удержались».

Другими действующими лицами являются служащие государственных учреждений. Эти люди намеренно затягивают решение пустякового вопроса, что говорит о их равнодушии к людям, бесполезности работы. То, чем они занимаются, называется волокитой.

Герои рассказа показаны мелочными, их переживания и радости ничтожные. Персонажи скорее изображены в карикатурном виде. Высмеивая зло, автор показывает нам, какими мы не должны быть.

Тему мелочных и ничтожных отношений между людьми М. Зощенко продолжает в рассказе «Шестеренка». На одном из предприятий сломалась шестеренка – маленькая простая деталь механизма, но из-за этого встало все производство. Этот предмет можно было получить на соседней фабрике. Но у руководителя фабрики какие-то мелкие обиды перевесили интересы целого производства: «…не могу одолжить. Зуб я имею против вашего начальника. Он у нас, каналья, лебедку зажилил. А шестеренка – да, действительно, есть свободная».

Писатель изображает явления в жизни, которые достойны сожаления, осуждения, он их высмеивает, подвергает критике. М. Зощенко хочет, чтобы люди поняли, что мешает им жить, что мешает им быть лучше, честнее, благороднее.

Михаил Зощенко - великий юморист, рассказы которого поражают сочным, народным языком и своеобразным юмором. Герои Зощенко смешны, но вместе с тем вызывают сочувствие и жалость. Через изображаемые вещи автор показывает все недостатки человека, всю ущербность мировоззрения, неспособность на высокие чувства и самопожертвование Рабство мелочей не дает возможности героям почувствовать себя счастливыми, не дает развиваться и меняться в лучшую сторону. Автор старается донести до читателя всё, что он видел вокруг, за что переживал и что желал исправить.

Глава 3. Роль вещей и предметов в стихотворениях в прозе И.С. Тургенева «Камень», «Кубок», «Песочные часы».

Творчество И. С. Тургенева - это мир, до сих пор до конца не изведанный. Нет ни одной темы, которую бы не затронул он в своих великих произведениях. Каждое из них - это открытый разговор с читателем о смысле жизни, о любви, о судьбах поколений, об одиночестве. Но в последние годы жизни писатель стал писать не для широкой публики, а для себя. Так появились произведения оригинальной формы, сочетающие в себе лирическое и прозаическое начала - так называемые «Стихотворения в прозе».

Стихотворения Тургенева – это раздумья над основными вопросами бытия: жизнью и смертью, дружбой и любовью, правдой и ложью. При решении их – глубокий и тесный контакт с читателем, чуткость и человечность, какой бы вопрос ни решался.

Рассмотрим стихотворение в прозе «Камень». Условно произведение можно разделить на две части. Первая часть нам повествует о жизни этого камня: от того момента, когда «…только что начинал твердеть расплавленный гранит», до того времени, когда он уже «…старый серый камень на морском прибрежье». Во второй части И.С. Тургенев очень тонко и лаконично проводит параллель между своим сердцем и этим камнем. Когда наступает веселый солнечный день, и прибрежные волны обливают этот серый, уже ничем не примечательный, камень, на его поверхности «выступают яркие цвета». Так и человеческое сердце. Когда уже умудренный жизнью писатель вспоминает о тех чувствах, которые он испытывал в молодости, его, уже старое, сердце вновь зардеется «уже давно поблекшими красками, следами бывалого огня».

В данном прозаическом стихотворении присутствует спокойное и размеренное повествование, которое позволяет Тургеневу размышлять о таких категориях, как молодость и старость. Используя сравнение сердца человека с камнем, писатель добивается более глубокого и эмоционального воздействия на читателей, побуждая их к раздумьям о жизни.

В стихотворении «Кубок» Тургенев сравнивает себя с золотых дел мастером. Ваятель лепит, вырезает, украшает, доводит до совершенства свое творение - кубок. Только затратив большие усилия, можно создать уникальную вещь.

Автор раскрывает перед нами тайны своего писательского мастерства – процесс создания литературного шедевра. Кубок – это некое произведение, которое автор оттачивает, придает ему «…блеск и красивость», ищет образы и сравнения. Таким способом И.С. Тургенев пытается с помощью слов, оборотов, средств выразительности создать драгоценную вещь – будь-то роман или повесть. Именно красивый кубок, по мнению автора, как нельзя лучше олицетворяет собой плод воображения, раздумий и мечтаний автора – литературное произведение.

