История создания произведения кукла носов. Сочинение по рассказу Носова "Кукла" по плану


Николай Николаевич Носов очень любил описывать жизнь простых деревенских людей, их быт и проблемы. Он раскрывал каждого человека досконально и показывал нам все положительные и отрицательные стороны человека.

Вот в этом рассказе перед нами предстает обыкновенный служивый человек Акимыч. Он идет по дороге и его внимание привлекает сломанная кукла в грязи. Показывая нам ее, автор рассказа заставляет нас задуматься о самом чисто и откровенном в жизни, что кукла здесь не просто игрушка, с которой играют, а потом кладут в долгий ящик для другого поколения, а является олицетворением человека. Кукла не просто сломанная, она изуродованная сигаретами, с выдавленными глазами, без ног, головы и частично волос.

Акимыч увидев ее и подняв, решается похоронить ее в земле как человека. Ведь для него кукла подобно живому существу, он воспринимает ее не как вещь, а как что-то живое и родное. Акимыч в рассказе кажется нам человеком, тяжело воспринимающий людские горести, а ведь он прошел войну, видел кровь, убийства и слёзы. Он видел мучения и издевательства надо людьми, и ему не понятно как и кому надо издеваться над столь дорогой некоторым людям вещью. Его сентиментальность и жалость к этой кукле заставляет задуматься не только об отношению к дорогим вещам, но так, же к людям, к животным и окружающей нас природе.

Проблема увядания природных ресурсов так же представлена в этом рассказе. Из-за халатности людей она погибает и исчезает. Высыхают реки, вырубают деревья, убивают животных. Жестокость здесь показана не только к людям, но и к родной природе и очень остра.

Прочитав рассказ, ты понимаешь, насколько рассказ груб и немилосерден, и понимаешь как же жесток этот мир. Насколько все быстротечно и не обратимо. О том как любые родные места погибают и никому об этом дела нет.

Ты начинаешь задумываться о правильности своих действий. Ведь только нам решать жить ли по совести или нет, творить добрые дела или портить окружающий нас мир.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Шарля Гранде в романе Евгения Гранде Бальзака сочинение

    Герой романа Оноре де Бальзака "Евгения Гранде" Шарль Гранде - это изнеженный парижанин, молодой денди, живущий в роскоши, бездельник и прожигатель жизни. Но его жизнь радикально меняется, когда он по воле отца приезжает в провинциальный городишко

  • Основные темы и мотивы лирики Тютчева сочинение

    Федор Иванович Тютчев известен своим гениальным поэтическим талантом и умением тончайшим образом передавать сложные философские вещи, делать яркие психологические зарисовки, создавать по-настоящему прекрасные

  • Володимир Короленко був видатним українським та російським письменником. Він був гуманістом. У своїх творах митець ставив у центр людину, її переживання, проблеми та виклики. Твір

    Но на нашей планете ходит много достойных людей, которыми можно назвать идеальными. Это те, кто каждый день спасает людям жизнь: врачи, пожарники, спасатели

  • Нигилизм Базарова в романе Отцы и дети Тургенева сочинение с цитатами

    В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» одной из проблем является противоборство барской и демократической России. Евгений Базаров, главный герой произведения, называет себя «нигилистом».

Тема: «Люди и куклы по рассказу Е. И. Носову «Кукла».

Цели:

образовательные:

познакомить учащихся с творчеством писателя, раскрыть идейно – художественные особенности рассказа е. И. Носова «Кукла»;

выяснить нравственный смысл рассказа Е.Носова «Кукла»;

показать протест писателя против равнодушия, безразличного отношения к окружающему миру;

развивающие:

уметь самостоятельно делать выводы об авторской позиции; сравнивать эпизоды, подбирать цитатный материал, аргументировать свою точку зрения;

воспитательные:

формировать понимание поступков, мотивов поведения людей;

воспитывать у учащихся чувство сострадания, протест против эгоизма, равнодушия и зла современной жизни; бережное отношение к природе.

Здоровьесберегающая среда:

соблюдение гигиенических условий (чистота кабинета, проветривание перед уроками, освещение кабинета, чистота доски).

Контроль учителя за осанкой учащихся в течение урока.

Оборудование. Презентация (приложение № 1 ). Рабочая тетрадь. Компьютер.

Мультимедийный проектор.

Ход урока.

2 слайд .

Сегодня на уроке познакомимся с творчеством Евгения Ивановича Носова.

Е. И. Носов - родом из курских мест, человек, прошедший войну, переживший ранение и другие беды военных лет, навсегда сохранивший в своей душе открытость и сочувствие к попавшим в беду.

1. Задание : прочитайте статью учебника (стр.168 – 170), найдите ответ, что питает «писательское вдохновение» и что является «неизменной темой» писателя?

Ответы учащихся .

«Просторный луг…, таинственный лес…, паровозные дымы за лесом, манившие меня в дорогу, -оказалась потом литература…».

«Моей неизменной темой остаётся по – прежнему жизнь простого человека, его нравственные истоки, отношение к земле, к природе и ко всему современному бытию».

3 слайд .

2. Что вы узнали о писатели?

Корреспондент.

Фронтовик.

