Детские рисунки о революции. Революция для самых маленьких


Ровно 99 лет назад, 7 ноября 1917 года произошло одно из самых знаковых событий XX века — большевистский переворот в России, названный позже советской пропагандой 1930-х "Великой Октябрьской социалистической революцией". Я думаю, не будет большим преувеличением сказать, что большевистский переворот оказал немалое влияние на всю дальнейшую и мировую историю, нарушив балан сил на континенте — без него не было бы ни репрессий, ни голодоморов, да и Второй мировой войны, пожалуй, тоже не было бы, не говоря уже о дальнейшем "холодном" противостоянии двух противоборствующих блоков.

Остаётся только сожалеть о том, сколько человеческих сил и средств могло быть потрачено на созидание и строительство общего будущего, а не на разжигание ненависти к "капиталистическим" странам, пропаганду заведомо невозможного "общества коммунизма" и поддержку просоветских режимов по всему миру, каждый из которых в том или ином виде пришел к своему краху. А началось всё ровно 99 лет назад в Петрограде.

Итак, в сегодняшнем посте — рассказ обо всём, что происходило в Петрограде в эти дни почти сто лет назад.

02. К 1917 году в Российской Империи сложилась достаточно сложная ситуация, которую можно охарактеризовать как "отставание политической жизни страны от общественных запросов" — трудовое законодательство РИ было анахроничным, страна была втянута в тяжелую и по сути бессмысленную войну, отсутствовали политические свободы, общество оставалось классовым. Людям хотелось перемен, и большевики в итоге очень умело воспользовались ситуацией в свою пользу. Вот так выглядели плакаты тех дней, можно хорошо увидеть, какие вопросы волновали народ:

03. Первой и относительно бескровной русской революцией стала Февральская, в ходе которой царь Николай II отрекся от престола, передав власть в стране Временному правительству. Что интересно, многие исследователи рассматривают Февральскую революцию в одной связке с Октябрьским переворотом ("одно продолжение другого"), а другие видят в Октябьскому перевороте наоборот "контрреволюцию большевиков", уничтожившую все достижения Февраля.

Баррикады на Литейном проспекте, в Петрограде времен Февральской революции:

03. На протяжении всего 1917 года, с самого его начала и до поздней осени, когда произошел большевистский переворот, в стране происходили манифестациии стычки между двумя параллельно существующими органами власти — органами Временного правительства Керенского и системой Советов рабочих и солдатских депутатов (Советы существовали с 1905 года и развернули бурную деятельность на волне Февральской революции). Нередко стычки перерастали в настоящие уличные бои, как например на этом снимке июля 1917 года:

04. А вот еще манифестации тех дней, снимок лета либо ранней осени 1917 года:

05. Одним из главных требований демонстрантов было прекращение войны — за почти четыре года Мировой войны страна уже устала от бесконечных сводок с фронта затяжных позиционных боёв. Кроме того, Первая Мировая стала, по сути, первой крупной войной, которая широко освещалась в прессе и . Изуродованные шрапнелью люди, страшные трупы солдат, погибших от газовых атак, фоторепортажи из полевых госпиталей — всё это буквально шокировало обывателя, для которого война раньше была чем-то вроде бравурных лубочных картинок.

В общем, люди хотели мира.

06. Партия большевиков решила воспользоваться такой ситуацией в стране и захватить всю власть — промежуточные итоги Февральской революции большевиков категорически не устраивали, и они не собирались ждать всеобщих выборов, решив забрать всю власть в стране в ходе вооруженного переворота. В сентябре-октябре в Петрограде началось формирование отрядов штурмовиков-красногвардейцев, которые должны были принимать участие в восстании.

Отряды было формировать достаточно легко — в Петрограде было множество военных частей, например военных моряков, которые были настроены революционно, а также находилось множество дезертиров с фронта — всего в 1917 году с фронта дезертировало примерно 1,5 миллиона человек, причем часто эти дезертиры бежали из военных частей прямо с оружием и даже с бронетехникой.

07. Переворот начался 6 ноября (24 октября по старому стилю), им руководил ВРК (Военно-революционный комитет), который находился в Смольном. Ка кобъяснили большевики, поводом к началу вооруженного восстания стал налет юнкеров Керенского на типографию большевистской газеты "Труд" — это было воспринято большевиками как сигнал к вооруженному выступлению — редакция газеты была отбита силами красногвардейцев, после чего большевики перешли в открытое наступление.

Патруль большевиков на улицах Петрограда в дни переворота:

08. В тот же день днём к Зимнему дворцу стали стягиваться войска Временного правительства — юнкера из Михайловского артиллерийского училища и рота женского "батальона смерти". Войска стали занимать оборону на подступах к Зимнему и на первых этажах здания.

Войска Временного правительства перед Зимним дворцом:

09. Редкое фото — обриты наголо бойцы женского "батальона смерти" принимают присягу Временному правительству перед отправкой на фронт. Этот же батальон пример активное участие при обороне зимнего — некоторые из его участниц погибнут у импровизированных баррикад из бревен либо на первых этажах дворца, а некоторые попавшие в плен будут изнасилованы отрядами большевиков. Официальные документы сообщают от трех случаях изнасилования, но реальных случаев было намного больше.

10. В ночь на 7 ноября происходит захват ключевых стратегических пунктов — Главпочтамта, Николаевского вокзала, а крейсер "Аврора" стал у Николаевского моста. В советских источниках утверждалось, что якобы именно залп "Авроры" стал сигналом к началу восстания, однако холостой выстрел из орудий крейсера в сторону Зимнего был лишь небольшим эпизодом в масштабном противостоянии, проходившем в течении нескольких дней.

11. Примерно тогда же была окончательно захвачена телефонная станция. Хорошо помню рисунки из советских учебников о том, как это происходило — за коммутаторами сидят барышни-телефонистки в платьях до пола, а у дверей стоят красноармейцы с винтовками-трехлинейками и в папахах с красной перевязью. На самом деле все происходило несколько иначе — большевистские волонтеры работали на коммутаторе уже как минимум с весны 1917 года, а в ходе революции они просто перешли к более открытым действиям в поддержку переворота. Хотя вооруженные части на телефонную станцию действительно прибыли.

12. 7 ноября командующий Петроградским военным округом Полковников направил доклад Керенскому, в котором оценил положение как "критическое" и сказал, что в распоряжении правительства практически нет войск, которые могли бы защищаться от большевиков. Керенский обратился с воззваниям к 1-му, 4-му и 14-му казачьим полкам с приказом принять участие в защите Зимнего, но из казарм вышли всего 200 казаков из 14-го полка, остальные воззвание проигнорировали.

13. Штурм Зимнего начался во второй половине дня. Вначале Дворец был блокирован со всех сторон — с улиц Миллионной, Моховой и Большой Конюшенной улиц, а также со стороны Невского проспекта. Фото Зимнего дворца в осаде:

14. В 20 часов вечера комиссар Чудновский прибыл в Зимний парламентером с ультиматумом о сдаче, который был отвергнут Временным правительством. Ультиматум был отвергнут, и примерно в 21 час началась перестрелка и штурм.

