Смешной случай из жизни. Что тут нарисовано! Встреча на улице


ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ,ЧТО В ОДИН МУЗЕЙ ПРИНЕСЛИ ДРЕВНИЙ МЕЧ.НА МЕЧЕ БЫЛА ВЫРЕЗАНА НАДПИСЬ:"ЭТИМ ОРУЖИЕМ СПАРТАК ПОРАЖАЛ ВРАГОВ.НАДПИСЬ СДЕЛАНА ДРУЗЬЯМИ

СПАРТАКА ЧЕРЕЗ 2 ДНЯ ПОСЛЕ ЕГО ГИБЕЛИ В 71 ГОДУ ДО РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА".ОСМОТРЕВШИЕ МЕЧ УЧЕНЫЕ ЗНАЛИ,ЧТО ВОЖДЬ ВОССТАВШИХ РАБОВ ПО ИМЕНИ СПАРТАК ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПОГИБ В 71 ГОДУ ДО Н.Э.НЕСМОТРЯ НА ЭТО,ОНИ ЗАЯВИЛИ,ЧТО НАДПИСЬ ФАЛЬШИВАЯ:ОНА СДЕЛАНА НЕ ДРУЗЬЯМИ СПАРТАКА,А МНОГО-МНОГО ЛЕТ ПОЗЖЕ.ОБЪЯСНИТЕ,ПОЧЕМУ УЧЕНЫЕ ПРИШЛИ К ТАКОМУ ВЫВОДУ

Помогите,пожалуйста,ответить на задания по истории. 1. Один ученик был большим выдумщиком. Он записал сочинение о первых земледельцах и

скотоводах. Вот оно: "Наступило врея жатвы. На хлебном поле вышли сородичи с серпами. Своими грубыми лицами о приплюснутыми носами и наступающими вперед тяжелыми челюстями они напоминали обезьян. Три женщины устроили состязание - чей снов будет больше. Победила самая юная - ее связка стеблей ячменя с колосьями была самой большой. - Нечестно! - заметил руководитель родовой общины,черноволосый парень, следивший за работой. - У тебя серп железный,а у них-то серпы медные. Тут в загоне рядом с полем тревожно заблеяли овцы и козы. Они сломали загородку и побежали в лес. Не съели бы их волки! Как вернуть беглецов? Собак в поселке не было - в те времена они еще не были приручены. Но скоро и людям стало страшно. Прямо на поселок двигалось стадо мамонтов. Еще немного,и они растопчут и поле,и хижины. Кто-то из родичей догадался поджечь траву и хворост: едкий дым заставил мамонтов повернуть,и они обошли поселок стороной". В этом сочинении не менее пяти исторических ошибок. Найдите и опишите их.

2. Найдите ошибки Однажды учитель предложил пятиклассникам прослушать рассказ от имени мальчика,живущего в Вавилоне. Этот учитель часто не слушал отвечающего на уроке ученика. Если тот говорил без запинки,то получал пятерку. В классе многие этим пользовались. Судите сами - вот как начал выполнять задание один ученик: "Мы живем на берегу Тигра. Это красивейшее место в Вавилоне! Все дома здесь построены из обожженного кирпача или белого камня,добываемого поблизости. В то утро меня разбудил Пирхум,который еще до моего рождения попал в наш дом,где живет на положении раба. Некогда его отец взял в долг у моего отца серебро,а отдать в срок не сумел. Теперь Пирхум совсем старый и уже не мечтает,что ему простят долг и вернут свободу… Путь в школу лежал мимо пристани,где готовился к отплытию торговый корабль. Он был загружен слитками меди и бревнами. То и другое вавилонские купцы рассчитывали выгодно продать в чужих краях. Еще один корабль прибыл издалека: носильщики выгружали мешки с зерном,в котором так нуждались вавилоняне. Засмотревшись на корабли,я едва не опоздал в школу. Сел на свое обычное место рядом с девочками,рассчитывая на их подсказки" "Ну и рассказ! Жаль,что никого не нашлось,кто подсказал бы тебе самому!" - прервал отвечающего учитель. На этот раз он слушал внимательно. Чем был недоволен учитель?

3. Выдающийся римский поэт по имени Марциал,стихи которого любили как в самом Риме,так и за его пределами,утверждал,что он пользуется большей известностью,чем конь Андремона. Подумайте,причем тут конь. Что имел в виду поэт? 1. Представьте себе,что художник нарисовал среди породистых рысаков красавца Андремона. Участниками какого зрелища мог быть этот конь? Где в Риме оно устраивалось? Опишите,как это зрелище изобразил художник. 2. Предположите,почему жеребец Андремон стал любимцем сотен тысяч жителей Рима. Как ведут себя болельщики (слева) ?

Практически в каждом значимом произведении искусства есть загадка, «двойное дно» или тайная история, которую хочется раскрыть.

Музыка на ягодицах

Иероним Босх, "Сад земных наслаждений", 1500-1510.

Фрагмент части триптиха

Споры о значениях и скрытых смыслах самой известной работы голландского художника не утихают с момента ее появления. На правой створке триптиха под названием «Музыкальный ад» изображены грешники, которых истязают в преисподней при помощи музыкальных инструментов. У одного из них на ягодицах оттиснуты ноты. Студентка Христианского университета Оклахомы Амелия Хэмрик, изучавшая картину, переложила нотацию XVI века на современный лад и записала "песню с задницы из ада, которой исполнилось 500 лет".

Обнаженная Мона Лиза

Знаменитая "Джоконда" существует в двух вариантах: обнаженная версия называется "Монна Ванна", ее написал малоизвестный художник Салаи, который был учеником и натурщиком великого Леонардо да Винчи. Многие искусствоведы уверены, что именно он был моделью для картин Леонардо «Иоанн Креститель» и «Бахус». Существуют также версии, что переодетый в женское платье Салаи послужил образом самой Моны Лизы.

Старый Рыбак

В 1902 году венгерский художник Тивадар Костка Чонтвари написал картину «Старый Рыбак». Казалось бы, ничего необычного в картине нет, но Тивадар заложил в нее подтекст, при жизни художника так и нераскрытый.

