Правление перикла. Демократический стратег Афин – Перикл: биография оратора и политика


Временем расцвета древнегреческой культуры считается V в. до н. э. - век, называемый золотым веком Перикла.

Пери́кл (др.-греч. Περικλῆς, от περί + κλέος, - «окружённый славой»; около 494 -429 г. до н. э.) - афинский государственный деятель, один из «отцов-основателей» афинской демократии , знаменитый оратор и полководец .

В 431 году до н. э. началась Пелопоннесская война . Благодаря правильно выбранной стратегии Перикла, афиняне смогли противостоять спартанцам, но начавшаяся в городе эпидемия спутала все его планы . Он начал терять своё влияние в полисе и умер в 429 году до н. э. , возможно, став жертвой эпидемии. С его смертью закончился Периклов век, период наивысшего внутреннего расцвета Древней Греции .

В научных исследованиях подчеркивается, что именно в эту эпоху наиболее ярко проявился феномен "греческого чуда". Он состоит в необычном расцвете среди древневосточных сакральных (священных) цивилизаций греческой культуры: эпоса (античные греки вроде бы не знали богатой древневосточной литературы), философии, театра, скульптуры.

В основе уникальности греческого культурного "чуда" лежат следующие предпосылки:

    частная собственность,

  • полисная демократия,

    сохранившиеся аристократические этические представления,

    отсутствие чиновничье-борократической элиты и жреческой касты,

    десакрализация политической и культурной жизни (специфически античное явление),

    возникновение греческого буквенного письма,

    идеал бескорыстного созерцания, исповедовавшийся людьми, которые занимались духовным производством,

    созданием высокоразвитой греческой культуры.

Перикл

греч. Περικλ ς

Герма с изображением головы Перикла, римская копия с греческого оригинала Кресила , Ватиканские музеи

Род деятельности:

афинский стратег

Дата рождения:

около 494 года до н. э.

Место рождения:

Афины

Гражданство:

Афины

Дата смерти:

429 до н. э.

Место смерти:

Афины

Отец:

Ксантипп

Мать:

Агариста

Супруга:

1. Телезиппа 2. Аспасия

Дети:

1. Ксантипп, 2. Парал, 3. Перикл Младший

До сих пор привлекает к себе внимание афинская демократия, взлет и упадок которой ярко показывает позитивные и негативные стороны демократии вообще, показывают права и бесправие. Именно Перикл внес наибольший вклад в развитие афинской демократии, в расцвет политической мощи Афин (он удовлетворил требования средних и бедных афинских граждан в привлечении их к реальному управлению государством путем введения оплаты за должности, наделил землей обедневших граждан и пр.), и в конце его жизни началась ее деградация.

Время его деятельности было самой блистательной эпохой в истории Афин ("пятидесятилетие"). "По названию – демократия, а в действительности Господство первого человека", – так оценил Фукидид положение Афин при Перикле.

И все-таки господство это обусловлено рядом его выдающихся качеств, а именно:

    прекрасное образование, пополняемое всю жизнь благодаря общению с самыми глубокими умами его времени,

    высокий уровень интеллекта, сочетаемый с мудрым подходом к жизни,

    великолепный ораторский дар,

    трудолюбие и выдержка,

    энергичность и гражданское мужество.

Такой набор черт, редкий в одном человеке, который был отличным военным стратегом и политиком. Верный своим принципам, к преданный интересам государства, был равнодушен к похвалам и порицаниям толпы, сохранял трезвый взгляд в самых трудных ситуациях. Перикл не был диктатором, не имел в своем распоряжении материальной силы, которая давала бы ему власть; несколько раз он отстранялся от власти. Его повторяющийся успех – это триумф разума.

Так как должностные лица в Афинах не располагали большой властью и авторитетом, то на передний план выходили зачастую люди, не занимавшие никаких официальных должностей, но умевшие говорить и убеждать народ принять или отвергнуть тот или иной закон. Таких людей в древней Элладе называли демагогами, не вкладывая в это слово никакого осуждающего оттенка: это были истинные вожди народа, в V в. до н.э. к ним относился Перикл. Он своей деятельностью способствовал громадному развитию торговли, флота, жизнь приобрела невиданные до тех пор масштабы. Во всем, чем жила тогда Греция, Афины заняли первое место:

    в архитектуре,

    философии,

    пластических искусствах,

  • риторике и т.д.

Перикл превратил Афины в один крупный университет, давший возможность проявиться гениальным умам.

К этим умам относятся и два знаменитых историка: иониец Геродот ("отец историй") из Галикарнаса и афинянин Фукидид. Значительное влияние на Геродота оказало пребывание в Афинах – дружба с Периклом и Софоклом, склонность к софистике и естествознанию.

В золотом веке Перикла разворачивается деятельность Гиппократа, основателя научной медицины: с его медициной завершился переход от религиозно-мистических представлений о всех процессах, связанных со здоровьем и болезнями человека, к начатому ионийскими натурфилософами их рациональному объяснению. Медицина жрецов сменилась медициной врачей, основанной на точных наблюдениях. В приписываемом Гиппократу трактате "О священной болезни" оспаривается традиционное мнение, будто эпилепсию вызывают злые демоны, а сама эпилепсия рассматривается как болезнь мозга. Другое сочинение "О воздухе, водах и местах"" устанавливает связь между состоянием здоровья, в. том числе психического, отдельных людей и народов под влиянием климатических условий. Врачи школы Гиппократа были также философами. Их методы, основанных на опыте, наблюдениях, стремлении к быстрой и правильной диагностике, применении таких профилактических мер, как диеты и гигиена, были, несомненно, плодами того же интеллектуального течения, которое породило и философии Демокрита, и "Историю" Фукидида. Гиппократ, прозванный "отцом медицины", приобрел известность во всем греческом мире и на Востоке. До наших дней дошло его бессмертное правило для врачей: не навреди пациенту.

Многочисленные имена математиков и астрономов того времени, сохранившиеся в античных сочинениях, свидетельствуют о том, что и эти науки развивались успешно, достижения греческой астрономии и космологии к концу V в. до н. э. были колоссальны и далеко превосходили все, что достигли другие народы древности.

Своей вершины достигло и греческое искусство, весь золотой век насыщен творческим гением Мирона, Поликлета, Фидия и других художников. Целое поколение звезд искусства причастно к рождению красоты, которая до тех пор и не снилась человечеству.

Прежде всего следует отметить ансамбль Акрополя, в чьем создании деятельное участие принимали Перикл и крупнейший скульптор Фидий . Главное сооружение Акрополя – Парфенон, в его центре находилась сделанная из слоновой кости и золотых пластин на деревянной основе статуя Афины. Особое значение Парфенона состоит в том, что он – и памятник, признанный увековечить победу греков над персами, и символ славы и величия Афинского государства – главы морского союза Парфенон – одно из величайших творений мирового искусства; все сюжеты его объединяет единая идейная основа: борьба света, добра и цивилизации с силами тьмы, дикости и отсталости. После смерти Фидия недалеко от Парфенона был воздвигнут храм Эрехтейон, он завершил великолепный ансамбль Акрополя.

Рис. Фото и изображение (реконструкция) Парфенона и Акрополя

ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР, 447 -438 гг до н. э. Золотой век Перикла, Высокая классика

Парфенон - находится на афинском Акрополе и посвящен покровительнице города богине Афине Парфенос (Девственнице) (Ἀθηνᾶ Παρθένος). В центре Парфенона в древности стояла статуя Афины, выполненная из золота и слоновой кости, созданная гениальным скульптором Фидием. Строительство храма заняло семь лет и закончилось в 438 г. до н.э . Построен в 447 -438 годах до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в 438 -431 годах до н. э. под руководством Фидия при правлении Перикла . Парфенон является одним из наиболее красивых зданий сознанных человеком, в его конструкции отсутствуют прямые линии, а эффект симметрии получается за счет суживающихся кверху колонн и ступеней. Парфенон господствует над центром Афин и постоянно напоминает о Золотом веке в истории Древней Греции. V век ко н.э. – Золотой век

Эрехтейон (др.-греч. Ἐρέχθειον - храм Эрехтея ) - выдающийся памятник древнегреческой архитектуры, один из главных храмов древних Афин , расположенный на Акрополе к северу от Парфенона . Постройка датируется 421 -406 годами до н. э. Выполнен в ионическом ордере . Храм посвящён Афине , Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею .

