Социальные факторы, влияющие на жизнь и здоровье человека


Здоровье человека зависит от многих факторов: климатических условий, состояния окружающей среды, обеспечение продуктами питания и их ценности, социально-экономических условий, а также состоянием медицины.

Доказано, что примерно 50% здоровья человека определяет образ жизни.

Образ жизни - Совокупность материальных условий, общественных и социальных установок (культуры, обычаев и т.п.) и природных факторов, которые все вместе обусловливают поведение личности, а также ее обратное влияние на эти факторы. Активное участие человека в процессе формирования условий жизни - обязательный элемент понятия " образ жизни ", так как образ жизни человека - адекватная реакция на окружающую ее среду в целом.

Образ жизни имеет большое значение для здоровья человека и состоит из четырех категорий:
1) экономической (уровень жизни);
2) социологической (качество жизни);
3) социально-психологической (стиль жизни);
4) социально-экономической (уклад жизни).

Итак, к образу жизни человека относятся: активное участие человека в процессе формирования условий жизни, ее адекватная реакция на изменение условий окружающей среды, а также труд, быт, удовлетворения материальных и духовных потребностей в общественной жизни, нормы и правила поведения.

Негативными его факторами являются вредные привычки, несбалансированное, неправильное питание, неблагоприятные условия труда, моральное и психическое нагрузки, малоподвижный образ жизни, плохие материальные условия, несогласие в семье, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень и т.

Негативно сказывается на формировании здоровья и неблагоприятная экологическая обстановка, в частности загрязнение воздуха, воды, почвы, а также сложные природно-климатические условия (вклад этих факторов - до 20%).

Существенное значение имеет склонность к наследственным болезням. Это еще около 20%, которые определяют современный уровень здоровья населения.

Непосредственно на здравоохранение с его низким качеством медицинской помощи, неэффективность медицинских профилактических мероприятий приходится всего 10% "взноса" в тот уровень здоровья населения, что имеем сегодня.



Причиной нарушения нормальной жизнедеятельности организма и возникновения патологического процесса могут быть абиотические (свойства неживой природы) факторы окружающей среды. Очевидна связь географического распределения ряда заболеваний, связанных с климатически-географическими зонами, высотой местности, интенсивностью излучений, перемещением воздуха, атмосферным давлением, влажностью воздуха и тому подобное.

На здоровье человека влияет биотический (свойства живой природы) компонент окружающей среды в виде продуктов метаболизма растений и микроорганизмов, патогенных микроорганизмов (вирусы, бактерии, грибы и т.д.), ядовитых веществ, насекомых и опасных для человека животных.

Патологические состояния человека могут быть связаны с антропогенными факторами загрязнения окружающей среды: воздух, почва, вода, продукты промышленного производства.Сюда также относится патологию, связанную с биологическими загрязнениями от животноводства, производства продуктов микробиологического синтеза (кормовые дрожжи, аминокислоты, ферментные препараты, антибиотики и т.д.).

Существенное влияние на состояние здоровья населения оказывают факторы социальной среды: демографическая и медицинская ситуации, духовный и культурный уровень, материальное положение, социальные отношения, средства массовой информации, урбанизация, конфликты и тому подобное.

Кроме этого, человек как существо общественное, в процессе жизнедеятельности приобретает определенные привычек.

Привычки - это форма поведения людей, появляется во время обучения и многократного повторения в различных жизненных ситуациях, составляющие которой выполняются автоматически. Психофизиологической основой привычек является динамический стереотип, то есть хорошо усвоена и закреплена временными связями программа действия. В отношении здоровья человека и образа его жизни привычки могут быть полезными и вредными.

Полезной, например, есть привычка соблюдать режим дня. Она способствует укреплению здоровья, повышению работоспособности, и в конце - долголетию. Ранее эта привычка сформировалась, тем организованнее человек, крепче его здоровье, и тем легче она избавляется неприятностей.

Вредные же привычки, наоборот, дезорганизуют человека, ослабляют ее волю, снижают работоспособность, ухудшают здоровье и сокращают продолжительность жизни. Ранее они образуются, тем губительнее действуют и тем сложнее избавиться. Эти привычки приносят множество бед и страданий. Наиболее распространенными факторами, которые негативно влияют на состояние здоровья человека, есть такие вредные привычки, как алкоголь, курение, наркотики.

Алкоголь - коварный и очень опасный враг, который разрушает здоровье, уничтожает человека морально и физически. Вследствие частого употребления алкоголя возникает болезнь - алкоголизм.

Алкоголь по своим психотропными свойствами принадлежит к наркотическим веществам, однако не является наркотиком. По данным Всемирной организации здравоохранения, от алкоголизма ежегодно умирает около 6 млн. Человек - это больше, чем умирает от такой страшной болезни, как рак.

Большинство преступлений совершаются в состоянии алкогольного опьянения. Алкоголь отрицательно влияет и на центральную нервную систему, поражая все органы, приводит к деградации личности. Злоупотребление алкоголем приводит к психическим расстройством. Чаще всего встречаются такие психические расстройства, как "белая горячка", алкогольный галлюциноз, эпилепсия.

Курение является причиной многих тяжелых заболеваний. Интересы курением приобретает угрожающие размеры. Это - вредная привычка не только мужчин, но и женщин.

Украина опережает большинство стран Европы по количеству курильщиков. По статистике количество курильщиков составляет 12 млн. Человек - это 40% населения трудоспособного возраста (из них 3600000. - Женщины, 8400000. - Мужчины). Курит каждая 3-4 женщина репродуктивного возраста (20- 39 лет). По данным экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), эта вредная привычка вызывает в Украине более 100 000 смертей ежегодно.

Общественное мнение, к сожалению, мало или почти не осуждает этой пагубной привычки, которая, по сути, является одной из форм наркологической болезни. Выявлено, что в табачном дыме содержится около 8% окиси углерода, никотиновая, синильная, муравьиная, масляная, серная кислоты, серный свинец, бензапирен, трехокись мышьяка, радиоактивный элемент полоний, табачный деготь и другие ядовитые вещества. Одним из самых вредных для здоровья человека является никотин. Дым от 25 сигарет содержит около двух капель чистого никотина, то есть такое количество яда, которой достаточно для того, чтобы убить пса. В мире от курения ежегодно погибает 2500000. Человек, и, по прогнозу специалистов, к 2050 году эта цифра достигнет 12 млн. В среднем каждая сигарета уменьшает жизнь регулярного курильщика на 5,5 мин.

