Сочинение по рассказу судьба человека шолохова рассуждение. Произведения Шолохова. Список знаменитых книг


Шагнул Илья к пьяному, барашковый воротник сграбастал пятернею и шваркнул брюзглое тело об стену. Пьяный охнул, рыгнул, бычачьим бессмысленным взглядом уперся в Илью и, почувствовав на себе жесткие по-звериному глаза парня, повернулся и, спотыкаясь, оглядываясь и падая, побежал по переулку.

Девушка в красном платке и потертой кожанке крепко уцепилась Илье за рукав.

– Спасибо, товарищ… Вот какое спасибо!

– За что он тебя облапил-то? – спросил Илья, конфузливо переминаясь.

– Пьяный, мерзавец… Привязался. В глаза не видала…

Сунула ему девушка в руки листок со своим адресом и, пока дошли до Зубовской площади, все твердила:

– Заходите, товарищ, по свободе. Рада буду…

Пришел Илья к ней как-то в субботу, поднялся на шестой этаж, у ошарпанной двери с надписью «Анна Бодрухина» остановился, в темноте пошарил рукою, нащупывая дверную ручку, и осторожненько постучался. Отворила дверь сама, стала на пороге, близоруко щурясь, потом угадала, пыхнула улыбкой.

– Заходите, заходите.

Ломая смущение, сел Илья на краешек стула, оглядывался кругом робко, на вопросы выдавливал из себя кургузые и тяжелые слова:

– Костромской… плотник… на заработки приехал… двадцать первый год мне.

А когда ненароком обмолвился, что сбежал от женитьбы и богомольной невесты, девушка смехом рассыпалась, привязалась:

– Расскажи да расскажи.

И, глядя на румяное лицо, полыхавшее смехом, сам рассмеялся Илья; неуклюже махая руками, долго рассказывал про все, и вместе перемежали рассказ хохотом молодым, по-весеннему. С тех пор заходил чаще. Комнатка с вылинявшими обоями и портретом Ильича с сердцем сроднилась. После работы тянуло пойти посидеть с нею, послушать немудрый рассказ про Ильича и поглядеть в глаза ее серые, светлой голубизны.

Весенней грязью цвели улицы города. Как-то зашел прямо с работы, возле двери поставил он инструмент, взялся за дверную ручку и обжегся знобким холодком. На дверях на клочке бумаги знакомым, косым почерком: «Уехала на месяц в командировку в Иваново-Вознесенск».

Шел по лестнице вниз, заглядывая в черный пролет, под ноги сплевывал клейкую слюну. Сердце щемила скука. Высчитал, через сколько дней вернется, и чем ближе подползал желанный день, тем острее росло нетерпение.

В пятницу не пошел на работу – с утра, не евши, ушел в знакомый переулок, залитый сочным запахом цветущих тополей, встречал и провожал глазами каждую красную повязку. Перед вечером увидал, как вышла она из переулка, не сдержался и побежал навстречу.

Опять вечерами с нею – или на квартире, или в комсомольском клубе. Выучила Илью читать по складам, потом писать. Ручка в пальцах у Ильи листком осиновым трясется, на бумагу бросает кляксы; оттого, что близко к нему нагибается красная повязка, у Ильи в голове будто кузница стучит в висках размеренно и жарко.

Прыгает ручка в пальцах, выводит на бумажном листе широкоплечие, сутулые буквы, такие же, как и сам Илья, а в глазах туман, туман…

Месяц спустя секретарю ячейки постройкома подал Илья заявление о принятии в члены РЛКСМ, да не простое заявление, а написанное рукою самого Ильи, со строчками косыми и курчавыми, упавшими на бумагу, как пенистые стружки из-под рубанка.

А через неделю вечером встретила его Анна у подъезда застывшей шестиэтажной махины, крикнула обрадованно и звонко:

– Привет товарищу Илье – комсомольцу!..

– Ну, Илья, время уже два часа. Тебе пора идти домой.

– Погоди, аль не успеешь выспаться?