Мало кому пришло в голову прикладывать зеркало к середине картины. В каждом человеке может быть как Бог (продублировано правое плечо Старика), так и Дьявол (продублировано левое плечо старика).

А был ли кит?


Хендрик ван Антониссен «Сцена на берегу».

Казалось бы, обычный пейзаж. Лодки, люди на берегу и пустынное море. И только рентгеновское исследование показало, что люди собрались на берегу не просто так - в оригинале они рассматривали тушу кита, выброшенного на берег.

Однако художник решил, что никто не захочет смотреть на мертвого кита, и переписал картину.

Два "Завтрака на траве"


Эдуард Мане, "Завтрак на траве", 1863.



Клод Моне, "Завтрак на траве", 1865.

Художников Эдуарда Мане и Клода Моне иногда путают - ведь они оба были французами, жили в одно время и творили в стиле импрессионизма. Даже название одной из самых известных картин Мане «Завтрак на траве» Моне позаимствовал и написал свой «Завтрак на траве».

Двойники на "Тайной вечере"


Леонардо да Винчи, "Тайная вечеря", 1495-1498.

Когда Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерю», он придавал особое значение двум фигурам: Христа и Иуды. Он очень долго искал натурщиков для них. Наконец, ему удалось найти модель для образа Христа среди юных певчих. Подобрать натурщика для Иуды Леонардо не удавалось в течение трех лет. Но однажды он наткнулся на улице на пьяницу, который валялся в сточной канаве. Это был молодой мужчина, которого состарило беспробудное пьянство. Леонардо пригласил его в трактир, где сразу же начал писать с него Иуду. Когда пьяница пришел в себя, он сказал художнику, что однажды уже позировал ему. Это было несколько лет назад, когда он пел в церковном хоре, Леонардо писал с него Христа.

"Ночной дозор" или "Дневной"?


Рембрандт, "Ночной дозор", 1642.

Одна из самых известных картин Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга» около двухсот лет провисела в разных залах и была обнаружена искусствоведами только в XIX веке. Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали «Ночной дозор», и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства.

И только при реставрации, проведённой в 1947 году, обнаружилось, что в зале картина успела покрыться слоем копоти, исказившим её колорит. После расчистки оригинальной живописи окончательно выяснилось, что сцена, представленная Рембрандтом, на самом деле происходит днём. Положение тени от левой руки капитана Кока показывает, что время действия - не более 14 часов.

Перевернутая лодка


Анри Матисс, "Лодка", 1937.

В Нью-Йоркском Музее современного искусства в 1961 году была выставлена картина Анри Матисса «Лодка». Только через 47 дней кто-то обратил внимание на то, что картина висит вверх ногами. На полотне изображены 10 фиолетовых линий и два голубых паруса на белом фоне. Два паруса художник нарисовал не просто так, второй парус - это отражение первого на глади воды.
Для того, чтобы не ошибиться в том, как должна висеть картина, нужно обратить внимание на детали. Больший парус должен быть верхом картины, а пик паруса картины должен быть направлен в правый верхний угол.

Обман в автопортрете


Винсент ван Гог, "Автопортрет с трубкой", 1889.

О том, что ван Гог якобы сам отрезал себе ухо, ходят легенды. Сейчас наиболее достоверной считается версия о том, что ухо ван Гог повредил в небольшой потасовке с участием другого художника - Поля Гогена.

Автопортрет же интересен тем, что отражает реальность в искаженном виде: художник изображен с перевязанным правым ухом, потому что он при работе использовал зеркало. На самом деле пострадало левое ухо.

Чужие мишки


Иван Шишкин, "Утро в Сосновом лесу", 1889.

Знаменитая картина принадлежит не только кисти Шишкина. Многие художники, дружившие между собой, частенько прибегали к «помощи друга», а Иван Иванович, всю жизнь рисовавший пейзажи, опасался, что трогательные медведи не получатся у него так, как нужно. Поэтому Шишкин обратился к знакомому художнику-анималисту Константину Савицкому.

Савицкий нарисовал едва ли не лучших мишек в истории российской живописи, а Третьяков повелел смыть его фамилию с холста, поскольку все в картине «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».

Невинная история "Готики"


Грант Вуд, "Американская готика", 1930.

Работа Гранта Вуда считается одной из самых странных и угнетающих в истории американской живописи. Картина с мрачными отцом и дочерью переполнена деталями, которые указывают на суровость, пуританство и ретроградство изображенных людей.
На самом деле художник не задумывал изображать никаких ужасов: во время поездки по штату Айова и он заметил небольшой дом в готическом стиле и решил изобразить тех людей, которые, по его мнению, идеально подошли бы в качестве обитателей. В виде персонажей, на которых так обиделись жители Айовы, увековечены сестра Гранта и его дантист.

Месть Сальвадора Дали

Картина "Фигура у окна" написана в 1925 году, когда Дали был 21 год. Тогда в жизнь художника еще не вошла Гала, и его музой была сестра Ана Мария. Отношения брата и сестры испортились, когда он на одной из картин написал "порой я плюю на портрет собственной матери, и это доставляет мне удовольствие". Ана Мария не смогла простить такой эпатаж.

В своей книге 1949 года "Сальвадор Дали глазами сестры" она пишет о брате без всякого восхваления. Книга привела Сальвадора в бешенство. Еще лет десять после этого он гневно вспоминал ее при каждом удобном случае. И вот, в 1954 появляется картина "Молодая девственница, предающаяся содомскому греху при помощи рогов собственного целомудрия". Поза женщины, ее локоны, пейзаж за окном и цветовая гамма картины явно перекликаются с "Фигурой у окна". Есть версия, что так Дали отомстил сестре за ее книгу.

Двуликая Даная


Рембрандт Харменс ван Рейн, "Даная", 1636 - 1647.

