Адыгейцы. Древняя история адыгов (черкесов)


Жили на Кавказе почти на тех же самых местах с древнейших времен: первые исторические сведения о них восходят к началу 6 века до Рождества Христова.

Название «черкесы» дано им окружающими их народами, сами же себя они всегда называли «адиге». Клапрот выводит название «черкесы» из тюркских слов: «чер» (дорога) и «кесмек» (отрезывать), так что «черкесы» синоним разбойника. Но название это, по-видимому, древнее появления тюркских племен в Средней Азии. Уже у греческих историков встречается название «керкет», которое относят именно к черкесам. Греки их называли также «зюхой» (у Appiana).

В древности территория черкесов, кроме западного Кавказа, простиралась и на . Еще в 1502 году они занимали весь восточный берег до Босфора Киммерийского, откуда были вытеснены русскими и татарами. О древнейшей истории черкесов сохранилось очень мало данных. Достоверно только то, что они постепенно пережили целый ряд культурных влияний, начиная с греков, персов, византийцев, тюрков и кончая османами и русскими.

Согласно древним описаниям, датированных 10 веком, они одевались в греческие шелковые материи и придерживались религии магизма. Византия дала им христианство, а общие условия исторической жизни Кавказа, этой открытой дороги народов, создали тот социальный строй воинствующего феодализма, который сохранился неприкосновенным до эпохи борьбы с Россией.

От 16 века дошло до нас первое детальное описание быта черкесов, сделанное генуэзцем Интериано. Он рисует конгломерат независимых племен, организованных на феодальных началах, общества, состоявшие из благородных, вассалов, крепостных и рабов. Последние служили предметом торговли даже с . Свободные знали только охоту и войну, предпринимали отдаленные походы, даже на , беспрерывно воевали с соседними тюркскими племенами, а в промежутках резали друг друга или делали набеги на крестьян, укрывавшихся от них в горах и образовавших союзы для защиты. Их храбрость, лихое наездничество, рыцарство, великодушие, гостеприимство так же славились, как красота и грация их мужчин и женщин.

Быт черкесов был полон грубости и жестокости. Они считались христианами, но приносили жертвы языческим богам. Их похоронные обряды часто были языческие. Черкесы придерживались многоженства, жизнь их была до такой степени полна кровопролития, что до 60-летнего возраста благородные не смели входить в церковь.

Письменности черкесы не знали. Единственной их монетой служили куски материи, хотя драгоценные металлы они ценили, употребляя во время пиршеств огромные чаши из золота и серебра. В образе жизни (жилища, пища) они были просты. Роскошь проявлялась только в оружии и отчасти в Родежде.

В 17 веке другой путешественник, Жан де Лука, находит в них уже огромную перемену, происшедшую менее чем за одно столетие. Половина черкесов уже исповедует магометанство. Не только религия, но и язык и культура турок глубоко проникли в жизнь черкесов, постепенно подпавших и политическому влиянию турок.

По заключении Адрианопольского мира в 1829 году, когда все турецкие владения на Кавказе перешли к России, черкесы (с территорией которых граничила по реке Кубани), как бывшие до того в зависимости от Турции, должны были перейти в русское подданство. Отказ от подчинения вызвал долголетнюю войну, кончившуюся эмиграцией большинства черкесов в и принудительным выселением оставшихся с гор на плоскости.

В 1858 году черкесов насчитывалось на правом склоне Кавказского хребта до 350 тысяч мужчин, из коих 100 тысяч одних благородных. По окончании войны до 400 тысяч человек выселилось в Турцию. К концу 1880-х годов всех черкесов насчитывалось 130 тысяч, из коих большая часть (84 тысячи) - . Из собственно черкесов (адиге) в 80-х годах считалось абадзехов около 16 тысяч, бжедухов 12 тысяч, бесленеевцев 6 тысяч, 2,5 тысячи - все в Кубанской области, да еще в Черноморской губернии до 1 200 человек.

Декларация независимости,

Адресованная Конфедерацией

Князей Черкесии

Суверенным правителям

Европы и Азии (Продолжение. Начало в левой боковой колонке.)

С тех пор черкесы не раз направляли Султану свои депутации с целью засвидетельствовать преданность и заручиться обещанием помощи. Однако всякий раз эти группы получали там довольно холодный прием. Столь же безуспешно черкесы обращались и к Персии и, в конце концов, к Мехемету Али, который, хотя и выразил им полную признательность, был далек от того чтобы оказать реальную помощь.

Во всех этих случаях депутатам Черкесии предписывалось разговаривать с теми, кто, находясь далеко, плохо представлял себе, сколь невыносимым было угнетение со стороны России, насколько враждебно она относилась к их обычаям, вере, их счастью и благополучию (иначе зачем бы черкесам так долго воевать против нее?), сколь предательски действовали российские генералы, сколь жестоки были российские солдаты.

Вывод ясен - никто не заинтересован в уничтожении черкесов. Тем не менее никто, кажется, не заинтересован в оказании реальной помощи черкесам. Те сотни тысяч человек, что рассеяны ныне по пустынным крутым отрогам и ведут войну против наших упрямых горцев, завтра ступят на ваши плодородные долины, захватывая их и обращая вас самих в пленников.

Наши горы стали защитными бастионами для Персии и Турции, но, если нам не окажут поддержки, эти же горы станут воротами в эти страны - горы сейчас единственное прикрытие для них. Эти двери дома, закрыв которые можно удержать внутри тепло. Однако, кроме всего прочего, наша кровь - черкесская кровь - течет в жилах самого Султана. Его мать, женщины его гарема - черкешенки, его министры и генералы - черкесы. Он - оплот нашей веры и нашей нации, он владеет нашими сердцами, и мы предлагаем ему нашу верность.

Во имя всего того, что связывает нас, мы призываем Султана проявить нам сочувствие и оказать поддержку. Если же он не хочет или не может защитить свои чада, своих подданных, напомните ему о Крымских ханах, чьи потомки находятся среди нас.

Именно об этом предписывалось говорить нашим депутатам там, куда они направлялись, однако никто их не принял всерьез. Впрочем, те люди не вели бы себя так, если Султан хорошо представлял, сколько верных сердец и мечей может перейти под его команду, как только он перестанет водить дружбу с Москвой.

Мы понимаем, что Россия - не единственная держава на свете. Мы знаем, что есть другие державы, более сильные, чем Россия, которые, хотя и мощны, но снисходительны; они наставляют несведущих, защищают слабых; они не дружат с Россией, но являются ее врагами: они не враждуют с Султаном, но напротив, поддерживают с ним дружеские отношения. Мы знаем, что Англия и Франция были самыми великими государствами на земле, они были самыми значительными и сильными, когда русские приплывали сюда в утлых лодочках и просили у нас позволения рыбачить в Азовском море.

