В чем заключается счастье для наташи. Сочинение на тему: «Была ли по-настоящему счастлива Наташа Ростова? Вступительное слово учителя


Главная > Урок

Терентьева М.В., учитель I квалификационной категории

МОУ «СОШ № 5» г. Губкинский, ЯНАО

Урок - диспут «В чем счастье Наташи Ростовой?»

(По роману Л.Н.Толстого «Война и мир») (2 часа)

Подготовка к уроку. Вопросы к диспуту (Вывешиваются за 2-3 недели до урока).
    Как вы понимаете, что такое счастье? Назвать счастливые моменты в жизни Наташи Ростовой. С какой стороны в эти моменты раскрывается Наташа? Как через природу показано счастливое состояние Наташи? Назначение Наташи в жизни по Толстому? В чем тайна очарования «некрасивой девочки»? Близка и понятна ли вам Наташа Ростова? Современна ли Наташа Ростова? Какие черты героини нужны нам с вами?
Индивидуальные, парные, групповые задания по усмотрению учителя. Можно заранее проговорить в классе, какие моменты жизни Наташи будут названы счастливыми, или ребята уже во время диспута будут называть эти моменты. Дать на пару или группу конкретный момент жизни с целью отыскать доказательства «за» и «против» этого счастливого момента. Можно одним предложить искать «за», другим – «против». Счастливые моменты: детство, в Отрадном, на балу, в театре, у дядюшки, отъезд из Москвы во время войны, любовь к А.Болконскому, А.Курагину, отношения с Пьером, в эпилоге. Оформление.
    Портреты-иллюстрации Наташи Ростовой Записи на доске (Записи до времени закрыты)
    Словарь.
- Счастье – чувство, состояние полного высшего удовлетворения. - Счастливый – 1. Полный счастья. 2. Приносящий счастье. И.С. Ожегов. Толковый словарь русского языка 2) Эпиграфы. - Сущность ее жизни – любовь… Л.Н.Толстой - Нет больше счастья, Чем отдаться людям, И высекать огонь В груди у бубен – И ничего не требовать взамен. Паул Михня - За счастье твое мне не страшно в огонь… Весна Парун Ход урока. I – Объясните, как вы понимаете слова из стихов Паула Михни или Весна Паруна - Как ВЫ понимаете, что такое счастье? Насколько сказанное важно для вас? Открывается словарная статья из И.С. Ожегова - Что значит: «Полный счастья» и «Приносящий счастье»? - Когда станем говорить, в чем счастье Наташи Ростовой, нам будут важны оба определения к понятию «счастливый»? II. - Итак, какие моменты в жизни Наташи вы бы назвали счастливыми? (Для учителя: 1. определенные далее моменты могут быть названы в разном порядке или совсем не названы. Если учитель посчитает необходимым, то сам обратит внимание на эти эпизоды из жизни Наташи Ростовой. 2. доказательства для «да» и «нет» условные) Детство. Нет. 1. Счастья не чувствует, т.к. пока не знала ни горя, ни потерь. Живет и все. 2. Некрасивая, и она это знает. Да. Счастлива, иначе не было бы такого смеха, безудержного веселья, всеохватывающей любви ко всем. А о свей некрасивости Наташа даже ни разу не говорила. - Только ли потому счастлива, что сама может веселиться, любить? « Она упала на мать и расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись». (Для учителя. Здесь можно прочитать отрывок из стихотворения Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка» (в первой части). В Отрадном. Да. Удовлетворена жизнью, слиянием с природой. Болконский любуется ею. Его жизнь после «встречи» меняется к лучшему. Бал. «Давно я ждала тебя»,- как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка своей просиявшей из-за готовых слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея». (Для учителя. Обсудите, почему «испуганная и счастливая» одновременно, что за улыбка со слезами). У дядюшки (охота, танец, пение крестьянок). Нет. Здесь Наташа, чтобы забыться, не думать о разлуке с Болконским. Мечется между своими состояниями. (Примеры). Да. Отходит душой: с вдохновением слушает пение, по велению сердца пускается в пляс, скачет во весь дух во время охоты, позабыв и про охоту, и про всех остальных. (Цитаты). Театр. Да. Чувствует себя красивой, т.к. на нее смотрят, от этого девочка ее возраста, женщина любого возраста счастлива. (Вспомним из Пушкина в «Евгении Онегине» эпизод, где Татьяна, светская дама, сидит в салоне рядом с Ниной Воронской, «Сей Клеопатрою Невы: // И, верно б, согласились вы, // Что Нина мраморной красою // Затмить соседку не могла, // Хоть ослепительна была». Нет. - Только что была встреча с Андреем Болконским; охота, танец, пение – живое, естественное. А здесь? Улыбка Элен, «одинаковая для всех», неестественная, заражает Наташу. – Счастье понимают, осознают. Здесь же, оставшись одна, Наташа « не могла понять ни того, что с нею было, ни того, что она чувствовала. Все казалось ей неясно и страшно »(!). Любовь к Анатолю Курагину. Да. Отдается вся этой любви, а раз решилась даже на такое, как уехать с ним, то счастлива. (Цитаты). Нет. – Сама, как в бреду, как в тумане, не понимает, что делает (как в театре). - Приносит горе родным, близким, а Наташа их любит горячо. - Любовь приносит разочарование. Это тяжелый нравственный кризис. - Кому-то от этой любви радостно? Любовь, не приносящая никому счастья, не может быть счастливой. Наташа и Андрей Болконский. Нет. Расставание – так велел его отец. Что за счастье со слезами? (Можно вспомнить эпизод, когда Наташа, ожидая князя уже несколько дней (он уехал к отцу за разрешением на свадьбу, но не предупредил об этом девушку), плачет, думает, что она оставлена, заперлась в своей комнате, надела домашнее платье. И вдруг…). (Для учителя: лучше выразительно прочитать наизусть этот эпизод) Да. Счастье только тогда счастье, когда достигается в борьбе с обстоятельствами, с собой. (И у Наташи такое счастье. И вся классическая литература говорит о том, что каждая любовь должна пройти через испытания). Нет. Мечется, мучается, отчуждается от всех. Да. Но сила любви так велика, что весь остальной мир перестал существовать. После первой встречи с князем Андреем Наташа «была довольна и счастлива какою-то своею отдельной – верно глупою, веселою и счастливою жизнью». Нет. Какое же это счастье, если любимый умирает? Да. Наташа оправдана - и счастлива, нет, лучше сказать, успокоена этим. (Для учителя. Эта любовь и другим приносит радость. Князю Андрею – ведь ради него эта любовь. «Он посмотрел на поющую Наташу, и в душе его произошло что-то новое и счастливое». Болконский говорит Пьеру: «Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она, и там все – счастье, надежда, свет». Пьер рад их любви; Марья Болконская поняла брата и приняла Наташу. Радуются за нее родные. « Какое это огромное счастье любить и быть любимым», - сказал А.П. Чехов) Отъезд из Москвы перед пришествием Наполеона. (Для учителя: После обсуждения придем к выводу, что высокое чистое патриотическое чувство Наташи передается всем окружающим. А когда ты видишь, что твои мысли стали желанием других – это ли не счастье. Здесь же можно сравнить два состояния счастья: Наташино и полковника Богданыча. «- Доложите князю, что я мост зажигал, - сказал полковник торжественно и весело. - А коли про потери спросят? - Пустячок! – пробасил полковник, - два гусара ранено, и один на повал, - сказал он с видимою радостью, не в силах удержаться от счастливой улыбки, звучно отрубая красивое слово «наповал»») Эпилог. Наташа становится женой и матерью. Нет. Наташа ходит неприбранная, «пополнела и поширела». Этого ли хотела в жизни девушка, любящая все красивое, балы, наряды, свет. Это же конец Наташи. Да. Она любящая мать и все понимающая жена. Вот происходит встреча Пьера и Наташи после всего пережитого ими: «И лицо с внимательными глазами с трудом… улыбнулось… и обдало Пьера давно забытым счастьем…. Охватило и поглотило его всего». С ней счастлив Пьер. Нет – это очередной этап в ее жизни. В незаконченном романе «Декабристы» (критики считают его своеобразным продолжением романа «Война и мир») Л.Н.Толстой рассказал о вернувшихся из 30-летней ссылки Пьере Лабазове и его жене Наталье Николаевне. «…Всякий, взглянув на эту женщину, должен был понять, что от нее ждать нечего, что она уже давно когда-то положила всю себя в жизнь и что ничего от нее не осталось. Осталось достойное уважения что-то прекрасное и грустное, как воспоминание, как лунный свет ». (Да или нет?). Это ли не счастье, быть нужной, когда трудно другим. - Дополняет образ Наташи Ростовой отношение к ней окружающих ее людей: в самую страшную минуту своей жизни (получение известия о смерти Пети) мать зовет только Наташу; Николай жалеет, что с выходом ее замуж, у него не будет уже такого друга. … III. Вернемся к теме урока и ответим на вопрос: счастье Наташи Ростовой – осчастливить других. (Для учителя. Можно поменять тему урока, записанную на доске, на новую запись). - «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное». (Платон). Наташа способна проникнуться общим чувством с людьми, которые ее окружают, от родных до простых солдат. А этой способностью проникновения Толстой оценивает высокие духовные и душевные качества героев. - Так видят жизнь и другие писатели и поэты. (Обращение к эпиграфам). - Завершает урок отрывок из стихотворения Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка», последняя часть.

