Портрет актрисы жанны самари. Жанна самари и ее портреты. У картины есть один секрет



Огюст Ренуар познакомился с Жанной Самари, когда ей едва исполнилось двадцать лет. Только что с успехом прошел дебют этой актрисы на сцене одного из самых популярных театров Парижа, «Комеди Франсез», и ее имя не сходило с уст строгих ценителей актерской игры и женской красоты. Например, шалун Александр Дюма-сын сказал однажды мадемуазель Самари: «Ну и глазищи же у вас, Жанна! Так и подмывает их выколоть!»

Ренуар был тоже очарован ею. Жанна поразила его красотой, которую он искал всю свою жизнь… Не удивительно, что художник искренне обрадовался, когда к нему в мастерскую пришли родители Жанны и попросили написать портрет дочери: «Если вам нужна модель… Жанна так вами восхищается».

Большой парадный портрет Жанны Самари, который находится сейчас в Эрмитаже, был написан не сразу. Сначала художник выполнил этюд к нему. Эта работа 1877 года, хранящаяся в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, настолько совершенна по исполнению, что может считаться самостоятельной и к тому же великолепной работой Ренуара.

Жанна жила на улице Фрошо, неподалеку от мастерской. Каждый день после полудня мастер отправлялся к ней, и артистка по два часа позировала ему. «Что за кожа!.. - восхищался Огюст. - Право, она все освещает вокруг… Настоящий солнечный луч». Перенося на холст ее живые черты, он старался передать не только внешнее сходство, но и ощущение собственного восторга. Позже Жанна рассказывала: Ренуар до такой степени всегда спешил приступить к работе, что порой забывал даже поздороваться. Во время работы над портретом он часто посещал спектакли «Комеди Франсез» - ему необходимо было наблюдать Жанну и в естественной домашней обстановке, и при свете рампы.

Для написания большого портрета он приглашал актрису в ателье на улицу Сен-Жорж.

«Она приходила к художнику рано утром и надевала розовое платье, в котором позировала и которое не заглушало розового тона ее щек и белизны лица, - рассказывает друг Ренуара Жорж Ривьер. «Луч солнца», - говорил Ренуар. Ее радостный смех, ее очаровательный детский характер, ее милые шутки, все в ней привлекало Ренуара, который никогда не делал портрета с большим удовольствием, чем этот».

С этой знаменитой картиной, отправленной художником на выставку, произошло непредвиденное: один из служащих зачем-то покрыл еще свежую живопись Ренуара слоем лака, отчего краски потекли. Художнику пришлось за несколько часов переписать весь огромный холст.

Долгое время этюд к большому портрету находился у мужа Жанны П. Лагарда, потом попал к знаменитому торговцу картинами Дюран-Рюэлю и, наконец, был куплен известным русским коллекционером И. А. Морозовым. В 1904 году картину привезли в Россию, и с тех пор она покидает Москву лишь на время больших международных выставок.

Портрет Самари писатель и художник Луи Леруа оценил следующим образом: «…Приятная неопределенность в исполнении, неподдельная примитивность рисунка и небольшие зеленоватые оттенки на полной груди прекрасной дамы долго держали меня в плену! В богатое впечатлениями блюдо из красок одновременно входят ваниль, красный крыжовник и фисташки: этот портрет можно есть ложкой!»

Картины импрессионистов, к которым принадлежал О. Ренуар, нужно смотреть с определенного расстояния. Тогда-то и происходит чудо: мазки сливаются и дают тот образ, которого добивался художник. В портрете молоденькой актрисы Ренуар хотел передать свое первое впечатление от ее цветущей красоты и выразил его в звонком звучании зеленых, розовых, голубых тонов. Именно светлые краски юности восхитили Ренуара - синие сияющие глаза Самари, пунцовый рот, золотисто-рыжие волосы, нежный румянец.

«Я думаю, не так уж много наберется в мировой живописи портретов, где так естественно сочетается мысль и чувство, румянец женщины и обаяние человеческого разума, - пишет искусствовед Леонид Волынский. - Кажется, вот-вот улыбнется и заговорит эта синеглазая и рыжеволосая женщина, так умно и доброжелательно глядящая на вас, подперев щеку рукой».

Многое могло измениться в жизни Ренуара с появлением этой юной актрисы, но изменений так и не последовало. Прелестная голубизна глаз, шаловливая улыбка, свежее, как цветок, лицо… Модель, судя по всему, была влюблена в художника.

«Но, - сожалеюще утверждала Жанна, - Ренуар не создан для брака. Он сочетается со всеми женщинами, которых пишет, через прикосновение своей кисти». «Их глазами смотрит на вас сама душа Франции», - подчеркивает Л. Волынский, размышляя о женских портретах Ренуара.

