Возлюбленная Христа. Был ли Иисус Христос женат на Марии Магдалине. Были ли жена и дети у Иисуса Христа


Мария Магдалина - одна из самых таинственных личностей Евангелия. Представление о ней люди составили главным образом по картинам на библейские темы. На них, как правило, изображена полуобнаженная раскаивающаяся грешница с прекрасными длинными волосами, которыми она, согласно Новому Завету, обтерла ноги Иисуса.

«Полном православном богословском энциклопедическом словаре» о ней можно почерпнуть весьма краткие сведения: «Мария Магдалина - жена-мироносица родом из города Магдалы. Вела распутную жизнь, и И.Христос своей проповедью возвратил ее к новой жизни и сделал преданнейшей своей последовательницей. По воскресении И.Христос явился ей прежде других».

Получается, что Иисус Христос предпочел бывшую блудницу, которую, в соответствии с соблюдаемыми им строгими иудейскими законами, нужно было забить насмерть камнями. Это странное пристрастие Спасителя к Марии Магдалине заставило многих ученых, исследовавших Библию и искавших доказательства произошедших в ней событий в истории, внимательнее присмотреться к этой женщине.

Подробное изложение одной из гипотез, объясняющих роль этой таинственной фигуры в Новом Завете, содержится в книге М.Байджента, Р.Лея, Г.Линкольна «Священная загадка». По мнению этих исследователей, особое отношение Иисуса Христа к Марии из Магдалы объясняется очень просто: она была... его женой. Эта версия подтверждается отдельными эпизодами, описанными в Библии, а также существующими древнееврейскими традициями и некоторыми гностическими Евангелиями.

Специалист по раннему христианству профессор Геза Вермеш из Оксфордского университета пишет: «Евангелия хранят полное молчание по поводу семейного положения Иисуса... Речь идет о необычной в древнееврейском мире ситуации, которая заслуживает специального исследования. Ведь из Евангелия известно, что многие ученики Иисуса, например, Петр, были женаты, и сам Иисус не восхваляет целибат (безбрачие). «Разве вы не читали, что Создатель с самого начала создал мужчину и женщину?.. Так пусть мужчина оставит отца и мать и прилепится к жене своей, и будут двое единой плотью», - объявляет он в главе XIX от Луки. Согласно древней еврейской традиции, брачный союз был обязательным для каждого мужчины. Более того, безбрачие осуждалось обществом. Один еврейский писатель конца I века даже приравнивает его к убийству.

Особенно строго люди относились к «равви» - человеку, избравшему путь религиозного обучения, а именно им шел Христос. Еврейский закон самым категоричным образом указывал на это: «Неженатый человек не может претендовать на обучение других».

Одним из доказательств версии, что Иисус был женат, является описание в Евангелии от Иоанна свадьбы в Кане Галилейской, на которой присутствовали Иисус и его мать. В это время Христос еще не проповедовал новую веру и не творил чудеса.

Как известно, в какой-то момент обнаружилось, что вино на свадьбе кончилось. И здесь неожиданно мать Иисуса берет на себя функции хозяйки: «И как не доставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: «Вина нет у них», и дает приказание слугам: «Что скажет Он вам, то сделайте». Иисус выполняет желание матери и превращает воду в вино. Хотя, если они были лишь гостями на свадьбе, то не их забота следить за тем, как подается вино и еда.

Вмешательство Иисуса становится легко объяснимым (и даже необходимым) только в одном случае: если речь идет о его собственной свадьбе. Такое толкование эпизода подтверждается словами «хозяина стола», обращенными к жениху: «...всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе». И эти слова явно относятся к Иисусу, который на глазах у всех сотворил свое первое чудо.

По Евангелию исследователи устанавливают и личность супруги Иисуса. Ею была Мария Магдалина, роль которой в жизни Христа выглядит умышленно затемненной. Как уже упоминалось, после Воскресения Иисус впервые показался именно ей, что подчеркивает ее особое значение в жизни Христа. А у евангелистов Марка и Матфея Мария появляется под своим именем среди учеников Иисуса только в момент его распятия. У евангелиста Луки о ней упоминается значительно раньше. Встретившись с Иисусом в Галилее, Мария сопровождает его в Иудею. Но в те времена для незамужней женщины было просто немыслимо путешествовать одной по дорогам Палестины. Еще менее вероятным было присутствие ее в окружении равви. Следовательно, Мария Магдалина должна была быть замужем за одним из учеников или за самим Иисусом.

Подтверждение именно последнего предположения исследователи находят в гностических Евангелиях, написанных первыми христианами и не включенных в Новый Завет. Например, Евангелие от Филиппа свидетельствует, что ученики Иисуса весьма ревниво относились к тому, что только Марию Магдалину он целовал в губы. Петр особенно негодовал и даже сделался из-за этого ее непримиримым врагом. Именно особое отношение Христа к Марии Магдалине, о чем упоминается в гностических Евангелиях, и послужило причиной невключения этих книг в христианский канон. Привилегированное положение Марии подчеркивается и в произведениях первых христианских писателей, называвших ее «супругой Христовой».

По мнению авторов книги «Священная загадка», сначала невестой Христа, а затем и его женой была Мария Магдалина. Еще одним подтверждением своей версии они считают почитание Марии на юге Франции. В честь ее строились церкви и соборы. «Все туристы знают, - пишут исследователи в своей книге, - что Шартрский собор был посвящен «Нотр-Дам» (по-французски - «наша дама, наша госпожа, владычица»). Обычно его переводят как обращение к Марии, матери Иисуса, Деве Марии. Великий Парижский собор также посвящен «Нотр-Дам». Но в данном случае на юге Франции почитается Мария Магдалина, а вовсе не Богоматерь.

Оказывается, большая часть храмов Парижа и его округа представляют собой святилища никого иного, как Марии Магдалины. Этот факт заинтересовал историков, когда им стало известно, что во многих из этих церквей есть статуя женщины с младенцем, которую обычно представляют как Марию с ребенком Иисусом. Однако возможно, во время возведения этих построек за явным христианским культом скрыт другой - еретический. Есть основание полагать, что Шартрский собор был тайно посвящен Марии Магдалине, предполагаемой супруге Христа».

На юге Франции возникли и легенды о Граале, священной чаше, в которую была собрана кровь Христа, распятого на кресте. Чашу держала в своих руках Мария Магдалина. Не только на юге Франции, но и в России существовали легенды об особой роли этой женщины в жизни и смерти Христа, порой отраженные на иконах.

В Тбилисском национальном музее хранится драгоценная византийская эмаль Распятия. Специалисты относят ее к Х-ХI векам. Существует версия, что это изображение является аналогом эмали, украшавшей Престол Константинопольский. Главное в ее сюжете - женская фигура с чашей, в которую сливается кровь Христа. По левую руку от распятия изображена женщина, одетая подобно женщине с чашей. Тем самым автор творения настойчиво наводит на мысль, что эта женщина изображена в разные моменты времени. Кто же та, которая собрала в чашу Грааля кровь Спасителя и унесла ее с Голгофы? Специалист по российской иконописи Н.Кандаков считает, что на тбилисской эмали Распятия Христа изображена Мария Магдалина.

Есть еще один очень важный вопрос, на который пытаются ответить авторы книги «Священная загадка»: «Если брак Иисуса с Марией Магдалиной был заключен, то какую цель он преследовал? Или более точно, скрывались ли за ним династическое супружество и политические интересы?»

В Евангелии от Матфея устанавливается происхождение Иисуса от царей Давида и Соломона. В этом случае он оказывается единственным легальным претендентом на трон Палестины. Поэтому надпись «Царь иудейский», помещенная на кресте, является не издевкой над ним, а констатацией реального факта. И доказательством этого является знаменитое «избиение младенцев», устроенное Иродом. Он смертельно боялся появления законного претендента на трон и готов был пойти на любую крайность, чтобы избавиться от него.

Но какая существует связь между тем, что Иисус является законным царем Иудеи и необходимостью заключения его брака с Марией Магдалиной? В самом начале появления евреев в Палестине святой город Иерусалим принадлежал племени Вениамина. Но вражда его с другими коленами Израиля привела к тому, что племя было вынуждено отправиться в изгнание и власть перешла к представителям колена Иуды. Правда, как свидетельствуют «документы Общины», многие представители племени не решились покинуть родину.

Иисус, принадлежавший к потомству Давида, в глазах колена Иуды был законным претендентом, а вот в глазах проживавших в этой местности остатков колена Вениамина - узурпатором. Положение могло бы измениться после его женитьбы на женщине из колена Вениамина. В Евангелии нет информации о том, к какому племени принадлежала Мария Магдалина, но, согласно некоторым легендам, она происходила из царственной династии именно колена Вениамина. Поэтому в данном случае мог возникнуть союз двух враждебных прежде династий, который имел бы серьезные политические последствия. Израиль получил бы царя-священника, Иерусалим возвратился бы к своим законным владельцам, народное единство было бы укреплено, и права Иисуса на трон получили бы новое подтверждение.

