Кто такой лопа де вега. Краткая биография лопе де вега. Смотреть что такое "Вега, Лопе де" в других словарях


Феликс Лопе де Вега и Карпио [Félix Lope de Vega y Carpio , традиционно называют Лопе де Вега, Лопе; 25.11.1562, Мадрид — 27.08.1635, Мадрид] — испанский драматург, поэт, прозаик, крупнейший представитель гуманистического протореализма в Испании, современник У. Шекспира.

Он родился в Мадриде, в семье со скромным достатком (что приучило его к упорству в труде и способности выживать в трудных жизненных обстоятельствах). Лопе получил хорошее образование в университете Алкала де Энарес (в городе, где родился Сервантес ) и в Королевской академии математических наук. Очень рано Лопе проявил выдающиеся способности к поэзии и драме, с 11 лет он уже сочинял комедии. В конце 1580-х гг. он уже профессиональный драматург, о его творчестве с похвалой отозвался Сервантес, впоследствии пустивший в оборот определение Лопе де Вега как «чудо природы». Лопе провел довольно бурную молодость, у него уже были дети (всего их было 14), он имел проблемы с законом и, скрываясь от них, оказался участником военного похода «Непобедимой армады» (1588). Если вспомнить, что Сервантес участвовал в снаряжении этого испанского флота в его походе на Англию, Кристофер Марло , видимо, в качестве английского разведчика занимался сбором разведывательных данных об Армаде, а Уильям Шекспир , примерно в это время переехавший в Лондон, был свидетелем колоссального энтузиазма англичан, разгромивших этот флот и испытавших взлет национального самосознания, что отразилось в шекспировских исторических хрониках, можно утверждать, что величайшие драматурги того времени оказались исторически связанными друг с другом, хотя и принадлежали к враждующим государствам.

Хотя он был крупным поэтом и прозаиком, мировую славу он снискал как драматург, основоположник испанской национальной драмы. Следует учесть, что хотя Сервантес в 1580-х гг., как он сам позже отмечал, написал «двадцать-тридцать драм, представленных в театрах Мадрида без свистков и скандалов», в том числе дошедшие драмы «Алжирские нравы» (El Trato de Argel ) и «Нумансия» (La Numancia ), а в 1615 г. опубликовал сборник «Новые восемь комедий и интермедий» (Ocho Comedias y ocho entremeses nuevos , 1615), и несомненно был выдающимся драматургом, но ему не довелось получить этот титул. Лопе, безусловно, превзошел и Сервантеса, и других своих современников, в превращении довольно скромных драматических опусов, каковыми были испанские пьесы до него (включая комедии наиболее успешного предшественника — Лопе де Руэда ), в подлинные шедевры мировой драматургии, какими стали его «Учитель танцев» (El maestro de danzar , 1593), «Фуэнте Овехуна» (Fuente Ovejuna , ок. 1612-1613, опубл. 1619), «Собака на сене» (El perro del hortelano , написана между 1613 и 1618, опубл. 1618), «Звезда Севильи» (La estrella de Sevilla , 1623), «Девушка с кувшином» (La moza de cántaro , написана до 1627, опубл. 1646) и др. Среди его произведений для нас особенно любопытна историческая драма «Великий князь московский и гонимый император» (El gran duque de Moscovia y emperador perseguido , 1617), которая посвящена событиям в России «Смутного времени». Его работе не мешало то, что в 1590-е годы он выполнял обременительные обязанности секретаря у аристократов — его нанимателями были Франсиско де Рибера Баррозо , позже второй маркиз Мальпика , а некоторое время спустя — дон Антонио де Толедо и Беамонте , пятый герцог Альба.

Манифестом национальной драмы стал поэтический трактат Лопе де Вега «Новое руководство к сочинению комедий» (El arte nuevo de hacer comedias en este tiempo , 1609). В нем, в отличие от трактатов по поэтике того времени, автор ориентируется не на некие абсолютные правила искусства, а на зрительское восприятие, «приказ черни». Исходным для концепции Лопе становится принцип правдоподобия: «Необходимо избегать всего // Невероятного: предмет искусства — // Правдоподобное». Особенностями зрительского восприятия объясняет Лопе и отказ от следования законам «ученой комедии», на которых настаивали представители испанского академизма: «Порой особенно бывает любо // То, что законы нарушает грубо». Писатель отрицает пресловутых три единства, предлагает свободно смешивать в одном произведении комическое и трагическое (слово «комедия» для него обозначает лишь пьесу со счастливым финалом). Лопе страстно отстаивал необходимость разделения пьес не на 5 (как требовали академисты), а на 3 акта (по-испански — хорнады): ведь испанские зрители привыкли именно к такой форме представления. Особое значение он придавал построению искусной интриги (т. е. действия с непредсказуемыми поворотами событий), так как только сюжет, основанный на интриге, может удержать внимание зрителей.

