Что такое ритуал? Понятие «ритуал» и его значение в структуре массового праздника


Ритуалы существуют не только в сфере религии, как об этом можно подумать. Символические действия пронизывают все области человеческой культуры.

Ритуал - сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых людьми, особо избранными и подготовленными для этого. Ритуал обладает символическим значением Он призван драматизировать событие, вызвать у зрителей благоговейный трепет. Принесение человека в жертву языческому богу - яркий пример ритуала.

Ритуальные действия основываются на мифологических и архетипических темах, выражают их содержания символически, полностью вовлекают человека и вызывают у него ощущение возвышенного смысла и в то же самое время опираются на представления, соответствующие духу времени.

Ритуал - это неотъемлемое и важное средство организации общественной жизни. Ритуалы - прежде всего это видимое действие лица или лиц, призывающих всех, кто присутствует, обратить внимание на какое-либо явление или факт и не только обратить внимание, но и выразить определенное эмоциональное отношение, содействовать общественному настрою. При этом обязательны некоторые принципы: во-первых общепринятая условность действия; во-вторых общественная значимость явления или факта, на котором концентрируется ритуал; в третьих, его особая цель. Ритуал призван создать единый психологический настрой в группе людей, вызвать их к активному сопереживанию или признанию факта или явления. В чем и как выражается это психологическое переживание зависит от конкретной цели.

Ритуал – определённый порядок, строй обрядовых действий => обряды связаны с обычаями и ритуалами, которые тоже устанавливаются в течение длительного времени.

Обряд, обычай и ритуал неразрывно связаны с праздником .

Человеческое общество, особенно современное, в работах исследователей XX века, начиная с Й. Хейзинги, нередко рассматривается как созданное и поддерживаемое в ходе игры - не столько процесса, сколько некоего философского принципа. По нашему мнению, более адекватно представить в виде социально-образующего феномена не игру (как нечто заведомо несерьезное), но ритуал, пронизывающий все сферы социальной жизни, в том числе такие, где понятие игры зачастую неуместно (в частности, религия). «Иногда человека представляют и описывают как существо, преимущественно рациональное, экономическое, политическое или играющее. Но можно интерпретировать его и как существо ритуальное».

Философско-методологический анализ феномена ритуала, в отличие от таких феноменов, как, например, «традиция», «норма», может быть реализован, отчасти и без соотнесения его с историческими контекстами; в данном исследовании стоящие в центре внимания понятия «ритуал» и «общество» сопоставляются и рассматриваются в основном в их структурном и функциональном аспектах.


В нашем исследовании мы делаем акцент на структурно-функциональном подходе. Но также мы рассматриваем и подходы, применяемые и могущие быть применимыми как к феномену «общества», так и к феномену «ритуала»; причем рассматриваемые подходы дают возможность сопоставлять оба означенных понятия во многом в качестве равноценных.

За ключевые характеристики структурно-функционального подхода как методологического основания исследования нами приняты следующие черты:

В центре внимания оказываются проблемы, связанные с функционированием и воспроизводством социальной структуры;

Структура понимается как всесторонне интегрированная и гармонизированная система;

Функции социальных институтов определяются по отношению к состоянию интеграции или эквилибриума (равновесия) структуры;

Динамика социальной структуры объясняется исходя из «принципа консенсуса» - принципа сохранения социального равновесия;

Утверждается, что состояние интеграции и состояние равновесия структуры составляют явления, взаимно усиливающие и обусловливающие друг друга.

Разнообразие научно-методологических трактовок и установок относительно феномена и понятия «общество» можно резюмировать следующим образом, выделив следующие парадигмы интерпретации общества в истории социальной философии:

1. органическая школа в социологии (конец XIX - начало XX века; П. Ф. Лилиенфельд, А. Шеффле, Р. Вормс, А. Эспинас);

2. теория общего договора;

3. антропологический принцип рассмотрения общества (Спиноза; Дидро; Гольбах);

4. теория социального действия (М. Вебер, Знанецкий и др.);

5. функционалистский подход (Т. Парсонс, Р. Мертон).

Следующее, и центральное, понятие нашего исследования, ритуал, было подробно рассмотрено учеными при помощи теории исторического происхождения (генетический подход).

Сторонники генетического подхода (Э. Тейлор и У. Робертсон-Смит, Дж. Фрэзер и 3. Фрейд; Э. Лэнг, Дж. Мак-Леннан и Р. Маретт) считали, что при помощи обнаружения т. н. «истока», т. е. исторического первокульта, возможно дать объяснение всем современным ритуалам.

Базисной посылкой этого подхода является идея о том, что онтогенез воспроизводит в ускоренной форме филогенез «. В качестве первокультуры и первокульта выбирались самые различные культуры и ритуалы. Одной из главных тем обсуждения в рамках подхода стали жертвоприношения человека и животных, причины и мотивы возникновения ритуалов жертвоприношения.

Представители данного подхода стремились найти истоки ритуальной практики в тотемистических культах. И причины этого виделись им, прежде всего, в том, что:

Тотемизм как религиозный феномен неотделим от общественной структуры. Тотем - гипостазированное (обожествленное) общество. Предмет религиозного поклонения - олицетворение социальных сил, господствующих над человеком;

Тотем для первобытного человека - наглядное, конкретное выражение определенной общественной группы;

Социальные связи тесно переплетены здесь с религиозными представлениями и обрядами (тотемический обряд совершается в честь тотема и, следовательно - в честь самой социальной общности); и поэтому здесь хорошо видна социальная обусловленность и социальная функция религии: общество - источник религиозных эмоций и представлений; предмет религиозного поклонения - олицетворение социальных сил, господствующих над человеком.