– Я вторую ночь и так не сплю. Иди, Илья.

– Больно на улице грязно… Дома хозяйка-то лается: «Таскаешься, а мне за всеми вами отпирать да запирать дверь вовсе без надобности…»

– Тогда уходи раньше, не засиживайся до полночи.

– Может, у тебя можно… где-нибудь… Переночевать?

Встала Анна из-за стола, повернулась к свету спиной. На лбу косая, поперечная морщина легла канавой.

– Ты вот что, Илья… если подбираешься ко мне, то отчаливай. Вижу я за последние дни, к чему ты клонишь… Было бы тебе известно, что я замужняя. Муж четвертый месяц работает в Иваново-Вознесенске, и я уезжаю к нему на днях…

У Ильи губы словно серым пеплом покрылись.

– Ты за-му-жня-я?

– Да, живу с одним комсомольцем. Я сожалею, что не сказала тебе этого раньше.

На работу не ходил две недели. Лежал на кровати пухлый, позеленевший. Потом встал как-то, потрогал пальцем ржавчиной покрытую пилу и улыбнулся натянуто и криво.

Ребята в ячейке засыпали вопросами, когда пришел:

– Какая тебя болячка укусила? Ты, Илюха, как оживший покойник. Что ты пожелтел-то?

В коридоре клуба наткнулся на секретаря ячейки.

– Илья, ты?

– Где пропадал?

– Хворал… голова что-то болела.

– У нас есть одна командировка на агрономические курсы, согласен?

– Я ведь малограмотный очень. А то бы поехал…

– Не бузи! Там будет подготовка, небось выучат…

Через неделю, вечером, шел Илья с работы на курсы, сзади окликнули:

Оглянулся – она, Анна, догоняет и издали улыбается. Крепко пожала руку.

– Ну, как живешь? Я слышала, что ты учишься?

– Помаленьку, и живу и учусь. Спасибо, что грамоте научила.

Шли рядом, но от близости красной повязки уж не кружилась голова. Перед прощанием спросила, улыбаясь и глядя в сторону:

– А та болячка зажила?

– Учусь, как землю от разных болячек лечить, а на энту… – Махнул рукой, перекинул инструмент с правого плеча на левое и зашагал, улыбаясь, дальше – грузный и неловкий.

Алешкино сердце

Два лета подряд засуха дочерна вылизывала мужицкие поля. Два лета подряд жестокий восточный ветер дул с киргизских степей, трепал порыжелые космы хлебов и сушил устремленные на высохшую степь глаза мужиков и скупые, колючие мужицкие слезы. Следом шагал голод. Алешка представлял себе его большущим безглазым человеком: идет он бездорожно, шарит руками по поселкам, хуторам, станицам, душит людей и вот-вот черствыми пальцами насмерть стиснет Алешкино сердце.

У Алешки большой, обвислый живот, ноги пухлые… Тронет пальцем голубовато-багровую икру, сначала образуется белая ямка, а потом медленно-медленно над ямкой волдыриками пухнет кожа, и то место, где тронул пальцем, долго наливается землянистой кровью.

Уши Алешки, нос, скулы, подбородок туго, до отказа, обтянуты кожей, а кожа – как сохлая вишневая кора. Глаза упали так глубоко внутрь, что кажутся пустыми впадинами. Алешке четырнадцать лет. Не видит хлеба Алешка пятый месяц. Алешка пухнет с голоду.

Ранним утром, когда цветущие сибирьки рассыпают у плетней медвяный и приторный запах, когда пчелы нетрезво качаются на их желтых цветках, а утро, сполоснутое росою, звенит прозрачной тишиной, Алешка, раскачиваясь от ветра, добрел до канавы, стоная, долго перелазил через нее и сел возле плетня, припотевшего от росы. От радости сладко кружилась Алешкина голова, тосковало под ложечкой. Потому кружилась радостно голова, что рядом с Алешкиными голубыми и неподвижными ногами лежал еще теплый трупик жеребенка.

