Понятие мировоззрения, его структура и уровни. Формы мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское


Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Философия как особый тип мировоззрения

Мировоззрение, его сущность, структура, основные типы.


Мировоззрение - необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Это общее понимание человеком окружающего мира, своего положения в нем, взаимоотношения с ним, а также понимание общих возможностей и задач в практической и познавательной деятельности. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. В состав мировоззрения входят и играют в нем важную роль обобщенные знания - повседневные, или жизненно-практические, профессиональные, научные. Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного народа или отдельного человека, тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение. Итак, мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, и место человека в нем.


Уровни мировоззрения:


1. Житейско - практический(формируется стихийно, на него влияют религиозные, национальные факторы)

2. теоретическое мировоззрение(все основано на доказательстве, на этом уровне находится философия и науки)В истории человечества выделяется три основные формы мировоззрения :

1. Мифология;

2. Религия;

3. Философия.

Мифология – самая ранняя форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы: - происхождение Вселенной, Земли и человека; - объяснение природных явлений; - жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения; - вопросы чести, долга, этики и нравственности. Чертами мифа являются: - очеловечивание природы; - наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;- отсутствие абстрактных размышлений (рефлексий); - практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т.д.); - однообразие и поверхность мифологических сюжетов.

Религия – форма мировоззрение, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятие окружающей действительности. Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций: - объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей); - культурологическую (способствует распространению определённой культуры, влияет на культуру);- нравственно–воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадание, честности, терпимости, порядочности, долга).

Философия – особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Впервые термин употребил Пифагор

Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно: - основано на знании (а не на вере либо вымысле); - рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя); - логично (имеет внутреннее единство и систему); - опирается на четкие понятия и категории. Философия включает в себя учения об общих принципах бытия мировоззрения (онтология, или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания(гносеология), проблемы творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии. Философия дает систему знания о мире как целом. Т.о., философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.


Функции философии :


Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).

Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи – мозга. Материалисты: Аристотель, Фалес…Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу – разуму, воле. Идеалисты: Платон, Юм, Берди.

Объективный идеализм считает первоосновой всего мировой разум (Платон).

Субъективный идеализм считает первоосновой - сознание одного человека или группы людей (Юм, Берди). Каждый человек обладает уникальным, индивидуальным способом относиться к ценностям того или иного рода, в чем и состоит суть именно его ценностной ориентации. Это проявляется и на уровне мировоззренческих позиций, когда речь идет об отношении к выбору философских пристрастий, нравственных ориентаций, к искусству и религии. Так, для глубоко верующего человека определяющей силой в его духовной жизни является религия, т.е. те высшие и последние, абсолютные, не приходящие ценности, которые он признает над собой и выше себя, и то практическое отношение, в которое он становится к этим ценностям.


Формирование взглядов на материю в истории философии


Для античного периода характерно, прежде всего, нерасчлененность философского и естественно - научного знания. Никакой экспериментальной базы не было. Философы пытались объяснить природу умозрительно (интеллегибельно). Этой умозрительностью были заложены основы спекулятивной философии. Такое объяснение природы позднее получило название натурфилософии.

1. «Начала философии» были заложены Милетской школой древнегреческих натурфилософов, основателем которой был Фалес . Он утверждал, «все есть вода». В изменчивом мире вещей есть одно основание, которое остается постоянным при всех изменениях - вода. Из нее все возникает и в нее все обращается. Он, как и другие древние греки, наблюдал множество вещей, которые появляются из воды и в ней исчезают. Вода превращается в пар и лед. Вода - это некая субстанция, первооснова, обеспечивающая единство и вечность мира.

Вода не является чем-то мистическим, она осязаема и знакома. Если все, что происходит - это превращение воды из одних форм в другие, то есть, в изменении нет ничего сверхъестественного, все может быть объяснено с помощью законов, которым подчиняется вода. Фалес делает первый шаг от «мифа к логосу», открывая проницаемость природы для человеческого мышления. Анаксимандр считал первоосновой всего – апейрон (материален, вещественен, вечен, во вращательном движении). Анаксимен считал первокирпичиком - воздух.

2. Гераклит и Парменид . Для Фалеса и его учеников главной была проблема субстанции, первоначала, вопрос о существовании изменений в мире не вызывал у них сомнения.

Существует ли изменение? Гераклит утверждал, что все находится в непрерывном движении, становлении, поэтому « в одну и ту же реку нельзя войти дважды, и нельзя дважды застигнуть смертную природу в одном и том же состоянии. Космос - это живой организм, где постоянно возникает что-то новое. Движение и покой две противоположности, определяющие существование мира на основе неизменного закона - логоса.

Гераклит является первым античным диалектиком, представившим мир в движении и развитии, выявившим источник развития – взаимодействие противоположностей. Борьба противоположных начал - источник развития и, одновременно, основа гармонии. Основа мира - огонь, а душа есть огненная субстанция (проявление огня), укорененная в бытии и причастная божественному логосу. Устойчивость мира заключается в том, что мир сгорает во вселенском пожаре и возникает ВНОВЬ через регулярные промежутки времени, циклы.

Парменид утверждает, что изменение является логически невозможным, ибо мыслить противоречиво нельзя. Он рассуждает следующим образом:.

1) Что существует - существует; Что не существует – не существует;

2) Что существует, может быть мыслимо; Что не существует, мыслимо быть не может;

3) Идея изменения предполагает, что нечто начинает существовать и: что нечто прекращает существовать. А то, что не существует, есть небытие, оно не может быть мыслимо. Мыслить можно лишь то, что логически возможно, а значит только бытие как единое и неизменное. Верить мы можем только логике и разуму, познаваемо только непротиворечивое и устойчивое.

Мир распадается у Парменида на бытие и сущее (небытие).

3 . Эмпедокл оперирует четырьмя неизменными началами: огнем, землей, водой и воздухом и двумя силами - разъединяющей (ненависть, вражда) и объединяющей (любовь). Четыре элемента качественно и количественно неизменны, но разные количества начал могут соединяться между собой с помощью объединяющей силы и образовывать вещи. Вещи исчезают, когда элементы «отталкиваются друг от друга» с помощью разъединяющей силы.

Анаксагор оперировал «бесчисленным» количеством элементов и одной силой («умом»). Он считал, что ум направляет все изменения к некоторой цели.

4. Большую роль в развитии натурфилософии сыграли взгляды Демокрита и его атомистическая теория. Бытие множественно и находится в непрерывном движении. В основе мира лежит множество неизменных первоначал - атомов, которые движутся в пустоте. Движение атомов определяется исключительно механическими причинами. Вещи складываются из атомов и на атомы распадаются, поэтому мир - это гигантский механизм, управляемый законами движения. Движения атомов не зависят от божественного или человеческого разума. Атом (вечен, неделим, не превращается друг в друга, различные формы, разная величина, нет чувственных свойств, душа состоит атомам, атом в движении).

Атомистическая модель мира как механической системы имела свои достоинства и недостатки. Она давала количественное описание мира, что делало мир логичным, доступным для изучения с помощью математики; но объяснить качественные свойства предметов, такие как цвет, вкус, запах и многое другое, чувственно воспринимаемые свойства, она не могла. Этот недостаток Демокрит пытался преодолеть в теории познания путем введения атомов-посредников, эйдосов.

5. Учения Платона и Аристотеля . Вещи возникают путем соединения идеи и материи. Платон описывает материю как «восприемницу», вынашивающую в себе чистый идеальный образец - эйдос. Материя это то, что все приемлет и помещает в себе, не имеет активности и формы, облика и величины, чистая отрицательность и ничто, но одновременно некая возможность мира.

Аристотеля интересует вопрос не только о сущности вещи, но и о ее существовании, причинах возникновения и изменения. Он выделяет четыре принципа всякой вещи:

Первый принцип - форма, сущность бытия всякой вещи.

Второй принцип - материя. Она, по Аристотелю, состоит из двух уровней. В первом случае - материя это вещество, потенциальная предпосылка или возможность вещи. Во втором случае, речь идет о материи как субстрате, вещественной, чувственно воспринимаемой основе вещи. Нет вещи без материи, также как нет вещи без формы. Всякая вещь - это овеществленная форма.

Третий принцип - движущая причина как переход возможности в действительность. Именно за счет движения происходит соединение существующих независимо друг от друга, материи и формы.

Четвертый принцип - целесообразность, цель. Итогом всякого движения должен быть результат, он и есть цель движения. Существованием активной первопричины всего мира - это Бог-ум, именно он является Перводвигателем, содержит в себе формы всех вещей и определяет цель мироздания.

