Собор Архистратига Михаила Архангела и всех Небесных Сил бесплотных: о дате праздника и иерархии ангелов. Собор архангела михаила


21 ноября православные христиане празднуют Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Мы расскажем об истории и традициях праздника; о том, кто такие Архангелы и почему Михаил среди них — Архистратиг.

Что такое Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных — христианский праздник, который в Русской Православной Церкви отмечают 21 ноября по новому стилю (8 ноября — по старому). Совершается праздник в ноябре — девятом месяце от марта (раньше с марта начинался год). Дело в том, что, согласно христианскому богословию, существует девять ангельских чинов. А восьмой день месяца (по старому стилю) — указывание на будущий Собор всех сил небесных, который состоится в день Страшного Суда. Святые отцы называли Страшный Суд «днем восьмым».

Когда празднуется Собор Архистратига Михаила

Празднование Собора архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных совершается 21 ноября по новому стилю (8 ноября — по старому). Это непереходящий праздник.

Что можно есть на Собор Архистратига Михаила

Поста в этот день нет, то есть православные христиане могут есть любую пищу.

Ангельские чины

Чины ангельские бывают трех иерархий. Высшая — это Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (в переводе «Пламенеющие, Огненные»). Средняя — Господства, Силы и Власти. Низшую — Начала, Архангелы и ангелы.

Все чины небесных сил называют ангелами. Ангел значит «вестник». Это отражает их предназначение — доносить до людей Божию волю, быть защитниками и учителями людей. Архангел Михаил стоит над всеми девятью чинами и поэтому называется архистратигом.

Мы знаем также имена других архангелов: Гавриил («сила Божия»), Рафаил («врачевание Божие»), Уриил («свет Божий»), Селафиил («молитвенник Божий»), Иегудиил («славящий Бога»), Варахиил («благословение Божие»), Иеремиил («возвышение к Богу»).

Архангел Михаил

Архангел Михаил в переводе с древнееврейского значит «кто, как Бог» или чуть по-другому, с вопросительной интонацией — «кто, как Бог?». Его называют архистратигом, потому что он возглавил небесное воинство, которое восстало на отпавших от Бога ангелов и их предводителя Денницу. Денницу мы знаем также как Люцифера, что в переводе означает «утреннаяя звезда». Этого ангела Господь наделил великими совершенствами, но за свою гордыню и восстание против Творца Денница был низвергнут с Неба.

В чем помогает Архангел Михаил, о чем молятся Архангелу Михаилу

Согласно иерархии чинов ангельских, Архангелы благовествуют о людям о Тайнах Божиих, открывают нам Божию волю. Исторически на Руси Архангелу Михаилу молились о помощи в избавлении от скорби, при входе в новый дом и на основание дома, о покровительстве царского трона и, вообще, государства, о спасении и сохранении России.

История празднования Собора Архистратига Михаила

Праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных был установлен постановлением Лаодикийского собора, который состоялся примерно в 363 году — за несколько лет до Первого Вселенского Собора.

Архангел Михаил в Ветхом Завете

Предание Церкви, которое почитается верующими наравне со Священным Писанием, говорит о том, что Архангел Михаил был участником многих ветхозаветных событий. Например, указывал дорогу израильтяням во время исхода из Египта — в виде облачного столпа днем и огненного столпа ночью. Кроме того открыл Иисусу Навину волю Господа на взятие Иерихона и перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, заключенному в рве со львами.

Чудеса, связанные с именем Архангела Михаила

С именем Архистратига Михаило связано множество чудес. Вот лишь одна из историй. Архангел Михаил спас афонского отрока. Юношу хотели утопить грабители: мечтали заполучить роскошную сокровищницу, которую тот случайно нашел. В память об этом чуде болгарский царедворец Дохиар построил на Афоне храм в честь архангела Михаила. Найденное отроком золото пошло на убранство церкви.

Есть и чудеса, которые произошли на русской земле. Например, в Волоколамском Патерике можно прочитать рассказ преподобного Пафнутия Боровского о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян … внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей ми возбрани пойти на Великий Новгород».

Чудо Архангела Михаила в Хонех

Чудо Архистратига Михаила в Хонех произошло в IV веке. Как говорит легенда, во Фригии (внутренняя область на западе Малой Азии) находился храм, построенный в честь Архистратига Михаила. Около того храма тек источник, в котором, по молитве Архангелу Михаилу, исцелилась немая дочь одного из местных жителей. В благодарность небесному заступнику мужчина возвел здесь храм. К источнику за исцелением шли не только христиане, но и язычники, многие из которых отрекались от идолов и обратились ко Христовой вере.

В храме святого Архистратига Михаила в течение 60 лет пономарил благочестивый Архипп. Однажды язычники задумали уничтожить храм и убить пономаря. Для этого они соединили две горные реки в одно русло и направили их течение на храм. Святой Архипп горячо молился Архангелу Михаилу, и Архистратиг явился ему, жезлом открыл в горе расселину и увел в нее воды бушующего потока. Храм остался невредимым. Место, где совершилось чудо, получило имя Хоны, что означает «отверстие», «расселина». Отсюда — название «чудо Архангела Михаила в Хонех».

Икона Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

На иконах Архангелов изображают в соответствии с родом их служения. Михаил попирает ногами дьявола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой — копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест. Гавриил написан с райской ветвью, которую он принес Деве Марии в день Благовещения, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа — в левой. Рафаил держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу. Уриил держит в поднятой правой руке на уровне груди обнаженный меч, в опущенной левой руке — «пламень огненный». Селафиил изображен в молитвенном положении, смотрящим вниз, руки сложены на груди. Иегудиил в правой руке держит золотой венец, в левой — бич из трех красных (или черных) веревок. На одежде Варахиила изображено множество розовых цветов, а Иеремиил держит в руке весы.

Молитвы Архистратигу Божиему Михаилу

Молитва первая Архистратигу Божиему Михаилу

Святый и великий Архангеле Божий Михаиле, неисповедимыя и пресущественныя Троицы, первый во Ангелех предстоятелю, рода же человеческого приставниче и хранителю, сокрушивый со воинствы своими главу прегордаго денницы на небеси и всегда посрамляяй злобу и коварства его на земли!

К тебе с верою прибегаем и тебе с любовию молимся: буди щит несокрушим и забрало твердо Святей Церкви и православному отечествию нашему, ограждая их молниеносным мечем твоим от всех враг видимых и невидимых. Буди наставник премудр и споспешник всем православным христианом, износя им от Престола Царя царствующих просвещение и силу, радость, мир и утешение. Буди вождь и соратай непобедим Христолюбивому воинству нашему, венчая его славою и победами над супостаты, да познают вси противляющиися нам, яко с нами Бог и святии Ангели Его!

Не остави о Архангеле Божий, помощию и заступлением твоим и нас, прославляющих днесь святое имя твое; се бо, аще многогрешнии есмы, обаче не хощем в беззакониих наших погибнути, но еже обратитися ко Господу и оживленным быти от Него на дела благая. Озари убо ум наш светом Божиим, да возможем разумети, что есть воля Божия о нас благая и совершенная, и ведети вся, яже подобает нам творити и яже презирати и оставляти. Укрепи благодатию Господнею слабую волю и немощное произволение наше, да утвердившеся в законе Господни, престанем прочее влаятися земными помыслы и похотьми плоти и ради тленнаго и земнаго вечная и небесная безумне забывати. Над всеми же сими испроси нам свыше истиннаго покаяния, нелицемерную печаль по Бозе и сокрушение о гресех наших, да остающее нам число дней временнаго жития нашего во изглаждении зол, содеянных нами, совершим. Егда же приближится час скончания нашего и свобождения от уз бреннаго сего телесе, не остави нас, Архангеле Божий, беззащитных противу духов злобы поднебесных; обыкших преграждати души человечестей восход в горняя, да, охраняеми тобою, безпреткновенне достигнем оных преславных селений райских, идеже несть печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная, и сподобимся узрети Пресветлое лице Всеблагаго Господа и Владыки нашего и Тому воздати славу, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая Архистратигу Божиему Михаилу

О святый Михаиле Архангеле, светлообразный и грозный Небеснаго Царя воеводо! Прежде Страшнаго суда ослаби ми покаятися от грехов моих, от сети ловящих избави душу мою и приведи ю к сотворшему ю Богу, седящему на Херувимех, и молися о ней прилежно, да твоим ходатайством послет ю в место покойное.

