Привить любовь к чтению. Что делать, если ребенок наотрез отказывается читать. Ребенка можно заинтересовать чтением


Тема сегодняшней статьи предложена читательницей.

«Позвольте предложить Вам тему для новой статьи. В наш век компьютерных гаджетов очень сложно усадить ребенка за чтение даже интересной книги. Я вижу выход только в том, чтобы самой читать детям вслух, т.к. чтение «из-под палки» неэффективно (помню из своего детства). Возможно, у Вас есть некоторый опыт, или желание изучить данную тему и рассказать в своих статьях». (Галина)

Как видно из запроса – есть две проблемы:

1. Отучить ребенка от компьютера/гаджетов.

2. Приобщить к чтению.

Вот об этом наш сегодняшний разговор.

Но начну с небольшого, казалось бы, не связанного с темой сообщения.

Недавно немецкие ученые провели исследование с целью выяснить, сколько времени человек может провести, не хватаясь за мобильный телефон.

Оказалось, что мужчины сдались уже на 21 секунде , женщины несколько дольше — 57 секунд. Именно спустя такой промежуток времени они начинали изучать содержимое социальных сетей.

Вот такая зависимость даже у взрослых. Что говорить о наших детях, для которых компьютерные игры и общение в соц. сетях, sms и тд (у более старших) – это не просто привычка, а уже образ жизни.

Какие уж тут книги. Это же и долго и скучно.

Но все же, есть ли решение у этой задачи? Думаю, что есть.

Для поиска ответа я провел небольшое исследование самых различных источников из Интернета, книг, добавил собственный опыт, структурировал информацию и сделал некоторые выводы. Результат – ниже.

Компьютерная зависимость

Лишь вкратце затрону вопрос компьютерной зависимости. Проблема на самом деле решается просто.

1. Решение в личном примере. Любые воспитательные беседы не будут иметь смысла, если родители сами компьютерно-зависимые и «зависают» в Интернете часами.
Хотите «посидеть в соц. сетях», поиграть в игрушку, выложить фото – делайте это тогда, когда ребенок уже спит.

2. Делайте все, чтобы на компьютер не оставалось времени.

3. На компьютере можно разрешить – изучать, например фотошоп, рисовать, включать видео-уроки. В общем – полезное- познавательное.

4. Найдите реальную замену компьютерному времяпровождению. Покажите занятия, которые будут более захватывающими, чем компьютерные игры.

Покажите ребенку, что жизнь прекрасна и без компьютера.

Живите сами реальной, а не виртуальной жизнью. Ребенок учится на примерах. Покажите этот пример.

Больше не хотел бы останавливаться на этом вопросе, поскольку считаю, что эта проблема больше создана нами самими.

Действительно многим более предпочтительно занять ребенка компьютером, освободив тем самым для себя свободное время. И только правильно расставив приоритеты, эту проблему можно решить.

Воспитание ребенка на первом месте, раз уж решили стать родителями. А лучшее воспитание – это, прежде всего собственный пример.

Но, вернемся к задаче приобщения ребенка к чтению. Она более сложная.

Основные понятия

Первое с чего следует начать, это с понятий.

Договоримся о понятии — Книга.

Есть различные источники передачи текстовой информации – бумажная книга, электронная книга (читалка), Интернет, планшет, айфон.

Несмотря на нашу компьютерную эпоху, книгой предлагаю считать ее бумажный вариант.

Возможности электронной книги, в которой могут содержаться тысячи произведений, — это для следующих этапов развития ребенка и взрослого, в том числе.

Попробуйте рассказать ребенку – какие интересные книги в этой читалке, как их много и тд и тп. Думаю, ни к чему хорошему это не приведет. Для ребенка – это черный ящик, не эмоциональный, не создающий радости от перелистывания страниц, без красочных картинок, без тактильных ощущений.

Недаром одна из рекомендаций звучит так: выбирайте качественные, красочные книги. Яркие, красивые, воспитывающие вкус. Пусть лучше 5 таких книг, чем 40 низкопробных. Дети, которые читают книги с безвкусными, аляпистыми иллюстрациями, вырастают во взрослых с соответствующей эстетикой.

Думаю, что в этом что-то есть.

Общение с книгой – это индивидуальный процесс - Я и Книга . Общение с другой книгой — это уже другие эмоции. Книги — это друзья, и каждая – это особый друг.

Общение с электронной – это не общение, это потребление информации.

Поэтому, мое мнение – хотите привить любовь ребенка к книге – рассматривайте книгу в ее «правильном» варианте – бумажном. Не буду навязывать, что это единственный вариант, но мое мнение, начать следует с книги бумажной.

В случае, если все же ну никак не получается с бумажной книгой, то возможно использовать – аудиокниги, пусть даже электронную «читалку». Но это как исключение.

Возможно, кто-то возразит, какая разница – ведь результат один и тот же. Боюсь, что – это будет чисто технический результат. Отношение же к книге, любовь к книге и к чтению – это более качественный результат. И лучше если именно от бумажной книги перейти к чтению в других форматах.

Итак, первый термин: книга – это бумажная книга. Именно, в этом смысле и будет далее употребляться слово — книга.

Кстати, есть исследования, что чтение в электронном варианте задействует другие области мозга. Но это отдельная тема.

Самое важное

Исключаем слово – заставить ребенка читать.

Приучить, привить любовь к чтению книг – уже лучше. Но еще лучше – создать атмосферу для чтения.

Т.е. выбираем стратегическую линию – создание атмосферы.

Создать правильную атмосферу и привить интерес к чтению – это основа для формирования любви к чтению.

С чего начинается создание такой атмосферы?

Есть лишь два стратегических принципа, все остальное — это тактика.

1. В доме должны быть книги.
2. Личный пример.

Рассмотрим более подробно каждый из них.

В доме должны быть книги

Дайте ребенку материал для приобщения к чтению — книгу. Вряд ли ребенок полюбит чтение, если в доме не будет книг.

Если в доме лишь несколько глянцевых журналов и интернет – где он увидит пример?

Ребенок должен видеть книги с самого рождения . Книга – как объект в его жизни. Наряду с игрушками, пеленками, кроватками и тд.

Он может играть с ними, он привыкает к ним. А когда вы берете книгу и начинаете читать, он понимает, что в этой «игрушке» – содержится что-то интересное.

Важно также формировать и любовь к самой книге, без этого не будет любви к чтению. Не разрешайте ребенку рвать странички, рисовать в книге. Научите его с уважением относиться к книге и бережно обращаться с ней.

Покупайте книги ребенку. Пусть формируется детская библиотека. Сейчас столько интересных, красочных детских книг.

Приведу результаты опроса Левада-центра.

62 % не покупают книг, — но так хотят чтобы их дети читали. Парадокс.

Чтение как часть повседневной жизни

Сделайте чтение частью повседневной жизни ребенка . И вашей жизни тоже.

Читайте ребенку перед сном, находите время для регулярного чтения и в другое время. На время чтения выключайте все отвлекающие приборы (телевизор, радио и другие источники звука).

Важным является – регулярность. Пусть понемногу, но каждый день, чтобы ребенок быстро привык к этому процессу. Даже по 10-15 минут, но регулярно. Малыш будет считать, что чтение — это неотъемлемая часть жизни, тем более что, так оно и есть.

*****
Я уже писал ранее, что вся наша жизнь упорядочивается постоянными событиями (начиная с чистки зубов и заканчивая также чисткой зубов перед сном). Это некий утренний и вечерний ритуал.

Сделайте и чтение перед сном – таким же ритуалом.

Чтение сказок на ночь – это хороший вариант, чтобы ребенок лучше засыпал. Лучше всего читать спокойные истории и такие сказки, которые не смогут взволновать малыша. Читайте тихим, приглушенным голосом, и тогда вы создадите важный ритуал на ночь, объединяющий вас и ребенка.

Личный пример

Читающие дети чаще всего вырастают у читающих родителей.

Создайте атмосферу любви к книгам в Вашем доме — когда все читают в семье. Ребенок думает, что именно так устроен мир – мир в котором все читают. Что это нормальное – каждый день брать книгу и читать.

Обычно дети копируют поведения взрослых.

Если ребенок видит вас с книгой, пусть недолго, но регулярно, то он делает вывод, что чтение для вас интересно и является элементом взрослой жизни, которой дети очень часто стремятся подражать.

