Усадьба Ярополец Чернышёвых


Главный дом усадьбы Чернышевых «Ярополец»

Расположение: Московская область, Волоколамский район, село Ярополец.
Дата основания: 1760-е гг.

Главный дом как часть усадебного комплекса строился в 1760-гг. Здание расположено в глубине парадного двора и представляет собой кирпичный оштукатуренный двухэтажный объем с мезонином в стиле раннего классицизма. Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало, выгорели интерьеры и конструкции перекрытий, остались только стены.

В 1970 г. было начато восстановление усадьбы. Восстановлены утраченные части стен, смонтированы конструкции перекрытий и сделана кровля. Дальнейшие работы приостановлены из-за прекращения финансирования.

За прошедшие годы здание снова стало разрушаться. Появились протечки в кровле, из-за отсутствия отмостки разрушается белокаменный цоколь, отваливаются частично сохранившиеся фрагменты декора. В целом можно отметить, что памятник приблизительно на 40% сохранил свой внешний первоначальный исторический облик. Реставрационные работы на памятнике были начаты в 70-х годах и прерваны в связи с отсутствием финансирования в конце 80-х годов ХХ века.

В настоящее время здание не используется. В 1970-1988 гг. Объединением «Росреставрация» был разработан проект реставрации (ГАП Беркут В.П., Савва Е.Е.). Однако к настоящему времени проектная документация устарела и необходима корректировка ее под современные условия и расценки.

Представленный проект реставрации разработан на основании Гос. контракта №3147-01-41/10-13 от 18. 09. 2013 года по заказу Министерства культуры Российской федерации и в соответствии с нормативно-методической документацией по реставрации. (СРП-2007.16.01.2011, РНиП 4.05.93).

Состав и объем комплекта документации выполнен в соответствии с техническим заданием на проектирование.

На основании планового (реставрационного) задания изыскательские работы были направлены на исследования сохранившихся частей и элементов памятника для восстановления исторического облика.

На основании историко-архивных исследований была составлена историческая справка; проведены схематические обмеры здания и архитектурно-археологические обмеры сохранившихся деталей, инженерные исследования, исследования строительных и отделочных материалов, а также на стадии предварительных работ был проведен анализ ранее выпущенной документации, разработанной трестом Мособлстройрестарвация и институтом ГИПРВУЗ. Необходимо отметить тот факт, что к настоящему времени остов главного дома и фасады в целом восстановлены, но в процессе восстановления (в 1970 г.), были утрачены многие оставшиеся следы старых форм.

Краткая историческая справка с анализом хронологии объекта реставрации. (основных этапов формирования Главного дома усадьбы)

Первые сведения о селе Ярополец относятся к XIV веку. В разных источниках село именуется Ерополч, Ерополча. Современное название села Ярополец в конце XIX века относилось к усадьбе Гончаровых, а усадьба Чернышевых-Кругликовых называлась Ярополчем.

До 1684 года Ерополч был царским дворцовым селом, местом заповедной царской охоты. С 1684 года село было пожаловано Петру Дорофеевичу Дорошенко. О застройке, которая была произведена в селе, никаких данных нет.

Основание дворцово-паркового ансамбля многие исследователи приписывают графу Григорию Петровичу Чернышеву, который купил в 1717 году землю под усадебную застройку у наследников гетмана Дорошенко.

После смерти Григория Петровича Чернышева имение наследует его сын – Захар Григорьевич Чернышев, известный как блестящий полководец, руководивший в ходе войны с Фридрихом II штурмом Берлина в 1760 году, фаворит Екатерины Второй. Императрица высоко ценила административные способности Захара Григорьевича и назначала его на руководящие посты. Именно Захар Григорьевич Чернышев и стал основателем одной из известнейших русских усадеб.

В конце 1770-х Чернышев решил превратить свою ярополецкую усадьбу в «русский Версаль». Украшением паркового комплекса стал дом-дворец. Сооружение считалось одним из красивейших не только в Подмосковье, но и в России. Парадный двор дворца был оформлен изящными флигелями. Кареты въезжали через ажурные ворота. Зубчатые башни ворот напоминали о победах в Русско-турецкой войне.

Своеобразно был спланирован не только дом, но и имение в целом. Как уже было сказано, его прообразом стал Версаль с лучами-аллеями. Известно, что прямые лучи версальских аллей пересекались точно в спальне королевского дворца.

Однако фельдмаршал Чернышев понял солнечную символику Версаля весьма оригинально – прямые лучи соединяли деревни, которые вошли в поместье.

План усадьбы

На парадный двор с площади вели оригинальные ворота в виде двух крепостных башен, делая усадьбу похожей на феодальный замок. На башнях развевались штандарты Чернышевых, над проездом размещался родовой герб. В «Экономических примечаниях» к генеральному межеванию Волоколамского уезда, датированных тем же 1766 годом, дается описание полностью сформированного ансамбля усадьбы. О дворце там говорится: «Дом господской в три этажа, каменный, хорошей архитектуры» Здание дворца, возведенное в 1760-х годах в стиле французского неоклассицизма, несвойственном подмосковной усадьбе, является произведением высокого художественного уровня. При создании образа дворца применялась плоская декорация из лопаток, филенок и оконных наличников с гирляндами. Карнизы и лепнина оживляли облик фасада, равномерно расчленённого лопатками. Лепные замки и гирлянды украшали парадный этаж с большими арочными окнами. Центральная часть здания была выделена аттиковым этажом с овальными окнами. Поверхность стен фасада тонко декорирована лепными гирляндами, наличником с замковым картушем из белого камня, подоконником и подоконными деталями также из белого камня, изящным карнизом и лепниной под окнами. Так же выглядит в целом фасад главного дома, выходящий в парк. Полуциркульные переходы, относящиеся уже к 19 веку, несколько отличаются по архитектуре от главного дома, но достаточно тонко ему ассистируют вместе с двумя воротами по обеим сторонам Красного двора, выходящими во дворы каре.

В целом надо отметить уникальность как композиции дома с двумя каре, так и масштабность планировочной системы с парком прудами и дорогами, объединяющими все владения Чернышевых в Яропольце.

Одним из автором проекта, по всей вероятности, являлся ведущий мастер неоклассицизма того времени Жан Батист Валлен-Деламот, известный как автор зданий в Петербурге таких, как Академия Художеств и Гостиный Двор. В пользу этого предположения говорит, например, тот факт, что примерно в это же время по его проекту строился дворец для Ивана Григорьевича Чернышева, брата владельца усадьбы.


Схема постройки соответствовала тогдашнему представлению об идеальном городе-резиденции и сближала Ярополец с французским Версалем, чем и было вызвано, что усадьбу современники называли «Русским Версалем».

Дворец выстроен из кирпича в стиле переходном от барокко к классицизму.

А.В. Чекмарев пишет: «Вероятное авторство Валлен-Деламота заставляет пересмотреть место и значение ярополецкого дворца в архитектурном наследии Подмосковья. Следует еще раз подчеркнуть, что в Яропольце до наших дней дошел один из редчайших памятников французского неоклассицизма первой половины 1760-х гг., почти не представленного в усадебной архитектуре.» Как заказчик З.Г.Чернышев мог определить стиль и вид своего дворца, так как побывал при военных действиях почти во всех европейских странах. Кроме того, в это время распростронялись увражи с французской и итальянской архитектурой.

У Чернышева, конечно, были эти увражи. Был он и хорошо знаком с архитектором Валлен-Деламотом. Но руководителем работ и соавтором постройки, по-видимому, был сам З.Г.Чернышев. Помогали ему в этом ученики архитекторов. Строительство своего дворца З.Г.Чернышев начал с устройства своего кирпичного завода в Яропольце, на котором изготовлялся не только кирпич, но и кровельная черепица. Эта черепица частично сохранилась на башнях конного двора. Полностью достроить усадьбу ему не удалось, однако уже современники ставили Ярополец в один ряд с «наилучшими в Европе увеселительными домами». Позже возникла традиция называть усадьбу «Русским Версалем». Хотя и многие другие парадные усадьбы русского дворянства, отличавшиеся особой пышностью, сравнивали с Версалем, но в случае с Яропольцом это наиболее оправдано. «Композиция усадьбы, стилистика зданий и паркового оформления вызывают здесь массу ассоциаций с французским прообразом, естественно, с учетом несопоставимых масштабов, различий в художественном уровне и иной местной специфики. Тем не менее, в Яропольце нагляднее и последовательнее, чем во многих других русских ансамблях, был реализован тип репрезентативной загородной усадьбы версальского образца, ориентированный на французские регулярные города-резиденции XVII века».

