Краткая история военной формы в россии


Военная форма на Руси XVII века

1. Пеший жилец XVI - XVII века.

2. Рында XVI - XVII столетия.

3. Стрелец начала XVII века.

4. Офицер стрелецкого полка середины XVII столетия.

Военная форма во времена Петра Великого

1. Солдат-наёмник иноземного полка

2. Бомбардир войска Петра Великого

3. Офицер Гренадерского полка Петра Великого

Военная форма XVIII века

1. Офицер пехотного полка (период правления Анны Иоанновны, 1732-1742 годы).

2. Офицер гусарского полка (период правления Екатерины II, 1776-1782 годы).

3. Гренадер мушкетерского полка (период монархии Павла I, 1797-1801 годы).

4. Офицер егерского полка (период правления императора Павла I, 1796-1801 годы).

5. Карабинер времен правления Петра III.

6. Унтер-офицер, гусар лейб-гвардии Павла I.

7. Рядовой кирасир

8. Флейтщик Преображенского полка

Военная форма XIX века

1. Унтер-офицер мушкетерского полка (1802-1803)

2. Рядовой кирасирского полка (1813-1814)

3. Матрос гвардейского экипажа (1826-1856)

4. Рядовой лейб-гвардии Преображенского полка (1826-1856)

5. Трубач лейб-гвардии Драгунского полка.

6. Обер-офицер лейб-гвардии Конно-Гренадерского полка.

7. Обер-офицер лейб-гвардии Гусарского полка.

8. Обер-офицер армейских пехотных полков.

9. Обер-офицер армейских драгунских полков.

10. Обер-офицер армейских уланских полков.

11. Подхорунжий лейб-гвардии Казачьего полка.

12. Рядовой армейских пехотных полков.

Военная форма Красной армии

1. Красноармеец и командир (1919)

2. Красноармеец и командир (1922)

3. Красноармеец и командир (1924)

Военная форма Советской армии

1. Зимняя повседневная одежда начальствующего состава (1934)

2. Ковалерия и конная артеллерия (1934)

1. Военная форма Советской армии (1940)

2. Одежда военных строителей (1973)

3. Летняя форма одежды старшин, сержантов и солдат (1986)

Военная форма Армии РФ

1. Форма образца 1990-2000х

2. Образец презентации 2012 года

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 43»

г. Ярославль

РЕФЕРАТ

«Военная форма Российской империи: от красоты к практичности»

Выполнила:

Галяутдинова Анастасия Рафаэльевна

Ученица 11 «био» класса

Проверил:

Казанов Ярослав Валерьевич, преподаватель ОБЖ

оценка____________________

подпись___________________

г.Ярославль

Военная форма одежды

Одежда военнослужащих, установленная указами, приказами, правилами или специальными нормативными актами, ношение которой является обязательным для военнослужащих, вооружённых сил государства и других формирований, где предусмотрена военная служба.

Военная форма или форма обмундирования войск (официальное название одежды военнослужащих) состоит в своей основе из шинели, мундира, брюк, головного убора и сапог.

В России до конца XVII в. постоянных войск почти не было; у княжьей дружины была та же одежда, какую носили мирные жители, только с прибавлением доспехов; лишь изредка какой-нибудь князь одевал свою дружину однообразно и иногда не по-русски. В XVII в. появляются стрельцы, которые, составляя уже нечто вроде постоянного войска, имеют и однообразную одежду, сначала красную с белыми берендейками, а потом, разноцветную; Стрелецкие полки имели парадную униформу, состоящую из верхнего кафтана, зипуна, шапки с околышем, штанов и сапог, цвет которых регламентировался согласно принадлежности к определённому полку. Для выполнения повседневных обязанностей использовалась полевая форма - «носильное платье», имеющую тот же самый покрой, что и парадная, но из более дешевого сукна серого, чёрного, или коричневого цвета.

