Египетский зал в пушкинском музее презентация. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина - Марина Витушкина — LiveJournal. Погружение в культуру Древнего Египта



Зал 1. Искусство Древнего Египта.

Коллекция египетских подлинников поступила в музей от санкт-петербургского академика Владимира Семёновича Голенищева. В.С.Голенищев был учёным, археологом, он ездил в Египет с экспедицией от Государственного Эрмитажа и выполнял роль надзирателя за работами. Параллельно он собирал коллекцию для себя. Санкт-петербургская коллекция собиралась во время раскопок, поэтому её предметы точно датированы, атрибутированы и привязаны к той или иной гробнице. А для себя В.С.Голенищев покупал предметы на «чёрном рынке». Поэтому они были ни атрибутированы и ни датированы. Уже позже учёные определяли возраст памятников и принадлежность к той или иной гробнице по параллелям с другими подобными артефактами.

В 1909 году Голенищев разорился и был вынужден продать свою коллекцию. Но, несмотря на выгодные предложения из разных стран, учёный хотел, чтобы его коллекция осталась в России, поэтому он продал её за меньшую сумму императорской казне. Причём, первую половину суммы ему выплатили сразу, вторую обещали выплатить позже, да так никогда с учёным и не расплатились, как у нас в России водится.

Коллекцию решили отправить в Москву, потому что в Эрмитаже уже было собрание египетского искусства. В итоге, московская коллекция оказалась даже лучше, чем та, что выставлена в Эрмитаже. Она меньше по количеству предметов, но их качество значительно выше. Ведь В.С.Голенищев старался, чтобы каждая эпоха, каждое явление в египетской культуре, были представлены каким-либо предметом. Именно поэтому, собрание египетских древностей в ГМИИ хоть и компактнее, но лучше собрания Эрмитажа. В настоящее время это лучшая в России коллекция египетского искусства. И она стала первой коллекцией подлинников в музее.

Зал № 1, где сейчас экспонируются памятники Древнего Египта, специально перестроили под коллекцию В.С.Голенищева. Его собрание попало в музей, когда он ещё находился на стадии строительства.

Потолок поддерживают колонны в древнеегипетском стиле, имитирующие связки папируса. Вся архитектура зала восходит к одному из залов древнеегипетского храма. Чтобы представлять себе обстановку древнего святилища, Роман Иванович Клейн ездил в Египет, посещал и осматривал храмы. В частности, он обратил внимание на храм Амона в Луксоре и прежде всего ориентировался на него. Окна были завешены, потому что зал египетского храма не предполагал естественного освещения. Вверху, на потолке, помещается многократно повторенное изображение птицы с распростёртыми крылами, это образ богини неба Нут.


Потолок также расписан под звёздное небо.

Один из залов египетского храма фактически воспроизводил природу на берегах Нила, горы царственных папирусов.
И.В.Цветаев специально просил Р.И.Клейна сделать зал в таком стиле для того, чтобы посетитель не просто посмотрел отдельные предметы, но и проникся атмосферой Древнего Египта. К тому же, изначально музей планировали как учебный и его целью было дать студентам представление не только о живописи, скульптуре и мелкой пластике, но и об архитектуре.

О коллекции . Реэкспозиция в зале проходила несколько лет назад, в 2012 году. Некоторые памятники оказались в фондах, другие – наоборот, выставили. В настоящее время представлена примерно треть имеющейся коллекции, то есть большая часть египетских древностей находится в запасниках.

ПАМЯТНИКИ
Саркофаг и мумия Хор-Ха. Любопытно, что эту мумию никак не могут сфотографировать, рентгеновские снимки никогда не получаются. Мумия “не хочет” открывать свои тайны. Это мумия жреца Хор-Ха, он умер во 2 тысячелетии до н.э.

Мумия находится в горизонтальной витрине справа от входа в зал

Как египтяне бальзамировали мумию? Существует множество рецептов и все они, по сути, сводятся к одной и той же технологии: в боку мёртвого тела делали надрез. Эго делал специально обученный человек, которого называли «парасхист» (вспарыватель). Тело умершего человека считалось священным и поэтому, парасхиста, с одной стороны, нанимали родственники умершего и платили ему деньги за нанесение надреза на боку. С другой стороны, как только парасхист наносил надрез, он со всех ног убегал. Люди, которые его наняли, теперь бежали за ним и бросали в него камни за то, что он совершил такое святотатство.

Затем, через разрез доставали внутренности, которые промывали, помещали в специальные сосуды, наполненные бальзамирующими веществами. Такие сосуды есть в коллекции музея, они расположены в вертикальной витрине за мумией Хор-Ха, в углу, почти напротив входа в зал).


Все полости в теле также заполняли бальзамирующими веществами. Тело помещали в «натрон» – некое подобие соды. Натрон вытягивал из тела всю влагу и начинался процесс мумификации. Тело было иссушено, поэтому уже не могло истлеть. Его повивали льняными бинтами и помещали в саркофаг.

Саркофаг жреца Хор-Ха не самый лучший и не самый красивый в коллекции. Самый лучший – это саркофаг Маху.

Саркофаг Маху.



Он повторяет форму мумии, гробница сужается к ногам. На саркофаг всегда помещалась маска, которая должна была обозначать лицо умершего. Именно обозначать, а не изображать. Потому что в независимости от того, кого хоронили – старика, девушку, женщину, человека молодого или старого – маска всегда была одинаковая. Лицо маски рисовали с широко раскрытыми глазами, подчёркнутыми чёрной или тёмно-синей краской.

Египтяне верили, что когда душа вновь соединится с телом, то она должна войти в саркофаг именно через глаза. Для этого тело сохраняли, мумифицировали.

Саркофаг Маху – блестящий образец древнеегипетского искусства. Он выполнен из дерева, этот материал очень высоко ценился в Древнем Египте, дерева было немного. Чёрный цвет саркофага подчёркивает сияние позолоты. Позолота, тонкость проработки деталей свидетельствует о том, что это саркофаг очень богатого человека, выполненный лучшими мастерами.

Несомненно, лучшими египетскими мастерами выполнялись и деревянные статуи Аменхотепа и его жены Раннаи. Эти фигуры, с одной стороны, соединяют традиции египетского искусства.

Аменхотеп и его жена, «певица Амона», Раннаи - жрецы храма бога Солнца.

Египтяне всегда изображали людей в застывшей позе широкого шага с прямыми ногами. Это не совсем живоподобно, ведь во время ходьбы колени сгибаются. Здесь ноги прямые, руки вытянуты вдоль тела и прижаты к нему. Левая рука Раннаи согнута в локте и тоже прижата к телу. Правило здесь сочетается с очень тонким психологизмом. Фигура мужчины высокая, он широкоплечий. Он уверенно шагает, его голова высоко поднята и открыта. Он жрец, поэтому не носит парика и волосы не затемняют лицо, оно ярко освещено. Он чуть-чуть поворачивает голову влево. Он как будто сопротивляется правилу, согласно которому изображаемый должен был смотреть прямо перед собой. Фигура его жены тонкая, хрупкая, она мелко семенит ногами в своём узком платье, в противоположность широкому шагу мужа. Её лицо чуть приопущено, на лицо падает тень от волос. С правой стороны волосы не сохранились, но они тоже были. На лице женщины появляется мечтательное, загадочное выражение. Именно так египтяне представляли себе идеального мужчину и идеальную женщину. Мужчина – сильный и решительный, женщина – хрупкая, тонкая, загадочная. И в этом прелесть египетского искусства. С одной стороны, оно имеет строгие правила, с другой – внутри этих правил может быть очень тонкая и изысканная психологическая характеристика.