Заядлый рыбак.

Любитель ночёвок у костра.

Учитель.

Признание читателей Носов завоевал «прежде всего умением рассказывать об увиденном, услышанном, пережитом. И не просто рассказать, а показать зримо, выпукло, ярко, живописно…».

4 слайд .

Словарная работа, выявление непонятных слов. (Работа с устаревшими словами).

  1. Белокопытник – многолетнее травянистое лекарственное растение.
  2. Буравить – сверлить.
  3. Быстрина –ускоренное течение с водоворотами.
  4. Водоворотить –образовывать вращательное движение воды.
  5. Воронёная (проволока)- предохранить от ржавления.
  6. Глупиться – издеваться.
  7. Гукать – издать глухой звук.
  8. Девонская (глина) –третий по порядку период палеозойской эры.
  9. Донная (тина) – находящаяся на дне.
  10. Дурнишник – род однолетних трав.
  11. Задубелые (пальцы) – закоченевшие.
  12. Куга – болотное растение (камыш).
  13. Меляк – нарост загрязнений на реке.
  14. Перемёт – рыболовная снасть с крючками.
  15. Сиж – шалаш на льду.
  16. Фугас – заряд взрывчатого вещества.

5 слайд.

3. Создание проблемной ситуации.

Как вы понимаете тему урока: «Люди и куклы».

Слушаю предположения ребят. Обобщаем высказывания.

Люди противопоставлены куклам по нравственным ценностям: уважение,

сострадание, милосердие – бессердечию, душевной глухоте, чёрствости.

Крик о помощи, сердечная боль, возмущение равнодушием людей, губящих все, что их окружает, - таков лейтмотив рассказа, который предстоит нам прочитать, пережить и обсудить.

Критик В. Чалмаев подчёркивает: «…для Носова самые смелые представления о прекрасном – в современном человек, природе, в родной истории …».

6 слайд.

Евгений Носов любит родную природу. В рассказе много пейзажных зарисовок.

4. С какой целью писатель создаёт эти картины? Приведите примеры из текста.

Выводы .

С одной стороны автор показывает торжество природы, подчёркивая величие природы России. «Мы пошли мимо школьной ограды по дороге, обсаженной старыми ивами, уже охваченными осенней позолотой. В природе было ещё солнечно, тепло и даже празднично ….» С другой – последствия безрассудной деятельности человека к окружающей среде.(« В грязном придорожном кювете валялась кукла…»).

5. Как называется такой приём в литературе?

Контраст как основной художественный приём. (антитеза).

7 слайд .

6. Какими вы видите героев рассказа? Расскажите о них.

Рассказчик (повествование ведётся от 1 лица) и перевозчик Акимыч. Любили рыбалку, природу. Воевали в горбатовской третьей армии. Участвовали в «Багратионе». Выбыли из войны в одном месяце. Внешне спокойные, сдержанные, неравнодушные люди.

8 слайд.

7. Рассказчик – наблюдательный человек. По какому поводу он говорит: «Зачем же далеко в историю забираться?»

  1. «…денно и нощно урчат, булькают и всхлипывают страшноватые воронки, которых избегают даже гуси. Ночью у омута и вовсе не по себе…полоснёт по воде…из ямы мотёрый хозяин – сом».
  2. «Русло сузилось, затравенело, чистые пески…затянуло дурнишником… Не стало тягунов – быстрин,…где буравили речную гладь литые…язи…горбом выпер грязный серый меляк…».

Уродливое отношение людей к живой природе. Автор заставляет нас почувствовать вину за трагическое её состояние.

9 слайд.

8. Изменение на реке сказались на жизни героев?

«Подхожу и не верю глазам… невдомек глупому (гусаку), что…недавно под ним было шесть-семь метров чёрной кипучей глубины».

«Глядя на зарастающую реку…И даже удочек не разматывай! Не трави душу.»

«Гляжу шалаш твой сожгли».

«В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги…светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла большая дыра…прожжённая сигаретой…».

9. Как бы вы назвали этот поступок? Баловство, шутка, бессердечность?

10 слайд.

10. Сравните рассказ Носова «Кукла» и стихотворение К. Случевского ?

Куклу бросил ребёнок. Кукла быстро свалилась,

Стукнулась глухо о землю и навзничь упала…

Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала

Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,

Руки раскинула, ясные очи закрыла…

На человека ты, кукла, вполне походила!

Учитель. Человек и кукла ПОХОЖИ!?

11. Подумайте, о чём сказал Р. Гамзатов ?

Глаза у нас намного выше ног,

В том смысл я вижу и особый знак.

Мы сотворены, чтоб каждый мог

Всё осмотреть, пред тем как сделать шаг.

11 слайд.

12. Что заставило человека поступить по - варварски?

Нравственное падение человека. Душевная неполноценность людей. Всё вспоминаем, что было раньше!? Люди утратили вечные ценности: доброта, бережное отношение ко всему живому, умение оценивать свои поступки, самое страшное, приобрели наслаждение в наглости. Как сказал Ф. Бекон : « В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорною травою; пусть он своевременно поливает первое и истребляет вторую».

12 слайд.

13. Как герои объясняют истоки зла?

«Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети набираются…». «Детишки бегают – привыкают к святотатству…».

Носов говорит об ответственности взрослых за судьбу детей.

13 слайд.

14.Что же может вынести детство из тех картин жизни, которые рисует Носов? Работа с текстом.

  1. «А люди идут мимо – каждый по своим делам…».
  2. «Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают.»
  3. «Везут малышей в колясках и бровью не поведут».
  4. «Сколько мимо прошло учеников!»
  5. «А главное – учителя: ведь они тоже мимо проходят…Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха…

Писатель поднимает проблему воспитания детей в семье. Безразличие, равнодушие, пошлость взрослых ко всему окружающему. Рядом с этим и дети.

Задумайтесь!

Если ты думаешь на год вперёд, посади семя.

Если ты думаешь на десятилетия вперёд, посади дерево.

Если ты думаешь на век вперёд, воспитай человека.

Восточная мудрость.

14 слайд.

15. Почему сердце комом сжимается у Акимыча?

«…иную (куклу) так сделают, что от живого дитя не отличишь, и плачет по – людски…»

«Может, со мной с войны такое…Колотит меня всего…».

Акимыч – человек неравнодушный. Страдает: растерзанные куклы напоминают ему о войне.

15 слайд.

16. Прочитаем описание похорон куклы. Какие выводы о личности Акимыча можно сделать, прочитав данный отрывок?

Он переживает за всё.

17.Что бы вы сделали, если такой герой повстречался вам на пути?

16 слайд .

18. «Всего не закопать…». О чём это?

Акимыч не может спокойно воспринимать жестокость, равнодушие. «Акимыч вдруг побледнел, лицо напряглось той страшной его окаменелостью…, будто в них застряло и застыло что-то невысказанное…».

«На берегу, в тростниковом шалаше, мне не раз приходилось коротать летние ночи».

Акимыча застал «возле шалаша за тайным рыбацким делом…».

19. Почему герои дорожат тишиной?

Уйти от суеты жизни. Забыться в уединении.

20. Вернёмся к началу урока. (Гиперссылка ). Что вы можете добавить по проблеме урока. В чём убеждает нас писатель?

Это поучительная история: для чего дана нам жизнь: способны ли молодые сохранить духовные ценности.

17 Слайд. Многие известные люди размышляли о смысле жизни , и их мысли и размышления дошли до нас. Они вылились в афоризмы, стихотворения. Созвучны ли эти мысли нашему разговору?

У ночи – мрак,

У листьев – шум,

У ветра свист,

У капли – дробность,

А у людей – пытливый ум

И жить упорная способность.

  1. Л.Мартынов.
  1. Смысл жизни.

В жизни по – разному можно жить.

В горе можно и в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде.

Рукой обожжённого солнца достать

И подарить людям.

Сергей Островой .

18 слайд. Рефлексия.

Продолжи…

  1. Хорошая жизнь-это…
  2. Самое главное в жизни….
  3. Нельзя прожить без…
  4. Я люблю природу…
  1. «Жить – значит действовать». А. Франс
  1. «Кто не отзывается на зов, отказывается от того, зачем его зовут». Суахали
  2. «Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений». Гораций

Домашнее задание.

Творческая работа.

Как вы понимаете цитату

Ты понял жизни цель:

Счастливый человек,

Для жизни ты живёшь.

А. С. Пушкин.


Цели урока:

  • знакомство учащихся с творчеством Е. И. Но­сова;
  • углубление навыков анализа текста;
  • повторение и закрепление теоретико-литературных понятий;
  • развитие эмоциональной отзывчивости школь­ников на содержание прочитанного произведения ли­тературы.

Форма урока: синтетический урок, включаю­щий в себя работу с учебником, чтение произведе­ния, беседу о прочитанном, работу в группах (парах), словарную работу.

Оформление: выставка книг Е.И. Носова, его портрет. Возможно, кто-то из учащихся подготовит презентацию к рассказу «Кукла».

Произведения Е. И. Носова вошли в школьную программу по литературе сравнительно недавно, но уже прочно заняли своё место. Учителя ценят их за мастерство изображения действительности, за великолепный жизненный материал, на примере которого можно решать задачи воспитания подрастающего поколения в наше непростое время всеобщего равнодушия, бездуховности, отстраненности в решении проблем, безразличного отношения к окружающим людям, к природе.
Конечно, учащихся 7 класса нельзя считать искушенными читателями, свободно владеющими навыками анализа литературного произведения. Но и они способны оценить своеобразие писательской манеры Е.И. Носова. Детей поражает в первую очередь эмоциональная напряженность, заостренность изображения событий. Поэтому дадим возможность детям самостоятельно познакомиться с рассказом дома, чтобы не нарушить первоначальное эмоциональное восприятие текста рассказа «Кукла» («Акимыч»).
Беседу на уроке начнем именно с вопроса о восприятии, о том, понравилось ли произведение.
Первая реакция – потрясение, «шок». Это обусловлено прежде всего тем, что начало рассказа, неторопливое, размеренное, на первый взгляд, не связано с дальнейшими событиями. Настроившись на описание пейзажа, (которое многие дети прочитывают невнимательно) читатель предполагает, что речь пойдет либо о природе, либо о встрече двух знакомых людей.
– Какую же роль играет описание природы в начале рассказа? – закономерно задает вопрос учитель.