З.Г. Чернышев умер в 1784 году, а в 1787 году, в усадьбе случился страшный пожар, интерьеры дворца были почти полностью уничтожены. Восстановительные работы заняли несколько десятилетий. По всей вероятности сгорела и оригинальная кровля.

В XIX веке обустройством усадьбы занимался Иван Гаврилович Чернышев-Кругликов. В этот период, в 40-е годы ХIХ века, был перестроен главный дом с флигелями, хозяйственные дворы были соединены с главным домом полукруглыми переходами. Сохранилось описание хозяйственных построек: «Дом господской в три этажа, каменный, лучшей архитектуры, по сторонам оного службы конный и скотной двор построены четыреугольными замками, все каменные, крытые черепицею с четвероугольными осмнатцатью башнями, соединены между собой каменными стенами, которые составляют господской двор, при въезде в оный две круглые башни...» .

После 1917 года в усадьбе была национализирована и в ней располагается районная больница, затем санаторий им. Павлика Морозова, в годы Великой отечественной войны - госпиталь. В годы войны обе соседние ярополецкие усадьбы были заняты немцами, в здании дворца ими устроен штаб с 30 октября 1941 года по 17 января 1942 года. Чернышевская усадьба неоднократно подвергалась бомбардировкам, дом-дворец сожжен в ноябре, остались одни только стены. Служебные постройки, примыкающие к парадному двору, были заняты фашистскими военными частями.

Несмотря на значительность и уникальность памятника, а так же на продолжительное время изучения объекта специалистами, в силу сложившихся обстоятельств, исследования велись фрагментарно и непоследовательно. Долгое время работы были остановлены вовсе из-за прекращения финансирования. В начале 20 века было создано Общество исследователей русской усадьбы. Ими опубликованы статьи и материалы по усадьбе Чернышевых. Со статьями, посвящёнными усадьбе, в разное время выступали С. А. Торопов, Н. Я. Тихомиров, но их материалы в основном были описательного характера. Памятник исследовали А. П. Седов после войны и разрушения его в 1941-1942 г., А.С. Фуфаев, оставивший описание и обмеры схематического характера. (Рис. 17.). В 1946-1948 годах архитекторы Н.Я. Тихомиров и А.С. Фуфаев составили паспорта на памятники ярополецкой усадьбы Чернышевых. Общий объем разрушений здания дворца оценивался ими в 70% от его прежнего состояния.

Увражи из французских альбомов XVIII в.


Описание существующего облика здания

Дворец усадьбы Чернышевых в Яропольце является единственным в своем роде памятником переходного периода от архитектуры 60-80 годов ХУШ века со своеобразными чертами барокко к архитектуре раннего русского классицизм.

При обследовании существующего состояния главного дома усадьбы в настоящее время наблюдается большой процент утрат первоначальных элементов конструкций. Утрачено более 70% первоначального облика. По дошедшим до нас графическим и архивным материалам, главный дом представлял собой соединенные между собой три разноэтажные объема, с внешними габаритами 68х20м. Существующие части представляют собой:

    • Фасады здания.
    • Двухэтажный с мансардой центральный корпус, соединенный с двух- этажными фланкирующими корпусами.
    • Старая кирпичная кладка зданий выполнена из кирпича размером 27х13х7 см на известковом растворе, толщина шва – до 2 см. Как отмечалось ранее, дворец сожжен в ноябре 1942 года, остались одни только стены. Первоначальная кладка на корпусах сохранилась в разной степени. Разрушения происходили и в послевоенное время. При реставрационных работах, проводившихся в 1970-80 годах, разрушенные части стен были восстановлены. В дошедшем до настоящего времени строении в основном видна новая кладка стен и небольшие фрагменты первоначальной кладки.
    • В основном фасады здания восстановлены в 80-х годах 20-го в. Остались неотреставрированными белокаменные детали наличников и лепные гирлянды.

Основные положения проекта реставрации


Проект реставрации «Мособлстройрестарвация».1960г.



План по обмерам Кузнецова


План приспособления 1952г.

В архивных документах есть запись о покраске балясин парадной лестницы, но при рассмотрении проекта реставрации объенинения «Росреставрация» 1980г., нет парадной лестницы. В проектах французских архитекторов, а именно на них ориентировался Чернышев при строительстве своего дворца, парадным лестницам отводилось большое помещение при входе в здание.

Рассматривая обмерные чертежи Фуфаева и Кузенецова (рис 19,21) можно отметить, что планировка здания не была такой же симметричной, как на планах приспособления сделанных в 1970-80 годах и даже выполненных в натуре. Более ранний проект приспособления (1952г.) качественно отличается от всех остальных, согласуясь с обмерными чертежами и принципами планировки французских проектов подобных зданий.

Примеры интерьеров домовых церквей


Гатчинский дворец. Домовая церковь.


Церковь вмц. ВАРВАРЫ при дворце гр. С. Д. Шереметьева

Церковь Александровского дворца


Павловск.Домовая церковь 1780е годы

По рассмотренным материалам приходишь к выводу, что в выполненных ранее проектах реставрации нет решений по крыше, по парадной лестнице и домовой церкви.

Представленный настоящий проект – попытка ответить на эти вопросы и обосновать принятые решения.

Сохранившиеся белокаменные детали наличников расчистить, а утраченные детали воссоздать, используя сохранившиеся как образец. Частично здание было оштукатурено при проведении реставрационных работ. Штукатурку продолжить цементно-известковым раствором по рекомендациям технолога. Восстанавливаются лепные декоративные элементы фасадов. При восстановлении лепнины необходимо руководствоваться чертежами проекта реставрации. Сохранившиеся лепные детали на фасаде укрепить, утраченные фрагменты дополнить. При воссоздании полностью утраченных элементов можно использовать сохранившиеся лепные детали как образец, изготовив по ним форму для отливки. В новых отливках предусмотреть клямеры для крепления к стене. Отливки пропитать гидрофобными составами. На отсутствующие декоративные элементы (герб Чернышевых на парковом фасаде) разработать подробные рабочие чертежи. Рисунок окон в проекте представлен на период 18 века. Рабочие чертежи по окнам разработаны по утвержденному на художественном совете варианту. Карнизы и профили выполнить по образцу восстановленных при реставрации в 1970-80гг. По стенам здания необходимо произвести вычинку кирпичной кладки, в местах ее разрушения, закончить штукатурку по всем фасадам. Ступени внешних лестницы должны быть выполнены из блоков песчаника. По дворовому фасаду крыльца имеют две ступеньки, по парковому фасаду крыльца состоят из 10-ти ступеней. В соответствии с уровнем первых ступеней произвести планировку отметки земли. Цветовое решение фасадов предлагается на основе изучения архитектурного стиля, в духе которого построено здание дворца, аналогов того времени.

А также проектом предусмотрено:

        • Завершение штукатурных работ по фасадам и интерьерам
        • Воссоздание утраченных лепных украшений.
        • Покраска здания по согласованному проекту.
        • Восстановление парадных крылец по фасадам.
        • Установка оконной и дверной столярки.
        • Устройство полов.
        • Отделка интерьеров
        • Устройство лестницы в подвал плитами из песчаника.

Фундаменты и цоколь

При обследовании фундаментов были вырыты шурфы. Обследование показало, что фундаменты находятся в удовлетворительном состоянии, но укрепление их всё же произвести надо. Так по парковому фасаду установлено, что заглубление фундаментов около 70 см., это не отвечает современным требованиям. В связи с этим необходимо произвести ряд мероприятий по приведению фундаментов здания к современным нормам по глубине промерзания. Отмостка вокруг здания отсутствует. Восстановление отмостки разработать в инженерно-конструкторском разделе. Проектом должно быть предусмотрено устройство песчано-гравийной подготовки (с гидроизоляцией и уклонами), выполненной из каменных плит песчаника размером 30х40 см. Укладывать плиты со швами 5-10мм. Уровень отмостки не должен перекрывать сохранившиеся продухи в цоколе здания.