О, грозный воеводо Небесных Сил, предстателю всех у Престола Владыки Христа, хранителю твердый всем человеком и мудрый оружниче, крепкий воеводо Небеснаго Царя! Помилуй мя грешнаго требующаго твоего заступления, сохрани мя от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольскаго, и сподоби мя непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго суда Его. О, всесвятый великий Михаиле Архистратиже! Не презри мене грешнаго, молящагося тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но сподоби мя тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

глас 4

Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы, недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия: от бед избавите ны, яко чиноначальницы Вышних сил.

Кондак Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

глас 2

Архистратизи Божии, служителие Божественныя славы, Ангелов начальницы и человеков наставницы, полезное нам просите и велию милость, яко Безплотных Архистратизи.

Считается, что именно Архангел Михаил являлся и помогал Жанне д’Арк. Архистратиг поручил Жанне осуществить ее миссию — короновать Карла VII в Реймсе. По легенде, при освобождении Орлеана от англичан Михаил в окружении всего сонма ангелов, сияя появился в небе и сражался на стороне французов.

По преданию балканских христиан, Архангел Михаил научил мучеников Флора и Лавра искусству управлять лошадьми. Именно поэтому на местных иконах Флора и Лавра часто изображают с конями, поводья которых держит в руках Архистратиг.

Коптские христиане посвятили святому Михаилу главную реку Египта — Нил. Копты переняли византийскую традицию празднования в честь архангела Михаила, но перенесли его дату на 12 ноября. Также 12-го числа каждого месяца в Коптской Церкви совершается специальная служба в воспоминание святого Михаила, а 12 июня, когда Нил выходит из берегов, Архистратига славят за разлив реки и будущий урожай.

Митрополит Антоний Сурожский. Об именах и ангелах. День Архистратига Михаила

«Никто как Бог» - в этом выразилось все знание великим Архангелом своего Бога. Он Его не описывает, он Его не объясняет - он встает и свидетельствует. В этом его приобщенность к сиянию Божества, и в этом мера, в которой он являет это сияние и открывает нам путь к тайне Господней своим словом и тем именем, которое выражает весь его непостижимый опыт непостижимого Бога.

Есть место в книге Откровения, где тайнозритель Иоанн повествует нам, что когда придет время и мы все будем в Царстве Божием, то каждый получит имя таинственное, которое знает только Бог, дающий его, и познает тот, кто его получает. Это имя как бы содержит в себе всю тайну человека; этим именем сказано все о нем; этого имени никто не может знать, кроме Бога и получающего его, потому что оно определяет то единственное, неповторимое соотношение, которое существует между Богом и Его тварью - каждой, единственной для Него тварью.

Мы носим имена святых, которые прожили и осуществили на земле свое призвание; мы им посвящены, как храмы посвящаются тому или другому святому; и мы должны бы вдумываться и в значение его имени, и в ту личность святого, которая нам доступна из его жития. Ведь он не только является нашим молитвенником, заступником и защитником, но в какой-то мере и образом того, чем мы могли бы быть. Повторить ничью жизнь нельзя, но научиться от жизни того или другого человека, святого или даже грешного, жить более достойно себя и более достойно Бога - можно.

И вот сегодня мы празднуем честь и память Архистратига Михаила в окружении Ангелов Господних. Ангелы - это вестники; Ангел - это тот, кого Господь может послать с поручением и кто до конца, совершенно исполнит его. Может показаться странным, что целую группу тварей Господних мы называем именем, которое обозначает их должность, их служение, словно в них нет ничего другого. И на самом деле это так, и в этом их святость: очищенные, сияющие Божиим светом, по слову Григория Паламы и наших богослужебных книг, они являются вторыми светами, отблесками вечного света Божественного. В них нет той непрозрачности, той потемненности, которая позволяет нам называться именем, и это имя и есть определение нашего места перед лицом Божиим и нашего места в творении Господнем. Они - светы вторые.Что это значит?

Это значит, что некий божественный свет льется через них беспрепятственно, свободно, широкой рекой; но не просто как по пустому желобу, не только как через безжизненное стекло, а так, как льется, и искрится, и сияет, и множится свет, когда он падет на драгоценный камень, дойдет до его сердца и оттуда ответным сиянием бьет в стороны, озаряя, а порой и ослепляя своей красотой.

Это образ подлинной святости, и в этом отношении они действительно Ангелы, потому что мы их узнаем, переживаем только как сияние Божественного света, сияние не уменьшенное, не потемненное, но сияние приумноженное и радостотворное, приносящее жизнь, - а сущность их бытия и сущность их святости остаются тайной между ними и Богом, Который познает глубины Своей твари…

Но их личная святость явлена нам еще особо тем отдельным именем, которым каждый из них назван. Некоторые из этих имен вошли в Священное Писание, были открыты опыту Церкви и показывают нам, в чем их особая святость. Архистратиг Сил Небесных, которому посвящены многие среди нас здесь и многие в стране Российской, назван Михаилом. «Михаил» - слово еврейское, и оно значит «Никто как Бог»; и это слово выражает все стояние великого Архангела, когда Денница восстал против Бога, желая утвердить себя в некоторой, хотя бы тварной, обособленности и самостоятельности, и когда встал великий Архангел Михаил и произнес одно это слово, которое определило все для него: «Никто как Бог», и утвердило его в таком отношении с Богом, что сделало его хранителем врат райских. «Никто как Бог» - в этом выразилось все знание великим Архангелом своего Бога. Он Его не описывает, он Его не объясняет - он встает и свидетельствует. В этом его приобщенность к сиянию Божества, и в этом мера, в которой он являет это сияние и открывает нам путь к тайне Господней своим словом и тем именем, которое выражает весь его непостижимый опыт непостижимого Бога.

На иконах Архангел Михаил изображается в латах, с пламенеющим мечом в руке. Он попирает дракона, который знаменует собою зло; Архангел стоит во вратах рая, не давая войти в это святое и священное место тем, кто к этому не готов; и еще он изображается на тех вратах иконостаса, через которые духовенство выходит из алтаря: священник с Евангелием, на Великом Входе, или дьякон на ектении; и это те врата, через которые в литургическом, богослужебном порядке никто не входит во Святая Святых, в алтарь.

Другой Архангел, Гавриил, чье имя означает «Крепость Божия», изображается на тех вратах, через которые дьякон во время богослужения входит обратно в алтарь. Гавриил - тот, который возвещает нам, что дверь открыта, чтобы нам снова войти в присутствие Божие; что сила Божия явлена, что Бог победил и мы спасены. От Евангелиста Луки мы знаем, что Архангел Гавриил принес Захарии весть о рождении Иоанна Крестителя, он же возвестил Деве Марии, что Она обрела благодать у Бога и родит миру Спасителя; поэтому мы видим его на иконах с оливковой ветвью в руках - знаком примирения Бога с миром.

Об Архангеле Рафаиле мы читаем в книге Товита, как он сопутствовал сыну его Товии и исцелил Товита и его невестку, и имя его означает «Исцеление Божие»; и о других Архангелах и Ангелах говорит нам Священное Писание; и вера Церкви, опыт христианский говорят нам об Ангелах-хранителях.

О дне памяти святого, имя которого мы носим, мы говорим, что это «день нашего Ангела». И в каком-то смысле, в смысле нашего посвящения святому это верно; но с разными святыми людьми - как и с окружающими нас простыми людьми - общение у нас складывается по-разному: одни нам лично ближе, через молитву и через их житие, которому мы хотели бы подражать; другими мы восхищаемся как бы издали. С Ангелом же Хранителем отношения наши совсем иные: мы ему поручены, и он - Хранитель наш, независимо как бы от того, обращаемся ли мы к нему, помним ли вообще о нем или нет, - как наши мать и отец, с которыми у нас неразрушимая связь, что бы мы ни думали, как бы ни поступали по отношению к ним, как бы ни вели себя…

И еще: один человек на земле был назван вестником и Ангелом веры церковной: это Креститель Иоанн, и о нем мы читаем слова, именно подобные тому, что я сейчас говорил об Ангелах. О нем начало Евангелия от Марка говорит: Он - глас вопиющего в пустыне… Он глас, он - только звук Господня голоса, он - Ангел, потому что через него говорит Сам Бог, а сам он о себе говорит, что ему надо умаляться, чтобы в полную меру встал перед людьми образ Господень.