Проблема счастья в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

ПЛАН.

  1. Знакомство с романом эпопей “Война и мир”.
  2. Счастье и ее проблематика в жизни героев:

    а)Пьера Безухого;

    б)Николая Ростова;

    в)Андрея Болконского;

    г)Марии Болконской;

    д)Наташи Ростовой;

    е)Пети Ростова;

  3. Связь жизни и романа.
  4. Список использованной литературы.

...вдруг пахнуло в лицо Пьера

тем давно забытым счастьем...

Л.Н. Толстой “Война и мир”.

Толстой назвал “Войну и мир” “книгой о прошедшем”. Посвященная Отечественной войне 1812 года, эта книга была начата вскоре Крымской войны, и в ней отозвались многие важнейшие современные вопросы. Роман был начат в 1860 году. А печатанье “Войны и мира” первым отдельным изданием завершилось в 1869 году. Целое десятилетие труда было положено на великую книгу.

Роман “Война и мир” представляет собой эпопею, каждый том которого относиться к определенному году. Эпопея включает в себя не только перечисления действий каждого героя по годам, но и их внутренний мир. С каждым движением героя проявляется частичка оного, и так капля за каплей до конца романа-эпопеи собирается цельный образ, образ гениев и безумных, жестоких и любимых, образ “живого человека”. “Живого” лишь потому, что образ похож на образ живого человека, и к, счастью, понятного другому человеку.

Помимо яркого проявления образов Толстой поставил ряд проблем волновавших его и общество в то время. Как известно Лев Николаевич начал свой роман-эпопею после смерти Александра I, а точнее после амнистии декабристам.