В 1871 году британский антрополог Э. Тейлор предложил теорию, согласно которой жертвоприношение предназначалось для обеспечения благосклонности богов или смягчения их гнева. С течением времени первичный мотив жертвоприношения, пройдя соответствующий путь развития, превратился в благоговение перед высшим существом, а затем в самоотречение. Теория Тейлора, однако, не в силах была объяснить такой феномен, как жертвенная трапеза, когда все принесенные дары (или их часть) съедаются участниками жертвоприношения.

Уильям Робертсон-Смит предвосхитил еще некоторые идеи Эмиля Дюркгейма, во-первых, выдвинув оригинальную теорию древнего первообряда - тотемической жертвенной трапезы, в ходе которой первобытный клан убивал и торжественно съедал свое священное тотемное животное; во-вторых, подчеркивая первостепенную важность общества в становлении и развитии религиозных институтов. Изучая религию древних семитов, их коллективные обряды, Робертсон-Смит пришел к выводу, что первоначально религия состояла из практических действий, ритуалов, культов, а религиозная идеология развилась позднее на их основе. Таким образом, религиозная практика предшествует религиозной теории и является основой и источником религии; ритуал предшествует его интерпретации.

Сэр Джемс Фрэзер, британский антрополог и фольклорист, считал источником жертвенного ритуала магическую практику ритуального убийства сакральной фигуры с целью ее возрождения и омоложения. Царь или вождь племени считался такой сакральной фигурой, поскольку обладал сверхъестественной силой (манна), обеспечивавшей процветание племени. Когда он становился старым и слабым, ослабевала и его манна, и существование племени оказывалось под угрозой. В таком случае его убивали и заменяли молодым и сильным. Таким же образом, согласно Фрэзеру, происходил и первоначальный акт жертвоприношения - символическое убийство Бога в целях его омоложения.

Собственную интерпретацию ритуала (жертвоприношения) дает в своих работах Зигмунд Фрейд. В основе теории Фрейда лежит представление о всеобщем и врожденном характере Эдипова комплекса - детского сексуального влечения сына к матери и стремления к убийству отца. По Фрейду, тотемистические ритуалы сублимируют подавленные, вытесненные чувства любви и ненависти, вины и раскаяния. Тотемистические ритуалы (вкупе с религиозными институтами) были призваны обуздать разрушительные иррациональные инстинкты человечества, направив их в социально позитивное русло. Так, согласно Фрейду, из древнего отцеубийства выросли и религия, и социальная-органи-зация, и нравственность.

Фрейдизм оказал большое влияние на последующее развитие религиоведения. Одним из наиболее известных последователей Фрейда был Геза Рохейм. С фрейдистских, психоаналитических позиций он интерпретирует австралийский тотемизм, религиозно-обрядовую жизнь аборигенов Австралии, видя в ней реализацию вытесненных желаний и сексуальную символику. Ритуальное поведение Рохейм интерпретирует как обусловленное продленной инфантильностью, замедленным развитием, а происхождение ритуала - как происхождение одного из проявлений культуры, в целом созданного человечеством в качестве средства защиты от разрушительных инстинктов, их сублимации.

Также весьма заметное место заняла в первой половине двадцатого века разработанная в трудах Люсьена Леви-Брюля теория первобытного мышления, основным понятием которой являлось «первобытное мышление» как «религиозно-мифологическое сознание», имеющее дологичный характер.

Во второй половине двадцатого века впечатляющей данью эволюционистским концепциям происхождения религии и ритуала являются труды двух исследователей социологии религии - Гюи Свэнсона и Роберта Белла.

Гюи Свэнсон, американский исследователь, в книге «Рождение богов» стремится выяснить, существует ли соответствие между общественной структурой и религиозными верованиями.

В контексте нашей работы, кроме того, следует отметить концепцию Р. Белла». Белла описывает (создает) собственную модель первокультуры и перворитуала. В его системе «первокультура» - картина мира (на первобытной стадии), основанная на данных по этнографии аборигенов Австралии. Белла выделяет две отличительные особенности, присущие этой стадии развития общества и религии. Как справедливо отмечает исследователь, Австралия оставалась до европейской колонизации единственной обширной культурно-исторической областью мира, не затронутой влияниями извне. Согласно Белла, этой стадии развития религии и ритуала свойственны две важные отличительные особенности: во-первых, высокая степень соответствия мира мифического миру реальному и, во-вторых, текучесть, пластичность внутренней структуры. Люди здесь не столько почитают сверхъестественные существа, сколько идентифицируют себя с ними и принимают участие в их жизни. Ритуал состоит не из молитв или жертвоприношений, а из непосредственных действий, в ходе которых участники обряда стремятся как бы стереть границу между собою и сверхъестественными существами. Здесь еще нет священнослужителей, исполняющих роль посредников между людьми и сверхъестественным миром, как нет еще и никакой религиозной организации. Такова, в основных чертах, самая" ранняя стадия развития религии и ритуала, в таких формах, полагает Белла, они и возникли. «В этой картине немало верных наблюдений, - комментирует Вл. Кабо - Белла опирается на доброкачественный этнографический материал и анализирует его...».

После эпохи генетического объяснения ритуала ученые обратились к эмпирическим данным, собранным путем длительных наблюдений.

Функциональный подход к изучению ритуального поведения, несомненно, возник благодаря трудам Смита, Фрэзера и Дюркгейма, но приводил к принципиально иным выводам и заключениям.