15. Руководили восстанием из Смольного, на крыльце которого в те дни стоял вооруженный блок-пост с пулеметами "максим" на стационарных станках:

16. Кстати, Ленин в те дни выглядел не так, как на "каноничных" снимках (с бородкой и в черном костюме-"тройке), а примерно вот так:

17. Снимки с "классической" узнаваемой внешностью Ленина, выступающего перед толпой, относятся как правило, уже к периоду 1919-1920 годов:

18. Примерно в 1 час ночи Зимний был взят, рота юнкеров и женский "батальон смерти" был разоружен. Фотоснимок со штурма:

19. Стрельба на Невском:

20. Разграбленный восставшими кабинет царя в Зимнем дворце. Подобная же участь постигла и другие комнаты, в которых проживала царская семья:

21. 8 ноября вся власть в Петрограде перешла к военно-революционному комитету, а 9 ноября было оформлено новое правительство России — Совет Народных Комиссаров во главе с Лениным, в состав которого вошли только большевики.

22. Практически сразу после переворота возникло противостояние сторонников "старой" и "новой" власти, позже перетекшее в полноценную гражданскую войну. Фотоснимок с беспорядков в Москве в ноябре 1917-го, на фото дом у Никитских ворот, пострадавший в ходе боевых действий:

23. Первые жертвы переворота:

24. Пленные царские офицеры, задействованные на уборке улиц.

25. Красноармейцы на улице, ноябрь 1917-го.

26. "Беспризорники революции", оставшиеся без родительской опеки. Многие из них попадут в детдома, а когда подрастут — в органы советской власти и в НКВД.

Какое отношение у меня к октябьскому перевороту? Лично я считаю, что перемены в России образца 1917 года были необходимы — главным образом, это касалось скорейшего выхода страны из войны и уравнивания в правах всех сословий, разделение которых к началу XX века было каким-то архаизмом; при этом никакой вооруженный переворот не был нужен. Большевики же вероломно воспользовались ситуацией и незаконно пришли к власти, пользуясь популистскими лозунгами и играя на протестных настроениях, а также на ожиданиях и надеждах простых людей — и в итоге установив диктатуру во много раз страшнее и бесчеловечнее царской.

А как относитесь к Октябрьскому перевороту вы? Расскажите, интересно.

100-летию октябрьской революции посвящается.

Задокументировали.)

ДЕМОНСТРАЦИЯ ВОЗЛЕ БОЛЬШОГО ТЕАТРА. Август 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 26,4X16,9 см.

ДЕМОНСТРАЦИЯ С ЛОЗУН-ГАМИ «ДОЛОЙ СТАРОЕ ПРА-ВИТЕЛЬСТВО. ДА ЗДРАВСТ-ВУЕТ НОВОЕ». 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 22,5X25,6 см.

ДЕМОНСТРАЦИЯ НА ФОНЕ ДОМА ПОД ЗЕЛЕНОЙ КРЫ-ШЕЙ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 26,ЗХ 35,7 см.

ДЕМОНСТРАЦИЯ С ЛОЗУН-ГОМ «ДА ЗДРАВСТВУЕТ СВОБОДНАЯ РОССИЯ».
Февраль 1917.
Автор Яцкевич. Бумага, акварель, карандаш. 25,9X34,4 см.

ДЕМОНСТРАЦИЯ С ВОЕН-НЫМ ОРКЕСТРОМ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, цветной и графит-ный карандаши. 35, ЗХ 26,4 см.

ДЕМОНСТРАЦИЯ С ЛОЗУН-ГОМ «ВОЙНА ДО ПОБЕДЫ». Весна 1917
Автор Косарев. Бумага, графитный и цветной карандаши, чернила, перо. 34,5X26,8 см.

ДЕМОНСТРАЦИЯ НА ШИРО-КОЙ УЛИЦЕ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, графитный и цвет-ной карандаши. 26,5X34,9 см.

ДЕМОНСТРАЦИЯ НА ПЕРЕКРЕСТКЕ. Февраль 1917
Автор Александр Пономарев. Бумага, акварель, карандаш, чернила, перо. 26,3X34,9 см.

ДЕЛЕГАЦИЯ РАБОЧИХ ПЕ-РЕД КАЗАРМАМИ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 18,2X34,2 см

АВТОМОБИЛЬ С РЕВОЛЮ-ЦИОННЫМИ СОЛДАТАМИ. Весна 1917
Неизвестный автор. Бумага, цветной и графит-ный карандаши. 26,5Х 35,5 см.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ВОЗЛЕ ФАБРИКИ. Февраль 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 24,2X36,6 см.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ЗЕМСКО-ГО СОЮЗА. Весна 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 26,3X34,7 см

КРАСНОГВАРДЕЙЦЫ в АВ-ТОМОБИЛЕ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 26,бХ 34,1 см.

ЛУБЯНСКИЙ ПАССАЖ. Сен-тябрь 1917
Неизвестный автор. Бумага, цветной и графит-ный карандаши. 25,6/34,0 см

МИТИНГ У КРАСНЫХ ВОРОТ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш, тушь, перо 22,2/33,7 см.

МЯСО-ТОРГОВЛЯ ПЕРЛО-ВОЙ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 20,7X31,5 см

ОЧЕРЕДЬ В БУЛОЧНУЮ БО-ГОМОЛОВА. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 28,0Х35,7 см

ОЧЕРЕДЬ В МАГАЗИН С. ТИ-ТОВА. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 24,7Х 33,2 см

ОЧЕРЕДЬ В БУЛОЧНУЮ ЧУЕ-ВА НА СОЛЯНКЕ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, гуашь, ка-рандаш. 24,8X35,6 см

САНИТАРНЫЙ ВАГОН. 1916
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 25.1 X 39.0 см.

ВАГОН «МОСКВА — НИЖ-НИЙ НОВГОРОД». 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, чернильный карандаш. 25.0 X 34.9 см

ПОЕЗД НА ДВАДЦАТЬ СЕДЬ-МОЙ ВЕРСТЕ. 1918
Неизвестный автор. Бумага, соус, белила. 17.7X26.5 см.

К 100-летию Революции Государственный исторический музей организовал выставку рисунков, выполненных в первый послереволюционный год учениками двух московских образовательных заведений: реального училища И.И. Александрова и мужской гимназии имени М.В. Ломоносова.

Рисунки и небольшие детские тексты о событиях тех дней начал собирать в феврале 1917 г. ученый, педагог, преподаватель графических искусств Василий Воронов. В 1919 г. он передал коллекцию в Государственный исторический музей.

Евгений Лукьянов, куратор выставки, искусствовед, старший научный сотрудник Государственного исторического музея:

Очевидно, этому же событию посвящен и еще один рисунок.

Как рассказывал Евгений Лукьянов в интервью «Радио Свобода», рисунки из коллекции Василия Воронова делали мальчики: коллекционер преподавал рисунок и чистописание в гимназиях для мальчиков. Возраст авторов - от 7 до 14 лет.

