Культура древнего рима самое важное. Культура и религия древнего рима


Культура Древнего Рима существовала с 8 в. до н. э. и до 476 г. н. э. В отличие от древнегреческой культуры, которая, как правило, удостаивается самых высоких слов и оценок, древнеримская оценивается всеми по-разному. Некоторые известные культурологи (О. Шпенглер, А. Тойнби) полагали, что Рим не пошел дальше заимствований и популяризации того, что было сделано греками, никогда не поднимался до высот эллинской культуры. Более обоснованным, однако, представляется взгляд, что римская культура и цивилизация являются не менее самобытными и оригинальными, чем другие.

Римская цивилизация стала последней страницей в истории античной культуры. Географически она возникла на территории Апеннинского полуострова, получив у греков название Италия. Впоследствии Рим собрал в необъятную империю те страны, которые возникли в результате распада державы Александра Македонского, подчинив себе практически все Средиземноморье. Следствием этого стали веками длившиеся войны с соседями, в которых участвовало подряд несколько поколений римских граждан.

Поздние римские легенды связывали основание Рима с Троянской войной. В них сообщалось, что после гибели Трои (Малая Азия, территория современной Турции) некоторые троянцы во главе с царем Энеем бежали в Италию. Там Эней основал город. Другое предание гласит, что царь был свергнут своим братом. Новый царь, боясь мести со стороны детей и внуков Энея, принудил его дочь Сильвию стать весталкой (жрицей богини Весты), которые давали обет безбрачия. Но у Сильвии от бога Марса родились сыновья-близнецы - Ромул и Рем. Их дядя приказал бросить мальчиков в р. Тибр. Однако волна выбросила близнецов на берег, где их вскормила молоком волчица. Затем их воспитывал пастух, а когда они выросли и узнали о своем происхождении, то убили коварного дядю, вернули царскую власть своему деду и основали город на Палатинском холме на берегу Тибра. По жребию город получил название от имени Ромула. Позже между братьями возникла ссора, в результате которой Ромул убил Рема. Ромул стал первым римским царем, разделил граждан на патрициев (аристократов) и плебеев (простой народ), создал войско. Днем основания Рима римляне считали 21 апреля 753 г. до н. э., именно от него римляне вели свое летоисчисление.

В действительности имя «Ромул» было образовано от названия города, а не наоборот. Территория Апеннинского полуострова со 2 тыс. до н. э. была заселена индоевропейскими племенами, пришедшими из Центральной Европы (италики, сабины, латины и др.), позже в область современной итальянской Тосканы пришли этруски (расены, туски) - племя неевропейского происхождения, споры о происхождении которых ведутся до сих пор. Именно этруски (с севера) и греки (заселившие южную часть Италии и Сицилию) оказали наиболее сильное воздействие на развитие римской культуры. Этруски были как опытными земледельцами, так и искусными ремесленниками. Именно от них римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, «римские» цифры, одежду-тогу и мн. др. (характерно, что даже «Капитолийская волчица», вскормившая, согласно легенде, Ромула и Рема и бывшая символом Рима, была произведением этрусских мастеров, вывезенным в качестве военного трофея).

В культуре Рима выделяются 2 периода:

  • 1) культура царского и республиканского времени (от основания Рима в 8 в. до н. э. до 30 г. до н. э.);
  • 2) культура императорского Рима (с 30 г. до н. э. по 476 г. н. э.).

В отличие от древних греков мифология не стала почвой для развития и расцвета римской культуры. У древних римлян существовал обычай переманивать богов враждебных племен с помощью определенной формулы и учреждать им культ. Так, в Рим перешли многие боги италийских и этрусских городов, а позднее - антропоморфные боги древних греков, которых римляне переименовали, сохранив их функции: так Зевс стал Юпитером, Афродита - Венерой, Арес - Марсом, Посейдон - Нептуном, Гермес - Меркурием, Гера - Юноной, Афина - Минервой, Дионис - Вакхом и т. д. Исконно римскими богами, указанными в жреческих книгах, были божества посева, произрастания семян, цветения, созревания, жатвы, бракосочетания, первого крика ребенка и др. Римляне верили также в души умерших, покровительствующих своему роду (маны), в непогребенные души, не находящие себе покоя (ларвы или лемуры), в божества, охраняющие дом и семью (лары), в хранителей домашнего очага (пенаты). Хранителем человека, формирующим его характер и сопутствующим ему всю жизнь, был Гений, которому посвящался день рождения римского гражданина. Своего Гения-покровителя имели города, общины, семьи. Древнейшим италийским богом, принявшим у себя свергнутого Сатурна, отца Юпитера, бога земледельцев и урожая, считался Янус. Его изображали двуликим.

К своим богам римляне относились небескорыстно. Но главными для каждого римлянина были не боги, а исторические легенды и предания, которые формировались в период становления римской государственности.

С ранних лет римскому гражданину внушались идеи конкора - согласия, внутреннего единства, законности, вырабатываемой в ходе развития римского права, и его покровительницы - богини Юстиции, верности нравам предков, доблести. Реальные исторические деятели раннего Рима стали образцами для подражания. Так история становилась мифом, а миф - историей.

В первый период римской истории и культуры - эпоху правления семи царей (Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гастилий, Анк Марций, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый) произошел переход от первобытно-общинного строя к раннеклассовому обществу. В 510 г. до н. э., после изгнания Тарквиния Гордого, Рим стал городом-государством (цивитас), которым управлял сенат в количестве 300 человек, народное собрание (комиции), во главе с двумя консулами, избираемыми сроком на 1 год.

Образованная в 510 г. до н. э. аристократическая рабовладельческая Римская республика просуществовала до 30-х гг. н. э. Затем наступил период империи, завершившийся падением «вечного города» в 476 г. н. э.

Римляне во многом были похожи на эллинов, но вместе с тем существенно отличались от них. Они создали свою систему идеалов и ценностей, главными среди которых были патриотизм, честь и достоинство, верность гражданскому долгу, почитание богов, идея об особой богоизбранности римского народа, о Риме как высшей ценности и т. д. Римляне не разделяли греческое прославление свободной личности, допускающей нарушение установленных законов общества. Напротив, они всячески возвышали роль и ценность закона, непреложности его соблюдения и уважения. Для них общественные интересы были выше интересов индивида. В то же время римляне усилили антагонизм между свободнорожденным гражданином и рабом, считая недостойным первого не только занятие ремеслом, но и деятельность скульптора, живописца, актера или драматурга. Наиболее достойными занятиями свободного римлянина считались политика, война, разработка права, историография, земледелие. Римляне по-своему и более четко определили качества свободного человека, исключая из них такие «рабские пороки» как ложь, нечестность и лесть. Рим достиг наивысшего уровня развития рабства.

