Евгений онегин как герой. Цитатная характеристика Евгения Онегина (по главам)


В образе главного героя романа А.С. Пушкина « » воплотился тип «современного человека» пушкинской эпохи. Над осмыслением и художественным воплощением этого образа работал свыше десяти лет.

Евгений Онегин - личность сложная и глубоко противоречивая. С одной стороны, он эгоистичен и жесток: «проникнутый тщеславием, он обладал сверх того еще особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием как в своих добрых, так и дурных поступках». С другой стороны, он раним, имеет тонкую душевную организацию, ему присущ дух, стремящийся обрести свободу. Именно эти качества привлекают внимание читателя и ставят образ Евгения Онегина в ряд незаурядных «героев нашего времени». Знакомство читателя с Евгением Онегиным происходит уже в первой главе, которая открывается внутренним монологом героя, наполненным желчной иронией и нескрываемым раздражением. Перед нами предстает «молодой повеса», который ни в чем не видит смысла и равнодушен, казалось бы, ко всему на свете. Он зло иронизирует по поводу болезни своего дядюшки: эта болезнь оторвала юношу от привычной, но порядком опостылевшей светской жизни в Петербурге, но ради денег он готов «на вздохи, скуку и обман».

В начале романа Онегин изображается преимущественно через авторское повествование и описания. Первая глава дает нам представление о душевном недуге Евгения Онегина и истоках «русской хандры», овладевшей им. Первопричина онегинской хандры, на мой взгляд, состоит в одновременном подчинении героя обществу и вступлении с ним в конфликт. С детства воспитание и образование Онегина не было глубоким: французский гувернер, «чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя». Последствия этого воспитания: Онегин в совершенстве владел французским языком, легко танцевал мазурку, непринужденно кланялся, благодаря чему «свет решил, что он умен и очень мил». К тому же Онегин был признанным ловеласом:

  • Как он умел казаться новым,
  • Шутя невинность изумлять,
  • Пугать отчаяньем готовым.
  • Приятной лестью забавлять.

Возникает естественный вопрос: неужели Онегин просто легкомысленный, поверхностный человек? Казалось бы, последующие события полностью подтверждают эту мысль. С юного возраста он с головой окунулся в светскую жизнь. Но, освоив в совершенстве «науку страсти нежной», он скоро к ней остыл. Когда ему наскучил свет, он покинул его. Охладев к жизни в обществе, в уединении, в деревенской тишине он с удовольствием просыпался в семь утра, плавал в реке. Но вскоре и деревенская жизнь ему наскучила.

  • Короче: русская хандра
  • Им овладела понемногу;
  • Он застрелиться, слава богу,

Это первое авторское «я» в первый же миг создает неповторимую дружественную атмосферу, а также иллюзию присутствия автора в созданном им мире героев. Но функции автора в романе этим не ограничиваются. Он выступает и как творец произведения, определяющий соотношение сюжетных линий, и как один из персонажей романа, вступающий в прямые и опосредованные контакты с другими героями, а также открыто высказывающий свое отношение к ним. Исследователи романа говорят и о его третьей функции: автор появляется на страницах романа как поэт Пушкин во всем неповторимом своеобразии творческого облика. Поэт знакомит читателей с отдельными фактами своей биографии, своими взглядами на поэзию. Создается впечатление, что, разработав определенную литературную программу, Пушкин активно утверждает ее на страницах романа. Как творец автор проявляет себя, в первую очередь, во вступлении* предоставляя на суд читателей ряд собственных переживаний:

  • Небрежный плод моих забав.
  • Бессонниц, легких вдохновений,
  • Незрелых и увядших лет,
  • Ума холодных наблюдений
  • И сердца горестных замет.