«Не понравился русскому народу царь Николай II и вздумали сместить его. Царь исполнил желание народа и отрекся от престола. Получив свободу, народ стал грабить и убивать друг друга», - это один из текстов коллекции Воронова.

Немало рисунков посвящено митингам и демонстрациям. Особенно интересно читать лозунги, которые мальчики писали на знаменах, - многие из них актуальны и сегодня.

А вот места, изображенные на рисунках, по прошествии стольких лет изменились.

По словам историков, в детских рисунках и текстах, сохранившихся в рукописях Воронова, очень хорошо прослеживается разница в восприятии двух революций 1917 г. - февральской и октябрьской. «Одна революция - это революция, которая освободила страну от тирании, а вторая - это кровавый переворот, который в тиранию страну вверг», - отмечает Евгений Лукьянов.

Продолжаем публикацию иллюстраций из книги «Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий» (М., 1987). Детские рисунки, собранные В.С. Вороновым с 1919 года хранятся в Государственном историческом музее.


Ознакомив читателей с серией "революционных типов", автор публикации, кандидат искусствоведения Н. Н. Гончарова, публикует рисунки детей-москвичей, отразившие сюжетные сцены периода между февральской и октябрьской революциями 1917 года.

Между двух революций


25. ДЕМОНСТРАЦИЯ ВОЗЛЕ БОЛЬШОГО ТЕАТРА. Август 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 26,4X16,9 см. Надписи на плакатах: Да здравствуетъ демократиче­ская) респуб (лика); Да здрав­ствует республика! Да здрав­ствует демократическая республика ст. Сортировочная. [На Театральной площади соб­рались тысячи москвичей, чтобы выразить протест Мос­ковскому государственному совещанию. Оно было созва­но Временным правительст­вом и проходило 12—15 ав­густа 1917 года под предсе­дательством Керенского в по­мещении Большого театра. Черный флаг — анархистов. Красный флаг (первый от зри­теля) — железнодорожников станции Сортировочная Ка­занской железной дороги].

«К дням работы Московского государственного совещания (12—14 августа 1917 года) отно­сится лист “Демонстрация возле Большого теат­ра”. Изображен небольшой фрагмент площади, примыкающей к театру, и движение демонстра­ции направлено сначала в глубину (при этом мы видим лишь спины и шапки), а затем она пово­рачивает влево, почти до отказа заполняя пло­щадь. Создается впечатление бесконечности дви­жущихся людских масс, требующих установления в стране республики. Среди красных полотнищ резким диссонансом смотрится черное знамя анархистов. На первом плане — красный плакат со словами “Да здравствует демократическая республика”, а ниже приписка: “ст. Сортировочная ” . Это проходит колонна железнодорожников со станции Москва-Сортировочная, может быть, той самой станции на Московско-Казанской же­лезной дороге, где 12 апреля 1919 года был проведен первый коммунистический субботник» [с. 60].


26. ДЕМОНСТРАЦИЯ С ЛОЗУН­ГАМИ «ДОЛОЙ СТАРОЕ ПРА­ВИТЕЛЬСТВО. ДА ЗДРАВСТ­ВУЕТ НОВОЕ». 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 22,5X25,6 см. Надпись на транспаранте: Долой стар(ое ) правитель­ство) доздравствует новое.
«Тему «демонстрации» можно открыть рисун­ком очень маленького ребенка, несомненно до­школьника. Малыш не может, разумеется, осоз­нанно выявить смысл происходящего. Но факт этот стал столь обыкновенным, привычным, что демонстрацию рисует даже он. Лозунг на флаге передает самые абстрактные требования любой протестующей группы — «далой старое, да здравствует новое». Столь же лаконичен, но, как формула, всеобъемлющ и сам рисунок» [с. 56-57].

27. ДЕМОНСТРАЦИЯ НА ФОНЕ ДОМА ПОД ЗЕЛЕНОЙ КРЫ­ШЕЙ. 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 26,ЗХ 35,7 см. Надписи на плакатах (слева направо): Да здравствует ре­волюция; долой царя, ура; Земля и Воля [«Земля и воля» — лозунг ле­вых эсеров и название их га­зеты, издававшейся в Москве с марта 1917 по май 1918 года.]; Да здравст­вует учред (ительное ) со­брание) [Учредительное собрание — представительное учрежде­ние, образованное для выработки формы правления после свержения монархии]; Да здравствует сво­бодная Россия; Долой манархизом .

28. ДЕМОНСТРАЦИЯ С ЛОЗУН­ГОМ «ДА ЗДРАВСТВУЕТ СВОБОДНАЯ РОССИЯ».
Февраль 1917.

Автор Яцкевич. Бумага, акварель, карандаш. 25,9X 34,4 см. Надписи: на стене — Книж­ный магазинъ ; на знамени — Да здравствуетъ свободная Pocci я .

«…мальчик постарше (по фамилии Яцкевич) уже в состоянии передать своеобразие представшей перед ним картины. Его демонстрация типична для первых дней бур­жуазно-демократической революции. Идет и едет чистая публика (офицеры, дамы) с красны­ми бантиками на груди, с лозунгами “Да здрав­ствует свободная Россия!”. Простонародья среди демонстрантов нет. Типажи охарактеризованы на редкость подробно, убедительно. Крупный план позволяет рассмотреть барские, уверенные в своей правоте решать судьбу России лица. Солдат с боевыми наградами (справа) словно слу­чайно пристал к демонстрации, фигура его вы­ражает неуверенность и недоумение: по пути ли ему с этими господами?» [с. 57 ] .


29. ДЕМОНСТРАЦИЯ С ВОЕН­НЫМ ОРКЕСТРОМ. 1917

Неизвестный автор. Бумага, цветной и графит­ный карандаши. 35, ЗХ 26,4 см. Надпись на транспаранте: До­лой буржуазi ю , да здрав­ствует миръ всего мира.

«…в листе “Демонстрация с военным оркестром” юмористические нотки введены созна­тельно. Упал пьяница, разбил бутылку, расквасил в кровь нос, одни над ним смеются, другие поучают. Эпизод этот, вынесенный на аванплан, для ребенка, может быть, составлял главное со­держание рисунка. / Февраль семнадцатого года не был бескров­ным. Началась революция всеобщей забастовкой, вооруженными столкновениями рабочих и сол­дат, открытым проявлением противоречий меж­ду солдатскими массами и офицерством. С од­ним из таких драматических происшествий в ка­зармах знакомит нас детский рисунок. Подробно, в нескольких эпизодах, на горизонтально вытя­нутом листе разворачивается действие. Только что пришедшие рабочие (справа) зовут солдат присоединиться к ним, рядом — солдаты с крас­ными повязками, сочувствующие революции, по­средине — солдат с царским флагом, а в левой части рисунка — монархически настроенные офицеры охраняют запертые на большой замок склады оружия. Чем конкретно кончилась эта история — неизвестно, но Февральская револю­ция победила. Будем думать, что и здесь офи­церы были разоружены, склады захвачены, а солдаты перешли на сторону революции» [с. 64].