Чтобы удовлетворить запросы зрителя, Лопе, считавший, что пьеса интересна только при первом посещении спектакля, написал около 2000 пьес, из которых сохранилось около 500. В этом немыслимом изобилии трудно разобраться, и до сих пор приходится пользоваться весьма условной типологией произведений Лопе, согласно которой выделяются исторические комедии (например, «Фуэнте Овехуна»), комедии чести (например, «Звезда Севильи»), а также комедии плаща и шпаги, комедии интриги и некоторые другие.

Одно из изобретений Лопе — мнимо счастливые финалы, позволяющие ему, не нарушая правды жизни, вписываться в рамки жанра комедии (пример утраты жанром своего главенствующего положения в творчестве).

Одна из лучших пьес Лопе — «Фуэнте Овехуна» (ок. 1612-1613), которая только условно может быть отнесена к жанру комедии. Владеющий селением Фуэнте Овехуна (в переводе — Овечий источник) тиран Командор притесняет крестьян, пытается овладеть дочерью алькальда Эстебана Лауренсией накануне ее свадьбы с крестьянином Фрондосо. После страстной речи Лауренсии крестьяне поднимают восстание и убивают Командора. Король дон Фернандо (историческое лицо, правил в XV веке), под чью защиту отдали себя жители селения, отправляет туда судью, который даже пытками не может добиться, кто же был убийцей. Ответ у всех был один: «Фуэнте Овехуна!». Королю приходится простить жителей. Вот его слова, завершающие пьесу (мнимо счастливый финал): «…Село за мною остается, // Пока, быть может, не найдется, // Чтоб вами править, командор».

Такой же мнимо счастливый финал и в комедии чести «Звезда Севильи». Лопе де Вега — мастер интриги, но особым его достижением следует считать те моменты, когда механизм интриги связан не с внешней событийностью, а с противоречивостью внутреннего мира героев. Так, например, построена интрига в «Собаке на сене». Лопе де Вега внес выдающийся вклад в развитие принципа психологизма в драматургии.

«Персональная модель» Лопе оказалась очень плодотворной, и по его пути пошли многочисленные последователи еще при жизни драматурга. Однако это было не простое подражание. В творчестве представителей школы Лопе де Вега обнаруживается проникновение в испанскую национальную драму религиозных мотивов, принципов искусства барокко и одновременно формирование классицизма. Наиболее близок учителю Гильен де Кастро (1569-1631), автор многочисленных пьес, среди которых выделяется только двухчастная хроника «Юность Сида» (1618), давшая сюжет Пьеру Корнелю для «Сида» — первой великой классицистической трагедии. Сближение с классицизмом отмечается у Аларкона , с барокко — у Тирсо де Молина .

Лопе де Вега прославился и как поэт. Он написал более 20 поэм, среди которых есть поэма-памфлет «Песнь о драконе» (La dragontea , 1598), поэмы на мифологические сюжеты: «Андромеда» (De Andrómeda , 1621); «Цирцея» (La Circe , 1624); ироикомическая поэма «Война котов» (La gatomaquía , 1634) и множество других. Он был автором около 10 тысяч сонетов. В прозаических жанрах Лопе де Вега также оставил яркий след, написав пасторальный роман «Аркадия» (La Arcadia , 1598), любовно-авантюрный роман «Странник в своем отечестве» (El peregrino en su patria , 1604), роман в диалогах «Доротея» (La Dorotea , 1632) и др.

В 1614 г. под влиянием трагических событий (умерла вторая жена, утонул сын) — Лопе де Вега принимает сан священника. Но он продолжает жить полной страстей жизнью и писать. Даже когда накануне смерти Лопе пережил несколько катастроф (умер еще один сын, дочь Марсела ушла в монастырь, другая дочь, Антония-Клара, была похищена распутником-дворянином, умерла последняя его любовь — Марта де Неварес , ослепшая и обезумевшая), он пишет поэму «Золотой век» (El siglo de oro , 1635), отстаивающую идеалы гуманистов. Хотя еще в 1625 г. Совет Кастилии запретил печатать пьесы Лопе де Вега, он по-прежнему воспринимался испанскими и итальянскими литераторами как вождь самой авторитетной драматургической школы. Не случайно на смерть Лопе де Вега отозвались в стихах 153 испанских и 104 итальянских писателей.