Это - путь на земле; мы должны малиться, умаляться, постепенно терять то, что кажется таким драгоценным, а на самом деле есть сгущенность нашего видимого естества. Мы должны постепенно делаться прозрачными, чтобы стать как бы невидимыми — как драгоценный камень невидим и обнаруживается только тем светом, который, ударяя в него, осиявает все вокруг. Тогда мы как будто теряем что-то из своего временного существа, но для того только, чтобы приобрести неотъемлемое познание Бога, единственное, которое каждый из нас, кто называет себя «я», может иметь и которое он может явить всем другим, потому что каждый из нас познает Бога единственным и неповторимым образом. Наш путь — от земли на Небо, от тяжелой нашей воплощенности в просветленность и прозрачность… Ангелом на земле является неложный свидетель — Иоанн Креститель, который на пути, и Тот, Кого Священное Писание называет «Великого Совета Ангел» — Бог, пришедший во плоти.

Вот те образы, те мысли, те думы из нашего почитания Ангелов, из нашей любви к ним, из нашего с ними общения в молитве и их заступления за нас, которые нам могут помочь найти путь нашей собственной души от земли на Небо, от собственной потемненности к совершенному просвещению. Молитвами святых Ангелов и Архангелов да даст нам Господь, отрешившись от себя, вольной волей, любовью к Богу, начать умаляться до того, чтобы полной мерой воссиял Сам Бог в каждом из нас. Аминь.

Архангельский собор в Кремле

Собор святого Архистратига Михаила в Кремле издревле был усыпальницей великих князей и русских царей. В старину его называли «церковью святого Михаила на площади».

История Архангельского собора восходит к XIV веку. В 1333 году первый великий московский князь Иван Калита заложил белокаменную церковь во имя святого Архангела Михаила, которого русские люди считали покровителем воинов. В 1505-1508 годах на месте древнего храма был возведен новый величественный собор. Строительством руководил приглашенный великим князем венецианский архитектор Алевиз Новый.

С момента своего основания вплоть до XVIII столетия Архангельский собор служил местом упокоения московских князей и царей. Надгробные памятники князьям со словами молитв и эпитафий на белокаменных плитах располагаются под сводами храма в строгом порядке. Гробницы династии Рюриковичей — вдоль стен храма. Гробницы царей из династии Романовых — у юго-западного и северо-западного столпов. Первый русский царь Иван Грозный и два его сына погребены в особой царской усыпальнице, устроенной в алтарной части собора.

Среди наиболее почитаемых святынь Архангельского собора были мощи святого князя Михаила Черниговского, погибшего мученической смертью в Золотой Орде и святого царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Останки святых не предавали земле, а помещали в особые ковчеги — раки, предназначенные для поклонения верующих. Рака с мощами царевича Дмитрия установлена у юго-западного столпа под резной каменной сенью.

Стенописью собор был впервые украшен в царствование Ивана Грозного. От этой древней росписи сохранились лишь небольшие фрагменты на столпах храма и несколько композиций в алтаре и царской усыпальнице. В 1652-1666 годах собор расписали заново — работала большая артель русских мастеров. Работами руководил знаменитый царский живописец Симон Ушаков.

Среди святых, изображенных на столпах храма, мы видим княгиню Ольгу, великого князя Владимира, крестителя Руси, его принявших мученическую смерть сыновей Бориса и Глеба, князей Андрея Боголюбского, Александра Невского, Даниила Московского. Уникальной особенностью росписи Архангельского собора является цикл надгробных портретов: в нижнем ярусе над захоронениями князей-Рюриковичей написаны их «воображаемые» портреты. Эта «портретная» галерея исторических лиц открывается изображением великого московского князя Ивана Калиты и завершается изображением Георгия Васильевича, младшего брата Ивана Грозного.

Иконостас собора, увенчанный Распятием, устроен в царствование Федора Алексеевича Романова в 1679-1681 годах. Все иконы написаны мастерами царской Оружейной палаты. Лишь в местном, нижнем ряду сохранилось несколько древних икон. Справа от Царских врат, находится храмовая икона собора — «Архангел Михаил в деяниях», созданная около 1399 года. По преданию, эта икона была написана по заказу вдовы Дмитрия Донского монахини Евдокии в память о великом князе и его победе в битве на Куликовом поле.

Михайлов день — народные обычаи празднования Собора Архистратига Михаила

На Руси Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных был одним из самых веселых праздников. С этого дня скот загоняли в хлева — на зимний корм. Устраивали широкое застолье, звали в избу гостей. Пекли пироги, подавали к столу свежий медом. Гулянье могло длиться целую неделю — так крестьяне готовились к строгому Рождественскому, или Филипповскому, посту.

За несколько дней до Собора Архистратига Михаиласвященник с причтом ходили по домам прихожан и служили молебны. Хозяева в благодарность угощали их ковригой хлеба или деньгами — от 5 до 15 копеек со двора.

Елизавета Киктенко

Собор св. Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных – праздник молитвенного прославления Небесных Сил. Во время пагубного впадения в гордость высшего ангела Люцифера (в переводе с латыни: Светоносный, или утренняя звезда: Денница), ставшего сатаной (противником Бога) и увлекшего за собою треть ангелов, ставших бесами, св. Архангел Михаил, собрав все чины и воинства ангельские, велегласно воскликнул:

«Вонмем, станем добре пред Творцом нашим и не будем думать о том, что противно Богу! Вонмем, что потерпели те, которые были созданы вместе с нами и доселе вместе с нами были причастниками Божественного Света! Вонмем, как они ради гордости внезапно от Света впали во тьму и с высоты низверглись в бездну! Вонмем, как спала с неба восходящая заутра Денница и сокрушилась на земле" (Св. Григорий Двоеслов. Толкование 4 на Евангелие ).

В битве с сатаной и его бесами верные Богу ангелы одержали победу, сатана был низвергнут с неба. За такую верность св. Архангел Михаил и был поставлен Богом Архистратигом (по-гречески – верховным военачальником) вождем Небесных Сил, которые остались верны Господу и воспевают Его славу. Само имя Михаил означает по-древнееврейски «Кто как Бог» . И одно это уже говорит, сколь высоко он почитается Святой Церковью. Он обладает необыкновенной духовной силою, которой побеждает все козни диавольские.

По этому поводу св. Григорий Великий пишет, что в то время как другие ангелы являются, чтобы принести людям какую-либо весть, Архангел Михаил посылается всякий раз, когда должна явиться чудесная сила Божия. Почти все важнейшие события библейской истории происходят при участии Архангела Михаила.

Отцы Церкви писали, что именно св. Архангел Михаил был херувимом, поставленным у райских ворот охранять путь к дереву жизни (Быт. 3:24), он же предводительствовал израильтянам во время исхода из Египта (Исх. 14:19; 23:20), через него Бог даровал на Синае десять заповедей, он встал на пути Валаама (Числ. 22:22) и разгромил армию ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19:35). В книге читаем: «Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских» (10:13) И далее, в 12 главе: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего» (12:1). Имя Михаила Архангела упоминается и в Откровении : «И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них… И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый дьяволом или сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы низвержены с ним» (12:7).

Исходя из таких мест в Священном Писании, св. Архангел Михаил считается в Церкви покровителем и защитником народа Божия – сначала древнееврейского народа Израиля, в котором пророками возвещалось воплощение Спасителя. После же отпадения евреев в служение их новому "отцу" – диаволу (Ин. 8:44) св. Архангел Михаил становится хранителем Нового Израиля – всех христиан и православной Руси как наиболее христианского народа.

