Островский "Гроза": анализ произведения. Анализ «Гроза» Островский


Островский «Гроза», действие 2, явление 1 – кратко

В доме Кабановых служанка Глаша укладывает вещи собирающегося в поездку Тихона. Входит старая странница Феклуша. «Хозяин уезжает? А жена его выть станет или нет? Больно я люблю послушать, коли кто хорошо воет!»

А. Н. Островский. Гроза. Спектакль

Феклуша рассказывает Глаше про свои странствия. В чужие земли она не ходила, но слыхала от других, что там правят иноверные султаны – по закону неправедному, всё против праведного наоборот. Ни одного дела по правде рассудить не могут. В просьбах судьям жители тех стран так и пишут: «Суди меня, судья неправедный!». А ещё есть еще земля, где все люди с песьими головами.

Глаша слушает с интересом.

Островский «Гроза», действие 2, явление 2 – кратко

«Отдали тебя замуж слишком молодой, – говорит Варвара Катерине – Не погуляла ты в девках, вот у тебя сердце ещё и не уходилось». «Нет, не поэтому, – отвечает Катерина. – Я просто такая уж родилась горячая». Рассказывает Варваре, как она раз в детстве, лет шести, когда её дома обидели чем-то, убежала на Волгу, села в лодку и отпихнула её от берега. Нашли её только назавтра, уже вёрстах в десяти по реке.

«Я заметила, что ты любишь Бориса Григорьича, а не Тихона», – говорит Варвара. Катерина со стыдом сознаётся: да, это так. «Я недавно говорила с ним, – замечает Варвара. – Кланяться тебе приказал». Катерина «Разве я хочу об нем думать? Да что делать, коли из головы нейдет. Это дьявол меня смущает». Варвара: «Я устрою так, что тебе видеться с ним можно будет. Как Тихон уедет, так давай в саду спать, в беседке». Катерина отказывается, но Варвара: «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

Островский «Гроза», действие 2, явление 3 – кратко

Входят Тихон с матерью. Кабаниха требует, чтобы сын дал жене суровые наставления: как вести себя во время его отлучки. Тихон вначале отказывается: «Да она и сама всё знает», но по настоянию матери начинает покорно повторять за ней: «Слушайся маменьки! Не груби ей. Почитай её! Не пяль глаза в окна, не заглядывайся на парней!»

Островский «Гроза», действие 2, явление 4 – кратко

Варвара и Кабаниха уходят, оставляя Тихона с Катериной попрощаться наедине. Катерина бросается мужу на шею: «Тиша, не уезжай! Прошу тебя!» – «Нельзя, Катя. Маменька посылает, как же я не поеду! Да мне и самому погулять хочется. Дома совсем мать меня заездила». – «Так возьми меня с собой». – «Нет, я поеду разгуляться. Недели две материных кандалов на ногах не будет – так сама посуди: до жены ли мне?» – «Значит, ты меня разлюбил? Погибаю я совсем! Быть беде без тебя, Тиша! Возьми ты с меня клятву страшную».

Упав перед мужем на колени, Катерина клянётся во время его отлучки не говорить и не видеться ни с кем чужим: «Чтоб не видать мне ни отца, ни матери! Умереть мне без покаяния, если я…»

Островский «Гроза», действие 2, явление 5 – кратко

Перед отъездом Кабаниха заставляет Тихона поклониться себе в ноги. Катерина кидается Тихону на шею. Кабаниха: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж!»

Островский «Гроза», действие 2, явление 6 – кратко

Тихон уезжает, а Кабаниха рассуждает сама с собой: «Молодёжь нынешняя порядка не знает. Проститься путем не умеют. Смех, да и только! Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю».

Островский «Гроза», действие 2, явление 7 – кратко

Кабаниха отчитывает Катерину за то, что она не «воет» после мужниного отъезда. «Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце; а тебе, видно, ничего».

Островский «Гроза», действие 2, явление 8 – кратко

Катерина, оставшись одна, сетует, что нет у неё детей: она бы в отлучке мужа проводила бы с ними всё время. Катерина очень не хочет изменять Тихону.