Шекспир и Лопе де Вега сближались в пространстве в 1588 г. во время военного похода «Непобедимой Армады» к берегам Англии, но ничто не свидетельствует о том, что они читали или хотя бы слышали имена друг друга. Тем не менее типологическая близость их произведений может быть выявлена — прежде всего в том, что оба, живя в разных концах Европы, исповедовали принципы ренессансного гуманизма, причем воплощали его в принципах, в формах, определяемых как гуманистический протореализм.

Соч. : Obras. T. 1-13. Madrid: Tip. de la "Rev. de arch., bibl. y museos", 1916-1930; Obras escogidas. T. 1-3. Madrid: Aguilar, 1955-1958; Fuente Ovejuna. Madrid: Clasicos Castalia, 1985; в рус. пер. — Собр. соч. : В 2 т. М. : Искусство, 1954; Собр. соч. : В 6 т. М. : Искусство, 1962-1965.

Лит. : Плавскин З. И. Лопе де Вега, 1562-1635. М. ; Л. : Искусство, 1960; Лопе де Вега. Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке, 1735-1961. М. : Изд-во Всесоюзной книжной палаты, 1962; Плавскин З. И. Лопе де Вега и Шекспир. (Две пьесы о Ромео и Джульетте) // Шекспир в мировой литературе. М. ; Л. : Художественная литература, 1964. С. 42-61; Балашов Н. И. Испанская классическая драма в сравнительно-литературном и текстологическом аспектах. М., 1975; Штейн А. Л. Литература испанского барокко. М. : Наука, 1983; Завьялова А. А. Лопе де Вега // Зарубежные писатели: : Биобиблиогр. словарь: В 2 ч. / под ред. Н. П. Михальской . М. : Дрофа, 2003. Ч. 1: А-Л; Луков Вл. А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / 6-е изд. М. : Издательский центр «Академия», 2009; Montesinos J. F. Estudios sobre Lope de Vega. Salamanca: Anaya, 1967; Alonso D. En torno a Lope. Madrid: Gredos, 1972; Lope de Vega y los origenes del teatro espaňol: Actas del I Congreso Internacional sobre Lope de Vega / dirección M. C. de Val. Madrid: EDI-6, 1981; "El castigo sin venganza" y el teatro de Lope de Vega. Madrid: Cátedra ; Teatro Español, 1987; Lope de Vega: el teatro / ed. de A. S. Romeralo. Madrid: Taurus, 1987; Rozas J. M. Estudios sobre Lope de Vega. Madrid: Cátedra, 1990; Huerta Calvo J. Historia del Teatro Español. Madrid: Gredos, 2003; Pedraza Jiménez F. B. El universo poético de Lope de Vega. Madrid: Laberinto, 2004.

Библиограф. описание : Луков Вл. А. Лопе де Вега, испанский современник Шекспира [Электронный ресурс] // Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание». URL: (архивировано в WebCite) .

См. также :


Félix Arturo Lope de Vega y Fernández

Ло́пе де Ве́га (исп. Lope de Vega ; полное имя - Фе́ликс Ло́пе де Ве́га и Ка́рпио , исп. Félix Lope de Vega y Carpio ; 25 ноября (1562-11-25 ) , Мадрид - 27 августа , Мадрид) - испанский драматург, поэт и прозаик, выдающийся представитель Золотого века Испании . Автор около 2000 пьес, из которых 426 дошли до наших дней, и около 3000 сонетов.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ 2000797 01 Аудиокнига. Лопе де Вега "Учитель танцев"

    ✪ 2000370 Chast 1 Лопе де Вега. "Собака на сене"

    ✪ 2000370 Chast 3 Лопе де Вега. "Собака на сене"

    Субтитры

Биография

Родился в семье ремесленника-золотошвея. С ранних лет обнаружил творческие способности (в 10-летнем возрасте перевёл в стихах «Похищение Прозерпины » Клавдиана). Учился в университете в Алькале . Сразу получили известность его романсы: в них, как и в других жанрах Лопе видел воплощение своего эстетического идеала, согласно которому Природа всегда должна стоять выше Искусства.