Петр I

Однако по-настоящему военная форма начала развиваться с приходом к власти Петра I. Новая форма обмундирования была подобна шведской. Она была довольно проста и одинакова для пехоты и для кавалерии:

    кафтан длиною до колен, в пехоте зелёного, в кавалерии синего цвета;

    камзол несколько короче кафтана;

    штаны узкие до колен;

    сапоги с раструбами при походной форме,а обыкновенно башмаки с медной пряжкой;

    чулки в гвардии красные, в армии зеленые;

    в пехотных и драгунских полках треугольные шляпы, у гренадер круглые кожаные шапки со страусовым султаном, в бомбардирских ротах головной убор наподобие гренадерского, но с медвежьей опушкой;

    верхней одеждой служила епанча, во всех родах оружия одинаково красного цвета, очень узкая и короткая, доходящая лишь до колен.

Отличием унтер-офицеров служил золотой галун на обшлагах кафтана и полях шляпы. Таким же галуном обшивались борты и карманы кафтанов и камзолов у офицеров, отличием которых ещё служили золоченые пуговицы, белый галстух и при парадной форме белый с красным плюмаж на шляпе. В строю офицеры надевали ещё особый металлический знак, который носился на шее. Шарфы, носимые через плечо, служили для отличия штаб- от обер-офицеров: у первых кисти были золотые, у вторых серебряные.

Напудренные парики надевались только офицерами и то лишь при парадной форме. Каждый солдат имел шпагу и ружье, а драгуны в конном строю - пистолет и палаш; офицеры, кроме гренадерских, имевших ружья с золотым погоном, также имели шпаги и протазаны. Бороды брили, но усы носить разрешалось.

Военная форма XVIII века

В Российской империи после смерти Петра Великого в последующие годы царствования русских монархов форма обмундирования изменялась, но в общем сохранялись образцы Петра I, только они все более и более усложнялись, особенно после Семилетней войны, повлекшей за собою культ прусского короля Фридриха II Великого.

Стремление к удобству в форме обмундирования было совершенно забыто; его заменило желание сделать из солдата молодца с виду и дать ему такое обмундирование, на содержание которого в порядке уходило бы все свободное от службы время. Особенно много времени употреблял солдат на содержание в порядке своей шевелюры; волосы причесывали в две букли и косу и в пешем строю пудрили; в конном разрешалось волос не пудрить и в букли не завивать, забирая в одну плотную косу, но зато требовалось отращивать и высоко подчесывать усы или, у кого их нет, иметь накладные. Одежда солдата была до чрезвычайности узка, что вызывалось требованием тогдашней стойки и особенно маршировки не сгибая колен. Многие части войск имели лосиные брюки, которые перед надеванием смачивались и сохли уже на людях. Обмундирование это было настолько неудобно, что в наставлении для обучения рекрут было предписано одевать его не ранее как через три месяца, предварительно научив солдата прямо стоять и ходить, да и при этом условии "одевать мало-помалу, из недели в неделю, дабы не вдруг его связать и обеспокоить".

Пётр III и Екатерина II

Форма обмундирования во времена правления Петра III и в последующее царствование Екатерины II соблюдалась, особенно в гвардии, весьма неточно, да и в армии командиры частей позволяли себе самовольно изменять форму. Гвардейские офицеры тяготились ею и вне строя совсем ее не носили. Все это вызывало представления об изменении военной формы, которая и была в конце царствования Екатерины изменена по настоянию князя Потемкина, говорившего, что "завиваться, пудриться, плесть косы - солдатское ли это дело? Всяк должен согласиться, что полезнее голову мыть и чесать, нежели отягощать пудрою, салом, мукою, шпильками, косами. Туалет солдатский должен быть таков, что встал, то и готов". Обмундирование армии было сильно упрощено и сделано значительно удобнее; оно состояло из широких кафтана и штанов, засунутых в высокие сапоги; но в кавалерии и особенно в гвардии военное обмундирование осталось по-прежнему в виде блестящей и неудобной формы, хотя сложные прически и лосины исчезли из обыкновенной формы обмундирования войск.

Павел I

Павел I затеял военную, как впрочем и другие реформы, не только из собственной прихоти. Российская армия была не на пике формы, страдала дисциплина в полках, звания раздавались не заслуженно - так, дворянские дети уже с рождения были приписаны в какой-то чин, к тому или иному полку. Многие же имея чин и получая жалование и вовсе не служили. Как реформатор, Павел I решил последовать своему любимому примеру - Петру Великому - как и знаменитый предок он решил взять за основу модель современной европейской армии, в частности прусской, а что как не немецкое может служить образчиком педантичности, дисциплинированности и совершенства. В целом военная реформа не была остановлена и после смерти Павла.

