Как играть на губной гармошке


Двух-язычковые тремоло и октавные гармошки хороши для игры традиционных танцевальных мелодий, включая польки, шотландские мелодии, вальсы, другие виды мелодий основанные на традиционных стилях, такие как Словянские, Кельтские, Франко-Канадские, Скандинавские и Американские. Несмотря на то, что в мире доминируют блюзовые диатоники и хроматики, исторически и повсюду в мире двух язычковые гармоники (в основном тремоло) наиболее широко распространены. При игре на таких гармошках используются разные техники исполнения различных мелодий (блокировка Языком и блокировка Губами), но наиболее подходящей является блокировка языком звуковых отверстий (каналов), получался своего рода аккомпанимет из аккордов. Таким образом достигается ритмичность, полнота и гармония мелодий, и никакой другой аккомпанемент не требуется. Это вполне подходящий метод для игры.

Тремоло и октавные гармошки в принципе, это те же самые стандартные диатонические гармоники, но при игре каждой ноты в отверстии (канале) играет два язычка. На Октавных гармониках эти два язычка настроены на одну и туже ноту, но с интервалом в одну октаву, в результате получается более полный звук. На Тремоло один из язычков настроен немного выше второго, в результате чего получается эффект «тремоло», звук получается полнее чем на стандартной диатонической гармонике. На вид большинство октавных и тремоло гармошек имеют некоторые отличия от диатонических. Вместо одного ряда из 10 отверстий, они имеют 2 ряда (1 ряд для нот играемых на вдох и 1 ряд для нот играемых на выдох) по 20 или больше отверстий. Другими словами двух язычковые гармошках имеют в 4 раза больше отверстий чем одно-язычковые гармоники.

Из-за большего количества отверстий, ноты расположены дальше в стороны чем на стандартной гармонике с 10 отверстиями, при игре требуется больше горизонтальных движений чем при игре на стандартной гармонике. Это означает, что когда вы играете аккордами приходится обходится меньшим количеством нот в аккорде. Например, на диатонической гармонике в тональности С можно сыграть на вдохе аккорд 3-4-5 (B-D-F) это G7 аккорд, а на двух язычковой гармошке получится только D-F это может звучать как Dm или F6. По этому, многие из мелодий исполняемых на двух язычковой гармошке будут казаться немного другими (может быть более нейтральными) чем исполненные на одно-язычковой гармонике, но это компенсируется более полным звуком из-за дополнительных язычков.

Настройка двухязычковых гармошек

Настроечная система для двух язычковых гармшек базируется на так называемой системе Рихтера (Richter) которая используется для настройки стандартной «Marine Band» — диатоническая гармоника с 10 отверстиями. Но бывают и варианты. Октавные и тремолы с ключом С часто пренебрегают нижним С — самая нижняя нота Е, это не является неисправностью или браком потому что нижняя октава чаще используется для игры аккордов чем для исполнения мелодии. Многие Тремоло, выпущенные в Азии (наверное наиболее часто встречаемые гармошки в мире) используют несколько отличную систему настройки. На этих «Восточных тремолах» нижняя октава очень похожа на среднюю октаву стандартной системы Рихтера. В результате этого в верхней октаве смежные ноты играемые на вдох и выдох начинают искажаться, что требует определённых навыков в игре. Другая система используется в инструментах фирмы «Huang». Настройка такая же как у хроматической гармоники но с двойными нотами С на выдохе в каждой октаве.

Двух язычковые гармошки отличаются и другим аспектом настройки. Большинство западных производителей (Hohner, Hering) используют систему «благозвучия». Ноты подстраиваются так, чтобы они формировали хорошо звучащие аккорды. Но иногда отдельные, ноты могут не совпадать с аналогичными нотами исполненными на другом инструменте.

Азиатские производители (Suzuki, Huang) склоняются к равновесию. В результате одиночные ноты более точны, но аккорды звучат не столько приятно сколько чисто и сильно. И последний аспект настройки тремоло гармоник:- Западные производители располагают двойные язычки далеко друг от друга, что даёт слышные и быстрые вибрации (также называемые «сырым» тремоло). Азиатские производители используют «сухое» тремоло, язычки распологаются близко друг к другу, что даёт более медленные вибрации.