О мнению авторов книги «Священная загадка», факт существования семьи Иисуса был неудобным и даже опасным для развития христианства. Этим можно объяснить последовательный и целенаправленный отбор информации, содержавшейся в Евангелиях, помещенных в Новый Завет. Кроме четырех канонических Евангелий существовали и другие. Особое место занимают Евангелия от Фомы и от Филиппа, которые позволяют предполагать, что существовало и прямое потомство Иисуса.

Жена Иисуса Мария Магдалина и его дети покинули Святую землю и нашли убежище в Галлии, на юге современной Франции, в еврейской общине. Косвенным подтверждением этого является сохранившееся до сих пор почитание Марии Магдалины, в том числе и строительство посвященных ей церквей, о чем уже упоминалось. Таким образом, прямое потомство Иисуса пустило в Галлии свои корни - царская кровь Давида, переданная Христом его потомкам, оказалась в южной Франции.

Предания об этом хранились в самой строгой тайне в течение почти четырехсот лет. В V веке потомство Иисуса, слившись с франками, породило династию Меровингов. Эти короли обладали, по легендам, способностью лечить людей от самых страшных болезней простым наложением рук, как это делал Христос. Герцог Годфруа Бульонский - один из вдохновителей Крестового похода, отвоевавший Святую землю у сарацинов, происходил от Иисуса, и взятие им Иерусалима в 1099 году было чем-то большим, нежели просто победой над неверными. Это была война за отвоевание священного наследства, которое должно было принадлежать по праву предку герцога Иисусу.

Есть еще один очень важный факт, косвенно подтверждающий приезд в южную Францию Марии Магдалины. Вместе с ней в Европу прибыла одна из основных христианских святынь - чаша Грааля. О том, где находится эта чаша, существует очень много преданий.

Одна из самых популярных легенд связывает Грааль с альбигойцами - последователями еретического учения, охватившего на рубеже XII-XIII веков юг Франции. Именно здесь, по мнению авторов книги «Священная загадка», и располагалась в начале первого тысячелетия еврейская община, в которой нашла себе прибежище Мария Магдалина. В неприступной крепости альбигойцев Монсегюр хранился Грааль, являвшийся их великой реликвией. В 1209 году Папа Римский объявил крестовый поход против альбигойцев. За 35 лет непрерывных войн богатейшие провинции Франции были полностью разорены, тысячи людей казнены, но не отказались от своей религии. В 1244 году пал последний оплот альбигойцев - Монсегюр. Но священная реликвия не досталась крестоносцам. В ночь перед сдачей крепости четверо «посвященных» бежали через сложную систему подземных ходов и унесли с собой чашу Грааля.

О Святом Граале вспомнили в 30-х годах в фашистской Германии. Отто Ран - один из разработчиков теории существования нордической расы, посетил развалины Монсегюра, осмотрел окружающую крепость местность и побывал в некоторых из многочисленных естественных пещер, где, по его мнению, была спрятана чаша Грааля. В 1937 году он организовал экспедицию, и, по слухам, ему удалось заполучить информацию, подтверждавшую, что Грааль находится именно здесь.

Следующую экспедицию Отто Рану отправить не удалось: ученый бесследно исчез. В 1943 году, когда Германия уже терпела очевидное поражение, в Монсегюр прибыла огромная экспедиция, организованная обществом «Аненэрбе», входящим в структуру СС. До весны 1944 года участники похода вели интенсивные поиски в пещерах под крепостью и вокруг нее. В некоторых газетах после окончания войны мелькали сообщения, что Святой Грааль, привезенный Марией Магдалиной во Францию почти 2000 лет назад, был найден фашистами. Однако достоверных сведений о местонахождении святыни до сих пор нет.

Ещё об Иисусе Христе , и
Теперь доказано, что мессия был женат на блуднице Марии Магдалине и прижил с нею двоих сыновей. Эти данные основаны на рукописи, написанной на арамейском языке.
Споры о взаимоотношениях между Иисусом Христом и Марией Магдалиной разгорелись с новой силой после выхода в свет "Потерянного Евангелия" (Lost Gospel). Его авторы, профессор Барри Уилсон (Barrie Wilson) и писатель-кинематографист Симха Якобович (Simcha Jacobovic) утверждают, что Иисус Христос не только был женат на Марии Магдалене, но и что у них было двое детей.

Все это основывается на рукописи, датируемой семидесятыми годами VI века и написанной на арамейском языке, которая изначально хранилась в библиотеке египетского монастыря святого Макария, а затем в 1847 году была по дешевке куплена ушлыми пронырами из Альбиона. Манускрипт, известный в Британском музее как Ecclesiastical History of Zacharias Rhetor, в последние годы на протяжении нескольких месяцев тщательно переводили и пришли к выводу, что Иисус был женатым мужчиной, обремененным детьми.

"Потерянное евангелие", как пишет The Sunday Times, далеко не первая книга, утверждающая, что Иисус Христос женился на Марии Магдалине. Таких свидетельств великое множество. Из наиболее известных за последние годы можно упомянуть "Последнее искушение Христа" греческого писателя Никоса Казандзакиса и "Код да Винчи" американца Дэна Брауна. Последний заимствовал факты в международном бестселлере "Святая кровь и священный Грааль" (The Holy Blood and the Holy Grail), написанной и изданной в Великобритании Майклом Бейджентом, Ричардом Ли и Генри Линкольном (Michael Baigent, Richard Leigh и Henry Lincoln) в далеком 1982 году.

Американская Washington Post и британская Daily Mail полагают, что авторы "Потерянного Евангелия" сравнивают Иисуса Христа и Марию или образно называют их Иосифом и Асенефой - персонажами Ветхого Завета, упомянутыми в книге "Бытия". По выражению одного из авторов исследования, Мария Магдалина не просто супруга Искупителя, но и "со-Божество, а также со-Искупительница".

Среди критиков этой новомодной гипотезы преподаватель религиоведения Марк Гудэйкр (Mark Goodacre) из Duke University, который в интервью ABC News заметил, что "нет никаких доказательств в этом тексте, что Иисус Христос был женат на Марии Магдалине и еще меньше доказательств того, что у них были общие дети".

Сохранившийся текст на папирусе, увы, не совсем кристально ясен. Прочтению подлежат только несколько фрагментов. Приведем их в переводе с английского:

"… не мне. Моя мать дала мне жиз[нь] …"

"Ученики сказали Иисусу…"

"отрицайте. Мария достойна этого" (Или: "отрицайте. Мария - н[е] достойна этого"),

"…Иисус сказал им: "Моя жена …""

"… она сможет стать моим учеником (апостолом)…"

"Дайте грешникам восполнится…"

"Что касается меня, я живу с нею, чтобы…"

Привычный к критике Якобович отозвался о тех, кто его "троллит", как о "людях, которые не удосужились прочитать эту книгу". В документальном фильме под названием "Утерянная могила Иисуса" - The Lost Tomb of Jesus утверждается, что определено точное местонахождение могилы Иисуса. Это очень понравилось телезрителям, но было осмеяно учеными мужами, которые заявили, что автор, т. е. Якобович, неправильно истолковал надпись.

В свою очередь Уилсон протискивает мыслишку, что изложенная им в соавторстве с Якобовичем история расширяет понимание христианами образа "Сына Человеческого". "Скорее мы начинаем рассматривать его как человека, как личность, к которой мы относимся намного проще, чем если бы он был сверхъестественной сущностью после своей смерти", - сказал Уилсон.

Однако большинство ортодоксально настроенных ученых продолжают заявлять, что все уже давным-давно сказано в Священном Писании и решено на святейших Соборах и нет нужды заново переписывать историю Церкви. По их авторитетному мнению, нет нужды в переписывании священной истории и приписывании Иисусу Христу некой тайной супруги. Особенно сейчас, когда активисты ЛГБТ-сообщества во всем мире тщетно пытаются доказать, что Христос был, если не гомосексуалистом, то женоненавистником.



Христос был женат - говорит папирус
Обрывок папируса рассказал о жене Христа

Историки религии и богословы ведут непрекращающийся диспут о том, был ли Иисус женат на Марии Магдалине. Спор ученых попал в беллетристику и на экран - вспомнить хотя бы нашумевший «Код да Винчи» Дэна Брауна. Между тем, этой дискуссии столько же лет, сколько и самому христианству. Что убедительно доказывает надпись на одном коптском папирусе.
Профессор Гарвардской школы богословия Карен Кинг (Karen King) в диалоге Иисуса Христа с апостолами обнаружила документальное упоминание о его супруге. "И сказал им Иисус: моя жена", - говорится в небольшом фрагменте коптского папируса, датируемого IV веком нашей эры. Сообщение об этом было сделано в докладе на Х Международном конгрессе коптских исследований в Риме.

Папирус размерами примерно 3,8 на 7,6 сантиметра принадлежит частному коллекционеру. С одной стороны на нем содержатся восемь неполных строк, написанных от руки, а на другой стороне сохранились всего три слова и отдельные знаки. Происхождение папируса неизвестно, однако судя по тому, что текст написан на коптском языке, которым пользовались первые христиане, скорее всего, его нашли в Египте. Хотя не исключено, что первоначально сняли копию с неизвестного древнегреческого оригинала, написанного во второй половине II века, поскольку он совпадает с недавно исследованными апокрифическими евангелиями от Фомы, Марии и от Филиппа.

