Жизнь и творчество Куприна: краткое описание. Жизненный и творческий путь А. Куприна


Куприн А. И. (1870 – 1938)
Творческий дар Куприна проявился в реалистическом воспроизведении всей полноты внешнего мира, в яркой, острой и точной передаче пестрых и многообразных впечатлений бытия.
Выдающийся мастер русской художественной прозы Александр Иванович Куприн прошел сложный и трудный жизненный путь. Родился он 26 августа 1870 года в городе Наровчате Пензенской губернии в небогатой чиновничьей семье. Отец писателя умер, когда мальчику исполнился год; после этого был сиротский дом, военная гимназия, кадетский корпус и юнкерское училище.
В 1890 году Куприн был зачислен в 40-й Днепровский пехотный полк, квартировавший в Каменец-Подольской губернии.
В 1893 году он попытался поступить в Академию Генерального штаба, но из-за конфликта с генералом Драгомировым был не допущен к сдаче экзаменов и отправлен в свой полк.
Эта неудача в известной мере определила дальнейший жизненный путь Куприна. Он выходит в отставку и полностью отдается писательскому делу.
Куприн в девяностые годы переменил много рабочих мест: газетный репортер, конторщик на заводе, организатор атлетического общества в Киеве, управляющий имением, землемер и другие. В это время он объездил вдоль и поперек страну, особенно ее южные районы. Эти скитания обогатили писателя большим жизненным опытом.
В 1901 году Куприн переехал в Петербург, где печатался в журнале «Мир божий» и в горьковских сборниках «Знание», группирующих вокруг себя писателей реалистического направления. Подлинную славу, как в России, так и за границей, принесла ему повесть «Поединок», написанная в 1904 году. До этого Куприным были опубликованы: в «Русском сатирическом листке» (1889) рассказ «Последний дебют», во время работы на Украине газетным репортером – небольшие рассказы, стихи, передовицы, «корреспонденции из Парижа». Период написания «Поединка», был самым наивысшим расцветом творчества Куприна.
«Поединок» Куприна считается военной повестью, но проблемы, которые поднял в ней автор, выходят за пределы военного повествования. В этом произведении автор рассуждает о причинах общественного неравенства людей, о путях освобождения человечества от духовного гнета, о взаимоотношениях человека и общества. В основе сюжета повести – судьба офицера, ощутившего всю несправедливость человеческих отношений в условиях казарменной жизни. Герои повести, Шурочка Николаева и Ромашов, понимают неизбежность разочарования в таком существовании, и стремятся найти выход из этой ситуации, но их пути – противоположны. Шурочке необходимо «большое настоящее общество, свет, музыка, поклонение, тонкая лесть, умные собеседники». Такая жизнь кажется ей светлой и прекрасной. Ромашов, мечтавший о блестящей карьере, столкнувшись с реальной действительностью, чувствует только разочарование и постепенно погружается в серую беспросветную обыденность, выхода из которого найти практически невозможно. Шурочка обещает помочь Ромашову сделать карьеру, считая, что в ней есть что-то особенное: «Я всюду найдусь, ко всему сумею приспособиться…». Но если Ромашовым движет благородство, то Шурочкой – расчетливый эгоизм. Ради своих желаний и стремлений она готова пожертвовать своим чувством, и, главное, - любовью и жизнью Ромашова. Вот этот страшный эгоизм навсегда отделяет ее от других героинь Куприна.
После встречи с солдатом Хлебниковым, в котором Ромашов увидел не безликую «солдатскую единицу» а живого человека, заставляет его задуматься не только о своей судьбе, но и о судьбе народа. Ромашов вступает в неравный поединок с миром, но поединок чести превращается в убийство на дуэли.
К теме любви Куприн относится целомудренно; этим почти священным трепетом полон прекрасный рассказ – «Гранатовый браслет». Писатель сумел показать великий дар любви в обыденной жизни. В сердце героя рассказа, бедного чиновника Желткова, вспыхнуло прекрасное, но безответное чувство – любви. Этот маленький, безвестный и смешной телеграфист Желтков, вырастает благодаря этому чувству в трагического героя.
«Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь» звучат не только как гимн любви, но и как песнь всему светлому, ликующему и прекрасному, что несет в себе жизнь. Эта радость жизни не была у Куприна результатом бездумного отношения к действительности; один из постоянных мотивов его творчества был контраст между самым совершенным проявлением этой радости жизни – любви – и тяжелой нелепой окружающей действительностью.
В «Олесе» чистую, беззаветную и великодушную любовь губит мрачное суеверие. Зависть и злоба разрушают любовную идиллию царя Соломона и губят Суламмифь. Жизненные условия враждебны человеческому счастью, которое решительно борется за свое существование, так показывает Куприн в своих произведениях.
Куприн был убежден, что человек рожден для творчества, для широкой свободной, разумной деятельности. В рассказе «Гамбринус» (1907) он раскрывает такой образ – Сашки, скрипача, «еврей – кроткий веселый, пьяный, плешивый человек, с наружностью облезлой обезьяны, неопределенных лет» - главная достопримечательность пивной под названием Гамбринус. На судьбе этого героя Куприн показал драматические исторические события в России: русско-японская война, революция 1905 г., последовавшие за ней реакция и погромы. Основа рассказа показана в словах Куприна: «Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и все победит».
Первым среди русских писателей Куприн раскрывает в повести «Яма» тему проституции, тему продажной любви, где он сумел показать и внутренний мир человека попавшего в эти сети. Некоторые литературоведы считают, что эта повесть, особенно ее первая часть, носит характер идеализации, и, что сам ее стиль пропитан некоторой слащавостью.
К творчеству Куприна литературоведы относились не однозначно. Одни, считают, что все его произведения – это просто подражание более успешным писателям: Мопассану, Д. Лондону, Чехову, Горькому, Толстому. Может, в ранних его произведениях и было это заимствование, но всегда читатель видел в его работах глубокие и разнообразные связи с традициями классической литературы. Другие исследователи считают, что его герои слишком идеализированы и оторваны от реальной жизни. Это касается и Ромашова и Желткова, которые не понимают особенности своей жизни. Да, почти во всех его произведениях видна эта детская непосредственность, которая и привлекает, и раздражает читателя.
Если рассматривать направления, к которым примыкал Куприн, то здесь главное место занимает реализм (критический и традиционный), за ним следуют веяния декаданса («Бриллианты», «Белые ночи»). Романтическая приподнятость характерна многим его рассказам.
Творчество Куприна-очеркиста характеризует – тонкая наблюдательность, повышенный интерес и внимание к маленьким, незаметным людям. Некоторые очерки интересны тем, что являются, как бы эскизами к более поздним произведениям писателя («Босяк», «Доктор», «Вор»).
Сила Куприна-художника всегда обнаруживается в раскрытии психологии людей, поставленных в различные жизненные обстоятельства, особенно такие, в которых проявляется благородство, самоотверженность, сила духа.
Куприн не принял социалистической революции, эмигрировал за границу, но в 1937 году вернулся в Россию, чтобы в 1938 году «умереть на земле, где родился».

