Урок-размышление по рассказу Е.И.Носова «Кукла. Носов “Кукла” сочинение


Конспект урока по литературе в 7 классе на тему: «Е.И.Носов. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа»

Вардоева Наталия Александровна, учитель русского языка и литературы, МБОУ: Мокро-Соленовская ООШ, х. Мокро-Соленый, Волгодонской район, Ростовская область.
Описание материала :Предлагаю вашему внимаю разработку урока литературы в 7 классе по рассказу Е. И.Носова "Кукла". Материал будет полезен учителям русского языка и литературы. Урок рассчитан на средний класс и включает в себя разнообразные формы работы с применением инновационных технологий.
Цель урока - выявление нравственного смысла рассказа Е.И.Носова «Кукла», понимание проблемы рассказа
Задачи:
-познакомить учащихся с творчеством писателя,
-раскрыть идейно – художественные особенности рассказа Е.И. Носова «Кукла»;
-пробудить интерес учащихся к чтению книг Е.И.Носова
-развивать умение анализировать текст, самостоятельно делать выводы об авторской позиции; сравнивать эпизоды, подбирать цитатный материал, аргументировать свою точку зрения
-воспитывать у учащихся чувство сострадания, протест против эгоизма, равнодушия и зла сегодняшней жизни.
-показать протест писателя против равнодушия, безразличного отношения к окружающему миру;
-формировать понимание поступков, мотивов поведения людей;
-воспитывать нравственные духовные качества через художественные образы героев произведения.
-находить необходимую информацию в тексте;
-использовать средства Интернета
Методические приемы: словарная работа, чтение текста, беседа по вопросам, работа в группах, тестовая работа
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация к уроку, аудиозапись песни
«Старая кукла», портрет Е. Носова.

Ход урока

Этап 1.Мобилизация.
Учитель: Здравствуйте, какой проблемный вопрос звучал на последних уроках литературы?
(Мы говорили о достоинствах и недостатках человека, об его отношении к миру.)
Откройте тетради, на полях поставьте оценку, на которую вы готовы сегодня работать.
Учитель: Предлагаю вам прослушать песню Ангелины Фроленко «Старая кукла».
Понравилась ли вам песня, о чем она? Что общего между содержанием песни и прочитанным дома произведением Носова «Кукла»? (И то, и другое о бережном и ответственном отношении к куклам.)
Этап 2. Целеполагание
Сегодня мы на уроке мы с вами выясним, какие нравственные проблемы затрагивает в своем рассказе Е.Носов. Запишите тему и эпиграф к уроку.
Учитель: Вспомните произведения, в которых были описаны куклы, какое значение они имели для героев? (Короленко – кукла Маруси, Черкашин – «Кукла»)
Этап 3 Актуализация ранее изученного
Учитель: Выполните тест и проверьте, насколько внимательно вы читали рассказ. На выполнение вам дается 1 минута.
Тестовая работа
1)Кем в последнее время работал Акимыч?
а) паромщиком
б) никем не работал
в) школьным сторожем
г) рыбаком
2) Где была найдена кукла
а) на дороге
б) возле дерева
в) возле школьной ограды
г) в кювете
3.В какое время года Акимыч нашел куклу
а) зимой
б) весной
в) летом
г) осенью
4) Какие волосы были у куклы
а) светлые
б)темные
в)на голове не было волос
г)рыжие
5) Что объединяло рассказчика и Акимыча
а)были соседями
б)воевали в одной армии
в)работали на паромной переправе
г)были лучшими друзьями
В)Кого не было в списке «проходящих мимо куклы»
а)учителей
б) ребятишек
в)влюбленных парочек
г) стариков
7)Где происходили события рассказа?
а) в Серпухове
б)Под Липино
в)близ Углича
г)под Бобруйском
Учитель: Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями, выставьте оценки. Критерии оценивания и правильные ответы вы видите на экране.
(Те, кто получили двойки, пересаживаются к ученикам, не допустившим ни одной ошибки ).
Этап 4 Организация познавательной деятельности
Сообщение ученика по библиографии
Учитель : Для того чтобы глубже понимать творчество писателя, очень важно узнать его внутренний мир, время, в котором он жил и создавал свои произведения. Ученик…. Подготовил нам сообщение о писателе, представим ему слово.
Ученик: Евгений Иванович Носов родился 1 января 1925г. в селе Толмачево под Курском, на высоком берегу Сейма. Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб. Увлечение живой природой разделяет с сыном отец: по воскресеньям он “брал ножницы и принимался вырезать из бумаги фигурки... однотипные, примитивные, наподобие лошадей и наклеивал их на оконное стекло. «А сейчас собаку сделаем», – проговаривал он и вырезал такую же лошадиную фигурку, но только с крючкообразным хвостом”. И вот эти отцовские “кони” побудили мальчика вглядываться в окружающий мир. Он полюбил всё живое. Рисовал животных. От отца он перенял, что есть для него родина.
30-е годы, на которые пришлось детство писателя, – годы первых пятилеток. Бегал с приятелями на завод, следили сквозь закопчённые окна за работой отца, видели первые тракторы и провожали их жадными глазами. “Полуголодные, плохо одетые, не знающие, что такое крепкие ботинки... были полны счастья бежать за этими машинами хоть на край света”.
Дед кузнечил. Отсюда, из семейных традиций, пришло к Евгению Ивановичу “глубочайшее уважение к труду, умение видеть сквозь будни поэтическую, красивую сторону... любого ремесла”.
Закончил до войны восемь классов. Отечественная война застала его, шестнадцатилетнего юношу, в родном селе, где ему пришлось пережить фашистскую оккупацию. После Курского сражения Носов уходит на фронт. В восемнадцать лет – на фронте, артиллерист, доходит до Восточной Пруссии. Награды: ордена Отечественной войны и Красной Звезды, медали «За отвагу» и «За победу над Германией». Май 1945 года – ранение, госпиталь, то есть испытал на себе беды и тяготы войны, понял, что жизнь даётся один раз: люби её
Осень 1945 года. Он с пособием по инвалидности. Ему только двадцать лет! Решил продолжить учёбу, ведь до войны окончил восемь классов. Но, как сам вспоминает, когда зашёл в класс в гимнастёрке, при боевых орденах, все встали, думая, что пришёл новый учитель. Мысль об образовании оставил. И занимается самообразованием.
А затем работал корреспондентом в газете. Журналистские поездки позволили накопить обширные жизненные впечатления. Многое дало и постоянное общение с природой. Большой опыт работы в прессе подтолкнул Евгения Ивановича к писательскому делу – он начинает писать прозу. А с 1961г. становится профессиональным писателем.
Словарная работа
При прочтении текста вам встретились трудные слова, давайте объясним их значение(Выбираются ученики и ищут в словарях и Интернете, затем по очереди читают. На экране проецируется изображение этого предмета.
Ученик1: Выгон - земельный участок, покрытый растущими на нем различными кормовыми травами, используемый как пастбище для скота.
Ученик2: ПЕРЕМЕТ - орудие лова рыбы (главным образом хищной). Представляет собой бечеву с прикрепленными к ней короткими поводками с крючками, на которые насаживается приманка.


