Аргументы для сочинения по русскому языку (ЕГЭ). Аргументы на тему "Язык" к сочинению ЕГЭ. Проблемы: языка, заимствований, канцеляризмов, засорения языка, отношения к языку,качества речи, душевного такта, красноречия, красоты художественного слова


  • Русский язык является нашим общим достоянием, которое нужно беречь
  • В большинстве своем люди забыли о ценности родного языка
  • Интернет-общение – серьезное испытание для русского языка
  • Любовь к своему языку проявляется в осторожном обращении со словами, изучении правил языка и особенностей их применения
  • Искажение слов отрицательно сказывается на развитии русского языка и сохранении его прелести
  • Можно многое сказать о человеке по тому, как он сам относится к своему языку

Аргументы

Т. Толстая “Кысь”. Своей безответственностью люди нанесли огромный урон языку. Утрачена его прежняя красота и певучесть, ведь все только и “кидаются” словами, не думая о последствиях. Неправильное произношение слов разрушает красоту языка. Произведение побуждает задуматься о последствиях такого отношения к языку. После прочтения книги хочется защитить, сохранить родной язык, исключив сленг и жаргон.

Д.С. Лихачев “Письма о добром и прекрасном”. Размышляя о богатстве русского языка и отношении к нему людей, Дмитрий Сергеевич Лихачев говорит, что язык позволяет оценить человека при первой же встрече с ним. Язык дает возможность узнать об отношении кого-либо к окружающему миру и самому себе. Умный, воспитанный, интеллигентный человек не будет без надобности говорить слишком громко, эмоционально, употреблять неуместные и некрасивые слова. Научиться красивой, интеллигентной, грамотной речи непросто. Нужно учиться говорить, потому что речь – это основа поведения человека, то, по чему можно судить о нем в первую очередь. Эти мысли Дмитрия Сергеевича Лихачева очень точны. Они актуальны сейчас и будут так же верны спустя много лет.

И.С. Тургенев “Русский язык”. Строки этого стихотворения в прозе известны каждому еще со школы. Удивительно, насколько точно всего в нескольких строках писатель оценил силу и могущество русского языка. Для И.С. Тургенева родной язык – это “поддержка и опора”. Все стихотворение, пусть оно и небольшое, наполнено чувством гордости. Писатель оценивает русский язык по достоинству.

В.Г. Короленко “Без языка”. Автор утверждает, что без языка каждый из нас “как слепой или малый ребенок”. Люди, не умеющие грамотно и красиво писать и говорить, засоряют речь, нанося тем самым языку непоправимый урон. Родную речь нужно не только оценивать по достоинству, но и беречь, и стараться сохранить. Будущее русского языка зависит только от человека.

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Примеры аргументов к сочинению

1.Тема исторического прошлого
Тема исторического прошлого родины постоянно волновала Пушкина и как поэта, и как прозаика. Им были созданы такие произведения, как "Песнь о вещем Олеге", "Бородинская годов щина", "Полтава". "Медный всадник". "Борис Годунов". "История Пугачевского бунта" и, конечно же, "Капитанская дочка". Все эти произведения описывают разные исторические события, разные исторические эпохи
Тема торжества русского оружия, героизма русского народа, победителя и освободителя, ослепительно и сильно звучит в произведениях, посвященных Отечественной войне 1812 года. В седьмой главе "Евгения Онегина", воспевается подвиг Москвы.

2.Тема чести и бесчестия
Прочитав повесть А.С. Пушкина "Капитанская дочка", понимаешь, что одной из тем этого произведения является тема чести и бесчестия. В повести противопоставлены два героя: Гринев и Швабрин – и их представления о чести. Два офицера российской армии ведут себя совершенно по-разному: первый следует законам офицерской чести и хранит верность воинской присяге, второй с легкостью становится предателем. Гринев и Швабрин - носители двух принципиально различных мировоззрений.

Проблема чести и бесчестия поднимается в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Честь и достоинство – главные качества человеческого характера, и тому, кто утратил их, чужды какие-либо высокие стремления и поиски. Проблема нравственного самоусовершенствования личности всегда была одной из важнейших в творчестве
Л.Н.Толстого.