При Павле I в Россию перешло прусское обмундирование войск, которую составили:

    широкий и длинный мундир с фалдами и отложным воротником;

    узкие и короткие штаны;

    лакированные башмаки;

    чулки с подвязками и штиблетами;

    небольшая треугольная шляпа.

Полк от полка отличался цветом воротников и обшлагов, но цвета эти были без всякой системы и чрезвычайно пестры, трудно запоминались и плохо различались, так как в число цветов входили и такие, как абрикосовый, изабелловый, селадоновый, песочный и т. п. Прически вновь получают важное значение; солдаты пудрят волосы и заплетают их в косы уставной длины с бантом на конце; прическа была так сложна, что в войсках заведены были особые парикмахеры.

Форма обмундирования моряков за время от Петра I до Екатерины II почти не изменяется, а лишь усложняется:

    борта и воротники камзолов высших чинов расшиваются золотом;

    на ноги надевают штиблеты;

    волосы собирают в букли и косы и пудрят.

Довольно значительным разнообразием отличались формы обмундирования в период с 1764 года до начала XIX столетия; за это время морские артиллеристы имели все обмундирование красного цвета, головным убором им служили каски с медвежьим гребнем; у матросов строевые камзолы были белого цвета с такими же лацканами, двубортные, с серо-зелеными воротником и обшлагами, а рабочие камзолы, так называемые бостроги, - однобортные серо-зеленого цвета, в обоих случаях короткие штаны до колен, летом белые, полотняные; сапоги высокие; оригинальна была шапка, войлочная, высокая, с отворотом внизу, напоминающая русский гречаник. Летом рабочий костюм матроса состоял из тикового камзола с синими продольными полосками и башмаков. Вообще надо заметить, что обмундирование матросов XVIII столетия было довольно хорошо приспособлено к его работе и достаточно удобно.

Военная форма первой половины XIX века

В начале XIX века по вступлении на русский престол императора Александра I, сторонника пышной военной формы, форма стала ещё более неудобной. Навсегда были уничтожены букли и косы, штиблеты и туфли были заменены высокими, до колен, сапогами; мундиры значительно укорочены, сужены и получили вид в роде теперешних фраков; введены стоячие твердые воротники и плечевые погоны и эполеты; воротники офицеров украшались шитьем или петлицами и вообще были цветные; по их цветам различались полки.

Довольно большое разнообразие имели головные уборы, высокие, тяжелые и весьма неудобные; они носили общее название киверов. Погоны были введены сначала только в пехоте и все красного цвета, затем число цветов было доведено до пяти (красный, синий, белый, темно-зеленый и желтый, по порядку полков дивизии); офицерские погоны обшивались галуном, а в 1807 году были заменены эполетами. Впоследствии эполеты были даны и нижним чинам некоторых кавалерийских частей.

Павловские плащи были заменены узкими шинелями со стоячими, не закрывающими ушей воротниками. Вообще, несмотря на значительное упрощение формы обмундирования, она была еще далеко не так удобна и не практична. Солдату было затруднительно содержать в исправности массу ремней и принадлежностей, входивших в состав снаряжения; кроме того, форма была все еще сильно сложна и тяжела в носке. Ополченцы при Александре I сначала одевались в какое хотели платье; позже им дана форма, состоявшая из серых кафтана, шаровар, заправленных в высокие сапоги, и картуза (фуражки) с медным крестом на тулье. Со дня вступления на престол Александра I и по 1815 год офицерам было разрешено вне службы носить партикулярное платье; но по окончании заграничного похода вследствие брожения в армии это право было отменено. Ношение усов разрешалось только офицерам легкой кавалерии (гусары, уланы); бороды носить не позволялось никому, но иметь баки не возбранялось. Ношение эспонтона (уменьшенный протазан), введенного Павлом I, отменено в 1807 году.