Островский «Гроза», действие 2, явление 9 – кратко

Входит Варвара и подаёт Катерине ключ от калитки в дальнем углу сада, который она тайком своровала у матери. «Я, если Бориса увижу, скажу ему, чтобы он ночью приходил к калитке». Катерина с испугом отталкивает ключ, но Варвара вновь суёт ей его и уходит.

Островский «Гроза», действие 2, явление 10 – кратко

Катерина хочет бросить ключ, говоря, что он «жжёт ей руки, как уголь». У неё – вновь предчувствие страшной беды. Но задумывается (см. её монолог): «Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня… от нее мне и дом-то опостылел». Вспоминает и о том, как холодно прощался с нею Тихон, как не захотел взять с собой… Решает всё же: «Видно, сама судьба того хочет! Да какой же в этом грех, если я взгляну на Бориса раз, хоть издали-то!.. Да, может, такого и случая-то еще во всю жизнь не выдет… Мне хоть умереть, да увидеть его!»

Для перехода к краткому содержанию предыдущего / следующего действия «Грозы» пользуйтесь кнопками Назад / Вперёд ниже текста статьи.








Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели уроки:

  1. Обучающая: познакомить с историей создания пьесы “Гроза”, её действующими лицами, определить тему, идею, основной конфликт пьесы.
  2. Развивающая
  3. : развивать навыки анализа драматического произведения, умение определять в произведении авторскую позицию.
  4. Воспитывающая:
  5. воспитать нравственную читательскую позицию учащихся, интерес к русской классической литературе, истории и культуре.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, тексты пьесы, презентация к уроку.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Знакомство с творческой историей драмы “Гроза”. (Презентация “История создания драмы “Гроза”.)

3. Анализ 1-го действия пьесы. Слово учителя:

Главная героиня пьесы – молодая купчиха Катерина Кабанова. Но чтобы понять её характер, причины её поступков, надо знать, среди каких людей она живёт, кто её окружает. Знакомство с персонажами происходит в первом действии пьесы. 1-4 явление первого действия являются экспозицией, а в пятом-девятом действиях происходит собственно завязка действия драмы.

А) Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы (1-4 явления):

– Где происходит действие? (город Калинов, который находится на реке Волге).

– Какая картина предстаёт перед зрителем, когда открывается занавес? Зачем автор рисует перед нами эту живописную картину? (Красота природы подчёркивает безобразие, трагизм происходящего в мире людей). Островский ещё по одной причине выбрал местом действия пьесы общественный сад, а временем действия – после службы в церкви – так легче и естественнее познакомить с персонажами, путь которых лежит через бульвар.

Основной конфликт пьесы – между Катериной и Кабанихой, а семья Кабановых появляется лишь в 5-м явлении. Какое значение имеют первые четыре явления? (1-4 явления – экспозиция пьесы. Из них мы узнаём о порядках, царящих в городе Калинове, о самых влиятельных его жителях, о любви Бориса к Катерине).

– О каких персонажах мы узнали из первых четырёх явлений? Дайте им характеристику. (Купец Савел Прокопьевич Дикой, его племянник Борис, изобретатель-самоучка Кулигин, Кудряш).

– Какую характеристику даёт Кулигин жизни города?

Б) Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы (5-6 явления) В пятомявлении происходит знакомство с главными героинями пьесы – Катериной и Кабанихой. Давайте прочитаем это явление по ролям и ответим на вопросы:

– Какое впечатление осталось после знакомства с Марфой Кабановой? Почему (привести цитаты из текста)? (её речь – смесь грубости, холодного повелительного тона с притворным смирением и ханжескими вздохами. Из её слов видно отношение к домашним: она презирает Тихона, холодна к Варваре и ненавидит Катерину.)

– Почему Кабанова так ненавидит Катерину?

Что значит в устах Кабанихи слово “порядок”?

– пятиминутка: самостоятельно сделать выводы о характере Кабанихи, на оценку зачитать.

В) Анализ 7, 8, 9 явлений. Работа по группам самостоятельно.