Первую главу Пушкин начинает внутренним монологом еще не известного читателям героя, и лишь впоследствии он объясняет роль этого сюжетного элемента:« и тем я начал свой роман ». В конце романа поэт решает « навсегда » оставить героя « в минуту злую для него ». Заканчивая третью главу упоминанием о встрече Онегина и Татьяны в саду, автор говорит читателям: «Но следствия нежданной встречи сегодня, милые друзья, пересказать не в силах я; мне должно после долгой речи и погулять и отдохнуть…» Погружаясь в собственные размышления, поэт будто забывает о существовании своих героев и, снова-таки неожиданно, вспоминает о своей прямой обязанности рассказчика: «А что ж Онегин? Кстати, братья! Терпенья вашего прошу… »

Описывая события , произошедшие уже после дуэли, автор вдруг включает в свой текст упоминание о молодой горожанке, которая среди поля увидела простую надпись: «и слеза туманит нежные глаза». В голове этой горожанки возникают вопросы, связанные с судьбой героев этой печальной истории: что стало с Ольгой, где теперь ее сестра, где «этот пасмурный чудак, убийца юного поэта»? Автор дает обещание осветить дальнейшую судьбу своих героев, но сейчас:

  • Другие, хладные мечты.
  • Другие, хладные заботы
  • И в шуме света и в тиши
  • Тревожат сон моей души.

Поэт порой намеренно создает иллюзию авторской свободы в компоновке и отборе художественного материала. В этом искусственном приеме, с одной стороны, можно усмотреть замысел искусного рассказчика, ведущего непринужденную, но увлекательную беседу со слушателями-читателями. Но, с другой стороны, это прием настоящего мастера, в совершенстве владеющего избранной им манерой повествования. Этими же приемами, хотя и не на таком высоком уровне, пользуются создатели современных сериалов, в которых каждая из серий представляет собой вполне законченную в сюжетном плане историю, но для того чтобы удержать внимание зрителей, авторы прибегают к различным уловкам, в том числе утверждая свое право на свободную компоновку и отбор художественного материала.

Атмосферу интимности, дружеского доверия в романе создают многочисленные обращения автора к читателю, как, например:

  • Призрака суетный искатель,
  • Трудов напрасно не губя,
  • Любите самого себя,
  • Достопочтенный мой читатель!

В другом своем качестве - как один из персонажей романа - автор выступает только в отношении Онегина. Указание автора на его личные контакты с Онегиным выделяет этот образ среди других персонажей романа. Поэт упоминает о своей встрече с героем в Петербурге. Описывает он также первое смущение, которое вызвала у него манера общения Онегина: язвительный спор, шутка, с желчью пополам, злость мрачных эпиграмм. Сообщает он и об общих с Онегиным планах «увидеть чуждые страны».

На страницах романа автор предстает и как поэт, формулирующий свое литературное кредо и определяющий собственные творческие задачи. В связи с образом Ленского, поэта-романтика, с чистым сердцем, открытым для идеальной любви и дружбы, Пушкин вступает в полемику с литераторами, преуменьшающими достоинства элегии как жанра лирики. Говоря о том, что посвящает Ольге элегии, которые полны «истины живой», поэт отмечает важность этого жанра и вспоминает в этой связи о творчестве поэта-элегика Н.М. Языкова:

Так ты, Языков вдохновенный, В порывах сердца своего, Ф, Поешь бог ведает кого…

Самые популярные статьи :



Домашнее задание на тему: Образ и характеристика Евгения Онегина в романе А.С. Пушкина .

С первых страниц романа читатель узнает об Онегине, что он «молодой повеса», родившийся на берегах Невы. Рос он беспечным мальчиком и обучался в «тепличных» условиях, потому что его учитель » учил его всему шутя». Когда Евгений достиг юношеского возраста, его учителя «прогнали со двора» и Онегин перестал быть обременен вообще какими-либо занятиями:

Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде,
Как dandy лондонский одет -
И наконец увидел свет.

По этим строчкам понятно, что Онегин следит за модой и выглядит привлекательно, к тому же неплохо владеет французским и умеет танцевать, поэтому свет решает, «что он умен и очень мил».
Но все-таки, по мнению многих «судей решительных и строгих»,

Онегин был «ученый малый, но педант». Он лишь поверхностно касался обсуждаемых тем, но при этом делал это «с ученым видом знатока». Из всех знаний Онегина Пушкин выделяет «науку страсти нежной», благодаря которой он легко сводил с ума красавиц. Превосходное владение этой наукой делало его любимчиком среди женщин, поэтому он всегда получал много приглашений от важных персон.

Онегин был модником и очень педантично относился к своему внешнему виду и к выбору своих нарядов. Праздная жизнь Онегина надоедает ему, ведь она «Однообразна и пестра». Онегин устал от измен, а «друзья и дружба надоели» ему. Пушкин называет его состояние «русской хандрой».