Однако университет закончить ему не удалось. За сатиру на семью отвергнувшей его возлюбленной он был осуждён на 10 лет изгнания из Мадрида. Несмотря на это Лопе возвращается в столицу, чтобы похитить новую даму сердца и тайно жениться на ней. Эта история отразилась в вершинном творении Лопе де Вега - диалогическом романе “Доротея” (1634).

В 1588 году принял участие в походе «Непобедимой армады », после поражения которой поселился в Валенсии , где и создал ряд драматических произведений для поддержания семьи.

Был секретарём герцога Альбы (1590), маркиза Малвпика (1596) и герцога Лемосского (1598). К этому периоду относится расцвет его драматического творчества. Лопе де Вега принимает активное участие в организации пышных театрализованных праздников. Придворный стиль жизни, намёки на любовные связи и чувства самого Лопе и известных ему людей, переживания писателя, связанные со смертью его первой жены Исабель де Урбина (1594), легли в основу сюжета его пасторального романа «Аркадия» (1598).

В 1598 году он женился на дочери богатого торговца Хуане де Гуардо. Но главное место в жизни Лопе на протяжении 1599-1608 годов занимала актриса Микаэла де Лухан (в стихах и прозе Лопе - Камила Лусинда). В период серьезного духовного кризиса Лопе разорвал эту связь.

В 1609 году он становится добровольным слугой инквизиции и получает звание familiar del Santo oficio de la Inquisición . Душевное состояние писателя было усугублено последовавшими друг за другом смертями, любимого сына Карлоса Феликса (1612), жены (1613), а затем – и Микаэлы. Свидетельство пережитой духовной драмы – сборник «Священные стихи», опубликованный в 1614 году.

В 1616 году Лопе встретил свою последнюю любовь – двадцатилетнюю Марту де Неварес, которую воспел в стихах и в прозе под разными именами (Амарилис, Марсия Леонарда) и которой посвятил одну из лучших своих комедий – «Валенсианскую вдову» (1604, перераб. в 1616-1618?), а также новеллы: «Приключения Дианы» (1621), «Мученик чести», «Благоразумная месть», «Гусман Смелый». Последние годы жизни Лопе – целая череда личных катастроф: в 1632 году умерла Марта, за два года до смерти ослепшая и потерявшая рассудок, в том же году в морском походе погиб сын Лопе, а его дочь была похищена любовником. Но творческая деятельность Лопе не прерывалась ни на один день.

Творчество

Лопе де Вега создал более 2000 пьес, до наших дней сохранилось 426. Дерзкий в жизни, Лопе поднял руку и на традиции испанской драматургии - отказался от принятого тогда принципа единства места, времени и действия, сохранив лишь последнее, и смело объединял в своих пьесах элементы комического и трагического, создав классический тип испанской драмы.

Пьесы Лопе де Вега затрагивают различные темы: социально-политические драмы из отечественной и иностранной истории (например, пьеса о Лжедмитрии «Великий герцог Московский»), исторические хроники («Доблестный кордовец Педро Карбонеро»), любовные истории («Собака на сене», «Девушка с кувшином», «Учитель танцев»).

В драмах Лопе велик исторический пласт. Среди них «Последний готский король», «Граф Фернан Гонсалес», «Зубцы стен Торо», «Юность Бернарда дель Карпио», «Незаконный сын Мударра» и др., - пьесы, в основе которых народные романсы и «Песнь о моём Сиде ». Трактовка исторических событий у Лопе близка или совпадает с той, которую столетиями давали романсеро . Театр Лопе де Вега на более высоком уровне разыгрывал знакомые любому жителю Пиренеев сюжеты.

Пьесы Феликса Лопе де Веги построены таким образом, что случай, вмешивающийся в поток явлений, опрокидывает спокойный ход действия, доводя напряжение драматических переживаний до степени трагизма, чтобы затем ввести это взволнованное море страстей и своеволия в русло законности и строгой католической морали. Любовная интрига, развитие и разрешение которой составляет стержень его драматической фабулы, именно в силу того, что она в состоянии раскрыть всё могущество человеческих инстинктов и своеволия, служит у Лопе де Вега, с одной стороны, для показа всей полноты и многообразия человеческого поведения в семье и обществе, с другой - даёт возможность наглядно продемонстрировать значимость политических и религиозных идей, господствовавших в современном писателю обществе.