Одной из таких поставленных им проблем была проблема счастья. До, вовремя и особенно после войны человеку трудно было стать кузнецом своего счастья. В первую очередь основным препятствием в установлении счастья были нравы, царившие в России тех годов. И, как в большинстве романов, повестей и рассказов Толстой выразил эту проблему через своих главных героев: Наташу, Пьера Безухова, Андрея и Марьи Болконских, Николая и Пети Ростова, семьи Курагиных, Денисова, Долохова.

Очень разны люди Пьер, Андрей Болконский, Николай Ростов, Денисов, Долохов и многие другие. И каждому по-своему приходиться пройти на своем пути через тяжелые моральные испытания, когда нужно решать вопросы, с объективным порядком вещей, и вопросы эти оказываются так запутанны и осложнены, что уже, кажется, невозможно решить его положительно.

Кризисы Пьера и Николая Ростова идут параллельно. Оба они, как мы видим, запутываются в “мирской” жизни; эта жизнь представляется неупорядоченной и даже нравственно безразличной. Для Николая эта проблема существует в плане практической морали: “в миру” трудно быть прекрасным человеком, Пьеру она представляется в виде ряда вопросов: что дурно? что хорошо? Для Пьера временным выходом становиться “монастырь”- масонская ложа. В этом “монастыре” он пытается забыть ту жизнь, которой он жил раньше: женщину, на которой он женился якобы не по своей воле, общество, которым жил. Но его ждет разочарование в масонстве он не находит успокоения, и тут начинается новая строка в его жизни.

Пьер возвращается в общество ранее оставленное им, возвращается в поисках счастья, но, с какой-то стороны, его спасает война развязавшаяся с французами. Он пытается посвятить себя войне, для того, чтобы снова постараться забыть былое и отыскать так нужное ему счастье. Но как всегда попытки его тщетны и ни какая армия ему не только не в счастье, но даже и в тягость. Пьер понимает, что он не рожден для военной жизни. И все снова возвращается “на круги своя”. Пьер снова в Москве, где он попадает в плен и у него появляется первая возможность подумать о жизни. Он общается с пленными и агрессорами, он пытается понять цели, которых добиваются французы. И в этот самый момент в его мыслях встает мысль о смысле жизни и он находит ответ, он забывает о тех проблемах, от которых он убегал. И в дальнейшем тот опыт, полученный им во время пленения сыграет огромную роль в нахождении счастья, которое он найдет в семейном кругу вместе Наташей Ростовой.

Николай в свою очередь пытается забыть свои проблемы и особенно отсутствие счастье в армии, службе. И в отличии от Пьера служба была призванием Николая, но как бы ни было хорошо всегда найдется что-либо противное жизненным интересам. Этим была война. Чтобы идти на войну нужны ряд причин, иногда создающие единое целое. В Николае соединились призвание и отсутствие жизненных ценностей, проще говоря - счастья. Но ему не хватало одного, того хладнокровия, которое особо требовалось в военных действиях. Жизнь его течет своим чередом, но в один момент все рушиться, в момент встречи лицом к лицу с врагом. В мыслях Николая пробегает сомнение в необходимости данной войны и войн в целом. Хоть он еще тот горячий молодой человек, но пыл страстной ненависти уже утихает. Но как бы жизнь не была светла, черных пятен трудно смыть, у Семьи Ростовых появляются денежные проблемы, и Никола, как старший из детей обязан заняться тем, что ему казалось таким далеким, но в чем он найдет настоящее счастье. Но, как свет в темном царстве, происходит встреча в начале с дубом, а после звуки голоса и особенно слова, произнесенные в этот момент, слова которые создают счастливую атмосферу в жизни Николая. Но тут в жизни Николая проходит очередная черная полоса, которую он должен, как можно быстрее покинуть. Он понимает, что выход есть,что надо лишь протянуть руки и все успокоится, но нет. Человек, которым являлся Николай, слишком долго пользовался уже готовыми благами, которые осточертели ему, и был так долго лишен счастья, и лишь поэтому, так тяжело принять их снова. К, счастью, здраво поразмыслив Николай приходит к выводу, что счастье заключалось в том, кого он пытался отдалить от себя. И с этого момента начинается жизнь не лишенная, как было раньше, счастья. Счастье он нашел в семье, а если точнее говорить, в работе, которую позволила делать его семья во главе с Марьей Болконской.

Счастье же ее брата, Андрея Болконского, намного отличается от счастья других. Пьер Безухов и Николай Ростов нашли свое счастье в семье, а Андрей будучи женатым человеком за прекрасной женщиной, за которую он вышел по любви , в отличии от Пьера, отговаривал других жениться, говорил, чтобы тот всю жизнь искал ту свою любимую и в итоге не женился на ней. Князя Андрея мало волновала семья, он любил политику, которая заменила ему все. Первый раз попав на войну он не волнуется на счет карьеры, он видит себя велик полководцем, в руках которого судьба России. Далее, лежа раненый на поле и глядя в небо он впервые задумывается о том, зачем мы живем, забыв все свои идеалы, которыми жил, впервые вспоминает о жене о том, что у него должен родиться ребенок. Этот жизненный сюжет круто изменяет его представление о жизни. Следующим моментом счастья в его жизни была встреча с Наташей Ростовой, которую он полюбил с первого взгляда. Но, как бы это не было ужасно, счастье всегда приходит на пару с бедой. Измена Наташи выбрасывает его надолго из колеи. И, как средство от несчастья, война снова играет свою ужасную роль средства успокоения. Андрей бросается в пучину военных действий, где получает смертельную рану. Попав в госпиталь он узнает в человеке, лежащему на соседнем столе, в человеке, которому ампутировали ногу своего главного врага. И тут наступает момент прозрения, момент жизненной истины, которой он был лишен многие годы, и лишь одно терзает его: он только, что увидел свет в длинном тоннеле жизни, но, к сожалению, он медленно умирает.