Онегин пробует себя в роли писателя, но «ничего не вышло из пера его», затем он начал читать, но и книги не увлекли его. В это время у Онегина умирает дядя, к которому он отправляется, «приготовляясь, денег ради, на вздохи, скуку и обман», что характеризует Онегина как лицемерного человека, преследующего свою выгоду.

2. Дядя оставляет своему племяннику хорошее наследство, и Онегин остается жить в деревне, где он решил «порядок новый учредить», и вместо барщины ввел оброк, из-за этих нововведений он прослыл «опаснейшим чудаком». Общее впечатление жителей деревни об Онегине сложилось такое: «Сосед наш неуч; сумасбродит; он фармазон; он пьет одно стаканом красное вино…». В это же время в соседнее поместье из Германии возвращается Ленский, романтичный и пылкий молодой поэт, у которого вскоре завязывается дружба с Онегиным. И хотя Ленский был, по мнению, Онегина, наивным идеалистом, но всё же «сноснее многих был Евгений; хоть он людей, конечно, знал и вообще их презирал, - но (правил нет без исключений) иных он очень отличал и вчуже чувство уважал». То есть к Ленскому Онегин относился по-доброму, внимательно слушая его рассуждения, не вставляя свое «охладительное слово».

3. Ленский и знакомит Онегина с семьей Лариных, где старшая сестра Татьяна влюбляется в Онегина. В её глазах он представляет более придуманный ею образ, чем реального человека, ведь она совсем не знала его, а свою любовь «нарисовала» по страницам прочитанных ею романов, наделив Онегина качествами книжных героев.

4. Душевная чистота и неопытность Татьяны тронули Евгения, и он не посмел насмехаться над чувствами девушками, решившись на серьезный разговор с ней. В этом разговоре в наибольшей степени раскрывается характер Онегина, ведь он, можно сказать, исповедуется перед Татьяной, честно рассказывая ей о себе и своем образе жизни. Онегин признается в том, что не готов к созданию семьи, но если бы он решил жениться, то непременно выбрал бы Татьяну, однако, как говорит сам Онегин, он «не создан для блаженства», поэтому он желает Татьяне более достойного супруга, утверждая, что его союз с ней будет несчастливым: «Поверьте (совесть в том порукой), супружество нам будет мукой», далее Онегин заявляет: «Я, сколько ни любил бы вас, привыкнув, разлюблю тотчас». Здесь Евгений честен перед Татьяной, ведь он избалован и развращен высшим светом, тихая семейная жизнь и послушная робкая жена неинтересны ему. Онегин также просит Татьяну учиться быть более сдержанной в своих чувствах, ведь её неопытность может привести к беде. По отношению к Татьяне Евгений проявил «души прямое благородство», что всё-таки характеризует его с положительной стороны.

5. В главе пятой Онегин попадает на именины Татьяны, куда Ленский пригласил Онегина, сказав, что они пройдут в тесном кругу семьи. Но, вопреки словам Ленского, народу собралось очень много, и Татьяна очень волновалась, а так как Евгений терпеть не мог женских слез и истерик, то его берет злость на Ленского и он начинает мстить ему в этот же вечер, кокетничая с его возлюбленной, приглашая ее танцевать: «Онегин с Ольгою пошел; ведет ее, скользя небрежно, и, наклонясь, ей шепчет нежно какой-то пошлый мадригал».

6. Конечно, это очень задело Ленского, поэтому он вызывает Онегина на дуэль. Приняв этот вызов, Онегин испытывает чувство вины за то, что «над любовью робкой, нежной так подшутил вечор небрежно», и за то, что не остановил Ленского, понимая, что Владимиру простительна его вспыльчивость в 18 лет, а вот Онегину, с его житейским опытом, — нет. Все это характеризует Онегина как вспыльчивого и обидчивого, но всё-таки быстро отходчивого человека, умеющего признавать свою вину. Но его самолюбие не позволило ему отказаться от дуэли, к тому же он не хотел слышать «хохотни глупцов», которые могли воспринять его отказ от дуэли за трусость. Онегин одержал победу в дуэли, но при этом он испытал «тоску сердечных угрызений», он «с содроганьем отходит и людей зовет», но жизнь молодому поэту вернуть невозможно.