Мы допускали, что Англия и Франция не проявят никакого интереса к такому простому и небогатому народу, как наш, однако мы никогда не сомневались в том, что эти просвещенные нации не причисляют нас к русским. И, хотя мы неучены, не имеем артиллерии, генералов, кораблей или сокровищ, все же надеялись, что нас считают честным народом, вполне мирным, когда нас не трогают, и мы надеялись, что эти нации знают, как мы ненавидим русских, имея на то все основания, что мы почти всегда побеждали их в бою .

Поэтому особенно оскорбительно для нас было узнать, что на всех географических картах, выпущенных в Европе, наша земля обозначена как часть России; что между Россией и Турцией были подписаны совершенно неизвестные нам договора, по которым якобы Россия благополучно получает в свою собственность тех самых воинов, которые заставляли ее дрожать, и эти горы, где не ступала нога россиянина; что российские представители заявляют Европе, что черкесы - либо их рабы, либо просто отъявленные негодяи и бандиты, которых не может смягчить доброе отношение и которые не хотят подчиняться никаким законам.

Мы призываем в свидетели Небеса и гневно протестуем против подобной лжи и досужих домыслов, похожих на женские сплетни. В течении сорока лет мы яростно сопротивлялись порабощению с помощью оружия. Эти чернила, как и пролитая нами кровь, свидетельствует о нашей независимости. Эти слова - свидетельство людей, никогда не знавших и не терпящих над собой владык, полных решимости защищать свою землю; людей, не сведущих в тонкостях дипломатии, но хорошо знающих, как употребить оружие при приближении русских.

Кто волен передавать нас кому бы то ни было? Мы предложили Султану свое подданство, свою верность, однако, если он дружит с Россией, то не может принять это предложение, Черкесия с Россией воюет. Наше предложение - свободное волеизъявление народа: это не товар, который может продавать тот, кто его и не покупал.

Пусть уж тогда такая великая держава, как Англия, к которой повернуты наши лица и протянутые руки, вовсе не принимает участие в нашей судьбе, если это приведет лишь к несправедливости по отношению к нам. Пусть уж Англия тогда благополучно не замечает уловок России, раз она затыкает уши, чтобы не слышать мольб кавказских народов. Пусть она верит клеветникам и по их словам судит о людях, которых называют варварами и дикарями.

(Окончание в правой боковой колонке.)

«На греческом и латинском языках черкесы называ ются «зихами», а на собственном языке имя им - «адыге».

Georg Interiano

Итальянский путешественник XV в.

Происхождение адыге восходит ко временам самым отда ленным... их рыцарские чувства, их нравы патриархаль- ной чистоты, их поразительно прекрасные черты ставят их бесспорно на первый ряд свободных народов Кавказа».

Fr. Bodenstedt

Die Volker des Kaukasus und ihre Freiheitskampfe gegen die Russen, Paris, 1859, S. 350.

«На основании того, что я видел, я должен рассмат- ривать черкесов, взятых в массе, как народ наиболее ес- тественно воспитанный, который я когда-либо видел или о котором я что-либо читал».

James Stanislaus Bell

Journal of a Residence in Circassia During the Years 1837, 1838, 1839, Paris, 1841, p. 72.

«Храбрость, ум, замечательная красота: природа им дала все, и чем я в особенности восхищалась в их характере - это холодное и благородное достоинство, которое никогда не опровергалось и которое у них сочеталось с чувствами наиболее рыцарскими и с горячей любовью национальной свободы».

M-me Hommaire de Hell

VoyagedansIesSteppesdelamer Caspienne et dans la Russie meridionale, 2 е ed., Paris, 1868, p. 231.

«Черкес благородно представляет на Кавказе послед- ние остатки того рыцарского и воинственного духа, ко- торый пролил столько блеска на народы средних веков».

L . с., р. 189.

I . Предыстория

«Историческое прошлое народа, характер и особен- ности его многовековой культуры определяют собой ко- эффициент научного интереса к этому народу и его куль-туре. В этом смысле черкесы представляют из себя очень замечательный объект для исследователей истории Кавка- за вообще и истории культуры в частности. Они принад-лежат к древнейшему основному населению Кавказа и первичным обитателям Европы» .

Древнейший период каменного века (палеолит) ха- рактеризуется в Черкесии погребением мертвых с согну-тыми коленями и покрытием их охрой, а конец неолита -наличием мегалитов - дольменов и менгиров. Дольменов насчитывается здесь более 1700. Характер их, найденный в них инвентарь (Майкоп, станицы Царская, теперь Но- восвободная, Костромская, Воздвиженская и др.) в эпоху меди приближают их к Тюрингской, так называемой Schnurkeramik Zivilisation . Этническая принадлежность строителей дольменов до сих пор неизвестна. Легче уста-новить авторов более новой эпохи на Кубани - века брон-зового. Эта культура полностью совпадает с дунайской, которую называют Band Keramik . Почти все археологи приписывают эту Band Keramik фракийцам и иллирий- цам, заселявшим дунайский бассейн, Балканы, Древнюю Грецию и значительную часть Малой Азии (Троя, Фригия, Вифиния, Мизия и т. д.).

Исторические данные подтверждают язык археоло- гии: древнечеркесские племена носят фракийские имена и встречаются на Балканах.

Известно также, что древняя Черкесия составляет ос- нову Босфорского царства вокруг Керченского пролива, носившего название «Босфора Киммерийского», а кимме- рийцы считаются многими древними авторами также фракийским племенем .

II . Древняя история

По утверждению ученых древняя история черкесов начинается с периода Босфорского царства, сформировав- шегося вскоре после крушения Киммерийской империи около 720 г. до Р. X . под натиском скифов.

Согласно Диодору Сицилийскому, сначала управляли Босфором «старые князья» со столицей Фанагорией, около Тамани. Но настоящая династия основывается в 438 г. до Р. X . Спартоком, родом из "старых принцев". Фракийское же имя Спартока - вполне нормальное явление при фра ко-киммерийском характере местного населения.

Власть спартокидов не утвердилась сразу на все на- селение Черкесии. Левкон I (389-349) называется «царст- вующим» над синдами, торетами, дандарами и псессами. При Перисаде I (344-310), сыне Левкона I , перечень под- властных царю народов древней Черкесии делается пол- нее: Перисад I носит титул царя синдов, маитов (меотов)и фатеев.