3. Любовь к родине
Горячую любовь к Родине, гордость за ее красоту чувствуем мы в произведениях классиков.
Тема героического подвига в борьбе с врагами Родины звучит и в стихотворении М. Ю. Лермонтова "Бородино”, посвященном одной из славных страниц исторического прошлого нашей страны.
Тема Родины поднимается в произведениях С.Есенина. О чём бы ни писал Есенин: о переживаниях, об исторических переломах, о судьбах России в "суровые грозные годы" , - каждый есенинский образ и строка согреты чувством безграничной любви к родине: Но более всего. Любовь к родному краю

4.Нравственные качества человека
Русская литература всегда была тесно связана с нравственными исканиями нашего народа. Одним из писателей, который искренне болеет за нравственность нашего общества, является Валентин Распутин. Особое место в его творчестве занимает повесть "Пожар" Это размышления о гражданском мужестве и нравственных позициях человека.Когда в Сосновке разразился пожар, было немного тех, кто рискуя своей жизнью, отстаивал народное добро. Многие же пришли "погреть руки". Пожар - это итог всеобщего неблагополучия. Людей развращает неуютность быта, скудность духовной жизни, бездушное отношение к природе.
Многие проблемы нашей современности, в том числе и нравственные, поднимает Анатолий Приставкин в повести "Ночевала тучка золотая.". Он остро ставит вопрос национальных отношений, говорит о связи поколений, поднимает тему добра и зла, говорит о многих других вопросах, решение которых зависит не только от политики и экономики, но и от уровня общей культуры.


5 Ответственность человека за жизни окружающих
Так, в произведении Толстого «Война и мир» особенно остро стоит вопрос о нравственной ответственности человека перед историей.

Чувство вины и ответственности за окружающих поднимается в произведениях о Вов. Так например в стихотворении А.Твардовского «Я знаю, никакой моей вины...» лирический герой задается риторическим вопросом: мог ли он сберечь тех, кто не пришел с войны? Конечно, нет, но чувство вины не оставляет героя и автора.,

6 Отцы и дети
Проблема отцов и детей включает в себя целый ряд важных нравствен­ных проблем. Это и проблема образования, проблема выбора нравственных правил, проблема благодарности, проблема непонимания. Они подняты в различных произведениях, и каждый автор пытается по-своему взглянуть на них. А. С. Грибоедов, описав в комедии "Горе от ума” борьбу "века нынешне­го” и "века минувшего”, не обошел вниманием сложную проблему отцов и детей. Сам замысел произведения - борьба старого с новым.

А Петр Гринев в Повести А.Пушкина «Капитанская дочка», следуя наставлению отца, оставался честным и бла­городным человеком во всех ситуациях, в какие ему приходилось попадать* честь и совесть на всю жизнь остались для него превыше всего.

Одной из самых важных граней проблемы "отцов и детей” является благодарность. Благодарны ли дети своим родителям, любящим их, вырас­тившим их и воспитавшим? Тема благодарности поднята в повести А. С. Пушкина "Станционный смотритель”. Трагедия отца, нежно любив­шего единственную дочь, предстает перед нами в этой повести. Конечно, Дуня не забыла своего отца, она любит его и чувствует свою вину перед ним, но все же то, что она уехала, оставив отца одного, оказалось для него большим ударом, настолько сильным, что он не смог его выдержать.

7. Роль примера. Воспитание человека
Произведения, которые учат мужеству
Тема Великой Отечественной войны занимает важное место в литературе. Писатель часто обращаются к этому периоду истории.Повесть «Сотников», написанная Василем Быковым, является одним из лучших произведений о войне. Пройдя тяжелые испытания, главные герои попадают в лапы немцев. Сотников – скромный, незаметный человек, простой учитель. Но, будучи больным и слабым, он пошел на ответственное задание. Измученный пытками, он остается несломленным.
Истоком мужества и героизма Сотникова явилась убежденность в справедливости борьбы, которую ведет народ.
Это произведение учит нас смелости и мужеству, помогают нашему нравственному становлению.