30. ДЕМОНСТРАЦИЯ С ЛОЗУН­ГОМ «ВОЙНА ДО ПОБЕДЫ». Весна 1917

Автор Косарев. Бумага, графитный и цветной карандаши, чернила, перо. 34,5X 26,8 см. Надпись на плакате: Да здравствует свободная Poc ­ ci я! Война до победы. Ура! Авторство установлено по аналогии с рисунками 42 и 66.

«Рисунок Косарева чрезвычайно экспрессивен, очевиден сильный творческий темперамент юно­го художника. Нет второстепенных деталей, нет обозначения места действия, есть лишь люди, объединенные общей идеей. Движутся они пря­мо на зрителя. Одно это уже необычно для детского рисунка, так как сужает возможности изобразительного рассказа, стремление к чему столь характерно для детского мышления. Кон­турный штрих пером, которым художник закан­чивает работу, выполненную цветным каранда­шом, сообщает рисунку энергию движения, де­лает его созвучным графике революционной эпохи» [с. 58-59].

31. ДЕМОНСТРАЦИЯ НА ШИРО­КОЙ УЛИЦЕ. 1917

Неизвестный автор. Бумага, графитный и цвет­ной карандаши. 26,5X 34,9 см. Надписи: над входом в магазин — продажа хлъба город­ских общест (венных) пекар (ен ); лозунги (слева на­право) — ПВСС [Пролетарии всех стран, соединяйтесь]; ДЗДР [Да здравствует]; ДЗСДРП [да здравствует социал-демократическая рабочая партия]; ДЗДР; ДРДЗР [Да здравствует да здравствует (?)]; 3 и В [Земля и воля (лозунг эсеров)]; Да Здр . Соц. Дем . Раб. Пар.; на автомобиле — МГУ [Московская городская управа].

«Иногда рисунок, почти ничего нового не до­бавляющий к фактическому ходу событий по рассмотренным уже работам, удивляет своеоб­разным преломлением психологии эпохи в дет­ском сознании. Вот одна из демонстраций лета 1917 года. Привлекают внимание многочислен­ные лозунги на плакатах: все они даны лишь начальными буквами. Чтобы расшифровать их, требуется определенное напряжение ума. На­пример: ДЗСДРП — Да здравствует социал-де­мократическая рабочая партия; ПВСС — Проле­тарии всех стран, соединяйтесь. Конечно, никто с сокращенными лозунгами не ходил, а если бы даже и ходили — ребенок как раз и не смог бы воспроизвести их точно. И конечно же, не стрем­ление зашифровать текст руководило им. Он делал это просто для скорости и чтобы как можно больше уместить на рисунке. А сокра­щения длинных названий были в те годы обык­новением. Сокращенно обозначались партии, ор­ганизации. Аналогично поступает и ребенок в своем творчестве. Здесь нет юмора. Напротив, мальчик поступает как взрослые» [ с. 63 ] .

32. ДЕМОНСТРАЦИЯ НА ПЕРЕКРЕСТКЕ. Февраль 1917

Автор Александр Пономарев. Бумага, акварель, карандаш, чернила, перо. 26,3X 34,9 см. Подпись художника справа внизу: Работа Александра По­номарева. Надписи: на плакате — Да здравствует свободная Рос­сия; рядом с бегущим чело­веком (полустерто ) — те же слова.

«Мальчик очень точно воспроизводит обстановку: народная колонна, колонна военных, седоки в автомобиле — все с флагами, все ликуют. Бежит и одинокий, выкрикивая лозунг (текст был напи­сан около фигуры, потом стерт, но все же про­читывается), спешит присоединиться к организо­ванной публике. Некто от любопытства почти вываливается из окна третьего этажа — не сам ли автор? Атмосферу всеобщего радостного ожив­ления художник передает не только иллюстра­тивно-описательно. Динамична сама композиция. Основные линии ее, соответствуя направлению улиц и двух перекрещивающихся людских пото­ков, образуют угол. Подвижность этой системы подчеркнута яркой окраской домов, ритмиче­ским повтором цветных занавесок» [с. 58].


33. ТРИ КОЛОННЫ. 1917

26,0X 34,7 см. Надписи на плакатах (слева направо): нехай ж i е Украi ана ; Да здраст (вует ); Да здрав­ствует Временное правитель­ство и Керенскi й ; Да здрав­ствует интернацi онал ; Да здравствует свободная Рос i я; 8 час; Nex Polcka ; Nex Polcko . [Слева — колонна украинцев, несущих портрет Винничен­ко, главы Украинской Цент­ральной Рады, и лозунг «Да здравствует Украина» (на украинском языке). Посре­дине — колонна русских с призывом поддержки Вре­менному правительству. Справа — поляки с лозунгом «Да здравствует Польша» (по-польски). Лозунг в глубине — «8 час» — требование вось­мичасового рабочего дня. Правее — угол портика Боль­шого театра.

«Очень интересен по содержанию, хоть и не­умел по исполнению, рисунок «Три колонны». Событие, показанное здесь, не описано, как нам кажется, ни в истории революции, ни в мемуарах, но мальчик не мог его выдумать. Если бы ри­сунок был исполнен взрослым, можно было бы сказать, что тема его — национальная политика Временного правительства. Рядом с колонной, прославляющей в своих лозунгах Временное пра­вительство Керенского, свободную Россию и ин­тернационал, справа идет колонна поляков с ло­зунгом “Да здравствует Польша!”, а слева — украинские офицеры с висячими, «запорож­скими» усами и с красными бантами на груди. Они несут портрет главы самостоятельной Украины и сепаратный лозунг “Нехай ж i е Укра i на” <...> По рисунку можно точно определить место, а следовательно, и время действия. Справа вид­ны ступени и одна из колонн Большого театра. Следовательно, дело происходит на Театральной площади перед Большим театром в день откры­тия Московского совещания» [с. 61].


34. ДЕЛЕГАЦИЯ РАБОЧИХ ПЕ­РЕД КАЗАРМАМИ. 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 18,2X 34,2 см. Надписи на знаменах (слева направо): доло (й )..; Да здрав­ствует демократическая рес­публика.

35. АВТОМОБИЛЬ С РЕВОЛЮ­ЦИОННЫМИ СОЛДАТАМИ. Весна 1917

«Характерной приметой времени с самых фе­вральских дней были автомобили, несущие ох­ранную службу на улицах, с красногвардейцами, революционными солдатами. Естественно, их во множестве рисовали дети. В этих картинках ро­мантика революции проявлялась наиболее ярко. Рисунки разные. Один ребенок мыслит простран­ственно и разворачивает изображение в перспек­тиве, направляя машину на зрителя, другой — двухмерно, но, несмотря на это, столь же дина­мично. Устремлены вперед и автомобиль и седо­ки— красногвардейцы. Ощущение движения усиливается по контрасту с симметрично от ма­шины стоящими и от того особенно устойчивыми одинаковыми домиками, обведенными густым контуром. Существует много фотографий 1917 года, среди которых встречаются автомоби­ли, очень похожие на те, что в наших рисунках, но, думается, из этого совпадения не следует де­лать вывод о копировании их детьми. Они лишь подтверждают историческую достоверность ри­сунков» [ с. 65-66 ] .