Многие тайны одной из самых известных картин Рембрандта были раскрыты только в 60-е годы ХХ века, когда полотно просветили рентгеновскими лучами. Например, съемка показала, что в ранней версии лицо царевны, которая вступила в любовную связь с Зевсом, было похоже на лицо Саскии - супруги живописца, умершей в 1642 году. На финальном варианте картины оно стало напоминать лицо Гертье Диркс - любовницы Рембрандта, с которой художник жил после смерти жены.

Желтая спальня Ван Гога


Винсент Ван Гог, "Спальня в Арле", 1888 - 1889.

В мае 1888 года Ван Гог обзавелся небольшой мастерской в Арле, на юге Франции, куда он сбежал от не понимающих его парижских художников и критиков. В одной из четырех комнат Винсент обустраивает спальню. В октябре все готово, и он решает нарисовать «Спальню Ван Гога в Арле». Для художника очень важен был колорит, уют комнаты: все должно было наводить на мысли об отдыхе. При этом картина выдержана в тревожных желтых тонах.

Исследователи творчества Ван Гога объясняют это тем, что художник принимал наперстянку - средство от эпилепсии, которое вызывает у пациента серьезные изменения в восприятии цвета: вся окружающая действительность окрашивается в зелено-желтые тона.

Беззубое совершенство


Леонардо да Винчи, "Портрет госпожи Лизы дель Джокондо", 1503 - 1519.

Общепризнанное мнение состоит в том, что Мона Лиза - совершенство и улыбка ее прекрасна своей загадочностью. Однако американский искусствовед (и по совместительству стоматолог) Джозеф Борковски считает, что, судя по выражению лица, героиня потеряла много зубов. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил также шрамы вокруг ее рта. «Она так «улыбается» именно из-за того, что произошло с нею, - считает эксперт. - Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы».

Майор на фейсконтроле


Павел Федотов, "Сватовство майора", 1848.

Публика, впервые увидевшая картину "Сватовство майора", смеялась от души: художник Федотов наполнил ее ироничными деталями, понятными зрителям того времени. Например, майор явно не знаком с правилами дворянского этикета: он явился без положенных букетов для невесты и ее матери. А саму невесту ее родители-купцы разрядили в вечернее бальное платье, хотя на дворе день (все светильники в комнате потушены). Девушка явно впервые примерила декольтированное платье, смущена и пытается убежать в свою светелку.

Почему Свобода обнажена


Фердинан Виктор Эжен Делакруа, "Свобода на баррикадах", 1830.

По мнению искусствоведа Этьена Жюли, Делакруа писал лицо женщины со знаменитой парижской революционерки - прачки Анны-Шарлотты, которая вышла на баррикады после гибели брата от рук королевских солдат и убила девятерых гвардейцев. Художник изобразил ее с обнаженной грудью. По его замыслу, это символ бесстрашия и самоотверженности, а также торжества демократии: нагая грудь показывает, что Свобода, как простолюдинка, не носит корсета.

Неквадратный квадрат


Казимир Малевич, "Черный супрематический квадрат", 1915.

На самом деле «Черный квадрат» вовсе не черный и совсем не квадратный: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне, и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А темный цвет - это результат смешения различных красок, среди которых не было черной. Считается, что это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму.

Специалисты Третьяковской галереи обнаружили авторскую надпись на известной картине Малевича. Надпись гласит: «Битва негров в темной пещере». Эта фраза отсылает к названию шутливой картине французского журналиста, писателя и художника Альфонса Алле «Битва негров в темной пещере глубокой ночью», представлявшей собой абсолютно черный прямоугольник.

Мелодрама Австрийской Моны Лизы


Густав Климт, "Портрет Адели Блох-Бауэр", 1907.

На одном из самых значительных полотен Климта запечатлена жена австрийского сахарного магната Фердинада Блох-Бауэра. Вся Вена обсуждала бурный роман Адели и знаменитого художника. Уязвленный муж захотел отомстить любовникам, но выбрал очень необычный способ: он решил заказать Климту портрет Адели и заставить его сделать сотни эскизов, пока художника не начнет выворачивать от нее.

Блох-Бауэр хотел, чтобы работа продлилась несколько лет, и натурщица могла видеть, как угасают чувства Климта. Он сделал художнику щедрое предложение, от которого тот не смог отказаться, и все сложилось по сценарию обманутого мужа: работа была закончена за 4 года, любовники давно остыли друг к другу. Адель Блох-Бауэр так никогда и не узнала, что муж был в курсе ее отношений с Климтом.

Картина, вернувшая Гогена к жизни


Поль Гоген, "Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?", 1897-1898.

Самое известное полотно Гогена имеет одну особенность: оно "читается" не слева направо, а справа налево, как каббалистические тексты, которыми интересовался художник. Именно в этом порядке разворачивается аллегория духовной и физической жизни человека: от зарождения души (спящий ребенок в правом нижнем углу) до неизбежности смертного часа (птица с ящерицей в когтях в левом нижнем углу).

Картина была написана Гогеном на Таити, куда художник несколько раз сбегал от цивилизации. Но в этот раз жизнь на острове не задалась: тотальная бедность привела его к депрессии. Закончив полотно, которое должно было стать его духовным завещанием, Гоген взял коробочку с мышьяком и отправился в горы, чтобы умереть. Однако он не рассчитал дозу, и суицид не удался. Наутро он, качаясь, добрел до своей хижины и заснул, а когда проснулся, то ощутил забытую жажду жизни. А в 1898 году его дела пошли в гору, и в творчестве начался более светлый период.

112 пословиц на одной картине


Питер Брейгель - старший, «Нидерландские пословицы», 1559

Питер Брейгель - старший изобразил землю, населённую буквальными изображениями нидерландских пословиц тех дней. В написанной картине присутствуют приблизительно 112 распознаваемых идиом. Некоторые из них используются и по сей день, например, такие, как: «плыть против течения», «биться головой о стену», «вооружен до зубов» и «большая рыбка ест маленькую».

Другие пословицы отражают человеческую глупость.

Субъективность искусства


Поль Гоген, «Бретонская деревня под снегом», 1894

Картина Гогена «Бретонская деревня в снегу» была продана после смерти автора всего за семь франков и, к тому же, под названием «Ниагарский водопад». Человек, проводивший аукцион, случайно повесил картину вверх ногами, разглядев в ней водопад.