7. В седьмой главе Татьяна знакомится с книгами, которые читал Евгений, в них «современный человек изображен довольно верно с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой»; девушка видит на страницах пометки Онегина и начинает лучше понимать его, называя Онегина «чудаком печальным и опасным». Но всё-таки Татьяна не может понять его до конца: «Что ж он? Ужели подражанье…», «Чужих причуд истолкованье, слов модных полный лексикон? Уж не пародия ли он?».

8. В восьмой главе происходит возвращение Онегина в Москву, где его ждет встреча с Татьяной. Онегин как прежде одинок и беспечен, «дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов, томясь в бездействии досуга без службы, без жены, без дел, ничем заняться не умел».

При встрече с Татьяной он удивлен ее преображением, ведь она стала другой, недоступной и равнодушной. Конечно, эта встреча не может пройти бесследно для Онегина:

Что с ним? в каком он странном сне!
Что шевельнулось в глубине
Души холодной и ленивой?

Евгений не может найти себе места, он постоянно думает о Татьяне и находится в ожидании новой встречи с ней. Но сердце его тронула все-таки не та скромная и робкая Татьяна, которую он знал раньше, а эта «равнодушная княгиня», «неприступная богиня», какой Татьяна стала сейчас. И вот он пишет ей письмо, в котором говорит о своей любви. Онегин уже не тот самовлюбленный «франт», он испытывает настоящие муки любви, его сердцем наконец-таки смогла завладеть хоть одна женщина. Онегин теперь - преданный поклонник княгини и пред нею «в муках замирать, бледнеть и гаснуть… вот блаженство». Онегин словно покорный раб перед Татьяной, с волнением ждущий её ответа, боящийся её «гневного укора»:

…Я сам себе
Противиться не в силах боле;
Все решено: я в вашей воле
И предаюсь моей судьбе.

Все слова Онегина подтверждают то, что он противоречивая личность, которой интересен «запретный плод», он способен любить, но любить недоступную, недостижимую женщину, возможно, для того, чтобы, добившись ее, в очередной раз польстить своему самолюбию, ведь Онегин всё-таки тщеславный человек, и добиться расположения княгини, занимающей высокое положение в обществе, - честь для него.

/ Герои романа Пушкина «Евгений Онегин»

Великое произведение А.С. Пушкина «Евгений Онегин» заключает в себе множество самых разнообразных образов и характеров, каждый из которых по-своему уникален и дает представление о той эпохе.

Главные герои романа Пушкина «Евгений Онегин»

– молодой представитель дворянского сословия, привыкший к жизни в роскоши. Всю жизнь Евгений имеет возможность наслаждаться походами в театры, на балы и т.д., но в какой-то момент все эти прелести более не могут удивить и насытить душу главного героя, жаждущую чего-то нового и необыкновенного.

Именно охота за новыми впечатлениями приводит персонажа в деревню, где он знакомится с весьма незаурядными личностями и семьями. Поначалу новые знакомые увлекают героя, особенно Татьяна Ларина, выделяющаяся на фоне остальных соседей Онегина. После признания Татьяны, Онегин охладевает и к ней, и в целом к деревенской жизни, которая на деле оказывается еще более скучной, чем светские развлечения.

К концу романа Онегин обретает новые черты, морально взрослеет, но это вовсе не помогает ему заполучить сердце Татьяны, так как оказывается уже слишком поздно.

– внешне совершенно не примечательная девушка, которая провела всю жизнь вдали от городской суеты. Но именно внутри этой героини скрывается больше всего невероятных черт, пусть она не так хороша собой, как ее сестра, но Татьяна обладает сдержанностью, скромностью, воспитанностью, эти черты придают ей особую притягательность в глазах главного героя.

Девушка на момент знакомства с Онегиным находится в некоем равновесии и гармонии с самой собой, но главный герой врывается в ее душу и заставляет испытать новые, еще невиданные чувства, которые все же очень тяжелы для Татьяны. Особенно сложно для героини было услышать отказ Онегина, ведь сколько чувств было вложено в ее письмо. Но Ларина не сломилась, она смогла найти в себе силы идти дальше, вышла замуж, и в результате, ей пришлось отказать Онегину, когда тот вдруг понял, что Татьяна Ларина – его идеал.