Если же вы никогда не берете книгу в руки, то не удивляйтесь, что и ребенок будет проявлять к книге все меньше и меньше интереса. Ведь если чтение не привлекает вас, как оно может привлечь ваших детей?

Вы можете своим отношением к книге дать понять ребенку, что чтение важно для каждого человека.

Поэтому прежде чем ругать ребенка за отсутствие любознательности, задумайтесь – как часто вы сами читаете книги, чем занимаетесь в свободное время.

Скажите что у Вас нет времени, слишком много дел. Но и у ребенка дел не меньше – игры, общение, рисование, телевизор. По идее – ему также сложно найти время для чтения.

Ваша задача – поднять чтение в списке приоритетов по возможности выше.

Конечно, не всегда личный пример сработает, — есть масса других факторов. Это как в логике: необходимое, но недостаточное условие решения задачи. Но все же делаю акцент на слове - необходимое.

Итак, собственный пример, а телевизор, планшет, компьютер подальше!

Обеспечив выполнение этих двух важных принципов – книги в доме и личный пример, перейдем к тактическим приемам формирования интереса к чтению.

Прислушивайтесь к интересам ребенка

Для каждого возраста существуют свои книги. Старайтесь подбирать книги соответствующие возрасту ребенка.

Самый верный способ погасить интерес к чтению — это предложить маленькому ребенку книги, которые он пока не может понять, равно как и более старшему ребенку давать читать книги для маленьких.

Бывает и так, — вы считаете, что вроде бы и книга, подходящая для данного возраста, но ребенок не проявляет к ней интереса.

Почему?

Потому что на самом деле его занимают совсем другие вещи. Ребенок может быть равнодушен к сказкам, но его интересуют животные. Вот о динозаврах он бы мог читать запоем.

Покупайте книги, соответствующие увлечениям ребенка: феи, принцессы, лошади, динозавры, автомобили, гонки итд. Книги по мотивам мультфильмов и фильмов, которые ему нравятся.

Лучше чтобы книжки была с интересными и красочными картинками для маленьких читателей.

Маленькому ребенку очень сложно бывает представить те или иные события, а картинки сами дополняют рассказ или сказку. Показывайте на картинках те действия, о которых вы только что прочитали, обсуждайте с ним прочитанное.

Для более старших становятся интересны книги о сверстниках. Они обязательно прочтут бестселлер, о котором говорят, или любимую книгу своего кумира, потому что им очень важно ощущать собственную компетентность.

Если вы будете выбирать книги не по возрасту и не по интересам – ребенку будет скучно, а скука не должна ассоциироваться с чтением.

У него должно закрепиться ощущение, что от книг можно получать много удовольствия и позитивных эмоций, так будет легче перейти к чтению и художественной литературы.

Многие родители считают, что если научили ребенка читать самостоятельно в раннем возрасте, то уже тем самым они привили ему интерес к книгам. Но это не так.

В раннем возрасте дети читают чисто механически, не вдаваясь в смысл рассказа, и чтение превращается для них в нелюбимое занятие. Когда же книгу им читают взрослые, дети сосредотачиваются не на сложение буков в слова, а полностью погружаются в мир книжной фантазии. Так что не спешите с обучением ребенка чтению, пусть он немного пофантазирует.

Ловите его интерес

Важно ловить интерес ребенка и предлагать именно то, что его интересует.

Ребенок имеет полное право не любить волшебные сказки, несмотря на то, что вам так они нравились.

Поэтому, если сын без ума от компьютеров? Купите книги, в которых описывается история возникновения и развития персональных компьютеров. Ваша дочь любит танцевать? Выберите для нее книгу о знаменитых танцовщицах.

Иногда родители раздражаются, что дети не ценят тех книг, что они ценили сами: «Давай почитаем „Хозяйку медной горы“, — это очень интересная сказка. Как это ты не хочешь?!» Не стоит настаивать. Вы и ребенок – два абсолютно разных человека. То, что нравилось вам, может не понравиться вашему малышу.

Об обязательных списках

Обязательные списки в школе иногда пугают и детей и родителей. А чтение превращается в наказание. Но есть положительный пример, когда школьная учительница составила список индивидуальный – для каждого учащегося. Это уже была не обязаловка, а дружеский совет учительницы, не воспользоваться которым было невозможно. Многие ученики именно тогда почувствовали тягу к чтению. К чтению без принуждения, а исходя из личных предпочтений.

Экспериментируйте с жанрами

Если у вашего ребёнка ещё нет любимого жанра, продолжайте поиски вместе с ребёнком. Читайте вместе с вашим малышом всё, написанное для детей, и скоро вы поймете его предпочтения.

Вносите разнообразие — читайте детям: сказки, стихи, приключения, детские детективы, фэнтези, исторические книги, о природе, о животных и т.д. Разные жанры не наскучат ребенку, которому важно разнообразие.

Расширяйте кругозор ребенка и не торопитесь. Пусть чтение станет увлекательным для него.

Можно начать с тематических журналов

Нередко дети равнодушны к «большой» литературе, но зато читают журналы, разнообразные энциклопедии, комиксы по мотивам любимых фильмов.

Покупайте или подпишитесь на детские журналы. Позвольте ребёнку самому выбрать себе журнал, Это должен быть литературно-художественный журнал для детей – например, «Мурзилка», «Весёлые картинки». Или познавательные журналы о природе, путешествиях – «Геолёнок», «Тошка» и т.д.

Если вы подчеркнете, что журнал выписан именно ему – т.е. именно для него индивидуальная подписка, то это придаст и значимость и внимание ребенка к журналу.

Купите занимательные энциклопедии

Современные дети часто «входят» в мир книг при помощи энциклопедий. Но убедитесь, что они их читают, а не только рассматривают картинки. Для этого играйте в вопросы-ответы, загадки, обсуждения.

Сколько читать

Лучше прочесть небольшую сказку, которую малыш слушает с удовольствием, чем против его желания читать длинную и интересную с вашей точки зрения книгу.

Время чтения увеличивайте постепенно, обращая внимание на степень заинтересованности ребенка. Не старайтесь прочитать всю книгу целиком за раз. Пусть ребенок с нетерпением ждет следующего дня, чтобы узнать окончание истории. Это побудит его взять книгу, когда вы заняты выполнением домашних дел и, начать читать самостоятельно.

Интересную книгу дети обычно с интересом и слушают. И ждут следующего вечера, чтобы узнать продолжение. Через какое-то время ребенок, не дожидаясь вас, сам может взять в руки книгу и начать читать.

Не всегда нужно читать текст на странице. Можно просто поговорить о картинках, которые находятся на странице. Или разобрать один крошечный фрагмент картинки, который может ненадолго увлечь и развеселить ребенка, не способного сидеть очень долго на одном месте.

Ребенка можно заинтересовать чтением

Акцент на слове - можно.

1. Сумейте разбудить интерес ребенка к главным персонажам книги.

После прочтения книги побеседуйте по поводу героев и ситуаций. Что понравилось, что нет. Сделайте эти обсуждения традиционными.

Почему герой поступил так, а не иначе? На кого из ваших родных и друзей он похож? В таком диалоге ребенку будет проще понять мотивы поступков, запомнить сюжет.

Такие обсуждения влияют на развитие мышления ребенка и приучают к чтению.

2. Обсуждайте книги прочитанные вами лично.

Обсуждайте книги, прочитанные вами в присутствии ребенка — рассказывайте другим членам семьи, что вы прочитали, что вам понравилось, что нет, показывайте эти книги ребенку.

Не думайте, что ребенок очень маленький и ничего не понимает. Это не так, ребенок, как губка, впитывает все впечатления, различные эмоции, и если он будет чувствовать, что родители обсуждают различные книги, смеются над чем-то радостным в них или рассказывают о тех проблемах, которые поднимаются в книгах, ребенок будет с интересом наблюдать за этим процессом и также интересоваться книгами.

2. Покупайте энциклопедии и книги по интересам.

3. Читайте вслух, когда ребенок рядом.

Даже если он не проявляет желания слушать, а занимается своими делами.

Можно сказать, что это вы читаете для себя самой или для другого члена семьи. Через какое-то время ребенка может заинтересовать – что же там такое интересное рассказывает мама. Он подойдет – посмотрит картинки, затем может попросить почитать и ему.

4. Ищите ответы на вопросы в книгах.

У ребенка возникают миллионы вопросов, — «что это, зачем это, почему так, что означает». Не стоит пытаться объяснить все самому, но и уходить от ответов не стоит.