Октавные и тремоло гармошки выпускаются с разными ключами, и у всех свой звук и характеристики. Стандартные одно-язычковые диатоники доступны со всеми ключами, от нижнего G до F-высокого. Нота для настроек C и D диатоник очень высока для Октавных гармшек, поэтому при настройке добавляются язычки октавой ниже. С другой стороны для октавных гармошек с ключом G берутся язычки октавой выше. Также, C и D тремоло инструменты настраиваются октавой ниже чем стандартные одно-язычковые гармоники. Для начинающих очень хорошо подойдет Тремоло и Октавная гармошка с ключом С.

Губная гармошка - один из самых популярных духовых язычковых инструментов в мире. Компактная, легкая, на ней можно играть как сольно, так и в ансамбле, она дарит радость многим людям по всему свету. Уходя корнями в Китай, где был изобретен первый прототип духового органа, в Европе первая гармоника была изобретена часовым мастером Христианом Бушманом в 1821 г.

Разновидности губных гармошек: Существует множество видов губных гармошек, в разных тональностях, но самые популярные из них это: диатонические и хроматические в до-мажоре.

  • Диатоническая - у этой губной гармошки доступны только ноты диатонической гаммы. Несмотря на то что, такая гармошка имеет ограниченный звукоряд, с помощью различных приемов (бендов) можно извлекать ноты, которые изначально не были заложены в строй губной гармошки. Овладев, этой техникой можно плавно научиться понижать ноты, что очень характерно для стиля блюз. Диатонические губные гармошки очень популярны среди новичков, так как их корпус в основном выполнен из пластика, они стоят относительно недорого и просты в эксплуатации.
  • Хроматическая - эта гармошка обладает специальным механизмом (слайдером), который и позволяет брать полутона. Таким образом, на ней можно извлекать все ноты из хроматического звукоряда. Эти губные гармошки отличаются большими размерами, а количество отверстий достигает от 10 до 16. Корпус бывает выполнен из пластика, или дерева. Чаще всего используются в таких стилях как джаз, блюз, классика.
  • Тремоло и октавная - эти губные гармошки, как правило, имеют расширенный диапазон нот, и двойной ряд отверстий. У тремоло, один из язычков настроен чуть выше второго, это и создает эффект тремоло, звук более полный, а окраска становится слегка “расстроенной”. У октавной же гармошки язычки настраиваются на одну и тоже ноту, но с интервалом в одну октаву, что придает инструменту эффект звучания двух губных гармошек одновременно.Используются для традиционных фольклорных мелодий: польки, шотландских мелодий, вальса и др.
  • Минорные и мажорные - как правило, любая губная гармошка имеет свою определенную тональность. Это не всегда удобно, были придуманы двухсторонние гармошки. Конструкция этих моделей, такова, что отверстия расположены слева и справа, и музыкант, поменяв сторону, может играть в другой тональности. Максимальное число может достигать шести вариантов.

Были рассмотрены конструкции наиболее популярных моделей использующихся на сегодняшний момент.

Советы и уход: начинающим харперам (исполнителям на губной гармошке), подойдет диатоническая губная гармошка в C-до мажоре. Эта тональность наиболее удобна для изучения произведений, так как большинство самоучителей написано под эту тональность. Гармошка должна быть с пластиковым корпусом, он не разбухает как дерево, его не нужно пропитывать воском и он не пропускает звук. Если же вы решитесь на деревянный корпус, стоит рассмотреть губную гармошку Marin Band Crossover,ее резонатор выполнен из бамбука, и в отличие от груши оно не разбухает со временем. Обычно платы крепятся винтами к крышкам и со временем их можно разбирать и аккуратно чистить язычки от пыли и грязи. Покупая детскую или дешевую гармошку, вы обрекаете свои легкие на не легкий труд с этими “тугими” инструментами.