1 группа: а) Как мотивировано возникновение откровенного разговора между Катериной и Варварой?

б) Проанализируйте речь Катерины. Как речь героини раскрывает её внутренний мир?

2 группа: а) Как Катерина вспоминает жизнь в доме родителей?

б) В чём она видит различие между жизнью в родительском доме и у Кабанихи?

3 группа: а) Почему Катерина с ужасом отвергает предложение Варвары?

б) Почему Варвара не поняла Катерину?

4 группа: а) Как в речи Катерины проявляется внутренняя борьба, происходящая в её душе?

б) Какое значение для понимания характера Катерины имеет страх перед грозой?

Опрос по группам.

4. Актуализация знаний: Составление таблицы.

Тема пьесы “Гроза” Столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между теми, кто притесняет и теми, кого притесняют, между стремлением к свободному проявлению своих чувств, человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в предреформенной России общественными и семейно-бытовыми порядками.
Идея пьесы. Обличение социальных порядков . Природа, в которой живут люди, прекрасна, но общественные порядки безобразны. При этих порядках большинство населения находится в материальной и духовной зависимости у богатого меньшинства.
Конфликты: Основной – между старыми, уже изжившими себя, авторитарными социально-бытовыми принципами, которые опираются на феодально-крепостнические отношения, и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, свободе человеческой личности. Основной конфликт объединяет в себе узел конфликтов: выявить эти конфликты и заполнить таблицу на следующих уроках.

Спасибо за урок!

Литература:

  1. Журавлёва А.И., Некрасов В.Н. Театр А.Н. Островского: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1986.
  2. Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы. – СПб.: Издательский дом “Литера”, 2010.
  3. Лебедев Ю.В. Литература. Учебник.10 кл. в 2 частях. Часть 1. – М.: Просвещение, 2007.
  4. Поспелов Г.Н. История русской литературы XIX 91840-1860-е годы)6 учебник для филол.спец.вузов. – М.: Высшая школа, 1981.

Тема: А.Н.Островский драма «Гроза» (анализ 1 действия пьесы)

Цели уроки:

    Обучающая: познакомить с историей создания пьесы “Гроза”, её действующими лицами, определить тему, идею, основной конфликт пьесы.

    Развивающая : развивать навыки анализа драматического произведения, умение определять в произведении авторскую позицию.

    Воспитывающая: воспитать нравственную читательскую позицию учащихся, интерес к русской классической литературе, истории и культуре.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, тексты пьесы, презентация к уроку.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Знакомство с творческой историей драмы “Гроза”. (Презентация “История создания драмы “Гроза”.)

3. Анализ 1-го действия пьесы. Слово учителя:

Главная героиня пьесы – молодая купчиха Катерина Кабанова. Но чтобы понять её характер, причины её поступков, надо знать, среди каких людей она живёт, кто её окружает. Знакомство с персонажами происходит в первом действии пьесы. 1-4 явление первого действия являются экспозицией, а в пятом-девятом действиях происходит собственно завязка действия драмы.

А) Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы (1-4 явления):

Где происходит действие? (город Калинов, который находится на реке Волге).

Какая картина предстаёт перед зрителем, когда открывается занавес? Зачем автор рисует перед нами эту живописную картину? (Красота природы подчёркивает безобразие, трагизм происходящего в мире людей). Островский ещё по одной причине выбрал местом действия пьесы общественный сад, а временем действия – после службы в церкви – так легче и естественнее познакомить с персонажами, путь которых лежит через бульвар.

Основной конфликт пьесы – между Катериной и Кабанихой, а семья Кабановых появляется лишь в 5-м явлении. Какое значение имеют первые четыре явления? (1-4 явления – экспозиция пьесы. Из них мы узнаём о порядках, царящих в городе Калинове, о самых влиятельных его жителях, о любви Бориса к Катерине).

О каких персонажах мы узнали из первых четырёх явлений? Дайте им характеристику. (Купец Савел Прокопьевич Дикой, его племянник Борис, изобретатель-самоучка Кулигин, Кудряш).

Какую характеристику даёт Кулигин жизни города?