Наркомания - настоящее зло для всех стран мира. Это болезнь, вызванная систематическим употреблением наркотиков, большинство из которых - растительного происхождения (морфий, кокаин, героин, пантопон, индийская конопля и их производные в виде гашиша, марихуаны, анаши и др.). Наркомания оказывается синдромом смешанной реакции, психической и физической зависимости, а также некоторыми психическими и социальными феноменами. К наркомании относится и злоупотребление снотворными препаратами. Социальная опасность наркомании:

Наркоманы плохие работники, их работоспособность (физической и умственной) снижена;
- наркомания наносит большой материальный и моральный ущерб, является причиной несчастных случаев на производстве;
- наркоманы деградируют физически и морально, является бременем для общества;
- наркоманы входят в группу риска распространения СПИДа;
- наркологическая болезнь во всех ее проявлениях социально опасна, психические заболевания угрожают будущему нации, в связи с этим проблема приобретает глобальное значение.

СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) - это инфекционная болезнь, которая поражает иммунную систему, в частности подавляет клеточный иммунитет. Впервые человечество столкнулось с этой болезнью в конце XX - начале XXI веков. В последние годы эта социально опасная болезнь в Украине приобрела угрожающие масштабы, особенно в молодежной среде.

Социальные факторы

В обобщенном виде все социальные факторы можно разделить на микросоциальные, включающие непосредственные социальные связи и условия жизни человека, и макросоциальные, включающие более широкие социально-экономические условия его существования.

Под микросистемой понимается конкретное жизненное пространство человека с вполне определенными пространственными, временными и интерперсональными характеристиками, например: дом, школа, рабочее место. В рамках микросистемы человек находится в определенный отрезок времени, в определенном месте и в определенной роли. Сюда относится и система межличностных отношений. В рамках системы микросоциальных факторов особая роль принадлежит семейным факторам.

Макросистема включает законы, правила, предписания экономической, политической, социальной и педагогической систем данной культуры. Она также включает неформальные законы и правила, регулирующие повседневную жизнь.

К патогенным макросоциальным факторам относятся перенаселенность, загрязненность окружающей среды, высокий уровень насилия и уменьшение социальной поддержки, безработица, бездомность, миграция.

Изучение соотнесения распространенности психических расстройств с половой принадлежностью показали, что более высокая распространенность ассоциируется с принадлежностью к женскому полу, низким уровнем образования и возрастом после 30 лет.

Установлено, что работающие женщины реже страдают депрессией, чем неработающие. Важным фактором психической патологии является сексуальное и физическое насилие, от которого в первую очередь страдают женщины.

Исследования показывают, что огромные масштабы технологических перемен также представляют собой важный стрессогенный фактор, провоцирующий рост психических расстройств.

Следует также отметить влияние этнокультуральных факторов на распространенность и характер течения различных психических расстройств. Известно, что для восточных народов характерно преобладание соматических симптомов, маскирующих эмоциональные проявления депрессивных и тревожных расстройств.

Необходимо отметить социокультурные факторы как ценности, культивируемые в обществе. Влияние культуры на специфику психических расстройств, в частности деструктивное влияние ценностей общества потребления и конкуренции, представляют собой предмет специального изучения в современной клинической психологии.

Неуклонно растущий объем исследований приводит к выводу о многофакторной биопсихосоциальной природе психических расстройств.

Биопсихосоциальные модели – важный шаг на пути к комплексному решению проблемы психического здоровья человека через призму биологического, психологического и социологического подходов.

Периоды психического развития человека

В развитии человека можно рассматривать универсальные и индивидуальные закономерности его жизненного цикла, формирования психических способностей, становления психики в целом.

Развитие людей, включая их психическое развитие, происходит неравномерно. Это касается как разных психических процессов, так и отдельных аспектов индивидуального психического развития человека. Так, процессы общего восприятия характеризуются ранними сроками развития, тогда как эстетическое восприятие человека относится к зрелым периодам его жизни.

Самосознание человека формируется в процессе всей жизни, по дифференцированное осознание себя как члена общества характерно для юношеского возраста. Более того, индивидуально неравномерность психического развития может выражаться в несовпадении физического, хронологического, психологического возраста, в котором также наблюдаются неравномерности умственного, социально психологического, эмоционального аспектов развития. Например, интеллектуально развитый взрослый человек может демонстрировать социально неадекватные формы поведения, характерные скорее для подросткового возраста.

Проблема возраста. Проблема возраста только на первый взгляд проста. Попытки создания возрастных периодизаций связаны с необходимостью определения понятия "возраст", которое до сих пор остается нечетким. Существует понятие "хронологический возраст", означающее длительность жизни человека от момента его рождения.

Периодизация психического развития человека предполагает выделение критериев соотнесения хронологического возраста и психологического. Одной из первых попыток такого соотнесения было введение Альфредом Бине понятия "умственный возраст". А. Бине, французский психолог, в начале XX в. создал первый тест умственного развития. Умственный возраст он определял как способность решать задачи, отражающие представления об уровне владения понятиями и умственными операциями. Отношение умственного возраста к хронологическому служило показателем умственного развития, которое по предложению У. Штерна было названо коэффициентом интеллекта (IQ).

Социальное развитие и понятие "социализация". Социальное развитие – процесс вхождения человека в окружающую социальную действительность – одна из важнейших сторон его психического развития в целом. Без способности эффективно взаимодействовать с другими людьми в рамках тех или иных социальных групп трудно представить взрослого, "зрелого" человека.

Многочисленные факты, полученные при наблюдении последствий социальной депривации и в ходе специальных экспериментов, свидетельствуют о решающей роли социального окружения для всех сфер психического развития человека: от двигательной до когнитивной, от эмоциональной до сферы самосознания.