Цоколь дворца выложен из кирпича и облицован белокаменными блоками 20х 50-60см. Состояние блоков удовлетворительное, но из-за сырости, вследствие отсутствия отмостки, покрыты зеленой плесенью, которую необходимо удалить. Кроме работ по цоколю необходимо произвести расчистку и докомпановку отдельных утрат по белокаменному цоколю.

В цокольной части флигелей расположены подвалы. Степень сохранности их удовлетворительна и есть предположения, что они построены еще при Г.П. Чернышеве.


По подвалам необходимо произвести расчистку пола от мусора и восстановить двери по сохранившимся подставам и ступеньки спуска.

Интерьеры

Планировка дворца сохранилась только в пределах капитальных стен. Интерьеры дворца полностью утрачены. Нет ни проектов, ни фиксации того, что было построено первоначально. Имеющиеся архивные фотографии отображают вид интерьеров в начале 20 века. Но до этого были и пожары в 1787 году и перестройки новыми владельцами, а описание сводится только к предметам, украшавшим интерьеры.

В связи с этим при реконструкции планировки были использованы проектные решения подобных зданий 18-19 века. Проанализированы сохранившиеся архивные фотографии и обмерные чертежи 1946-80 годов.

Предлагаемый для рассмотрения эскизный проект основывается на этих аналогах. При входе с парадного двора в здание дворца восстанавливается площадка о двух ступенях. Внутри устраивается тепловой тамбур. Справа от входного зала располагается гардеробная. Слева - лестница на второй этаж и вход в помещения первого этажа. Комнаты первого и второго этажей анфиладного типа с дверными проемами, расположенными по одной оси. Центральный зал, выходящий окнами в парк, имел камин и над ним горельеф герба рода Чернышевых.


Справа и слева от камина стояли скульптуры. Как следует из исторических данных, эти скульптуры предназначались для установки их в храме у склепа З. Чернышева, но по каким-то причинам так и не были там установлены (рис.16). Залы первого этажа были украшены лепными гирляндами, парными колоннами ионического ордера с канелюрами. Стены залов украшали медальоны с гербами и портретами предков. По потолку был протянут карниз с кронштейнами (рис.17). Полы из наборного паркета.


Планировка второго этажа, в целом, повторяла планировку первого этажа, но в отличие от первого, высота комнат которого была 4,5 метра, здесь высота комнат 3 метра. Мансардная надстройка в центральной части здания явно предназначалась для увеличения высоты помещения второго этажа и устройства в нем «второго света». В архивных документах есть запись о просьбе управляющего имением вынести иконостас на время ремонта помещения. В связи с этим предполагается, что домовая церковь была устроена в центральной части дворца в зале второго этажа, выходящего в парк. На самый верх в мансардный этаж вела служебная лестница, на второй этаж – парадная.

АРФ. Ф. 1713. Оп. 2. Д. 45. Ведомости расходов разных материалов для ремонта господского дома в селе Яропольце. 1841-1844 гг.Л.1 Ведомость сколько употреблено покупных и экономических материалов для окончательной отделки в селе Ярополче господского дома, сколько уплочено вольным мастерам за паркетныя полы и малярную работу, Лаку масляного для парадной лестницы …

Расположение парадной лестницы определилось на основе плана 1946 года составленного А. Фуфаевым и обмеров входного зала Серова. Вид лестницы неизвестен, поэтому для ее реконструкции привлечены аналоги из зданий 18-19 веков.


План по обмерам А.Фуфаева 1946г.

Примеры по устройству лестницы на 2 этаж



Лестница в дворце.Франция

Примеры решений устройства лестниц




Лестница в дворце Меньшикова


Дворец Меньшекова план разрез

Обмеры А.Седова

Проектное предложение по восстановлению парадной лестнице

Планировка дворца. Внизу на центральной оси: со двора при входе - "парадная прихожая", а по сторонам от нее - лестница (слева от входа?), столовая с буфетной (справа); окнами в сад две небольшие гостиные для игры в карты и шахматы. Канонические парадные апартаменты с двумя спальнями (для графа и графини) находились во 2-м этаже. При них на дамской половине - будуар, гардеробная: на мужской половине - кабинет, м.б. библиотека: а в центре апартаментов, на главной оси - зал-"салон" с куполом и одна общая гостиная (? не ее ли в поздних источниках называли "круглой столовой"). В этих верхних апартаментах и останавливалась Екатерина, приватно пребывая в них 3 дня со своим фаворитом

Пристроенные в 19 веке четыре круглых башни, предназначенные для размещения в них ватерклозетов, и восстановленных при реставрации в 1980г., предлагается сохранить. Полукруглые крылья, соединяющие дворец с конным и скотным дворами также были возведены в 19 веке и архитектура их сохранилась. По ним необходимо произвести реставрацию кирпичной кладки существующих стен и штукатурки.

В предлагаемом проекте реконструкции предусматривается максимально возможное воссоздание первоначального вида дворца на середину 18 века.

Крыша и фасады

Первоначальная крыша не сохранилась, и какая она была до пожара 1787 года доподлинно не известно. Существующая сейчас кровля явно не соответствует первоначальному виду и подлежит переделке в соответствии, с проектом реставрации основанном на аналогах и исторических сведениях с покрытием кровли черепицей. Конструктивно выполнена по типу мансардных крыш 18 века.

Аналоги. Примеры фасадов зданий XVIII в.


Дворец Шереметьева в С.Петербурге


Рундальский дворец. Впервые его начали строить в 1736-м году. Внутренняя отделка была завершена только к 1768-му году. Принадлежал Бирону.


Дворец Меньшикова в Петербугге после реставрации.


Дворец Меньшикова (гравюра)


Замок Людвигсбург.1733


Замок Вилландри. XVIII в.


Дом купца в Туле. 1744г.


Особняк в Праге. XVIII в.


Замок Во-Ле-Виконт

В данном проекте также предусмотрено восстановление печных труб и печей, существовавших в здании, а также флагштока над центральным объемом здания. Аналоги зданий с подобными крышами представлены выше (рис. 28-36.).

По архивным сведениям можно предположить, что все строения усадьбы были покрыты черепочной кровлей. Кирпич и черепица изготавливались в Яропольце. Третий этаж был мансардного типа характерным - для архитектуры этого периода. По всей вероятности при пожаре была уничтожена оригинальная кровля. Восстановительные работы заняли несколько десятилетий. К этому времени изменились архитектурные стили и приемы сооружения крыш. Высокие мансардные крыши вышли из моды, а задуманное З.Г. Чернышевым - «Версаль» с его высокими кровлями был забыт новыми хозяевами. Сгоревшую крышу дворца восстанавливать в первоначальном виде уже не стали. Реконструкции дворца, выполненные в 1949 году А. Седовым и проект реставрации «Мособлстройрестварция» 1980г., не затронули воссоздания первоначальных крыш на дворце. Здание дворца на этих проектах совсем не похожи на стиль французской архитектуры 18 века, а именно такую хотел воплотить в своем дворце З. Г. Чернышев.

Конструктивные решения

Техническое состояние здание оценивается как ограниченно работоспособное.

Проектом предусмотрено:

        • Усиление фундаментов методом инъектирования и подводки новых железобетонных фундаментов.
        • Замена стропильной системы под черепичное покрытие.
        • Разработка конструкций парадной лестницы и лестниц при входах в здание.

Выводы

На основании натурных исследований нужно отметить ценность сохранившихся подлинных элементов.

Сохранилось достаточное количество материала двух значительных периодов:

        • Первоначального 1760г.
        • Второго – реконструкции при Чернышеве – Кругликове в 19 веке.
        • Далее здание после 1919года здание приспосабливалось под колонию беспризорников, потом под жилье служащих при больнице. После 1945 года в полуразрушенном здании был гараж и мастерские военной части.