На сносях была соседская кобыла. Недоглядели хозяева, и на прогоне пузатую кобылу пырнул под живот крутыми рогами хуторской бугай – скинула кобыла. Тепленький, парной от крови, лежит у плетня жеребенок; рядом Алешка сидит, упираясь в землю суставчатыми ладонями, и смеется, смеется…

Попробовал Алешка всего поднять, не под силу. Вернулся домой, взял нож. Пока дошел до плетня, а на том месте, где жеребенок лежал, собаки склубились, дерутся и тянут по пыльной земле розоватое мясо. Из Алешкиного перекошенного рта: «А-а-а…» Спотыкаясь, размахивая ножом, побежал на собак. Собрал в кучу всё до последней тоненькой кишочки, половинами перетаскал домой.

К вечеру, объевшись волокнистого мяса, умерла Алешкина сестренка – младшая, черноглазая.

Цели:

  • Учить анализировать художественное произведение, работать с текстом, читать выразительно, строить монологическое высказывание.
  • Развивать аналитическое мышление, творческое воображение, устную речь.
  • Воспитывать патриотические чувства, взаимоуважение, взаимопонимание, умение отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: презентация, портрет М.Шолохова, иллюстрации к рассказу «Судьба человека», видеофайлы из фильма «Судьба человека» 1959 г., режиссёр С.Бондарчук.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу над произведением, которое возвращает нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – к Великой Отечественной войне. В те годы только вера каждого человека позволила нашему народу победить. На эту войну сегодня на уроке мы посмотрим глазами М.А. Шолохова, и поможет нам в этом его рассказ «Судьба человека».

А начать наш урок я хотела бы с таких слов: "Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»", - так писала одна английская газета.

Ребята, как вы считаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке?

(О главных героях рассказа, о войне, о силе русского народа, почему именно так отозвались о рассказе в газете).

II. Изучение нового материала.

1. Слово учителя. Мы с вами тоже попытаемся сегодня найти ответ на этот и остальные вопросы. И начнем мы, по традиции, с рассказа об авторе произведения. Но до того, как мы с вами начнем говорить о жизни М.А. Шолохова, я хотела бы поиграть с вами в игру «Верно - не верно». Я вам называю факты из жизни писателя, а вы мне отвечаете, были они в его биографии или нет.

Он был внебрачным сыном дочери крепостного крестьянина Анастасии Черниковой и не бедного разночинца Александра Шолохова.

Был в плену у батьки Махно.

Был обвинен в плагиате. Многие не верили, что 23-летний малообразованный человек, не обладающий достаточным жизненным опытом, мог создать первую книгу «Тихого Дона»

Посватался к младшей сестре, а женился, по совету ее отца, на старшей.

Он заступится перед Сталиным за Ахматову, и после 15 лет забвения выйдет ее книга.

Стал одним из немногих советских писателей, получивших Нобелевскую премию.

(Учащиеся выдвигают свои версии по поводу данных фактов).

Истинность или ложность этих фактов мы с вами выясним в течение урок. Итак, начинаем.

2. Сообщение учащегося. Михаил Александрович Шолохов. Жизнь и творчество писателя.

Подготовленный ученик рассказывает о биографии М.А. Шолохова, сопровождая свое сообщение презентацией. Заодно рассказывая об эпзоде в Ахматовой и о Нобелевской премии.

Он заступится перед Сталиным за Ахматову, и после 15 лет забвения выйдет ее книга. Шолохов станет единственным, кто в 1965 году получит Нобелевскую премию с одобрения советской власти.

3. Актуализация знаний о биографии.

Редко, кому из известных деятелей культуры удается добиться мирового признания и мировой известности при жизни. Творческая жизнь Михаила Шолохова счастливое исключение. Писатель был не только обласкан властями, но и получил подлинно народную любовь и признание его таланта.

Над Доном лежит станица Вёшенская. Здесь долгие годы жил и работал замечательный писатель Михаил Александрович Шолохов. Он, действительно, был внебрачным ребенком. Его мать вышла замуж не по своей воле, а потом ушла к его отцу. До 12 лет Михаил Александрович носил фамилию Кузнецов, и только после смерти мужа своей матери был усыновлен родным отцом и получил фамилию Шолохов.

