Духовная сфера жизни общества. Основные сферы общества


Системное рассмотрение общества невозможно вне анализа духовной стороны общества. Духовная сторона общества основывается на различных формах, видах, состояниях, уровнях общественного сознания. Сознание выступает необходимым атрибутом человеческой жизнедеятельности, поэтому его проявления в обществе многообразны, а анализ общественного сознания может осуществляться с разных сторон и в разных аспектах.

Общественное сознание не только отражает общественную жизнь, но и непосредственно связано с бытием людей, их реальным существованием в обществе. Оно бытийственно и поэтому может трактоваться как духовная жизнь общества.

Духовная жизнь общества этожизнь людей, связанная с удовлетворением духовных потребностей, с производством сознания, с отношениями между людьми в процессе духовного производства, с духовным общением. Для человека очень важно не просто жить, а жить насыщенной духовной жизнью. Духовная жизнь предстает именно как жизнь, включающая в себя непосредственное общение людей, коммуникацию, обмен информацией, формирование и удовлетворение духовных потребностей. Удовлетворение духовных потребностей предполагает функционирование духовного производства.

Духовное производство – вид общественного производства, результатом которого выступают идеи, взгляды, теории, ценности, т.е. общественное сознание во всем его многообразии. Компоненты общественного сознания определенным образом создаются, воспроизводятся , распространяются . Этот процесс может осуществляться спонтанно, стихийно, опираясь на традиции и другие устоявшиеся механизмы духовной деятельности. Но в современном мире все большее значение приобретает процесс целенаправленного производства идей, ценностей, т.е. духовное производство.

Специфика духовного производства в том, что создаваемые в нем предметы потребления хотя и имеют соответственное материальное выражение (книги, картины, кинофильмы и т.д.), но оно выступает лишь формой и носителем нематериальной смысловой информации. Наука, идеология, искусство, религия стали в обществе специализированными видами духовного производства. Самым развитым видом духовного производства является наука как профессиональная деятельность ученых по производству знаний. Моральное сознание не стало особым видом духовного производства в системе общественного разделения труда. Производство нравственных принципов, норм, оценок, распределенное между искусством, наукой, идеологией, различными институтами рождается в самом процессе жизнедеятельности общества. Есть профессиональная деятельность ученых, идеологов, художников, священнослужителей, но специализированного духовного морального производства, которое бы явилось специальным трудом определенной группы людей («профессиональных моралистов»), нет.

Таким образом, категории «духовная жизнь общества», «духовное производство» раскрывают важные грани, качества общественного сознания, духовной стороны жизни общества. Этой же цели служит еще одна категория – «духовная сфера общества», она опирается на две вышеотмеченные.

Духовная сфера общества – это целенаправленно организуемая обществом духовная жизнь людей. Духовная сфера общества связана со специализированным (профессиональным) духовным производством, с функционированием социальных институтов (идеологических и научных учреждений, театров, библиотек, музеев, кино и т.д.), в рамках которых создаются и распространяются духовные ценности. Элементами духовной сферы являются: наука, искусство, идеология, религия, образование, воспитание. Элементы духовной сферы характеризуются тремя отличительными признаками . Во-первых , они основываются на соответствующих формах общественного сознания (дифференциация духовной сферы в определенной мере воспроизводит дифференциацию форм общественного сознания и включает ее в себя). Во-вторы х, элементы духовной сферы не просто отдельные формы общественного сознания, но и сама деятельность по производству и воспроизводству духовных ценностей, т.е. наука, идеология, искусство и т.д. стали в обществе специализированными видами духовного производства, духовной деятельности. В-третьих, они выступают как институализированные подсистемы общества, предполагают функционирование таких социальных институтов как школы, научные учреждения, театры, храмы и т.д. Т.о, для элементов духовной сферы характерна органическая взаимосвязь, слитность форм общественного сознания с профессиональной деятельностью по их производству и с общественной институализацией этой деятельности.

Не всякая форма общественного сознания выступает элементом духовной сферы. Например, мораль не стала особым видом духовного производства, социально оформленным общественным институтом. И потому она не является элементом духовной сферы жизни общества. Что не означает недооценки морали как особой формы общественного сознания. Более того, именно мораль, нравственное сознание является сердцевиной человеческой духовности.

В общественной жизни складываются сложные и неоднозначные взаимосвязи между развитием общественного сознания, с одной стороны, и духовной сферой общества – с другой. Общественное сознание, будучи универсальным, многогранным идеальным отражением общественного бытия, выступает идеально-духовной основой развития духовной сферы. Само общественное сознание, его элементы функционируют в структуре духовной сферы, подчиняясь ее законам. В то же время и духовная сфера – это не просто социально-материальная оболочка общественного сознания, а весьма важный и активный фактор развития общественного сознания. В формах духовной сферы многие элементы общественного сознания получают более полное развитие, способствуя тем самым максимальной реализации возможностей человеческого духа. Таким образом, в сложной взаимообусловленности развиваются в обществе составные грани единой духовной жизни общества – общественное сознание и духовная сфера.