Скрытая картина


Пабло Пикассо, «Голубая комната», 1901

В 2008 году инфракрасное излучение показало, что под «Голубой комнатой» скрыто еще одно изображение - портрет мужчины, одетого в костюм с бабочкой и положившего голову на руку. «Как только у Пикассо появлялась новая идея, он брался за кисть и воплощал ее. Но у него не было возможности покупать новый холст каждый раз, когда его посещала муза», - объясняет возможную причину этого искусствовед Патриция Фаверо.

Недоступные марокканки


Зинаида Серебрякова, «Нагая», 1928

Однажды Зинаида Серебрякова получила заманчивое предложение - отправиться в творческое путешествие, чтобы изобразить обнаженные фигуры восточных дев. Но оказалось, что в тех местах найти натурщиц просто невозможно. На помощь пришел переводчик Зинаиды - он привел к ней своих сестер и невесту. Никому до этого и после этого не удавалось запечатлеть закрытых восточных женщин обнаженными.

Спонтанное озарение


Валентин Серов, «Портрет Николая II в тужурке», 1900

Долгое время Серов не мог написать портрет царя. Когда художник совсем сдался, он извинился перед Николаем. Николай немного расстроился, сел за стол, вытянув руки перед собой... И тут художника осенило - вот он образ! Простой военный в офицерской тужурке с чистыми и грустными глазами. Этот портрет считается лучшим изображением последнего императора.

Опять двойка


© Федор Решетников

Знаменитая картина «Опять двойка» - это всего лишь вторая часть художественной трилогии.

Первая часть - «Прибыл на каникулы». Явно обеспеченная семья, зимние каникулы, радостный ученик-отличник.

Вторая часть - «Опять двойка». Небогатая семья с рабочей окраины, разгар учебного года, понурый обалдуй, опять схвативший двойку. В левом верхнем углу видна картина «Прибыл на каникулы».

Третья часть - «Переэкзаменовка». Сельский дом, лето, все гуляют, один злостный неуч, проваливший годовой экзамен, вынужден сидеть в четырёх стенах и зубрить. В левом верхнем углу видна картина «Опять двойка».

Как рождаются шедевры


Джозеф Тёрнер, «Дождь, пар и скорость», 1844

В 1842 году миссис Симон путешествовала на поезде по Англии. Внезапно начался сильный ливень. Пожилой джентльмен, сидевший напротив нее, встал, открыл окно, высунул голову и так смотрел минут десять. Не в силах сдержать свое любопытство, женщина тоже открыла окно и стала смотреть вперед. Через год она обнаружила картину «Дождь, пар и скорость» на выставке в Королевской академии художеств и смогла узнать в ней тот самый эпизод в поезде.

Урок анатомии от Микеланджело


Микеланджело, «Сотворение Адама», 1511

Пара американских экспертов в области нейроанатомии считают, что Микеланджело на самом деле оставил некоторые анатомические иллюстрации в одной из его самых известных работ. Они полагают, что в правой части картины изображен огромный мозг. Удивительно, но можно найти даже сложные его компоненты, такие как мозжечок, зрительные нервы и гипофиз. А броская зеленая лента идеально совпадает с местонахождением позвоночной артерии.

«Тайная вечеря» Ван Гога


Винсент Ван Гог, «Ночная терраса кафе», 1888

Исследователь Джаред Бакстер полагает, что на полотне Ван Гога «Ночная терраса кафе» зашифровано посвящение «Тайной вечере» Леонардо да Винчи. В центре картины стоит официант с длинными волосами и в белой тунике, напоминающей одежды Христа, а вокруг него ровно 12 посетителей кафе. Также Бакстер обращает внимание на крест, расположенный прямо за спиной официанта в белом.

Образ памяти у Дали


Сальвадор Дали, «Постоянство памяти», 1931

Не секрет, что мысли, посещавшие Дали во время создания его шедевров, всегда были в виде очень реалистичных образов, которые художник затем переносил на холст. Так, по признанию самого автора, картина «Постоянство памяти» была написана в результате ассоциаций, возникших при виде плавленого сыра.

О чем кричит Мунк


Эдвард Мунк, "Крик", 1893.

Мунк так рассказывал о появлении у него идеи одной из самых загадочных картин в мировой живописи: "Я шёл по тропинке с двумя друзьями - солнце садилось - неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор - я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом - мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу". Но что за закат мог так напугать художника?

Есть версия, что идея "Крика" родилась у Мунка в 1883 году, когда произошло несколько сильнейших извержений вулкана Кракатау - настолько мощных, что они изменили на один градус температуру атмосферы Земли. Обильное количество пыли и пепла распространилось по всему земному шару, добравшись даже до Норвегии. Несколько вечеров подряд закаты выглядели так, будто бы вот-вот настанет апокалипсис - один из них и стал источником вдохновения художника.

Писатель в народе


Александр Иванов, "Явление Христа народу", 1837-1857.

Десятки натурщиков позировали Александру Иванову для его главной картины. Один из них известен не менее самого художника. На заднем плане, среди путников и римских всадников, еще не слышавших проповедь Иоанна Предтечи, можно заметить персонажа в корчиневом хитоне. Его Иванов писал с Николая Гоголя. Писатель тесно общался с художником в Италии, в частности по религиозным вопросам, и давал ему советы в процессе написания картины. Гоголь считал, что Иванов "уже давно умер для всего мира, кроме своей работы".

Подагра Микеланджело


Рафаэль Санти, "Афинская школа", 1511.

Создавая знаменитую фреску "Афинская школа", Рафаэль увековечил своих друзей и знакомых в образах древнегреческих философов. Одним из них стал Микеланджело Буонаротти "в роли" Гераклита. Несколько столетий фреска хранила тайны личной жизни Микеланджело, а современные исследователи сделали предположение, что странно угловатое колено художника свидетельствует о наличии у него болезни суставов.

Это вполне вероятно, если учесть особенности образа жизни и условий работы художников эпохи Возрождения и хронический трудоголизм Микеланджело.