«С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным под предводительством Архистратига» ("Минея"). Так, согласно легенде, когда хан Батый в 1239 г. направлялся к Новгороду, св. Архангел Михаил явился ему и запретил входить в город. Войдя в Киев, Батый увидел над дверьми одной из церквей образ св. Михаила и, показав на него, сказал своим каганам: «Сей возбранил мне идти на Великий Новгород».

Почитание Архистратига Михаила русскими князьями выражалось в молитвенном обращении о помощи в минуты опасности, перед началом решающих сражений и вообще в ходе войны. Наши предки создали множество храмов в честь Архистратига. В Киеве сразу после Крещения Руси был создан Архангельский собор, затем почти во всех русских городах, князья испрашивали именно в этих храмах благословения при венчании на царство, при крещении наследников, перед своей кончиной. Изображения св. Архистратига помещались на княжеских боевых шлемах, личных печатях, гербах, знамёнах. Всё это определялось особым отношением к Архангелу Михаилу как защитнику русской государственности. Для была написана икона "Благословенное воинство" (см. ниже ), где святые воины – князья русские – изображены под предводительством Архистратига Михаила.

В иконографии Архангел Михаил изображается с мечом как воин-защитник, либо с копьем, поражающим змия-сатану. Будучи сам воином против армии первого революционера – сатаны, особенную помощь Архангел Михаил оказывает тем, кто также активно противостоит силам зла и врагам Божиим. Поэтому он считается покровителем Русского воинства, бьющегося за правое дело. Удерживающая православная Империя более, чем кто-либо, заслуживала такой помощи св. Архистратига воинства Божия, потому он изображен на многих русских воинских знаменах.

Своим покровителем избрали св. Архистратига Михаила и русские черносотенцы ХХ века, ставшие на путь решительного противостояния революционным силам зла, в котором и нам не обойтись без поддержки предводителя ангельского воинства. В этот день был создан в 1905 г. (и ). В 1921 г. этот день открылся , на котором была образована Русская Зарубежная Церковь.

Для нас образ св. Михаила Архангела, попирающего сатану, является символом христианского оптимизма. Он указывает нам на то, что хотя мір во зле лежит – зло не всесильно. Ему можно и должно противостоять, это наша задача. И мы верим и знаем, что в конечном итоге земной истории зло будет побеждено, а верные Господу люди будут спасены к жизни вечной в преображенном міре Царства Божия. И один из важнейших путей спасения – сопротивление злу.

Поэтому и наш сайт издательства "Русская Идея" – осенен образом Архистратига Михаила с такою молитвою к нему:

Буди вождь и соратай непобедим христолюбивому воинству нашему, венчая его славою и победами над супостаты, да познают вси противляющиися нам яко с нами Бог и Святии ангелы Его.

О НЕБЕСНОЙ ИЕРАРХИИ

От себя и от лица ООПД РНЕ поздравляю Михаила Викторовича с Днём Ангела! Уверен-мы победим пройдя испытания!

Дорогого Михаила Викторовича поздравляю с Днем Ангела! Помощи Божией в трудах!

Присоединяюсь к поздравлениям Юлии. Благодарю Господа, что есть Вы и Ваш сайт, который помогает жить в наше трудное, лживое время. Почитаешь, пообщаешься - вроде и легче. Спасибо Вам и всем единомышленникам. Берегите себя, Вы нам очень нужны. Слава Богу за всё!

Величаем Тя, святый Архистратиже Божий Михаиле, и вас святии архангели ангели, начала, власти, престоли, господьствия, силы, херувими и страшнии серафими, прославляющие Господа!
Ежедневная молитва Архистратигу Божию Михаилу: "Архистратиже Божий Михаиле, отжени от меня молниеносным мечем твоим духа лукавого, искушающего мя. О великий Архистратиже Божий Михаиле, победителю демонов! Победи и сокруши всех врагов моих, видимых и не видимых и умоли Господа Вседержителя да помилует Россию и свой народ очистит от безумия. Восстановит престол православных царей, да зазвучит прекрасная симфония: Патриарх + Царь. Выполнит Россия свое предназначение, как Третий Рим. Отнимет иго жидовское - поганое и уничтожит всех врагов Руси святой. Спасет Россию от голода, войны, смертоносной язвы, страшных катаклизмов и напрасной смерти. Аминь

о.Иоанн, а почему Вы Помазаника Божия Царя, Христа Господня поставили за избранником человеков Патриархом? И о какой симфонии Вы упоминаете? Русская симфония через Помазаника Божия Царя Иоанна Грозного нам Богом показана в Российском Большом Гербе. Как икона она графически до сих пор звучит! А что такое "да зазвучит прекрасная симфония: Патриарх+Царь" не понятно?!

Не патриархи ли помазывали царей на пристол? Петр-I, первым нарушил эту симфонию?
Многое не понятно нашему народу получившему советское наследие - безумие. Потому в молитве четко указано, что если не будет восстановлена симфония Патриарх - Царь, то в мечтах останется освобождение России от ига жидовского. Многим трудно "дается" эта молитва. Ну тогда молитесь для начала так: "Архистратиже Божий Михаиле, отжени от меня молниеносным мечем твоим духа лукавого, искушающего мя."

Черносотенцев более правильно называть скинхеды-1905. Это наркоманы, алканавты люди без особой морали и не богатым умственным арсеналом. Кстати черносотенное движение нанесло самый сильный удар по России в отличие от других подобных предреволюционных течений. Не спроста что черносотенцев, что скинхедов разработали в своих научноисследовальских институтах мировые сионисты еще с незапамятных времен. Конечно можно рвать глодку отстаивая модный в последнее время псевдо патриотизм только факт остается фактом. Есть каинова печать и наказание для нации-народа который согрешает против бога. УБЕЙ ЧЕРНОСОТЕНЦА(СКИНХЕДА) СПАСИ НАЦИЮ.

Патриарх, как священнослужитель исполнял свою обязанность в Таинстве Миропомазания на Царство, а на Престол Царя помазывал Бог. В Таинстве Царь сам возлагал на свою главу царскую корону. В Церкви Православной (и Русской в том числе) всегда был Царь-Патриарх и эту Богом данную симфонию властей Император Пётр Великий никогда не нарушал. Это очевидно.

Величие власти Царя всегда поддерживалось его помазанничеством. Теперь же, особенно рьяно делают на этом упор царебожники. Действительно, православные Цари являются Помазанниками, но только не в том смысле, как ветхозаветные. Те помазывались на абсолютную власть над своим народом и в гражданском, и в духовном отношении. В Новом Завете ничего не говорится о помазанности царей. Это было введено и разработано Церковью и не без ведома императоров во времена свободы христианства. Поэтому единодержавие с властью над Церковью является измышлением человеческим, создавшимся для угождения всевластвующего кормильца. Уже сразу императоры берут на себя, при согласии подвластных архиереев, право председательствовать на Соборе, назначать патриархов. На Руси князья старались держаться в рамках симфонии, но уже первый царь Иван Грозный начинает ставить митрополитов по своему усмотрению. Царь Алексей Михайлович добивается низложения Патриарха Никона, а Петр Первый окончательно подчиняет себе Церковь, отменив патриаршество и создав подчиненные себе Сенат и Синод.

о. Иоанн Вы пишете «Величие власти Царя всегда поддерживалось его помазанничеством». Теперь же, особенно рьяно делают на этом упор царебожники». Действительно, величие Власти Царя в её истинности и законности. Ведь в Таинстве Миропомазания на Царство Царь получает Власть от Бога. Стало быть, Таинство свидетельствует, что Власть Царя – Власть Истинная. Как муж в семье, так и Царь в стране – естественный, Богом данный Господин и Отец, Власть Его сакральна и подобна Власти Царя Небесного. Стало быть, всякий законный муж в семье и Помазанник Божий Царь в Государстве Богоизбранного Народа и Церкви Православной – живая икона Господа и Бога нашего Иисуса Христа. А «царебожники» это, очевидно, те, кто любит Отца и естественно признаёт Его Власть. В этом смысле, наверное, все Ангелы в Царстве Небесном – царебожники. О.Иоанн если «единодержавие с властью над Церковью является измышлением человеческим, создавшимся для угождения всевластвующего кормильца», то как понимать власть мужа в семье? Это тоже измышление? Но ведь каждый знает, что мужу не нужно брать власть в семье, она ему Богом дана естественно. Муж – господин во всех семейных вопросах и только он является отцом. Отец (и только он) может собрать семью для ответственного совещания, он может обличить любого члена семьи и указать ему на ошибки. Муж любит жену до ревности и не потерпит от неё не то чтобы блуда, но даже недостойного флирта. Слово Отца в семье всегда со властию и любовью. Отец является и гарантом всех семейных решений. Где же здесь измышления? Кто не любит Царя, тот не любит Бога. Богом данный образ симфонии властей (см. Российский Большой Герб) никто изменить не сможет. Всякие изменения – ложь, а ложь всегда временна, т.е. искажает Истину до времени, которое Бог попустит. Утверди Боже, Святую Православную Веру!