Губная гармоника (губная гармошка)

Богатый мир музыкальных инструментов очень многообразен. Каких только представителей не встретишь в этом королевстве. Их так много, что перечислить просто невозможно. Ведь помимо всемирно признанных, у каждого народа есть свои музыкальные инструменты, которые являются национальными символами и отражают самобытность той или иной культуры. Музыкальные инструменты отличаются по способу звукоизвлечения, тембровой окраске и по размерам. Самым большим и важным, конечно же, является орган, который называют Его Величеством. Он настолько огромен, что устанавливается только в больших залах. Но среди музыкальных инструментов есть такой, который больше похож на детскую игрушку и спокойно может поместиться в вашем кармане. Имя этого инструмента - губная гармоника или губная гармошка. Она компактна, проста, но в то же время весьма элегантна. Несмотря на маленький размер, этот забавный инструмент абсолютно полноценен и обладает интересным и привлекательным звуком.

С самого начала своей удивительной истории он заинтересовал исполнителей и до сих пор продолжает радовать людей в разных уголках нашей планеты.

Своеобразный звук гармоники делает ее участницей многих ансамблей, играющих в различных стилях и жанрах. Она не является основным музыкальным инструментом, но ее мелодические вставки делают музыкальные композиции более интересными и яркими.

  • В Соединенных Штатах Америки гармоника имеет веселые прозвища: карманное пианино, саксофон Миссисипи, блюз-арфа, беззаботный трамвай, оловянный сэндвич.
  • В кинематографе гармоника впервые была замечена уже в конце XIX века .
  • Впервые звуковая запись исполнения на гармонике была произведена в 1920 году.
  • Первая фирма по производству губных гармошек «Hohner» была основана в 1857 году. В нынешнее время она изготавливает около 100 различных вариантов этого инструмента. На сегодняшний день хонеровские гармошки очень востребованы среди исполнителей, при достаточно невысокой цене они обладают отличным качеством и красивым звуком.
  • В 30-х годах, с приходом к власти в Германии Гитлера, фирма «Hohner» получила большой заказ на поставку губных гармоней для немецкой армии, из расчета каждому солдату по инструменту.
  • Во время 1-ой мировой войны гармошка скрашивала отдых солдат противных сторон. Поставщики снабжали инструментами и английскую, и немецкую армии.
  • В немецком городе Троссинген под эгидой фирмы «Hohner» проходят всемирные фестивали губных гармошек, которые вызывают интерес не только у исполнителей, но и почитателей инструмента.
  • 16-й американский президент Авраам Линкольн, увлекавшийся исполнением на гармонике, так любил свой инструмент, что постоянно носил его в кармане. Также в списке президентов, которые неравнодушно относились к гармонике Калвин Кулидж и Рональд Рейган.
  • Во время Второй мировой войны из-за дефицита дерева и металла, которые шли на нужды фронта, рабочий – предприниматель Хаакон Магнус разработал пластиковую гармонику. Она не отличалась красивым звуком, но впоследствии стала очень популярной детской игрушкой.
  • Самый большой ансамбль гармоник, который попал в книгу рекордов Гиннеса, включал в себя 6131 исполнителя. Он выступил в Гонконге в ноябре 2009 года, в течении 7 минут исполняя музыкальную композицию со струнным оркестром.


  • В Соединенных Штатах с такой любовью относятся к гармонике, что в 1925 году рождественская ёлка в Белом доме в Вашингтоне была украшена 50 инструментами.
  • В свое время значительный вклад в растущую популярность гармоники внесла радиопередача из Нью-Йорка, называющаяся «Час гармоники Хонера», которая была предназначена для обучения слушателей игре на этом инструменте.
  • Самым быстрым игроком на гармонике, занесенным в книгу рекордов Гиннеса считается Ники Шейн из г. Санта–Барбара (США). За 20 секунд он успел сыграть 103 ноты.
  • Губная гармоника, первый из музыкальных инструментов, побывавший в космосе. В 1965 году 16 декабря американский астронавт Уолли Ширра исполнил на гармонике на космической орбите знаменитую рождественскую песенку «Jingle Bells».
  • Губная гармоника является самым продаваемым музыкальным инструментом. Фирма Хонер к 1887 году ежегодно производила 1 миллион гармоник. В 1911 году – 8 миллионов в год, в 1986 году она выпустила свой миллиардный инструмент.