ЛИТЕРАТУРА.
1. Куприн А. И. Избранные произведения. М., 1965.
2. Волков А. А. Творчество Куприна. М., 1981.
3. Кулешов Ф. Творческий путь Куприна. М., 1987.

Александр Иванович Куприн родился 26 августа 1870 г. в городе Наровчате Пензенской губернии, в семье мелкого чиновника. Вскоре после смерти мужа, Ивана Ивановича Куприна, мать будущего писателя, Любовь Алексеевна (урожденная княжна Кулунчакова), переезжает с сыном и двумя дочерьми в Москву. С 1876 по 1880 г. Куприн воспитывался в Разумовском пансионе (сиротское училище), а в 1880 г. становится учеником 2-й Московской военной гимназии. Еще с 1877 г. он начинает писать стихи, а в гимназические годы занимается также переводами французских и немецких поэтов. В декабре 1889 г. в журнале “Русский сатирический листок” был напечатан его первый рассказ - “Последний дебют”. В 1890 г. Куприн в чине подпоручика окончил Александровское юнкерское училище в Москве и следующие четыре года посвятил военной службе в составе 46-го пехотного Днепровского полка, который дислоцировался в небольших городках Подольской губернии (Проскуров, Гусятин и др.). Впоследствии армейская тема займет видное место в творчестве писателя.

