Краткая биография тургенева самое главное. Тургенев краткая биография


Тема И.С.Тургенев. Рассказ о писателе. «Муму». Основной сюжет и герои.

Цели урока :

Образовательная:

познакомить с детством И.С. Тургенева, с историей создания рассказа «Муму».

Развивающие:

    формировать умение анализировать текст художественного произведения

    развивать умение выразить свои мысли, обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

    воспитание общечеловеческих ценностей.

    начать ализировать первую часть рассказа (образ барыни и Герасима);.

    учить излагать и комментировать повествовательный текст;

    обогащать словарный запас.

    уважать мнение высказывающего.

Ход урока

    Орг . момент.

    Актуализа ция знаний

Конэрс

Ребята, посмотрите наш класс разделен условно на 4 угла- Пушкин, Жуковский, Гоголь, Тургенев. Подойдите к части аудитории с нужным вам словом. Найдите партнера из вашей команды. В парах в течение 30 с объясните своему партнеру, почему вы выбрали именно это утверждение. Начинает тот партнер, у которого больше букв в имени.

Выслушаем команды. Расскажите, что рассказал вам ваш партнер.

    Учащийся рассказывает биографию И. С.Тургенева

«По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право.

Мать писателя, Варвара Петровна, несмотря на образованность и ум была жестокой помещицей-крепостницей. Она могла оторвать от семьи и сослать в дальнюю деревню горничную за то. Что та не успела вытереть пыль со столика, или садовника выпороть, если кто-то сорвал любимый цветок помещицы.
В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей.
Затем, в возрасте 15 лет, поступает в Московский университет на словесный факультет, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета.
В мае 1838 Тургенев отправляется в Германию.
До августа 1839 Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в университете, занимается классическими языками, пишет стихи.
В январе 1843 Тургенев поступает на службу в Министерство внутренних дел.
В мае 1845 Тургенев выходит в отставку. Много пишет.

III . Сообщение учителя о крепостном праве

На Руси было время, которое в истории называется крепостное право. Что вы знаете о крепостном праве?

Крепостное право – это такие законы, по которым большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков. По этим законам земля принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне. Богатство помещика определялось тем, сколько у него было «душ» - крестьян мужского пола (женщин за «души» не считали). Были помещики, имевшие несколько тысяч «душ».

Крестьян, «прикреплённых» к помещичьей земле, называли крепостными. Помещики делали со своими крепостными всё, что хотели: возлагали на них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли – иногда до смерти. Крестьян продавали, словно скотину, при этом разлучали детей с родителями; выменивали крепостных на собак.

Были помещики, которые заводили у себя театры с крепостными актёрами. Били среди крепостных прекрасные музыканты, художники, скульпторы. Все они так же зависели от помещиков, как и те, кто работал в поле. Прекрасные произведения искусства созданы руками крепостных. К сожалению, даже невозможно сосчитать, сколько талантов погибло в крепостной неволе.

Были законы, запрещавшие помещикам жестокое обращение с крепостными, но исполнялись они плохо. Известен, например такой случай. Помещица Наталья Салтыкова, известная своей жестокостью, во цвете лет стала лысеть. Пришлось ей носить парик, а для того, чтобы крепостной парикмахер не открыл кому-нибудь эту ужасную тайну, помещица приковала юношу цепью к клетке, а клетку поставила в своей спальне.

Сообщение учителя «Обстоятельства, объясняющие появление рассказа «Муму»

Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев писал: « Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примеряться…» Это была его аннибалова клятва (клятва до конца жизни)– бороться за отмену крепостного права.
«Муму» – первое произведение, в котором Тургенев изобличает пороки крепостничества.
В 1852 году умирает Н.В.Гоголь. Тургенев тяжело пережил смерть писателя. Рыдая, составлял некролог. Но власть запретила употреблять имя Гоголя в печати. А за напечатанную Тургеневым в «Московских ведомостях» статью царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом «на Съезжей,в помещении при полиции для арестованных», Тургенев жил по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг. Хлест розог и крики крестьян, наверное, вызывали в памяти и соответствующие впечатления детства. В таких условиях и был написан рассказ «Муму».

Прототипами героев рассказа стали реальные люди

Рассказ подготовленного ученика

В дальней господской деревне матери ТургеневаСычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Варвара Петровна), восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка - и того лучше!

Для мужика городская работа - легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.

Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого - он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки спасенную как-то зимою, отраду и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.

Уж как он там с нею прощался, с собачонкой, как топил, неизвестно. А только с той поры ни разу не улыбнулся Андрей, подарки от госпожи принимал хмуро, как каменный, а на собак не глядел, отворачивался. По смерти же барыни так же хмуро, без благодарности принял он вольную да и ушел куда-то на Русь.

Таким образом, Прототипами главных героев рассказа являются хорошо знакомые Тургеневу люди: его мать и дворник Андрей, некогда живший в их доме. Происходило же все описанное в доме № 37 на улице Остоженка, по сей день существующем в Москве.

Физминутка

Микс Фриз Груп.

    Сколько видов сказок вы знаете?

    Сколько участников в басне Крылова «Квартет»?

    Сколько братьев в сказке Пушкина «Сказка о мертвой царевне…»?

    Сколько сказок написал А.С.Пушкин?

    Эй-ар-гайд.

Поставьте знак «+» или «-« в графе «до»

После

В рассказе «Му-му» речь идет о собаке

Герасим - это хороший человек, любящий собаку

Барыня- хорошая женщина, которая уважает своих крепостных

    Чтение 1 главы

    Беседа

Что мы узнали о барыне? В начале рассказа о барыне говорится, что она одиноко доживала свою жизнь в старом доме в Москве. Сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж и, наверное, редко навещали мать.
- Как вы понимаете слова: «День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи»? Утром человека называют его детство и юность, день - это зрелость, вечер - старость. Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной и старость - совсем мрачной.

– В каких словах мы чувствуем отношение писателя к барыне?

– Нарисуйте словесный портрет барыни.