Античный храм

Парфенон Παρθενών

Вид на холм Акрополя, увенчанный Парфеноном

Греция

Местоположение

Афины

Конфессия

Грециизм

Тип здания

Храм

Архитектурный стиль

высокая классика

Иктин

Строитель

Калликрат (архитектор)

Архитектор

Иктин

Строительство

447 до н. э. -438 до н. э. годы

Мирон был родом из Елевфер, на границе Аттики и Беотии. Мирон большую часть своей жизни работал в Афинах, расцвет его творчества падает на вторую четверть V века до н. э. Древние характеризуют его как величайшего реалиста и знатока анатомии, не умевшего, однако, придавать лицам жизнь и выражение. Он изображал богов, героев и животных, причём с особенной любовью воспроизводил трудные, скоропреходящие позы.

Среди его произведений наибольшей известностью пользовалась статуя «Дискобол», исполненная между 460 и 450 годами до н. э . Она прославляет победителя атлетических состязаний. Сжав диск в правой руке, обнаженный юноша наклонился вперед. Рука с диском отведена назад до предела. Кажется, через мгновение атлет распрямится и брошенный с огромной силой диск полетит на далекое расстояние. Все тело юноши пронизано захватившим его движением.

Статуя, дошла до нашего времени в нескольких копиях, из которых лучшая сделана из мрамора и находится во дворце Массими (итал. palazzo Massimi) в Риме. А у копии, находящейся в Британском музее, голова расположена неправильно.



Наряду с этой статуей древние писатели упоминают с похвалами об его изваянии Марсия, сгруппированного с Афиной. Об этой группе мы получаем понятие также по нескольким поздним её повторениям.

Из изображений животных, исполненных Мироном, более других славилась «Тёлка», в похвалу которой писались десятки эпиграмм. За самыми незначительными исключениями, произведения Мирона были бронзовые.

Фидий (греч. Φειδίας, ок. 490 до н. э. - ок. 430 до н. э. ) - древнегреческий скульптор и архитектор , один из величайших художников периода высокой классики. Личный друг Перикла .Большинство работ Фидия не сохранились, о них мы можем судить только по описаниям античных авторов и копиям. Тем не менее, слава его была колоссальной.

Бронзовая статуя Афины Лемнии.

«Афина Лемния », - ок. 450 г. до н.э. Бронзовая статуя. Изображает богиню, опирающуюся на копье, её задумчивый взгляд обращён на шлем в руке . Название - от острова Лемнос , для жителей которого она была изготовлена. Известна по копиям.

« Афина Парфенос » .


Прорисовка статуи «Афины Фидий . « Афина Парфенос » .

Парфенос», установленной хрисоэлефантинная техника

внутри Парфенона

« Афина Парфенос » . 438 г. до н. э. Была установлена в афинском Парфеноне , внутри святилища и представляла собой богиню в полном вооружении. Наиболее полной копией считается т. н. «Афина Варвакион» (Афины), золото (одежда), слоновая кость (руки, лицо), украшенная мелкими драгоценными камнями.

Предполагаемый автопортрет Фидия в виде Изображение Ириды, богини Радуги ,

Лысого старика (Дедала ), замахивающегося с фриза Парфенона. Школа Фидия

молотом (атрибутом скульптора) в сцене

битвы с амазонками на щите

« Афины Парфенос »

Фидий «Афина Промахос» (Воительница) Греция. Классический период. Бронзовая статуя «Афины Промахос» (Афины – Воительницы) воздвигнута Фидием в 465-455 гг. до н. э. Название ее переводится как «передовой боец». Огромная статуя богини Афины, замахивающейся копьем, была установлена в афинском Акрополе на постаменте между Эрехтейоном и Парфеноном. Афина изображена в шлеме, с щитом и копьём, причём шлем и остриё копья были золотыми. Поэтому моряки, подплывая к Афинам издали видели золотой наконечник копья, блестевшее на солнце. Афина служила им маяком. Статуя не сохранилась. Мы можем судить о ней только по описаниям античных авторов и копиям.

«Афина Арея» - Воительница (Арес – Бог войны) в Платеях , ок. 470-450 до н. э. Из позолоченного дерева (одежда) и пентелийского мрамора (лицо, руки и ноги). Не сохранилась.

Фидий. Зевс В наст. время

находится в Эрмитаже Санкт-Петербург.

Статуя Зевса Олимпийского - единственное из Семи чудес света , которое располагалось в материковой части Европы (в городе Олимпия). Статуя Зевса в Олимпии - третье чудо света древнего мира. Была воздвигнута в V веке до нашей эры. Мраморный Зевс превосходил по размерам все существующие на тот момент храмы. Массивную крышу здания размером 27 на 64 м поддерживали колонны, выполненные из ракушечника. На мраморных фронтонах храма были изображены подвиги Зевса. Статую Зевса возвёл Фидий .

Южные метопы Парфенона. Лондон, Британский музей.

Фриз целлы: процессия Панафиней.

Поликле́т Ста́рший (Πολύκλειτος ) - древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работавший в Аргосе во 2-й половине V века до нашей эры.

Поликлет любил изображать атлетов в состоянии покоя, специализировался на изображении спортсменов, олимпийских победителей.

Как пишет Плиний [ кто? ] , Поликлет первым додумался придавать фигурам такую постановку, чтобы они опирались на нижнюю часть лишь одной ноги. Поликлет умел показывать человеческое тело в состоянии равновесия - человеческая фигура в покое или медленном шаге кажется естественной благодаря тому, что горизонтальные оси не параллельны.

Произведения Поликлета

    «Диадумен » («Юноша, повязывающий повязку»). Около 420-410 до н. э.

    «Дорифор » («Копьеносец»).

    «Раненая амазонка », 440-430 до н. э.

    Колоссальная статуя Геры в Аргосе. Была выполнена в хрисоэлефантинной технике и воспринималась как пандан Зевсу Олимпийскому Фидия (панданами называются: две картины, равные по величине, похожие одна на другую и назначенные висеть на стене симметрично; две статуи, соответствующая одна другой размером, позой и выражением изображённых фигур; две вазы одинаковой формы и схожей орнаментации, помещённые с той и другой стороны средней вещи в каминной гарнитуре и т.д.)

    «Дискофор» («Юноша, держащий диск»). Не путать с «Дискоболом» Мирона .

Скульптуры были утрачены и известны по сохранившимся древнеримским копиям.

«Диадумен » («Юноша, повязывающий повязку»). Около 420-410 до н. э. Поликлет из Аргоса - Мегаэнцик.

« Дорифор »(Копьеносец).

На значимость скульптуры в жизни греков обращает внимание Плутарх, подчеркивая, что в Афинах было больше статуй, чем живых людей.

Наряду с нею ценилась и живопись, хотя подлинников дошло до нас ничтожно мало. Из источников известно о прославленных живописцах Полигноте, Апполодоре, Зевксисе, Апеллесе и о многих других. Полигнот, современник Перикла, расписывал стены общественных зданий фресками на темы эпоса и мифологии; не будучи уроженцем Афин, он получил за свои росписи афинское гражданство.

Золотой век Перикла - время расцвета драматического искусства. Важнейшими драматическими жанрами были трагедия, сюжетами которой служили мифы о богах и героях, и комедия, чаще всего политическая. Развитие древнегреческой трагедии связано с именами Эсхила, Софокла (творцов античной трагедии в ее классической форме) и Еврипида (он в своих произведениях отразил кризис традиционной идеологии города-государства и поиски новых основ мировоззрения).

Наиболее острым в политическом отношении жанром являлась аттическая комедия; крупнейший представитель этой комедии Аристофан, расцвет творчества которого падает на годы Пелопоннеской войны. Он дает смелую сатиру на политическое и культурное состояние Афин в то время, когда демократия начинает переживать кризис. В его комедиях представлены различные слои общества: государственные деятели и полководцы, поэты и философы, крестьяне и воины, городские обыватели и рабы. Лирика, политика, грубый площадный юмор, непристойность, пафос - все смешивается в древнегреческой комедии, обеспечивая ей долгую жизнь в веках.

Древнегреческой театр, особенно афинский, был тесно связан с жизнью полиса, будучи по существу вторым народным собранием, где обсуждались самые животрепещущие вопросы. Сходство с народным собранием усиливалось благодаря тому, что театральные представления давались по праздникам.