– в качестве отдельного главного героя стоит выделить рассказчика, и из контекста становится ясно, что он представляет собой самого А.С. Пушкина. Автор предстает перед читателями в роли давнего приятеля Онегина, поэтому «по-свойски» описывает всю его жизнь, во многом поясняя и оправдывая поступки главного героя.

Второстепенные герои романа Пушкина «Евгений Онегин»

– хороший приятель главного героя, который является абсолютным его антиподом. Ленский чувствует постоянный интерес и жажду жизни, для него постоянно открываются новые чувства и идеи, которые приводят героя в состояние невероятного восторга. Он искренне верит во все простые ценности, которые так наскучили Онегину.

Ленский влюблен в сестру Татьяны, Ольгу Ларину. Это чувство вспыхивает в герое ярким пламенем, он готов ради Ольги на много, видит в ней свою музу, посвящает ей огромное количество собственных стихотворений. Вполне естественно, что Ленского очень сильно расстраивает поступок друга по отношению к его возлюбленной, это заставляет его вызвать Онегина на дуэль. Смертью Владимира Ленского автор показывает, как слабо поколение подобных романтиков в нашем обществе, оно не способно выстоять и выдержать сего сильнейшего давления.

младшая сестра Татьяны, которая всегда казалась всем вокруг более милой и привлекательной. Это сравнение присутствует между сестрами с детства, неудивительно, что Пушкин также преподносит два этих образа в подобной манере. Ольга всегда невероятно весела и беззаботна, жизнь бьет в ней ключом, и девушке самой хочется, чтобы события вращались именно вокруг нее. Ленский влюбляется в этот образ Ольги, такой воздушный, жизнерадостный и притягательный. Онегина же эта девушка не привлекает из-за отсутствия глубины души, он лишь забавы ради обращает внимание Ольги на себя. Как результат, именно Ольга Ларина становится причиной дуэли друзей, и после смерти жениха, героиня не может слишком долго грустить просто в силу своего характера и привычки, она быстро находит себе богатого офицера в мужья.

Мать Татьяны и Ольги – женщина, которая полна заботливости и любви по отношению к своим детям, она не видит иного смысла жизни, кроме поддержания семейного очага. Читателю удается узнать ее историю, и как оказалось, героиня в молодости была весьма романтичной и мечтательной натурой, но типичная судьба представительницы богатого дворянства заставила ее слишком сильно окунуться в жизненные реалии.

Няня Татьяны – пожилая женщина, которая очень привязана к семье Лариных, так как служит в их доме с давних пор. Няня сыграла очень важную роль в воспитании Татьяны, именно она с детства приучала героиню к различным историям, книгам, опекала и наставляла ее.

Таким образом, образы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» представляют собой весьма реальные характеры, многие из которых довольно типичны для того времени.

В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» чувства и поведение героев во многом обусловлены укладом жизни общества, в котором они обращаются. Центральный персонаж романа – молодой дворянин Евгений Онегин, характер которого раскрывается в противопоставлении театральной жизни в первой главе и реальных человеческих чувств в конце романа.

Онегин обладает сложным, противоречивым характером. Он дорожит чувством собственного достоинства и независимостью, но идет на уступки нормам жизни общества, боясь быть непринятым, хоть и считает, что в этом нет смысла, что роль, которую он играет, - «низкое коварство».

С детства воспитание Онегина было поверхностным: «…Monsieur l"Abbe, фрацуз убогий… учил его всему шутя. Не докучал моралью строгой, слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил». Юность Евгения проходила внешне легко и беззаботно, но все привычное быстро надоедало ему, вызывая недовольство и раздражение. Онегин живет многообразной светской жизнью, не отдавая предпочтения определенному ее способу. Подчиняясь требованиям общества, он все делает «по моде»: одевается модно и ведет себя «модно», т.е. так, как все считают правильным в данный момент. Боясь «ревнивых осуждений», он становится франтом. Евгению крайне важно мнение окружающих, его жизнь зависит от общества. Поверхностное отношение ко всему, беспрекословное следование моде лишают Онегина возможности быть самим собой.