Общественное сознание и его взаимодействие с индивидуальным сознанием. Общественное сознание возникло вместе с обществом, общественным бытием. Общественное бытие и общественное сознание как бы «нагружены» друг другом. Обязательной стороной общественного бытия являются идеи, взгляды, настроения и т.д. Без общественного сознания общественное бытие мертво, оно перестает быть общественным. Нельзя преобразовывать бытие, не затрагивая в то же время сознание, не мобилизуя духовную энергию общества, мотивационную сферу каждого человека. Важно помнить, что любые реформы в обществе, не подкрепленные осознанием их смысла и необходимости, внедренные сугубо экономически, без мобилизации энергии духа, не могут привести к ожидаемым результатам.

Когдаговорят об общественном сознании, то имеют в виду не сознание отдельного индивида, а духовную жизнь общества. При этом отвлекаются от всего индивидуального, личного и исследуют взгляды, идеи, настроения, характерные для данного общества в целом или для определенной социальной группы. Общественное сознание представляет собой не совокупность индивидуальных сознаний членов общества, а целостное духовное образование, имеющее свои особенности и законы развития. Общественное сознание выходит за пределы каждого индивидуального сознания и образует особый вид надличностного бытия – духовно-идеальную реальность, с требованиями которой (социальными нормами, духовными ценностями и установками) индивид вынужден считаться так же, как он считается с природными, материальными явлениями. Однако эта духовная реальность обладает не абсолютной, а относительной самостоятельностью. Между общественным и индивидуальным сознанием существует органическая взаимосвязь и постоянное взаимодействие.

Общественное сознание, хотя и надличностно, но оно не внеличностно. Оно не витает независимо от бытия людей, а порождается людьми, в них и через них живет. Идеи рождаются сначала в голове того или иного человека, а затем начинают жить в общественном сознании. Индивидуальное сознание обретает надличностную форму бытия с помощью языка, знаков, символов, в которых опредмечивает, объективирует свое содержание, а также посредством особого механизма, которым является процесс общения. Индивидуальное сознание связано с телесным бытием человека, с его мозгом, тогда как общественное – с исторически сложившейся системой материальных форм его фиксации в виде знаков, символов. Сознание индивида живет и умирает вместе с ним, но оно может обрести бессмертие в общественном сознании, объективируясь в языке, функционируя в системе общения.

Сущность общественного сознания можно выразить следующим его определением. Общественное сознание – это совокупность взглядов на природную и социальную реальность, характерных для данного общества в целом или для определенной социальной группы, выраженных в естественном или искусственном языке, творениях духовной культуры, включенных в контекст социального общения.

И хотя общественное сознание питается индивидуальным, разумеется, не каждое индивидуальное сознание в своей объективированной форме входит в состав общественного. Личные идеи и убеждения участвуют в созидании духовной жизни общества, когда они обретают общественную ценность, выходят за пределы только лично значимого. Одно дело – идеи, сознание великой исторической личности, и другое – тривиальные мысли заурядного человека.

Взаимодействие общественного и индивидуального сознания осуществляется в сфере общения, коммуникационной сфере. Чтобы мыслить, каждый человек должен освоить накопленное обществом духовное богатство. Индивидуальное сознание постоянно соотносится с миром духовной культуры: исторически выработанные обществом нравственные нормы, эстетические представления, социальные ценности духовно питают личность, формируют его убеждения, установки, взгляды, ориентации. Сознание каждого человека, начиная с раннего детства, вбирает в себя знания, опыт, убеждения, верования, оценки той социальной среды, к которой он принадлежит.

К витающим в атмосфере общественного сознания идеям индивидуальное сознание относится избирательно: что-то приемлет и делает своим, а что-то отвергает и осуждает. Можно говорить о двух ярких реакциях индивидуального сознания на общественное сознание. Во-первых, догматической, когда индивид обожествляет однажды воспринятую систему общественных идей, относится к ней некритически, как к истине в последней инстанции. И, во-вторых, волюнтаристской, при которой общественное сознание игнорируется в пользу индивидуального, субъективным идеям придается статус объективных, непогрешимых. Догматизм и волюнтаризм представляют собой крайности в реализации сложной взаимосвязи индивидуального и общественного сознания.

Структура общественного сознания. В структуре общественного сознания принято выделять виды, уровни, формы сознания.

К видам общественного сознания можно отнести массовое сознание и общественное мнение.

