Развитие сильной личности — лучше поздно, чем никогда. В чем сила человека? (сила мозга, скелета, рук и зрения человека)


Является не только его защитой, но и способом обрести счастье, радость, смысл жизни.

Почему у одного всегда получается осуществлять задуманное, у другого же возникает множество препятствий? Кто-то находит массу причин, чтобы отказаться от своих планов, кто-то начинает действовать, а затем бросает занятие, находя много оправданий. Но есть и такие люди, которые, что-то задумав, доводят это до конца.

Сила человека является важным условием для успешного выполнения и завершения намеченных целей. При ее наличии любые начинания станут успешными, в противном случае всегда будут возникать какие-то препятствия.

Недостаток жизненной силы отображается на качестве нашей жизни, и ни вода, ни пища его восполнить не могут. Жизненные силы человека, которыми является совокупность нервной и , способствуют нашему гармоничному развитию и существованию.

Какие силы нужны человеку?

Физическая сила очень важна для любых начинаний. Здоровый работоспособный человек сможет сделать многое.

Как развить физическую силу

В этом помогут занятия любым видом спорта. Главное, чтобы нагрузки были регулярными. Кроме того, необходимо правильное питание.

Доказано, что сила веры способна оказать на человека конкретное физиологическое воздействие. Например, когда таблетки, в которых не содержатся никакие активные вещества, воздействуют лучше настоящих лекарственных препаратов благодаря уверенности человека в их целебных свойствах. Разум, ожидая исцеления, инициирует физиологические процессы, которые помогают вернуть здоровье.

На что способны наши мысли

По мнению многих современных исследователей, человеческая мысль является материальным явлением - энергией. Доказано, что в момент сильных эмоций приходящие нам в голову мысли выбрасывают в окружающее пространство колебания, которые могут оказывать воздействие на ход событий. То есть при сильном желании есть шанс, что задуманное сбудется. А для большего эффекта необходимо научиться применять силу мысли, визуализируя желаемое.

Как действует сила мысли

Мысли, которые постоянно присутствуют в голове у человека, становятся его убеждениями, которые, формируя внутренние образы в нашем мозгу, тем самым материализуют предметы мечтаний.

Мысль может принести не только пользу, но и вред. Поэтому необходимо уметь контролировать свои мысли и не желать зла другим. Сила мысли человека, наказав обидчика, может возвратиться к владельцу с обратным эффектом.

Мы можем притягивать к себе не только хорошее. Например, стоит только возникнуть мысли о сомнениях в себе, и это сразу же подрывает нашу веру в свои силы, мы отступаем назад. К сожалению, человек больше склонен верить негативным мыслям. Поэтому на них зацикливаться не стоит, это может отдалить нас от намеченной цели.

Куда утекают наши силы?

К сожалению, много жизненных сил мы тратим впустую. Сила человека, его энергия уходит на вспышки как отрицательных, так и депрессию, самобичевание, критику как других, так и себя.

Не меньше сил расходуется и на ненужную болтовню. Не зря после горячих споров мы чувствуем себя опустошенно. Кроме того, бесполезной тратой энергии являются и бесконечные внутренние диалоги.

Двигательной энергии мешают мышечные зажимы, которые возникают от сидячего образа жизни, больших нагрузок. Снимая телесные зажимы, мы воздействуем на психику, гармонизируя ее.

Как можно восполнить утраченные силы?

Самое эффективное средство - это полноценный сон, а также различные виды массажа и термопроцедуры. Это очищает внутренне и внешне: выводятся токсины, снимается усталость, появляется заряд энергии.

Кроме отдыха для тела необходим отдых и для души, который принесет покой и гармонию. Этому способствует музыка, танцы, прогулки, искусство. Очень полезны путешествия и новые впечатления. Важно вспомнить о том, что приносит вам удовольствие и радует, и чаще обращаться к этому. Человек, который живет в полную силу, занимается чем-то, что требует знаний и умения, ощущает радость.

Кроме того, необходимо попытаться определить источники усталости и осознать собственный уровень удовлетворения жизнью. Чаще всего недостаток внутренних сил вызывает душевное напряжение и сопротивление.

Чтобы обрести силы, необходимо приложить усилия и потратить немало времени. Не стоит думать, что это произойдет сразу, работать над собой необходимо всю жизнь.

РЕФЕРАТ

Тема: «Движущие силы антропогенеза»

Дисциплина: «Биология»

Москва 2003

ПЛАН

I . Человек и обезьяны 3

II . 1. Ископаемые обезьяны – предки человека6

2. Формирование человека 8

3. Биологическое и социальное в историческом развитии человека.

Продолжается ли биологическая эволюция homo sapiens?12

III . Расы современного человечества14

Библиография 17

Схемы 18


Введение

Человек и обезьяны

Земля – родина человека. Человеческое тело состоит из тех же веществ и элементов, что и наша планета. Человека породил животный мир, в котором до сего времени есть много близкородственных человеку видов. Прежде всего это обезьяны. Одни из них меньше похожи на человека

(американские игрунки и капуцины), у других, обезьян Африки и Азии – мартышек, макак, больше сходства с человеком.

Но, оказывается, можно установить и ещё более тесное родство человека с такими высокоразвитыми обезьянами, как шимпанзе. По очень многим анатомо-физиологическим особенностям шимпанзе больше напоминает человека, чем мартышки, павианы или макаки. И не случайно эту обезьяну называют человекообразной или антропоидом. Рост шимпанзе – 1,4 – 1,5 м, вес – 50-60 кг. У него нет хвоста. Строение мозга тоже приближает шимпанзе к человеку.