В 1894 г. Куприн в чине поручика выходит в отставку и приезжает в Киев, где сотрудничает в газетах “Киевское слово”, “Киевлянин”. В эти и последующие годы ему пришлось сменить множество разнообразных профессий - грузчика, рабочего кузнечного цеха, землемера, провинциального артиста, газетного репортера и др. Этот жизненный опыт решающим образом повлиял на художественную картину мира уже ранней купринской прозы, для которой характерна экстенсивность в освоении самых разных социальных уровней русской жизни, психологии героев различных профессиональных призваний - от служителей искусства до военных и артельных рабочих. Первую писательскую известность принес Куприну основанный на материале армейской жизни рассказ “Дознание” (1894), где через незначительный бытовой эпизод кражи рядовым татарином “пары голенищ и тридцати семи копеек деньгами” автору удалось не только психологически емко запечатлеть отупляющее воздействие нравов солдатской и офицерской среды, но и вывести мыслящего героя, тяготящегося формализованным духом этой среды и противопоставляющего ему возможность невербального, искреннего человеческого контакта (образ подпоручика Козловского). Данная тематическая линия получит развитие в таких ранних рассказах Куприна, как “Куст сирени” (1894), “Ночлег” (1895), “Прапорщик армейский” (1897), “Поход” (1901). В этот же период, восхищаясь стихийными, страстными натурами героев книг К. Гамсуна, Р. Киплинга, Д. Лондона, Куприн обращается к темам любви, красоты, к постижению тайны женской души в рассказах “Страстная минута” (1895), “Лолли” (1895), “Allez!” (1897), “Погибшая сила” (1900), “Сентиментальный роман” (1901) и др. В этом ряду особенно выделяется написанная под впечатлением от поездки в Полесье повесть “Олеся” (1898), где Куприн, с опорой на опыт Л. Толстого - автора “Казаков”, развивает классическую для отечественной литературы тему “русский человек на rendez-vous” и воплощает самобытную трактовку идеала гармоничного в своей первородной красоте “естественного” человека, утверждая возвышенно-романтическую концепцию любви, которая преодолевает узкие пределы бытовых форм повседневной жизни.

В 1896 г. Куприн работает корреспондентом на сталелитейном заводе Донбасса. Творческим отражением этих впечатлений стала повесть “Молох” (1896), в центр которой выдвигается “страшная и захватывающая картина” труда тысяч людей, отдающих свои силы, здоровье, внутреннюю свободу “за один только шаг вперед промышленного прогресса”. На фоне “удвоенной” интенсивности внешней деятельности (“двадцать лет человеческой жизни в сутки”) здесь - в отношениях инженера Боброва с сослуживцами, в любовной драме главного героя, в его попытке бунта против Молоха - раскрывается крайняя степень упрощения личности в эпоху машинного “бума”, намечаются предвестия социальных катаклизмов.

В конце 1890-х - начале 1900-х гг. Куприн активно входит в литературные круги. В 1897 г. под Одессой он знакомится с И. Буниным, в апреле 1900 г. в Ялте происходит его знакомство с А. Чеховым, а в 1901 г. Куприн переезжает в Петербург, где состоялось его окончательное профессиональное самоопределение в качестве литератора. Он начинает публиковаться в солидных литературных журналах “Мир Божий”, “Русское богатство”, о его таланте одобрительно отзывается Л. Толстой. В 1902 г. М. Горький привлекает писателя к сотрудничеству с издательством “Знание”, которое в 1903 и 1906 гг. выпускает два тома купринских рассказов. Для произведений Куприна начала 1900-х гг. характерны постановка острых социальных проблем, дальнейшая разработка “стихийных” характеров “маленьких” людей искусства (“Трус”, “Конокрады”, “Белый пудель”), а также нередкое выдвижение на первый план драматичных раздумий о краткости земного пути. Последнее начало особенно ярко выразилось в рассказе “На покое” (1902), где прежнему упоению героев сценической игрой, гастролями и актерской славой резко противопоставляется нынешнее доживание ими своего века в приюте, отравленное взаимным озлоблением, богохульством, ощущением “гнусно прошле-панной жизни”. В сгущении тягостных бытовых подробностей существования персонажей высветились раздумья писателя об обреченности творческой личности на извечную тоску по семейному уюту, “домовитости”, “мирной комнатке”, “простому мещанскому счастью”.

С 1902 г. в значительной степени под влиянием Горького Куприн начинает работу над повестью “Поединок”, где армейская тема осмыслена во взаимодействии автобиографического опыта и масштабных социальных обобщений. Нравственное разложение армейской среды, раскрывшееся в судьбе и гибели Ромашова, в образе Назанского, в объемном критическом изображении полкового офицерства, вырисовывается здесь в общем социоисторическом контексте русской жизни кануна первой революции. В мае 1905 г. повесть была опубликована в сборнике товарищества “Знание”, получила широкий литературно-критический и общественный резонанс и воспринималась в соотнесенности с такими трагическими для России событиями Русско-японской войны, как падение Порт-Артура и поражение русского флота в Цусимском сражении.