При Николае I

При Николае I мундиры и шинели сначала делались по-прежнему весьма узкие, особенно в кавалерии, где офицерам приходилось даже носить корсеты; под шинели нельзя было ничего поддеть; воротники мундира, оставаясь все такими же высокими, застегивались наглухо и сильно подпирали голову; кивера доходили до 5,5 вершков высоты и были похожи на перевернутые вверх дном ведра; во время парадов они украшались султанами в 11 вершков длиной, так что весь головной убор был высотой 16,5 вершков. Шаровары, зимой суконные, а летом полотняные, носились поверх сапог; под ними надевались штиблеты на пяти, шести пуговицах, так как сапоги были совсем короткие. Особенно много хлопот солдату продолжала причинять амуниция из белых и черных лакированных ремней, требовавших постоянной чистки. Громадным облегчением было разрешение носить вначале вне строя, а затем и в походе фуражки, схожие с нынешними. Разнообразие военных форм в российской армии было весьма велико; даже пехота имела неоднообразное обмундирование; некоторые ее части носили мундиры двубортные, другие - однобортные. Кавалерия была одета весьма пестро; ее форма имели массу мелочей, пригонка которых требовала и времени, и сноровки. Во времена Николая I с 1832 года начинаются упрощения в форме обмундирования, выразившиеся прежде всего в упрощении амуниции; тяжелые и неудобные кивера заменяются более удобными, хотя и столь же тяжелыми касками; войска были снабжены рукавицами и наушниками. С 1832 года офицерам всех родов оружия разрешено носить усы, а офицерским лошадям не подстригать хвостов и не подрезать репицы.

Форма обмундирования флота также довольно резко изменяется в царствование Александра I; здесь так же, как и в сухопутных войсках, появились мундиры с фалдочками, в виде фраков, с высокими воротниками, во флотских экипажах белыми, в гвардейском черными с петлицами, брюки длинные суконные, на головах морских офицеров высокие треугольные шляпы с плюмажем, у нижних чинов шапки с широкими полями, высокие, цилиндрические, в гвардейском экипаже с гербом спереди, во флотских - с кокардой из ленты на боку. В это же время плащи были заменены узкой шинелью, шитой в талью, со стоячим воротником. Во времена правления Николая I в 1826 году офицерам флота были даны сюртуки (вицмундиры) с длинными фалдами и стоячими высокими воротниками; шляпы заменены киверами с небольшими козырьками и гербом; кивера представляли собою усеченные конуса. И офицеры флота, и нижние чины получили фуражки с кантами на манер армейских, с роты на околыше; шинели же все еще оставались прежние малоудобные. Во все это время, как видно из описания, морская военная форма немногим отличалась от сухопутной.

Военная форма второй половины XIX столетия

Вполне удобную форму обмундирования войска получили в XIX столетии только во времена царствования императора Александра II; постепенно изменяя военную форму, довели ее наконец до такого покроя, когда она, имея красивый и эффектный вид в блестящих родах оружия, была в то же время просторна и допускала в холодное время поддевание теплушек. Особым блеском отличалась форма гвардии, которая в парадных случаях уже со времен Александра I носила особые цветные суконные или бархатные (черные) лацкана (нагрудники); кавалерия сохранила блестящие мундиры и их цвета, но покрой был сделан более удобным; всем были даны просторные шинели с отложным, закрывавшим уши воротником; воротники мундиров были значительно понижены и уширены, хотя они и до сих пор еще тверды и малопрактичны. Армейский мундир был сначала двубортный, затем однобортный; шаровары сначала носились в сапоги лишь в походе, потом у нижних чинов всегда; летом шаровары были полотняные. Красивые, но неудобные каски остались только у кирасир, улан и в гвардии, имевшей, кроме того, фуражки без козырьков; в армии парадный и обыкновенный убор составляло кепи, в первом случае с султаном и гербом. Офицеры имели еще фуражки. Тогда же был дан весьма удобный и практичный башлык, немало послуживший солдату в суровое зимнее время. Ранцы и сумки были облегчены, число и ширина ремней для их носки уменьшены, и вообще солдатская ноша облегчена. К началу 70-х годов уже не было никаких стеснений относительно ношения усов, бород и т. п., но стрижка волос требовалась короткая. Форма обмундирования этой эпохи, будучи достаточно удобной, была дорога; затруднительна была также пригонка мундиров с пуговицами и тальей.