Близкородственны человеку так же гориллы, орангутаны и гиббоны.(см.рис. стр.5)

В одной индийской легенде рассказывается, будто люди произошли именно от гиббонов, которые научились возделывать землю, стали лучше питаться, а потом потеряли шерсть, сделались выше и тяжелее. Конечно, это всего лишь миф, но он свидетельствует о том, что люди давно подметили особое сходство между обезьянами и человеком. (см.1 стр.9)

Когда в 1859 году появилась эволюционная теория Чарльза Дарвина, уже накопилось много научно достоверных сведений о строении человекообразных и других обезьян. Дарвин писал, что человек, со всеми своими благородными качествами, включая гуманность, с высокими способностями, в особенности разумом, носит в своём физическом строении неизгладимую печать происхождения из животного мира.

Действительно, у каждого человека во внешнем облике и во внутреннем строении есть много таких органов и особенностей, наличие которых можно объяснить не иначе, как унаследованием от животных предков, включая обезьян.

На голове и теле человека есть волосы, как у млекопитающих. Пусть их мало на теле, но на голове до 100 и даже 150 тыс. Кожные узоры на ладонях и подошвах человека поразительно похожи на обезьяньи. Человек и все названные животные с ногтями объединяются зоологами в одну группу млекопитающих, а именно в отряд приматов (от лат. «примас» - первенствующий).

У человека с крупными антропоидами – гориллой, шимпанзе и орангутаном (см.рис.стр 5) наблюдается много общего и в процессе их жизненного цикла. После 8-9 месяцев внутриутробного развития, у антропоидов рождается детёныш весом, как правило, около 2 кг.

До 5-6 месяцев детёныш беспомощен и ещё долго питается молоком матери.

У него, как и у ребёнка, появляется 20 молочных зубов, которые к 12-15 годам заменяются 32 постоянными.

Ещё одна группа доказательств естественного, а не сверхъестественного, не божественного происхождения человека – рудиментарные, т.е. недоразвитые (остаточные) органы. Их в теле человека несколько десятков. К примеру, червеобразный отросток слепой кишки (аппендикс), форма и размер ушной раковины человека мало отличается от своих ближайших предков, но мышцы ушной раковины утратили способность двигать ушами.

Необходимо сказать и о случаях возврата к предкам, или атавизма («атавус» - отдалённый предок с лат.), в форме и строении различных органов. Самый яркий пример – рождение ребёнка с хвостом.

Таким образом, учение Дарвина о ближайшем родстве человека с антропоидами полностью подтверждается современной наукой.

(Гиббон) (Орангутан)

(Шимпанзе) (Мартышка Диана)

1. Ископаемые обезьяны – предки человека

Свыше 10 миллионов лет назад на материках Азии, Европы и Африки жило много разных человекообразных и низких обезьян. Самые древние из узконосых обезьян, ещё близкие к примитивны приматам лемурам из семейства омомиид, найдены в эоценовых слоях восточного Алжира (около 40 млн. лет назад). По месту находки эту обезьяну назвали Биритией. Уже в следующем периоде – олигоцене на территории современного Египта и на Аравийском полуострове существовали многочисленные узконосые обезьяны – египтопитеки и близкие роды. Это были ещё низшие обезьяны, многие из них широко распространились по Азии. Ещё раньше приматы попали в Новый Свет, вероятно, переплыв на плотах из унесённых бурями деревьев Атлантический океан, в то время узкий, не превышавший по ширине современного Средиземного моря (Американский материк тогда ещё не успел сместиться на запад).

В интервале 20-9 млн. лет. назад найдено много остатков человекообразных обезьян. Ещё в прошлом веке из миоценовых слоёв Европы первым был описан дриопитек ( от греч. слов и «дрис» - дерево, «питекос» - обезьяна). При передвижении по деревьям эти обезьяны цеплялись за ветви, подвешиваясь к ним руками, туловище при этом находилось в отвесном положении, а ноги были поджаты. У дриопитековых были особенности, позволявшие им идти по пути антропогенеза: высокое развитие центральной нервной системы, хорошее цветное бинокулярное зрение и хватательные конечности – не только передние, но и задние. Способность к передвижению на двух ногах, или к прямохождению, очень пригодилась предкам человека, когда на Земле стал сильно меняться климат. Великий русский физиолог И. Павлов выделял обезьян среди др. животных. Благодаря 4 хватательным конечностям у обезьян складываются более разнообразные взаимоотношения с окружающей средой. Это, в свою очередь, развивает мышечное чувство, осязание, зрение: обезьяны видят предметы в объёме и цвете. (см.1, стр.57) Среди более развитых обезьян, вроде южноафриканских или восточноафриканских австралопитеков (от лат. «австралис» - южный и греч. «питекос» - обезьяны) была, очевидно, та порода человекообразных, о которой Ф.Энгельс говорил, что она «далеко превосходила все прочие смышленостью и приспособляемостью». Термин «австралапитек ввёл английский анатом Р.Дарт, нашедший в 1924 г. на территории ЮАР череп шестилетнего детёныша этой полуобезьяны получеловека. После находки Дарта останки австралопитеков в большом количестве были найдены не только в южной, но и Центральной Африке. Австралопитек Дарта жил поздно – около миллиона лет назад и потому не мог рассчитывать на роль нашего предка. Сейчас время становления австралопитеков относят к периоду от 9 до 5 млн. лет назад. Эти обезьяны были прямоходящими. Для чего они высвободили руки? Наиболее подходящее объяснение: австралопитеки уже пользовались орудиями: палками, дубинами, камнями, крупными костями антилоп. Но австралопитеки были предлюдьми, т.к. их орудия ещё не обладали достаточным постоянством формы типа человеческих и поверхность их черепа гладкая, как и у всех человекообразных обезьян. А к виду древнейших людей относятся питекантропы , т.к. они стали регулярно изготовлять орудия, правильно их использовать при добывании пищи и в обороне от врагов.