За беспомощным Андреем ухаживает его сестра, Мария Болконская. Как и в жизни брата, в ее жизни тоже имели место темные пятна. С детства Мария Болконская жила вместе со своим отцом, с которым она часто конфликтовала по ряду вопросов, всегда стоящих между поколениями. Мария не могла найти общего языка со своим отцом, после смерти матери стала набожным человеком, часто принимала у себя, в доме отца, странниц, которых недолюбливал ее отец. Смерть матери лишила ее возможности близкого доступного общения с женщиной, которой она могла бы поведать все свои страхи и разочарования. С детства ей не хватало обычной доброй материнской ласки, которая так нужна была ей. Марья слишком долго прожила с отцом и братом, к которым она не только привыкла, но и без которых жить не могла. Она ревновала брата к его жене, не из-за не любви к ней, а из-за огромной любви к брату. Это любовь мешала ей в установлении своих личных отношений с мужчинами и в поисках любви. Война 1812 года. Застала ее в деревни, где умирает ее отец, и она впервые встречается со своим будущим мужем. Эта встреча была одним из счастливейших моментов ее жизни, да что таить таких моментов ее жизни было не так много, что очень печально. Счастье в жизни Марии было не таким частым гостем, чтобы надоесть, счастье было долгожданным и редким гостем ее двора, но это не мешало ей жить.

Ее подруга по несчастью (смерть Андрея Болконского) - Наташа Ростова с детства была резвым человечком, что придавало ей такой живности никто не мог знать, так как ее родители были совершенно спокойными людьми. С детства Наташа не знала горя, которое пришло к ее семье после ее совершеннолетия. В отличии от других героев романа, она была человеком, излучающим счастье. И даже банкротство семьи, и даже война - ничто не могло заглушить в ней чувства счастья. Достаточно вспомнить ее именины, ее слова произнесенные, сидя на окне в усадьбе семьи, ее первый бал, достаточно вспомнить содержание хотя бы нескольких ее разговоров с Соней. Ее жизнь была олицетворением счастья, ее образу можно было учиться, но, к несчастью, Наташе пришлось поведать и горе. Счастье в любви с Андреем перешло в несчастье, после появления Анатоля Курагина, счастье жизни к несчастью смерти, после смертей Андрея, отца и младшего брата - Пети. В отличии от других, счастье и несчастье приходили раздельно и притом, либо счастье следовало за счастьем, либо несчастье за несчастьем. К счастью, чреда несчастья не постоянна и за ним всегда приходит счастье, так и в конечном итоге Наташа нашла свое счастье в семейном кругу, вместе с Пьером и их четырьмя детьми.

Помимо Николая у Наташи был младший брат - Петя. Этот юноша с детства отличался упрямым и горячим характером, унаследованным от отца. Жажда битв одолевала его и он не мог сдерживать себя и своих эмоций. Как и сестра он был шустрым и веселым ребенком, жизнь которого была особенно беззаботна. Жажда битв и славы привела его на войну, где из-за своего горячего характера он погиб, не узнав жизни и большого человеческого счастья, счастья в любви. Поведал лишь он раннее счастье ребенка.

В семье Ростовых был еще один член семьи - Соня - двоюродная сестра Наташи, Пети и Веры. Потеряв рано родителей Соня поселилась у своих родственников Ростовых. И полюбила своего кузена - Николая. Николай и Соня любили друг друга взаимно, но со времен службы Николая и долгих разлук с ним Соня начала сомневаться в любви к нему и его любви к ней. И действительно разлука с Соней сильно сказалось на любви Николая. Казалось, было счастье в их душах, но нет что-то случилось, но это не так. За всю свою небольшую жизнь Соня привыкла собой жертвовать, ради других и ради счастья других. И это стало для нее вроде наркотика, стимулирующего жизненную деятельность организма. В жертвовании собой начало основываться жизненное счастье. И лишь любовному счастью не удалось установиться в ее жизни.

Жизни героев имели разное продолжение, но если взглянуть под другим углом видно, что их объединяет лишь одно - счастье, найденное в любви.

Жертвование во имя других, горячность, жизненные проблемы, проблемы общения - все это и многое другое включает в себя роман. Проблема счастья стоит в нем не на первом, но и не на последнем. Показанные автором герои их проблемы, их жизненный путь, их несчастья заставляют нас задуматься:”А ведь и в правду, чем жизнь отлична от написанного? Ничем! Книга это наша жизнь только на бумаге. Бумагу можно порвать, можно перечеркнуть, ну а жизнь не исправить. В жизни не найдется ни одного человека, который бы сказал, что его жизнь это счастливый мир реальных иллюзий. Но иногда для понимания всего счастья своего положения нужны и несчастья, которые проводят жирную черту между радостью и горем. И лишь в момент несчастья человек способен понять, как ему жилось раньше.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. СМИРНОВА Л.А., “Русская литература XVIII-XIX веков”, Москва, “Просвещение”, 1995г.
  2. БОЧАРОВ С.Г., “Роман Л.Н. Толстого “Война и мир””, Москва, “Художественная литература”, 1978г.