В V в. до н. э. Афины являются центром греческой культуры, где находится сосредоточие интеллектуальной жизни. Это век Перикла, время мира и богатства, расцвета цивилизации, искусства и науки, время Софокла, Еврипида. и Аристофана, Фидия и Поликлета. Греческая ментальность в золотой век испытывает бурную перемену: она быстро избавляется от своей первобытности и наивности. Не только происходит резкое усиление интеллектуальной жизни, но и меняется ее направленность: если до этого предметом интереса и исследования для греков выступала в основном природа, то теперь им стал человек и его дела. Вполне естественно, что данное изменение отразилось и на философии, которая теперь вступила в гуманистический период.

Картина золотого века Перикла будет неполной, если ничего не сказать об общегреческих праздниках, самыми известными из которых являются Олимпийские игры.

Высочайший подъем греческой культуры в V в. до н. э. был, связан главным образом с расцветом классического полиса. Усиление демократии, участие в политической жизни большинства свободных граждан и в то же время ожесточенные политические и социальные конфликты, требующие самоопределения каждого индивида, прогресс позитивной науки, расширение географического кругозора, осознание превосходства своего образа жизни над иными - все это породило своеобразные черты культуры классической Греции - золотого века Перикла.

Перикл (около 490 - 429 до н. э.), древнегреческий политический деятель, глава Афинского государства в период его наивысшего расцвета (443-429 гг. до н. э.).

Представитель древнего аристократического рода, Перикл благодаря своему ораторскому дару и способности к компромиссам сумел получить поддержку большинства жителей Афин и долгие годы управлял этим первым из греческих городов.

В молодости Перикл выступал сторонником демократа Эфиальта, предлагавшего ограничить власть аристократии, сосредоточенной в ареопаге (462 г. до н. э.). После смерти Эфиальта он возглавил наиболее многочисленную афинскую партию.

Добившись изгнания лидера аристократов Кимона (461 г. до н. э.), Перикл стал играть основную роль в афинской политике, а после победы над другим соперником - Фукидидом (443 г. до н. э.) возглавил Афинское государство в должности стратега, на которую переизбирался 15 раз. Секрет его успеха у сограждан состоял в отмене имущественного ценза при избрании на государственные должности.

Перикл ввёл ежедневную плату за государственную службу, сделав её доступной для небогатых горожан. Настаивая на усилении мощи Афинского морского союза, Перикл показал афинянам его выгодную сторону: на собранные с союзников средства он построил новый великолепный Акрополь с храмом Парфеноном, а также «Длинные стены» между городом и портом Пиреем, превратившие Афины в неприступную крепость. Не только архитекторы и художники, но все люди, трудившиеся на строительстве, получали щедрое вознаграждение. Гражданами Перикл постановил считать лишь тех, у кого оба родителя были коренными жителями Афин. Этим стратег доказал бескорыстие: ведь его любимая жена красавица Аспасия была родом из Милета, следовательно их дети не могли получить гражданство.

Перикл создавал поселения афинских граждан в союзных городах, завоевал и укрепил колониями владения Афин на Чёрном море и в Южной Италии. Заключив мир с Персией (449 г. до н. э.) и со Спартой (на 30 лет, 445 г. до и. э.), стратег счёл гегемонию Афин незыблемой. Так полагали и его враги из числа земляков, выдвинувшие суровые обвинения против друзей Перикла: Фидия, Анаксагора и др. Аспасию не только осмеивали в комедиях, но привлекли к суду за безнравственность и непочитание богов (432 г. до н. э.).

В 431 г. до н. э. спартанцы вошли в Аттику и заперли афинян в их крепости. В городе началась чума, популярность Перикла катастрофически упала, его не избрали в стратеги и обвинили в казнокрадстве (430 г. до н. э.). На следующий год заплативший крупный штраф Перикл вновь получил власть.

Вскоре он заразился и умер от чумы.

Время правления этого человека называют «золотым веком» афинской демократии. Продлился он недолго, всего тридцать два года греческий полководец и государственный деятель Перикл сумел удержаться на руководящем посту. За этот период он успел многое, а главное – оставил существенный след в мировой истории. Как раз тогда создавались наиболее прославленные творения искусства, которые обеспечили городу славу колыбели европейской цивилизации. Однако, как сложилась его судьба, знают далеко не все. Давайте исправим эту досадную оплошность и разберемся, кто это такой и почему потомки о нем не забыли.

Праправнук Писистрата – Перикл: биография стратега из рода Алкмеонидов

Восьмидесятые годы пятого века до нашей эры были чрезвычайно напряженными для Афин в частности и Греции в целом. Реальная угроза нападения со стороны персидских правителей постоянно усугублялась серьезными политическими разногласиями между разрозненными группировками внутри страны. Архонт и стратег того периода, Фемистокл, один из отцов-основателей народной демократии, всячески агитировал против рода Алкмеонидов, к которому принадлежал и наш герой, регулярно инициируя остракофории (голосования об изгнании) в отношении его членов.

Существует множество легенд и слухов об этом человеке. Перикл длительное время занимал должность архонта (управителя города), а также был искусным оратором, который любил составлять речи длиной в несколько часов. В Афинах было принято всем гражданам принимать участие в народных собраниях, вне зависимости от социального или материального положения. Однажды на выборах выступление его затянулось на целых шесть или восемь часом. Уставшие граждане предпочли быстренько переизбрать его на следующий срок и разойтись по домам, чем выслушивать еще и дополнительных кандидатов.

Кратко о деятельности Перикла на поприще демократии

По праву рождения этот древний политик и государственный деятель имел возможность бороться за власть в самом старинном из всех демократических городов мира. Он упорно учился, чтобы достичь совершенства и сделать для своего народа, а потом стал сторонником демократа Эфиальта, который предлагал значительно сократить власть аристократии и дать больше прав избирателям – плебеям и другим вольным гражданам. Когда руководитель скончался, Перикл занял его место, а спустя некоторое время стал стратегом Афин.

Переизбираться на эту должность выдающемуся правителю удалось более десяти раз, что говорит об особом доверии, которое питали к нему люди. На его счету выгодный афинянам морской союз, постройка великолепного Акрополя с центральным храмом – Парфеноном, а также длинные и высокие стены между жилой частью города и портом, которые превратили его в неприступную крепость. Именно Периклу удалось заключить долгожданный мир с персидскими правителями и Спартой. При всем этом противники и враги находили сотни поводов обвинить мужчину. В основном, его называли безнравственным безбожником, а после эпидемии бубонной чумы даже хотели казнить. Тем не менее вклад этого деятеля в мировую историю колоссален и недооценивать его нельзя.

Семья «окруженного славой»

Ксантипп из рода Бузигов был праправнуком знаменитого Гиппократа и правнуком афинского тирана Писистрата. Это было древнее и довольно богатое сословие, однако влияние в политической сфере оно имело мало. Потому он решил жениться на Агаристе и из Алкмеонидов. Приблизительно в 484 году до нашей эры она произвела на свет младенца, которого назвали Периклом, что значило «овеянный славой». Мальчик был крепким, красивым, с раннего детства имел хорошее здоровье и проявил природную тягу к наукам.

После появления на свет первенца в семье родилось еще двое детей. Младшего брата будущего стратега звали Арифрон. Была еще и сестра, но история не сохранила для нас ни ее имени, ни сведений о том, как сложилась ее дальнейшая жизнь. Проживали они в собственном доме в районе Афин, под названием Акамантис, который не считался особо престижным. Кто такой Перикл, тогда не знал еще почти никто, но не прошло и двух десятков лет, как ситуация кардинально изменилась.

Детство и юность будущего лидера

Подрастать мальчику пришлось в обстановке постоянного давления. Политическая ситуация внутри Афин, как и по всей стране, была чрезвычайно напряженной. Вождь лидирующей на тот момент «народной партии», Фемистокл, опасался за собственное положение, потому всеми силами пытался дискредитировать Алкмеонидов, что получалось у него довольно неплохо. Уже к 486 году из города был выслан (предан остракизму) родной дядя Перикла (брат матери) – Мегакл. Не прошло и двух лет, как то же самое случилось и с его отцом, что не могло не оставить глубокий след в душе парнишки.

Образование будущий стратег Перикл получил такое же, как и все аристократы того времени. Особой углубленностью оно не отличалось. Из записей Плутарха можно узнать, что музыку ему преподавал пифагореец, софист и теоретик Дамон, а также Пифоклид. Считается, что он самостоятельно решил изучить философию, которая в то время была необязательной. Преподавателями его называют Анаксагора и Зенона Элейского. Правда, если это так, значит он стал штудировать науку уже в зрелом, а не в юном возрасте. Ведь эти люди были приблизительно его ровесниками.