Соображения эти, а главное, стремление к национализации побудили императора Александра III коренным образом изменить форму обмундирования войск; только гвардейская кавалерия сохранила, в общих чертах, свою прежнюю богатую одежду. В основу нового обмундирования были положены единообразие, дешевизна и удобство носки и пригонки. Все это было достигнуто, правда, в ущерб красоте. Головной убор как в гвардии, так и в армии состоит из невысокой, круглой барашковой шапки с суконным дном; шапка украшена в гвардии Андреевской звездой, в армии - гербом. Мундир со стоячим воротником в армии с прямой спиной и бортом без всяких кантов застегивается на крючки, которые можно свободно перешивать, уширяя или суживая мундир; гвардейский мундир имеет косой борт с кантом, цветной высокий воротник и такие же обшлага; мундир кавалерии с преобразованием ее исключительно в драгунские полки (кроме гвардии) совершенно похож на мундир пехоты, только несколько короче; барашковая парадная шапка напоминает древнюю боярку; широкие, заправленные в высокие сапоги шаровары, в пехоте того же цвета, что и мундир, в кавалерии серо-синего, и серые шинели, застегивающиеся в армии на крючки, а в гвардии на пуговицы, довершают несложное обмундирование современного солдата. Отсутствие пуговиц имеет еще и ту выгоду, что устранен лишний блестящий предмет, могущий в солнечную погоду обратить внимание неприятеля и вызвать его огонь; такое же значение имеет и отмена султанов, касок с блестящими гербами и лацканов. Кавалерия при перемене формы сохранила на своих шапках, воротниках и в виде кантов прежние свои цвета. В пехоте и других родах оружия, начиная с введения кепи с околышами, отличие одного полка от другого основано на комбинации цветов погон и околышей. Дивизия от дивизии отличаются номерами на погонах; в каждой пехотной дивизии первый полк имеет красный, второй - синий, третий - белый, четвертый - черный (темно-зеленый) околыши, первые два полка (первая бригада) - красные, а вторые два полка (вторая бригада) - синие погоны. Вся гвардия, артиллерия и саперные войска имеют красные, а стрелки - малиновые погоны. Отличие одного гвардейского полка от другого, кроме околышей, заключается еще в цвете канта и прибора.

Описанная форма во многом приближается к требованиям, предъявляемым к обмундированию войск, но шапки и фуражки без козырька не защищают глаз от солнечных лучей. Значительное облегчение для войск было допущено Александром III введением для носки в жаркую погоду кителей и полотняных рубах; дополнением этого явились белые чехлы на фуражки в течение всего летнего периода, а также последовавшее в недавнее время разрешение заменять летом мундиры кителями, с орденами и лентами на них даже в торжественных случаях.

В царствование Александра II резко изменилась и форма флота; моряки получили оригинальные фуражки с лентами, у черноморцев и гвардейцев георгиевскими, у прочих - черными; покрой флотской шинели такой же, как и сухопутной, но она черного цвета; черного же цвета и офицерские пальто. Мундиры были заменены так называемыми бушлатами с отложными воротниками и пуговицами в два ряда; этот мундир надевается в определенных случаях, вообще же одежду матроса составляет фланелевая синяя свободная рубаха, доходящая до пояса и опускающаяся вниз напуском; ворот рубахи вырезан спереди, спину прикрывает широкий воротник; под этой рубахой надевается форменная полотняная, такого же покроя, белого цвета с синим отложным воротником, выпускаемым поверх фланелевого; на тело надевается тельная вязанная фуфайка, которая видна в открытый ворот рубах; брюки черные длинные или в сапоги, а летом белые, полотняные; парадного головного убора нет. Офицеры в семидесятых годах получили вместо глухих сюртуков открытые с манишкой, мундиры остались с высокими воротниками, но с длинными фалдами; кивер заменила треугольная шляпа, такая, как у гражданских чиновников. Военная форма в начале XX века

Николай II был поклонником военного искусства и обожал военную форму. Всем известны множество фотографий царя в парадном мундире. Может быть поэтому государь не обошел стороной и «реформирование» солдатского мундира.