Среди произведений Куприна середины и второй половины 1900-х гг., прямо или косвенно отразивших дух революционных потрясений, кризисные явления национальной действительности (“Листригоны”, “Механическое правосудие”, “Мелюзга”, “Яма” и др.), особенно выделяется рассказ “Гамбринус” (1907), явивший на примере южного портового города показательный социальный “срез” русской жизни в эпоху назревающей и осуществляющейся революции 1905 г. Разрушительной энергии “бурных времен", массовых волнений автор противопоставляет стихийную творческую личность, “маленького” человека искусства скрипача Сашку, выступающего в городской пивной. Давняя купринская тема “погибшей силы” здесь обогащается упованием на героическую, всепобеждающую мощь искусства, способную, как верится писателю, сдерживать натиск нарастающей социальной розни.

В 1912 г. вместе с семьей Куприн предпринимает путешествие по Европе, посещает Францию, Италию, Испанию и на основе этих впечатлений создает цикл очерков “Лазурные берега” (1913), а также, расширяя перспективу художественного видения мира и жанровый диапазон своей прозы, работает над повестью “Жидкое солнце” (1912), содержащей в себе элементы научной фантастики и антиутопии.

В конце 1900-х и первой половине 10-х гг. купринское пристрастие к “героическим сюжетам” выразилось в ряде произведений, в центр которых выдвигается образ артистической, волевой личности, восстающей против повседневной рутины и неправды жизни (“Анафема”, “Черная молния”, “Капитан” и др.). Художественных высот писатель достигает в это время и при обращении к теме любви, разные “лики” которой явлены в построенной на библейском сюжете повести “Суламифь” (1907-1908), в рассказе “Леночка” (1910), где любовное чувство предстает в возвышенных, просветленно-ностальгических воспоминаниях персонажей о молодости, а также в рассказе “Гранатовый браслет” (1910), приобретшем широкую известность в том числе и благодаря осуществленной в сентябре 1915 г. экранизации.

В 1911 г. Куприн переезжает в Гатчину под Петербургом, где в августе 1914 г. в его доме открывается лазарет для раненых солдат Первой мировой войны. С ноября 1914 г. по май 1915 г. сам писатель находился в действующей армии. В 1919 г., занимая антибольшевистскую позицию, Куприн покидает Россию вместе с отступающей Белой армией, уезжает вначале в Эстонию, затем в Финляндию, а в июле 1920 г. перебирается с семьей в Париж.

В эмиграции Куприн занимается редакторской деятельностью в литературных журналах “Отечество” и “Иллюстрированная Россия”, в 1927 г. появляется сборник его новых повестей и рассказов, в которых писатель остается верным изображению своего “излюбленного... человеческого типа - отважного романтика, бросающего вызов судьбе и утверждающего себя ярким поступком”. В поздней новеллистике Куприна (“Лимонная корка”, “Пунцовая кровь”, “Наташа”, “Ночь в лесу”, “У Троице-Сергия” и др.) особенно примечателен рассказ “Ольга Сур” (1929) - эта “цирковая история”, в которой оригинально преломились некоторые мотивы “Гранатового браслета”: и принцип парного сопоставления женских портретов, и изображение “маленького” человека - “незаметного артиста из униформы”, спонтанно раскрывающего свою личностную и творческую незаурядность под воздействием любовного чувства, родственного, как и у чиновника Желткова, возвышенному молитвенному переживанию. Из крупных произведений позднего Куприна заметными явлениями стали в значительной степени автобиографичный роман “Жанета” (1934) о драматичной судьбе одинокого русского эмигранта профессора Симонова в потоке суетливой парижской жизни, роман о любви “Колесо времени” (1929), а также пронизанный воспоминаниями о проведенной в Москве молодости роман “Юнкера” (1928-1932), где “выведен многогранный образ прежней Москвы, воспринимаемой как центр духовной жизни России” конца XIX в.

В мае 1937 г., будучи уже смертельно больным, Куприн возвращается в СССР, где в середине июня того же года выходят два тома его “Избранных произведений”. Писатель скончался 25 августа 1938 г. в Ленинграде и был похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.

Творчество Александра Ивановича Куприна формировалось в годы революционного подъема. Ему всю жизнь была близка тема прозрения простого русского человека, который жадно искал правду жизни. Все свое творчество Куприн и посвятил раз разработке этой сложной психологической темы. Его искусству, по выражению современников, была присуща особая зоркость видения мира, конкретность, постоянное стремление к познанию. На раннем этапе творчества Куприн испытал сильное влияние Достоевского. Оно проявилось в рассказах “Впотьмах”, “Лунной ночью”, “Безумие”. Он пишет о роковых мгновениях, роли случая в жизни человека, анализирует психологию страстей человека. В некоторых рассказах того периода говорится о том, что человеческая воля беспомощна перед стихийной случайностью, что разум не может познать таинственные законы, которые управляют человеком. Решающую роль в преодолении литературных штампов, идущих от Достоевского, сыграло непосредственное знакомство с жизнью людей, с реальной русской действительностью.