Б) Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы (5-6 явления) В пятом явлении происходит знакомство с главными героинями пьесы – Катериной и Кабанихой. Давайте прочитаем это явление по ролям и ответим на вопросы:

Какое впечатление осталось после знакомства с Марфой Кабановой? Почему (привести цитаты из текста)? (её речь – смесь грубости, холодного повелительного тона с притворным смирением и ханжескими вздохами. Из её слов видно отношение к домашним: она презирает Тихона, холодна к Варваре и ненавидит Катерину.)

Почему Кабанова так ненавидит Катерину?

Что значит в устах Кабанихи слово “порядок”?

пятиминутка: самостоятельно сделать выводы о характере Кабанихи, на оценку зачитать.

В) Анализ 7, 8, 9 явлений. Работа по группам самостоятельно.

1 группа: а) Как мотивировано возникновение откровенного разговора между Катериной и Варварой?

б) Проанализируйте речь Катерины. Как речь героини раскрывает её внутренний мир?

2 группа : а) Как Катерина вспоминает жизнь в доме родителей?

б) В чём она видит различие между жизнью в родительском доме и у Кабанихи?

3 группа: а) Почему Катерина с ужасом отвергает предложение Варвары?

б) Почему Варвара не поняла Катерину?

4 группа: а) Как в речи Катерины проявляется внутренняя борьба, происходящая в её душе?

б) Какое значение для понимания характера Катерины имеет страх перед грозой?

Опрос по группам.

4. Актуализация знаний: Составление таблицы.

Тема пьесы “Гроза”

Столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между теми, кто притесняет и теми, кого притесняют, между стремлением к свободному проявлению своих чувств, человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в предреформенной России общественными и семейно-бытовыми порядками.

Идея пьесы.

Обличение социальных порядков . Природа, в которой живут люди, прекрасна, но общественные порядки безобразны. При этих порядках большинство населения находится в материальной и духовной зависимости у богатого меньшинства.

Конфликты:

Основной – между старыми, уже изжившими себя, авторитарными социально-бытовыми принципами, которые опираются на феодально-крепостнические отношения, и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, свободе человеческой личности . Основной конфликт объединяет в себе узел конфликтов: выявить эти конфликты и заполнить таблицу на следующих уроках.

Спасибо за урок!

Просмотр содержимого презентации
«urok_po_drame_groza»



Новая пьеса произвела на зрителей сильное впечатление и вызвала бурную дискуссию. Спор развернулся, прежде всего, вокруг трактовки характера и судьбы Катерины Кабановой.


Обстоятельный анализ «Грозы» дал критик журнала «Современник» Н.А.Добролюбов.

Его статья «Луч света в тёмном царстве», написанная с позиции революционера-демократа, продолжила его размышления о драматургии Островского, начатые в статьи «Тёмное царство».

Добролюбов использовал точные образы-символы «тёмного царства» и «луча света в тёмном царстве». Его анализ остаётся классической трактовкой произведения.


В образе Катерины является решительный, непримиримый русский характер. Но в первую очередь поражает его своеобразность.

Ничего в нём нет чужого, внешнего, всё выходит изнутри. Из её рассказов о детстве видно, что мать дочку ни к чему не принуждала и очень любила. Катерина гуляла, молилась, вышивала. Вообще она была воспитана в условиях старого быта.

Катерина (Р.Нифонтова)



С точки зрения Кабановой, Катерина странная, но поэтому-то Катерина не может принять Кабанихиных взглядов. Под тяжёлой рукой свекрови нет простора её светлым мечтам. Поначалу из-за врожденного благородства и доброты Катерина постарается не нарушать мира и прав других. Но когда она поймёт, что ей нужна любовь и свобода, тут-то и проявится её сила характера.

Катерина (П.Стрепетова)


В её молодой душе начинает зарождаться глухой протест против «тёмного царства», которое не дало ей желанной любви и свободы, независимости. Этот протест растёт Катерина кончает жизнь самоубийством.

Катерина (Р.Нифонтова)



Один из жителей города, Кулигин, говорит: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!”.