Класс делится на 2 группы, каждой предлагается фрагмент пейзажной зарисовки, который ученики должны внимательно перечитать, проанализировать, найти выразительные средства, используемые писателем для описания природы, и по возможности наиболее полно и обоснованно дать ответ на вопрос.

Карточка для 1 группы

«В природе было еще солнечно, тепло и даже празднично, как иногда бывает в начале погожего октября, когда доцветают по­следние звездочки цикория и еще шарят по запоздалым шапкам татарника черно-бархатные шмели. А воздух уже остер и крепок и дали ясны и открыты до беспредельности.
Прямо от школьной ограды, вернее, от проходящей мимо нее дороги, начиналась речная луговина, еще по-летнему зеленая, с бе­лыми вкраплениями тысячелистника, гусиных перьев и каких-то луговых грибов. И только вблизи придорожных ив луг был усы­пан палым листом, узким и длинным, похожим на нашу сеймскую рыбку-верховку. А из-за ограды тянуло влажной перекопанной землей и хмельной яблочной прелью. Где-то там, за молодыми яблонями, должно быть, на спортивной площадке, раздавались хлесткие шлепки по волейбольному мячу, иногда сопровождаемые всплесками торжествующих, одобрительных ребячьих вскриков,и эти молодые голоса под безоблачным сельским полднем тоже соз­давали ощущение праздничности и радости бытия».

Карточка для 2 группы

«Поехал и не узнал реки.
Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затя­нуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи... Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав, прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей... Там, где когда-то страшно крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый меляк, похожий на большую околевшую рыбину».

Учащиеся первой группы отмечают, что предложенная им для анализа пейзажная зарисовка наполнена «ощущением праздничности и радости бытия». Светлые, по-летнему яркие краски вызывают чувство тепла, комфорта, пробуждают воспоминания о лете, и лишь палый лист, похожий на рыбку-верховку, да запахи влажной земли и яблочной прели напоминают об осени, но не вызывают сожаления, а только напоминают о закономерностях в природе. Голоса и звуки, доносящиеся со спортивной площадки, довершают радостную картину, «оживляют» пейзаж, но не вносят в него дисгармонию. В приведенном отрывке природа дана во всём своём многообразии красок, запахов, звуков, состояний. (Замечу, что дети разных типов восприятия – аудиалы, визуалы, кинестетики – отметят то, что им ближе.) Автор использует олицетворения, эпитеты, сравнения, по­казывает через них гармонию в природе.

Учащиеся второй группы говорят о том, что вторая зарисовка является полной противоположностью первой. Краски мрачные, темные, грязные. Ясные и открытые «до беспредельности» дали сменяются другими картинами: «русло сузилось», «чистые пески…затянуло» и др. Используемые писателем средства выразительности в этом отрывке: олицетворения («язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста», «свободно прет черная донная тина»); метафора («горбом выпер грязный се­рый меляк»); сравнение («меляк, похожий на большую околевшую рыбину») – усиливают мрачность, безотрадность представив­шейся нашему взору картины. Причину обмеления реки, изменений в природе автор видит в бездумном хозяйствовании, использовании большого количества химических удобрений, чужеродных богатству родной земли – «прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей».

Вывод. Светлое, доброе начало в природе противопоставлено жестокости, бессердечию людей.

– Как Акимыч воспринимает то, что происходит в его родном селе? (Как личную трагедию)
– Расскажите об Акимыче. (Рассказчик говорит о том, как он познакомился с Акимычем, как много их объединяет.«На берегу, в тростниковом шалаше, мне не раз доводилось коротать летние ночи. Тогда же выяснилось, что мы с Акимычем, оказывается, воевали в одной и той же горбатовской третьей армии, участвовали в «Багратионе», вместе ликвидиро­вали Бобруйский, а затем и Минский котлы, брали одни и те же белорусские и польские города. И даже выбыли из войны в одном и том же месяце. Правда, госпиталя нам выпали разные: я попал в Серпухов, а он в Углич».
«Ранило Акимыча бескровно, но тяжело: теперь, спустя десятилетия, разволновавшись, он внезапно утрачивал дар речи, язык его будто намертво заклинивало, и Акимыч, побледнев, умолкал, мучительно, вытаращенно глядя на собеседника и бес­помощно вытянув губы трубочкой. Так длилось несколько минут, после чего он глубоко, шумно вздыхал, поднимая при этом ост­рые, худые плечи, и холодный пот осыпал его измученное немотой и окаменелостью лицо».)