«Творчество Л.Н. Толстого. Роман «Война и мир»

Урок на тему: «Наташа Ростова на пути к счастью»

(урок – исследование)

Цели урока :

Образовательные :

Обобщить сведения о Наташе Ростовой, помочь понять, в чём смысл жизни Наташи, её счастье;

Развивающие :

Развивать умение наблюдать за языком произведения;

Работа по совершенствованию коммуникативной компетенции

Воспитательные :

Вызвать чувство восхищения героиней, её нравственными качествами

Вызвать интерес к творчеству и мировоззрению писателя

Оборудование урока : иллюстрации Шмаринова «Бал у Ростовых», «Наташа в Отрадном», «Наташа Ростова после смерти князя Андрея».

Ход урока .

I. Оргмомент : проверить присутствие учащихся на уроке по списочному составу, психологический настрой на конструктивную работу, воздействие на мотивацию учащихся с целью её повышения.

Объявление темы урока и эпиграфа .

Эпиграф . Чему она так рада?

О чём она думает?

И чем она счастлива?

II. Вступительное слово преподавателя .

Преподаватель . Узнаёте эти слова? (См. эпиграф ). Кому они принадлежат? (Князь Андрей. Отрадное ).

Преподаватель . Скажите, зачем нужен этот эпиграф? Обязателен ли он?

(Необязателен, но он уточняет идею, «украшает» тему ).

Преподаватель . Запомните: в эпиграфе заключается или опровергается идея сочинения, поднимается важная проблема. Эпиграф – путеводная звезда, он не позволяет удалиться от темы.

Преподаватель . Давайте подумаем и ответим на вопросы: Каким был путь Наташи Ростовой к счастью? Достойна ли она его? И в чём источник обновляющей силы Наташи?

(Наташа шла к счастью нелёгким путём: через ошибки, потери и разочарования. Но она больше, чем кто – либо достойна быть счастливо ).

Преподаватель . Вот тезис, который мы вместе должны будем доказать. Но для нужно ещё определить: а в чём же заключается счастье, по Наташиному разумению?

В каждом художественном произведении есть эпизоды, наиболее запавшие в душу читателей. Иногда они кажутся мелкими, мимолётными, незначительными…а вот запоминаются! Почему?

(Может быть потому, что высвечивают героя с какой – то необычной стороны, той, которая отличает его от других персонажей. Эти эпизоды заставляют переживать ).

Преподаватель . Есть такие моменты в романе «Война и мир». Я предлагаю пойти вслед за автором.

III. Исследование проблемы: «Наташа Ростова на пути к счастью» .

Преподаватель . Первое знакомство читателей с Наташей.

Мы на именинах в доме Ростовых .

А вот и сама Наташа. Как она появляется? Как выглядит? Как ведёт себя? (т. 1, часть 1, глава 8. Зачитать или вспомнить дословно ).

(«…Вдруг из соседней комнаты послышался бег к двери нескольких мужских и женских ног, грохот зацепленного и поваленного стула, и в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув что – то короткою юбкою, и остановилась посредине комнаты. Очевидно было, она нечаянно, с нерассчитанного бега, заскочила так далеко».

«Чёрноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, со своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, со своими сбившимися назад чёрными кудрями, тоненькими оголёнными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребёнок, а ребёнок ещё не девушка» .)

Преподаватель . Что высвечивает автор? Почему о живом человеке он говорит «живая»? Рядом с каким словом стоит это определение «некрасивая, но живая»? А что больше ценит сам Толстой в человеке: внешнюю красоту или живую душу? (Не раз он будет противопоставлять живую душу Наташи бесчувственности и холодности красавицы Элен. Не раз покажет сияющие глаза Наташи и однообразно застывшее одно и то же выражение глаз Элен: «не правда ли, я хороша?»)

Итак, Наташа живёт в семье, где её любят и понимают, и она любит и понимает всех. Что самое привлекательное в Наташе?

(Естественность. Смеётся там, где весело, скучает там, где скучно. Мать гордится тем, что знает каждое её слово, и не уверена, что в строгости держать детей лучше, чем баловать. Ведь старшую она держала в строгости. «Графиня мудрила с Верой», - говорит граф. )

Преподаватель . На глазах Наташи происходит примирение Сони и Николая. (т.1, гл.10). Как реагирует Наташа? Что она подумала? Кто вспомнит? (обращается к учащейся. ) Вот вы - Наташа. И вы видите и слышите двух влюблённых.

( - Соня! Мне весь мир не нужен! Ты одна для меня всё, - говорил Николай, - я докажу тебе.

- Я не люблю, когда ты так говоришь.

- Ну не буду, ну прости, Соня! Он притянул её к себе и поцеловал. )

Преподаватель . Вы – Наташа. Что вы подумали? А Наташа подумала… - найдите по тексту.

( - «Ах, как хорошо!» И мы ощущаем это ощущение блаженства вместе с героиней. Радуется за дорогих ей людей каждая клеточка. Мир и гармония вокруг, как ей сейчас кажется, заключаются в поцелуе. И какие простые слова! Даже, простите, затёртые. Как часто вы произносите слово «хорошо», ничего не вкладывая в него; ни чувств, ни глубокого смысла. И оно кажется бесцветным, ничего не значащим, - так, отговорка. )

Преподаватель . Но это же слово звучит в душе Наташи совершенно иначе. В чём секрет?

(В самой Наташе. Всё, что она говорит, делает, думает, - предельно искренно. И если сказано или подумано «хорошо», то действительно хорошо. )

Преподаватель . В эпизоде с Борисом проявляется потребность Наташи в любви. Любить и быть любимой – вот счастье.