Лопе де Вега в своих многочисленных комедиях (комедия «плаща и шпаги» «Учитель танцев», «Собака на сене » и др.) обнаруживает талант комического писателя. Его комедии, которых «и сейчас нельзя читать и видеть без смеха » (Луначарский), насыщены яркой, часто несколько плакатной весёлостью. Особая роль в них отводится слугам, история которых образует параллельную интригу пьес. Остроумные, лукавые, сыплющие меткими пословицами и поговорками, слуги большей частью являются средоточием комической стихии произведения, в чём Лопе де Вега предвосхищает

Вторая половина XVI века стала золотым веком испанской литературы, причем в разных жанрах словесности возникли произведения, известные теперь всему миру. Создателем испанской драмы стал Лопе де Вега, написавший порядка 2000 пьес, из которых сохранилось около 500. Им написано более 20 поэм и около 10 тысяч сонетов, несколько романов, и все же мировую славу он снискал как драматург, став основоположником испанской национальной драмы. Его пьесы по праву считаются шедеврами не только испанской, но и мировой драматургии: «Учитель танцев», «Фуэнте Овехуна», «Собака на сене», «Звезда Севильи», «Девушка с кувшином» и др. Среди его произведений особенно любопытна историческая драма «Великий князь московский и гонимый император», которая посвящена событиям в России Смутного времени. Он был первым, кто написал пьесу про Лжедмитрия и Бориса.

Родился будущий знаменитый писатель в Мадриде, в семье со скромным достатком, что приучило его к упорству в труде и способности выживать в сложных жизненных обстоятельствах. Будучи десятилетним мальчиком, он представил на суд публики стихотворный перевод «Похищения Прозерпины», а первая пьеса была написана в 12-летнем возрасте. Юноша получил хорошее образование, а вот жизнь вел весьма распутную и вызывающую. Его обвинили в оскорблении дворянина, которого он едко осмеял в нескольких стихотворных памфлетах, и приговорили к 10-летнему изгнанию из Мадрида, но, презрев предписание, Лопе де Вега вернулся в город, чтобы увезти из дома новую юную возлюбленную, а затем тайно на ней жениться. Чтобы избежать тюремного наказания, будущий драматург «затерялся» среди участников военного похода «Непобедимой армады», а после ее поражения выбрал местом жительства Валенсию. Здесь он, наладив контакт с местным театром, начинает писать пьесы, поскольку нужно было содержать семью (детей, кстати, у него было немало).

В конце 1580-х годов он уже профессиональный драматург, о чьем творчестве с похвалой отозвался Сервантес, впоследствии пустивший в оборот определение Лопе де Веги как «чуда природы». Вскоре по его драматическим произведениям ставятся спектакли, сделавшие своего автора очень быстро прославленным драматургом, который, к слову сказать, остается одним из самых плодовитых писателей в истории. Но, кроме этого, его пьесы были популярны и весьма недурно оплачивались. То есть, Лопе де Вега на склоне жизни умудрился скопить солидное состояние, что для писателей совсем нетипично.

Творчество Лопе де Веги в значительной степени повлияло на развитие драматургии не только в Испании, но и во всей Западной Европе. Манифестом национальной драмы стал его поэтический трактат «Новое руководство к сочинению комедий». В нем автор ориентируется не на какие-то правила искусства, а на зрительское восприятие. Исходным для концепции Лопе становится принцип правдоподобия: «Необходимо избегать всего невероятного: предмет искусства правдоподобное». Он видел назначение искусства в подражании природе, поэтому драмы его очень реалистичны, наполнены приметами народной жизни того времени.

Драматург страстно отстаивал необходимость разделения пьес не на 5 (как требовали академисты), а на 3 акта: ведь испанские зрители привыкли именно к такой форме представления. Одно из изобретений Лопе – мнимо счастливые финалы, позволяющие ему, не нарушая правды жизни, вписываться в рамки жанра комедии (пример утраты жанром своего главенствующего положения в творчестве). Так, одна из лучших его пьес о крестьянском восстании «Фуэнте Овехуна» представляет собой притчу-поучение, описывает идеал справедливости и правосудия и условно может быть отнесена к жанру комедии. Владеющий селением Фуэнте Овехуна тиран Командор притесняет крестьян, пытается овладеть дочерью алькальда Эстебана Лауренсией накануне ее свадьбы с крестьянином Фрондосо. После страстной речи Лауренсии крестьяне поднимают восстание и убивают командора. Король дон Фернандо (историческое лицо, правил в XV веке), под чью защиту отдали себя жители селения, отправляет туда судью, который даже пытками не может добиться, кто же был убийцей. Ответ у всех был один: «Фуэнте Овехуна!» Королю приходится простить жителей.