В 16-19 веках прошла первая научная революция . Идет процесс размежевания философии и науки. Это хорошо иллюстрируется фразой Ньютона: «Физика - бойся метафизики», под метафизикой понимается философия, претендовавшая на то, чтобы быть матерью всех наук. Главной наукой стала механика. Именно к законам классической механики сводилась сущность всех явлений. Это была крайняя степень редукционизма (т.е. упрощение сложных явлений). Материю перестали отождествлять с конкретным видом вещества. Метафизические материалисты отождествляют понятие материи с представлениями о вещ-ве и его механических свойствах. К числу таких свойств материалисты относили тяжесть, инерцию, неделимость, непроницаемость, массу и др.

Рене Декарт считал, что все тела, как твердые, так и жидкие, состоят из одной и той же материи, что каждая частица материи стремится всегда превратиться в одну из своих форм и, превратившись в нее раз, всегда ее сохраняет. Природа материи, т.е. тела, по Декарту состоит лишь в том, что тело есть субстанция, протяженная в длину, ширину и глубину. Мир представляет собой беспредельно протяженную субстанцию.

С началом неклассического периода развития науки происходит научная революция. Эпоха связана с открытием делимости атома на ядро и электроны. Учебники по диалектическому материализму этот период объясняли так: были-де философы - материалисты и ученые, которые понятие «материя» связывали с атомом, как мельчайшей частицей вещ-ва. Открытие делимости атома привело их к мысли, что материя исчезла и эти философы и ученые «свихнулись» в субъективный идеализм.

В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» все поставил на свои места. Он обобщил достижения науки и обосновал объективную реальность в качестве субстанциональной основы понятия «материя». Ленин говорит: "Материя исчезает" - это значит, исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор, наше знание идет глубже; исчезают такие свойства материи, которые казались раньше абсолютными, неизменными, первоначальными и которые теперь обнаруживаются, как относительные, присущие только некоторым состояниям материи." Основной особенностью ленинского понятия материи как объективной реальности является то, что оно указывает на неисчерпаемость ее структуры и свойств; на безграничность человеческого познания материи вширь и вглубь... Ленин дает следующее определение материи. Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.


Проблема движения и его связь с материей. Проблема классификации форм движения и наук, их окружающих


Познавая окружающий мир, мы узнаем, что в нем пет ничего абсолютно застывшего и неизменного, все находится в движении, переходит из одних форм в другие. Во всех материальных объектах происходит движение элементарных частиц, атомов, молекул, каждый объект взаимодействует с окружающей средой, а то взаимодействие заключает в себе движение того или иного ода.

Любое тело, покоящееся по отношению к Земле, движется месте с ней вокруг Солнца, вместе с Солнцем - по отношению к другим звездам Галактики, последняя перемешается относительно других звездных систем и т. д.

Абсолютного покоя, равновесия и неподвижности нигде нет, всякий покой, равновесие относительны, являются определенным состоянием движения. Стабильность структуры и внешней формы тел обусловлена определенным взаимодействием между составляющими их микрочастицами, а всякое взаимодействие, развертывающееся в пространстве и времени, выступает как движение; равным образом и любое движение включает в себя взаимодействие различных элементов материи. Взятое в самом общем виде, движение оказывается тождественным всякому изменению, любому переходу из одного состояния в другое.

Движение-это всеобщий атрибут, способ существования материи. В мире не может быть материи без движения как нет и движения без материи.

Это важное положение можно доказать методом рассуждения от противного. Предположим, что существует некая форма материи, лишенная всякого движения, как внутреннего, так и внешнего. Поскольку движение равносильно взаимодействию, то эта гипотетическая материя должна быть лишена всех внутренних и внешних связей и взаимодействий. Но в таком случае она должна быть бесструктурной, не заключать и себе никаких элементов, ибо последние из-за отсутствия способности к взаимодействиям не могли бы объединиться друг с другом и образовать данную форму материи. Из этой гипотетической материи в свою очередь не может ничего возникнуть, поскольку она лишена связей и взаимодействий. Она ни в чем не могла бы обнаруживать своего существования по отношению ко всем другим телам, ибо не оказывала бы на них никакого влияния. Она не обладала бы никакими свойствами, поскольку всякое свойство представляет собой результат внутренних и внешних связей и взаимодействий и также раскрывается во взаимодействиях. Наконец, она была бы принципиально непознаваема для нас, поскольку всякое познание внешних предметов осуществимо лишь при их воздействии на наши органы чувств и приборы. У нас не было бы никаких оснований допускать существование такой материи, поскольку от нее не поступало бы никакой информации. Суммируя все эти негативные признаки, мы получаем чистое ничто, некоторую фикцию, которой абсолютно ничто не соответствует в действительности.

Будучи неразрывно связанной с движением, обладая внутренней активностью, материя не нуждается ни в каком внешнем божественном толчке для того, чтобы быть приведенной в движение (именно такой метафизической концепции “первотолчка” придерживались в свое время некоторые философы-метафизики, рассматривавшие материю как косную, инертную массу).

Материя является субстратом всех изменений в мире; движения, оторванного от материи, не существует, как нет и энергии без материи. Возможность существования движения без субстрата, перехода материи в энергию допускали представители энергетизма (прежде всего немецкий естествоиспытатель В. Оствальд, взгляды которого подверг критике В. И. Ленин в книге “Материализм и эмпириокритицизм”). Они отождествляли массу и материю, а затем массу и энергию, после чего делался вывод о тождественности материи и энергии.

В духе энергетизма рассуждают некоторые современные ученые, которые на основании формулы Е=тс2 (Е-энергия, m- масса, с-скорость света) делают вывод об эквивалентности материи и энергии. Прекращение частиц и античастиц (при их взаимодействии) в фотоны они рассматривают как уничтожение (“аннигиляцию”) материи, преобразование ее в “чистую энергию”. На самом деле кванты электромагнитного поля (фотоны) представляют собой особую форму движущейся материи. В данном случае происходит не уничтожение материи, а переход ее из одной формы в другую при строгом выполнении законов сохранения массы, энергии, электрического заряда, импульса, момента импульса и некоторых других свойств микрочастиц.

В природе имеется бесчисленное множество качественно различных материальных систем, и каждая из них обладает специфическим для нее движением. Современной науке известна лишь небольшая часть этих движений, которые можно подразделить на ряд основных форм движения. К последним относятся способы существования и функционирования материальных систем на соответствующих структурных уровнях. Основные формы движения включают в себя такие группы процессов, которые подчиняются общим законам (различным для разных форм движения).

В разработке классификации основных форм движения большая заслуга принадлежит Ф. Энгельсу, который в своем произведении “Диалектика природы” говорил о существовании следующих форм движения: механической (пространственного перемещения); физических (электромагнетизм, гравитация, теплота, звук, изменения агрегатных состояний веществ и др.); химической (превращение атомов и молекул веществ); биологической (обмен веществ в живых организмах); социальной (общественные изменения, а также процессы мышления). Эта классификация сохраняет свое значение и сейчас. Она исходит из принципа исторического развития материи и качественной несводимости высших форм движения к низшим.

В настоящее время из основных форм движения можно выделить прежде всего такие, которые проявляются во всех известных пространственных масштабах и структурных уровнях материи. К ним относятся:

1) пространственное перемещение - механическое движение атомов, молекул, макроскопических и космических тел; распространение электромагнитных и гравитационных волн; движение элементарных частиц;

2) электромагнитное взаимодействие;

3) гравитационное взаимодействие (тяготение).

Далее необходимо выделить формы движения, проявляющиеся лишь на определенных структурных уровнях и неживой природе, в живой природе и в обществе. В неживой природе - это прежде всего взаимодействия и превращения элементарных частиц и атомных ядер. Частным проявлением данной формы движения выступают все виды ядерной энергии. В результате перераспределения связей между атомами в молекулах, изменения структуры молекул одни вещества превращаются в другие, Этот процесс составляет химическую форму движения.

Формы движения в живой природе включают в себя процессы, происходящие как внутри живых организмов, так и в надорганизменных системах. Жизнь представляет собой способ существения белковых тел и нуклеиновых кислот, содержанием которого является непрерывный обмен веществ между организмом и окружающей средой, процессы отражения и саморегуляцни, направленные на самосохранение н воспроизводство организмов.