Рассмотрим репродукцию картины художника-передвижника В. М. Максимова «Все в прошлом» (1889) - Что мы видим на картине? Какие чувства вызывает эта картина?
Старуха-помещица доживает последние дни в избе, где когда-то, вероятно, жила прислуга. Старый двухэтажный помещичий дом с белыми колоннами заколочен и разрушается. Деревья старого парка сломаны ветром. Дорожки зарастают травой.
Помещица сидит в кресле, облокотившись на подушку. Ноги ее покоятся на красной бархатной подушечке, протертой от долгого употребления. На помещице надет белый кружевной чепец с зеленым бантом, на шее повязан цветной шарф. На узорчатое золотистое платье накинута темная шаль, в правой руке она держит золотое пенсне. Справа у ее ног на земле старая собака, рядом на корыте, полном воды, чирикает воробей.
Простая баба в темном платке, черной рубашке, темной с цветами юбке и клетчатом домотканом переднике с вязанием в руках сидит на ступеньке. Она заменяет старухе камеристку. Вся обстановка убога: медный самовар стоит прямо на голых досках крыльца, на перилах висит рваный цветастый ковер, на столе скудная еда в блюде прикрыта белой салфеткой. Только китайская дорогая чашка говорит о былом богатстве помещицы.
Над головой старухи буйствует цветущая сирень, в небе летают ласточки, солнце ясно светит на разрушающийся дом и на желтые бревна крестьянской избы с открытыми окнами. Жизнь движется вперед, и это ощущение жизни резко контрастирует с неподвижным, неживым лицом старухи и опустошенным лицом прислуживающей ей женщины, для которых уже ничего не осталось в этой жизни, только сидеть на дворе и вспоминать былое.

- Сравните двух помещиц.

-- Итак, обобщим наши наблюдения. кто же такая барыня и какова же атмосфера того дома, в котором разворачиваются все события? Кто готов?
- Автор в тексте называет Герасима «…самым замечательным лицом…». Как вы понимаете это слово? Подберите синонимы. (хорошее, выдающееся, лучшее, доброе, выделяющееся, заметное.)

Почему же автор называет Герасима «самым замечательным лицом», выделяет его из всех? Герасим немой, сам о себе он рассказать не может. Поэтому представление о нём будет складываться из сравнения его с окружающими. Найдите портрет Герасима.

- Что главное отмечает в портрете Герасима автор? («… Двенадцать вершков роста, сложенный богатырём…»).

Кого на Руси называли богатырями? (богатыри не только физически сильные люди, но и добрые, способные оказать помощь .)

Можно ли по этому описанию судить об отношении автора к своему герою? (Тургенев любуется Герасимом, его силой и жадностью к труду. Тургенев говорит о торжественности неистомной работы Герасима, т. е. о его неутомимости и трудолюбии.)

Привычный ход жизни нарушен? Как сказано об этом в тексте? («Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком .)

Чем занимался Герасим городе? (…Купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и определили его дворником .)

Как относился Герасим к своим обязанностям? Найдите сравнение в описании его работы.
«...Дрова ли он примется колоть, топор так и звенит у него, как стекло, и летят во все стороны осколки и поленья...»
- С кем сравнивает Тургенев Герасима и почему? («Как дерево растёт на плодородной почве.».- его почва – деревенская жизнь, «…как молодой здоровый бык,…» -подчёркивается сила, мощь, «походил на гусака…»- гусь –птица рассудительная, подчёркивается чувство собственного достоинства, надёжность)

Как чувствует себя Герасим в Москве? Почему Герасим «…вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь»? (Пойманный зверь испытывает страх, ужас от неизвестности, страдает. Не понимает своего положения, привык к воле, к полям, всегда был в деревне занят.)

Каморка Герасима. (Зачитываем описание жилища Герасима).

Какие отношения сложились у Герасима с окружающими? (« …А что насчет чужих, так после того, как он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води, все в околотке очень стали уважать его…». Говорим, что петухи при нем не дрались, а гусей он уважал.)

Как относился он к дворне? «Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских, - они его побаивались, - а коротких: он считал их за своих». Дальше мы будем видеть, как изменяются отношения Герасима и остальных дворовых

Эй - ар – гайд.

- Поставьте знаки в графе «после». Изменились ли ваши мнения?

VI . Выводы

Коннект-экстенд-челендж

3.Что нового узнали?

2.Над чем ещё нужно поработать?

1.Вопрос, который возник у вас во время урока?

Почему же Герасим – «самое замечательное лицо» из всей дворовой челяди? (Богатырь, трудолюбивый, во всём порядок, все уважают, нет больше таких людей среди челяди.)

Какие черты Герасима производят на вас наибольшее впечатление?

VII . Домашнее задание.

инд. задание: подготовить выразительное чтение по ролям: диалог барыни с Гаврилой стр.124, Гаврилы с Капитоном стр.27-30

Иван Сергеевич Тургенев - знаменитый русский прозаик, поэт, классик мировой литературы, драматург, критик, мемуарист и переводчик. Его перу принадлежит немало выдающихся произведений. О судьбе этого великого писателя и пойдет речь в данной статье.

Раннее детство

Биография Тургенева (краткая в нашем обзоре, но весьма насыщенная на самом деле) началась в 1818 году. Будущий писатель появился на свет 9 ноября в городе Орёл. Его папа - Сергей Николаевич - был боевым офицером кирасирского полка, но вскоре после рождения Ивана вышел в отставку. Мама мальчика - Варвара Петровна - являлась представительницей дворянского состоятельного семейства. Именно в фамильном имении этой властной женщины - Спасское-Лутовиново - прошли первые годы жизни Ивана. Несмотря на тяжелый несгибаемый нрав, Варвара Петровна была весьма просвещенным и образованным человеком. Она сумела привить своим детям (в семье, кроме Ивана, воспитывался его старший брат Николай) любовь к наукам и отечественной литературе.

