Технология индивидуального консультирования. Технология консультирования и посредничества
Муниципальное бюджетное учреждение
Детская школа искусств № 8
для преподавателей детских школ искусств
«Консультация как метод обучения»
Подготовила
преподаватель по классу фортепиано
Гузяева Людмила Петровна
г. Ульяновск
Аннотация
С 01 сентября 2013 года школы приступили к реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусств в соответствии с Федеральными государственными требованиями. Впервые в учебные планы дополнительных образовательных программ введены часы консультаций. В своей работе я описываю сущность, виды и порядок проведения индивидуальных и групповых консультаций, их значение для обучающихся детских школ искусств. Моя работа может быть рассмотрена, как вспомогательный методический материал для преподавателей в организации проведения консультаций.
1.Введение………………………………………………………………………3
3.Характеристика основных форм консультаций………………………….4-5
5.Заключение………………………………………………………………….7-8
6.Документальное оформление консультативных часов…………………….8
7.Список использованной литературы………………………………………..8
Консультация (лат. consultatio - обращение за советом) – форма учебного занятия, предусматривающая предоставление ученикам нужной помощи в усвоении теоретических знаний и выработке практических умений и навыков путём ответа преподавателя на конкретные вопросы или объяснения отдельных теоретических положений или аспектов их практического применения. Количество часов на консультации строго определено учебными планами. Консультации проводят преподаватели, которые ведут соответствующий учебный предмет, по графику, разработанному школой с учётом мнения структурных подразделений.
У части преподавателей существует мнение, что консультация ничем не отличается от урочной системы, поэтому не требует особой подготовки. Я думаю, что с приобретением опыта проведения консультаций в детских школах искусств, отношение к консультациям изменится. Преподаватели путём собственных проб и наработок придут к выводу, что хорошо подготовленная и умело проведенная консультация может стать одним из наиболее эффективных методов повышения уровня подготовки учащихся, как к промежуточной и итоговой аттестации, так и к конкурсной и концертной деятельности.
Цели и задачи разработки методических рекомендаций
Основная цель работы:
обеспечение преподавателей школы методическими рекомендациями проведения консультаций с учащимися по предметам дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств.
Задачи работы:
предложить преподавателям школы формы и методы проведения консультаций;
доказать преподавателям значимость консультаций в учебном процессе.
Характеристика основных форм и видов консультаций
Консультации , как правило, предполагают вторичный разбор учебного материала, который либо слабо усвоен учениками, либо не усвоен совсем. Отсюда основная цель консультаций – восполнение пробелов в знаниях учеников. К такому виду консультаций относятся текущие индивидуальные и групповые консультации по учебному предмету и предэкзаменационные консультации. Вместе с тем на консультациях преподаватель может разъяснять способы действий и приёмы самостоятельной работы с конкретным материалом или при выполнении конкретного задания.
В школе искусств консультации, как правило, проводятся в индивидуальной и групповой форме. Это определяется учебным планом по специальности, поэтому преподаватель должен спланировать тему консультации и провести соответственно графику учебного процесса.
Индивидуальные и групповые консультации по ФГТ проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачётам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению образовательного учреждения.
В методической литературе встречаются следующие виды консультаций:
пресс-конференция;
программированная консультация;
дискуссия.
Детские школы искусств только начинают разработку видов учебных консультаций. Поэтому я рекомендую использовать традиционные, но проверенные виды учебной деятельности:
углубление знаний, умений и навыков на практическом материале;
совершенствование имеющихся умений и навыков;
закрепление полученных знаний;
комбинированный (сочетание различных видов);
обобщение и систематизация полученных знаний.
Рекомендации по проведению индивидуальной консультации. Индивидуальные консультации в основном проводятся предметам музыкального исполнительства. Индивидуальная консультация проводится в форме индивидуального занятия с учеником и позволяет в большей степени приблизить занятие к практическим интересам ученика. На индивидуальной консультации ученик получает рекомендации в зависимости от цели консультации: это могут быть рекомендации по исполнению конкретного произведения, подготовки домашнего задания, конкурсной или концертной подготовки.
Главная задача индивидуальной консультации – помочь ученику сориентироваться и найти выход из проблемной ситуации, связанной с исполнением произведения.
Индивидуальную консультацию можно условно подразделить на:
диагностическую;
коррекционную;
справочно-информационную.
Обычно в рамках одной консультации осуществляются информирование и диагностика, формирующее и коррекционное взаимодействие.
В ходе консультации необходимо обратить внимание на всё то хорошее и положительное, что есть в ученике и только потом говорить о проблемах.
Групповые консультации, как правило, проводятся по предметам теории и истории музыки, оркестровому и хоровому классу.
Для проведения групповой консультации важно правильно выбрать тему. Выбор темы является самым важным этапом. Он должен осуществляться при разработке учебных планов. Важно создать на консультации непринужденную, доверительную обстановку, чтобы каждый ученик мог, не стесняясь, задать любой интересующий вопрос и получить на него точный обстоятельный ответ. Вместе с тем консультация должна проводиться строго по намеченному плану, а не превращаться в неорганизованную беседу.
Во время консультации, обучающиеся отвечая на поставленные вопросы, актуализируют полученные знания, и преподаватель видит проблемы, которые требуют немедленной корректировки.