8. Самопожертвование во имя любви к ближнему
1)Ф.Достоевский «Преступление и наказание» . "Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!" - символ самопожертвования во имя ближнего и бесконечно "ненаситимого" страдания.
2)Куприн в рассказе «Гранатовый браслет» понимает любовь как чудо, как прекрасный дар. Смерть чиновника возродила к жизни женщину, которая в любовь не верила, а значит, любовь все-таки побеждает смерть.
3) М.Горький легенда о «Данко». Данко пожертвовал собой ради спасения людей. Подвиг Данко похож на подвиг Прометея, похитившего огонь для людей, но понесшего за это страшное наказание. Этот подвиг Данко должен служить напоминанием новым поколениям о том, каким должен быть настоящий человек.
4) В одной из книг, посвященных Великой Отечественной войне, бывший блокадник вспоминает о том, что ему, умира­ющему подростку, во время страшного голода спас жизнь по­ жилой сосед, который принес банку тушенки, присланную сыном с фронта. «Я уже старый, а ты молодой, тебе еще жить да жить» - сказал этот человек. Он вскоре умер, а спасенный им мальчик на всю жизнь сохранил о нем благодарную память.
4) Трагедия произошла в Краснодарском крае. В доме для престарелых, где проживали больные старики, которые не мог­ ли даже ходить, начался пожар. На помощь инвалидам броси­лась медсестра Лидии Пашенцева. Женщина вытащила из огня несколько больных, но сама выйти не смогла.

9. Сострадание и милосердие. Чуткость
1) У М. Шолохова есть замечательный рассказ «Судьба че­ловека». В нем повествуется о трагической судьбе солдата, ко­торый во время войны потерял всех родных. Однажды он встре­тил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот по­ступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе.

10.Черствое и бездушное отношение к человеку
1)А.Платонов «Юшка»
2) В январе 2006 года во Владивостоке произошел страш­ный пожар. Загорелось помещение сбербанка, который нахо­дился на восьмом этаже «высотки». Начальник потребовал, чтобы сотрудницы сначала спрятали все документы в сейф, а потом уже эвакуировались. Пока убирали документы, пожар охватил коридор, и многие девушки погибли.
2) Во время недавней войны на Кавказе произошел случай, который вызвал справедливое негодование в обществе. В гос­питаль привезли раненого солдата, но врачи отказались его принимать, сославших на то, что их учреждение принадлежит системе МВД, а солдат относится к ведомству Министерства обороны. Пока искали нужную медсанчасть, раненный погиб.

11. ЧЕЛОВЕК И ВЛАСТЬ
Пушкин в трагедии "Борис Годунов” очень точно определил и показал народный характер. Вечно недовольные существующей властью, люди готовы подняться на ее уничтожение и бунтуют, вселяя ужас в правителей,- и только. А в результате сами же остаются обиженными, так как плодами их победы пользуются бояре и родовитые дворяне, стоящие при троне государя.
Народу же остается одно - "безмолвствовать”.

12. Культура речи и языка
В произведении И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Словарный запас героини этого романа, Эллочки Щукиной, составлял всего лишь тридцать слов. И, хотя она не испытывала потребности в использовании каких-либо других слов, ее речевой портрет, несомненно, сильно пострадал.
Еще одним примером может стать древнегреческий оратор Демосфен. Он долгие годы работал над своим речевым портретом, мимикой, жестами, потому что слабый голос, короткое дыхание не позволяли ему осуществить свою мечту – стать оратором. Демосфен тренировался говорить при шуме волн, с камешками во рту и в итоге смог устранить недостатки своей речи и стать настоящим профессионалом в своем деле, оставившим яркий след в истории. Это произошло именно благодаря его внимательному отношению к своему речевому портрету.

13.Проблему наследственности и самоформирования.
В русской литературе и в жизни так почитаем образ Левши в произведении Лескова. Нигде не учась ремеслу, он сумел без микроскопа подковать блоху. Нет сомнения, что он сам развил свой талант. Никто не говорил Левше, что в его генотипе заложен или, напротив, не заложен подобный талант.
Также хотелось бы вспомнить о параолимпийских играх. Люди-инвалиды, вроде бы ограниченные природой в подвижности, находят в себе силы для занятий спортом и установления рекордов. Это ярчайшее доказательство того, что каждый способен к самоформированию и саморазвитию, что не все в человеческой жизни определено наследственностью.