Зеркало четы Арнольфини


Ян ван Эйк, "Портрет четы Арнольфини", 1434 г.

В зеркале позади супругов Арнольфини можно увидеть отражение еще двух человек, находящихся в комнате. Скорее всего, это свидетели, присутствующие при заключении договора. Один из них - ван Эйк, о чем свидетельствует и латинская надпись, помещенная, вопреки традиции, над зеркалом в центре композиции: «Ян ван Эйк был здесь». Так обычно скрепляли контракты.

Как недостаток превратился в талант


Рембрандт Харменс ван Рейн, "Автопортрет в возрасте 63", 1669.

Исследователь Маргарет Ливингстон изучила все автопортреты Рембрандта и обнаружила, что художник страдал косоглазием: на изображениях его глаза смотрят в разные стороны, чего не наблюдается на портретах других людей кисти мастера. Недуг привел к тому, что художник лучше мог воспринимать реальность в двух измерениях, чем люди с нормальным зрением. Это явление называется "стереослепота" - неспособность видеть мир в 3D. Но так как живописцу приходится работать с двухмерным изображением, именно этот недостаток Рембрандта мог быть одним из объяснений его феноменального таланта.

Безгрешная Венера


Сандро Боттичелли, "Рождение Венеры", 1482-1486.

До появления "Рождения Венеры" изображение нагого женского тела в живописи символизировало только идею первородного греха. Сандро Боттичелли первым из европейских живописцев не нашел ничего греховного в нем. Более того, искусствоведы уверены, что языческая богиня любви символизирует на фреске христианский образ: ее явление - аллегория возрождения души, прошедшей обряд крещения.

Лютнист или лютнистка?


Микеланджело Меризи да Караваджо, "Лютнист", 1596.

Долгое время картина экспонировалась в Эрмитаже под названием «Лютнистка». Только в начале ХХ века искусствоведы сошлись во мнении, что на полотне изображен все-таки юноша (вероятно, Караваджо позировал его знакомый художник Марио Миннити): на нотах перед музыкантом видна запись басовой партии мадригала Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас». Женщина вряд ли могла сделать такой выбор - это просто тяжело для горла. Кроме того, лютня, как и скрипка у самого края картины, в эпоху Караваджо считалась мужским инструментом.

РИСУНКИ-ЗАДАЧИ

Много различных занимательных задач облекаются в форму рисунков с короткими пояснительными текстами или вопросами. Их очень любят ребята благодаря наглядности, привлекательности, доходчивости. Эти особенности позволяют использовать рисунки-задачи для оформления игровых комнат и площадок в клубах, домах пионеров, во дворах домоуправлений, в пионерских лагерях, в детских парках. Щиты и стенды с рисунками-задачами всегда привлекают многих зрителей. Разглядывая рисунки, они затем включаются в решение задач, содержащихся в них.

Рисунки-задачи различных типов постоянно помещаются в детских газетах и журналах, в специальных сборниках по играм. Для витрин и стендов их можно увеличить либо фотографическим путем, либо с помощью эпидиаскопа. Эпидиаскоп - проекционный аппарат, которым пользуются для получения увеличенных изображений непрозрачных предметов и рисунков наэкране. Вложив в аппарат предназначенный для увеличения рисунок, можно затем поместить на известном расстоянии от него лист белой бумаги (взамен экрана) и карандашом обвести на нем все линии, воспроизводя рисунок в увеличенном виде.

Для того чтобы разумно пользоваться рисунками-задачами, нужно хорошо разбираться в их разновидностях. Ниже мы приводим ряд наиболее типичных рисунков-задач. Их можно разбить примерно на такие основные группы:

Задачи-ребусы . Задачи-ребусы являются разновидностью обычных ребусов. Они значительно проще, так как для их отгадывания используется в каждом случае какой-либо один прием или метод. Благодаря своей простоте они общедоступны, а остроумный метод зашифровки слов вызывает большой интерес. Такого рода задачи помещены на страницах 403 - 406.

Загадочные картинки . Загадочные картинки чаще всего основываются на том, что в них отдельные персонажи (люди или животные) искусно спрятаны, замаскированы в тех или иных деталях рисунка: среди веток деревьев, в траве, между отдельными предметами и т. п. Играющие должны их отыскать (см. рис. на стр. 407).

Иногда для отыскания замаскированных рисунков картинку приходится поворачивать в разные стороны.

Разновидностью загадочных картинок является рисунок, помещенный на странице 408. Среди беспорядочно перепутанных изображений играющему предлагается различить 15 животных.

Слова на одну букву . Сущность задач, основанных на подборе слов на одну букву, состоит в следующем. На картинке изображено множество различных предметов, Играющие должны найти на картинке известное число предметов, названия которых начинаются с одной и той же буквы, например «М» (тр. 413).

Несуразности . Несуразности, нелепости, ошибки художника - распространенная и излюбленная тема для многих занимательных задач в рисунках. Мы приводим несколько вариантов таких задач.

В картинке со стихами «Тарас-рыбак» (стр. 409), только одна ошибка: рыбак забыл насадить на крючок червячка, и I поэтому рыба не клюет, но найти эту ошибку далеко не каждому сразу удается.

В картинках «В чем ошибся художник?» много разных ошибок (стр. 410).

Очень интересны рисунки, помещенные на странице 411. На первый взгляд все в этих рисунках кажется нормальным и правильным, но после тщательного анализа каждого из них неожиданно выявляются грубые ошибки, которые первоначально не были замечены.

Сходство и различие . Существует много задач, основанных исключительно на наблюдательности и внимании. Мы приводим задачу, в которой нужно найти сходные предметы.

На странице 412 изображены 9 человечков. Все рисунки кажутся совершенно одинаковыми, но при более внимательном рассмотрении оказывается, что чем-то один рисунок отличается от другого. Только два рисунка из девяти совершенно одинаковы.

Логические задачи. Логические задачи основаны на умении рассуждать, сопоставлять, делать правильные выводы, другими словами - логически мыслить. Типичной задачей такого рода является задача «Назовите по именам» (стр. 419). Только

правильная цепь рассуждений может помочь на основе имеющихся данных определить имена каждого из пяти ребят, изображенных на рисунке.