Ученик1: фугас- , фугаса, муж. ( франц. fougasse) (воен.). Мина, заряд взрывчатого вещества, закладываемый в землю перед позициями и взрывающийся при прохождении в этом месте атакующего.


Ученик 2: Картуз - мешок с зарядом пороха для стрельбы из орудия.
Картуз - название шапки, мужского головного убора.
Картуз - бумажный пакет для хранения сыпучих продуктов: чая, табака и тому подобное.


Ученик1: Омут -народное название наиболее глубокого места в озере или русле реки.


Ученик 2: Язь (лат. Leuciscus idus) - вид рыб из семейства карповых.


Ученик3: Сейм- Сейм (река) - река в Курской области Российской Федерации, Сумской и Черниговской областях Украины, приток Десны


Кювет - канава для стока воды, идущая вдоль дороги


Аналитическая беседа по рассказу
- Кто такой Акимыч? Чем он занимается? (когда-то работал на перевозе, заядлый рыбак, фронтовик. Сейчас садовник, сторож, сидеть без дела не может)
6.Словесное рисование
Опишите, каким вы себе представляете Акимыча?
-Первоначально Носов назвал рассказ «Акимыч», но поменял на «Куклу». Как вы думаете, почему?(Брошенная, истерзанная кукла, случайно увиденная Акимычем, стала толчком к серьезному размышлению о человеке, его достоинствах и недостатках).
- Как вы думаете, почему рассказ начинается с описания природы? (Автор любит природу, хочет показать нам её совершенство)
Этап 5 Практическая деятельность учащихся
Работа в группах
Учитель: У вас на партах лежат цветные листки, разбейтесь на группы и подойдите к столам своего цвета. Вам даны пейзажные зарисовки из произведения, проанализируйте данные тексты, выполняя задания. Подведите итоги, дайте развернутый ответ. (О чем повествует автор, какие использует краски и художественно-выразительные средства, какое настроение в отрывке? ) На выполнение задания 3 минуты.
- Посмотрите на иллюстрацию к отрывкам.


Приложение
Тексты для групповой работы
Группа 1 (Базовый уровень) В не так далекое время любил я наведываться под Липино, верстах в двадцати пяти от дома. В самый раз против древнего обезглавленного кургана , над которым в знойные дни завсегда парили коршуны, была одна заветная яма . В этом месте река, упершись в несокрушимую девонскую глину, делает поворот с таким норовом, что начинает крутить целиком весь омут , создавая обратно - круговое течение. Часами здесь кружат, никак не могут вырваться на вольную воду щепа, водоросли, торчащие горлышком вверх бутылки , обломки вездесущего пенопласта , и денно и нощно урчат, булькают и всхлипывают страшноватые воронки, которых избегают даже гуси. Ну а ночью у омута и вовсе не по себе, когда вдруг гулко, тяжко обрушится подмытый берег или полоснет по вод е плоским хвостом, будто доской, поднявшийся из ямы матерый хозяин-сом .
Задания. 1. Какое настроение вызывает отрывок. (Найти слова, передающие эмоции, ощущения автора)


Группа 2 (Средний уровень) «Поехал и не узнал реки. Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи... Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав, прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей... Там, где когда-то страшно крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый меляк, похожий на большую околевшую рыбину».
Задания. 1.Какое настроение вызывает отрывок. (Найти слова, передающие эмоции, ощущения автора)
2.Какие краски использует автор в тексте (выписать относительные прилагательные со значением цвета)
3.Определить художественно-выразительные средства (по 2- 3 примера эпитет, метафора, сравнение)

Группа 3(Сильный уровень) «В природе было еще солнечно, тепло и даже празднично, как иногда бывает в начале погожего октября, когда доцветают последние звездочки цикория и еще шарят по запоздалым шапкам татарника черно-бархатные шмели. А воздух уже остер и крепок и дали ясны и открыты до беспредельности. Прямо от школьной ограды, вернее, от проходящей мимо нее дороги, начиналась речная луговина, еще по-летнему зеленая, с белыми вкраплениями тысячелистника, гусиных перьев и каких-то луговых грибов. И только вблизи придорожных ив луг был усыпан палым листом, узким и длинным, похожим на нашу сеймскую рыбку-верховку. А из-за ограды тянуло влажной перекопанной землей и хмельной яблочной прелью. Где-то там, за молодыми яблонями, должно быть, на спортивной площадке, раздавались хлесткие шлепки по волейбольному мячу, иногда сопровождаемые всплесками торжествующих, одобрительных ребячьих вскриков, и эти молодые голоса под безоблачным сельским полднем тоже создавали ощущение праздничности и радости бытия».
Задания.1.Какое настроение вызывает отрывок. (Найти слова, передающие эмоции, ощущения автора)
2. Какие краски использует автор в тексте
3.Определить художественно-выразительные средства (по 2- 3 пример)
4.Что передает автор с помощью художественно - выразительных средств
5.Что омрачает красочную природу?

Нравственные проблемы в рассказе Е. И. Носова «Кукла»