Симфония властей церковной и гражданской установилась с принятия Императором Константином Христианства и объявления Церкви свободной. Император же Юстиниан ее узаконил в 6-ой новелле: «Величайшие дары Божии, данные людям высшим человеколюбием, - это священство и царство. Первое служит делам Божеским, второе заботится о делах человеческих. Оба исходят от одного источника и украшают человеческую жизнь. Поэтому цари более всего пекутся о благочестии духовенства, которое, со своей стороны, постоянно молится за них Богу. Когда священство беспорочно, а царство пользуется лишь законной властью, между ними будет доброе согласие и все, что есть доброго и полезного, будет даровано человечеству». Еще более определенно обрисовывает суть симфонии Император Иоанн Комнин в письме Папе Гонорию в ХII веке: «Два предмета в продолжении моего царствования признавал я совершенно отличным один от другого: один – это власть духовная, которая от Великого и Высочайшего Первосвященника, Князя мира, которое по божественному праву, они получили власть вязать и решать всех людей. А другой предмет – это власть мирская, власть обращенная, обращенная к временному по божественному слову: воздадите кесарю кесарево, что ему принадлежит, власть, заключенная в принадлежащей ей сфере. Эти две, господствующие в мире, власти, хотя и раздельны и различны, но действуют к обоюдной пользе в гармоничном соединении, вспомоществуя и пополняя одна другую. Они могут быть сравнимы с двумя сестрами – Марфой и Марией, о которых повествуется в Евангелии. Из согласного обнаружения этих двух властей проистекает общее благо, а из враждебных их отношений проистекает великий грех» (А. П. Лебедев, «История Византии», с. 416).

Рассмотри видимое и уразумей невидимое, - так учат нас Святые Отцы Церкви Православной, - и имей Веру. Бог всегда и везде, и во всём. Всё течёт перед глазами нашими и всё изменяется в этом міре, но Правда Божия царствует во веки и Закон Божий – Столп и Утверждение всей Вселенной, и всему своё время. Муж от жены и жена чрез мужа (это видимое), но глава жене – муж (это – невидимый закон Божий).
Возьмём пример от Таинства Венчания. В этом Таинстве Господь благословляет малое Царство через раба Своего – священнослужителя. В этом малом Царстве муж получает законную Власть Господина и Отца от Бога, а не от священнослужителя. Эту Власть ему не нужно ни доказывать, ни утверждать, ни отвоёвывать у жены и детей, которых Бог ему даровал. Законная Власть мужа всегда естественна и сакральна, т.е. Богом данная. В семье, где не нарушается Закон Божий, чрез мужа властвует Бог. В такой семье царствуют Любовь и Истина, в ней установленная Богом иерархия Власти (от мужа, - Господина и Отца, - к жене и детям), в ней нет борьбы властей, и члены этой семьи благоденствуют. Наверное, примерно об этом и писал святой Император Юстиниан.

Един Господь, едина Вера и едино Крещение. Как не может разделиться Господь, так и Власть Его едина и неделима, а земное Царство Богоизбранного Народа Русского – икона Царства Небесного. Истинная власть в міру и духовная, и господская, – свет от Света. Потому и сказал Святой Апостол «несть бо Власть, аще не от Бога», т.е. в малом Царстве чрез мужа, а в большом Царстве чрез Помазанника Божия Царя Самодержавного действующая. Без истинного мужа и без истинного Царя и в семье, и в Государстве господствует антивласть. То, что не было открыто Императорам Второго Рима, то Господь Бог открыл святым и благоверным Царям и Императорам Третьего Рима. Одни сеют, а другие жнут, но и сеяние и жатва от Господа, и радоваться будут все потрудившиеся во славу Божию. Учение о Царской Власти получило своё завершение через Помазанника Божия Царя Иоанна Грозного. Именно чрез этого Царя Бог показал нам, что есть истинная Власть и что есть истинная симфония властей. Предки наши это хорошо уразумели в Смутные времена, и оставили нам Русский Завет – Соборную клятву 1613 г. за русский род. И все Цари Русские свято соблюдали этот Завет – хранить Царскую Власть Помазанников Божиих из рода Романовых до второго и славного пришествия Господа и Бога нашего Иисуса Христа!

Спасибо огромное за Ваш труд. Эта информация необходима для каждого православного человека. Вы делаете большое дело,по скольку многим молодым людям проще зайти в интернет,нежели искать информацию в книгах.
Спаси Господи!

Слава Богу за все. С праздником, православные.

О. Иоанну:
-...патриархов много, но Божий помазанник-один и он христос-живая икона Спаса нашего на земле...Стоит ли говорить об апостасии патриархии в такой праздничный день?

ЧИТАЙТЕ
СБОРНИК СТАТЕЙ ВОСКРЕСЕНИЕ ЦАРСТВА ПРАВОСЛАВНОГО
О ВЫХОДЕ ИЗ ТУПИКА ЦЕРКОВНОГО И СОЦИАЛЬНОГО.ТОЛЬКО ДЛЯ ТЕХ ИСТИННЫХ ВОИНОВ ДУХА, КОТОРЫХ САМ СПАСИТЕЛЬ НАЗВАЛ ПОБЕЖДАЮЩИМИ...

ПОЗДРАВЛЯЮ СОРАТНИКОВ СОЮЗА РУССКОГО НАРОДА И ВСЕХ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН С ПРАЗДНИКОМ!

С Праздником всех верных.

принять Царскую Власть Помазанников Божиих из рода Романовых - было и остаётся преступлением. Русь Романовы не крестили, а "выбирать царя" - это типа современных выборов президента? Жуть... 400 умело компостируют мозги, конца и края этому не видать. Государство Русь является формой сожительства одной семьи князей Рюриковичей, которая является историческим владельцем этого государства, эмпирическим ее олицетворением, и, что самое главное, идеальной формой бытия этого государства. Итак, фундамент, на котором она строится и функционирует Русь, сформированы именно вокруг метафоры семьи — как нераздельное тело, собственность рода и единственная «корпорация» Рюриковичей.

Княжеский род, следовательно, существует не только эмпирически, он метафизической целостности. Как нынешние времена является своего рода повторением прошлого, так и князья живые является восстановлением, «оживание» умерших предков.

Княжеский род находится вне обычных измерениями, он существует в вечности.

Русью правит не какой-то определенный князь, даже не совокупность живых родственников, а разверстые во временную перспективу (так же, как и в прошлом) бесконечная череда поколений. Как напоминал Мономаху митрополит Никифор: «Вам же долешнимы правит в роды и роды».

Когда покровительство за землю, государство принадлежит всей совокупности поколений династии — прошлым, нынешним и будущим, то княжеская святость автоматически принадлежит сакральному роду князей Рюриковичей -Крестителей Руси.
https://russkiev.wordpress.com/concept-russkiev/

С праздником Вас, Михаил Викторович, всех ваших сотрудников и весь народ православный!
И спасибо за Ваш праведный труд!

Собор св. архистратига Миха ила и прочих сил безплотных установлен в начале IV в. на Лаодикийском соборе. Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое почитание ангелов как творцов и правителей Вселенной и утвердил православное их почитание.