Все живые организмы представляют собой открытые системы. Постоянно обмениваясь веществом и энергией с окружающей средой, живой организм непрерывно воссоздает свою структуру и функции, поддерживает их относительно стабильными. Обмен веществ приводит к постоянному самообновлению клеточного состава тканей.

Жизнь представляет собой систему форм движения и включает в себя процессы взаимодействия, изменения и развития в над организменных биологических системах-колониях организмов, видах, биоценозах, биогеоценозах и всей биосфере.

Высшим этапом развития материи на Земле является человеческое общество с присущими ему социальными формами движения. Эти формы движения непрерывно усложняются с прогрессом общества. Они включают в себя всевозможные проявления целенаправленной деятельности людей, все социальные изменения и виды взаимодействия между различными общественными системами - от человека до государства и общества в целом. Проявлением социальных форм движения служат и процессы отражения действительности в мышлении, которые основываются на синтезе всех физико-химических и биологических форм движения в мозгу человека.

Между, всеми формами движения материн существует тесная взаимосвязь. Она обнаруживается прежде всего в историческом развитии материи и в возникновении высших форм движениянаоснове относительно низших. Высшие формы движения синтезируют в себе относительно низшие. Так, человеческий организм функционирует на основе взаимодействия физико-химических и биологических форм движения, находящихся в нем в неразрывном единстве, и одновременно человек проявляет себя как личность-носитель социальных форм движения.

При изучении взаимоотношения форм движения важно избегать как отрыва высших форм от низших, так и механического сведения первых к последним. Отрывая высшие формы от низших, нельзя объяснить их происхождение и структурные особенности. Игнорирование качественной специфики высших форм движения и грубое сведение их к низшим формам ведет к механицизму и недопустимым упрощениям.

Познание взаимоотношения форм движения имеет большое методологическое значение для раскрытия материального единства мира, особенностей исторического развития материи. Процесс познания материи в значительной мере совпадает с исследованием форм ее движения, и если бы мы познали полностью движение, мы познали бы и материю во всех ее проявлениях. Но этот процесс бесконечен.

Выяснение законов взаимоотношения форм движения важно для познания сущности жизни и других высших форм движения, для моделирования функций сложных систем, включая и мозг человека, на все более сложных технических системах. Прогресс науки и техники открывает в этом направлении необъятные перспективы.

«Всякое равновесие либо является лишь относительным покоем, либо само представляет собой движение в равновесии, каким, например, является движение планет. Абсолютный покой мыслим лишь там, где нет материи. Итак, нельзя отделять от материи ни движения как такового, ни какой-либо из его форм, например механической силы; нельзя противопоставлять материи движение как нечто особое, чуждое ей, не приходя к абсурду». «Предмет – движущееся вещество. Различные формы и виды самого вещества можно познать опять-таки только через движение; только в движении обнаруживаются свойства тел; о теле, которое не находится в движении, нечего сказать. Следовательно, природа движущихся тел вытекает из форм движения». Энгельс Ф.

Движение в применении к материи есть изменение вообще. Основанием движения выступает всеобщее взаимодействие, которое объединяет мир в единую целостную систему.

Движение - это выражение внутренней активности материи. Движение противоречиво: это единство прерывности и непрерывности, абсолютного и относительного.

Прерывность движения - это его дифференцированность на множество процессов.

Непрерывность движения - это взаимосвязь всех видов движения.

Покой есть момент движения. Он относителен. Невозможен по отношению ко всем формам движения одновременно.

Абсолютность движения означает:

1. Движение - способ существования материи, без которой она не существует.

2. Оно неотвратимо и неуничтожимо, как и материя.

3. Движение определяет характер изменения матер. мира.

Два типа движения:-движение, связанное с сохранением устойчивости предмета, его качеств.-движение, связанное с изменением качества.

Такой тип движения называется "развитие".

Взаимосвязь форм движения материи:- предыдущая форма обуславливает явление последней, более высшей, но не сводится к ней.

Два направления:

1. Редукционизм - сведения сложных форм движ. к простым.

2. Антиредукционизм - неучитывание связи между формами движения.


Пространство и время. Философские аспекты современных естественнонаучных теорий пространства и времени


Представления о пространстве и времени сложились в виде двух противоположных концепций, названных впоследствии концепциями Демокрита-Ньютона и Аристотеля-Лейбница. Первая концепция допускала существование пространства как некоторой пустоты, не связанной с материальными предметами. При этом считалось также, что время представляет собой самостоятельную сущность, не связанную с материей и пространством. С точки зрения второй концепции, не мыслились пространство и время, оторванные от вещей. В науке до конца XIX и начала ХХ в. господствовала первая концепция. Древнегреческие философы Демокрит , Эпикур, Лукреций Кар и др. пришли к пониманию пространства как пустоты исходя из своего атомистического учения. Они считали, что для существования и движения атомов требуется пустота - некое вместилище, где атомы, сочетаясь различным образом в движении, образуют многообразие тел. Особенно большой вклад в этом отношении был сделан Ньютоном, искавшим при создании классической механики универсальную систему отсчета, относительно которой происходит механическое движение тел. В качестве такой универсальной системы Ньютон и выбрал пространство. По Ньютону, пространство суть пустое абсолютное вместилище, в котором располагаются все тела как нечто внешнее по отношению к нему. Время суть чистая длительность, присущая любому единичному явлению самому по себе. Оно также абсолютно.

Аристотель , выступая против идеи атомистического строения мира, отбросил вместе с ней и идею пустого пространства. С точки зрения Аристотеля, пространство представляет собой совокупность мест занимаемых телами. Иными словами, пространство - это порядок взаимного расположения множества различных тел, а время - порядок сменяющих друг друга явлений и состояний тел, т.е. время связывалось с движением, изменением тел. Дальнейшее развитие вторая концепция получила в трудах Лейбница, Гюйгенса, Дидро и др. С точки зрения диалектического материализма пространство и время неразрывно связаны между собой и с движущейся материей, формами существования которой они являются. По этой концепции бытие вне времени есть такая же величайшая бессмыслица, как бытие вне пространства, пространство и время без материи - пустые представления, абстракции, существующие только в нашей голове.

Мировоззрение Структура Объект мировоззрения - мир в целом. Предмет мировоззрения Уровни мироощущение мировосприятие миропонимание Исторические типы Мифология Религия – Философия-

Сравнительный анализ философии, мифологии, религии, науки.

Философия (с греч. - любовь к истине, мудрости) - учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Специфические черты философии : 1. рациональность; 2. свободомыслие; 3. критичность; 4. открытость к диалогу; 5. разные направления, течения; 6. особый специфический язык (понятия и термины). Мифология -это фантастическое, иллюзорное отражение мира в мифах, сказаниях, легендах. Специфические черты мифологии : 1.очеловечивание, одушевление внешнего мира, т.к. древний человек не умел выделить себя из этого мира, он наделил этот мир собственными чертами и признаками; 2. основами мифологического мировоззрения являются мироощущение и мировосприятие - им присущи явно выраженный эмоциональный характер; 3. эмоционально-чувственная форма отражения (что вижу, то и отражаю); 4. Синкретизм – (нерасчлененность) все смешано: и чистые взгляды и научные знания, и обыденные знания. Религия – это фантастическое, иллюзорное отражение мира, основанное на вере в сверхестественные силы богов. Черты религиозного мировоззрения: 1. разделение мира на 2 реальности- мир сверхестественных божеств и мир земной, естественный; 2. уверенность человека в существовании сверестественного мира и связи с ним; 3. религиоз. мировоззрение формируется в тесном единстве с другими формами постижения мира (политика, право, искусство, мораль); 4. религиозный мир создается определенной группой людей(священнослужителями); 5. религиоз. мир является одним из элементов структуры религии. Взаимоотношения между Философией и частными науками носили противоречивый характер. Частные науки занимались исследованиями, а общетеоретическими вопросами этих наук занималась Философия. Современная наука представляет собой чрезвычайно разветвлённую систему знания. Все известные явления мира оказались в “частном” владении той или иной спец. науки. Философия чётко самоопределилась в системе научного знания. Ни одна частная наука не изучает закономерности, общие для явлений природы, развития общества и человеческого познания, эти закономерности и являются предметом Философии. Философия сводит воедино результаты исследований во всех областях знаний. Философия как теоретическая форма сознания, рационально обосновывающая свои принципы, отличается от мифологической и религиозной форм мировоззрения, которые основываются на вере и отражают действительность в фантастической форме. Философия в отличии от других форм знания имеет свой особый объект изучения мир в целом .