Функционализм пытался объяснить ритуальное поведение, используя такие понятия, как «индивидуальные потребности» и «социальное равновесие». «Ритуал» здесь - форма удовлетворения потребности. То, что Дюркгейм основное внимание уделял ритуалу, побудило позднее антропологов предпринять функционалистское исследование религии и ритуала.

Если для генетического подхода центральным понятием было понятие «исток», то центром функционального подхода (Р. Бенедикт, Б. Малиновский, П. Радин; А. Р. Рэдклифф-Браун, М. Фортес, Р. Фёрз (R. Firth), Э. Эванс-Причард, В. Тэрнер) становится понятие «функция». Иначе говоря, здесь пытаются определить природу и сущность ритуала исходя из той функции, которую он выполняет в обществе. «Ритуал» здесь - форма удовлетворения потребности; адаптационная реакция человека на воздействие окружающей социальной и физической среды. После трудов Эмиля Дюркгейма»« возникла и продолжается устойчивая исследовательская традиция, подчеркивающая дихотомию в первобытном общественном сознании двух сфер, двух миров - священного и обыденного, что определяется, в то же время, как одна из ключевых характеристик ритуала.

Предтечей функционализма традиционно считают французскую социологическую школу (М. Мосс и А. Юбер, Л. Леви-Брюль, А. ван Геннеп) и, в частности, самого Э. Дюркгейма. В теории Дюркгейма подчеркиваются коллективные аспекты религии: функция религиозных ритуалов состоит в утверждении морального превосходства общества над его отдельными членами; таким образом, поддерживается общественная солидарность.

Анри Юбер и Марсель Мосс - авторы одного из лучших описаний сущности и структуры жертвоприношения; описывая его значимость, разделяя на подтипы и проводя различие между жертвоприношением и ритуалами приношения даров и освящения, Юбер и Мосс рассматривали ритуал (жертвоприношения) как средство связи между двумя мирами, священным (сакральным) и обыденным (профанным).

Арнольд ван Геннеп, не примыкая непосредственно к французской социологической школе, был близок к ней по своим взглядам. Он интересовался социальным значением первобытной религии, социальной обусловленностью и ролью религиозно-обрядовой жизни; ему принадлежат авторство и введение в научный оборот термина «ритуал перехода»; описание трехступенчатого процесса протекания ритуального действия.

Как один из основателей функционалистского направления в историю современной западной этнографии вошел выдающийся полевой исследователь и теоретик Бронислав Малиновский. Малиновский говорит о ритуальном (социальном) поведении в рамках магии как орудийно-деятельностного арсенала средств, обладающего потенциальной способностью компенсации невозможности достичь желаемого иными, рациональными средствами. И здесь смысловая нагрузка ритуальных форм поведения имеет двойственный аспект:

Во-первых, как отмечал Малиновский, люди прибегают к религиозно-обрядовой практике, чтобы устранить чувства тревоги и страха. Например, жители Тробриандских островов, которых изучал Малиновский, обращались к магии обычно накануне или во время плавания в море - предприятия опасного, связанного с риском, - предполагая, что иными способами они не могут обеспечить благополучное плавание, благоприятную погоду и ветер, изобилие рыбы;

Во-вторых, пишет В. Кабо, дополняя теорию Малиновского, «... люди прибегают к магии, чтобы обеспечить продолжение обычного течения жизни во всех ее проявлениях. Такую цель преследуют, например, многообразные продуцирующие обряды, которым первобытное общество придает такое большое значение».

А. Р. Радклифф-Браун», другой основатель функционализма и представитель структурно-функционального подхода, напротив, полагал, что люди, члены общества, члены малой социальной группы, испытывают чувства тревоги и страха, когда привычная, традиционная обрядовая деятельность не совершается. Она сама, т. е. традиционная обрядовая деятельность, по Радклифф-Брауну, порождает эти чувства, и их может устранить только своевременное выполнение соответствующих обрядов.

Уже в середине двадцатого века другой представитель структурно-функционального подхода, Э. Эванс-Причард», исследуя первобытную магию в социальном контексте, пришел к выводу, что в магических ритуалах содержится та же причинно-следственная логика, что и в обычной повседневной практической деятельности, а конфликты и военные столкновения между группами служат не дезинтегрирующими факторами, а наоборот, средствами поддержания социального равновесия.

В конце пятидесятых годов прошлого века антрополог Раймонд Фёрз (R. Firth)» занялся проблемой влияния идеи контроля над экономическими ресурсами на идеологию ритуальных жертвоприношений. Он подметил, что:

Время и частота жертвоприношений, тип и природа жертвы меняются в зависимости от экономических представлений;

Процедура коллективных жертвоприношений не только символизирует единство группы, но и отражает экономические тяготы каждого из участников ритуала;

Наличие хранилищ для жертвенной пищи, возможно, представляет собой способ решения проблемы пищевых ресурсов. Отсюда Фёрз делает вывод: акт жертвоприношения часто бывает обусловлен не только религиозными соображениями, но и экономической рациональностью.

Крупнейший антрополог Виктор Тэрнер, также на материалах полевых исследований и, кроме того, опираясь на выводы и идеи Арнольда ван Геннепа, исследовал ритуал в его структурном, функциональном, а также других аспектах.

Материалы и выводы концепции Тэрнера использовались и продолжают продуктивно использоваться многими учеными, работающими над данной и смежной тематикой.