На этом этапе урока будет уместно вспомнить (или прочитать) биографию Е.И. Носова (учебник-хрестоматия) и обратить внимание на его отношение к Великой Отечественной войне. Носов ушел на фронт восемнадцатилетним пареньком, сражался в составе про­тивотанковой бригады, был тяжело ранен и, вернувшись домой, не­которое время получал пособие как инвалид. Позже все пережитое, увиденное, запомнившееся – и детство, и война, и послевоенные судьбы родной страны – проходило перед духовным взором Носова и оживало в особом, преображенном виде в книгах. В своих произведениях автор никогда не описывал непосредственно военные действия. «Война в произведениях Носова звучит нередко, хотя и отрывочно, фрагментарно – то в воспоминаниях фронтовиков, то в обстоятельствах их сегодняшней жизни, как бы за пределами сюжета» (Ю.А. Дворяшин). «Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию», – писал Носов в своей автобиографии. Для самого Е.И. Носова, как и для его героев, земля, на которой живут находящиеся рядом с ним люди, священна. Это земля Родины. Её надо любить и защищать.Такое отношение к земле было характерно с древних времен, оно нашло отражение ещё в «Слове о полку Игореве». Известно, что город Курск, близ которого родился будущий писатель, упоминается в этом памятнике древнерусской литературы. «А мои куряне – хоробрые воины, – говаривал князь Всеволод…, – под шеломами взлелеяны, с конца копья вскормлены».
– А что можно сказать о современных людях? Как они относятся к своей земле, природе? (Описывая места, где оставил «следы» своего пребывания человек, автор показывает бездушное отношение человека к природе, привлекает внимание к экологической проблеме нашего времени.)
– Только ли к природе равнодушен человек в рассказе «Кукла»? (Нет. Кто-то сжег шалаш Акимыча. Рассказчик даже испугался, жив ли его старый приятель.)
– Что увидели рассказчик и Акимыч в грязном придорожном кювете? (Куклу. «Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозна­ченной улыбкой на припухлых по-детски губах».)
– Что поразило Акимыча и рассказчика в найденной кукле? (Над ней кто-то жестоко и цинично глу­мился: «светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой».)
– Как Акимыч воспринимает глумление над куклой? (Как серьезную трагедию, ведь кукла имеет человеческий облик. «Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмется. Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий. Иную сделают так, что от живой не отличишь. И плачет по-людски.)
– В каких литературных произведениях встречалась кукла? В связи с какими событиями?

Дети вспоминают рассказ В.Г. Короленко «В дурном обществе», повесть Ю. Олеши «Три толстяка» и др., говорят о том, что кукла имела важное значение в жизни детей – героев этих произведений.
– Акимыч уже не ребенок. Почему эпизод с куклой показался ему таким страш­ным? (Он напомнил Акимычу военное время.: «Может, со мной с войны такое. На всю жизнь нагляделся я человечины». Старый фронтовик не смог спокойно пройти мимо. Растер­занная кукла, лежавшая навзничь с раскинутыми руками и ногами, напомнила ему об ужасах войны, о тяжелораненых, оставшихся без рук и ног, об изуродованных телах погибших солдат, не преданных земле. Акимыч решил похоронить куклу. Для этого он выкопал настоящую могилку, охапкой сена выстлал днище ямы, аккуратно положил туда куклу, сверху прикрыл охапкой сена и только тогда закопал.
Акимыч считает, что если кто-то смог растерзать куклу, то он сможет и над человеком надругаться.)

Расширяя кругозор учащихся, можно сказать несколько слов о куклах.

Это мы сейчас думаем, что играть в куклы – занятие детское. Но много веков назад отношение к кукле было очень серьезным. С древности куклы играли таинственную, связанную с понятиями жизни и смерти роль. Древние люди считали, что кукла с нарисованным лицом походит на человека, она живая, следовательно, у нее есть душа. На Руси куклы были, прежде всего, оберегами, участниками языческих обрядов. Постепенно кукла превратилась в простую детскую игрушку, хотя и осталась эстетически привлекательной. Кукла, созданная неживой, посредством игры «оживает» в руках ребенка, который через игру постигает жизнь.
– Давайте сравним рассказ Е.И. Носова «Кукла» и стихотворение К. Случевского «Кукла».

Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась,
Стукнулась глухо о землю и навзничь упала...
Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала
Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,
Руки раскинула, ясные очи закрыла...
На человека ты, кукла, вполне походила!

Учащиеся делают вывод о том, что в обоих произведениях говорится о брошенной кукле, только в стихотворении куклу бросил ребенок – существо неразумное, поэтому его действия можно считать неосознанными. В рассказе Носова над куклой надругались взрослые или подростки, значит это сделано осознанно и достойно осуждения.
Важно уже в детстве приучать детей к бережному отношению к игрушкам. Посеешь привычку – пожнешь характер. А в наше время можно также поговорить о выборе игрушек для детей. Неестественные формы кукол, монстры, роботы не вызывают в воображении детей положительных эмоций и не могут дать реального представления о жизни. И уж тем более не учат ничему хорошему.

– Что отличает Акимыча от других людей, которые проходили мимо куклы и не обращали на неё внимания? (У него болит душа и сердце за все окружающее и увиденное, он возмущен равноду­шием людей.)
– Словарь литературоведческих терминов дает такое определение: «Равнодушие – это молчаливое согласие на зло». Как вы поняли, что значит равнодушие?
– Какой вывод делает Акимыч о причинах происшедшего? («Нынче многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются... Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках – бровью не поведут. Детишки бегают – привыкают к такому святотатству». Большое зло начинается с малого. Самое страшное – привычка к святотатству, равнодушие.)
– Рассказ Е.И. Носова «Кукла» заканчивается такими словами: «Всего не закопать…». Что значит «всего»? Как понять смысл этих слов?