Выделение сферы социального развития как отдельной стороны психического развития является условным, так как ни одно живое существо не является столь социально зависимым и одновременно не обладает столь же выраженными возможностями влияния на свое окружение, как человек. По сути, именно процесс постоянного взаимодействия человека со своим социальным окружением, все более и более расширяющийся и усложняющийся по мере взросления, служит своего рода "двигателем" всех остальных сфер его психического развития.

Процесс социального развития личности, как процесс развития вообще, осуществляется на основании взаимодействия личности с социальной средой. Именно для характеристики этого активного включения человека в систему социальных связей обычно и используется понятие "социализация". Поэтому понятия "социализация" и "социальное развитие" в ряде случаев выступают как синонимы. Однако, как правило, они используются в различных гносеологических контекстах.

Социализированность понимается как соответствие человека социальным требованиям, предъявляемым к данному возрастному этапу, как наличие личностных и социально-психологических предпосылок, обеспечивающих нормативное поведение или процесс социальной адаптации. В таком случае социализация выступает как более широкое понятие, включающее в себя, кроме признаков социализированности, готовность к переходу в новые ситуации социального развития. Таким образом, в отличие от социализированности социализация подразумевает:

  • – способность к адекватному восприятию новых социальных требований;
  • – избирательное отношение к социальным воздействиям;
  • – низкую социальную ригидность;
  • – наличие личностных предпосылок для выполнения задач следующего этапа социализации.

В последние два десятилетия активно используется термин "ресоциализаця" для обозначения процесса "вторичного" вхождения индивида в социальную среду, что стало необходимым из-за имеющихся "дефектов" социализации (ресоциализация освобожденных из мест лишения свободы) или в результате смены социального и культурного окружения (ресоциализация мигрантов).

В качестве центральной характеристики социального поведения человека в процессе ресоциализации рассматривается умение ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях. Пути формирования данного умения понимаются исследователями по-разному. В сложном процессе социализации, как правило, выделяют четыре направления.

Во-первых, акцент при анализе социализации делается на культурально задаваемых ценностях, моделях поведения, способах социальной категоризации и т.п. Социальное развитие личности в этом случае будет рассматриваться преимущественно как процесс инкультурации.

Во-вторых, процесс социализации рассматривается как процесс усвоения социальных навыков, интернализации различных типов социального опыта. Социальное развитие соответственно будет связываться с механизмами этого усвоения и содержанием усвоенного.

B-третьих, внимание может быть уделено преимущественно анализу результатов социализации, т.е. речь, скорее, будет идти о социализации как об адаптации. Такое понимание предусматривает анализ характеристик человека, которые обеспечивают его нормативное функционирование. Основным критерием в оценке социального развития личности рассматривается его социальная успешность.

Все эти три направления социализации отражают первую (условно скажем – пассивную) сторону социализации: момент "вхождения" человека в общество. Вторая сторона социализации, отражающая момент активного использования человеком усвоенного социального опыта, значительно реже исследовалась в социологии и психологии. Это требует выделения четвертого направления социализации: рассмотрение ее как процесса конструирования. В настоящее время проблема конструирования человеком социального мира является самостоятельным объектом анализа, составляя предметное содержание психологии социального познания.

Естественно, что выделение этих четырех граней социализации весьма условно. Для характеристики социализационного процесса в целом подобное его структурирование представляется оправданным.

Согласно результатам эмпирических исследований в процессе социализации можно выделить три ряда факторов, определяющих успешность адаптации. Это, прежде всего, способность человека к изменению своих ценностных ориентаций; во-вторых, умение находить определенный "баланс" между своими ценностными ориентациями и социальной ролью; в-третьих, ориентация не на конкретные социальные требования, а на принятие универсальной системы ценностей.

Суммируя результаты исследований социализации с точки зрения развития адаптационных процессов, следует отметить их следующие общие положения: социализация понимается как конечный процесс, представление о возможности достижения конечного уровня, адекватного социальной ситуации, остается неизменным: ход и содержание социализации определяются социальными требованиями, которые были заданы.

Механизмы психической адаптации и дезадаптации. Организм человека представляет собой такую динамическую систему, в которой одни и тс же морфологические и физиологические структуры обеспечивают множество функций и приспособительных процессов. Система психической адаптации образована многоплановыми подсистемами, находящимися в сложных взаимоотношениях. Поэтому психическая адаптация не может быть объяснена на основании статистических отношений составляющих ее элементов.

Представления о роли функциональных систем в психической деятельности и ее нарушений позволяет объединить отдельные факты и в каждом отдельном случае оценивать их место и значение в работе общей функциональной системы. Таким образом, ведущее место принадлежит изучению функционирования системы в целом, а не составляющих ее звеньев.

Психическая адаптация человека может быть представлена как результат деятельности целостной системы, активность которой обеспечивается не просто совокупностью отдельных компонентов, а их взаимодействием, порождающим новые интегративные качества, не присущие отдельным подсистемам. Результатом функционирования всей системы и является состояние психической адаптации, которое позволяет ему не только наиболее оптимально противостоять различным природным и социальным факторам, но и активно и целенаправленно воздействовать на них.

Принципиальным отличием деятельности функциональной системы психической адаптации человека от всех других функциональных систем является наличие механизмов сознательного саморегулирования, в основе которых лежит субъективная индивидуально-личностная оценка природных и социальных воздействий на человека.

Психическая деятельность, находящаяся в состоянии адаптации, является важнейшим фактором, обеспечивающим человеку состояние здоровья. В том случае, когда эти "способности" соответствуют уровню, необходимому для активной жизнедеятельности, или превышают его, можно говорить об адаптированной, "нормальной" психической деятельности человека.

Следует, однако, указать на недостаточную разработанность в настоящее время показателей психической нормы и патологии. Применяемые в этих случаях социологические, психологические и медицинские критерии обычно строятся на негативной, часто субъективной, основе, подчеркивающей факторы, которых в "норме" быть не должно. Попытки же позитивной оценки "нормальной" психической деятельности крайне редки.