Одним из высших достоинств римлян была воинская доблесть. Военная добыча и завоевания служили основным источником существования. Воинская доблесть, ратные подвиги и заслуги являлись главным средством и основанием для успеха в политике, для получения высоких должностей и занятия высокого положения в обществе.

Благодаря завоевательным войнам Рим из небольшого городка превратился в мировую империю.

Подлинный переворот в культурной жизни Римской империи произошел к 1-му веку до н. э. после завоевания эллинистической Греции. Римляне начинают изучать греческий язык, философию и литературу; приглашают прославленных греческих ораторов и философов, и сами отправляются в греческие полисы, чтобы приобщиться к культуре, перед которой они тайно преклонялись. Следует, однако, отметить, что в отличие от греческой, римская культура является гораздо более рациональной, прагматичной, направленной на практическую пользу и целесообразность. Эту особенность хорошо показал Цицерон на примере математики: «греки изучали геометрию, чтобы познать мир, римляне же - чтобы измерять земельные участки».

Греческая и римская культуры находились в состоянии сильного взаимодействия и взаимовлияния, что, в конце концов, привело к их синтезу, к созданию единой греко-римской культуры, которая впоследствии составила основу византийской культуры и оказала огромное влияние на культуры славянских народов и Западной Европы.

В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла архитектура, памятники которой даже в развалинах покоряют своей мощью. Основные принципы римской архитектуры использовались в эпоху Возрождения и остаются актуальными сегодня. Ее существенное отличие от греческой состояло в ориентации не на ордерную систему, а на широкое использование в строительстве арок, купольных и сводчатых перекрытий, а также создание круглых в плане конструкций. На основе арочных конструкций сооружались виадуки, предназначенные для движения пешеходов, повозок и войск, и акведуки, снабжавшие города водой из источников, находящихся иногда за десятки километров.

Римляне положили начало новой эпохи мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, рассчитанным на огромные количества людей. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объекты в городской и сельский пейзаж. Произошло это благодаря открытию совершенно нового строительного материала - бетона. Сначала возводились 2 параллельные кирпичные стены, пространство между которыми заполнялось чередующимися слоями гравия и песка. Когда масса бетона застывала, он образовывал со стенами сплошной монолит. Римляне использовали облицовку из каменных блоков или мраморных плит, а не строили из этих материалов, как греки. Самое гигантское зрелищное сооружение Древнего Рима - Колизей (75-80 гг. н. э.), в его амфитеатре (отличался от театра тем, что у него был замкнутый овальный план с рядами сидений вокруг арены, постепенно возвышающихся и окруженных снаружи мощной кольцевой стеной) одновременно могли разместиться 50 тыс. зрителей. Вплоть до 405 г. в Колизее проводились гладиаторские бои.

Зрелища занимали в жизни римлян очень большое место. Римские зодчие обращались к тем типам общественных сооружений, которые с наибольшей полнотой воплощали идеи могущества государства и императорской власти: форумы (от лат. «fora» - центр города), триумфальные арки, базилики, цирки, термы, амфитеатры. В императорский период каждый из императоров, следуя примеру Юлия Цезаря, строил свой форум, украшенный триумфальными арками, мемориальными колоннами и памятниками, прославлявшими деяния императора. В ансамбль форума входили также храмы и библиотеки, площади для массовых собраний. Создаются и новые типы жилища: виллы (загородные дома для патрициев), домусы (городские дома для богатых римлян), инсулы (многоэтажные дома для римской бедноты).

Одним из самых посещаемых мест в Риме, особенно во времена Римской империи, были термы (бани). Это комплекс построек, окруженных садами, стадионами, аллеями для прогулок, библиотеками; в термах выставлялись произведения искусства, выступали риторы и поэты. Из 11 терм императорского Рима прославились своей роскошью, стенными росписями и мозаиками термы императоров Тита и Каракаллы.

Велики достижения римского художественного гения и в области скульптурного портрета, ведущего свое начало от этрусков, у которых изображение головы покойного прикрывало урну с прахом (канопа), а также от восковых масок умерших римлян. В отличие от греков, стремившихся к типизации, римские скульпторы стараются не льстить своим моделям даже тогда, когда создают идеальный образ, точно передавая самые примечательные особенности внешнего облика. Именно римский портрет заложил основу европейского скульптурного портрета.

Римская наука имела прикладной характер. Крупнейшими учеными эпохи Римской империи были греки Птолемей, Менелай Александрийский, Гален, Диофант. Своеобразной энциклопедией, обобщившей естественно-научные познания о мире и человеке, стало огромное сочинение Плиния Старшего (23-79 г. н. э.) «Естественная история» в 37 книгах.

Одной из наиболее ярких и значительных страниц мировой истории и культуры является римское право. С одной стороны, оно поставило в центр правоотношений интересы индивида-собственника, а с другой - выработало ценностную основу правопорядка, содержание которого составили:

  • - справедливость, равенство;
  • - целесообразность;
  • - добросовестность;
  • - добрые нравы.

Римскому праву были свойственны точные формулировки, оно достигает совершенных правовых форм, его решения обоснованы, а термины и понятия составляют основу современной юриспруденции. Анализ случаев из древнеримской правовой практики и сегодня способствует развитию юридического мышления, оттачивает аргументацию «за» и «против», систематизирует логические обобщения.

В 1-м в. до н. э. в Риме мощно развивается риторика, или искусство политического и судебного красноречия, что явилось следствием отражения бурной социальной жизни переходной эпохи от Республики к Империи. Достижение авторитета в обществе и успешная политическая карьера были невозможны без виртуозного владения живым словом.

Риторика становится ступенькой на пути вхождения в римскую элиту. Самым ярким оратором Рима был Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.). Будучи к тому же и тонким знатоком философии, он много сделал для знакомства римлян с классической греческой философией Платона и стоиков.