Попытайтесь найти часть ответов в книгах. Вместе с ребенком — «Давай вместе поищем ответ в этой книге».

При этом не стоит идти по простому пути – искать ответы в Интернете. Ведь ваша задача – приучить ребенка к чтению книг. А все ответы можно найти и в книгах.

Создавайте ситуацию поиска, ситуацию интереса, когда он сам бы потянулся книге в поисках ответов.

5. Заинтересуйте ребенка началом сюжета книги.

Учитесь заинтересовывать ребенка книгой — интересно рассказывайте о начале сюжета, чтобы у ребенка возник интерес, а что дальше? Атмосфера тайны может заинтересовать ребенка. Хорошо читать книги с продолжением, чтобы было интересно узнавать о продолжении событий.

6. Не заставляйте дочитывать неинтересную книгу.

Никогда не заставляйте дочитывать книгу над которой ребенок скучает. Возможно, он еще не все понимает в книге.

Но вы можете заинтересовать рассказав интересные истории из книги и зафиксировать возникший интерес. Возможно это позволит ее дочитать, но уже с новым подходом.

7. Заинтересуйте ребенка историей книги.

Если у вас есть книга, которую вам читали ваши родители или бабушка с дедушкой, обязательно найдите ее и покажите ребенку, ему будет очень интересно, что этой книге — столько лет и ее читали его мама или папа.

Собирайте свою домашнюю библиотеку. Книги, которые прошли проверку временем и считаются вашей семейной реликвией, вызовут у ребенка интерес. Часто толчком для чтения может стать рассказ о том, как книга оказалась в вашей библиотеке.

Представляйте ребенку чтение как нечто увлекательное: «Вот сейчас мы поужинаем, помоем посуду и сядем с тобой читать. Интересно, что дальше произошло с Дюймовочкой?». Если обещали ребенку почитать, обязательно выберите для этого время и больше ни на что не отвлекайтесь. Пусть он поймет, что это важно и интересно.

Применяйте различные хитрости для пробуждения желания к чтению. Например, посмотрите мультфильм и предложите малышу почитать сказку, по мотивам которой он снят. Читайте интересные книжки по ролям, превратив это занятие в увлекательную игру.

Психологический прием «неоконченного действия»

Это прием, который помогает повысить интерес к рассказу и понять, насколько важно уметь читать.

Читая вслух, остановитесь на самом интересном месте. Сделайте вид, что вы что-то вспомнили и не можете продолжить, вам необходимо уйти под предлогом срочных дел: (нужно позвонить на работу, развесить белье, выключить кипящий суп) и оставьте ребенка наедине с книгой…

Ребенок не станет долго ждать – ему интересно продолжение! Если он уже умеет читать, хотя делает это неохотно, тогда сам возьмет книгу и дочитает за вас. Или же поймет, что вы не всегда сможете читать ему любимые сказки, и читать самому стоит научиться.

Но это сработает только в том случае, если книга по-настоящему интересна вашему малышу. Поэтому выбирайте те истории, которые кажутся ему захватывающими, а не те, которые вы считаете полезными и обязательными к прочтению.

Если же ребенок еще не умеет читать, то этот прием также можно использовать. Не читать сказку целиком, а остановиться на захватывающем моменте, чтобы продолжить чтение потом. У ребенка сохранится интерес, и он с нетерпением будет ожидать следующего вечера.

Эффективен и такой прием: вы читаете фрагмент из книги, выхватываете интересный момент и просите его самому домыслить действие. Так ребенок сам становится автором, у него появляется уверенность, а вместе с тем и чувство ответственности за сказанное - еще бы, ведь именно ему предстоит завершить эпизод.

А вот сомнительный метод «прочтешь пять страниц - получишь шоколадку» на деле не работает. Скорее, наоборот: заставляя читать определенное количество страниц в день, мы формируем у ребенка негативное отношение к чтению. Стоит избегать и высказываний типа: «Получил двойку? Тогда вместо прогулки сиди и читай!» Таким способом очень трудно формировать положительное отношение к чтению.

Посещайте вместе Книжный магазин

Ходите вместе в книжный магазин. Лучше тогда, когда там немного народа.

Предложите ребенку выбрать интересную для него книгу. Если выбранная книга почему-то вас не устроит, найдите компромисс: эту книгу ты сам будешь читать, а вместе мы почитаем – вот эту.

Старайтесь преподносить каждую предлагаемую книгу как загадку, сюрприз. Можно прочитать анонс или рассказать о своих впечатлениях от книги.

Посещайте вместе библиотеки

Преимущество библиотеки перед книжным магазином в том, что работники лучше и быстрее смогут подобрать несколько вариантов для вашего ребёнка, задав ему наводящие вопросы, и ориентируясь на отзывы юных читателей.

Кроме того в библиотеке особая атмосфера вежливого, культурного поведения, приобщение к которому никогда не лишнее. В магазине продавец не всегда знает содержание всего ассортимента книг, да и цели магазина несколько другие.

Читающие друзья

Поощряйте дружбу ребёнка с детьми, которые любят читать.

Спросите у друзей вашего ребенка, что они читают. Мнение друзей иногда значат больше, чем советы родителей.

Но не стоит упрекать, сравнивать или приводить в пример читающих ровесников. Как правило, это вызывает у ребенка отторжение. И он, чтобы доказать свою самостоятельность, будет отрицать эти примеры.

На этом я закончу. Вы можете выбрать подходящую для вас стратегию и тактику. Получив общий план ваших действий, вы сможете расширить знания, получив дополнительную информацию из того же Интернета.

Надеюсь, что эти советы помогут сформировать такую атмосферу, при которой процесс чтения станет увлекательным для вашего ребенка. А о пользе чтения вы и сами знаете, не хуже меня.

Успехов Вам и Вашему ребенку на пути в МИР КНИГ!

Будут вопросы, пишите, пожалуйста, в комментариях.

Если статья понравилась, нажмите пожалуйста, кнопку соц. сетей.

С уважением, Медведев Николай.

Обычно ребятишки очень радуются, когда у них из слогов вдруг получаются слова. Для детей чтение – великое открытие, шаг на более высокий уровень развития. Они горды собой и охотно читают «напоказ». Чтобы привить любовь к чтению, попробуем несколько разных способов.

Способ №1. Любовь к чтению: читаем и играем

Можно взять лист и, рисуя забавных человечков, крупными печатными буквами подписывать их имена. Причем человечков можно называть не только обычными именами, но и смешными: Почемучка, Зазнайка, Редиска... Рисуйте зверей, дома, предметы и подписывайте их названия, а малыш пусть читает.

Крупными буквами напишите два столбика слов. Первый – названия животных (лошадь, корова, кошка…), второй – детеныши (котенок, жеребенок, теленок…). Малыш берет в руки карандаш, читает слова и соединяет линией «маму» с ее детенышем. Таких игр-путаниц можно придумать много: деревья и плоды, кто как «говорит», кто что ест и т.п.

Включайте возможность прочесть что-то в любую ролевую игру с малышом. Играете в машинки – устройте остановки с написанными на карточках названиями: «Цветочная», «Веселая», «Солнечная». Для игр в магазин используйте заменители продуктов – карточки с их названиями. «Дайте мне, пожалуйста, яблоко и апельсин»: малыш отыскивает нужные карточки и выдает «покупателю».

Не забывайте о чтении вывесок на улицах, ценников в магазинах, рекламных щитов. Ребенок видит практическую пользу от умения читать – теперь он сам, без помощи взрослых может получать много новой информации об окружающем мире.

Способ №2. Любовь к чтению: веселые буквы

Для ребятишек, которые недавно освоили грамоту, игры с буквами будут замечательными помощниками на пути к осмысленному чтению, пониманию тонкостей языка. Покажите малышу, как замена всего одной буквы превращает косу в козу или кита в кота. Уместно будет вспомнить стихотворение «Кит и кот» Б. Заходера. Удивитесь вместе с ребенком, какая вышла путаница всего-то из-за одной буковки!

Очень полезно разгадывать с малышом детские кроссворды, ребусы, шарады. Интересно отыскать спрятавшееся слово в бессмысленном, на первый взгляд, наборе букв. Действительно, ну что такое «шама»? Оказывается, если поменять слоги местами, то получится «Маша». Такие смешные игры нравятся ребятишкам, и они с удовольствием в них играют. Предложите малышу читать слова «задом наперед». Это полезное упражнение для тех маленьких чтецов, которые не дочитывают, а «додумывают» окончания.