Образование

Начальное образование будущий писатель получил дома. Чтобы оно могло продолжиться достойным образом, семья Тургеневых переехала в Москву. Здесь биография Тургенева (краткая) совершила новый виток: родители мальчика уехали за границу, и он содержался в различных пансионах. Сначала жил и воспитывался в заведении Вейденгаммера, затем - Краузе. В пятнадцать лет (в 1833 году) Иван поступил в Московский государственный университет на факультет словесности. После поступления старшего сына Николая в гвардейскую кавалерию семья Тургеневых перебралась в Санкт-Петербург. Здесь будущий писатель стал студентом местного университета и начал изучать философию. В 1837 году Иван окончил это учебное заведение.

Проба пера и дальнейшее образование

Творчество Тургенева для многих связано с написанием прозаических произведений. Однако Иван Сергеевич изначально планировал стать поэтом. В 1934 году он написал несколько лирических произведений, в том числе поэму «Стено», которую по достоинству оценил его наставник - П. А. Плетнев. За три последующих года юный литератор сочинил уже около сотни стихотворений. В 1838 году в знаменитом «Современнике» были опубликованы несколько его произведений («К Венере Медицейской», «Вечер»). Юный поэт чувствовал склонность к научной деятельности и в 1838 году отправился в Германию, чтобы продолжить образование в Берлинском университете. Здесь он изучал римскую и греческую литературу. Иван Сергеевич быстро проникся западноевропейским укладом жизни. Через год писатель ненадолго вернулся в Россию, однако уже в 1840 году вновь покинул родину и жил в Италии, Австрии и Германии. В Спасское-Лутовиново Тургенев возвратился в 1841 году, а через год обратился в Московский Государственный университет с просьбой позволить ему сдать экзамен на получение степени магистра по философии. Ему в этом было отказано.

Полина Виардо

Получить научную степень Ивану Сергеевичу удалось в Санкт-Петербургском университете, однако к тому времени он уже охладел к этому роду деятельности. В поисках достойного поприща в жизни в 1843 году писатель поступил на службу в министерскую канцелярию, однако его честолюбивые стремления и тут быстро угасли. В 1843 году писатель опубликовал поэму «Параша», которая произвела впечатление на В. Г. Белинского. Успех вдохновил Ивана Сергеевича, и он решил посвятить свою жизнь творчеству. В том же году биография Тургенева (краткая) ознаменовалась еще одним судьбоносным событием: писатель встретил выдающуюся французскую певицу Полину Виардо. Увидев красавицу в оперном театре Санкт-Петербурга, Иван Сергеевич решил с ней познакомится. Сначала девушка не обратила внимания на малоизвестного литератора, однако Тургенев был поражен очарованием певицы настолько, что отправился вслед за семьей Виардо в Париж. Много лет он сопровождал Полину в ее заграничных турне, несмотря на явное неодобрение своих родственников.

Расцвет творчества

В 1946 году Иван Сергеевич активно принимает участие в обновлении журнала «Современник». Он знакомится с Некрасовым, и тот становится его лучшим другом. В течение двух лет (1950-1952) писатель разрывается между зарубежьем и Россией. Творчество Тургенева в этот период стало набирать серьезные обороты. Цикл рассказов «Записки охотника» был практически полностью написан в Германии и прославил писателя на весь мир. В следующее десятилетие классиком был создан целый ряд выдающихся прозаических произведений: «Дворянское гнездо», «Рудин», «Отцы и дети», «Накануне». В этот же период Иван Сергеевич Тургенев поссорился с Некрасовым. Их полемика по поводу романа «Накануне» закончилась полным разрывом. Писатель уходит из «Современника» и уезжает за границу.

За рубежом

Жизнь Тургенева за границей началась в Баден-Бадене. Здесь Иван Сергеевич оказался в самом центре западноевропейской культурной жизни. Он начал поддерживать отношения со многими мировыми литературными знаменитостями: Гюго, Диккенсом, Мопассаном, Франсом, Теккереем и другими. Писатель активно пропагандировал русскую культуру за границей. Например, в 1874 году в Париже Иван Сергеевич вместе с Доде, Флобером, Гонкуром и Золя организовал в столичных ресторанах ставшие знаменитыми «холостяцкие обеды в пять». Характеристика Тургенева в этот период была весьма лестной: он превратился в самого популярного, известного и читаемого русского писателя в Европе. В 1878 году Ивана Сергеевича избирают вице-президентом Международного литературного конгресса в Париже. С 1877 года писатель - почетный доктор Оксфордского университета.

Творчество последних лет

Биография Тургенева - краткая, но яркая - свидетельствует о том, что долгие годы, проведенные за границей, не отдалили писателя от российской жизни и ее насущных проблем. Он по-прежнему много пишет о своей Родине. Так, в 1867 году Иван Сергеевич написал роман «Дым», который вызвал масштабный общественный резонанс в России. В 1877 году писатель сочинил роман «Новь», ставший итогом его творческих размышлений в 1870-е годы.

Кончина

Впервые тяжелая болезнь, прервавшая жизнь писателя, дала о себе знать в 1882 году. Несмотря на сильные физические страдания, Иван Сергеевич продолжал творить. За несколько месяцев до его смерти вышла первая часть книги «Стихотворения в прозе». Великий писатель скончался в 1883 году, 3 сентября, в пригороде Парижа. Близкие исполнили волю Ивана Сергеевича и перевезли его тело на Родину. Классик был похоронен в Санкт-Петербурге на Волковом кладбище. В последний путь его провожали многочисленные почитатели.

Такова биография Тургенева (краткая). Всю свою жизнь этот человек посвятил любимому делу и навсегда остался в памяти потомков как выдающийся писатель и знаменитый общественный деятель.

Тема. Биография И.С.Тургенева. Анализ содержания повести «Ася».

Цели. Расширить знания учеников о личности и взглядах И.С.Тургенева; показать особенности прозы писателя;

показать своеобразие любовного конфликта, раскрыть образы главных героев, выявить авторскую позицию в произведении; совершенствовать навыки анализа текста; развивать устную монологическую речь учащихся; воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

Оборудование. Мультимедийная презентация об И.С.Тургеневе, карточки, таблички, учебники, книги

Ход урока.

I. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы урока.

2. Постановка целей и задач урока.

3. Вступительное слово учителя о И.С.Тургеневе и его произведениях, изученных ранее.

1) Краткое слово о писателе:

Сообщения учащихся:

Иван Сергеевич Тургенев родился 12 (28) октября 1818 года в Орле в дворянской семье. Детские годы он провёл в богатой материнской усадьбе Спасское-ЛутовиновоМценского уезда Орловской губернии.

В 1827 году семья переезжает в Москву. В детские годы Тургенев учился дома и в московских пансионах. Ему легко давались иностранные языки: французский, немецкий, английский. Он начинает сочинять стихи.

В 1833 году Иван Сергеевич поступил в Московский университет, а с 1834 по 1837 годы он учится в Петербургском университете.

С 1837 г . И.С. Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в университете, занимается языками, пишет стихи.

В 1842 году в 1845 году

Имя Ивана Сергеевича Тургенева тесно связано с чувством любви. Это повести «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды», все они о первой любви.

В основу этих трёх повестей легли биографические факты.

2) Запись основных моментов биографии в тетради (дополните предложения)

2) История написания повести.

1842 году у Тургенева от крепостной крестьянки Авдотьи Ермолаевны родилась внебрачная дочь – Пелагея (Полина впоследствии). Долгое время девочка жила в имении Тургеневых, в Спасском. Положение её было унизительное и жалкое. Мать Ивана Сергеевича сдала свою внучку на руки одной из крепостных прачек. Дворня называла злорадно Полю «барышней». Девочка таскала тяжёлые вёдра с водой.

В 1850 году Иван Сергеевич вывез свою дочь в Париж, там воспитывал маленькую Полю вместе с его детьми. То есть дочь Тургенева получила вполне приличное дворянское воспитание – словом, точь-в-точь история Аси, история её странной жизни.

II . Анализ содержания повести

1. Выразительное чтение I главы и обсуждение.

- Когда написана повесть «Ася»? (1858г)

Что легло в основу сюжета? (биографические факты)

Повесть написана в форме рассказа Н.Н. о том, как много лет назад он путешествовал по Европе и в небольшом немецком городке встретился и подружился с русскими: Гагиным и его сестрой Асей. Рассказчик сообщает не только о событиях, беседах, описывает обстановку, но, главное, воспроизводит историю своей любви, вновь переживает былое.

Повествование идёт от первого лица, от лица уже немолодого человека, вспоминающего свою молодость. Рассказ от имени героя-повествователя придаёт повести искренность, достоверность.

- Что вы можете сказать о Н.Н. , от лица которого ведётся рассказ? Как он воспринимал окружавший мир?

Н.Н. – богатый дворянин, художник в душе; он одержим стремлением наблюдать, особенно людей; он праздный путешественник, наблюдатель.

- Где и когда происходит действие?

Основное действие происходит в Германии, в маленьком городке на Рейне. Герой, русский человек, оказывается в чужой стране. Автор помещает героев в чуждую им среду с тем, чтобы яснее выявить их характеры.

Время действия можно определить довольно точно. Герой говорит, что ему было «лет двадцать пять», что рассказывает он о событиях, произошедших «Лет двадцать тому назад». Повесть написана в 1857 году, Тургенев пишет преимущественно о современности. Значит, действие повести относится примерно к 1837 году.

- Как вы понимаете слова «я жил без оглядки…»?

Не задумывался о последствиях своих поступков, не возлагал на себя ответственности за судьбы ближних. Герой «здоров, молод, весел», богат, беззаботен – кажется, что ещё надо для счастья?

- Какова была цель путешествия молодого человека?

Герой «путешествовал без всякой цели, без плана», ему захотелось «просто… посмотреть на мир Божий», его «занимали исключительно одни люди», «живые человеческие лица», он любил «толпу»: «мне было весело идти, куда шли другие, кричать, когда другие кричали…» Повествователь говорит о бесцельном любопытстве молодости без осуждения, но с долей иронии, сожаления.

- Что привело героя в маленький городок З.?

Герой был влюблён, как это свойственно молодости. Он искал уединения, чтобы залечить «сердечные раны».

- Можем ли мы судить о том, была ли это настоящая любовь, настоящие страдания?

Рассказчик так описывает свои чувства: «был поражён в сердце», «жестоко уязвила», «коварная вдова», «рана сердца». Это говорит о неискренности чувств.

- Дайте комментарий к пейзажным зарисовкам 1-й главы.

Вечерний пейзаж показывает искренние чувства, жизнь души героя. Он написан взволнованно, искренне. Романтические приметы и слова: луна, готическая колокольня, виноградные лозы.

Описание пейзажа подводит к слову, которое возникает само собой, значение которого герой ещё не понимает, но которое является ключевым: «Гретхен». Это символ любви, верности, молодости, красоты. Душа героя жива, жаждет счастья, предчувствует его».

За первой пейзажной зарисовкой сразу следует вторая. Здесь важен образ мадонны, намёк на образ Аси: «Маленькая статуя мадонны с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзённым мечами, печально выглядывала… из ветвей».

Гретхен, мадонна – знаки настоящей любви.

В описании пейзажа применён приём психологического параллелизма: состояние природы соответствует состоянию души героя.

- Каково значение звуков музыки?

Музыка нарушает умиротворение. Характер звуков подсказывает лексика: «контрабас гудел отрывисто, скрипка неясно заливалась, флейта свистала бойко».

Характеристика господина Н. (1 глава):

Господину Н. было тогда лет двадцать пять. Он был здоров, молод, весел, деньги у него водились, забот не было. Жил без оглядки, делал, что хотел. Господин Н. путешествует по Германии без всякой цели, без плана. Он проживает в небольшом городке З. Герой был влюблён.Он расстался с любимой женщиной и поэтому искал уединения. Его «занимали исключительно одни люди», …

2 глава

Почему господин Н. решил отправиться в городок Л.?