Эскизный проект реставрации 1985 года, выполненный институтом ГИПРОВУЗ предусматривал восстановление утраченных частей. Восстановительные работы были начаты, но не закончены внезапным прекращением работ, что в отдельных случаях привело к ухудшению состояния подлинных частей. Необходимо пересмотреть проект приспособления в соответствии с вновь выявленными проектными предложениями ориентированные на восстановление дворца на первоначальный период строительства с частичным восстановлением интерьеров и сохранения с реставрацией пристроек 19века.

Список нормативных и ссылочных документов

      • Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
      • СНиП 2.01.01-82 Справочное пособие к СниП. Строительная климатология
      • СНиП 2.02.01-83*. Основания зданий и сооружений.

Усадьба Чернышёвых Ярополец (Ерополч) в Волоколамском районе Московской области как архитектурный ансамбль возникла в 1770-е годы. Идея "Русского Версаля" принадлежит полководцу графу З.Г.Чернышеву (это он руководил штурмом Берлина в 1760 году). Дворец с полукруглыми крыльями и пристройками-каре, центральные ворота в форме башен, большой парк с обелисками, оранжереи с бассейнами, пруд, уникальная церковь Казанской иконы Божией Матери и даже мечеть с минаретами - так выглядела усадьба в XIX веке. Усадьбу посещала Екатерина II, в честь её с парке установлен обелиск. Сейчас усадьба находится в плачевном состоянии, но под охраной и закрыта от посещения. Планируется масштабная реставрация, которая уже началась с Казанской церкви.
Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, сентябрь 2016

1. План усадьбы Чернышевых в ее лучшие годы: 1 - дворец (1770-е гг.), 2- церковь Казанской иконы Божией Матери (1798 г.), 3 - оранжереи с бассейнами, 4 - стены-кулисы у оранжереи и у здания каре, 5 - каре хозяйственных построек примыкающих к дворцу, 6 - хозяйственные постройки, 7 - рига, 8 - въездные "Красные ворота", 9 - коллонада, 10 - балюстрада, 11 - бюст Дорошенко П.Д. (его могила, с часовней над ней, находится недалеко и о ней будет отдельная статья), 12 - обелиск в честь Екатерины II

Историческая справка:
Первые сведения о селе Ярополец относятся к XIV веку. В разных источниках село именуется Ерополч, Ерополча. Современное название села Ярополец в конце XIX века относилось к усадьбе Гончаровых (о ней будет отдельная статья), а усадьба Чернышевых-Кругликовых называлась Ярополчем.
До 1684 года Ерополч был царским дворцовым селом. В 1684 г. по повелению царевны Софьи село Ерополч с соседними деревнями и землями было пожаловано Петру Дорофеевичу Дорошенко - плененному гетману Украины. После кончины гетмана его сыновья разделили наследство между собой, а в 1717 г. одна из частей имения перешла к Чернышёвым.

Григорий Петрович Чернышев, купивший в 1717 г. землю у наследников гетмана Дорошенко, являлся генерал-губернатором Московской губернии. Граф Чернышев, ввиду занятости на государственной службе, почти ничего не строил на своих подмосковных землях, за исключением Казанской церкви, заложенной в 1742 г.
После смерти в 1745 г. Г.П.Чернышева имение наследует его сын - Захар Григорьевич Чернышев, известный как блестящий полководец, руководивший в ходе войны с Фридрихом II штурмом Берлина в 1760 году, фаворит Екатерины Второй. Он и считается основателем усадьбы.
З.Г.Чернышев решил превратить свою ярополецкую усадьбу в «русский Версаль». На площадь перед церковью, игравшую роль торгового и культурного центра всей округи, в соответствии с новым планом стекались пять дорог, связывавших усадьбу с периферией владений (прообразом стал Версаль с лучами-аллеями). К середине 1770-х гг. было завершено строительство парадного усадебного ансамбля. Дворец был выстроен из кирпича в стиле переходном от барокко к классицизму. После подписания в 1774 г. мира с Турцией на территории усадьбы построили мечеть (не сохранилась). Тогда же усадьбу Чернышевых посещала Екатерина II, в честь её был построен обелиск в саду (сохранился до наших дней). З.Г.Чернышев умер в 1784 г, а в 1787 г., в усадьбе случился страшный пожар, интерьеры дворца были почти полностью уничтожены. Восстановительные работы заняли несколько десятилетий.
В 1780 г. на месте прежнего храма началось строительство уникального по своей архитектуре храма Казанской иконы Божией Матери, который достраивала уже вдова З.Г.Чернышева - Анна Родионовна.
В XIX веке обустройством усадьбы занимался Иван Гаврилович Чернышев-Кругликов. В этот период, в 40-е годы ХIХ века, был перестроен главный дом с флигелями, хозяйственные дворы были соединены с главным домом полукруглыми переходами.
После 1917 года усадьба была национализирована и в ней располагается районная больница, затем санаторий им. Павлика Морозова, в годы Великой отечественной войны - госпиталь. В 1924 г. «большая коллекция географических карт, рисунков, гравюр, фарфора, бронзы и около тысячи книг» были распределены между центральными музеями и областным краеведческим музеем, который формировался на базе Новоиерусалимского монастыря.
В годы Великой Отечественной войны усадьба была занята немцами, в здании дворца ими устроен штаб с 30 октября 1941 года по 17 января 1942 года. Служебные постройки, примыкающие к парадному двору, были заняты фашистскими военными частями. Чернышевская усадьба неоднократно подвергалась бомбардировкам, дом-дворец сожжен в ноябре, остались одни только стены. Произведения исскуства, вывезенные из усадьбы в Новоиерусалимский монастырь, погибли во время немецкой оккупации.
Сейчас усадьба принадлежит Московскому авиационному институту, планируется масштабная реконструкция.

2. А так усадьба Чернышёвых выглядит сейчас, вид из космоса

3. Центральная часть парка усадьбыЧернышевых, XVIII в. Террасный регулярный липовый сад, спускающийся к пруду и обширному пейзажному парку. Схематический обмер Н.Л Целищевой

4. Еще один, безымянный план учадьбы

5. Церковь Казанской иконы Божией Матери, 1780-1798 годы, архитектор неизвестен, а идеологом строительства является граф З.Г.Чернышев. Храм уникален своим устройством - состоит из двух симметричных частей, соединенных сквозным поперечным проходом (притвором), служащим одновременно вестибюлем для каждой из частей. К торцам прямоугольного в плане здания пристроены две одинаковые по форме апсиды: северо-восточная является церковным алтарем, а юго-западная служит усыпальницей Чернышевых. После строительства сюда был перенесен прах фельдмаршала З.Г.Чернышева, умершего в 1784 году и похороненного ранее в другом месте. Виднеющийся между куполами объект - колокольня (1839-1869 гг.), стоящая за церковью. Сейчас церковь и колокольня восстанавливаются (или все-таки реставрируются?)

6. План церкви Казанской иконы Божией Матери в усадьбе Чернышевых Ярополец

7. Въездные "Красные ворота" и дворец усадьбы Чернышевых

8. "Красные ворота" в форме башен

9. Слева видна часть бывшей пристройки в форме каре

10. Дворец Чернышевых

11. Отдельно стоящая хозяйственная постройка, справа виден флигель с 9 фото

12.

13. Правый флигель у дороги. От бывшей пристройки-каре остались только заброшенные четыре флигеля по углам

14. Входные ворота с правой стороны усадьбы, остатки правого каре

15. Эти же ворота с внутренней стороны усадьбы

16.

17. Еще один правый угловой флигель

18. Главный усадебный дом - дворец Чернышёвых

19. План приспособления дворца усадьбы Чернышевых 1952 года

20.

21. Заросшие ворота в бывшем левом каре со стороны двора усадьбы

22.

23. Флигель с фото 13, но со стороны двора

24. "Красные ворота" со стороны двора и церковь Казанской иконы Божией Матери

25. Декоративные архитектурные элементы на фасаде дворца

26.

27. Это фото уже за пределами двора. Дальний верхний правый флигель бывшего правого каре

28. он же

29. Недостроенное здание на месте правого каре

30. Дворец со стороны парка

31.