14. Человек и искусство. Воздействие искусства на человека
1) Например, песня «Священная война» на слова В.Лебедева-Кумача, музыку А.Александрова поднимала солдат в атаку, защищая свою родину. Она стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. С этой песней, с её суровым пафосом, вобравшим в себя и горечь, и боль, и гнев, русские люди, охваченные «яростью благородной», шли на «смертный бой», вставали плечом к плечу на защиту Родины.
2) В рассказе Е.Носова «Шопен, соната номер два» музыка становится средством единения людей, между дядей Сашей, участником войны, и ребятами-оркестрантами наступает взаимопонимание. Тяжкие, бьющиеся звуки страдания, стоны, удары – всё, что можно услышать в реквиеме, - заставляют ребят-оркестрантов осознать значение и цену победы в войне, потому что эта соната созвучна скорби всего русского народа.

15 Проблема сохранения памяти
1) Память о прошлом хранят не только предметы быта, драгоценности, но и, например, письма, фотографии, документы. В повести «Последний поклон» В.П.Астафьева есть глава, которая называется «Фотография, на которой меня нет». Герой рассказывает о том, как в сельскую школу приезжал фотограф, а он из-за болезни не смог запечатлеться. Учитель принёс Витьке фотографию. Прошло много лет, но этот снимок герой сохранил, несмотря на то что на нём не было его. Он смотрит на неё и вспоминает своих одноклассников, думает об их судьбах. Как говорит герой, «деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».
2) Вспомним героя А.И.Куприна Желткова из произведения «Гранатовый браслет». Он дарит княгине Вере Николаевне, своей возлюбленной, фамильную драгоценность, гранатовый браслет, доставшийся ему от матери. Желтков свято бережёт его и решает расстаться с ним только перед смертью

16. Проблема человеческой духовности
Алешка, герой рассказа А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», как раз является примером духовного человека. Он попал в тюрьму из-за своей веры, но не отказался от неё, напротив, этот молодой человек отстаивал свою правду и пытался донести её до других заключённых. Ни один его день не проходил без чтения Евангелия, переписанного в обычный блокнот.

Школьное время - это самая прекрасная пора. Но по окончании обучения никому не избежать Звучит довольно пугающе, но если готовиться к нему не одну последнюю ночь, то это покажется легко, просто и даже интересно.

Самая тяжелая, по мнению учеников, часть экзамена - это творческая работа, так как там требуются аргументы к сочинению из классической литературы. На экзамене атмосфера тяжелая, мысли моментально улетают из головы. Именно по этой причине необходимо познакомиться с основным клише, выучить аргументы для самых распространенных тем.

Если вышеперечисленные условия соблюдены, то и проблем с написанием совсем не будет.

Взаимосвязь природы и человека

Рассмотрим аргументы к сочинению на тему "Взаимосвязь человека и окружающего нас мира" или "Отношение людей к природе как к матери". Тема может звучать по-разному, но смысл один.

Для этой темы хорошими примерами будут служить произведения:

  • "Слово о полку Игореве". Если вспомнить, то на протяжении всего времени действия природа помогала героям, давала знаки, предупреждала об опасности. В общем, была наделена человеческими качествами, всеми силами пыталась уберечь от опасности.
  • Произведение Антона Павловича Чехова «Степь». Это произведение про девятилетнего мальчика Егорушку, который был влюблен в степь, оживил ее в своих мыслях, вместе с ней радовался и тосковал.
  • «Война и мир» - роман, написанный величайшим автором Л.Н.Толстым. Здесь мы можем встретить сразу два примера. Наташа Ростова и Андрей Болконский.
  • Аргументы к сочинению этой тематики многочисленны, приведем еще одно произведение - «Царь-рыба» (Астафьев). Это история про браконьера, встреча с одной из рыб изменяет его мировоззрение в корне.