Общее для консультаций:
в ходе консультации неуместно сравнивать учеников друг с другом, желательно говорить об общих успехах и недостатках;
консультация должна дать обучающимся реальные рекомендации;
консультация должна быть перспективной и способствовать реальным улучшениям в знаниях обучающихся.
Заключение
В заключении еще раз следует заметить, что консультация является одним из активных методов обучения, так как она максимально приближает обучение к практическим интересам и запросам обучающихся с учётом степени индивидуального восприятия изучаемого материала и является одним из наиболее результативных методов закрепления полученных знаний.
У обучающихся всегда будут появляться непонятные для них вопросы. А где их можно разрешить? На консультации. Консультации для учеников в учебном процессе играют как вспомогательную, так и самостоятельную роль.
В работе я описала сущность, виды и основные правила проведения консультаций.
В результате проведения консультаций мы достигаем следующие результаты:
убеждение учащихся в необходимости обучения;
возбуждение интереса к конкретной дисциплине;
активизацию познавательной деятельности;
снимаем вопросы, выявляем ошибочные представления, неверные истолкования изученного материала и тем предотвращаем неправильное применение его на практике;
закрепление полученных знаний и совершенствование умений, их практическое применение;
применение полученных знаний в достижении учебных целей (написаний рефератов, курсовых и выпускных работ).
Таким образом, консультацию надо рассматривать как один из методов активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся в учебном процессе.
Документальное оформление консультативных часов
В Детской школе искусств № 8 Г. Ульяновска, где я работаю, разработано Положение по оформлению консультативных часов, которые оформляются следующим образом:
общий объём консультационных часов, согласно учебному плану, закладывается в тарификацию в виде фактических часов на учебный год;
составляется график проведения консультаций;
преподаватели оформляются журнал консультативных часов в виде вкладыша к журналу;
я, как заместитель директора по учебной работе и ответственный за оформление табелей на зарплату, ежемесячно отслеживаю выполнение графика.
Подробная информация по оформлению консультативных часов дана на сайте ИРОСКИ,2014.
Список использованной литературы
1.Амонашвили Ш.А. Педагогический поиск. Москва педагогика, 1991.
2.Активные формы и методы обучения: Методическое пособие, - М.: УМЦ, 1997.
3.Сергованцева Т.В., Марцишевская В.К. Как написать и издать учебное пособие М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2003.
5.Хуторской А.В. Современная дидактика, – СПБ, Патер, 2001.
6.Активные формы и методы обучения: Методическое пособие, – М.: УМЦ, 1997 .
В программе реабилитационных мероприятий особое место занимает консультирование родителей, педагогов, позволяющее взрослым лучше понять половозрастные и индивидуально-психологические особенности детей и подростков, подвергнуть критическому самоанализу свои педагогические действия. Возможно консультирование несовершеннолетних, стремящихся самостоятельно справиться с проблемой.
Социально-педагогическое консультирование - это квалифицированная помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм жизнедеятельности и общения. Социальный педагог в связи со спецификой своей профессиональной деятельности зачастую выполняет функции юриста, психолога, социального менеджера и даже священника, выслушивая порой исповеди своих подопечных. Следовательно, социально-педагогическое консультирование включает в себя элементы других направлений социальной консультативной деятельности. Однако по своей сути оно все же ближе к психологическому консультированию.
Основной целью консультирования является оказание помощи личности в решении ее социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружающими. Основная задача консультационной работы заключается в том, чтобы помочь обратившемуся за помощью посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений и поведения, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. Основой такой формы воздействия служит прежде всего изменение установок личности как на взаимодействие с другими людьми, так и на ситуации и стереотипы поведения. В ходе консультативной беседы человек получает возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и в соответствии с этим новым видением изменить свое отношение к происходящему, свое поведение.
При проведении консультирования важно придерживаться таких принципов, как доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту; ориентация на нормы и ценности клиента; запрет давать советы клиенту; анонимность консультирования; включен-107
ность клиента в процесс консультирования, разграничение личных и профессиональных отношений.
Консультирование осуществляется разными способами в зависимости от разнообразия условий деятельности и личных качеств клиентов, от концепций и методов вмешательства, используемых профессионалами. В соответствии с моделью организационного развития успешное изменение состоит из следующих стадий: разблокирование, изменение, заблокирование. На первой стадии надо подвергнуть сомнению прежние нормы и ценности; создать пустое пространство для новых, разблокировав существовавшие установки. Заблокирование - окончательное принятие и интеграция желаемых установок, когда нововведение становится постоянной частью личности или процедур ее деятельности. На этом этапе необходимы время и поддержка, немедленное и постоянное вознаграждение за хорошее поведение.
Многие ученые выделяют два вида консультирования: контактное (очное) и дистантное (заочное). Контактное консультирование состоит в том, что консультант встречается с клиентом и между ними происходит беседа. Дистантный вид консультативной деятельности не предполагает прямого общения с клиентом лицом к лицу. В данном случае общение происходит по телефону или по переписке.
Контактная беседа - наиболее распространенный вид консультирования. Одной из основных ее форм является интервью. Оно предполагает оказание воздействия на клиента с помощью вопросов и специальных заданий, раскрывающих его потенциальные возможности.
Условно консультативную беседу можно разделить на четыре этапа.