(Австролопитек)

2. Формирование человека

Древнейшие люди, или иначе архантропы (от греч. «архайос» - древнейший, «антропос» - человек) жили первобытными стадами. Жили архантропы во всём Старом Свете, исключая, возможно лишь самые северные области, в Америку и Австралию проникнуть не могли.

По сравнению с австралопитеками архантропы были более развиты. Мозг их составлял 750,900 и даже 1300-1400 см3. Увеличение мозга было связано не только с общим развитием, но и с большим, чем у австралопитеков, ростом. На трудовой основе в первобытных сообществах постепенно формировался звуковой язык. Но разумеется он был самым простым и примитивным. Лишь через сотни тысячелетий он смог превратиться в членораздельную речь. Труд и речь благоприятно влияли на развитие головного мозга. Они были двумя главными причинами того, что животные превращалось в социальное трудящееся существо – в человека. Исследуя влияние природы и общества на человека Ф.Энгельс на основе эволюционной теории Ч.Дарвина и учения К.Маркса в своей работе создал «генезис» - происхождение). В её основе лежит глубокая идея о том, что именно трудовая деятельность сформировала человека. Можно сказать, что труд создал самого человека. 1949 году, благодаря находке близ Пекина, 40 индивидуумов древнейших людей вместе с их каменными орудиями (получивших название синантропов от лат. «синиус» китайский) ученые согласились с тем, что именно древнейшие люди являлись промежуточным “недостающим звеном” в родословной человека. В одной из пещер были найдены черепа и кости этих древнейших людей, которые жили здесь несколько столетий подряд. Рост мужчин достигал 1,63 см, женщин 1,52 см. Их головной мозг был больше, чем у крупных обезьян, но меньше, чем у древних людей: его объём составляет 915-1225 см3. Синантропы уже знали огонь, поддерживали его: может быть, они умели его добывать.

Овладение огнём – огромное достижение древнейших людей. Оно помогло древнейшим людям преодолеть многие трудности существования, особенно в период наступившей в дальнейшем суровой ледниковой эпохи.

К древним людям, или палеантропам (от греч. «палайос» - древний), относят неандертальцев . (см.рис.) Самый близкий родственник человека был открыт в 1856 г. в местечке Неадерталь возле Дюссельдорфа. Рабочие, нашедшие пещеру со странными черепами и большими костями, решили, что это останки пещерного медведя, и даже не предполагали, какие жаркие споры вызовет их находка. Эти кости, а также кости, найденные позже на севере Англии, на востоке Узбекистана и на юге Израиля, были останками предка человека, получившего название неандерталец, – примитивный человек, живший от 200 000 до 27 000 лет назад. Неандерталец делал примитивные орудия, раскрашивал тело узорами, имел религиозные представления и похоронные ритуалы. (см.2, стр.78)

Это были люди среднего и невысокого роста, но с мощными костями и, видимо, невероятно сильные, атлетического строения. Черепа их имели ещё обезьяньи черты – у них не было подбородочного выступа, имелся мощный надглазничный валик и покатый лоб. Но мозг за этим лбом не уступал современному, в среднем был даже больше, хотя лобные и височные его доли были обычно менее развиты.

Палеантропы создали новую индустрию камня и так называемую культуру скребел и наконечников, широко пользовались огнём, были искусными и смелыми охотниками на самых крупных зверей.

Несмотря на звероподобные черты, палеантропы думали не только о том как выжить. Они уже хоронили своих близких, украшая могилы рогами горного козла и даже цветами. Было у них что-то вроде культа пещерного медведя: во многих пещерах Европы нашли сотни черепов и длинных костей, аккуратно сложенных в ниши и «ящики» из каменных плит.

Палеантропы были вытеснены людьми современного типанеоантропы.

38 – 48 тыс. лет назад палеантропов, выделившихся в подвид человек разумный неандертальский, сменил другой подвид – человек разумный. Иногда людей современного типа называют сапиентными или просто сапиенсами.

До недавнего времени считалось, что неоантроп явился Европу, скорее всего, из Азии около 40 тыс. лет назад и стремительно уничтожил людей неандертальского типа. Но действительность оказалась сложнее.

Люди современного типа в середине каменного века широко использовали те же орудия, что и палеантропы, которые, наоборот, в ряде мест применяли более совершенную технику. Скорей всего, палеантропы не только заимствовали новую технику выделок каменных орудий, но и могли совершенствовать свою.

Большинство исследователей считают, что практически все этапы происхождения человека: примитивных обезьян от лемуроподобных предков, высших, человекообразных обезьян, австралопитеков, человека умелого, архантропов и, наконец, человека разумного – и неандертальского, и сапиентного типа – прошли на территории Африки, хотя все стадии, кроме австралопитеков, успевали расширить свой ареал на восток, до берегов Тихого океана. Однако только неоантропы оказались способными проникнуть в Америку и Австрию.

Первой научно исследованной находкой человека современного типа был обезглавленный скелет, найденный в Уэльсе в 1823 г. Это было погребение: покойника украсили раковинами и посыпали красной охрой, впоследствии осевшей а костях. Скелет сочли женским и назвали «Красная леди» (через 100 лет он был признан мужским). Но наиболее известны более поздние находки в гроте Кро-Маньон (Франция), по которым всех древних людей часто не совсем точно называют кроманьонцами.