Кроме того, одна надпись с Таманского полуострова подчеркивает, что Перисад I правил всеми землями между крайними границами тавров и границами Кавказской земли, т. е. маиты (в их числе фатеи), а также синды (в их числе керкеты, тореты, псессы и другие черкесские племе-на) составляли основное население Босфорского царства. Лишь южные прибрежные черкесы: ахейцы , хениохи и саниги не упоминаются в надписях, но во всяком случае в эпоху Страбона они тоже входили в состав царства, со-храняя при этом своих князей «скептухов». Впрочем и другие черкесские племена сохраняли свою автономию и имели собственных князей, как-то синды и дарданы. Во-обще синды занимали особое место в царстве. Авто- номия их была настолько широка, что они имели собст- венную монету с надписью «Синдои». Вообще же, судя по монетам городов Босфора, древняя Черкесия пользовалась монетным единством.

Рядом с королем - архонтом, с автономными принцами Черкесии, с легатом в Танаисе (у устья Дона), городское управление свидетельствует о высоком развитии босфор- ского общества. Во главе города стоял градоначальник, представитель центральной власти, и коллегия, нечто вроде городской думы.

Социальный строй босфорского царства являет собой высокую ступень развития с просвещенной монархией, с административной децентрализацией, с хорошо органи- зованными купеческими союзами, с аристократией служи- лой и деловой, с здоровым земледельческим населением. Никогда Черкесия так не преуспевала культурно и эконо- мически, как при Спартокидах в IV и III вв. до Р. X . Короли Босфора по блеску и богатству не уступали современным им монархам. Страна представляла последний форпост эгейской цивилизации на северо-востоке.

Вся торговля в Азовском море и значительная часть торговли в Черном море находилась в руках Босфора Пантикапея на Керченском полуострове служила главным портом для ввоза, а Фанагория и другие города Черкесского побережья преимущественно вывозили. Южнее Цемеза (Сунджук-Кале) предметами вывоза служили: ткани, пользовавшиеся известностью в античном мире, мед, воск, конопля, дерево для стройки кораблей и жилищ, меха, кожа, шерсть и т. д. Порты к северу от Цемеза вывозили главным образом зерно, рыбу и пр. Здесь в стране маитов находилась житница, кормившая Грецию. Средний вывоз его в Аттику достигал 210 000 гектолитров, т. е. половины нужного ей хлеба.

Другим источником богатства босфорцев-черкесов было рыболовство. К востоку от Азовского моря имелись центры для посола рыб и оптовые склады.

Наряду с этим была развита и индустрия, в особен-ности производство керамики, кирпича и черепицы. Предметами ввоза служили со стороны Афин вино, олив- ковое масло, предметы роскоши и украшения.

Французский консул в Крыму Пейсонель (1750- 1762 гг.) пишет, что древние черкесы занимались не только скотоводством, хлебопашеством и рыболовством, но имели и развитое огородничество, садоводство, пче- ловодство и ремесленное производство в виде кузнеч- ного дела, шорничества, портняжества, выделки сукон, бурок, кожи, ювелирного искусства и т. д.

О хозяйственном уровне жителей Черкесии более поз- днего времени свидетельствуют размеры торговли, кото-рую они вели с внешним миром. Средний годовой вывоз из Черкесии только через порты Тамань и Каплу составлял: 80-100 тыс. центнеров шерсти, 100 тыс. штук сукна, 200 тыс. готовых бурок, 50 - 60 тыс. готовых шаровар, 5-6 тыс. готовых черкесок, 500 тыс. овечьих шкур, 50 - 60 тыс. сыромятных кож, 200 тыс. пар бычачьих рогов. Затем шел пушной товар: 100 тыс. волчьих шкур, 50 тыс. шкур ку- ньих, 3 тыс. медвежьих шкур, 200 тыс пар кабаньих клы-ков; продукты пчеловодства: 5-6 тыс. центнеров хороше- го и 500 центнеров дешевого меда, 50 - 60 тыс. окка воску и т. д.

Ввоз в Черкесию свидетельствовал равно о высоком уровне жизни. Ввозились шелковые и бумажные ткани, бархат, одеяла, купальные полотенца, полотно, нитки, краски, румяна и белила, а также духи и ладан, сафьян, бумага, порох, ружейные стволы, пряности и т. д.

Заметим кстати, что английский путешественник Эд мунд Спенсер , посетивший Черкесию в первой четверти прошлого века, и сравнивая ее с древней, пишет, что в Анапе насчитывалось более 400 магазинов, 20 больших дровяных складов, 16 хлебных ссыпок и т. д. Кроме чер- кесов, здесь жили турки, армяне, греки, генуэзцы, 50 по- ляков, 8 евреев, 5 французов, 4 англичанина. Ежегодно в Анапский порт заходило более 300 крупных кораблей под иностранными флагами. О размерах торговли в городе можно было судить хотя бы по ежегодной продаже полотна, которого в год продавалось на сумму 3 000 000 пиастров, из которых 2 000 000 приходилось на долю Англии. Ха-рактерно, что общая сумма торговых оборотов Черкессии с Россией не превышала в то время 30 000 рублей. Нельзя забывать и того, что торговля с заграницей велась не только через Анапу, но и через другие порты, как, нап-ример, Озерск, Атшимша, Пшат, Туапсе.

Со времен Сатура I греки пользовались в Босфоре особыми льготами, но и босфорцы тоже имели в Афинах свои преимущества. Параллельно с торговыми связями развивались и культурные связи между обеими странами. Древние черкесы участвовали в олимпийских играх в Греции, в праздниках Панафиней и бывали увенчаны в Афинах золотой короной. Афиняне присуждали почетное гражданство ряду босфорских царей; на народных собра- ниях золотого венца (Такими увенчанными золотыми венцами были Левкон I , Спарток II и Перисад). Левкон и Перисад же вошли у греков в галерею знаменитых госу- дарственных мужей и их имена упоминались в греческих школах.

К концу II века до Р. X . Босфор вступает в полосу кризисов, вызванных давлением со стороны скифов, нас- только, что Перисад I должен был вручить свою корону Митридату Великому (114 или 113 гг. до Р. X .). С этого момента начинается римский период Босфорского царст- ва. Цари последнего ищут протекции Рима, но население враждебно иностранному вмешательству в его дела. Неко- торые черкесские племена: хениохи, саниги и зихи зависят от Рима эпохи Адриана.

Около середины III в. после Р. X . германские племена герулы и готы или бораны вторгаются в Босфорское цар- ство.

Номинальная связь Черкесии с Римом продолжалась и тогда, когда Византия заступила его место.