1. Знакомство, начало беседы. Успех беседы во многом зависит от того, насколько социальный педагог сумеет проявить себя доброжелательным и заинтересованным собеседником. Можно продемонстрировать свою заинтересованность и доброжелательность с самых первых минут встречи, встав навстречу входящему, а то и встретив его в дверях кабинета. Не следует слишком суетиться, «заигрывать» с клиентом, с первых минут пытаться вступить с ним в активный контакт, предлагать и обещать свою помощь. Ситуация начала беседы для человека, пришедшего к социальному педагогу впервые, очень дискомфортна, ему необходимо дать время оглядеться, прийти в себя. Хорошо, если консультант не слишком многословен. Непосредственно перед тем, как начать беседу, лучше сделать паузу (45-60 секунд). Оптимальная позиция консультанта по отношению к клиенту - это позиция равенства, одним из проявлений которого является «равенство имен» (представляться надо так же, как клиент, - по имени-отчеству или просто по имени). Началом беседы может стать рассказ кли-108
ента о своей ситуации без «специального приглашения». В том случае, если клиент молчит, ждет, что скажет консультант, ему можно помочь начать рассказ репликами типа: «Слушаю вас внимательно» или «Расскажите, что вас сюда привело».
2. Расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез. Поскольку основная цель консультанта на этом этапе - «разговорить» клиента, лучше всего прибегнуть к вопросам и репликам, максимально стимулирующим его рассказ (например, «Расскажите мне о ваших отношениях...», «Какая у вас семья?») Условно можно выделить несколько направлений работы социального педагога на этом этапе:
а) консультант поддерживает контакт с клиентом. Наиболее
эффективный способ поддержания контакта с клиентом в то вре
мя, как он говорит о себе, - внимательное, эмпатическое слу
шание. Для того чтобы клиент чувствовал, что его внимательно
слушают, обычно достаточно того, чтобы консультант подбадри
вал и одобрял его, кивая или выражая свое согласие;
б) консультант стимулирует клиента на дальнейший рассказ.
К полезной информации можно отнести: историю возникнове
ния проблемы (когда и в связи с чем она появилась); отношения
клиента со всеми действующими в его/ее рассказе лицами, их
взгляд на проблему, представление о том, чем именно вызвана
проблема с точки зрения самого человека и окружающих его лю
дей; случавшиеся когда-либо ухудшения и улучшения ситуации и
с чем они могут быть связаны; чем именно вызвано обращение к
социальному педагогу, почему оно происходит сейчас, а не рань
ше или позже и т.п.;
в) консультант способствует целенаправленному развитию
беседы. Структурирование беседы необходимо как самому соци
альному педагогу, так и клиенту. У клиента должно быть пред
ставление о том, что обсуждается в данный момент. Структуриро
вание выражается прежде всего в том, что, задавая какой-либо
вопрос, меняя тему обсуждения, консультанту следует объяснить,
почему он это делает, чем это вызвано. Реплики-связки могут
выглядеть следующим образом: «Вы много говорите о своем отце,
но, поскольку мы имеем дело с семейной ситуацией, мне бы
хотелось, чтобы вы несколько слов сказали о своей матери» или
«Вы мне рассказали о том, каковы ваши отношения теперь, но
для того, чтобы разобраться в конфликте, мне необходимо знать,
какими они были раньше и как и в связи с чем начали ухудшать
ся». Другой прием структурирования беседы - краткое коммен
тирование того, что говорит клиент, подведение итогов сказан
ного по тому или иному поводу;
г) консультант осмысливает то, что говорит клиент.
Через 15-20 минут после начала беседы консультант должен уже достаточно хорошо разбираться в проблемах и ситуации кли-109
ента, быть готовым к тому, чтобы перейти к формулированию и проверке консультативных гипотез. Вторая фаза расспроса - проверка возникшей гипотезы. Если в первой фазе расспроса консультант задавал общие вопросы, провоцирующие клиента на монолог, то во второй фазе характер вопросов принципиально меняется. Формулировки становятся более узкими, направленными на уточнение возникших у консультанта идей. Широко известно, что чем подробнее говорит человек о чем-либо, тем проще выявить те аспекты реальности, которые не воспринимаются или не замечаются рассказчиком в силу его субъективности и односторонности. Мелкие детали ситуации труднее придумать или исказить, и они становятся своеобразными фильтрами, сквозь которые проходит неосознаваемая или недооцениваемая клиентом информация.
3. Воздействие. Простейший способ воздействия - акцентирование противоречий в рассказе клиента, переструктурирование и переформулирование окружающей его реальности при помощи комментариев типа: «В начале нашей беседы вы жаловались на то, что сын часто конфликтует с вами, но вы только что рассказали несколько ситуаций, в которых вы сами выступали инициатором конфликтов, а сын не только не пытался обвинять вас, а, наоборот, искал пути примирения. Что вы по этому поводу думаете?» Задача социального педагога на этом этапе состоит в том, чтобы еще раз внимательно проанализировать особенности поведения клиента, лежащие в основе проблем, не упустив при этом основополагающего вопроса: чего именно стремится добиться клиент своим поведением, какие его потребности удовлетворяются конфликтом? Обсуждение иных вариантов поведения и реагирования можно начать с вопросов типа: «Как вам кажется, а можно было бы вести себя в этой ситуации по-другому?» Цель консультанта - помочь клиенту сформулировать как можно большее число возможных вариантов поведения, а затем, внимательно анализируя их, выбрать наиболее подходящий.