Рассказ Носова «Кукла» заставляет задуматься о нравственной чистоте человека. Старый Акимыч и его собеседник неторопливо бредут по улице. И вдруг внимание Акимыча привлекает сломанная кукла. «В грязном придорожном кювете валялась кукла... Светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой».
Казалось бы, что особенного в сломанной кукле, которая валяется на улице? Не случайно дети и взрослые равнодушно проходят мимо. Старый Акимыч прошел войну, он видел смерть, и это не пугало его. Почему же так расстраивает его вид изуродованной игрушки?
Как он сам говорит своему собеседнику, кукла - это подобие человека. Не случайно именно при взгляде на красивых, нарядных кукол у человека часто поднимается настроение, вспоминается все хорошее, что было с ним в детстве. Человек, чистый душой, никогда не сломает игрушку, а тем более такую, которая имеет человеческий облик. Есть что-то трагическое в том, что на дороге валяется кукла без головы или ног. В этом старик Акимыч совершенно прав. Он может показаться чуточку сентиментальным, но ведь в сущности сентиментальность не может считаться пороком. Гораздо худшими человеческими качествами можно считать цинизм и равнодушие. Равнодушный человек легко пройдет мимо сломанной куклы и даже не обратит на нее внимания. Акимыч вырыл для куклы настоящую могилку. Он словно хочет скрыть от людских глаз все плохое, что навевает тягостные и горестные размышления. После того как Акимыч закопал куклу, он с грустью говорит: «Всего не закопать...»
Каждое действие имеет определенные последствия. Сначала люди равнодушно проходят мимо изуродованных кукол, потом они становятся абсолютно безразличными к человеческому горю. Дитя, играющее с куклой, дает ей человеческое имя, делится вкусным угощением и делает товарищем своих игр. Многие в детстве относятся к кукле, как к живому существу.
И такие люди уже никогда не изуродуют красивую игрушку. И уж тем более не бросят изуродованную куклу на улицу на всеобщее обозрение.
Также в рассказе «Кукла» затрагивается тема родной природы. У каждого человека есть родные места, которые привлекают его больше всех сказочных красот на свете. Но как равнодушен бывает человек к родной природе! Описывая реку, писатель говорит: «Часто здесь кружат, никак не могут вырваться на вольную воду щепа, водоросли, торчащие горлышком вверх бутылки, обломки вездесущего пенопласта»... Разве не человек повинен в том, что в реке оказывается столько мусора? Таким образом человек постепенно губит родную природу, и остается на земле все меньше и меньше мест, вызывающих радость и восхищение.
В рассказе Носов с горестью описывает опустошение и медленную гибель красоты, богатства природы. Реки становятся мельче, зарастают тиной, травой и уже не радуют глаз так, как это было раньше. Не стало рыбы в реке, постепенно исчезает все, что совсем недавно жило и развивалось. Рассказ производит тягостное впечатление. Но вместе с тем он заставляет читателя задуматься. Задуматься о выборе человека, который сам решает, какие дела ему творить-добрые или злые. И кукла, и погибающая природа - все это на совести человека.

Литература 7 класс.

Тема: Е.И. Носов «Кукла».

Тип урока: интегрированный: литература, история, экология, музыка.

Цели: 1. Анализ рассказа.

2.Углубление сведений об охране природы, о войне.

3.Нравственное и патриотическое воспитание.

Оформление и наглядность:

1.Рисунки ребят «Как прекрасен этот мир...»

2. Е.И. Носов (портрет).

3.Запись песни « Кукла» в исполнении «Иванушек…»

4. Цитатный план рассказа на доске:

I. Вот, говорят, раньше реки были глубже...»

1.«Зачем же далеко в историю забираться?»

2.Перевозчик Акимыч

3.«Образовался у меня перерыв»

4.«Поехал и не узнал реки»

5.«Не трави душу»

II.«...мы с Акимычем воевали в одной и той же третьей армии...»

1.«Ранило Акимыча бескровно, но тяжело.»

2.«Уже не помер ли?»

3.«Здорово, друг, сердечный.»

4.«Заклинило»

5.«Вот, гляди...»

6.«Это чья же работа?»

7.«Может, со мной с войны такое?»

III. «Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят.»

1. «Чему же ты научишь?»

2. «Опустил в сырую глубину ямы...»

3. «Все не закопать...»

Ход урока:

I. Анализ I части рассказа П.И. Носова «Кукла».

Слово учителя:

Ребята, вы прочитали рассказа Е.И. Носова «Кукла». Давайте вместе разберёмся в прочитанном, ответим на вопросы:

Б). Какие раздумья вызвал у вас рассказ?

Чтобы ответить на эти вопросы, нам надо вспомнить содержание рассказа и проанализировать прочитанное.

II. Беседа по вопросам:

1. Большой ли по объёму рассказ и сколько в нем героев? Пробл.
вопрос: кукла - герой рассказа?

2. Что мы узнаём о рассказчике в начале повествования? (рыбак, любит природу). Рассказчик и автор - одно и то же лицо?

3. Чем он озадачен, что его волнует?

4. Как выглядела река в первое посещение, а как потом, после
перерыва?

5. Изменилась ли природа и в какую сторону?

6. Повинен ли человек в этом? Докажите.

Высказывания ребят с доказательством. (Ребята зачитывают

цитаты из текста, приводят примеры из жизни.)

III. Экологическое воспитание

1) А вы, ребята, любите природу? Чувствуете её красоту? Какое
воздействие она оказывает на человека?

2) Но только любит её мало, надо и охранять её, заботиться о ней.

Беседа по вопросам:

1) Что мы узнаём он Акимыче?



поле боя).

IV.Анализ II части рассказа.

Беседа по вопросам:

1) Что мы узнаём он Акимыче?

2) Какое ранение он получил и какие последствия этого ранения?

3) Обрадовался ли он ли он встрече с Носовым?

4) Кого он показал рассказчику?

5) Почему его снова заклинило?

6) Как понять слова Акимыча: «Может, со мной с войны такое?»

7) Какая связь между войной и этим происшествием?
(Наверно, кукла напоминала ему бездыханные тела убитых солдат на
поле боя).

V. Рассказ учителя истории о Великой Отечественной войне.

Стоит ли ворошить прошлое? Уже больше 66 лет прошло с тех пор. Может, не стоит вспоминать о тех ужасах и страданиях, которые принесла она человечеству?

Ответы и рассуждения ребят.

V1. Нравственное воспитание. Анализ III части рассказа.

Стихи военных лет: «Я обращаюсь к молодым…»

Беседа:

1. О какой высоте говориться в стихотворении? (О моральной,

Нравственной.)

2. Находится ли на такой высоте человек, который глумился и
надругался над куклой? Какой он в жизни «человек»?

3. Кого и как осуждает Акимыч в рассказе? (молодых, учителей, всех, кто притерпелся к худу)

4. Как Акимыч поступил с куклой?

Установить связь, сравнить рассказ Носова «Кукла» и стихотворение К.Случевского. Вопрос №4. страница 272. (Звучит фрагмент песни «Кукла» группы «Иванушки…»)

5. Прослушать рассуждение о «человеке – кукле».

6. Этот рассказ сначала был назван сначала «Акимыч», потом «Кукла».
Как вы думаете, какое название лучше, почему?

Как вы, ребята, понимаете последнюю реплику Акимыча в рассказе: «Всего не закопать?» (Много злых людей, нехороших поступков и т.д.) А как же надо жить? В чём истинная красота человека? В чём смысл человеческой жизни?