Понятие о психической норме человека не является однозначным. Определить переход от нормы к патологии бывает очень сложно, особенно на основании учета лишь поведения человека в отрыве от всей его психической деятельности. Это связано с тем, что граница нормальной и патологической психической деятельности достаточно широка.

Психическая адаптация может быть представлена как результат функционирования системы, для которой характерно состояние подвижного равновесия, в котором ее структура остается постоянной, но, в противоположность обычному равновесию, это постоянство сохраняется в процессе непрерывного обмена и движения составляющего ее вещества (Л. Берталанфи).

Это определение психического здоровья было развито В. Я. Семке, который предложил рассматривать его как состояние динамического равновесия личности с окружающей природной и социальной средой, когда все заложенные в ее биологической и социальной сущности особенности проявляются наиболее полно, а все жизненно важные подсистемы функционируют с оптимальной интенсивностью.

Развивающиеся в течение жизни особенности личности, объем и характер приобретенных знаний, направленность интересов, своеобразие эмоционально-волевых качеств, моральные установки – все это создает ту или иную степень свободы реагирования человека в определенных условиях и основу индивидуальной адаптации к неблагоприятным психическим факторам, а также позволяет активно и целенаправленно их преобразовывать. Поэтому то или иное воздействие для одного человека может становиться психотравмирующим фактором, а для другого – являться индифферентным.

Системное представление о психической адаптации предполагает диалектическое единство общих, особенных и отдельных (единичных) ее характеристик. На возможностях психической адаптации человека отражается состояние всех систем организма. Нарушение функционирования любой из них может найти свое отражение в функциональной активности системы психической адаптации. Очевидно, что биологические и социально-психологические факторы, влияющие на жизнедеятельность человека, в различной мере действуют на высший уровень проявлений адаптации – адаптации психической деятельности. Э го подтверждает чрезвычайную сложность структуры функциональной системы психической адаптации.

Система психической адаптации динамична, всегда находится в развитии. Функциональные возможности ее ведущих и второстепенных звеньев все время изменяются из-за нестабильности их биологической и социально-психологической основы.

На начальных этапах развития дезадаптированного состояния биологические и социально-психологические компоненты психической адаптации взаимно компенсируют возможные нарушения каждой из них. Это обеспечивается интегративными связями между ними, создающими широкие возможности пластичности, приспособления к меняющимся условиям жизнедеятельности.

Это общее положение достаточно хорошо объясняет известную врачам легкость возникновения астенических, невротических расстройств при соматических заболеваниях. Она может быть объяснена тремя причинами: астенизацией больных и наступающими вследствие этого повышенной утомляемостью, психологической напряженностью и невозможностью адекватно реагировать на психотравмирующие воздействия, дополнительной невротической реакцией на болезненное соматическое состояние, а также тем, что в подобных случаях неблагоприятное взаимодействие испытывают различные звенья, которые формируют функционирование единого барьера психической адаптации. Это является причиной снижения их компенсаторных возможностей при повышенной нагрузке на каждое из звеньев в отдельности.

Одним из важнейших условий возникновения психических расстройств являются несоответствие имеющихся у человека психологических, социальных и биологических возможностей для переработки информации скорости ее поступления и количества, которое может быть как избыточным, так и недостаточным. Это несоответствие нередко служит непосредственной причиной разнообразных нарушений упорядоченных взаимосвязей человека, выражающихся в виде невротических расстройств.

Все стадии напряжения барьера психической адаптации и его прорыва сопровождаются общими и неспецифическими для травмирующего воздействия биологическими изменениями, широко известными в настоящее время как проявления общего адаптационного синдрома, возникающего в ответ на стрессовое воздействие.

Канадский патофизиолог Г. Селье сформулировал понятие о стрессе как совокупности адаптационно-защитных реакций организма на любое воздействие, порождающее психическую или физическую травму. Он установил общий биологический эндокринно-биохимический механизм напряжения, вызванного травмирующим влиянием.

Этот механизм последовательно включает три следующих этапа:

  • 1) реакция тревоги с "фазой шока", "фазой противошока", которые представляют собой генерализованное усилие организма приспособиться к новым условиям;
  • 2) стадия резистентности, наступающая вследствие перестройки организма в отношении травмирующего агента;
  • 3) стадия истощения, сменяющая состояние "напряженного резистентного покоя" во взаимоотношениях организма и продолжающая свое патогенное воздействие травмы.

Особое место среди различных травмирующих влияний на человека занимает эмоциональный стресс. При этом, как установлено Г. Селье и его учениками, сохраняется последовательность механизмов указанных трех стадийных биологических реакций.

Барьер психической адаптации. Важнейшим показателем нарушения психической адаптации является нарушение адекватного реагирования человека в условиях психотравмирующей ситуации. Происходит прорыв строго индивидуального для каждого человека адаптационного барьера, который как бы вбирает в себя все особенности психического склада и возможности реагирования человека.

В литературе указываются три уровня биологической и психологической регуляции, обеспечивающих активную адаптацию человека.

Первый из них – общебиологический уровень саморегулярции – обеспечивает динамическое постоянство внутренней среды организма, выработанное в процессе филогенеза и поддерживающее автономность основных жизненных процессов.

Второй, более высокий, уровень на основании генетически обусловленных общебиологических механизмов регуляции определяет инстинктивные формы поведения, являющиеся функцией спинальных, стволовых и подкорковых отделов центральной нервной системы.

Третий, высший, уровень регуляции развивается в течение жизни человека под влиянием его личностных потребностей и волевой активности. Эти три уровня находятся в тесной функциональной связи, нарушение которой, так же как и дезинтеграция деятельности каждого из них в отдельности, неизбежно ведет к нарушению барьера психической адаптации.

Концепция барьера психической адаптации и составляющих его компонентов содействует более четкому интегрированному представлению о психической деятельности. Это понятие объединяет все потенциальные возможности адекватной и целенаправленной психической деятельности, включает генетическую предрасположенность, индивидуальные социально приобретенные навыки, актуальные в определенные жизненные периоды, а также физическое и психологическое состояния человека.

