Система психологического сопровождения образовательного процесса для чего. Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса


Анализ психологической литературы, практический опыт работы и сделанные на его основе выводы позволили нам разработать систему психологического сопровождения преемственности развития детей в период перехода детей из детского сада в школу. Ее необходимость диктуется тем обстоятельством, что до сих пор не решен вопрос, о том, как нужно сотрудничать детскому саду и школе, чтобы помочь детям быстро и результативно включиться в учебный процесс, основанный на развивающих технологиях, и сохранить физическое и психологическое здоровье, обеспечить их дальнейшее личностное развитие.

В психолого-педагогической литературе пути обеспечения преемственных связей в работе детского сада и школы определяются как максимальное сближение условий и методов обучения и воспитания. З.Б. Лопсонова рассматривает преемственность в воспитательной работе детского сада и школы как целостный процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие дошкольника, его физическое и психологическое благополучие в переходный период от дошкольного возраста к воспитанию и обучению в начальной школе и направленный на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Поиск наиболее эффективных путей преемственности между детским садом и школой предполагает выявление и устранение причин, порождающих у детей трудности при переходе из одной образовательной ступени в другую. Наши наблюдения показывают, что в осуществлении преемственности в работе детского сада и начальной школы имеются существенные недостатки, которые затрудняют процесс адаптации к школьной жизни. Во-первых, в школе недостаточно учитывается уровень готовности ребенка к овладению школьным материалом, многие полученные ребенком в детском саду знания и положительные личностные качества не получают здесь дальнейшего развития. Во-вторых, уровень образовательно-воспитательной работы с детьми в дошкольных учреждениях не всегда отвечает возросшим требованиям школьного обучения. Учителя недостаточно ориентируются в программах детского сада, а воспитатели ДОУ не знают содержания учебных программ в начальной школе. Педагогами дошкольных учреждений и школ не уделяется должного внимания обеспечению единства организационной, методической и воспитательной работы детского сада и школы. Система работы по психологическому сопровождению уже в течение нескольких лет действует в Кушмурунской средней школы Аулиекольского района Костанайской области. В нашем исследовании под психологическим сопровождением преемственности развития детей при переходе из детского сада в начальную школу мы понимаем систему организационных, методических, исследовательских и развивающих мероприятий для детей, педагогов, воспитателей, администрации и родителей, направленных на оптимальное умственное и личностное развитие детей. Предлагаемая система способствует преемственности процесса развития ребенка на ступени дошкольного и начального образования.

Цель системы работы по сопровождению заключается в создании оптимальных условий в период перехода детей из детского сада в начальную школу для успешного обучения и индивидуального развития личности ребенка в образовательном пространстве. Реализуется система работы по психологическому сопровождению через решение основных задач сопровождения преемственности развития детей, имеет направления и условия реализации. Схема психологического сопровождения детей в период перехода из детского сада (ДОУ) в начальную школу (НОШ) представлена на рисунке 1.

Рис. 1.

Такое построение системы психологического сопровождения, по нашему мнению, является необходимым условием организации оптимального процесса преемственности и его психологического сопровождения, особенно в начальный период обучения. Практическое изучение указанной проблемы со всей очевидностью свидетельствует о том, что только в случае согласованной деятельности всех участников образовательного пространства возможно достижение цели.

Основными задачами работы по психологическому сопровождению преемственности развития детей являются:

1) создание единого образовательного пространства, объединяющего детей, педагогов, воспитателей и родителей;

2) построение здоровьесберегающей образовательной среды;

3) координация и совместная разработка содержания обучения и воспитания;

4) создание благоприятных условий для интеллектуального и личностного развития школьников.

Система работы по психологическому сопровождению имеет целостный характер, ее реализация осуществляется в три этапа:

Первый этап предполагает психологическое сопровождение формирования готовности детей в дошкольном образовательном учреждении к обучению в начальной школе. Сопровождение на этом этапе осуществляется психологом через изучение уровня функциональной готовности детей к обучению в гимназии, посредством согласования педагогических требований воспитателей детского сада и учителей начальной ступени обучения в гимназии. Кроме этого, психолог составляет индивидуальные программы по развитию детей, с целью предупреждения дезадаптационных реакций, утомления и т.д. Профилактическая и консультативная работа с родителями выпускников детского сада обеспечивает психологу уже на начальных этапах школьного обучения содействие, эффективное сотрудничество и партнерские отношения. Результаты диагностической, развивающей, коррекционной и консультативной деятельности психолога оформляются в индивидуальные дневники или карты развития ребенка которые в дальнейшему будут переданы в школу. Координирующая роль психолога при осуществлении профессионального взаимодействия учителей начальной школы и воспитателей детского сада на этом этапа заключается в проведении совместных мероприятий с целью информирования их об индивидуальных и возрастных особенностях детей. Психолог участвует в отборе преемственных форм, методов и технологий обучения и воспитания детей в дошкольном учреждении. Психологическое консультирование воспитателей о возрастных особенностях детей-первоклассников, ознакомление их со спецификой инновационного подхода в обучении, а также информирование воспитателей об особенностях семейных взаимоотношений каждого ребенка дает возможность максимально эффективно построить индивидуальный план подготовки детей к обучению в гимназии.

На втором этапе осуществляется психологическое сопровождение адаптации детей к условиям обучения в начальной школе. Специфика гимназического обучения предполагает, что уже в первом классе обучение ведет не один учитель, а несколько педагогов. Учебно-воспитательный процесс осуществляется не в одном учебном кабинете, дети посещают класс изобразительного искусства, спортивный зал, бассейн, библиотеку и т.п. Обучение по развивающей системе Л.В. Занкова требует от первоклассников максимального напряжения сил. Все это, несомненно, предъявляет повышенные требования к личностному и интеллектуальному развитию детей, к волевой организации их личности и достаточно высокому уровню организации их учебной деятельности.

Разъяснительная и консультативная деятельность психолога, в первую очередь, с родителями первоклассников, обеспечивает решение многих проблем, возникающих на начальном этапе обучения. Это, в свою очередь, обеспечивает быстрое и безболезненное приспособление детей к школе и школьному коллективу. Проводя работу с учителями начальных классов по принципу психолого-педагогического консилиума, где обсуждаются вопросы возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка, уровень его школьной зрелости и подготовленности к обучению в гимназии, функциональное состояние его организма, психолог организует сотрудничество, педагогов родителей.