В апокрифическом Евангелии от Филиппа, найденном в 1945 году в Наг-Хаммади, говорится: "И спутница [Сына - это Мария] Магдалина. [Господь любил Марию] более [всех] учеников, и он [часто] лобзал ее [уста]. Остальные [ученики, видя] его, [любящим] Марию, сказали ему: "Почему ты любишь ее более всех нас?". Спаситель ответил им, он сказал им: "Почему не люблю я вас, как ее?".

Слова о жене, как отмечает исследовательница, еще не являются доказательством того, что Иисус был женат. Лобзание в уста - свидетельство не столько эротической любви, сколько передача сокровенного знания посвященному адепту. Также эта фраза свидетельствует, что во II веке среди ранних христиан еще не было единого мнения по вопросу, был ли женат Иисус и стоит ли последователям его учения жениться или лучше оставаться холостым.

Результаты своего исследования Карен Кинг планирует опубликовать в январском номере журнала Harvard Theological Review. Черновик ее работы вместе с изображениями и переводом найденного фрагмента на английский язык доступен на сайте Гарвардской школы богословия.

В четырех канонических Евангелиях, признанных Никейским собором в 325 году боговдохновенными, Мария Магдалина выступает в том же качестве, что и прочие действующие лица "Благой вести". Однако из текста невозможно понять, почему она была настолько близка Мессии. Равноапостольная в православии Мария Магдалина происходила из галилейского города Магдалы близ Капернаума - поэтому ее так и назвали. Иисус исцелил ее от злых духов и, согласно евангелисту Луке, из чувства благодарности она присоединилась к числу немногих благочестивых женщин, которые повсюду сопровождали Господа во время его земной жизни. При крестных страданиях Богочеловека Мария Магдалина стояла поодаль у подножия креста и присутствовала при погребении.

Мария Магдалина оказалась первой, кому явился воскресший Спаситель, и она первой из людей услышала повеление Учителя идти к апостолам и сказать им, что он воскрес из мертвых. Распятый обратился к ней со словами: "Жена! Что ты плачешь? Кого ищешь?". Быть может, потому, что ее глаза были полны слез или от глубокой скорби из-за пустой гробницы, Мария сначала приняла Христа за вертоградаря. И лишь потом узнала его по голосу, бросившись к его ногам со словами: "Раввуни! - Учитель!". Апостолы не верили свидетельству Марии о воскресении, приписывая ее утверждения свойственным женщинам фантазиям.

По преданию, Мария Магдалина проповедовала Евангелие в Риме, принесла жалобу римскому императору Тиберию на Понтия Пилата и поднесла цезарю красное яйцо как символ страданий и воскресения Господа. Похоронили Марию в Эфесе, где еще в VII веке показывали ее гробницу. Мощи Марии Магдалины перенесли из Эфеса в Константинополь в 886 году при византийском императоре Льве Мудром. Блудница и грешница неожиданно была признана католической церковью святой, ей посвятили праздничный день, ее именем освятили храмы и утвердили за ней статус "мистической невесты Христа".

В самых древних апокрифах Нового Завета можно найти отзвук былой полемики о браке. Например, в Деяниях Павла, составленных около 150 года, апостол (или тот, кто говорит от его имени) проповедует безбрачие и расторгает браки, провозглашая, что счастливы будут лишь те, кто "сохраняют в чистоте тело, ибо они станут вместилищем Бога". Поначалу "христианских женщин" воспринимали как законных жен, но вскоре Отцы Церкви предпочли иное толкование.

Тертуллиан со II века видел в "женах-христианках" спутниц-служанок, а не супруг. Однако он признавал, что Петр был женат, "поскольку говорится о его теще". Петр-"камень" трижды отрекся от своего Учителя, в то время как Мария Магдалина присутствовала при его казни и у могилы.
Найдено доказательство существования жены Иисуса Христа
Ученый из Гарварда нашел жену Иисуса Христа

В руки американских ученых попал уникальный документ - древний папирус, в котором идет речь о жене Иисуса Христа. Эта сенсационная находка может подорвать один из главных догматов христианства - представление о безбрачии мессии, сообщает Daily Mail.
Во вторник этот папирус был впервые показан научной общественности в Риме на Международном конгрессе коптских исследований. Пока остается неизвестным, кто владелец папируса и каким образом рукопись дошла до наших дней. Карен Ли Кинг, специалист по раннему христианству и гностицизму, назвала свою находку отрывком "Евангелия от жены Христа".

"Новости семь дней в неделю" публикуют перевод сохранившихся фраз на пергаменте: "Моя мать дала мне жизнь", "Ученики сказали Иисусу", "Отрицать. Мария достойна этого", "Иисус сказал им: моя жена", "Она сможет стать моим учеником", "Пусть злые люди распухнут", "Что касается меня, я буду с ней, чтобы", "образ".

Наибольший интерес вызвала фраза о жене Иисуса. Споры о том, был Христос женат или нет, была ли Мария Магдалина ученицей или женой, вспыхнули с новой силой. Исследовательница Карен Кинг подчеркнула, что папирус не является неопровержимым доказательством того, что Иисус был женат, потому что речь может идти не только о Марии Магдалине, но и о матери.

Папирус попал к Карен Кинг в декабре 2011 года от анонимного частного коллекционера, который хотел узнать, что точно написано на этом обрывке. По его словам, он достался ему в 1997 году от прежнего владельца из Германии. Коллекционер сопроводил артефакт письмом, написанным в начале 80-х, где профессор Герхарт Фехт, ныне покойный египтолог из Свободного университета в Берлине, объявлял этот отрывок свидетельством возможной женитьбы Иисуса.

Специалисты из Института исследований древнего мира в Нью-Йорке и Еврейского института в Иерусалиме, которых профессор Кинг попросила исследовать аутентичность папируса, заявили, судя по текстуре самого папируса, манере написания букв, языку и грамматике, он похож на настоящий, пишет "Газета.Ru".
Историк опроверг сенсацию о наличии у Иисуса жены
Мистификации и опровержения

Британский ученый Фрэнсис Уотсон опровергает подлинность папируса, который якобы содержит подробности земной жизни Иисуса Христа, включая его женитьбу на Марии Магдалине.
Профессор University of Durham провел тщательный анализ текста и на основании некоторых данных сделал вывод, что фрагмент папируса не является подлинным, пишет НИРА "Аксакал". Историк уверен в подлинности самого папируса, при этом не верит в подлинность текста, поскольку, на его взгляд, он довольно современный. "Я был бы очень удивлен, если бы это была не современная подделка, хотя возможно, что текст был сочинен подобным образом в IV веке", - заявил Фрэнсин Уотсон.

Папирус попал к специалисту по раннему христианству и гностицизму Карен Кинг в декабре 2011 года от анонимного частного коллекционера, который хотел узнать, что точно написано на этом обрывке. По его словам, он достался ему в 1997 году от прежнего владельца из Германии. Как писала "Правда.Ру" ранее, коллекционер сопроводил артефакт письмом, написанным в начале 80-х, где профессор Герхарт Фехт, ныне покойный египтолог из Свободного университета в Берлине, объявлял этот отрывок свидетельством возможной женитьбы Иисуса.

"Этот фрагмент действительно предполагает, что некоторые древние христиане считали Иисуса женатым человеком. Потом во втором веке были споры об этом", - пояснила Кинг, приводит KaliningradToday.
Ватикан назвал текст о «жене» Иисуса фальшивкой
Мифология христианства

Ватикан назвал загадочный папирус, который в СМИ окрестили «Евангелием от жены Иисуса», подделкой. При этом специалисты по ранней христианской литературе пока не спешат с выводами.
"Весомые аргументы позволяют полагать, что папирус - всего лишь неловкая подделка", - сообщает официальная газета Святого престола L"Osservatore Romano, приводят "Новости 66.ru". Помимо этой колонки, в номере газеты опубликована аналитическая статья коптолога Альберто Камплани, который отмечает, что никакие другие источники, кроме папируса, о семейном положении Иисуса не упоминают.

В пользу того, что папирус - подделка, есть серьезные аргументы. Во-первых, историкам не понравился почерк человека, записавшего текст, отмечает "Утро.ру". По их мнению, это больше похоже на почерк современного человека. Кроме того, его знание коптского языка, на котором было написано "Евангелие от жены Иисуса", тоже оставляет желать лучшего. Кроме того, Камплани обращает внимание на сомнительное происхождение папируса, который был приобретен на антикварном рынке, а не найден в ходе археологических раскопок.

