Сочинение по направлению: Цель и средства. Аргументы из литературы по направлению «Цели и средства


Определить основную идею поэмы «Мертвые Души» не совсем просто. Объясняется это, прежде всего, тем, что мы имеем теперь лишь небольшую часть этого произведения, – лишь первую часть, да отдельные разрозненные куски второй – то, что не было уничтожено самим Гоголем . Таким образом, судить обо всем идейном содержании произведении мы не имеем возможности. А затем положение критика затрудняется тем, что в его распоряжении есть толкования, которые дал «Мертвым Душам» сам автор, и обещания, которые он хотел выполнить при окончании поэмы, но не успел. По собственному признанию Гоголя, он сам сначала писал без всяких серьезных целей. Пушкин дал ему сюжет, благодарный для его таланта; Гоголь увлекся комизмом тех положений, которые легко вплетались в этот сюжет, – и стал писать «карикатуру», «не определивши себе обстоятельного плана, не давши себе отчета, что такое должен быть сам герой. Я думал просто, – говорит Гоголь, – что смешной проект, исполнением которого занят Чичиков, наведет меня на разнообразные лица и характеры». Это свободное, чисто художественное творчество и помогло Гоголю создать лучшие страницы первой части «Мертвых Душ» – те страницы, которые вызвали у Пушкина восклицание: «Господи! как грустна Русь». Восклицание это поразило Гоголя – он увидал, что из «шалости» его пера, из его шутливого, несерьезного, произведения может выйти нечто крупное, идейно содержательное. И вот, поощренный Пушкиным, он задумал показать в «Мертвых Душах» «с одного боку Россию», т. е. полнее, чем в «Ревизоре » , изобразить отрицательные стороны русской жизни.

Чем более углублялся Гоголь в свое произведение, – тем слабее делалось влияние Пушкина; чем самостоятельнее делалось отношение Гоголя к его работе, – тем сложнее, искусственнее, тенденциознее делались его замыслы. Прежде всего, он проникся идеей расширить пределы изображаемого, – захотел показать Россию уж не «с одного бока», а всю целиком – зло и добро, в её жизни заключенное; потом он стал думать о «плане» для своего уже начатого произведения, – он задавал себе «тревожные вопросы о «цели» и «смысле» своего труда. И тогда поэма «Мертвые Души» в его воображении разрослась в три части. Вероятно, позднее он усмотрел в ней аллегорический смысл. По его идее, три части «Мертвых Душ» должны были, в законченном виде, соответствовать трем частям «Божественной Комедии » Данте : первая часть, посвященная изображению только зла – должна была соответствовать «Аду »; вторая часть, где зло не было так отвратительно, где начинается просвет в душе героя, где выводятся уже некоторые положительные типы – отвечала бы «Чистилищу», – и, наконец, в заключительной третьей части, Гоголь хотел представить в апофеозе все то добро, которое заключалось в душе «русского человека», – эта часть должна была соответствовать «Раю». Таким образом, появилось то искусственное громоздкое построение «Мертвых Душ», та хитрая систематизация материала, с которым не справился Гоголь.

Но, кроме этой задуманности композиции, Гоголю помешала свободно творить еще и моральная тенденция. Все выраставшие заботы о своем «душевном деле», об очищении своего сердца, пагубным образом отразились на его творчестве. И вот, «Мертвые Души» понемногу обратились в какую-то «сточную трубу», куда он сливал свои воображаемые и действительные «пороки» . «Герои мои потому близки душе, говорит он, что они из души, – все мои последние сочинения – история моей собственной души». Он сам сознавался, что, когда в нем усиливалось желание избавиться от разных душевных пороков, он «стал наделять своих героев, сверх их собственных «гадостей» – своими собственными. И, по его словам, это помогло ему самому сделаться лучше...

Итак, сам Гоголь дает нам три толкования идеи «Мертвых Душ» – 1) начало её (первая часть) – бесхитростное изображение своеобразных лиц и характеров, взятых из русской жизни. Характерная черта, объединяющая почти всех героев первой части – безотрадная пошлость, полная бессознательность жизни, непонимание её целей и смысла: с «этого боку» представил он «русское общество», 2) произведение «Мертвые Души» должно было охватить всю Россию, – все зло и добро, в ней заключенное. В таком широком толковании русской действительности видел Гоголь «службу» перед родиной – и 3) произведение это должно было служить ему лично, в деле его духовного самосовершенствования. На себя он смотрел, как на «моралиста», который не только укажет согражданам на то зло, которое вносят в жизнь отдельные порочные деятели, но нарисует и те идеалы, которые спасут родину.

Идея «Мертвых Душ» с точки зрения критики и читателя

Нетрудно понять, что теперь для читателя «Мертвых Душ» не совсем понятна эта авторская идея: он имеет перед глазами только первую часть поэмы, в которой мелькают лишь случайные обещания на то, что в будущем рассказ примет иной характер, – до личного «душевного дела» писателя читателю нет дела. Поэтому приходилось судить произведение, оставив замыслы автора, не копаясь в его душе. И вот, современная и последующая критика, вопреки Гоголю, сама определила идею произведения. Как раньше в «Ревизоре», так и в «Мертвых Душах» усмотрено было желание автора указать на безобразие русской жизни, которое, с одной стороны, зависело от крепостного права, с другой стороны, – от системы управления Россией. Таким образом, идея «Мертвых Душ» большинством была признана обличительной, автор – причислен к благородным сатирикам, смело бичующим зло современной действительности. Словом, произошло то же, что раньше было с «Ревизором»: 1) идея автора была одна, а результаты его творчества привели к выводам, которых он совсем не желал, не ожидал... 2) как относительно «Ревизора», так и относительно «Мертвых Душ» нам приходится устанавливать идею произведения не только без помощи автора, но даже вопреки его желаниям: мы должны видеть в этом произведении картину отрицательных сторон русской жизни, и в этой картине, в её освещении, усмотреть великий общественный смысл произведения.