Сторонник династии Алкмеонидов, Аристид, решил создать собственную политическую организацию, чтобы противопоставить ее силам Фемистокла. Именно потому к четыреста восьмидесятому году он призвал дядю и отца мальчика досрочно вернуться в город, вопреки объявленному остракизму. В тройственный союз рода вошли еще две древних фамилии – Филаиды и Керики. Уже к тому времени Перикл отличался острым умом, четким пониманием ситуации, а также чрезвычайным красноречием, но возглавить движение он не мог ввиду молодого возраста. Кроме того, его род в Афинах, по странному стечению обстоятельств, считался проклятым. Сам же парень в точности напоминал своего прапрадеда-тирана, что не нравилось жителям свободолюбивых Афин.

Становление политического деятеля

В четыреста семьдесят третьем или втором году неожиданно умер Ксантипп. Как именно это случилось – история умалчивает. Возможно, он пал жертвой очередного заговора и убийства, таких случаев в те времена было не счесть. Но может быть, произошло это и по естественным причинам – этого мы, скорее всего, уже никогда не узнаем.

Стоит знать

Когда отец Перикла скончался, мальчик стал самым старшим мужчиной рода, что уже само по себе предписывало ему выполнение определенных обязанностей. Многие думали, что ввиду юного возраста он откажется от претензий на власть, однако дальновидный подросток этого не сделал.

Глава рода и стратег Афин – Перикл

Если верить историческим сводкам Плутарха, на момент смерти родителя юному патрицию было всего двенадцать или тринадцать лет. Однако он настолько сильно желал показать всем, на что способен, что смело бросился «в бой» со своими политическими оппонентами. Первым делом паренек принял на себя ответственность и стал хорегом (меценатом, театральным спонсором), чтобы как-то заявить о себе.

Первым его делом стала постановка трагедии знаменитого писателя Эсхила под названием «Персы». Это привлекло внимание горожан к его на тот момент еще скромной персоне. Потребовалось еще более десяти лет, чтобы своим трудом и красноречием доказать, что, несмотря на происхождение из аристократии, он является поклонником демократии и добивается именно ее.

В четыреста шестидесятом году началась откровенная политическая борьба с аристократом Кимоном, который на то время имел довольно высокий уровень авторитета среди граждан. Сам Перикл принадлежал к демократической группировке Эфиальта. Члены ее выступали за развитие морской мощи Афин и расширения их торговых связей с купцами иных местностей. Есть сведения, что оба эти человека уже в четыреста шестьдесят четвертом или третьем году уже были стратегами (военачальниками) города, а это означает, что имели определенное число подручных и подчиненных.

Источники пишут, что Перикл совершал вылазки в Восточное Средиземноморье, где властвовали персы. Это было прямым нарушением договора с ними, но все, в том числе и персидский правитель Артаксеркс I, просто закрыли на это глаза, ведь ни единого судна в этих путешествиях греками встречено не было и никаких сражений или просто конфликтов не последовало. Популярность отважного полководца росла, а смелость и отвага привлекала все больше сторонников.

В 463-м Кимон был привлечен к суду, но оправдан, но уже через два года он был предан остракизму, а начальник нашего героя – Эфиальт – произвел реформирование Ареопага (совета старейшин). Вскоре он был подло убит, поговаривали, что Перикл приложил к этому свою руку. Ничего доказать не удалось, и уже через несколько дней он возглавил демократичные силы Афин, став на тот момент их безраздельным лидером.

Внутренняя политика управленца Афин

Как только мужчина занял высокий пост, он взялся в первую очередь производить внутренние реформы. Ошибкой будет думать, будто он единолично управлял страной или городом. На то время выбиралось десять стратегов, которые действовали сообща, а Перикл просто имел весьма серьезный авторитет среди них.

  • Считается, что открытые выборы голосованием в Народный совет были полностью ликвидированы. Тогда избрание стало делом случая: из сосуда вытаскивались бобы черного или белого цвета, что значило одобрение или отклонение кандидатуры.
  • Им был инициирован допуск зевгитов (низшего из высших классов общества) до выборов бюрократического аппарата управления. После этого любой человек, принадлежащий к какому угодно сословию, мог стать архонтом (руководителем) или даже стратегом.
  • Перикл выступал за возрождение судебной системы по демам (областям, регионам). Он учредил выборную должность судьи, который был подотчетен центральному аппарату в Афинах. В процессах могли принимать участие обычные благопристойные граждане, мнение которых учитывалось при обвинении и назначении наказания.
  • Социальная политика Перикла базировалась на принципе гражданственности, которую получить мог далеко не каждый. Стратег и лидер демократов добился того, чтобы гражданами считались только те, у кого оба родителя являлись таковыми. Можно было бы обвинить Перикла в предвзятости, однако таким шагом он перекрыл возможность получения афинских прав и для себя лично, ведь его матушка была родом из Аркадии.
  • Соглашаясь с Платоном, Перикл считал, что следует практиковать «воспитание» или «взращивание» государственных мужей с раннего детства, избирая самых способных деток из различных сословий.
  • Этот правитель первым ввел оплату труда для людей, занимающих государственные должности. Кроме того, с его легкой руки были введены ежемесячные пособия (содержания) для инвалидов, стариков и сирот. Единственно, кто так и остался бесправным в Афинах – были рабы. Они не имели избирательного права, но при большом рвении могли добиться только статуса свободного человека, не более.

Еще одной из заслуг Перикла считают культурное возрождение Афин. При нем начали и вскоре завершили полную реконструкцию Акрополя. Тут и там строились новые храмы, общественные центры, возводились стены и укреплялись здания. Фактически, это привело к резкому снижению уровню безработицы и нищеты, что еще больше повысило авторитет нашего персонажа.

Внешняя политика военного лидера

Относительно иных государств Перикл проводил довольно агрессивную полемику, старательно не позволяя отношениям «устаканиться».

  • В самом начале своей карьеры он стал настоящим героем, принимая участие знаковом сражении при деревеньке Танагре. Тогда афиняне проиграли, но уже через два месяца резко исправили ситуацию, разгромив противника при Энофитах и полностью подчинив себе Среднюю Грецию.
  • В пятидесятых годах греки заключили сепаратный мир с Регием, Эгестой, а также, возможно, с Леонтинами, Неаполем и Метапонтом. Так греки стали напрямую совать свой нос в спартанско-коринфские дела, без особого вреда для себя.
  • Приблизительно в четыреста сороковом году до нашей эры развернулась также война с островом Самос, который никак не желал мириться с экспансией Афин. Сопротивление оказалось бесполезным, поверженным самосцам пришлось снести все защитные стены, выплатить неустойку по расходам захватчиков, сдать все корабли, да еще и предоставить заложников.
  • Регулярные стычки меж Фукидидом и Периклом приносили только разочарование для первого. Потому уже к четыреста сорок девятому году был заключен окончательный мир с Персией, война с которой продолжалась около пяти десятков лет.

Во второй половине тридцатых годов четвертого века до нашей эры ознаменовалось тремя событиями, которые и привели к развязыванию нового конфликта. Сперва афиняне заключили союз с жителями острова Керкира, на которых свои права постоянно заявляли коринфяне. После этого подчиненные Перикла приказали жителям Потидеи оборвать все связи со столицей, и там вспыхнул настоящий мятеж. Третьей и последней каплей послужили экономические ограничения против города Мегара. Так началась длившаяся годы Пелопоннесская война – наиболее кровопролитная и страшная за всю историю Древней Греции. Оборвалась она эпидемией бубонной чумы, которые жители Афин сочли очередным проявлением проклятия рода Алкмеонидов и отвернулись от Перикла.

Отношение к деятельности и жизни Перикла

Историки говорят, что стратег Афин был очень прогрессивным для своего времени. Он совершенно не принимал суеверия и имел рациональный склад ума. Все события, происходящие вокруг, он приписывал не воле богов, а объяснял логикой поступков и явлений. Плутарх считал, что все эти качества привил ему в юношеские годы учитель – философ и писатель Анаксагор. Однако одобрялось такое поведение далеко не всеми гражданами.

Аристократическая элита Афин всегда выступала в оппозиции, ввиду того, каким был Перикл. Он четко выражал свою демократическую направленность и курс на народовластие. При этом враги не могли открыто выступать против авторитетного правителя, потому завели несколько десятков уголовных дел на его приверженцев. Его преподаватель был выслан за нечестие, а Фидий вообще скончался в застенках по неизвестным причинам. Гетера по имени Аспасия, близкая подруга сатрапа и его фактическая сожительница, была тоже обвинена, но при вмешательстве своего покровителя сумела отвертеться от наказания.