В Вёшенской гимназии учился будущий писатель, а затем уехал в Москву и сблизился с молодыми литераторами, вступив в литературную группу журнала «Молодая гвардия». В Москве вышли «Донские рассказы», принесшие М.А.Шолохову литературную известность.
В 1926 году писатель вернулся в родные места, где «дышал чудесным степным воздухом над бескрайним простором, и Тихий Дон отражался в его сердце». В 20-е годы Шолохов «комиссарил» во главе продовольственного отряда. Весь отряд попал в плен к Махно. Шолохов ждал расстрела, но после беседы с батькой был отпущен. Вернувшись домой, он женится на Марии Громославской. Правда, изначально Михаил Александрович якобы посватался к ее младшей сестре – Лидии. Но отец девушек, бывший казачий атаман, посоветовал жениху присмотреться к старшей и пообещал сделать из Шолохова человека. Вняв настоятельной «рекомендации» Михаил женился на старшей. Брак «по указке» окажется счастливым – Шолохов станет отцом четверых детей и проживет с Марией Петровной 60 лет.

В конце 1926 начинает писать роман «Тихий Дон». Это к слову о плагиате. В этом же году вышли «Донские рассказы» и «Лазоревая степь». В 1932 году выходит в свет «Поднятая целина». Но жизнь писателя не была тихой, спокойной и счастливой. И при участии в продразверстке был пойман за превышение полномочий и приговорен к условному сроку, и на войне воевать ему пришлось.

4. Об истории создания произведения.

Что касается истории создания этого произведения, то эту историю услышал М. Шолохов в первый послевоенный год на охоте около хутора Моховского. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошёл мужчина с мальчиком, принял его по одежде и рукам в мазуте за «своего брата-шофёра », рассказал свою историю о тягостной судьбе. Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал писать рассказ. Но только через 10 лет обратился к тому сюжету и за неделю написал рассказ.

Рассказ появился в конце 1956 г. Наша литература давно не знала такого изумительного явления, когда сравнительно небольшое произведение становилось событием. Потоком шли читательские письма в редакции, на радио, в станицу Вёшенскую.

5. Анализ произведения.

Жанр нашего произведения – рассказ. Что вы знаете о рассказе?

В рассказе ведется повествование о нескольких эпизодах из жизни героя. Большой материал об этой жизни – от рождения до возмужания, - которого хватило бы на роман, писатель вместил в рамки рассказа.

Как вы считаете, почему о композицию этого произведения называют рассказ в рассказе?

Варианты ответов учеников.

В начале рассказа дается описание первой послевоенной весны: «Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая».

Потом автор говорит о встрече с неизвестным человеком, который рассказывает о своей судьбе. Основная часть этого произведения – это рассказ в рассказе. Повествование идет от первого лица. Андрей Соколов выбирает самые главные эпизоды своей жизни. Он часто прерывает свой рассказ, потому что переживает все прожитое. Это создает эмоциональность, убедительность и достоверность повествованию.

В конце описывается расставание со своим новым знакомым, который был «чужим, но ставшим близким человеком», и автор думает о дальнейшей судьбе героев. Здесь раскрываются чувства и эмоции самого автора.

Давайте прочтем начало произведения.

Со слов «Первая послевоенная весна…» до «С тяжелой грустью…».

В чём смысл такого построения рассказа?

Зачем писатель ввёл в произведение образ рассказчика?

Создаётся впечатление особой достоверности, документальности .

В чем вы видите плюсы именно такого повествования?

1) Позволяет дать портретную характеристику Андрею Соколову. Зачитываем вслух портрет главного героя. Со слов «Он положил…».

Портрет героя.