В греческий и римский периоды религия древних черкесов была фрако-греческая. Помимо культов Аполло- на, Посейдона, в особенности лунной богини и т. д., по читались великая богиня мать (как у фригийцев Кибела), и бог грозы - верховный бог, соответствующий греческому Зевсу.

Интересно отметить, что черкесами почитались: Тлепш - Бог кузнец; Псэтхэ - Бог жизни; Тхаголедж - Бог плодородия; Амыш - Бог животных; Мэзытхэ - Бог лесов Трахо Р. Литература о Черкесии и черкесах, «Вестник Института по изучению СССР», № 1 (14), Мюнхен, 1955, стр. 97.

Автор не касается здесь доисторической эпохи, следы которой найдены на Кубани, так как по этому вопросу имеется фундаментальный труд - Fr . Hancar , Urgeschichte Kaukasiens , Wien , Verlag v . Anton Schroll & Co .; Leipzig , Verlag Heinrich Keller тканью палатку, воздвигнутую им на вершине Парнаса. Эту палатку похитил Геракл у черкесских амазонок и т. д.

Вокруг происхождения и обозначения адыгов как черкесов много споров. В этой статье приводятся не все доводы и исторические факты, подтверждающие ниже изложенную версию. Подробное освещение каждого факта истории может утомить читателя и размыть цель статьи, поэтому хочу обратить внимание на произведения, которые являются как культурным, так и историческим достоянием человечества. Но без краткого обзора черкесского общества, его моральных и этических норм невозможно представить возникновение этнонима «черкес», и какую морально-психологическую нагрузку возлагали и возлагают на черкесов другие народы, именуя адыгов «черкесами». До сих пор в представлении многих народов «черкес» означает воин.

Согласно сказаниям адыгского героического эпоса «Нартхэр», черкесы ещё со времен матриархата создали морально-правовой кодекс «Адыгэ хабзэ» и адыгский этикет «адыгагъэ». По Б.Х.Бгажнокову, в «адыгэ хабзэ нет и, по определению, не может быть норм, неподконтрольных адыгской этике, противоречащих её принципам и идеалам. Наконец, из этого следует другой очень важный вывод: не обращаясь к природе адыгагъэ, невозможно понять и во всей полноте представить специфику адыгэ хабзэ. «Адыгство – это механизм ментальной организации и этической рационализации фактов и отношений, действительности, социально заданный способ конструирования социальной реальности. Но это вместе с тем и свобода выбора и осуществление желаемого или возможного в рамках определённого морального континуума, когда при всём разнообразии стилей мышления и поведения сохраняется дух и общая направленность моральных законов». «В системе адыгской этики пять постоянств: цIыхугъэ-человечность, нэмыс — почтительность, акъыл — разум, лIыгъэ — мужество, напэ — честь».

«В период феодализма в социальной структуре адыгского общества доминирующее положение занимал класс профессиональных воинов-рыцарей – уэркъ». «Отношение уорков между собой и другими сословиями определялись и регулировались обычным феодальным правом. Но дополнительно к этому сложились и действовали такие институты, как уэркъыгъэ — рыцарская этика (или рыцарский моральный кодекс) и уэркъ хабзэ – рыцарско-дворянский этикет». «В чём же особенности рыцарской этики, как выглядит она на фоне общеадыгской этики или адыгства? Первое, что следует отметить — повышенные требования, предъявляемые к рыцарю. В системе уэркъыгъэ круг обязанностей, связанных с каждым из названных принципов, был гораздо шире, разнообразнее, и, я бы сказал, жёстче, чем в общеадыгской этике. Например, до аскетизма доходило отношение к некоторым элементарным потребностям и желаниям: предосудительным считались сооружение благоустроенных жилищ, жалобы на экономические трудности, недомогания, холод, голод, жару, страсть к нарядам, излишнее любопытство. Мало того, дожить до седин – и то казалось постыдным. Полагалось принять смерть в молодом или юном возрасте, совершая очередной подвиг, то есть прожить жизнь короткую, но яркую, полную опасных приключений. Что касается князей (пши) и первостепенных дворян (тлекотлешей), то они не были уорками в собственном сословном смысле этого слова. И тем самым оставались вне, точнее над, оппозицией «рыцарь- крестьянин». Тем не менее, именно князья считались и на самом деле были элитой адыгского рыцарства и самыми ревностными хранителями и носителями рыцарской этики, ничуть не уступая в этом отношении уоркам».

История черкесов это постоянные войны за выживание, за сохранение идентичности языка и культуры. Многие известные завоеватели в разные века свидетельствовали о полном разгроме и покорении края, занимаемого черкесами. Однако это не отвечало действительности. В условиях постоянных войн в черкесском обществе возник институт наездничество «зекIуэ», где строго соблюдались законы рыцарской этики «уэркъыгъэ». Согласно А.С.Марзея, «истоки обычая наездничества очень древние и лежат в эпохе так называемой «военной демократии». Адыгский героический эпос «Нарты», возраст которого более 3000 лет, рисует нартов чрезвычайно воинственным и отважным народом. Основу многих сюжетов нартского эпоса составляют военные походы. «ЗекIуэ» в адыгском языке означает военный поход с целью захвата добычи и приобретения славы за пределами своей малой родины. Но «зекIуэ» — не только военный поход, но ещё и путешествие, то есть это процесс во времени и пространстве. Во время этого путешествия совершались набеги (теуэ). Но, кроме того, во время этих походов совершались посещения, визиты к друзьям, сопровождавшиеся пирами, взаимными дарами, заводились новые знакомства в чужих и родственных народах.

По своей значимости в социальной жизни, в духовной атмосфере институт наездничества играл значительную роль в жизни адыгов. По представлению черкесов, отдать жизнь, героически защищая свою родину, было намного проще, чем добиться репутации знаменитого наездника. Поэтому, последнее, по их мнению, сложнее и престижнее. «Не защита аулов и имущества составляли славу черкеса, — писал Н.Дубровин, — но слава наездника, а эта слава, по мнению народа, приобреталась за пределами родины». «Чем дольше за пределы родины совершался поход, тем он был престижнее. Отсюда и широкая география походов: Днепр, Волга, Дон, Дунай, Малая и Средняя Азия, Закавказье, о чём свидетельствуют народные предания и исторические документы. «По свидетельству И.Бларамберга, «до тех пор, пока не была учреждена кавказская линия, черкесы проникали вплоть до берегов Волги и Дона и пресекали всякие отношения между Азовом, Грузией и Персией». «Начало войны, согласно фольклорным данным, в старину сопровождалось официальным её объявлением. При этом, в рамках наглядной дипломатии использовался коммуникативно-значимый предмет: противнику отправлялась сломанная стрела – знак объявления войны».