В рамках религиоведческого подхода под ритуалом понимается выражение трансцендентного. Большинство крупных историков религии - Герард Ван дер Леу, Рудольф Отто, Иоахим Вах, Мирча Элиаде - придерживаются данной точки зрения, которая, однако, «как научная гипотеза еще менее подлежит верификации, чем эволюционизм, поскольку существование самой трансцендентной реальности методами науки не может быть ни подтверждено, ни опровергнуто».

Решительно порывая с функционализмом, ведущим представителем символического подхода к культуре (в т. ч. ритуалу / ритуальному процессу) является современный американский антрополог Клиффорд Гиртц. Гиртц заявил, что такие институты культуры, как ритуал, миф и искусство, должны рассматриваться не как отображение социальной структуры, но как отдельные символические системы. Он подходит к культуре как к системе символов и поэтому исследование феноменов культуры приобретает характер поиска интерпретации этих символов. По мнению Гиртца, различные общества хранят свои собственные интерпретации, надо только найти доступ к ним.

Современная литература по ритуалам изобилует описаниями их всевозможных разновидностей, выявленных в самых разных уголках земного шара. Среди них можно выделять описания:

Ритуалов поклонения;

Ритуалов подношения;

Ритуалов дарения;

Ритуалов паломничества;

Ritual) - служба или церемония, проводимые с религиозной или терапевтической целью или намерением, как сознательным, так и бессознательным.

Ритуальные действия основываются на мифологических и архетипических темах, выражают их содержания символически, полностью вовлекают человека и вызывают у него ощущение возвышенного смысла и в то же самое время опираются на представления, соответствующие духу времени (КСАП, с. 132).

Ритуал - это психический канал, посредством которого осуществляется личностная трансформация, когда психологический баланс личности оказывается под угрозой воздействия внезапной нуминозной силы; структурированный этап изменения одного статуса личности или способа его бытия на другой.

Юнг считал, что в ритуале человек выражает свои наиболее важные и фундаментальные психические содержания, и в случае отсутствия соответствующих ритуалов люди спонтанно и бессознательно создают их, чтобы обезопасить устойчивость личности, коль скоро переход из одного психологического состояния в другое произошел. Сам по себе ритуал не влияет на трансформацию, он просто содержит ее в себе.

РИТУАЛ

согласно Э. Фромму - символическое выражение мыслей и чувств посредством действия, общего для многих и выражающего общие стремления, основание коих лежит в общих ценностях. Различаются:

1) ритуал рациональный - выражающий стремления, ценные для индивида, и не отвращающий подавленные импульсы;

2) ритуал иррациональный - с навязчиво-вынужденным характером и значительным элементом страха.

РИТУАЛ

ritual) Первоначально - религиозная или магическая церемония (процедура). Заимствованный как психиатрией, так и психоанализом, термин используется для описания поведения, наблюдаемого у пациентов с ОБСЕССИВ-НЫМ НЕВРОЗОМ, при котором пациент пытается уменьшить ТРЕВОГУ, выполняя более или менее сложную и стереотипную последовательность действий. Навязчивые ритуалы можно рассматривать как индивидуально созданную систему контр МАГИ И, при помощи которой пациент пытается отвратить от себя необоснованные страхи столь же надуманными действиями. Логика обоих имеет анимистическую природу и зависит от мышления ПЕРВИЧНЫХ ПРОЦЕССОВ. В ритуалах, связанных с желанием мыться, пациенты чувствуют потребность помыться в соответствии с жестко предписанным и сложным заведенным порядком, чтобы уменьшить страх заразиться самим или заразить других, причем страх заражения ими не осмысляется. В этом отношении навязчивые ритуалы резко отличаются от ритуалов, связанных с необразованностью, предрассудками и религией. От религиозных ритуалов они отличаются также тем, что являются личными и отправляются в одиночестве. См. РЕЛИГИЯ.

РИТУАЛЫ

лат. ritualis - обрядовый). Двигательный акт, простой или сложный, выполняемый попреки воле и внутреннему сопротивлению больного, символически выражая надежду таким образом предотвратить предполагаемое несчастье. В таком плане может рассматриваться как проявление механизма психологической защиты. Достигая значительной выраженности, Р. сам по себе становится мучительным ананкастическим феноменом.

Навязчивые Р. сочетаются с навязчивыми мыслями и страхами в рамках обсессивно-компульсивного синдрома. Символически-ритуальные действия иногда сложно соотносятся с породившей их причиной. Так, навязчивое мытье рук не всегда является следствием мизофобии (боязни загрязнения); оно может носить символический характер, и, как следствие смещения понятий, их подстановки, выражает стремление больного быть чистым от вины, греха.

Навязчивые защитные Р. могут быть достаточно сложными; так, при компульсивном влечении к педантичности, больные свою повседневную жизнь превращают в расписанную поминутно стереотипную систему затверженных церемоний, начиная от утреннего вставания до вечернего туалета ("ритуал спальни"). S. Freud выделял при этом два вида защитных механизмов: уничтожение и изоляцию. Пример уничтожения - бесконечное мытье рук при мизофобии, пример изоляции - церемониал, заключающийся в запрещении возможности прикосновения к нежелательному предмету (табу на прикосновение).

РИТУАЛ (RITUAL)

В психоанализе - симптоматическое, стереотипное, навязчивое повторение отдельных форм поведения. Каждый элемент ритуала представляет собой компромиссное образование, в искаженном виде отражающее как бессознательные дериваты сексуального и агрессивного влечений, так и защитные силы. С другой стороны, элементы ритуала символизируют отдельные аспекты бессознательного конфликта и нередко включают магическое мышление.