Однако общество принимало его, ведь он «по-французски совершенно мог изъясняться и писать, легко манзурку танцевал и кланялся непринужденно; чего ж вам больше? Свет решил, что он умен и очень мил». Ведь свет хочет видеть Онегина именно таким: послушным общественным традициям молодым человеком. Благодаря своему остроумию и очарованию, он легко покорял сердца женщин и приятельствовал с мужчинами, ни к кому не испытывая сердечной привязанности:

Как рано мог уж он тревожить
Сердца кокеток записных!
Когда ж хотелось уничтожить
Ему соперников своих,
Как он язвительно злословил!
Какие сети им готовил!

Так же легко Онегин отвергает людей. Для него нет авторитетов – ни книги, ни театр, ни философия не оставляют глубокого следа в его душе. Евгений всюду принят, проводит время в круговороте развлечений, пестрых и однообразных, как говорит

Он – лицемер, умеющий произвести нужное впечатление, однако не отдающий себе отчет в том, зачем ему это:

Как он умел казаться новым,
Шутя невинность изумлять,
Пугать отчаяньем готовым,
Приятной лестью забавлять…


Мы видим Онегина как будто лишь внешнего, из его настоящих переживаний – лишь скуку и безразличие. Он не был счастлив в этой своей, внешне легкой жизни: «нет: рано чувства в нем остыли; ему наскучил света шум», как потом быстро наскучит и размеренная сельская жизнь.

Онегин, «непостоянный обожатель очаровательных актрис» в начале романа не позволяет себе истинного чувства любви. Да и не к кому. Все молодые девушки света также играют свою роль в его жизни-спектакле. Он понимает, что видел порыв настоящих чувств Татьяны, ее искренность в письме тронула его. Но Евгений, "в любви считаясь инвалидом", уверен, что не в состоянии связать свою жизнь с семьей: «Когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, …кроме Вас одной, невесты не искал иной, и был бы счастлив… сколько мог».

Онегин не особо уважал людей вообще, однако, его надменность не была слепой гордыней. Раззнакомившись с Ленским, он высоко оценил его как человека, признавая его благородство и сильные черты характера:

Сноснее многих был Евгений;
Хоть он людей конечно знал
И вообще их презирал, -
Но (правил нет без исключений)
Иных он очень отличал
И вчуже чувство уважал.

В жизни Онегина нет места дружбе. Общение с Ленским для него сводится к развлечению:

…И скоро стали неразлучны.
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.

Он не дорожит людьми, и это приводит, что он убивает на дуэли Ленского, который был ему другом, из-за полной ерунды.

Именно то, что сам Евгений неискренен на протяжение всей своей жизни, не дает ему наслаждаться жизнью по-настоящему. Лишь увидев контраст между Татьяной прежней и новой – холодной, светской дамой, Онегин осознает, что именно искренность, неподдельность – то, что оживляет сердце:

Случайно вас когда-то встретя,
В вас искру нежности заметя,
Я ей поверить не посмел:
Привычке милой не дал ходу;
Свою постылую свободу
Я потерять не захотел…

Ото всего, что сердцу мило,
Тогда я сердце оторвал;
Чужой для всех, ничем не связан,
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан!

И он со всей своей страстностью и бездумностью стремится назад, к той Татьяне, ее живости. Онегин полон чувств и страсти, его душа полна любви, теперь уже неуместной. Татьяна уже связала себя узами брака и решает быть верной нелюбимому мужу, пусть ее чувства к Онегину и не прошли.

Теперь Онегин погружен в свою любовь с головой. Он любит «как дитя», непосредственно и бездумно. Теперь он понимает Татьянины чувства, теперь он испытывает то же самое. У него не получается отвлечься ничем. Ему потребовалось пройти долгий путь лицемерия, холодности, безразличия, неразборчивости, чтобы найти настоящую ценность в жизни:

И что ж? Глаза его читали,
Но мысли были далеко;
Мечты, желания, печали
Теснились в душу глубоко.
Он меж печатными строками
Читал духовными глазами
Другие строки.

Однако Татьяна уже не может разделить с ним свою судьбу.

1. Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы
Или блистали, мой читатель;

1. Онегин был по мненью многих,
Ученый малый, но педант

2. Томясь душевной пустотой,
Уселся он - с похвальной целью
Себе присвоить ум чужой;
Отрядом книг уставил полку.
Читал, читал, а все без толку...