Кроме дерева египтяне очень любили слоновую кость, а ещё больше – камень.
Косметическая ложечка. Шедевр музея – маленькая костяная ложечка, она известна на весь мир. Это тончайшая работа из слоновой кости. Ложечка предназначается для косметики.



Она представляет собой шкатулку для хранения косметических средств, её можно открыть. Шкатулка выполнена в виде плывущей девушки с цветком лотоса в руках. Кроме раскрашенной и нераскрашенной слоновой кости здесь использовано буковое дерево, из этого материала сделан паричок у девушки. Такая тонкая, изящная вещь, возможно, употреблялась в быту богатых людей, а возможно, была ритуальной. Происходит она, конечно, из гробницы.

Особенностью древнеегипетской культуры в том виде, в котором она до нас дошла, является то, что предметы происходят не из домов или из дворцов, а именно из гробниц. Это то лучшее., что египтяне хотели взять с собой в загробное царство.

Здесь также представлена эпоха Среднего Царства в египетском искусстве. Название говорит о том, что это середина существования древнеегипетского царства – 2-ое тысячелетие до н.э. В это время особое внимание в египетском искусстве уделяется портретным изображениям.

Скульптуры Аменемхета III интересны тем, что их сохранилось достаточно много.

Фараон правил достаточно долго, он основал фаюмский оазис в Египте. Его изображали неоднократно, в разном возрасте, его изображение можно найти в разных музеях – в берлинском, в Эрмитаже. По его портретам можно наблюдать, как внешность фараона менялась с возрастом. В ГМИИ Аменемхет III представлен не стариком, но и не молодым человеком. Если присмотреться, то можно заметить мешки под глазами, тяжёлые, нависшие веки, морщинистые губы, то есть фараон далеко не юн. Но его голова присоединена к телу молодого и сильного юноши, так как фараон в Древнем Египте считался богом и олицетворением Египта и всегда должен был изображаться сильным и молодым. Поэтому здесь, с одной стороны присутствует портретное изображение, а с другой, обожествление фараона, представленного в теле молодого и сильного юноши, который ничем от богов не отличается.

На этом разговор о египетском искусстве можно заканчивать, мы увидели шедевры зала. Если есть время, можно показать рельеф начальника сокровищницы Иси. (Рельеф. Известняк. Середина 3-го тыс. до н. э.)

Существуют несколько рельефных изображений казначея фараона Иси. Следует подчеркнуть, что при изображении человека египтяне пользовались строгими правилами. Плечи человека развёрнуты в фас, голова имеет сложный поворот. В действительности, совершенно невозможно свернуть глаз так, как он изображён. Человек смотрит прямо на нас, то есть глаз изображён в фас, при этом голова повёрнута в профиль. Такое изображение показывало, что изображённый человек живой, что он способен к движению.

Когда египтяне изображали мумию, не живое тело, то в композициях, посвящённых погребению, мумию изображали либо строго в фас, либо строго в профиль. Сложное изображение казначея Иси подчеркивало, что человек живой, поэтому и собирали разные точки зрения. То, что для нас считается нереалистичным, с их точки зрения было совершенным реализмом, указанием на то, что это живой человек.

Интересное исследование затеяли в Курчатовском институте, том самом институте, который создал Игорь Васильевич Курчатов, отец советской атомной бомбы. Изучить египетские мумии с помощью самой современной техники. Мумии взяли в музее. Это совместный проект Курчатовского института и Пушкинского музея.

Ученые надеются получить новую информацию о далеком прошлом. Чем болели люди в Древнем Египте, чем лечились, как питались. Лучше понять, как они жили тысячи лет назад. Будем надеяться, что после этих высокотехнологичных упражнений мумии не оживут.

К современным технологиям мир привыкает довольно быстро. Никого уже не удивляет, что компьютерный томограф может сказать о пациенте буквально все.

«Перед вами кокон этой мумии. И вы с помощью рентгеновской томографии можете видеть детали. Видите - вот перед вами возникает вся картина. Ну а теперь отсюда вы можете делать комплекс исследований антропологических, медицинских, судебно-криминалистических, генетических, химических, физико-химических и так далее. То есть перед вами открывается новая планета», - рассказывает президент НИЦ "Курчатовский институт", член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук.

Президент Курчатовского института Михаил Ковальчук не преувеличивает - о жизни древних египтян написаны сотни книг, а в них тысячи версий развития цивилизации, о которых археологи спорят десятилетиями, основываясь на редких находках и обрывках описаний тысячелетней давности, и вот появляется что-то, что можно в буквальном смысле потрогать - и даже больше. Напечатанная на 3D-принтере модель черепа египетской мумии может, оказывается, рассказать невероятно много.

«Вы можете сделать слепок принципиально новым технологическим подходом - раз. Вторая вещь, следующий шаг - это культура, она у нас на очень высоком уровне - в институте этнологии, в частности, был такой Герасимов, потом академик Алексеев, вы можете теперь восстановить облик, лицо по черепу, это есть основа, для того уже мы делаем следующий шаг, чтобы восстановить реальный облик лица», - поясняет президент НИЦ "Курчатовский институт", член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук.

И это уже не просто череп. В Пушкинском музее признаются: решиться на такой проект было непросто - бесценные экспонаты редко покидают музейные стены, а тут масштабное исследование - как не волноваться? Но уже первые результаты перевернули представление о том, что столько лет было перед глазами.

Впереди еще палеогенетические исследования, они расскажут еще больше. Для директора Пушкинского музея Марины Лошак сотрудничество с Курчатовским институтом стало настоящим откровением - кто бы мог подумать, чего можно добиться, закончив вечный спор физиков и лириков.

«Далеко не в каждой стране есть те возможности, которые могут предоставить нам Курчатовский институт со всем объемом самых разных знаний. Тут дело не только в установках и приборах современных, не только в КАТЭ и МРТ. А дело в том, кто те ученые, которые с ними занимаются этим исследованием, благодаря которому мы можем составить себе представление о том человеке, которого мы сейчас собственно называем словом мумия, о его особенностях строения, о его болезнях», - директор ГМИИ имени А. С. Пушкина Марина Лошак.

Болезни древних - еще одно открытие. Хоть нас и разделяют тысячелетия, но, если разобраться, не так уж далеко современный человек ушел от египетских фараонов.

«Открывается совершенно новый мир, который поможет нам с вами лучше разбираться в природе болезней, в том, что происходит с нами. Вот знаете, мы часто говорим о том, что, скажем, остеохондроз или пародонтоз - это болезнь современной цивилизации. Но, видите, вот эти люди, которых мы сейчас видим в виде мумий, у них подчас существуют ярко выраженные того, что называется остеохондрозом или пародонтозом и так далее. То есть на самом деле тут много интересных вещей», - отмечает Михаил Ковальчук.

До того много, что хватит на десятки научных трудов, а ведь проект пока примерно на середине пути. Но уже сейчас очевидно: посетители Пушкинского музея скоро увидят совсем другой египетский зал, а привычное слово «мумия» получит, возможно, новый смысл.