На развитие ребенка влияет не только наследственность, но и среда. Понятие «среда» может рассматриваться в широком и узком смысле. Среда в широком смысле - это климатические, природные условия, в которых растет ребенок. Это и общественное устройство государства, и условия, которые оно создает для развития детей, а также культура и быт, традиции, обычаи народа. Среда в таком ее понимании влияет на успешность и направленность социализации.

Но существует и узкий подход к пониманию среды и ее влиянию на становление личности человека. Согласно такому подходу среда - это непосредственное предметное окружение. В современной педагогике существует понятие «развивающая среда» (особым образом выстроена, чтобы наиболее эффективно влиять на ребенка). В педагогике, когда речь идет о среде как факторе воспитания, имеются в виду еще и человеческое окружение, принятые в нем нормы взаимоотношений и деятельности. Зачастую выделяется негативное влияние среды (улицы), оно связано с насыщенностью ее отрицательными примерами для подражания.

Среда как фактор развития личности имеет существенное значение: она предоставляет ребенку возможность видеть социальные явления с разных сторон. Ее влияние носит, как правило, стихийный, мало поддающийся педагогическому руководству характер, что, конечно же, приводит ко многим трудностям на пути становления личности. Но изолировать ребенка от среды нельзя. Влияние среды на формирование личности постоянно на протяжении всей жизни человека Разница лишь в степени восприятия этого влияния.

Социализация

Социализация - процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность.

Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом в ходе внешнего воздействия на пассивный объект. Социализация требует деятельного участия самого индивида и предполагает наличие сферы деятельности.

Социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в обществе. Личность как объект социальных отношений рассматривается в социологии в контексте 2-х взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации. Социализация охватывает все процессы приобщения человека к культуре, обучению и воспитанию, с помощью которых он приобретает социальную природу и способность участвовать в жизни общества.

Д. Смелзер -сводил социализацию к трем стадиям:

1) стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых;

2) игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

3) стадия игровых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

Т. Парсонс и С. Бейлз определили, что социализация - это механизм формирования конкретной личности, имитацию как процесс, с помощью которого усваиваются специфические элементы культуры, особые знания, умения, обряды.

По их мнению, имитация не предполагает длительного отношения с моделью. "Идентификация" для них означает "внутреннее освоение ценностей людьми, т.е. процессом "социального научения".

Следовательно, от успеха социализации зависит, насколько личность, усвоив в культуре ценности, нормы поведения, сумеет реализовать свои потенции в обществе. Не станет в обществе "outsiders". Социализация обеспечивает самовозобновляемость социума, общественной жизни. Неполадки в социализации ведут к конфликту поколений, аномии, социальной девиации.

З. Фрейд выдвинул на первый план психологические механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины. Он считал, что:

1) имитация - это осознания попытка ребенка копировать модель поведения;

2) идентификация - это способ осознания принадлежности к конкретной общности. Это позитивные механизмы социализации т.к. они нацелены на усвоение определенного типа поведения;

3) стыд и вина - это негативные механизмы социализации, т.к. они подавляют, либо запрещают некоторые образцы поведения.

Внешне вина не имеет особых признаков в экспрессии, жестах и выражении лица, разве только страдающий от вины скажет, что виноват. Поэтому если мы попытаемся взглянуть изнутри на чувство вины, то увидим, что оно возникает вследствие непроизвольной, привычной активности, результаты которой могут быть описаны приблизительно следующим образом:

а) каким должен быть я или каким должно быть мое поведение в соответствии с ожиданиями другого. Мой ум автоматически конструирует модель, каким я должен быть. Здесь не существует точных критериев. На самом деле мне неизвестны ожидания другого, я их создаю в соответствии с общими представлениями о том, чего другой ждет от меня. Эта модель ожиданий может быть реальной, т.е. соответствовать хотя бы в ключевых моментах подлинным ожиданиям другого, но она может быть и совсем не такой, каковы ожидания другого;

б) восприятие собственного моего состояния или поведения здесь и теперь;

в) акт сличения модели ожидания с собственным поведением, в результате которого обнаруживается рассогласование, мучительность которого поддерживается обликом эмоции обиды на лице, в словах и поведении другого. Чем сильнее он обижен реально или в моем представлении, тем сильнее мое чувство вины. Эта дезинтеграция во мне мучительна, поскольку нервная система чувствительна к любым рассогласованиям в системе Я. Это страдание иррационально и подобно мистическому Хаосу, которого боялись даже боги. Этот разрыв между тем, каким я должен быть здесь и теперь, и тем, кто я есть, усиливается и подкрепляется; обиженный другой защищается от обиды примитивными и древними средствами, становится гневливым и агрессивным, что еще мучительней и потому, что идет от любящего.

Не наказывая, а лишь обижаясь. В семьях, основанных на любви, детьми управляют, вызывая периодически чувство вины. Если в этом преуспеть, то возникает глубокий невроз, основанный на вине. Механизмы защиты приобретают причудливый характер, создавая такие симптомы невроза, как, например, навязчивую заботу, демонстрацию любовных действий, насыщенных страхом и даже агрессией, а иногда мазохизм.

Чувство вины может возникать в различных ситуациях и отношениях. Мы можем быть виноватыми перед родителями, детьми, перед женой или мужем, перед друзьями, к которым испытываем привязанность и с которыми идентифицируем себя, считая для себя значимыми их ожидания относительно нас. Однако сколь бы многообразным ни было чувство вины, эмоция, лежащая в его основе, одна -- это вина, порождаемая рассогласованием того, каковы я и мое поведение, положение и облик, с тем, каким я должен был бы быть в соответствии с ожиданиями значимого, любимого другого или других.