Сам же Огюст говаривал: «Мне жаль мужчин - покорителей женщин. Тяжкое у них ремесло! День и ночь на посту. Я знавал художников, не создавших ничего достойного внимания: вместо того чтобы писать женщин, они их соблазняли».

Он пошел по другому пути, создав великолепные портреты Жанны Самари. Перед нами не великая, а только начинающая, окрыленная удачей актриса и очаровательная молодая женщина.

К сожалению, ее судьба, сулившая столько радужных надежд, оказалась несчастливой: Самари умерла в тридцать два года от брюшного тифа.

«Я смотрю на портрет Жанны Самари, как я смотрел бы на портрет моей умершей сестры», - признавался Жан Ренуар.

Текст Е. Н. Обойминой и О. В. Татьковой из биографического справочника "Знаменитые женщины", ИД "Равновесие"

1876 стал «знаковым» в творчестве Ренуара, поскольку именно в 1876 произошло знакомство и началась дружба с актрисой Жанной Самари.

Пьер-Огюст Ренуар Автопортрет в 35 лет 1876 г. Музей искусств Фогг, США
Луиза Аббема Портрет Жанны Самари 1879 г.

Искусствоведы пишут, что актриса Жанна Самари занимала значительное место в жизни художника. Может, это и так, поскольку ее образ запечатлен в трех работах Ренуара, и они считаются одними их лучших портретов художника.
Причем каждый портрет и композицией, и колоритом, и даже своими размерами существенно отличается друг от друга.
Очаровательная актриса не только понравилась художнику. Он почувствовал в ее внешности, в ее характере что-то привлекательное, то, что можно представить только кистью. И именно такой кистью и такими красками, которыми писал Ренуар. Но начнем по порядку.

Семья Жанны была насквозь театральная.
Первой вышла на подмостки бабка Жанны по матери Сюзанна Броан, знаменитая дива тридцатых годов, королева сцены времен Луи-Филиппа.
Отец Жанны Луи Жак Самари работал виолончелистом в оркестре парижской оперы. Этот сын деревенского скрипача был знаменит среди современников не столько своей игрой, сколько своими замечательно отполированными ногтями. Он холил их с тщанием превеликим и при этом не забывал мыть руки примерно каждые полчаса.
В семье - четверо детей. Жанна была третьей. Старшая, Мари, оказалась самой крепкой, не в пример Жанне.
Мари (она была девятью годами старше Жанны) сделала блестящую карьеру в театре Одеон, а затем в театре Ренессанс. Она надолго пережила всех своих братьев и сестер и неприметно скончалась в поверженном Париже, под гром первых реляций с Восточного фронта.
Старший сын, Жорж Эмиль Ашиль, пошел по стопам отца и стал скрипачом в оперетте, а позднее сделался знаменитым парижским антикваром.
Младшенький, Анри, как и Жанна, играл в Комеди Франсэз и был весьма знаменит.

Жюль Бастьен-Лепаж Леди. (Портрет Мари Самари) конец 1880х
частная коллекция
Анри Тулуз-Лотрек Портрет Анри Самари 1889 г.

На портрете кисти Тулуз-Лотрека Анри просто восхитителен. Фрак, цилиндр, монокль в правом глазу, этакий напыщенный бонвиван. Сам Анри полагал, что он не сложился как актер. Оставил сцену, вместе с братом занимался антикварным делом, а потом женился на блистательной актрисе Жульетте Меали, стал ее импрессарио, устроил ей триумфальное турне по Европе - и скончался от перитонита в роковом для мужчин 37-летнем возрасте.

В четырнадцать лет Жанна поступила в театральную студию, а в восемнадцать дебютировала в Комеди Франсэз в роли Дорины в мольеровском "Тартюфе".
Слава ее росла стремительно. Жанна, кстати, была знаменита не менее, чем великая Сара Бернар. Особенно удавались ей роли субреток - бойких находчивых служанок, верных подружек всех главных героинь. Это амплуа было характерно для театра классицизма, начиная со времен Корнеля и Буало.

Огюст Ренуар к концу 1870х был тоже хорошо известен.
36-летний стройный мужчина с волевым лицом, решительный, вдумчивый и серьезный.
Ренуар не любил Комеди Франсэз и был там редким гостем. Видел Самари на сцене пару раз, не более того. "По-видимому, мне здорово хотелось ее видеть! Вот уж место, где на всем печать скуки... По счастью, она часто играла в пьесах Мюссе!"- вспоминал художник.

Весной 1877 года знаменитый фотограф Надар снимал знаменитую актрису театра Комеди Франсез Жанну Самари.

Надар Жанна Самари в роли Ночи 1877 г.
Надар Портрет Жанны Самари 1877 г.