Совершается празднество в ноябре – девятом месяце от марта, с которого тогда начинался год – в соответствии с числом 9-ти чинов ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил небесных в день Страшнаго Суда Божия, который свв. отцы называют “днем восьмым”, когда “приидет Сын Человеческий в славе Своей и все святые Ангелы с Ним” (Мф. 25, 31).

Всех чинов архангельских – девять , по указанию св. Дионисия Ареопагита: херувимы, серафимы, престолы, господствия, силы, власти, начала, архангелы и ангелы; число их очень велико.

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы.

Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3, 24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1, 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.


Изображение херувима из Воскресенского собора г.Ростова

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства (Кол. 1, 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.Силы (1 Пет. 3, 22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.


Изображение херувима, носимое во время Крестных ходов на Рогожском

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала (Кол. 1, 16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы (1 Сол. 4, 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы (1 Пет. 3, 22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божий, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.


Настенная роспись в Покровском кафедральном соборе РПСЦ в Москве

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – “кто как Бог”) – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: “Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!

Архистратиг Михаил, икона 18 века

По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.

Он явился Исусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав. 5, 13 – 16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19, 35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков – Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу.(Дан. 3, 92 – 95).

По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак акафиста, 8).

Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд. 1, 9).

Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).

Архангел Михаил-Покровитель земли Русской

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: “А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян … внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: “сей ми возбрани пойти на Великий Новгород “”.

Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов.

В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы – храм-усыпальница в Кремле – посвящен ему.

Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них – икона “Благословенно воинство Небесного Царя” – написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины – князья русские – изображены под предводительством Архистратига Михаила.


Благословенно воинство Небесного Царя, Государственная Третьяковская Галерея

Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы:

Архангел Гавриил – крепость Божия и благовестник таин Божиих.
Архангел Рафаил – врач болезней и путеводитель.
Архангел Уриил – возбудитель на молитву и просветитель потемненных.
Архангел Иегудиил – заступник в пути, помощник нуждающимся в чем-либо ради славы Божией.
Архангел Варахиил – податель и ходатай Божиих благодатей и хранитель чистоты души и тела.
Архангел Салафиил – врач от трясавичныя болезни и молитель Бога о людях.
Архангел Гефаил – возжигатель любви к Богу.
Архангел Тахиил – помощник и защититель от бед и напастей.
(Смотри: Пролог 8 ноября; Откр. 12, 7-8; 3 Езд. 4, 1; Тов. 3, 16-17 и др.).


Собор Арх.Михаила_ предположительно 18в., реставрация 2010г., находится в частном собрании. http://pravicon.com/image-22046

На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:

Михаил – попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.

Гавриил – с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, пли со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой.

Рафаил – держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.

Уриил – в поднятой правой руке – обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке – “пламень огненный”.

Селафиил – в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.

Иегудиил – в деснице держит золотой венец, в шуйце – бич из трех красных (или черных) вервий.

Варахиил – на его одежде множество розовых цветов.

Иеремиил – держит в руке весы.

Молитва архистратигу Михаилу из старинного молитвенника:


Она же, набранная Константином Спекторовым


Молитва архангелу Михаилу, набранная Константином Спекторовым с указанной выше древней рукописи http://spektorov.narod.ru/slav/Mikhail.pdf

Текст молитвы в PDF:

Немного другой вариант молитвы, которая была написана при входе в соборный храм Чуда св. архистратига Михаила, построенный в начале XVI века в Чудове монастыре в Московском Кремле, у Спасской башни.

МОЛИТВА АРХИСТРАТИГУ МИХАИЛУ

Аще человек прочтет сию молитву, того дне не прикоснется к нему диявол ни зол человек.

Господи Боже великий, Царю безначальный, посли, Господи, архангела своего Михаила, на помощь мне грешному рабу своему имярек, избави мя Господи от враг моих видимых и невидимых, и запрети всем врагом моим, борющимся со мною, сотвори их, яко овца, и соруши их, яко прах пред лицем ветра, господи, господи, великий Михаиле архангеле, первый княже и воевода небесных сил безплотных, херувим и серафим шестокрылатых, и всех ангел и архангел, чюдный и страшный, и честный, архангеле Михаиле, буди мне помощник рабу своему имярек, в бедах и скорбех и в печалех, и в пустынях и в тесных местах, на рати и на реках, и на распутиях, у царей и у князей и у боляр, и у вельмож, и всякия власти и от всякия прелести вражия избави мя, господи, господи, великий архангеле Михаиле, услыши глас грешнаго раба своего имярек, молящагося к тебе, и призывающа на помощь имя твое пресвятое, ускори щедрый на помощь мою и услыши молитву мою, великий архангеле Михаиле, и победи вся противляющаяся мне, силою Пресвятаго Духа и молитвами пречистыя Богородицы, и святых святителей и исповедник, и безмездник, и святых мученик и мучениц, и преподобных отец и всех святых молитвами.
Великий Михаиле архангеле, помози мне грешному рабу своему имярек, избави мя от труса и потопа, и от огня и меча и мора, и от напрасныя смерти, и от смертоносныя язвы, и всякаго гада и врага льстиваго, и бури наносимыя соблюди, ныне и присно и во веки веком. Аминь.

В статье использованы иллюстрации и материал с форума «Староверы »

Ссылки по теме

Одной строкой:материал от о.Александра Панкратова (Великий Новгород)

Для повышения кругозора дорогих читателей приводим дополнительную информацию, на протяжении нескольких лет собиравшихся по теме уважаемым старообрядческим священником и плодовитым интернет-обозревателем о.Александром Панкратовым .

Пришёл МихАйлов день, точнее, Собор святаго Архистратига МихАила и прочих святых Небесных Сил безплотных, – один из крупных, знАчимых и заметных дней в Святцах Церкви Христовой … поздравляю всех!

Разумеется, вчера вечером и сегодня утром в нашем храме была полная уставная служба. Теперь, к вечеру, сел за монитор и подумал: а о чём расскажу своим читателям – зрителям?
Ведь, казалось бы, почти все аспекты дня сего уже освещал …

Напомню, ещё в 2010-м 21.11 описал наши приходские будни, как технически совершается служба в условиях скромной, небольшой общИны, почти без глаголемых “помощников батюшки”.

Далее, в феврале 2011-го поведал, с большим кол-вом картинок, о древней обители св. Арх. Михаила, что “на Сковородке” , в окрестностях Новгорода, тесно связанной также с основателем нашего храма св. архиепискпом Моисеем, и о её, увы, разрушенных войной чудесных (возможно, лучших из новгородских) фресках XIV столетия. А также о том, что наши реставраторы теперь их потихоньку, буквально по крупицам, собирают и восстанавливают .

В том же 2011-м на Собор безплотных разместил неплохой фильм о новг. храме св. Арх. Михаила на Прусской ул., переделанном теперь в обл. библиотеку для незрячих.

В прошлом 2012-м в этот день поздравлял наших дорогих именинников, трёх священников, отцов МихАилов (было и видео с их служб, из Нижнего Новгорода , ещё

Собор – это совокупность всех святых ангелов во главе с Архистратигом Михаилом. Они восславляют Святую Троицу и служат Богу.

История празднования Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Еще в апостольские времена было распространено ложное учение об Ангелах.
Среди христиан были еретики, которые поклонялись Ангелам как богам и учили, что видимый мир сотворен не Богом, а Ангелами, и почитать их надо выше Христа.В начале IV века было осуждено поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утверждено православное их почитание. Тогда же было принято решение о праздновании Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Этот праздник – главный из всех праздников в честь святых ангелов. В просторечии, он именуется — Михайлов день.

Архистратиг Михаил. Что мы знаем?

Из истории:

Давно, еще до сотворения человека и всего видимого мира весь ангельский мир был наделен великими совершенствами и дарами. Ангелы, подобно людям, имели свободную волю. Они могли злоупотребить этой свободной волей и впасть в грех. Это и произошло с одним из верховных ангелов – Денницей, который открыл в себе источник зла и гордости и восстал против своего Творца. Духовный мир поколебался и часть ангелов последовала за Денницей.

В этот момент из ангельской среды выступил Архистратиг Михаил и произнес: «Никто как Бог!», – обращаясь с этим призывом ко всем ангелам. Этими словами он показал, что признает только одного Единого Бога, Творца и Властителя всей вселенной.