Где этот город находился?

Коммерш – торжественный пир.

Как вели себя участники коммерша?

С кем познакомился господин Н.?

Как они выглядели?

Что герой о них узнал? (Гагин путешествует для своего удовольствия, неделю назад заехал в городок Л.)

Почему господин Н.Н не любил знакомиться с русскими за границей?

- Чем поразили Гагины Н.Н. при первом знакомстве?

Верный привычке наблюдать людей и читать в их душах по выражению их лиц, по непроизвольным жестам, рассказчик при первом же знакомстве с Асей отмечает что-то своё, особенное в чертах её смугловатого лица, в её причёске, в манерах держаться. Он подробно описывает поведение Аси, целиком отдаётся наблюдению за её движениями, взглядом, улыбкой.

Какое впечатление произвела Ася на господина Н. во время первой встречи? (ключевое слово «что-то особенное» - 2 глава, стр. 13

Гагин: у него было счастливое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами. Говорил он так, …

Девушка, сестра Гагина, показалась миловидной : смугловатое круглое лицо, небольшой тонкий нос, детские щёчки и чёрные, светлые глаза. Она была грациозно сложена. Нисколько не походила на своего брата. «Я не видел существа более подвижного. …»

- Рассказ о первом дне знакомства с Гагиными завершается лирическим пейзажем; прочитайте его.

- Соответствует ли этот пейзаж настроению Н.Н.? (Природа соответствует внутреннему состоянию героя.Человек и природа гармоничны )

Каково состояние души г-на Н. после первого дня знакомства?

Г-н Н.Н. весь разнежен сладким томлением и ожиданием счастья.

- стр. 16; «Я был счастлив…»

3 – 5 главы

Что рассказал о себе Гагин господину Н.Н во второй день знакомства?

(Владеет порядочным состоянием, хочет посвятить себя живописи)

Где встретили Асю Гагин и Н.Н на второй день знакомства?

На уступе стены на развалинах феодального замка прямо над пропастью сидела Ася. Это говорит о романтическом характере героини.

- Какое чувство вызывает Ася у Н.Н.? Подтвердите текстом повести? (Неприязнь, чувство досады, хотя он невольно любуется ею .)

По словам брата, Ася «вольница, сумасшедшая». Н.Н. она представляется полу загадочным существом, «хамелеоном».

- Какие «роли» играет Ася? Почему она так поступает? Может ли Н.Н. ответить сейчас на этот вопрос?

Она сыграла роль солдата, марширующего с ружьём; за столом она сыграла роль благовоспитанной барышни; на другой день представилась простой русской девушкой, чуть ли не горничной… Ответить на вопрос, почему Ася так себя ведёт, Н.Н. ещё не может, так как не понял ни Аси, ни самого себя.

-Почему господин Н.Н. всё сильнее привязывался к Гагину? Чем он нравился господину Н.Н.?

- Как заканчивается второй день знакомства? Каково состояние души г-на Н.Н. после второго дня знакомства?

Вывод : Начал думать об Асе. Герой не отдает себе отчета, что с ним происходит.

Он ощущает то какое-то смутное беспокойство, которое вырастает в непонятную ему тревогу, неприятную досаду; то ревнивое подозрение, что Гагины – не родственники.

6 – 7 главы

- Как нравственно-психологическое состояние героя передаётся через пейзаж?

Прошли две недели ежедневных встреч, Н.Н. всё более огорчался ревнивыми подозрениями и, хотя в полной мере, не догадывался о своей любви к Асе, но она постепенно овладевала его сердцем. Он оказался во власти этого чувства .

-Какое настроение было доминирующим в этот период?

Настойчивое любопытство и некоторая досада на загадочное поведение девушки, стремление понять её внутренний мир. (Зачитать начало 6 гл.)

Какой предстаёт Ася в 6 главе? Что изменилось в её поведении?

О каких наблюдениях за Асей сообщает нам повествователь?

Она довольно хорошо говорила …По всему было заметно, что она с детства не была в женских руках и воспитание получила … Она не походила на барышню; во всех её движениях было что-то … По природе стыдливая и робкая, она досадовала на свою … Она являлась полузагадочным … Самолюбивая до крайности, она привлекала меня, даже когда …

- Каким образом подтверждается подозрение Н.Н. о том, что Гагин и Ася – не брат и сестра? (Подслушанный разговор в беседке)

- Какие чувства овладевают героем после этого? (конец 6 – начало 7 гл.)

Сам герой не находит определения своим чувствам. Понимаем, что его уже захватило глубокое и тревожное чувство любви. Он мучается от ревности (сцена у виноградника). Постепенно Ася овладевает его сердцем. (Зачитать)

Выразительное чтение эпизода «В горах» (7 гл.) от слов «Настроение моих мыслей … до яблонями и грушами».

Беседа по прочитанному.

- Что стало причиной трёхдневного уединения Н.Н.? (услышанное им признание Аси в любви к Гагину и нежелание видеться с ними).

Как чувствует себя герой на лоне природы? Найдите слова, передающие его состояние.

Подберите синоним к слову спокойная (тихая, неброская)

- Почему герой выбрал именно эти места для своего уединения?

(Состояние природы близко состоянию человека).

Словарно – лексическая работа

Тонкий запах смолы – едва уловимый, ненавязчивый;

Немолчная болтовня светлых ручейков;

Подберите однокоренные слова к слову немолчная

Немолчная, молчание, молчать, молчаливый

Светлых ручейков – прозрачных (ручейков)

Не слишком смелые очертания гор – смутные, нечёткие, неброские, неяркие, ненавязчивые..

С почтенными старыми церквами. почтенный

Почтенный – заслуживающий и внушающий глубокое уважение.