Для населения империи был характерен высокий уровень грамотности. Система школьного образования и воспитания включала 3 ступени - начальную, среднюю и высшую. Выпускники высшей ступени готовились для государственной, практической и культурной деятельности. Стало зарождаться высшее образование.

Развитие римской литературы прошло несколько этапов. Во время царского и частично республиканского периодов литературное творчество существовало в виде культового песнопения, родового эпоса, примитивной драмы, юридических текстов. Первым известным римским писателем, имя которого дошло до нас был Аппий Клавдий Цек (ок. 300 г. до н. э.). Ливий Андроник, греческий раб, вольноотпущенник (конец 3 в. до н. э.), перевел «Одиссею» и тем самым положил начало созданию римской литературы по греческому образцу. Заметного развития позже достигла драматургия (комедии Плавта и Теренция). Первым римским прозаиком считается Катон Старший, написавший на латинском языке историю Рима и италийских племен. Цицерон своей писательской и ораторской деятельностью открыл эпоху, которую принято называть эпохой «золотой латыни». Во времена первого римского императора Октавиана Августа (1 в. до н. э.) расцвет литературы, названный «золотым веком римской поэзии», был связан с именами Вергилия, Горация, Овидия, Сенеки, Петрония. Знаменитая поэма Вергилия «Энеида» о мифическом божественном предке римской аристократии и самого Августа (царе Энее) возвеличивала особую историческую миссию Рима, прославляла римский дух и римское искусство. В сравнении с греческими образцами произведения римских авторов отличались большим драматизмом, более трезвым анализом действительности.

В конце 2 в. н. э. в Римской империи начался кризис: частая смена императоров, отделение провинций, появление в различных частях империи самостоятельных правителей. С 1 в. н. э. в восточных провинциях Римской империи (в Палестине) начинается распространение христианских идей, провозгласивших равенство всех перед богом, что имело существенное значение для консолидации раздираемого противоречиями общества. Появление нового мифа о возможности всеобщего достижения царства божьего на земле и идея воздаяния страждущим и обездоленным счастья в царстве небесном стали весьма притягательными, особенно для низших социальных слоев Рима. Христианство восприняло многие элементы восточных культов и религий, а также включило в свою идеологию достижения эллинистической философии. Жестоко гонимое и преследуемое на первых порах христианство постепенно захватило своими идеями римскую аристократию и интеллигенцию, а в 4 в. н.э. стало официальной религией Римской империи.

С 410 по 476 гг. Рим подвергается разгрому со стороны варваров - готов, вандалов, франков, гуннов, германцев и др. Восточная часть Римской империи (Византия) просуществовала еще тысячу лет, а западная, погибнув, стала фундаментом для культуры формирующихся западноевропейских государств.

Греко-римская античность (9 в. до н. э. - 5 в. н. э.) оставила в наследство мировой культуре следующие достижения:

богатейшее мифотворчество;

опыт демократического устройства общества;

систему римского права;

непреходящие произведения искусства;

законы истины, добра и красоты;

многообразие философских идей;

обретение христианской веры.

Персоналии: Геродот, Эзоп, Аристотель, Платон, Сократ, А. Македонский, Ю. Цезарь.

Контрольные задания

  • 1. Рассмотрите отличия между греческой и римской архитектурой.
  • 2. Почему греческую культуру называют «культурой философов», а римскую «культурой риторов»?
  • 3. Перечислите 7 чудес света в представлении античного общества.
  • 4. Назовите выдающихся деятелей литературы и науки древнегреческой культуры, сопроводите свой рассказ характеристикой их произведений.
  • 5. Назовите выдающихся деятелей литературы и науки римской цивилизации, сопроводите рассказ характеристикой их творений.
  • 6. Подготовьте презентацию по любому из аспектов данной темы.
  • 7. Что сделало возможным «греческое чудо»? Изложите Вашу версию.

В конце I в. до н.э. Древний Рим становится мировой державой. Римская культура сложилась в результате взаимодействия культуры местных италийских племен и народов, в первую очередь - этрусков, с греческой культурой, осуществляемого сначала через Великую Грецию (греческие города-колонии на юге Италии и Сицилии), затем оно усилилось в результате завоевания Греции Римом.

Культура Древней Италии и Древнего Рима распадается натри основных периода:

  • 1) культура доримской Италии (3 тыс. - III в. до н.э.);
  • 2) культура Римской республики (III-I вв. до н.э.);
  • 3) культура Римской империи (I-V вв. н.э.).

Предшественницей культуры Древнего Рима была культура этрусков, чья страна простиралась от Тирренского моря до Аппенинских гор на востоке, а ее северная граница в VII в. до н.э. доходила до реки По. Этрурия представляла собой союз 12 городов-государств с рабовладельческим строем, основанным на безраздельном господстве аристократии. Расцвет этрусской культуры относится к VI-V вв. до н.э., когда она испытывала сильное воздействие греческой культуры.

В живописи и скульптуре этрусков просматриваются греческие влияния (статуя Аполлона из Вей, мастер Вулка, VI в. до н.э.; росписи гробниц в Корнето, Кьюзи, Вульчи, Черветри, Орве- то, VI-V вв. до н.э.), но были и собственно этрусские традиции, которые ярче всего выражены в монументальных терракотовых саркофагах с фигурами умерших (саркофаг из Черветри, VI в. до н.э.), бронзовом литье (Капитолийская волчица, VI в. до н.э.), изготовлении глиняных сосудов буккенеро («черной земли»).

Культура Древнего Рима складывалась как синтетическая, куда вошли этрусские, греческие и собственно римские традиции и черты, свойственные культуре народов, покоренных Римом, иногда стоявших на более высокой ступени развития. Как и греки, римляне не мыслили жизнь вне гражданской общины, служить которой - долг и благо, вне свободы и независимости, вне связи с богами и полубогами.

Не имея своей развитой мифологии, римляне почти полностью переняли ее у греков, назвав богов своими именами: Зевса - Юпитером, Афродиту - Венерой, Ареса - Марсом, Диониса - Вакхом и т.д.

В античный гуманизм римляне внесли черты более трезвого миропонимания. Точность и историзм мышления, суровая проза лежат в основе их художественной культуры. Римляне считали, что богам нужны не чувства людей, а жертвы (вино, кровь, дым и т.д.), и само латинское слово «религия» (religio ) означает первоначально связь между человеком и богами (я даю тебе, чтобы ты дал мне).