Тяжелые испытания поджидали Лопе де Вегу в последние годы жизни: лишилась рассудка его последняя возлюбленная, утонул сын, дочь была похищена распутником-дворянином, другая дочь ушла в монастырь. Известно, что незадолго до смерти драматург вел крайне аскетичный образ жизни, морил себя голодом, покаялся в совершенных за жизнь грехах. Его не стало 27 августа 1635 года, и об этой утрате скорбела вся страна, даже весь мир. Не случайно смерть Лопе де Веги отозвалась в стихах 153 испанских и 104 итальянских писателей.

Двухэтажный особняк, где Лопе де Вега жил 25 лет, до самой смерти, сегодня объявлен национальным памятником и мемориальным музеем. Перешагивая порог дома, можно попасть в Испанию XVI–XVII веков: комнаты обставлены мебелью тех времен, висят старинные картины, имеются масляные лампы и даже металлические грелки для кроватей. Помимо этих сокровищ, музей хранит три подлинных рукописи мастера.

С той поры, как в нем жил великий писатель, и до XIX века у строения было множество владельцев, его перестраивали и реконструировали, в итоге от оригинального облика не осталось почти ничего. В ХХ веке здание приобрела Королевская академия испанского языка и в начале 30-х годов реконструировала его в «обратной перспективе» – до первоначального облика времен Лопе де Веги. Были восстановлены даже строения за домом.

В самом музее представлены мебель и картины, принадлежавшие мастеру (переданы из монастыря, которому их пожертвовала дочь писателя). Гости видят масляные лампы на китовом жиру – это их свет освещал первые рукописные страницы произведений драматурга, водяные грелки-кастрюли для простыней: они согревали постель писателя-отшельника.

В последнее время имя величайшего драматурга все чаще звучит на устах в связи с обнаружением в Национальной библиотеке Испании рукописи пьесы Лопе де Веги, считавшейся потерянной около 400 лет назад, – «Женщины и слуги». Она была найдена профессором Сиракузского университета Алехандро Гарсией Реиди. Манускрипт хранится в библиотеке с 1886 года – он попал в нее из архивов герцога Осуна. Упоминание о пьесе содержится у самого Лопе де Веги в издании романа «Пилигрим в своем отечестве» 1618 года. К изданию прилагался список пьес, написанных драматургом, среди которых была и пьеса «Женщины и слуги». Однако ни в один печатный сборник ни при жизни драматурга, ни после его смерти произведение не входило, из-за чего его стали считать утерянным.

Ознакомиться с рукописью можно на сайте библиотеки. Также планируется его печатная публикация, а осенью 2014-го театральная труппа Fundacion Siglo de Oro, специализирующаяся на постановках пьес испанского Золотого века, представит данное произведение на сцене.

“Monstruo de la Naturaleza”

La segunda mitad del siglo XVI fue la época dorada de la literatura española. A Lope de Vega se le atribuyen unos 3.000 sonetos, 3 novelas, 4 novelas cortas, 9 epopeyas, 3 poemas didácticos y varios centenaries de comedias.

El llamado por Miguel de Cervantes “Fénix de los ingenios y Monstruo de la Naturaleza”, renovó las fórmulas del teatro español en un momento en que el teatro comienza a ser un fenómeno cultural y de masas.

Sus obras siguen representándose en la actualidad y constituyen una de las más altas cotas alcanzadas en la literatura y las artes españolas.

“Fuente Ovejuna”, “El perro del hortelano”, “La dama boba”, “La discreta enamorada”, “El caballero de Olmedo” y “La moza de cántaro” son quizás sus obras de teatro más conocidas por el público actual.

Lope de Vega nació en Madrid en el seno deuna familia modesta, que le enseñó la capacidad para sobrevivir, pero recibió buena educación. Fue acusado de insultar a un noble, de quien sarcásticamente se burló en varios folletos de poesía, y fue condenado al exilio de Madrid durante 10 años.

Lope de Vega influyó en el desarrollo del drama, no sólo en España, sino también en toda Europa Occidental. Escribió un manifiesto que se convirtió en su tratado poético “Arte nuevo de hacer comedias en este tiempo.”