Чтобы показать свои мирные намерения потенциальным противникам воины- черкесы оставляли в колчане три стрелы, которые были видны издалека, что до сих пор сохранилось на флаге адыгов-черкесов. Кроме того подтверждали словами, где наряду с другими словами звучало ключевое слово «аса» — мир, «ды аса» — мы мирные. По Ш.Ногмову, (адыгско-черкесский просветитель, живший на Северном Кавказе в первой половине 19 века), который ссылается на фольклорные данные, адыги-черкесы воевали с гуннами, аварами, хазарами и другими народами.

Согласно русским летописям, князь Святослав в 965 году разгромил Хазарский каганат. По Новгородской летописи, Святослав привёл с собой много касогов, что сохранилось в адыгских преданиях о совместных походах в домонгольский период. Для Руси, имевшей торговые отношения с другими странами, немаловажно было знать политическую ситуацию на черноморском побережье. Русские спрашивали об этом у касогов (адыгов-черкесов), которые торговали или служили у русских князей. Часто в ответ слышали в разных вариациях слово «асага», что дословно с касожского означало «мир», т.е. «аса» — мир. (Буква «к», как русская приставка служит в слове «касог», как обозначение куда, к кому).

Согласно М.А.Кумахову, во многих черкесских словах типа «тыгъэ»- подарок, «бжыгъэ» — число, «вагъэ» — пашня, «тхыгъэ» — письменность — «гъэ» (га) является обще-адыгским суффиксом прошедшего времени в субстантивных причастных образованиях.

Согласно русской летописи, князь Владимир разделил свои владения между сыновьями. Тмутараканское княжество (на Тамани, Северный Кавказ) досталось Мстиславу. По Карамзину, Тмутаракань стала в дальнейшем убежищем обделённых русских князей. Это имеет место в «Слове о полку Игореве»:

В Тмуторокани ступает Олег

В стремя златое-

А звон тот слышит внук Ярослава,

Давний великий Владимир Всеволодович,

И в Чернигове по утрам ворота замыкает.

Тот факт, что перед дружиной Мстислава предстали касожские полки во главе с князем Редеди, говорит о том, что касожские полки не были разгромлены Святославом. Редедя вызвал Мстислава на поединок и погиб. По результатам поединка и закону того времени семья и владения касожского князя Редеди стали принадлежать Мстиславу. Это нашло отражение в поэме «Слово о полку Игореве»:

Мудрому Ярославу,

Храброму Мстиславу.

Что зарезал Редедю

Перед полками касогскими

Пресветлому Роману Святославичу.

В дальнейшем Мстислав женил старшего сына Редеди на своей дочери и с объединённым войском вернулся на Русь, где в ряде сражений нанёс поражение своему брату Ярославу Мудрому и в 1025 году добился раздела Руси на две части: западную и восточную с Черниговым, где Мстислав и княжил. Многие русские дворянские фамилии, такие как Лопухины, Ушаковы и другие возводят своё начало к сыновьям Редеди Роману и Юрию. Всё это свидетельствует о тесной связи русских и касогов (черкесов). Но такая связь существовала не только в описываемое время. Согласно статьи А.В.Шевченко «Антропология населения южно-русских степей в эпоху бронзы» прослеживается антропологическая связь населения бронзового века Северного Кавказа с населением Средней Европы.

«По мнению В.П.Алексеевой, нынешняя понтийская группа популяций представляет собой грацилизированный вариант протоморфного кавкасионского типа (1974. стр. 133). На краниологических и соматологических материалах носителей адыго-абхазской языковой общности крупнейший исследователь народов Кавказа М.Г.Абдушелишвили отметил антропологическое сходство выделенного им адыгского типа с группами северного происхождения (1964 стр. 78 — 79)».

Чтобы попасть на берег Чёрного моря, славянам необходимо было пройти через земли касогов (черкесов). Так обстояли дела не только в 11 веке, но и намного позднее в 15 веке. Так, князь Матреги (сегодня г. Тамань) Захарья Гуйгурсис (по генуэзским материалам Захария де Гизольфи) был сыном знатного генуэзца Винченцо де Гизольфи и зятем адыгского князя Березоху (Базрука). Женитьба на дочери Берзоха (1419 г.) дала в удел де Гизольфу принадлежащий Березоху город Матрегу. С того времени Матрега находилась в двойном подчинении – генуэзцев и адыгских князей. Так, в 1482 году Захарья направил в Геную письмо с просьбой прислать денежную субсидию для уплаты отступного адыгским (черкесским) князьям, которым Захария не мог отказать: «Если им не давать, то станут врагами, а мне нужно, во всяком случае, их иметь на своей стороне». Не получив ответа, Захария дважды — в 1483 и в 1487 году, обращался к Ивану Третьему — к русскому царю. Из выше изложенного мы видим, что словосочетание – «через касогов» у русских естественным путём трансформировалось в сокращённое «черкас» (через касогов). Так русские в дальнейшем стали

называть касогов (адыгов-черкесов). По «Истории России» Карамзина, ещё до монгольского нашествия Тмутаракань перестаёт упоминаться в русских летописях как владение русских князей. После нашествия монголо-татар на Русь и на Кавказ, в отношении адыгов появляется этноним «черкес». Вполне допустимо, что от русских монголо-татары переняли название, изменив букву «а» на букву «е» — черкас на черкес. Созвучие этого этнонима можно найти в языках других народов. С монголо-татарского «черкес» означает «пересекающий путь», что соответствует и русскому названию слова «черкас» — через касогов. Но и без русских монголы, а до них половцы, хазары и другие не могли обойти черноморский берег Кавказа, куда свозилось большое количество рабов и товаров на продажу. К этому берегу путь лежал через земли касогов (адыгов — черкесов), которые взимали дань или грабили. После завоевания Кавказа монголо-татарами, часть касогов сами стали в положении рабов и массами продавались на Ближний Восток. В основном, из этой среды в дальнейшем сформировалась династия мамлюкских султанов Египта. В египетских хрониках 12 века адыги — черкесы упоминаются как «джаркас» — черкас. Но ещё долгое время, и после трёхсотлетнего монголо-татарского ига на Руси, и при Иване Грозном, и при Петре Первом, и позже адыгов русские называли «черкасами». Так, в 1552 году в Москву прибыло официальное посольство от Черкасов (адыгов). Как было записано в русской летописи: «Приехали к Государю Царю и Великому князю Черкасские государи князи: Машук-князь, да князь Иван Езбозлуков, да Танашук-князь бити челом». В 1561 году произошло знаковое событие женитьба Ивана Грозного на дочери старшего князя Кабарды Темрюка (Темиргоко) Идарова Гошаней, в новокрещении Мария. Старший сын Идарова – Солтануко принял крещение. Другие Идаровы (Камбулатовичи, Сунгалеевичи), начиная с 70-х годов 16 века, постепенно выехали в Москву на службу к русским государям, крестились и получили общеродовое имя Черкасских. К середине 17 века Черкасские прочно заняли лидирующее положение среди боярской аристократии по богатству и политическому влиянию. Один из Черкасских был воспитанником Петра Первого, а другой Генералиссимусом и т.д. Русские цари, начиная с 90-годов 17 века, наряду с другими титулами в свою титулатуру включали «Кабардинские земли черкасских и горских князей государь». Постепенно, в течение времени тюркское название «черкес» вытеснило название «черкас». Это было связано с разными причинами, в том числе и с активным участием черкесов в монголо-татарских, а в последствии турецких завоеваниях. Черкесы, как и другие покорённые монголами народы активно участвовали в политической жизни и военных походах Золотой орды, что отмечалось многими историками тех времён.