Прослушать ответы на эти вопросы.

V1I. Заключение:

1. Вот и разобрались мы в прочитанном.

а). Какие же проблемы поднимает E.H. Носов в своём рассказе?
(Экологические, патриотические, нравственные)

б). А о чём заставил задуматься вас? (о смысле жизни, как стать лучше.)
Оценки за урок.

VIII. Дом. задание: Написать небольшое сочинение – рассуждение

«В чем я вижу истинную красоту человека»


«Если ты слеп, если душа твоя глуха…»

(Урок-размышление по рассказу Е.И.Носова «Кукла»).

Цели урока:

    выяснить нравственный смысл рассказа Е.И.Носова «Кукла»;

    показать протест писателя против равнодушия, безразличного отношения к окружающему миру;

    формировать понимание поступков, мотивов поведения людей;

    воспитывать у обучающихся чувство сострадания, протест против эгоизма, равнодушия и зла сегодняшней жизни.

Оборудование:

Ноутбук, проектор;

Презентация. Аудиозапись

ХОД УРОКА.

I стадия «Вызов»

Сегодня мы начнем наш урок со стихотворения, давайте внимательно послушаем его. (Кашутина Алена) (1 слайд)

(Чтение стихотворений в сопровождении фонозаписи «Русские колокола»)

1 мин.

Константин Случевский

«Кукла»

Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась,

Стукнулась глухо о землю и навзничь упала...

Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала

Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,

Руки раскинула, ясные очи закрыла...

На человека ты, кукла, вполне походила!

Ребята, о чем мы будем говорить на уроке? (о небрежном отношении людей к окружающим, о бездушии, о жестокости)

- А какие звуки вы услышали во время чтения стихотворения? (тревожная, набат)

(2 слайд)

(НАБАТ - удары в колокол как сигнал к сбору людей в случае пожара, тревоги.

2) о тревожном призыве на помощь, о необходимости срочного вмешательства во что-нибудь).

А вот о каком призыве звучит колокол сегодня, мы ответим с вами в конце урока.

II стадия «Осмысление»

Сегодня мы познакомимся с рассказом Е.И.Носова «Кукла». (3 слайд)

Какие цели поставим перед собой?

2 мин.

(попытаемся раскрыть нравственный смысл этого рассказа, будем учиться пониманию поступков людей и мотивов их поведения)

И начнём с сообщения о жизни писателя.

(Выступление подготовленного ученика)

5 минут

II . Рассказ о писателе (сообщение подготовленного ученика)







III . Аналитическая работа по тексту.

Ребята, понравилось ли вам произведение Евгения Ивановича Носова «Кукла»? Какие чувства и эмоции вызвало?

Первая реакция – потрясение, «шок». Это обусловлено, прежде всего, тем, что начало рассказа, неторопливое, размеренное, на первый взгляд, не связано с дальнейшими событиями. Настроившись на описание пейзажа, читатель предполагает, что речь пойдет либо о природе, либо о встрече двух знакомых люде.

Ребята, на доске вы видите слова, которые вы встретили в тексте, смысл этих слов не совсем понятен. Послушаем Плотникову Елену.

(4 слайд)

2 мин.

Ыгон - место, где пасётся скот; пастбище.

Сижи – места рыбалки.

Споро – быстро, проворно.

Худо – зло, неприятно.

Язь – вид речной рыбы.

Внапашку – внакидку.

1 мин.

И. Носов начинает свой рассказ с описания природы. Давайте и мы пойдём вслед за ним и прочитаем первое описание природы.
(Чтение текста со слов « В не так далекое время…» до слов «…матерый хозяин-сом» ).

Так начинается рассказ Е.И.Носова «Кукла».

(Потому что он любит родную землю, подчеркивает в пейзажной зарисовке величие природы).
Но в этом отрывке уже звучат тревожные ноты, которые омрачают восторженное настроение читателя. С чем это связано? Найдите это место в описание пейзажа. («Часами здесь кружат… обломки вездесущего пенопласта…»).
– Какую же роль играет описание природы в начале рассказа ?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос разделимся на 2 группы.

К

5 мин

ласс делится на 2 группы, каждой предлагается фрагмент пейзажной зарисовки, который ученики должны внимательно перечитать, проанализировать, найти выразительные средства, используемые писателем для описания природы, и по возможности наиболее полно и обоснованно дать ответ на вопрос.

Карточка для 1 группы

(Обучающиеся первой группы отмечают, что предложенная им для анализа пейзажная зарисовка наполнена «ощущением праздничности и радости бытия». Светлые, по-летнему яркие краски вызывают чувство тепла, комфорта, пробуждают воспоминания о лете, и лишь палый лист, похожий на рыбку-верховку, да запахи влажной земли и яблочной прели напоминают об осени, но не вызывают сожаления, а только напоминают о закономерностях в природе. Голоса и звуки, доносящиеся со спортивной площадки, довершают радостную картину, «оживляют» пейзаж, но не вносят в него дисгармонию. В приведенном отрывке природа дана во всём своём многообразии красок, запахов, звуков, состояний. (Замечу, что дети разных типов восприятия – аудиалы, визуалы, кинестетики – отметят то, что им ближе.) Автор использует олицетворения, эпитеты, сравнения, по­казывает через них гармонию в природе.)

Карточка для 2 группы

(Вторая зарисовка является полной противоположностью первой. Краски мрачные, темные, грязные. Ясные и открытые «до беспредельности» дали сменяются другими картинами: «русло сузилось», «чистые пески…затянуло» и др. Используемые писателем средства выразительности в этом отрывке: олицетворения («язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста», «свободно прет черная донная тина»); метафора («горбом выпер грязный се­рый меляк»); сравнение («меляк, похожий на большую околевшую рыбину») – усиливают мрачность, безотрадность представив­шейся нашему взору картины. Причину обмеления реки, изменений в природе автор видит в бездумном хозяйствовании, использовании большого количества химических удобрений, чужеродных богатству родной земли – «прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей».

О чем заставляет задуматься нас автор, сравнивая прежнюю и нынешнюю реку? (Об уродливом отношении человека к земле, воде, о гибели живой природы. Мы чувствуем вину перед природой за трагическое ее состояние).

Вывод. Светлое, доброе начало в природе противопоставлено жестокости, бессердечию людей.)

V . Работа по тексту рассказа.

Давайте попробуем составить словесный портрет Акимыча. Каким вы его себе представляете.

(ответы детей)

Кто такой Акимыч, и что связывает автора с ним?