Если посмотреть на фото Жанны, сделанные Надаром, то мы увидим девушку из народа, простушку и совсем не красавицу: тяжелый подбородок, полноватая фигура, неказистая прическа.

Весной 1877 Ренуар пишет первый портрет Жанны Самари. Этот первый портрет был написан после того, как живописец и актриса встретились в салоне мадам Шарпентье.

Пьер-Огюст Ренуар Портрет Жанны Самари 1877 г.

На нем Жанна Самари написана в простой темной кофте с маленьким воротничком и большим красным бантом на груди. Кажется, будто Ренуар стремился написать ее черты менее привлекательными, чем они были на самом деле, но сквозь эту будничность он хотел дать почувствовать зрителям непосредственность и живой темперамент артистки.

Сын Ренуара Жан полагал, что родители Самари устроили встречу дочери с Огюстом и заказали ему ее первый портрет с далеко идущими намерениями. Они были бы рады видеть Ренуара своим зятем.

В тот январский вечер Жанну пригласили, чтобы она прочла стихи одного из присутствующих поэтов. А потом она беседовала с Огюстом. Ее портреты уже писали - и выставляли в Салоне! - маститые художники, но... Жанна говорила о том, как не хватает в их портретах той свежести непосредственного впечатления, той чистоты красок, тех лучезарных тонов, которыми были уже славны импрессионисты.

Пейзажист Жозеф-Феликс Бушар и предложил Огюсту написать портрет актрисы.
Об этом упоминает и Жан Ренуар в своей книге:
"Ренуар встретил Самари у Шарпантье... Самари жили на улице Фрошо... Направляясь к Самари, Ренуар поднимался по улице Анри-Монье, пересекал улицу Виктор-Массе и, обменявшись приветствием с консьержкой, бегом поднимался по лестнице и звонил.
Актер Дориваль рассказывал со слов Муни-Сюлли, который слышал это от самой Самари, что Ренуар так торопился приступить к работе, что не успевал даже поздороваться. Комната была хорошо освещена только с часу до трех, так как квартира выходила окнами на запад и восток. Однако обращенные на восток комнаты были очень маленькими. И, напротив, в гостиной нельзя было писать после трех, потому что ее освещали лучи заходящего солнца. Почему он упорствовал и работал в таких скверных условиях? Вероятнее всего, он переживал фазу внутренней борьбы между природой и мастерской, ему хотелось передать модель во всем беспорядке интимной обстановки, как порой ему необходимо было наблюдать ее при свете рампы.

Ренуар сделал несколько эскизов с Самари в доме ее родителей.
"У них меня слишком баловали. Ее мать обожала пирожные, и после сеанса меня пичкала ими под разговоры Жанны, которая была очаровательной собеседницей. Это так приятно - естественный, без претензий, женский голос".
Из этих строк из книги воспоминаний сына художника чувствуется большая взаимная симпатия, которая объединяла эти два таланта и два характера.
Этот первый - маленький портрет находится в коллекции театра Комеди Франсез.

Поскольку в этом же 1877 году, буквально через месяц, Ренуар взялся писать следующий портрет Жанны, можно предположить, что первый портрет его не удовлетворил.

Для второго портрета, он заставил ее приходить в мастерскую на улице Сен-Жорж, поскольку Жанна жила недалеко от мастерской Ренуара. На сеансы она приходила довольно свободно и иногда пропускала их, что огорчало и сердило художника.
Ренуар работал над портретами актрисы с огромной самоотдачей, выражая душевное волнение, восхищение, вызванные обликом и талантом этой очаровательной женщины.
Хотя Жанна Самари как-то заметила: "Ренуар не создан для брака. Он сочетается со всеми женщинами, которых пишет, через прикосновение своей кисти".

Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари. 1877. ГМИИ им. Пушкина, Москва

Ренуар в этом портрете пошел на поразительные контрасты и такую свободу нанесения красок на холст, которые, бесспорно, шокировали или повергали в яростное негодование публику, критиков и художников, воспитанных на академической манере письма. Трудно представить, чтобы в то время кто-нибудь осмелился писать портрет, используя в качестве основных цветом, составляющих колорит картины, активные розовые и зеленые краски. Ренуар беззаботно сопоставляет их, нанося на холст мелкими, разделенными мазками.
Если внимательно всмотреться в цвет открытого платья, то можно увидеть разнообразие мельчайших оттенков зеленой краски, нанесенных самым свободным образом. То же можно сказать и о розовом фоне картины, который в правой части холста обогащен энергично положенными мазками синей краски, причем она лежит поверх розового цвета, почти небрежными загогулинами. Но все это, взятое вместе и увиденное на некотором расстоянии от холста, производит свежее и гармонично согласованное в цвете впечатление.