И вот молодые люди, две пары – Соня и Николай, Наташа и Борис – сидят в диванной. Толстой пишет: «Весело и трогательно было смотреть на этих влюблённых».

Но вот вошла Вера и «всё испортила», как скажет после ей Николай. А что скажет Наташа? И почему?

(«Ты этого никогда не поймёшь, потому что ты никогда не любила, твоё первое удовольствие – делать неприятности другим». )

Преподаватель . Значит, по – Наташиному, неприятности способен делать тот человек, кто не способен любить. Наташа не от большого ума это говорит. Просто она так чувствует.

На именины приезжает Марья Дмитриевна Ахросимова. Говорит она басом и всегда по – русски, всегда и всем прямо, то, что думает. Она мудра, всех видит насквозь. Но Наташа подходит к ней «без страха и весело». Почему?

(Нет ничего на душе Наташи, за что было бы страшно или неловко ).

Преподаватель . Наташа чувствует искренность. Шалость Наташи за столом гости оценивают как «непостижимую смелость и ловкость этой девочки, смевшей так обращаться с Марьей Дмитриевной» (конец главы 16).

Есть один маленький эпизодик, на который я хочу обратить ваше внимание. Перед тем, как спеть квартетом, Наташа находит Соню на сундуке плачущей. Помните? (глава 17). Наташа утешает Соню ласковыми словами: «Голубчик мой, душенька, ты не плачь!» Но Толстой здесь делает акцент не только на то, что говорит Наташа, но и на то, как она говорит. Он подчёркивает, что Наташа некрасива и делается ещё некрасивей, когда плачет. Но это не приходит ей в голову, она сопереживает искренне. Плачет, ещё «не зная причины и только оттого, что Соня плакала». Опять этот излюбленный приём Толстого: не внешняя красота дорога человеку в человеке, а отзывчивая душа, способная сочувствовать и сопереживать.

Бал в доме Ростовых .

Танцуя с Пьером, Наташа «совершенно счастлива». Почему?

(Она танцевала с большим мужчиной, приехавшим из – за границы. Она сидела на виду у всех и разговаривала с ним как большая. )

Преподаватель . Это естественная радость ребёнка – ощущать себя взрослым. Кому из нас она незнакома?

Граф и Марья Дмитриевна танцуют. «Смотрите на папа, - закричала на всю залу Наташа, совершенно забыв, что она танцует с большим». Наташа дёргала всех за рукава… и требовала, чтобы все смотрели на папеньку; рот Наташи открыт, глаза сияют восторгом, руки подняты в хлопке, но смотрит она не на папеньку.

(Ей интересна реакция зрителей. Ей мало собственного восторга и счастья, нужно, чтобы и все это испытали. )

Преподаватель . Что мы узнали о Наташе на именинах? Проверим, не отклонились ли мы от нашей темы. Читаем эпиграф. Нет, всё по теме.

В Отрадном, в имении Ростовых .

Преподаватель . Следующая встреча с Наташей состоялась в Отрадном, в имении Ростовых. Мы увидели Наташу глазами Андрея Болконского (том 2, часть 3, глава 2). Вспомните: князь Андрей, невесёлый, озабоченный, подъезжал по аллее к отрадненскому дому Ростовых.

Справа из – за деревьев он услышал женский весёлый крик и увидал бегущую наперерез его коляски толпу девушек. Впереди других бежала Наташа. Какое впечатление она произвела на Андрея?

(Князю Андрею вдруг отчего – то стало больно. День был так хорош, солнце так ярко, кругом всё так весело, а эта тоненькая и хорошенькая девушка и не хотела знать о его существовании. )

Преподаватель . Вечером, оставшись один на новом месте, он долго не мог заснуть. Он досадовал на графа, что задержал его у себя; и на себя за то, что остался. Но вот спустилась ночь, которая для него не в переносном, а в прямом смысле оказалась волшебной. Ибо именно эта ночь изменила весь ход его мыслей.

Учащиеся читают отрывок наизусть.

Преподаватель . Как по – новому высвечивается характер Наташи?

(Мы вместе с Наташей ощущаем полноту жизни, мы видим, какая это поэтическая натура ).

Преподаватель . А что чувствует князь Андрей?

(«В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей, надежд… )

Преподаватель . Возвращаясь на следующий день из Отрадного, он испытывает «беспричинное весеннее чувство радости и обновления» и, встретившись с «преображённым дубом», решительно и бесповоротно понял6»Жизнь не кончена в 31 год».

Умение Наташи радоваться жизни заражало окружающих, «несло в себе животворящие силы».

Бал. Новая встреча с Наташей. (том 2, часть 3, глава 17).

Какими чувствами переполнена Наташа на своём первом балу?

(«Испуганная и счастливая девочка», - говорит Толстой. )

Преподаватель . Почему князю Андрею сразу понравилась Наташа?

(«Он почувствовал себя ожившим и помолодевшим». «Он любил встречать в совете то, что не имело в себе общественного отпечатка… Он любовался на радостный блеск её глаз». )

Преподаватель . А Наташа?

(«Она была на той высшей ступени счастья, когда человек делается добр и хорош и не верит в возможность зла, несчастья и горя». )

Наташа у дядюшки в Михайловке.

Преподаватель . Новый эпизод. Наташа у дядюшки в Михайловке (том 2, часть 4, глава?). Сюда она заехала с братьями после охоты.

Пляска в Михайловке. Какой мы видим здесь Наташу?