Конструкция

Конструкция губной гармоники довольна проста. Корпус состоит из верхней и нижней крышки, которые изготавливаются из дерева, литого пластика, люцита или металлических сплавов. Под верхней крышкой находится пластина с прорезями и язычками для выдоха. Далее находится так называемая гребенка с прорезями. Под гребенкой расположена еще одна пластина, но уже с язычками для вдоха. Закрывается все нижней крышкой. Вся конструкция скрепляется небольшими винтиками.

Разновидности

Разновидностей губных гармоней довольно много, но все они делятся на два типа, которые значительно отличаются друг от друга: диатонические и хроматические.

Диатоническая гармоника имеет несколько подвидов, которые имеют диатонический строй и изготавливаются с настройкой в разных тональностях.

  • Блюзовая - самая популярная, хоть и имеет такое название на ней можно исполнять музыку в различных стилях. Обычно имеет 10 отверстий.
  • Тремоло - гармоника при изготовлении настраивается так, что при извлечении звука создается эффект тремоло.
  • Октавная - особенность ее в том, что язычки, которые должны звучать одновременно настраиваются в октаву. Это дает инструменту большую звуковую насыщенность и яркий тембральный окрас.
  • Басовая гармоника – на ней извлекаются ноты басового регистра.
  • Аккордовая – при каждом выдохе или вдохе звучит не одна нота, а целый аккорд.


Хроматическая гармоника имеет соответствующий строй, что в результате по сравнению с диатоническим инструментом дает ей более широкие репертуарные возможности. Она больше по размеру, так как в ее корпусе фактически находятся две гармоники. На боковой стороне у такого инструмента имеется кнопка – переключатель – слайдер, переключение которого дает возможность извлечения полутонов. Используется в джазе и классической музыке.

Губная гармошка - это небольшой, универсальный инструмент, на котором большинство народов мира играет почти любой вид музыки. Хотя на первый взгляд может показаться, что научиться играть на гармошке трудно, но губная гармошка на самом деле легкий и веселый инструмент, чтобы научится играть. Читайте указанные ниже действия, чтобы узнать, как играть на губной гармошке.

Шаги

Приступая к работе

Выберите губную гармонь. Есть много различных видов губных гармоней, доступных для покупки, которые различаются по использованию и по цене. На сегодняшний день, приобрести можно диатоническую или хроматическую гармонику. Любой вид может быть использован, чтобы играть самую популярную музыку, например, блюз или фолк.

  • Диатонические губные гармоники - самый распространенный и доступный вид, и, конечно, самый дешевый. Она настроена на определенную тональность, которая не может быть изменена. Большинство диатонических губных гармоней настроено на тональность C. Виды диатонической гармоники включают “блюз гармоника”, “тремоло гармоника” и “октава гармоника.”
    • Гармоника блюз является распространенной на западе, а в Восточной Азии чаще встречается тремоло гармоника.
  • Хроматическая гармоника является одним из видов губной гармошки, в которой используется механический аппарат, который контролирует, какие отверстия издают звук. Основные хроматические гармоники из 10 нот могут играть только один полный звук (так же, как диатоническая гармоника), но хроматические с 12-16 отверстиями могут быть настроены на любую тональность. Хроматические стоят значительно дороже, чем большинство диатонических гармоник; качественная хроматическая гармонь от известного бренда может стоить несколько сотен долларов.
    • Благодаря своей настраиваемости, 12-ти нотная хроматическая гармошка, как правило, предпочтительнее для джазовой музыки.
  • Общим сокращенным термином для губной гармошки является “гармоника”. Это название происходит от других традиционных названий, включая “французскую гармонику” и “блюз гармонику”. Пока контекст ясен, слова “гармошка” и “гармоника” можно взаимозаменять.