На портрете Жанна Самари изображена в открытом летнем зеленовато-голубом платье, плотно облегающем стройную фигуру. На розовом фоне ее открытые руки, нежная кожа словно дышат теплом. Жанна Самари оперлась подбородком на свою руку и застыла перед зрителями. Ее короткие рыжевато-золотистые волосы чуть разлетаются в разные стороны. Жанна смотрит открыто и непринужденно. Но смотрит не на нас, а вглубь себя, и раздумывает, грезит.
Пленительная, влекущая, нежная. Не зря портрет имел еще и название. "La Reverie". В русском языке трудно найти подходящее слово. Это и размышление, и раздумье, и грезы, и задумчивость.

В апреле 1877 года проходила Третья выставка "Независимых" ,которая привлекла пристальное внимание прессы. Особенно был отмечен критикой портрет Жанны Самари.
"Несомненный успех выставки - белокурая веселая головка мадемуазель Самари" - написал Эмиль Золя.
Были, правда, и другие отзывы:
«Столь знакомая нам головка этой очаровательной модели попросту теряется на розовом фоне дикого колорита»...
«Какой странный портрет! Невозможно представить себе что-либо более далекое от оригинала»... "Где видывал художник такие грубые руки, словно покрытые чешуей?".

Самой Жанне портрет очень нравился, и после выставки он отправился к ней домой, в квартиру, что неподалеку от площади Пигаль, где двадцатилетняя знаменитость жила вместе со своими родителями.

Ренуар сознательно изгоняет из всех портретов Жанны (а их было, как утверждают искусствоведы, более десятка (но это, видимо, включая эскизы!) всякий намек на театр, роль, игру.
Он словно очистил Жанну от всякой театральной мишуры и показал ее нежной, артистичной и естественной. Ренуар восхищался красотой актрисы и передал на холсте её улыбку, искрящуюся голубизну глаз, свежее, как цветок, лицо. Критика осыпала Ренуара похвалами и дела его пошли на лад.

В 1878 Ренуар пишет еще один «Портрет Жанны Самари».

Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари. 1878. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Этот, самый амбициозный из портретов Самари, как считали критики, - во весь рост и в бальном платье - Ренуар представил в Салоне 1879 года.
Выставка проходила во Дворце Промышленности. Портрет поместили в пятом зале и (как впоследствии сокрушался брат Огюста Эдмон) слишком высоко для того, чтобы публика смогла оценить его по достоинству.
Из-за того, что портрет был помещен на неудачное место, он получил менее одобрительные отзывы.

Жанна Самари представлена на портрете в полный рост в прекрасном вечернем платье с огромным шлейфом, глубоким декольте и обнаженными руками, обтянутыми почти до локтя белыми перчатками. Фигура артистки, стянутая в талии тонким золотым пояском, написана на фоне богатого театрального интерьера, украшенного коврами и пальмой на массивной декорированной металлической подставке.
Ее лицо нарисовано в анфас, фигура артистки чуть наклонена так, что зритель ощущает ее приближение. Ренуар написал Жанну Самари поразительной красавицей. Ее рыжеватые волосы обрамляют лицо с темно очерченными дугами бровей, изумительной синевы глазами, прекрасными линиями носа и губ. Причем Ренуару удалось передать в выражении ее лица ту привлекательную шаловливость, озорство и непосредственность выражения мыслей и чувств, которые были свойственны ее душевному облику и ее сценическому дарованию.

За месяц до открытия Салона 1879 года Жанна Самари была избрана (в свои неполные 22 года) членом Общества Комеди Франсэз, и посетители выставки были в полной уверенности, что перед ними - обычный парадный портрет, написанный по этому случаю.
Публика приписала Ренуару пророческий дар, ведь на портрете ясно была обозначена дата: 1878. Значит, загодя знал: изберут! Правда, если портрет действительно был написан в конце осени, то сомнительной становится другая история.
Ренуар рассказывал, что, отправляя полотно во Дворец Промышленности, специально не стал покрывать его лаком, так как краски еще не успели как следует высохнуть. Приемщик, решив, что у бедного живописца просто нет денег на лак, решил сделать это сам. В результате художнику пришлось переписать практически весь портрет.

Огюст преобразил "невысокую, полноватую, розовую и веселенькую" актрису в стройную и величественную светскую даму.
- Очень хороша, только вот посуды ей не хватает! - воскликнула мадам Шарпентьер, намекая на роли служанок, столь подходящие Жанне.
Но публика не заметила картины. Кто-то из критиков упомянул мельком "занятный портрет".
Раздосадованная Жанна не стала приобретать портрет, и он остался у Ренуара в студии.
И все же художнику удалось открыть многогранность внутреннего и внешнего облика Самари, хотя этой работой он завершил серию ее портретов.