Напомним: папирус попал к специалисту по раннему христианству и гностицизму Карен Кинг в декабре 2011 года от анонимного частного коллекционера, который хотел узнать, что точно написано на этом обрывке. По его словам, он достался ему в 1997 году от прежнего владельца из Германии. Как писала "Правда.Ру" ранее, коллекционер сопроводил артефакт письмом, написанным в начале 80-х, где профессор Герхарт Фехт, ныне покойный египтолог из Свободного университета в Берлине, объявлял этот отрывок свидетельством возможной женитьбы Иисуса.
Владимир Вигилянский: «Находка» папируса о жене Иисуса - это война против Христа
Эксперт о возможности существования жены Иисуса Христа

Ученые Массачусетского технологического института, Гарвардского и Колумбийского университетов заявили, что древний папирус, в котором содержится упоминание о жене Иисуса, не подделка. Фрагмент древнего папируса размером четыре на восемь сантиметров, в котором содержится упоминание о жене Иисуса, содержит запись на коптском языке. В одном месте записи можно прочитать "Иисус сказал им: "Моя жена…"", в другом ─ "Она может быть моим учеником". Современный анализ папируса, чернил, почерка и особенностей коптского языка того времени показывают, что находка действительно является древней. Эту новость для Pravda. Ru прокомментировал протоиерей РПЦ, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ имени М. В. Ломоносова Владимир Вигилянский .
"Таких открытий был миллион за все это время, вспомните недавнюю сенсацию - Евангелие от Иуды или еще что-нибудь в этом роде. Вот загляните в Интернет, вы увидите - миллион это я так сказал, для красного словца, но сотни - это точно. И где они? И что они изменили? Что они прибавили? Ничего. Я не буду на это обращать внимание и другим не советую.

"Если Господь не воскрес, то проповедь наша тщетна", - сказали ученики Христа. Таким ученым главное доказать, что Христос не Господь, больше ничего. Это война против Христа, суд над Христом, распятие Христа, больше никаких других идей у антихристианских затей не бывает, это все в Евангелие описано. Все это укладывается в те сюжеты, которые описаны в Евангелие, это их главная идея. Суды над Христом - их было три, лжесвидетельства на этих судах были, они смеялись и написали "царь иудейский", что он не является Господом. И это самая главная идея людей, для которых христианство, само существование Христа и христианства - это их собственная духовная смерть. Они боятся стать мертвецами, вот и вся их главная затея. На эту удочку много раз попадались ученые, и не стоит делать еще раз".

Где автор, Михаил Бурлешин , рассказывает о свадьбе Иисуса и утверждает что Мария Магдалина была его женой: «Подробное изложение одной из гипотез, объясняющих роль этой таинственной фигуры в Новом Завете, содержится в книге М.Байджента, Р.Лея, Г.Линкольна "Священная загадка". По мнению этих исследователей, особое отношение Иисуса Христа к Марии из Магдалы объясняется очень просто: она была... его женой. Эта версия подтверждается отдельными эпизодами, описанными в Библии, а также существующими древнееврейскими традициями и некоторыми гностическими Евангелиями».

«Вмешательство Иисуса становится легко объяснимым (и даже необходимым) только в одном случае: если речь идет о его собственной свадьбе. Такое толкование эпизода подтверждается словами "хозяина стола", обращенными к жениху: "...всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе". И эти слова явно относятся к Иисусу, который на глазах у всех сотворил свое первое чудо».

«Оказывается, большая часть храмов Парижа и его округа представляют собой святилища никого иного, как Марии Магдалины. Этот факт заинтересовал историков, когда им стало известно, что во многих из этих церквей есть статуя женщины с младенцем, которую обычно представляют как Марию с ребенком Иисусом. Однако возможно, во время возведения этих построек за явным христианским культом скрыт другой - еретический. Есть основание полагать, что Шартрский собор был тайно посвящен Марии Магдалине, предполагаемой супруге Христа"».

«Следующую экспедицию Отто Рану отправить не удалось: ученый бесследно исчез. В 1943 году, когда Германия уже терпела очевидное поражение, в Монсегюр прибыла огромная экспедиция, организованная обществом "Аненэрбе", входящим в структуру СС. До весны 1944 года участники похода вели интенсивные поиски в пещерах под крепостью и вокруг нее. В некоторых газетах после окончания войны мелькали сообщения, что Святой Грааль, привезенный Марией Магдалиной во Францию почти 2000 лет назад, был найден фашистами. Однако достоверных сведений о местонахождении святыни до сих пор нет».

Владимир, и не западло покупаться на этот бред с Иисусовым потомством? Все уже отсмеялись по поводу "Святой Крови и Святого Грааля," а также плагиата с него - Кода да Винчи и забыли об этом. Существуют ТЫСЯЧИ евреев, вполне официально являющихся потками царя Давида. И во времена Иисуса они существовали, так что ничем уникальным его гипотетическое потомство не отличалось.

Всё это высосано из пальца. Мария Магдалина обычный персонаж Библии и ничего таинственного в ней нет. Нет смысла выискивать что-то там, где этого нет. Или, как сказал классик, трудно искать чёрную кошку в тёмной комнате, особенно, если её там нет.

- Согласно древней еврейской традиции, брачный союз был обязательным для каждого мужчины.
- Брак был обязательным, но были исключения для тех мужчин, которые посвящали себя более важному делу - изучению закона Божьего. Вот Иисус был одним из таких случаев.

"и будут двое единой плотью".
То, что Иисус доверял свои "секреты" Марии Магдалине больше чем остальным ученикам, ясно из многих источников. Это как Нажежда Константиновна у Владимира Ильича, вроде и жена, а трогать не смей, статус различный. Под залетать Мария Магдалина могла, от любого другого из учеников, но не от Иисуса, должность учителя, не позволяла стать единой плотью.

В Евангелии от Иоанна 19 главе 25-27 стихах читаем:
25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.
27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
Мы видим, что у креста стояли и Мать Иисуса и Мария Магдалина. Но Иисус поручил Иоанну заботиться только о матери Своей. Если бы Мария Магдалина была Его женой, то естественно, Он поручил бы и ее заботам Своего любимого ученика.

Хорошо бы для начала оригинал библии найти...или на худой конец сами евангелия...а то все как то опять через пень колоду. Никто не видел но все говорят. Никто не читал но все обсуждают...взрослые люди вроде!?

Странные трактовки приводятся в статье в качестве доказательства, что де брак в Кане Галилейской был его, Христа, с Марией Магдалиной.
=== Одним из доказательств версии, что Иисус был женат, является описание в Евангелии от Иоанна свадьбы в Кане Галилейской, на которой присутствовали Иисус и его мать. В это время Христос еще не проповедовал новую веру и не творил чудеса. ===
Как же эдак не проповедовал, кады учеников уже имел целых четыре штуки: Иоанна, Андрея, Петра и Нафинаила?
"Был также зван Иисус и ученики Его на брак" (от Иоанна, 2:2).
=== "И как не доставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: "Вина нет у них". ===
Припозднилась эта гопа на брак, к шапочному разбору явилась, когда другие гости все вино уже вылакали и лежали головами в блюдах, мягко говоря, неадекватными. О чем матерь Иисусова ему на ухо и прошипела. А он ей в ответ, мол, не бздите, мамаша, ща все исправим. И набодяжил литров 200 - по 40 литров, почитай, на брата.
От Иоанна, 2:10 - И говорит ему (рапорядитель пира жениху, но не Иисусу): всякий человек подаёт сперва хорошее вино, а КОГДА НАПЬЮТСЯ, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег ДОСЕЛЕ.
И где здесь Мария Магдолина?..

Статья хорошая, помнится уже где-то об этом читала. Считаю, что это всего лишь доказывает величие земного человека, каким был Иисус, потому что величие в его мышлении, в том направлении этических учений, которые он дал людям. Это была основа основ этики и гуманизма людей, причем 12 веков тому, что по тем временам - величайший, незауряднейший и гениальнейший ум.
Но есть гипотезы, что у земного человека 9 века не могло быть такого склада ума, что здесь не обошлось без вмешательства инопланетного разума. И какая разница была у него жена, или нет... важна ли нам его физиология?

Что Мария рода Меровехов царского колена Вениаминова (властители Иерусалима) была блудницей - ложь, придуманная римской церковью в 7-ом веке после схода с политической арены наследников Иисуса - длинноволосых королей Меровингов. До того периода папы римские отзывались о ней весьма уважительно.
И обтирание ног избранника волосами невесты, смоченными в священном масле - мирре, есть обряд помолвки рода Вениаминова. Подробнее - в книгах Оксаны Гор - "Тайны Меровингов" и "Ошибки перевода".

По иудейскому Закону мужчина был обязан жениться до 32 лет для исполнения заповеди Бога «плодиться и размножаться». Иисус был праведным иудеем. Мария, чрезвычайно красивая женщина, три года была его верной спутницей и любимой умной ученицей, Апостолом над апостолами, как Он ее называл. Апостолы ревновали. Она происходила из состоятельного клана Мероха царского колена Вениаминова – властителей Иерусалима. А «блудницей» ее через века назвала Римская католическая церковь, спутав с иным персонажем Евангелий. Даже глава Римской церкви Папа Григорий Великий (540 – 604 г.г.) отзывался о ней, стоящей у гроба Иисуса, с большим уважением: «Мы должны помнить о том, в каком состоянии находится эта женщина, сколь огромна сила любви, воспламеняющая её… охваченная пламенем любви, она сгорала от желания того, кто, как она думала, покинул этот мир». Мария, согласно древнему обычаю их рода, как законная супруга провела над Иисусом обряд миропомазания на царство. Состоялась и свадьба, где Иисус «из воды сделал вино». Мать Иисуса отметила, что гостей много, а вина на всех не хватит. Иисус велел налить в бурдюки с вином родниковую воду.