(«Мы с Акимычем, оказывается, воевали в одной и той же горбатовской третьей армии… Ранило Акимыча бескровно»)

Как вы думаете, что значат слова автора «ранен бескровно?

(То есть он был контужен. Это общее поражение организма взрывной волной. Последствия такого ранения могут быть очень серьезными: от временной потери слуха, зрения, речи, до сложнейших психических расстройств. Вот и для Акимыча контузия не прошла бесследно, в моменты сильнейших переживаний стресса он утрачивает способность говорить. Именно в такой момент встречает автор героя)

Найдите описание Акимыча в момент их встречи.

(С грустью описывает автор новую встречу с Акимычем. «Акимыч, бледный, с мучительно одеревеневшими губами, казалось, не признал меня вовсе. Видно, его что-то вывело из себя и, как всегда в таких случаях, намертво заклинило»)

Что же происходит с Акимычем? Почему он не замечает красоты природы вокруг? Что его так взволновало? Куда идет Акимыч?

(«Шел молча и споро…», «сдавленно обронил»).

Прочитайте описание куклы.

Какое чувство вызвал у вас этот эпизод?

А вам доводилось видеть такую картину в жизни? Если да, то, как вы относитесь к этому?

Носов описывает куклу как человека, докажите это примерами из текста.

(подчеркивает ее сходство с беспомощным ребенком «миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах», «светлые шелковистые волосы»).

И все-таки кукла – это просто игрушка, это не живое существо.

Почему же так сильно страдает Акимыч? Как он это объясняет? («Может, со мной с войны такое… На всю жизнь нагляделся я человечины… Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий»).

Итак, можно сделать вывод, что кукла для Акимыча – не только внешнее подобие человека. Кукла – это лицо войны, детство, искалеченное войной.

Именно об этом стихотворение В.Тушновой «Кукла». Я попросила Даниила подготовить выразительное чтение этого стихотворения. Послушаем.

(чтение стихотворения)

Кукла напомнила Акимычу пережитое во время войны. Но Акимыч страдает не только из-за этого.

Что ещё глубоко ранит его душу? Найдите в тексте ответ на этот вопрос. («А люди идут мимо… и заговорит он теперь не скоро»).

Назовите всех героев этого отрывка, не только активно действующих, но и тех, которые просто упоминаются в тексте .

(Акимыч, рассказчик, кукла, неизвестный, который растерзал куклу, дети-ученики, влюбленные, мамаши с колясками, учителя).

Давайте расположим на вертикальной оси всех героев рассказа, исходя из их поступков – нравственного выбора. Объясните свое решение. (слайд 5,6)

(слайд 7 Объяснение)

-4 – неизвестный, так как он совершил кощунство.

-3 – учителя, профессия которых обязывает учить детей красоте и добру, показывать им пример своими поступками, но вместо этого они равнодушно проходят мимо куклы.

-2 – мамы, главное назначение которых – воспитывать своих детей. В их колясках маленькие дети, совсем такие же, как эта беззащитная кукла. Неужели кукла не напомнила им собственных детей?

-1 – влюбленные, будущие родители, но они тоже глухи к добру.

0 – дети-ученики, от взрослых зависит, какими они будут.

1 – кукла, она приносит радость, счастье, но не может чувствовать, не может причинить зла.

2 – рассказчик, он не равнодушен к случившемуся, у него есть душа.

3 – Акимыч, он не только близко к сердцу принял увиденное, страдал, как от собственной боли. Более того, он похоронил куклу, как человека.

Почему же люди остались безучастными к случившемуся?

Акимыч и на этот вопрос дает ответ в тексте. Найдите его.

(«Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются»).

Почему Акимыч копает настоящую могилу, как для человека? Не кажется ли вам странным его поведение?

Рассказ заканчивается короткой горькой фразой Акимыча: «Всего не закопать…» Как вы понимаете эти слова?

(Случай с куклой не единичен. Это только один эпизод. Зла много, в одиночку с ним не справиться).

(слайд 8)

Посмотрите на экран, где перечислены пороки человеческой личности. Выберите тот из них, который присущ неизвестному, растерзавшему куклу.

Жестокость

Злость

Легкомыслие

Безответственность

Равнодушие

Зависть

Трусость

Предательство

Лицемерие

Жадность

(Жестокость, безответственность)

А какой порок присущ остальным людям, оказавшимся в минусовой части нашей оси? (Равнодушие).

Равнодушие может привести к проявлению зла, жестокости и в итоге к преступлению. В подтверждение этих слов мне хочется прочитать слова польского писателя Бруно Ясенского: «Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».

Итак, ребята, давайте сделаем выводы, какой урок преподает нам Е.И.Носов своим рассказом?

(звук колокола)

Ответьте на вопрос: к чему призывает нас тревожный звук колокола?

(не быть равнодушными, быть добрее, бережнее относиться к природе)

У всех у вас возникли самые разные мысли и чувства по поводу рассказа и поднятых в нем проблем. Какой же вывод мы сделаем? «Если ты слеп, если душа твоя глуха», какой же ты человек?

Учитель обращает внимание учащихся на выставку кукол , принесённых девочками на урок, и говорит о том, что игрушки не только развлекают ребёнка, но и готовят его к взрослой жизни. Мальчики, играя с машинами, танками, самолётами, готовятся стать защитниками слабых, а девочки, качая куклу, играя с ней, готовятся стать в будущем хорошими мамами . Закономерен вопрос: к чему же готовили себя те, кто так надругался над куклой? (1 мин.)

III . Рефлексия:

Закончите предложение.

Я понял(а), что…

Подходит к концу наш урок. Я уверена в том, что все вы усвоили главный урок Евгения Носова: не будь равнодушным, не проходи безучастно мимо зла и жестокости.

« В чистом поле за просёлком»

« Варька»

« Подпасок»

«Лесной хозяин»

Домашнее задание:

написать письмо людям от имени куклы

Карточка для 1 группы

«В природе было еще солнечно, тепло и даже празднично, как иногда бывает в начале погожего октября, когда доцветают по­следние звездочки цикория и еще шарят по запоздалым шапкам татарника черно-бархатные шмели. А воздух уже остер и крепок и дали ясны и открыты до беспредельности.
Прямо от школьной ограды, вернее, от проходящей мимо нее дороги, начиналась речная луговина, еще по-летнему зеленая, с бе­лыми вкраплениями тысячелистника, гусиных перьев и каких-то луговых грибов. И только вблизи придорожных ив луг был усы­пан палым листом, узким и длинным, похожим на нашу сеймскую рыбку-верховку. А из-за ограды тянуло влажной перекопанной землей и хмельной яблочной прелью. Где-то там, за молодыми яблонями, должно быть, на спортивной площадке, раздавались хлесткие шлепки по волейбольному мячу, иногда сопровождаемые всплесками торжествующих, одобрительных ребячьих вскриков,и эти молодые голоса под безоблачным сельским полднем тоже соз­давали ощущение праздничности и радости бытия».