Через пару лет коллекционер и галерист Дюран-Рюель взял портрет на комиссию.
Присовокупил портрет к ретроспективной выставке Ренуара - желающих купить не нашлось.
"Они его просто не понимают! Это какой-то обман зрения!" - возмущался Огюст.

В 1886 году Дюран-Рюель организовал в Нью-Йорке выставку "Импрессионисты Парижа", где выставил портрет Жанны вместе с тридцатью семью другими работами Ренуара. В конце концов Дюран-Рюель сам приобрел портрет и тут же перепродал его принцу Полиньяку с минимальным барышом в 200 франков.
Этот портрет позже оказался в России. Дюран-Рюэль выкупил его у своего покупателя уже за четыре тысячи и перепродал младшему брату Ивана Морозова, Михаилу, еще дороже. До 1948 года портрет находился в Москве, а затем переехал в Эрмитаж.

Огюст продолжал рисовать Жанну на протяжении двух с половиной последующих лет.
Существует мнение, что Ренуар изобразил актрису на "Портрете девушки с распущенными волосами", и что на картине "Качели" тоже изображена Жанна Самари.

Пьер-Огюст Ренуар Качели 1876 г. Музей Д*Орсе, Париж
Пьер-Огюст Ренуар Девушка с распущенными волосами 1876 г.

Правда, характер портретов менялся.
Бывало, из под кисти выходило нечто странное, даже по нашим современным меркам.

Огюст Ренуар. Жанна Самари. 1878.Национальная галерея искусств, Вашингтон

На этом портрете мы можем разобрать лишь расплывчатое пятно лица, рыжие завитки - и ничего от очаровательной актрисы.

Постепенно в их отношениях наступил кризис. Жанна начала уставать от того, что - как ей казалось - превращалось в пустое экспериментаторство.
Ее потянуло к другим художникам, обычным хорошим живописцам. Да и в Огюсте происходила тяжкая душевная борьба. Он мучился, расставаясь с молодостью, идеализмом, старыми друзьями.
А вскоре Жанне стало совсем не до Огюста и не до портретов. Начался ее нашумевший роман с Полем Лагардом. Поль не был человеком искусства. Типичный парижанин, сын богатого биржевого брокера.

Отец Поля всеми силами старался помешать браку сына с актрисой. Родители Поля даже не присутствовали 25 августа 1880 года на бракосочетании в церкви Троицы, где собрался весь театрально-музыкальный Париж. Лагард-старший даже пытался потом оспаривать законность этого брака.
Вскоре у Жанны родилась дочь. Увы, прожила она недолго, всего полгода. Вторая дочь стала драматической актрисой и впоследствии вышла замуж за директора Лионского театра. Век ее тоже был очень коротким, она не дожила и до тридцати. Младшая же из трех дочерей, также пошедшая по стопам прабабки и матери (она тоже играла в Комеди Франсэз) стала женой директора Парижской Оперы. Она умерла в 80-летнем возрасте, в конце 60-х годов ХХ века.

В начале осени 1890 года мадам Самари (она сохранила свою фамилию) уже готовилась к новому театральному сезону. 5 сентября она отправилась в Трувиль, где проводили лето ее муж и обе дочки. В Трувиле сразу почувствовала себя плохо. Местный врач поставил диагноз: тифоидная горячка. Жанну срочно привезли в Париж. 18 сентября она скончалась. Ей было 33 года. В церкви Святого Роха, где отпевали Жанну, собралось две тысячи человек.

Поль Лагард пережил Жанну Самари на 13 лет. Портрет покойной жены, написанный Ренуаром для третьей выставки импрессионистов, продолжал все эти годы висеть в его квартире. Когда 52-летний Поль Лагард умер, родственники стали распродавать часть имущества.
Дюран-Рюель купил портрет Жанны за 13300 франков и перепродал русскому купцу Ивану Морозову. Таким образом, и второй из известных портретов Жанны Самари оказался в России.

Вскоре после того, как Огюст расстался с Жанной, у него завязались серьезные отношения с Алиной Шариго, которой будет посвящен следующий пост.

Материалы из ВИКИПЕДИИ и с сайтов

Эта работа как и некоторые ниже её, относится к всемирно знаменитым работам Ренуара.
Этот двойной портрет, также как и портрет Ирен Кахен (увидите чуть ниже) часто используют для аватара в
русском Киберпространстве. Есть и другие работы, которые сделали аватаром.

Второе название этой работы --"Две сестры"--по-русски обычно не используют.
Поэтому, пожалуйста, не удивляйтесь.

Эту картину нужно описывать. Но это очень долго.
Обратите только внимание на то, что всю яркость красок и восхищение природы, которые создал сам Ренуар, он же сам побил ПЫЛАЮЩИМ БЕРЕТОМ!