Семья и семейные отношения

Очень часто встречаются и тематики такого рода, сейчас приведем аргументы к сочинению. Если необходимо выделить роль детства, то наиболее хорошим примером будет служить произведение «Война и мир». Давайте вспомним, как Петя Ростов показал все свои лучшие черты, приобретенные в родном доме. Незадолго до своей гибели он в отношении своих товарищей выражал и доброту, и желание помочь.

Еще один хороший пример - это «Последний поклон». Катерина Петровна вложила самые хорошие и ценные чувства и черты в своего любимого внука.

Если тема звучит иначе, например "Роль семьи в формировании личности", то аргументы к сочинению подойдут следующие:

  • «Война и мир». Сравнение детей Ростовых и Курагиных.
  • «Утюжок и мороженое». Болезнь Риты и жестокость сестры.

Если необходимо выделить роль матери:

  • «Сказки об Италии», где автор явно и точно высказал свою позицию по отношению роли матери. Мать - это все, все самое лучшее и ценное дает именно она.
  • «Молодая гвардия», где есть отступление, посвященное матери.
  • «Сопричастный всему живому…» - автор обращается к своим читателям с просьбой беречь матерей.

Учитель

Аргументы к сочинению по русскому, посвященные учителям и их роли в нашей жизни, можно найти среди следующих произведений:

  • «Тапер».
  • «Уроки французского», где невероятная учительница преподавала не только в рамках своего предмета, но и учила ценным моральным качествам.
  • Всем известный «Маленький принц», здесь учителем выступает Лис, который научил Маленького принца видеть в людях хорошие качества.

Внутренние качества

Аргументы к сочинению по русскому языку на экзамен можно подобрать абсолютно по любой теме. Не исключение и тематика данного раздела. Самые страшные примеры бессердечия приведены в произведениях «Прыжок в гроб» и «Телеграмма». Ю. Мамлеев описал картину, где родственники похоронили заживо больную старушку, чтобы избавить себя от бремени ухода за ней, а Паустовский повествует историю о Насте, которая забыла про свою любящую и единственную мать.

Яркий пример подлости приведен в «Капитанской дочке», олицетворением стал Швабрин, который плохо отзывался о Маше, которая отвергла его, нанес подлый удар в спину на дуэли Гриневу.

Сила слова

В произведении А. С. Пушкина «Дубровский» Маша, так любившая главного героя, не смогла нарушить клятву и уйти с любимым. Или произведение того же автора «Евгений Онегин», в котором Татьяна Ларина была образом верности и искренности, проявила свой твердый характер. Смогла отвергнуть чувства ею любимого Онегина, осталась верна своему мужу.

Искусство

Аргументы к сочинению по русскому ЕГЭ на данную проблему многочисленны:

  • Если выделять конкретно музыку, то «Домский собор» - это хороший и яркий пример. Здесь автор (В. Астафьев) убежден, что только музыка может спасти человека от распада.
  • «Старый повар», где К. Паустовский вел рассказ о слепом поваре, которому музыка помогала возвращаться в прошлое и вспоминать красивейшие картины природы.
  • Сразу два произведения Л. Н. Толстого - «Альберт» и «Война и мир». Первое о талантливом музыканте, который обладал особым даром: своей музыкой согревать души слушателей, они ощущали нечто неописуемое. Во втором же произведении объектом воздействия на человека является Наташа Ростова, которая всех поражала своим пением.
  • Роль чтения и литературы в нашей жизни отражают произведения Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» и «Воспоминания». В первом говорится о том, что мало можно в жизни увидеть, но многое знать, ведь девяносто девять процентов своих знаний мы получаем из книги. Во втором герой признается, что свое образование он получил не в колледже и не в университете, а в библиотеке.

Язык – зеркало жизни народа. Какую важную роль он играет! Без него нельзя обойтись ни в одной сфере деятельности человека: везде очевидно его огромное значение. У каждого народа свой язык, а язык русский – один из самых замечательных, что подтвердят слова многих классиков нашей литературы. Однако под влиянием жизни язык меняется вместе с ней, притом не всегда в лучшую сторону.