Совет психолога
Родителям надо очень бережно относиться к ребенку, только-только научившемуся немного читать. И не торопить его переходить от чтения отдельных слов к предложениям и текстам. Так уж устроены малыши-дошкольники, что удовольствие им доставляет та работа, с которой они могут легко справиться. Если морально давить на ребенка, регулярно усаживая его за книжку и заставляя биться над непонятным текстом, то можно отбить у него интерес к чтению на долгие годы.
Вывод напрашивается сам собой: не нужно спешить. Пусть этап чтения слов длится так долго, как того захочет малыш. Постепенно вводите словосочетания, простые предложения. И только тогда, когда кроха будет легко с ними справляться, переходите к чтению коротеньких текстов.

Способ №3. Любовь к чтению: загадочные письма

У детей чтение всевозможных посланий идет на ура. Конверт можно тихонечко подсунуть в почтовый ящик утром, по пути на работу, а вечером торжественно выудить его оттуда вместе с малышом. В этих письмах – всего несколько строчек крупными печатными буквами (лучше набирать на компьютере), но обязательно о чем-нибудь интересном. Например, сообщение о том, что вы очень любите своего сына или дочурку, или о том, что взяли билеты в цирк, или купили ребенку интересную книгу. Или о секретном месте в квартире, где спрятан сюрприз. Писать можно от своего имени или подписывать послания именами сказочных героев, или вообще выдуманных персонажей. Подобная игра будет долго занимать малыша.

Наверняка ребенку захочется прочитать суперсекретное письмо, которое так засекречено, что слов на бумаге совершенно не видно. Предварительно напишите такое письмо молоком или лимонным соком, обмакивая в него ватную палочку, и высушите. Чтобы буквы проявились, бумагу нужно прогладить утюгом (до тех пор, пока не проступят коричневатые буквы).

Способ №4. Любовь к чтению: книжки-самоделки

Если ребенок отказывается читать «покупные» книжки, попробуйте заинтересовать его книжками-самоделками. Возьмите альбом и пишите в нем от руки крупными буквами небольшие тексты. Если сможете и рисунки нарисовать (очень упрощенные, даже карикатурные) – вообще замечательно! Какие тексты можно писать в таких самодельных книжках? Такие, которые читать будет интересно. Например, дети любят читать докучные сказки. Знаете такие? «Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало. Не сказать ли сначала?» Прочитали сказку и опять читаем сначала, пока не надоест. Или вот еще: «Жили-дружили Кот и Воркот. Ели они с одного стола, в окошко глядели с одного угла. Гулять уходили с одного крыльца. Не сказать ли сказку с конца?» А вот вам веселые рифмовки для книжки с «заблудившимися» буквами. Ребятишки их просто обожают!

Я однажды на обед
Белку съел и винегрет.

И у речки, и в лесу
Я пасу свою косу.

Выпал снег в конце недели,
Лапки все скорей надели.

(Ю. Каспарова)


Можно писать короткие познавательные тексты с недлинными предложениями о животных, растениях, о вашем городе, стране. Если ребенок читает достаточно уверенно, попробуйте в некоторых словах менять буквы местами. Чтобы маленький чтец находил такие ошибки и переставлял буквы правильно. Это будет способствовать более осознанному чтению. Сначала будем самодельные книжки читать, а там, глядишь, и обычными заинтересуемся…

Способ №5. Любовь к чтению: совместное чтение

Одно из главных условий «читающего ребенка» – читающие родители. В доме, где малыш с раннего детства видит взрослых с книгами в руках, где вечерние чтения перед сном были приятным ритуалом, нечитающие дети – большая редкость.

Хороший способ ненавязчиво привить любовь к чтению – читать с ребенком по очереди. Допустим, читаете вы ребенку книжку перед сном. Выберите специально такую, где очень крупный шрифт. В какой-то момент говорим ему: «Что-то я плохо вижу, что здесь написано. Может, ты сможешь прочитать?» или «Устали глаза… Почитай немножко ты, а потом я продолжу». Вот так и читаем по очереди: кусочек вы, кусочек – ребенок. Ребятишки с удовольствием включаются в игру.

И, конечно, почаще заходите вместе с малышом в книжные магазины. Давайте ребенку возможность самому выбирать себе книги. Запишите его в детскую библиотеку и заглядывайте туда время от времени. Поддерживайте его интерес к чтению любыми способами. И непременно устройте праздник Первой Самостоятельно Прочитанной Книжки, чтобы это событие вызывало у малыша приятные ассоциации. Постарайтесь сделать путь малыша в мир книг интересным и увлекательным. У вас все обязательно получится!

(4 голоса : 3.75 из 5 )

Можно ли убедить ребенка читать? Стоит ли тратить время на разговоры о пользе чтения или лучше жестко принуждать к нему? Что делать родителю, который в отчаянии опускает руки, потому что ребенок не читает, и в школе за ним закрепилась репутация лентяя? О мифах, стереотипах и ошибках родителей говорим с детским нейропсихологом Марией Чибисовой.

В первом классе ребенок плохо читал, с трудом складывал буквы в слова. Со временем выработался навык чтения, однако ни в десять, ни в четырнадцать лет ребенок так и не имеет привычки читать. При этом у всех в семье высшее образование, все много читают и считают чтение неисчерпаемым ресурсом и чрезвычайно важным умением. Что делать?

Читать книги - это хорошо. Но мы должны не забывать и учитывать время, в котором живем. Сегодня информация воспринимается способом, отличным от того, каким он был еще пять-десять лет назад. Раньше мы читали книги, газеты и журналы - это был основной способ получения информации. Сегодня мы получаем ее через компьютер и из интернета. Поэтому требования пап и мам относительно чтения часто не совсем адекватны и не учитывают современный контекст. Это во-первых.

Во-вторых, нередко родители слишком эмоциональны в своих ожиданиях. В докучающих и строгих разговорах могут проскальзывать выражения: «не будешь читать, вырастешь дворником…». Силами родителей происходит подмена смыслов. Вместо «читать - это интересно и большое удовольствие», получаем: «читать - это правильно, нужно».

Такого рода ожидания от родственников вызывают у ребенка прежде всего напряжение, которое рождает комплекс «соответствия ожиданиям». Сам факт чтения перестает быть для него процессом и превращается в «пунктик». Чтение же становиться нагрузкой, напряжением и на выходе вызывает протест.

Именно поэтому очень многие родители сталкиваются с тем, что у современных детей вообще нет интереса к книгам, они их не воспринимают.

Но есть же и другая сторона. Дети испытывают сложности с чтением, легко утомляются. Разве не нужно их насильно заставлять читать, чтобы через регулярность выработалась привычка?

На самом деле, чтение - это один из навыков ребенка, который может приносить удовольствие и является положительным моментом в его жизни.

В последнее время вообще наблюдается тенденция нагнетания обстановки не только вокруг чтения, но в целом вокруг обучения детей, подготовки их к школе. Обучение стало занимать чересчур много времени в жизни ребенка, по сравнению с тем, как это было раньше. Так же возросли эмоции родителей в этом отношении. Эмоции совершенно конкретные, которые навязываются ребенку: мы хотим, чтобы ты был отличником. Регулярно родители переносят на ребенка собственный школьный опыт, часто негативный. Процесс школьного обучения таким образом становится очень напряженным. И чтение здесь самый показательный пример.

Многие родители наивно полагают, что если мой ребенок умеет читать, к школе он готов. Это огромная ошибка. И это абсолютно не так.

Почему?

Чтение и письмо - это последние вещи, которые должен уметь делать дошкольник. Первичным является уровень развития высших познавательных функций: способен ли он концентрировать внимание, как развиты у него самоконтроль и мотивация. Речь уже не об игровой мотивации, которая к школе еще остается в активе любого ребенка, а о познавательной. Способен ли ребенок без всякого давления со стороны, по собственной инициативе и с естественным интересом, сидеть и что-то изучать? Хватает ли у него на это сил?

Очень часто (до первого года жизни) родители показывают младенцу буквы на карточках, рассчитывая научить его читать: «такой маленький, а уже будет знать буквы!» Но на самом деле, для родителей это больше удовлетворение своих амбиций, чем естественных потребностей ребенка. Конечно же он ничего знать не будет, потому что чисто физиологически в годовалом возрасте еще не сформированы отделы головного мозга, отвечающие за различение знаков, их удержание и воспроизведение. В лучшем случае, если что-то и удастся, так это выработать условный рефлекс.