32. Обелиск в честь Екатерины II в центре парка, поставленный в память посещения усадьбы Екатериной II в 1775 г. Вид со стороны дворца

33. Парк

34.

35. Обелиск в честь Екатерины II в центре парка, поставленный в память посещения усадьбы Екатериной II в 1775 г.

36. Вид на обелиск со стороны пруда

37. Красный пруд

38. Усадьба Чернышёвых, 1924-1928 гг.

39. Усадьба Чернышёвых, фото начала XX века

Записи из этого журнала по тегу «усадьба»

  • Пушкинский праздник в Захарово

    Пушкинский праздник очередной раз отметили в Захарово. В усадьбе Захарово музея-заповедника имени А.С.Пушкина прошел 43-й Пушкинский праздник.…

(Россия, Московская область, Волоколамский район, Ярополец)

ООО «Парковая реставрация» в марте 20014 г. разработала проектную документацию по реставрации парка и восстановлению исторического облика территории по объекту: «Усадьба Чернышевых», расположенного по адресу: Московская область, Волоколамский район, с. Ярополец. Проектные работы выполнялись на субподряде у ООО «АК-Проект» по заказу Министерства Культуры Российской Федерации. В настоящее время усадьба и церковь недоступны — обнесены заборами. В храме ведутся восстановительные работы.

Находится к северо — западу от Волоколамска, в 0,5 км от усадьбы Гончаровых, сложилась как дворцово-парковый ансамбль в первой половине 1760-х гг.
Один из «молодых друзей» Екатерины, герой Семилетней войны с Пруссией, З.Г. Чернышев в 1762 году неожиданно подал в отставку после того, как увидел, что в «фавор» попали безвестные братья Орловы, а он, как ему показалось, был обойдён вниманием новой императрицы.

План усадьбы

  1. Дворец
  2. Обелиск
  3. Парадные ворота курдонёра
  4. Боковые ворота курдонёра
  5. Конный и скотный дворы
  6. Службы
  7. Церковь
  8. Колокольня

Захар Григорьевич — самолюбивый человек, выразил свои неудовлетворённые амбиции в усадебном ансамбле Яропольца. В резиденции сановного вельможи был выстроен двухэтажный дворец (в стиле раннего классицизма, с мотивами французского рококо), хозяйственные корпуса; в ансамбль так же вошла уже существовавшая церковь с колокольней.
Внутреннее убранство дома соответствовало его пышной архитектуре. Особого внимания заслуживал парадный зал с «галереей предков» — портретными барельефами на стенах.
На берегу Ламы был разбит великолепный парк, с оранжереями (также украшенными барельефами, привезёнными из Крымской Кафы), «храмом» в честь Екатерины II, с театром, и мечетью с двумя минаретами, сооружённой по поводу победоносного мира с Турцией в 1774 г. Весь комплекс усадьбы был обнесён каменной оградой.
Казанская церковь (1798 г.) оригинальное по своей композиции двухкупольное сооружение. Зальное пространство храма оформлено по периметру коринфскими каннелированными полуколоннами и перекрыто огромным зеркальным сводом, из центра которого свешивается цепь, державшая когда-то роскошную люстру… Стены, полуколонны и уцелевший каркас алтарной преграды с золотыми колонками — насыщенного синего цвета. Изящные капители, развитой антаблемент, с тонкой орнаментальной лепкой и свод плафона — белоснежные. Немного мрачно, но торжественно. Зал церкви- усыпальницы З.Г. Чернышева напротив жизнеутверждающе светел, и до самых крестовых сводов наполнен лёгкими потоками воздуха. В апсиде усыпальницы ещё сохраняются остатки монументального надгробия графа Чернышева. Это плоская пристенная пирамида, высотой около 4 метров, в основании которой мощный ступенчатый цоколь, украшенный барельефами. На цоколе, как на пьедестале покоится база (нижняя часть) колонны, на которую был водружён чёрный мраморный саркофаг.
А теперь вернёмся к жестокой действительности… Внутреннее пространство храма буквально истерзано вандалами, здесь сокрушено и поругано всё, что было досягаемо. Не пощадили даже надгробия, падая с пьедестала массивные глыбы мрамора пробили перекрытия усыпальницы…
Широта замысла и его мастерское исполнение, а так же цельность художественного ансамбля дали в своё время повод называть усадьбу русским Версалем.
Что же теперь осталось от «Версаля»? Думаю, Вы видите сами. Унылую картину запустения как нельзя лучше дополняет сказочный ярополецкий парк, с причудливо изогнутыми деревьями...






Усадьба Ярополец Чернышевых-памятник культурного наследия

Данный объект находится в федеральной собственности и в 90-е гг. передан в пользование Московского авиационного института. На сегодняшний день реставрационные работы на объекте не ведутся, а судя по внешнему облику усадебного дома, уже остро стоит вопрос о проведении первоочередных противоаварийных мероприятий.
Красивейший усадебный комплекс федерального значения под равнодушные взгляды приходит в упадок. Пользователь, не имеющий возможности адекватно следить за состоянием объекта и обеспечить проведение всех необходимых работ, при этом рьяно защищает свое право на использование объекта, тем самым не давая собственнику возможность привлечь реальных инвесторов. Начиная с 1966 г. исполнительным органом власти Московской области принимались акты, направленные на сохранение усадебного комплекса и прилегающей территории, а также закреплялась обязанность Московского авиационного института по охране памятника архитектуры.

Источник:
Концепция создания механизма привлечения инвестиций в сохранение русской усадьбы как объекта культурного наследия//Мир искусств (Вестник международного института антиквариата) №1 (5), 2014, с. 71





Персоналии

Граф ЗАХАР ГРИГОРЬЕВИЧ ЧЕРНЫШЕВ

Граф З.Г. ЧЕРНЫШЕВ , 1722-1784, генерал — фельдмаршал, сын графа Григория Петровича (р. 1670 г., ум. 1745) от брака с близкой к Петру Великому особой, Евдокией Ивановной Ржевской („Авдотья - бой-баба р. 1695 г., ум. 1747 г.), родился 18 Марта 1722 г.; начал свое служебное поприще в гвардии, а в 1742 г., в чине капитана, причислен был к русскому посольству в Вене, но был там недолго, и, спустя два года, назначен был камер — юнкером ко двору Наследника престола Великого Князя Петра Федоровича. Здесь он имел возможность обратить на себя внимание Великой Княгини Екатерины Алексеевны, будущей Императрицы, и приобрести её особое расположение. Но придворная жизнь Чернышева продолжалась недолго, до 1748 г.; вновь отдавшись военной служба, Чернышев принимал учaстиe в Семилетней войне, при чем командовал корпусом в чине генерал — поручика в битве при Цорндорфе; в 1761 г. умному, распорядительному Чернышеву удалось взять Берлин и наложить на него контрибуцию. По кончине Императрицы Елизаветы, Петр III задумал помочь Фридриху II против Австрии и назначенные для этой цели корпуса поручил в командование Чернышеву. Екатерина, вступив на престол, возвела давнего своего любимца в генерал — аншефы и наградила орденом св. Андрея, а в 1763 г. назначила его вице-президентом Военной коллегии. На этом поприще Чернышев приложил много труда, так как в период его управления коллегией Россия вела беспрерывные войны с Польшей и Турцией, и, кроме того, внутри государства свирепствовал Пугачевский бунт.
В 1775 году Чернышев назначен был президентом Военной коллегии, с возведением в звание генерал — Фельдмаршала, но, вследствие ссоры с Потемкиным, уже в следующем году назначен был генерал — губернатором Белоруссии, только что присоединенной от Польши по первому разделу. Чернышев и здесь много поработал на пользу края, связав Белоруссию крепкими узами с Poccиeй и подняв в ней промышленность и торговлю. Уже в 1780 г. Екатерина, проезжая по Белоруссии, сказала графу: „Если бы я сама не видела такого устройства в Белоруссии, то никому бы не поверила, а дороги ваши, как сады“. Такую заботливость об упорядочении жизни и быта населения проявил Чернышев и в Москве, куда назначен был главнокомандующим 5 Февраля 1782 года.
О Чернышеве сохранилась слава, как о твердом и бескорыстном русском вельможе. Один из самых умных и самых образованных людей своего времени, „горячая голова“, как называла его Екатерина II, он, по отзыву знаменитого современника, князя Н. В. Репнина, „пользовался отличным уважением и был разумным администратором, по военной и гражданской части “.
Женат был па Фрейлине (с 1762 г.) Анне Родионовне Вейдель (р. 1744 г., ум. 9 июля 1850 г.), позднее (с 15 Авг. 1775 г.) статс — даме, женщине гордой и высокомерной; детей у них не было.
Граф 3. Г. Чернышев умер 29 Августа 1784 года.