Познание своего стыда открывает скрытые в бессознательном свойства нашей Я-концепции, о которых мы и не подозреваем. Здесь и теперь мне стало стыдно. Почему? Значит, существует рассогласование между тем, каков я здесь и теперь, и тем, каким я должен быть согласно своей Я-концепции. Если я в состоянии сделать объектом интроспекции свое состояние, то нетрудно установить признаки, с которыми я вступил в конфликт, даже если эти признаки, представления о себе скрыты в глубине бессознательного. Для познающего даже стыд превращается в призму, через которую он познает себя. Если вам вдруг стало стыдно, вы испытали какое-то неприятное чувство и стали раздражаться, вспомнив, что не ответили на письмо школьного товарища, которого не видели двадцать лет и не собираетесь с ним общаться, то это свидетельствует о том, что вы являетесь человеком, преданным старым друзьям и обязательным притом, хотя в вопроснике на вопрос о преданности друзьям ответили «нет». Клиент, который обращается к консультанту по поводу того, что он считает себя слабым в сексуальном отношении, в своей Я-концепции считает себя сильным мужчиной, так как жалуется на гнетущее чувство стыда по поводу неудач в сексе.

Наш стыд говорит о нас намного больше, чем мы думаем. Поэтому размышление о стыде -- один из надежных путей самопознания не того, каким мне хочется казаться, а того, каков я есть.

Стыд также состоит из трех элементов:

а) то, каким я должен быть здесь и теперь согласно Я-концепции;

б) каков я здесь и теперь;

в) рассогласование и его осознание.

Как видим, стыд и вина состоят из одних элементов, но различить их нетрудно. Если мне стыдно безотносительно к тому, чтобы кто-либо оценивал мое поведение или состояние, чтобы кто-то видел или слышал о стыдном поступке, то это -- чистый стыд, абсолютный стыд. Но поскольку стыдные поступки в моей жизни наказывались лишением любви, плохим отношением взрослых, друзей, отвращением ко мне значимых людей, то энергия стыда возрастает при возбуждении представлений о том, что кто-то оценивает меня, неодобрительно относится к моему поступку или состоянию. Однако это -- не чистый стыд, а индивидуальный, вызванный другими людьми, поскольку я чувствителен к их чувствам. Если эти другие мною любимы, то данный вид стыда сливается с чувством вины, с чувством того, что я не соответствую их ожиданиям. Если же эти другие не любимы, но значимы, то под видом стыда реализуется социальный страх перед осуждением другими.

Развитие эмоции стыда является необходимым условием нормального развития человека и формирования индивидуальности. Но с того момента, как личность сложилась и индивидуальность выкристаллизировалась, она перестает нуждаться в этой эмоции как побудителе деятельности и поведения. Стыд должен стать лишь сигналом к тому, что здесь и теперь я не соответствую своей Я-концепции -- и не более того. А мои поступки определяются разумом и сознанием блага. По-видимому, именно в этом смысле Аристотель говорил, что «мы не хвалим взрослого, если он стыдлив» Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. -- М.: Просвещение, 1991. С 65.

Социальные факторы влияют на потребителей путем:

■ соблюдения норм - давление, оказываемое на человека, чтобы он приспосабливался и подчинялся;

■ выражающего ценности влияния - потребность в психологической ассоциации с определенной группой;

■ информационного влияния - необходимость искать у той или иной группы информацию о том, как воспринимается ею данная категория товаров/услуг.

Из этих трех групп, вероятно, наиболее мощное влияние оказывает соблюдение норм, поскольку человек осознает, что одни его действия находят одобрение друзей и членов семьи, в то время как другие вызывают их осуждение. В результате этого человек отдает предпочтение определенному типу поведения. Хорошее с точки зрения морали поведение является, по всей вероятности, следствием соблюдения норм.

Примером соблюдения норм является давление групп равных по положению. Группа равных по положению обычно ожидает от человека определенного типа поведения, включая (вероятно) и поведение как покупателя. Например, большинство курильщиков начинают курить под давлением друзей, будучи подростками. Желание быть полностью признанным членом группы намного сильнее, чем любые предупреждения о вреде курения.

Основным источником такого рода давления являются референтные группы. Это группы друзей, коллег, родственников и другие, с чьим мнением человек считается. В табл. 3.4 приведен перечень типов референтных групп. Группы не являются взаимно исключающими; формальная группа может одновременно быть группой вторичного контакта и т. д.

Роли

Роли, которые мы играем, также важны при принятии решений. Каждый из нас играет много разных ролей в течение своей жизни (фактически в течение каждого дня) и покупает

Таблица 3.4. Влияние референтных групп

Референтная группа

Объяснение

Первичные группы

Люди, которых мы видим чаще всего. Семья, друзья, близкие коллеги. Первичная группа достаточно мала, так что личный контакт может происходить на регулярной основе, возможно, ежедневно. Эти группы оказывают самое сильное влияние

Группы вторичного контакта

Люди" которых мы видим от случая к случаю и с которыми имеем общие интересы; например, члены гольф-клуба или профессионального объединения. В этих группах иногда существуют формальные правила, которые члены группы должны соблюдать в своих деловых связях или хобби, а могут быть и неформальные традиции (например, особый тип одежды или экипировки), влияющие на решения о покупках

Желаемые группы

Группы, к которым мы хотим принадлежать. Эти группы способны оказывать очень мощное влияние на поведение, поскольку человеком движет, сильное стремление присоединиться к ним; это - источник выражающего ценности влияния. Эти группы могут оказывать особенно сильное влияние при покупке модных товаров

Диссоциативные группы

Группы, с которыми человек не хочет ассоциироваться. Это заставляет его вести себя отличным от поведения такой группы образом: например, если кто-то не хочет, чтобы о нем думали, будто он - футбольный хулиган, то должен избегать посещения футбольных матчей вообще

Формальные группы

Группы с известным, зафиксированным членством. В таких группах нередко действуют установленные правила. Например, специальные профессиональные органы составляют кодексы поведения

Неформальные группы

Менее структурированные, основывающиеся на дружбе. Для вступления в такую группу нет никаких формальностей, необходимо лишь разделять общие для группы идеалы

Автоматические группы

Группы, к которым мы принадлежим в силу возраста, расы, культуры или уровня образования. В эти группы мы не вступаем добровольно, но они влияют на наше поведение. Например, женщина 45 лет не выберет одежду, в которой она будет выглядеть как "молодящаяся старушка". Аналогично людям, покинувшим родину, часто не хватает привычной пищи. Они также ищут другие свойственные их культуре товары

товары/услуги, помогающие в этом . Если кто-то хочет быть блестящим мужчиной на свадьбе, он выберет (купит или возьмет напрокат) соответствующий костюм, чтобы не выглядеть смешно или не испортить день еще как-нибудь. С точки зрения более длительных ролей роль отца диктует поведение, связанное с покупками от имени детей; роль любовника нередко диктует приобретение цветов или духов; роль друга может предполагать приобретение подарка или угощение выпивкой; роль дочери - покупку подарка на День матери.