Он начинает писать очерки. Их особенность в том, что писатель обычно вел неспешную беседу с читателем. В них были хорошо видны четкие сюжетные линии, простое и детализированное изображение действительности.

Первые творческие искания Куприна завершились наиболее крупной вещью, которая отражала реальность. Это была повесть “Молох”. В ней писатель показывает противоречия между капиталом и подневольным трудом человека. Он сумел уловить социальные особенности новейших форм капиталистического производства. Гневный протест против чудовищного насилия над человеком, на чем основан в мире “Молоха” промышленный расцвет, сатирический показ новых хозяев жизни, разоблачение беззастенчивого хищничества в стране чужеземного капитала - все это ставило под сомнение теории буржуазного прогресса.

В поисках нравственных и духовных идеалов жизни, которые писатель противопоставлял уродству современных человеческих отношений, Куприн обращается к жизни бродяг, нищих, спившихся артистов, голодающих непризнанных художников, детей неимущего городского населения. Это мир безымянных людей, которые образуют массу общества. Среди них и старался найти Куприн своих положительных героев. Он пишет рассказы “Лидочка”, “Локон”, “Детский сад”, “В цирке” - в этих произведениях герои Куприна свободны от влияния буржуазной цивилизации.

Поэтизируя жизнь, неограниченную современными социальными культурными рамками. Куприн стремился показать явные преимущества “естественного человека”, в котором он видел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе (повесть «Олеся», где буржуй встречает девушку, выросшую вдали от цивилизации и отличающуюся непосредственностью и простотой).


В 1902 году Куприн задумывает повесть “Поединок”. В этом произведении он расшатывал один из главных устоев самодержавия - военную касту, в чертах разложения и нравственного упадка которой он показал признаки разложения всего социального строя. В повести нашли отражение прогрессивные стороны творчества Куприна. Основа сюжета - судьба честного русского офицера, которого условия армейской казарменной жизни заставили ощутить неправомерность социальных отношений людей. Вновь Куприн говорит не о выдающейся личности, а о простом русском офицере Ромашове. Полковая атмосфера томит его, он не желает находиться в армейском гарнизоне. Он разочаровался в армейской службе. Он начинает бороться за себя и свою любовь. И гибель Ромашова - протест против социальной и нравственной бесчеловечности среды.

В 1909 году из-под пера Куприна выходит повесть “Яма”. Здесь Куприн отдает дань натурализму. Он показывает обитательниц публичного дома. Вся повесть состоит из сцен, портретов и отчетливо распадается на отдельные детали быта. Однако в ряде рассказов, написанных в те же годы, Куприн попытался указать и на реальные приметы высоких духовных и нравственных ценностей в самой действительности. “Гранатовый браслет” - рассказ о любви. Так отозвался о нем Паустовский: это один из самых “благоуханных” рассказов о любви.

В эмиграции он пишет роман “Жанет”. Это произведение о трагическом одиночестве человека, потерявшего Родину. Это история о трогательной привязанности старого профессора, оказавшегося в эмиграции, к маленькой парижской девочке - дочери уличной газетчицы. Эмигрантский период Куприна характеризуется уходом в себя.

Александр Иванович Куприн – талантливый и самобытный русский писатель конца XIX - начала XX века. Личность Куприна, как и его творчество – это взрывоопасная смесь дворянина, благородного разбойника и нищего странника. Огромный, необработанный драгоценный самородок, в котором сохранена первобытная красота и сила характера, мощь и магнетизм личного обаяния.

Биография Куприна кратко

Александр Куприн родился 26 августа 1870 года в Пензенской губернии. Отец его был мелким чиновником дворянского происхождения, а родословная матери имела татарские корни. Мальчик рано осиротел и почти семнадцать лет находился в военных казенных учреждениях – сиротский дом, гимназия, кадетское, а позже, юнкерское училища. Интеллектуальные задатки пробились сквозь панцирь военной муштры, и у юного Александра появилась и окрепла мечта стать поэтом или писателем. Вначале были юношеские стихи, но после военной службы в провинциальных гарнизонах, появляются первые рассказы и повести. Сюжет этих произведений начинающий писатель берет из собственной жизни. С рассказа "Дознание”, написанного в 1894 году, начинается творческая жизнь Куприна. В этом же году он уходит в отставку и отправляется странствовать по югу России. Кем только не был Куприн за время странствия – разгружал баржи на киевских пристанях, принимал участие в спортивных состязаниях атлетов, работал на заводе в Донбассе, служил лесным объездчиком на Волыни, учился на зубного техника, играл в провинциальном театре и в цирке, работал землемером. Эти странствия обогатили его жизненный и писательский опыт. Постепенно Куприн становится профессиональным литератором, печатая свои произведения в провинциальных газетах.Не приняв октябрьскую революцию, Куприн эмигрирует и до 1937 года живет за границей. Ностальгия по родине отозвалась не только творческим спадом, но и физическим нездоровьем. Всего только год прожил в России Куприн, после возвращения, и в августе 1938 года он умер.