Практический склад римской культуры сказывается во всем: в трезвости мышления, нормативном представлении о целесообразности порядка, скрупулезности римского права (тесно связанного с религией), учитывавшего все жизненные явления, тяготении к точным историческим фактам. Научные и философские идеи, литература и искусство - все переосмысливалось с точки зрения «Рим - центр Мира».

Римское право складывалось на протяжении нескольких веков. Оно представляло собой систему норм и юридических законов рабовладельческого государства, включало частное и публичное право, регулировало имущественные, частнособственнические и гражданские отношения.

Римляне были равны в своей ответственности перед законом, но не были равны в политической и социальной сферах. Знатные и богатые имели монополию на права, но они же и в большей степени несли обязанности. В отличие от греков, простые люди не могли рассчитывать на высокие посты, но любой римский гражданин имел право на земельное владение.

В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла архитектура, воплотившая в себе идеи могущества государства. Основное место в ней принадлежало не храмовому (как у греков), а общественно-гражданскому строительству. Римляне изобрели водоупорный бетон; широко применяли арочные, сводчатые и купольные конструкции; ввели новые инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости); усовершенствовали планировку больших городов. Общественная жизнь протекала на

форуме - площади, украшенной храмами, базиликами, лавками торговцев, статуями именитых граждан, рынками. Форум был центром торговли, политической и общественной жизни римлян (Римский форум или форум Романум, форумы императоров Цезаря, Августа, Веспасиана, Траяна).

Потребности римского общества породили и такие типы сооружений, как амфитеатры (Колизей), термы (бани Каракаллы, Диоклетиана), триумфальные арки (арка Тяга) и колонны (колонна Траяна). В архитектуре Древнего Рима появились новые типы дворцов, загородных вилл и надгробных памятников.

Гигантское зрелищное сооружение Древнего Рима - Колизей (от лат. colosseum - колоссальный) было предназначено для грандиозных представлений и гладиаторских боев. Колизей, построенный из туфа, вмещал до 50 тыс. зрителей. Начал строительство амфитеатра пришедший к власти после гражданской войны 68- 69 гг. н.э. Тит Флавий Веспасиан (9-79 гг. н.э.). Завершение его строительства пришлось на правление сына Веспасиана - Тита (с 79 по 81 г. н.э.). В честь открытия Колизея были устроены стодневные гладиаторские игры. В плане Колизей представлял собой замкнутый овал (524 м в окружности), расчлененный поперечными и кольцевыми проходами. Его центральная часть, арена, окружена ступенчатыми скамьями для зрителей. Внешний облик Колизея, монументальный и величественный, определяется кольцевой стеной, разработанной в виде многоярусной ордерной аркады: внизу - тосканский, выше - ионический, в третьем ярусе - коринфский, над которым размещались коринфские пилястры.

С целью спуска нечистот и грязной воды в Риме была сооружена подземная труба - клоака. Римляне шагнули далеко вперед по сооружению необходимых в хозяйстве построек. В Риме строились общественные бани - термы, имевшие постоянную подачу чистой воды; бассейны с теплой и холодной водой.

Лучшим в наследии римской культуры был портрет как самостоятельный вид творчества с начала I в. до н.э. Римляне проявляли реализм в изображении черт лица конкретного человека. Римские портретисты исторически фиксировали изменения внешнего облика людей, их нравов и идеалов.

В живописи Римской империи один декоративный стиль сменяет другой. Появляются первые римские живописные портреты, созданные греческими художниками. Их отличительной особенностью является использование формы тондо - круга. Живопись II в. н.э. - это преимущественно росписи гробниц, фрески жилых домов и нимфейонов (бассейнов), отличающееся строгостью образцов и статичностью фигур.

В древнеримском искусстве стоит также сказать о монументальной настенной живописи, известной по раскопкам домов в городе Помпеи в Италии. Фрески изображали красочные картины на мифологические, исторические, бытовые сюжеты и напоминали греческие.

Римский театр, в отличие от греческого, был мало связан с религиозными культами. Главное место среди сценических представлений играл мим. Актеры могли свободно импровизировать. Важная роль отводилась танцу и жесту.

По греческому образцу в Риме перестраивались сценические представления. Авторы обычно брали за образцы греческие трагедии и комедии. Полностью сохранились комедии Плавта и Теренция. Комедии Плавта (ок. 254-184 до н.э.) были очень популярны. Главным героем его произведений стал ловкий, неистощимый на выдумки раб, помогавший сыну хозяина обманывать его скупого отца, выманивая у него деньги. Представления сопровождались игрой на флейте, использовались маски. Своего высшего развития лирическая поэзия республиканского Рима достигла в творчестве Катулла (87-54 гг. до н.э.). Римский поэт выдвигает на первый план стихийные, противоречивые, неподвластные разуму эмоции, обращается к внутреннему миру человека, воспевает любовь.

В эпоху первого императора Августа его сподвижник Меценат оказывал материальную поддержку и покровительствовал выдающимся поэтам - Вергилию, Горацию и Овидию. Вергилий

(70-19 гг. до н.э.) опубликовал «Буколики», сборник, где он прославлял Августа; «Георгики» - поэму, посвященную сельской жизни. А славу принесла ему поэма «Энеида». Гораций (65-8 гг. до н.э.) воспевал в стихах старину и также восхвалял Августа. Писал любовные стихи и сатиры, высмеивающие пороки римского общества. Овидий (43 г. до н.э. - 17 г. н.э) прославился любовными стихами и поэмой «Метаморфозы», построенной на основе мифов.

В I в. до н.э. в Риме появились и философские произведения. Самым выдающимся из римских мыслителей считался философ- материалист Лукреций Кар (ок. 98-54 гг. до н.э.). Свои взгляды на возникновение вселенной, природы, человека он изложил в поэме «О природе вещей», где с блестящим мастерством описал в доступной форме, стихами сложные философские проблемы.

В I в. н.э. в недрах Римской империи зародилось христианство. Жесткая внутренняя борьба за власть и изменения в социально- экономических и политических условиях жизни народов Европы привели Римскую империю к упадку. Христианская церковь негативно и враждебно относилась к античной культуре, считая ее варварской. Данный фактор ускорил гибель культуры Древнего Рима.