Это были люди высокого роста, практически не отличающиеся от нас, с крупными, грубовато-красивыми чертами широких лиц.

В древности человечество было не менее разнообразно, чем сейчас. Наряду с кроманьонцами, порой рядом с ними, в Европе и Азии обитали представители иных форм.

Кроманьонцы и жившие в то же время другие люди по развитию высшей нервной деятельности практически ничем не отличались от нас. На этом уровне биологическая эволюция человека завершилась.

Главным фактором антропогенеза считаю естественный отбор на лучшую орудийную деятельность. Именно это и имел ввиду Энгельс, отметивший, что человека создал труд.

3. Биологическое и социальное в историческом развитии человека. Продолжается ли биологическая эволюция

homo sapiens ?

Строго говоря, эволюция человека продолжается на всём протяжении его существования. Но она относится к социальной стороне его жизни. Что касается же биологической эволюции, то с тех пор как человек выделился из животного мира, по крайней мере, она перестала играть решающую роль. Даже люди с ослабленным здоровьем благодаря усилиям и успехам медицины могут принимать активное участие в жизни общества. Сила естественного отбора в социальном мире всё более ослабевает, так как социальные институты, здравоохранение постоянно сглаживают влияние индивидуальной биологической изменчивости. Например, снижение в Европе уровня смертности от туберкулёза с 4000 на 1 млн. человек в 1840 г. до 13 человек на тот же миллион в настоящее время свидетельствует о том, что отбор по сопротивляемости данной болезни, по существу, прекратился. Это же можно сказать и о многих других заболеваниях.

Сегодня наблюдается, с одной стороны, очень медленный темп генетических изменений, производимых отбором, и большое генетическое сходство между различными человеческими группами. С другой стороны, имеется огромное разнообразие культур и образов жизней, очень быстрый рост социальных изменений, свидетельствующих о происходящей культурной эволюции человечества. Поэтому можно с уверенностью говорить о ведущей роли культуры в эволюции homo sapiens .

Естественный отбор у человек происходит главным образом на уровне зародышевых клеток. В основном дети рождаются в генетическом отношении клеток.

Физическое здоровее человека за историю homo sapiens существенно улучшилось. Комплексным показателем может служить увеличение средней продолжительности жизни населения.

Под влиянием социальных условий она возросла с 20-22 лет в древности до 30 лет в XVIII в. К началу XX в. в странах Западной Европы средняя продолжительность жизни была примерно 56 лет. Сегодня в этих странах она достигла 75-78 лет, т.е., по данным современной науки, её уровень приближается к средней «нормальной» продолжительности жизни 80 – 90 лет.

Теперь обратимся к вопросу о развитии умственных способностей. Английский психолог и антрополог Гальтон был убеждён в том, что интеллект современного человека снижается, так как представители низших классов, имеющие низкий коэффициент ума, имеют большее число детей. На основании этого Гальтоном и некоторыми другими учёными делался вывод о том, что человеческий вид будет всё более наполняться «худшими породами» людей и, следовательно, уменьшать свой коэффициент ума (IQ). Однако теперь это теория считается ошибочной, так как сегодня нельзя считать доказанным, что IQ у людей обусловлен генетически. (см. 3, стр.71)

Современные биологи и антропологи полагают, что процесс биологической эволюции человека как вида прекратился со времени появления homo sapiens. Прежде всего об этом свидетельствует тот факт, что в течение данного периода мозг человека не изменился, морфологическое изменение его завершилось.

Итак, развитие процесса антропогенеза завершается вместе с прекращением видообразования человека, что произошло 30-40 тыс. лет назад. В основе эволюции лежит развитие интеллекта и целесообразной деятельности. Необходимо отметить также, что с возникновением человека и общества генетическая информация утрачивает своё главенствующее значение в его жизнедеятельности. Она заменяется социальной информацией. А развитие последней определяется уже не столько естественным отбором наиболее умелых и одарённых, сколько социальными факторами, которым подчиняется и общебиологический процесс.

Расы современного человека

Общеизвестны три главные расы: европеоидная, монголоидная и негроидная.

Европеоиды – люди, как правило, с прямыми или волнистыми, часто светлыми волосами, со светлой кожей. Борода и усы у них обычно сильно растут, лицо узкое, с выступающим носом, ширина носа невелика, ноздри параллельны друг другу. Глаза расположены горизонтально, складка верхнего века отсутствует или развита слаба, челюстная часть лица не выступает вперёд, губы обычно тонкие. Сейчас европеоиды обитают на всех материках, но сформировались они в Европе и Передней Азии.

Монголоиды имеют чаще всего жёсткие, прямые и тёмные волосы. Кожа у них темнее, с желтоватым оттенком, борода и усы растут слабее, чем у европеоидов. Лицо широкое, утолщённое, скулы сильно выступают, нос, наоборот, утолщён, ноздри расположены под углом друг к другу. Очень характерны глаза: они часто узкие, внешний угол глаз чуть выше внутреннего. Верхнее веко закрыто кожной складкой, порой до самых ресниц. Губы средние по ширине. Эта раса преобладает в Азии.