Массовое сознание выделяется на основе особенностей его носителя – массы. Массовое сознание – это сознание различных типов и видов масс. Масса – это множество индивидов, объединенных каким-то действительным (хотя бы и кратковременным) социальным процессом, осуществляющих общую деятельность, демонстрирующих совместное, подобное поведение. Масса отличается разнородным, смешанным социальным составом. Примеры масс: участники политических движений, болельщики футбольной команды, поклонники эстрадных «звезд» и т.д. Массовое сознание представляет собой широкую совокупность знаний, представлений, иллюзий, настроений, отражающих все без исключения стороны жизни общества, способные вызвать тот или иной отклик в массах и доступные массовому восприятию. В структуре массового сознания переплетаются разнообразные элементы в диапазоне от «позитивного знания» до «ложных образов действительности», от «моментальных эмоций» до «устойчивых настроений», от «фрагментарных мнений» до более или менее широких «полей суждений». Свойства массового сознания: текучий, открытый, не завершенный до конца характер его содержания; разорванность, противоречивость его структуры; способность к быстрым изменениям, переменам в одних отношениях и «окостенению», стереотипизации в других.

Общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе отношение различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности. Общественное мнение выражается в оценочных (негативных или позитивных), аналитических, конструктивных суждениях. Процессы формирования и функционирования общественного мнения могут протекать стихийно, независимо от деятельности тех или иных социальных институтов, но чаще всего являются результатом целенаправленного воздействия разного рода государственных учреждений, политических организаций, средств массовой информации и т.д. Общественное мнение может быть в большей или в меньшей мере адекватным реальному положению вещей или иллюзорным, содержать в себе истинное или ложное представление о действительности. Чем демократичнее общественный строй, тем больше возможность влияния общественного мнения на решение внутренних и международных проблем.

Уровнями общественного сознания являются обыденно-практический и теоретический.

Обыденно-практический уровень включает в себя повседневное, несистематизированное сознание, которое формируется стихийно и отражает мир, чаще всего, на уровне явлений, а не его существенных связей. В обыденном сознании могут содержаться ошибочные оценки, поверхностные суждения, а иногда оно стоит ближе к объективной истине, чем теоретическое сознание, испытывающее на себе влияние идеологии. Обыденное сознание обладает таким качеством как полнота и цельность мироощущения. Оно ближе, чем теоретическое сознание, стоит к потоку жизни, поэтому в нем полнее отражается действительность во всех ее деталях и смысловых нюансах.

Теоретический уровень содержит в себе идеи, подвергнутые систематизации и рациональной обработке. На теоретическом уровне отражаются внутренние, существенные связи и закономерности действительности. Теоретический уровень отражения присутствует во всех формах общественного сознания, но преимущественно выражен в науке.

В реальной жизни уровни общественного сознания переплетены, взаимосвязаны. Под воздействием научно-технического прогресса на повседневном уровне оперируем такими понятиями, как «вирус», «электрон» и т.д. Обыденное сознание, испытывая на себе влияние теоретического, видоизменяется, «онаучивается», но в перспективе совсем исчезнуть не может. Повседневная жизнь общества не требует обслуживания ее сознанием, находящимся на научно-теоретическом уровне. Использование в быту электрических приборов, телевизора, компьютера и других технических устройств вполне возможно без знания тех закономерностей, которые лежат в их основе.

В структуре общественного сознания принято выделять общественную психологию и общественную идеологию. Их выделение пересекается с вышеозначенным подразделением общественного сознания на уровни.

Общественная психология есть частичный аналог обыденно-практического уровня сознания, в котором представлены общественные чувства, эмоции, настроения, переживания, волеизъявления и т.д., складывающиеся в результате непосредственных и опосредованных воздействий общественной жизни. Общественная психология зависит от реального положения дел в обществе, она испытывает на себе воздействие теоретического сознания, общественной идеологии. Общественная психология (такие, свойственные группам людей, нации в целом, состояния как стыд, гнев, апатия, разочарование и т.д.) может как замедлять, так и ускорять общественные преобразования. Власть должна учитывать особенности общественной психологии в социальном управлении, изучать настроения людей, прогнозировать психологическую реакцию на политические события.

Общественная идеология – это теоретическое, систематизированное сознание, выражающее интересы классов, социальных групп, общностей. Если для научно-теоретического сознания главным является отражение объективных законов при отвлечении от интересов людей, то для идеологии, напротив, именно этот интерес, его выражение, реализация являются главными. Можно сказать, что идеология – это социально ангажированное сознание. В идеологии велик удельный вес целеполагания, связанного с разработкой ориентиров, программ деятельности. Существует идеология политическая (тоталитарная, консервативная, либеральная и др.), национальная, религиозная. Идеология разрабатывается целенаправленно, специальными людьми – идеологами, которые теоретически выражают то, к чему класс приходит практически.

Формы общественного сознания. Структурными элементами общественного сознания являются его различные формы: политическое, правовое, нравственное (мораль), эстетическое, религиозное, философское, научное. В ходе истории происходит дальнейшая дифференциация общественного сознания. Так, на современном этапе имеются основания для выделения экономической формы общественного сознания. Отличаются формы общественного сознания друг от друга по ряду критериев.