Дэна Брауна не читал и нет желания, но в романе Жозе Сарамаго "Евангелие от Иисусуа" описано, как Иисус стал мужей уроженки Вифании, Марии, занимавшейся в Магдоле галилейском древнейшим ремеслом. Евангелисты о браке не сообщают, видимо потому, что женщине отводилась второстепенная роль домохозяйки. После гибели Иисуса в споре "о наследстве" победила партия Петра, который Марию не любил, поэтому, упоминания о близости Марии и Иисуса, были вычеркнуты из рукописных источников.

Иисус и Мария – муж и жена?)

Мария из Магдалы никогда не была проституткой. Эта народная байка отсутствует как в каноническом Евангелии, так и в апокрифах. А вот откуда она взялась, пожалуй, стоит разобраться…


Святая равноапостольная мироносица Мария — именно так звучит ее полный чин в православии — была вполне реальной личностью. Только реальность эта пришлась далеко не всем по вкусу. Впрочем, как и реальность самого Иисуса Христа. Оказавшись на приеме у императора Рима Тиберия, Мария поднесла ему раскрашенное яйцо (для справки: яйца в Средиземноморье красили еще этруски). С тех пор добраться до ее подлинной биографии так же невозможно, как сразу отведать желток: вначале нужно разбить несъедобную скорлупу, потом проглотить бесполезный белок и лишь тогда обнажится ядро.

Экстраординарная близость Магдалины к Христу, задействованность в ключевых эпизодах его жизни служат мощным барьером для покушавшихся на ее образ, но та же близость зачастую выставляла Апостола Апостолов (как именует Марию католическая церковь) в ложном свете. Распутывание ее жизни похоже на дознание, растянувшееся на 2 тысячи лет, где истина забрезжила совсем недавно, когда о некоторых вещах стало можно говорить и, страшно вымолвить… думать.

Внутренний круг

Когда в 1945 году был обнаружен корпус коптских рукописей в Наг-Хаммади (Египет), самые ранние из которых являлись переводами с греческих оригиналов конца I века, ученые убедились, что многие уже известные апокрифы дошли почти нетронутыми. Однако смысл их не сделался прозрачнее. Гностические тексты составлялись для посвященных. Да и канонические евангелия просты лишь на первый взгляд.

Сия обманчивая простота толкала тысячи усердных пасторов разглагольствовать про «сына плотника», оказавшегося вдруг Сыном Божьим. Так они надеялись сделать религию более правдивой. Но историческая правда в случае с Христом куда ближе к сказкам, какие не зря любит народ. Помните историю о новорожденном принце, которого сразу из дворца унесли в лесную избушку? Только тут еще круче: в избушке обитало уже не первое поколение царей с царицами. Потому что всех серьезных конкурентов пришлая династия Иродов (занявшая трон в 63 г. до н.э.) постаралась устранить. Аристократия Израиля не горела желанием афишировать свое родословие прежде, чем вернет власть в стране. И чем знатнее были израильтяне, тем строже блюли тайну генеалогии. Поэтому, когда в семье Иосифа-«наггара» (что только в религиозных мультяшках переводится как «плотник», а в Талмуде значит «образованный человек», «эрудит») появился долгожданный первенец, семья сразу эмигрировала в Египет. У Марии и ее супруга появился шанс вырастить настоящего «машиаха», «царя-первосвященника» («христа» по-гречески), который вернет Израилю славу Давида и Соломона.

Переезд имел и другой смысл, который лучше всего назвать мессианским «сценарием». Начавшись с родителей Девы Марии, этот сценарий, базировавшийся на пророчествах Библии, в определенный момент включил в себя и роль Магдалины. Бегство же Иосифа и Марии с младенцем, к примеру, являлось предпосылкой к исполнению через несколько лет стихов пророка Осии о грядущем Мессии: «из Египта воззвал Я Сына Моего».

Будущий царь, как верили иудеи, должен был обладать не только родословием, но и судьбой, в которой проявилось бы благоволение высших сил. Ну, а высшие силы «народ Книги» воспринимал не иначе, как через букву Писания. И до и после Иисуса, ставшего для христиан Богом, на роль Мессии претендовали многие. Однако лишь у христа-Иисуса получилось замкнуть на себе практически все древние пророчества. В том была его сила и этим же объясняется ненависть, которую он вызвал у книжников и фарисеев, когда те окончательно поняли, для чего он собрался использовать свое духовное лидерство.

Большинство известных нам событий из жизни Иисуса относятся к последним 3 годам, когда он открыто заявил о себе. В полном согласии с «программой» Христос избрал сначала 12 апостолов (по числу колен Израилевых), а следом еще 70 (по числу народов человечества). Когда сегодня мы говорим «Христос», то подразумеваем «апостолы» и, перефразируя Маяковского, наоборот. Но 12 и 70 — только внешнее окружение Христа. Эти ученики подобно враждебной партии фарисеев видели в нем царя-освободителя в буквальном смысле, не подозревая, что Иисус принес принципиально новое откровение и является не политическим, а духовным революционером. Добровольная смерть Христа оказалась для апостолов шоком, отчего они (кроме Иоанна) и разбежались во время распятия.

Внутренний круг Иисуса сформировался гораздо раньше и вел себя совершенно иначе. Никто из них не покинул Распятого. Именно ближайшее окружение добилось снятия с креста и с великой честью погребло его. Помимо Богоматери туда входила ее сестра, два влиятельнейших члена Синедриона Никодим и Иосиф Аримафейский, друг Христа, воскрешенный им, Лазарь, его сестры Марфа и Мария Магдалина. (Явный перебор для «просто плотника».) В отличие от апостолов, которые (опять за вычетом Иоанна) приняли мученичество, все люди внутреннего круга скончались своей смертью. Их миссия явно не сводилась к благовестию. Внутренний круг стоит у начала публичной проповеди Христа, и он же словно запечатывает ее.

Магдалина омывает ноги Иисусу миром, вытирая их своими роскошными волосами.

Магдалина — мироносица в квадрате. Если остальные «жены-мироносицы» (Мария Клеопова, Саломия и др.) шли ко Гробу помазать миром тело умершего Мессии, то она изливала драгоценный состав на главу еще живого. Широкий жест, вызвавший негодование апостолов своей расточительностью, был не просто капризом экзальтированной женщины, а продуманной церемонией. Миропомазание — царское таинство (ему приобщался и последний российский самодержец), ведь отсюда само имя Мессии — «помазанника». Посвящая Иисуса на царство за 2 дня до гибели, Мария Магдалина делила с ним фактически священную власть и, не в пример апостолам, мечтавшим о принародном восшествии на престол, понимала, что единственно возможный ритуал поставления царя Иудейского совершается здесь и сейчас.

Обращение «блудницы»

Кто же такая Магдалина? Будучи сестрой Марфы и Лазаря, Мария жила с ними в Вифании, пригороде Иерусалима, в роскошном поместье. В доме имелся большой сад с пещерным гротом (где хоронили Лазаря). Иисус часто навещал сестер, а те устраивали в честь учителя многолюдные (и не очень) собрания. Так что Вифания была своеобразной штаб-квартирой сначала для «внутреннего», а в последние годы жизни Иисуса и для «внешнего» круга. Дружественная Христу семья принадлежала к элите. Достаточно вспомнить, что ближайшей подругой Магдалины была жена домоправителя Ирода Антипы. Потенциально к высшему обществу принадлежал и Иисус, но он не мог до поры выйти из тени, прекрасно помня о вифлеемской резне, которую учинил из-за него Ирод Великий (предшественник Антипы).

Сопровождая Христа, Магдалина и прочие почитательницы «служили ему», т.е. попросту финансировали учительную деятельность Божьего избранника. Расходы требовались порой весьма внушительные: одна проповедь в Тивериаде собрала около 5 тысяч человек, а после вся толпа двинулась за Мессией в Капернаум. Грубо говоря, подвижничество группы мироносиц — и их мужей (ибо кто в то время пустил бы шляться по Палестине незамужних евреек?) — сравнимо с финансированием выборной кампании фаворита президентской гонки.

В противовес евангелиям, где подчеркивается аристократизм Магдалины, его ожесточенно отрицают греко-римские и иудейские противники христианства. «Простой женщиной, которая прибыла из какой-то весьма жалкой деревушки» называет Марию философ Порфирий, а талмудические ребе вообще смешивают ее с Богородицей, демонстрируя полнейшую брезгливость к россказням минов (христиан).

Неприязнь иудеев к «спутнице Господа» (как она названа Евангелием Филиппа) вполне объяснима: они считали христиан еретиками, раскольниками собственной традиции. Но откуда такая горячность у холодновато-снисходительных граждан Вечного города? Все из-за пресловутой аудиенции Магдалины у императора (и сдались же кесарю палестинские крестьянки!). После нее Тиберий пожелал включить Христа в число чтимых богов. Однако римский Сенат воспротивился и провалил голосование. Мария автоматически перешла в разряд non grata.

Заметим, что оппоненты христианства не преминули бы пройтись по поводу «блудного прошлого». Их молчание красноречивей любых доводов защиты.