Личная жизнь и смерть афинского полководца

Несмотря на то, что вся жизнь этого упорного и уверенного в себе человека была посвящена государству и гражданам, о себе он тоже никогда не забывал. Перикл не стремился жить комфортно в быту, потому тратил свои деньги без фанатизма, в чем его неоднократно упрекал старший сын. Его состояние было крупным, а вот передать его в итоге оказалось некому.

Жена, любовница и дети

Первой супругой знаменитого стратега, которого некоторые даже называли тираном, стала Телезиппа – немного сумасшедшая поклонница всех богов, которым тогда принято было поклоняться. Сперва ему было с ней интересно: она была старше, уже успела побывать замужем и даже заиметь ребенка. Она подарила второму мужу двоих сыновей – Ксантиппа и Парала, которые оба скончались, заразившись бубонной чумой. Перикл развелся с ней, когда она стала его чрезмерно мучить своей фанатичной верой и даже нашел ей нового благочестивого мужа, оставив мальчиков при себе.

Второй раз жениться сатрапу захотелось, когда он познакомился с Аспасией – гетерой-чужестранкой, что перебралась в Афины из карского Милета. Однако заключить брак с нею он не мог, так как она не была гражданской и прав никаких не имела, потому влюбленные просто сожительствовали. Она родила ему сына, которого назвала в честь отца. Перикл даже добился для него гражданства в порядке исключения. Но занять сколько-нибудь высокую должность тот все равно не мог. Потому с 447-го в доме у Перикла проживал его двоюродный племянник по имени Алкивиад. Возможно, именно он должен был стать его преемником.

Последние дни периклова века

Вскоре после вторжения спартанцев в Аттику правитель решил снова отправиться под стены Пелопоннеса, но поход этот закончился плохо. Эпидемия чумы стала косить его армию, тогда же погибли его дети и родная сестра. Афиняне восприняли это, как кару богов. Он окончательно утратил свой авторитет, был полностью отстранён от управления, обвинен в растрате и даже приговорен к штрафу.

Правда, в четыреста двадцать девятом году мужчина был снова переизбран на место стратега. Десмос счел, что он искупил свои грехи, заплатив за них смертями близких. В том же году он очень сильно заболел, а к осени скончался. Была ли у него чума, никто не знает, однако Плутарх в своих сочинениях пишет, что характерных симптомов у него не наблюдалось. Поговаривали, что он умер от тоски по родным.

В память об отце афинской демократии

Образ этого греческого политического деятеля неоднократно обыгрывался в искусстве. Роман «Человек из Афин», принадлежащий перу известного советского писателя Георгия Дмитриевича Гулиа, подробно повествует о его жизни. В фэнтезийном сочинении Георгиева «Рай на два дня» он появляется в качестве одного из борцов за демократию, но уже в обществе будущего.

Неоднократно появлялся Перикл и в кинематографии. В пятьдесят первом на экраны вышла немецкая лента «Die Frauen des Herrn S.», а в две тысячи первом документальный фильм под названием «Empires: The Greeks - Crucible of Civilization». Интересно, что даже в компьютерной игрушке Sid Meier’s Civilization VI в качестве правителя Греции обрисован именно этот персонаж.


Перикл
Родился: около 494 года до н. э.
Умер: 429 до н. э.

Биография

Перикл (др.-греч. Περικλῆς, от περί + κλέος, - «окружённый славой»; около 494-429 г. до н. э.) - афинский государственный деятель, один из «отцов-основателей» афинской демократии, знаменитый оратор и полководец.

Перикл родился в Афинах в семье аристократов. Свою активную политическую деятельность начал, возглавив политическую группировку Алкмеонидов. Несмотря на своё аристократическое происхождение, он выступал как сторонник демократии. В борьбе с Кимоном, вождём аристократической группировки, Периклу была необходима поддержка народа. Добившись изгнания Кимона в 461 году до н. э., он стал одним из самых влиятельных политиков в Афинах и стал проводить серию реформ, которые знаменовали собой важный этап в демократизации афинского полиса. Перикл позиционировал себя как выразителя интересов всего народа Афин, в противоположность своему противнику, Фукидиду, преемнику Кимона, опиравшемуся только на аристократию.

После изгнания Фукидида Перикл фактически встал во главе Афин, будучи самым влиятельным и авторитетным политиком. Эпоха наивысшего расцвета демократии была, в то же время, эпохой преобладания одного государственного деятеля. Перикл поднял морское могущество Афин, украсил город, особенно Акрополь, знаменитыми постройками (Парфенон, Пропилеи и прочие). Афины при Перикле достигли высшей степени экономического и культурного развития (Периклов век). При нём Афины являлись крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром эллинского мира. В этот период Перикл расширял сферу афинского влияния и готовился к войне со Спартой.

В 431 году до н. э. началась Пелопоннесская война. Благодаря правильно выбранной стратегии Перикла, афиняне смогли противостоять спартанцам, но начавшаяся в городе эпидемия спутала все его планы. Он начал терять своё влияние в полисе и умер в 429 году до н. э., возможно, став жертвой эпидемии. С его смертью закончился Периклов век, период наивысшего внутреннего расцвета Древней Греции.

Этимология

Имя «Перикл», означающее «окружённый славой», было редким в Афинах и не зафиксировано среди ближайших предков и родственников Перикла. Историк И. Е. Суриков предполагает, что имя «Перикл» - стяжённое от «Периклимен». Таким образом, Ксантипп и Агариста назвали сына в честь легендарного Периклимена, одного из крупных представителей пилосской династии Нелеидов. Его внук Меланф бежал во время дорийского нашествия в Аттику и стал там царём. Алкмеониды относили себя к Нелеидам, но не к прямой ветви, а к одной из боковых.

Источники

В нарративной традиции деятельность Перикла отражена не лучше и не хуже, чем деятельность его современников. Однако в современной историографии принято резко выделять Перикла из их числа. Древнегреческие же авторы рассматривали его наряду со многими другими, причём далеко не всегда отзывались о нём положительно.

Среди древнегреческих писателей только Фукидид резко выделяет Перикла из числа всех его современников. Именно он сыграл решающую роль в формировании современного образа Перикла. Труд Фукидида является важнейшим источником о Перикле, потому что представляет собой отчасти и воспоминания современника описываемых событий, видевшего Перикла вживую. Фукидид описывает подробно лишь последние годы жизни Перикла, но даёт ему оценку, превозносящую его над всеми другими политическими деятелями его времени:

«…Для государственной деятельности Перикла считали наиболее достойным. Пока Перикл в мирное время стоял во главе города, он всегда управлял мирно и справедливо, прочно укреплял его безопасность, и при нём город достиг вершины могущества. Когда же началась война, то оказалось, что он также правильно оценил её важность и значение… После его кончины афиняне убедились в том, насколько правильны были его расчёты и предвидения относительно хода войны… Перикл, как человек, пользовавшийся величайшим уважением сограждан за свой проницательный ум и несомненную неподкупность, управлял гражданами, не ограничивая их свободы, и не столько поддавался настроениям народной массы, сколько сам руководил народом. Не стремясь к власти неподобающими средствами, он не потворствовал гражданам, а мог, опираясь на свой авторитет, и резко возразить им. Когда он видел, что афиняне несвоевременно затевают слишком дерзкие планы, то умел своими речами внушить осторожность, а если они неразумно впадали в уныние, поднять их бодрость. По названию это было правление народа, а на деле власть первого гражданина. Из преемников Перикла ни один не выдавался как государственный деятель среди других, но каждый стремился к первенству и поэтому был готов, потакая народу, пожертвовать даже государственными интересами».

Фукидид завершил своё произведение уже после поражения Афин в Пелопоннесской войне. Пытаясь выявить причины поражения, он видит одной из главных причин неопытность нового поколения политиков в противоположность старому поколению, одним из представителей которого был Перикл. Новое поколение рассматривается Фукидидом как слабое подобие старого.

Образ Перикла у других авторов, в отличие от Фукидида, отнюдь не положительный. Его даже обвиняли в тирании, что было весьма серьёзным обвинением. Платон и Аристотель рассматривали Перикла как одного из многочисленных афинских демагогов, внёсшего свой вклад в процесс деградации демократии.