Радушные (лица) – доброжелательные, открытые, ласковые

Найдите в толковом словаре объяснение слова камзол

Камзол – старинная мужская куртка – безрукавка под верхнюю одежду

Как чувствует себя герой? (Среди «спокойной природы» герою легко, хорошо, уютно)

- Что искал герой на лоне природы? (Уединения, забвения, успокоения; герой бежит от лжи, с которой, как ему кажется он столкнулся).

- О чём ещё говорит нам этот эпизод? (О том, что Ася небезразлична герою, что в душе его рождается чувство, в котором он ещё не признался себе или, может, даже о нём не подозревает).

8 глава

Что же узнал Н.Н. об Асе из рассказа Гагина? (зачитать выборочно; подготовить выборочный пересказ истории Аси).

История Аси:

Ася была дочь отца Гагина и горничной Татьяны. Когда Асе шёл девятый год, она лишилась матери. Отец взял её к себе в дом, и к ней стали относиться, как к барышне. У отца она пользовалась свободой. Он был её учителем. Он любил её сильно и никогда ничего ей не запрещал. Когда умер отец, Гагин привёз её в Петербург. В тринадцать лет Ася стала учиться в пансионе. Там она выжила четыре года. Она училась лучше всех, была понятлива. Изучила французский, немецкий, музыку, училась рисовать. В семнадцать лет её учёба в пансионе закончилась. Гагин вышел в отставку, и они поехали за границу.

Что говорит об Асе Гагин?

Порох она настоящий… Беда, если она кого полюбит! «Асе нужен герой, необыкновенный человек..»

9 – 13 главы

-Что же открыл Н.Н. для себя в Асе? Чем она ему нравилась?

(Герой начинает понимать Асю: «всё мне стало ясно. Я заглянул в эту душу: тайный гнёт давил её постоянно, … её душа мне нравилась»).

Отношения изменились, все озарено светом любви: «Я глядел на неё, всю облитую ясным солнечным лучом, всю успокоенную и кроткую. Всё радостно сияло вокруг нас, внизу, над нами – небо, земля и воды; самый воздух, казалось, был насыщен блеском». (9 гл.)

Как раскрывается характер Аси в 9 главе?

(Асю характеризуют её устремления, мечты, требовательность к себе, искренность в высказывании сокровенных мыслей. Правдивость сочетается со стремлением к подвигу: «А то дни уходят, жизнь уйдёт, а что мы сделали?»).

Ася говорит любимому: «Если бы мы с вами были птицы – как бы мы взвились, как бы полетели. Так бы и утонули в этой синеве…». Как понимать эти слова? (Любовь окрыляет человека).

Как реагирует на эти слова Аси Н.Н.? (Герой обнадёживает Асю: «Не беспокойтесь, у вас будут крылья»).

Как меняется душевное состояние героя после того, как он узнал историю Аси?

(Н.Н. чувствовал, с одной стороны, тайное беспокойство, с другой – радость взаимного доверия и сближения).

Он так определяет своё состояние: « Я почувствовал какую-то сладость, - именно сладость на сердце: точно мне втихомолку мёду туда налили. Мне стало легко после гагинского рассказа».

- Как Тургенев помогает нам, читателям, понять психологическое состояние героя в этот момент? (Через пейзажную зарисовку).

Прочитайте описание природы в 10 главе. О чём это говорит?

- Беспокойство и одновременно жажда счастья овладевают героем. Через пейзажную зарисовку автор помогает понять состояние героя. Он переполнен счастьем. После признания Аси «Крылья у меня выросли…», спрашивает себя: «Неужели она меня любит?»

- Сопоставим психологическое состояние и действия героев в 11-12 главах:

Господин Н.Н.

Ася

печальная

любуется

Покраснела, собралась было бежать

«не только о будущем – о завтрашнем дне не думал»

«всю ночь думала … о многом»

«мне было очень хорошо»

мысли о смерти

бледнеет

Вывод: Герои не соответствуют друг другу.

Что герой чувствует сам? («Я чувствовал, что её образ втеснился мне в душу …»; «Мне стало скучно и как-то грустно-пусто») (13 глава)

Что писала в записке Ася?

Анализ 14 -16 глав

Передайте содержание беседы Н.Н. и Гагина (по 14 главе)

Гагин сообщил Н.Н., что его сестра, Ася, влюблена в него. Вчера она целый день ничего не ела. К вечеру у неё сделался жар. Ночью Ася не спала, плакала, просила брата увезти её как можно скорее. Гагин дал ей слово, что завтра Асю увезёт отсюда. Гагин хотел узнать у Н.Н.: нравится ли ему Ася? Н.Н. сообщил Гагину, что Ася написала ему записку и просит о встрече.

Почему господин Н. рассказал Гагину о записке Аси? Прав ли он?

(Предательство, чужая тайна).

- В каком состоянии шёл Н.Н. на свидание с Асей? (Сомнение, колебания) 15 глава

Сцена свидания . (Выборочное чтение сцены учителем)16 глава:

Какие события описаны в главе?

В каком состоянии находилась Ася?

В чём Н.Н. обвиняет Асю? («Вы одни виноваты. Зачем вы сами выдали вашу тайну?»)

В чём хочет оправдать себя? («Я не мог поступить иначе».)

Как Ася ведёт себя во время отповеди Н.Н.?

Отповедь -

Зачем Н.Н. пришёл на свидание? (Н.Н. пришёл на свидание с тем, чтобы расстаться с Асей навсегда. «Я не могу на ней жениться. Она не узнает, что и я полюбил её»)

Итог беседы: жениться на семнадцатилетней девочке – как можно?!

Главы 19 –22

А когда же к герою приходит осознание того, что он любит?

(После свидания, когда он ищет Асю, когда пугается, что возможно несчастье, что Ася может убить себя).

Почему, узнав, что она нашлась, Н. не идет на разговор с ней?

Что же произошло на следующий день? Понял ли Н. свою ошибку?

Как сложилась жизнь господина Н.Н.?

Почему не состоялось счастье героев?

- Потому что душевная жизнь Аси и Н. протекала по-разному. Причина в разности их темперамента.

Она: грациозная, непредсказуемая, решительная, загадочная, чистая.