Узнайте о губной гармошке. Гармоника – это язычковый музыкальный инструмент, в котором используются медные язычки. Язычки используются для создания тона, когда вы дуете или выдуваете воздух через отверстия. Язычки установлены на пластине, называемой язычковая пластина, которая обычно сделана из латуни. Часть гармоники, в которой установлена язычковая пластина, называется гребень, и, как правило, изготовлена из пластмассы или металла. Мундштук гармоники может быть встроен в гребень, или как в хроматических гармониках, привинчен отдельно. Защитные панели остальной части аппарата, могут быть изготовлены из дерева, металла или пластмассы.

  • Направляющая планка хроматической гармоники также сделана из металла.
  • В зависимости от того, вдыхаете вы или выдыхаете в гармонику, различные ноты воспроизводятся язычками. Обычная диатоническая арфа настроена на C (до-мажор) на выдохе, и на G (соль – мажор) на вдохе. Они прекрасно дополняют друг друга, и нет необходимости добавлять дополнительные отверстия.
  • Язычки внутри губной гармоники тонкие и со временем изнашиваются. Легкая игра и регулярный уход сохранят хороший звук как можно дольше.
  • Учитесь читать табулатуру гармоники. Как и гитары, на гармонике можно играть по табулатуре, что упрощает ноты на нотном листе до легко наблюдаемой шаблонной системы отверстий и вдохов/выдохов. Также табулатура подходит для крупных хроматических гармоник, но она несколько отличается от диатонической табулатуры и обычно реже используется.

    • Дыхание отмечено стрелками. Стрелка вверх указывает на выдох; стрелка вниз - на вдох.
      • Большинство отверстий на диатонической гармонике производят две “соседние” ноты при заданной гамме, таким образом играя C, а затем D в той же гамме, это осуществляется дутьем в соответствующее отверстие, а затем втягиванием воздуха из того же отверстия.
    • Отверстия отмечены числами, начиная с самой низкой (левая) ноты и движется вверх. Таким образом, две нижние ноты (вверх) 1 и (вниз) 1. На 10-дырочной гармонике самая высокая нота будет (вниз) 10.
      • Некоторые ноты обычной 10-дырочной гармоники частично перекрываются, особенно (вниз) 2 и (вверх) 3. Это необходимо для обеспечения правильного диапазона для игры.
    • Более продвинутые методы обозначены косыми чертами или другой небольшой меткой. Диагональные косые стрелками указывают, что требуется кривизна ноты (будет рассмотрено позднее), чтобы получить правильный звук. Шевроны или косые черты на хроматической табулатуре могут указать, следует ли удерживать кнопку или нет.
      • Не существует стандартизированная система табулатуры, которая используется всеми гармонистами. Однако, как только вы попрактикуетесь и освоите чтение одного вида, большинство других видов вы освоите быстро.

    Основная техника игры на губной гармошке

    Воспроизведите ноты на выдохе. Самое первое, что нужно сделать - попрактиковаться с новым инструментом воспроизводя ноты. Выберите отверстие или несколько отверстий на мундштуке и мягко дуйте в них. Соседние отверстия, как правило, рассчитаны автоматически гармонизировать мелодию друг с другом, поэтому постарайтесь, дуя в три отверстия одновременно, воспроизвести приятный звук. Практикуйтесь, то дуя в одно отверстие, то играя аккорды на несколько отверстий.

    • Этот тип игры называется “прямая гармоника” или “первая позиция.”
    • Как вы можете предположить, количество отверстий, через которые вы дуете, частично контролируют губы. В конечном итоге, вы научитесь использовать переднюю часть языка, чтобы заблокировать отверстия, для обеспечения контроля над нотами, которые вы играете. Это описывается ниже.
  • Сделайте глубокий вдох, чтобы изменить ноты. Помня о том, что воздух через язычки нужно вдыхать нежно, вдыхайте, увеличивая ноты на шаг. Вдыхая и выдыхая через мундштук, вы можете получить доступ ко всем настроенным для гармоники нотам.