Творчество Куприна

В 1896 году Куприн пишет и публикует повесть "Молох”, которая является началом нового этапа в творческой жизни начинающего писателя и совершенно новым произведением для русской литературы. Капитализм, не смотря на его прогрессивность – это безжалостный молох, пожирающий жизни и судьбы людей для получения материальной прибыли. В 1898 году он печатает повесть "Олеся”, первую из его немногочисленных произведений о любви. Наивная и прекрасная в своей наивности, чистая любовь лесной девушки, или как ее зовут в округе "колдуньи” Олеси, разбивается о робость и нерешительность ее возлюбленного. Человек иного круга и мировоззрения смог разбудить любовь, но не сумел защитить свою возлюбленную. С начала нового, 20 века, Куприн начинает печататься в петербургских журналах. Герои его произведений – простые люди, умеющие сохранить честь и достоинство, не предать дружбу. В 1905 году выходит повесть "Поединок”, которую автор посвящает Максиму Горькому. О любви и человеческой преданности пишет Александр Иванович в рассказе "Суламифь” и повести "Гранатовый браслет”. Не так уж много найдется произведений в мировой литературе, где описывают так тонко безнадежное, безответное, и одновременно, самоотверженное чувство любви, как это делает Куприн в "Гранатовом браслете”.

  • Александр Куприн и сам большой романтик, даже в чем-то авантюрист. В 1910 году он поднимается на воздушном шаре.
  • В этом же году, но чуть позже, совершает одним из первых в России полет на аэроплане.
  • Опускается на морское дно, изучая водолазное дело, и дружит с Балаклавскими рыбаками. И потом все, кого он встречает в жизни, появляются на страницах его произведений – от капиталиста–миллионера до нищего попрошайки.

Александр Иванович Куприн родился 26 августа 1870 г. в городе Наровчате Пензенской губернии, в семье мелкого чиновника. Вскоре после смерти мужа, Ивана Ивановича Куприна, мать будущего писателя, Любовь Алексеевна (урожденная княжна Кулунчакова), переезжает с сыном и двумя дочерьми в Москву. С 1876 по 1880 г. Куприн воспитывался в Разумовском пансионе (сиротское училище), а в 1880 г. становится учеником 2-й Московской военной гимназии. Еще с 1877 г. он начинает писать стихи, а в гимназические годы занимается также переводами французских и немецких поэтов. В декабре 1889 г. в журнале “Русский сатирический листок” был напечатан его первый рассказ — “Последний дебют”. В 1890 г. Куприн в чине подпоручика окончил Александровское юнкерское училище в Москве и следующие четыре года посвятил военной службе в составе 46-го пехотного Днепровского полка, который дислоцировался в небольших городках Подольской губернии (Проскуров, Гусятин и др.). Впоследствии армейская тема займет видное место в творчестве писателя.

В 1894 г. Куприн в чине поручика выходит в отставку и приезжает в Киев, где сотрудничает в газетах “Киевское слово”, “Киевлянин”. В эти и последующие годы ему пришлось сменить множество разнообразных профессий — грузчика, рабочего кузнечного цеха, землемера, провинциального артиста, газетного репортера и др. Этот жизненный опыт решающим образом повлиял на художественную картину мира уже ранней купринской прозы, для которой характерна экстенсивность в освоении самых разных социальных уровней русской жизни, психологии героев различных профессиональных призваний — от служителей искусства до военных и артельных рабочих. Первую писательскую известность принес Куприну основанный на материале армейской жизни рассказ “Дознание” (1894), где через незначительный бытовой эпизод кражи рядовым татарином “пары голенищ и тридцати семи копеек деньгами” автору удалось не только психологически емко запечатлеть отупляющее воздействие нравов солдатской и офицерской среды, но и вывести мыслящего героя, тяготящегося формализованным духом этой среды и противопоставляющего ему возможность невербального, искреннего человеческого контакта (образ подпоручика Козловского). Данная тематическая линия получит развитие в таких ранних рассказах Куприна, как “Куст сирени” (1894), “Ночлег” (1895), “Прапорщик армейский” (1897), “Поход” (1901). В этот же период, восхищаясь стихийными, страстными натурами героев книг К. Гамсуна, Р. Киплинга, Д. Лондона, Куприн обращается к темам любви, красоты, к постижению тайны женской души в рассказах “Страстная минута” (1895), “Лолли” (1895), “Allez!” (1897), “Погибшая сила” (1900), “Сентиментальный роман” (1901) и др. В этом ряду особенно выделяется написанная под впечатлением от поездки в Полесье повесть “Олеся” (1898), где Куприн, с опорой на опыт Л. Толстого — автора “Казаков”, развивает классическую для отечественной литературы тему “русский человек на rendez-vous” и воплощает самобытную трактовку идеала гармоничного в своей первородной красоте “естественного” человека, утверждая возвышенно-романтическую концепцию любви, которая преодолевает узкие пределы бытовых форм повседневной жизни.