«Главное откровение от человека с воображением - это визуализация и представление о том, что мы говорим о конкретном биологическом существе, у которого была своя жизнь, свой контекст жизни внутри этого исторического периода. У него были свои волнения, свои жизненные травмы, он жил, он перестал быть просто предметом искусства, или частью предмета искусства, или не просто музейным экспонатом. Мы приблизили к себе реальную жизнь реального человека», - отмечает Марина Лошак.

Это то, что получили лирики - физики, похоже, мыслят глобально. Для них работа с Пушкинским музеем - местом, где хранятся артефакты прошлого, оказалась в каком-то смысле дверью в будущее.

«Сегодня мы присутствуем с вами при изменении парадигмы развития науки. У нас сегодня происходит слияние гуманитарных и естественных научных знаний, которые 300 лет разделилось на две самостоятельные ветви. Казалось бы, Курчатовский институт, место, где создавалась ядерный щит страны, подводные лодки атомные, и этот прожектор также ярко, как он высвечивал в свое время вычерчивая контуры ядерного прорыва, точно также он смотрит в сторону культуры, искусства и живой жизни. Потому что это некая замороженная, но живая жизнь когда-то была», - говорит президент НИЦ "Курчатовский институт", член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук.

Ученым еще предстоит сделать сотни анализов и исследований. Итогом совместного проекта Пушкинского музея и Курчатовского института станет выставка, она должна открыться в 2019 году. Посетителям здесь уже обещают: будет чему удивиться.

Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина готовится отмечать столетие. По такому случаю обновляется экспозиция и достается из запасников то, чего никогда еще не видела публика. «Ваш Досуг» погулял по залам музея и выяснил, зачем идти в здание с колоннами на Волхонке и почему не постоянна постоянная экспозиция ГМИИ.

Рядом друг с другом ‒ мумия кошки, мумия птицы и мумия женской головы. Мы в самом первом и, возможно, самом главном зале музея. Так по крайней мере кажется детям. Именно сюда - в Египетский зал - они обычно прибегают первым делом, пристально разглядывая мумии и саркофаги и начисто игнорируя выставленные неподалеку шедевры Рубенса и Рембрандта. Впрочем, вот уже пятый месяц здесь не ступала нога ребенка. Залы № 1 (искусство древнего Египта) и № 2 (искусство древних цивилизаций) с октября закрыты на ремонт и реконструкцию. Двери в них охраняет грозный полицейский. Для пущей убедительности со стоящего рядом стула сурово взирает смотрительница. Тут же - информирующая о реконструкции табличка. Тройная защита перед вратами в загробный мир. Детям сюда и правда пока лучше не входить. За дверью спорят ученые умы - да так горячо, что вот-вот раскраснеются базальтовые статуэтки фараонов. Хранитель и дизайнер обсуждают правильность расстановки экспонатов. В Египетском зале их стало значительно больше. Из запасников достали многочисленные сосуды для благовоний, косметические ложечки, посуду и предметы быта. «Теперь будет видно, как и чем жили египтяне», - говорит Александра Степина, хранитель и замзавотдела эстетического воспитания музея.

Замурованные шедевры

Секреты Пушкинск. Источник: Секреты Пушкинск.

В зале древних цивилизаций из стены достали ассирийский рельеф, который почти полвека был замурован в ней. В 1969 году Индира Ганди привезла в дар Москве уникальную экспозицию древней индийской скульптуры. Свободных стен в музее не нашли, а разместить экспонаты, хочешь не хочешь, нужно. За пару дней возвели фанерные стены, куда замуровали прежние экспонаты. А снаружи разместили дар тогдашнего премьер-министра Индии. Впрочем, теперь посетители увидят все сразу, а вдобавок и десятки новых экспонатов. Но прежде их еще нужно правильно расставить. Здесь снова споры. Но последнее слово все равно будет за Ириной Антоновой. Бессменный директор музея сама инспектирует каждый зал. И вносит коррективы. Как она скажет - так и будет. Впрочем, неудивительно. Никто не знает музея лучше нее. Как-никак половину из столетней истории музея им управляет именно она. Она же инициирует все изменения в, казалось бы, неизменной постоянной экспозиции.

О пользе копий

За последние годы музей значительно преобразился и разросся. Несколько лет назад из главного здания Пушкинского вынесли всех импрессионистов и работы XX века. Теперь Мане, Моне, Дега, Шагал и Ренуар «живут» в отдельном здании слева - Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков. Личные же коллекции обитают с правой стороны от главного здания - в желтом особняке по Волхонке, 10. Чуть поодаль разместился Центр «Мусейон», в котором обучают подрастающее поколение.

В результате всех этих перестановок на этажах основного здания появилось много свободного места. По такому случаю экспозицию решили обновить. Значительно увеличилась коллекция плодовитых малых голландцев и не менее плодовитых итальянцев. Изменилась и расстановка - прежде довольно хаотичная, она стала четкой и понятной. Разнесенные по залам экспонаты собрали вместе, объединив, к примеру, в одном зале Рембрандта и его школу и выстроив осмотр строго по хронологии. Мы проходим правое крыло второго этажа, по большей части заполненное копиями и слепками разнообразных скульптур, начиная с античных.

Секреты Пушкинск. Источник: Секреты Пушкинск.

— Это только кажется, что копия хуже оригинала. Со временем и копия становится ценной, - объясняет Александра Степина. - Видите копию мощехранительницы Святой Гертруды? Так вот, оригинала уже давно нет. К нам приезжают со всего света посмотреть на нее. Есть и другие копии, которые остались только у нас, а оригиналы погибли во Вторую мировую.

— То есть войны, цунами, революции работают на благо музеев?

— Звучит цинично, но так оно и есть. Если из других собраний исчезнут оригиналы, то наши копии станут бесценны.

Как излечили епископа

Хранитель музея уже второй час водит нас с фотографом по залам. Рассказывая о музее так, как только и нужно рассказывать о нем - с интересом и деталями. Экскурсоводы могут поведать многое, о чем не написано на информационных табличках.

К примеру, что скучный голландец Ян Ван Дер Хейден из 11-го зала - не просто художник, но и изобретатель брандспойта (что, согласитесь, придает ему шарма). А выставленная в 3-м зале брошка из Трои пусть и ценна, но не настолько, как линза, которая на нее наведена, - ведь той 4000 лет. Лишь от экскурсоводов можно узнать, что увесистый постамент в центре Итальянского дворика, на который под Новый год водружают елку, - шахта старой вентиляционной системы. Или что незакрашенные куски стен специально оставили, чтобы при ближайшей реконструкции восстановить исторический (еще цветаевский) окрас. Мы заходим в один из залов с европейской живописью. Александра подводит нас к картине.

А. ВЕНЕДИКТОВ: В Москве уже сейчас 10:17, и буквально у нас через 2 минуты «Музейные палаты». И у нас в гостях будет Ольга Васильева, зав отделом древнего Египта Музея имени Пушкина. Будем говорить о мумиях, скарабеях, и пирамидах, и что собственно в этом зале есть. Пока я хотел бы разыграть с вами книжки, тоже, по-прежнему, но теперь уже по древнему Египту. И вопрос у меня будет такой. Какое священное и любимое животное было широко распространено в Египте. Оно было не только священным, потому что священными были и крокодилы, как известно. Но говоря о священном и любимом животном, которое было широко распространено в Египте, вы можете мне сказать об этом, прислав мне СМС на +7-985-970-45-45. И мы разыгрываем книги Дмитрия Меекса, и Кристин Фавар-Меекса «Повседневная жизнь египетских богов». Оказывается, что у египетских богов тоже была повседневная жизнь. 10 экземпляров, издательство «Молодая гвардия», 2008-й год. Итак, «Повседневная жизнь египетских богов». Какое священное и любимое животное было широко распространено в Египте. +7-985-970-45-45. И напоминаю, что сегодня ещё день памяти Владимира Высоцкого.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Вы слушаете «Музейные палаты». Ольга Васильева, зав отделом древнего Египта Музея имени Пушкина у нас в гостях. Доброе утро.