Ася – сильная личность, любовь для нее превыше всего. Это очень чистый, не испорченный цивилизацией человек.

Господин Н. любил Асю, но не сразу понял это: в мире искусственных чувств и страстей он впервые встретился с чем-то настоящим. К тому же Н.Н. принадлежит к тем людям, которые охотно предаются «горячим и восторженным размышлениям», но пасуют перед необходимостью поступка.

Она устремлена в будущее, а он боится идти вперед.

У нее есть смысл жизни – жизнь ради других. А он любит больше наблюдать за людьми, быть в толпе.

Она искренна, лишена фальши. Он часто уходит от ответа.

У нее сильный характер, она готова к самопожертвованию, он же боится этого.

Она активна и самостоятельна в решении своей судьбы. Он же пассивен, нерешителен, над ним довлеют предрассудки.

Вывод: Любовь – тайна. С ней пришлось столкнуться рассказчику, до конца осознавшему свое чувство к Асе лишь тогда, когда все было уже потеряно из-за не сказанного вовремя слова. Он с горечью осознает, что «у счастья нет завтрашнего дня…» Но чувства не забылись. Герой помнит все до мелочей, свято хранит «священные реликвии». А ведь «счастье было так возможно, так близко»!

Вывод: Счастье и настоящая любовь – это великий дар, который даётся человеку один раз в жизни. Если человек не сумеет этого понять, он обречён на одиночество.

III. Подведение итогов урока.Домашнее задание. 1.Озаглавить главы повести.

2.Ответить на вопросы «Подумаем над повестью», с. 326.

3.Задания по группам: 1-я группа-характеристика Аси; 2-я группа - господина Н.Н.; 3-я группа-Гагина.

Приложение

Иван Сергеевич Тургенев родился в Орле в дворянской семье. Детские годы он провёл в богатой материнской усадьбе____________ В ________ семья переезжает в Москву. В детские годы Тургенев учился _____и в московских пансионах. Ему легко давались иностранные языки: французский, _______. Он начинает сочинять ______.

В _____ Иван Сергеевич поступил в Московский университет, а с 1834 по 1837 годы он учится в__________.

С______ И.С. Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в университете, занимается языками, пишет стихи.

В ______ Иван Сергеевич поступил на службу в канцелярию Министерства Внутренних Дел, а в ______ вышел в отставку, посвятив себя литературе.

Урок-презентация.

Иван Сергеевич Тургенев.

«Стихотворения в прозе».

Цель урока: 1. Показать особенности жанра стихотворения в прозе. 2. Выявить художественные особенности стихотворений в прозе, определить темы, их роль в нравственном воспитании. 3. Помочь учащимся понять философский смысл стихотворений.
Методические приёмы: объяснение учителя, выразительное чтение, анализ текста.

Ход урока.

Слайд 1

I. Объявление темы и целей урока
II.Слово учителя.
Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с творчеством И.С. Тургенева. Давайте с вами вспомним, что нам известно о биографии этого поистине русского писателя. (2-8 слайды).

Слайд 2

Знаменитый писатель родился 28 октября 1818 г. в Орле. Трудно представить себе большую противоположность, чем общий духовный облик Тургенева и та среда, из которой он непосредственно вышел.

Слайд 3

Отец его - Сергей Николаевич, отставной полковник-кирасир, был человек замечательно красивый, ничтожный по своим качествам нравственным и умственным. Сын не любил вспоминать о нем, а в те редкие минуты, когда говорил друзьям об отце, характеризовал его, как "великого ловца пред Господом".

Слайд 4

Мать писателя - Варвара Петровна Лутовинова была полновластной владыкою дома. В ней типично выразилось то опьянение властью, которое создавалось крепостным правом. Род представлял собою смесь жестокости, корыстолюбия и сладострастия.

Слайд 5

До 9 лет Тургенев прожил в селе Спасское – Лутовиново (в 10 верстах от Мценска, Орловской губернии). Воспитание его шло под руководством часто сменявшихся гувернеров. Ко всему русскому Варвара Петровна питала глубочайшее презрение. Члены семьи говорили между собою исключительно по-французски. Любовь к русской литературе тайком внушил Тургеневу один из крепостных камердинеров Пунин.

Слайды 6,7,8


Все самые лучшие воспоминания И.С. Тургенева будут связаны со Спасским -Лутовиново. Долгие годы проживет писатель вдали от России, сначала в Германии, затем во Франции, но его мысли и сердце всегда будут с родиной. Несмотря на длительное пребывание за границей и отличное знание нескольких иностранных языков, он за всю свою долгую жизнь не написал ни одного произведения на каком- либо другом языке, кроме своего родного. И.С. Тургенев начинал свой творческий путь как поэт. И до «Записок охотника» им были написаны стихотворения и даже поэмы. Замечательное стихотворение «Утро туманное» легло в основу создания известного русского романса.

Слайд 9


Звучит романс «Утро туманное»
Замечательные стихи, замечательная музыка… Однако писательский гений Тургенева в полной мере раскрылся в прозе! Но его проза никогда, как мы убедились, изучая рассказы из цикла «Записки охотника», не порывала с её поэтическим началом. В конце своего жизненного и творческого пути постаревший Тургенев, мучимый тяжёлой болезнью, чувствуя, что его дни сочтены, словно возвращается в свою творческую молодость, исцеляет себя живительными токами поэзии родного слова и родных просторов. Стихотворение в прозе – жанр, который вам, вероятно, ещё не известен. - Вспомните, что называется стихотворением? (Стихотворение небольшое лирическое произведение, написанное стихами) - В чём особенность стихотворений в прозе, чем они отличаются от обычных стихов? (Стихотворение в прозе тоже произведение лирическое, но форма его – прозаическая)
«Стихотворения в прозе» Тургенева – новаторский жанр, «пограничный» между стихами и прозой и соединивший их.