4. Завершение беседы. Этот этап включает: подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего за время приема); обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с социальным педагогом или другими необходимыми специалистами; прощание консультанта с социальным педагогом.
В социально-педагогической работе может использоваться и консультация информационного типа. Уяснив суть проблемы, социальный педагог совместно с клиентом разбирают возможные направления установления взаимодействия с необходимыми специалистами, службами, учреждениями.
Специфическим видом консультативной деятельности служит дистантное консультирование. Основная его форма - телефонное консультирование (телефон доверия - ТД) позволяет мно-110
гим гражданам, не решающимся обратиться за помощью напрямую к специалисту-консультанту или не имеющим такой возможности, получать заочно советы и рекомендации по волнующим их проблемам.
Особенностью телефонного консультирования является анонимность, способствующая формированию у клиента фантазийного образа консультанта. Отсутствие зрительных впечатлений усиливает нагрузку на звуковой канал приятия. В результате значение приобретают тон, тембр, скорость речи, паузы, продолжительность молчания. Основные же приемы и методики телефонного консультирования (выслушивание, перефразирование, резюмирование и др.) совпадают с теми, что используются при контактном консультативном процессе.
Принципы работы ТД - доступность в любое время; анонимность, причем взаимная - и для обращающегося, и для дежурного; недирективность, т.е. отсутствие какого бы то ни было давления на собеседника; отказ от политических, религиозных, идеологических и прочих установок.
Во время беседы консультант примеряет на себя одну из возможных ролей:
«исповедник» - одна из наиболее адекватных задачам ТД ролей. Консультант выслушивает рассказ клиента, как священник исповедь, поэтому от него не требуется каких-либо конструктивных шагов. Беседа заканчивается, когда пациент чувствует, что он рассказал главное, что отягощало его душу, и с пониманием выслушан. Не следует выносить оценок услышанному, их и не ждут;
«конфидент» - сниженный вариант «исповедника». С ним можно поговорить о делах менее существенных, что называется, пошептаться, пооткровенничать. Доверенное лицо гарантирует тайну - можно сообщить жгучий секрет, свой или подруги. Выступление в роли «конфидента» иногда предшествует переходу к более серьезному разговору после установления доверительных отношений;
«консультант» - роль, которая особенно актуальна, потому что у нас не принято прибегать к психологической помощи открыто. В связи с этим допустимы телефонные консультации по несложным проблемам и семейным конфликтам. Рекомендации должны быть выражены в как можно более общей форме, чтобы оставить пациенту свободу для принятия конкретных решений. Во многих случаях консультация носит просветительский, ознакомительный характер;
«генерал» - утрированный вариант «консультанта». Как правило, эта роль навязывается сотруднику ТД теми пациентами, у которых изначально очень высок авторитет ТД и которые добиваются конкретных советов. Один из мотивов клиента - желание
снять с себя ответственность за решение, получить поддержку внешнего авторитета. Декларируется готовность скрупулезно следовать советам. Для ТД это одна из наименее приемлемых ролей;
«старший товарищ» - сродни «конфиденту», но отличается тем, что пациент ожидает активности консультанта, советов. Эта роль чаще всего предлагается подростками («Как бы вы поступили на моем месте?»);
«терапевт» - одна из адекватных ТД ролей («Просто поговорите со мной, ваш голос меня успокаивает»). В случаях, когда пациентом является собеседник с психическими отклонениями, велика опасность развития зависимости от консультанта;
«информатор» - аналог справочной службы;
«простак» - вспомогательная роль, которая может использоваться в двух случаях: когда при розыгрышах безоговорочно принимается предложенная легенда пациентом и доводится до абсурда и в беседах с родителями, имеющими ригидные педагогические установки, не склонными обсуждать проблемы своих детей, а лишь требующими подтверждения своей безусловной правоты.
Алгоритм беседы по ТД.
1. Знакомство - формируется первичный образ собеседника.
2. Выслушивание - один из методов снятия напряжения у пациента. Цель выслушивания - создание дистанции между пациентом и проблемой, чему способствует проговаривание конфликта.
3. Анализ проблемы - совместно с пациентом выделяются элементы проблемы, которые затем разделяются на две группы: те, что зависят от наших желаний, усилий, воли; и те, что от нашей воли не зависят либо требуют слишком времени и сил. Таким образом определяется мотивационный вес каждого элемента проблемы.
4. Определение целей, осознание мотивов поведения клиента.
5. Принятие решения - данный этап необходимым не является, так как лежит за пределами компетенции консультанта (за исключением некоторых кризисных ситуаций, где требуется руководство пациентом).
Правила и принципы ведения беседы по ТД.
Не бери трубку сразу. Оптимальный вариант интервала между сигналом и снятием трубки 2 - 3 секунды. Меньший интервал может обескуражить пациента, при большем - нерешительный может повесить трубку.
Начинай речевой контакт, произнося спокойным голосом оповестительную формулу, принятую на вашем ТД.
Не клади трубку первым, даже если уже попрощался с собеседником. Разговор может иметь продолжение, и вообще он не должен слышать короткие гудки.
Не навреди! В случае сомнений используй более осторож-ый, мягкий вариант высказывания.
Помни, что ты не несешь ответственности за жизнь собесед-ика.
Не поддакивай собеседнику - ты нужен для того, чтобы он смог увидеть свою проблему «чужими глазами», с некоторого расстояния.
Навязывая свое мнение или отстаивая свою правоту, ты самоутверждаешься, и только.