Кулигин (Маркушев)



ВЕРА ПАШЕННАЯ – КАБАНИХА В ДРАМЕ А.Н.ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»

Кабаниха - на редкость отвратительный персонаж, она жестока, властолюбива, но при этом глупа и ограниченна. Она лицемерна, в ее душе нет ни жалости, ни сострадания к окружающим.


Кабаниха (В.Н. Пашенная)

Про нее говорят, что она - ханжа, “нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Кабаниха постоянно упрекает всех вокруг за то, что они не проявляют к ней должной почтительности и уважения. Впрочем, и уважать ее совершенно не за что. Кабанова настолько донимает своих домочадцев, что они тихо ненавидят ее. Иначе к ней относиться просто нельзя.


Кабанова считается в городе уважаемой и влиятельной женщиной. Она и купец Дикой составляют “цвет” городской знати. Немудрено, что в городе царит такая удушающая атмосфера, ведь все порядки устанавливают такие ограниченные и злобные люди.

Кабаниха (Н.Рыкалова)


Дикой, как и Кабанова, необразован. Всё делает по своей прихоти, не считаясь с окружающими.

Он всячески шантажирует племянника, угрожая, что он не получит свои деньги, если не будет к нему достаточно почтителен и послушен его воле.

Дикой не платит денег крестьянам, он унижает людей, растаптывая их человеческое достоинство.

Дикой (М.Жаров)



Тихон (Д.С. Павлов)

Ю.Бурыгина (Варвара)

Под давлением этой темной силы развиваются характеры Тихона и Варвары. И уродует их эта сила - каждого на свой лад.


Тихон подавлен, жалок, обезличен.

Его не то что любить – уважать нельзя.

Тихон (Садовский)


"А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть..." - признается он Кулигину. Воля его парализована, и он не смеет даже помочь своей несчастной Кате.


Варвара не хочет терпеть власть самодурной силы, не желает жить в неволе. Но избирает она путь обмана, хитрит, изворачивается, и это становится для нее привычным - она делает это легко, весело, не ощущая угрызений совести.

Ю.Бурыгина (Варвара)


Варвара утверждает, что без лжи жить нельзя: весь дом у них на обмане держится. "И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало". Житейская философия ее очень проста: "Делай что хочешь, только бы шито да крыто было".

Ю.Бурыгина (Варвара)


Варвара (О.Хорькова)

Однако Варвара хитрила, пока было возможно, когда же ее стали на замок запирать, она убежала из дому.


Борис (В.Бабятинский)

Борис (Н.Афанасьев)

Более всех слаб и жалок племянник Дикого, Борис Григорьевич.

Он сам говорит о себе: "Уж ведь совсем убитый хожу... Загнан, забит..." Это добрый, культурный человек, выделяющийся на фоне купеческой среды. Однако он не способен защитить ни себя, ни любимую женщину, в несчастье он лишь мечется да плачет и на брань ничего не в силах возразить.


В сцене последнего свидания с Катериной Борис вызывает у нас презрение. Убежать с любимой женщиной, подобно Кудряшу, он боится. Даже говорить с Катериной опасается ("Не застали б нас здесь").




«Гроза» в постановке Малого театра.




Катерина (Г.Федотова)

Катерина (П.Стрепетова)


Сергей Сергеевич Еремеев - Тихон в спектакле "Гроза ".

Дмитрий Павлов –

Тихон в спектакле «Гроза»


Феклуша (В.Шатрова)

Кудряш (Г.Сергеев)


Шапкин - Б.Сазонов

Кабаниха (В.Н. Пашенная)


Кулигин ( Ю.Каюров)

Никулина в роли Варвары

Полусумасшедшая барыня Гроза А.Островского 1962

Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» по праву считается не только вершиной творчества писателя, но и одним из выдающихся произведений отечественной драматургии. Она представляет собой масштабный социально-исторический конфликт, противостояние двух эпох, кризис общественно-политической жизни целого государства. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученика 10 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Год написания – 1859 год.