О. ВАСИЛЬЕВА: Доброе утро, здравствуйте.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Сразу первый вопрос, ваш самый любимый экспонат в Музее древнего Египта?

О. ВАСИЛЬЕВА: Вы знаете, мой самый любимый экспонат – это те статуэтки, которые встречают нас при входе в зал, деревянные уникальные фигурки жреца Аменхотепа и его жены Раннаи. Потрясающие вещи, и действительно уникальные, потому что таких в мире очень мало. И я очень рада, что в нашем музее тоже такие вещи есть.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Откуда они к вам попали?

О. ВАСИЛЬЕВА: Они были найдены в тайнике в Карнакском храме – это огромный тайник, где были буквально свалены всякие статуэтки, и другое, обломки известняка, письменные документы были найдены, в том числе и эти парные фигурки.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Что значит свалены? В тайники сваливают?

О. ВАСИЛЬЕВА: Да, потому что в целях сохранности. Дело в том, что эти фигурки – это вативные приношения, то есть приношения в дар богам для того, чтобы эти люди присутствовали перед богом. Это был бог Амон, главный бог в Карнакском храме. Но когда таких фигурок становилось очень много, жрецы старались сохранить их от каких-то посягательств, а таковые действительно случались, и устраивали такие тайники. Но сохранность этих тайников тоже нарушалась, в них рылись, к сожалению, и поэтому, когда археологи их обнаружили, там царила такая мешанина. Эти фигурки удалось приобрести Голенищеву. Это Владимир Семёнович Голенищев, это человек, который создал нашу египетскую коллекцию. И благодаря своему умению, он знал арабский превосходно, он умел находить нужных людей, которые ему и продавали эти ценные вещи. Поэтому он вышел на таких «Чёрных» археологов, так сказать современным языком, которые занимаются незаконными раскопками. Но дело в том, что в Египте того времени, то есть это конец 19-го века, очень много раскопок было чёрных. И Голенищеву какой-то араб, мы не знаем его имени, продал как раз эти фигурки.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Они теперь находятся в музее?

О. ВАСИЛЬЕВА: Да, теперь они стоят в нашем зале, как только вы в него входите, прямо в витрине под стеклянным колпаком вы видите этих стоящих людей.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Вы сказали, что они редкие, а почему они редкие, если все египтяне должны были все так предстать перед богами, то этих фигурок должно было быть много.

О. ВАСИЛЬЕВА: Во-первых, не все, такую привилегию имели только египтяне высокого ранга. В данном случае это жрец, один из главных жрецов храма Амона, его супруга, которая была певицей бога Амона. Она пела гимны, играла на арфе.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Это всё в храмах?

О. ВАСИЛЬЕВА: Да, в храме. И изготовить такие статуэтки могли себе позволить только очень богатые люди. А сохранность, вы знаете, к сожалению, мало вещей сохранилось в Египте. Особенно это касается деревянных вещей.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Только хотел спросить, а откуда там дерево?

О. ВАСИЛЬЕВА: Это я скажу позже. Дерево там было, конечно много, и акации, и смоковницы, но вот эти вещи сделаны из очень редкой породы дерева. Это чёрное дерево, но пород чёрного дерева очень много в Африке. И вот из Нубии, страны Куш, привозили это дерево. То есть цена была его огромной, она была выше даже, чем золото.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Золота было больше, чем дерева, это мы, во всяком случае, знаем.

О. ВАСИЛЬЕВА: Да, поэтому это действительно редкие вещи, и они сделаны с потрясающим мастерством. Это действительно шедевры. Вот если вы посмотрите на них, то они как живые. Вот это удивительное свойство египетского портрета. С одной стороны застывшее лицо маскообразное, с другой стороны живые глаза, которые так смотрят удивлённо и на вас, и как бы сквозь вас.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Сколько же им лет, вот этим статуэткам?

О. ВАСИЛЬЕВА: Вы знаете, это 15-й век до новой эры. Это эпоха царицы Хатшипсуд.

А. ВЕНЕДИКТОВ: То есть 3,5 тысячи лет всего-то?

О. ВАСИЛЬЕВА: Да, по египетским меркам всего, а по нашим много.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Я напоминаю нашим слушателям, что мы разыгрываем книги «Повседневная жизнь египетских богов». И вопрос был: какое священное и любимое животное, но вряд ли, как мне тут отвечают, скоробей был любимым животным, и вряд ли скоробея можно назвать животным, но и любимым тоже сомнительно, священным да, но к нему относились осторожно. Насмотрелись фильм «Мумия» понимаете ли. Наш слушатель, который задаёт вам вопрос через интернет. Он спрашивает: «В египетском зале слева от входа висит очень странное изображение бога Анубиса. Голова там собачья, а человеческое тело нарисовано совершенно не в традиционной египетской манере. Расскажите».

О. ВАСИЛЬЕВА: Я так понимаю, что это первый зал, который при входе в музей. Потому что если вы войдёте в египетский зал, то слева от входа там ничего не висит, но первый зал, который нас встречает, это зал греко-римского Египта уже позднего. Это эллинистический Египет, там, где Фаюмские портреты.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да. Он, кстати спрашивает про Фаюмские портреты.

О. ВАСИЛЬЕВА: Наверное, имеется в виду этот зал. Там висит замечательно совершенно вещь, это погребальная пелена, или саван, в который заворачивали умершего, и она оформлена как картина, то есть, вставлена в раму под стекло. Кстати, это рама Голенищева, ещё тех времён. На ней изображён умерший римлянин, он в такой белой тоге, и действительно его сопровождают в царство мёртвых два божества, Сирис в виде мумии, и вот тот самый Анубис.

А. ВЕНЕДИКТОВ: По идее Анубис с головой шакала. Как смотрящие фильм «Мумия», мы должны знать.

О. ВАСИЛЬЕВА: Так и есть, это голова шакала. Это абсолютный шакал Анубис, причём у него на голове солнечный диск такой. Что касается одеяния, то человеческое тело там тоже вполне в традициях египетских, потому, что оно всё так вывернуто, там и профиль, и анфас, сочетаются эти изображения, традиционные для Египта. Но вообще эта пелена уже поздняя, это римское время, 2-й век новой эры, и конечно там уже элементы какие-то смешанные, они наблюдаются.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ольга, скажите мне, пожалуйста, вот у меня такое ощущение, что нигде, даже в Греции, даже в Риме, нигде так боги не были в обыденной и повседневной жизни людей. Их там было какое-то безумное количество. Но и у греков, вы скажете, что было безумное количество, но я помню, что в школе мы изучали целый параграф. Там был параграф про греческих богов, и про египетских богов. Действительно, это была такая обыденная и повседневная вещь, или это было что-то такое таинственное, мистическое чудовищное?