Чаще всего ритуалы встречаются в структуре невроза навязчивых состояний: все типичные защитные механизмы этого невроза - реактивное образование, изоляция аффекта и т.д. - присутствуют и в ритуальных действиях. В основе ритуальной защиты от дериватов сексуального и агрессивного влечений лежат анальный конфликт либо конфликт, вызванный мастурбацией. Ритуал призван "упразднить" запретное желание: так, например, ритуальное мытье рук может "устранить" навязчивое желание испачкаться испражнениями.

Ритуалы как временное явление весьма распространены и не противоречат нормальному развитию (например, многократно повторяющиеся детские игры). Такие ритуалы могут сопровождать любой вид деятельности. В зрелом возрасте повторяющиеся формы поведения можно представить в виде континуума от адаптивных привычных действий, религиозных обрядов и т.п. до ритуалов при неврозе навязчивых состояний и магических ритуалов психотиков. В психоаналитическом смысле термин ритуал используется для обозначения поведения, при котором отдельные его проявления выступают в качестве навязчивой защиты. Ритуалы могут быть сообразны Я; однако если такой ритуал прерывается, тотчас усиливаются чувства тревоги и вины, вынуждающие индивида возобновить ритуальное действие с самого начала.

Ритуалы могут выполнять функции, не связанные с интрапсихической защитой. Например, некоторые люди стараются контролировать поступки и действия других, "перекладывая" на них собственные ритуалы. Подобное поведение отражает агрессивность, защищает от тревоги, чувства вины и беспомощности.

Ритуал

от лат. ritualis - обрядовый) в этологии, термин К. Лоренца - церемониальные действия у стадных животных; в психологии, термин Э. Эриксона - повторяющиеся действия, имеющие значение для всех участников взаимодействия, развивающиеся по стадиям жизненного цикла, сохраняющие новизну при многократных повторениях. Противоположность - ритуализм (повторяющееся действие, лишенное духовного содержания).

РИТУАЛ

1. Вообще – любая последовательность действий или моделей поведения, которая является высоко стилизованной, относительно ригидной и стереотипной. 2. Культурно или социально стандартизированный набор действий, определяемый традицией (обычно религиозной, магической или националистической) и почти или совсем не обнаруживающий никаких изменений от раза к разу. Иногда это значение рассматривается как частичный синоним понятий обряд или церемония, хотя церемония часто считается более общим термином, несколько ритуалов являются частью церемонии. 3. Часто повторяемая модель поведения, которая имеет тенденцию возникать в определенное время, например, утренний ритуал умывания, приведения себя в порядок, одевания и т.д. 4. Довольно сложный, стереотипный набор моделей поведения, которые, возможно, имели функциональное происхождение, которое более не является очевидным. Для значений 3 и 4 также используется термин заведенный порядок. 5. Иррациональные, повторяющиеся модели поведения, часто наблюдаемые при обсессивно-компульсивном расстройстве.

Следует обратить внимание, что некоторые авторы употребляют этот термин с коннотацией, что все ритуалы, независимо от того, насколько мирскими являются их проявления, играют некоторую символическую роль в культуре или в психологическом складе индивида.

РИТУАЛ

устоявшаяся и традиционно осуществляемая людьми религиозная или светская церемония; в психоанализе – стереотипная последовательность действий человека, навязчивое повторение им одних и тех же форм поведения.

Психоаналитическое понимание ритуала основывается на признании того, что каждый его элемент имеет смысл, символически отражающий внутрипсихические конфликты человека. За стереотипной последовательностью действий скрываются бессознательные влечения и желания, принявшие форму компромиссных образований, отражающих созданную человеком систему защит от различного рода страхов и тревог.

Ритуальные действия наблюдаются при многих психических заболеваниях, но чаще всего они имеют место у пациентов, страдающих неврозом навязчивых состояний. Навязчивые действия таких пациентов полны смысла, отвечают их жизненным интересам, выражают их переживания и сопровождаются соответствующими аффектами мысли. Другое дело, что сами пациенты не осознают причины, лежащие в основе их навязчивых действий, и не понимают того, что эти действия служат для проявления бессознательных мотивов и представлений.

В работах З. Фрейда неоднократно обращалось внимание на природу навязчивого повторения отдельных форм поведения у пациентов с обсессивным неврозом. Так, в «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) он показал, что за навязчивыми действиями стоят конфликты, уходящие своими корнями в интимную жизнь пациентов, в их инфантильные переживания. Психоанализ вскрывает то обстоятельство, что в патологическом церемониале находят отражение вытесненные сексуальные и агрессивные желания человека.

Анализ навязчивых действий показывает, что подверженный этим действиям и запретам больной ведет себя так, как будто он находится под властью бессознательного чувства вины. Это ощущение вины коренится в ранних душевных переживаниях, но находит постоянное проявление в искушении и ожидании беды. В начале развития невротической церемонии больному известно, что он должен сделать, чтобы не случилась беда. Однако связь между причиной, вызывающей тревогу ожидания, и грозящими последствиями остается для больного скрытой. Ритуал, церемония возникают, по словам основателя психоанализа, «как оборона или застрахование, как защитная мера». Таким образом, ритуалы, церемонии, навязчивые действия, с одной стороны, объясняются необходимостью обороны против искушения, а с другой – являются защитой от ожидаемой беды. Однако в борьбе с искушениями эти защитные меры оказываются недостаточными и поэтому на передний план могут выступать запреты, замещающие собой навязчивые действия. Что касается ритуалов и церемоний, то они «являют собой совокупность условий, при которых некоторое, еще не абсолютно запрещенное, разрешено».