Негроиды – люди с курчавыми волосами, с очень тёмной кожей и карими глазами. Борода и усы растут слабо. Лицо узкое и низкое, нос широкий. Глаза широко открытые, складка верхнего века развита слабо. Губы обычно толстые, нередко вздутые. Классические негроиды живут в Африке. (см.1, стр. 16)

Однако не все группы человечества можно разделить по 3 основным стволам. В первую очередь выпадают индейцы. По традиции их часто относят к монголоидам. Но есть у них и что-то европейское. Поэтому выделяют отдельную расу америндов. То же можно сказать об обитателях Австралии и близлежащих островов. Они темнокожи, но волосы у типичных австралийских аборигенов не курчавые, а волнистые, борода и усы растут обильно, а по строению зубов, составу крови, пальцевым узорам они оказываются ближе к монголоидам.

Таким образом, следует выделить не три, а пять основных рас.

Появление человека – огромный скачок в развитии живой природы. Человек возник в процессе эволюции под воздействием законов, общих для всех живых существ.

На первых этапах эволюции естественный отбор имел решающее значение. Однако впоследствии способность человека передавать по наследству негенетические приобретения в виде разнообразной научной, технической и культурной информации по мере возрастания объёма знаний всё более выводила человека из-под жестокого контроля естественного отбора и усиливала зависимость от общества. Поэтому, изучая биологию человека, мы всегда должны помнить о том, что человек занимает совершенно особенное положение в природе и качественно отличается от других организмов. Человек одновременно и биологическое существо, и социальное. Игнорирование социальной роли и преувеличение биологичекой – серьёзная научная ошибка.

Библиография

1. Энциклопедия. Человек; А.Н. Леонтьев; изд. Педагогика;1975 г.

2. Концепции современного естествознания; В.Н. Лавриненко, изд. ЮНИТИ; 2002 г.

3. Концепции современного естествознания; К.Л.Солодов; изд. М; 1996 г.

4. Учебник «Общая биология»; А.О.Рувинский; изд. М. «Просвещение»; 1993 г.

5. Концепции современного естествознания; М.Р.Захаров; изд. Санкт-Петербург; 1998 г.

6. Учебник «Общая биология»; Д.К.Беляева; изд. «Просвещение»;1992 г.

7. Справочные материалы «Биология»; Д.И.Трайтак; изд. «Просвещение»; 1994 г.

8. Учебник «Биология»; Ю.И.Полянский; изд. «Просвещение»; 1987

Клеточные организмы Ядерные

Животные

Многоклеточные организмы

Хордовые; позвоночные

Черепные

Млекопитающие

Плацентарные

Приматы

Люди

Человек

Человек разумный

Как только я впервые начал изучать психологию, я понял, насколько мы, люди, сильны внутренне, но как правило не догадываемся об этом. Я понял, что в человеке скрывается поистине огромная сила, это сила его духа. Однако с самого детства эту нашу силу, стараются подавить. Оно и понятно, ведь подавленным, морально слабым человеком, очень просто управлять. Психика человека, устроена таким образом, что он изначально чувствует свое превосходство над другими. Поведение детей, прямое тому подтверждение. Детская психика заточена на подавление, это то же самое, что у животных, которые пытаются обойти своих братьев и сестер в борьбе за материнское молоко.

Мы не знаем кто мы, и зачем мы здесь, мы можем только догадываться об этом. Но мы видим, что для нашего выживания в этом мире, в нас заложены, самые необходимые для этого качества. Но в социальной среде, в нас поколениями закладывают смирение, покорность, страх, так, что это откладывается на генетическом уровне. Таким образом, подавляется наша внутренняя сила на протяжении многих поколений. Слово “нельзя”, как раз для таких людей с подавленной психикой. Древние ритуалы, шаманские обряды, все они были направлены на тренировку психики. Североамериканских индейцев, удалось окончательно истребить только тогда, когда уничтожили всех шаманов. Именно шаманы делали воинов непобедимыми, они так накачивали их психику, что те ничего не боялись, а если человек ничего не боится, победить его невозможно.

В спорте, в бизнесе, в любом виде деятельности, везде нужен твердый характер и сила духа. Это все, психическое состояние человека, которое можно натренировать, либо подавить. Манипуляция людьми, это искусное применение знаний психологии с целью получения личной выгоды. И хотя я не раз убеждался в том, что манипулировать можно всеми людьми, независимо от их психического состояния, все же люди со слабой психикой подвержены этому в гораздо большей степени. Подобрать ключик можно к любому человеку, но слабохарактерный человек, это просто открытая дверь. А вот человек с прокаченной психикой, это непреодолимая стена. Характер надо закаливать, психику надо тренировать.

Конечно есть такие люди, у которых с этим все в порядке, это не подавленные люди, приспособленные к жизни. Они как необработанный камень, для них нет ничего невозможного. Все в этой жизни поддается тренировке, и психика не исключение. Если вас унижали, подавляли, угнетали в детстве — это не беда, поверьте. Вы можете стать сильным человеком, можете измениться и отойти от своего прошлого, если только перестанете мириться со своей слабостью и начнете работать над собой. Вы можете это делать сами или с помощью хорошего специалиста.

Историческое развитие человека происходило под влиянием тех же факторов биологической эволюции, что и остальных видов живой природы. Однако для антропогенеза недостаточно действия одних биологических факторов -— он сопровождается еще социальными факторами.

Факторы антропогенеза

Биологические:

Социальные:

1) мутации,

I) трудовая деятельность,

2) популяционные волны,

2) общественный образ жизни,

3) дрейф генов,

3) речь,

4) изоляция,

4) мышление,

5) борьба за существование,

5) культура.

6) естественный отбор.