36. ДЕМОНСТРАЦИЯ ВОЗЛЕ ФАБРИКИ. Февраль 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 24,2X 36,6 см. Надписи:вывеска над дверью — хлебн (ая лавка); на плакате — свобода слова.

«Среди листов, относящихся к февральским дням, один из самых впечатляющих — демон­страция возле фабрики. Художественную форму определяет лаконизм, графичность, ритмический повтор. Незавершенность композиции как бы предполагает продолжение ее в стороны, помо­гая понять, что ликованием охвачен весь город, и подобную картину можно видеть на всех ули­цах. В то же время рисунок привлекает своей уникальной конкретностью. Это единственный лист, где представлено движение рабочей ко­лонны на фоне фабричной архитектуры, пока­занной во всем ее убедительном своеобразии. Корпуса тянутся вдоль улицы. Рабочие идут не так, как буржуазная публика (рис. 30 и 37), а организованно, плечом к плечу, готовые к борь­бе за свои права. По обеим сторонам улицы, на тротуаре, стоят наблюдатели, чья застылость и однообразие подчеркивают движение мощного людского потока, а также и необыкновенность происходящего, поражающую обывателя» [с. 59-60].


37. ДЕМОНСТРАЦИЯ ЗЕМСКО­ГО СОЮЗА. Весна 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 26,3X 34,7 см. Надписи на знаменах: ВЗС [ВЗС — Всероссийский зем­ский союз помощи больным и раненым воинам]. Да здравс (твует ) учредите­льное) собран i я; ВЗС.

38. КРАСНОГВАРДЕЙЦЫ в АВ­ТОМОБИЛЕ. 1917

39. ВЫБОРЫ В ГОРОДСКУЮ ДУМУ. 1917

Автор П. Григорьев. Бумага, цветной и графитный кара н даши. 25,7X 35,0 см. Вверху подпись: I четверть П. Григорьев. Надписи: на доме справа — избирательная дума; на зна­менах — земля и воля; обновленная Росс i я; долой войну; не автомобиле и разбрасы­ваемых с него листках —№ 1; на стенах домов — ли­стки с № 1, 3, 4. [На рисунках 39 и 40 изобра­жены в ыборы в московские думы — городскую (24 июня) и районные (24 сентября). Цифры на листках — номера списков кандидатов от разных партий. Список № 1—кадетов, N 9 2 — народных социалистов, № 3 — эсеров, N 4 — объединен­цев (организация объе­диненных социал-демокра­тов — интернационалистов), N 5—большевиков.

40 . ЛУБЯНСКИЙ ПАССАЖ. Сен­тябрь 1917

Неизвестный автор. Бумага, цветной и графит­ный карандаши. 25,6/34,0 см. Надписи:вверху — Лубянскi й пассажъ ; на знаменах (слева направо): Да здравств (ует ) революцi он(н )ая Росс i я; Даздравствует земля и воля; Долой войну; Даздравствуетъ равенство братс (тво ) и миръ ; список № 5; Граждане! Голосуй(те) за парт i ю социалисто (в) революционерамъ (№ 3).

41. МИТИНГ У КРАСНЫХ ВОРОТ . 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш, тушь, перо 22,2/33,7 см. Надписи на лозунгах: слева —(Свобо )дная Росс i я; посре­ дине — Да здравствуетъ сво­бодная Росс i я; на воротах по сторонам от проема моно­грамма Е. Р. [Красные ворота — название площади и триум­фальной арки, построенной архитектором Д. В. Ухтом­ским в 1753 — 1756 годах (ра­зобрана в 1928 году). Мо­нограмма Е. Р.— Елизавета Pri m a — Елизавета Первая, императрица Елизавета Пет­ровна, в царствование кото­рой была сооружена арка. Слева — церковь Т рех свя­тителей, построена а 1674 го­ду. Не сохранилась].

42. МИТИНГИ. Март 1917

Автор Косарев. Бумага, графитный и цветной карандаши, чернила, перо. 26,7X 34,6 см. Подпись автора внизу справа: Косарев III . Надписи: слева внизу — Ми­тинги; на тумбе — цырк саламонск (ого); Никитин; Бал маскарад гастроли. [Цирк Саламонского — част­ный цирк, находившийся ив Цветном бульваре в собст­венном доме Саламонского . После революции здесь по­мещался Московский госу­дарственный цирк. Цирк Ни­китина — второй московский цирк, располагавшийся на Большой Седовой у Старо- Триумфальных ворот (ны­не — пл. Маяковского).

43. ТРИ ОЧЕРЕДИ. 1917

«Тяжелым и беспросветным был военный 1916 год, полным борьбы и надежд—1917-й, озаренным трудом и верой в светлое буду­щее— 1918-й... Всем им сопутствовали разруха, продовольственный кризис. Самый заметный для городских детей признак неблагополучия — го­лод, зримое его выражение — очереди. Рисун­ков, изображающих очереди в магазины, очень много. / Эта группа рисунков с трудом поддается да­тировке, но, вероятно, исполнены они до Октя­брьского переворота. Во-первых, к Октябрю оче­реди уже так примелькались, что стали частью привычного быта. Во-вторых, почти всюду надпи­си исполнены в старой орфографии и типажи тоже дореволюционные — гимназисты, городо­вые и проч. Наконец, тональность и сюжеты послеоктябрьских рисунков совсем иные, быто­вые мелочи меньше занимали детей, происхо­дили слишком серьезные преобразования, вы­двигающие новые темы, рождающие новые образы. / Дети изображают очереди по-разному, каж­дый в соответствии со своим видением мира, темпераментом, отпущенной ему мерой жизне­радостности: то («Три очереди» или «Очередь в булочную Богомолова») спокойно принимая мир со всеми его сложностями, то воспринимая окружающее с тревогой и осуждением» [с. 68].

44. МЯСО-ТОРГОВЛЯ ПЕРЛО­ВОЙ . 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 20,7X31,5 см. Надписи: над дверью в мага­зин — мясоторговля Е. М. Перловой; на двери таб­личка: заперто. [Ошибка автора: Перловы мяс­ной торговлей не занимались, они были крупнейшими чае­торговцами].

45. ОЧЕРЕДЬ В БУЛОЧНУЮ БО­ГОМОЛОВА. 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 28,0Х35,7 см. Надписи не булочной: ввер­ху — (Бу )л очная Богомолова; витрины — хлебъ пирожные конфеты своей кондитер(ской ); Богомолов; названия улиц — 3 Знамен(ский ); 1 Зна­менский пер.; слева вверху; № 2 В. Ч. [Булочная Н. И. Богомолова находилась в первом Знаменском переулке, 6. Купол в глубине – церковь Знамения в Переяславской слободе, она же – Иоанна предтечи у Креста, что на Песках в Сретенской части. Сохранилась].