(Только здесь Наташа по – настоящему поняла и узнала своего дядюшку: его вкусы и пристрастия, увлечения – всё стало близким, родным. Потому, что всё это было русским, как будто отодвинутым от городской светской жизни, но всё это было своё, исконное. Наташа почувствовала это душой. )

Преподаватель . Анисья Фёдоровна - экономка. «Толстая, румяная красивая женщина…с двойным подбородком, румяными губами…с гостеприимной представительностью и приветливостью в глазах и в каждом движении», с лёгкой походкой, белыми, пухлыми, проворными руками.

То, что было ею приготовлено: травник, наливки, грибки, лепёшечки из чёрной муки, сотовый мёд, мёд варёный и шипучий. Яблоки, орехи, варенье на меду, ветчина и курица, только что зажаренная. «Всё это и пахло, и отзывалось, и имело вкус Анисьи Фёдоровны».

Разговоры об охоте, о жизни, о музыке, об игре на балалайке.

Всё это впитывала, наслаждаясь, Наташа. Она чутко улавливала родные русские звуки балалайки, затем гитары. Её восторг выражается в восклицаниях. Николенька, Николенька! – говорила она, оглядываясь на брата и как бы спрашивая: что же это такое?

Ну, ну, голубчик, дядюшка, - таким умоляющим голосом …Наташа, будто жизнь её зависела от этого».

(Все боялись, что графинечка сделает что – то не то. Но она делала именно то самое… )

Преподаватель . Дядюшка крикнул ей вслед «Прощай, племянница, дорогая» не тем голосом, который знала прежде Наташа, а тем, которым пел он «Как со вечера пороша». (То есть Наташа стала ему дорога, как русская песня.)

А Николай думал: «Что за прелесть эта моя Наташа! Такого другого друга у меня нет ии не будет. Зачем ей выходить замуж?»

Наташе дана высочайшая оценка. Какая? «Дорогая племянница» и «друг». За что?

(Умение всё понять, принять, приобщиться к этому всему и быть счастливой. )

Преподаватель . Святки.

Разговор между Наташей и Николаем, о том, что бывает скучно и грустно. Тоску разогнала Наташа и задала тон святочного веселья.

«…И это веселье, отражаясь от одного к другому, всё более и более усиливалось и дошло до высшей степени в то время, когда все вышли на мороз и, переговариваясь, перекликаясь, смеясь и крича, расселись в сани». Русский праздник объединил дворовых и господ. Веселье было общим. Наташа, всегда всё видевшая и замечавшая, на обратном пути от Мелюковых, устроила так, что Соня и Николай в санях оказались радом. «Мне совестно быть одной счастливой», - говорит она Николаю.

Понимаете ли вы Наташу? Бывает ли так, что всё у вас хорошо, вы счастливы и довольны, но вот с вашим соседом случилась беда. Неужели ваше счастье не омрачится?

(Человек не может быть вполне счастлив, если рядом кто – то в беде ).

Преподаватель . Этим и дорога нам Наташа Ростова. Она «делала счастье».

Но вот все эти радости позади. Война подошла к самому дому Ростовых.

Отъезд семьи из Москвы.

Чтение по ролям (том 3, часть 3, глава 16).

Вещи – всё, что осталось у хлебосольных, гостеприимных Ростовых, ныне разорённых. Понятно желание уложить на подводы как можно больше. Добрейший граф несколько подвод отдаёт под раненых, что находятся во дворе.

«Ведь это всё нажитое…» Но не для графа, бесхозяйственного, расточительного. И потом, гарфиня права: на подводах не просто вещи, а «детское состояние» - судьба Наташи, Веры, Сони. «На раненых есть правительство», - упрекает она мужа.

Ох уж это детское! Скольких возвышает оно, а скольких заставляет изменить лучшему в себе.

«Посмотри: вон, напротив, у Лопухиных, ещё третьего дня всё дочиста вывезли. Вот как люди делают. Одни мы дураки», - звучит гневный голос матери. Значит, кто вывез «дочиста» - люди, а кто чем – то пожертвовал – дураки. Как всё – таки поразительно меняются ценности, когда под угрозой наши вещи. «Людьми» оказывается и Берг, который в суматохе ловко приобрёл шифоньерочку и надеется благополучно вывезти её. Формула та же: за всех отвечает правительство, в том числе и за него, а он только за себя и за своё. Неважно, чьей будет Москва, важно, чьей будет шифоньерочка.

Повинуясь доводам жены, граф велит «опять» грузить вещи. В эту нелёгкую для Ростовых минуту и раскрывается характер Наташи: такого детского, на котором кровь, ей не надо. Да и маменьке тоже.

«Мерзость и гадость» - то, что делают сейчас Ростовы. «Маменька, это нельзя; посмотрите, что на дворе!.. Они остаются!» - не говорит, а кричит Наташа, возмущаясь тем, что мама оказалась в числе тех, кому фарфор, хрусталь, ковры дороже людей. Неужели она не понимает, что в этом «они» могли оказаться Николенька, Петя - её сыновья? Чуть позже о раненом князе Андрее узнают все Ростовы, а сердцем, интуицией Наташа почувствует это уже сейчас. Если бы их подводы, до отказа гружёные вещами, встретились с осторожно движущейся коляской, в которой в беспамятстве лежал Болконский, как бы посмотрели Ростовы в глаза друг другу? Не просьба, не призыв, а предупреждение о несмываемо – позорном, чего вовеки не простит совесть, звучит в Наташином «нельзя». В нём мы слышим и голос самого автора, угадываем и его отношение к вещам.