Слайд «Стихотворения в прозе»

Стихотворения в прозе не имеют рифмы, они не записываются так, как мы обычно записываем стихи, но они доносят до нас мысли и чувства писателя. «Стихотворения в прозе» - последние произведения И. С. Тургенева. Он много лет собирал заметки, записи и в конце своей жизни издал их под названием «Стихотворения в прозе». Это своего рода поэтическое завещание большого мастера, мудрого человека. Цикл состоит из 51 произведения, который представляет собой ряд накопившихся за долгие годы отдельных мыслей и картинок, отлившихся в удивительно изящную, задушевную форму. Раздумья художника над вечными вопросами бытия окрашены личными переживаниями. Отсюда характерный для всего цикла лиризм, повышенная выразительность художественной речи, сочетающей в себе эмоциональность и лаконизм прозы. В жанре стихотворения в прозе главное – чувства, мысли, эмоции художника. Каждое стихотворение построено в виде миниатюры, в конце каждого произведения мы видим главную мысль, идею. В цикле «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева нашли отражение все основные темы и мотивы творчества писателя.

Слайд «Темы стихотворений в прозе»

    -раздумья о ничтожности человеческой жизни перед вечностью природы; -размышления писателя о русском народе; -гуманность человеческих отношений; -торжествующая любовь; -противопоставление добра и зла; -размышления о неотвратимости смерти; - родины; -счастье и красота; -воспоминания о давней любви; -о подвиге и трусости; -о русском языке, его роли.
III. Чтение и анализ стихотворений в прозе.

Слайд «Русский язык»

«Русский язык» (Читает учитель)

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
- Какая мысль заключена в этом стихотворении? (Мысль о величии русского языка и русского народа.) - Какое чувство стремится передать здесь автор? Какая интонация главенствует здесь? (Чувство любви и восхищения передаётся торжественной, приподнятой интонацией.) - Какое это, по-вашему, произведение: лирическое или эпическое? (Это произведение лирическое, потому что оно выражает чувства автора).
Учитель: Стихотворение в прозе «Русский язык» было написано в 1882 году. После убийства царя Александра II были приняты Временные правила о печати, по которым правительство имело право закрывать любые издания; стали действовать жандармские органы, специализирующие на агентурной деятельности. В словах «дни сомнений», «дни тягостных раздумий», «как не впасть в отчаяние», мы видим чувства поэта и его реакцию на события в России. Это стихотворение является гимном русскому языку и русскому народу.- В стихотворении всего 3 предложения. Какие это предложения по цели высказывания, по интонации? Какое значение это имеет? (Два предложения по интонации восклицательные, одно по цели высказывания вопросительное. Это риторический (ораторский) приём, придающий тексту патетическое, торжественное звучание, передающий искреннюю взволнованность автора) - Какие художественные приёмы используются в стихотворении? (Эпитеты. Их только четыре, но они даны целой обоймой, и 1 из них звучит ещё раз, но уже применительно не к языку, а к народу – его носителю: «великий язык» - «великому народу».

Слайд «Близнецы»

«Близнецы» (Читает учитель)

Явидел спор двух близнецов. Как две капли воды походили они друг на друга всем: чертами лица, их выражением, цветом волос, ростом, складом тела - и ненавидели друг друга непримиримо. Они одинаково корчились от ярости. Одинаково пылали близко друг на дружку надвинутые до странности схожие лица; одинаково сверкали и грозились схожие глаза; те же самые бранные слова, произнесенные одинаковым голосом, вырывались из одинаково искривленных губ. Я не выдержал, взял одного за руку, подвел его к зеркалу и сказал ему: - Бранись уж лучше тут перед этим зеркалом... Для тебя не будет никакой разницы... но мне-то не так будет жутко. - Что поразило автора в описанном им эпизоде? Почему ему стало жутко? - Какое значение имеет «многократное повторение слово «одинаковый»? - Какое чувство стремится вызвать автор у читателей? - Какой философский смысл этого стихотворения? (Основная, ключевая фраза этого произведения – «…но мне-то не будет так жутко». Автору жутко оттого, что люди слепы, не могут ценить друг друга, не просветлены разумом и нравственностью)

Слайд «Два богача»


«Два богача» (Читает учитель)

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых - я хвалю и умиляюсь. Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко. - Возьмем мы Катьку, - говорила баба, - последние наши гроши на нее пойдут, - не на что будет соли добыть, похлебку посолить... - А мы ее... и не соленую, - ответил мужик, ее муж. Далеко Ротшильду до этого мужика.
-Какова главная мысль этого стихотворения? (Нравственное превосходство простого человека, который богат духовно) - В чём, по- вашему, превосходство мужика над Ротшильдом? (Помощь мужика ценнее, так как он беден, но главное в том, что помощь мужика – естественный порыв, нечто обыденное, не заслуживающее особых эмоций, например, «умиления») Учитель: автор использует приём противопоставления героев. Мы видим людей, обладающих состраданием: один из них богач, который жертвует частью своих доходов, другой – крестьянин; он готов разделить последнее ради благого дела. IV. Вывод. «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева стали своеобразной прощальной лебединой песней. Это своего рода завещание мудрого человека, оставленное свои потомкам.

Слайд «Добрый мой читатель»


«Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, - и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу» - писал И.С. Тургенев. Многообразие формы, сочетающееся с красотой и изяществом слога, свидетельствует о высоком мастерстве художника. И.С. Тургенев обогатил русскую литературу новыми изобразительными средствами и проложил дорогу таким писателям, как И.А. Бунин, В.Г. Короленко, А.И. Солженицын. В произведениях этих русских писателей жанр стихотворения в прозе получил новое развитие. Примером тому служит стихотворение А.И. Солженицына из цикла «Крохотки» - «Лихое зелье». VI. Домашнее задание: 1. Индивидуальное задание. Сообщение по теме «Развитие жанра стихотворения в прозе в произведении А.И. Солженицына «Лихое зелье»2. Общее задание. 1) Художественный пересказ понравившегося стихотворения. 2) Попытайтесь написать своё стихотворение в прозе.
5
Выбор редакции
Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...

Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...

Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...
К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...