Нередко возникает необходимость в разработке индивидуальной траектории развития для какого-то учащегося. В этом случае психолог составляет планы коррекционных занятий для каждого ребенка. Эффективность такой работы психолога обеспечивается исходной психологической информацией, отраженной в дневнике развития каждого ребенка.

Третий этап предусматривает сопровождение развития учащихся в начальной школе. Психологическое сопровождение заключается в обеспечении условий для максимального развития личности каждого гимназиста. Сотрудники психологической службы гимназии проводят систематическую психодиагностику, результаты которой анализируются и накапливаются в банке данных. Эта психологическая информация ложится в основу разработки рекомендаций для педагогов и родителей гимназистов, на ее базе составляются предложения по оптимизации взаимодействия со школьниками в процессе их обучения и воспитания. Этот этап сопровождения является также подготовкой к переходу младших школьников на вторую ступень гимназии, а, следовательно, работа психологов и педагогов с учащимися проводится с ориентиром на модель гимназиста среднего звена. Деятельность психолога сосредоточена на организации такой формы сотрудничества учителей и родителей, которая позволит наиболее эффективно сформировать у детей личностные и интеллектуальные особенности и предпосылки для дальнейшего успешного обучения. Конструктивное взаимодействие родителей и педагогов обеспечивает, на наш взгляд, целостность образовательного процесса, позволяющую осуществить согласованный подход ко всем формам взаимодействия взрослого с ребенком.

Следовательно, работа по психологическому сопровождению преемственности представляет собой систему мероприятий для детей, педагогов, воспитателей, администрации и родителей, нацеленных на создание оптимальных условий перехода детей-дошкольников в гимназию.

Психологическая деятельность по созданию оптимальных условий, способствующих развитию детей, как уже отмечалось, должна носить комплексный характер и включать всех участников образовательного пространства: детей, родителей, педагогов (воспитателей) и администрацию учебных заведений. Психологическое сопровождение в Кушмурунской средней школы Аулиекольского района Костанайской области осуществляется непрерывно и включает работу с детьми, начиная с шестилетнего возраста, и продолжается на начальной ступени.

Утверждение идеи сопровождения в качестве необходимого условия успешного функционирования современной школы в рамках непрерывного образования имеет ряд принципов. Крайне важным представляется реализация принципа индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста и младших школьников. Индивидуальный подход необходим, в частности, для создания оптимальных условий для каждого ребенка в школе и детском саду, для воспитателей, педагогов и родителей и для наиболее продуктивного взаимодействия всех участников образовательного пространства. Реализуется индивидуальный подход, в том числе, в составлении индивидуальной карты развития для каждого ребенка, где помимо информации о реальном уровне развития различных сфер личности ребенка, содержится информация о его потенциальных возможностях, т.е. о зоне его ближайшего развития.

Успешность осуществления психологического сопровождения во многом зависит и от того, насколько грамотно будет претворяться в жизнь сотрудничество детей, родителей, воспитателей и педагогов, то есть, принципа партнерства. Он предполагает, что только при наличии партнерских отношений, когда по отношению к ребенку образовательное учреждение в лице психологов, педагогов или воспитателей, а также родители занимают позицию не «над», а «рядом», возможно достижение поставленной нами цели. Такая же позиция сохраняется и во взаимодействии образовательного учреждения и родителей.

Организационный принцип подразумевает, что психологическое сопровождение в Кушмурунской средней школы Аулиекольского района Костанайской области реализуется не только в непосредственной психологической работе, но и в форме договора с дошкольным образовательным учреждением «Центр развития ребенка» № 28 г. Костаная. При организации первого класса на базе дошкольного учреждения процесс обучения детей сочетается с преимуществами дошкольного образовательного учреждения. В плане психологического сопровождения преемственных связей, облегчения перехода детей из дошкольного учреждения в начальную школу система сопровождения обеспечивает следующие возможности. В этом случае полностью сохраняется режим детского сада. Занятия проводятся учителем гимназии в привычных для детей формах. Эта форма педагогических технологий, в первом и последующих классах начальной школы, при ее надлежащем воплощении, позволяет реализовать все психолого-педагогические задачи переходного периода. Однако учителя, преподающие в первом классе, должны обладать соответствующей профессиональной квалификацией. На наш взгляд, для сохранения физического и психического здоровья шестилетних детей, обеспечения их эмоционального благополучия такая организация их обучения наиболее приемлема.

Кроме того, нами выделяется принцип системности, подразумевающий системный характер деятельности психолога, организационное закрепление (в перспективных и текущих планах работы всего коллектива гимназии и детского сада) различных форм сотрудничества педагога, воспитателя и психолога в вопросах создания условий для успешного преемственного обучения, воспитания и развития детей. Таким образом, система психологического сопровождения может рассматриваться как комплексное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного формирующего психологического воздействия с учетом психологических условий, обеспечивающих эффективность использования психолого-педагогических приемов, средств и методов в образовательном пространстве. Применительно к психологической практике это означает, что при разработке системы психологического сопровождения необходимо учитывать особенности каждого ребенка - его индивидуальные предпосылки, оказывающие «сопротивление», или, наоборот, благоприятствующие влиянию обучающих и развивающих воздействий .

Итак, система психологического сопровождения направлена на достижение органического единства условий, обеспечивающих детям максимально полное, соответствующее возрасту развитие и одновременно эмоциональное благополучие. Для этого необходимо изменение принципов и взглядов на организацию учебно-воспитательного процесса. В психологическом сопровождении учебно-воспитательного процесса выделяются две части: стабильная и вариативная. Постоянными являются цель, принципы, основные направления работы. Конкретные процедуры, методы работы изменяются в зависимости от запросов и от ситуации. Осуществление сопроводительной деятельности в период перехода детей из дошкольного образовательного учреждения в начальную школу позволяет оптимизировать образовательный процесс. В этом смысле процесс непрерывного образования в системе «детский сад - начальная школа» есть системное построение обучения, воспитания и собственно учения (как активности самого ребенка), обеспечивающее раскрытие и развитие личности ребенка.