По сведениям арабского путешественника Ибн-Батута, черкесы-адыги не только принимали активное участие в войнах монголо-татар, но и во время наибольшего могущества Золотой орды при хане Узбеке в столице Сарайчике был «черкесский квартал».

М.Н.Карамзин ссылается на русские летописи, говоря, что хан Узбек посещал Северный Кавказ, отправляясь к горам Черкасским. Во времена соперничества в Золотой Орде в 14 веке Тохтамыша и Тамерлана (Тимура), черкесы выступили на стороне Тохтамыша. После разгрома Тохтамыша первый удар на Кавказе Тимур направил против черкесов. Как писал персидский историк Низам-ад-дин Шами. Посланные войска опустошили и ограбили всю область от Азова до Эльбруса. Даже последний полководец Тохтамыша Утурку был настигнут самим Тамерланом в местности Абаса (Абаза) под Эльбрусом.

Международные отношения черкесов на Северном Кавказе описаны во многих книгах и летописях многих народов, в частности, в книге А.М.Некрасова «Международные отношения и народы Кавказа в15-16 веках». Из вышеизложенного мы видим, что, начиная с 12 века, адыгов прочно именуют черкесами во всех восточных (арабских и персидских) и западноевропейских источниках.

Распространению этнонима «черкес» способствовала военная служба черкесов в Османской Турции и в ряде стран. Многие черкешенки были жёнами султанов – пашей (генералов). Так в 16 веке в самый расцвет Османской империи старшей женой турецкого султана Сулемена, прозванного в Европе Великолепным, и матерью официального наследника трона была черкесская княжна Конокова. При осаде турецкими войсками Сулемена I Австрийской столицы г. Вены, в город смог пробиться только один всадник, который отказался сдаться в плен и был убит австрийцами, в нарушении приказа тогдашнего короля Австрии Фердинанда — взять живым. Выяснив имя и национальность героя, Фердинанд I назвал одну из площадей г. Вены Черкесской площадью и установил в честь героя памятник в назидание потомкам.

Во время русско-кавказской войны 1763-1864 г.г. этноним «черкес» стал широко употребляться в отношении всех жителей Северного Кавказа, когда не было необходимости перечислять национальность из-за несоизмеримого числа адыгов и занимаемой ими площади по отношению к другим народам Кавказа. Перечисление (упоминание) всех русских и зарубежных писателей, историков, поэтов, живописцев, художников, посвятивших свои статьи, поэмы, картины, труды о Кавказской войне и о кавказцах, в частности о черкесах, займёт не одну страницу. Но не упомянуть о Пушкине А.С., великом русском поэте невозможно. Как писал В.Г.Белинский: «С лёгкой руки Пушкина Кавказ сделался для русских заветной страной». Сегодня многие, подражая царским генералам, при освещении истории Кавказской войны 19 века изображают черкесов «хищниками», что только разбоем добывали себе на жизнь. Тогда откуда такие строки в поэме А.С.Пушкина «Кавказский пленник»: «Уж меркнет солнце за горами

Вдали раздался шумный гул

С полей народ идёт в аул.

Сверкая светлыми косами.

Пришли, в домах зажглись огни.

Помимо А.С.Пушкина все, кто посещал Черкесию в разные времена, отмечали трудолюбие черкесов. Кроме этого А.С.Пушкин в своём четверостишии отмечает роль черкесов на Кавказе:

Теснится средь толпы еврей сребролюбивый

Черкес – Кавказа дикий властелин,

Болтливый грек, турок молчаливый

И важный перс, и хитрый армянин.

Отношение царизма к горцам и отношение передовой части интеллигенции, выступавшей с сочувствием к горцам и осуждением методов ведения войны царизмом полярно разные. Бессмысленную жестокость царских войск

на Кавказе, античеловеческую политику царя и царских генералов, бесконечные военные экспедиции, не считаясь с потерями (за один год погибало более 25 тысяч солдат), когда за одну кампанию уничтожались десятки селений. Свидетельств тому множество: от отчётов царских генералов до свидетельств иностранцев, посещавших Кавказ. Приведу лишь записи главнокомандующего царскими войсками на Кавказе П.А.Ермолова: «Мы старались всех мужчин вырезать, жён отдавать офицерам, а скарб солдатам». Сегодня это можно сравнить только с фашизмом. Чтобы всё это как-то оправдать перед обществом, царская пропаганда рисовала горцев Кавказа, наряду с черкесами, дикарями, что разительно отличалось от действительности. Прибывая на Кавказ, русские после застойной крепостнической России поражались образу жизни, мышлению, гостеприимству, отваге, любви к Родине жителей Кавказа, и тому духу свободы, которая царила на Кавказе.

Их веру, нравы, воспитание,

Любил их жизни простоту.

Гостеприимство, жажду брани,

Движений вольных быстроту,

И лёгкость ног, и силу длани…

Героическая борьба кавказских народов за независимость закончилась трагедией целого черкесского этноса, когда 90% основного коренного населения Северо-Западного Кавказа – черкесов, абазин, оставшихся в живых после Кавказской войны, вынуждены были эмигрировать в Турцию. «С покорением Западного Кавказа, — пишет И.П.Короленко, — пал древнейший народ, называвшийся черкесами. Остатки этого народа задержались в Закубанском крае среди русских поселений».