Предлагаем детям высказать свои предположения, подискутировать. Не надо давать семиклассникам свой вариант ответа. Пусть их размышления не закончатся с окончанием урока.
– В первых публикациях рассказ назывался «Акимыч», а позднее – «Кукла». Как вы думаете, почему автор изменил название?
(Изменив название рассказа, автор акцентирует внимание читателя не на образе Акимыча, а на случае с куклой. Так автор выражает свой протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к природе, к окружающим людям, в том числе и к Акимычу, вкладывая его в уста своего героя.)
– Как вы думаете, изменилась ли в дальнейшем ситуация? Верит ли сам Акимыч в лучшее будущее? А рассказчик?

– Е.И. Носов советовал включить в но­вый учебник рассказ «Кукла» как произведение острое, проблемное. Согласны ли вы, что вопросы, поставленные автором, действительно актуальны? Верно ли вскрыты болевые точки, им затронутые? Какие нравственные уроки дает нам писа­тель Евгений Носов?

Дети высказывают свои суждения. Общий же вывод можно сделать такой.

Рассказ Носова «Кукла» повествует о проблемах, которые должны волновать всех. Безразличное отношение людей друг к другу, к вещам, жестокость по от­ношению к природе, к сожалению, не становится меньше, а, напротив, растет. Изменить ситуацию можно, если каждый задумается над ней и начнет меняться сам, будет работать над собой, займет активную жизненную позицию. Такую же, как автор рассказа «Кукла», дающий пример беззаветной любви к родной земле, людям, живущим на ней. Эта любовь чувствуется даже в том, что писатель использует в своем рассказе слова и выражения, характерные для жителей Курской области: дурнишник, белокопытник, стрелолист (названия растений), язь (вид речной рыбы), гусак, взгорок, «гукает кирзачами», «телогреечка внапашку» и другие. (Здесь можно поработать над отдельными словами, объяснить их значение.)

«...Он освещает проблемы, существенно важные для Родины, волнующие народ: о судьбе деревни, о социальной справедливо­сти... о том, как жить и что делать...» (И. Баскевич.)

Домашнее задание

  • написать сочинение-рассуждение «Нравственные проблемы, поднятые в рассказах Е.И. Носова».

Литература :

  1. Золотарева И.В., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: ВАКО, 2004.
  2. Литература. 7 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2/ Авт.-сост. В.Я.Коровина . – М.:Просвещение, АО «Московские учебники», 2001.
  3. Милюгина В.А., Черных О.Г. игровые уроки по литературе: 7 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 256 с. – (Мастерская учителя-словесника).

Конспект урока по литературе в 7 классе на тему: «Е.И.Носов. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа»

Вардоева Наталия Александровна, учитель русского языка и литературы, МБОУ: Мокро-Соленовская ООШ, х. Мокро-Соленый, Волгодонской район, Ростовская область.
Описание материала :Предлагаю вашему внимаю разработку урока литературы в 7 классе по рассказу Е. И.Носова "Кукла". Материал будет полезен учителям русского языка и литературы. Урок рассчитан на средний класс и включает в себя разнообразные формы работы с применением инновационных технологий.
Цель урока - выявление нравственного смысла рассказа Е.И.Носова «Кукла», понимание проблемы рассказа
Задачи:
-познакомить учащихся с творчеством писателя,
-раскрыть идейно – художественные особенности рассказа Е.И. Носова «Кукла»;
-пробудить интерес учащихся к чтению книг Е.И.Носова
-развивать умение анализировать текст, самостоятельно делать выводы об авторской позиции; сравнивать эпизоды, подбирать цитатный материал, аргументировать свою точку зрения
-воспитывать у учащихся чувство сострадания, протест против эгоизма, равнодушия и зла сегодняшней жизни.
-показать протест писателя против равнодушия, безразличного отношения к окружающему миру;
-формировать понимание поступков, мотивов поведения людей;
-воспитывать нравственные духовные качества через художественные образы героев произведения.
-находить необходимую информацию в тексте;
-использовать средства Интернета
Методические приемы: словарная работа, чтение текста, беседа по вопросам, работа в группах, тестовая работа
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация к уроку, аудиозапись песни
«Старая кукла», портрет Е. Носова.