Целью психолога образовательного учреждения является создание психологических условий для того, чтобы дети, учителя, родители, т.е. все субъекты учебно-воспитательного процесса чувствовали себя эффективно и комфортно в стенах школы. Эту цель психолог должен пытаться достигнуть с помощью всех известных ему средств.

Одним из универсальных, действенных средств работы психолога (помимо диагностики и консультирования) является организация диалога между людьми, находящимися в одном социальном пространстве, но обладающими различными точками зрения. Это различие, с одной стороны, обусловлено особенностями деятельности и ролью каждого участника взаимодействия, а с другой - его человеческими качествами. Так, основная функция учителя - организаторская, поэтому на ребенка он смотрит как на часть общей классной системы, на часть, которая может либо мешать, либо помогать классу в целом эффективно функционировать. Понятно, что в этом случае учитель меньше ориентируется на ребенка как отдельно взятую личность. Основная функция родителя, наоборот, заключается в том, чтобы понять и принять своего ребенка как отдельного человека, обладающего персональной самоценностью и никак не связанного с другими людьми. И тот и другой взгляд по природе своей однобоки и обусловлены спецификой ролей, которые играют люди. Эти взгляды - как сегменты круга: каждый в отдельности неполон, но, дополняя друг друга, они создают единое пространство, единое гармоничное поле. В случае взаимодействия педагога и родителя эти разные взгляды могут стать либо ареной боевых действий, на которой разыгрываются шекспировские страсти, либо почвой, которая обогащает каждого участника взаимодействия. Психолог и может стать человеком, который помогает сделать плодотворным диалог учителя и родителя, стыкуя их взгляды, помогая найти точки соприкосновения в двух разных позициях.

Для того чтобы определить точки соприкосновения, первое, что должен сделать психолог, - это составить представление о личностях учителя и родителя, определить для себя то пространство, на котором соприкосновение двух различных психологических реальностей может произойти. Психолог может говорить о том, почему это пространство выбрано для организации диалога, почему именно эти качества и потребности родителя и учителя становятся максимально значимыми в данном проблемном поле. Для обоснования своей позиции он может озвучить данные диагностических исследований, а может и не озвучивать: главное, чтобы психолог помог двум разным людям создать свой общий разносторонний взгляд на любую ситуацию - проблемную или просто деловую. В том случае, если такой общий взгляд выработан, цель психологической работы достигнута.

У самого школьного психолога, как у каждого участника учебно-воспитательного процесса, тоже существует своя точка зрения на других людей, обусловленная его профессиональной позицией и личностными особенностями. У него есть свой угол зрения на человека, своя профессиональная позиция, в которой самым важным вопросом является вопрос «что?»: что происходит с человеком, что хорошо и что плохо внутри личности, что является личностным ресурсом, а что ограничением, что нужно изменить, чтобы личности стало комфортно, что нужно сделать, чтобы она (личность) смогла эффективно функционировать... Для педагога главный вопрос - это «как?»: как сделать так, чтобы класс эффективно работал, как организовать процесс обсуждения, как эффективно подготовить домашнее задание... На пересечении этих взглядов и рождается истина: с одной стороны, школьная система становится управляемой, сбалансированной и стабильной, а с другой - свободной, активной и творческой; каждый член педагогического и детского коллектива обретает, с одной стороны, понимание себя, с другой - понимание и принятие других.

В том случае, когда психолог хочет создать полноценное, насыщенное психологическое пространство, эффективное и гармоничное для каждого члена взрослого и детского коллектива, он должен встраивать свой ограниченный сегментарный взгляд в поле общего круга, но никак не настаивать, чтобы другие люди приняли взгляд психолога как единственно верное руководство к действию.

Если инструментами психологической диагностики являются тесты, проективные методики, опросники и анкеты, то единственным инструментом психологического воздействия является личность психолога. Психолог образовательного учреждения, как и любого другого, является живым инструментом, и работать ему приходится своим внутренним миром, своими эмоциями, чувствами, переживаниями, сознанием. От того, насколько отточен, лаконичен, гармоничен и эффективен этот инструмент, и зависит результативность работы психолога.

Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Особенностью развития системы сопровождения на современном этапе является необходимость решения задач сопровождения ребенка в условиях модернизации образования, изменениях в его структуре и содержании. Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность». Соответственно сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении, но включить в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков.

1) Методические рекомендации по организации и содержанию деятельности психологической службы в дошкольных образовательных учреждениях (письмо департамента образования Ярославской области N 1551/01-10 от 22.06.2007). Назначение психологической службы муниципального дошкольного образовательного учреждения (МДОУ)

В Российской системе образования складывается система поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психологическое сопровождение . Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения является системно – ориентационный подход, согласно которому развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных инноваций. Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги.

Педагог-психолог ДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме.

Целью психологического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка .

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

Предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

Помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;

Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов;

Психологическое обеспечение образовательных программ.

Основными направлениями психологического сопровождения считаются: психодиагностика, коррекция и развитие; психопрофилактика; психологическое консультирование; психологическое просвещение и обучение.

Психологическое сопровождение направлено на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.

Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от уровня (ступени) образования. Дошкольному образованию в этой системе отводится первостепенная роль, т.к. ранняя диагностика позволяет оценить соответствие уровня развития ребенка возрастным нормам, предупредить и скорректировать возможные отклонения. В виду того, что основы дальнейшего благополучия в развитии ребенка закладываются в дошкольном детстве, организация психолого-педагогического сопровождения ребенка дошкольного возраста приобретает особую значимость и актуальность.

Основные функции:

Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и эмоционального благополучия детей.

Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка.

Подготовка детей к новой социальной ситуации развития.

Изучение индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.

Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации деятельности.

Профилактическая и пропедевтическая работа с педагогами и родителями по развитию у детей личностных новообразований дошкольного возраста.

Обучение сотрудников ДОУ и родителей полноценному развивающему общению с детьми.

Содействие формированию психологической компетентности сотрудников ДОУ и родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания.