Если ребенок гармонично развивается с первых лет жизни, если родители внимательны к ходу процесса его развития, внимательны к его потребностям в этом развитии и дают ребенку то, что в каждый конкретный период жизни ему нужно и важно, тогда чтение появится само собой и проблем с ним не возникнет.

Как много примеров мы видим, когда дети сами учатся читать. Обычно -это происходит в пять-шесть лет, иногда даже в четыре. Они начинают проявлять интерес к буквам, к надписями на улице, быстро схватывают и запоминают. И для этого вовсе не нужно организовывать какой-то специальный процесс. Возникновение этого интереса - признак физиологической сформированности мозга, подготовленности к восприятию данной информации. Но ни в коем случае не нужно тут же нагружать ребенка: ах ты начал читать, теперь-то ты у нас будешь делать это каждый день, как уроки. Чтение не должно превращаться в «обязаловку». Оно должно быть приятным времяпрепровождением, в котором ребенок достигает успехов, увлекательной игрой. Задачи, которые родитель ставит перед ребенком, должны быть основаны не на ожиданиях, а на возможностях.

Заставлять ребенка читать насильно нельзя тем более. Всякое насилие всегда имеет последствия. Как минимум, чтение не будет добровольным и естественным процессом. В вопросе чтения однозначно должна быть свобода. Ребенку должно нравиться читать. Ведь чтение это занятие, которое по определению не может не нравиться. Мы должны пробудить интерес к этому процессу, поддержать, помочь преодолеть трудности. Главный вопрос, который должен стоять перед родителями: не «как заставить?», а «как помочь в чтении?»

Существует мнение, что если ребенок будет видеть родителя с книгой, то он непременно зачитает.

Не то, чтобы непременно, но доля вероятности действительно повышается. Если ребенок с раннего возраста видит, что книга - обычный и нужный предмет в доме, ею пользуются все, что посредством книги он сам получает положительные эмоции, вероятность того, что и дальше он захочет получать эти эмоции - очень велика.

Если в семье никто не читает, а родители требуют от ребенка того, что не делают сами, то чтение может стать полем сопротивления и войны между ребенком и взрослыми. Отношение к чтению должно быть нормальное, не сильно эмоционально заряженное и скорее позитивно окрашенное.

Если родители занимаются собственным развитием, и ребенок наблюдает это, если он видит, что папа и мама сами много чем интересуются, в том числе читают, чтение для них не напряженный труд, а легкий и приятный досуг, то дети подпитываются от этого эмоционально.

Когда ребенок маленький, мы готовы быть снисходительными к отсутствию интереса к чтению. Но хотелось бы, чтобы достигая определенного возраста, 10-14 лет, ребенок все-таки читал и инициатива исходила от него, чтобы он сам брал книгу. А бывает по-разному. От одного ребенка инициатива не исходит, а от другого исходит, но предпочтение отдается литературе не по возрасту: вместо романа - комиксы. С чем это может связано?

Давайте начнем с тех, кто постарше. Четырнадцать лет - это подростковый возраст, когда мотивация у человека уже совсем не познавательная. В этом возрасте дети обычно начинают хуже учиться и терять интерес к учебе. Это нормально. Не нужно рассчитывать, что интерес к книгам у ребенка будет больше и искреннее, чем к общению. Если ребенок развивается нормально, то книгам он предпочтет общение со сверстниками. А вот если в четырнадцать лет он сидит с книжкой, то это скорее говорит о том, что он уходит в свой мир и, возможно, некомпетентен среди сверстников и в коммуникациях.

Дети 8-11 лет - совершенно другая история. Это как раз самый познавательный возраст. Ведущая деятельность, то есть обучение, у них должно быть в норме. А тут родители хотят, чтобы ребенок читал серьезные книги. О чем это говорит? Только об их собственных амбициях: посмотрите, какой у нас развитой ребенок, какая у нас образованная и интеллигентная семья.

В комиксах ничего плохого нет. С одной стороны, это модно и принято среди сверстников, с другой, - это просто: крупный текст, красочные картинки, не нужно прилагать усилий.

Конечно же не последнюю роль в чтении (и интересе к простому просматриванию комиксов) играют трудности физиологического характера. Сейчас у очень многих детей мы наблюдаем именно функциональные трудности. Как правило они являются следствием и дефицита внимания, и сильной утомляемости, и трудностями усвоения двигательной программы.

У детей, которые не ползали до года, или ползали мало, со временем обнаруживаются сложности письма и чтения. Во время ползания (двигательного развития) усваивается двигательная программа, когда мы научаемся маленькие элементы складывать в более крупные. Звуки - в слоги, слоги - в слова, слова - в предложения. В основе этого процесса лежит усвоение двигательной программы.

Также стали распространены речевые трудности: дети поздно и плохо говорят. А плохое звукопроизношение часто переходит в дислексию, дисграфию. Когда ребенку сам процесс словесности дается трудно, это сигнал. . Почему это так? Ответ должны найти родители. Если не заниматься ребенком, не компенсировать сложности, заниматься недостаточно, то вероятность обнаружения впоследствии трудностей при чтении - 100%. Чтение - это такой же процесс, что и речь, только более сложный. Во время чтения мы не просто усваиваем слуховые образы, но связываем слуховые образы и зрительно-буквенные. И не мудрено, что дети отказываются читать. То, что дается сложно, делать не хочется. То, что легко, интересно и доставляет удовольствие, приносит ребенку какую-то свою детскую пользу - положительно закрепляется в сознании. Ребенок готов к этому возвращаться. Бесполезно говорить: это пригодится, это полезно. Можно, конечно, это говорить, но надеяться, что это повлияет и перестроит взгляд ребенка, наивно. Пока сам ребенок реально не получат от этого выгоды и пользы (своей детской), он не поймет все преимущества чтения. Именно поэтому важно, чтобы процесс чтения был позитивно окрашен. Будьте уверенны, что тогда ребенок предпочтет вновь воспользоваться этим способом получения информации.

А если не физиология, то с чем еще может быть связан отказ от чтения детьми, например, поэзии, объемных романов?

Мы с вами живем в эру компьютера и телевизора. Информация дается и получается в примитивной и легкой форме. Такой способ восприятия информации - способ пассивный. Человеку все и сразу предоставляется в разжеванном виде. От него не требуется никакого дополнительного напряжения. Внимай и все. Мозг быстро научается работать на сниженной энергозатратности, не перенапрягаться. Чтение - это процесс, во время которого человек задействует много высших психических функций.

Но категорически отметать все: компьютер, интернет, телевизор нельзя, потому что рано или поздно придется столкнуться с тем, что «запретный плод сладок». Неудовлетворенность из-за запретов, некомпетентность среди сверстников может вызвать уже новые проблемы. Родители должны уметь быть гибкими и понимать, что вольны здесь подсказывать и направлять ребенка, предлагая, например, развивающие компьютерные игры.

То есть мы деградируем?

Ну не в этом смысле. Но то, что компьютер или телевизор утомляет и перевозбуждает нервную систему, но при этом не развивает ее и мозг - это факт.

Если говорить о языке, то действительно он упростился. И детям все сложнее воспринимать стихи. К тому же ритмическая организация играет не последнюю роль. Если, например, ребенку мало читали стихов в детстве, то интереса к ним у ребенка не возникнет, ему будет сложно воспринимать этот жанр и в среднем возрасте.

Поэтому как можно раньше начинайте читать ребенку хорошие стихи, чтобы у него просыпалось удовольствие от звучания слов, рифмы, их понимания. Занимайтесь его познавательным развитием. Играйте в игры на внимание, реакцию, запоминание, развивающие пространственное мышление, мелкую и крупную моторику и т.д. Развивайте высшие психические функции у ребенка. Это и будет лучшей подготовкой к чтению и помощью в освоении чтения и письма.

К развитию ребенка нужно подходить с разных сторон. Однозначно нужно вместе читать, так же как привлекать к культуре: ходить в театры, слушать вместе классическую музыку. Ребенка важно культурно развивать. Если вся семья посещает выставки, ходит в кино, цирк, и делает это не потому, что «так надо, так принято», а потому что это вызывает много положительных эмоций, то безусловно это пробудит интерес и к чтению. Компьютер и телевизор должны вызывать тревогу родителей, когда они занимают все место и время в жизни ребенка, и приводят в целом к нежеланию развиваться в полноценным смысле этого слова.