    • Этот вид игры называется “кросс-гармоника” или “вторая позиция.” Ноты кросс-гармоники часто подходят для блюзовых риффов.
    • Если у вас есть хроматическая гармоника, практикуйтесь нажимать и удерживать кнопку для дополнительного контроля нот, которые вы воспроизводите.
  • Попробуйте сыграть весь диапазон. На диатонической гармонике, настроенной на С, C гамма начинается с (до) 4 и поднимается на (до) 7. Стандартный из/в шаблон повторяется за исключением 7-го отверстия, где он переключается (вдох, а затем выход). Эта шкала является единственной полной шкалой на C настроенной гармонике, но иногда можно играть песни на других диапазонах, при условии, что они не требуют недостающие нот(ы) диапазона.

  • Практикуйтесь. Продолжайте практиковаться играть диапазон и отдельные ноты, пока вы не почувствуете себя комфортно, играя только одну ноту за раз. Как только вы сможете достичь нужного контроля над инструментом, выберите простые песни и тренируйтесь на них. Табулатуру для песен, таких как “У Мэри был барашек” и “О, Сюзанна” легко найти в Интернете, если у вас нет.

    • Попробуйте добавить своеобразия, играя несколько нот одновременно. Следующий шаг в вашей практике - немного ослабить контроль и добавить двух-нотные и трех-нотные аккорды к песням, которые вы отрабатываете, играя два или три смежных отверстия сразу. Это поможет вам больше контролировать рот и дыхание, и играть песни более звучно.
      • Не играйте все в аккордах! Попробуйте добавить аккорд в конце стиха или фразы. Важно то, что нужно освоить переключение между одиночными нотами и несколькими нотами.

    Продвинутые техники

    Платите за уроки. С этого момента, если вы находитесь под руководством опытного игрока, вы увидите быстрые и технически обоснованные результаты, хотя можно, конечно, продолжать учиться самому. Уроки на гармонике различаются по цене и частоте; не стесняйтесь попробовать несколько уроков у одного преподавателя, а затем перейти к другому, который соответствует вашим требованиям.

    • Даже если вы берете уроки, продолжайте полагаться на руководства и книги, чтобы улучшить игру. Нет причин бросать другие материалы только потому, что вы дополняете их профессиональными занятиями.
  • Пропускайте отверстия. Легко привыкнуть к шаблону, постоянно заставляя воздух входить и выходить через гармонику, но как только вы начнете играть более продвинутые песни, вы должны на практике пропускать некоторые отверстия, чтобы достигнуть других. Играть песни по нотам, которые требуют перепрыгнуть отверстие или два, например, американская традиционная мелодия, “Шенандоа”, которая перепрыгивает с 4-го на 6-е отверстие, ближе к концу второй фразы (на стандартной C диатонической).

    • Практикуйте пропуски, потянув губную гармошку немного в сторону, а затем возвратив в нужное положение (для дальнейшего ознакомления с положением каждого отверстия) и, остановив воздушный поток, не убирая губную гармошку (чтобы больше попрактиковаться с контролем дыхания).
  • Играйте двумя руками, сложенными чашечкой. Начнем с того, что вы, вероятно, удерживали губную гармошку указательным и большим пальцами левой (или не доминирующей) руки, и двигая им во время игры. Добавьте в игру правую (или доминирующую) руку. Дайте отдых пятке правой ладони и большому пальцу левой руки, а затем положите ребром правую ладонь вместе с левой так, чтобы ваши пальцы сомкнулись вокруг левого мизинца. Это создает “звучащую дыру”, которая может использоваться для воздействия на звук, исходящий из гармоники.

    • Добавьте тихую мелодию или вопите, хлопая по звучащему отверстию, открывая его и закрывая. Используйте это в конце стиха, чтобы добавить эмоций, или просто попрактиковаться.
    • Создайте эффект паровозного гудка, начиная с открытым звучащим отверстием, затем закрыв его и открыв снова.
    • Играйте приглушенный, тихий звук, оставляя звучащее отверстие почти закрытым.
    • Вы, вероятно, обнаружите, что это положение заставляет вас удерживать гармонику под углом, левым краем направлена вниз и внутрь. Это положение, на самом деле, идеально подходит для других техник, так что воспользуйтесь ним.
  • Научитесь блокировать язык. Блокировка языка – это отличный способ превратить одиночные ноты в красивые аккорды, не нарушая первоначальных нот. Используя сторону (ребро) языка, вы будете блокировать некоторые ноты аккорда, а затем поднимать его частично по мере звучания ноты, чтобы добавить их. Эта техника требует практики, но позиция отверстия должна помочь натурально представить сторону вашего языка мундштуку.