2) Современное состояние изучения идеологии и технологий психологического сопровождения Е.С. Зайцева

Формирование профессиональной культуры будущего специалиста. Материалы X студенческой научной конференции и V международных педагогических чтений. Архангельск,2003

Ю. Слюсарев понятие «сопровождение» употреблял для обозначения недирективной формы оказания здоровым людям психологической помощи, направленной «не просто на укрепление или достройку, а на развитие и саморазвитие самосознания личности», помощи, запускающей механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека (5). Ряд авторов понимает сопровождение как поддержку психически здоровых людей, у которых на определенном этапе развития возникают личностные трудности.

Многие исследователи отмечают, что сопровождение «предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности». Более того, успешно организованное социально-психологическое сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока еще недоступна.

В отличие от коррекции оно предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития человека или семьи, опору на его (её) собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для восстановления связей с миром людей.

Главными принципами психологического сопровождения являются гуманное отношение к личности и вера в ее силы; квалифицированная помощь и поддержка естественного развития.

Результатом психологического сопровождения личности в процессе адаптации к жизни становится новое жизненное качество - адаптивность, т.е. способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях.

1. ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ (по М.Р. Битяновой)

Сопровождение - это определенная идеология работы, это самый первый и самый важный ответ на вопрос, зачем нужен психолог. Однако, прежде чем подробно остановиться на содержании этого понятия, рассмотрим в целом ситуацию в отечественной психологической практике с точки зрения тех целей и той идеологии, которые заложены в различные существующие подходы.

Можно говорить, на наш взгляд, о трех основных идеях, лежащих в основании различных моделей психологической деятельности.

Идея первая: суть психологической деятельности - в научно-методическом руководстве образовательным процессом в ДОУ. Это «чужая» для психолога практика. Ее цель может задаваться разными словами, например, как научное психолого-педагогическое обеспечение образовательногопроцесса, однако в любом случае это цели «чужой» практики, другого профессионального восприятия мира (прежде всего - ребенка), которое часто плохо совместимо с психологическим миропониманием.

Идея вторая: смысл деятельности психолога в ДОУ - в оказании помощи детям, испытывающим различные трудности психологической или социально-психологической природы, выявлении и профилактике этих трудностей. В рамках таких моделей достаточно четко разводятся функции педагога и психолога. Более того, их деятельность часто оказывается независимой друг от друга. За пределы помощи выпадают благополучные в психологическом отношении воспитанники, которые получают свою долю внимания психолога лишь только в том случае, если начинают демонстрировать какие-то нежелательные проявления в поведении, обучении или, скажем, самочувствии. Кроме того, психологам, работающим в русле таких моделей, часто присущ специфический взгляд на детей: их психологический мир становится интересен специалисту прежде всего только с точки зрения наличия нарушений, которые надо исправлять и корректировать.

Идея третья: суть психологической деятельности - в сопровождении ребенка в процессе всего обучения. Привлекательность идеи понятна: она действительно дает возможность организовать психологическую деятельность как «свою» практику, со своими внутренними целями и ценностями, но она же при этом позволяет органично вплести эту практику в ткань образовательной педагогической системы. Позволяет сделать ее самостоятельной, но не чужеродной частью этой системы. Становится возможным соединение целей психологической и педагогической практики и их фокусировка на главном - на личности ребенка.

Прежде всего, что значит «сопровождать»? В словаре русского языка мы читаем: сопровождать - значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, сопровождение ребенка по его жизненному пути - это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно приглядывается и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным примером ориентироваться в окружающем Дорогу мире, понимать и принимать себя. Но при этом не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И лишь когда ребенок потеряется или попросит о помощи, помогает ему вновь вернуться на свой путь. Ни сам ребенок, ни его умудренный опытом спутник не могут существенно влиять на то, что происходит вокруг Дороги. Взрослый также не в состоянии указать ребенку путь, по которому непременно нужно идти. Выбор Дороги - право и обязанность каждой личности, но если на перекрестках и развилках с ребенком, оказывается тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным - это большая удача. Именно в таком сопровождении ребенка на всех этапах его обучения и видится основная цель психологической практики.

Задача психолога - создавать условия для продуктивного движения ребенка по тем путям, которые выбрал он сам в соответствии с требованиями Педагога и Семьи (а иногда и в противовес им), помогать ему делать осознанные личные выборы в этом сложном мире, конструктивно решать неизбежные конфликты, осваивать наиболее индивидуально значимые и ценные методы познания, общения, понимания себя и других. То есть деятельность психолога во многом задается той социальной, семейной и педагогической системой, в которой реально находится ребенок и которая существенно ограничена рамками школьной Среды. Однако в этих рамках у него могут быть определены собственные цели и задачи.

Итак, сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия.

Объектом психологической практики выступает обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации взаимодействия, предметом - социально-психологические условия успешного обучения и развития.

2. Основные направления психологического сопровождения деятельности педагогов в условиях системных изменений.

2.1. Психодиагностика

Диагностическая работа - исторически первая форма психологической практики.

Можно выделить следующие принципы построения и организации психодиагностической деятельности психолога.

Первое - соответствие выбранного диагностического подхода и конкретной методики целям психологической деятельности (целям и задачам эффективного сопровождения).

Второе - результаты обследования должны быть либо сразу сформулированы на «педагогическом» языке, либо легко поддаваться переводу на такой язык.

Третье - прогностичность используемых методов, то есть возможность прогнозировать на их основе определенные особенности развития ребенка на дальнейших этапах обучения, предупреждать потенциальные нарушения и трудности.

Четвертое - высокий развивающий потенциал метода, то есть возможность получения развивающего эффекта в процессе самого обследования и построения на его основе различных развивающих программ.

Пятое - экономичность процедуры.

2.2. Психокоррекционная и развивающая работа.

Развивающая деятельность психолога ориентирована на создание социально-психологических условий для целостного психологического развития ребенка, а психокоррекционная - на решение в процессе такого развития конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия. Выбор конкретной формы определяется результатами психодиагностики.

2.3. Консультирование и просвещение

Консультирование и просвещение педагогов

Психолого-педагогическое консультирование - это универсальная форма организации сотрудничества педагогов в решении различных проблем и профессиональных задач самого педагога.