О. ВАСИЛЬЕВА: Вы знаете, они правы, и надо сказать, сами греки восхищались благочестием египтян, вот их такой приверженностью к богам. И Геродот во второй книге своей истории писал, что египтяне – самые верующие люди на земле. И я думаю, что он прав. Я думаю, что и греки тоже в обыденной жизни почитали богов. Но египтяне старались освящать каждый момент своей жизни, и у них были такие небольшие святилища домашние почему. Потому что в отличие от греков, которые могли свободно пойти в храм, принести жертвы, это известно. Египтянин не мог придти в храм просто так, он мог придти только в первый зал, открытый для простого народа, а уже в само святилище он не мог войти, туда входил только жрец. Соответственно, жертву он принести не мог. Строго говоря, даже жрец не мог принести жертву, а жертву приносил царь.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Жрецы не приносили жертву?

О. ВАСИЛЬЕВА: Жрецы от имени царя только приносил жертву. Так вот египтянин должен как-то молиться богу, поэтому он в домашних условиях, или близ храмов выстраивались иногда такие молельни, и там могли паломники почтить божество, принести свои дары. Вот таким образом, поэтому, наверное, это справедливо, но я думаю, что преувеличивать это тоже не следует. Была какая-то народная религия.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Вот про народную религию. Наши слушатели ответили в основном правильно на вопрос, были какие-то скоробеи. Я напомню, что я задал вопрос: какое священное и любимое животное было широко распространено в Египте. Мы разыгрывали 10 экземпляров книг «Повседневная жизнь египетских богов». Это переводные книги, Дмитрий Меекс, и Кристин Фавар-Меекс издательства «Молодая гвардия». Наши победители, Лика 567 телефон начинается, Лера 465, Владимир 492, Полина 312, Тимофей 068, Лиза 951, Валентина 162, Наталья 910, Таисия 345, Вера 564. в основном женщины, обращаю ваше внимание, которые правильно ответили, что кошки.

О. ВАСИЛЬЕВА: Кстати, характерно, что женщины, потому, что кошка это воплощение богини Бастат, покровительницы женщин.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Я нашёл, что под Мемфисом было обнаружено около 300-т тысяч мумий кошек.

О. ВАСИЛЬЕВА: Под Мемфисом?

А. ВЕНЕДИКТОВ: Под Мемфисом.

О. ВАСИЛЬЕВА: Вообще центр культа этой богини Бубастис.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Вот ещё есть какой-то город Бенихасан, там 180 тысяч. И я нашёл такую замечательную историю, что вывоз кошек из Египта был запрещён тогда. Это миф?

О. ВАСИЛЬЕВА: Тем не менее, греки вывезли в Грецию.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Это уже когда пришли греки?

О. ВАСИЛЬЕВА: Тогда да, в Греции появилась кошка, но греки появились с 6-го века до новой эры.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Кошки это был правильный ответ, мы прервёмся на новости, и затем с Ольгой Васильевой продолжим разговор, а вы готовьте ваши вопросы, присылайте их, и я буду включать телефон.

Идут новости.

А. ВЕНЕДИКТОВ: 10:35 в Москве, Ксения Ларина в отпуске. Я напомню вам, что теперь на этом месте с 10-ти до 11-ти утра выходят «Музейные палаты» совместно с Цветаевским музеем, или музеем имени Александра Пушкина. У нас будет такой мини-сериал. Вот сегодня мы говорим о древнем Египте, через неделю говорим о греческом зале, и ещё через неделю о римском зале. Естественно, будут приходить сотрудники музея. Вот у нас в гостях сейчас Ольга Васильева, зав отделом древнего Египта музея имени Пушкина. По телефону 363-36-59 вы можете задавать Ольге вопросы, касающиеся древнего Египта, и зала музея Пушкина. Можете спрашивать, у нас тут уже Вадим спросил, на СМС тоже идут вопросы. «А правда ли, что фараоны потребляли гашиш»?

О. ВАСИЛЬЕВА: Гашиш? Нет, вы знаете, об этом неизвестно.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Мы скажем так, правда ли, что они обкуривались, и доводили себя до транса, или это жрецы?

О. ВАСИЛЬЕВА: Нет, вы знаете, это неизвестно, табак был неизвестен. Что касается транса жрецов, вы знаете, это сложный вопрос.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Почему?

О. ВАСИЛЬЕВА: Я сейчас объясню. Дело в том, что есть такие ритуалы у египетских жрецов, которые напоминают шаманские. Жрец засыпает, у него какие-то видения, затем он просыпается. Но это действительно очень важные ритуалы, обряды. Но что употребляли жрецы неизвестно.

А. ВЕНЕДИКТОВ: То есть, были ли какие-то галлюциногены?

О. ВАСИЛЬЕВА: Да, принимал ли он что-то, чтобы заснуть, или нет. Это сложный вопрос.

О. ВАСИЛЬЕВА: Знаете, роман Пруса «Фараон» хороший, хотя там есть какие-то неточности, но действительно это есть в любом романе. Вы знаете, Кристиан Жак, вот его сериал про Рамсеса.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Он выходит на русском.

О. ВАСИЛЬЕВА: Да. Хотя, может быть, он немножко затянут тоже, но, во всяком случае, он популяризатор, и египтолог, поэтому читать можно.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Запомните, Кристиан Жак. Прежде, чем мы пойдём дальше, я хочу разыграть ещё, на этот раз компьютерную игру «Антология цивилизации 6», там есть про древний Египет. Напомню, что это компьютерная игра, и только те, кто интересуются компьютерными играми, в них играют. Фирма «1С» нам представила 10 экземпляров. А вопрос очень простой, на СМС +7-985-970-45-45, какой полководец сказал: «Солдаты 40 веков смотрят на вас с вершин этих пирамид». Кто сказал, вы пришлите мне ответ на +7-985-970-45-45. Кто сказал: «Солдаты, 40 веков смотрят на вас с вершин этих пирамид». Ошибся этот полководец, не называемый в веках, или эта фраза была ему написана?

О. ВАСИЛЬЕВА: Почему, он без бумажки произнёс это.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Знал?

О. ВАСИЛЬЕВА: Да.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Так, кто сказал фразу: «Солдаты, 40 веков смотрят на вас с вершин этих пирамид», +7-985-970-45-45.

Идёт Выпуск новостей.

А. ВЕНЕДИКТОВ: У нас в гостях Ольга Васильева, зав отделом древнего Египта музея имени Пушкина. Наш корреспондент Тимур Олевский сходил в Египетский зал, и поговорил с посетителями, зачем они туда пришли, и что их тут поразило, удивило, рассмешило, может быть. Тимур Олевский.

Т. ОЛЕВСКИЙ: В музее принято разговаривать в полголоса, но это не помешало посетителям зала вспомнить о цивилизации, возникшей в долине Нила, и рассказать о том, что из быта египтян дошло до наших дней. Так художник-декоратор Елена из Ставрополя специально приехала в Москву, чтобы зайти в Пушкинский музей для обмена опытом со стародавними творцами.

ЕЛЕНА: Мы очень много используем элементов орнаментики, росписей посуды, в железе, пластике. Значение знаю, названия нет. Они обожествляли животных, и считали, что большая взаимосвязь между людьми и животными.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Хладнокровный школьник Владик знает о таинственных способах человеческих останков.