    • Для начала откройте рот, чтобы охватить первые четыре отверстия арфы. Используя язык, блокируйте отверстия с 1 по 3 и играйте прямую ноту на отверстии 4. Если вы все сделали правильно, то должны слышать только проигрываемую (вверх) 4. После того, как вы сделаете это легко, играйте устойчивую ноту, а затем поднимите язык, находящийся на середине, чтобы сделать полную гармонию.
    • Основная техника для изменения нот - сделать губное отверстие очень и очень маленьким, и резко втягивать воздух через них в отверстие, которое вы хотите, чтобы было изменено. Вытягивайте ноты перекрестной гармоники и постепенно сжимайте губы, пока вы не услышите изменение тона. Сжимая губы в большей или меньшей степени, можно дополнительно контролировать тон ноты.
    • Будьте очень осторожны, когда практикуете изменение нот. Потому что воздух пересекает язычки так резко, что он может легко ослабить или согнуть их, разрушая инструмент. Чтобы найти золотую середину между не изменением ноты и ее слишком сильным изменением, необходимы терпение и осторожность.
    • Когда люди начинают играть на губной гармошке, звук звучит плохо, и многим надо больше времени, чтобы воспроизвести хороший звук. Практикуйтесь каждый день, и не сдавайтесь.
    • При изменении нот вдыхайте/выдыхайте очень глубоко. Изменение нот на гармонике требует основательной подготовки и сильных легких.
  • Диатонические и хроматические гармошки принципиально отличаются друг от друга. Диатонические имеют диатонический строй (например: С D E F и так далее) без полутоновых интервалов между нотами (С# D# и так далее). Игра на диатонической гармошке напоминает игру по белым клавишам фортепиано. Полутона (черные клавиши) в ее строе отсутствуют.

    В диатонических гармошках используются три способа настройки язычков: одиночный, тремоло и октавный. В первом случае в каждом отверстии располагается один язычок, работающий на вдохе или выдохе. Каждый язычок настраивается на свою высоту звука. В каталоге фирмы “Hohner” существует большое количество моделей подобной конструкции. Бывает, что модель представлена только в тональностях С и G. В такой конструкции четыре отверстия перекрывают диапазон в одну октаву. Другие модели могут выпускаться в мажорных тональностях А, В, Вb С, Db, E, Еb, F, F#, G и Аb. На таком инструменте с десятью отверстиями можно играть уже в 3-х октавах.

    Есть гармошки с минорным строем С или G. Они также имеют десять отверстий и перекрывают 3 октавы.

    Существует модель и для блюзовых музыкантов, которая выпускается в различных тональностях и работает в 3-х октавах.

    Отверстия 1-3 и 8-10 используются для извлечения аккордов. А через отверстия 4-7 вы можете полностью исполнить диатоническую гамму. Ноты гаммы играются как последовательность выдохов и вдохов. Натуральный до-мажор включает в себя следующие ноты: С(до) D(pe) Е(ми) F(фа) G(соль) А(ля) В(си) С(до). Чтобы исполнить эту восходящую гамму вверх, нужно проделать следующую последовательность действий: выдох (C), вдох (D), выдох (Е), вдох (F), выдох (G), вдох (А), вдох (В) и выдох (C). При нисходящем движении выполните те же действия, но уже в обратном порядке.

    Второй способ настройки – тремоло. Такие гармошки имеют ряд двойных отверстий. Каждое отверстие оборудовано двумя язычками, настроенными на одну ноту. Однако при этом один из язычков настраивается чуть выше. При звукоизвлечении эта едва заметная разница в настройке создает вибрацию, напоминающую эффект тремоло. Существуют одиночные, двухсторонние, квартетные и секстетные модели подобных гармошек, с диапазоном от двух до четырех октав. Каждая из моделей выпускается в нескольких тональностях. Одиночная модель представляет собой гармошку с одним рядом двойных отверстий. Двухсторонняя имеет два ряда отверстий с разным строем, располагающихся с противоположных сторон корпуса. Другие модели представляют собой от 4-х до 6-ти гармошек в разных тональностях, закрепленных на едином держателе.