Своеобразной формой дистанционного консультирования является консультирование по переписке, или скриботерапия. Оно применяется в тех случаях, когда телефонное консультирование затруднено из-за отсутствия телефонной связи. Для отдельных категорий населения (например, для заключенных, отбывающих наказание) консультирование по переписке может быть единственной возможностью получить жизненно важный совет и даже предотвратить беду. При этом следует признать, что консультирование по переписке во многих случаях служит лишь начальным, переходным этапом к непосредственной социальной помощи.
По определению Британской ассоциации консультирования, под этим термином «подразумевается работа с индивидуумами и их взаимоотношениями, направленная на развитие; поддержку во время кризиса, наставничество или решение проблем. Задача консультирования - предоставить клиенту возможность проанализировать, обнаружить и прояснить способы более удовлетворительной и полноценной жизни. О консультативном процессе можно говорить тогда, когда кто-либо, временно или постоянно находящийся в роли консультанта, предоставляет свое время, внимание и уважение другому, временно находящемуся в роли клиента».
В различных литературных источниках консультирование рассматривается как:
любая форма оказания помощи в отношении содержания и решения проблемной задачи, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает в ее разрешении;
совместная деятельность консультанта и клиента с целью разрешения определенной проблемы и осуществления желаемых изменений у клиента;
оказание услуг по выявлению проблемы, ее анализу, выработке рекомендации по разрешению проблемы, при необходимости содействие в выполнении определенных действий;
сложившаяся практика оказания действенной помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни проблемами;
квалифицированная помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью восстановления и оптимизации их социальных функций, условий жизнедеятельности.
Как отмечает Р. Кочюнас, имеется много сходных определений и все они включают несколько общих основных положений:
консультирование способствует развитию личности;
консультирование помогает обучаться новому поведению;
в консультировании акцентируется ответственность клиента, т. е. признается, что независимый, ответственный человек способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента;
консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению;
консультирование помогает развитию способности человека адекватно и полноценно воспринимать себя и других людей, изменять и делать гибкой систему внутри и межличностных отношений;
сердцевиной консультирования является «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом.
Вопрос определения целей консультирования не является простым, так как во многом зависит и от разнообразных потребностей клиентов, и от позиции самого консультанта. Однако можно выделить несколько основополагающих целей, которые наиболее часто встречаются в литературе:
Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, не смотря на некоторые неизбежные социальные ограничения;
развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами трудностями;
обеспечить оптимальное принятие жизненно важных решений (научить клиента распределять свое время и энергию, оценивать последствия риска, адекватно оценивать свойства своей личности, преодолевать эмоциональные стрессы);
Развивать умение устанавливать и поддерживать межличностные отношения.
Существует много классификаций форм консультативной помощи.
По объекту консультирования различают индивидуальное, групповое, семейное.
По критерию возраста рассматривают консультирование детей и взрослых.
По критерию контакта с клиентом выделяют очное (контактное) и заочное (дистантное: телефонное, письменное, через печатные научно-популярные издания, руководство по самопомощи).
Предметом социально-педагогического консультирования могут быть:
Решение проблем школьной дезадаптации;
Диагностика и коррекция отклоняющегося поведения;
организация специализированной помощи (психологической, логопедической, психотерапевтической, юридической);
содействие в разрешении семейных конфликтов, гармонизации детско-родительских и супружеских отношений;
содействие в трудоустройстве, оформлении льгот, субсидий, инвалидностей, материальной помощи в кризисной ситуации;
содействие в наркологической помощи детям, другим членам семьи и т.п.
ТЕХНОЛОГИИ ПОСРЕДНИЧЕСТВА, ВОЛОНТЕРСТВА
Смысл технологии посредничества заключается в содействии достижению согласия между субъектами (отдельная личность, семья, коллектив и др.) для решения социальных проблем одного из них.
Задачи социального педагога, выступающего в роли посредника: объяснять интересы и взгляды одной стороны другой; устанавливать связи с субъектами, способными оказать необходимую поддержку подопечному; убедить соответствующие структуры, организации в необходимости оказания конкретной помощи.
Можно выделить следующие виды посредничества в профессиональной социально-педагогической деятельности:
в поиске соответствующих служб (организаций, учреждений), способных оказать подопечному необходимую помощь и поддержку;
в решении межличностных, семейных конфликтов;
В решении правовых проблем -например, участие в оформлении опеки (попечительства), взаимодействие с инстанциями при решении вопросов о защите имущественных прав несовершеннолетнего, участие в дознании и судопроизводстве по правонарушениям несовершеннолетних;
В решении медико-реабилитационных проблем. Основные этапы деятельности социального педагога, реализующего посредническую функцию:
диагностика причин и состояния проблемы подопечного, оценка возможностей ее решения, анализ информации об учреждениях, оказывающих различные услуги в сфере правовой, социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации ит.п.;
выбор учреждения, способного оказать подопечному наиболее эффективную помощь;
информирование подопечного о характере деятельности рекомендуемого учреждения;
помощь в установлении контакта подопечного с соответствующим специалистом;
проверка результативности контакта (определение позитивной динамики в решении проблемы подопечного).