Эта история, в его глазах, много объясняет в характере героя, ко многому заставляет относиться снисходительнее . Вот почему обстоятельно рассказывает он о . Беспросветно, безотрадно было это детство: бедность, отсутствие любви и ласки, безнравственность черствого, нелюбящего отца, грязь внешняя и внутренняя, – вот, та обстановка, в которой он вырос, никем не любимый, никому не нужный. Но судьба наделила Чичикова железной энергией и стремлением устроить свою жизнь «порядочнее», чем отец-неудачник, нечистоплотный и в нравственном, и в физическом смысле. Эта «неудовлетворенность действительностью» окрылила энергию маленького Чичикова. Из ранних столкновений с нищетой и голодом, из жалоб отца на безденежье, из наставления его: «копить деньгу», так как только на одну «деньгу» в жизни и можно положиться, – вынес мальчик убеждение, что деньги – основа земного счастья. Оттого благополучием жизни стало представляться герою «Мертвых душ» то, что можно достать деньгами – сытая, роскошная жизнь, комфорт... И вот Чичиков начал «изобретать» и «приобретать»: грош за грошом копил он деньги, изворачиваясь всячески в обществе товарищей, обнаруживая настойчивость необыкновенную. Еще в школе стал он «делать карьеру», подделываясь под вкусы учителя. Еще на школьной скамье развил он в себе талант всматриваться в человеческие слабости, умело играть на них, медленно и упорно. Умение подладиться под человека помогло главному персонажу «Мертвых душ» на службе, но оно же развило в Чичикове стремление разбирать «нужных» людей от «ненужных». Вот почему он холодно отнесся к печальной участи своего бывшего учителя, вот почему он никаких чувств благодарности не питал к старому откупщику, который помог ему получить место. Чувство благодарности убыточно – оно требует «от чего-то» отказаться, «чем-то» поступиться, а это не входило в расчеты «приобретателя» Чичикова. Деньги, как единственная и главная цель жизни, – цель нечистая, и пути к ней нечисты, и Чичиков пошел к этой цели дорогой мошенничеств и обманов, не падая духом, борясь с неудачами... Между тем, выйдя на широкий простор жизни, он расширил и углубил свой идеал. Картина сытой, роскошной жизни сменилась другой, – он стал мечтать о спокойной, чистой семейной жизни, в обществе жены и детей. Тепло и уютно было ему, когда он отдавался этой мечте. Герой «Мертвых душ» рисовал себе в уме дом, где царит полное довольство, где он – примерный муж, уважаемый отец и почтенный гражданин родной земли. Чичикову казалось, что когда сбудутся его мечты, он забудет все прошлое, – свое грязное, безотрадное и голодное детство и тернистую дорогу, обозначенную мошенничествами и плутовством. Ему казалось, что он бросит тогда плутовство, «исправится» и оставит «честное имя» своим детям. Если раньше, плутуя, он оправдывал себя сознанием, что «все так делают», теперь прибавилось новое оправдание: «цель оправдывает средства».

Идеалы Чичикова стали шире, но пути к ним оставались грязными, и он грязнился все больше и больше. И, в конце концов, ему самому пришлось сознаться, что «плутоватость» сделалась его привычкой, его второй натурой. «Нет больше отвращения от порока! – жалуется он во второй части «Мертвых душ» Муразову. – Огрубела натура; нет любви к добру, нет такой охоты подвизаться для добра, какова есть для получения имущества!» Несколько раз удавалось Чичикову воздвигнуть шаткое здание своего благополучия на мошеннических проделках всякого рода; несколько раз был он близок к осуществлению своих идеалов, – и всякий раз все рушилось, приходилось все строить сначала.

Чичиков - главный герой «Мертвых душ» Гоголя

Сила воли и ум Чичикова

Главный персонаж «Мертвых душ» отличается немалой силой воли. «Назначение ваше – быть великим человеком», – говорит ему Муразов, упрекая его за то, что великая сила его души, его энергия, была всегда направлена к нечистой цели. Об энергии Чичикова не раз говорит в «Мертвых душах» и Гоголь , хотя бы, рассказывая его многотрудную «одиссею», когда сызнова приходилось устраивать свою жизнь. Кроме силы воли, Чичиков наделен большим умом, не только практическим, – сметкой, изобретательностью, лукавством и изворотливостью, но и тем созерцательным, «философским» умом, который ставит его выше всех других героев поэмы. Недаром Гоголь вкладывает в его голову глубокие размышления о судьбе русского человека (чтение списка купленных мужиков). Кроме того, Чичиков здраво рассуждает о пошлости жизни прокурора, о том воспитании, которое в России портит девушку. Недаром он понимает не только человеческие слабости, но и достоинства, недаром, сталкиваясь с честными людьми (генерал-губернатор, Муразов), он оказывается способным, именно в момент своего унижения, нравственно подниматься. Не только плутом изворотливым и лукавым рисуется он в их обществе, а павшим человеком, который понимает глубину и позор своего падения. «За ум он не уважал еще ни одного человека», – говорит Гоголь, пока судьба не свела его с Костанжогло, Муразовым и др. Не уважал потому, что сам был умнее всех, кого встречал прежде.