Предмет и основные разделы философии. Функции философии.

Предмет Философии исторически изменялся в тесной связи с развитием общества, всех сторон его духовной жизни, в том числе с развитием науки и самого философского знания. Философия зародилась на заре человечества цивилизации в Индии, Китае, Египте, но своей классической формы достигла в Др. Греции. Первые, философы античного мира стремились открыть единый источник природных явлений. Натурфилософия явилась первой исторической формой философского мышления. По мере накопления частных научных знаний, начался процесс выделения математики, астрономии, медицины и др. наук. Возникали различные философские теории и течения. Основные разделы философии : онтология - учение о бытии, гносеология - учение о познании мира, логика - наука о формах правильного мышления, философская антропология – философия изучения человека, диалектика – учение о развитии и всеобщих связях, соц.философия – наука об обществе, аксиология – учение о ценностях. Функции философии: 1. мировоззренческая; 2. гносеологическая (познавательная); 3. методологическая; 4. гуманистическая; 5. праксеологическая (преобразовательная); 6. прогностическая.

Особенности и этапы развития античной философии.

Возникла в 6 в. до н.э. в цивилизованном обществе, в Милете. Этапы развития античной философии – на смену мифологии пришла философия; на смену язычества пришли мировые религии (буддизм); появилась наука, как совокупность теоритических знаний о мире; появляется современный тип личности. Особенности античной философии : 1. древнегреческая философия генетически и проблемно была связана с мифологией (мифы использовались лишь как средство выражения мыслей); 2. древнегреческая ф. в отличии от восточной больше была связана с наукой, а не с религией; 3. ф. появилась благодаря появлению любознательных людей, которые смотрели на окружающий мир и удивлялись ему; 4. др.греч. философы пытались объяснить сущность мира, процесс возникновения из хаоса гармоничного космоса; 5. постоянное стремление ф. к истине, получению объективного исторического знания о мире; 6. др.греч. ф. представлена разнообразными направлениями, течениями, школами. По мере накопления частных научных знаний, спец. приёмов исследования начался процесс выделения математики, астрономии, медицины и др. наук.

Натурфилософия античности.

На протяжении VI-V вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. Представители Милетской школы: Фалес - первым сформулировал вопрос: “что есть всё”, “что является первоосновой”. Всё произошло из некого влажного первовещества или воды. Земля - плоский диск, плавающий на поверхности воды. Вода и все произошедшие из неё вещи – не мертвые. Вселенная полна богов, всё одушевлено. Примеры - магнит и янтарь могут приводить в движение другие вещи – они имеют душу. Всё знание надо сводить к одной основе – чувственной видимости, Анаксимандр - первоисточник – это некое первовещесто апейрон из которого обособляются противоположности теплого и холодного, дающие начало всем вещам. Апейрон не имеет границ, он беспределен. Земля - цилиндр. Всё обособившееся от беспредельного должно вернуться в него. Поэтому миры возникают и разрушаются. Чувственный мир является лишь проявлением реального мира, следовательно необходимо выйти за пределы непосредственного наблюдения. Анаксимен - первовещество – воздух. Все вещества получаются посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух – это дыхание, обнимающее весь мир. Земля – диск, поддерживаемый воздухом. Душа также состоит из воздуха. Воздух обладает свойством бесконечности. Задавшись вопросом, откуда всё возникает и во что превращается, они искали начало происхождения и изменения всех вещей. Полагали, что существует первовещество – живое в целом и в частях, наделенное душой и движением. Занимались и разносторонней практической деятельностью. Натурфилософия явилась первой исторической формой философского мышления. В V в. до н. э. Милет утратил самостоятельность (во власти Персов) и развитие философии здесь прекратилось. Эфесская школа: ГЕРАКЛИТ - первоначало всего мира – огонь. Космос един, всё сущее никем не сотворено и является живым огнем, загорается и потухает. Огонь превращается в воду – семя мироздания, вода превращается в землю и воздух; и назад. Душа является огненным дыханием – основанием жизни. Первый различал чувственное и рациональное познание. Истина постигается умом, который познаёт сущность (логос) мира, находясь за порогом чувств. Познание начинается с чувств, но они должны обрабатываться разумом. Образование и понятие слиты воедино, т. к. едины чувства и рациональное познание. В мире существует единство как результат сочетания противоположностей. Борьба противоположностей закономерна, т. к. является источником создания мира. Противоположности соединяются, и устанавливается гармония. Гераклит развивает диалектические взгляды. “Всё течет, всё изменяется”, “нельзя войти в одну реку дважды”, всё рождается благодаря смерти чего-либо. Это стихийная диалектика, где космос рассматривается как единое целое и пребывает в постоянном движении и изменении. Школа атомистов: представители: Левкипп и Демокрит. По их мнению первоосновой мира является невидимые, неделимые. Но умопостижимые частицы – атомы. Атомистическая теория строения мира занимает господствующее положение в ф. и физике до конца 19 в.

Философские учения Канта.

Основоположни­ком классического немецкого идеализма, возродившим идеи диалектики, был И. Кант (1724 - 1804). Именно с Канта началась философия нового времени. Разработанная им концепция происхождения Солнечной системы из гигантской газовой, туманности до сих пор является одной из фундаментальных научных идей в астрономии. Своими естественнонаучными работами Кант сделал попытку приложить принципы современного естествознания не только к строе­нию Вселенной, но и к истории ее возникновения и развития. Он выдвинул идею распределения животных, по порядку их возможного происхождения, а также идею о естественном происхождении человеческих рас. Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установ­ление его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу зна­ния. Кант различал воспринимаемые человеком явле­ния вещей и вещи как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нам доступны только явле­ния вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта. Миру явлений соответствует не­зависимая от человеческого сознания сущность вещей - “вещи сами по себе”. Абсолютное познание их невозможно. Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. В прин­ципиальной ограниченности человеческого познания он видел определенный нравственный смысл: если бы человек был на­делен абсолютным знанием, то для него не было бы ни риска, ни борьбы при выполнении нравственного долга. Кант был убежден, что идеи пространства и времени человеку известны прежде восприятии. Пространство и время идеальны, а не реальны. В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике: противоречие рассматривалось как необходимый момент познания. Стремясь примирить науку и религию, он говорил, что должен был ограничить область знания, чтобы дать место вере.

Философия марксизма.

Философию К. Маркса называют диалектическим и историческим материализмом. Диалектический материализм включал в себя и материалистическое понимание исторического развитие человеческого общества. К.Маркс показал, что только в своем единстве диалектика и материализм становятся философскими концепциями, охватывающими все сферы природы общества и человеческого сознания. Маркс считал, что философы различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, что бы изменить его. Это положение можно считать главным в марксизме. Изменить мир нужно с помощью теории, но не одной. Изменить могут не одиночки, а только народные массы, трудящиеся. Марксизм выходит в область соц.жизни, затрагивая судьбы миллионов людей и даже всего человечества. Маркс не был удовлетворен улучшениями соц.жизни. Он верил в силу ее революционного качественного преобразования. До Маркса философы строили планы социального усовершенствования мира. Первопричину и первооснову общественной жизни прежние реформаторы видели в перестройке, перевоспитании сознания человека. Философское мировоззрение Маркса характеризуется пониманием человеческой деятельности. Радикальная перестройка в истолковании ее природы осуществляется в ходе рассмотрения вопросов о субъекте и объекте общественного развития. Отношение человека как субъекта к природе как к объекту Маркс называет трудом и полагает его фундаментом всей культурообразующей деятельности. Природа для Маркса это не только условия жизни и дом, в котором живет человек, природа это и сам человек, его собственное тело. Маркс утверждает природность человека. Базисом для построения философии для М. становится анализ капиталистического производства. М. стремится предвидеть дальнейшую эволюцию. И видел он саморазрушение капитализма. Основные положения теории Маркса : 1. антагонизм между трудом и капиталом определяет весь исторический прогресс, деление на пять формаций исходя из соотношения между производительными силами и производственными отношениями. 2. механизм перехода от одной формации к другой - противоречие между производительными силами и производственными отношениями. 3. Теория прибавочной стоимости: есть время, необходимое для производства товара, оно оплачивается рабочему в виде заработной платы. А есть время, которое не оплачивается, тогда и создаётся прибыль. Таким образом, прибавочная стоимость – это время, когда создаётся прибыль. Чтобы увеличить прибыль необходимо либо увеличить рабочее время, либо использовать низкооплачиваемую рабочую силу. Избежать этого можно только благодаря техническому прогрессу. Концепция Маркса социологична. М. Рассматривает место человека в обществе и пытается познать, когда и при каких условиях человек реализует себя как целостность. Каждый человек является гражданином, он связан с государством и через эту связь реализует начало своей всеобщности. В целом же, человек большую часть своей жизни не участвует во всеобщности. Он замкнут в рамках своей профессиональной среды. Из этой ситуации Маркс видел два выхода: либо политехническое образование, либо гуманизация труда для преодоления отчуждения человека от его труда. В целом, теория Маркса подтверждает стремление философии к практичности.