В эллинистическую эпоху Перикла также считали недостойным быть в одном ряду с великими деятелями прошлого - Мильтиадом, Фемистоклом или Кимоном. В противоположность этому образу, древнегреческий биограф и моралист I века Плутарх в жизнеописании Перикла ещё более усилил его идеализацию. Плутарх хорошо относился к Фукидиду и поддержал его оценку Перикла. Причём он ставит в заслугу Периклу не только политические и военные успехи, но и культурный расцвет Афин, строительную программу на Акрополе и создание плеяды ведущих интеллектуалов эпохи. В целом жизнеописание Перикла является одним из лучших в его цикле «Сравнительные жизнеописания».

Ранние годы

Перикл, сын Ксантиппа, из дема Холарг родился, скорее всего, в 494 году до н. э. По мужской линии он происходил из рода Бузигов - древнего и почтенного, но не слишком влиятельного, по материнской - из Алкмеонидов. Его отец Ксантипп был видным военным и политическим деятелем Афин и лидером группировки Алкмеонидов. Он был Бузигом только по линии своего отца, а по матери - Алкмеонидом. Матерью Перикла была Агариста. У Ксантиппа и Агаристы было два сына (Перикл и Арифрон) и дочь, имя которой неизвестно.

Детство Перикла проходило в тревожной обстановке 80-х годов V века до н. э., характеризовавшихся усилением персидской угрозы и обострением борьбы политических группировок. Остракофории, инициированные вождём народной «партии» Фемистоклом, были направлены в первую очередь против Алкмеонидов. В 486 году до н. э. был изгнан Мегакл, дядя Перикла, брат его матери. В 484 году до н. э. остракизму был подвергнут отец Перикла. Эти события оставили тяжёлый след в душе мальчика; отсюда боязнь остракизма у взрослого Перикла. Об образовании Перикла мало что достоверного известно. Программа обучения аристократов в то время была довольно поверхностной, и углубленного изучения какого-то предмета она не предусматривала. Плутарх писал, что музыке его обучали Дамон и Пифоклид, а философии - Зенон Элейский и Анаксагор. Однако эти люди не могли обучать Перикла в юности, так как были примерно его ровесниками.

В 480 году до н. э. отец и дядя Перикла досрочно вернулись из изгнания. По инициативе Аристида была создана оппозиция Фемистоклу, состоявшая из трёх аристократических родов - Алкмеонидов, Филаидов и Кериков. Ведущую роль в этом союзе играл Филаид Кимон. Перикл, судя по всему, входил в окружение Кимона. Но он был его неискренним сторонником. Препятствиями на пути к власти были его молодость, происхождение из слывшего «проклятым» рода Алкмеонидов. Кроме того, Перикл был внешне похож на тирана Писистрата, своего прапрадеда. Это не нравилось его согражданам, ненавидевшим тиранию.

Начало политической деятельности

В 473/472 году до н. э. умер или погиб Ксантипп. Группировка Алкмеонидов осталась без вождя. Тогда Перикл, несмотря на свою молодость, взял на себя руководство группировкой Алкмеонидов. До этого он служил в афинской армии. В 472 году до н. э. Перикл был одним из хорегов, это был однин из способов заявить о себе. Также он на свои деньги поставил трагедию Эсхила «Персы».

Перикл позиционировал себя как политик демократической ориентации в противовес аристократу Кимону. Несмотря на происхождение из аристократии, Перикл был сторонником демократии. В 60-х годах начинается борьба Перикла и Кимона. Сначала Перикл атаковал осторожно, а затем - всё более смело и остро. Но он пока состоял в демократической группировке, заинтересованной в росте морского могущества Афин, расширении их торговых связей, лидером которой был Эфиальт. В 464/463 г. до н. э. они оба были стратегами. Перикл занимал эту должность впервые. Они совершили морскую экспедицию в Восточное Средиземноморье, в зону персидского контроля. За пограничными островами они не встретили ни одного персидского корабля. Это было дерзкое предприятие, нарушавшее Кимонов мир 466 или 465 года до н. э. Персидский царь Артаксеркс I предпочёл не обратить никакого внимания на этот инцидент. Эта экспедиция прибавила популярности Периклу.

В 463 г. до н. э. был организован судебный процесс против Кимона, и Перикл выступал одним из его обвинителей. Однако Кимон был оправдан.

От остракизма Кимона до остракизма Фукидида

Весной 461 года до н. э. Кимон был изгнан остракизмом, а Эфиальт провёл реформу Ареопага. Вскоре при невыясненных обстоятельствах Эфиальт был убит, и, по одной из версий, это было делом рук Перикла. Теперь именно он стал лидером демократической группировки. Ещё во время борьбы с Кимоном и в 50-е годы Перикл проводил серию реформ, знаменовавших собой важный этап демократизации Афин. Среди них введение мистофории, допуск зевгитов к архонтату, возрождение института «судей по демам» и закон о гражданстве. Благодаря этим реформам Перикл стал со временем лидером демократических Афин.

Во внешней политике Перикл выступал за обострение отношений со Спартой. Он храбро сражался в битве при Танагре в 457 году до н. э. Неизвестно, был ли он стратегом или рядовым воином в этой битве. Достоверно подтверждено, что в 455 году до н. э. Перикл был стратегом. Он вышел из гавани Пеги в Мегариде с крупной эскадрой и провёл несколько операций, отчасти удачных, отчасти безуспешных. Вскоре после поражения при Танагре Перикл выступил с предложением вернуть Кимона из остракизма. На это он пошёл из соображений политической целесообразности. Услуги Кимона могли пригодиться в новой войне Афин с Персией, в которой афиняне действовали не очень удачно. В 454 году до н. э. афинский флот потерпел поражение, а сухопутный экспедиционный корпус был разгромлен в Египте. Перикл воспользовался этим, чтобы под предлогом новой персидской угрозы перенести казну Делосского союза с Делоса на афинский Акрополь.

После смерти Кимона в ходе осады Кития лидером аристократической группировки стал его родственник Фукидид, сын Мелесия. Для противодействия влиянию Перикла он создал аристократическую гетерию, в которой были единые организационные принципы, целенаправленно действующую против Перикла. Фукидид опирался только на аристократию - слабеющую, уходящую в прошлое социальную группу, Перикл же выступал выразителем интересов всего полиса.

Фукидид создавал и укреплял гетерию, Перикл действовал противоположными методами. Плутарх писал:

«Перикл переменил и весь свой образ жизни. В городе его видели идущим лишь по одной дороге - на площадь и в Совет. Он отказался от приглашений на обеды и от всех такого рода дружеских, коротких отношений, так что во время своей долгой политической деятельности он не ходил ни к кому из друзей на обед; только, когда женился его родственник Эвриптолем, он пробыл на пире до возлияния и тотчас потом встал из-за стола».

Перикл позиционировал себя как «чисто публичную» личность, которая ни при каких условиях не поступится законностью и интересами государства ради каких-либо дружеских или родственных связей. Поэтому он стал сторониться своих сограждан, прежде всего, Алкмеонидов, чтобы ни у кого даже и мысли не возникало, что он находится с тем или иным афинянином в дружеских отношениях, а его друзьями стали метэки Анаксагор, Протагор, Геродот и другие. В эти же годы Перикл развёлся со своей женой, принадлежавшей к роду Алкмеонидов.

Стычки между Периклом и Фукидидом происходили регулярно, и чаще всего выигрывал Перикл. Наиболее частой темой для споров была внешняя политика. В 449 году до н. э. афиняне подписали мирный договор с Персией, закончив тем самым продолжавшиеся полвека греко-персидские войны.

В 448 году до н. э. фокидяне, союзники Афин, захватили Дельфы. Спартанцы пришли с войском и снова отдали Дельфы дельфийскому жречеству. Но после того, как спартанцы вернулись в Пелопоннес, в Фокиду вступила афинская армия под командованием Перикла и вернула Дельфы Фокиде. На этом Вторая Священная война закончилась. В это же время, после Каллиева мира, Перикл

«… внёс в Народное собрание предложение о том, чтобы все эллины, где бы они ни жили, в Европе или в Азии, в малых городах и больших, послали на общий съезд в Афины уполномоченных для совещания об эллинских храмах, сожжённых варварами, о жертвах, которые они должны принести за спасение Эллады по обету, данному богам, когда они сражались с варварами, о безопасном для всех плавании по морю и о мире».

Таким образом, Перикл предлагал созвать общегреческий конгресс и обсуждать на нём вопросы послевоенного устройства. Конгресс должен был носить ярко выраженный религиозный оттенок. Если бы конгресс состоялся, Афины бы стали главной религиозной святыней Греции, оттеснив Дельфы. Но из-за противодействия Спарты конгресс не состоялся. Тогда в 447 году до н. э. Перикл предложил начать восстанавливать храмы в Афинах. Надзирал за строительством сам Перикл, а главным архитектором был Фидий.