История создания – Пьеса написана под влиянием путешествия по Волге, во время которого писатель записывал интересные бытовые сценки, разговоры и случаи из жизни поволжских провинциалов.

Тема – В произведении освещена проблематика взаимоотношений двух поколений, двух принципиально разных миров. Также подняты темы семьи и брака, греха и покаяния.

Композиция - Композиция произведения построена на контрасте. Экспозиция - описание характеров главных действующих лиц и уклада их жизни, завязка - конфликт Катерины с Кабанихой, развитие действий - любовь Катерины к Борису, кульминация - внутренние терзания Катерины, ее уход из жизни, развязка - протест Варвары и Тихона против тирании матери.

Жанр – Пьеса, драма.

Направление - Реализм.

История создания

К написанию пьесы Островский приступил в июле 1859 года, а спустя несколько месяцев она была уже готова и отправлена в Петербург на суд литературным критикам.

Вдохновением для писателя послужила этнографическая экспедиция по Волге, организованная морским министерством для изучения нравов и обычаев коренного населения России. Одним из участников этой экспедиции был и Островский.

Во время путешествия Александр Николаевич стал свидетелем множества бытовых сцен, диалогов провинциальной публики, которые он впитывал, словно губка. Впоследствии они легли в основу пьесы «Гроза», придав драме народный характер и истинный реализм.

Вымышленный город Калинов, описанный в пьесе, вобрал в себя характерные черты приволжских городов. Их самобытность и непередаваемый колорит восхищали Островского, который тщательно заносил все свои наблюдения о жизни провинциальных местечек в свой дневник.

Долгое время существовала версия, что сюжет для своего произведения писатель взял из реальной жизни. В канун написания пьесы в Костроме произошла трагическая история - молодая девушка по имени Александра Клыкова утопилась в Волге, не выдержав гнетущей атмосферы в доме мужа. Излишне властная свекровь всячески притесняла невестку, в то время как бесхарактерный супруг не мог защитить жену от нападок матери. Ситуация усугубилась любовной связью между Александрой и почтовым служащим.

Благополучно пройдя цензуру, пьеса была поставлена на сцене Малого академического театра в Москве и Александринского драматического театра в Петербурге.

Тема

В своем произведении Александр Николаевич поднял множество важных тем, но главной среди них стала тема конфликта двух эпох - патриархального уклада и молодого, сильного и смелого поколения, полного светлых надежд на будущее.

Катерина стала олицетворением новой, прогрессивной эпохи, которая отчаянно нуждалась в освобождении от цепких оков темной обывательщины. Она не могла мириться с лицемерием, раболепствовать и унижаться в угоду сложившихся устоев. Ее душа стремилась к светлому и прекрасному, однако в условиях затхлого невежества все ее порывы были обречены на неудачу.

Сквозь призму отношений Катерины и ее новой семьи автор пытался донести до читателя сложившуюся обстановку в обществе, которое оказалось на грани глобального социального и нравственного перелома. Этой задумке как нельзя лучше соответствует смысл названия пьесы - «Гроза». Эта мощная природная стихия стала олицетворением краха застойной атмосферы провинциального городка, погрязшего в суевериях, предрассудках и фальши. Смерть Катерины во время грозы стала тем внутренним толчком, который побудил многих жителей Калинова к самым решительным действиям.

Основная мысль произведения заключена в стойком отстаивании своих интересов - стремлении к независимости, красоте, новым знаниям, духовности. В противном случае все прекрасные душевные порывы будут безжалостно уничтожены ханжескими старыми порядками, для которых любое отклонение от установленных правил несет верную гибель.

Композиция

В «Грозе» анализ включает в себя разбор композиционной структуры пьесы. Особенность композиции произведения заключается в художественном контрасте, на котором построена вся структура пьесы, состоящей из пяти действий.

В экспозиции произведения Островский рисует образ жизни обитателей города Калинина. Он описывает исторически сложившиеся устои мира, которому суждено стать декорацией к описываемым событиям.

Далее следует завязка , в которой происходит безудержное нарастание конфликта Катерины с ее новой семьей. Противостояние Катерины с Кабанихой, их нежелание даже попытаться понять другую сторону, безволие Тихона нагнетают обстановку в доме.