Роли в семье на принятие решений оказывают гораздо большее влияние, чем соблюдение норм. Нередко разные члены семьи берут на себя роль покупателя товаров/услуг той или иной категории. Обычно именно муж принимает основные решения относительно автомобиля, аксессуаров к нему и его обслуживания, а жена принимает решения по отделке жилья. Дети старшего возраста могут принимать решения о продуктах питания, выборе полезных для здоровья и экологически чистых разновидностей товаров.

С точки зрения своих функций как референтной группы семья отличается от других групп в следующих отношениях:

■ Личные контакты на ежедневной основе.

■ Общее потребление таких товаров, как продукты питания, жилье, автомобиль, телевизор, другие бытовые товары длительного пользования.

■ Подчинение индивидуальных потребностей общему благосостоянию. Никогда не бывает таких решений, которые устраивали бы всех.

■ Назначение ответственных за покупки, которые приобретают те или иные товары/услуги. Поскольку количество работающих родителей возрастает, дети доподросткового и младшего подросткового возраста играют все более существенную роль в семейных покупках.

Разрешение конфликтов внутри семейной принимающей решение единицы нередко имеет более важное значение, чем в случае принятия решения отдельным человеком, поскольку в него вовлечено большее количество людей. Один человек может, скажем, испытывать затруднение при выборе одного из двух одинаково привлекательных направлений при решении, куда поехать в отпуск; обсуждение поездок семьей неизбежно идет значительно сложнее, поскольку у каждого члена семьи есть излюбленная идея относительно того, куда поехать или чем заняться.

Заметное влияние может иметь культура. Так, в африканских культурах, как правило, доминируют мужчины, в то время как в европейских и североамериканских наблюдается более уравнительный характер принятия решений . Причина этого, очевидно, состоит в том, что принятие решений становится более равноправным, когда оба партнера зарабатывают деньги вне дома .

На роли членов семьи в решении также влияет стадия принятия решений. Признание проблемы может исходить от любого члена семьи, а поиск информации и оценка товара/услуги может осуществляться разными членами семьи. Например, отец может обратить внимание на то, что его сыну-подростку нужны новые футбольные бутсы, сын может навести справки о том, какие есть типы бутс, а мать может решить, какой из этих типов бутс соответствует бюджету семьи.

Установлено, что есть четыре вида специализации ролей супругов:

■ доминирование жены, когда решающее слово при принятии решения принадлежит жене;

■ доминирование мужа, когда главную роль играет муж;

■ синкретический, или демократический, когда решение принимается совместно;

■ автономный, когда решение принимается совершенно независимо от партнера .

Специалистам по маркетингу необходимо знать, какой вид специализации наиболее вероятен на целевом рынке, поскольку это влияет на стиль и содержание рекламных посланий. Недавно одна реклама в Великобритании представляла мужчин плохо разбирающимися в работе по дому вопреки тому, что есть данные, показывающие, что мужчины принимают все более активное участие в домашних делах .

В большинстве промышленно развитых стран семья претерпевает существенные изменения. Это связано с возрастающим процентом разводов и тем, что все большее количество пар склонны жить вместе, не регистрируя свои отношения. В описанных выше ролевых специализациях термины муж и жена в равной степени относятся и к неженатым партнерам.

Все возрастающую роль в решениях о покупках играют дети: "упрашивание" нередко приводит к тому, что семья покупает больше шоколада, пиццы, гамбургеров и закусок определенных брендов . Поэтому специалисты по маркетингу часто стремятся воздействовать на детей в возрасте от 5 до 12 лет, используя такие приемы, как спонсирование учебных материалов, раздача бесплатных образцов и спонсирование призов в школах .

Порой дети оказывают большее влияние на семейные решения о покупках, чем сами родители, по следующим причинам :

■ нередко они сами ходят в магазин, поскольку оба родителя находятся на работе;

■ они больше, чем их родители, смотрят телевизор, поэтому лучше информированы о товарах/услугах;

■ они, как правило, в большей степени настроены на потребительские вопросы, и у них есть время, чтобы ходить по магазинам в поисках, например, экологически чистых товаров.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В широком смысле слова социальным принято называть все, что непосредственно относится к обществу, людям, их жизни. Так как экономика - это системa жизнеобеспечения людей и общества, то по своей целевой направленности все экономические процессы в той или иной степени одновременно имеют социальную окраску. Поэтому наряду с выражениями «экономические явления», «экономическое развитие» в литературе, посвященной экономике, широко используются словосочетания «социально-экономические процессы», «социально-экономическое развитие», «социально-экономические проблемы».

Вместе с тем существует и более узкая область экономики, непосредственно связанная с социальными явлениями и именуемая социальной сферой. К социальной сфере принято относить экономические объекты и процессы, виды экономической деятельности, непосредственно связанные и касающиеся образа жизни людей, потребления населением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворения конечных запросов человека, семьи, коллективов, групп, общества в целом.

Социальная экономика тесно связана с формами и отношениями собственности, по крайней мере, в той части, где проявляются собственнические интересы людей. Отношения, возникающие между людьми в связи с присвоением, образованием личной, семейной собственности, имущественным переделом, относятся к социальным.

Так как человек в своей жизни теснейшим образом связан с природой, то экологическая экономика, характеризующая воздействие окружающей среды на жизнеспособность и качество жизни людей, должна быть также отнесена к социальной экономике.

Практически все отрасли экономики имеют то или иное отношение к социальной сфере, обслуживают и удовлетворяют социальные потребности людей. На социальные нужды работает промышленность - и не только пищевая и легкая, но и машиностроение, приборостроение, энергетика. Во многом социально ориентированы сельское хозяйство и лесное, строительство, транспорт, связь, торговля, общественное питание.