Основные приемы реализации технологии посредничества:
Оформление для подопечного выписки с указанием адреса, номера телефона, фамилии, имени, отчества нужного специалиста рекомендуемой организации (учреждения, центра, службы);
Личный контакт социального педагога с представителем учреждения или специалистом (непосредственный или опосредованный, например, по телефону);
Составление сопроводительного письма с указанием причины и цели обращения подопечного в учреждение;
При необходимости подбор сопровождающего для подопечного из числа педагогов, родственников, близких людей;
В некоторых случаях заключение письменного трехстороннего договора; социальный педагог-специалист (учреждение) - подопечный как одного из способов установления правил, норм взаимодействия субъектов.
В договоре могут быть отражены:
цели проводимой работы (определяются на основе анализа проблемы подопечного);
характеристика предоставляемых услуг;
временные рамки совместной деятельности;
характеристика специальных методик, которые будут использоваться (например, индивидуальная, групповая работа или работа с семьей.
особые требования учреждения (например, об оплате, часах работы, о специалистах, которые будут заниматься с подопечным, о необходимости сообщения в суд или другие службы и т.п.).
Договор об услугах в целом не носит юридического характера (в отличие от типового договора, например, о платных услугах). Юридический договор ко многому обязывает, его трудно изменить (часто только при обращении в суд), тогда как договор об услугах очень гибкий, в нем стороны могут в результате повторных обсуждений менять отдельные пункты. Например, могут пересматриваться цели, временные рамки, методики работы в процессе предоставления услуг.
Бывают случаи, когда подопечный или специалист соответствующей, организации при обсуждении договора сознательно (умышленно) скрывает какие-то позиции, надеясь, что они как-то разрешатся в дальнейшем. В такой ситуации задача социального педагога - дипломатично обсудить скрываемые причины проблемы подопечного, детально выяснить методику работы специалиста, степень его полномочий и ответственности.
Социальному педагогу-посреднику следует всячески способствовать достижению соглашения между подопечным и соответствующим специалистом, а в дальнейшем обеим сторонам следовать правилам договора.
Технологии организации досуга
Одно из направлений деятельности социального педагога заключается в организации досуговой деятельности воспитанников. Существует несколько интерпретаций понятия «досуг»:
Время, которым человек распоряжается по собственному усмотрению, не связанное с непреложными обязанностями, обязательствами;
свободное от работы, учебы время, которое может быть использовано для удовлетворения личных потребностей и стремлений;
часть жизненной среды человека, предназначенной для отдыха, преодоления усталости, утомления, восстановления физического и психического здоровья.
В содержательном плане структура досуга включает: общение; спортивно-оздоровительную деятельность; игры; отдых на природе; прогулки; интеллектуально-познавательную деятельность активного (чтение, занятие в кружках, посещение факультативов и т.п.) и пассивного характера (просмотр телевизора, слушание музыки); любительскую деятельность прикладного характера (шитье, фотодело и т.п.); общественно активную деятельность.
Специфические особенности досуговой деятельности;
Действительный ее мотив - потребность личности в самом процессе этой деятельности;
Досуговая деятельность может носить социально полезный характер, социально нейтральный характер, быть замкнутой в системе узкогрупповых ценностей и обретать характер социально отрицательный, асоциальный.
Педагогика досуга как практическая воспитательная деятельность государства и общества начала складываться в эпоху античности. Фукидид писал, что греки ввели много разнообразных форм проведения досуга для отдыха души от труда, доставляющих наслаждение и помогающих рассеять заботы повседневной жизни.
Принципы педагогики досуга:
V принцип интереса (досуговая активность или пассивность человека в полной мере определяется только лишь наличием или отсутствием интереса к ней);
Принцип совместной деятельности (совместная деятельность формирует ценностно-ориентационное единство группы, рождает традиции, организационную структуру, эмоциональную идентификацию и, в конечном счете, ведет к повышению уровня досуговой деятельности, реализуя заложенный в ней, воспитательный потенциал).
В педагогике досуга три понятия: свободное время, отдых, досуг - тесно взаимосвязаны.
Свободное время - та часть жизни ребенка, что остается от учебы, выполнения домашних учебных заданий, работы, бытовых отправлений (сон, питание, самообслуживание, дорога и т.п.), от общественных или домашних поручений и обязанностей. В структуре свободного времени школьника можно выделить следующие компоненты: дополнительная учеба по личной инициативе, самообразование, общественная деятельность; потребление ценностей культуры; научно-техническое творчество; труд пожеланию и оплачиваемая работа, прикладной труд; художественное самодеятельное творчество; спорт, туризм и физическая культуру; общение с природой и экологические занятия; общение по интересам; любительские занятия, игры, отдых как «ничегонеделание» и, к сожалению, антикультурное и криминальное времяпрепровождение.
Отдых - состояние покоя. Отстранение от всех забот, род деятельности, которая снимает утомление, напряжение и способствует восстановлению «формы», работоспособности. Это перерыв в занятиях, переключение на иную деятельность, смена событий. Отдых может быть в форме сна, купания, принятия оздоровительных процедур и т.п. Школьная перемена - форма отдыха учащихся.
Досуг - развлечение (раз + влечение). Влечение - корневое понятие. Это сильная склонность к чему-либо.
В программе реабилитационных мероприятий особое место занимает консультирование родителей, педагогов, позволяющее
взрослым лучше понять половозрастные и индивидуально-психологические особенности детей и подростков, подвергнуть критическому самоанализу свои педагогические действия.
Возможно консультирование несовершеннолетних, стремящихся самостоятельно справиться с проблемой.