Развитие действий пьесы заключается во внутренней борьбе Катерины, которая от безысходности бросается в объятия другого мужчины. Будучи глубоко нравственной девушкой, она испытывает муки совести, понимая, что совершила предательство по отношению к законному супругу.

Кульминация представлена признанием Катерины, совершенным под воздействием внутренних страданий и проклятиями выжившей из ума барыни, и ее добровольным уходом из жизни. В крайнем отчаянии героиня видит решение всех своих проблем только в своей смерти.

Развязка пьесы заключается в проявлении протеста Тихона и Варвары против деспотизма Кабанихи.

Главные герои

Жанр

По мнению самого Островского, «Гроза» является реалистической драмой . Подобный литературный жанр определяет серьезный, морально тяжелый сюжет, максимально приближенный к реальности. В его основе всегда лежит конфликт главного героя с окружающей средой.

Если говорить о направлении, то данная пьеса полностью соответствует направлению реализма. Доказательством тому являются детальные описания нравов и бытовых условий жителей небольших приволжских городов. Данному аспекту автор придает большое значение, поскольку реализм произведения как нельзя лучше подчеркивает его главную идею .

Наши писатели XIX века часто говорили о неравноправном положении русской женщины. «Доля ты!"- русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать», - восклицает Некрасов. Писали на эту тему Чернышевский, Толстой, Чехов и другие. Но лично мне по-настоящему открыл трагедию женской души А. Н. Островский в своих пьесах.

«Жила-была девушка. Мечтательная, добрая, ласковая. Жила у родителей. Нужды она не знала, так как были зажиточными. Они дочь свою любили, позволяли ей гулять на природе, мечтать, ни в чем ее не неволили, работала девица, сколько ей хотелось. Любила девушка в церковь ходить, слушать пение, виделись ей ангелы во время церковной службы. А еще любила слушать странниц, что часто заходили в дом к ним и рассказывали о святых людях и местах, о том, что видели или слышали. И звали эту девушку Катерина. И вот выдали ее замуж...» - так хочется начать рассказ о судьбе этой женщины.

Мы знаем, что из любви да ласки попала Катерина в семью Кабанихи. Эта властная женщина всем заправляла в доме. Сын ее Тихон, муж Катерины, ни в чем не смел матери перечить. И только иногда, вырвавших в Москву, устраивал там загул. Тихон любит по-своему Катерину и жалеет ее. Но дома ее постоянно, день за днем, за дело и без дела поедом ест свекровь, пилит ее, как ржавая пила. «Сокрушила она меня», - размышляет Катя.

Высокого напряжения достигают ее проблемы в сцене прощания с Тихоном. На просьбу взять ее с собой, на упреки Тихон отвечает: «...не разлюбил, а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь! Ты подумай-то: какой ни на есть, а я все-таки мужчина; всю-то жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне? »

Катерина попала в среду, где лицемерие и ханжество очень сильны. Об этом ясно говорит сестра ее мужа Варвара, утверждая, что на обмане у них «весь дом держится». И вот ее позиция: «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». «Грех не беда, молва нехороша!» - так рассуждают очень многие. Но не такая Катерина. Она предельно честный человек, она искренне боится согрешить, даже в мыслях изменить мужу. Вот эта-то борьба между долгом своим, как она его понимает (а понимает, думаю, верно: мужу изменять нельзя), и новым чувством и ломает ее судьбу.

Что можно сказать о натуре Катерины еще? Это лучше сделать ее же словами. Она говорит Варваре, что та не знает ее характера. Не дай бог, чтобы это произошло, но если случится, что ей окончательно опостылеет жить у Кабанихи, то никакой силой ее не удержать. В окно выбросится, в Волгу кинется, а жить против воли не станет.

В своей борьбе Катерина не находит союзников. Варвара вместо того, чтобы утешить ее, поддержать, толкает к измене. Кабаниха изводит. Муж только и думает, как бы хоть несколько дней пожить без матери. И роковое свершается. Катерина уже не может обманывать сама себя.