Философия позитивизма.

Позитивизм - философское направление, утверждающее, что источником подлинного, «положительного» (позитивного) знания могут быть лишь отдельные конкретные (эмпирические) науки, а философия как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. I этап: 40-е гг. XIX в. – до первой М.В. Представители: Огюст Конт, Спенсер. II этап : эмпириокритицизм – Эр Мах и Рихард Авенариус. Неопозитивизм : 20-е – 60-е гг. – Карнап, Л. Витгенштейн, Карл Поппер – «Открытое общество и его враги». Основателем этого направления является Огюст Конт . Положительная, философия, согласно О. Конту, может стать единственной основой для социальной организации, благодаря которой прекратится кризис, так долго испытываемый цивилизованными нациями. Именно умственное безначалие является основанием политического и нравственного кризиса современных обществ. До тех пор, пока отдельные умы не примут единогласно известного числа идей, способных образовать общую социальную доктрину, народы, останутся в революционном состоянии, допускающем только временные учреждения. Назначение позитивизма - произвести «соединение умов в едином общении принципов» и через это доставить «твердую основу для социальной реорганизации и для нормального порядка вещей». По утверждению Конта, взгляд на общее умственное развитие человечества(позитивизм), свидетельствует о том, что существует основной исторический закон: каждое из наших главных понятий, каждая отрасль наших познаний проходит последовательно через три различных теоретических состояния: состояние теологическое, или состояние вымысла; состояние метафизическое, или абстрактное; состояние научное, или положительное. Для позитивизма не существует других наук, кроме естествознания, изучающего явления внешнего мира. Суть позитивизма : это реальность развития философской мысли. Позитивистские устремления пытаются усилить опору на достижения науки. Слабая сторона позитивизма : отрицает почти все предшествующее развитие философии и по существу настаивает на тождестве философии и науки, а это непродуктивно. Философия является самостоятельной областью знания, опирающейся на весь массив культуры, в том числе и на естествознание, и на общественные науки, и на искусство, и на житейский опыт человечества.

Сознание как система.

Сознание – это системное явление. Оно представляет собой сложное сочетание знаний, целей, мотивов, ценностей, убеждений, эмоций и чувств человека. В структуре сознания выделяется две области: область бессознательного и область собственно сознания. Бессознательное – самая большая по объему часть психики чел., включающая неосознаваемые без применения спец. методов мотивы, механизмы и программы деятельности и поведения чел. Бессознательное стало предметом исследования представителей психоанализа – З. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма. Эта область отвечает за условные и безусловные рефлексы, характер, чувства. Темперамент индивида. В ней содержатся основания интуиции, которая в полном объеме реализуется уже на уровне рационального мышления, свойственного личности. С этим сектором сознания тесно связано и развитие устойчивых социальных реакций – архетипов и менталитета. Иногда эту область или какую-то часть ее называют подсознанием. Собственно сознание – это область, которая отвечает за мышление чел., его интеллект и память. Собственно сознание благодаря рационально-логической основе выступает в роли регулятора бессознательной области. В зависимости от носителя сознания различают индивидуальное и общественное сознание. Формами общественного сознания являются мифология, религия, искусство, наука, мораль, право. Они складываются исторически и по содержанию отражают специфические особенности конкретной социальной системы. Функции сознания: информационно-познавательная: благодаря сознанию чел. вырабатывает знания о связях и закономерностях объективного мира; регулятивная: сознание регулирует и контролирует эмоциональную сферу, социальные отношения, ценностные основания деятельности; коммуникативная: сообщества людей сознательно вырабатывают и закрепляют нормы, правила и формы общения.

Мировоззрение: сущность, уровни, структура, исторические типы, истор. хар-р.

Мировоззрение - система обобщенных чувств, интуитивных представлений на окружающий мир и место человека в нем, на отношения человека к миру. Структура мировоззрения - компоненты: познавательный, ценностно-нормативный, морально-ролевой и практический. Содержание мировоззрения: разнообразные знания о мире; принципы; идеи; убеждения (уверенность в правоте своих взглядов); идеалы (цели к кот. Стремится человек); ценности (идеи, кот. имеют значение для человека: блага, добро, коллективизм, честь, смысл жизни, достоинство, любовь и др.); программы поведения. Объект мировоззрения - мир в целом. Предмет мировоззрения - взаимоотношение мира природы и мира человека. Мировоззрение невозможно без совокупности знаний о природе, обществе, человеке. Мировоззрение складывается под воздействием социальных условий, воспитания, образования. Мерой мировоззренческой зрелости личности являются поступки, дела. Уровни мироощущение , как эмоционально-психологическое сторона мировоззрения(мир нельзя рассматривать как совокупность знаний о мире); мировосприятие , как совокупность познавательного образования, возникло в процессе непосредственного отражения мира с помощью органов чувств; миропонимание – интеллектуально-рациональная сторона мировоззрения (возникла благодаря абстрактному разуму- мы способны вникать в смысл уже существующего знания). Исторические типы мировоззрения: мифология, религия и философия. Мифология -это фантастическое, иллюзорное отражение мира в мифах, сказаниях, легендах. Религия – это фантастическое, иллюзорное отражение мира, основанное на вере в сверхестественные силы богов. Философия- любовь к мудрости, учение о всеобщих принципах бытия и познания мира.

Что такое мировоззрение? Даже определение здесь далеко не простое и однозначное. Чаще всего мировоззрением называется система взглядов (представлений) человека о себе, окружающем мире и собственном месте в нём. Чтобы разобраться с термином, нужно понять, что именно обществоведы вкладывают в «систему взглядов». Это важные компоненты мировоззрения, последнее же состоит из самосознания, представлений об окружающем мире и установленной взаимосвязи.

Базовым считается обыденное мировоззрение. Далеко не все осознают, какую роль в жизни человека оно играет. Речь идёт о представлениях и нравственных ценностях, сформированных в процессе жизни, на основании опыта, инстинктов и критического анализа пережитого. Но обыденное мировоззрение специально не вырабатывают. Оно появляется само, как естественный результат мыслительной активности. Необходимо отметить, что обыденное мировоззрение – это уровень, на котором находится большинство человечества.

Бывает также профессиональное мировоззрение. Его обычно рассматривают как следующий уровень. Формируется у людей в связи со спецификой их профессиональной деятельности, откуда и пошло название. Здесь функции мировоззрения часто носят просветительский характер. Учёный, художник, политик и многие другие пытаются передать свои взгляды на жизнь. Если мировоззрение обыденное формируется случайно, то здесь мы говорим о переработке очень своеобразного опыта, полученного во многом благодаря собственному выбору.

Теоретический уровень предполагает свободное оперирование рядом понятий. В данном случае мировоззрение его сущность и структура анализируются самим индивидуумом, обобщаются и трансформируются (при необходимости). Личность осознанно соглашается с философами или же создаёт собственное течение. Нужно сказать, что в истории было не так много тех, кто достиг подобного понимания себя, мира и происходящих в нём процессов.

Классификация мировоззрения

Говоря о том, что такое мировоззрение, нельзя не затронуть вопрос деления на типы. Отчасти те перекликаются с уровнями. Но здесь есть и свои отличия. Итак, виды мировоззрения:

1. Житейское

В данном случае самому вопросу, что такое мировоззрение, как правило, не придаётся особое значение. Человек пользуется теми представлениями, что сформировались у родственников, близких, окружающих, у него самого благодаря полученному опыту. Он нечасто задумывается над тем, какой смысл носят те или иные установки.

2. Мифологическое мировоззрение отличается неопределённостью

В этой разновидности субъективное и объективное тесно переплетаются. Центральным является миф. Он определяет, как жить, что именно нужно делать. При этом уровень критики – низкий, люди не размышляют над тем, какой смысл скрывается в традициях, обрядах и т.п. Они просто следуют им.