Психологическое просвещение направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимое для них знание. Прежде всего, речь идет о психологических знаниях и навыках, позволяющих педагогам:

Организовать эффективный образовательный процесс и с содержательной, и с методической точек зрения;

Построить взаимоотношения с воспитанниками и коллегами на взаимовыгодных началах;

Осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками взаимодействий.

Консультирование и просвещение родителей.

Общая цель различных форм деятельности психолога по отношению к родителям - и просвещения, и консультирования - видится в создании социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе развития.

В целом работа с родителями строится в двух направлениях: психологическое просвещение и социально-психологическое консультирование по проблемам обучения и личностного развития детей.

Психолого-педагогическое консультирование родителей, проводимое по запросу родителей или инициативе психолога, может выполнять различные функции. Прежде всего, информирование родителей о проблемах развития ребенка. Родители не всегда имеют о них достаточно полное и объективное представление. Далее, это консультативно-методическая помощь в организации эффективного детско-родительского общения, если с таким запросом обратились сами родители или психолог считает, что именно в этой области кроются причины школьных проблем ребенка. Поводом для консультации может быть также необходимость получения дополнительной диагностической информации от родителей. Например, на этапе углубленной диагностики психолог может попросить родителей помочь ему выявить влияние семейной ситуации на психологическое благополучие ребенка в школе. Наконец, целью консультирования может быть психологическая поддержка родителей в случае обнаружения серьезных психологических проблем у их ребенка либо в связи с серьезными эмоциональными переживаниями и событиями в его семье.

2.4. Социально-диспетчерская деятельность

Социально-диспетчерская деятельность психолога ДОУ направлена на получение детьми, их родителями и педагогами социально-психологической помощи, выходящей за рамки функциональных обязанностей и профессиональной компетенции психолога. Очевидно, что эффективное выполнение этой функции возможно лишь в случае, когда психологическая деятельность в ДОУ является звеном разветвленной системы социально-психологической поддержки (или службы помощи) народного образования. В этом случае у психолога есть представление, куда, как и с какой сопроводительной документацией можно «переадресовать» запрос. Во всех прочих ситуациях у него нет уверенности, что клиенту будет оказана необходимая помощь, предложены эффективные формы сотрудничества. Для реализации диспетчерских функций в этом случае в распоряжении психолога должен быть по крайней мере банк достоверных данных о различных социально-психологических службах, оказывающих профессиональные услуги.

Когда психолог обращается к социально-диспетчерской деятельности? Во-первых, когда предполагаемая форма работы с ребенком, его родителями или педагогами выходит за рамки его функциональных обязанностей. Во-вторых, когда психолог не обладает достаточными знаниями и опытом, чтобы оказать необходимую помощь самому. В третьих, когда решение проблемы возможно только при вынесении ее за рамки школьного взаимодействия и участвующих в нем людей. Психолог же является одним из его участников.

Однако деятельность психолога и в описанных выше случаях не ограничивается «переадресовкой проблемы». Она предполагает последовательное решение следующих задач:

Определение характера стоящей проблемы и возможностей ее решения

Поиск специалиста, способного оказать помощь

Содействие в установлении контакта с клиентом

Подготовка необходимой сопроводительной документации

Отслеживание результатов взаимодействия клиента со специалистом

Осуществление психологической поддержки клиента в процессе работы со специалистом.

В обязанности психолога ДОУ по-прежнему входит сопровождение развития ребенка, меняются только формы и содержание этого процесса.

Литература

1. Бабкина, Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: Пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Н.В.Бабкина. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 144 с.

2. Баркан, А.И. Плохие привычки хороших детей. Учимся понимать своего ребёнка / А.И.Баркан. – М.: Дрофа-Плюс, 2003. – 352 с.

3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р.Битянова. – М.: Генезис, 2000. – 298 с.

4. Волков, Б.С.Как подготовить ребёнка к школе. Ситуации. Упражнения. Диагностика: Учебное пособие./ Б.С.Волков, Н.В.Волкова – М.: Издательство «Ось – 89», 2004. – 192 с.

5. Ганичева, И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5 – 7 лет) / И.В.Ганичева. – М.: Книголюб, 2008. – 136 с.

6. Давыдова, М.А. Как правильно подготовить ребёнка к школе / М.А.Давыдова, А.И.Агапова.– М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2006. – 224 с.

7. Давыдова, О.И. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие / О.И.Давыдова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с. (Приложение к журналу «Управление ДОУ».

8. Закрепина, А.В. Трудный ребёнок: Пути к сотрудничеству: методическое пособие / А.В. Закрепина. – М.: Дрофа, 2007. – 141 с.

9. Катаева, Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми / Л.И.Катаева. – М.: Книголюб, 2004. – 56 с.

10. Кирюхина, Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ.пособие / Н.В. Кирюхина. – 2-е изд. – М.: Айрис-Пресс, 2006. – 112 с.

11. Коноваленко, С.В. Развитие мышления и памяти у детей с трёх лет / С.В.Коноваленко.– М.: Изд-во ЭКСМО, 2005. – 240 с.

12. Корепанова М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100»: пособие для педагогов и родителей / М.В. Корепанова, Е.В. Харламова. - М., 2005.

13. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие / С.В.Крюкова, Н.П.Слободяник – М.: «Генезис», 2007. – 208 с.

14. Павлова, Т.Л. Диагностика готовности ребёнка в школе / Т.Л.Павлова.– М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.

15. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод.пособие:с прил.альбом:а «Нагляд. материал для обследования детей». – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2004.

16. Саранская, О.Н. Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!» / О.Н.Саранская. – М.: Книголюб, 2008. – 64 с.

17. Севостьянова, Е.О. Программа адаптации детей к ДОУ / Е.О.Севостьянова – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.

18. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш.пед.учеб. заведений / Е.О.Смирнова. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.

19. Соколова, О.А. Мир общения. Этикет для детей дошкольного и младшего школьного возраста / О.А.Соколова.– СПб.: КАРО, 2003. – 288 с.

20. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога / Г.А.Широкова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 384 с.

Материал подготовлен Л.Ю. Колтыревой

ассистентом кафедры педагогики и психологии ИПКиППРО ОГПУ

Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение его высокого качества, которое не сводится только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием “качества жизни”, раскрывающимся через такие категории, как “здоровье”, “социальное благополучие”, “самореализация”, “защищенность”.