Берет абсолютно доминирует над местностью, как писали в Сталинские времена о Сталинских соколах--то есть о военно-воздушных силах. Конечно к берету добавлены там и здесь, и в волосах младшенькой, красные цвета и оттенки. Но всё равно ---- сам берет правит бал.

Вместе с пылающим беретом, хорошо совмещается и не совсем стандартный взгляд девушки.
То есть её портрет --ПОЛУЧИЛСЯ. Хотя не всякому мужчине понравится некоторая
напряжённая неясность во взгляде.

Но Ренуар не писал для нас, товарищи мужчины. Ренуар, твёрдо знал, как ИХ нужно писать.

Девушка заплетающая косу.1885 г. (Сюзанна Валадон)

Моделью для этого портрета была знаменитая Сюзанна Валадон.

Дочка прачки, которая стала известной и очень успешной художницей.
И её написали как натурщицу Ренуар, Тулуз-Лотрек, Дега, Пюви де Шаванн и т. д.
Я уже описал её в этом журнале, в статье "Эротика"
На всякий случай, даю ссылку.

Madame Alphonse Daudet - 1876.

Портрет актрисы Жанны Самари.(1878)Находится в Эрмитаже.


Портрет актрисы Жанны Самари 1877 г.Находится в Москве. В Музее Пушкина.

Я уже помещал оба портрета этой актрисы. Оба они, как вы видите, живут в России.
И по-прежнему я могу сказать только то, что та Жанна, которая живёт
в Москве мне нравится больше. Мнения, как говорят в культурных кругах, всегда раздвояются и растрояются.
Можно снова обсудить кому какая Жанна по нраву. Давайте поговорим.

Эта актриса, такая привлекательная, прожила всего 33 года.Она выбрала Ренуара, для того чтобы работы Ренуара прославили её в обществе.Чтобы она стала именем, о которых говорят в салонах. Она оглядывалась на пример Сары Бернар. Это всё было сложно. Ренуар много раз написал её на его работах до 1880-81 года. Она есть на его всемирно и оглушительно знаменитой работе "Завтрак Гребцов" .

Нажмите.
Жанна стоит в углу направо и её якобы или не якобы, обрабатывает друг Ренуара. Он есть на многих знаменитых работах, включая "Танец в Буживале". Можно посмотреть эту знаменитую работу во всех видах, по той ссылке на пост "Эротика", которую я дал выше.

Но Жанна разочаровалась в результате. Поэтому к 1881 г. она оставила Ренуара и перешла к художникам, которые писали в академической манере.


На морском берегу. 1883.Алина Шариго. By the Seashore.


На морском берегу. Алина Шариго. 1883.

На фоне моря сидит будущая жена Ренуара. Свободные люди, дети гор.
Она, Алина Шариго, была уже десять лет любовницей Ренуара, когда он решил, что хочет на ней жениться.
Первому мальчику, уже было пять лет.
Их сын, великий кинорежиссёр, родился уже на законных основаниях. После того, что папа женился на маме.

Это, как вы видите, сладенькая работа. Вторая ещё ничего. Но первая прямо патокой намазана.

Ренуар в предыдущем, в 1882 году, вернулся из Италии. И он настолько круто пременился, что практически перестал быть импрессионистом. Он даже отказался от мазка импрессионистов.Потому что он не мог писать кожу так, как он хотел.

Он, Ренуар, попал под влияние Италии 16 века. Не он первый. Если откроете ссылку, на пост "Импрессионизм №1 Ренуар, Пьер Огюст(1841—1919) Pierre-Auguste Renoir",то там я по-моему написал и поговорил об этом. Только к концу десятилетия, к 1890 году, Ренуар частично, (полностью никогда), вернулся к прежнему стилю.
По крайней мере его НЮ, стали снова оригинальными НЮ Ренуара. Он больше не писал под Рафаэля. Его НЮ 80-х годов, тоска зелёная.

Профиль Сюзанны Валадон.1885
Ренуар,Пьер Огюст,(1841—1919) Pierre-Auguste

И вот снова портрет Валадон.
В продолжении этой темы, вы ещё увидите один-другой портрет Сюзанны Валадон.

Ренуар писал её много и охотно.
Её сын, был ещё талантливее чем мама как художник, хотя он стал АЛКОГОЛИКОМ.
Очень много шансов за то, что это был сын Ренуара. Почитайте в ссылке на неё (см. выше) если заинтересуетесь.
Я рассказал об этом.

Шитьё. (1874-1876)

Madame Charles Fray - 1901.

Madame Stora в алжирском платье.1870.


Madame Thurneyssen - 1908.


Madame Victor Chocquet, 1875.
Ренуар, Пьер Огюст,(1841—1919) Pierre-Auguste Renoir

Marie Meunier - 1877.