В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную. Западная Римская империя прекратила существование в 476 г. Восточная Римская империя, получившая название Византии, просуществовала еще тысячу лет. Разрушенный и разграбленный варварами в IV-VII вв. Рим опустел; среди его руин вырастали новые селения, но традиции римского искусства продолжали жить.

Эта античная культура также сыграла ключевую роль в истории европейской и мировой культуры. Страны, которые мы сегодня обозначаем как Западную Европу, вышли в своих основаниях из Древнего Рима и реально существуют в пределах бывшей Римской империи.

Многие основополагающие духовные представления и нормы общественной жизни, традиционные ценности, социально-психологические стереотипы, переданные Римом Европе, на протяжении более полутора тысяч лет, вплоть до XIX ст., составляли почву и арсенал, язык и форму европейской культуры. Основы права и государственной организации, идея демократии, гражданской ответственности, разделения властей, устойчивый набор сюжетов и художественных образов усвоены Европой от античности через Древний Рим.

Начальный этап формирования древнеримской культуры охватывает XIII-III вв. до н. э. К. концу VI в. до н. э. Рим сложился как город-государство греческого типа. Здесь был построен первый цирк для гладиаторских боев, использовалась ремесленная и строительная техника, письменность и др.

Религия Древнего Рима была анимистической (признавала существование духов), а также содержала в себе элементы тотемизма - почитание Капитолийской волчицы, вскормившей, по преданию, братьев Ромула и Рема - основателей города. Божества первоначально были обезличенными, бесполыми, с течением времени они приобрели человекообразный характер. Римлянин искал у богов помощи в своей повседневной жизни, как бы вступал в договор с божеством и ждал его благосклонности после выполнения обещаний и обязательств. Боги не изображались в художественной культуре.

Социально-политическая организация Древнего Рима (республиканский период). В 510 г. до н. э. Рим стал аристократичной рабовладельческой республикой и подчинил себе всю территорию Апеннинского полуострова. В это же время был написан первый кодекс римского права - «Законы XII таблиц» (середина V в. до н. э.). Высокого уровня развития достигла юриспруденция: в I в. до н. э. уже существовала обширная юридическая литература. Римская республика и римское право стали примером для всех последующих поколений. Было создано великое государство, в котором поощрялась мудрость управления и ораторское искусство. Каждый гражданин, стремившийся стать политическим и государственным деятелем, должен был в совершенстве овладеть приемами риторики - это помогало стать известным, завоевать любовь народа и получить возможность быть избранным народом на высокую государственную должность. Высшим государственным законодательным органом Римской республики был сенат, который руководил внешней политикой, финансами, государственным имуществом, ведал военной жизнью и др.

В этот период огромное влияние на римскую культуру оказала греческая культура. Это нашло свое отражение в религии, философии, литературе. С III в. до н. э. римские боги стали отождествляться с греческими: Юпитер - с Зевсом, Венера - с Афродитой и т.д.

Литература в Древнем Риме первоначально носила компилятивный характер - первые произведения на латыни были переводами с греческого, а первыми римскими писателями были греки.

Архитектура , которая достигла в Древнем Риме высокого уровня развития, также формировалась под влиянием древнегреческой культуры. В то же время в сооружениях римлян были и отличительные черты: они стремились подчеркнуть силу, мощь, довлеющие над человеком. С этими целями возводились монументальные строения, использовалась пышное оформление зданий: стремящиеся к небу колонны триумфаторов, пышная отделка балконов. Больший интерес проявляли не к храмовым комплексам, а к зданиям для практических нужд.

Римские архитекторы разработали новые принципы конструкции - арки, своды, купола, столбы, пилястры. Во II-I до н. э. широко применялся бетон, сводчатые конструкции. Появлялись новые типы зданий:

1 базилики (совершались торговые сделки, вершился суд);
2 амфитеатры (устраивались гладиаторские бои);
3 цирки (проходили соревнования колесниц);
4 термы (комплекс банных помещений).

Возникает новый тип монументального сооружения (триумфальная арка).

Во время военных походов римлянами в огромном количестве вывозились из Греции материальные ценности и произведения искусства: статуи, картины, керамика. Началось копирование греческих шедевров. Все это не способствовало расцвету собственно римского искусства.

С 31 г. до н. э. начинается иной период в истории Древнего Рима (период империи) и зарождается качественно новая средиземноморская культура. Одним из условий ее процветания было усиление материально-экономического потенциала империи, что обеспечило благоприятные условия для создания культурных ценностей, породило особый социальный слой - античную интеллигенцию: учителей, мастеров риторики, философов, поэтов, писателей.

Центром средоточия культуры были города, в которых находились театры, амфитеатры, цирки, стадионы,
храмы и др. Для населения был характерен высокий уровень грамотности. Система школьного образования и воспитания включала 3 ступени - начальную, среднюю, высшую. Выпускники высшей ступени готовились для государственной, практической и культурной деятельности. Стало зарождаться высшее образование.

Одно из важнейших достижений римской культуры этого периода - литература (Апулей, Плиний Младший, Вергилий, Гораций, Овидий). Грандиозные масштабы Римской империи наложили отпечаток на литературную форму. В сравнении с греческими образцами произведения римских авторов отличались большим драматизмом, более трезвым анализом действительности.

Наука. В сравнении с литературой и искусством достижения науки во времена Древнего Рима были не столь значительны. Получили определенное распространение географические, медицинские знания, но все в большей степени проявлялись признаки регресса, попятного движения, отказа от передовых взглядов, сформировавшихся в предшествующие исторические периоды. Например, в астрономии была признана геоцентрическая система Птолемея (Земля - центр Вселенной), а ведь уже в III в. до н. э. существовала гелиоцентрическая система Самосского.

В I-II вв. н. э. внимание общества все больше смещалось к этике в связи с падением нравов, усилением потребительства, разгулом страстей. Во времена Империи к числу выдающихся мыслителей относят императора - философа Марка Аврелия (II в. н.э.). Он размышлял об этике, разрыве между идеалом и действительностью, собственных несовершенствах.

Художественная культура. В отличие от науки в этой области древние римляне создали величайшие произведения, которые и поныне остаются непревзойденными шедеврами мировой художественной культуры. Это достижения в области архитектуры: римляне разработали арочное перекрытие и систему сводов (в отличие от греков), сомкнутый феерический свод (купол); соорудили два наиболее известных архитектурных памятника - Колизей, самый большой амфитеатр античного мира, и Пантеон - храм во имя всех богов (круглое здание, перекрытое грандиозным куполом диаметром более 43 м, воспроизведение которого стало возможным только в XIX в., с изобретением железобетонных конструкций).