Из множества зарубежных писателей, эмиссаров, путешественников, посетивших Кавказ в 19 веке, однозначно обозначивших адыгов как черкесов, хочу обратить ваше внимание на знаменитого французского писателя А.Дюма, который, путешествуя по России, в 1859 году посетил Кавказ. В это время после покорения Восточного Кавказа царизм перебросил все войска против черкесов. А.Дюма объездив весь Кавказ, не смог посетить черкесов из-за военных действий на Западном Кавказе. Но, несмотря на это, А.Дюма, перечислив одиннадцать народов Кавказа и их места обитания, отмечает черкесов: «Адыгское или черкесское племя населяет пространство от горы Кубани до устьев р. Кубани, потом тянется до Каспийского моря и занимает Большую и Малую Кабарду».

Массовое насильственное выселение черкесов, абазин и других народов Кавказа в Османскую империю полно драматизма и освещено многими писателями и историками – очевидцами во многих странах мира. Так 21 мая отмечается всеми черкесами во всём мире как «День траура по погибшим в Кавказской войне 19 века». История черкесской диаспоры полна героизма и драматизма, уважения и гордости за черкесов, за его сыновей и дочерей. Описание этой истории займёт не одну книгу, поэтому приведу строки из «Адыгской (черкесской) энциклопедии»: «В наши дни свыше 3 млн. черкесов проживает в ряде стран Ближнего Востока, Северной Африки, Западной Европы, США, СНГ, Всего более чем в 40 странах мира. Количество зарубежных черкесов в несколько раз превышает численность черкесского населения Северного Кавказа. Преобладающая часть их живёт в Турции, около 80 тыс. в Сирии, около 65 тыс. в Иордании. Как в этих странах, так и в Европе за адыгами утвердился этноним «черкес».

Сегодня, живущие на исторической Родине черкесы вместе с русскими разделили, все катаклизмы и перипетии истории. Ни одно произведение и публикации, относящиеся к событиям 19 века на Кавказе сегодня в России не запрещаются, какой бы горькой правда ни была. Новая Россия не правопреемница царского самодержавия. Б.Н.Ельцин, первый Президент России, публично обозначил официальное мнение и взгляд на эту войну как на колониальную и захватническую, выразил сочувствие и скорбь по отношению к черкесам как к наиболее пострадавшим в этой войне. Адыги-черкесы Северного Кавказа с надеждой ориентированы на Россию, и в наших силах, чтобы эта надежда стала верой в светлое будущее России.

Сегодня на исторической Родине в России в Кабардино-Балкарии балкарцы между собой называют кабардинцев черкесами. В Краснодарском крае и в Адыгее русские и другие народы неофициально называют адыгейцев черкесами. В Карачаево-Черкесии все проживающие народы, кроме абазин, называют адыгов черкесами. Только внутри себя адыги подразделяются на кабардинцев, абадзехов, шапсугов итд.

Черкесский народ, территориально разобщённый на своей исторической Родине, разбросано проживающий по всему миру, помнит о своём этническом родстве, уважает мужество, человечность, открыто и с достоинством смотрит в будущее, сохраняя свой язык, обогащая свою культуру, воспитывая в детях добрососедство, любовь к Родине, к своему народу. Испокон веков, во всём мире черкесов отличали благодаря закону «Адыга Хабза». У черкесов говорят: «Если у тебя в сознании присутствует адыгский кодекс ты нигде не пропадёшь», имея ввиду, что не потеряешь свое человеческое лицо, с достоинством выйдешь из всех ситуаций, будь то война, работа, семья, общественная жизнь. Но «самая страшная опасность для любой нации, — пишет В.Х.Болотоков, — таится в уничтожении генофонда и национального духа, когда народ, отказываясь от сознательного национального мышления, предпочитает погрузиться в океан бессознательного, стать огромной толпой, развращённым и разложившимся сбродом».

Этноним «черкес» по отношению к адыгам употребляется во всём мире. И на исторической Родине в России на Кавказе всех адыгов, как бы официально их не называли, неофициально называют черкесами.

Подводя итог, думаю, что смог привлечь внимание, как читателей, так и специалистов к наиболее приемлемой, на мой взгляд, версии происхождения

этнонима, дошедшего из глубины веков, которым и в наше время весь мир называет всех адыгов славным именем — Черкес.

Есть народы, история которых читается как захватывающий роман – столько в ней головокружительных поворотов, ярких эпизодов и удивительных событий. Один из таких народов– черкесы, коренное население КЧР. Этот народ не только обладает самобытной культурой, но и сумел стать частью истории стран, весьма отдаленных от . Несмотря на трагические страницы истории, эта нация полностью сохранила свою ярко выраженную индивидуальность.

История происхождения черкесов

Никто точно не знает, когда предки современных черкесов появились на территории Северного Кавказа. Можно сказать, что они жили там со времен палеолита. К наиболее древним памятникам, связанным с ними, относятся памятники Дольменной, а также Майкопской культур, достигших расцвета в III тыс. до н.э. Ареалы этих культур ученые считают их исторической родиной. Что до этногенеза, то, по мнению ряда исследователей, своим происхождением они обязаны как древним адыгским племенам, так и скифам.

Античные авторы, называвшие этот народ «керкетами» и «зихами», отмечали, что они жили на большой территории – от черноморского побережья в районе нынешней Анапы до . Сами обитатели этих земель называли и называют себя «адыгэ». Об этом напоминает строка из «Гимна черкесов», написанного в наше время М.Дзыбовым: «Самоназвание – Адыгэ, Иноназвание – Черкес!».

Примерно в V-VI столетии многочисленные адыгейские (древнечеркесские) племена объединяются в единое государство, которое историки называют «Зихией». Характерными чертами его были воинственность, постоянное расширение земель и высокий уровень социальной организации.

Тогда же сформировалась та черта менталитета народа, которая неизменно вызывала восхищение современников и историков: категорическое нежелание подчиняться любым внешним силам. На протяжении всей своей истории Зихия (с XIII столетия получившая новое название – Черкесия) никому не платила дань.

К эпохе позднего Средневековья Черкесия стала самым большим государством . По форме правления это была военная монархия, в которой важную роль играла адыгская аристократия, возглавляемая князьями (пщы).

Постоянные войны превратили народ черкесов в нацию рыцарей, неизменно поражавших и восхищавших наблюдателей своими воинскими качествами. Так, генуэзские купцы нанимали черкесских воинов для охраны своих городов-колоний.

Слава их дошла до Египта, султаны которого охотно приглашали уроженцев далекого Кавказа для несения службы в отрядах мамлюков. Один из таких воинов – Баркук, попавший в Египет не по своей воле в отрочестве, в 1381 стал султаном и основал новую династию, правившую до 1517 г.