На ранних этапах эволюции человека преобладали биологические движущие силы. Решающее значение имел отбор на лучшую приспособляемость к меняющимся условиям среды, отбор особей, способных к изготовлению примитивных орудий труда, позволяющих им добывать пищу и защищаться от врагов. Позднее (на стадии австралопитеков) объектом отбора становится стадность и связанные с ней относительно развитые формы общения. В борьбе за существование выживали группы особей (семьи), которые сообща могли противостоять неблагоприятным факторам среды. Индивидуальный отбор на основе избирательной элиминации (гибели) формировал морфофизиологические особенности организации человеческого типа (прямохождение, развитая кисть руки, крупный мозг), а групповой отбор совершенствовал социальную ориентацию, т. е. формы отношений в стаде.

Главной движущей силой эволюции человека, начиная с момента возникновения древнейших людей и до появления человека современного тина, была трудовая деятельность. На эту особенность эволюции человека обратил внимание Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Освобождение руки от функции опоры, по мнению Ф. Энгельса, было необходимым условием ее дальнейшего совершенствования. Рука стала совершенно особым органом защиты и нападения, действующим на расстоянии с помощью различных предметов. Кроме того, древнейший человек постепенно стал использовать руку для изготовления орудий труда. В процессе изготовления и употребления орудий труда рука совершенствовалась функционально и морфологически, что оказало влияние на весь организм. Результатом трудовой деятельности явились морфофизиологические особенности человека, высокоразвитая центральная нервная система, разделение функций нижних и верхних конечностей, неспециализированная рука. Кроме того, труд способствовал сплочению древних людей в коллективы, т. е. созданию общества взамен стада.

Общественный труд оказал большое влияние на развитие мозга и органов чувств. В ходе совместной трудовой деятельности возникала жизненная необходимость в обмене информацией. В процессе эволюции у предков современного человека произошли такие изменения голосового аппарата и мозга, которые способствовали появлению речи.

Трудовая деятельность, коллективный труд и связанная с ним членораздельная речь сделали необходимым условием жизни людей передачу накопленного опыта следующим поколениям. Преимущество перед другими получили племена, которые не только поддерживали физически сильных особей, но и сохраняли престарелых членов общества — хранителей информации о способах выживания и деятельности в различных условиях (охотников, мастеров по выделке шкур, изготовлению орудий труда, знатоков лекарственных растений и т. д.). Если особенности строения и физиологии человека передаются по наследству на основе генетической информации, то социальная информация передается с помощью слова и обучения и определяет духовный облик индивидуума. Каждое взрослое поколение передает молодому опыт, знания, духовные ценности в процессе воспитания и образования.

В современном человеческом обществе действие биологических факторов эволюции претерпело значительные изменения. В нем полностью исключена внутривидовая борьба за существование, утратил свое ведущее значение естественный отбор, который в основном выполняет стабилизирующую функцию (поддерживает признаки вида Человек разумный). Популяционные волны могут сказываться только в малонаселенных регионах, так как численность человеческой популяции не подвержена значительным колебаниям. Изоляция также теряет свое значение — нарушение изоляционных барьеров ведет к обогащению генофонда популяций.

Сохранил свое значение мутационный процесс. Мутации изменяют генотипический состав населения и совместно с комбинационной изменчивостью обеспечивают полиморфизм популяций. Ослабляющее действие естественного отбора может способствовать накоплению в популяциях вредных мутаций, ведущих к снижению жизнеспособности особей. Это обстоятельство необходимо учитывать в разных областях человеческой деятельности, и прежде всего в охране окружающей среды.

Источник : Н.А. Лемеза Л.В.Камлюк Н.Д. Лисов "Пособие по биологии для поступающих в ВУЗы"

О воспитании сильной личности мы вспоминаем лишь тогда, когда замечаем, что из нас самих сильной личности не получилось. Тем не менее, мы полны надежды: а может быть, еще получится? А может быть, получится из наших детей? Ибо стоят перед нашими глазами многочисленные примеры сильных личностей — так, что же нам и нашим детям мешает стать такими же, как они? Существуют ли секреты духовной силы человека? И в чем эта духовная сила состоит?

Сила есть результат усилий

Сила — это не есть то первое, что нам дается, как качество характера или свойство тела, она есть следствие или результат нашей работы, наших собственных усилий. Только благодаря правильным действиям или нас самих, или наших родителей в детстве мы получаем в свое распоряжение, как дар свыше, духовную силу. Сильная личность возникает вследствие 1) правильного воспитания в детском возрасте, 2) усилий, которые мы сознательно предпринимаем в зрелости. Это является распространенным заблуждением, когда полагают, будто человек может быть сильным от природы, и раз у тебя изначально этой силы нет, то значит, это тебе вообще не дано и бесполезно стремиться стать сильным. И есть другое заблуждение, заключающееся в том, что якобы можно убедить себя в том, что ты сильный — такое самовнушение тоже, разумеется, ничего не дает. Напротив, лучше даже думать, что ты слабее всех и не можешь осилить чего-то, что с легкостью могут твои знакомые, например, выучить иностранный язык. Тогда усилия человека, направленные на то, чтобы взять этот легкий уровень и стать таким, как все, действительно помогают ему обрести духовную силу. Таким образом, духовная сила — это результат большого количества маленьких побед над собой и своей слабостью.

Воспитание сильной личности с детства

Первое, что можно сделать — это помочь человеку стать сильным еще в детстве. Очень немногие родители действительно этого хотят, и если их дети и вырастают сильными, то чаще всего не благодаря полученному воспитанию, а вопреки ему. Просто они очень не хотят равняться на своих родителей, и это сопротивление, если они тебя не сломают, иногда помогает развивать собственную силу.

Что же нужно делать, чтобы дети выросли сильными?