Поэтому в последние десятилетия в системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – социально –психологическое сопровождение. Термин широко используется, хотя еще не получил устойчивого определения. Для некоторых авторов сопровождение – это дорога, совместное движение взрослого и ребенка, помощь, необходимая для ориентации в окружающем эту дорогу мире, понимания и принятия себя. “Выбор дороги – право и обязанность каждой личности, но если на перекрестках и развилках с ребенком оказывается тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным – это большая удача” (М.Битянова).

Сегодня в соответствии с Законом РФ от 10.07.92 № 3266 – 1 “Об образовании” под сопровождением понимается система профессиональной деятельности специалистов службы (психологов, социальных педагогов, логопедов, дефектологов и др.), направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия (Н. В. Афанасьева).

Таким образом, под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях. При этом осуществляется опора на внутренний потенциал развития субъекта, следовательно, на право субъекта самостоятельно совершать свой выбор и нести за него ответственность. Среда должна содержать значительное число возможностей, обеспечивающих вариативность выбора. Проще, сопровождение – это помощь человеку в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора.
Объектом сопровождения выступает учебно-воспитательный процесс (УВП), предметом деятельности является ситуация развития ребенка как система его отношений с миром, с окружающими (взрослыми, сверстниками), с самим собой.

Цель сопровождения – создать в рамках объективно данной ребенку социально – педагогической среды условия для его максимального в данной ситуации личностного развития и обучения (в соответствии с возрастной нормой развития).

Задачи сопровождения:

  1. Предупредить возникновение проблем развития учащегося.
  2. Помощь (содействие) учащемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором профессионального и образовательного маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями.
  3. Психологическое обеспечение образовательных программ.
  4. Развитие психолого-педагогической компетентности и психологической культуры обучающихся, родителей, педагогов.

В соответствии с целью и задачами сопровождения нами создана система работы по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в учреждении среднего профессионального образования. Одному специалисту заниматься этим непосильно. Поэтому на данный момент функционирует Служба социально-психологического сопровождения образовательного процесса, в которую входят педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник, классные руководители (кураторы групп) и мастера производственного обучения.

Цели и задачи деятельности Службы социально-психологического сопровождения образовательного процесса (ССПС ОП).

Цель: психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации обучающихся в процессе обучения в колледже.

Основные задачи:

  1. Объединить все компоненты педагогической системы в единый социально-психолого-педагогический комплекс.
  2. Создать психологически оптимальные условия для приобретения учащимися социально-профессиональной компетентности.
  3. Помочь каждому учащемуся на практике освоить простейшие методы самоанализа, самооценки, саморегуляции своих психических процессов.
  4. Оказывать своевременную социальную и правовую защиту социально нуждающимся категориям обучающихся.
  5. Создавать условия для повышения психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.
  6. Готовить материалы к проведению психолого-педагогических консилиумов и организовывать их работу.
  7. Обеспечивать руководство колледжа комплексной информацией, необходимой для принятия оптимальных управленческих решений.

ССПС решает задачу содействия психическому, психофизиологическому и личностному развитию, обращая внимание на социальную адаптивность учащихся.

Задачи ССПС конкретизируются в содержании работы на каждом учебном курсе:

1 курс. Основная задача – комплексное изучение поступивших обучающихся, их профессиональной пригодности, наблюдение за процессом их адаптации, выявление обучающихся, склонных к дезадаптации. Работа с ними. Организация работы по сплочению групп.

2 курс. Основная задача – развитие личностных и профессиональных навыков, формирование навыков общения, профессионально-важных качеств. На этом этапе у обучающихся складывается представление о себе, своих способностях, усвоение их внешней оценки, происходит переход от позиции объекта деятельности к реализации активной субъективной позиции. Этот процесс находится под наблюдением педагогов, что позволяет отследить происходящие изменения.

3 курс. Основная задача – расширение профориентационной работы и работы по подготовке обучающихся к самостоятельной профессиональной деятельности. Организуется деятельность по анализу процесса обучения с соответствующими выводами.

Виды деятельности Службы социально-психологического сопровождение.

Основными видами деятельности ССПС являются:

1. Диагностическая деятельность:

– создание банка социально-психологических данных по каждому учащемуся: общие данные, информация о родителях, о его состоянии здоровья, социальном статусе, личностном, профессиональном развитии, уровне соответствия выбранной профессии, обученности, воспитанности, интересах, посещаемости занятий, дальнейших профессиональных планах;
– изучение морально-психологического климата в ученическом и педагогическом коллективах.

2. Организационно-педагогическая деятельность:

– определение степени готовности абитуриентов, первокурсников к учебной деятельности на разных ее этапах;
– мониторинг личностного и профессионального развития по курсам обучения;
– регулярное уточнение социального статуса семьи учащихся;
– выявление учащихся “группы риска”, “группы внимания”, “группы поддержки” через организацию психолого-педагогических консилиумов, ведение на них индивидуальных регистрационных карт;
– рейды с целью проверки посещаемости учащихся на занятиях;
– посещение уроков с целью наблюдения за отдельными учащимися, группой.

3. Консультативная и профилактическая деятельность:

– применение здоровьесберегающих технологий в работе с учащимися;
– оказание индивидуальной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи учащимся;
– консультирование по результатам диагностики;
– профориентационное консультирование с подбором учебного заведения;
– спортивно-массовая работа: туристические слеты, веселые старты, спартакиада, дни здоровья, неделя здоровья, встречи со специалистами в целях профилактики вредных привычек, профилактики правонарушений;
– тренинговые занятия с целью сплочения групп 1 курса, занятия “Линия жизни” с целью профилактики вредных привычек;
– оформление тематических стендов.

4. Коррекционно-развивающая работа:

– учащимся – в саморазвитии, формировании профессионально важных качеств посредством диагностики и последующей корректировки;
– с родителями – в гармонизации детско-родительских отношений;
– создание благоприятного психологического климата в учебных группах, в педагогическом коллективе;
– реализация плана работы с учащимися “группы риска” через коррекционные занятия;
– участие в заседаниях “Совета профилактики”;
– развитие профессионально-важных качеств учащихся, навыков общения, регуляции эмоционального состояния, навыков профессионального самоопределения.