План ответа группы:

Предложенная нам для анализа пейзажная зарисовка наполнена _________ __________________________________________________________________._______, _________ краски вызывают чувство ____________, ____________, пробуждают воспоминания __________, и лишь __________________________________________________________________напоминают об осени, но не вызывают сожаления, а только напоминают о закономерностях в природе.

__________________________________________________________________ довершают ___________ картину, «оживляют» пейзаж, но не вносят в него дисгармонию. В приведенном отрывке природа дана во всём своём многообразии красок, запахов, звуков, состояний.

Карточка для 2 группы

«Поехал и не узнал реки.
Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затя­нуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи... Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав, прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей... Там, где когда-то страшно крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый меляк, похожий на большую околевшую рыбину».

План ответа группы:

Вторая зарисовка является полной противоположностью первой. Краски _____________, ___________, ______________. Ясные и открытые «до беспредельности» дали сменяются другими картинами: _______________ ___________________________________________________ ___________ и др. Используемые писателем средства выразительности в этом отрывке: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ – усиливают _____________, _________________ представив­шейся нашему взору картины. Причину обмеления реки, изменений в природе автор видит в_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

В.Тушнова «Кукла».

Много нынче в памяти потухло,

А живет безделица, пустяк:

Девочкой потерянная кукла

На железных скрещенных путях.

Над платформой пар от паровозов

Низко плыл, в равнину уходя...

Теплый дождь шушукался в березах,

Но никто не замечал дождя.

Эшелоны шли тогда к востоку,

Молча шли, без света и воды,

Полные внезапной и жестокой,

Горькой человеческой беды.

Девочка кричала и просила

И рвалась из материнских рук,-

Показалась ей такой красивой

И желанной эта кукла вдруг.

Но никто не подал ей игрушки,

И толпа, к посадке торопясь,

Куклу затоптала у теплушки

В жидкую струящуюся грязь.

Маленькая смерти не поверит,

И разлуки не поймет она...

Так хоть этой крохотной потерей

Дотянулась до нее война.

Некуда от странной мысли деться:

Это не игрушка, не пустяк,-

Это, может быть, обломок детства

На железных скрещенных путях

НОСОВ, ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ. (4 слайд)

Родился 1 января 1925г в селе Толмачеве под Курском в семье потомственного мастерового, кузнеца. Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб.
Закончил до войны восемь классов. Отечественная война застала его, шестнадцатилетнего юношу, в родном селе, которому пришлось пережить фашистскую оккупацию. После Курского сражения (5 июля - 23 августа 1943), свидетелем которого он был, Носов уходит на фронт, поступив в артиллерийские войска.
В 1945 под Кенигсбергом был ранен и 9 мая 1945 встретил в госпитале в Серпухове, о чем позже напишет рассказ "Красное вино победы". Выйдя из госпиталя, получил пособие по инвалидности.
С детства любивший рисовать и явно обладавший талантом, уезжает в Среднюю Азию работать художником, оформителем, литературным сотрудником. Начинает писать прозу.
В 1958 выходит его первая книга рассказов и повестей "На рыбачьей тропе".
В 1961 возвращается в Курск, становится профессиональным писателем. Учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М.Горького. Окончив их в 1902, продолжает серьезно заниматься самообразованием. В эти годы были опубликованы "Тридцать зерен" (1961), "Дом за триумфальной аркой"(1963), "Где просыпается солнце" (1965).
Произведения Е.Носова печатаются в журналах "Новый мир", "Наш современник", "Огонек", занимая достойное место в русской литературе.

Выгон - место, где пасётся скот; пастбище.

Глумиться – злобно и оскорбительно издеваться.

Кювет – канава для стока воды, идущая вдоль дороги.

Святотатство – поругание, оскорбление чего-либо святого.

Сижи – места рыбалки.

Споро – быстро, проворно.

Худо – зло, неприятно.

Язь – вид речной рыбы.

Внапашку – внакидку.

Дурнишник, белокопытник, куга, стрелолист – просторечные названия сорняков.

Избыть – избавиться от чего-либо.

Цели урока:

  • знакомство учащихся с творчеством Е. И. Но­сова;
  • углубление навыков анализа текста;
  • повторение и закрепление теоретико-литературных понятий;
  • развитие эмоциональной отзывчивости школь­ников на содержание прочитанного произведения ли­тературы.

Форма урока: синтетический урок, включаю­щий в себя работу с учебником, чтение произведе­ния, беседу о прочитанном, работу в группах (парах), словарную работу.

Оформление: выставка книг Е.И. Носова, его портрет. Возможно, кто-то из учащихся подготовит презентацию к рассказу «Кукла».

Произведения Е. И. Носова вошли в школьную программу по литературе сравнительно недавно, но уже прочно заняли своё место. Учителя ценят их за мастерство изображения действительности, за великолепный жизненный материал, на примере которого можно решать задачи воспитания подрастающего поколения в наше непростое время всеобщего равнодушия, бездуховности, отстраненности в решении проблем, безразличного отношения к окружающим людям, к природе.
Конечно, учащихся 7 класса нельзя считать искушенными читателями, свободно владеющими навыками анализа литературного произведения. Но и они способны оценить своеобразие писательской манеры Е.И. Носова. Детей поражает в первую очередь эмоциональная напряженность, заостренность изображения событий. Поэтому дадим возможность детям самостоятельно познакомиться с рассказом дома, чтобы не нарушить первоначальное эмоциональное восприятие текста рассказа «Кукла» («Акимыч»).
Беседу на уроке начнем именно с вопроса о восприятии, о том, понравилось ли произведение.
Первая реакция – потрясение, «шок». Это обусловлено прежде всего тем, что начало рассказа, неторопливое, размеренное, на первый взгляд, не связано с дальнейшими событиями. Настроившись на описание пейзажа, (которое многие дети прочитывают невнимательно) читатель предполагает, что речь пойдет либо о природе, либо о встрече двух знакомых людей.
– Какую же роль играет описание природы в начале рассказа? – закономерно задает вопрос учитель.

Класс делится на 2 группы, каждой предлагается фрагмент пейзажной зарисовки, который ученики должны внимательно перечитать, проанализировать, найти выразительные средства, используемые писателем для описания природы, и по возможности наиболее полно и обоснованно дать ответ на вопрос.