Программа реконструкции Акрополя реализовывалась несколько десятилетий и закончилась уже после смерти Перикла. Созданные сооружения представляли собой единое целое, единый ансамбль. На западном подъёме на Акрополь были воздвигнуты Пропилеи - крытая колоннада из мрамора, представлявшая собой монументальные ворота в Акрополь. Они строились под руководством Мнесикла. На площади поставлена колоссальная статуя Афины-Защитницы работы Фидия. В южной части Акрополя был построен храм Афины Парфенон. Его построили архитекторы Калликрат и Иктин. Постройка Парфенона и Пропилей началась в 447 и 438 годах соответственно, а закончилась к 431 году до н. э. Вне Акрополя при Перикле были построены Тесейон, храм Гефеста, и Одеон, место музыкальных состязаний.

В 447 году до н. э. афиняне потерпели поражение в битве при Коронее со спартанцами и беотийцами. В 446 году до н. э. восстала Эвбея, входившая в Делосский союз, недовольная жёстким нажимом Афин. Афинская армия под командованием Перикла направилась на Эвбею и вернула эвбейские города в состав симмахии. Затем отпали Мегары и вернулись в состав Пелопоннесского союза. В Аттику шло большое спартанское войско под командованием царя Плистоанакта. Номинально войском командовал он, а фактически - эфор Клеандрид. Перикл, согласно Плутарху, вступил с ним в тайные переговоры и дал ему взятку, чтобы спартанцы отступили из Аттики. Вскоре был заключён Тридцатилетний мир между Спартой и Афинами, называемый также Перикловым миром. Согласно Плутарху, Перикл ежегодно, начиная с 445 года до н. э., посылал в Спарту большую сумму денег в качестве взятки, с помощью которой он оттягивал начало новой войны.

После окончания Малой Пелопоннесской войны внутриполитическая борьба вновь обострилась. Фукидид обвинял Перикла в том, что он очень жёстко эксплуатирует союзников и зря тратит государственные деньги на строительные программы. Но влияние Перикла было очень значительным, и Фукидид не мог сравняться с ним по авторитету в афинском демосе. В 444 или 443 году до н. э. Перикл инициировал остракофорию и добился изгнания Фукидида.

Ораторские способности

Уже с молодости Перикл выступал в качестве оратора в народном собрании и судах, сразу снискав себе репутацию искусного мастера красноречия. Плутарх так характеризовал ораторский дар Перикла, прозванного за своё красноречие «Олимпийцем»:

«…он далеко превзошёл всех ораторов. По этой причине, говорят, ему и было дано его известное прозвище… Из комедий того времени, авторы которых часто поминают его имя как серьёзно, так и со смехом, видно, что это прозвище было дано ему главным образом за его дар слова: как они говорят, он гремел и метал молнии, когда говорил перед народом, и носил страшный перун на языке».

Перикл был крупнейшим греческим оратором «дориторической» эпохи, когда искусство красноречия ещё не стало предметом преподавания. Он, как и другие ораторы его времени, опирался главным образом на импровизацию и не записывал своих речей. Никаких сочинений Перикла не сохранилось. Несколько речей Перикла передаёт Фукидид, но это пересказ по памяти с добавлением собственных взглядов Фукидида.

Красноречие Перикла было его природным талантом, а не результатом специального обучения. В юности Перикл получил хорошее образование, но в обучении аристократов ораторское искусство и политика изучались поверхностно. В 440-е годы до н. э. он общался с софистами, которые первыми начали обучать красноречию и от которых Перикл мог многое почерпнуть.

Военные достижения

Перикл не был крупным полководцем. В чисто военной сфере он почти ничем особенным не отличился. Самым знаменитым его военным достижением было покорение восставшего Самоса. Этой удачей он, согласно Иону Хиосскому, «ужасно возгордился: Агамемнон в десять лет взял варварский город, а он в девять месяцев покорил первых, самых сильных ионян!» Так как он часто избирался стратегом, ему приходилось быть военачальником. Тактику Перикла описал Плутарх:

«Как стратег, Перикл славился больше всего своею осторожностью: он добровольно не вступал в сражение, если оно было опасно и исход его был сомнителен; тем военачальникам, которые рискованным путём получали блестящий успех и возбуждали общий восторг как великие полководцы, он не подражал и не ставил их себе в образец…»

Образ Перикла в искусстве

Перикл - главный герой исторического романа Георгия Гулиа «Человек из Афин».

Перикл является персонажем нескольких фильмов: «Die Frauen des Herrn S.» (ФРГ, 1951), «The War That Never Ends» (1991) и «Empires: The Greeks - Crucible of Civilization» (2000).

Даже враги Перикла признавали, что большая часть государственных доходов при нем тратилась на культурные цели. Перикл и окружавшая его группа просвещенных друзей стремились превратить Афины в культурный центр тогдашнего мира. Они полагали, что город-гегемон должен сделаться во всех отношениях гегемоном эллинского мира. Афины должны стать экономическим, политическим, культурным и религиозным центром всей Эллады, сделаться «Элладой в Элладе». Культурная политика Перикла была своего рода культурной пропагандой.

Перикл и окружавшая его группа просвещенных деятелей полагали, что и сами Афины должны получить соответствующее внешнее оформление.

Все, что было замечательного и знаменитого в каком-либо отно-

11 ар феи on.

шении во всем мире,-философы, писатели, ученые, художники и т. д.,-все направлялось в Афины и находило там широкое поприще для своей деятельности. Геродот, софисты Протагор, Горгий и многие другие знаменитости эллинского мира побывали в Афинах.

Внешний вид Афин при Перикле совершенно изменился. Из старого пол у сельского города, каким был г. Афины до персидской войны, при Перикле они превратились в большой город мирового значения, своим блеском затмивший все остальные города Греции.

«Так, ты-чурбан,-писал один современник Перикла,-если не видел Афин; осел, если видел их и не восторгался; а если по -своей охоте их покинул, то ты-верблюд».

Постройки перикловой эпохи считаются образцом классического стиля. Большая часть лучших шедевров античного строительного и изобразительного искусства принадлежит «золотому веку» Перикла. К числу наиболее замечательных в художественном отношении построек этого века принадлежат: Парфенон (храм Афины), построенный выдающимися архитекторами Греции Калликратом и Иктином, Эрсхтейон (храм Эрехтея), Тезейоп (храм, посвященный богу Гефесту) и, наконец, изумительные по красоте ворота, ведшие на Акрополь,-Пропилеи , украшенные великолепной колоннадой. Скульптурные работы, украшавшие Парфенон, производились под руководством художника Фидия , первого скульптора Эллады, ближайшего советника Перикла. Совершенно заново отстроен был Пирей , из скромной гавани афинской общины превратившийся в огромный порт Афинской республики. От Афин к Пирею и Фалеру (другой гавани Афин) тянулись массивные «длинные стены», защищавшие город от нападения с моря.

«Создания Перикла заслу?кивают величайшего удивления. Они воздвигнуты в короткое время, но не для короткого времени. По своей прочнбсти они кажутся оконченными только в настоящее время. Красота и изящество спасли их от прикосновения времени, как будто творец дал своим произведениям вечную юность и вдохнул в них нестареющую душу» ,-так расценивали архитектурные памятники классической эпохи сами древние писатели и историки.

Характерное для Афин сочетание дорийского и ионийского элементов нашло свое выражение в монументальном изобразительном искусстве. В постройках перикловой эпохи дорийский и ионийский стили гармонически" сочетаются. Дорийские элементы отчетливо выступают, например, в Парфеноне. Эрехтейон построен в ионийском стиле.

Как во всех других делах, так и в культурном отношении Перикл опирался на достижения своих предшественников. В смысле внешнего оформления города предшественниками Перикла были Писистрат и Кимон. Писпстрат построил рыночную площадь (агора), соорудил. монументальный вход в Акрополь и снабдил город водой. Кимон заложил Тезейон, построил Цветной портик (Стоа Пойкила), стены которого расписаны знаменитым мастером древности Полигнотом.