Ход урока

Этап 1.Мобилизация.
Учитель: Здравствуйте, какой проблемный вопрос звучал на последних уроках литературы?
(Мы говорили о достоинствах и недостатках человека, об его отношении к миру.)
Откройте тетради, на полях поставьте оценку, на которую вы готовы сегодня работать.
Учитель: Предлагаю вам прослушать песню Ангелины Фроленко «Старая кукла».
Понравилась ли вам песня, о чем она? Что общего между содержанием песни и прочитанным дома произведением Носова «Кукла»? (И то, и другое о бережном и ответственном отношении к куклам.)
Этап 2. Целеполагание
Сегодня мы на уроке мы с вами выясним, какие нравственные проблемы затрагивает в своем рассказе Е.Носов. Запишите тему и эпиграф к уроку.
Учитель: Вспомните произведения, в которых были описаны куклы, какое значение они имели для героев? (Короленко – кукла Маруси, Черкашин – «Кукла»)
Этап 3 Актуализация ранее изученного
Учитель: Выполните тест и проверьте, насколько внимательно вы читали рассказ. На выполнение вам дается 1 минута.
Тестовая работа
1)Кем в последнее время работал Акимыч?
а) паромщиком
б) никем не работал
в) школьным сторожем
г) рыбаком
2) Где была найдена кукла
а) на дороге
б) возле дерева
в) возле школьной ограды
г) в кювете
3.В какое время года Акимыч нашел куклу
а) зимой
б) весной
в) летом
г) осенью
4) Какие волосы были у куклы
а) светлые
б)темные
в)на голове не было волос
г)рыжие
5) Что объединяло рассказчика и Акимыча
а)были соседями
б)воевали в одной армии
в)работали на паромной переправе
г)были лучшими друзьями
В)Кого не было в списке «проходящих мимо куклы»
а)учителей
б) ребятишек
в)влюбленных парочек
г) стариков
7)Где происходили события рассказа?
а) в Серпухове
б)Под Липино
в)близ Углича
г)под Бобруйском
Учитель: Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями, выставьте оценки. Критерии оценивания и правильные ответы вы видите на экране.
(Те, кто получили двойки, пересаживаются к ученикам, не допустившим ни одной ошибки ).
Этап 4 Организация познавательной деятельности
Сообщение ученика по библиографии
Учитель : Для того чтобы глубже понимать творчество писателя, очень важно узнать его внутренний мир, время, в котором он жил и создавал свои произведения. Ученик…. Подготовил нам сообщение о писателе, представим ему слово.
Ученик: Евгений Иванович Носов родился 1 января 1925г. в селе Толмачево под Курском, на высоком берегу Сейма. Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб. Увлечение живой природой разделяет с сыном отец: по воскресеньям он “брал ножницы и принимался вырезать из бумаги фигурки... однотипные, примитивные, наподобие лошадей и наклеивал их на оконное стекло. «А сейчас собаку сделаем», – проговаривал он и вырезал такую же лошадиную фигурку, но только с крючкообразным хвостом”. И вот эти отцовские “кони” побудили мальчика вглядываться в окружающий мир. Он полюбил всё живое. Рисовал животных. От отца он перенял, что есть для него родина.
30-е годы, на которые пришлось детство писателя, – годы первых пятилеток. Бегал с приятелями на завод, следили сквозь закопчённые окна за работой отца, видели первые тракторы и провожали их жадными глазами. “Полуголодные, плохо одетые, не знающие, что такое крепкие ботинки... были полны счастья бежать за этими машинами хоть на край света”.
Дед кузнечил. Отсюда, из семейных традиций, пришло к Евгению Ивановичу “глубочайшее уважение к труду, умение видеть сквозь будни поэтическую, красивую сторону... любого ремесла”.
Закончил до войны восемь классов. Отечественная война застала его, шестнадцатилетнего юношу, в родном селе, где ему пришлось пережить фашистскую оккупацию. После Курского сражения Носов уходит на фронт. В восемнадцать лет – на фронте, артиллерист, доходит до Восточной Пруссии. Награды: ордена Отечественной войны и Красной Звезды, медали «За отвагу» и «За победу над Германией». Май 1945 года – ранение, госпиталь, то есть испытал на себе беды и тяготы войны, понял, что жизнь даётся один раз: люби её
Осень 1945 года. Он с пособием по инвалидности. Ему только двадцать лет! Решил продолжить учёбу, ведь до войны окончил восемь классов. Но, как сам вспоминает, когда зашёл в класс в гимнастёрке, при боевых орденах, все встали, думая, что пришёл новый учитель. Мысль об образовании оставил. И занимается самообразованием.
А затем работал корреспондентом в газете. Журналистские поездки позволили накопить обширные жизненные впечатления. Многое дало и постоянное общение с природой. Большой опыт работы в прессе подтолкнул Евгения Ивановича к писательскому делу – он начинает писать прозу. А с 1961г. становится профессиональным писателем.
Словарная работа
При прочтении текста вам встретились трудные слова, давайте объясним их значение(Выбираются ученики и ищут в словарях и Интернете, затем по очереди читают. На экране проецируется изображение этого предмета.
Ученик1: Выгон - земельный участок, покрытый растущими на нем различными кормовыми травами, используемый как пастбище для скота.
Ученик2: ПЕРЕМЕТ - орудие лова рыбы (главным образом хищной). Представляет собой бечеву с прикрепленными к ней короткими поводками с крючками, на которые насаживается приманка.


Ученик1: фугас- , фугаса, муж. ( франц. fougasse) (воен.). Мина, заряд взрывчатого вещества, закладываемый в землю перед позициями и взрывающийся при прохождении в этом месте атакующего.


Ученик 2: Картуз - мешок с зарядом пороха для стрельбы из орудия.
Картуз - название шапки, мужского головного убора.
Картуз - бумажный пакет для хранения сыпучих продуктов: чая, табака и тому подобное.