Борьба была трудной, ибо Денница был наделен великими совершенствами. Но силы добра победили, и Денница был свергнут с неба со всеми своими последователями. А Архангел Михаил утвердился как вождь всего ангельского мира, верного богу. С тех пор в руках архистратига меч, потому что сатана, свергнутый с неба, не успокаивается.

Падшим ангелам пресечена возможность проникать в высшие области мироздания и, поэтому, всю свою злобу они устремили на людей.

  • В православии Архангел Михаил – это самый известный ангел, который упоминается в библейских книгах. Его еще называют Архистратиг Михаил. Он самый главный ангел среди святого воинства всех Архангелов и Ангелов.
  • Архангелу Михаилу приписывают самую главную роль в битве добра со злом. Именно он одержал победу над Сатаной и всей его нечистью.
  • Архангел Михаил выступает в роли стражника у ворот рая и встречает души умерших людей.
  • Архангел Михаил выступает в роли судьи на Страшном суде и призывает все души к ответу. Люди издавна считают Архангела Михаила покровителем всех умерших и молятся ему, чтобы он защитил их, а не карал на том Суде.
  • Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке, или копьем, низвергающим Диавола.

Каких архангелов мы знаем?

В этот праздник вспоминаются все чудесные явления Архистратига Михаила и других Архангелов – Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила, Иеримиила.

На иконах попирает ногами Диавола. В левой руке держит зеленую финиковую ветвь. В правой руке – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.

Из Священного Писания и Священного Предания известны Архангелы:

Гавриил – крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества. На иконах изображается с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой.

Рафаил – врачевание Божие, целитель человеческих недугов. На иконах держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.

Уриил – огонь или свет Божий, просветитель. На иконах в поднятой правой руке держит обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке – «пламень огненный».

Селафиил – молитвенник Божий, побуждающий к молитве. На иконах изображается в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.

Иегудиил – славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги. На иконах в деснице держит золотой венец, в шуйце – бич из трех красных (или черных) вервий.

Варахиил – раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий. На иконах на его одежде множество розовых цветов.

Иеремиил – возвышение к Богу. На иконах держит в руке весы или Писание.

Небесные силы. Что мы знаем?

Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами.

Слово «ангел» на греческом языке значит «вестник». Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. Ангелов в духовном мире огромное множество, во много раз больше, чем людей на земле. Отличаются они своей просвещенностью, но задача у них одна — служение Богу.

Человеку, принявшему святое крещение, Богом дается на всю жизнь ангел-хранитель. Поэтому праздник этот считается вторым днем ангела всех православных христиан.

Ангелы отличаются друг от друга просвещенностью и делятся на три иерархии - высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина.

В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы .

  • Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы . Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.
  • После Серафимов Господу предстоят многоочистые Херувимы . Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.
  • За Херувимами - предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы , таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти .

  • Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.
  • Силы творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.
  • Власти имеют власть укрощать силу Диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе со злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы .

  • Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.
  • Архангелы открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.
  • Ангелы наиболее близки к людям. Они наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов - по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Ангел — Хранитель. Что мы знаем?

Согласно библейским учениям, во время Крещения каждому из нас Господь дает Ангела–Хранителя. На всем жизненном пути Ангел-Хранитель находится около нас. Видеть их могут только святые люди. Наше зрение не позволяет их видеть, но это не должно нас смущать. Главное верить и знать, что они всегда с нами и охраняют нас на всем жизненном пути.

По учению Церкви каждому из нас во время Крещения Господь дает Ангела-Хранителя. Он всегда находится около нас, охраняя на всем жизненном пути. Мы, грешные люди, не видим их, как видят их святые. Но мы знаем и верим, что они всегда с нами.

Служение Ангелов-хранителей велико в очах Божиих, поскольку предназначение у них охранять и спасать людей. А человек, как известно, венец творения Божия.

Всякая хорошая мысль, всякое доброе дело, молитва, покаяние — все это в нас рождается и совершается по внушению нашего Ангела-Хранителя. Действуя через нашу совесть и наше сердце, он удерживает нас от греха и соблазна, помогает бороться с искушениями.

Когда Ангел-Хранитель видит нас идущими спасительным путем, он всячески старается нас ободрить, утвердить на этом пути.

Если мы уклоняемся с истинного пути, он всеми силами старается вернуть нас на него.

Но если мы совсем перестаем слушать своего Ангела-Хранителя и впадаем в грех, Ангел отходит от нас и, со стороны наблюдая за нами, просит Бога, чтобы Он потерпел и помедлил с наказанием. И в то же время он не оставляет попыток достучаться до нашей совести и пробудить покаяние.

Православные и народные традиции тесно переплетаются у нашего народа.

Праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных в народе называют Михайлов день.

О традициях и обычаях празднования можно прочитать в статье:

А хотели бы вы увидеть Архангела Михаила? Нет ничего невозможного в кинематографе. — рассказывает вымышленную историю о возвращении архангела Михаила на землю в ХХ веке. Жанр фильма мелодраматичный, комедийный. Если вы относитесь строго к религиозной теме, этот фильм не для вас…
Посмотреть фильм онлайн вы сможете в нашем Кинозале .

Эта статья о достопримечательностях города, непосредственно связанных с Архангелом Михаилом.

Этот древний праздник особенно дорог всем православным христианам, почитающим святых. Он таит в себе множество интересных историй и тайн. Например, считается, что если попросить прощения за все свои грехи и поверить в это, обязательно появится какой-нибудь ангел-хранитель. Он защитит от неприятностей и поможет найти свою дорогу в жизни.

История возникновения праздника

В эпоху становления христианства зарождалось очень много вольных трактовок Священного письма. Появлялись новые культы, пророки и следующие за ними православные церкви постоянно раскалывались на несколько течений.

Для того чтобы привести в порядок все божьи устои, отделить соответствующие христианству мысли от смешанных с языческими верованиями традиций, были учреждены Соборы. Это съезд высших представителей церкви.

Во время каждого Собора решались важные вопросы религии и приходов. Помимо того, назначались праздники, которые должны были соблюдаться прихожанами. Другие торжества, которые придумывали люди, не признавались библейскими.

Во время одного из таких Соборов, Лаодикийского, была решена участь одного из важных в тот период праздников.

Лаодикийский Собор

По мнению исследователей церкви, это случилось в 360 году от Рождества Христова. Его название происходит от места Лаодикия, которое находится в Малой Азии, куда и призвали достопочтенных служителей храмов.

Согласно одной из версий, этот съезд предшествовал знаменитому Первому навсегда установившему главные правила христианской религии.

На Лаодикийском Соборе было принято несколько существенных решений, которые и на сегодняшний день чтятся и соблюдаются.

На нем церковники постановили, что после обряда человек должен быть миропомазан. Это означает, что Святой Дух снисходит к нему в момент Крещения. Помимо того, служители храмов выразили свои осуждения тем людям, которые, вместо того чтобы молиться Сыну Божьему, больше чтили ангелов, считая их творцами всего существующего.

Это верование было запрещено церковью, а служители идеи провозглашались еретиками и отлучались от прихода. На том совещании и был создан праздник Собор Архистратига Михаила.

Ангелы

В христианской религии ангелы являются лишь вестниками воли Божьей. Они могут только доносить ее до людей, являясь им в разных видах или подталкивая их к нужному и правильному решению.

Ангелами представляют либо существ, либо души со сверхсилами. У них нет определенного пола. Каждый из них имеет крылья.

Согласно Новому Завету, у святых на небе есть определенная иерархия в девять станов. За неповиновение воле старшего они могут быть сосланы или сложить свои крылья, ставши падшими.

Ангелы призваны защищать Бога и в случае потребности могут стать армией для защиты. В честь каждого из них есть свои праздники Русской Православной Церкви.

Практически в каждой мировой религии существуют ангелы. В исламе, к примеру, это одни из центральных действующих лиц.

Предводителем же армии Бога в христианстве считается Архистратиг Михаил.