(С портрета Рослена; собственность Г. Г. Черткова, в С.-Петербурге.)

Н.А. Бондарева Усадьба Ярополец Чернышевых

Однажды побывав в Яропольце Чернышевых, мысленно возвращаешься сюда снова и снова. Увиденное потрясает. Изысканная церковь, непринужденно раскинувший каре хозяйственных дворов «французский дворец», волшебный парк с причудливо изогнутыми, странного силуэта деревьями… Все это будоражит воспоминания и будит воображение…
История Яропольца (Еропольца, Ерополча) уходит корнями в глубь веков. В XVII в. сельцо числилось государевой вотчиной, где были устроены среди многочисленных протоков запруженной Ламы, по одним сведениям, царские псарни, по другим – зверинец. В селе стояла одноглавая деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи.
В 1684 г. по повелению царевны Софьи удаленный от Москвы Ерополч с соседними деревнями и землями был пожалован Петру Дорофеевичу Дорошенко – плененному гетману Украины. После кончины гетмана его сыновья разделили наследство между собой, в 1717 г. одна из частей имения перешла к Чернышевым.

Григорий Петрович Чернышев, купивший часть Ерополча, был из племени «птенцов гнезда Петрова». Он начал карьеру 16-летним юношей в чине стольника, а через четыре десятилетия получил назначение сенатором и был пожалован в генерал-аншефы. Еще через год определен в Московскую губернию генерал-губернатором.
Граф Чернышев, ввиду занятости на государственной службе, почти ничего не строил на своих подмосковных землях, за исключением Казанской церкви, заложенной в 1742 г. Позднее этот храм стал важным композиционным звеном в новом планировочном замысле дворцового комплекса.

В 1745 г. усадьбу унаследовал средний сын Чернышева – Захар Григорьевич, предпринявший реорганизацию родового поместья – огромной территории, размером в 6,5 тыс. га, с центром в селе Ярополец. На площадь перед церковью, игравшую роль торгового и культурного центра всей округи, в соответствии с новым планом стекались пять дорог, связывавших усадьбу с периферией владений. К середине 1770-х гг. было завершено строительство парадного усадебного ансамбля в духе аристократических резиденций.
Двухэтажный с мезонином дворец, соединенный с пониженными флигелями и хозяйственными корпусами крытыми галереями – является сооружением высокого художественного уровня. Здание возведено в стиле раннего французского классицизма, предположительно архитектором Ж.-Б. Валлен-Деламотом. В декоративном оформлении дворца применена плоская декорация из лопаток, филенок и оконных наличников с грациозными по рисунку гирляндами и лепными замками.
Внутреннее убранство дома соответствовало его утонченной архитектуре. Особого внимания заслуживал парадный зал с «галереей предков» – портретными барельефами на стенах работы скульптора Ж.-Д. Рошетта.

Пространство перед домом занимал обширный зеленый газон с ровными рядами шарообразных лип. Парадный двор, ограниченный хозяйственными комплексами, имел трое ворот. Из них наиболее представительными были центральные, выполненные в виде круглых зубчатых башен, над которыми некогда развевались фамильные штандарты Чернышевых.
Обогнув ярополецкий дворец, попадаешь на главную, так называемую Версальскую аллею, совпадающую с продольной планировочной осью, один конец которой закреплен Казанской церковью. Навстречу вам открывает объятия странный, будто зачарованный парк с огромными деревьями-«канделябрами», давно не знающими заботливых рук садовников. Парк стремится к большому округлому пруду широкими уступами террас, на самой нижней из них высится обелиск, облицованный розовым и черным полированным гранитом, поставленный в память посещения усадьбы Екатериной II в 1775 г. От времени цветной гранит покрылся сетью мелких трещинок, белокаменное основание памятного знака подернулось бархатом мхов…

«Зеленые кабинеты», узорчатые клумбы, фонтаны и мостики – где все эти затеи прихоти, услаждавшие взор?
Нет больше в Яропольцах мечети – символа победоносного мира с Турцией, заключённого в 1774 г. Проект одноэтажного, купольного павильона стиля тюркери, с отдельно-стоящими по сторонам минаретами, заимствовали из альбома чертежей теоретика и практика садового искусства У. Чемберса. Разрушена оранжерея, античные и готические постройки. Утратам Яропольца Чернышевых несть числа… Да и то, что сохранилось (после революционного вихря, после бомбёжек и артобстрелов Великой Отечественной) – оставлено медленно разрушаться и погибать.
В любой момент может обрушится обветшавшая церковь Казанской иконы Божией матери, имеющая деревянные конструкции. Двухкупольное здание, объединившее посредством притвора собственно храм и родовую усыпальницу, связывают с именем Матвея Казакова.

Церковь сооружалась по заказу набожной супруги Захара Григорьевича – Анны Родионовны и была достроена уже после смерти фельдмаршала, в 1798 г. Строительство храма, поставленного на месте предыдущего, возможно, даже с включением стен и фундамента своего предшественника, затянулось почти на два десятилетия.
Интерьеры церкви были решены в излюбленной цветовой гамме архитектора Казакова – синий, белый и золотой.
Зальное пространство Казанской церкви оформлено по периметру коринфскими каннелированными полуколоннами и перекрыто огромным зеркальным сводом, из центра которого свешивается цепь, державшая роскошную люстру. Стены, полуколонны и уцелевший каркас алтарной ограды с золотыми колонками – насыщенного синего цвета. Изящные капители, развитой антаблемент с тонкой орнаментальной лепкой и свод плафона – белоснежные. Несколько мрачно, но торжественно.

Зал церкви-усыпальницы З.Г. Чернышева, напротив, жизнеутверждающе светел. В апсиде усыпальницы еще сохраняются остатки монументального надгробия графа Чернышева – плоская пристенная пирамида, в основании которой мощный ступенчатый цоколь, украшенный барельефами.
В неподвижных водах большого пруда отражается сказочный ярополецкий лес и небосклон, с неподвижно застывшими облаками… Мертвое безмолвие разлилось вокруг… «Русский Версаль» словно погрузился в сон вечности, изредка нарушаемый заезжими туристами.

Наталья Бондарева для книжного проекта «Русская усадьба. Из истории культурного наследия Подмосковья» М., 2007

С. Веселовский Усадьба Ярополец Чернышевых

К числу памятных пушкинских мест принадлежит и Ярополец. Летом 1684 г. он был пожалован гетману Правобережной Украины Петру Дорофеевичу Дорошенко, принесшему присягу русскому правительству. Пушкин упомянул П. Д. Дорошенко в «Полтаве».
Последние годы жизни П. Д. Дорошенко прошли в Яропольце, где он умер в 1698 г. Его могила на центральной площади села отмечена мавзолеем.
После смерти П. Д. Дорошенко Ярополец был разделен между его сыновьями Александром и Петром. С этого времени судьбы обеих частей Яропольца различны. В одной из них крупным сановником А. А. Загряжским, женившимся на дочери А. П. Дорошенко, был построен в 1770-х годах великолепный дом-дворец и ряд служебных зданий. <...>

Второй половиной Яропольца потомки П. Д. Дорошенко владели до 1717 г., когда ее купил генерал-аншеф Г. П. Чернышев. После смерти Г. П. Чернышева в 1745 г. владение перешло к его сыну 3. Г. Чернышеву, получившему в 1773 г. звание фельдмаршала. Командуя отдельным корпусом, он в 1760 г. взял Берлин. В последние годы жизни (1782-1784) 3. Г. Чернышев был главнокомандующим (генерал-губернатором) Москвы. В это время старшим адъютантом при нем
состоял в чине полковника будущий соратник Н. И. Новикова И. П. Тургенев. Он, очевидно, бывал у своего начальника в Яропольце. Прах фельдмаршала, умершего в 1784 г., покоится в мавзолее приусадебной церкви.