Прозаическое стихотворение «Песочные часы» раскрывает тему жизни и смерти. Сосуд, в котором бежит, сыплется песок, соотносится автором с человеческой жизнью, где также быстро и безвозвратно бежит время. Незаметно и скоротечно проходит сама жизнь человека: «сыплется она ровно и гладко, как песок в тех часах, которые держит в костлявой руке фигура Смерти». Автор создает яркий образ песочных часов, помогая нам по-новому взглянуть на время, которое мы безвозвратно тратим на пустые хлопоты и бесполезные дела. Тургенев раз за разом говорит нам о том, что жизнь лишь мгновение, она уходит день за днем, не оставляя следа, заставляет читателей задуматься о том, что можно было бы сделать много полезного и нужного, но, возможно, будет поздно.

Заключение.

Одним из важнейших направлений в литературе является изучение категории вещи в художественном мире писателей. Многие мастера слова, например, Николай Васильевич Гоголь, Антон Павлович Чехов, Александр Иванович Куприн, наиболее ярко и образно раскрывают характер того или иного персонажа именно через окружающие предметы. А, порой, вещи сами «рассказывают» нам о том или ином герое, о его образе жизни, поведении и т.д. Поэтому, нас очень заинтересовало, о чем «говорят» вещи и предметы в произведениях таких писателей, как Михаил Михайлович Зощенко и Иван Сергеевич Тургенев.

Целью нашей научной работы являлось исследование роли вещей и предметов в произведениях писателей М.М. Зощенко и И.С. Тургенева.

Перед нами были поставлены следующие задачи;

  • Изучить понятия «вещь» и «стихотворение в прозе»;
  • Определить функции вещей в произведениях;
  • Проанализировать использование вещей и предметов в произведениях М.М. Зощенко и И.С. Тургенева;
  • Сопоставить использование вещей и предметов в выбранных для анализа произведениях.

Объектом исследования являются произведения писателей М.М. Зощенко и И.С. Тургенева.

Предмет нашего исследования - вещи и предметы, их роль и значение в рассказах «Стакан», «Галоша», «Шестеренка» - М.М.Зощенко и в стихотворениях в прозе И.С. Тургенева «Камень», «Кубок», «Песочные часы».

В результате исследования мы пришли к следующим выводам:

  • мы дали расшифровку такому понятию, как «вещь»;
  • определили, что вещный мир создает фон, условия или обоснования действий или поступков персонажей; что костюм и интерьер, личные вещи помогают определить не только эпоху и социальное положение, но и характер, вкусы, привычки героев и то, что они способны отразить тот или иной уклад жизни;
  • дали определение такому понятию, как стихотворение в прозе и отметили его особенности;
  • М.М. Зощенко через изображаемые вещи показывает все недостатки человека, всю ущербность мировоззрения, неспособность на высокие чувства и самопожертвование , разоблачает пошлость, низость поступков людей. Рабство мелочей не дает возможности героям почувствовать себя счастливыми, не дает развиваться и меняться в лучшую сторону.
  • Стихотворениям в прозе И.С. Тургенева присущ лиризм, воссоздающий душевный настрой автора, автобиографичность, повышенная выразительность, передающая то радость, то грусть, то восторг, то смятение. Предельная краткость каждого стихотворения в прозе дает возможность сгустить, стиснуть огромные временные величины до одной фразы. Острейшая наблюдательность позволяет обыкновенную бытовую деталь превращать в символы и эмблемы.
  • Общее в том, что авторы для раскрытия той или иной темы, проблемы, ситуации используют вещь или предмет. Отличие же состоит в том, что Михаил Зощенко использует простые, незамысловатые, обыденные вещи, через которые показывает мелочность, косность, жадность, невежество людей, живущих обычной жизнью обывателя. У И.С. Тургенева вещь, как нельзя лучше, передает различные оттенки чувств, душевный настрой, философский полет мысли, показывая вечные непреходящие ценности жизни и души человека.

Список использованной литературы.

1. М.М. Зощенко "Собрание сочинений в 6 томах", Москва ГИХЛ.

2. П. Коган. М. Зощенко "Литературная энциклопедия" т. 4.

3. А. Старков, “Юмор Зощенко”
3. И. В. Владиславлев, “Литература великого десятилетия”

4. Винникова Галина «Тургенев и Россия»,М.,1986

5. Грузинский А.Е. «И.С.Тургенев(Личность и творчество)»,М.,1972

6. Озеров Л. «Тургенев И.С. «Стихотворения в прозе»»,М.,1967

7. Шаталов С.И. «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева»,М.,1969.

Выбор редакции
Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...

Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...

Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...
К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...