Ученик1: Омут -народное название наиболее глубокого места в озере или русле реки.


Ученик 2: Язь (лат. Leuciscus idus) - вид рыб из семейства карповых.


Ученик3: Сейм- Сейм (река) - река в Курской области Российской Федерации, Сумской и Черниговской областях Украины, приток Десны


Кювет - канава для стока воды, идущая вдоль дороги


Аналитическая беседа по рассказу
- Кто такой Акимыч? Чем он занимается? (когда-то работал на перевозе, заядлый рыбак, фронтовик. Сейчас садовник, сторож, сидеть без дела не может)
6.Словесное рисование
Опишите, каким вы себе представляете Акимыча?
-Первоначально Носов назвал рассказ «Акимыч», но поменял на «Куклу». Как вы думаете, почему?(Брошенная, истерзанная кукла, случайно увиденная Акимычем, стала толчком к серьезному размышлению о человеке, его достоинствах и недостатках).
- Как вы думаете, почему рассказ начинается с описания природы? (Автор любит природу, хочет показать нам её совершенство)
Этап 5 Практическая деятельность учащихся
Работа в группах
Учитель: У вас на партах лежат цветные листки, разбейтесь на группы и подойдите к столам своего цвета. Вам даны пейзажные зарисовки из произведения, проанализируйте данные тексты, выполняя задания. Подведите итоги, дайте развернутый ответ. (О чем повествует автор, какие использует краски и художественно-выразительные средства, какое настроение в отрывке? ) На выполнение задания 3 минуты.
- Посмотрите на иллюстрацию к отрывкам.


Приложение
Тексты для групповой работы
Группа 1 (Базовый уровень) В не так далекое время любил я наведываться под Липино, верстах в двадцати пяти от дома. В самый раз против древнего обезглавленного кургана , над которым в знойные дни завсегда парили коршуны, была одна заветная яма . В этом месте река, упершись в несокрушимую девонскую глину, делает поворот с таким норовом, что начинает крутить целиком весь омут , создавая обратно - круговое течение. Часами здесь кружат, никак не могут вырваться на вольную воду щепа, водоросли, торчащие горлышком вверх бутылки , обломки вездесущего пенопласта , и денно и нощно урчат, булькают и всхлипывают страшноватые воронки, которых избегают даже гуси. Ну а ночью у омута и вовсе не по себе, когда вдруг гулко, тяжко обрушится подмытый берег или полоснет по вод е плоским хвостом, будто доской, поднявшийся из ямы матерый хозяин-сом .
Задания. 1. Какое настроение вызывает отрывок. (Найти слова, передающие эмоции, ощущения автора)


Группа 2 (Средний уровень) «Поехал и не узнал реки. Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи... Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав, прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей... Там, где когда-то страшно крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый меляк, похожий на большую околевшую рыбину».
Задания. 1.Какое настроение вызывает отрывок. (Найти слова, передающие эмоции, ощущения автора)
2.Какие краски использует автор в тексте (выписать относительные прилагательные со значением цвета)
3.Определить художественно-выразительные средства (по 2- 3 примера эпитет, метафора, сравнение)

Группа 3(Сильный уровень) «В природе было еще солнечно, тепло и даже празднично, как иногда бывает в начале погожего октября, когда доцветают последние звездочки цикория и еще шарят по запоздалым шапкам татарника черно-бархатные шмели. А воздух уже остер и крепок и дали ясны и открыты до беспредельности. Прямо от школьной ограды, вернее, от проходящей мимо нее дороги, начиналась речная луговина, еще по-летнему зеленая, с белыми вкраплениями тысячелистника, гусиных перьев и каких-то луговых грибов. И только вблизи придорожных ив луг был усыпан палым листом, узким и длинным, похожим на нашу сеймскую рыбку-верховку. А из-за ограды тянуло влажной перекопанной землей и хмельной яблочной прелью. Где-то там, за молодыми яблонями, должно быть, на спортивной площадке, раздавались хлесткие шлепки по волейбольному мячу, иногда сопровождаемые всплесками торжествующих, одобрительных ребячьих вскриков, и эти молодые голоса под безоблачным сельским полднем тоже создавали ощущение праздничности и радости бытия».
Задания.1.Какое настроение вызывает отрывок. (Найти слова, передающие эмоции, ощущения автора)
2. Какие краски использует автор в тексте
3.Определить художественно-выразительные средства (по 2- 3 пример)
4.Что передает автор с помощью художественно - выразительных средств
5.Что омрачает красочную природу?

Выбор редакции
Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...

В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...

Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны?Ъ и ЬТвердый и...

Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны? Ъ и Ь Твердый и...
Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...
Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...
Иметь много денег – приятно. Но к чему снятся деньги? К чему снится мелочь? Стоит разобраться. К чему снится мелочь – основное...
Этот способ приготовления болгарского перца давным-давно привезла моя мама из Молдавии - так тогда называлась Молдова, входящая в состав...
Ароматные сладкие перцы, запечённые в духовке, а потом протушенные с соусом. Вкуснейший овощной гимн лету!Европейская Ингредиенты 1 кг...