Религия. На всей территории Римской империи в первые столетия ее существования возрастало влияние восточных культов. Появилось множество чудотворцев, мистиков, пророков. Все больше приверженцев находили астрология, суеверия. Но в конечном итоге победила религиозная вера, провозглашавшая единобожие, равенство всех перед Богом, посмертное воздаяние за добродетельную жизнь. Это было христианство, привлекшее к себе симпатии рабов, бедняков, всех угнетенных, жаждавших справедливости. Ученики Христа, «апостолы», разошлись около середины I в. н. э. по миру, проповедуя новую веру. Они же основали и многочисленные христианские общины.

В конце II в. н. э. в Римской империи начался кризис: частая смена императоров, отделение провинций, появление в различных частях империи самостоятельных правителей. В 395 г. империя распадается на Западную (Рим) и Восточную (Константинополь). Уже в первой половине IV в. христианство превращается в господствующую религию, начинается разгром языческих храмов, запрещаются Олимпийские игры.

Восточно-римская империя существовала до 1453 г. как Византийская империя. Ее культура стала продолжением греческой, но в христианском варианте. Западно-римская империя прекратила существование в 476 г. (низложен последний император). Этот год считается концом Древнего мира, началом Средневековья. На развалинах Западно- римской империи возникли так называемые варварские государства, население которых в той или иной степени было приобщено к греко-римской культуре.

Древний Рим достойно выполнил свою историческую миссию, сохранив для Европы греческую культуру через трансляцию и тиражирование ее ценностей.

Культура Древнего Рима существовала более 12 веков и имела свои уникальные ценности. В искусстве Древнего Рима воспевались почитание богов, любовь к Отечеству, солдатская честь. О Древнем Риме подготовлено множество докладов, в которых рассказывается об его достижениях.

Культура Древнего Рима

Ученые разделяют историю древнеримской культуры на три периода:

  • Царский (8-6 вв. до н.э.)
  • Республиканский (6-1 вв. до но.э.)
  • Имперский (1 в. до н.э. - 5 в.н.э.)

Царский считается примитивным периодом в плане развития культуры, однако, именно тогда у римлян появился свой алфавит.

Художественная культура римлян была схожа с эллинской, но имела свои характерные особенности. Например, скульптура Древнего Рима приобрела эмоции. На лицах персонажей римские скульпторы стали передавать состояние души. Особенно многочисленны были скульптуры современников - Цезаря, Красса, различных богов, обычных граждан.

Во времена Древнего Рима впервые появляется такое литературное понятие, как «роман». Среди поэтов, сочинявших комедии, наиболее знаменитым был Луцилий, являющийся автором стихотворений на бытовую тематику. Его любимой темой было высмеивание одержимости достижения различных богатств.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Римлянин Ливий Андроник, работавший актером трагедии, знал греческий язык. Ему удалось перевести «Одиссею» Гомера на латинский язык. Вероятно, под впечатлением от произведения, Вергилий вскоре напишет свою «Энеиду» о троянце Энее, ставшем дальним предком всех римлян.

Рис. 1. Похищение сабинянок.

Необыкновенного развития достигла философия. Были сформированы следующие философские течения: римский стоицизм, задача которого состояла в достижении духовных и нравственных идеалов, и неоплатонизм, сутью которого было развитие высшей духовной точки души человека и достижение экстаза.

В Риме античным ученым Птолемеем была создана геоцентрическая система мира. Ему же принадлежат многочисленные работы по математике и географии.

Музыка Древнего Рима копировала греческую. Из Эллады приглашались музыканты, актеры и скульпторы. Популярностью пользовались оды Горация и Овидия. Со временем, музыкальные представления приобрели зрелищный характер, сопровождающийся театральными представлениями или гладиаторскими боями.

Сохранилось письмо римского поэта Марциала, в котором он утверждает, что если станет преподавателем музыки, то безбедная старость ему обеспечена. Это говорит о том, что музыканты пользовались большим спросом в Риме.

Изобразительное искусство в Риме несло утилитарный характер. Оно представлялось римлянами как способ заполнить и организовать жизненное пространство. Оно, как и архитектура, выполнялось в виде монументальности и величия.

Подводя итог, отметим, что римскую культуру можно считать преемницей греческой, однако, римляне многое привнесли и доработали в ней. Иными словами, ученик превзошел учителя.

Рис. 2. Строительство римской дороги.

В архитектуре римляне строили свои здания на века. Термы Каракаллы - яркий пример гигантизма в строительстве. Архитекторы использовали такие приемы как использование палестр, перистильных дворов, садов. Бани снабжались сложным техническим оборудованием.

Величественными римскими сооружениями можно считать дороги, которые используются и по сей день, знаменитые оборонительные валы Траяна и Адриана, акведуки и, конечно же, амфитеатр Флавиев (Колизей).

Древнеримская культура прошла сложный путь развития от культуры римской общины до города-государства, впитав культурные традиции древней Греции, испытав влияние этрусской, эллинистической культур и культур народов древнего Востока. Римская культура стала питательной почвой культуры романо-германских народов Европы. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства, права, градостроительства и многое другое.

Историю древнего Рима принято делить на три основных периода:

− царский (VIII – начало VI века до н. э.);

− республиканский (510/509 – 30/27 гг. до н. э.);

− период империи (30/27 гг. до н. э. – 476 г. н. э.).

Ранняя римская культура, как и греческая, теснейшим образом связана с религиозными представлениями населения Древнего Рима. Для религии того времени был характерен политеизм, очень близкий к анимизму. В представлении римлянина каждый предмет и каждое явление имели своего духа, своё божество. Каждый дом имел свою Весту – богиню домашнего очага. Боги ведали каждым движением и вздохом человека от рождения до смерти. Другая любопытная черта ранней римской религии и мировоззрения людей – отсутствие определённых образов богов. Божества не отделялись от тех явлений и процессов, которыми они ведали. Первые изображения богов появляются в Риме примерно в VI веке до н. э. под влиянием этрусской и греческой мифологии и её антропоморфных божеств. До этого существовали только символы богов в виде копья, стрелы и т. д. Как у других народов мира, в Риме почитались души предков. Именовали их пенаты, лары, маны. Особенностью религиозного мировоззрения римлян является их узкий практицизм и утилитарный характер общения с божествами по принципу «do, ut des» – «я даю, чтобы ты дал мне».