ВЛАДИСЛАВ: Сосуды, куда складывали органы человека. Они это делали, чтобы это сохранилось, и их оберегала фигурка орла, голова орла.

Т. ОЛЕВСКИЙ: У студентки Финколледжа Елены есть свой женский взгляд. Она нашла в древнем Египте элементы современных субкультур. «Кстати, мужчины были тогда не то, что теперь» - считает она.

Студентка ЕЛЕНА: Очень много украшений, золотые, пирсинг, как мне кажется, берётся отсюда, потому, что все эти височные украшения очень сейчас популярны. Бальзамирование в наше время тоже пришло, ковшики всякие, посуда. Человеку было сложно объяснить многие явления природы, и он придумывал этих неизвестных врагов, Бассет, бог солнца Ра. Естественно, тогда люди были крепче, чем сейчас. Это связано и с экологией.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Студентка читинского Журфака Ксения считает, что письменность Египта не приспособлена для сегодняшнего дня.

КСЕНИЯ: Боги египетские и, конечно же, обряд погребения. Мне нравится их письменность, но вот таких иероглифов я нигде не видела, это такая система письменности, но мне кажется, что для современного мира это не совсем удобно.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Зато школьница Татьяна точно знает, где принцип египетской грамоты используется с огромным успехом.

ТАТЬЯНА: Они рисовали и на стенах у себя, это всё похоже на комиксы.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Кстати, о пирамидах, рассудительная Ксения, ученица московской школы кое-что знает о контактах египтян с инопланетянами.

Школьница КСЕНИЯ: Есть, конечно, версия, что им помогали инопланетяне, и даже на храмах были такие рисунки, похожие на изображение космического корабля. Вообще в жизни всё возможно.

Т. АЛЕВСКИЙ: А учительница музыки Евгения Михайловна просто хочет верить в НЛО. «Кстати, мумии» - рассказала она – «И в наше время лежат неподалёку».

ЕВГЕНИЯ МИХАЙЛОВНА: А как же наш Владимир Ильич, он тут рядом. Настолько много существует теорий, и так хочется верить в какое-то инопланетное. Даже хочется, мы понимаем, были сложные механизмы, но я думаю, без небесных сил не обошлось, кто-то помог создать необыкновенный механизм, суть которого мы до сих пор не знаем.

Т. АЛЕВСКИЙ: А вот ученица 2-го класса Ира мумий не боится совсем, и не сомневается, что в древнем Египте жили очень умные люди.

ИРИНА: Самое интересное – это мумии, как их там делали, они же неживые, но вообще-то они много чего умели. Вот краски эти все сохранились, они же очень много веков назад, были, очень удивительно. Вот эти все закорючки, всё это вот так выписывать, чтобы это в мозгу всё оставалось, это очень тяжело. Я думаю, что это они сами делали, потому что они были очень умные, но это было очень сложно.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Добавлю, что, по мнению посетителей египетского зала Пушкинского музея с плодами древней цивилизации мы встречаемся в наше время чаще, чем могло бы показаться на первый взгляд.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ольга Васильева, вы зав отделом древнего Египта музея имени Пушкина. Вот ваши посетители, чего скажете? Совершенно случайные, как вы понимаете.

О. ВАСИЛЬЕВА: Очень интересно. Но я очень часто сталкивалась с тем, что когда спрашиваешь: «А что вам понравилось больше всего», особенно у детей, они сразу отвечают что мумия. Я сразу спрашиваю ещё раз: «А из художественных памятников, может какие-то статуэтки».

А. ВЕНЕДИКТОВ: А что же вы, мумии не любите?

О. ВАСИЛЬЕВА: Знаете, мумия, это тоже произведение искусства конечно, но немного другого, потом мумии были не только в Египте, известны и другие мумии. Но пример Ленина здесь совершенно не годится, потому что мумия – это всё-таки высушенное тело, а здесь технология сохранения тела другая. Очень типичные такие интересы, и то, что у нас действительно ассоциируется с Египтом, это мумии, пирамиды, иероглифы, и священные животные.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Это школьный курс.

О. ВАСИЛЬЕВА: Я считаю, что это совершенно правильно, потому что действительно такие элементы египетской цивилизации.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Оля, а что люди пропускают?

О. ВАСИЛЬЕВА: Как раз я начала свой разговор с любимого памятника, но он любимый не потому, что вот единственный, и больше я ничего не люблю. Мне кажется, что стоит обратить внимание не только на мир мёртвых, не просто мы приходим, и мумии видим, у нас там есть и голова женской мумии, очень страшная, но ещё и встретиться с миром живых. Этот мир тоже представлен. Он и на рельефах изображение людей. Вот мы смотрим в глаза Аменхотепа, Раннаи. Вот такие персоны очень известные в своё время. Хотя прошло уже много тысяч лет. Мне кажется, что надо уже переключиться на египетский портрет, на лица Древнего Египта, и это может многое нам дать. Потому что это лица, которые остались в вечности. Египетские художники смогли нам сохранить навсегда облик этих людей, эти образы, это поражает. Не говоря уже о Фаюмских портретах, это традиция другая греческая. Но они взяли из Египта это стремление обессмертить человека в прямом смысле слова, это не метафора. Потому что египтяне считали, что, создавая статую, они сохраняют двойника человека, вот его бессмертную сущность. Это очень важно, это очень часто пропускается, но это очень важно.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Это портретная всё-таки вещь, или это среднестатистический Египет?

О. ВАСИЛЬЕВА: В нашем смысле слова, конечно, это не портрет, это легко заметить, это стилизованное изображение, идеализация, напоминает маску, я уже говорила об этом. Есть у нас и портретная маска фараона Пепи II-го, удивительная и уникальная вещь тоже, другой такой в мире нет. Там странное ощущение. С одной стороны, у него какое-то неподвижное, застывшее лицо, а с другой стороны черты обыкновенного человека, мы как будто узнаём его.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Они различаются всё равно.

О. ВАСИЛЬЕВА: Да, мы узнаём их, вот этот человек, вот другой. Но египтяне всё-таки всегда подписывали статую, старались обязательно, потому, что имя это очень важный элемент. Конечно, если статуя не подписана, то конечно это может быть какой-то человек, пока его помнят, но как только его забывают, то уже трудно отождествить. А когда у него есть имя, то сразу читаешь, что вот такой-то жрец, и мы его как бы оживляем.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Я обратил внимание на то, что сказала девушка-студентка по поводу косметики, пирсинга. Это действительно так, это было особое искусство? Почему она обратила на это внимание?

О. ВАСИЛЬЕВА: Девушкам это интересно.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Подождите, это не так просто. Если бы это не было выдающимся, то проскочила бы мимо.

О. ВАСИЛЬЕВА: Вы знаете, да, косметика, ей пользовались в древности, особенно подводка глаз, и мы на саркофагах видим имитацию подводки глаз.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Зачем?

О. ВАСИЛЬЕВА: Это специальная краска, это жир, смесь толчёного малахита, сажи, и не только для красоты, между прочим, а для сохранения глаз от ветра, от зноя. Арабы до сих пор же подкрашивают глаза.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Это именно для того, чтобы закрыть нежную часть?

О. ВАСИЛЬЕВА: Из гигиенических соображений в том числе. И мужчины, и женщины это использовали. Что касается пирсинга, вы знаете, что проколотые уши, вот такие серёжки, они пришли из азиатских стран. Это эпоха среднего царства, когда были уже контакты с Палестиной, с Сирией, вот это время. В древнем царстве не было. Были такие височные кольца на парики, их нацепляли типа клипс.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Несколько слов про парики. В своё время, и я думаю, что многие наши слушатели не знают, что вот эти чёрные волосы египтян, это, в общем, парики.