3. Религиозное мировоззрение

Это одно из самых стабильных, влиявших долгое время на умы целых народов. Оно базируется на вере в сверхъестественное, здесь роль мировоззрения в жизни человека становится доминирующей. Именно вера определяет поступки, часто влияет на характер. К тому же мировоззрение религиозное – самое агрессивное среди всех. Оно противостоит критике, не даёт всерьёз рассмотреть постулаты других мировоззрений. Чем и объясняется удивительная живучесть на протяжении такого долгого времени.

Стоит отметить, что религиозное мировоззрение породило, в свою очередь, ответвления. Но его виды и формы в любом случае основаны на вере в сверхъестественное. Яркий пример – метафизическое мировоззрение как система взглядов, где центральное место занимает, опять же, вера в неизменность вещей, природы и всего, что порождено Творцом. Однако подтипы данной категории объединяет то, что здесь не только не задумываются над тем, какой смысл носят те или иные утверждения, но часто об таком нельзя рассуждать. Вернее, можно, но исключительно в определённом контексте.

4. Научное мировоззрение

Это одно из самых популярных в настоящем. Тут важно понимать, какой смысл заложен в окружающем нас мире, что означает то или иное явление. Какая-либо мифология здесь полностью отсутствует. Всё максимально точно, аргументировано и конкретизировано. Научное мировоззрение постоянно развивается, пополняется новыми знаниями, всё более полно отражает окружающий мир. Но в то же время подход не меняется.

5. Философское

Обществознание рассматривает данную разновидность как одно из высших проявлений мыслительной активности. Здесь индивидуум часто теоретизирует, он задумывается над тем, как соотносятся мировоззрение и жизненные ценности, какой смысл у определённых понятий, какие формы может принимать знание. Сам вид основывается на фактах, такой же подход демонстрируют и учёные. Но научное мировоззрение не решает новые экзистенциальные проблемы. Кроме того, оно практически не имеет дела с так называемыми вечными вопросами.

Философия же активно ими интересуется. В ней отчасти можно увидеть мифологическое мировоззрение, особенно в отношении к неопределённому, к тому, что оно допускается и включается в систему ценностей. Свой отпечаток оставило и религиозное мировоззрение, например, по поводу того, что касается морально-нравственных ценностей. Но в целом доминирующим здесь считается широкий подход в сочетании с критичностью. Не зря системно рационализированное мировоззрение называют философией.

6. Гуманистическое

В то время как религиозное мировоззрение ставит в центр Бога, тут главным оказывается сам человек, человеческие возможности, характер, способность к созиданию и развитию. Если сравнивать с остальными подходами к формированию взглядов о себе и окружающем мире, то научное мировоззрение в большей степени обращено на законы (закономерности) окружающего мира, на познание, выявление и исследование. Человек здесь не может претендовать на особую роль, в отличие от гуманистического.

Необходимо отметить, что основные типы мировоззрения довольно жёстко классифицируются в науке (в рамках обществоведческого пласта знаний, например). Но в повседневной жизни в сознании одного человека особенности религиозного мировоззрения способны тесно переплетаться с гуманистическим или даже научным, просто по разным вопросам. Кроме того, люди склонны к изменениям своих взглядов. И если раньше в суждениях одной и той же личности наблюдались особенности мифологического мировоззрения, то впоследствии они могут смениться на теоретические.

Исторические формы мировоззрения

Традиционно первым появилось мифологическое мировоззрение. Оно было призвано объяснить природу вещей, явлений, которые вызывали вопросы. На обсуждаемом этапе люди не задавались сложными вопросами, не рассуждали о том, что такое «мировоззрение типы мировоззрения», например. Далеко не все осознавали, что у них есть система ценностей.

Вторым появилось религиозное мировоззрение, которое оказалось гораздо более структурированным. Оно не только давало представление, но и позволило разработать этику, уставить ограничения. Мировоззренческая функции религии, опять же, не всегда осознавалась и исследовалась. Многие просто подчинялись догматам.

Однако мировоззрение и его виды формы – всё это постоянно развивалось. Постепенно религия перестала удовлетворять социум. Появилась наука, которая выгодно отличалась прогрессивным подходом, стремлением к точности и новым знаниям, объявленным здесь ценностью. Противоположностью такому направлению стало реакционное мировоззрение, довлеющее ко всему старому, стабильному, устоявшемуся.

При изучении данной темы стоит отметить, что понятие мировоззрения и структура мировоззрения исследуются философами до сих пор. Современные теории считаются наиболее спорными, потому что они не прошли проверку временем. Но если вы захотите ознакомиться с такими вопросами глубже, достаточно будет поискать информацию по запросу «мировоззрение его структура и исторические типы». В контексте развития и перспектив рассматриваются и современные явления.

Исторические типы мировоззрения

контрольная работа

1. Мировоззрение - ядро философии. Структура мировоззрения (уровни и компоненты). Исторические типы мировоззрения (мифология, религия, философия, наука)

мировоззрение мифология религия философия

Термин «философия» (от греч. «philio»- любовь и «sofia»- мудрость) буквально означает «любовь к мудрости» и впервые встречается у древнегреческого философа Пифагора (580-500 гг. до н.э.). Закрепление в европейской культуре этого термина связано с именем Платона (427-347 гг. до н.э.). Долгое время содержание философии составляло синкретичное (нерасчлененное) знание человека о мире и его устройстве, природе, о месте человека в мире. В дальнейшем представления о сущности и предмете философии эволюционировали на протяжении всей ее истории. В настоящее время преобладающим является подход к философии как к типу мировоззрения.

Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, человеке и его положении в мире, все позитивные знания, которые накоплены человечеством за многие века. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии протекало уже под иным углом зрением - с позиций разума. Это была рефлексия человечества о мире и о своем положении в нем. Рефлексивность - главная и важнейшая особенность философии как формы духовного освоения мира.

Вторая особенность философии - решение мировоззренческих проблем с позиций разума, интеллекта. Рефлексия (от лат. reflexio - отражение) - размышление, полное противоречий и сомнений; анализ собственного психологического состояния, размышление над собственными представлениями о мире и месте в нем человека. Рефлексия - это своего рода размышление над размышлением.

Таким образом, философия - это теоретически оформленное мировоззрение, система общих теоретических взглядов человека на мир в целом. Иными словами, философия - это автобиография человечества, написанная им самим, и вобравшая в себя всю мудрость веков.

Мировоззрение составляет ядро философии. Структура мировоззрения включает в себя четыре уровня взаимоотношений человека с миром и четыре компонента.

Мировоззрение - это конкретно-историческое состояние сознания, выражающее наиболее общее и целостное отражение мира в сознании человека, и его отношение к действительности.

Мировоззрение может быть разным по форме и содержанию. Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития, когда человечество в форме мифов пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы, как происхождение и устройство мироздания, возникновение явлений природы, животных и человека.

Миф - это не выдумка, не фантазия, не легенда, в которой вспоминают о когда-то бывшем событии. Миф - это особый язык символов, на котором древний человек говорит о самом важном для себя. Древние люди не отличались абстрактным мышлением, они мыслили картинами, образами. Иными словами, прибегали к мифотворчеству.

Миф, по определению русского философа Б.П. Вышеславцева (1877-1954), представляет собой «недифференцированное единство религии, поэзии, науки, этики, философии». Миф - «пластическая символика» (А. Мень), с помощью которой человек постигает бытие. Это язык духовного творчества. Поэтому миф - не только форма мышления древнего человека. Он и сейчас присутствует в религии, современной науке, в живой философии, в искусстве. Миф в высоком смысле слова, миф-икона (А. Мень) составляет основу Библии.

Теизм (от греч. theos -Бог) - учение, согласно которому Бог - абсолютная бесконечная личность, стоящая над миром и человеком. Мир, согласно теизму, является осуществлением божественного промысла. Деизм (от лат. dues -Бог) - учение, признающее Бога Творцом мира, но отвергающее его участие в жизни природы и в делах человека. Бог, согласно деизму, представляет собой безличную первопричину бытия.

Атеизм (от греч. athton - безбожие) - система научно-материалистических воззрений, отвергающих религиозные представления о Боге как Творце мира.

Агностицизм (от греч. agnostos - непознаваемый) - в широком смысле означает непознаваемость мира в целом; в контексте первого уровня мировоззрения означает позицию, согласно которой невозможно наверняка знать, есть Бог или Его нет.

Религия (от лат. religio - святость) - восстановление связи между Богом и человеком, основу которой составляет вера в существование Бога и в Его главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Освятиться - значит выполнить волю Бога.