В своем тексте Таисия Васильевна Жарова поднимает проблему сохранения русского языка. Размышляя над ней, она обращает внимание на то, что «за короткий срок сумели обрусеть» и «размежеваться по значению» слова, относящиеся раньше только к определенной среде. Так же автор отмечает, что наш язык – интереснейшее явление для наблюдения лингвистов и литераторов, однако он пестрит не только иноязычными словами, но и уголовной лексикой, а слова, которыми пользовались классики, из него «ушли временно» и «ждут светлых дней».

С этой мыслью невозможно не согласиться, ее подтверждение можно найти в различных статьях о языке или проанализировав произведения русских классиков.

Так, вспоминая роман-эпопею Льва Николаевича Толстого «Война и мир», большинство читателей осознают, какое наслаждение дарит сам процесс чтения, не говоря уже об интересном сюжете и героях, ставших любимыми. Читая произведение, понимаешь, как прекрасен родной язык и сколько всего можно с помощью него рассказать, описать, что мастерски и делает Л.Н.Толстой. Русскими словами он описывает эпоху того времени, и мы видим все ее черты и стороны без иллюстраций, просто вчитываясь в слова. А как точно переданы красота и вместе с ней порочность Элен с помощью нашего языка! Какими прекрасными представляем мы летнюю ночь в Отрадном и цветущий дуб, встретившийся Андрею Болконскому! Русский язык, на котором писали и говорили классики, велик, он может передать все, он поистине богат без лишних заимствований.

О том, что нужно беречь наш великий язык говорят и далекие по времени от классиков писатели в своих статьях. Например, советская переводчица Нора Галь в статье «Слово живое и мертвое» или российский лингвист Максим Кронгауз в статье «Русский язык на грани нервного срыва». Обоих авторов тревожит судьба русского языка, как должна тревожить и каждого русского человека. Нора Галь говорит о том, что часто в повседневной жизни неоправданно и неумеренно используется канцелярит и заимствования из других языков, о том, что наш великий язык должен звучать достойно. Максим Кронгауз пишет, что язык должен меняться вместе с жизнью и он меняется, но некоторые изменения ему только во вред, и язык нужно сохранять и защищать.

Итак, наш язык велик, и «нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения», как писал К.Г.Паустовский. Нужно беречь русский язык, сохраняя его величие для будущих поколений.

Обновлено: 2017-06-20

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Мы сформулировали наиболее популярные проблемы, нашедшие свое отражение в текстах к сочинению на ЕГЭ. Аргументы, в которых раскрываются данные проблемы, располагаются под заголовками, перечисленными в содержании. Вы можете скачать все это в формате таблицы в конце статьи.

  1. Некоторые люди любят задаваться вопросом: а нужна ли вообще учеба? Зачем это образование? И зачастую предпочитают достигать более привлекательные цели. Так же считал и Митрофанушка, один из героев комедии Д. Фонвизина «Недоросль» . Его знаменитая реплика «Не хочу учиться, хочу жениться», к сожалению, для многих становится стимулом отложить учебу, но Фонвизин только подчеркивает, какой персонаж на самом деле невежда. Во время урока и на экзамене он показывает лень и безграмотность, и даже в семейных отношениях демонстрирует неумение и нежелание налаживать контакт и понимать собеседников. Автор высмеивает невежество молодого человека, чтобы читатель понял, насколько актуально образование.
  2. Многие люди просто не хотят учиться чему-то новому и зациклены лишь на традициях, хотя в любое время актуально жить настоящим. Именно эту мысль пытается донести единственный «новый человек» в комедии А. Грибоедова «Горе от ума» Александр Андреевич Чацкий. Герой стремится доказать обществу Фамусова, что жизнь не стоит на месте, он пытается побудить персонажей узнавать новые тенденции стремительно развивающегося мира. К сожалению, Чацкий сталкивается лишь с непониманием, да еще и признан сумасшедшим. Однако автор подчеркивает именно его передовые взгляды против чинопочитания и крепостничества, так как перемены уже давно назрели. Остальные герои просто предпочитали жить прошлым, хотя весь подтекст комедии в том, что правым остается только непонятый обществом Чацкий.