Карточка для 1 группы

«В природе было еще солнечно, тепло и даже празднично, как иногда бывает в начале погожего октября, когда доцветают по­следние звездочки цикория и еще шарят по запоздалым шапкам татарника черно-бархатные шмели. А воздух уже остер и крепок и дали ясны и открыты до беспредельности.
Прямо от школьной ограды, вернее, от проходящей мимо нее дороги, начиналась речная луговина, еще по-летнему зеленая, с бе­лыми вкраплениями тысячелистника, гусиных перьев и каких-то луговых грибов. И только вблизи придорожных ив луг был усы­пан палым листом, узким и длинным, похожим на нашу сеймскую рыбку-верховку. А из-за ограды тянуло влажной перекопанной землей и хмельной яблочной прелью. Где-то там, за молодыми яблонями, должно быть, на спортивной площадке, раздавались хлесткие шлепки по волейбольному мячу, иногда сопровождаемые всплесками торжествующих, одобрительных ребячьих вскриков,и эти молодые голоса под безоблачным сельским полднем тоже соз­давали ощущение праздничности и радости бытия».

Карточка для 2 группы

«Поехал и не узнал реки.
Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затя­нуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи... Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав, прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей... Там, где когда-то страшно крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый меляк, похожий на большую околевшую рыбину».

Учащиеся первой группы отмечают, что предложенная им для анализа пейзажная зарисовка наполнена «ощущением праздничности и радости бытия». Светлые, по-летнему яркие краски вызывают чувство тепла, комфорта, пробуждают воспоминания о лете, и лишь палый лист, похожий на рыбку-верховку, да запахи влажной земли и яблочной прели напоминают об осени, но не вызывают сожаления, а только напоминают о закономерностях в природе. Голоса и звуки, доносящиеся со спортивной площадки, довершают радостную картину, «оживляют» пейзаж, но не вносят в него дисгармонию. В приведенном отрывке природа дана во всём своём многообразии красок, запахов, звуков, состояний. (Замечу, что дети разных типов восприятия – аудиалы, визуалы, кинестетики – отметят то, что им ближе.) Автор использует олицетворения, эпитеты, сравнения, по­казывает через них гармонию в природе.

Учащиеся второй группы говорят о том, что вторая зарисовка является полной противоположностью первой. Краски мрачные, темные, грязные. Ясные и открытые «до беспредельности» дали сменяются другими картинами: «русло сузилось», «чистые пески…затянуло» и др. Используемые писателем средства выразительности в этом отрывке: олицетворения («язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста», «свободно прет черная донная тина»); метафора («горбом выпер грязный се­рый меляк»); сравнение («меляк, похожий на большую околевшую рыбину») – усиливают мрачность, безотрадность представив­шейся нашему взору картины. Причину обмеления реки, изменений в природе автор видит в бездумном хозяйствовании, использовании большого количества химических удобрений, чужеродных богатству родной земли – «прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей».

Вывод. Светлое, доброе начало в природе противопоставлено жестокости, бессердечию людей.

– Как Акимыч воспринимает то, что происходит в его родном селе? (Как личную трагедию)
– Расскажите об Акимыче. (Рассказчик говорит о том, как он познакомился с Акимычем, как много их объединяет.«На берегу, в тростниковом шалаше, мне не раз доводилось коротать летние ночи. Тогда же выяснилось, что мы с Акимычем, оказывается, воевали в одной и той же горбатовской третьей армии, участвовали в «Багратионе», вместе ликвидиро­вали Бобруйский, а затем и Минский котлы, брали одни и те же белорусские и польские города. И даже выбыли из войны в одном и том же месяце. Правда, госпиталя нам выпали разные: я попал в Серпухов, а он в Углич».
«Ранило Акимыча бескровно, но тяжело: теперь, спустя десятилетия, разволновавшись, он внезапно утрачивал дар речи, язык его будто намертво заклинивало, и Акимыч, побледнев, умолкал, мучительно, вытаращенно глядя на собеседника и бес­помощно вытянув губы трубочкой. Так длилось несколько минут, после чего он глубоко, шумно вздыхал, поднимая при этом ост­рые, худые плечи, и холодный пот осыпал его измученное немотой и окаменелостью лицо».)

На этом этапе урока будет уместно вспомнить (или прочитать) биографию Е.И. Носова (учебник-хрестоматия) и обратить внимание на его отношение к Великой Отечественной войне. Носов ушел на фронт восемнадцатилетним пареньком, сражался в составе про­тивотанковой бригады, был тяжело ранен и, вернувшись домой, не­которое время получал пособие как инвалид. Позже все пережитое, увиденное, запомнившееся – и детство, и война, и послевоенные судьбы родной страны – проходило перед духовным взором Носова и оживало в особом, преображенном виде в книгах. В своих произведениях автор никогда не описывал непосредственно военные действия. «Война в произведениях Носова звучит нередко, хотя и отрывочно, фрагментарно – то в воспоминаниях фронтовиков, то в обстоятельствах их сегодняшней жизни, как бы за пределами сюжета» (Ю.А. Дворяшин). «Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию», – писал Носов в своей автобиографии. Для самого Е.И. Носова, как и для его героев, земля, на которой живут находящиеся рядом с ним люди, священна. Это земля Родины. Её надо любить и защищать.Такое отношение к земле было характерно с древних времен, оно нашло отражение ещё в «Слове о полку Игореве». Известно, что город Курск, близ которого родился будущий писатель, упоминается в этом памятнике древнерусской литературы. «А мои куряне – хоробрые воины, – говаривал князь Всеволод…, – под шеломами взлелеяны, с конца копья вскормлены».
– А что можно сказать о современных людях? Как они относятся к своей земле, природе? (Описывая места, где оставил «следы» своего пребывания человек, автор показывает бездушное отношение человека к природе, привлекает внимание к экологической проблеме нашего времени.)
– Только ли к природе равнодушен человек в рассказе «Кукла»? (Нет. Кто-то сжег шалаш Акимыча. Рассказчик даже испугался, жив ли его старый приятель.)
– Что увидели рассказчик и Акимыч в грязном придорожном кювете? (Куклу. «Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозна­ченной улыбкой на припухлых по-детски губах».)
– Что поразило Акимыча и рассказчика в найденной кукле? (Над ней кто-то жестоко и цинично глу­мился: «светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой».)
– Как Акимыч воспринимает глумление над куклой? (Как серьезную трагедию, ведь кукла имеет человеческий облик. «Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмется. Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий. Иную сделают так, что от живой не отличишь. И плачет по-людски.)
– В каких литературных произведениях встречалась кукла? В связи с какими событиями?