По свидетельству «Золотой легенды» (католического сборника житий святых), отца Марии звали Сир, а мать — Евхария. Это персидское и греческое имена, поэтому их историчность вызывает сомнение, скорее они намекают на посвященность Магдалины в какой-то культ неиудейского происхождения. Недаром евангелия и философы-неоплатоники дружно твердят об изгнании из нее Иисусом семи бесов. Символизм семи указывает на число языческих божеств: древним было доступно для наблюдения 7 планет, составлявших астрологический фундамент для множества пантеонов.

Трудно сказать, кому служила Мария — Иштар, Иннане, Исиде, Кибеле, но в любом случае, с точки зрения единобожия это было отступничеством (возможно, тайным), а ее возвращение к вере праотцев Христом — чем-то сродни экзорцизму. Служители Иштар проходили через 7 степеней посвящения. Посвящения надо было заслужить, но и избавиться от них было не так просто. Адепт имел право лишь включить их в высшую и еще более эффективную систему. Магдалине пришлось осознать магические дары своего прежнего увлечения как препоны на пути духовного восхождения. Она называет их «семью господствами гнева» в собственном «Евангелии от Марии»: тьма, вожделение, незнание, смертная ревность, царство плоти, лукавство плоти и яростная мудрость. В каноническом Евангелии имена демонов не раскрыты, но зато Иисус рассказывает там притчу о «семи духах злобы», поселившихся в «выметенном доме» (очищенной душе Марии).

Магдалина была весьма образованной и начитанной дамой (на средневековых картинах ее часто можно видеть с книгой) и переметнуться в чужую веру ее заставили сомнения, которые никто из книжников-законников не мог, увы, развеять. Камнем преткновения, судя по всему, явилось учение о Мессии: слишком уж разноречивыми и несогласованными друг с другом выглядели пророчества о нем Ветхого Завета. С психологической точки зрения Иисус должен был привести какие-то неотразимые аргументы, чтобы прекрасная отступница (а Магдалина была божественно красива) согласилась вернуться в лоно ортодоксальной религии. Из Евангелия известно, что коронным аргументом Христа всегда служила его собственная личность. Видимо, Иисус раскрыл Марии тайну царского родословия и своего сыновства Небесному Отцу, после чего она превратилась в его ближайшую и преданнейшую ученицу.

«Кающаяся Мария Магдалина» Тициан

История покаяния Магдалины была широко известна первым христианам. Она-то и стала (приблизительно с VI века) причиной рокового отождествления Марии с блудницей. Среди манускриптов Наг-Хаммади имеется интереснейшее сочинение «Толкование о душе», которое несет отголосок древней мистерии, в ходе которой душа кающегося переживала освобождение от прежних ошибок и радостное обновление. Все это описывается при помощи сексуальной и брачной символики. Пребывая у Отца на небесах, душа имела мужеженскую (андрогинную) природу, а, опустившись в тело, утеряла изначальную целостность, стала женщиной и пошла на панель. Когда она раскаялась, Отец послал ей небесного жениха (Иисус очень часто уподоблял себя жениху) — ее утраченную при падении мужскую половину. Через соединение с ним душа получает новое единство, спасается и возвращается к Небесному Отцу.

Для современной эпохи эти идеи адаптировал Карл Густав Юнг. Психоанализ по Юнгу отличается от психоанализа по Фрейду так же, как «Толкование о душе» от «блудницы»-Магдалины.

Кто она Иисусу, кто Иисус ей?

Тут-то и возникает еще одна проблема, связанная с личностью Магдалины, которая своей щекотливостью стократно дает фору дурно истолкованному рассказу о проститутке. Что насчет брачного чертога в прямом, а не переносном смысле? Мог ли, не будучи женатым, Иисус носить титул «раввина»? И не была ли Мария той самой гипотетической супругой, без наличия которой он не обладал, согласно Закону, правом учить? Да и холостых царей в истории меньше чем один…

Путаные головы, романтики от богословия, доходя в своих исследованиях досюда, как правило, спешат объявить Магдалину невестой или (чего мелочиться!) женой Иисуса. Но тут есть серьезные возражения.

Во-первых, прозвище Назорей, которое во исполнение очередного пророчества о Сыне Божием принял Иисус, могло свидетельствовать не только о его поселении в Назарете, но и об определенном обете, назорействе, который он на себя возложил. Назорейство иногда включало воздержание от половых контактов. Кстати, назорейством может объясняться и странная медлительность, которую проявил Иисус, когда его известили о предсмертной болезни Лазаря: назорей не должен присутствовать при чьей-либо кончине. И Марфа и Мария, когда Христос добрался-таки до Вифании, в сердцах выговаривают ему, что, если бы он застал брата еще живым, тот не умер бы.

Правда, с назорейством Христа тоже не все клеится. По Закону Моисееву, взявший обет, обязан воздерживаться от вина, а с Иисусом все наоборот — он демонстративно распивал вино в самой неподходящей компании.

Основная же загвоздка — в природе интимных, но явно не сексуальных отношений между Христом и Магдалиной. «И спутница Сына — это Мария Магдалина, — указывает апостол Филипп. — Господь любил Марию более всех учеников, и Он часто лобзал ее уста. Остальные ученики, видя Его любящим Марию, сказали Ему: „Почему Ты любишь ее более всех нас?“ Спаситель ответил им, Он сказал им: „Почему не люблю Я вас, как ее?“ Ситуация явно не стыкуется с ролью супруги: можно ли ревновать мужа к жене и что волнительного в том, что он целует последнюю в уста? Однако женатость Христа с ходу не отбросишь: перипетии знаменитой свадьбы в Кане Галилейской, где он и Богоматерь распоряжаются, как на собственном празднике, трудно объяснить с иной позиции. Может, стоит обратить внимание не на саму Марию, а на ее сестру, хлопотливую и малозаметную Марфу, которую выдает слишком приватный тон в общении с Иисусом?

«Иисус в доме Марфы и Марии»картина Вермеера

«Марфа и Мария» картина Караваджо

С кем-то из «внутреннего круга» состояла в браке и Мария Магдалина. Вероятнее всего с Иосифом Аримафейским. Вместе с ним, а также Марфой, Лазарем и некоторыми другими лицами, она, по западному преданию, отправилась в Рим, а оттуда в Галлию. С собою члены внутреннего круга везли святой Грааль, сосуд с кровью Иисуса, капавшей с Креста и собранной Марией Магдалиной. Поэтому все изображения Магдалины с сосудом несут двойной подтекст: это и алавастровый сосуд, из которого она помазывала Христа на царство и потир, куда стекала его кровь.

Jan van Skorel Maria Magdalina, 1528

Saint Graal звучит почти как Sang Real («королевская кровь»). Отсюда вера (которую разделял, к примеру, Людовик XI), что Магдалина является родоначальницей Меровингов — первой христианской династии франков, да и вообще христианской династии царей. Важно помнить, что земных родителей Иисуса звали Мария и Иосиф, однако в христианской традиции он считается Сыном Божиим. Поместить в основание своего рода также пару Иосиф — Мария кажется вполне логичным для королей Меровингов, веривших, что власть им вручена Христом по праву рождения. Насколько это правда, можно поинтересоваться у их потомков: говорят, они где-то скрываются до сих пор…

Магдалина или Иоанн?

Несколько лет назад и без того набрякшие тучи на небосклоне «магдалиноведения» прорезала молния, а через короткий интервал грянул гром. Никому не ведомый магистр гуманитарных наук Рамон К. Хусино осчастливил крещеный мир статьей под скромным заглавием «Мария Магдалина — автор Четвертого Евангелия?» Маститые теологи уже давно сомневались, что Евангелие от Иоанна (стоящее и по композиции и по содержанию особняком по отношению к трем остальным евангелиям) написал апостол Иоанн Богослов. Его автора предпочитают именовать так, как он сам о себе отзывается — «любимый ученик». Прецедент Хусино должен был, казалось, переполнить чашу терпения Ватикана, но вышло все по-другому.

Аргументация молодого ученого столь безукоризненна, что профессора крупнейших богословских заведений один за одним присоединяются к его теории. Выпущено море литературы, а главное — христианский феминизм обрел, наконец, долгожданное знамя. Почитание Магдалины переживает на Западе (у нас об этом, как всегда, слыхом не слыхивали) настоящий ренессанс и объединяет подчас диаметрально противоположных по убеждениям людей.

Выводы специалистов существенно дополняют сложившийся портрет Марии и во многом проясняют ту роль, которую она действительно играла в драме, задуманной и поставленной Христом на подмостках планеты Земля.

Рекордное количество точных упоминаний мест и обычаев Палестины в Четвертом Евангелии указывает на авторство очевидца, который жил в Святой земле до разрушения Храма в 70 г. н.э. От Марии Магдалины, безусловно, могло исходить живое и точное свидетельское повествование о тех событиях, которые описаны в Евангелии Иоанна. Это объясняет поразительные различия между ним и тремя остальными (так называемыми Синоптическими) евангелиями, которые, согласно большинству исследователей Библии, не принадлежат перу очевидцев.