Одним из главных врагов государства в этот период являлось Крымское ханство. В XVI столетии заключив военный договор с Московским царством, их войско совершило ряд успешных походов в Крым. Противостояние продолжилось и после ухода Московского царства из региона: в 1708 г. черкесы Кавказа разгромили войско крымского хана во время Канжальской битвы.

Неукротимый, воинственный характер в полной мере проявился в ходе . Даже после разгрома аула Гуниб они не прекращали сопротивления, не желая переселяться на отведенные им болотистые . Когда стало очевидным, что этот народ никогда не смирится, руководство царской армии пришло к идее его массового переселения в Османскую империю. Депортация черкесов официально началась в мае 1862 г. и принесла народу неисчислимые страдания.

Десятки тысяч не только черкесов, но и убыхов, абхазов, были согнаны в пустынные местности на берегу Черного моря, не приспособленные для проживания, лишенные элементарной инфраструктуры. Голод и инфекционные болезни привели к значительному сокращению их численности. Те же, кто сумел выжить, никогда не вернулись на Родину.

В результате переселения в Турции сегодня живет их 6,5 миллионов, в Сирии – 100 тысяч, а на их исконных землях – 80 тысяч. В 1992 г. Верховный Совет Кабардино-Балкарии в специальном постановлении квалифицировал эти события как геноцид черкесов.

После депортации на Кавказе осталось не более четверти народа. Лишь в 1922 г. карачаевцы и черкесы получили свою автономную область, в 1992 ставшую Карачаево-Черкесской Республикой.

Традиции и обычаи, язык и религия

В течение своей тысячелетней истории черкесы были приверженцами . В эпоху ранней бронзы зародилась их ранняя монотеистическая религия с мифологией, по сложности и развитости не уступавшей древнегреческой.

С древности адыгэ поклонялись дарующему жизнь Солнцу и Золотому Древу, Огню и Воде, верили в замкнутый круг времени и в единого бога Тхэ, создали богатый пантеон героев нартского эпоса. В первой книге о черкесах, написанной генуэзцем Д.Интериано в начале XVI в., мы находим описание ряда обычаев, явно восходящих корнями к язычеству, в частности, погребальных ритуалов.

Следующей религией, нашедшей отклик в душе народа, было христианство. Первыми, кто принес весть о нем в Зихию, были, по легенде, апостолы Андрей и Симон. Начиная с VI в. христианство стало ведущей религией и оставалось таковым до падения Византийской империи. Они исповедовали православную веру, но небольшая их часть, получившая название «френккардаши», приняла католичество.

Примерно с XV в. начинается постепенное , ныне являющегося официальной религией. Процесс этот завершился лишь к XIX столетию. В 1840-х годах происходит утверждение , заменивших прежние правовые обычаи. Ислам не только помог создать стройную правовую систему и консолидировать этнос, но и стал частью народного самосознания. Сегодня черкесы – мусульмане .

Все, кто писал про черкесов в разные периоды их истории, среди главных традиций особо отмечали культ . Любой гость мог рассчитывать на место в кунацкой и за столом хозяина, который не имел права докучать ему расспросами.

Другая черта, поражавшая иноземных наблюдателей – это пренебрежение к материальным благам, доходившее в средние века до того, что для адыгской аристократии считалось позором заниматься торговлей. Высшими доблестями почитались храбрость, воинское искусство, великодушие и щедрость, а самым презренным пороком была трусость.

Воспитание детей было направлено на развитие и закрепление этих доблестей. Дети знати так же, как и все, проходили суровую школу, в которой выковывался характер и закалялось тело. Взрослые были безупречными наездниками, способными на скаку подхватить монету с земли, и выносливыми воинами, в совершенстве владевшими . Они умели сражаться в самых сложных условиях – в , в непроходимых лесах, на узких перешейках.

Быт черкесов отличался простотой, органично сочетавшейся со сложной социальной организацией. Простыми были и излюбленные , украшавшие пиры – лягур (баранина с минимумом специй), (отварная и тушеная курятина), бульоны, пшенная каша, адыгейский сыр.

Основной элемент национального костюма – черкеска – стал символом кавказского костюма в целом. Ее покрой не изменился за несколько столетий, как видно по одежде на фото XIX века. Этот костюм весьма шел к внешности черкесов – высоких, стройных, с темно-русыми волосами и правильными чертами лица.

Неотъемлемой частью культуры были , сопровождавшие все торжества. Такие популярные у черкесов танцы, как удж, кафа, удж хаш, уходят корнями в древние обряды и не только очень красивы, но и исполнены сакрального смысла.

Одним из главных ритуалов является свадьба. у черкесов выступала логическим завершением ряда обрядов, которые могли продолжаться не один год. Интересно, что невеста покидала дом родителей сразу после заключения соглашения между отцом девушки и женихом. Ее отвозили в дом родственников или друзей жениха, где она и жила до свадьбы. Таким образом, предсвадебный ритуал представлял собой имитацию похищения с полного согласия всех сторон.

Свадебный пир длился до шести дней, но жених на нем не присутствовал: считалось, что родные гневаются на него за «похищение невесты». Лишь после окончания свадьбы он возвращался в родовое гнездо и воссоединялся со своей женой – но ненадолго. После свадьбы жена перебиралась к родителям и жила там достаточно долго, иногда до рождения ребенка. Свадьбы в КЧР и сегодня празднуют пышно (в чем можно убедиться, увидев свадебное торжество черкесов на видео), но, конечно, подверглись коррективам.

Говоря о сегодняшнем дне этноса, нельзя не вспомнить термин «рассеянная нация». Черкесы живут в 4 странах, не считая России, а в пределах РФ – в 5 республиках и краях. Больше всего в (свыше 56 тыс.). Однако всех представителей этноса, где бы они ни жили, объединяет не только язык – кабардино-черкесский, но и общие обычаи и традиции, а также символы, в частности, известный с 1830-х гг. флаг народа – 12 золотых звезд и три золотые перекрещенные стрелы на зеленом фоне.

В то же время черкесская диаспора в Турции, диаспоры Сирии, Египта и Израиля живут своей жизнью, а Карачаево-Черкесская республика – своей. Республика известна своими курортами, и прежде всего , но в то же время в ней развиты и промышленность, и животноводство. История народа продолжается, и нет сомнений, что в ней будет еще немало ярких и запоминающихся страниц.

Выбор редакции
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...

План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...

На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...

Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...
Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....
К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...
Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...