3. Имел он счастливый талант
Без принуждения в разговоре
Коснуться до всего слегка
С ученым видом знатока

4. Он знал довольно по латыни,
Чтоб Эпиграфы разбирать,
Потолковать об Ювенале,
В конце письма поставить uale,
Да помнить, хоть не без греха,
Из Энеиды два стиха:

5. Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить,
Бранил Гомера, Феокрита,
Зато читал Адама Смита,
И был глубоким эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живёт, и почему,
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет:

6. Онегин:
Двойной лорнет скосясь наводит,
На ложи незнакомых дам;
И молвил:
"Всех пора на смену;
балеты долго я терпел,
но и Дидло мне надоел"

7. Ему наскучил света шум:
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели:
разлюбил он наконец
и брань, и саблю, и свинец

8. рано чувства в нем остыли
друзья и дружба надоели.

9. Короче: русская хандра
Им овладела понемногу.

10. Онегин был готов со мною,
Увидеть чуждые страны;
Но скоро были мы судьбою,
На долгий срок разведены.
Отец его тогда скончался...
... Вдруг получил он в самом деле,
От управителя доклад,
Что дядя при смерти в постели...

11. Судьба Евгения хранила:
Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur ее сменил.
Ребенок был резов, но мил.
Monsieur l"Abbé, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил

12. Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде,
Как dandy лондонский одет -
И наконец увидел свет.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.
13.
Всего, что знал еще Евгений,
Пересказать мне недосуг;
Но в чем он истинный был гений,
Что знал он тверже всех наук,
Что было для него измлада
И труд, и мука, и отрада,
Что занимало целый день
Его тоскующую лень,
14. Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать,
Являться гордым и послушным,
Внимательным иль равнодушным!
15.
Как томно был он молчалив,
Как пламенно красноречив,
В сердечных письмах как небрежен!
Одним дыша, одно любя,
Как он умел забыть себя!
16. Как он умел казаться новым,
Шутя невинность изумлять,
Пугать отчаяньем готовым,
Приятной лестью забавлять,
Ловить минуту умиленья,
Невинных лет предубежденья
Умом и страстью побеждать,
Невольной ласки ожидать,
17. Как рано мог уж он тревожить
Сердца кокеток записных!
Когда ж хотелось уничтожить
Ему соперников своих.
18. Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут:
Там будет бал, там детский праздник.
Куда ж поскачет мой проказник?
С кого начнет он? Все равно:
Везде поспеть немудрено.
Покамест в утреннем уборе,
Надев широкий боливар3,
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.
19. Второй Чадаев, мой Евгений,
Боясь ревнивых осуждений,
В своей одежде был педант
И то, что мы назвали франт.
Он три часа по крайней мере
Пред зеркалами проводил
И из уборной выходил
Подобный ветреной Венере,
Когда, надев мужской наряд,
Богиня едет в маскарад.
20. Что ж мой Онегин? Полусонный
В постелю с бала едет он:
А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробужден.
21. Но, шумом бала утомленный
И утро в полночь обратя,
Спокойно спит в тени блаженной
Забав и роскоши дитя.
Проснется за полдень, и снова
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра.
И завтра то же, что вчера.
22. Но был ли счастлив мой Евгений,
Свободный, в цвете лучших лет,
Среди блистательных побед,
Среди вседневных наслаждений?
Вотще ли был он средь пиров
Неосторожен и здоров?
23. И вас покинул мой Евгений.
Отступник бурных наслаждений,
Онегин дома заперся,
Зевая, за перо взялся,
Хотел писать - но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его,
24. И уж заранее зевал,
Приготовляясь, денег ради,
На вздохи, скуку и обман
(И тем я начал мой роман);
Но, прилетев в деревню дяди,
Его нашел уж на столе,
Как дань готовую земле.
25. Два дня ему казались новы
Уединенные поля,
Прохлада сумрачной дубровы,
Журчанье тихого ручья;
На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле;
Потом уж наводили сон;
Потом увидел ясно он,
Что и в деревне скука та же,
Хоть нет ни улиц, ни дворцов,
Ни карт, ни балов, ни стихов.
Хандра ждала его на страже,
И бегала за ним она,
Как тень иль верная жена.
26. Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок;
Там друг невинных наслаждений
Благословить бы небо мог.
27. Но Ленский, не имев, конечно,
Охоты узы брака несть,
С Онегиным желал сердечно
Знакомство покороче свесть.
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.
28. Меж ими все рождало споры
И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые,
29. Но чаще занимали страсти
Умы пустынников моих.
Ушед от их мятежной власти,