1. По предмету отражения. Так, предметом философии является всеобщее в системе мир-человек, наука изучает объективные законы как природной, так и социальной реальности, политическое сознание интересуют властные отношения, отношения между классами, партиями, государствами и т.д.

2. По способу отражения. Наука отображает реальность в теоретико-понятийной форме, искусство, которое основано на эстетическом освоении действительности, – в художественных образах, политическое сознание – через политические программы и декларации, нравственное сознание – в моральных заповедях и т.д.

3. По соотношению в них объективных и субъективных моментов. Наука стремится элиминировать субъективное начало, а в искусстве, например, оно максимально выражено. Каждой форме общественного сознания присуща своя диалектика субъективного и объективного.

4. По выполняемым социальным функциям. Некоторые формы выполняют сходные функции, у других они принципиально различны. Философии и религии, например, присуща мировоззренческая функция, в науке на первый план выходит познавательная. Регулятивная функция свойственна нравственному сознанию, а искусству – функция катарсиса, воспитательная функция и т.д.

5. По степени зависимости от общественного бытия. Наиболее тесно связаны с общественным бытием, материально-производственной сферой политическое и правовое сознание, а зависимость философского, эстетического сознания от уровня экономического развития общества более отдаленная, опосредованная другими факторами.

6. По соотношению в них обыденно-практического и теоретического уровней. Если в научном сознании доля житейского, опытно-практического знания минимальна и содержание науки определяется теоретическим уровнем отражения, то в религиозном сознании наряду с догматами, вероучением большую роль играют религиозные чувства, эмоции, настроения, обряды и традиции.

Все формы общественного сознания взаимодействуют друг с другом, проникают друг в друга и влияют друг на друга. Для каждого исторического этапа характерен особый тип взаимодействия его форм. Например, в Средние века доминирующей формой общественного сознания была религия, и все другие формы сознания подчинялись ей, сами выступали в религиозном облачении (мораль, искусство). В эпоху Нового времени на первый план выходят такие формы как политическое, правовое сознание, наука. На современном этапе несомненным лидером среди всех форм общественного сознания является наука, которая проникает во все сферы общественной жизни, многообразными нитями связана с философией, религией, нравственным, политическим, правовым сознанием.

И в заключении следует заметить, что общественное сознание не только отражает, оценивает, осмысливает бытие, зависит от него, но и может активно влиять на бытие через практическую деятельность людей. В истории есть множество примеров, когда идеи, в частности социально-политические, опережают наличное состояние общества и тем самым способствуют его перестройке. Сознание может и отставать от общественного бытия, в нем могут содержаться ошибочные оценки тех или иных событий, а значит, и тормозить, задерживать развитие общественного бытия. В этом проявляется относительная самостоятельность в развитии общественного сознания, отсутствие жесткой, однозначной зависимости от общественного бытия, его активно-творческая природа.

Духовная сфера общества — это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее важнейшей, приоритетной функцией определения ценностно-нормативной системы общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и интеллектуально-нравственный потенциал общества в целом.

Изучение духовно-нравственной жизни общества с необходимостью предполагает выделение ее структурных элементов. Такие элементы называют формами общественного сознания. К ним относят моральное, религиозное, политическое, научное, эстетическое сознание. Эти формы определяют соответствующие подсистемы духовной сферы общества, отличаясь друг от друга, не только содержанием и способом познания своего объекта, но также временем возникновения в процессе развития общества.

Исторически первой формой общественного сознания является моральное сознание, без которого не могло существовать человечество даже на самых ранних этапах своего развития, так как моральные нормы, отражающие базисные ценности общества являются важнейшими регуляторами и стабилизаторами любых социальных взаимосвязей. В условиях первобытного общества возникают еще две формы общественного сознания — эстетическое и религиозное. Считается, что религиозное сознание складывается позднее эстетического и, соответственно, морального, с чем,впрочем, спорят представители института религии, утверждая о первичности религии по отношению к морали и искусству. Далее, по мере развития общества, формируется политическое, затем — научное сознание. Безусловно, перечисленные формы не являются конечными и единственными. Развитие социальной системы продолжается, что приводит к возникновению в ней новых подсистем, требующих собственного осмысления и, следовательно, порождающих новые формы духовной сферы общества.

Духовная сфера, являясь подсистемой общества в целом, с необходимостью реагирует на все изменения, происходящие в других его подсистемах: экономической, политической, социальной. Поэтому резкие экономические изменения в России не могли не отразиться на состоянии духовной жизни страны. Многие исследователи акцентируют внимание на изменениях в ценностных ориентациях россиян,повышении значимости индивидуалистических ценностей.