«”Очередь в булочную Богомолова” — рису­нок, интересный своей почти протокольной до­кументальностью. Можно утверждать, что вид срисован точно — вероятно, из окна. Автор укаэывает и место действия — угол 1-го и 3-го Зна­менских переулков. По этому адресу действи­тельно находилась булочная Н. И. Богомолова. Каждый дом индивидуален, непохож на другой. В глубине — синий с золотыми звездами купол Знаменской церкви, что на Песках в Сретенской части. Внимание к мелочам поразительное: таб­лички с названиями улиц, номера домов и проч. Народ в очереди охарактеризован обстоятельно, неторопливо, со вкусом: офицеры, медсестра в крахмальной косынке, гимназист (не автопортрет ли?)... / Автор рисует композиционно и сюжетно сложную сцену, хотя с законами перспективы явно незнаком — тротуар по мере удаления не сужается, камни булыжной мостовой вдали ста­новятся не мельче, а, напротив, крупнее: юному художнику, видимо, надоело выводить одинако­вые кружки. Общественное и бытовое неблаго­получие — война, голод — не тревожит душев­ного состояния мальчика, а лишь привлекает и занимает его внимание. Вокруг него раскрыва­ется многоцветный, яркий, полный надежд и ожиданий мир, светлый и радостный» [с. 68-69].


46. ОЧЕРЕДЬ В МАГАЗИН С. ТИ­ТОВА. 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 24,7Х 33,2 см. Надписи над дверями магази­на — С. Титовъ . [ С. Титов и сыновья — один из крупнейших торговых домов, в Москве объединял 67 хлебных магазинов].

«В “Очереди в булочную Титова” интересно цветовое решение — резкое, беспо­койное сопоставление черного и малинового. Каждая фигура отмечена чертами индивидуаль­ности, многие очень забавны, особенно гимна­зист, дама с пучком, стоящий за ней дворник-татарин, но более всех первая пара: женщина в синем и надзирающий за очередью околоточ­ный, умильно друг на друга глядящие. Однако, несмотря на обособленность персонажей, очередь, благодаря общему противопоставлению светлому фону стены, воспринимается целостно, в единстве» [с. 69-70]. 48. САНИТАРНЫЙ ВАГОН. 1916

«Другой бытовой темой, где особенно чувство­вался напряженный пульс времени, были поезда. Казалось, вся Россия сдвинулась с места, все оказались на колесах. Одни возвращались домой с войны, другие ехали за продовольствием, третьи — сражаться за Родину, за революцию. / Рисунок «Санитарный поезд» исполнен, веро­ятно, в 1916 году, когда самую большую боль и главную заботу страны составляла война. И тем не менее как спокойно выглядит картинка в сравнении с той бурей, что отразится в изобра­жениях поездов 1917 года! Все размеренно, сим­метрично, каждый раненый на своем месте» [ с. 70-71] .

49. ВАГОН «МОСКВА — НИЖ­НИЙ НОВГОРОД». 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, чернильный карандаш. 25.0 X 34.9 см. Надписи:на вагоне — Зий классъ ; Москве — Н. Новго­родъ ; объявления над дверя­ми в тамбуры — м ѣстъ н ѣтъ.

«...Через год тема наполнится острым социаль­ным содержанием, отчетливо передавая боль дня. Основная масса пассажиров вагона Мо­сква — Нижний Новгород — солдаты, отправля­ющиеся с фронта по домам, и “мешочники” (слово, родившееся в годы разрухи) — мелкие спекулянты или простые люди, мечущиеся по стране в поисках пропитания. Мешанина рук, ног, голов заполняет тамбуры, несмотря на объявле­ния “мест нет”. Вагон облеплен людьми, непо­нятно за что уцепившимися. Отдыхают, положив рядом мешки, счастливцы, которым удалось за­браться на крышу. / Рисунок “Вагон Москва — Нижний Новгород” подкупает увлеченностью художника, непосред­ственностью впечатлений, обилием ситуаций и деталей, которые можно рассматривать без кон­ца» [с. 71].

Придорожном столбе справа: 27 вер(ста).

«В еще более экспрессивной манере исполнен рисунок “Поезд на 27-й версте”. Он мчится по равнинной местности, исчезая в глубине листа. Видны лишь последние четыре вагона, все раз­нотипные. Физически ощущается скорость дви­жения состава. Тревогу, беспокойство вызывает весь силуэт поезда с как бы взъерошенными крышами вагонов: на них расположились люди с ружьями, пулеметами. Это уже похоже на граж­данскую войну. / По хронологически выстроенным рисункам с поездами можно судить, что жизнь в револю­ционной России с каждым днем все набирала и набирала темп» [с. 72].

Продолжение следует...

При использовании материала обязательна ссылка на издание:
Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий. Из коллекции Государственного исторического музея. / Сост. и автор текста Н.Н. Гончарова. –М ., 1987.
Оцифровка: Интернет-журнал «Подмосковный краевед», 2017 г. При репосте обязательна ссылка на trojza.blogspot.com .

Фотографии

Карикатуры

Фотографии

Распутин (в центре) в окружении своих почитателей. 1914 год DIOMEDIA

Этот снимок ходил по рукам в Петрограде еще до революции. Считалось, что среди «поклонниц» находится и императрица Александра Федоровна, которой приписывали связь с Распутиным, - за императрицу принимали секретаршу Распутина Марию Головину (третья слева во втором ряду). Также на фотогра-фии есть фрейлина двора Анна Вырубова (вторая слева в первом ряду), ближай-шая подруга императрицы и преданная поклонница Распутина. Фотографию продавали за 25 руб-лей (зарплата квалифицированного рабочего была около 50 рублей). После убийства Распутина этот же снимок появился во многих газетах и журналах.


Очередь у продовольственного магазина в Петрограде. 1917 год РИА «Новости»

Продовольственный кризис в России стал ощущаться с началом войны. Глав-ной его причиной были перебои со снабжением: железнодорожный транспорт обслуживал в первую очередь армию. К концу 1916 года в крупных городах, в первую очередь в Петрограде, возник дефицит продовольствия. Это привело к появлению очередей в магазины - «хвостов», которые стали одним из симво-лов начала 1917 года.


Сорванные двуглавые орлы. 1917 год DIOMEDIA

Сразу после февральских событий и отречения императора началась борьба с символами прежней власти. Уже 28 февраля (12 марта) 1917 года в Петрограде стали уничтожать царских двуглавых орлов: их сбивали с ворот и мостов, топили в воде, уничтожали печати; у Аничкова моста развели костер, где сжигали государственные гербы и портреты Николая II. 4 (17) марта художник Константин Сомов записал в дневнике: «Видел, как везде сбивают царские гербы».