30. Один среди своих владений,
Чтоб только время проводить,
Сперва задумал наш Евгений
Порядок новый учредить.
В своей глуши мудрец пустынный,
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил.
Зато в углу своем надулся,
Увидя в этом страшный вред,
Его расчетливый сосед;
Другой лукаво улыбнулся,
И в голос все решили так,
Что он опаснейший чудак.
31. Сначала все к нему езжали;
Но так как с заднего крыльца
Обыкновенно подавали
Ему донского жеребца,
Лишь только вдоль большой дороги
Заслышат их домашни дроги, -
Поступком оскорбясь таким,
Все дружбу прекратили с ним.
«Сосед наш неуч; сумасбродит;
Он фармазон; он пьет одно
Стаканом красное вино
32. Так точно думал мой Евгений.
Он в первой юности своей
Был жертвой бурных заблуждений
И необузданных страстей.
Привычкой жизни избалован,
Одним на время очарован,
Разочарованный другим,
Желаньем медленно томим,
Томим и ветреным успехом,
Внимая в шуме и в тиши
Роптанье вечное души,
Зевоту подавляя смехом:
Вот как убил он восемь лет,
Утратя жизни лучший цвет.
33. Онегин жил анахоретом:
В седьмом часу вставал он летом
И отправлялся налегке
К бегущей под горой реке;
Певцу Гюльнары подражая,
Сей Геллеспонт переплывал,
Потом свой кофе выпивал,
Плохой журнал перебирая,
И одевался...
34. Прогулки, чтенье, сон глубокой,
Лесная тень, журчанье струй,
Порой белянки черноокой
Младой и свежий поцелуй,
Узде послушный конь ретивый,
Обед довольно прихотливый,
Бутылка светлого вина,
Уединенье, тишина:
Вот жизнь Онегина святая;
И нечувствительно он ей
Предался, красных летних дней
В беспечной неге не считая,
Забыв и город, и друзей,
И скуку праздничных затей.
35. Прямым Онегин Чильд-Гарольдом
36. Когда же дело до Евгенья
Дошло, то девы томный вид,
Ее смущение, усталость
В его душе родили жалость:
Он молча поклонился ей,
Но как-то взор его очей
Был чудно нежен. Оттого ли,
Что он и вправду тронут был,
Иль он, кокетствуя, шалил,
Невольно ль, иль из доброй воли,
Но взор сей нежность изъявил:
Он сердце Тани оживил.
37. В тоске сердечных угрызений,
Рукою стиснув пистолет,
Глядит на Ленского Евгений.
38. Хотя мы знаем, что Евгений
Издавна чтенье разлюбил,
Однако ж несколько творений
Он из опалы исключил:
Певца Гяура и Жуана
Да с ним еще два-три романа,
В которых отразился век
И современный человек
Изображен довольно верно
С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданной безмерно,
С его озлобленным умом,
Кипящим в действии пустом.

Выбор редакции
Истинное значение физической величины определить абсолютно точно практически невозможно, т.к. любая операция измерения связана с рядом...

Сложность жизненного уклада муравьиной семьи удивляет даже специалистов, а для непосвященных вообще представляется чудом. Трудно поверить...

В разделе на вопрос хромосомная пара 15 заданный автором Арина лучший ответ это Считают, что 15 пара несёт ответс. за онкологические...

Они хоть и маленькие, но очень сложные существа. Муравьи способны создать сложные дома с туалетом для себя, использовать лекарства для...
Тонкость Востока, современность Запада, теплота Юга и загадочность Севера – все это о Татарстане и о его людях! Представляете, насколько...
Хуснутдинова ЕсенияИсследовательская работа. Содержание: введение, народные промыслы и ремесла челябинской области, народные промыслы и...
Во время круиза по Волге мне удалось посетить самые интересные места на теплоходе. Я познакомился с членами экипажа, побывал в рубке...
В 1948 году в Минеральных водах скончался батюшка Феодосий Кавказский. Жизнь и смерть этого человека была связана со многими чудесами,...
Божья и духовная власть Ч то такое власть? Откуда она взялась? Вся ли власть от Бога? Если да, то почему в мире столько злых,...
Новое