Действительно, легкая промышленность обеспечивает население одеждой и обувью, пищевая - продуктами питания, машиностроение - бытовой техникой, деревообрабатывающая - мебелью, энергетическая - теплом и электроэнергией. Сельское хозяйство - основной источник продовольствия. Строительство обеспечивает население жильем. Пассажирский транспорт осуществляет железнодорожные, автомобильные, авиационные, водные перевозки людей и багажа. Телефонная, телеграфная, почтовая связь удовлетворяет потребности людей в коммутациях. Розничная торговля предоставляет возможность купить необходимые товары, а общественное питание - кормить людей не только дома, но и на работе в пути, во время отдыха.

Несомненно, что отраслями социального профиля являются жилищное и коммунальное хозяйства, поддерживающие в рабочем состоянии дома, лифты, водоснабжение, канализацию, теплоснабжение, энергообеспечение, то есть жилищную инфраструктуру. Хотя официальная статистика не относит жилищное строительство к отраслям социальной сферы, думается, что строительство жилья и объектов социально-культурного и бытового назначения правомерно считать социальными отраслями народного хозяйства.

Есть основания относить к отраслям социальной сферы охрану, восстановле ние, очистку окружающей среды, по крайней мере в той части, в которой эта деятельность обеспечивает поддержание условий нормальной жизнедеятельности людей, их отдыха.

Центральное место среди отраслей социальной сферы занимают культура, образование, здравоохранение. Эти отрасли призваны удовлетворять самые чувствительные и тонкие запросы людей, и потому их социальная значимость исключительно велика.

Отрасль культуры - это кино, театр, музеи, библиотеки, выставки, концертные залы, клубы, словом, все центры культурных ценностей, очаги культуры, распространители культурного достояния и наследия. Эта отрасль призвана сохранять исторические, национальные памятники культуры, пополнять копилку культурных достижений в области литературы, искусства, художественного творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать людей к творениям культуры, воспитывать культурного человека, проводить исследования в области культуры.

Отрасль образования - это школы и дошкольные детские учреждения, гимназии, колледжи, училища, техникумы, высшие учебные заведения, исследовательские учреждения в области педагогики. Отрасль образования занята всеми формами обучения в самых разнообразных учебных заведениях. С одной стороны, призвана удовлетворять потребность людей в знаниях, с другой - осуществлять подготовку и переподготовку к работе, труду, способствовать приобретению специальности, овладению профессией. Огромное значение для общества имеет воспитательная функция образования.

Отрасль здравоохранения призвана заботиться о поддержании здоровья людей, проводить профилактику и лечение болезней, оказывать медицинскую по мощь, обеспечивать людей лекарственными средствами, восстанавливать потерянное здоровье. Это поликлиники, больницы, амбулатории, лечебные центры, институты, пункты скорой помощи, диспансеры, родильные дома, здравпункты на предприятиях, профилактории.

К отрасли здравоохранения тесно примыкает физическая культура и спорт в той части, в которой они решают задачу укрепления здоровья, утверждения здорового образа жизни людей.

Многие экономисты относят культуру, образование, здравоохранение к непроизводственной сфере, рассматривая продукт этих отраслей, конечный результат их деятельности как непроизводственные услуги. Более обоснованным было бы считать культурные ценности, знания, здоровье особым, уникальным видом социально-экономического продукта, а соответствующие отрасли - производителями этого продукта.

Расходы на социальные цели призваны смягчить дифференциацию материального положения социальных групп неизбежно свойственных рыночному хозяйству. Впрочем, облегчение доступа представителей относительно менее обеспеченных слоев к получению квалификации, достойному медицинскому обслуживанию, гарантированной минимальной пенсии и сносному жилью не только играет социально стабилизирующую роль, но и обеспечивает хозяйство важнейшим фактором производства квалифицированной и здоровой рабочей силой, отражается на невидимом национальном богатстве страны.

Наряду с решением социальных задач эти расходы в бюджете оказывают существенное воздействие на размеры и структуру спроса.

Во-первых, получатели социальных пособий, помощи, стипендий обеспечивают часть платежеспособного спроса населения на потребительские товары, лекарства, услуги. Во-вторых, социальные расходы частично направляются на строительство объектов здравоохранения, образования, закупку товаров и услуг.

Особое воздействие на состояние экономики оказывают государственные дотации на жилищное строительство. Жилищное строительство не только увеличивает спрос на земельные участки, строительные материалы, но и служит емким рынком для некоторых подотраслей промышленности: производства подъемно-транспортного, телевизионного, электробытового оборудования, труб, сантехники, паркета. Жилищное строительство служит генератором спроса на мебель, кухонное оборудование, приборы длительного пользования, особенно холодильники, стиральные и посудомоечные машины, печи СВЧ, грили и пылесосы, теле-, видео- и радиоаппаратуру.

Среди расходов на социальные цели особо выделены субсидии местным бюджетам. Это не цели, а каналы социальных расходов, так как значительная их часть проходит через местные бюджеты. Расходы на социальные цели наиболее уязвимы в государственном бюджете. При образовании дефицита или необходимости срочно изыскать средства на какие-либо чрезвычайные цели в жертву обычно в первую очередь приносятся социальные расходы. Более того, внебюджетные социальные фонды часто служат источниками заимствования для покрытия государственных расходов.

Говоря о социальном факторе, как о факторе развития национальной экономики, нельзя не отметить следующее обстоятельство.

Как известно социальные потребности являются побудительным мотивом к экономической деятельности. В то же время в современных условиях отличается постоянно растущее стремление людей к потребительству. Рост потребностей отдельных людей и общества в целом, стремление удовлетворять их более на высоком уровне вызывает потенциальную необходимость увеличения объемов производства, повышения эффективности использования экономических ресурсов, повышения качества производимой продукции и т. п.

Таким образом, можно говорить о существенной стимулирующей роли социального фактора в развитии национальной экономики.

Выбор редакции
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...

И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...

Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...

Любая хозяйка в преддверии и во время поста сталкивается с насущным вопросом: как организовать питание семьи таким образом, чтобы...
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...
Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...
Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...
Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...