Похороны жертв революции. 23 марта 1917 года pastvu.com

23 (10) марта на Марсовом поле в Петрограде были вырыты четыре боль-шие братские могилы. Гробы с телами погибших участников февральских событий сопровождали колонны со знаменами, оркестрами и венками. По раз-ным оценкам, в церемонии приняли участие от 800 тысяч до 1,5 миллио-на человек.

Демонстранты с лозунгом «Война до победного конца». 1917 год РИА «Новости»

Лозунг «Война до победного конца» произнес министр иностранных дел, кадет Павел Милюков. 18 апреля (1 мая) 1917 года он направил ноту правительствам стран Антанты, в которой уверял, что Россия не выйдет из Первой мировой войны, продолжит соблюдать обязательства перед союзниками и не станет заключать сепарат-ный мир. Заявление министра, сделанное в уставшей от войны стране, привело к политическому кризису, отставке Милюкова и военного министра Алексан-дра Гучкова, а затем и к созданию нового, коалиционного правительства.


Александр Керенский (слева) на смотре. 1917 год Universal History Archive / DIOMEDIA

Был прекрасным оратором и любил позировать фотографам. Став военным и морским министром, он ездил по армейским частям, агитируя их пойти в решающее наступление. За это Керенский получил прозвище «главноуго-варивающий». Речи Керенского вызывали восторг - ходили слухи, что неко-торые офицеры даже падали в обморок во время его выступлений.


Женский батальон. 1917 год Keystone-France / Getty Images

Женские батальоны были созданы летом 1917 года Временным правительством по инициативе председателя Государственной думы Михаила Родзянко. Женские добро-вольческие формирования должны были поднять воинский дух, но в итоге принесли не слишком много пользы. На фронте батальон приходи-лось допол-нять специальной частью для охраны женщин от революционных сол-дат, полностью потерявших дисциплину. Женский батальон был одной из по-следних частей, оставшихся защищать Зимний дворец во время октябрь-ских событий.

Офицеры приветствуют Лавра Корнилова. Июль 1917 года РИА «Новости»

Отличился во время июньского наступления на Юго-Западном фронте, после чего стал наиболее популярной фигурой среди офицеров. В ав-густе 1917 года он прибыл в Москву на Государственное совещание, созван-ное Керенским для консолидации политических сил в борьбе с большевиками. У поезда генерала встречали офицеры Текинского конного полка и юнкера, которые затем несли Корнилова на руках под восторженные крики толпы.


Большевики на посту у кабинета Ленина в Смольном. Ноябрь 1917 года Getty Images

Это одна из нескольких подлинных фотографий октябрьских событий в Петро-граде. Фото хоть и постановочное, но не вызывает сомнений в подлинности, в отличие от большинства других, сделанных через десять лет после револю-ции. На двери кабинета — надпись «Классная дама»: до революции в Смольном располагался Институт благородных девиц.

Карикатуры

Дмитрий Моор. Последняя подпись. 1917 год «Будильник»

На рисунке Дмитрия Моора Николай II подписывает манифест об отречении. Рядом с ним — цесаревич и императрица с портретом Распутина в руках. Мало кто из сатириков обходил стороной слухи о связи Александры Федоровны с Распутиным.


«Посмотрим, как они обойдутся без орла». Открытка 1917 года valenik.ru

Последний самодержец с портфелем в руках тащит на веревке двуглавого орла. Карикатура намекает не только на падение монархии, но и на уничтожение российской символики в первые месяцы революции.


Борис Антоновский. Один из «батюшек». Апрель 1917 года «В дни революции много пулеметов стояло на колокольнях, откуда и обстреливался восставший народ». «Новый Сатирикон», № 14

После Февральской революции появился слух о том, что восставших обстре-ливали из пулеметов с колоколен церквей в Петрограде. Позже события Февраля изучались Чрезвычайной следственной комиссией Временного правительства, и причастность священнослужителей к расстрелам демонстрантов не подтвердилась.

Продажа России оптом и в розницу. Апрель 1917 года «Как, ваше величество?! Вы находите миллион рублей за план этой крепости дорого?! Но ведь не забывайте, что я продаю вам самое дорогое для меня - нашу милую Россию…» «Новый Сатирикон», № 14

Во время войны разговоры о германофильстве «государыни-немки» превра-тились в прямые обвинения в работе на германскую разведку и в предатель-стве. Об Александре Федоровне ходили самые невероятные слухи — от прода-жи вагонов сахара Германии до выдачи военных секретов: якобы императри-ца даже передавала врагам шифрованные телеграммы. В это верили многие — от крестьян до великих князей.

Социал-революционер. Из серии открыток «Дети-политики». 1917 год Wikimedia Commons

В 1917 году художник Владимир Табурин выпустил серию открыток «Дети-политики» с изображением различных политических сил в виде детей. Кадет — с портфелем, анархист — с бомбой, трудовик — в лаптях, эсер — с пистолетом. Были также в этой серии большевик и меньшевик, умеренный, буржуй и социал-демократ.

Ленин-пролетарий, или Шило в мешке. Июль 1917 года «Стрекоза», № 30

После вооруженного противостояния в июле 1917 года большевиков публично обвинили в сотрудничестве с Германией. Ленина, Зиновьева и других партий-ных лидеров подозревали в получении денег от Германии за целенаправ-лен-ную дезорганизацию русской армии. Июльское восстание, как гласили обвинения, было организовано для ослабления боеготовности в тылу.

Слепые пассажиры. Август 1917 года «Эй, шофер, ты, кажется, собираешься повернуть направо?» «Новый Сатирикон»

В 1915 году «Русские ведомости» опубликовали впоследствии нашумевшую статью Василия Маклакова, адвоката и члена партии кадетов. Маклаков писал о «безумном шофере», управляющем Россией. «И вдруг вы видите, что ваш шофер править не может; потому ли, что он вообще не владеет машиной на спусках или устал и уже не понимает, что делает, но он ведет к гибели и вас, и себя». На карикатуре 1917 года за рулем уже не Николай II, а Керенский, пропасть же никуда не делась, а пассажиры так же слепы, как и шофер.

Дмитрий Моор. На двух полюсах. Ноябрь 1917 года «Новый Сатирикон»

На карикатуре Дмитрия Моора — председатель Совнаркома Ленин и атаман войска Донского Алексей Каледин. Под картинкой поясняющая подпись: «Два казака — пара». Осенью 1917 года атаман Каледин выразил недоверие прави-тельству Керенского и начал создавать независимую республику на Дону. Ленин и Каледин считались двумя полюсами российской политики, но оба они, как считает автор рисунка, принесли одинаковый вред.

Брошюры

Алексей Мельгунов. Самодержавные палачи. Москва, 1917 год Из частной коллекции

Триста лет «русский народ находился под гнетом династии Романовых. В сущности, род Романовых угас со смертью Петра I, а воцарившиеся потом голштинцы, произвольно и противозаконно, при поддержке холопствующих вельмож, начали называть себя Романовыми». Германофобия времен начала войны осталась и после революции. Императорскую семью обвиняли не только в угнетении народа, но и в том, что они — немцы.