Mademoiselle Demarsy, 1882.
Ренуар, Пьер Огюст,(1841—1919) Pierre-Auguste Renoir

Вениамин.


Когда говорят о чудесной силе преображения в искусстве, то, наверное, в первую очередь приходят ассоциации с полотнами знаменитого французского импрессиониста Огюста Ренуара . Не преследуя цели фотографической точности, он создает настолько чувственные, светлые, гармоничные портреты, что каждый из них можно было бы назвать гимном женской красоте и радости жизни. Его упрекали в том, что его работы слишком далеки от реальности, но ведь в этом и состоит истинное мастерство художника – увидеть прекрасное в обыденном, передать собственные ощущения, запечатлеть красоту, не заметную окружающим. Как это и произошло с портретами актрисы Жанны Самари .



Все, кто видел фотографии актрисы Жанны Самари и портреты работы Огюста Ренуара, наверняка замечают разительную несхожесть прототипа с тем образом, который создал художник. Не искажая ни одной черты, Ренуар словно доводит каждую из них до совершенства. На портретах актриса выглядит куда более изысканно, утонченно и аристократично, чем в жизни.



На фотопортрете Жанны Самари знаменитого фотохудожника Феликса Надара заметны все недостатки, которых Ренуар словно не замечает: тяжеловесный подбородок, простоватая внешность, будничная прическа, полноватая фигура – словом, ничем не примечательная заурядная женщина «из народа».



Жанна Самари была на тот момент начинающей, но уже довольно популярной актрисой театра «Комеди Франсез». Она дебютировала в 18 лет в роли Дорины в «Тартюфе» Мольера. На момент знакомства с Ренуаром ей было 20. Говорят, на сцене она преображалась. Ее актерским амплуа были субретки – традиционные комедийные персонажи, бойкие и хитрые служанки, помогающие господам в любовных интригах. Такие образы вполне соответствовали ее внешнему облику.



Ренуар написал три портрета Жанны Самари, в период с 1877 по 1880 гг. Они познакомились в салоне мадам Шарпантье, после чего родители Жанны заказали ее портрет. Уже в этой работе Ренуар создал тот невероятно пленительный и нежный образ, который до сих пор ассоциируется с именем Жанны Самари. Первый портрет находится в коллекции театра «Комеди Франсез».



Через месяц художник приступил к работе над следующим портретом, который вызвал противоречивую реакцию. Эмиль Золя писал: «Несомненный успех выставки – белокурая веселая головка мадемуазель Самари». Некоторые критики были возмущены: «Какой странный портрет! Невозможно представить себе что-либо более далекое от оригинала».



В 1878 г. Ренуар создает еще один портрет, на котором актриса изображена в полный рост, в бальном платье. Женщина настолько красива, что от нее невозможно отвести взгляд – настоящая аристократка! Наверное, нельзя сказать о портретах Жанны Самари лучше, чем Луи Леруа: «Приятная неопределенность в исполнении, неподдельная примитивность рисунка и небольшие зеленоватые оттенки на полной груди прекрасной дамы долго держали меня в плену! В блюдо из красок одновременно входит ваниль, красный крыжовник и фисташки. Этот портрет можно есть ложкой!».



Жанна Самари ушла из жизни очень рано – в 33 года она скончалась от тифа. Муж хранил ее портрет до самой своей смерти, после чего его выкупил для своей коллекции Иван Морозов. Так картина оказалась с России, как и портрет 1878 г.
Картины Ренуары не теряют своей популярности и сегодня. Они вдохновляют наших современников на создание новых произведений:

Ренуар достаточно быстро освоил жанр пейзажа. Но главным в его творчестве был портрет. Свой путь в искусстве художник начал с изображения лиц. Напомним, что вначале Ренуару пришлось зарабатывать на жизнь именно рисованием. Художник был старшим в многодетной семье и его достаточно рано отдали на фарфоровую фабрику, где он преуспел, рисуя профиль Марии-Антуанетты на тарелках и чашках. В то время росписи делались вручную, штамповки ещё не существовало.
Ренуар рисовал молодость и красоту, и к нему выстроилась очередь из желающих быть изображёнными на портрете. Художник очень любил писать женщин и детей, которых он сравнивал с плодами и цветами. Образы женщин занимали особое место в его творчестве. Он воплощал духовную чистоту, ясность и безмятежность жизни в женских образах. Но, наверное, самый знаменитый портрет Ренуара – это портрет Жанны Самари. В России находятся два её портрета, но тот, что хранится в Эрмитаже, не столь знаменит и бывает, что актрису даже не узнают. Многие специалисты считают, что выставленный в ГМИИ портрет актрисы – лишь подготовительный этюд к парадному портрету Жанны, который экспонируется в Эрмитаже.