З. Фрейд исходил из того, что ритуалы характерны не только для больных, но и для здоровых людей. Любой нормальный человек имеет сложившиеся с годами церемониалы, связанные, например, с отходом ко сну. Каждый вечер одинаковым образом он повторяет одни и те же действия, связанные с переходом от состояния бодрствования ко сну, включая соблюдение определенных условий, невыполнение которых мешает ему заснуть. Такое поведение рационально объяснимо и не вызывает какого-либо беспокойства у самого человека. Если внешние обстоятельства привносят необходимые изменения, то нормальный человек легко подчиняется им и быстро адаптируется к новой ситуации. Другое дело патологический церемониал, который, по мнению З. Фрейда, неуступчив, «умеет добиться своего ценой самых больших жертв». Он также прикрывается рациональным обоснованием и на первый взгляд отличается от нормального лишь преувеличенной тщательностью. Однако при более глубоком рассмотрении «можно заметить, что покрывало рациональности слишком коротко, что церемониал включает требования, далеко выходящие за рациональное обоснование, и другие, прямо противоречащие ему».

Патологический церемониал, навязчивые ритуалы включают в себя элементы магического мышления, состоят из таких формальностей и ограничений, от которых больной не может отказаться, поскольку каждое отклонение от них сопровождается невыносимым страхом. По своему исполнению и природе они напоминают собой обряды, совершаемые верующими людьми. Это сходство между навязчивыми действиями нервных больных и обрядами верующих не ускользнуло от внимания З. Фрейда, который провел аналогию между невротическими церемониями и религиозными ритуалами, что нашло отражение в его статье «Навязчивые действия и религиозные обряды» (1907). Сходство между ними состоит, по его мнению, в том, что в обоих случаях речь идет о добросовестном выполнении мелочей и об угрызениях совести при неисполнении соответствующих действий. Наряду со сходствами имеются и различия, состоящие в том, что невротические церемонии отличаются большим индивидуальным разнообразием, в то время как религиозные ритуалы в значительной степени стандартизированы, первые носят частный характер, а вторые – публичный, общественный характер.

В случае невроза навязчивых состояний психоаналитическая терапия ориентируется прежде всего на то, чтобы сделать для пациента понятным смысл его ритуалов, церемоний, навязчивых действий. Тем самым раскрываются мотивы, побуждающие пациента к осуществлению навязчивого повторения, выявляются глубинные причины его страданий и открываются перспективы для сознательного разрешения вну-трипсихических конфликтов, позволяющие избавиться от патологического церемониала.

РИТУАЛ

РИТУАЛ

(от лат. ritualis - обрядовый, от ritus - религ. обряд, торжественная церемония) , одна из форм символич. действия, выражающая субъекта с системой социальных отношений и ценностей и лишённая к.-л. утилитарного или самоценного значения.

О. Дробницкий, Ю. Левада. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

РИТУАЛ

РИТУАЛ - сложная форма символического действия, используемая в культовых системах, а также в различных типах социального поведения как средство закрепления отношения субъекта (или группы) к священным объектам, особо значимым этапам общественной или человеческой жизни, а также статуса и принадлежности к определенной группе. Компонентами ритуального акта (первоначально группового, коллективного) выступают стандартизованные, часто ритмически организованные, жесты, движения, чтение вербальных текстов, совершаемые в специфических ситуациях психологического напряжения или расслабления - от массового экстаза до индивидуальной молитвы и медитации. Ритуальные акты часто связаны также с определенными эстетическими феноменами в архитектуре, одежде, музыке, атрибутике и т. д.

В религиозных системах ритуал обычно соотносится с мифом, который может трактоваться как архетипического ритуального акта. В более развитых культах ритуал выступает в качестве вторичного элемента по отношению к определенному мифологическому тексту, но имеет самостоятельное значение.

Наиболее общие функции ритуала в религиозных культах могут быть сведены к трем основным типам. Во-первых, ритуал выражает определенное к священному (поклонение , жертва, молитва). В отличие от целенаправленных магических, колдовских и т. п. актов, ритуальное действие - если рассматривать его в условно чистом виде - символично, не ориентировано на достижение какого-либо непосредственно практического результата. Во-вторых, посредством ритуала закрепляется принадлежность (приобщение) к сакральнозначимой группе, культовому сообществу В-третьих, с помощью ритуала утверждается сакральный предельнозначимых переходов - между жизнью и смертью, между возрастными и статусными группами. Ритуал перехода (в культурной антропологии - rites de passage) определяет универсальную внутреннюю структуру любого ритуального акта, поскольку он всегда обозначает преодоление сакрального барьера между различными сферами, периодами и состояниями бытия. Ритуал служит закреплению , поскольку он обычно воспроизводит наиболее архаические (архетипические) культовые структуры; аналогичную роль играют похоронные ритуалы, связанные с культовым почитанием предков, могил.

Соотношения коллективных и индивидуализированных, экстатических и аутических компонентов ритуала в культовой практике различных конфессий существенно различаются как по месту, так и по смыслу В некоторых квазирационализированных формах современного протестантизма ритуал фактически ограничен групповой и личной молитвой; в то же время в католицизме и православии развитая коллективных ритуалов служит основой деятельности церкви как института и сообщества верующих.