Остро стоит проблема коммерциализации культуры и связанная с ней проблема снижения уровня ее художественной ценности, а также невостребованности классических культурных образцов массовым потребителем. Эти и другие негативные тенденции в развитии отечественной духовной культуры могут стать существенным препятствием на пути прогрессивного развития нашего общества.

Использовалась информация с сайта http://www.ronl.ru

В качестве частей выделяют не только социальные субъекты, но и другие образования — сферы жизни общества.Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из которых называют сферами общественной жизни.

Сфера жизни общества определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.

Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

Каждая сфера включает в себя:

  • определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);
  • социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);
  • сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

  • социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)
  • экономическую (производительные силы, производственные отношения)
  • политическую (государство, партии, общественно-политические движения)
  • духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности - познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в , научном творчестве, самообразовании, и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия.

Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные сознания — нравственное, научное, эстетическое, .

Социальный институты в сферах общества

В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты.

В социальной сфере важнейшим социальным институтом, в рамках которого осуществляется воспроизводство новых поколений людей, является . Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и иные организации.

Для многих людей производство и наличие духовных условий существования не менее важны, а для некоторых людей и более важны, чем условия материальные. Духовное производство отличает людей от других существ в этом мире. Состояние и характер развития определяю цивилизованность человечества. Основными в духовной сфере выступают институты , . Сюда же относятся культурно-просветительские учреждения, творческие союзы (писателей, художников и т. п.), средства массовой информации и иные организации.

В основе политической сферы лежат отношения между людьми, которые позволяют им участвовать в управлении общественными процессами, занимать относительно безопасную позицию в структуре социальных связей. Политические отношения — это формы коллективной жизни, которые предписываются законами и другими правовыми актами страны, уставами и инструкциями относительно самостоятельных сообществ, как вне страны, так и внутри ее, писаными и неписаными правилами различных . Осуществляются эти отношения посредством ресурсов соответствующего политического института.

В масштабе всей страны основным политическим институтом выступает . Оно состоит из множества следующих институтов: президент и его администрация, правительство, парламент, суд, прокуратура и другие организации, обеспечивающие общий порядок в стране. Помимо государства, существуют многие организации , в которых люди реализуют свои политические права, т. е. права на управление общественными процессами. Политическими институтами, которые стремятся участвовать в управлении всей страной, выступают и общественные движения. Кроме них, могут существовать организации регионального и местного уровня.

Взаимосвязь сфер общественной жизни

Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.

В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.

Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, характером.

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.А.ШОЛОХОВА

ИВАНОВ ИВАН ИВАНОВИЧ

РЕФЕРАТ

"ДУХОВНАЯ СФЕРА"

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент

Кто то там. ФИО

МОСКВА 2010

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3

1. Важность духовной сферы общества............................................................4

2. Особенности развития духовной сферы в условиях ХХ века.....................7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................15

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обуславливается тем что духовная сфера общества отвечает за создание, распространение и усвоение духовных ценностей. В быстро изменяющихся социальных условиях приобретает важную роль совершенствование воспитания детей, правила этикета и социально-общественные нормы поведения. Так же следует отметить что современные условия жизни всё дальше уходят от национальных корней и российской культуры.

Предмет исследования духовная сфера общества.

Цель исследования: изучить теоретические основы духовной сферы общества.

В соответствии с проблемой, объектом, целью определены следующие задачи исследования:

Дать анализ состояния проблемы духовной сферы общества;

Выявить особенности развития социальной сферы в России в ХХ веке;

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что изученные проблемы духовной сферы вносят значимый вклад в теорию (например правила этикета или правильное воспитание школьников) управления обществом.

Реферативный проект состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка литературы.

1. Важность духовной сферы общества

Духовная сфера общества - это сфера отношений людей по поводу создания, распространения и усвоения духовных ценностей. Духовная сфера жизни общества включает формы и уровни общественного сознания. Общественное сознание - идеальное отражение общественной жизни.

Изучение духовно-нравственной жизни общества с необходимостью предполагает выделение ее структурных элементов. Такие элементы называют формами общественного сознания. К ним относят моральное, религиозное, политическое, научное, эстетическое сознание. Эти формы определяют соответствующие подсистемы духовной сферы общества, отличаясь друг от друга, не только содержанием и способом познания своего объекта, но также временем возникновения в процессе развития общества.

Исторически первой формой общественного сознания является моральное сознание, без которого не могло существовать человечество даже на самых ранних этапах своего развития, так как моральные нормы, отражающие базисные ценности общества являются важнейшими регуляторами и стабилизаторами любых социальных взаимосвязей. В условиях первобытного общества возникают еще две формы общественного сознания - эстетическое и религиозное. Считается, что религиозное сознание складывается позднее эстетического и, соответственно, морального, с чем, впрочем, спорят представители института религии, утверждая о первичности религии по отношению к морали и искусству. Далее, по мере развития общества, формируется политическое, затем - научное сознание. Безусловно, перечисленные формы не являются конечными и единственными. Развитие социальной системы продолжается, что приводит к возникновению в ней новых подсистем, требующих собственного осмысления и, следовательно, порождающих новые формы духовной сферы общества.