Социально-педагогическое консультирование - это квалифицированная помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм жизнедеятельности и общения.
Основной целью консультирования является оказание помо щи личности в решении ее социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружающими. Основная задача консультационной работы заключается в том, чтобы помочь обратившемуся за помощью посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений и поведения, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются.
При проведении консультирования важно придерживаться таких принципов, как доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту; ориентация на нормы и ценности клиента; запрет давать советы клиенту; анонимность консультирования; включеность клиента в процесс консультирования, разграничение личных и профессиональных отношений.
Консультирование осуществляется разными способами в зависимости от разнообразия условий деятельности и личных качеств клиентов, от концепций и методов вмешательства, используемых профессионалами.
Многие ученые выделяют два вида консультирования: контактное (очное) и дистантное (заочное). Контактное консультирование состоит в том, что консультант встречается с клиентом и между ними происходит беседа. Дистантный вид консультативной деятельности не предполагает прямого общения с клиентом лицом к лицу. В данном случае общение происходит по телефону или по переписке.
Условно консультативную беседу можно разделить на четыре этапа.
1.Знакомство, начало беседы.
2. Расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез.
Воздействие. Простейший способ воздействия. задача социального педагога на этом этапе состоит в том, чтобы еще раз внимательно проанализировать особенности поведения клиента, лежащие в основе проблем,
4. Завершение беседы. Этот этап включает: подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего за время приема); обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с социальным педагогом или другими необходимыми специалистами; прощание консультанта с социальным педагогом.
Специфическим видом консультативной деятельности служит дистантное консультирование. Основная его форма - телефонное консультирование (телефон доверия - ТД) Особенностью телефонного консультирования является анонимность, способствующая формированию у клиента фантазийного образа консультанта. Отсутствие зрительных впечатлений усиливает нагрузку на звуковой канал приятия.
Своеобразной формой дистанционного консультирования яв ляется консультирование по переписке, или скриботерапия. Оно применяется в тех случаях, когда телефонное консультирование затруднено из-за отсутствия телефонной связи.
летнего требует использования определенных санкций к нему са мому или к лицам, занятым его воспитанием;
Координация отношений ребенка с первичным коллективом; - оздоровление;
Психопрофилактика.
Применяя разнообразные меры социальной реабилитации, необходимо объективно оценивать их результаты. Следует учиты-вать, что эффективность социальной реабилитации достигается всем комплексом реабилитационных мер (медицинских, психо
логических, профессиональных, социальных). Степень ее эффек тивности определяется уровнем социализации клиента, его спо
собностью адаптироваться в обществе.
Технология социальной реабилитации. Реабилитация и коррекция.
Реабилитация – это система мер, имеющая своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе.
Социально – педагогическая реабилитация – это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, активной жизненной позиции, способствующая интеграции ребенка в обществе и на овладении необходимых умений и навыков, соц ролей и правил поведения в обществе.
Существуют мед, психологические, соц-пед, пед, профессиональные и бытовые виды реабилитации.
Соц-пед реабилитация включает в себя 3 основных этапа:
· Диагностики (направлена на определения уровня развития эмоц-познават сферы ребенка, на сформированность качеств личности, его соц ролей и профессиональных интересов)
· Создание и реализация реабилитационной программы (реабилитационная программа создается индивидуально и включает следующие элементы: цель, задачи, средства, методы, этапы деятельности)
· Постреабилитационная защита ребенка
· В качестве ведущего метода преодоления дезадаптивного или отклоняющегося поведения в социально-педагогической деятельности используется процедура реабилитации и коррекции.
В структуре социально-педагогической деятельности можно выделить в качестве самостоятельных компонентов ресоциализацию, коррекцию, реабилитацию, социальный патронаж.
Коррекция отклоняющегося поведения предполагает в первую очередь выявление неблагополучия в системе отношений ребен-ка, подростка со взрослыми и сверстниками и корректировку пе дагогических позиций учителей, родителей, которая должна спо
собствовать, в частности, разрешению острых и вялотекущих кон фликтов, неблагоприятно сказывающихся на социальном разви тии подростка.
Коррекция, по мнению А. И. Кочетова, имеет следующие функ ции:
Восстановительную, предполагающую восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до по
явления трудновоспитуемости, обращение к памяти подростка о его добрых делах;
Компенсирующую, заключающуюся в формировании у под ростка стремления компенсировать тот или иной недостаток ус
пехом в увлекающей его деятельности (в спорте, труде и т.п.);
Стимулирующую, направленную на активизацию положительной общественно полезной деятельности ученика; она осуществляется посредством осуждения или одобрения, т. е. небезразличного, эмоционального отношения к личности подростка, его
поступкам;
Исправительную, связанную с исправлением отрицательных качеств подростка и предполагающую применение разнообразных методов коррекции поведения (поощрение, убеждение, при
мер и т.д.)1.
Реабилитация - комплекс медицинских, социально-экономических, педагогических, профессиональных и юридических мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций, дефекта, социального отклонения. Реабилитация может быть стихийной и организованной. В первом случае предполагается, что личность интуитивно налаживает отношения с собственным организмом и окружающей средой на более или менее приемлемом для себя уровне. Процесс социальной реаби
литации имеет длительный характер. Организованная реабилита ция ставит своей целью сократить сроки восстановления соци альной нормы, повысить качество самостоятельной работы лич
ности за счет профессиональной помощи. Постановление о необ ходимости реабилитации несовершеннолетнего выносит специ
альная комиссия. Как правило, итогом ее работы выступает ин дивидуальная комплексная программа реабилитации.