Читайте детям с раннего возраста, подбирая книги по возрасту, потребностям, а главное интересу. Не живите собственными амбициями или навязанными представлениями о ребенке, ориентируйтесь на него самого и скорее всего в будущем чтение не будет вызывать у вашего ребенка сложностей.

Каждый родитель мечтает вырастить из своего ребенка самого талантливого, умного, эрудированного и воспитанного человека, который станет достойным членом социума. В современных условиях, когда конкурентоспособность среди профессионалов различного уровня высока, родители начинают развивать своего ребенка с пеленок. И чтение играет в этом деле важнейшую роль.

Зачем нужно чтение современным детям

В мире, где информационные технологии галопом бегут вперед, современные способы восприятия информации меняются так стремительно, что мы просто не успеваем за ними. Всего 20 лет назад человек получал большую часть новостей и информации посредством книги, журналов и газет. Тогда чтение было неотъемлемой частью любого уважающего себя человека. Чтение было единственным доступным способом познания мира.

Что же мы видим сегодня? Интернет, аудиокниги, видеоматериалы, интерактивные программы и приложения заменяют нам книги, и вполне неплохо. Сегодня читающий бумажную книгу ребенок – скорее исключение, чем правило. Но так или иначе, нужно прививать ребенку любовь к чтению – пусть это будет бумажная или электронная книга – дайте малышу право выбора. Он должен научиться не просто читать, а искать и получать нужную информацию, анализировать ее, уметь правильно ею пользоваться.

Польза чтения

Несмотря на обилие информации, которую мы получаем извне, у книг есть несколько весомых преимуществ.

  1. Книга развивает словарный запас человека. В быту мы не используем большого количества слов, о которых узнаем из книг. Более того, зачастую нам не приходится искать значения нового слова в словаре, поскольку практически всегда смысл понятен из контекста. Читая книги различных жанров, ребенок значительно обогащает свою речь.
  2. Книги помогают нам общаться. В отличие от просмотра телевизора или видеороликов, книги невольно заставляет проговаривать слова, которые мы видим. Это позволяет лучше их усваивать и впоследствии применять в жизни. Навыки коммуникации позволяют лучше адаптироваться в обществе, заводить друзей и т.д.
  3. Многие литературные произведения учат ребенка моральным ценностям. Начиная с самых простых сказок малыш понимает, что нужно быть честным, дружелюбным, храбрым и добрым. А вот злые и коварные герои непременно получат по заслугам.
  4. Книга дает ребенку возможность интересного, полезного и приятного времяпровождения. Малыш должен понимать, что насладиться можно не только мультфильмом и вкусным мороженым, но и прочитанными страницами любимой книги.
  5. Книга очень полезна для детского мозга. Она тренирует память, развивает внимательность и кругозор, улучшает грамотность устной и письменной речи. Многие грамотные люди признаются, что пишут без ошибок не потому, что подчиняются правилам русского языка, а просто интуитивно. На самом деле, это так называемая визуальная грамотность. Если человек много раз видит в книге, как пишется то или иное слово, он вряд ли напишет его с ошибкой.
  6. Хорошая книга – это не только способ познания окружающего мира, но и себя самого. В книгах представлены самые животрепещущие на все времена темы – проблема отцов и детей, проблема идентификации личности («Тварь ли я дрожащая или право имею?»). Многие произведения классической литературы помогают понять философию жизни.
  7. Кроме всего этого, книга помогает успокоиться, она отвлекает от дурных мыслей, помогает справиться со стрессом. Люди, регулярно читающие книги, реже подвержены депрессиям – это научно доказанный факт.

Однако все эти побочные эффекты от чтения могут быть неинтересны вашему ребенку. И все ваши старания разобьются о простое нежелание брать книгу в руки. Как же привить ребенку любовь к чтению? Именно привить, а не заставить ребенка читать. Психологи говорят, что это можно сделать до 10 лет. Позже у человека формируются прочные привычки иного способа получения информации. А вот до 10 лет можно заинтересовать ребенка книгой так, что он пронесет полезную привычку через всю жизнь.

Вот несколько практических советов, которые помогут вам привить ребенку любовь и уважение к книге.

  1. С самого раннего возраста начинайте читать ребенку книги. И пусть он еще не будет понимать смысла многих слов, малышам нравится слушать мамин голос, ритмично повторяющий одни и те же фразы. А если книга дополнена яркими картинками и мама с удовольствием поясняет все, что прочитано – малыш будет в восторге от совместного чтения.
  2. На чтение нужно выделять совсем немного времени, но каждый день. В вихре ежедневных дней найдите 10-20 минут для того, чтобы почитать ребенку книгу. Обычно это делается перед сном, когда малыш более менее спокоен и настроен на процесс.
  3. Приучайте ребенка ходить в библиотеку. И пусть дома есть электронные аналоги той или иной книги, не откажите себе в удовольствии пролистать реальные бумажные страницы, вдохнуть запах свежей типографской краски, поводить вместе с ребенком пальчиком по строчкам. Кроме того, в библиотеке вы можете выбрать любую книгу от фантастики до детективов. К тому же, вам не придется за это платить.
  4. Давайте ребенку личный пример – это очень важно. Дети вряд ли будут чистюлями, если видят дома постоянный бардак. Вы не сможете приучить ребенка к занятиям спортом, если сами все время лежите на диване. Точно так же и с книгой. Если ребенок видит постоянно читающих маму и папу, он понимает, что книга – это обыденный, естественный и абсолютно необходимый каждому человеку предмет. Он будет воспринимать чтение как способ познания информации, как способ развлечения и психологической разгрузки.
  5. Ни в коем случае не ругайте ребенка, если он перескакивает со страницы на страницу или множество раз просить перечитать одну и ту же книгу. Позвольте ребенку читать так, как ему этого хочется. Любые запреты могут вызвать отвращение к процессу.
  6. Если вы хотите, чтобы малыш прочел ту или иную книгу, не нужно говорить – вам задали это произведение в школе, ты должен это прочесть. Слово «должен» ассоциируется с чем-то необходимым и нелюбимым. Лучше скажите малышу, что в детстве это была ваша любимая книга, вы очень любили ее главного героя. Или напомните о том, что эту книгу написал тот же автор, рассказы которого ему понравились в прошлый раз. Такая мотивация будет более успешной.
  7. Чтобы привить ребенку любовь к чтению, нужно оградить его от других процессов, которые убивают его свободное время. Это телевизор и компьютер. Да, там могут быть развивающие программы и приложения, которые способствуют улучшению памяти и мышления, однако их очень мало. Телевизоры развивают пассивность мышления, это давно доказанный факт. Поэтому любимые мультфильмы, телепередачи и социальные сети должны быть дозированы. Тогда останется время и на чтение книг.
  8. Обсуждайте с ребенком прочитанное. Тогда и читать в следующий раз будет гораздо интереснее. Спросите свое чадо, разделяет ли он чувства главного героя, что его удивило или возмутило.

Эти простые правила помогут вам не только привить ребенку любовь к чтению, но и сделать книгу главным помощником и другом вашего чада.

Выбор книги – это одно из важнейших условий для того, чтобы не отбить у ребенка желание читать. Дети быстро отвлекаются и не смогут осилить 10 страниц живописного описания природы. Сюжет должен быть лаконичным, интересным и стремительным.

Деткам первых трех лет жизни можно читать стихи Агнии Барто. Они очень ритмичные и простые, легко запоминаются малышами. Очень хороши русские народные сказки. Простые повторения и цикличность сюжета (тянем-потянем, встреча колобка с разными животными) очень нравятся малышам. Детки первых лет жизни с удовольствием слушают песню колобка, даже если он поет ее в течение сказки 2-3 раза. Для детей раннего возраста очень интересны сказки Корнея Чуковского. Они написаны легким и простым слогом, очень интересные и увлекательные.

Со временем, когда ребенок подойдет к школьному возрасту и начнет читать самостоятельно, его можно познакомить с более серьезными книгами. Малышам младшего школьного возраста можно посоветовать Приключения Буратино, Незнайка в солнечном голоде, Пеппи длинный чулок, Приключения Тома Сойера. Если есть возможность почитать книгу и посмотреть фильм – сделайте сначала первое. Книга развивает воображение, позволяет самостоятельно выдумать образ. А потом уже можно сравнить представленный в голове образ с экранным.