О. ВАСИЛЬЕВА: Парики, но у них свои волосы тоже были, но мужчины брились, конечно. Что касается женщин, то они наголо не брились, они стриглись.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Это от жары?

О. ВАСИЛЬЕВА: Да, во-первых, вентиляция головы идёт, и извиняюсь, от насекомых как-то избавляются параллельно. Плюс конечно парадные парики, это элемент такого статуса скорее. Потому что простые люди, когда они работали в поле, они просто повязывали платки какие-то, типа чалмы делали что-то. А знатные дамы и вельможи они одевали парики, вот как у нас в XYIII-м веке, на приёмы, или куда они выходили торжественно, то они обязательно одевали парики. И на некоторых статуях хорошо видно, вот такая челочка, свои волосы, они выглядывают из-под парика.

А. ВЕНЕДИКТОВ: То есть даже на статуях это изображали?

О. ВАСИЛЬЕВА: Да, это отмечалось.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Как раз показывали, что это парик.

О. ВАСИЛЬЕВА: Да, что она не бритая.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Скажите, пожалуйста, а вот египетская коллекция музея Пушкина, она пополняется, или не пополняется, она уже достаточная, или просто сейчас не из чего пополнять?

О. ВАСИЛЬЕВА: Вы знаете, она пополнялась последний раз, к сожалению вот в середине 90-х. буквально было куплено несколько вещей, Ушепти, статуэтки слуг Ушепти, у одного частного коллекционера.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Российского?

О. ВАСИЛЬЕВА: Да, российского. Должна признать, что, увы, коллекция сейчас не пополняется по финансовым соображениям.

А. ВЕНЕДИКТОВ: А есть то, что вы хотели бы в коллекцию?

О. ВАСИЛЬЕВА: Я думаю что есть.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Я понимаю, что вы хотите Тутанхамона.

О. ВАСИЛЬЕВА: Зачем, пусть он остаётся в Каире.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Чего системного нет, того, что не делает коллекцию полной?

О. ВАСИЛЬЕВА: Во-первых, наша коллекция полная в каком смысле.

А. ВЕНЕДИКТОВ: В каком?

О. ВАСИЛЬЕВА: В ней представлены все периоды, начиная с архаического периода, 4-е тысячелетие, всякие сосуды глиняные, палетки, и так далее, до самых поздних, до Фаимских портретов. Это действительно очень ценно, но у нас вещи небольшие, не очень крупные, как в музеях мира, и у нас нет практически эпохи Амарны, вот этого загадочного периода, периода фараона Еритикай Ахнатона.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Она у кого-то есть, я хотел спросить?

О. ВАСИЛЬЕВА: Таких вещей вообще мало, но есть самая крупная коллекция в берлинском музее, в Каире, в Лувре, и в Британском тоже есть несколько. Но Берлин и Каир, это самые крупные музеи.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Оля, что у вас в запасниках, что не видят, из того, что сейчас не выставлено?

О. ВАСИЛЬЕВА: Сейчас выставлено около 900-т вещей. Коллекция Голенищева более 6-ти тысяч. Вы сами можете представить, сколько у нас в запасниках, то есть хватит ещё где-то на три зала. Но самые значительные вещи и памятники мы старались выставить, вот то, что я называю уникальные. Но, конечно какие-то вещи, уникальные и единственные в мире не выставляются по каким причинам. Например, папирус Голенищева с записью путешествий жреца в Библ. Папирус Уну-Амона так называемый, он всем историкам известен, потому что он один в мире буквально, и больше другого нет. Но понимаете, если его выставить в зале, будет не совсем понятно. Нужно будет объяснять, нужно выставлять какую-то экспликацию.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Как он выглядит?

О. ВАСИЛЬЕВА: Он под стеклом, в такой рамочке.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Это не свёрток?

О. ВАСИЛЬЕВА: Конечно, это не свиток, все папирусы развёрнуты, иначе они плохо сохраняются в нашем климате.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Они в свитках плохо сохраняются?

О. ВАСИЛЬЕВА: Да, они ломаются, плесневеют, и так далее. В Египте они сохранялись, у нас нет, у нас другой климат. У нас влажность колоссальная, это всё гниёт, к сожалению. Поэтому они под специальным стеклом, и таких папирусов у нас очень много в запаснике, в зале выставлено только два папируса. Я напоминаю, что у нас в гостях в программе «Музейные палаты» Ольга Васильева, зав отделом Древнего Египта Музея имени Пушкина. Если у вас есть вопросы, вы можете их задавать и по телефону. Сейчас включу телефон 363-36-59. напоминаю вам, что это древний Египет у нас сегодня. Вообще про всё не надо, если можно.

О. ВАСИЛЬЕВА: Лучше про зал, что вас интересует.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Вот сейчас и спросим. Оля, наденьте наушники. Телефон прямого эфира 363-36-59, алло, здравствуйте.

Слушатель: Добрый день. Меня зовут Сергей, и у меня вопрос к гостье вашей передачи. Относительно женских украшений, а конкретно серёжек. Вы сказали, что это более поздний период, и он несвойственен Древнему Египту. У вас в зале есть мумия, голова женщины, и она с серёжкой.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ай, молодец Сергей, поймал, спасибо большое.

О. ВАСИЛЬЕВА: Это всегда приятно, когда ловят.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Это надо помнить, как он это помнит. А она с серёжкой?

О. ВАСИЛЬЕВА: Да, она с серёжкой, и там локон волос сохранился. Замечательный вопрос, но мумия относится к эпохе нового царства. Я сказала, что проколотые уши с эпохи среднего царства. Вся история Египта делится на периоды.

А. ВЕНЕДИКТОВ: То есть это позже?

О. ВАСИЛЬЕВА: Конечно позже.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Тем не менее, спасибо Сергей, что сказали такую тонкость, заметили, а я даже вспомнить не могу. Следующий вопрос. Алло, здравствуйте, вы в прямом эфире, как вас зовут?

Слушатель2: Здравствуйте, меня зовут Роман, я из Москвы. Я бы хотел задать вопрос Ольге. Вопрос. Мне вспомнился фильм «Фараон». Там интрига фильма была в том, что… По-моему, польский фильм.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да, абсолютно точно, польский фильм. Говорите.

Слушатель2: И там интрига фильма была в противостоянии фараона, вернее сына фараона и духовенством. И он, в конце концов, проиграл противостояние. В тоже время в других источниках, в частности в научно-популярных фильмах BBC высказывались совсем разные версии. Насколько реально был баланс власти между светской властью и духовенством?

О. ВАСИЛЬЕВА: Дело в том, что этот период, действительно это по Роману Прусо, это конец эпохи нового царства. Между этими эпохами, о которых я говорила, существовали эпохи развала страны, вот такие переходные периоды, и тогда конфликты происходили. Это верно совершенно, но там немножко, смерть фараона – это не исторично, всё-таки не зафиксировано это убийство, заговор, и так далее. Что касается баланса власти, то здесь могли возникать сложности, потому что фиванское жречество было очень сильным. И пример Эхнатон нам говорит о том, что конфликты были очень серьёзные. Но в целом, согласно египетскому мировоззрению, представлениям о власти, конфликтов быть не должно, потому что верховный жрец – это царь, повторю ещё раз.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Фараон и есть верховный жрец?