Невозможность найти применение образованию

  1. Многие образованные персонажи выделялись в обществе, но не все сумели найти достойное применение своим возможностям. Читатель встречает разочарованного и поникшего в экзистенциальном кризисе героя романа А. Пушкина «Евгений Онегин» . Молодой дворянин сразу впечатляет начитанную Татьяну Ларину именно тем, что не похож на жителей деревни, к тому же, напоминает ей героя сентиментальных романов. Онегину же все наскучило, науки не приносят удовольствия, и даже любовь не сумела спасти героя. Евгений, представитель молодой дворянской интеллигенции, так и не смог к концу произведения реализовать свои способности.
  2. «Лишний человек» в литературе – герой, который может все, но не хочет ничего. Таким является Григорий Печорин из романа М. Лермонтова «Герой нашего времени» . Печорин – молодой офицер, дворянин, который так и не смог обрести счастье, несмотря на то, что мир полон возможностей. Григорий часто анализирует свои поступки, но все равно остается разочарованным. Печорин действительно умен, однако сам размышляет о том, что ему было дано высокое назначение, просто он его не угадал. Лермонтов в своем романе поднимает проблему неспособности найти достойное применение «необъятным силам», которыми наделен человек.
  3. Бывает, что даже способный человек не может или просто не хочет реализовать свои возможности. Обратимся к роману Гончарова «Обломов» . Главный герой – дворянин средних лет, который значительную часть своей жизни предпочитает лежать на диване. У Ильи Ильича добрая душа, честное сердце, и сам он довольно не глупый персонаж, но в условиях современного общества Обломов просто не хочет делать карьеру. Лишь Ольга Ильинская побудила героя ненадолго сменить образ жизни, но в итоге Обломов возвращается к исходному месту, так и не переборов свою лень.

Зацикленность на саморазвитии

  1. Для некоторых первичны именно знания и реализация собственных способностей, поэтому они готовы отвергать духовные ценности. В романе Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров – будущий доктор, для которого медицина – это все. Главный герой является нигилистом, и священной для него остается только наука. На собственном опыте Евгений понимает, что так же способен к нежным чувствам, однако воплощение медицинского образования для него по-прежнему стоит на первом месте. Как в начале романа мы видим Базарова, отправляющегося на болото за лягушками для опытов, так и в конце произведения, когда герой уже полюбил, он не забывает о врачебной практике, она же и губит его.
  2. Литература часто поднимает актуальный вопрос поиска смысла жизни, и немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте – не исключение. В «Фаусте» главный геройнастоящий гений, искусный врач, освоивший философию, богословие и юриспруденцию. Однако он все равно считал себя глупцом, и только после совместных с чертом Мефистофелем приключений герой понимает, что смысл его жизни именно в саморазвитии. Его жажда знаний спасла его душу, и лишь в образовании и познании мира Фауст обрел настоящее счастье. Ни любовь, ни красота, ни богатство не сумели так сильно вдохновить героя, как стремление к просвещению.
  3. О том, что образование важно – трудно спорить, а некоторые полагают, что познание наук превыше всего. Давайте вспомним «Оду на день восшествия … Елисаветы» Михаила Ломоносова . Процитировав отрывок произведения, хотим отметить, что в XVIII веке образование так же достаточно высоко ценилось. «Науки юношей питают, отраду старым подают, в счастливой жизни украшают, в несчастной случай берегут» — именно так заявляет великий русский поэт. Действительно, если обернуться на успехи и достижения Ломоносова, будет трудно не согласиться с тем, насколько важно образование и стремление к знаниям. Простой человек из глубинки сделал карьеру с столице, определив ход отечественной научной мысли.