Если в канонических евангелиях имя «любимого ученика» нигде прямо не названо (а по устоявшейся традиции им считался Иоанн), то в недавно открытых рукописях этим эпитетом с завидным постоянством называется лишь одно лицо — Мария Магдалина. Уникальное место, отведенное женщинам-мироносицам в Евангелии от Иоанна, сильно отличалось от их приниженного положения в христианских Церквях первого века, да и в последующей судьбе Церкви. Самая простая гипотеза: Четвертое Евангелие было написано женщиной, конкретнее — Марией Магдалиной. Интересно, что лишь это евангелие содержит знаменитую притчу о роженице, которую Христос, надо думать, адресовал лично Магдалине. Тот же образ возникнет позднее в Апокалипсисе Иоанна Богослова.

Background последних глав Четвертого Евангелия составляет тема превосходства «любимого ученика» над Петром. А в текстах Наг-Хаммади ревность остальных апостолов к Марии вообще беспредельная. Той буквально со слезами приходилось доказывать, что передавая слова, сказанные ей Спасителем наедине, она не лжет. Апостолу Фаддею пришлось даже однажды сделать замечание св. Петру, доведшему Марию до истерики своей подозрительностью: «Петр, ты вечно гневаешься. Теперь я вижу тебя состязающимся с женщиной как противники. Но если Спаситель счел ее достойной, кто же ты, чтобы отвергнуть ее? Разумеется, Спаситель знал ее очень хорошо. Вот почему он любил ее больше нас. Лучше устыдимся! И облекшись совершенным человеком, удалимся, как он велел, и проповедуем Евангелие, не ставя другого предела, ни другого закона, кроме того, что сказал Спаситель». Этот антагонизм зародился еще при жизни Иисуса, когда Симон Петр заявил буквально следующее:

— Пусть Мария уйдет от нас, ибо женщины недостойны жизни.

Тогда Иисус ответил ему:

— Смотрите, я направлю ее, дабы сделать ее мужчиной, чтобы она также стала духом живым, подобным вам, мужчинам. Ибо всякая женщина, которая станет мужчиной, войдет в Царствие Небесное.

Об этом эпизоде говорится в манускрипте Наг-Хаммади, а вот само усыновление описано в каноническом Четвертом Евангелии, но без апокрифического подтекста оно совершенно теряет свою сокровенную соль. Эта финальная мистерия происходит в последние минуты земной жизни Христа, во время Распятия, когда Иисус усыновил «любимого ученика» своей Матери. Именно усыновил, а не удочерил, окончательно вернув тем самым душе Марии Магдалины утраченную андрогинность.

«Мария Магдалина — автор Четвертого Евангелия?»

Мария первая среди учеников Христа обрела новую природу души. И этим объясняется, что она первой среди всех людей узрела воскресшего Иисуса. От нее способность видеть, слышать и даже осязать Господа, будто цепная реакция, передалась остальным апостолам. Именно этим объясняется католическое наименование Магдалины «Апостолом Апостолов».

Иванов А.А.. Явление Христа Марии Магдалине после воскресения

Антагонизм апостольских учеников «внутренним кругом» неуклонно рос, что привело к образованию отдельной Иоанновой (как ее условно называют) общины, куда вошел и самый юный среди апостолов Иоанн, брат Иакова Зеведеева, позднее нареченный Богословом. Именно им где-то между серединой 50-х концом 80-х годов нашей эры было записано евангелие со слов руководительницы общины Марии Магдалины.

Высокая посвященность отнимает право собственноручной записи своих слов. Когда Иоанн Богослов состарится и захочет увековечить свой «Апокалипсис» в ссылке на острове Патмос, он сделает это не сам, а с помощью ученика, св. Поликарпа, которому станет диктовать открывающиеся видения. Как мы сейчас бы выразились, Мария была медиумом и ее конфликт с апостолами-мужчинами разгорелся именно из-за первоначального отсутствия у них данной способности. Со временем она у них, видимо, появилась: об этом свидетельствуют апокалипсисы апостолов Петра, Иакова и даже Павла, не знакомого с Христом в его земной жизни.

После кончины Марии Магдалины в 80-90-е годы под давлением хорошо организованной Апостольской Церкви, которая окончательно отняла у женщин право учить, Четвертое Евангелие было переписано. Его редактор не хотел обострять противоречий с большинством христиан, чтобы не превратить общину в замкнутую секту. С другой стороны, он не мог предать память Магдалины, которой сам Христос обещал, что ее деяния никогда не будут преданы забвению. Поэтому редактор пошел на хитрость. В ряде мест он придал «любимой ученице» мужской пол (в чем не соврал, учитывая последнюю волю Христа), а в других, где Иоанн и Мария фигурируют рядом, оставил логические неувязки, становящиеся совершенно очевидными для тех, кто внимательно читает текст и наделен чувством логики.

Для тех же, у кого оно отсутствует, укажем на православную икону «Апостол Иоанн в молчании», где тот изображен приложившим палец к губам. Как вы думаете, о чем он помалкивает? И почему это над самым его ухом склонилась крылатая женская фигура — Премудрость София? Ведь рассказ о падшей Душе более поздними гностиками передавался как история возвращения к Богу Софии, на земном уровне отождествляемой с Марией Магдалиной.

Святой Иоанн Богослов в молчании и Крылатая София на его плече

Знание о том, кто в действительности был «любимым учеником», никогда не угасало в христианской Церкви. После последней реставрации гениальной «Тайной Вечери» Леонардо да Винчи в 1999 году стало особенно видно, что Иоанн Богослов изображен с совершенно женскими чертами. На последнем ужине «любимый ученик» возлежал на груди Христа. У Леонардо он (она?) написан в тот миг, когда нетерпеливый Петр просит узнать Иоанна (Марию?) имя предателя у Иисуса. Абрисы фигур «ученика» и Спасителя складываются в букву «М».

Тайная вечеря — Леонардо да Винчи (фрагмент копии) Он (она?) написан в тот миг, когда нетерпеливый Петр просит узнать Иоанна (Марию?) имя предателя у Иисуса

Роман Багдасаров , «Эгоист generation»,

Ещё

Почему Церковь ополчилась на мировой бестселлер - книгу Дэна Брауна «Код да Винчи»?

Изменить размер текста: A A

Роман «Код да Винчи » американского журналиста Дэна Брауна стал самой продаваемой книгой в мире в прошлом году - его тираж зашкалил за 20 миллионов. Однако во многих странах христианские священники запрещают прихожанам читать сие произведение. А в Ватикане даже раздумывают, не отлучить ли Дэна Брауна от Церкви. Причина в том, что якобы автор своим произведением подрывает устои христианства. Так ли это? Скандальный роман для читателей «КП » комментирует священник, автор нескольких книг по истории раннего христианства, доктор исторических наук, диакон Василий (Сальников).

О чем книга?

Вот уже почти два тысячелетия таинственный орден Приорат Сиона, в который испокон веков входили самые умные и талантливые представители человечества - среди них Леонардо да Винчи, Виктор Гюго, Исаак Ньютон, - хранит некую великую тайну, способную перевернуть всю историю христианства. В наши дни убивают одного из посвященных. Но он оставляет шифрованное послание, ключ к которому находится в работах Леонардо да Винчи. Главный герой, профессор Гарварда Лэнгдон, и Софи, внучка убиенного, пытаются разгадать загадку и найти секретные документы, которые и представляют собой, как они считают, легендарный cвященный Грааль. То есть вовсе не только чашу, из которой Иисус с учениками пил вино на Тайной Вечере. Героям приходится искать тайные символы на картинах великого Леонардо, заниматься криптографией, изучать множество документов разных эпох... И в итоге они приходят к потрясающему выводу - тайна в том, что Христос был совсем не тем, за кого его выдают священники. Он был женат на Марии Магдалине, и у них была дочка Сара. А священный Грааль - это заодно и символ женского начала христианства. Начала, о котором церковники предпочитают молчать.

Автор очень талантливый человек, - говорит диакон Василий. - Первая половина романа вообще читается на одном дыхании. Детектив, убийства, погони. Научные факты поначалу тоже весьма добросовестно подобраны - числа Фибоначчи, «божественная пропорция», полотна Леонардо - головоломки, которые надо разгадать, дабы отыскать Истину. Тут и исторические экскурсы, где абсолютно точно описывается история тамплиеров и других тайных обществ. Читатель увлечен сюжетом, принимает роман за документальное откровение и не замечает, как автор начинает вливать яд в его, подготовленную «научным повествованием», душу.

Начнем с того, что настоящая Чаша Грааля существует. И ее местонахождение известно.

В 1910 году в Антиохии, древней столице Сирии , на том месте, где стоял древний собор, несколько арабов, искателей сокровищ, выкопали в развалинах реликварий - серебряный ковчег в форме чаши, в котором обнаружили другую, уже неотшлифованную серебряную чашу. Находка попала к известным торговцам антиквариатом братьям Кучакжи , выставлялась в Лувре, была в частных коллекциях, а сейчас хранится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке .

Откуда взялись «лишние» Евангелия

Дэн Браун утверждает, что четыре канонических Евангелия содержат лишь малую часть сведений о жизни Христа. На самом же деле существует около 80 Евангелий, из которых только и можно узнать всю правду. А церковь это скрывает.

Насчет цифры 80 я не уверен, но действительно Евангелий - множество. Некоторые даже используются при составлении церковных служб. Но тут надо понимать ситуацию, сложившуюся к середине I века.