Именно Ренуар дал Жанне вторую, бессмертную жизнь. Вряд ли кто помнил бы её сто лет спустя, ведь ее творчество не было известно за пределами Франции, несмотря на фантастическую популярность Жанны Самари на Родине. Самари обожали, боготворили. И сама она была очень доброй, весёлой и жизнерадостной, улыбка никогда не сходила с её лица. Самари отличалась живостью характера, и всегда была душой любой компании. В то время о Жанне писали, что она обладает некоей необыкновенной магией, притягивая к себе всё внимание одним своим появлением на сцене, весёлым смехом, похожим на звенящий колокольчик. Но обессмертило её не театральное амплуа, не её характер и не её талант. Огюст Ренуар сделал актрису действительно знаменитой.


Жорж Апантье, издатель и покровитель Ренуара, познакомил художника с актрисой. Вероятно, встреча произошла в салоне мадам Шарпантье. В феврале 1877 года художник готовился к выставке и, как он отмечал позже, стоя спиной ко входу в помещение, просто затылком почувствовал, что в комнате стало светлее, теплее и радостнее. Он оглянулся и увидел Жанну Самари. Ренуару сразу захотелось написать её портрет. И актриса тоже была этому рада – ей было 20 лет и никто ещё не писал её. По счастливой случайности ничего не препятствовало этому – художник и актриса жили по – соседству, на Монмартре. (Небольшое лирическое отступление об этой местности в конце XIX века. Это сейчас гора Монмартр вошла в состав Парижа. Тогда это был пригород. Да и сам Париж выглядел ужасно. Тогдашний правитель, Наполеон III – племянник Наполеона Бонапарта, мерзейший тип, пережил 23 покушения на свою жизнь, смертельно боялся 24-го и приказал мэру Парижа оздоровить город. Тогда и были разбиты широкие проспекты, разбиты клумбы, посажены цветы. Деревни же, которые входили в состав Парижа были выведены за город. Крестьяне, жившие в черте города, получили значительные субсидии и ушли, построив на полученные деньги добротные дома за городом. Поэтому горожане могли снимать хорошее жильё за умеренную плату).

До замужества актриса жила недалеко от студии Ренуара и часто позировала художнику. Когда Ренуар писал портрет Жанны, её мама присутствовала на сеансах, боясь, наверное, возникновения романтических отношений между художником и дочерью. Во время сеансов, Ренуар никогда не мучил модель неподвижным сидением перед ним. Портретируемый мог делать всё, что угодно, в то время, как Ренуар писал портрет.

Улыбчивая и задумчивая одновременно, в очаровательном жемчужно- зелёном платье актриса изображена на воздушном розовом фоне. Ренуар подчеркнул её лучшие черты, её женственную грацию, немного озорное выражение голубых глаз и сияющую улыбку, которая “освещает всё вокруг”.

Сам Ренуар писал о своей цветовой гамме: “Когда начинаешь работать с моделью, нужно прежде всего, закрыв глаза, подумать, – ассоциацию с каким цветом эта модель у тебя вызывает”. Здесь, естественно – это розовый цвет фона. И он здесь действительно потрясающий – от красноватого до нежно розово-пастельного.
“Затем, – продолжал художник, – нужно взять цвет, который есть в реальности, и нанести тоже.” Здесь – изумрудно-зелёный цвет её платья. “А потом, – утверждал Ренуар, – если видишь, что два цвета плохо согласуются, то нужно найти третий – примиряющий”. И тут он чётко понимал, что зелёный и розовый плохо сочетаются друг с другом. (Это противоречивое сочетание цветов отметил и А.Пю Чехов в “Трёх сёстрах”, когда Ольга говорит сестре:”Боже, розовое платье и зелёный пояс! Помилуй, это же неприлично!) И он гениально снимает противоречие третьим цветом – рыжим, жёлто-рыжей копной её волос. Вот этим он достигает полной гармонии.
Альберт Вольф писал: “Это напоминает не женский портрет, а блюдо из фисташек и крыжовника, которое хочется есть ложками”

«Портрет Жанны Самари» был выставлен на третьей выставке импрессионистов. Портрет оказался настолько хорош, насколько хороша была сама модель, а большего от художника и требовать нечего.

Полотно происходит из коллекции

Выбор редакции
Что такое объяснительная записка? Как правильно написать объяснительную записку начальнику на работе за отсутствие на рабочем месте или...

Общее налоговое правило по подоходному налогу гласит, что НДФЛ попадают в государственную казну автоматически. Это значит, что за...

Фото: Денис Медведев / PhotoXPress.RUВесело грызть гранит науки! Было бы на что. С 1 января 2011 г. у нас опять начнётся новая жизнь....

Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...
В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...
Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны?Ъ и ЬТвердый и...
Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны? Ъ и Ь Твердый и...
Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...
Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...