5. Просветительская работа:

– помощь преподавателям в повышении психолого-педагогической и социально-психологической культуры отношений с учащимися;
– участие в проведении семинаров, педсоветов, “круглых столов”, “лаборатории нерешенных проблем” по проблемам психологического сопровождения учебной деятельности учащихся;
– проведение семинаров по изучению здоровьесберегающих технологий и возможности их внедрения в УВП;
– выступления на родительских собраниях, педсоветах;
– тренинговые занятия для педагогов;
– диспуты, беседы, круглые столы, деловые игры для родителей;
– беседы для учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья, половому воспитанию, профориентационной направленности.

6. Научно-методическая работа:

– повышение профессионального уровня через посещение лекториев, курсов повышения квалификации;
– выработка рекомендаций первокурсникам по вопросам адаптации к особенностям, условиям обучения в училище, развития коммуникативных навыков, а преподавательскому составу – по методике оказания помощи первокурсникам в адаптационный период;
– разработка памяток, методических рекомендаций для педагогов по работе с учетом индивидуально-типологических особенностей учащихся.

7. Сотрудничество с организациями по вопросам обучения, воспитания, здоровья учащихся, их социальной адаптации (отдел опеки, управление социальной защиты населения, ПДН, КДН, УИИ, пенсионный фонд, КДМ, ЦРБ, центр социально-психологической помощи “Фортуна”, специалисты РУО, МСОШ, центр занятости населения).

В целом работа строится по двум направлениям:

  1. Актуальное – ориентировка на решение проблем, связанных с теми или иными трудностями в обучении, овладении специальностью, воспитанием, поведением, общением.
  2. Перспективное – нацелено на развитие, обновление личности и индивидуальности каждого, формирование его готовности к самоопределению, к жизни в обществе.

Направления неразрывно связаны между собой: социальный педагог, педагог-психолог, решая перспективные задачи, повседневно оказывают конкретную помощь нуждающимся в ней учащимся, родителям, педагогам, мастерам, классным руководителям.

Разрабатываемая и внедряемая модель выпускника (профессиограма) является ориентиром в перспективном определении направления деятельности.

В личностном и профессиональном становлении учащихся используются новые технологии и методы социально-психологической поддержки, различные тренинги, ролевые игры, способствующие формированию способностей к самоактуализации, навыков адаптации к изменяющимся условиям и требованиям времени.

В системе организации службы социально– психологического сопровождения можно выделить:
– социальное сопровождение, осуществляемое социальным педагогом,
– психологическое – педагогом– психологом,
– медицинское – медицинским работником,
– педагогическое – педагоги-предметники, классные руководители.

Для каждого специалиста вид сопровождения будет отражать специфику его работы, но суть одна (Приложение 1) .

Психологическое сопровождение.

Поподробнее рассмотрим систему психологического сопровождения обучающихся в процессе профессионального обучения, т.к. это является основной деятельностью психолога, направленной на создание условий для максимального содействия личностному и профессиональному развитию каждого обучающегося. При этом он создает условия для развития не только обучающихся, но и педагогов и родителей.

Направления работы.

1 этап. Психологическое сопровождение профориентации и профессионального отбора.

Первоначально на этом этапе психолог участвует в профориентационных беседах с учащимися школ района с целью предварительного комплектования контингента. С ними же реализуется программа допрофесиональной подготовки. На занятиях учащиеся знакомятся с правилами выбора профессии, с многообразием мира профессий, со своими индивидуальными особенностями, соотнося их с выбранной профессией. По результатам работы готовят проектную работу “Я и моя профессия”.

С поступившими первокурсниками организовано психологическое обследование с целью определения соответствия профессии. В этот период происходит анализ личных дел, изучение данных психологического обследования. После чего организуется собеседование с учащимися и их родителями (законными представителями), на котором их знакомят с результатами диагностики и особенностями обучения в колледже. Обучающимся предлагаются рекомендации по успешной адаптации к новым условиям обучения.

Формы работы: занятия “Твоя профессиональная карьера” для учащихся 9 классов школы, занятие с элементами тренинга “Самомаркетинг – путь к успешному трудоустройству” (для участников “Ярмарки профессии”), участие в профориентационных классных часах для учащихся 9 классов, тестирование, анализ личных дел, собеседование.

Важность работы на данном этапе, в том, что происходит процесс самоопределения учащихся школ. У них формируется активная социальная позиция, развиваются способности производить значимые изменения в своей жизни.

2 этап. Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся к новым условиям обучения.

В этот период продолжается изучение учащихся, выявление их интересов, способностей к обучению, лидерских способностей, психологического климата в ученических коллективах через тестирование, организацию наблюдения за учащимися во время и вне уроков, беседы с педагогами, классными руководителями и мастерами ПО. Одновременно с этим происходит ознакомление педагогов с особенностями учащихся. В первый месяц адаптации обучающимся очень важно как можно ближе познакомиться с другими обучающимися в группе. С этой целью по группам проводятся часы знакомства с элементами тренинга. Происходит анализ конфликтных ситуаций, возникающих среди учащихся, между учащимися и педагогами, причин затруднений в период адаптации. Вся полученная в процессе данной работы информация используется при проведении круглого стола для учащихся, педагогов, родителей по теме: “Трудности перехода учащихся из школы в училище”. Данное мероприятие позволяет выявить те трудности, с которыми сталкиваются все субъекты образовательного процесса, а также найти пути выхода из создавшейся ситуации, выслушав мнение самих обучающихся, их родителей и педагогов.

Психолого-педагогический консилиум по адаптации первокурсников является обобщающим мероприятием в данном направлении. На консилиуме происходит обсуждение педагогами особенностей обучающихся как индивидуально, так и особенностей группы, выявляются проблемы и разрабатывается план по ликвидации данных проблем.

В результате этого для учащихся сокращается период адаптации, педагоги могут эффективно организовать учебный процесс.