В первые десятилетия после распятия и воскресения Христа Евангелие - благая весть, рассказывающая о его проповеди и деяниях, - распространялось устно. «Правообладателями» на эту историю были апостолы - непосредственные участники тех событий.

В ХХ веке и богословы, и светские историки, и лингвисты провели множество экспертиз. И весьма точно датировали написание канонических Евангелий:

50 - 60-е гг. I века - Евангелие от Матфея;65 - 70-е гг. - Евангелие от Марка;70 - 80-е гг. - Евангелие от Луки;конец I века - Евангелие от Иоанна Богослова.

Повторю, за этой датировкой стоят серьезные исследования, с ней уже никто не спорит. Мы сейчас даже знаем, как канонические Евангелия дописывались со временем. Например, лингвисты обнаружили более поздние вставки в Евангелие от Марка. И Церковь согласилась с наукой. Но это уже совсем другая история...

А христианство в I веке распространялось так: апостолы бродили по городам и странам, проповедуя и создавая христианские общины. Уходя дальше, апостол назначал, как ему казалось, наиболее «продвинутого» ученика епископом общины. В одних городах христиане становились мощной организацией, в других - исчезали в противоборстве с приверженцами языческих культов.

Весть о распятии и последующем воскресении, как любое значимое событие, быстро обросла легендами, мифами в соответствии с традициями той или иной местности.

Церковь еще не была организацией в современном смысле этого слова, и контролировать распространение «слухов» было невозможно.

Поэтому во II - IV веках, а это тоже подтверждено современными лингвистическими экспертизами, появились многочисленные рукописи - «Египетское Евангелие», «Евангелие Евреев», «Евангелие от Петра», «Евангелие от Фомы», «Евангелие детства Иисуса», очень интересное «Первоевангелие Иакова», которые повествуют и о детстве Божией Матери, и о братьях Христа, и о многом другом...

Сохранился документ, в котором Сарапион, епископ Антиохийский, около 200 года н. э. обратился к Келесерийской пастве с увещеванием против богослужебного употребления «Евангелия от Петра»

Например, в нем говорится, что римские воины, которые охраняли пещеру с телом Спасителя, увидели выходящего воскресшего Христа и двух ангелов, его поддерживающих. В канонических Евангелиях этого момента нет, поскольку: а) воины, явно язычники, не могли узреть воскресшего Христа - его увидели только уверовавшие в него; б) Христос есть всемогущий Бог, и непонятно, зачем ангелам понадобилось его поддерживать. Вот такие тонкости.

Подобные Евангелия называют апокрифами. Некоторые из них Церковь все же признает и позволяет читать христианам. Например, православный праздник Успения Богородицы отмечают только благодаря одному из таких апокрифов, в котором описана сцена смерти Богоматери. Но документами они все равно не считаются, так как нет доказательств их подлинности. А другие апокрифы, которые неверно отражают суть учения, признаны еретическими.

Кстати, четыре канонических Евангелия написаны на «койнэ» - языка делового письма того времени. А апокрифические Евангелия созданы в виде обычных религиозных повестей.

Магдалина - жена Иисуса?

Дэн Браун сообщает читателям, что «брак Иисуса и Марии Магдалины зафиксирован в исторических хрониках» (стр. 297). И ссылается на апокриф Евангелия Филиппа.

Этот интересный документ действительно существует и, как считают лингвисты, был создан в конце II века. Сколько в нем правды, сколько вымысла, никто не знает.

Но Браун, трактуя апокриф, опускается до прямой лжи:

«...Мария Магдалина именуется «спутницей Спасителя», а любой специалист по арамейскому языку скажет вам, что слово «спутница» в те дни буквально означало «супруга» (стр. 298 по изданию «Код да Винчи» издательство «Аст», 2004 г.).

На самом деле любой специалист знает, что апокриф Евангелия Филиппа написан не по-арамейски, а на саидском наречии коптского языка. И по наличию в тексте греческих слов есть основания предполагать, что апокриф был переведен на коптский с греческого первоисточника. А в коптском и греческом слово «спутница» означает лишь то, что оно означает.

Спаситель и Магдалина из царского рода

В романе Браун устами злодея Тиббинга сообщает, что Христос и Магдалина, потомки двух царственных родов, должны были соединиться и дать народу Израиля царя - мессию.

В Евангелии от Матфея приведена родословная Христа - среди предков присутствует и царь Давид. А в Евангелии от Луки ангел то же самое сообщает Деве Марии. Но то, что Мария Магдалина вела свой род от первого царя Израиля Саула, - поздняя легенда, основанная на апокрифических текстах. Канонических данных на этот счет нет. Кстати, апокрифы из разных мест дают разные сведения о якобы существующих потомках Христа и Магдалины. Одни говорят о дочке, другие называют сына. А третьи говорят, что у них было двое детей. И это наиболее странная версия, поскольку первый ребенок должен был родиться еще до распятия Христа.

ЦИТАТА В ТЕМУ

«Никогда нельзя недооценивать коммерческий потенциал ереси, облаченной в форму увлекательной истории».

Баптистский богослов Альбер Молер при обсуждении книги «Код да Винчи».

ВНИМАНИЕ!!!

Был ли Христос Богом или человеком? Какова истинная роль Магдалины в жизни Иисуса? Возглавлял ли Леонардо да Винчи тайное общество, и о чем говорят его картины? Об этом и многом другом мы расскажем вам в следующем выпуске «толстушки». А может, у вас есть свои вопросы, возникшие после чтения книги Дэна Брауна, или вас давно волнует какая-то библейская тайна? Свои вопросы и мнения присылайте нам по [email protected] или на адрес редакции с пометкой на конверте «Код да Винчи». И ученые дадут вам свои разъяснения. Ждем ваших откликов!

Андрей МОИСЕЕНКО.

Пока теологи спорят, туристы бегают с «Кодом», как с путеводителем

Ну и, разумеется, мы с друзьями, как дураки, убеждая друг друга, что книжка в целом так, ничего особенного, едва прибыв в Лондон , ринулись искать этот самый Темпл - храм тамплиеров, где Лэнгдон и Софи пытаются найти разгадку рыцарей среди лежащих статуй. Чего мы этот храм до прочтения мирового бестселлера не искали? Ведь в хороших путеводителях он был всегда! И станция подземки на это намекала - так и называется «Темпл». Великая сила искусства, одно слово!

А местечко-то оказалось и впрямь! Как точно замечает Браун, находится Темпл на задах Флит-стрит. И о его существовании сообщает крошечная табличка, которую турист после двух пинт «гиннесса» и не разглядит возле неприметных черных ворот.

Мы точно с первого раза не разглядели. Пытались найти Темпл снизу, от набережной - но железные узорчатые ворота в частнособственнический двор, где отдыхало с десяток «Роллс -Ройсов», были закрыты, а листок, приколотый к ним, вежливо сообщал, что приглашенные на бал допускаются только в смокингах и шотландских национальных юбках. Ну, не очень-то и хотелось!

Вывод первый: во всем, что касается Темпла, Браун документально точен. Храм странен, дух тайны витает над ним, каменные рыцари мрачно возлежат. Ни шара, ни яблока (кто читал - поняли). Но! Фамилия одной из статуй - Роз. А? Каково? Как Браун прошел мимо этого? При такой зацикленности на Розе по ходу поисков! Больше того: наверху, на куполе - опять золотая роза! Или что-то здорово на нее похожее - см. фото. И опять-таки - про нее ни слова в книге. Почему?

Тут вывод второй: скорее всего, поначалу след в Темпле не был ложным, и лишь потом, осознав, что туристов надо привлечь еще и в Рослин, Шотландия , Дэн Браун продлил свое повествование, сделав по дороге промоушен и Вестминстерскому аббатству.

И пусть эта милая научная догадка приведет в Великобританию новых туристов. Лично мы поклялись на могиле Исаака Ньютона добраться весной до Рослина, найти Сонину бабушку и спросить по-нашему, по-пролетарски : чего внучке-то не позвонила, когда дед помер? Позвонила - не было бы книги, фунты бы целее наши были!

Владимир КОНСТАНТИНОВ.

Выбор редакции
«Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем лучше знаю.» Ю.К. ЕфремовМБОУ СОШ №162.9 класс.Шубина Ольга Петровна,Учитель...

«Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем лучше знаю.» Ю.К. ЕфремовМБОУ СОШ №162.9 класс.Шубина Ольга Петровна,Учитель...

Крепость Познань расположена в одноименном городе на западе Польши. Построенная в XIX – начале XX века, крепость считается третьим по...

«Колониальные империи» - Во Франции завершился промышленный переворот. Колонии Франции. Создание международных монополистических союзов,...
Слайд 1Экология – глобальная проблема современностиСлайд 2Экология- наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и...
Тема: «Чудеса из бисера» Цель : Познакомиться с историей бисера, и различными техниками работы с ним. Изучить понятие «монополия»....
Урок 3: Экономическая политика красных и белых. Цель урока: повторить основные события Гражданской войны; Изучить содержание...
В жаркий день так и хочется порадовать себя прохладительными напитками. Поэтому сегодняшний материал посвящается тем, кто желает знать,...
Салаты из морепродуктов - это вкусные блюда, в состав которых входят кальмары, креветки, крабовые палочки, икра, мидии и другие дары...