Иван Лукаш. Преображенцы. Петроград, 1917 год Из частной коллекции

«Преображенцы вышли, как один, на грозный зов Свободы, лишь только заслышали ее медно-бряцающий шаг». Запасные батальоны гвардейских полков, оставшиеся в Петрограде в 1917 году, сыграли важную роль во время Февральской революции. Волынский, Павловский и другие гвардейские полки сначала отказались стрелять в манифестантов, а затем и вовсе перешли на сторону восставших.

Николай Арсеньев. Краткий политический словарь для всех. Москва, 1917 год Из частной коллекции

Многочисленные словари, выпущенные после Февральской революции, до-ходчиво разъясняли гражданам новые термины и трактовки. «Социалисты — это люди, которые добиваются такого порядка в государстве, чтобы не было ни хозяев, ни рабов. Все люди должны трудиться». Или о сепаратном мире: «Когда мы, например, в лесу работаем, а один уйдет от нас, оставив нас дорабатывать дело одним и за него, то этим он выдает своих товарищей по работе».

Толковник политических слов и политических деятелей. Петроград, 1917 год Из частной коллекции

Толковники были подробнее словарей и еще более популярны. Например, про «женский вопрос» следовало такое разъяснение: «Женщины ограничены в своих правах. У нас в России женский вопрос перестанет существовать, потому что женщины будут избираться наравне с мужчинами и в Учредитель-ное собрание, и в Государственную думу».

Алексей Рождественский. Что надо знать каждому. Москва, 1917 год Из частной коллекции

Такие брошюры были построены по системе «вопрос - ответ». «Вопрос: Что такое свобода? Ответ: Свободой называется право делать все что угодно, но не нару-шая закона и в случае нарушения отвечая только перед судом присяжных». Автор брошюры — профессор Рождественский, читавший общую теорию права в Демидовском юридическом лицее в Ярославле и написавший множество статей о проблеме парламентаризма.

Владимир Ленин. Империализм как новейший этап капитализма. Петроград, 1917 год Wikimedia Commons

После Февральской революции в России начинают легально издавать работы Ленина, написанные в эмиграции. «Апрельские тезисы», в которых сформули-рована программа партии, напечатана в газете «Правда», появляются и старые теоретические труды, ранее издававшиеся подпольно. Лидер большевиков пока подписывается Н. Ленин (Вл. Ильин). После июльских событий Ленин пишет в Разливе книгу «Государство и революция», в которой предупреждает о меж-ду-народной пролетарской революции, но издана эта брошюра была только в 1918 году.

Брошюра Олега Леонидова «А. Ф. Керенский. Вождь свободы». Петроград, 1917 год Из частной коллекции

«На Керенского, этого тщедушного и щуплого человека, устремлены сейчас взоры не только многострадальной России, но и всего мира… Его несут на ру-ках. И я сам видел, как юноша с восторженными глазами молитвенно тянулся к рукаву его платья, чтобы только прикоснуться. Так тянутся к ис-точнику жизни и света». Это одна из многочисленных брошюр, прослав-ляющих Керен-ского, «солнце свободы России», как его называли сочинители панегириков. Автор этой брошюры, Олег Леонидов, впоследствии восторженно писал и о советских вождях.

Газеты

Статья «Наш долг» в журнале «Музыкальный современник». 1917 год Из частной коллекции

Многие деятели культуры горячо одобрили революцию. «Мы чаем великих перемен прежде всего именно в жизненном значении нашего искусства, в его воздействии на массы в качестве объединяющего начала». Передовица в «Му-зыкальном современнике» написана музыковедом Андреем Римским-Кор-саковым, сыном композитора.

Статья «Пастыри, объединяйтесь» в журнале «К свету». Тверь, 1917 год Из частной коллекции

«Старая власть всячески и планомерно… давила дух русского народа, душила его творческие силы». После Февральской революции изменения произошли и в церкви. 18 апреля (1 мая) 1917 года священники принимали участие в демонстрациях, рядом с красными флагами виднелись и церковные хоругви. Первомай отме-чался торжественной службой и в храме Христа Спасителя в Москве, глава епархии епископ Иоасаф даже осудил приходское духовенство за недостаточно активное участие в праздновании.

Статья Александра Куприна «Звездный флаг» в журнале «Нива», май 1917 года Из частной коллекции

Вступление США в войну на стороне Антанты позволило надеяться на перелом в боевых действиях. Все российские газеты конца марта — начала апреля 1917 года вышли с заголовками, посвященными этому событию. Передовица в «Ниве» — авторства писателя Александра Куприна. «Но есть одно волшебное, упоительное, одинаково радостное на всех языках слово — „свобода“». Справа от текста — американский плакат, на котором братаются два солдата, русский и американский. Перевод надписи - «Привет брату-демократу!»


Статья «Ленин и Ко» в журнале «Искры». 1917 год Из частной коллекции

Статья посвящена розыску лидеров большевиков. После июльских событий 1917 го-да многие партийные вожди были арестованы; другим, таким как Ленину и Зиновьеву, удалось бежать. В статье рассказывается о «госу-дар-ствен-ной измене, совер-шенной большевиками». Ленин и Зиновьев, чьи полицейские фотографии приводятся в тексте, в это время прячутся в шалаше на озере Разлив под Сестрорецком.


Статья «Корнилов среди друзей и врагов» в журнале «Искры», июль 1917 года Из частной коллекции

Фото Корнилова сделано в Китае в 1910 году: рядом с ним стоят немецкие, фран-цузские, китайские и английские офицеры. Популярность в армии Кор-нилов получил после Русско-японской войны: совсем еще молодой офицер смог в одиночку вывести из окружения целый корпус. В 1916 году известности ему добавил и дерзкий побег в 1916 году из австрийского плена. Летом 1917 го-да популярность Корнилова достигает пика.


Статья «Текущий момент. Поражение большевиков в городской думе» в «Петроградской газете», 8 сентября 1917 года Из частной коллекции

В газете едко пересказывается выступление Анатолия Луначарского в город-ской думе Петрограда. Один из лидеров большевиков произносит громкие слова о прекращении войны и продовольственном вопросе. Но, по словам корреспондента, «большевистские герои, приведенные в зал заседаний Думы, уже сейчас не знают, что они будут дальше делать, чем будут и чем могут они заниматься в Думе».


Статья «Разброд» в газете «Труд и воля», сентябрь 1917 года Из частной коллекции

«Собрание оживляется только тогда, когда начинают скандалить большевики. А скандалят они каждый раз, когда со сцены начинают звучать трезвые дело-вые слова, призывающие к работе на пользу родине и к единению всех ее твор-ческих сил». Созванное в сентябре 1917 года Демократическое совещание, Форум всех левых сил, прошло в атмосфере постоянных конфликтов между большевиками и организаторами совещания (эсерами и меньшевиками). Большевики бойкотировали создание Предпарламента, посчитав невозможной коалицию с кадетами. 

Выбор редакции
Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...

Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...

Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...
К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...