О. ВАСИЛЬЕВА: Да, только он регулирует, только он может молиться богам, больше никто. Поэтому это центральная фигура везде, и в администрации, и в духовной жизни.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Вы бы Ольгу про музей спросили, а то сейчас начнём уходить. Если у вас есть вопрос про музей, вот те, кто был в музее, те, кто не был в музее, понятно, что надо сходить. Задавайте вопросы. 363-36-59. Алло, здравствуйте. Как вас зовут?

Слушатель3: Здравствуйте. Пожалуйста, несколько слов о Фаюмских портретах. Меня зовут Юлия, я из Москвы.

О. ВАСИЛЬЕВА: Вы знаете, Фаюмский портрет, название происходит от оазиса в северном Египте Фаюм, но вообще такие вещи находят и в других районах Египта, не только в Фаюме. Назначение у них было разное. Это на тонких дощечках уникальная техника, восковые краски Энкаустика. Есть техника тэмперная, то есть там не воск, а яичный белок связующее звено. Считается, что писались эти портреты при жизни, они действительно выглядят как живые, на нас смотрят. Некоторые портреты выставлялись в мумии, то есть вместо маски просто, как лицо для того, чтобы сохранить нетленным образ человека. Но некоторые портреты, это заметно, они вставлялись в рамы, и вешались на стены. Это аналог нашим фотографиям, нашим портретам.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Я бы сказал что постеры.

О. ВАСИЛЬЕВА: Может быть и постером, но такое применение тоже было. Ещё были своего рода картины, или иконы, так их можно назвать, изображения богов. Просто в зале у нас она не выставлена.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Но она есть?

О. ВАСИЛЬЕВА: Она есть в запаснике, она очень плохой сохранности, поэтому её выставить нельзя, но она есть.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Но это не в зале древнего Египта?

О. ВАСИЛЬЕВА: Да, это в зале греко-римском, там, где вот эта пелена с Анубисом.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Мы просто обращаем на это внимание. Прежде, чем принять последний звонок, и, если можно, покороче вопрос, сказать сразу, что «Солдаты 40 веков», эту фразу сказал Наполеон. И наши победители, кто получает компьютерную игру «Цивилизация-6» фирмы «1С», Владимир, чей телефон начинается на 506, Дмитрий 367, Павел 543, Борис 673, Светлана 209, Катя 779, сегодня на Кать везёт, Александр 659, Оксана 270, Юра 246, и Наталья 221. послушаем ещё один звонок, если вы не возражаете. Алло, здравствуйте, вы в прямом эфире, как вас зовут?

Слушатель4: Здравствуйте, Людмила. Вот мне интересно, есть такие абонементы с экскурсиями, вот как бы их купить, потому, что я уже 2 года опаздываю купить их.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Абонементы с экскурсиями целиком, как я понимаю.

О. ВАСИЛЬЕВА: Вы знаете, во-первых, есть детский абонемент, насколько я понимаю.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Это очень важно.

О. ВАСИЛЬЕВА: К сожалению, у нас большая очередь, два раза в год принимают заявки, попробуйте позвонить сейчас, но я телефон вам не скажу в администрацию, не помню. Это вам укажут в экскурс-бюро этот телефон, и объяснят, как это делать. Лучше заранее узнать всю процедуру, и есть ещё абонементы на беседы по залам. Это для смешанной публики, не только для детей, но и для взрослых. Мы водим по разным залам, в том числе по залу Древнего Египта. Это обычно осенью происходит, в октябре.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Людмила, давайте через неделю, когда к нам придут по греческому залу, я вам расскажу все телефоны, и покажу их. Давайте ещё один звонок, но очень быстро. Алло, здравствуйте, вы в прямом эфире, как вас зовут?

Слушатель5: Владимир, Подмосковье. Вопрос специалисту Ольге по поводу Фаюмских портретов. Почему молодые лица там, почему нет глубоких стариков?

А. ВЕНЕДИКТОВ: Спасибо Владимир.

О. ВАСИЛЬЕВА: Они существуют, просто у нас собрания нет таких стариков. Вообще есть изображения седых, стариков, но в принципе, это может быть египетская традиция, потому, что важно было сохранить человека навечно молодым, юным, в цветущем возрасте, это возможно. Но повторяю ещё раз, такие изображения известны.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Спасибо большое, Ольга Васильева, зав отделом древнего Египта Музея имени Пушкина. Наши «Музейные палаты» продолжатся на следующей неделе в 10 утра. Мы будем говорить о вашем любимом Греческом зале. Ольга, спасибо вам большое.

О. ВАСИЛЬЕВА: Спасибо вам.

А. ВЕНЕДИКТОВ: И конечно советую всем, и как бывший учитель, приходите в Египетский зал. Конечно вы там не найдёте то, что употребляли фараоны, как спрашивал Вадим с упорством достойным лучшего применения, но вы найдёте там много неожиданного?

О. ВАСИЛЬЕВА: Безусловно.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Это были «Музейные палаты». До свидания.

Адрес: г.Москва, ул. Волхонка, д. 12 , м. Кропоткинская

Одни боги с головами зверей чего стоят?! Прикоснуться к этой древней и загадочной культуре в современном мегаполисе довольно просто, к нашим услугам залы с лаконичными названиями «Искусство Древнего Египта» и «Эллинистический и римский Египет, коптское искусство», номера 1 и 6 соответственно. Дабы сохранить свежесть восприятия, посоветуем взять схему музея или спросить путь у местных служителей, поверьте, оно того стоит.

Здесь даже само помещение стилизовано под Древний Египет: «тростниковые» колонны, роспись на потолке, узорчатый пол. Среди экспонатов подлинники от 4 тыс. до нашей эры, от такой старины дух захватывает! В залах музея можно увидеть статуи, рельефы, мумии людей и животных, предметы быта, амулеты, сосуды и украшения. Помимо статуэток и саркофагов впечатляет модель погребальной ладьи и косметическая ложечка в виде плывущей девушки, и конечно папирусы (например, отрывок из «Книги Мёртвых»). Из более «современного» великолепные коптские ткани и маски, всё тончайшей работы и достойно восхищения. Мы, между тем, проникшись экзотикой, продолжаем прогулку!

Выбор редакции
Камни женщины-Близнеца - как выбрать правильный талисман? Чтобы усилить личные положительные стороны и устранить негативные качества,...

Текст: Саша Глювейн Созвездия, под которыми мы родились, могут влиять на наш характер и выбор партнера. сайт представляет цикл статей, в...

Какова Душа, таков и Человек! Слова Создателя. Диктовка от 01.11.04, стих 41 В течение жизни человек может рождать сильные отрицательные...

Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...
Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для молодой страны Советов. Борьба с немецкими оккупантами была страшна и...
Лучшие лунные дни для смены места работы 10 лунный день: отлично Ближайший начнётся 20.08.2018 в 16:09. Десятый день лунных суток —...
Иметь частный бизнес – очень рискованное дело, ведь при его открытии никто точно не знает, будет он успешным или прогорит. Поэтому его...
Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база Гусятникова Дарья Ефимовна 2.5. Табель учета...
Табель учета определен постановлением Госкомстата №1 от 05.01.2004 (табель учета является обязательным для заполнения, но законом не...