В практическом герое-плуте «Мертвых душ» Гоголь отметил еще одну характерную черту – наклонность к поэзии, к мечтательности. Минутное увлечение Чичикова барышней, встреченной в пути, чистое увлечение губернаторской дочкой, его настроение в доме Платоновых, наслаждение вечером в имении Петуха, весной – в деревне Тентетникова, сами мечты его о тихом благообразном семейном счастье полны действительной поэзии...

Вместе с тем Чичиков очень высокого мнения о себе: он уважает себя за свою энергию, за свой ум, за свое умение жить. Он любит себя за свои «чистые мечты», которым ревностно служит; он любит себя за свое благообразие, за свой нарядный костюм, за свои благородные манеры, – словом, за то, что, выйдя из грязной норы, из грязного общества отца, – он сумел сделаться, по его мнению, «порядочным человеком».

Чичиков в обществе

Образ Чичикова у Гоголя сразу пошлеет, когда он попадает в общество пошляков. Это происходит потому, что он всегда подлаживается под тех людей, с которыми имеет дело: он даже говорит и ведет себя иначе в обществе Манилова , Собакевича и Коробочки . С первым Чичиков сентиментальничает, мечтает, втирается в его чувствительное сердце; со вторым он деловит, и на недоверие хозяина отвечает таким же недоверием (сцена с деньгами и распиской); на безобидную глупую Коробочку он кричит, сулит ей «чёрта». Когда Чичиков оказывается в «обществе», он подделывается под «тон» этого общества, усваивает те манеры, которые здесь считаются «приличными», – и потому для толпы он всегда будет «приличным», «благонамеренным», «приятным»... Он не пойдёт, как Чацкий в «Горе от ума» Грибоедова , против целой Москвы, – политика Молчалина ему удобнее и легче.

Чичиков понимает людей и умеет производить впечатление выгодное, – во второй части «Мертвых душ» он очаровывает даже умного Костанжогло, недоверчивого брата Платонова располагает в свою пользу. Кроме того он осторожен, – даже в подвыпитии он умеет удержать свой язык от излишней болтливости: осторожности, очевидно, научила его жизнь. Впрочем, иногда Чичиков ошибается: так ошибся он в Ноздреве, ошибся и с Коробочкой. Но эта ошибка объясняется тем, что и у этих двух действующих лиц «Мертвых душ» такие своеобразные характеры, которых сразу даже Чичиков не постиг.

Сложность и противоречивость натуры Чичикова

Страсть к «приобретению» наложила на главного героя «Мертвых душ» некоторую печать «мелочности» – он собирает в свою шкатулку даже старые афиши, – черта, достойная Плюшкина . Устройство его шкатулки, с ящичками и секретными отделениями, напоминает комод Коробочки, с его мешочками для гривенников, двугривенных. В школе Чичиков копил деньги по методу Коробочки. Мелочность Чичикова выражается и в его любопытстве: он всегда выспрашивает половых, слуг, собирает всевозможные сведения «на всякий случай», – так, как Плюшкин собирал разные предметы в своем кабинете.

Не без иронии, вскользь отмечает Гоголь в «Мертвых душах» еще одну черту Чичикова – его «сострадательность», – он всегда подавал нищим гроши. Но сострадательность эта «грошовая», – она далека до способности самопожертвования, отречения от каких-нибудь благ в пользу ближнего. У Чичикова вообще нет любви к ближнему. Он не возвысился дальше идеалов любви семейной, по существу своему, все-таки эгоистических.

Если Гоголь, действительно, хотел на Чичикове показать возрождение порочного человека к добру, то надо сознаться, выбор героя «Мертвых душ» сделан был им удачно. Сложная натура Чичикова богата самыми разнообразными качествами. Изумительная энергия его сочеталась с умом, здравым смыслом, лукавством, большою гибкостью и неутомимостью.

Но, кроме всего этого, Гоголь отметил в нем «человека-изобретателя», способного выдумать нечто «новое», сказать обществу, погрязшему в косности, свое новое, хотя и преступное слово. У Чичикова нет косности, – его ум свободен и фантазия крылата. Но все это качества, так сказать, «нейтральные», – они могут быть равно направлены на зло и добро. Но Гоголь подчеркнул в душе этого героя «Мертвых душ» наличие сознательности, – Чичиков знает, что совершает зло, но утешает себя мыслью, что «делание зла» в его жизни – лишь «переходный момент». В этом умении отличить «добро» и «зло» – кроется источник возрождения Чичикова. Оно тем для него легче, что, в сущности, жизненные идеалы («чистое семейное счастье») его были если не особенно высоки, то, все же, безупречны. К тому же в душе его есть мягкие элементы поэзии и мечтательности. Вероятно, на всех этих положительных качествах Чичикова Гоголь желал в дальнейшем развитии действия «Мертвых душ» построить его возрождение.