При Чернышеве усадьба отстраивается наново. Главный дом по пышности оформления походил на дворец. Ему предшествовал широкий парадный двор, в который вели чугунные въездные ворота, изысканные по рисунку. По сторонам от них стояли круглые башни, увенчанные зубцами. Великолепный парк, частично регулярный, частично пейзажный, с павильонами, беседками, каналами, спускался от дома к реке Ламе. Этот парк считался одним из лучших в Подмосковье.
С Яропольцем также связан декабрист Захар Григорьевич Чернышев, офицер Кавалергардского полка. По инициативе П. И. Пестеля в этом - самом аристократическом полку царской, армии Южное общество создало свою группу. Южане предполагали в момент восстания использовать эту группу, по своему положению близко стоявшую к правящей верхушке, для провозглашения республики и физического устранения членов царской семьи.

Входивший в нее Чернышев в дни восстания декабристов находился в отпуске, вне Петербурга. Но мужественное поведение на допросах усугубило его вину в глазах Верховного уголовного суда, приговорившего Чернышева к каторжным работам. С 1829 г. он служил рядовым в кавказских войсках, с редкой храбростью участвовал в боях, был тяжело ранен. Лишь в 1833 г. его произвели в офицеры. Через несколько лет Чернышев получил разрешение выйти в отставку и вновь поселился в Яропольце.

Его сестра Александра Григорьевна также связана с Яропольцем. Она была замужем за одним из вождей Северного общества Никитой Муравьевым, автором проекта декабристской конституции. Женщина героического склада, А. Г. Муравьева первая из жен декабристов, последовавших за мужьями, приехала в Читу. С собой она привезла известное стихотворное послание А. С. Пушкина сосланным декабристам «Во глубине сибирских руд...»
Близкие отношения с Чернышевыми поддерживал выдающийся медик М. Я. Мудров. Он обладал замечательной библиотекой по медицинским вопросам. В 1812 г., при приближении войск Наполеона к Москве, «все книги, составлявшие... богатство и ученую роскошь», он вывез в Ярополец. Там они были спасены. В 1813 г. ученый пожертвовал свое книжное собрание Московскому университету.

Итак, в 1717г. часть земель Дорошенко была выкуплена генерал-майором Г.П.Чернышевым и появилась новая усадьба. Строительство усадебного комплекса началось при следующем владельце села – фельдмаршале Захаре Григорьевиче Чернышеве (1722-1784) , получившем его в наследство. Неординарная личность, человек, принёсший пользу государству, Москве. Один из молодых друзей Екатерины, герой Семилетней войны с Пруссией ; сумел на несколько дней захватить Берлин (за что и поплатилось его имение в 1941г. Немцы стреляли прямой наводкой.- zlv 14). 9 октября 1760 года русским были вручены символические ключи от города. Копии этих ключей в качестве сувениров разбрасывали над контингентом советских войск, стоящих перед Берлином, в 1945-м.

После Семилетней войны Захар Григорьевич более 10 лет возглавлял Военную коллегию , т.е. стоял во главе военного ведомства России. За эти годы он провел ряд важных преобразований в армии, основанных на осмыслении опыта Семилетней войны и сыгравших важную роль в победах русских войск в войнах второй половины XVIII века. Как отмечает биограф полководца, «около 12 лет граф Чернышев с примерным искусством и отличным успехом управлял Военной Коллегией: при нем изданы новые штаты, положения, инструкции для полков; водворены в войсках лучший порядок и благоустройство».

Руководство Комиссией о строении городов . Первой своей задачей видел создание инфраструктурной связи новых земель с Россией. Еще в 1772 году он составил «Почтовое учреждение для двух белорусских губерний», в кратчайшие сроки были созданы 134 постоялых двора и почтовые станции, которые не только связали новые территории со старыми губерниями, но и обеспечили устойчивую почтовую связь внутри наместничества. Привел в порядок дороги, за что его похвалила Екатерина 2.

В 1777 году под руководством Чернышева были составлены атласы Могилевской и Псковской губерний, а через год – утверждены планы городов.

Почти одновременно начинается широкомасштабное дорожное строительство . Города края связали шоссейные дороги с плотным покрытием, обсаженные по краям деревьями. Путешественникам они напоминали парковые аллеи. Проложенный по указанию графа тракт Гдов – Псков – Остров – Опочка – Полоцк – Могилев, был впоследствии продлен до Киева и стал одной из важных магистралей империи.

В 1782 году граф Чернышев назначается генерал-губернатором Москвы . По словам его биографа, он «обновил, украсил древнюю столицу многими зданиями». И действительно, хотя Захар Григорьевич возглавлял новообразованную Московскую губернию всего два с половиной года (с 4 февраля 1782 до своей смерти 29 августа 1784) он успел сделать весьма много. В его период в Москве построены Арсенальная башня и Бутырский тюремный замок. Свой личный дом показал Екатерине. Она пришла в восторг. Здание оказалось настолько удобным и настолько оптимально расположено, что в 1790 году казна выкупила его у наследников графа для резиденции московских генерал-губернаторов. В настоящее время в здании располагается московская мэрия.

В Яропольце с конца 1750-х гг. разворачивается грандиозное по замыслу строительство.

З а образец для своей усадьбы в Яропольце он взял Версаль . Пять лучей-проспектов, расходящихся от центральной площади – почти так же, как в резиденции французских королей.

Роскошный дворец выстроен в стиле раннего классицизма с элементами рококо, подъезд к нему украшают ворота с высокими башнями в стиле раннего русского романтизма. Звездным часом усадьбы стал визит Екатерины, случившийся в 1775 году, о чем свидетельствует стелла в честь её посещения. Стелла располагалась в парке, который спускался к пруду, общему с Гончаровыми. Деревья в парке формировались в виде канделябров. Весь комплекс усадьбы был обнесён каменной оградой.

Напротив ворот в 1780-х годах начинает строиться новый храм . Композиция храма уникальна для русской церковной архитектуры: два полностью симметричных прямоугольных объема, соединенные притвором. В восточном объеме располагалась сама Казанская церковь, а в западном − фамильная усыпальница . Чернышев был масоном, как многие в то время. Есть спорные знаки в оформлении, но исследователи усадеб отрицают их масонское толкование.

После смерти мужа, вдова с трудом достроила храм, но в усадьбе почти не жила. По просьбе хозяйки друг семьи Чернышевых, князь А.М.Голицын помог ей привлечь к строительству знаменитого архитектора К.И.Бланка. Под его руководством были восстановлены стены, завершены своды и начата внутренняя отделка. Отделка так и не была завершена полностью. Храм был освящен только в 1798 году, а в 1830 году здание горело, погибло внутреннее убранство и иконостас. Постепенно всё восстанавливали. Зальное пространство храма оформлено по периметру коринфскими каннелированными полуколоннами и перекрыто огромным зеркальным сводом, из центра которого свешивается цепь, державшая когда-то роскошную люстру… Стены, полуколонны и уцелевший каркас алтарной преграды с золотыми колонками - насыщенного синего цвета. Изящные капители, развитой антаблемент, с тонкой орнаментальной лепкой и свод плафона - белоснежные. Возможно, внутри храм так и не был расписан.

Особое место в интерьере храма занимает надгробие фельдмаршала З.Г.Чернышева. Он был выполнен скульптором А.Триппелем в конце XVIII века . Часть деталей была выполнена Триппелем собственноручно, смонтирован памятник был уже в России. То, что поставлено было в церкви, несколько отличалось от проекта, т.к. при транспортировке разрушилось. Да и церковь отказывались освящать из-за некоторых фигур.