Духовная сфера, являясь подсистемой общества в целом, с необходимостью реагирует на все изменения, происходящие в других его подсистемах: экономической, политической, социальной. Поэтому резкие экономические изменения в России не могли не отразиться на состоянии духовной жизни страны. Многие исследователи акцентируют внимание на изменениях в ценностных ориентациях россиян, повышении значимости индивидуалистических ценностей. Остро стоит проблема коммерциализации культуры и связанная с ней проблема снижения уровня ее художественной ценности, а также невостребованности классических культурных образцов массовым потребителем. Эти и другие негативные тенденции в развитии отечественной духовной культуры могут стать существенным препятствием на пути прогрессивного развития нашего общества.

Выделяют два уровня общественного сознания - обыденное и теоретическое, которые различаются по глубине отражения объективного мира, включая общественное бытие. Обыденное сознание отражает общественное вытие поверхностно, а теоретическое сознание проникает в закономерную сущность явлений.

К формам общественного сознания относятся политическое, правовое, моральное, религиозное сознание, искусство, наука и философия. Они отличаются друг от друга предметом и способами отражения действительности, а также социальными функциями.

Подсистемы общества взаимосвязаны и взаимообусловлены. Кроме того, находясь в постоянном взаимодействии, все сферы общественной жизни выполняют только им свойственные функции, обладают относительной самостоятельностью и имеют собственные закономерности развития.

У людей существуют потребности, удовлетворение которых в полной мере невозможно ни в сфере экономики, ни в социальной сфере, ни в сфере политики. Эти потребности получили название духовных потребностей, их удовлетворение возможно лишь духовными ценностями.

Структура духовной сферы общества. Она может быть представлена в виде областей, в которых осуществляются наука, искусство, религия, образование и воспитание. Вместе с тем, их объединяет то, что:

1) они основываются на формах общественного сознания и удовлетворяют духовные потребности людей;

2) в них создаются и распространяются духовные ценности;

3) в них функционируют социальные институты, существующие производства и распространения духовных ценностей.

Элементы духовного производства. Духовная сфера по всей структуре близка к структуре производства материальных благ: наличие духовных потребностей вызывает необходимость создания (производства) духовных ценностей, восприятие (потребление) которых приводит к удовлетворению названных потребностей.

В ходе духовного производства и усвоения духовных ценностей возникают общественные отношения, которые так же входят в духовную сферу общества. Процесс производства духовных ценностей, их накопление в обществе и усвоение своими конечными целями имеют формирование человека как духовного существа.

2. Особенности развития духовной сферы в условиях ХХ века.

Духовная сфера общества в двадцатом веке стала слабеть из-за индустриализации общества. Первым структурным элементом в духовной жизни выступают потребности. Духовные потребности - это нужда людей и общества в целом создать и осваивать духовные ценности, потребность в духовном совершенствовании, в образовании, воспитании в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном познании окружающего мира, в вере. Философы определяют духовные потребности как определенное психологическое состояние человека, побуждающее его к созданию и освоению духовных ценностей. В отличие от материальных потребностей, духовные потребности не даны генетически, не даны от рождения, они формируются и развиваются в процессе социализации личности. Особенность духовных потребностей в том, что они носят принципиально неограниченный характер: предела роста для них не существует, единственным ограничителем роста духовных потребностей является объем накопленных человеком духовных ценностей и желание человека участвовать в их приумножении.

Ради удовлетворения этих потребностей совершается духовная деятельность и формируется уникальная отрасль духовного производства. Духовное производство вырастает из материального производства. Вы уже знаете, что в первобытном обществе духовная деятельность была вплетена в практическую деятельность. Но с разделением труда образуется слой людей, для которых духовная деятельность становится главной. Духовное производство (так же как и материальное) предполагает создание продукции, ее распространение и потребление. Но все эти моменты в духовном производстве имеют свою специфику. Создание обычно осуществляется профессионалами-художниками, музыкантами, учеными, идеологами. Их труд носит творческий характер, требует особого таланта, дара, вдохновения. Существует также и право собственности на духовное производство, но собственность на духовное производство отличается от собственности на материальное производство. И хотя владелец духовного производства (например, писатель) передает свою вещь (книгу), вещь остается его собственностью. Теряется лишь материальная оболочка. Но содержание, освоенное им, остается в его собственности. Идеями могут владеть и пользоваться многие. Поэтому частная собственность на духовный продукт не согласуется с природной. Предметы материального производства могут изготавливаться серийно. Предметы же духовного производства уникальны. Но они могут распространяться путем тиражирования. А тиражирование - это уже материальное производство.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе обобщения результатов теоретического исследования изложены следующие выводы:

1. Сущность духовной сферы общества заключается в том, что её цель направлена на улучшение взаимоотношения людей в обществе, на взаимоотношения между обществами и отношения государства к обществу.