История Плюшкина, Тентетникова во второй части «Мертвых душ», история жизни русских мужиков (см. чтение Чичиковым списка имен купленных им крестьян). В уста Муразова он вкладывает объяснение, почему интересна история человека. Строгому генерал-губернатору Муразов говорит: «...Если не примешь во внимание и прежнюю жизнь человека, если не расспросишь обо всем хладнокровно, а накричишь с первого раза, напугаешь только его, – да и признания настоящего не добьешься; а как с участием его расспросишь, как брат брата, – сам-с все и выскажет... Затруднительны положенья человека, ваше сиятельство, очень, очень затруднительны. Бывает так, что кажется кругом виноват человек... а как войдешь, – даже и не он... Такое гуманное отношение к каждому человеку рекомендует Гоголь в письме к «занимающему важное место» («Выбранные места из переписки с друзьями »). Отсутствие этого гуманного внимания осудил он в «) дочитывали старые романы, – очевидно, очень приятное. Людей более образованных, Тентетникова, Платонова, оно только изумило. Впрочем, в разговоре с Муразовым Чичиков не прибегает к помощи этого «поэтического» стиля, который так расположил в его пользу Манилова и губернских дам.

Поэма «Мертвые души» была задумана Гоголем как грандиозная панорама российского общества со всеми его особенностями и парадоксами. Центральная проблема произведения - духовная смерть и возрождение представителей основных российских сословий того времени. Автор обличает и высмеивает пороки помещиков, продажность и пагубные страсти чиновничества.

Само название произведения имеет двоякое значение. «Мертвые души» - это не только умершие крестьяне, но и другие фактически живые персонажи произведения. Называя их мертвыми, Гоголь подчеркивает их опустошённые, жалкие, «мертвые» душонки.

История создания

«Мертвые души» - поэма, которой Гоголь посвятил значительную часть своей жизни. Автор неоднократно менял концепцию, переписывал и переделывал произведение. Изначально Гоголь задумал «Мертвые души» как юмористический роман. Однако, в итоге решил создать произведение, которое обличает проблемы российского общества и послужит его духовному возрождению. Так и появилась ПОЭМА «Мертвые души».

Гоголь хотел создать три тома произведения. В первом автор планировал описать пороки и разложение крепостнического общества того времени. Во втором дать своим героям надежду на искупление и возрождение. А в третьем намеревался описать дальнейший путь России и ее общества.

Однако, Гоголь успел закончить лишь первый том, который появился в печати в 1842 году. До самой своей смерти Николай Васильевич работал над вторым томом. Однако, перед самой смертью автор сжег рукопись второго тома.

Третий том «Мертвых душ» так и не был написан. Гоголь не смог найти ответ на вопрос, что будет дальше с Россией. А, может быть, просто не успел об этом написать.

Описание произведения

Однажды, в городе NN появился очень интересный персонаж, сильно выделяющийся на фоне других старожил города - Павел Иванович Чичиков. После своего приезда он начал активно знакомиться с важными лицами города, посещал пиры и обеды. Спустя неделю приезжий уже был на «ты» со всеми представителями городской знати. Все были в восторге от нового человека, внезапно появившегося в городе.

Павел Иванович отправляется за город, чтобы нанести визиты знатным помещикам: Манилову, Коробочке, Собакевичу, Ноздреву и Плюшкину. С каждым помещиком он любезничает, к каждому пытается найти подход. Природная изворотливость и находчивость помогают Чичикову получить расположение каждого помещика. Помимо пустых разговоров, Чичиков беседует с господами о крестьянах, которые умерли после ревизии («мертвые души») и изъявляет желание их купить. Помещики не могут взять в толк, зачем Чичикову нужна такая сделка. Однако, соглашаются на нее.

В результате своих визитов Чичиков приобрел более чем 400 «мертвых душ» и торопился быстрее закончить дела и уехать из города. Полезные знакомства, заведенные Чичиковым по приезду в город, помогли ему уладить все вопросы с документами.

Через некоторое время помещица Коробочка проговорилась в городе, что Чичиков скупает «мертвые души». Весь город узнал о делах Чичикова и недоумевал. Зачем такому уважаемому господину покупать умерших крестьян? Бесконечные толки и домыслы пагубно действуют даже на прокурора, и от страха он умирает.

Поэма заканчивается тем, что Чичиков спешно уезжает из города. Покидая город, Чичиков с грустью вспоминает свои планы покупки мертвых душ и залога их в казну в качестве живых.

Главные герои

Качественно новый герой в русской литературе того времени. Чичикова можно назвать представителем новейшего, только что зарождающегося в крепостной России класса - предпринимателей, «приобретателей». Активность и деятельность героя выгодно отличает его на фоне других персонажей поэмы.

Образ Чичикова отличается своей невероятной многогранностью, многоликостью. Даже по внешности героя трудно сразу понять, каков человек и что он из себя представляет. «В бричке сидел господин не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

Сложно понять и охватить натуру главного героя. Он изменчив, многолик, способен подстроиться под любого собеседника, придать лицу нужное выражение. Благодаря этим качествам Чичиков без труда находит общий язык с помещиками, чиновниками и завоевывает себе нужное положение в обществе. Умение очаровывать и располагать к себе нужных людей Чичиков использует для достижения своей цели, а именно получение и накопление денег. Еще отец учил Павла Ивановича иметь дела с теми, кто богаче и бережно относиться к деньгам, так как лишь деньгами можно проложить путь в жизни.

Чичиков зарабатывал деньги не честно: обманывал людей, брал взятки. Со временем махинации Чичикова приобретают все больший размах. Павел Иванович стремится к увеличению своего состояния любыми путями, не обращая внимания ни на какие нравственные нормы и принципы.