Выделим несколько нюансов, которыми украсил военную форму последний царь династии Романовых:

    Исключительно во всех чинах, даже самых низших, на фуражки были добавлены козырьки.

    Офицерам дана галунная плечевая портупея, которая заменила собой простую кожаную, введенную еще Александром II.

    В южных войсках парадный головной убор был отменен. Его заменили обычной фуражкой с небольшим металлическим гербом.

    Офицерский мундир стал теперь двубортным с окантовкой цветной тканью. Он был притален.

    В кавалерийских войсках каждому полку присвоили свой цвет (синий, белый и красный). Козырьки фуражек перестали окрашивать в цвета. Вместо этого окрашивали тульи.

    Во вспомогательных войсках и войсках специального назначения носили форму пехотного образца.

Внешний вид военной формы менялся на протяжении всей истории существования армии. Это было связано с общими изменениями модных тенденций, а также со стремлением сделать одежду солдата удобной для ведения боя.

В начале XX века считалось, что обмундирование русской армии удобно, прочно, свободно, легко пригоняемо и хорошо защищает от непогоды; таким его делало в особенности разрешение пользоваться бурками и резиновыми, непромокаемыми плащами. Усложняло форму обмундирования русской армии только существование, особенно для офицеров и гвардейской кавалерии, нескольких форм - парадной, обыкновенной, праздничной, иногда бальной и будничной (сюртук и длинные брюки), а для офицеров и нижних чинов особой походной формы. В XVIII столетии правительство на обмундирование солдат никакого расхода не производило, и обмундирование строилось в полках на вычеты из солдатского жалованья; офицерам для единообразия все обмундирование и другие строевые вещи заводились попечением их командиров, для чего также был положен вычет из их содержания; некоторые вещи - знак, протазан, ружье, погон - не считались даже собственностью офицера и отбирались при его переводе или увольнении. Размер вычетов как с офицеров, так и с солдат был строго определен законом, но командиры увеличивали эти вычеты, особенно с офицеров, стараясь, чтобы они были наряднее, или даже обращали часть их денег в свою пользу. В начале XX века обмундирование русского солдата стало строится на счет казны и солдат перестал подвергаться вычетам на форму из его крошечного жалования; офицеры были обязаны обмундировывать себя сами, без всякого участия в этом казны или начальства, получая лишь один раз, при производстве в офицеры, единовременное пособие на экипировку.

Итак, за несколько столетий существования Российской империи военная форма прошла долгий путь преобразований. В самом начале она была не практична и главным её качеством был внешний вид. Но к XX веку форма смогла совместить в себе внешние качества и удобство. Так же исходя из вышесказанного, можно проследить, что изначально военная форма была заимствована и лишь позднее приобрела свои особенности.