Формировавшиеся в процессе секуляризации публичной и частной жизни светские ритуалы в значительной мере унаследовали внешнюю (в т. ч. психологическую) структуру соответствующих культовых актов, лишив их сакрального содержания Как официально-государственные церемонии (инаугурации, парады, встречи), так и торжественное оформление событий, связанных с переменами в гражданском состоянии, статусе, - светские ритуалы отмечают приобщения индивида к социальному сообществу и перехода от индивидуальных ценностей к коллективным. В зависимости от восприятия светского ритуала его участниками он может выступать и как чистая условность (своего рода групповая ), и как средство массовой экзальтации, элемент квазисакрального политического или иного группового культа. Особенно важную роль играют ритуалы в таких специфических формах социальной организации, как армия, военизированные социально-политические движения и режимы, молодежная и др.

Лт.: Религия и общество, хрестоматия под ред. В. И. [араджи. М., 1996; Леви-СтросЛ. Структурная . М., 1985; ТернерВ. Символ и ритуал. М., 1983; Durkheim E. Les formes élémentaires de la vie religieuse, 4 éd. P., I960; KroeberA. L. Thé nature of culture. Chi., 1952.

Ю. А. Левада

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Толковый словарь Ушакова

Церемония, церемониал, обряд; порядок, инициация Словарь русских синонимов. ритуал см. обряд Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

ритуал - согласно Э. Фромму символическое выражение мыслей и чувств посредством действия, общего для многих и выражающего общие стремления, основание коих лежит в общих ценностях. Различаются: 1) ритуал рациональный выражающий стремления, ценные для… … Большая психологическая энциклопедия

- (от латинского ritualis обрядовый), вид обряда; исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (в том числе речевых). Выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности. В… … Современная энциклопедия

Большой Энциклопедический словарь

Исторически сложившаяся форма неинстинктивного предсказуемого, социально санкционированного упорядоченного символич. поведения, в к рой способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению в… … Энциклопедия культурологии

- (от лат. ritualis обрядовый) вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (в т. ч. речевых); выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности. В древних… … Политология. Словарь.

Ритуал - порядок проведения обряда, в том числе похоронного. Может включать сценарий обряда, тексты речей и песнопений, описание одежды и атрибутики, репертуар сопровождения, режиссуру и ремарки к ней.

РИТУАЛ - стереотипная последовательность действий, выполняемая в определенных обстоятельствах. Ритуал, как древний, так и современный, одинаково символичен. Он призван победить бесформенность времени. Участники ритуала ощущают, что это рубеж, за которым начинается качественно другая жизнь, поэтому каждому такому переходу способствует празднование и ощущение перерождения. Ритуал позволяет человеку отрешиться от повседневной рутины.

Ритуал сопровождает человека от рождения до смерти. Множество ритуалов включает в себя бытовое поведение человека. Например, приветствуя знакомого, мы совершаем стандартную серию жестов и произносим традиционные фразы, смысл которых осознается нами лишь отчасти. Более того, ритуализированное поведение освобождает нас от необходимости обдумывать каждый свой шаг и каждое слово. Видимо, именно это имел в виду Конфуций, когда сказал своему пасынку, что "ритуал дает опору в жизни". Таковыми являются регистрация ребенка, поступление в школу и ее окончание, проводы в армию или поступление в институт, проводы на пенсию и т. п.

В отличие от бытового поведения мирянина, поведение мистика не терпит неосмысленных действий. Любой мистический ритуал состоит из жестов и слов, наделенных глубоким символическим или магическим значением, которое должно быть воспринято и усвоено человеком, выполняющим данный ритуал. Из ритуалов можно упомянуть такие, как причастие (ритуальное поедание освященной пищи, отождествляемой с телом божества), освящение (как правило, омовение освященной водой, сопровождаемое произнесением молитв или заклинаний), свадьба (символическая инсценировка мифа о бракосочетании Неба и Земли), погребение (сложная последовательность действий, позволяющая душе усопшего "отойти с миром"), заклинание духов и пр.

Мифология архаической эпохи была ориентирована на установление образца, инсценированного посредством ритуала. Именно последний обеспечивал незыблемость уклада. Традиционно большое внимание конспирологической литературы приковано к эзотерике масонского ритуала, в котором обнаруживаются две тенденции мести профаническому миру за убийства архитектора Иерусалимского храма Адонирама и гроссмейстера тамплиеров Ж. де Моле. Квинтэссенцией конспирологической интерпретации обрядов является мифологема ритуального убийства. Актуализируется средневековый мифологический архетип о ритуальных жертвоприношениях евреев. С одной стороны, в качестве ритуального убийства преподносится смерть представителей собственного политического лагеря. С другой - массовые изуверства периода войн и террора также интерпретируются как следствие реализации ритуала. Например, в ранах на телах убиенных иногда усматривается рисунок, свидетельствующий о ритуальной казни.

В ритуале нет зрителей, только участники. Знать ритуал означает войти в его ритм, ощутить себя частью всего мира, приобщиться к событиям вселенского масштаба. Поэтому ритуал не проводит четкой грани между священным и непристойным. Карнавалы или, например, праздник дураков в такой же степени, как и религиозные ритуалы, позволяют человеку радикально нарушить течение жизни и испытать экстаз.

Источ.: Багдасарян В. Э. Проблема мифологизации истории в отечественной литературе 1990-х гг. М., 2000; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия мистических терминов. М., 1998.

Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М

1. Выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо, церемониал. 2. Совокупность обрядов, сопровождающих какой-либо религиозный акт и составляющих его внешнее оформление. 3. Стандартные элементы бытового поведения человека. Например, приветствуя знакомого,...