Формы работы: тестирование, наблюдение за учащимися во время и вне уроков, беседы с педагогами, часы знакомства с элементами тренинга, анализ конфликтных ситуаций, круглый стол для учащихся, родителей и педагогов

Значительная часть детства, отрочество, то есть большая часть жизни ребенка, проходит в школе, занята различными видами внутришкольного взаимодействия, и в процессе этих взаимодействий – в учебном процессе и вне его – школьник решает задачи своего психологического, личностного развития. В отношении этого развития школьная среда задает определенные требования к личностным проявлениям ребенка.

Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности среде. Школьная среда предлагает ребенку на выбор множество дорог и путей, по которым можно идти и развиваться. В помощь предлагаются окружающие его взрослые, которые в силу своей социальной, профессиональной или личностной позиции могут оказать школьнику разнообразную поддержку. Прежде всего – это Педагог, Родитель и Психолог.

Роль Педагога сводится, в самом общем виде, к четкой и последовательной ориентации школьника на определенные пути развития, прежде всего – интеллектуального и этического (“каждый человек должен знать то-то и то-то, уметь вести себя так-то и так-то”). Именно педагог задает большинство параметров и свойств школьной среды, создавая и реализуя концепции обучения и воспитания, нормы оценивания поведения и учебной успешности, стиль общения и многое другое. Родитель выполняет в данной системе роль носителя и транслятора определенных микрокультурных ценностей – религиозных, этических и пр., но при этом его воздействие носит скорее не формирующий, а регулирующий характер. То есть родитель стремится отсечь, закрыть те пути развития, движение по которым нежелательно для ребенка как с физической и правовой точки зрения, так и с точки зрения семейных, культурных, религиозных, национальных традиций. В заданной системе задача Психолога – создавать условия для продуктивного движения ребенка по тем путям, которые он сам выбрал в соответствии с требованиями Педагога и Семьи (а иногда и в противовес им), помогать ему делать осознанные личные выборы в сложном окружающем мире, конструктивно решать неизбежные конфликты, осваивать наиболее индивидуально значимые и ценные методы познания, общения, понимания себя и других. То есть деятельность психолога во многом задается той социальной, семейной и педагогической системой, в которой реально находится ребенок и которая существенно ограничена рамками школьной среды.

Цель практической деятельности школьного психолога в настоящее время рассматривается как психолого-педагогическое сопровождение ребенка и подростка в процессе обучения.

Психолого-педагогическое сопровождение – деятельность, направленная на создание системы социально-психологических условий для успешного обучения, воспитания и развития ребенка в конкретной школьной среде.


Идея психолого-педагогического сопровождения означает:

Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза с опорой на те личностные достижения, которые реально есть у ребенка;

Создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно значимых жизненных выборов;

Создание в рамках объективно данной ребенку социально-педагогической среды условий для его максимального в данной ситуации личностного развития и обучения;

Психологическое сопровождение ребенка в школе преимущественно осуществляется педагогическими средствами, через педагога и школьные формы учебного и воспитательного взаимодействия.

В психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе обучения в школе, осуществляемое в вышеизложенных видах деятельности детского психолога, включается также социально-диспетчерская деятельность , которая предполагает получение детьми, их родителями и педагогами социально-психологической помощи, выходящей за рамки функциональных обязанностей и профессиональной компетенции психолога, работающего в школе. Это возможно, если у школьного психолога есть представление, куда, как и с какой документацией можно “переадресовать” запрос (рисунок 1).

Рисунок 1. Деятельность школьного психолога

В качестве клиента школьного психолога выступают либо конкретный школьник, либо группа школьников. Что касается взрослых участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, администрации, освобожденных воспитателей, родителей, – они рассматриваются как субъекты сопровождения, участвующие в этом процессе вместе с психологом на принципах сотрудничества. В решении проблем конкретного школьника все заинтересованные взрослые определяют совместно единую стратегию психолого-педагогического сопровождения. Именно Педагог был, есть и будет основной школьной фигурой, основным проводником разнообразных воздействий и влияний на школьников, важнейшим гарантом их интеллектуального и личностного роста в школьной среде. Психолог справится со своей сложной профессиональной задачей только в том случае, если сможет наладить с педагогами школы прочный профессиональный контакт, истинное сотрудничество, позволяющее создавать детям комфортные и продуктивные учебные и развивающие условия.

Одной из форм деятельности школьного психолога является психолого-педагогический консилиум – разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения ребенка в процессе его обучения, а также определенных ученических групп и параллелей. Ю.К. Бабанский писал, что “для улучшения изучения школьников надо не увлекаться подробными письменными характеристиками, а сосредоточить усилия на коллективных обсуждениях мнений учителей класса о школьниках и, главное, на коллективной разработке мер индивидуального подхода к ученикам и к классу в целом”. Консилиум позволяет объединить информацию о ребенке, которой владеют педагоги, классный руководитель, школьный медик и психолог, и на основе целостного видения ученика, с учетом его актуального состояния и динамики предыдущего развития разработать и реализовать общую линию его дальнейшего обучения и развития. Психолого-педагогический консилиум, будучи грамотно подготовленным, помогает развитию не только детей, но и учителей, и всего педагогического коллектива.

Выбор редакции
Истинное значение физической величины определить абсолютно точно практически невозможно, т.к. любая операция измерения связана с рядом...

Сложность жизненного уклада муравьиной семьи удивляет даже специалистов, а для непосвященных вообще представляется чудом. Трудно поверить...

В разделе на вопрос хромосомная пара 15 заданный автором Арина лучший ответ это Считают, что 15 пара несёт ответс. за онкологические...

Они хоть и маленькие, но очень сложные существа. Муравьи способны создать сложные дома с туалетом для себя, использовать лекарства для...
Тонкость Востока, современность Запада, теплота Юга и загадочность Севера – все это о Татарстане и о его людях! Представляете, насколько...
Хуснутдинова ЕсенияИсследовательская работа. Содержание: введение, народные промыслы и ремесла челябинской области, народные промыслы и...
Во время круиза по Волге мне удалось посетить самые интересные места на теплоходе. Я познакомился с членами экипажа, побывал в рубке...
В 1948 году в Минеральных водах скончался батюшка Феодосий Кавказский. Жизнь и смерть этого человека была связана со многими чудесами,...
Божья и духовная власть Ч то такое власть? Откуда она взялась? Вся ли власть от Бога? Если да, то почему в мире столько злых,...
Новое