    Третий тип настройки губных гармошек – октавный. Конструктивно он не отличается от предыдущего. Разница лишь в том, что язычки расположенные в двойных отверстиях настраиваются в октавный интервал. Такие модели обладают мощным звуком без всякой вибрации. Гармошки с таким вариантом строя существуют лишь в одиночном или двухстороннем варианте.

    Хроматические гармошки

    Тип гармошки, который позволяет исполнителю извлекать и полутона, называется хроматической губной гармошкой. Подобный инструмент был предложен фирмой “Hohner” в 1920 году. Существует два типа хроматических гармошек: для игры соло и для аккомпанемента. Первая разновидность, как видно из названия, предназначается для игры соло или в ансамбле. На таком инструменте полутона извлекаются при помощи слайдера, то есть кнопки, располагающейся на одной из боковых сторон корпуса инструмента.

    Диапазон хроматических гармошек может составлять от 2-х до 4-х октав. Существуют модели для начинающих и для профессионалов. 2-х октавная хроматика имеет диапазон от С 1-й октавы до С# 3-й октавы. На профессиональной модели в 2 1/2 октавы можно играть от С 1-й октавы до F# 3-й октавы. 3-х октавные модели также выпускаются как для начинающих, так и для профессионалов. Их диапазон также начинается от С 1-й октавы. 4-х октавные, профессиональные модели имеют диапазон от С малой октавы до D 4-й октавы. Когда слайдер на хроматической гармошке отжат, то исполнитель имеет доступ к диатоническим нотам (белые клавиши ф-но), а когда слайдер нажат – к полутонам (черным клавишам).

    Другим типом хроматики является басовая гармоника, которая используется в оркестровом аккомпанементе. Эти инструменты работают в басовом регистре, начиная от ноты Е, расположенной в контроктаве. Еще одним аккомпанирующим инструментом является 48-аккордовая гармошка. Этот инструмент используется в ансамблевом аккомпанементе. Модель “Hohner The 48 Chord” представляет собой две соединенные друг с другом гармошки с 12-ю аккордами на вдохе или выдохе в каждой, что в сумме дает 48 аккордов. Причем это могут быть мажорные, минорные, доминантовые, уменьшенные и увеличенные аккорды. Этот инструмент имеет 96 двойных отверстий и 384 язычка. При длине в 58,4 см – это самая длинная губная гармошка в мире.

    Выбор редакции
    Общая характеристика Жизнью людей, рожденных под этим знаком, управляет чувство красоты, гармонии и справедливости. Благодаря такту,...

    Белое вино — означает романтичность натуры спящего и предвещает Вам неожиданный прилив больших наличных денег, что значительно улучшит...

    Быстрый переход к толкованиямУ многих народов летучая мышь является символом интуиции. Если снится крылатый зверек, то сновидцу следует...

    Лепить во сне пельмени означает наступление нужды, ухудшение самочувствия и погибшие надежды. Покупать пельмени в магазине – наяву...
    Ну кто же не любит спелую сладкую черешню? Она является одним из самых долгожданных лакомств в летний сезон практически для каждого...
    Сон, в котором видится дохлый пес, можно назвать пугающим и ужасающим. Но чтобы его истолковать и узнать, к чему снится мертвая собака,...
    Квас из чистотела по рецепту Болотова собрал весьма противоречивые отзывы, но к ним мы вернемся чуть ниже. А сейчас поговорим о полезных...
    В переводе с грузинского «сацебели» - просто «соус», причем название произносят с ударением на первый слог. Чаще его делают из орехов,...
    Сыроедческие спагетти лишь условно можно назвать именем популярных макаронных изделий, так как живые спагетти похожи на оригинал только...