Философский словарь

Установленный порядок действий. В нашем случае целесообразно отнести ритуал к гуманоидным механизмам запуска негуманоидных процессов. Бернард Шоу (?) рассказывал, что однажды он был в гостях у турецкого султана и наблюдал картину, когда два раба играли в какую-то игру и один...

Новейший философский словарь

РИТУАЛ (лат ritualis - обрядовый, ritus - торжественная церемония, культовый обряд) - одно из основных понятий этнологии и культурной антропологии, позволяющее адекватно отобразить своеобразие человеческого поведения в "далеких" культурах (прежде всего - архаических и...

Психологическая энциклопедия

(Ritual) - служба или церемония, проводимые с религиозной или терапевтической целью или намерением, как сознательным, так и бессознательным.ьные действия основываются на мифологических и архетипических темах, выражают их содержания символически, полностью вовлекают человека и...

Психологическая энциклопедия

- (от лат. ritualis - обрядовый) в этологии, термин К. Лоренца - церемониальные действия у стадных животных; в психологии, термин Э. Эриксона - повторяющиеся действия, имеющие значение для всех участников взаимодействия, развивающиеся по стадиям жизненного цикла, сохраняющие...

Что такое ритуалы с точки зрения эзотерики, а тем паче - магии? Начнем с того, что это - действия. И как любые действия, они направлены на что-либо. В случае с ритуалами это - ориентация на достижение каких-либо целей. И особенностью такой деятельности является ее изначально невидимая связь с последующими результатами. То есть, если вы, чтобы купить машину, идете работать и откладываете деньги - это не ритуал. А вот если вместо этого вы практикуете магический обряд для улучшения материального состояния, то вот это уже ближе к делу. Такая деятельность называется ритуальной.

В эзотерике этому действию отведена достаточно большая роль. Практически ни одна сторона этого учения не обходится без ритуалов и обрядов. Многие из них дошли до нас из глубины веков.

Что такое ритуалы, которые достались нам по наследству от предков?

К подобным действиям относится та же медитация. Это - ритуал, предназначенный для расслабления и освобождения от посторонних мыслей. Не менее значимы были в жизни наших предков обрядовые действия, предназначенные для привлечения урожая, хорошей погоды или теплой зимы. Сейчас такие ритуалы и обряды также используются различными магами и гадалками.

Пример

В разных культурах магическая деятельность носит различный характер, исходя из целей и желаний людей. Более того, могут отличаться даже обряды внутри одного народа от города к городу. Ярким примером того, что такое ритуалы одного конкретного края, может послужить обряд Троецыплятницы. Это самобытный обряд, проводимый вятскими женщинами для привлечения удачи. Его начинали по таким поводам, как болезни в семье, тяжелые роды, несчастья. В отличие от многих других ритуалов, он не привязан к конкретному времени проведения. Осуществляют обряд Троецыплятницы только женщины рода - вдовы, замужние по первому разу, повитухи. Они собирались за столом на обед, завешивали окна и закрывали двери дома. Проходил обряд в полном молчании, не позволялось даже улыбаться.

За время обеда съедалась сваренная в горшке курица, которая высидела три выводка цыплят - отсюда и название обряда. После окончания обряда внутренности, перья и кости птицы в горшке закапывались за оградой села. Такое поведение восходит корнями еще к языческим временам, когда курицу приносили в жертву божествам.

Что такое ритуалы?

Это символическая деятельность, которая имеет четкий регламент, в частности речевые паттерны. Сейчас в современной культуре они также играют свою роль. Всем известна традиция поднимать бокалы с шампанским на Новый Год ровно в полночь. Это тоже своего рода ритуал. А вот те, кто, помимо этого, еще и с боем курантов стараются успеть загадать желание, записать его на бумажке, сжечь и затем пепел выпить с игристым напитком, уже проводят настоящий обряд на привлечение удачи.

Сегодня чаще всего имеют направленность на материальное благополучие, любовь и удачу в бизнесе. Такие обрядовые поводы, как урожай, погода или теплая зима отходят в прошлое, поскольку видимой существенной роли в жизни обычных людей они не играют. Вечными же остаются ритуалы, призванные поддержать здоровье, способствовать сохранению семьи и рождению детей - ведь и поводы для их применения не теряют актуальности.

Выбор редакции
Одни любят горох в плове, другие нет. Последним деваться некуда. В большинстве обеденных заведений Ташкента плов непременно готовится с...

Копчёный кальмар сам по себе очень вкусный продукт, его хорошо есть с картошкой, отварными овощами или с рисом. Но к праздничному столу...

Сушка грибов выгодно отличается от других видов их заготовки своей простотой, доступностью и удобством в хранении конечного продукта: 10...

Сборник сонников К чему снится Богатство во сне по 28 сонникам? Ниже вы можете бесплатно узнать толкование символа «Богатство» по 28...
Ирина Камшилина Готовить для кого-то гораздо приятней, чем для себя)) Содержание Омлет – блюдо, хорошо знакомое каждому с детства....
В статье на тему: "сонник слива синяя" - представлена актуальная информация по этому вопросу за 2018 год.Увиденная во сне сочная слива...
Не могу вспомнить источник информации, но в моем сознании прочно укрепилось, что лягушка в образах снов и активного воображения отражает...
Современный cовмещенный сонник Вой, услышанный во сне - очень плохое предзнаменование, скорее всего, вам грозит какая-то беда, болезнь,...
В приготовлении субпродуктов всегда есть свои нюансы, соблюдая которые, вы можете приготовить вкусное и не дорогое блюдо. Давайте узнаем,...