Его основу составляла огромная плоская пирамида в темной мраморной облицовке, на фоне которой находились другие элементы надгробия: постамент белого мрамора с тремя рельефными изображениями (в центре овальное, с изображением посередине шлема с плюмажем; по сторонам круглые: левый – с изображением Георгия Победоносца, правый – с гербом Чернышевых); каннелированный элемент белого мрамора изображал фрагмент колонны, на которой находился мраморный блок полукруглой формы, предназначавшийся для аллегорического рельефа, его место в действительности занимала мраморная доска с надписью. Мраморный блок, в свою очередь, служил постаментом для саркофага цветного мрамора. В верхней части пирамиды был укреплен медальон белого мрамора с профильным портретом З.Г. Чернышева работы Ф.И. Шубина. О станки фельдмаршала Чернышева вдова не успела перенести в мавзолей.

Детей у них не было. В 1864-1874гг. имениями владел Ипполит Иванович Чернышев-Кругликов, чьё захоронение находится у церкви в Яропольце.

После революции 1917г. в главном доме распологались детская колония, больница, а позже санаторий имени Павлика Морозова, а перед Отечественной войной – госпиталь. В годы оккупации здесь почти три месяца стояли вражеские войска. размещенные в усадьбе Чернышевых В1953 г. на территории усадьбы проходили съемки кинофильма "На графских развалинах".

В советское время церковь пришла в состояние полнейшего запустения, которое довершила война. Здание церкви,хотя и пострадало меньше, чем усадебный дом, но также не обошлось без попадания снарядов, а в самом мавзолее немцы устроили склад боеприпасов. После войны храм снова передали приходу, но в 1966 году умер настоятель и службы прекратились. Начатая в 1970-х годах реставрация также продлилась недолго; к счастью, успели по крайней мере сделать крышу. Сейчас памятник разграблен, последним с него исчез мраморный барельеф работы Шубина фрагмент надгробия З.Г. Чернышёва.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

  1. Собственные фото 2006 и 2009гг.
  2. Статьи сайтов http://www.stoletie.ru, http://lamagrad.ru,http://strana.ru, http://arch-heritage.livejournal.com

Copyright© zlv14 2009,2013
Копирование материалов сайта без размещения обратной ссылки на источник запрещено

Недалеко от древнего российского городка Ярополец , что в окрестностях , располагалась усадьба, которую в свое время по праву называли «Русским Версалем » Это бывшее поместье Чернышевых .

Началась его история с конца семнадцатого века, когда в 1684 году царевна Софья пожаловала обширное ярополецкое имение со всеми окрестными селами Петру Дорофеевичу Дорошенко - бывшему украинскому гетману. Петр Дорофеевич прожил в имении последние четырнадцать лет жизни и был похоронен недалеко от своей усадьбы.

После его смерти имение отошло к его сыновьям, которые поделили наследство, и в 1717 году один из наследников мятежного гетмана продал свою половину Григорию Петровичу Чернышеву . Из-за своей занятости на государственной службе, новый хозяин не много уделял внимание своему приобретению, воспринимая имение лишь как доходное хозяйство. Однако, несмотря на такое отношение, он выстраивает в 1742 году на территории усадьбы каменную .

После смерти Григория Петровича Чернышева имение наследует его сын - Захар Григорьевич Чернышев , известный как блестящий полководец , руководивший, в ходе войны с Фридрихом II, штурмом Берлина в 1760 году, фаворит Екатерины Второй . Императрица высоко ценила администраторские способности Захара Григорьевича и назначала его на руководящие посты. Именно Захар Григорьевич Чернышев и стал основателем одной из известнейших русских усадеб .

Строительство усадьбы началось в середине восемнадцатого века (в начале 1760-х годов), и какой-то момент переросло в создание представительской резиденции. В ходе строительства между четырнадцатью селами и деревнями были проложены новые прямые дороги, в самом Ярополче построена барская усадьба с дворцом , храмом, служебными постройками , огромным парком. Центром композиции стала большая площадь перед дворцом, обнесенная каменной стеной с пятью воротами. От ворот в разные концы поместья разбегались лучи проспектов.
На парадный двор с площади вели оригинальные ворота в виде двух крепостных башен, делая усадьбу похожей на феодальный замок , на башнях развевались штандарты Чернышевых , над проездом размещался родовой герб. Дуговые аллеи соединяли двухэтажный дворец с двумя каре хозяйственных корпусов. Здание дворца, возведенное в 1760-х годах в стиле французского неоклассицизма , несвойственном Подмосковной усадьбе , является произведением высокого художественного уровня. При создании образа дворца применялась плоская декорация из лопаток, филёнок и оконных наличников с гирляндами и лепными замками. Предположительно, автором проекта являлся ведущий мастер неоклассицизма того времени — Жан-Батист Валлен-Деламот, автор таких известных зданий в Петербурге, как Академия художеств и Гостиный двор. В пользу этого предположения говорит, например, тот факт, что примерно в это же время по его проекту строился дворец для Ивана Григорьевича Чернышева , брата владельца усадьбы.
Схема постройки соответствовала тогдашнему представлению об идеальном городе-резиденции и сближала Ярополец с французским Версалем, чем и было вызвано, что усадьбу современники называли «Русским Версалем »

В 1774 году Чернышев добивается от императрицы указа об учреждении в Яропольце майоратного имения . После этого усадьба не подлежит дроблению, продаже или конфискации и передается по наследству старшему в роду. А в 1775 году Екатерина II самолично посетила подмосковную резиденцию Чернышева в связи с чествованием победы русского оружия в войне с Турцией. В честь приезда императрицы на нижней террасе воздвигли обелиск , облицованный цветными мраморами и гранитом. Государыня осталась довольна, заметив, "что если бы Ераполч был ближе к Москве, выбрала бы его себе ".

В 1787 году пожар уничтожает первоначальное убранство усадьбы. На сохранившихся фотографиях можно увидеть более поздние интерьеры дворца. Среди помещений выделялся «Голубой Зал », в котором размещалась портретная галерея Чернышевых . В отличие от других галерей ее составляли не живописные, а исключительно скульптурные изображения. Члены семьи были увековечены в барельефах работы Ж.-Д. Рашетта и мраморных бюстах Ф.И. Шубина.

Спустя год после пожара, в 1788 году над галереями-переходами к основному объему надстраивается второй этаж, а флигелям пристраиваются, башни с винтовыми лестницами.
Следующее изменение облика усадьбы, согласно хроникам, происходит в конце первой половины XIX века - 1830-1840 годах пристраиваются дугообразные переходы, связывающие дворец со служебными корпусами.
Усадьба оставалась во владении семьи Чернышевых до 1917 года. Последними владельцами были Чернышевы-Безобразовы - потомки сестры Захара Григорьевича - Софьи.

После октября 1917 года судьба усадьбы повторила судьбу многих дворянских усадеб России . В период с 1920 г. по 1928 г. годные к использованию помещения в зданиях усадьбы были приспособлены под нужды сельской больницы . Позднее в них расположился санаторий имени Павлика Морозова. Медицинской направленности очень способствовала обширная территория, прекрасный парк, и протекавшая в нем река.

В первые месяцы Великой Отечественной войны усадьба попала под немецко-фашисткую оккупацию и после нанесенного фашистами ущерба какое либо практическое использование усадьбы стало невозможным. Лишь в 1953 году на территории усадьбы проходили съемки кинофильма с иронично-пророческим названием - «На графских развалинах»

Сейчас территория усадьбы отгорожена от дороги двухметровым железным забором . На территорию усадьбы проход закрыт, возможно, по соображениям безопасности. Хочется отметить, что несмотря на разрушения, принесенные временем и историей, усадьба хранит остатки былой красоты и величия, и хочется верить, что ее смогут и успеют восстановить.

Как добраться

На автомобиле из Москвы или Истры   116 км.

Наиболее быстрой дорогой для поездки в Ярополец следует признать трассу М9 (новорижское шоссе, Балтия). Если ехать из Истры, то встать на Балтию можно за . Затем, проехав по новорижскому шоссе до Волоколамска, въехать в город и держаться северного направления Направление на Лотошино, Ярополец будет обозначено указателями.

Выбор редакции
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...