Культурно-просветительная деятельность Перикла не ограничивалась одними только постройками и скульптурами. Его намерение было гораздо шире. Он желал воспитать афинских граждан в духе добродетели (аретэ), сделать их, как тогда говорили, прекрасными во всех отношениях. Прекрасным "человеком греки классического периода считали добродетельного человека, а главными качествами добродетели признавались храбрость, правдивость, благочестие и сознание во всем чувства меры (соф]5осюне). Физические качества человека ценилпсь столь же высоко, как и духовные. Элементарная грамотность была общеобязательна для всех граждан. Из словесных искусств выше всего ценилось красноречие, находившее широкое применение в общественной жизни Афин.

Наряду с художественными целями широкое строительство, развернутое Периклом, преследовало, как сказано, и другие цели: политические, экономические и т. д. Привлекая в Афины массу иностранцев, тем самым увеличивали торговлю Афин, повышали заработок ремесленников, содержателей гостиниц,


Акрополь . Современный вид. Вдали долина р. Илисса , притока Кефиса.

постоялых дворов и т. д. На постройках работала масса ремесленников различных специальностей: плотников, скульпторов, литейщиков, ткачей, резчиков, каменщиков, рудокопов, красильщиков, золотых-дел мастеров, граверов, орнаментовщиков, хозяев судов, купцов, возчиков и т. д., и, таким образом, весь город оказывался на жаловании у государства.

Центральная идея полиса-помощь гражданам и в этом случае стояла на первом плане. Число рабочих-рабов при общественных постройках ограничивалось определенным процентом. Каждое ремесло составляло как бы особую самостоятельную корпорацию, подобно военной фаланге, управляемой своим стратегом. Работы организовывались таким образом, что в них принимали участие люди всех возрастов и званий. Внешний успех строительной политики Перикла был блестящий. «Все были как бы заражены широкими замыслами Перикла. Все ремесленники старались друг перед другом довести свое ремесло до"степени искусства».

В произнесенной речи при погребении воинов Перикл нарисовал идеал политического строя , основанного на мудром сочетании интересов общества с интересами отдельного человека, предоставлении индивиду возможности развернуть свои личные таланты и инициативу. «Наш строй,-говорил Перикл,-называется демократией потому, что он сообразуется не с меньшинством, а с интересами большинства». Идеал афинян-красивая и простая жизнь. Они пользуются богатством скорее как условием для общественной деятельности, чем как предметом для хвастовства. Афиняне умеют объединить заботу о домашних делах с государственными делами. Человека, уклоняющегося от участия в общественных делах, афиняне считают за пустого человека, так как они считают вредным, не обсудив дела во всесторонних прениях, перейти прямо к выполнению того, что нужно.

Любя красоту и образованность, афиняне не уступают ни одному из эллинских государств, в том числе и спартанцам, также и в военном искусстве. Но сила афинян состоит не в военной муштре и хитрости, а в гражданском энтузиазме и патриотическом рвении к общему делу...

Я утверждаю, указывал в заключение своей речи Перикл, нто все наше государство-центр просвещения Эллады; каждый человек может, мне кажется/приспособиться у нас к многочисленным родам деятельности и, выполняя свое дело с изяществом и ловкостью, всего лучше может добиться для себя самодовлеющего состояния.

А что это не одни только пышные слова, а настоящая действительность, это показывает нам уже самая сила нашего государства, которую мы приобрели вышеуказанными путями» .

Приведенная речь в изложении Фукидида, ближайшим образом имела агитационное значение: показать превосходство афинского строя перед спартанским. В* ней показаны только одни положительные стороны афинской конституции и скрыты отрицательные. ПериКл обходит вопрос о противоречии между богатыми и бедными, о деспотизме полиса в отношении союзников и собственных граждан, бесправное положение рабов и т. д. Речь Перикла не дословная реальность, а только идеал, дающий нам представление о направленности политики "«золотого века» Перикла.

"Относительно самого Перикла как государственного деятеля в исторической литературе высказывались и по сие время еще высказываются самые разнообразные мнения. Та или иная оценка личности Перикла почти всегда зависит от отношения данного историка к афинской, а часто и вообще к демократии.

Высокую оценку Периклу, как его личности, так и политическим способностям, дал известный английский историк Джордж Грот в первой половине XIX в. В противовес Гроту другие, преимущественно германские, историки старались умалить значение личности вождя афинской демократии, отрицая за ним всякую оригинальность политического мышления (Вилламовиц), оттеняя его демагогические приемы (Шварц, Курциус) или же объявляя его политику недостаточно демократической. Недооценка Перикла имеется и в книге Белоха «Аттическая политика после Перикла».

Однако ни одна из приведенных точек зрения на Перикла, незаслуженно снижающих его достоинства, не может быть признана правильной. Не приходится отрицать, что в условиях Греции V в. афинский строй был наиболее прогрессивным во всем эллинском мире, а глава Афин-крупнейшим политиком своего времени, лучше других понимавшим существенные интересы Афин и того класса, который он возглавлял.

Народным массам, в том числе и рабам, в демократических Афинах жилось лучше, чем в остальных греческих полисах с иным государственным устройством. Этого не отрицали даже принципиальные противники демократии, каковым был неизвестный нам автор так называемой «Псевдоксенофонтовой политии» (вторая половина V века). «Что касается афинского строя,- заявляет он,-то я его не одобряю по той причине, что афиняне избрали такой порядок, при котором простому народу живется лучше, чем благородным...» «Афиняне во всех отношениях отдают предпочтение простым и бедным демократам перед благородными». В другом месте тот же самый автор жалуется на «распущенность рабов и метэков» в. Афинах, при которой даже нельзя побить раба. В русской историографии наиболее полная и правильная характеристика перикловых Афин дана в «Истории Греции классического периода» Р. Ю. Виппера и отчасти в «Истории афинской демократии» В. П. Вузескула.

Достаточно указать па культурные достижения перикловых Афин, чтобы по справедливости оценить «золотой век» Афин и историческое значение их вождя.

Высокую оценку афинской демократии и личности Перикла дал Маркс, называя век Перикла временем высочайшего внутреннего расцвета Греции.

«Высочайший внутренний расцвет Греции совпадает с эпохой Перикла, высочайший внешний расцвет-с эпохой Александра» .

Последующим поколениям век Перикла казался действительно «золотым веком», когда в государстве не было раздора между гражданами и царило спокойствие. «Единодушие и полное согласие царило тогда в государстве. Перикл сделался хозяином как над Афинами, так и над всей собственностью Афинского государства-доходами, сухопутными и морскими силами, островами и морями. Он был олицетворением того огромного значения, каким пользовались Афины среди греков и иностранцев, и того владычества над покоренными племенами, которое было утверждено союзами с различными царями и династиями» 1 . Так расценивает Перикла и его время составитель его биографии Плутарх Херонейский, правда, не свободный от идеализации Перикловых Афин.

Столь же высокую оценку Перикла как государственного деятеля дает и Фукидид. Пока Перикл, говорит Фукидид, стоял во главе государства, он правильно руководил им и твердо охранял его безопасность. При нем Афинское государство достигло высшего своего могущества.

Поддерживая и насаждая демократические учреждения, Перикл вместе с тем не заискивал и не льстил народу, держал себя с полным достоинством крупного государственного вождя, но не отделялся от народа. Выступления Перикла в народном собрании носили торжественный характер. В Афинах высоко ценилось красноречие, и Перикла считали первым оратором. В его речах гармонически сочетались ясный ум, высокая культура и непоколебимая убежденность в правоте своего дела, патриотизм и чувство меры и красоты. Недюжинные способности Перикла как оратора, прозванного «Зевсом Олимпийским», не отрицали даже и его враги. Перикл,. великий мастер слова, в красноречии видел своего рода музыкальный инструмент и умело пользовался им для приведения в исполнение своих широких планов. Перикл, говорит Плутарх, закалял и выковывал свое слово, соединяя, по примеру философа Анаксагора, красноречие с тонким знанием природы.

  • Фукидид, II, 37, 40-41.
  • Маркс и Энгельс, Соч., г. I, Стр. 194.
  • Плутарх, Перикл, 15.
  • 3 Там же, 8.
  • Эвполид, 94.
  • Выбор редакции
    Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...

    Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...

    Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...

    Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
    Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...
    Камни женщины-Близнеца - как выбрать правильный талисман? Чтобы усилить личные положительные стороны и устранить негативные качества,...
    Текст: Саша Глювейн Созвездия, под которыми мы родились, могут влиять на наш характер и выбор партнера. сайт представляет цикл статей, в...
    Какова Душа, таков и Человек! Слова Создателя. Диктовка от 01.11.04, стих 41 В течение жизни человек может рождать сильные отрицательные...
    Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...