Гоголь определяет Чичикова как человека с подлой натурой и также считает его душу мертвой.

В своей поэме Гоголь описывает типичные образы помещиков того времени: «хозяйственники» (Собакевич, Коробочка), а также не серьезные и расточительные господа (Манилов, Ноздрев).

Николай Васильевич мастерски создал в произведении образ помещика Манилова. Под одним этим образом Гоголь подразумевал целый класс помещиков с похожими чертами. Основные качества этих людей - сентиментальность, постоянные фантазии и отсутствие активной деятельности. Помещики такого склада пускают хозяйство на самотек, не занимаются ничем полезным. Они глупы и пусты внутри. Именно таким был Манилов - в душе не плохим, но бездарным и глупым позером.

Настасья Петровна Коробочка

Помещица, однако значительно отличается складом характера от Манилова. Коробочка - хорошая и аккуратная хозяйка, все в поместье у нее ладится. Однако, жизнь помещицы крутится исключительно вокруг ее хозяйства. Коробочка не развивается духовно, ничем не интересуется. Она не смыслит абсолютно ничего в том, что не касается ее хозяйства. Коробочка - также один из образов, под которым Гоголь подразумевал целый класс подобных ограниченных помещиков, которые не видят ничего дальше своего хозяйства.

Автор однозначно относит помещика Ноздрева к не серьезным и расточительным господам. В отличие от сентиментального Манилова, в Ноздреве кипит энергия. Однако, эту энергию помещик пускает не во благо хозяйства, а ради своих сиюминутных удовольствий. Ноздрев играет, впустую тратит деньги. Отличается своей легкомысленностью и праздным отношением к жизни.

Михаил Семенович Собакевич

Образ Собакевича, созданный Гоголем, перекликается с образом медведя. Что-то от крупного дикого зверя есть во внешности помещика: неповоротливость, степенность, сила. Собакевича заботит не эстетическая красота окружающих его вещей, а их надежность и долговечность. За грубой внешностью и суровым характером скрывается хитрый, умный и изворотливый человек. По мнению автора поэмы, таким помещикам, как Собакевич не составит труда адаптироваться к грядущим на Руси изменениям и реформам.

Самый не обычный представитель класса помещиков в гоголевской поэме. Старик отличается своей чрезвычайной скупостью. Причем, Плюшкин жаден не только по отношению к своим крестьянам, но и по отношению к себе самому. Однако, такая экономия делает Плюшкина по-настоящему бедным человеком. Ведь именно его скупость не позволяет ему обрести семью.

Чиновничество

У Гоголя в произведении есть описание нескольких городских чиновников. Однако, автор в своем произведении существенно не дифференцирует их между собой. Все чиновники в «Мертвых душах» - шайка воров, проходимцев и казнокрадов. Эти люди по-настоящему заботятся лишь о своем обогащении. Гоголь буквально в нескольких чертах описывает образ типичного чиновника того времени, награждая его самыми не лестными качествами.

Анализ произведения

В основу сюжета «Мертвых душ» заложена авантюра, задуманная Павлом Ивановичем Чичиковым. На первый взгляд план Чичикова кажется невероятным. Однако, если разобраться, российская действительность тех времен с ее правилами и законами давала возможности для всевозможных махинаций, связанных с крепостными крестьянами.

Дело в том, что после 1718 года в Российской империи была введена подушная перепись крестьян. За каждого крепостного крестьянина мужского пола барин должен был платить налог. Однако, перепись проводили достаточно редко - раз в 12-15 лет. И если кто-то из крестьян сбежал или умер, помещик был вынужден все равно платить за него налог. Умершие или сбежавшие крестьяне становились обузой для барина. Это и создавало благоприятную почву для различного рода махинаций. Провести такого рода аферу надеялся и сам Чичиков.

Николай Васильевич Гоголь отлично знал, каким образом устроено российское общество с ее крепостнической системой. И весь трагизм его поэмы заключен в том, что афера Чичикова абсолютно не противоречила действующему российскому законодательству. Гоголь обличает искаженные отношения человека с человеком, а также человека с государством, говорит об абсурдных законах, действующих в то время. Из-за таких искажений становятся возможными события, которые противоречат здравому смыслу.

«Мертвые души» - классическое произведение, которое как никакое другое написано в стиле Гоголя. Достаточно часто Николай Васильевич в основу своего произведения закладывал какой-то анекдот или комичную ситуацию. И чем более смешна и необычна ситуация, тем трагичнее представляется реальное положение вещей.