Этим вопросом мало кто задается, обычно родители, наоборот, хотят облегчить своему ребенку жизненный путь. Они заранее готовят его к какой-то должности или профессии, которая позволит ему без особого труда занять место, приспособившись к жизни уже с раннего возраста. Например, учат его музыке, чтобы он научился играть на гитаре, или на скрипке, или на виолончели — и таким образом, всегда был бы востребован, как музыкант, который умеет зарабатывать своим мастерством. Или пытаются обучить его любой другой профессии: компьютерному программированию, строительству, моделированию и т.д. Это все хорошо, но такая предписанная родителями подготовка к какой-либо науке или профессиональной отрасли, порой делает молодого человека не то что сильнее, а наоборот — слабее. Большинство этих детей вырастают абсолютно не приспособленными, потому что их родители в свое время забыли про дух.

Почему так важно укреплять в ребенке свободный дух?

Потому что молодому духу важно не найти себя, а попробовать. Попробовать себя в математике, попробовать себя в литературе, попробовать себя в живописи и т.д. Силу личности придает не то, что тебе понравилось что-то делать, а то, что ты пробуешь и чувствуешь получаемую от мира обратную связь в виде своего достижения. Например, попробовал себя в кузнечном деле, и выковал изделие, которым гордишься и любуешься. Или попробовал себя в вышивании, и чувствуешь радость при одном взгляде на вышитый тобой узор. Или попробовал себя в беге на стометровке, и радуешься занятому первому месту. Надо получать как можно больше радости от всех этих попыток и проб! Ты свободен выбирать, и чем больше наук, ремесел, профессий и игр ты попробуешь, тем лучше для тебя, и тем самостоятельнее и сильнее будешь ты потом в зрелом возрасте.

Вальдорфское воспитание.

Именно дает возможность подрастающему человеку попробовать себя в самых различных занятиях и искусствах. Он получает не только представление о предмете, например, о философии, что были такие-то философы, которые постигали истину, но он получает также переживание, что значит быть философом. Он получает от школьных занятий самые разнообразные переживания: как изобретать, как путешествовать, как строить, как готовить, как ухаживать, как воевать, как сочинять музыку, сказки, стихи и т.д. — то есть, он приобретает опыт в каждом жизненно важном деле. Важно не то, что он что-то хорошо выучил или постиг (съел на чем-то собаку), а то, что он через это прошел. И в дальнейшей жизни он будет продолжать проходить через все новые профессии, вплоть до 25 — 30 лет.

Время до 28-ми лет отводится человеку для профессиональных переживаний: он должен испытать разные сферы жизни, разные жизненные роли, а также взлеты и падения, удачи и неудачи, способность или неспособность работать вместе с другими людьми, он должен максимально расширить свой предпринимательский кругозор в разного рода делах. Попробовал одно дело — получил результат. Попробовал другое — получил еще один результат. Жизнь начинается с того, что ты продолжаешь начатое в школе, но уже на более практический лад и теперь без учителя: сам пробуешь работу и сам делаешь выводы. Это время выводов дает человеку необходимую жизненную силу, дает многообразный опыт, а также сотрудников и друзей, с которыми ты будешь работать в будущем, когда на 40-м или 50-м году действительно найдешь свое любимое дело. Вот как далеко смотрит вальдорфская педагогика!

Самовоспитание в зрелом возрасте

Сильная личность не возникает просто так, но только в результате того, что в детстве или юности были заложены соответствующие ростки. Воспитывалась ли она на негативных примерах или на позитивных, не имеет особого значения, но важна та жизненная мудрость или зрелость, которая в тебе начинает проявляться и требует, чтобы какой-нибудь из заложенных в детстве ростков развился в мощное дерево. Это может произойти и в 40, и в 50, и даже в 70 лет, и только тогда сильная личность сможет себя полностью реализовать. Если у нее на протяжении десятилетий что-то не получалось, то это имеет даже положительную ценность, потому что испытанная ранее слабость, неспособность найти себя, временное поражение, всевозможные трудности и болезни они-то являются потом причиной, почему сильная личность начинает себя проявлять.

Три принципа развития сильной личности

Человек, как учит нас духовная наука антропософия, состоит из трех систем: 1) система головы или нервная система, 2) система дыхания и кровообращения (так называемая ритмическая система) и 3) система конечностей и обмена веществ. Словом, есть верхний, средний и нижний человек. Организм только тогда является сильным и целостным, когда все эти три системы — голова, грудь и конечности — одинаково хорошо развиты, и этот трехчленный принцип действует не только в организме, но и в социуме. Социальная жизнь такая же трехчленная, как и органическая. И сильная личность будет прорастать в социум сразу в трех направлениях: 1) в духовный мир, 2) в свое ближайшее окружение (семью) и 3) в свое дальнее окружение, то есть, во внешний мир. Вот как можно сформулировать эти 3 принципа успешного развития сильной личности, начиная с дальнего:

  1. Если хочешь много денег — научись создавать исходящий поток от себя во внешний человеческий мир.

  2. Если хочешь много здоровья и силы — научись принимать энергию от своего ближнего окружения.

  3. Если хочешь развить великое желание, волю — научись создавать исходящий поток в духовный мир.