Defendió apasionadamente la necesidad de separar las piezas no en 5 (como los académicos requerían), sino en 3 actos o jornadas. Uno de los inventos Lope son supuestamente los finales felices. La casa donde Lope de Vega vivió durante 25 años, hasta su muerte, fue declarada Monumento Nacional y se fundó Casa-Museo de Lope de Vega. Atravesar el umbral de la casa, nos lleva a la España de la “Edad de Oro» en los siglos XVI-XVII.

Recientemente, el nombre del más grande dramaturgo se oye cada vez más con el descubrimiento en la Biblioteca Nacional de España de su obra manuscrita “Mujeres y criados” que se consideraba perdida desde hace unos 400 años, y durante este otoño, la compañía de teatro Fundación Siglo de Oro, que se especializa en las producciones de las obras de teatro del Siglo de Oro español, representará esta obra.

Лопе де Вега (исп. Lope de Vega; полное имя - Феликс Лопе де Вега и Карпио, исп. Félix Lope de Vega y Carpio). Родился 25 ноября 1562 года в Мадриде - умер 27 августа 1635 года в Мадриде. Испанский драматург, поэт и прозаик. Автор около 2000 пьес, из которых 426 дошли до наших дней и около 3000 сонетов.

Родился в семье ремесленника-золотошвея. С ранних лет обнаружил недюжинные творческие способности (в 10-летнем возрасте перевёл в стихах «Похищение Прозерпины» Клавдиана). Учился в университете в Алькале, начал писать стихи.

Университет закончить ему, однако, не удалось. За сатиру на семью отвергнувшей его возлюбленной он был осуждён на 10 лет изгнания из Мадрида. Несмотря на это Лопе возвращается в столицу, чтобы похитить новую даму сердца и тайно жениться на ней.

В 1588 году принял участие в походе «Непобедимой армады», после поражения которой поселился в Валенсии, где и создал ряд драматических произведений для поддержания семьи.

Лопе де Вега состоял секретарём у герцога Альбы (1590), маркиза Малвпика (1596) и герцога Лемосского (1598). К этому же периоду относится расцвет его драматического творчества.

В 1609 году Лопе де Вега получил звание familiar del Santo oficio de la Inquisición (добровольного слуги инквизиции), а в 1614-м принял сан священника.

Лопе де Вега создал более 2000 пьес, из которых до наших дней сохранилось 426. Дерзкий в жизни, Лопе поднял руку и на традиции испанской драматургии: он отказался от принятого тогда принципа единства места, времени и действия, сохранив лишь последнее, и смело объединял в своих пьесах элементы комического и трагического, создав классический тип испанской драмы.

Пьесы Лопе де Вега затрагивают различные темы: социально-политические драмы из отечественной и иностранной истории (например, пьеса о Лжедмитрии «Великий герцог Московский»), исторические хроники («Доблестный кордовец Педро Карбонеро»), любовные истории («Собака на сене», «Девушка с кувшином», «Учитель танцев»).

В драмах Лопе очень велик исторический пласт. Среди них «Последний готский король», «Граф Фернан Гонсалес», «Зубцы стен Торо», «Юность Бернарда дель Карпио», «Незаконный сын Мударра» и др., - пьесы, в основе которых народные романсы и «Песнь о моём Сиде». Трактовка исторических событий у Лопе близка или совпадает с той, которую столетиями давали романсеро. Театр Лопе де Вега на более высоком уровне разыгрывал знакомые любому жителю Пиренеев сюжеты.

Пьесы Феликса Лопе де Веги построены таким образом, что случай, вмешивающийся в поток явлений, опрокидывает спокойный ход действия, доводя напряжение драматических переживаний до степени трагизма, чтобы затем ввести это взволнованное море страстей и своеволия в русло законности и строгой католической морали. Любовная интрига, развитие и разрешение которой составляет стержень его драматической фабулы, именно в силу того, что она в состоянии раскрыть всё могущество человеческих инстинктов и своеволия, служит у Лопе де Вега, с одной стороны, для показа всей полноты и многообразия человеческого поведения в семье и обществе, с другой - даёт возможность наглядно продемонстрировать значимость политических и религиозных идей, господствовавших в современном писателю обществе.