ЕГЭ-2018. Сочинение по литературе в декабре. Тема: «Цель и средства»
АРГУМЕНТЫ
А.С.Грибоедов «Горе от ума»
Для чего человек живёт, чему стремится посвятить свою жизнь, какими
путями он идёт к достижению свой цели? Эти философские вопросы
пытается осветить А.С.Грибоедов в пьесе «Горе от ума».
Цели «фамусовского общества» - достижение материального
благополучия, высокого положения, продвижение по карьерной лестнице. В
принципе, цели-то неплохие. Достойное место среди людей желает занять
каждый человек, стремящийся интересно, насыщенно прожить жизнь.
Однако средства, избираемые «фамусовским обществом», низкие.
Яркий пример тому - Алексей Молчалин, человек, который ради
продвижения по службе, денег, благополучия готов пойти на всё. Он
пытается всем угодить, нравиться, льстить, лицемерить. Герой хорошо
усвоил уроки своего отца, который учил сына угождать всем: «Во-первых,
угождать всем людям без изъятья: Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья;
Швейцару, дворнику для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова
была».
Если для достижения цели нужно сыграть роль влюблённого человека
- он и это средство использует, ловко обманув Софью в искренности своих
чувств, мечтая жениться на ней, породниться с влиятельным Фамусовым.
Что ж, скорее всего, какие-то средства всё же приведут его к желаемой
цели. В этом уверен Чацкий, говоря о герое: «А впрочем, он дойдёт до
степеней известных, ведь нынче любят бессловесных…»
Цель Чацкого – достойно прожить жизнь. Он хочет служить
Отечеству честно, без лести и угодничества («…Служить бы рад,
прислуживаться тошно…»), мечтает об искренней любви, стремится быть
честным, иметь свою позицию, принципы и не изменять им, как бы они ни
противоречили обществу.
Да, его цель и средства благородны, однако какой гнев вызывают они в
обществе! «Горе от ума» испытывает Чацкий, не понятый окружающими,
признанный ими сумасшедшим. Но именно так, по мнению автора,надо жить
- честно, достойно.
Да и не одинок герой, есть такие, как он, не подчиняющиеся ложным
ценностям. Их нет среди персонажей пьесы, но о них упоминают герои
произведения. Это и двоюродный брат Скалозуба (“…крепко набрался каких-
то новых правил. Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в деревне
книги стал читать”), и племянник княгини Тугоуховской, который “чинов не
хочет знать! Он химик, он ботаник, князь Федор…”, и вся передовая
молодёжь, представляющая «век нынешний», ведь именно от её лица
говорит Чацкий («Где, укажите нам, отечества отцы…»)
Так что не все такие, как Молчалин и ему подобные.
Выбрать достойную цель в жизни, использовать для её достижения
соответствующие средства, не ошибиться, не пойти по пути мнимых
ценностей - это так важно, чтобы стать личностью, быть честным перед
самим собой и людьми. Именно к этому выводу приходят читатели пьесы
А.С.Грибоедова.
Н.В.Гоголь «Мёртвые души»
«Цель оправдывает средства». К герою поэмы Н.В. Гоголя Чичикову
так подходят эти слова! Цель поставлена героем чётко (она уже в детстве

была указана его отцом: «больше всего береги и копи копейку: эта вещь
богатство, знатность, положение в
надежнее всего на свете…») -
обществе.
Шаг за шагом идёт герой к своей цели. Уже в школьные годы он
использует определённые средства для её достижения, занимается
накопительством: продаёт товарищам угощенье, снегиря, которого слепил из
воска, бережно зашивает в мешочки по 5 копеек. А позже любые махинации,
если они приводили к деньгам или продвижению по службе, для героя были
хороши. Вспомним, как ловко он обманул начальника, пообещав жениться на
его дочери. Но после получения очередного чина забыл об этом («…надул,
надул, чертов сын!»).
Казалось, что может быть ужаснее продажи «мёртвых душ», а
Чичиков продаёт их, не брезгуя ничем, ведь это может принести ему
значительный доход. Даже светское общество, развращённое погоней за
деньгами, не понимает героя, и ему чужд такой метод наживы.
Чичиков может найти подход к любому, буквально очаровать собой всё
общество. Входя в доверие к помещикам, он совершает противозаконные
сделки. И всё бы хорошо, если бы не Коробочка, решившая в городе узнать,
не продешевила ли она при продаже мёртвых душ; если бы не Ноздрёв с его
прямотой, прилюдно поинтересовавшийся, как идут дела с покупкой этих
душ. На этот раз афера не удалась. Но впереди у героя ещё столько
возможностей, и, кто знает, может, очередное сомнительное предприятие
ему удастся.
Конечно, автор надеялся, что может измениться человек. Не случайно
он написал 2-ой том, в котором показал положительных героев. Но сам Н.
Гоголь понял, что слишком нереальными получились герои, что очень трудно
изжить в людях их пороки, поэтому он сжёг этот том.
Желание быть богатым всегда свойственно людям. Цель эта хорошо
понятна. Но вот всегда ли человек использует достойные средства? Не
опускается ли он до низости, беззакония, несправедливости? Об этом
должен думать каждый, определяя средства достижения своих целей, чтобы
быть уважаемым и достойным человеком в обществе.
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
Цели человек ставит в своей жизни постоянно - от небольших,
ежедневных до жизненных, составляющих сущность всего, что он делает.
Хорошо, если эти цели приносят радость, успех, удачу не только человеку, но
и окружающим. Если же они эгоистичны, то страдают все, и в первую
очередь сам человек. Так и герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и
наказание» Родион Раскольников тоже ставит цель – проверить себя, кто
он - «тварь ли дрожащая» или «право имеет».
О каком «праве» рассуждает в своей теории герой? О праве личности
на преступление ради великих целей, ради спасения человечества.
Размышляя о «необыкновенных людях», он считает, что они могут «…
разрешить своей совести перешагнуть… через иные препятствия, и
единственно в том случае, если исполнение идеи (иногда спасительной,
может быть, для всего человечества) того потребует». И здесь все средства
хороши - вплоть до убийства, которое он и совершает, убив Алёну
Ивановну, старуху-процентщицу.
Однако преступление тем и страшно, что тянет за собой другое -
гибель сестры процентщицы – Лизаветы, ради которой, казалось, и совершал
герой убийство, пытаясь спасти её и других от этой отвратительной
женщины. Но идея, теория Раскольникова возникает в его уме лишь под