«Перед кем я притворяюсь-то!..» - восклицает она. И решается на свидание с Борисом. Борис - один из лучших людей, что живут в мире, показанном Островским. Молодой, красивый, неглупый. Ему чужды порядки этого странного города Калинова, где бульвар сделали, а не гуляют по нему, где ворота заперты и собаки спущены; по высказыванию Кулиги-на, не потому, что жители боятся воров, а потому, что так удобнее тиранить домашних. Женщина, выйдя замуж, лишается свободы. «Здесь, что замуж вышла, что схоронили - все равно», - рассуждает Борис. Борис Григорьевич - племянник купца Дикого, который известен скандальным и ругательным характером. Он изводит Бориса, ругает его. При этом присвоил наследство племянника и племянницы, да их же и корит.

Неудивительно, что в такой атмосфере Катерину и Бориса потянуло друг к другу. Бориса покорила «у ней на лице улыбка ангельская», а лицо, кажется, будто светится. И все же получается, что Катерина не этого мира человек. Борис в конечном счете оказывается не парой ей. Почему? Для Кати самое трудное - преодолеть разлад в своей душе. Ей совестно, стыдно перед мужем, но тот ей постыл, ласка его хуже побоев. В наше время такие проблемы решаются проще: разведутся супруги и снова ищут своего счастья. Тем более что детей у них нет. Но во времена Катерины и слыхом не слыхивали про развод. Она понимает, что ей с мужем жить «до гробовой доски». И потому для совестливой натуры, которой «не замолить этого греха, не замолить никогда», который «камнем ляжет на душу», для человека, который не может сносить попреков во много раз более греховных людей, остается один выход - смерть. И Катерина решается на самоубийство.

Кстати, предчувствие трагедии проявляется именно в сцене прощания Катерины с мужем. Говоря о том, что погибает рядом с Кабанихой, что быть беде, она умоляет Тихона взять с нее страшную клятву: «...чтобы не смела я без тебя ни под каким видом ни говорить ни с кем чужим, ни видеться, чтобы и думать я не смела ни о ком, кроме тебя».

Увы, зря падает Катерина на колени перед этим человеком. Он поднимает ее, но слышать ни о чем не желает. Две недели свободы для него дороже жены.

А. Н. Островский очень современен как истинно талантливый художник. Он никогда не уходил от сложных и больных вопросов общества. Островский не просто мастер драмы. Это очень чуткий писатель, любящий свой край, свой народ, его историю. Его пьесы привлекают удивительной нравственной чистотой, подлинной человечностью. В «Грозе», по словам Гончарова, «улеглась картина национального быта и нравов с беспримерною художественною полнотою и верностью«. В этом качестве пьеса явилась страстным вызовом деспотизму и невежеству, царившим в дореформенной России.

Выбор редакции
Общая характеристика Жизнью людей, рожденных под этим знаком, управляет чувство красоты, гармонии и справедливости. Благодаря такту,...

Белое вино — означает романтичность натуры спящего и предвещает Вам неожиданный прилив больших наличных денег, что значительно улучшит...

Быстрый переход к толкованиямУ многих народов летучая мышь является символом интуиции. Если снится крылатый зверек, то сновидцу следует...

Лепить во сне пельмени означает наступление нужды, ухудшение самочувствия и погибшие надежды. Покупать пельмени в магазине – наяву...
Ну кто же не любит спелую сладкую черешню? Она является одним из самых долгожданных лакомств в летний сезон практически для каждого...
Сон, в котором видится дохлый пес, можно назвать пугающим и ужасающим. Но чтобы его истолковать и узнать, к чему снится мертвая собака,...
Квас из чистотела по рецепту Болотова собрал весьма противоречивые отзывы, но к ним мы вернемся чуть ниже. А сейчас поговорим о полезных...
В переводе с грузинского «сацебели» - просто «соус», причем название произносят с ударением на первый слог. Чаще его делают из орехов,...
Сыроедческие спагетти лишь условно можно назвать именем популярных макаронных изделий, так как живые спагетти похожи на оригинал только...