В истории отечественной военной формы период с 1756 по 1796 год занимает особое место. Упорная и энергичная борьба между передовыми и реакционными тенденциями в национальном военном искусстве косвенно наложила свой отпечаток на развитие и совершенствование обмундирования и снаряжения российских войск.
Уровень развития русской экономики составил серьезную базу для превращения русской армии в современную для той эпохи военную силу. Успехи в металлургии содействовали расширению производства холодного и огнестрельного оружия. Возросла численность легкой кавалерии. Стало больше артиллерии, инженерных и егерских команд, состоявших из метких стрелков, снабженных "винтовальными" ружьями. Введение военной формы, удобной в боевых и походных условиях, проходило непросто.
В ходе Семилетней войны (1756-1763) и длительное время после ее окончания мундиры офицеров и солдат русской армии в основном мало отличались от обмундирования прусских войск. Различие состояло главным образом в расцветке одежды. С появлением в русской армии гусаров для них было установлено отличное от других полков обмундирование, заимствованное у австрийских имперских войск. Изменения в покрое одежды и перемена отдельных ее деталей до конца 70-х годов XVIII столетия в целом не меняли внешнего облика воинов. Однако в ходе военных реформ 80-х годов, учитывавших опыт русско-турецкой войны 1768-1774 годов, в армии появилась более удобная, чем раньше, военная форма. Инициатором ее введения стал поддерживаемый передовыми военными деятелями страны президент государственной военной коллегии генерал-фельдмаршал Г. А. Потемкин. Добиваясь введения в русских войсках более простой и удобной одежды, он убедительно доказывал, что в результате этих перемен "солдат будет здоровее и, лишась щегольских оков, поворотливее и храбрее". Объясняя, почему в нашей стране появилось неудобное обмундирование, Потемкин писал: "В Россию, когда вводилось регулярство, вошли офицеры иностранные с педантством тогдашнего времени, а наши, не зная прямой цены вещам военного снаряда, почли все священным и как будто таинственным. Им казалось, что регулярство состоит в косах, шляпах, клапанах, обшлагах, в ружейных приемах и протчем. Занимая себя таковою дрянью, и до сего времени не знают хорошо самых важных вещей и оборотов, а что касается до исправности ружья, тут полирование и лощение предпочтено доброте, а стрелять почти не умеют. Словом, одежда войск наших и амуниция такова, что придумать почти нельзя лучше к угнетению солдатов... Красота одежды военной состоит в равенстве и соответствии вещей с их употреблением. Платье, чтобы было солдату одеждою, а не в тягость; всякое щегольство дблжно уничтожить, ибо оно есть плод роскоши, требует много времени, иждивения и слуг; чего у солдата быть не может... Завивать, пудриться, плесть косы - солдатское ли это дело; у них камердинеров нет. На что ж пукли? (букли). Всяк должен согласиться, что полезнее голову мыть и чесать, нежели отягощать пудрою, салом, мукою, шпильками, косами. Туалет солдата должен быть таков: что встал - то готов..." Далее Потемкин отмечал: "Когда эскадрону или целому полку назначается строй, то до двенадцати часов употребить им непременно должно для убирания себе взаимно кос и препроводить целую ночь в сем безпокойстве без сна; отчего неминуемо должно последовать неизбежное упущение в других нужных исправлениях, тем, что, препроводивши таким образом ночь в изнурении, не имеют они силы исправить других своих дел, как, например, вычистить и накормить своих лошадей; или если в сём упущения не сделают, то, не будучи подкреплены сном, бывают слабы, нерасторопны и мало способны к таким действиям, где потребны бодрость, живость и сила".
Преимущества нового обмундирования, введенного в 1780-х годах, русские солдаты могли оценить тотчас после его появления в войсках. На смену узкому, сковывавшему движения кафтану, пришла удобная, свободная в плечах куртка из толстого, прочного сукна. Ее короткие полы спереди были подогнуты кверху и пристегивались пуговицами. Сзади, в низу куртки, был разрез. Теперь ничто не стесняло солдата на марше или при быстром беге. Цвет куртки, отворотов, лацканов на груди, так же как и лампасов на штанах, зависел от рода войск. Медные пуговицы, начищенные до блеска, украшали лацканы, обшлага и воротник куртки. На левом плече у воротника также пришивалась пуговица. К ней пристегивался погон либо эполет. Основным назначением эполета было удержать от сползания с плеча перевязи патронной сумы. Куртка глухо застегивалась на крючки и петли, пришитые к бортам лацканов. Зимою полы куртки отстегивались и опускались вниз. В холодное время солдаты надевали под куртку короткий камзольчик без рукавов. Удобными и просторными были суконные штаны (шаровары). На обе штанины внизу для прочности нашивались кожаные краги.
На смену черным солдатским треуголкам из валяной шерсти пришли более удобные головые уборы - каски. "Каска,- писал Г. А. Потемкин,- сверх выгоды и способности в употреблении своем имеет перед шляпой ту предпочтительность, что вид дает пригожий солдату и есть наряд военный характеристический". Каски делались из кожи, а также были поярковыми и.фетровыми. Они состояли из круглой тульи и козырька. По верху Каски шел поперечный гребень (плюмаж) из шерсти, волоса или перьев. Сзади, в нижней части каски, крепились две суконные лопасти, которые летом служили украшением, а зимою, в мороз, скрещивались спереди на шее, прикрывая при этом уши.
Солдатская прическа стала гигиеничной и простой, так как отныне волосы следовало стричь коротко, по народному выражению, "в скобку". Новая летняя форма также не была обременительна для солдат, так как "строилась" из полотна.
В 1788 году во всех пехотных полках армии, которой на юге России командовал Г. А. Потемкин, штаб- и обер-офицерам было приказано носить куртки и каски по образцу солдатских. Однако каски были без лопастей с золотым галуном у козырька и большой бляхой, на которой красовался вензель Екатерины П. В остальных частях российских войск мундиры генералитета, штаб- и обер-офицеров остались без изменений. Свою прежнюю форму сохранили гвардия и гусарские полки.
Удобная и практичная "потемкинская" форма сохранялась недолго - всего десять-двенадцать лет. Она была полностью отменена Павлом I - фанатичным поклонником Фридриха II, инициатором и организатором "опруссачивания" российских войск.
В данную подборку наряду с редкими рисунками русской военной формы 1756-1762 годов включены малоизвестные изображения солдат и офицеров в "потемкинской" военной форме. Значительная их часть была исполнена молодым талантливым рисовальщиком и гравером Х.-Г. Гейслером (1770-1844) в последней четверти XVIII века. Эти работы позволяют сегодня представить, как выглядели славные защитники Отечества Российского - герои Кинбурна, Очакова, Фокшан, Рымника и Измаила. С документальной достоверностью переданы как военная форма, так и типажи изображенных здесь людей. К сожалению, эти работы лишь в известной мере могут заменить нам не созданные в свое время именные портреты рядовых участников русско-турецкой войны 1787-1791 годов, прославивших себя отвагой, мужеством и самоотверженностью.