Первый компонент способствует производству материальных благ для общества. Это могут быть предметы быта или ещё какие то вещи в которых мы нуждаемся.

Второй компонент способствует производству и усвоению духовных ценностей. К таким ценностям можно отнести религию, искусство а так же образование.

Третий компонент обеспечивает правильное формирование общества с хорошо сложенными взаимоотношениями.

2. Особенности развития духовной сферы в условиях ХХ века.

3. Новизна этого исследования помогает социологам выстраивать более надёжные схемы управления обществом совместно с правильным употреблением материальных и духовных благ.

Обществознание А.В. Опалев третье издание, переработанное и дополненное.

ООО"ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА"

Голенкова З.Т., Виктюк В.В., Гридчин Ю.В., Черных А.И., Романенко Л.М. Становление гражданского общества и социальная стратификация // Социс. 2006. №6.- C.13 - 16.

Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших заведений. – М.: Наука, 2004. - 134c.

Осипов Г.В. и др. Социология. М., 2005. - 251c.

Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М.: Интерпракс, 2005. -156c.

Романенко Л.М. Гражданское общество (социологический словарь-справочник). М., 2005. - 324c.

Смелзер Н.Дж. Социология. М., 2004. -543c.

Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Наука, 2006. -320c.

Духовная сфера общества.

1. Специфика духовной сферы общества.

2. Особенности духовного производства.

3. Наука как вид духовного производства.

4. Искусство как вид духовного производства.

5. Религия как вид духовного производства.

1.Духовная сфера общества – это сфера отношений людей по поводу духовных ценностей, их создания, распространения и потребления. Духовная сфера складывается исторически и вбирает в себя географические, национальные особенности общества и проявляется в национальном характере (менталитете). Духовная сфера – это поле деятельности учреждений образования, воспитания, профессионального искусства (театр, музыка, изобразительное искусство и т.д.). В духовной сфере люди формируются эстетически и нравственно, поэтому ее трудно переоценить. В совокупности с экономической и социально-политической сферами она определяет специфику общества во всей его целостности. Духовная сфера включает в себя духовную культуру (научную, философско-мировоззренческую, правовую, нравственную, художественную), которая формирует определенный тип человеческой личности в интересах общества, регулирует поведения человека в процессе его взаимоотношении с обществом себе подобных, с природой и окружающим миром. Из этого вытекает и другая функция духовной культуры – формирование познавательных способностей личности. Духовная культура общества находит свое выражение в различных формах и уровнях общественного сознания, в освоении и обогащении мира духовных ценностей.

Элементы духовной сферы общества:

· духовные потребности людей: являются продуктом чисто социального взаимодействия

· духовные ценности: взгляды людей, научные идеи, гипотезы и теории, художественные произведения, моральное и религиозное сознание, духовное общение людей и возникающий при этом морально-психологический климат

· духовное потребление

· духовные отношения между людьми, а также проявления их межличностного духовного общения, например, на основе эстетических, религиозных, нравственных отношений.

· духовное производство

2.Духовное производство – деятельность общества по производству, сохранению, обмену, распределению и потреблению идей, представлений, идеалов, научных знаний и других духовных ценностей. В сфере распределения и освоения духовных ценностей духовное производство охватывает образование, нравственное и эстетическое воспитание и другие формы приобщения к духовной культуре.

При наличии ряда общих моментов с материальным производством духовное производство имеет свою специфику. Предметом труда в нем выступают не только природа и природные вещества, но и общественный прогресс во всем богатстве его социальных связей, человеческое мышление и деятельность людей. Весьма своеобразны и субъект духовного производства, и орудия его деятельности. В обществе формируется особый социальный слой профессионалов, занятых созданием духовных ценностей. В массе своей это представители интеллигенции. Духовное производство– производство сознания, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Результатом духовного производства являются идеи и теории, ценности, духовные общественные отношения и сам человек как духовное существо.Лучшие образцы духовного производства, получив социальную оценку, входят в фонд духовной культуры социума, становятся его достоянием. Потребляя духовные ценности, человек формируется как личность и в этом качестве выступает и как объект, и как субъект духовного производства. Для духовного формирования используются система образования, воспитания, средства коммуникативного воздействия и т.д. Важную роль играет и самостоятельное усвоение субъектом духовных ценностей, самообразование и самовоспитание.Духовное производство в отличие от материального носит всеобщий, общественный характер, продукты духовного производства доступны всем. Пятью хлебами не накормишь тысячу, а пятью идеями или шедеврами искусств можно удовлетворить духовные потребности миллиона людей. Однако следует заметить, что само производство духовных ценностей всегда индивидуально. Примером может послужить то, что нобелевские премии в науке коллективам авторов не присуждаются. В целом, большие открытия и творения делают одиночки, ведь творчество всегда уникально и индивидуально. Творчество – основная сила духовного производства, в то время как в материальном производстве таких производительных сил множество (сырье, машины, рабочие руки, дороги и пр.). Духовная деятельность самоценна, обладает значимостью нередко безотносительно к результату. Так искусство существует ради искусства. В отличие от материальной деятельности, для которой ценно не создание, а обладание благами, в духовной деятельности ценно само создание. Функции духовного производства: 1. Духовная деятельность, направленная на совершенствование всех средств жизни общества (экономической, политической, социальной) и производство духовных ценностей.2. Производство прикладных и фундаментальных идей, причем производство последних является важнейшей функцией.3. Производство и распространение в обществе знаний об этих идеях.4. Производство общественного мнения. Эта функция тесно связана с производством и распространением знаний, однако в ней подчеркивается политический, идеологический момент.5. Формирование духовных потребностей, т.е. внутреннего побуждения человека к духовному творчеству и созданным духовным ценностям.