В 1896 г. Куприн работает корреспондентом на сталелитейном заводе Донбасса. Творческим отражением этих впечатлений стала повесть “Молох” (1896), в центр которой выдвигается “страшная и захватывающая картина” труда тысяч людей, отдающих свои силы, здоровье, внутреннюю свободу “за один только шаг вперед промышленного прогресса”. На фоне “удвоенной” интенсивности внешней деятельности (“двадцать лет человеческой жизни в сутки”) здесь — в отношениях инженера Боброва с сослуживцами, в любовной драме главного героя, в его попытке бунта против Молоха — раскрывается крайняя степень упрощения личности в эпоху машинного “бума”, намечаются предвестия социальных катаклизмов.

В конце 1890-х — начале 1900-х гг. Куприн активно входит в литературные круги. В 1897 г. под Одессой он знакомится с И. Буниным, в апреле 1900 г. в Ялте происходит его знакомство с А. Чеховым, а в 1901 г. Куприн переезжает в Петербург, где состоялось его окончательное профессиональное самоопределение в качестве литератора. Он начинает публиковаться в солидных литературных журналах “Мир Божий”, “Русское богатство”, о его таланте одобрительно отзывается Л. Толстой. В 1902 г. М. Горький привлекает писателя к сотрудничеству с издательством “Знание”, которое в 1903 и 1906 гг. выпускает два тома купринских рассказов. Для произведений Куприна начала 1900-х гг. характерны постановка острых социальных проблем, дальнейшая разработка “стихийных” характеров “маленьких” людей искусства (“Трус”, “Конокрады”, “Белый пудель”), а также нередкое выдвижение на первый план драматичных раздумий о краткости земного пути. Последнее начало особенно ярко выразилось в рассказе “На покое” (1902), где прежнему упоению героев сценической игрой, гастролями и актерской славой резко противопоставляется нынешнее доживание ими своего века в приюте, отравленное взаимным озлоблением, богохульством, ощущением “гнусно прошле-панной жизни”. В сгущении тягостных бытовых подробностей существования персонажей высветились раздумья писателя об обреченности творческой личности на извечную тоску по семейному уюту, “домовитости”, “мирной комнатке”, “простому мещанскому счастью”.

С 1902 г. в значительной степени под влиянием Горького Куприн начинает работу над повестью “Поединок”, где армейская тема осмыслена во взаимодействии автобиографического опыта и масштабных социальных обобщений. Нравственное разложение армейской среды, раскрывшееся в судьбе и гибели Ромашова, в образе Назанского, в объемном критическом изображении полкового офицерства, вырисовывается здесь в общем социоисторическом контексте русской жизни кануна первой революции. В мае 1905 г. повесть была опубликована в сборнике товарищества “Знание”, получила широкий литературно-критический и общественный резонанс и воспринималась в соотнесенности с такими трагическими для России событиями Русско-японской войны, как падение Порт-Артура и поражение русского флота в Цусимском сражении.

Среди произведений Куприна середины и второй половины 1900-х гг., прямо или косвенно отразивших дух революционных потрясений, кризисные явления национальной действительности (“Листригоны”, “Механическое правосудие”, “Мелюзга”, “Яма” и др.), особенно выделяется рассказ “Гамбринус” (1907), явивший на примере южного портового города показательный социальный “срез” русской жизни в эпоху назревающей и осуществляющейся революции 1905 г. Разрушительной энергии “бурных времен", массовых волнений автор противопоставляет стихийную творческую личность, “маленького” человека искусства скрипача Сашку, выступающего в городской пивной. Давняя купринская тема “погибшей силы” здесь обогащается упованием на героическую, всепобеждающую мощь искусства, способную, как верится писателю, сдерживать натиск нарастающей социальной розни.