Лопе де Вега в своих многочисленных комедиях («Собака на сене» и др.) обнаруживает исключительный талант комического писателя. Его комедии, которых «и сейчас нельзя читать и видеть без смеха» (Луначарский), насыщены яркой, подчас несколько плакатной весёлостью. Особая роль в них отводится слугам, история которых образует как бы параллельную интригу пьес. Именно они, - остроумные, лукавые, сыплющие меткими пословицами и поговорками, - большей частью являются средоточием комической стихии произведения, в чём Лопе де Вега предвосхищает

Вега Лопе де - Великие любовные истории

Лопе Феликс де Вега Карпио

Испанский поэт и драматург, один из основоположников современной испанской драмы. Крупный представитель Возрождения. Его перу принадлежат эпические произведения, пасторали, оды, сонеты, романы и, предположительно, более 2000 пьес, из которых до наших дней сохранилось 426, причем в основном трагикомедии. Его «Фуэнте Овехуна» (1618) названа первой народной драмой. К числу наиболее известных произведений также относятся: историческая драма «Великий герцог Московский» (1606), драма «Саламейский алькальд» (до 1610), комедии о любви «Учитель танцев» (1594), «Собака на сене» (1615). В 1588 и 1613 годах был награжден сразу несколькими священными орденами.

Романтическая жизнь Лопе
В 1583 начинающий драматург вступил в любовную связь с замужней дамой актрисой Еленой Осорио. Длившийся четыре года роман закончился разрывом и высылкой Лопе из Кастилии в наказание за сочинение обличительных стихов в адрес неверной возлюбленной и ее родни. Эта история отразилась в вершинном творении Лопе-прозаика — диалогическом романе «Доротея» (1634), завершающем жанровую традицию, заложенную «Селестиной» Ф. де Рохаса.


Покинув Кастилию, Лопе оказывается в Валенсии, где на протяжении 1570-1580-х гг. сложилась богатая театральная культура. Радикально переосмыслив опыт валенсийских трагиков-маньеристов, соединив его с традициями испанского площадного театра и итальянской комедией дель арте, Лопе создал новую драматургическую систему, основные принципы которой изложил в стихотворном трактате «Новое искусство сочинения комедий в наши дни» (1609).


В начале 1590-х гг. Лопе обосновывается в небольшом городке вблизи Толедо, где служит секретарем у герцога Альбы, принимает участие в организации пышных театрализованных праздников. Придворный маскарадный стиль жизни, зашифрованные намеки на любовные связи и чувства самого Лопе и известных ему людей, переживания писателя, связанные со смертью его первой жены Исабель де Урбина в 1594, легли в основу сюжета его пасторального романа «Аркадия» (1598).


В 1595 Лопе получает разрешение вернуться в Мадрид, где служит секретарем у ряда знатных особ, включая герцога де Сессу, помощником и доверенным лицом которого он был с 1605 до самой смерти. В 1598 он женится на дочери богатого мясоторговца Хуане де Гуардо. Но главное место в жизни драматурга на протяжении почти десятилетия (1599-1608) занимает актриса Микаэла де Лухан (в стихах и прозе он называл ее Камила Лусинда). Лопе нашел в себе силы прервать эту связь в период серьезного духовного кризиса (в 1609 году он становится доверенным лицом Инквизиции, а в 1614 — священником). Душевное состояние писателя было усугублено последовавшими друг за другом смертями, любимого сына Карлоса Феликса (1612), жены (1613), а затем — и Микаэлы. Свидетельство пережитой Лопе духовной драмы — сборник «Священные стихи», увидевший свет в 1614.

В 1616 Лопе встречает свою последнюю любовь — двадцатилетнюю Марту де Неварес, которую воспевал ее в стихах и в прозе под разными именами (Амарилис, Марсия Леонарда) и которой посвятил одну из лучших своих комедий — «Валенсианскую вдову» (1604, переработана в 1616-1618?), а также новеллы: «Приключения Дианы» (1621), «Мученик чести», «Благоразумная месть», «Гусман Смелый». Последние годы жизни Лопе — череда личных катастроф: в 1632 умирает Марта, за два года до смерти ослепшая и потерявшая рассудок, в том же году в морском походе погибает сын Лопе, а его дочь похищает соблазнитель. Но творческая деятельность Лопе не прерывалась ни на один день.

Афоризмы

Кто не постучался в сердце, тот стучится в дверь напрасно

Любовь, деньги и заботы скрыть невозможно

Любовью оскорбить нельзя,
Кто б ни был тот, кто грезит счастьем;
Нас оскорбляют безучастьем

Ничто не усиливает любви так, как неодолимые препятствия

Половиной своей красоты женщины обязаны портнихам

Проклятая любовь всему виной
Кто ей поддастся, тот утратит разом
Свою свободу, мужество и разум

Выбор редакции
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...

План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...

На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...

Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...
Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....
К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...
Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...