Мы приводим и другие варианты подобных задач (см. стр. 417 - 420).

В задаче «Девять вопросов» нужно по различным признакам, которые подчас трудно обнаружить, дать ответ на различные вопросы.

В задаче «Четвертый лишний» нужно уметь найти общие признаки, которые могут объединить различные предметы в одну группу, и выделить из них «лишние» предметы (например, трамвай, троллейбус, электропоезд питаются электроэнергией, автобус работает от двигателя внутреннего сгорания).

Обманы зрения или зрительные иллюзии очень многочисленны и крайне разнообразны. Объяснить, в силу каких причин получаются подобные обманы, не всегда возможно. Чаще всего ежи зависят от несовершенства нашего глаза.

На странице 421 показаны многочисленные примеры зрительных иллюзий. Кажется, например, невероятным, что две линии на рисунке 5 параллельны, а между тем это так; взглянув на рисунок 3, мы убеждены в том, что линия АВ длиннее линии АС, а между тем они равны.

Зрительные самообманы - интересная разновидность рисунков-задач.

Существуют и другие типы рисунков-задач. Например, «Что тут нарисовано?» (стр. 414). Знакомые предметы, изображенные на рисунке, трудно узнать потому, что они даны в необычном ракурсе. На таблице «Попробуй сосчитай!» (стр. 415) требуется сосчитать зайцев, белок и медведей, но особым способом, а это требует большого внимания. В различных разделах нашей книги помещены и другие задачи.

СТРАННОЕ. ПИСЬМО (Шутка)

КУДА ИДУТ ЭТИ ЗВЕРИ И ПТИЦЫ!

ЗАГАДОЧНОЕ ПИСЬМО И ВПОЛНЕ ЯСНЫЙ ОТВЕТ

ЗАГАДОЧНЫЕ КАРТИНКИ

СКОЛЬКО ЗВЕРЕЙ И ПТИЦ!

ТАРАС-РЫБАК

Утром к речке как-то раз Вышел с удочкой Тарас: «Посижу от скуки, Может, клюнут щуки!» Вот за удочкой Тарас С поплавка не сводит глаз. Час, другой и третий - Все забыл на свете. Пропустил Тарас обед, А добычи нет и нет. Вот какая мука - Где же это щука? Тихий вечер настает, Что-то рыба не клюет. «Ну хотя б карасик!» - Думает Тарасик. И сидит Тарас-рыбак И не ведает, чудак» Что его ошибке Радуются рыбки, В чем ошибся мой Тарас, Угадать прошу я вас.

Н. Кончаловская

В ЧЕМ ОШИБСЯ ХУДОЖНИК?

Найдите в этом рисунке допущенные художником семь разных ошибок.

ВОСЕМЬ ОШИБОК

НАЙДИТЕ ДВУХ ОДИНАКОВЫХ

ЧЕТЫРНАДЦАТЬ СЛОВ НА БУКВУ «М»

ЧТО ТУТ НАРИСОВАНО!

ПОПРОБУЙ СОСЧИТАЙ!

На этой странице нарисованы зайцы, белки и медведи, сосчитайте их всех, но только по особому правилу - считать нужно всех подряд, начиная с верхней строчки: «Первый заяц, первая белка, второй заяц? первый медведь, третий заяц, вторая белка...» и т. д. Зверей немного, а всех не сосчитаешь!

КТО КАКИМ ДЕЛОМ ЗАНЯТ!

Посмотрите внимательно на этот рисунок. Семь мальчиков - и каждый занят каким-нибудь делом.

А вот каким именно, это вы должны догадаться сами по движению их рук, ног, тела, Инструменты, которые нарисованы на доске, помогут вам в этом.

ДЕВЯТЬ ВОПРОСОВ

Глядя на рисунок, ответьте на следующие вопросы:

1. Сколько туристов живет в этом лагере?

2. Когда они сюда приехали: сегодня или несколько дней назад?

3. На чем они сюда приехали?

4. Далеко ли от лагеря до ближайшего селения?

5. Откуда дует ветер: с севера или юга?

6. Какое сейчас время дня?

7. Куда ушел Шура?

8. Кто был вчера дежурным? (Назовите по имени.)

9. Какое сегодня число какого месяца?

С КАКИМ СЧЕТОМ ОКОНЧИЛСЯ МАТЧ!

Очень напряженный матч! Забито восемь голов. Восемь болельщиков, изображенных художником, переживают каждый гол. Но с каким счетом окончился матч?

Ответ подскажут болельщики одной и той же команды. Разберитесь в их футбольных симпатиях.

НАЗОВИТЕ ПО ИМЕНАМ

Вот пятеро ребят. Одного из них зовут Колей - он стоит с краю. Если бы Нюра стояла рядом с Володей, то Петя очутился бы рядом со своим тезкой. Определите, кто где стоит.

ВСТРЕЧА НА УЛИЦЕ

На улице встретились друзья.

Здравствуй, Степа. Куда идешь?

В дом номер двадцать три, - ответил Степа. - А ты куда, Петя?

А я - к приятелю Ванюше. Он в седьмом доме живет, - ответил Петя.

Вот теперь и скажите: кого из них зовут Степой, а кого Петей?

ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ

В горизонтальных рядах этой таблицы нарисованы различные предметы, растения и животные. В каждом ряду три из них могут быть объединены по какому-либо признаку в одну группу, а четвертый к этой группе не подходит.

Укажите, по каким признакам могут быть объединены рисунки и какой рисунок в каждом ряду является лишним.

ЗРИТЕЛЬНЫЕ ИЛЛЮЗИИ

1. Какая фигура больше, верхняя или нижняя?

2. Какой эллипс больше, нижний или внутренний верхний?

3. Какая линия длиннее, АВ или АС?

4. Что вы видите здесь - лестницу, нишу или полоску, сложенную «гармоникой»?

5. Эти две линии прямые или вогнутые?

6. Какая линия сверху является продолжением правильного круга, изображающего луну?