Сильный человек излучает свет в двух направлениях: в остальное человечество и в духовный мир. А силу светить он берет из своего ближайшего окружения, например, мужчина от женщины, а женщина от мужчины. Слабые же люди делают наоборот — они питаются тем, что им достается от дальнего окружения и от духовного мира, и хотят накормить этим свое ближайшее окружение, родных и семью. Все, что они заработали и узнали во внешнем мире, они несут в свой дом. Но истина состоит в том, что сильная личность, находит в себе силу повернуть эти потоки в обратном направлении. Это сперва так же трудно, как заставить повернуть реку вспять, причем не одну реку, а сразу три. Если раньше в тебя втекали два слабеньких ручейка и один вытекал, то теперь ты делаешь так, что два первых вытекают из тебя во внешний мир (человеческий и духовный), а третий втекает из твоего ближайшего окружения, из того, что ты делаешь. Занимаясь своим любимым делом ты как бы открываешь источник в самом себе, и этот внутренний источник настолько сильный, что превращает вытекающие ручейки в два мощных потока. Вот эти три кита, на которых держится мир сильной личности — разберем их по-отдельности:

Исходящий поток во внешний человеческий мир

Важно не надеяться на помощь от внешнего мира, а давать ему из своего источника. На пламя свечи слетаются насекомые, потому что свеча горит. Не имеет значения, как она устроена, из воска она или из парафина, на каком дорогом подсвечнике стоит и т.д., но имеет значение та сила света, которую данный источник излучает во внешний мир. Люди видят этот свет, и они притягиваются им. Это могут быть и сотрудники, и клиенты, и посетители, и таким образом наш исходящий поток создает, в свою очередь, входящий поток, который тем больше приносит предприятию денег, чем сильнее первый исходящий поток. Важно сконцентрироваться на том, что от тебя исходит вовне, а не светить внутрь. Внутренняя реорганизации, всякие усовершенствования и изменения внутри предприятия, если поставлена цель сделать его большим и сильным, не дают столько, сколько дает усиление исходящего потока. В настоящее время вообще не существует замкнутых сообществ, которые богатели бы сами по себе. В современном мире, если хочешь, чтобы у тебя появились деньги, надо светить. Чем сильнее исходящий свет, тем больше будет и прибыль. Суть в том, что внешнему миру надо сначала отдать — свою пользу, свою мудрость, свою экспертность — чтобы взамен получить что-то материальное.

Энергетическое взаимодействие с ближним

Отношения между мужчиной и женщиной в семье — это та тема, которой мы посвятим еще не одну статью. Здесь самый корень развития сильной личности. Мужчина тогда будет сильным, когда он получает много от женщины, и наоборот; речь не идет о сексе, но о сознательной духовной работе друг по отношению к другу. Сильный мужчина и сильная женщина объединяются вместе, чтобы войти в состояние развития, и тогда инвестированная в их отношения сила достигает колоссальной величины. Это можно назвать или вечным двигателем, или тайной магией мужского и женского начал. Но об этом мы поговорим не здесь, и если у вас есть вопрос, то пожалуйста, задайте его через на нашем сайте. Любой ваш вопрос будет очень актуален, и мы постараемся на него как можно быстрее ответить в одной из последующих статей. Как ни парадоксально, но говоря об отношениях между мужем и женой, люди очень редко спрашивают, как эти отношения можно ввести в состояния развития, чтобы и он, и она получали в избытке энергию, необходимую для здоровой жизни души.

Исходящий поток в духовный мир

Это принципиальный момент, без которого ни один руководитель, ни одно общество не сможет достичь больших целей. Вы просто не захотите их поставить, а если и поставите, то будете постоянно откладывать реализацию на потом, потому что у вашей личности недостаточно воли (или хотения), чтобы за них взяться. Желание должно быть страстным и сильным, чтобы вас ничто не могло остановить — а чтобы развить такое желание, надо заниматься духовной работой, светить в духовный мир, поддерживать своих духовных водителей. Это очень важно, и об этом мы также будем говорить в последующих статьях, потому что существует очень много форм духовной работы — в частности, чтение в группе лекций Рудольфа Штайнера — но это должна быть именно работа, а не молитвы и не ожидание, что духовный мир нам поможет. Точно так же, как в случае с исходящим потоком во внешний мир, мы должны сами создавать исходящий поток, чтобы духовный мир нами заинтересовался и вошел в нашу волю. Чем сильнее будет этот исходящий в духовный мир поток, тем сильнее будет воля — а это, пожалуй, самое важное, на чем основана духовная сила личности.

Вот вкратце, что сообщает духовная наука о развитии сильной личности, и эта тема будет продолжена в ближайших публикациях на сайте вальдорфской школы.

Выбор редакции
Истинное значение физической величины определить абсолютно точно практически невозможно, т.к. любая операция измерения связана с рядом...

Сложность жизненного уклада муравьиной семьи удивляет даже специалистов, а для непосвященных вообще представляется чудом. Трудно поверить...

В разделе на вопрос хромосомная пара 15 заданный автором Арина лучший ответ это Считают, что 15 пара несёт ответс. за онкологические...

Они хоть и маленькие, но очень сложные существа. Муравьи способны создать сложные дома с туалетом для себя, использовать лекарства для...
Тонкость Востока, современность Запада, теплота Юга и загадочность Севера – все это о Татарстане и о его людях! Представляете, насколько...
Хуснутдинова ЕсенияИсследовательская работа. Содержание: введение, народные промыслы и ремесла челябинской области, народные промыслы и...
Во время круиза по Волге мне удалось посетить самые интересные места на теплоходе. Я познакомился с членами экипажа, побывал в рубке...
В 1948 году в Минеральных водах скончался батюшка Феодосий Кавказский. Жизнь и смерть этого человека была связана со многими чудесами,...
Божья и духовная власть Ч то такое власть? Откуда она взялась? Вся ли власть от Бога? Если да, то почему в мире столько злых,...
Новое