С V века до н. э. начинается серьёзное влияние греческой культуры и религии, идущее через колонии греков в Италии. Богатая мифология греков, весь поэтический, красочный мир греческих сказаний многим обогатил сухую и прозаическую почву итало-римской религии. Под влиянием греческой и этрусской мифологической традиции выделились верховные божества римлян, главные из которых: Юпитер – бог неба, Юнона – богиня неба и покровительница брака, супруга Юпитера; Минерва – покровительница ремесла, Диана – богиня рощ и охоты, Марс – бог войны. Появляется миф об Энее, устанавливающий родство римлян с греками, миф о Геркулесе (Геракле) и др. В значительной степени происходит отождествление римского и греческого пантеонов. Примерно с IV века до н. э. распространяется греческий язык, главным образом среди верхних слоев населения. Получают распространение некоторые греческие обычаи: брить бороды и коротко стричь волосы, возлежать за столом во время еды и пр. В IV веке до н. э. в Риме вводится медная монета по греческому образцу, а до этого платили просто куском меди. Развитие римской цивилизации привело к значительному росту и возвышению столицы государства города Рима, который в I–III веке до н. э. насчитывал от одного до полутора миллионов жителей. После завоевания Римом западной части эллинистического мира в его пределы вошли такие крупные культурные центры, как Александрия Египетская, Антиохия в Сирии, Эфес в Малой Азии, Коринф и Афины в Греции и Карфаген на северном берегу Африки. Рим и другие города империи украшались великолепными зданиями – храмами, дворцами, театрами, амфитеатрами, цирками. Амфитеатры и цирки, в которых травили животных, устраивали бои гладиаторов и публичные казни, – особенность культурной жизни Рима. Питательной почвой этих жестоких зрелищ были бесконечные войны, колоссальный приток рабов из завоёванных земель, возможность подкармливать и развлекать плебс за счёт грабительских войн .


Отличительной чертой городов эпохи империи было наличие коммуникаций: мощеных дорог, водопроводов (акведуки), канализации (клоаки). В Риме было 11 водопроводов, два из которых работают до сих пор. Площади Рима и других городов украшались триумфальными арками в честь военных побед, статуями императоров и выдающихся общественных людей государства. Строились великолепные здания общественных купален (терм) с горячей и холодной водой, гимнастическими залами и комнатами отдыха. Во многих городах возводились дома в 3–6 этажей, называемые инсулами.

Изобразительное искусство Римской империи впитало в себя достижения всех завоёванных земель и народов. Дворцы и общественные здания украшались настенными росписями и картинами, главным сюжетом которых были эпизоды греческой и римской мифологии, а также изображение воды и зелени. В период империи особое внимание получила портретная скульптура, характерной особенностью которой являлся исключительный реализм в передаче черт изображаемого лица.

Больших успехов достигли в Риме просвещение и научная жизнь. Обучение состояло из трёх ступеней: начального, школы грамматики и школы риторики. Последняя представляла собой высшую школу, и в ней обучались искусству красноречия, которое высоко ценилось в Риме. Императоры ассигновали крупные суммы на содержание школ риторики.

Центрами научной деятельности оставались эллинистические и греческие города: Александрия, Пергам, Родос, Афины и, конечно, Рим и Карфаген. Большое значение придавалось в Риме в I–II веках географическим знаниям и истории. Особенно большой вклад в развитие этих областей знания внесли географы Страбон и Клавдий Птолемей, историки Тацит, Тит Ливий и Аппиан. К этому времени относится деятельность греческого писателя и философа Плутарха. В эпоху империи достигла апогея своего развития литература древнего Рима. Во времена императора Августа жил Гай Цильний Меценат. Он собирал, поддерживал материально и опекал талантливых поэтов своего времени. Среди поэтов наибольшей славой ещё при жизни обладал Вергилий, член кружка Мецената и автор бессмертной эпической поэмы «Энеида». Другой поэт кружка Мецената – мастер совершенной формы стиха Гораций Флакк. Драматична судьба Овидия Назона – замечательного лирического поэта, автора поэмы «Искусство любви», которая вызвала гнев императора Августа и ссылку поэта в далёкий от Рима черноморский город Томы (Констанца), где он создал два сборника лирических стихов «Скорби» и «Послания с Понта». Писал стихи и знаменитый император Нерон. Поистине эпоха империи была золотым веком римской поэзии. Прославились своим мастерством в этот период также сатирик Юний Ювенал, написавший 16 сатир, и писатель Апулей – автор своеобразного фантастического романа «Метаморфозы, или Золотой осёл» о превращении юноши Луция в осла и его приключениях.

Римская культура – это языческая культура. Но эпоха поздней Римской империи ознаменована широким распространением в её пределах нового вероучения – христианства, которое одержало окончательную победу в Риме при императоре Константине (324–330). Четвёртое столетие нашей эры было временем расцвета христианского красноречия. Обилие церковных споров и полемика с язычниками породили обширную христианскую литературу, созданную по всем правилам античной риторики. Особенную остроту идеологическая борьба между христианами и язычниками приняла в V веке н. э. – в последние десятилетия существования великой Римской державы.

В кризисе, охватившем римский мир в III веке н. э., можно обнаружить начало переворота, благодаря которому зародился средневековый Запад. Варварские нашествия V века можно рассматривать как событие, ускорившее преобразование, придавшее ему катастрофический разбег и глубоко изменившее весь вид этого мира. Но вместе с гибелью Римского государства античная культура не исчезла, хотя и прекратилось её развитие как единого органического целого. Потенциал античной культуры, её сокровища несмотря на длительное забвение были оценены и востребованы потомками .

Таким образом, античная культура – уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего три поколения культурных деятелей, жизнь которых практически укладывается в классический период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и создали образы для подражания на тысячелетия вперёд. Отличительные черты древнегреческой культуры: духовное многообразие, подвижность и свобода – позволили грекам достичь небывалых высот прежде, чем другие народы начали подражать грекам, и строить культуру по созданным ими образцам.

Культура Древнего Рима – во многом продолжательница античных традиций Греции – отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашёл достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе.