Дети вспоминают рассказ В.Г. Короленко «В дурном обществе», повесть Ю. Олеши «Три толстяка» и др., говорят о том, что кукла имела важное значение в жизни детей – героев этих произведений.
– Акимыч уже не ребенок. Почему эпизод с куклой показался ему таким страш­ным? (Он напомнил Акимычу военное время.: «Может, со мной с войны такое. На всю жизнь нагляделся я человечины». Старый фронтовик не смог спокойно пройти мимо. Растер­занная кукла, лежавшая навзничь с раскинутыми руками и ногами, напомнила ему об ужасах войны, о тяжелораненых, оставшихся без рук и ног, об изуродованных телах погибших солдат, не преданных земле. Акимыч решил похоронить куклу. Для этого он выкопал настоящую могилку, охапкой сена выстлал днище ямы, аккуратно положил туда куклу, сверху прикрыл охапкой сена и только тогда закопал.
Акимыч считает, что если кто-то смог растерзать куклу, то он сможет и над человеком надругаться.)

Расширяя кругозор учащихся, можно сказать несколько слов о куклах.

Это мы сейчас думаем, что играть в куклы – занятие детское. Но много веков назад отношение к кукле было очень серьезным. С древности куклы играли таинственную, связанную с понятиями жизни и смерти роль. Древние люди считали, что кукла с нарисованным лицом походит на человека, она живая, следовательно, у нее есть душа. На Руси куклы были, прежде всего, оберегами, участниками языческих обрядов. Постепенно кукла превратилась в простую детскую игрушку, хотя и осталась эстетически привлекательной. Кукла, созданная неживой, посредством игры «оживает» в руках ребенка, который через игру постигает жизнь.
– Давайте сравним рассказ Е.И. Носова «Кукла» и стихотворение К. Случевского «Кукла».

Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась,
Стукнулась глухо о землю и навзничь упала...
Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала
Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,
Руки раскинула, ясные очи закрыла...
На человека ты, кукла, вполне походила!

Учащиеся делают вывод о том, что в обоих произведениях говорится о брошенной кукле, только в стихотворении куклу бросил ребенок – существо неразумное, поэтому его действия можно считать неосознанными. В рассказе Носова над куклой надругались взрослые или подростки, значит это сделано осознанно и достойно осуждения.
Важно уже в детстве приучать детей к бережному отношению к игрушкам. Посеешь привычку – пожнешь характер. А в наше время можно также поговорить о выборе игрушек для детей. Неестественные формы кукол, монстры, роботы не вызывают в воображении детей положительных эмоций и не могут дать реального представления о жизни. И уж тем более не учат ничему хорошему.

– Что отличает Акимыча от других людей, которые проходили мимо куклы и не обращали на неё внимания? (У него болит душа и сердце за все окружающее и увиденное, он возмущен равноду­шием людей.)
– Словарь литературоведческих терминов дает такое определение: «Равнодушие – это молчаливое согласие на зло». Как вы поняли, что значит равнодушие?
– Какой вывод делает Акимыч о причинах происшедшего? («Нынче многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются... Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках – бровью не поведут. Детишки бегают – привыкают к такому святотатству». Большое зло начинается с малого. Самое страшное – привычка к святотатству, равнодушие.)
– Рассказ Е.И. Носова «Кукла» заканчивается такими словами: «Всего не закопать…». Что значит «всего»? Как понять смысл этих слов?

Предлагаем детям высказать свои предположения, подискутировать. Не надо давать семиклассникам свой вариант ответа. Пусть их размышления не закончатся с окончанием урока.
– В первых публикациях рассказ назывался «Акимыч», а позднее – «Кукла». Как вы думаете, почему автор изменил название?
(Изменив название рассказа, автор акцентирует внимание читателя не на образе Акимыча, а на случае с куклой. Так автор выражает свой протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к природе, к окружающим людям, в том числе и к Акимычу, вкладывая его в уста своего героя.)
– Как вы думаете, изменилась ли в дальнейшем ситуация? Верит ли сам Акимыч в лучшее будущее? А рассказчик?

– Е.И. Носов советовал включить в но­вый учебник рассказ «Кукла» как произведение острое, проблемное. Согласны ли вы, что вопросы, поставленные автором, действительно актуальны? Верно ли вскрыты болевые точки, им затронутые? Какие нравственные уроки дает нам писа­тель Евгений Носов?

Дети высказывают свои суждения. Общий же вывод можно сделать такой.

Рассказ Носова «Кукла» повествует о проблемах, которые должны волновать всех. Безразличное отношение людей друг к другу, к вещам, жестокость по от­ношению к природе, к сожалению, не становится меньше, а, напротив, растет. Изменить ситуацию можно, если каждый задумается над ней и начнет меняться сам, будет работать над собой, займет активную жизненную позицию. Такую же, как автор рассказа «Кукла», дающий пример беззаветной любви к родной земле, людям, живущим на ней. Эта любовь чувствуется даже в том, что писатель использует в своем рассказе слова и выражения, характерные для жителей Курской области: дурнишник, белокопытник, стрелолист (названия растений), язь (вид речной рыбы), гусак, взгорок, «гукает кирзачами», «телогреечка внапашку» и другие. (Здесь можно поработать над отдельными словами, объяснить их значение.)

«...Он освещает проблемы, существенно важные для Родины, волнующие народ: о судьбе деревни, о социальной справедливо­сти... о том, как жить и что делать...» (И. Баскевич.)

Домашнее задание

  • написать сочинение-рассуждение «Нравственные проблемы, поднятые в рассказах Е.И. Носова».

Литература :

  1. Золотарева И.В., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: ВАКО, 2004.
  2. Литература. 7 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2/ Авт.-сост. В.Я.Коровина . – М.:Просвещение, АО «Московские учебники», 2001.
  3. Милюгина В.А., Черных О.Г. игровые уроки по литературе: 7 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 256 с. – (Мастерская учителя-словесника).
Выбор редакции
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...

Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...

Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...

Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...
Игра «Угадай, кто ты» — интересное и весёлое времяпровождение, как для больших, так и для маленьких компаний. Играя в неё, вы забудете...
Артиллерийские батареи, мощные системы заграждений и крупные силы врага. Скалистый мыс Крестовый казался неприступным. Но он был нужен...
Непреложным и обязательным правилом любой религии в воспитании человека всегда считалось развитие духовности и благожелательности....