Религия - так же является одной из форм мировоззрения. Согласно Библии-Книге Откровения Бога, обращенного к человечеству, после той духовной катастрофы, которая обозначена как грехопадение, человечество оказалось одно в огромном враждебном мировом пространстве. Перед ним лежала скорбная дорога исторического развития. Непосредственность общения с Богом нарушилась. Религия (восстановление связи между человеком и Богом) начинается в истории человечества сразу после грехопадения. Но приобрести утраченную гармонию труднее, чем ее потерять.

Обращаясь к страницам истории, мы видим, как люди в своей повседневной жизни все больше и больше уделяют внимание природному миру. Человеку природные стихии кажутся более нужными помощниками, ибо от них, как казалось ему, зависел успех охоты, жизнь в родовой общине. В первобытном мировоззрении все большую роль начинает играть Природа. Мифология разных народов мира рисует поклонение Богине-Матери, в культе которой проявилось чувство мистичности природы, одухотворенности мироздания. Это была, по словам А. Меня (1935-1990) эпоха чуткости человека к своему подсознанию и верности Земле. Первобытный человек еще не утерял ключей к тайне единства человечества. Его мифологическое мировоззрение в эту эпоху характеризуется двумя основными чертами:

1) вера в кровное родство с животными;

2) чувство коллективности.

Первобытные люди видели мир «полным духов» не потому, что о них размышляли, а потому что ощущали мистическую тайну бытия. Для первобытного человека взаимодействие вещей в мире - это взаимодействие видимого и невидимого миров.

Духовный мир не был для них изолированным планом бытия. Однако природные стихии больше заботили доисторического охотника, чем далекий Бог. Русский философ В.Соловьев(1853-1900) определил эту религию духов как «пандемонизм», который привел к возникновению шаманства и первобытной магии. Иными словами, для первобытного человека не существовало резкой грани между естественным и сверхъестественным.

Магия (от лат. magia, греч.mageia) - совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека воздействовать на природу, людей, животных, богов. Различают белую магию (манипуляция с помощью светлых сил) и черную магию (обращение к нечистой силе).

Магия и религия противоположны. Магия - это стремление устроится в мире без Бога. В основе ее лежит богоборческий мотив. Здесь нет живого религиозного чувства. Поэтому маг и священник противоположны друг другу. Маг служит себе, стремясь использовать потусторонние силы. Священник служит Богу. Маг стремится повелевать не только животными, растениями и природой, но и человеком. Поэтому магия затормозила духовное развитие человечества на многие тысячелетия.

Итак, на пути духовного возрастания человечества возникло две главные преграды: маг (властитель душ) и коллективное сознание. Племя и власть подавляли дух человека. Человек сливается с родом, не имеет своей личной жизни, подпадает под гипноз «коллективных представлений». Магизм же парализовал творческую активность и внутреннюю духовную свободу человека. Понятно, что только через

духовную свободу и ответственность человек может найти свое предназначение, стать личностью.

В первобытную эпоху человек был ближе к Природе, но он был скован и предстоял ей не как гений, а как часть этого мира, в одном ряду с животными и растениями. Начальные сведения о существовании человека наука датирует периодом около 55 тысяч лет. Только около 6 тысяч лет назад произошла городская революция, которая совершила внезапный перелом, положив конец «доисторической ночи» человечества (А. Мень).

С появлением Города человеческая история обрела динамизм. В нашем современном представлении город является символом изоляции человека от Природы, но и одновременно он есть символ творческой активности человека. Именно город способствовал высвобождению личности, вся жизненная энергия которой до сих пор была подавлена непрерывной борьбой за существование перед лицом природной стихии. Стены города и жилища защитили человека от непосредственного давления сил природы, а общественное разделение труда привело к возникновению социальной прослойки людей, которые имели свободное время и могли заняться философией. Такова роль древнегреческих городов-полисов в возникновении философии.

Многие философы определяют роль философии как посредницы между наукой и религией. Философия содержит в себе черты и той, и другой одновременно, не совпадая ни с одной из них.

Если философию понимать только как логическое, доказательное знание, отождествляя ее с наукой, а религию трактовать как «слепую веру» в провозглашаемые авторитетом церкви догматы, то при таком понимании философии и религии вопрос об их соотношении неразрешим. Иными словами, вопрос о соотношении философии и религии неразрешим с позиций материализма и вытекающего из него атеизма. По крайней мере, так обстояло дело в недавнем прошлом (речь идет о советском периоде развития философии в нашей стране).

По словам русского философа С.Л. Франка (1877-1950) сам по себе вопрос о соотношении философии и религии есть «центральный и глубочайший вопрос человеческого жизнепонимания» и принадлежит к числу «вечных вопросов человеческого духа». С особенной остротой этот вопрос встает в эпохи коренных переломов, духовной растерянности и исканий целостности духа.

Выдающийся отечественный мыслитель современности А.Ф. Лосев (1892-1988) считал, что «религия - вера в Абсолют», а «философия - знание Абсолюта». Одним словом, предмет философии и предмет религии совпадают (Абсолют). С этих позиций сущность философии - Богопознание (С.Л. Франк). Один из выдающихся философов Нового времени - Ф. Бэкон (1561-1626) утверждал, что «малое знание -уводит от Бога. Большое знание вновь приводит к Нему».

Абсолют - духовное первоначало всего сущего, всеобщее, безначальное, бесконечное и единое, противостоящее обусловленному бытию. В эпоху античности роль Абсолюта в мировосприятии греков играл Космос, в Новое время - Разум и т.д.

Религиозная философия постигает бытие из его абсолютной Первоосновы. Философия есть созерцание Абсолюта и выражение его в системе понятий, логической взаимосвязи всеединства. Она есть посильное описание на философском языке усмотренной картины бытия. Не ощущая невидимого мира духовной реальности, невозможно философствовать. С этих позиций религия не есть «слепая вера», согласно расхожему представлению. Всякая религиозная вера опирается на непосредственное ощущение Божества, на реальное присутствие Бога, личное усмотрение Его достоверности. Религия есть жизнь в общении с Богом. Таково мироощущение верующего человека.

Итак, по своей основной сущности религиозная философия и религия глубоко родственны друг другу. Но, во-первых, у них разные задачи, а во-вторых, они являются разными видами духовной деятельности. Религия - жизнь в общении с Богом, имеющая целью удовлетворить потребность человеческой души в спасении, в обретении спокойной уверенности в конечном торжестве добра и справедливости. Задача философии - объяснить бытие в системе понятий. Казалось бы, невозможно одновременно веровать в Бога и логически постигать Его бытие. Русские религиозные мыслители считали эту трудность преодолимой через сверхлогическую интуицию мысли.

Платон видел задачу философии в том, чтобы определить, «как человек сам от себя», самостоятельно, может познать Бога.

Иными словами, философия - самостоятельный поиск Абсолюта. Верующий начинает путь от Бога (Откровения), философ - от себя. Но, в конечном итоге, они должны встретиться. Это произошло, например, в судьбе русского философа С.Н. Булгакова (принял сан священника, в эмиграции стал богословом; годы жизни - 1871-1944), в жизни А.Ф.Лосева (принял сан священника и прошел через ГУЛАГ). Если верующему человеку достаточно самого факта существования Бога, то философ пытается на языке понятий описать результаты своего свободного усмотрения Абсолютной первоосновы бытия.

Античная и социальная философия

Мировоззрение - это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества; совокупность научных...

Материализм и идеализм как два способа философского освоения человека и мира

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образуется своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости...

Мировоззрение

Каждого человека, несомненно, волнуют и морально-нравственные проблемы. Что такое совесть, честь, долг...

Мировоззрение и его исторические типы

Если взять за основу классификации решение основного вопроса философии, то мировоззрение может быть материалистическим или идеалистическим. Иногда классификация дается более детально - выделяется научное...

Мировоззрение, его типы

Философия является мировоззренческой дисциплиной (наукой), поскольку ее задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы. Мировоззрение - развивающееся явление...

Мировоззрение. Исторические формы мировоззрения, особенности мифологического и религиозного мировоззрения

Универсальная картина мира - это определенная сумма знаний, накопленных наукой и историческим опытом людей. Человек всегда задумывается о том, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни...

Религиозное мировоззрение

Мировоззрение - это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Существенное значение для его характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов - знаний, убеждений...

Термин «мировоззрение» был введен в в Германии в конце XVIII века немецким естествоиспытателем и философом И. Кантом. Мировоззрение совокупность общественных взглядов, оценок, представлений о мире и месте в нем человека...