7. Какое расстояние больше: от головы левой бабочки до головы средней или от головы средней до головы правой?

8. У какого цветка сердцевина больше?

9. Квадраты внутри фигуры не кажутся ли вам косыми?

10. Что больше, основание или высота фигуры?

11. Какая линия длиннее, вертикальная или горизонтальная?

12. Какое расстояние больше, от А до В или от В до С?

13. Как расположены здесь кубы? Где два куба, вверху или внизу?

ОТВЕТЫ. РИСУНКИ-ЗАДАЧИ

Странное письмо

Кто зверей и все предметы

На картинке назовет.

Затейник Сережа

Куда идут эти звери и птицы?

На рисунке изображены: 1. Индюк. 2. Дикобраз. 3. Еж. 4. Медведь. 5. Волк. 6. Заяц. 7. Обезьяна. 8. Олень. 9. Пингвин. 10. Аист. 11. Рак. 12. Крокодил. Идем в зоопарк.

Оттепель

Солнце стало пригревать,

Под окном проталинки.

Мы ходили в лес гулять,

Промочили валенки.

Загадочное письмо и вполне ясный ответ

Дай списать решение! Решай-ка сам, это полезно

Рассказ о том, как рыбак невод искал

Жил-был РЫБАК. Звали его ЛЕВ Иванович КОШКИн. Один раз он далеКО ЗАехал в море. «ПоиЩУКА я,- думает, - свой невод. Погляжу, много ли там РЫБЫ». Вдруг поднялись ВОЛны, РЫБАка прибило в каМЫШИ. Он сунул весло в воду, хотел вытащить его, веСЛО Не идет. «Не ПОНИмаю, - сказал РЫБАк, - чьи это шУТКИ? Что там такое, может, АКУЛА? А ну-ка, - думает, поднапряГУСЬ, поднатУЖусь еще раз». От страха он поЕЖился, поднатУЖился и вытащил весло. А на весле сеть, полная РЫБЫ. «Вот какой я РЫБАк, - подумал он. - Не я ЛИ САм ставил невод? А УЖе забыл». Втянул невод в лодку. «А ну, вьглеЗАЙКА, РЫБА, из невода! Будет наМУХА на УЖин!»

Загадочные картинки

1. Между рукой и ногой Миши вы можете увидеть Петю (петуха), а между рукой и ногой Пети - Мишу (медведя).

2. Силуэт зайца можно разглядеть между мальчиком и девочкой.

Сколько зверей и птиц?

Крокодил, лиса, слон, лебедь, змея, буйвол, собака, пеликан, журавль, утка, кошка, заяц, медведь, олененок, аист.

Тарас забыл надеть на крючок червячка.

Верхний рисунок : 1. Машины движутся по левой стороне улицы. 2. Троллейбус нарисован с одной контактной дугой. 3. На светофоре два света, а не три. 4. На домовом фонаре номер дома «О». 5. На афише «31 сентября» (в сентябре 30 дней).

Нижний рисунок: 1. На столбе с проводами нет изоляторов. 2. Грузовая и легковая машины идут по одному следу. Как они могли разминуться? 3. Большая Медведица должна быть повернута ковшом в другую сторону. 4. Положение луны указано неверно. 5. Заяц не стал бы сидеть на месте, если рядом с ним проходит машина. 6. Километровый столб повернут не в ту сторону. 7. При данном положении луны тень от машины показана неправильно.

Восемь ошибок

1. Если ножницы свести, то концы; ножниц не сойдутся, резать ими нельзя.

2. Коробочка со спичками выдвинута с одной стороны больше, чем показано с другой стороны.

3. Если приглядеться к стружке, то станет ясно, что длина ее больше того расстояния, которое пройдено рубанком по доске.

4. Минутная стрелка часов настолько длинна, что при движении не могла бы обойти циферблат.

5. Чешуя у рыбы идет от хвоста К голове. Так не бывает на самом деле.

6. Половинки шахматной коробки должны быть одинаковыми по высоте.

7. Петуху нарисовали хвост курицы.

8. Носик у кувшина не на месте, он должен быть сбоку.

Найдите двух одинаковых

Четырнадцать слов на букву «М»

Море, мыс, машина, маяк, мост, мельница, мяч, маляр, магазин, молоток, мешок, метла, матрос, мальчик.

Что тут нарисовано?

Блюдце. Чайник. Ножницы. Вилка. Часы. Ложка. Бритва. Молоток. Клещи. Мясорубка. Будильник. Карандаш. Кнопка.

1) Пилит, 2) играет на скрипке, 3) бегает на коньках, 4) рубит, 5) ходит на лыжах, 6) шьет, 7) копает.

1. Туристов четверо (это видно по количеству ложек и тарелок).

2. Туристы живут несколько дней. Паук успел свить паутину между деревом и палаткой.

3. Они приехали на лодке: возле палатки стоят весла.

4. Селение близко: из селения пришла курица.

5. Направление ветра можно определить по флажку. По характеру древесной листвы легко определить, где находится юг: кроны деревьев с южной стороны развиты сильней, чем с северной. Таким образом, ветер дует с юга.

6. По теням определяем, что солнце находится на востоке. Значит, сейчас утро.

7. Шура ловит сачком бабочку.

8. В расписании дежурств мы видим имена троих мальчиков: Коля, Петя, Вася. Четвертого, как нам известно из вопросов, зовут Шура. На рюкзаках стоят инициалы - это рюкзаки Васи и Коли, Коля роется в своемрюкзаке, Вася фотографирует (в его рюкзаке лежит штатив от фотоаппарата). Следовательно, дежурит Петя: он находится у костра. Это значит, что вчера дежурил Коля.

9. Из расписания дежурств можно понять, что сегодня 8-е число; месяц можно установить по лежащему около тарелок спелому арбузу. К 8 июля арбузы, как правило, еще не поспевают. Значит, сейчас может быть либо август, либо сентябрь. 8 сентября уже идут занятия в школах, и ребята не могут делать многодневные туристские походы. Следовательно, сегодня 8 августа.

С каким счетом окончился матч?