Праздник

Верные христиане после заседания первых отцов-настоятелей в Лаодикие должны были праздновать на девятый месяц, в восьмой его день, новое событие. Им стал Собор и прочих Небесных Сил бесплотных.

Современные люди удивляются тому, что праздник ноябрьский, а праздновать в церкви принято на девятый месяц. Все дело в том, что по старому летоисчислению, он и был девятым месяцем, считая с марта.

Символы

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных содержит в себе сразу две отсылки к божественному писанию, уже в самих датах его празднования.

Так, девятый месяц - это прямое указание на то, сколько ангельских иерархий существует в христианстве.

Восьмой день - это небесный суд. По преданию, во время апокалипсиса произойдет собрание всех ангелов и духов. По старому календарю, восьмой день приравнивается к 21 по новому календарю. Официально 21 ноября - православный праздник Михаила и ангелов.

Ангельские чины

  • Серафимы - святые с шестью крыльями. Они несут в себе пламенную и бескорыстную любовь к Богу.
  • Херувимы - с четырьмя крыльями, дарящие познание, мудрость и ум.
  • Престолы - вестники, которые несут на себе Бога. Он, словно на престоле, восседает во время свершения суда.
  • Господства - ангелы, которые должны помогать советами и наставлениями монархам и тем, кто находится у власти.

  • Силы - отвечают за чудеса, которые случаются с теми, кто угоден Богу.
  • Власти - служат для укрощения дьявольской силы.
  • Архонты - управляют всей Вселенной и стихиями.
  • Архангелы - учителя, которые защищают людей, давая им нужные для этого знания. Их возвышает Собор Архистратига Михаила.
  • Ангелы - последние в списке. Чаще всего контактируют с людьми. Появляются на земле для того, чтобы подталкивать человека к правильному деянию.

В Откровениях упоминаются семь херувимов, каждый из которых, как указание на гонца, держит по трубе.

Зачем церковь создала праздник

Этот праздник был учрежден, прежде всего, не для того, чтобы почтить святых, а для того, чтобы разграничить божественную силу и ангельскую.

По мнению церкви, ангелы больше похожи на людей, имеют человеческие подобия. Согласно они могли спускаться на землю и жить вместе с живыми. От союзов с посланниками появлялись нефилимы - полулюди, полуангелы.

Серафимы, согласно церковным представлениям, так же как и люди, молятся Богу, просят его о прощении и верно служат ему. На иконе “Собор Архистратига Михаила” ангелы продолжают, встав на колени, взывать к Создателю своему.

Легенда о празднике

Согласно Священному письму, Бог, до того как создать все видимое человеческому глазу, а также самого человека, создал другой мир. Он населил его бесплотными существами, духами, ангелами. Это место в несколько раз больше человеческого.

Так, Моисей говорил о том, что Бог создал небо и землю. Церковь трактует это сообщение как указание на небесный мир. Они дают два обозначения провидению: как видимое человеком, так и не видимое место, заселенное душами.

В том мире живут ангелы - духи без плоти. Все они созданы были Богом. Именно их изображает икона “Собор Архистратига Божия Михаила”.

Для того чтобы помочь несчастным людям, потомкам Адама и Евы, некогда выгнанным из Рая, более идеального мира, Бог посылает херувимов на землю.

Архангелы

  • Архангел Михаил стал вождем войска на небесах, готовым защищать Божье царство во время конца света. Церковь считает, что он, некогда победивший Сатану, готовится еще к одной битве. А пришлось заставить всех иконописцев в мире не изображать тот страшный бой, в котором она проиграла Михаилу и лежала у его ног. В честь архангела Михаила отмечают 21 ноября православный праздник.
  • чье имя означает "Божий муж", призван носить радостные новости. Он охраняет избранный народ. Гавриилу посвящены разные дни праздников православных. Так, его чествуют и 26 марта, и 13 июля, как было принято еще при старом календарном стиле.
  • Варахиил - он же "благословение от Бога". Этот архангел не встречается в Библии, его можно найти лишь в преданиях. Варахиил одаривает праведных людей за их веру в Бога. Часто изображен с белыми розами на груди, которые он дарит людям за их доброту.
  • Салафиил - "молится Богу". Этого архангела не упоминают в Библии, только в неканонических писаниях. Салафиил должен вразумлять и наставлять людей с помощью молитв. Даже на иконах он изображен в молитвенной позе. Праздники православной церкви не включают точно указанного дня этого архангела.
  • Иегудиил - "Божья похвала". Имя архангела существует в древних преданиях. На изображениях Иегудиила он держит в руке венок из золота как дар от Бога для тех людей, которые своим примерным поведением искупили первородных грех и стали святыми.
  • Рафаил - этот архангел призван помогать Богу. Люди должны следовать примеру святого и тоже пытаться помогать своими действиями Владыке.
  • Уриил - имя архангела переводится как "Божий огонь". По традиции православной церкви, именно этот святой встал у ворот в Рай, после того как из него были изгнаны за свои грехи первые люди. Этот архангел просвещает невежд, дарует им знания.
  • Архангел Иеремиил - "Божья высота". Он должен посылаться Всевышним к тем людям, которые утратили надежду или же начали вести недостойную жизнь. Святой должен направлять на высокий путь, который приведет их к Благодати.

“Собор Архистратига Михаила" - икона

Традиционно на образе изображены все архангелы, которые и должны собраться в тот момент, когда произойдет решительный бой добра против зла.

В центре иконы - сам архистратиг Михаил. По этому изображению можно понять, что сонм ангелов вместе с Михаилом не претендует на божественную роль. Они с охотой прославляют Господа Бога, а также всю Троицу нераздельную.

Икона-покровитель и Михаил

Согласно православной христианской традиции, каждый ангел является чьим-то покровителем. Каждая икона может помогать тем, кто молится Богу и надеется на чудо.

Наибольшей популярностью пользуется икона из Новгорода. Она было написана в конце пятнадцатого века и считается сделанной по канону. Тем не менее, в каждой церкви есть своя икона, прославляющая Собор Архистратига Михаила и его Небесную Армию - защитников людей, вестников Божьей воли.

Михаил является покровителем многих городов, стран. После того как в Киеве появилось христианство, ему был построен огромный на то время, невиданных масштабов храм. Соборы в честь архангела стоят в Нижнем Новгороде, Смоленске, Великом Устюге, Старице, Свияжске.

В Москве возвышается храм-усыпальница на главной площади, в Кремле. Этот храм посвящен святому. Там празднуют Собор Архистратига Михаила. Проповедь в это время читается торжественная.

На иконах святого обычно изображают стоящим над поверженным дьяволом, держащим в одной руке финиковую ветвь в знак победы и мира, а в другой - копье или меч. На его оружии, как правило, нарисован крест красного цвета.

Финиковая ветка также символизирует и дерево, которое росло в Раю. Он подарил ее Деве Марии в знак своей любви и верной службы.

Выбор редакции
В жаркий день так и хочется порадовать себя прохладительными напитками. Поэтому сегодняшний материал посвящается тем, кто желает знать,...

Салаты из морепродуктов - это вкусные блюда, в состав которых входят кальмары, креветки, крабовые палочки, икра, мидии и другие дары...

Такие вот рогалики с интересной начинкой предлагают нам немецкие кулинары. Очень вкусная получилась начинка. Поэтому если вы еще такую не...

Удивительный рыбный суп по-скандинавски — уха со сливками. Приготовьте в домашних условиях по простым рецептам.Это первое блюдо...
Хлеб с чесночным маслом является одной из самых простых вещей, которые можно приготовить в домашних условиях. Это действительно до...
Медальоны из говядины можно заказать в самых лучших ресторанах Бишкека. Может быть, вы даже пытались приготовить их дома. Но, скорее...
Котлеты – один из символов вкусной домашней кухни. Их можно готовить из разных видов мяса: подходит свинина, говядина, курица, индейка....
Необходимо подкорректировать свой режим сна, он сбился. Ложитесь до двенадцати ночи, но никак не в три-четыре часа, ваш организм не...
хранитель изящной словесности Даже в эпоху смартфонов наручные часы не остаются на вторых ролях в нашей личной коллекции аксессуаров....