Главный капитал Ростовых не в наживном. Не этим они жили. В этой семье царила атмосфера доброты, душевности. Потому и тянулись к ним многие. Друг к другу тянулись и сами Ростовы.

Оставить раненых и взять пожитки – а что же останется от семьи? Сможет ли Наташа, как прежде, обожать своего брата Петю, что – то прощать ограниченной Соне, называть маму «голубушка», чтить безмерно добрейшего отца? Пусть хорошенько подумает мама, что увозить на подводах? Каким богатством живёт человек? Не позволять иногда себе делать «как люди» - это остаться среди них человеком. «Яйца курицу учат», -сквозь слёзы говорит граф. Конечно, юная Наташа не могла так рассуждать. Но чувствами, эмоциями она высказала именно это.

Наконец, всё угомонилось в доме Ростовых, как это бывает перед дорогой. Подводы с ранеными одна за другой съехали со двора. Победило высокое, человеческое. И победило, благодаря Наташе.

Разлука с князем Андреем (том 2, часть 4, глава 13, конец).

Дорогая цена испытаний .

Как переносила Наташа разлуку с князем Андреем? «Наташа, легко и даже весело переносившая первое время разлуку со своим женихом, теперь с каждым днём становилась взволнованнее и нетерпеливее. Мысль о том, что так, даром, ни для кого пропадает её лучшее время, которое она употребила бы на любовь к нему, неотступно мучила её».

(Её подстегнул запрет женитьбы Николая на Соне. Видеть эту трагедию ).

Преподаватель . «…Ей мало было любить и знать, что она любима: ей нужно было теперь, сейчас нужно было обнять любимого человека и говорить, и слышать от него слова любви, которыми было полно сердце».

Только ли Наташа виновата в измене князю Андрею? Пьер понимает Наташу. О ком это? «О, подлая, бессердечная порода!» (Пьер о семье Курагиных. )

«Он добр, благороден и прекрасен», - думает об Анатоле Наташа. Красивые слова, придуманные Долоховым для Курагина в записке, которую получила Наташа, окончательно сбили её с толку. Обида на Болконских завершила зло. Наташа пишет княжне Марье.

Больше всех казнит себя сама Наташа. Как подействовало на Пьера свидание с Наташей? (том 2, конец).

Пьер едет домой. «Над грязными, полутёмными улицами, над чёрными крышами стояло тёмное звёздное небо. Пьер, только глядя на небо, не чувствовал оскорбительной низости всего земного в сравнении с высотою, на которой находилась его душа..»

После смерти князя Андрея Наташа старалась уединиться.

Она вспоминала и переживала заново минуты, проведённые у изголовья раненого Андрея. Она винила себя за то, что говорила ему не то, отвечала на его вопросы не так. Отвечала, не думая. А если бы подумала, то сказала бы так: «Пускай бы он умирал, всё время умирал перед моими глазами, я была бы счастлива в сравнении с тем, что я теперь». Что вывело Наташу из состояния отключенности от жизни? (Смерть Пети, состояние матери, нуждающейся в её помощи, сближение с княжной Марьей, то есть забота о других, а не о себе ).

Счастье . (эпилог, часть 1, главы 10 – 12, 16).

«Наташе нужен был муж. Муж был дан ей. И муж дал ей семью. И в другом, лучшем муже она не только не видела надобности, но, так как все силы душевные её были устремлены на то, чтобы служить этому мужу и семье, она не могла себе представить и не видела никакого интереса в представлении о том, что было бы, если б было другое».

В чём Наташа нашла своё счастье? Как вы относитесь к новой роли Наташи, к её пониманию счастья? Что дальше будет с Наташей?

IV. Итог урока .

Преподаватель . Мы проследили на сегодняшнем уроке путь Наташи Ростовой к счастью. Толстой заканчивает роман картиной семейного благополучия. Но если мы вспомним замысел автора, то поймём, что поразмышлять над дальнейшей судьбой героев – может быть, даже главная задача, которую он ставит перед читателями.

Ведь замысел – то был: рассказать о судьбе декабриста… Вот и подумайте дома.

V. Домашнее задание .

Можно написать сочинении – миниатюру, можно ответить устно. Словом, нужен ваш собственный ответ на вопрос: какое ещё счастье может выпасть на долю Наташи и её семьи?

Выбор редакции
Главное условие при приготовлении продукта – сохранение наибольшего количества его полезных свойств.Брокколи можно кушать сырой, а также...

Обычно для колбасных оболочек используют кишки, пищеводы и мочевые пузыри.Кишки под воздействием своего содержимого, ферментов и кислот...

Сны, в которых фигурируют грызуны, являются очень символичными. Живая мышь, например, предвещает неискренность друзей, домашние...

Здравствуйте, дорогие читатели. Все мы ждем наступления осени для того, чтобы вдоволь насладиться ее дарами, которые так полезны в такое...
Определение слова квашение подразумевает под собой биохимический способ консервирования . Базой для него является образование...
Думаю, драники любят многие из нас. Предлагаю приготовить драники с мясом в горшочке. Вкусное, сытное блюдо отлично подойдёт к обеденному...
Тот, кто первым сообразил приготовить окрошку на майонезе, видимо, был страстным любителем салата «Оливье». Потому что окрошка на...
Оладьи наряду с блинами одни из самых любимых и востребованных блюд. Что может быть лучше пышных, ароматных, невероятно вкусных...
Гречка с мясом - блюдо простое, незамысловатое и недорогое, но зато очень вкусное и питательное. Мясо можно брать абсолютно любое,...