Виды духовного производства:

2. Искусство.

3. Религия.

    Наука как вид духовного производства. Наука 1) система знаний; 2) социальный институт.

Наука – систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстрактно-логической форме понятий, категорий, законов и т.д. Наука создает идеальный мир, в котором отражаются закономерности объективного мира.

Основные признаки научного познания:

  • Систематичность и логичность
  • Наличие идеализированных объектов
  • Необходимость методов, методологии и средств научного познания
  • Специализированность, предметность, дисциплинарность научного знания
  • Наличие особого языка науки
  • Строгость и объективность открываемых истин
  • Кумулятивность научного знания: накапливание, совершенствование, поступательное развитие науки

Функции науки:

  • Познавательная
  • Объяснительная
  • Практически-действенная (наука дает метод по преобразованию мира, а также служит внедрению технологий и созданию техники)
  • Прогностическая (например, предвидение природных аномалий)
  • Мировоззренческая
  • Функция социальной памяти

Дифференциация и интеграция научного знания.

Дифференциация науки – процесс, связанный с возрастанием числа специальных наук, становлением новых научных дисциплин, формированием новых научных направлений, подходов, концепций, теорий. Если во времена Аристотеля наука едва ли делилась на 20 областей знаний, то сейчас это деление не знает границ. Этому во многом способствовало открытие микроскопа и телескопа. Физика разделилась на механику, оптику, электродинамику, статистическую механику, термодинамику, гидродинамику и т.д. Появляются и новые науки, например, генетика. Дифференциация приводит к прогрессирующей специализации научных работников, отсутствию взаимопонимания представителей различных научных направлений и дисциплин, что не способствует прогрессу науки.

Интеграция науки – процесс, связанный с объединением наук на основе единства различных уровней и фрагментов универсума. Многие науки, например, химия, физика, астрономия и пр. объединяются на основе изучения элементарных частиц . Интеграция проявляется как:

· Организация исследований «на стыке» смежных научных дисциплин

· Разработка «трансдисциплинарных» научных методов, имеющих значение для многих наук (спектральный анализ, компьютерный эксперимент)

· Поиск «объединительных» теорий и принципов (например, теория эволюции)

· Разработка теорий, выполняющих общеметодологические функции в естествознании (кибернетика, синергетика)

· Комплексный характер решения проблем

Дифференциация и интеграция – две взаимодополняющие тенденции в науке.

4. Искусство – такой вид духовного производства, который представляет собой творение профессионалов (художников, музыкантов, поэтов и т.д.), т.е. специалистов в области эстетического. Эстетическое есть не только в искусстве, оно разлито по всей социальной реальности и вызывает особенные эстетические чувства у людей (например, при любовании горами). В искусстве же эстетическое носит самодовлеющий характер.

Первоначально искусство не было чисто эстетической деятельностью, оно служило магии, религии и передаче социального опыта (наскальные рисунки). В классовом обществе искусство становится самостоятельным.

Искусство имеет социальное содержание, что особенно проявляется в кризисные периоды развития общества. Конец XIX в. – начало XX в. характеризуется «дегуманизацией искусства» (термин Ортеги-и-Гассета) – дистанцированием от реальности, изгнанием из искусства непосредственности чувств, всего человеческого, живого. Искусство становится бесчеловечным, отвлеченным, холодным и ироничным. Дегуманизация затронула и все другие сферы общественной жизни.

Другой пример социального характера искусства – тоталитарное искусство XX века. Ярким примером является направление соцреализма в СССР, которое считалось главной и единственно правильной формой искусства. Тоталитарное искусство становится орудием политики, власти, идеологии. Государство монополизирует и контролирует деятельность художников, все не признанные официальными стили искусства запрещаются.

Выбор редакции
Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...

Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...

Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...
К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...