индивидуальная комплексная реабили тация представляет собой систему, которая включает на каждом из выделенных этапов ряд мероприятий в разных сферах реабилитации.
Целесообразность и целеустремленность | Консультация должна иметь конкретную цель, решать определенную задачу, проблему. Специалисту необходимо помнить слова М.Твена: «Когда мы потеряли цель, наши усилия утроились». |
Добровольность и ненавязчивость | Клиент самостоятельно и добровольно обращается за помощью к консультанту, без его согласия процесс не может быть начат. Он также вправе в любое время отказаться от помощи консультанта. |
Компетентность | Ядром технологии процесса консультирования является установление доверительных взаимоотношений консультанта и консультируемого. Консультант должен обладать широкой эрудицией, быть компетентным в области обсуждаемой проблемы, грамотно, убедительно вести консультации. |
Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту | В процессе консультирования клиент должен чувствовать себя спокойно и комфортно. Доброжелательное отношение подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться помочь каждому, кто обращается за помощью. |
Ориентация на нормы и ценности клиента | Специалист во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент. Критическое отношение консультанта к ценностям клиента может привести к тому, что пришедший на прием человек замкнется, не сможет быть искренним и открытым, следовательно, возможности консультативного воздействия окажутся практически нереализованными. |
Разграничение личных и профессиональных отношений | Консультант должен понимать, что установление личных отношений между ним и клиентом может привести к тому, что консультант утратит объективность в оценке проблемы клиента. |
Включенность клиента в процесс консультирования | Для того чтобы процесс консультирования был эффективным, клиент во время приема должен занимать в беседе активную позицию, сам предлагать темы для обсуждения, максимально подробно расспрашивать консультанта об интересующих его вопросах. Для того чтобы обеспечить такую включенность, специалист по социальной работе должен следить за тем, чтобы развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным, но не перехватывать инициативу. |
Социальное консультирование имеет ряд особенностей , отличающих его от психологического, медицинского и юридического консультирования.
1. Социальное консультирование носит комплексный характер, поскольку включает в себя не только социальное информирование, но и элементы правового, педагогического и психологического консультирования.
2. Чаще всего за консультативной помощью в социальные службы обращаются семьи с низким социальным статусом, имеющие не одну, а целый комплекс проблем.
3. Консультант должен владеть обширной правовой информацией, например, о мерах социальной поддержки, которые оказываются семье в настоящее время, а также информацией обо всех службах, учреждениях, ведомствах социума для того, чтобы знать, на какие из них можно ориентироваться и привлекать для решения проблем клиента (семьи).
4. Пришедшие на консультацию в большинстве случаев хотят, чтобы специалист обеспечил им быстрое решение проблемы, дал совет, но главное - подтвердил их собственное восприятие ситуации. Поэтому во время консультации они нередко сопротивляются активному вовлечению в процесс решения той или иной проблемы, предпочитая занимать пассивную позицию человека, перекладывающего решение вопроса на другого (консультанта). Консультант должен не только профессионально владеть технологией проведения консультации, но и быть компетентным в широком круге вопросов, с которыми к нему могут обратиться потенциальные клиенты. Поэтому он должен уметь использовать в своей работе современные средства связи и источники информации (интернет, электронная почта, факс).
5. Специалист по социальной работе должен делать ставку на то, чтобы выявить внутренний потенциал семьи, замотивировать на активное и самостоятельное решение собственных проблем.
6. Специалист по социальной работе - консультант также выполняет функцию посредника. Посредническая деятельность осуществляется тогда, когда специалист не может предложить путей и средств для разрешения проблем клиента (семьи) самостоятельно или в своем учреждении (организации). Если в результате консультации выяснилось, что семья находится в социально опасном положении, консультант обязан передать ее для дальнейшей, более основательной работы другим специалистам соответствующего учреждения или организации сферы социального обслуживания населения.
- Украинский государственный университет финансов и международной торговли (угуфмт)
- Копирайтер, райтер, вебрайтер – написатель текстов для веб-ресурсов
- Как научить ребенка разговорному английскому языку
- Документы для поступления в техникумы, колледжи и училища
- Как любят и почему изменяют разные Знаки Зодиака!
- Сонник: к чему снится дорога?
- К чему приснилось яблоко?
- Ник Перумов - Хранитель Мечей
- Жар ночи сильвия дэй читать
- Анализ произведения «Левша» (Н
- Джеймс Дэшнер «Испытание огнем
- Образец заявления об уточнении налогового платежа (ошибка в КБК) Срок рассмотрения уточнения платежа в налоговой
- Как осуществить уплату ндфл за физическое лицо по договору аренды?
- Коды оквэд для строительства: выбираем и регистрируем правильно Оквэд капитальный ремонт кровли здания
- Рентген: методы и виды исследования Особенности рентгенографии перед другими методами исследования материала
- Шоколадный «сырный пирог» — лакомство для гурманов «Холодный» сырный пирог
- Грудка индейки – низкокалорийное и сытное мясо
- Проявление гонореи у детей
- Сцинтилляционный счётчик
- Деликатная тема: чем опасно переохлаждение для женщин?