тяжестью безвыходности лично своего положения и положения Дуни, сестры,
которая хочет ради брата выйти замуж за нелюбимого Лужина. То есть идея
спасения человечества оказывается, в сущности, идеей спасения
самого себя.
Совершив преступление, герой понял, что отгородил себя от людей,
оказался «по ту сторону добра и зла». Пройдет немало времени, чтобы
Раскольников до конца осознал чудовищность своей теории, когда любовь
Сони возродит его к жизни.
Читая роман, каждый делает выводы о том, что важно в этой жизни, к
чему нужно стремиться, какие цели ставить и как этого добиваться, как надо
выходить из трудных жизненных ситуаций. Только жизнь по законам добра и
справедливости способна помочь человеку всё преодолеть. Зло, жестокость,
убийство – это всегда ведёт в пропасть, делает человека несчастным.
Л.Н.Толстой «Война и мир»
Характер человека формируется всю жизнь. Порой одни цели и
ценности сменяются другими. Многое зависит от окружения, от изменений
как в жизни самого человека, так и всей страны, народа. Герой романа Л.Н.
Толстого «Война и мир» Андрей Болконский постоянно находится в поисках
своего места в жизни. Автор показывает, как менялись его цели, средства,
которые он использовал для их достижения.
В начале романа герой мечтает о славе, идёт на войну с Наполеоном,
чтобы найти свой «Тулон», то есть ту точку отсчёта, которая положит начало
его известности (“Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть
любимым ими”). Однако война показала ничтожность его мечтаний. Увидев
огромное небо, облака, плывущие по нему, он понял, что надо жить по
законам природы, что все его цели такие низменные, никчемные.
Встреча с Наташей в Отрадном, подслушанные её слова о красоте ночи,
в которых столько желания жить полной грудью, - всё это повлияло на
Андрея. Ему захотелось быть полезным людям, приносить им пользу («…
надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь…
чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе). Он
продумывает и средства для этого, входя в законодательную комиссию М.М.
Сперанского.
В конце романа это уже совсем другой человек, понявший, что человек
счастлив, живя единой жизнью с народом, Отечеством, внося свой
вклад в великие дела. А ещё он осознал, что надо уметь прощать, ведь
именно то, что он не сумел когда-то понять и простить Наташу, лишило его
любви такой женщины! Перед смертью Андрей понял это, «…ему открылась
та терпеливая любовь к людям, которой учила его сестра!»
Обо многом заставляет задуматься автор своих читателей и прежде
всего о том, как нужно жить на этой земле, каким быть человеком. Любимые
герои Л. Толстого словно подсказывают ответы на эти вопросы.
В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»
Цели ставит перед собой не только конкретный человек, но и
государство. Хорошо, если эти цели служат улучшению жизни людей,
направлены на их благо, если продуманы средства, не приносящие людям
вреда. Однако иногда, выполняя, на первый взгляд, благородное дело,
государство не замечает, сколько боли и страдания приносит людям, так или
иначе вовлечённым в данное мероприятие. Об этом - повесть В.Г. Распутина
«Прощание с Матёрой».

В основе сюжета лежит конкретный факт - строительство нового
водохранилища, ГЭС на Ангаре, для чего были затоплены некоторые
населённые пункты, а люди переселены в другие места. Матёре - почти 300
лет. В этой деревне, находящейся на острове, прошла жизнь многих
поколений, здесь же они и похоронены, а потомки бережно хранят о них
память.
Тяжела жизнь людей, наполненная постоянной работой. Но любят
жители свои родные места, ощущают благодать родной земли, особенно
пожилое поколение. И вдруг им предстоит покинуть всё, что им так дорого.
Старики тяжело переживают это событие. «Я там в одну неделю с тоски
помру. Посередь чужих-то! Кто ж старое дерево пересаживает?!»
- жалуется Настасья Дарье. Как тяжело покинуть родные места, оставить
под затопление могилы близких!
Цель, как сказано было выше, благородная - людям нужно
электричество. Но как жестоко, бессердечно она выполняется. Вспомним
ужасную сцену, когда представители санэпидемстанции буквально
разрушают могилы предков, занимаясь «санитарной очисткой ложа
водохранилища». И всё это делается на глазах жителей. Не случайно с
палкой бросилась старуха Дарья на одного из здоровенных мужчин, который
осквернял могилы.
Жизнь стала какая-то суетная, торопливая, некогда подумать о
близких, понять их («Все сломя голову вперед бегут. Запыхались уж,
запинаются на каждом шагу - нет, бегут»). Люди покидают дома, а они,
словно понимающие, «страдают от разлуки со своими обитателями».
Не подумали чиновники не только о чувствах людей, но и том, в каких
условиях они будут жить. Посёлок, в который переезжают жители, стоит на
каменистой местности, где и расти-то ничего не будет. Печален вид этого
нового селения, построенного кое-как.
Забота о людях - это первейшее назначение людей, обладающих
властью. Всё, что они делают, должно идти во благо людям. Поэтому
необходимо продумывать до мелочей цели и средства, судьбу каждого
человека, в которую государство врывается, выполняя свои задачи. Только
тогда будет доверие народа к власти, только тогда человек будет считать
себя защищённым в своей стране.
Вывод
Цель в жизни, средства для её осуществления. Как их
выбрать? Это непросто. Человеку свойственно и ошибаться при
выборе жизненных ориентиров. Но главное - сможет он или нет
найти верный путь, поставить перед собой достойную цель,
используя справедливые средства для ей достижения. По делам,
поступка ценят человека. Жить нужно прожить не бесцельно, а с
пользой для себя, близких, народа и Родины. Только тогда
человек будет поистине счастлив.
Пьеса «Вишневый сад» прекрасно иллюстрирует мысль о том, что у
целей людей могут быть абсолютно разные мотивы: как эгоистические, так и
благородные, а люди могут быть как деятельными, так и пассивными в
достижении своих целей.
Вишнёвый сад в произведении - это и материальная ценность, и красота
природы, и часть духовного мира обитателей имения. И каждый в нём видит то,