Роль книги в жизни человека

  1. Образованный человек, как правило, умен и начитан. Трудно представить стремящуюся к знаниям личность, которая не признает авторитет книг и в принципе не любит читать. Большое влияние книги на судьбу персонажа мы встречаем в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» . Главный герой, Родион Раскольников, идет на убийство, после чего впадает в жуткое состояние обдумывания своего поступка. Он живет в страхе обнародования своего греха и так чуть не сходит с ума, но благодаря Соне Мармеладовой, которая читает ему эпизод из Библии, он обретает спасение. Отрывок из священной книги повествовал о воскрешении Лазаря, и это был главный ключ к решению Раскольникова: чтобы душа пришла к возрождению, необходимо искреннее покаяние. Так благодаря книге – Библии, герой встает на путь нравственного воскрешения.
  2. Многие не только легкомысленно относятся к учебе и чтению, но и действительно считают, что в жизни лучше обходиться без этого. Такую обстановку мы можем наблюдать в романе Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» . Сюжет стремительно разворачивается в жанре антиутопии, где книги строго под запретом, более того, низшим кастам прививается отвращение к чтению. Лишь Дикарь пытается напомнить обществу, что так жить совершенно нельзя, и наука, и искусство не должны быть запрещены. Гедонистическое общество — на самом деле иллюзия, которой и не выдерживает герой. За счет несуществующего «дивного нового мира» автор лишь подчеркивает, насколько книга важна для становления личности.
  3. Удивительно, но некоторые признанные гении обязаны своим успехам не столько образованию, сколько увлечению литературой. Чтение побудило У. Шекспира написать великие трагедии, о которых наслышан даже не читающий ученик. А ведь английский поэт не получил высшего образования, именно его умение почерпнуть из книг актуальные и интересные мысли помогло Шекспиру достичь таких высот. Так и немецкий писатель Гёте обрел литературный успех благодаря тому, что в юности он посвятил свое свободное время чтению. Образованный человек, конечно, способен к самореализации, но без чтения книг гораздо труднее воплотить свои возможности.
  4. Образование как будущее призвание

    1. В рассказе А. Чехова «Ионыч» главный герой — молодой земский врач. В начале произведения Дмитрий Старцев проводит время с семьей Туркиных, которая считалась «самой образованной и талантливой». Однако после отказа Екатерины Ивановны на предложение о женитьбе он отдаляется от этого дома и разочаровывается в его обитателях. Прошло несколько лет, и за это время Старцев иначе стал смотреть на многие вещи, в том числе и на свое призвание. Если раньше его медицинское образование вдохновляло его на труд, то сейчас его интересуют только деньги. В любое время так важно сохранить увлеченность своим призванием, чтобы образование приносило не только доход, но и удовольствие.
    2. Многим людям, чтобы найти свое призвание, необходим талант, но для того, чтобы его развить, важно и образование. Великий Александр Пушкин учился в Императорском Царскосельском лицее, где так же развивал свой навык поэта. Тему призвания он поднимал и в своем творчестве, говоря о поэзии. Одним из стихотворений о предназначении поэта является произведение «Пророк», где поэт благодаря метаморфозам наделен божественной целью. Как и лирический герой, Пушкин достойно воплощает свое призвание, но в реальной жизни образование, конечно, ему во многом помогло.
Выбор редакции
Вода является символом эмоций в эзотерической традиции. Когда человек расстроен, он плачет — льет слезы. А к чему снится попасть под...

Гороскоп совместимости: совместимость знаков зодиака девушка стрелец а парень дева - самое полное описание, только доказанные теории,...

Толкование сна в соннике: Ветхая одежда, которая вот-вот порвется - жена смотрит в сторону. Владеешь с каким-то человеком одной и той...

Февраль 2017 года? месяц, богатый на события, влияющие на жизнь Водолея. Наступление лунного затмения 11 февраля 2017 года (около 3-40 по...
Покажите человека, который бы не знал, кто такая Ванга. Также все знают, что великая предсказательница была полностью слепой. Однако...
Все жители нашей большой планеты очень разные: к примеру, горцы совсем не похожи на островитян. Даже в пределах одной нации или страны...
(оценок: 1 , среднее: 1,00 из 5)Название: Жизнь по принципу «Послать все на…». Нестандартный путь к полному счастью Автор: Джон Паркин...
О первых венёвских городничих информации крайне мало. 1777 Муромцев Василий Матвеевич , секунд-майор Помещик сельца Гурьево...
Книга написана от первого лица, коим является главный герой Джесси Ливермор, журналиста Эдвином Лефевром. Об авторе книги Эдвином...