Для детей более старшего возраста (после 10 лет) можно посоветовать такие книги, как Маугли, Королевство кривых зеркал, Волшебник Изумрудного города, Старик Хоттабыч, Денискины рассказы. Эти произведения отличаются более сложным сюжетом, диалоги длинные и наполнены смыслом.

Интересная книга – это очень и очень важно. Если малыш увлечется, его не надо будет заставлять читать – он сам не сможет отказаться от интересного процесса. Поэтому подбирая книгу для детского чтения, будьте уверены в ней на все 100%.

Что делать, если ребенок наотрез отказывается читать

Есть детки, которые не прочитали в своей жизни ни одной книги самостоятельно. Чтобы исправить такое категорическое мнение ребенка, психологи советуют использовать следующий прием. Однажды положите под подушку крохи небольшую записку, что-то вроде «Я – сказочная фея (или добрый гном)». Далее можно написать, что малыша ждет подарок в определенном месте. Дайте ребенку возможность прочитать записку самостоятельно – без вашей помощи. Ребенок поймет, что записанные вещи могут быть очень интересными. Можно продолжить игру, каждый раз увеличивая размер письма. Для этого можно написать от имени феи, что она хотела подарить ребенку игрушку или конфету, но видела, как он разбил мамину вазу. Письма могут быть разными, главное, они должны быть интересными. Таким образом можно привить ребенку любовь к чтению.

Ни в коем случае не говорите – будешь плохо себя вести, заставлю читать 20 страниц. Ребенок будет воспринимать это как наказание. Лучше скажите, если получишь пятерку, мы с тобой почитаем новую книгу. Ребенок будет предвкушать чтение и будет воспринимать книгу, как награду.

Книга и способность дружить с нею – высокий дар, который помогает человеку наполнить пустой сосуд жизни. Читая книгу, мы можем разобраться в себе, узнаем много нового, развиваем мозги, душу и характер. Читайте книги и прививайте детям любовь к чтению. И тогда вы можете быть спокойны за эмоциональное развитие собственного чада.

Видео: как научить ребенка читать

«Литературе также нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели»
Самуил Маршак

Дорогие читатели Книжного Шкапа! Вы часто спрашиваете, как привить ребенку любовь к чтению? Недавно в журнале "Малышок" вышла очередная моя статья на эту тему. Давайте делиться секретами того, как вырастить настоящего читателя.


Многие современные педагоги-пренатологи советуют читать малышу еще до его рождения. Начиная с рождения, читать, по книге или на память, можно всегда и везде: на прогулке, во время пеленания, одевания, массажа, купания и укладывания спать. Пусть кроха пока не понимает произносимых вами слов, но он чувствует вашу интонацию, видит жесты и ощущает мамины прикосновения, сопровождаемые чтением и улыбкой. Все это вызывает у него массу положительных эмоций. В первые месяцы жизни чтение книг отлично тренирует слух новорожденного, учит его узнавать ваш голос, знакомит с мелодикой родной речи и интонациями языка.
Дети от рождения до трех лет лучше воспринимают рифмованные произведения. Поэтому самым маленьким подойдут потешки, пестушки, прибаутки, колыбельные песни и сказки в стихах. Недаром они носят название материнской поэзии. Короткие игровые стихи «Ладушки», «Идет коза рогатая» и «Сорока-ворона» помогают овладеть простыми движениями и навыками в игровой форме, создают настроение и ритм.
С момента, когда малыш научится держать головку и фокусировать взгляд, можно знакомить его с первыми книжными иллюстрациями. С 5-6 месяцев ребенок начинает познавать мир через прикосновение: любит трогать различные предметы и пробовать их «на зуб». Поэтому можно познакомить малыша с , помогающими развивать тактильную память и мелкую моторику, что в свою очередь стимулирует развитие речи.

ЧИТАЕМ ПРАВИЛЬНО
Отношение к книгам формируется у ребенка постепенно, но есть некоторые секреты, которые помогут вам воспитать интерес к книгам и чтению:
Домашняя библиотека. Чтобы дети читали книги, они должны расти в окружении книг. Требования экономии места, высокая мобильность и быстрое распространение электронных носителей вытеснили тяжелые тома, за которыми еще недавно записывались в очередь. Между тем, в доме с книжным шкафом, в котором можно покопаться хотя бы тайком, несомненно, вырастет читающий ребенок. Согласно исследованиям ученых, наличие хорошей домашней библиотеки влияет на будущий уровень образования ребенка даже больше, чем образованность родителей.
Личный пример. Ребенка воспитывают не слова, а поступки. Читайте сами, цитируйте, делитесь прочитанным и обсуждайте книги, ходите вместе в книжные магазины и библиотеки, составляйте домашнюю библиотеку. Ребенок, который видит вас с книгой в руках, воспринимает это, как норму повседневной жизни. Сначала он станет подражать, а после и сам увлечется чтением.
Время. Начинайте читать детям с рождения или даже раньше. Выбирайте правильное время для чтения. Не читайте насильно, если ребенок хочет поиграть и побегать. Читайте ребенку, когда он не устал и у него хорошее настроение. Чтение новых книг отложите на время, когда малыш активен и бодр.
Место. Выделите специальное место для чтения, уютный и укромный уголок. Оно должно быть тихим, удобным, с хорошим освещением. Часто дети читают лежа на ковре, и это не вредно, если малыш лежит на животе, света достаточно, а расстояние до книги около 30 см. А вот чтение на спине и на боку вредно для глаз. Во время чтения не отвлекайтесь сами и постарайтесь убрать предметы, которые отвлекают ребенка - яркие новые игрушки и т.д.
Техника чтения. Чтение ребенку вслух - задача не из легких. Читайте медленно и выразительно, хорошо проговаривая все звуки, варьируйте текст (например, вставляйте имя ребенка в стихи о детях), меняйте интонацию и голос в зависимости от того, какой персонаж говорит, звукоподражайте, читайте стишки нараспев. Читайте ребенку даже тогда, когда он научится читать сам, этим вы определяете для него зону ближайшего развития: то, что он еще не в состоянии сегодня прочитать сам, но воспринимает в вашем прочтении, и через некоторое время вернется к книге самостоятельно.
Хранение. Пусть все, что связано с чтением, будет привлекательным для малыша. Выделите отдельную полку для хранения детских книг и красиво оформите ее, не забыв спросить совета у вашего главного читателя. Убедитесь в том, что полка удобная и легко доступна малышу.
Обсуждайте и сочиненяйте. Говорите о героях прочитанных книг и их поступках, высказывайте свое отношение. Учите ребенка сочинять истории, фантазируйте, пересказывайте старые сказки на новый лад, приписывайте героям невероятные поступки, придумывайте их дальнейшую судьбу и свои варианты развития сюжета. Внесите что-то новое в знакомые истории, пусть малыш придумывает персонажей и имена для них, определяет финалы историй и т.д. Этим вы сформируете у ребенка творческое воображение. Сочиняйте вместе сказки, рисуйте иллюстрации и дарите самодельные книги друзьям, бабушкам и дедушкам. Героем книги может быть и сам ребенок, собственная сказка может помочь ему решить проблему, преодолеть страх или научить чему-то новому.
Интерактивность . Оживите книгу, читайте по ролям, разыгрывайте сценки в лицах, ставьте спектакли по мотивам известных книжных сюжетов. Пусть ребенок исполняет одну из ролей и будет внутри книги. Такая театрализация позволяет ненавязчиво донести и закрепить мысли, которые иначе усваиваются с трудом. Есть множество вариантов домашнего театра: костюмированный, пальчиковый, магнитный, театр теней, бумажный, марионеточный и пр. Устраивайте дома настоящие представления по прочитанным книгам, расклеивайте афиши и выдавайте билеты. После двух лет можно сводить малыша в кукольный театр и посмотреть постановку любимой сказки. Рисуйте героев книг, лепите их из пластилина и природных материалов, и разыгрывайте истории. Можно создать собственный мультфильм-комикс. Пусть ребенок с вашей помощью вспомнит и схематично нарисует основные сцены, а потом, опираясь на картинки, попробует озвучить «мультфильм». Пишите письма полюбившимся героям (тут, возможно, придется присылать от них ответы). Покажите малышу диафильмы по прочитанным сказкам. Они воспринимаются легче, чем мультфильмы, от них меньше устают глаза, к тому же, диафильмы лишь помогают понимать текст книги, а не заменяют его действием.
Ритуал. Регулярное чтение в одно и то же время является ритуалом, который действует на ребенка успокаивающе, являясь признаком стабильности и опоры в жизни. Можно читать за завтраком или даже когда малыш сидит на горшке. Но лучше всего сделать успокаивающее чтение традиционным перед сном. Это не только отложиться в подсознании ребенка, но и даст дополнительную близость и теплоту общения с малышом, создаст особую доверительную атмосферу между вами и ребенком. Выбирайте для чтения на ночь проверенные временем, уже знакомые ребенку истории, это поможет ему расслабиться перед сном.
Традиция. Выделите особенный день и время для семейного чтения по кругу, хотя это и не просто при сегодняшнем ритме жизни. Такое чтение может не только развлечь, но и утешить и поддержать ребенка, дать ему новые знания и вдохновить. Эмоциональное «чтение-общение», период «пристального внимания», очень важно для детей, ведь это время, когда мама и папа откладывают все свои дела, сажают его на колени, обнимают за плечи и начинают читать.
Повторение. Читайте одну и ту же книжку столько раз, сколько ребенок просит. Повторение важно для малышей, потому что они хотят учиться. Вскоре вы заметите, что он уже помнит наизусть любимые отрывки и старается употреблять ключевые фразы в своей речи. К тому же перечитывание любимой книги в энный раз создает для ребенка ситуацию комфортности, он заранее знает все повороты сюжета, поэтому обращает внимание на отдельные слова и фразы, замечает новые смысловые нюансы.
Мера. Остановитесь до того момента, когда ребенок заскучает. Лучше читать меньше, но регулярно.
Соответствие возрасту. Выбирайте книги по возрасту, достаточно сложные, чтобы они могли завладеть вниманием ребенка, и в то же время достаточно простые, чтобы он мог следить за развитием событий. Не страшно, если что-то в прочитанном окажется неясным, опережающее чтение тоже полезно, но сюжет в таких книгах должен быть доступен на разных уровнях. Если дома несколько детей дошкольного возраста, не делайте разграничения в чтении младшим и старшим, старшие обычно активно обсуждают и проговаривают произведения для малышей, что полезно всем.
Актуальность. Не равняйтесь на других, выбирайте то, что с удовольствием воспринимает именно ваш ребенок. Ранимые и впечатлительные дети боятся авантюрных историй, в отличии от искателей приключений. Предлагайте актуальные книги, сообразно интересам и увлечениям ребенка на данный момент. В идеале читайте ребенку те книги, которые интересны вам обоим. Постарайтесь заранее прочесть то, с чем собираетесь познакомить ребенка. Помните о тематическом разнообразии произведений и о сезонном принципе в подборе литературы.
Иллюстрации. Побуждайте интерес ребенка к картинкам. Со временем он начнет не только листать страницы, но и слушать. Учите малыша обращать внимание на детали иллюстраций, на цветовое решение, на то, как художник передает настроение героев. Пересказывая по картинке фрагмент произведения, малыш развивает свою речь и учится воссоздавать словесный образ на основе зрительного.
Вопросы. Отвечайте на вопросы, которые малыш задает по ходу чтения, объясняйте непонятные слова и предложения по его просьбе. Задавайте вопросы сами, не переходите на длинные монологи, просите ребенка пересказать небольшие отрывки, обсуждайте прочитанное вместе. Вместе ищите в книгах ответы на вопросы ребенка. Наряду с художественными книгами для детей раннего возраста есть и обучающая литература для ознакомления с окружающим миром, расширения кругозора, развития внимания и памяти. Особое место занимает чтение словарей, энциклопедий и научно- популярной литературы.
Совместный поход. Сделайте традицией совместный поход в книжный магазин и библиотеку, и дайте ребенку возможность выбирать самому.
Ценность. Воспитывайте отношение к книге, как к чему-то ценному. Дарите книги малышу на каждый праздник вместе с другими подарками. Когда ребенок идет к кому-то в гости, включайте книгу в детский подарок, как нечто особенное. Воспитывайте бережное отношение к книгам, объясняйте, что их нельзя кидать на пол, рисовать в них, мять или рвать страницы. После прочтения их надо обязательно класть на место. При сознательных попытках испортить книгу, уберите ее в шкаф, и объясните, почему вы так поступили.