что ему интересно, выстраивая свои жизненные цели в зависимости от того, что
ценит в жизни.
Характеризуя героев произведения, цели и средства их достижения,
обязательно нужно упомянуть то, что цели и поступки героев тесно связаны, а
внутренний конфликт пьесы как раз и основывается на желании или
нежелании, наличии или отсутствии возможности совершать поступки. Лопахин
поставил цель стать хозяином вишнёвого сада, разбогатеть, он совершает для
этого определённые действия, Гаев же не деятелен, он не желает что-либо
предпринимать.
В комедии "Вишневый сад" А.П. Чехова следует рассмотреть следующие образы:
1) купец Лопахин, целью которого становится заработать деньги, выбрать из
нищеты. Он заметно преуспевает и становится новым владельцем сада;
2) Гаева, который полностью апатичен, равнодушен и просто плывет по
течению.
Проблема цели и средства поднимается часто. Она определяет
принципы человека показывает его истинные планы. Чтобы понять суть этих
понятий, нужно разобрать вопрос более детально. Цель – это то, чего мы хотим.
Она может быть любого масштаба. Целью мы называем желание, которое хотим
воплотить в ближайшее время. Средства – это методы, которыми мы будем
достигать цель.
Например, если наша цель написать хорошее итоговое сочинение, то нам
нужно выбрать одно из средств – либо списать работу из интернета, либо
прочитать несколько хороших книг и передать на бумаге свои мысли. Первый
вариант притягивает больше, так как он не требует особых усилий. В жизни все
происходит точно также. Для достижения любой цели у нас есть хорошие
средства и плохие.
В романе Достоевского «Преступление и наказание» главный герой
расписал свою философию, свои цели. Он быстро определил, что лучшее
средство – это убийство. Собственные идеи помогли оправдать подобные
поступки в голове.
В работе Гоголя «Мертвые души» Чичиков хотел разбогатеть. Это была его
главная цель. Средство он выбрал хитрое и аморальное. Он скупал списки уже
мертвых крестьян, чтобы выдавать их за живых. От того, какие мы средства
выбираем для достижения цели, зависит наша личность. Поэтому всегда нужно
внимательно принимать решение.


Что же такое цель, и какие средства используются для ее достижения?

Цель, прежде всего связана с каким то желанием, она дает определенный смысл жизни и по достижении цели, у человека пропадает интерес. Поэтому цель нужно ставить практически недостижимую, что бы упорно идти к ней и не терять смысла жизни. Цель это обычно конечный результат.

Средства это же действия, достижения цели. В самом начале, что бы получить образование, нужно учиться. Попасть на хорошую должность – упорно и плодотворно трудиться. В общем, старание это главное средство к достижению цели.

Как говорил Оноре де Бальзак: «Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти». Мы ставим перед собой цели, идя по дороге жизни. По пути мы совершаем ошибки, разочаровываемся, но нужно упрямо идти вперед.

Герой поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» - Чичиков, четко поставил перед собой цель: разбогатеть, стать знаменитым и признанным в обществе.

Отец же в его цели его поддерживал и напутствовал: «Больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете». Уже со школьных лет Чичиков упорно начинает идти к своей цели, используя определенные средства: продавать поделки и угощения, таким образом, уже делая свои первые накопления. Позднее обманывает своего начальника, чтобы продвинуться по служебной лестнице. Проворачивал аферы продавая души, обманывая всех вокруг. Что ж в данном произведении мы видим, что не всегда используются достойные средства в достижении цели.

Данную тему мы можем проследить и в произведении Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Фамусовское общество, в котором оказывается Чацкий - меркантильно, они добиваются своих целей любой ценой.

Чацкий стремиться честно служить родине, а не преклоняться перед каждым: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Чацкий, благородный человек с новыми взглядами на образование, искусство и против крепостного права. Он видит своей целью донести до общества правильность своих взглядов, жаль, но общество не понимает и не желает его принимать, не думая о том, что благодаря Чацкому, они бы могли измениться. Герою тяжело одному идти против толпы и он сдается, не достигая своей цели.

Отсюда мы видим, что цели это одно из главных в жизни человека, что дает ему вдохновение. Но как оказалось средство средству рознь. Поэтому стоит в самом начале пути задуматься над своими целями и определиться со средствами, которыми они будут достигаться.

Обновлено: 2017-11-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Выбор редакции
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...

И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...

Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...

Любая хозяйка в преддверии и во время поста сталкивается с насущным вопросом: как организовать питание семьи таким образом, чтобы...
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...
Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...
Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...
Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...