Литература

6. Акимова И. А . Культурология. – М., 2004. – 712 с.

7. Андреев Ю. В. Цена свободы и гармонии. – СПб., 1999. – 399 с.

8. Античность как тип культуры: сб. ст. / Отв. ред. А. Ф. Лосев. – М., 1988. – 333 с.

9. Гуревич П. С . Культурология. – М., 2004. – 335 с.

10. Культурология : конспект лекций / под ред. А. А. Оганесяна. – М., 2004. – 283 с.

11. Островский А. В . История цивилизации. – СПб., 2000. – 359 с.

Вопросы для самоконтроля

1. Что означает термин «античность»?

2. Какие государства можно отнести к античным?

3. Назовите временные рамки античной культуры.

4. Прообразом какой культуры явилась античность?

5. Почему культуру Древнего Рима нельзя характеризовать как исключительно языческую?


Глава 18. ЕВРОПЕЙСКАЯ Культура Средних веков

Нет другой такой культуры, в рамках которой собственная жизнь – черта за чертой и по обязанности была бы так важна для живущего, ибо он должен словесно дать во всём отчёт.

О. Шпенглер

Средневековье – достаточно длительный период в истории. В классической хронологии он занимает место с V по XVII век, а если быть более точным, эпоху с 476 года, времени падения Западной Римской империи, по 1642 год, когда началась Английская буржуазная революция. В традиционной исторической науке средневековье обычно характеризуют как упадок по сравнению с античностью. Это касается особенно периода раннего средневековья. Однако не все так просто. Кажущийся упадок уровня общей культуры был не чем иным, как зарождением молодого, качественно нового культурного организма, со своими, только ему присущими особенностями.

Среда, где зарождалась культура средневековья, состояла из так называемых варварских народов: кельтов, германцев, славян и др., которые, несомненно, соприкасались с античной культурой, но часто в качестве военном, либо несвободном. Античное наследие оказывало на них влияние, но оно носило чисто внешний характер, ибо уже тогда типично варварские (в смысле особые) элементы составляли основу культурного развития этих многочисленных племен. Процесс, происходивший в Европе в I–IV веках н. э., известный как Великое переселение народов, вынудил племена по существу земледельческие постоянно перемещаться с места на место, плюс к тому освоение той или иной территории сопровождалось бесконечными военными столкновениями, в которых гибли целые народы и языки. Всё это постепенно приводило к формированию качественно иного, в отличие от античности, представления о мире, о вселенной. Мир этот представлялся обширным и бескрайним, полным загадок и тайн, имеющим большие пространства и такие же большие возможности, но их нужно отстаивать в бесконечных войнах и стычках. В отличие от спокойного и размеренного античного «космоса» мир кельтов и германцев был тёмен и загадочен, населён множеством существ, таинственных, непонятных, злых и добрых, живущих и обитающих в самых различных местах. Это мифический мир гномов и эльфов, гоблинов и троллей, бесплотных духов, где человеческая личность, помимо безграничных возможностей, чувствует себя вместе с тем одинокой и покинутой. Жизнь людей вместе была не только необходимостью, но и возможностью более полно раскрыть свои качества, причем вместе со своими людьми, соратниками, друзьями. Изначально сложилось так, что большую роль в жизни варварских племен играли вождь и его дружина – гарант защиты племени и гарант выживания его в случае неурожая, ибо военное дело в таком насыщенном мире было краеугольным камнем почёта, доблести и просто настоящего дела.

Исторически сложилась такая ситуация, в которой система видения мира варваров по своим внешним и внутренним проявлениям удивительно гибко соотносилась с христианской идеей Непостижимого и Безначального Бога и его творения – бесконечной вселенной. Поэтому не удивительно, что христианская миссионерская деятельность среди диких и жестоких варваров проходила более удачно, нежели в просвещённом античном мире. Большинство германских и кельтских племен приняло христианство по римскому образцу. Постепенно на территории Западной Европы возникало множество монастырей, которые как оазисы в пустыне, становились центрами новой, зарождающейся культуры. Именно из монастырей выходили наиболее яркие проповедники, в монастырях сосредоточивались грамотные и широко образованные не только в религиозном плане люди, именно монастырь был для окружающих идеалом и центром настоящей, истинной жизни. Конечно же, языческие верования соприкасались и вступали в борьбу с верованиями христианскими, но последние с удивительной легкостью одерживали верх. Более того, Церковь проявляла поразительную гибкость, воспринимая те обряды, которые не вредили акту веры и дальновидно оставлялись уже в виде христианских праздников.

Монастыри являлись не только центром новой культуры. Их закрытый, замкнутый, аскетический, полный внутренней духовности ритм жизни являлся примером и лег в основу строения нового, средневекового общества. Внешняя замкнутость и недоступность монастыря отразились в замкнутости и иерархичности сословного средневекового общества. Вожди с их дружинами постепенно превращались в аристократическую верхушку, которая в свою очередь тоже имела внутреннюю иерархию. Вождь становился королём, а его подчиненные образовывали иерархию герцогов, графов, баронов, рыцарей и т. д. Символом власти и знатности стало обладание территорией. Король за службу давал своим дружинникам участок земли. Получивший его приносил клятву верности королю. Христианское «В начале было Слово…» стало играть решающую роль в обществе. Отныне данное слово решало все. Дающий землю назывался сеньор (старший). Получающий землю – вассал. Вассалы приносили клятву верности сеньору и эта клятва была сильнее любого документа или договора. Это было тем более актуальным в условиях практически поголовной безграмотности. Вассалы в свою очередь поступали с землёй так же, т. е. набирали своих слуг, в результате чего сложилась своеобразная иерархическая лестница, где каждый вассал подчиняется только своему сеньору. «Вассал моего вассала не мой вассал» – так гласил неписаный закон средневековой иерархии. Однако неправильно представлять отношения сеньора и вассала как отношения господина и слуги. Это именно дружеские отношения, ведь верность – главный критерий дружбы. Сеньор более покровитель, нежели господин. Очень часто случалось, что у сеньора перед вассалом было больше обязанностей, нежели наоборот. Перед нами возникает уникальная цивилизация, в которой экономический элемент отступает перед личными, дружескими отношениями. Ни в культурах, предшествующих этой эпохе, ни в последующих подобного явления не усматривается.

Выбор редакции
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...

План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...

На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...

Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...
Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....
К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...
Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...