ИНТЕРЕСНЫЕ УЛОВКИ
Существуют еще и маленькие хитрости, которые помогут заинтересовать чтением даже самого непоседливого и активного малыша.
Искушение. Выберите книгу, которая может заинтересовать малыша, сядьте поодаль и начните громко выразительно читать ее сами себе. Если ребенок не присоединяется, прикройте страницу рукой, как-будто читаете что-то сверхсекретное.
Аудиозапись. Купите книгу с CD-диском. Научите ребенка пользоваться проигрывателем, чтобы он мог сам включать запись, слушать ее и одновременно листать иллюстрации. Пойдите еще дальше и попробуйте метод записи на магнитофонную пленку. Запишите несколько книжек сами, а потом попросите ребенка записать сказку для друга или родственника, с художественным чтением - собачьим лаем, скрипом дверей и прочими атрибутами. Но не увлекайтесь, прослушивание дисков не заменит живой мамин голос и обсуждение прочитанного.
Подписка. Подпишитесь на интересные для ребенка журналы на его имя, для этого сходите вместе на почту.
Волшебное появление. Обыграйте появление в доме новой книги. «Почта» может придти по почте, «Остров сокровищ» можно вместе отыскивать по маршруту на пиратской карте и т.д. Войдя в дом с «Энциклопедией гномов» скажите, что только что получили эту книгу от гномов, и они просили прочесть ее малышу. Заведите «волшебный сундук», в котором иногда будут появляться книги на самые актуальные для ребенка темы.
Интрига. Во время чтения с малышами, делайте небольшие паузы на самых интересных местах. С детьми постарше, читая одну и ту же книгу несколько дней, прерывайтесь в интригующих моментах глав. Такое чтение с продолжением не только поддерживает интерес, но и способствует развитию памяти и внимательности.
Старые книги. Почитайте с ребенком свои старые детские книжки, расскажите, как вам читали их бабушки и дедушки.
Собственные книги. Сделайте собственные книги. Придумайте истории про самого малыша и нарисуйте иллюстрации, или сделайте книгу из фотографий ребенка с подписями.
Рисование. Если ребенку сложно сконцентрироваться на сюжете книги, предложите ему рисовать в то время, как вы читаете. Во время чтения дети обычно рисуют и закрашивают простые фигуры, выполняя механическую работу, не требующую сосредоточения и вдохновения. Беспокойные руки заняты и не мешают уму воспринимать услышанное. Если трудности остались, пробуйте фоновое чтение.

Чтение - это не только приятное времяпровождение, но еще и весомый шаг к развитию образного мышления и интеллекта вашего малыша, формированию грамотной речи и письма, облегчению процесса обучения и получению новых впечатлений. Ведь с каждой прочитанной книгой ваш маленький человек становится богаче на целый мир другого человека.

Выбор редакции
Что делать, если диеты не помогают, а голодать не хватает силы воли и возможностей? Остается надежное и проверенное средство — заговор...

Детальное описание из нескольких источников: «молитва за поступление ребенка в вуз» - в нашем некоммерческом еженедельном религиозном...

При своевременно назначенном и эффективном лечении анализ крови СРБ покажет уменьшение концентрации белка уже через несколько дней....

У многих есть мечта: иметь доступ к неиссякаемому фонтану достатка и прибыли. Если получится, то на постоянной основе. А что вы можете...
Во всех клиниках «Медок» можно сдать анализы практически всех популярных типов. В том числе: общий анализ мочи; анализ на яйца остриц и...
Современный человек, живущий в большом городе, наполненном суматохой, шумом и соблазнами, не очень склонен верить в духовные чудеса. Но...
Всем невозможно нравиться. Даже если человек очень добрый и милый, это не дает ему стопроцентной защиты от зависти . А зависть - чувство...
Религиозное чтение: самая сильная молитва матери о замужестве дочери в помощь нашим читателям.В прошлом столетии ученые провели...
К причинам появления язвенной болезни относят длительные стрессы, отрицательные эмоции, хронический холецистит, желчнокаменную ,...