Философия познания

Мировоззрение - это система обобщённых чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многостороннее отношение человека к миру, к самому себе и другим людям...

Философия, ее роль в жизни общества и человека

В самом простом, наиболее распространенном понимании мировоззрение - это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает. Жизнь людей в обществе носит исторический характер. То медленно, то ускоренно...

Философия, ее роль в жизни общества и человека

Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности...

38. Проблема соотношения социального и биологического в человеке. Концепции происхождения человека: религиозные, научные и философские. Антропосоциогенез и его комплексный характер.

Социальное и биологическое находятся в человеке в неразрывном единстве, сторонами которого являются личность как его «социальное качество» и организм, который составляет его природную основу.

Со стороны своей биологической природы каждый индивид обусловлен с самого начала определенным генотипом — набором генов, получаемых от родителей. Уже при рождении он получает ту или иную биологическую наследственность, которая в виде задатков зашифрована в генах. Эти задатки влияют на внешние, физические данные индивида, на его психические качеств. Однако отсюда не следует делать вывод о только природной обусловленности способностей человека. Задатки — это лишь предпосылки способностей человека, которые нельзя свести к генотипу. Способности обусловлены, в общем виде, единством трех факторов: биологическим (задатки), социальным (социальная среда и воспитание) и психическим (внутреннее Я человека, его воля и т.п.).

При рассмотрении проблемы социального и биологического следует избегать двух крайних точек зрения: абсолютизации социального фактора — пансоциологизма и абсолютизации биологического фактора — панбиологизма. В первом случае человек предстает как абсолютный продукт социальной среды, как tabula rasa (чистая доска), на которой эта среда от начала до конца пишет все развитие индивида. Ко второй концепции относятся различного рода биологизаторские учения. На биологизаторских позициях стояли расисты и представители социал-дарвинизма, пытавшиеся объяснить общественную жизнь, основываясь на учении Дарвина о естественном отборе.

Биологическое и социальное в человеке находятся между собой в тесной взаимосвязи. Младенец, попавший в животные условия существования, даже если и выживает физически при благоприятных обстоятельствах, однако не становится человеком. Для этого индивиду нужно пройти определенный период социализации. Вне социальных условий одна биология еще не делает человека человеческой личностью.

Еще один аспект влияния социального на биологическое в человеке состоит в том, что биологическое в человеке осуществляется и удовлетворяется в социальной форме. Природно-биологическая сторона существования человека опосредуется и «очеловечивается» социокультурными факторами. Это касается и удовлетворения таких сугубо биологических потребностей, как продолжение рода, еда, питье и т.д.

Существуют разные подходы к познанию нашего прошлого. В самом общем виде их можно разделить на креационизм (религиозный подход), глобальный эволюионизм (философский подход) и теорию эволюции (научный подход).

Креационизм можно разделить на ортодоксальный (или антиэволюционный) и эволюционный. Теологи-антиэволюционисты считают единственно верной точку зрения, изложенную в Священном Писании (Библии). Согласно ей, человек, как и другие живые организмы, был создан Богом в результате одномоментного творческого акта и в дальнейшем не изменялся. Сторонники этой версии либо игнорируют доказательства длительной биологической эволюции, либо считают их результатами других, более ранних и, возможно, неудачных творений. Некоторые теологи признают существование в прошлом людей, отличных от живущих сейчас, но отрицают какую-либо преемственность их с современным населением.

Теологи-эволюционисты признают возможность биологической эволюции. Согласно им, виды животных могут превращаться один в другой, однако направляющей силой при этом является Божественная воля: человек мог возникнуть от более низко организованных существ, однако его дух оставался неизменным с момента первоначального творения, а сами изменения происходили под контролем и по желанию Творца.

Мысль о едином процессе эволюции человека вместе со всей Вселенной зародилась в античности. В более поздних и разработанных вариантах глобального эволюционизма момент возникновения и эволюции человека описывается, исходя с научных позиций. Оригинальность этим вариантам придают предсказания будущего человечества, приписывание человечеству глобальной роли в эволюции Вселенной.

В 1834 г. К.М. Бэр сформулировал "всеобщий закон природы", гласящий, что материя развивается от низших форм к высшим. В приложении к человеку это означало, что он произошел от неких низших животных и в процессе длительного эволюционного процесса достиг современного уровня.

Идея непрерывного усложнения Вселенной получила значительное развитие в трудах П. Тейяра де Шардена и В.И. Вернадского. Их точки зрения на движущие силы этого процесса различны: у П. Тейяра де Шардена это потусторонний мыслящий центр, у В.И. Вернадского - силы природы. Согласно авторам, венцом эволюции материи - космогенеза - является антропогенез. На определенном этапе антропогенеза возникает ноосфера - мыслящая оболочка планеты с отделением мыслящего духа от своей материальной основы (Шарден Тейяр П., 1965; Вернадский В.И., 1977; Алексеев В.П., 1984).

Концепция изменения одних существ в другие - биологическая эволюция - приобретала в трудах натуралистов все более отчетливые очертания. Впервые объемное обоснование гипотезы эволюции и происхождения человека от "четвероруких" опубликовал Ж.Б. Ламарк в 1802 и 1809 гг. Однако механизмы эволюционных изменений, предложенные Ж.Б. Ламарком, выглядят слишком простыми и довольно неубедительными. Даже у современников ученого эта теория в своем законченном виде не получила широкого признания.

Куда более резкий общественный и научный резонанс вызвала теория эволюции Ч. Дравина. Теория продолжала развиваться, а после открытия генетического наследования и его законов, стала называться синтетической теорией эволюции. Краткая ее суть заключается в следующем. Генетический материал живых организмов имеет свойство изменяться под воздействием разнообразных факторов. Эти изменения могут быть вредными или полезными. Если организм оказывается более приспособленным, чем его сородичи, то имеет шанс оставить больше потомства, передав ему свои генетически закрепленные качества. С изменением среды полезнее оказываются признаки, бывшие до того нейтральными или даже вредными. Организмы, имеющие такие признаки, выживают, и признаки остаются у потомства. Предки человека, будучи частью окружавшей их природы, по причине изменения внешних условий постепенно видоизменялись, что и привело к появлению современного человека.

В 1876 г. Ф. Энгельс сформулировал идею, по которой эволюция человека происходила в основном по социальным причинам. Главной движущей силой преобразования обезьяны в человека, одновременно отличающей их друг от друга, Ф. Энгельс считал трудовую деятельность. "Труд создал человека", а также и его современную анатомию. Переход к прямохождению привел к освобождению рук от функции передвижения. Руки стали использоваться для изготовления и применения орудий труда. Усложнение трудовых операций приводило к увеличению головного мозга, что вновь вызывало усложнение деятельности. Труд также содействовал сплочению коллектива, возникновению речи и, наконец, общества. Конкретным механизмом влияния социокультурной среды на биологическую эволюцию Ф. Энгельс считал закрепление в наследственности приобретенных в процессе труда морфологических признаков. Такое объяснение не согласуется с современными представлениями о генетической наследственности, однако некая связь социокультурной и биологической эволюции несомненна и выявляется вполне определенно.

Выбор редакции
Уровень экономической ситуации в стране определяется многими показателями. От экономики страны полностью зависит уровень жизни каждого из...

Должностные обязанности повара зависят от величины и профиля компании: одно дело разогревать сосиски в тесте и самому их продавать, и...

С момента трудоустройства и до дня увольнения трудовая книжка хранится в отделе кадров или в бухгалтерии предприятия. Ответственность за...

Должностная инструкция электромонтера по ремонту электрооборудования [наименование организации, предприятия и т. п.]Настоящая...
Многократно встречал выражения вроде «у меня диапазон 4 октавы», или «у певицы этой группы диапазон 8 октав!!11». Чтобы понять, не бред...
Добро пожаловать в игру Delicious Emily"s Home Sweet Home, где вы снова встретите старую знакомую Эмили. Красавица давно в бизнесе, она...
Древнегреческая мифология знакома каждому из нас с детства благодаря школьной программе. Увлекательными историями о похождениях богов,...
Допустим, кажется вам исчадием ада. Ну почитайте тогда, какие бывают за границей. 1. Adam Zkt. Eva/«Адам ищет Еву» Нидерланды, канал RTL...
Немецкий алфавит был создан на основе греко-романского алфавита. Он состоит из 26 букв, представленных в немецкой таблице алфавита. Как...