Итоги первой войны с турками дали дальнейший толчок к военным реформам в России. Душой этих реформ был новый фаворит императрицы Екатерины II Григорий Александрович Потемкин . Под его энергичным руководством русская армия стала сильнейшей в Европе, а новый комплекс военной одежды назвали его именем - "потемкинским" мундиром.

Первые реформы были проведены почти сразу после окончания войны. В 1775 г. в кавалерии у кирасир отменили кирасы и каскеты на шляпах (последнее касалось и карабинер). В целом в регулярной кавалерии упразднились седла и ботфорты, заменяясь более легкими венгерскими седлами и сапогами, палаши заменили саблями. Драгуны были вновь реформированы в полки ездящей пехоты, цвет их мундиров изменился на зеленый.

Но глобальные перемены начались в начале 1780-х гг. в ходе подготовки новой войны с турками. Теперь все русские солдаты были одеты в единую и практичную униформу. Роды войск, как и прежде, различались цветами мундиров, а воинские специальности, например, в пехоте, обозначались цветами плюмажей на касках:

белый - гренадер, желтый - мушкетер, зеленый - егерь.

Из холодного оружия у мушкетеров остался только штык, а гренадеры вместо шпаги получили на вооружение саблю, у егерей для самообороны ввели пистолет, а унтер-офицеры и отборные стрелки получили штуцер.

В кавалерии множество существовавших родов оружия первоначально было сокращено до трех: карабинеров, легкоконных и кирасиров. Драгун к этому времени можно было считать ездящей пехотой. Все кавалеристы были одеты в одинаковые синие куртки с красным прибором, отличаясь незначительными деталями (цветом пуговиц, аксельбантами). Исключение составляла элита регулярной кавалерии - кирасиры. Они сохранили палевый цвет своих мундиров и разноцветный прибор для каждого полка. Еще большим исключением являлись мундиры кирасир полка наследника (великого князя Павла Петровича - будущего императора Павла I), продолжавших носить традиционные колеты и ботфорты. Появившиеся в 1790-х гг. несколько новых полков гусар и конных егерей отчасти изменили картину общего единообразия. Следует отметить, что единообразие это и без того было подтачиваемо мелкими и крупными новшествами, неизбежно возникавшими в полевой армии, долгое время ведущей военные действия.

В этот период впервые униформу получили несколько казачьих корпусов, прежде носивших только свои национальные костюмы.

Лебединой песней "потемкинского" мундира можно назвать форму конно-артиллерийских рот, сформированных в Санкт-Петербурге уже после смерти Потемкина под патронажем клана Зубовых (Платон Зубов был последним фаворитом императрицы Екатерины II).

Из книги: "300 лет европейского солдата (1618-1918)"
Энциклопедия военного костюма.

Выбор редакции
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...

План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...

На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...

Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...
Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....
К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...
Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...