Анализ картинок показывает, что за одну команду (первую) болеют (слева направо) 1, 5, 6 и 7-й зрители, а за другую команду (вторую) - 2, 3, 4 и 8-й зрители. Зная это, можно по поведению болельщиков определить, кто кому забил каждый из восьми голов. Получается, что матч выиграла первая команда со счетом 5:3.

По условию задачи ясно, что ни одного из двух мальчиков, между которыми стоит Нюра, не зовут Володей; чтобы оказаться рядом с Володей, девочке, очевидно, надо стать на второе место слева. Тогда справа оказались бы по соседству друг с другом два тезки. Значит, крайний слева Коля, за ним Володя, дальше Петя, Нюра и второй Петя.

Обратите внимание на номер дома.

Дома с нечетными номерами находятся обычно на левой стороне улицы, если идти от первого номера.

В направлении, ведущем от начала улицы к концу ее, то есть в направлении дома № 23, идет мальчик в кепке. Он и есть Степа.

1. Арфа, домра и гитара относятся к группе щипковых инструментов. Скрипка - инструмент из группы смычковых.

2. Белый гриб, подберезовик, подосиновик - съедобные грибы, мухомор - несъедобный, ядовитый гриб.

3. Сыр, масло, молоко - молочные продукты; колбаса - мясной продукт.

4. Еж, летучая мышь, крот - полезные животные; суслик - вредитель полей.

5. Трамвай, троллейбус, электропоезд движутся с помощью электроэнергии, автобус же работает от двигателя внутреннего сгорания.

С чего начинать рисовать? Таким вопросом нередко задаются начинающие художники, когда приступают к работе. Однако опытные рисовальщики давно знают ответ на него, потому что в классической художественной школе есть замечательный принцип ведения работы. Рисовать или писать следует от общего к частному, от большего к меньшему.

Чтобы понять это наглядно, достаточно вспомнить как рисуют маленькие дети. Часто ребенок сосредоточивается на подробном рисовании какого-либо предмета, не задумываясь о его размерах и о том, как он вписывается в окружение. Дети могут нарисовать маленькую фигурку на большом листе. Случается так, что нарисованный предмет находится где-нибудь в углу листа, а вокруг пустое пространство. Дети в силу своего возраста не воспринимают весь лист как единое целое, поэтому рисуют все по отдельности.

Нечто подобное происходит когда начинающие художники приступают к рисунку или живописи. Хочется передать всю красоту отдельной детали, нарисовать ее в подробностях, не задумываясь о единстве картины, о том как эта деталь должна быть подчинена окружению. Но когда на «добросовестно» проработанный фрагмент посмотришь издалека, отойдя от мольберта, то видишь, что все не так уж и хорошо как казалось вблизи. Сама деталь может и удалась на славу, однако, не вписалась в остальной рисунок, поэтому в целом вышло все криво. Рассмотрим это на примере.

Предположим, художник рисует портрет. И начинает работу сразу с прорисовки глаза, забыв про все остальное. Далее рисует нос, губы, все лицо и контуры головы. Потом завершает весь портрет. Т. е. начал рисунок с глаза, а закончил всем силуэтом головы (смотрите иллюстрацию). В итоге, сам глаз получился, но сместился в сторону. То же самое произошло и с носом, и с губами. Поэтому портрет вышел не только непохожим, но и кривым.

Но почему такое произошло? Потому что художник сначала стал рисовать малые объекты, а потом закончил крупными формами. Т. е. вел работу от меньшего к большему. Но если бы он начал работу с контуров головы, овала лица (т. е. с крупного), а потом перешел к носу, губам, глазам (меньшему) — вышеописанной ошибки не произошло бы (точнее, вероятность этого была бы меньше). Ведь, наметив основу крупных форм, намного легче вписать в нее мелкие детали. Легче сравнить расстояния и пропорции. А если начинать с мелочей, не определив большие силуэты, то подогнать одно к другому впоследствии будет очень сложно. Поэтому художники используют последовательность рисования от большего к меньшему. И хотя сам по себе этот способ не гарантирует успеха, он значительно помогает в работе. Но разве нельзя рисовать так, как хочется? В любой последовательности? Великие мастера с большим опытом могут начать рисунок от точки «А» и закончить в точке «В», не задумываясь о последовательности. У них все получается уже на интуитивном уровне, так как за плечами огромный опыт. Но в большинстве случаев рекомендуется начинать работу не с мелочей, а с общих, больших масс, смотря на картину в целом. Ведь и большие мастера, даже если и нарушают классические этапы рисунка, в уме все равно видят картину целиком, не фрагментарно.

Видеть целое среди мелких деталей очень важно по целому ряду причин. Одна из них — это умение обобщать. Без обобщения нельзя представить себе ни рисунок, ни живопись. Обобщение — это не только способ облегчить работу. Посредством обобщения художники создают иллюзию, при которой живопись или рисунок способны оживать. Возьмем, к примеру, букет цветов. Если его начать писать с отдельных лепесточков, и таким подробным письмом продолжать работу до конца, то живопись может не только содержать ошибки, но и быть менее выразительной, «сухой». Однако, если художник начнет работу с больших масс, обобщая и объединяя цветки в группы, а потом будет писать отдельные цветки подробно, то такая последовательность поможет не запутаться в оттенках, видеть главное, оживлять живопись. Оживлять эффектом отбора, когда художник обобщает второстепенное и выделяет главное. Соседство подробного и обобщенного создает иллюзию, в которой изображаемый вид словно оживает.

Такой отбор требует от человека умения видеть картину в общем, умения обращать внимание на основное, не сосредоточиваться на мелочах. Когда у художника в этом отношении «поставлен глаз», он сумеет лучше определить, что нужно обобщить и как это сделать. Глядя на картину под таким углом, художник сможет точнее определить пропорции, лучше увидеть цветовые и тоновые отношения.

Выбор редакции
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...

И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...

Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...

Любая хозяйка в преддверии и во время поста сталкивается с насущным вопросом: как организовать питание семьи таким образом, чтобы...
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...
Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...
Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...
Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...