В 1912 г. вместе с семьей Куприн предпринимает путешествие по Европе, посещает Францию, Италию, Испанию и на основе этих впечатлений создает цикл очерков “Лазурные берега” (1913), а также, расширяя перспективу художественного видения мира и жанровый диапазон своей прозы, работает над повестью “Жидкое солнце” (1912), содержащей в себе элементы научной фантастики и антиутопии.

В конце 1900-х и первой половине 10-х гг. купринское пристрастие к “героическим сюжетам” выразилось в ряде произведений, в центр которых выдвигается образ артистической, волевой личности, восстающей против повседневной рутины и неправды жизни (“Анафема”, “Черная молния”, “Капитан” и др.). Художественных высот писатель достигает в это время и при обращении к теме любви, разные “лики” которой явлены в построенной на библейском сюжете повести “Суламифь” (1907—1908), в рассказе “Леночка” (1910), где любовное чувство предстает в возвышенных, просветленно-ностальгических воспоминаниях персонажей о молодости, а также в рассказе “Гранатовый браслет” (1910), приобретшем широкую известность в том числе и благодаря осуществленной в сентябре 1915 г. экранизации.

В 1911 г. Куприн переезжает в Гатчину под Петербургом, где в августе 1914 г. в его доме открывается лазарет для раненых солдат Первой мировой войны. С ноября 1914 г. по май 1915 г. сам писатель находился в действующей армии. В 1919 г., занимая антибольшевистскую позицию, Куприн покидает Россию вместе с отступающей Белой армией, уезжает вначале в Эстонию, затем в Финляндию, а в июле 1920 г. перебирается с семьей в Париж.

В эмиграции Куприн занимается редакторской деятельностью в литературных журналах “Отечество” и “Иллюстрированная Россия”, в 1927 г. появляется сборник его новых повестей и рассказов, в которых писатель остается верным изображению своего “излюбленного... человеческого типа — отважного романтика, бросающего вызов судьбе и утверждающего себя ярким поступком”. В поздней новеллистике Куприна (“Лимонная корка”, “Пунцовая кровь”, “Наташа”, “Ночь в лесу”, “У Троице-Сергия” и др.) особенно примечателен рассказ “Ольга Сур” (1929) — эта “цирковая история”, в которой оригинально преломились некоторые мотивы “Гранатового браслета”: и принцип парного сопоставления женских портретов, и изображение “маленького” человека — “незаметного артиста из униформы”, спонтанно раскрывающего свою личностную и творческую незаурядность под воздействием любовного чувства, родственного, как и у чиновника Желткова, возвышенному молитвенному переживанию. Из крупных произведений позднего Куприна заметными явлениями стали в значительной степени автобиографичный роман “Жанета” (1934) о драматичной судьбе одинокого русского эмигранта профессора Симонова в потоке суетливой парижской жизни, роман о любви “Колесо времени” (1929), а также пронизанный воспоминаниями о проведенной в Москве молодости роман “Юнкера” (1928—1932), где “выведен многогранный образ прежней Москвы, воспринимаемой как центр духовной жизни России” конца XIX в.

В мае 1937 г., будучи уже смертельно больным, Куприн возвращается в СССР, где в середине июня того же года выходят два тома его “Избранных произведений”. Писатель скончался 25 августа 1938 г. в Ленинграде и был похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.

Выбор редакции
Общая характеристика Жизнью людей, рожденных под этим знаком, управляет чувство красоты, гармонии и справедливости. Благодаря такту,...

Белое вино — означает романтичность натуры спящего и предвещает Вам неожиданный прилив больших наличных денег, что значительно улучшит...

Быстрый переход к толкованиямУ многих народов летучая мышь является символом интуиции. Если снится крылатый зверек, то сновидцу следует...

Лепить во сне пельмени означает наступление нужды, ухудшение самочувствия и погибшие надежды. Покупать пельмени в магазине – наяву...
Ну кто же не любит спелую сладкую черешню? Она является одним из самых долгожданных лакомств в летний сезон практически для каждого...
Сон, в котором видится дохлый пес, можно назвать пугающим и ужасающим. Но чтобы его истолковать и узнать, к чему снится мертвая собака,...
Квас из чистотела по рецепту Болотова собрал весьма противоречивые отзывы, но к ним мы вернемся чуть ниже. А сейчас поговорим о полезных...
В переводе с грузинского «сацебели» - просто «соус», причем название произносят с ударением на первый слог. Чаще его делают из орехов,...
Сыроедческие спагетти лишь условно можно назвать именем популярных макаронных изделий, так как живые спагетти похожи на оригинал только...