Андрей был «высоким, сутуловатым мужчиной». Портретную характеристику Соколова мы видим не сразу. Шолохов дает её деталями. Сначала он выделяет «большую, черствую руку», потом «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской». Образ Андрея Соколова дополняется речевой характеристикой. В речи героя часто можно услышать профессиональные слова: «баранка», «дуй на всю железку», «последний перегон», «шел на первой скорости», «браток». Соколов – воплощение национального русского характера, поэтому его речь образна, близка к народной, разговорной. Андрей использует пословицы: «табак моченый, что конь леченый». Он употребляет сравнения и поговорки: «как конь с черепахой», «почем фунт лиха стоит».

2) Рассказ от первого лица создает впечатление необыкновенной достоверности и документальной точности.

3) Рассказчик оказывается посредником между героем и читателем. Точка зрения Андрея преломляется в восприятии автора, таким образом объективность рождается из совокупности воззрений на действительность отдельных личностей.

С чего начинается рассказ?

Начало рассказа - описание природы.

Как мотив борьбы зимы и весны, жизни и смерти соотносится с событиями и судьбами героев рассказа, с авторским отношением к жизни?

Широкая картина дружной, напористой весны символична- это первая послевоеннная весна - пробуждение земли и пробуждение души человеческой, освободившейся от фашистского ига.

Итак, рассказ начинается со сцены встречи автора у речной переправы с человеком, который поведал ему о своей судьбе. Тем самым определилась и жанровая форма повествования – сказ. Андрей уже не молод. Он рядовой и на фронте, и после войны. Всё, что выпало простому человеку в гг. лихолетья, он испытал на себе. И потому в его судьбе так ощутима судьба народная. Ему, признаётся Андрей, в жизни «повезло»: каждый день в течение 2-х лет, находясь рядом со смертью, он остался в живых.

Анализ эпизодов.

Анализ эпизодов производим по группам, заранее получившим задание.

А. Жизненный путь героя.

На сколько частей можно разделить жизненный путь героя?

(на 3 части: до войны, война, после войны)

Какой жизнью жил герой до войны?

В чём же видит своё счастье Соколов в довоенной жизни?

На этот вопрос нам ответит 1 группа.

(Довоенная жизнь небогата событиями: голодная юность, женитьба на сироте, дети. Герой с воодушевлением говорит о жене, о детях, осуждает себя за грубость, пристрастие к выпивке)

Что происходит с Андреем Соколовым на фронте? (Они же)

(В мае 1942 года он подвозит снаряды. На минном поле подрывается. Контуженный, он попадает в плен).

Б. Эпизод в церкви.

(Показ кинофрагмента) .

2-я группа производит анализ эпизода в церкви.

Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене (солдат - христианин, Крыжнёв, взводный, доктор)?

Какая позиция ближе Соколову?

В эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции. Но только позиция доктора, “который и в плену и в потёмках своё великое дело делал”, вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу - это и позиция самого Соколова.

Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет. Потому и решается он убить Крыжнёва, чтобы спасти взводного. Нелегко даётся Соколову убийство, тем более убийство своего. Тяжко у него на душе. Но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого, ибо только в единении людей он видит спасение.

В. Поединок с Мюллером.

Анализ эпизода поединка Андреи Соколова с лагерфюрером Мюллером мы услышим в исполнении 3 группы.

- О чём думает Соколов, готовясь к смерти?

В каком физическом состоянии находится герой? Почему он соглашается выпить, но отказывается от закуски?

«Я же голодный, как волк, отвык от человечьей пищи, а тут столько добра перед тобою… Кое-как задавил тошноту, но глаза оторвал от стола через великую силу

«Я было из его рук и стакан взял и закуску, но, как только услыхал эти слова, - меня как будто огнем обожгло! Думаю про себя: «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?! Один черт мне умирать, так провались ты пропадом со своей водкой!»

«Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались.»

Зачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время торжественного ужина?

Зачем, прежде чем расстрелять узника, он устраивает ритуал с выпивкой?

Какое место в композиции рассказа занимает этот эпизод?

Кто и в какой момент побеждает в этом поединке? В чём смысл этой победы?

Диалог с Мюллером - это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер.

Так обыкновенный человек становится у Шолохова воплощением народного характера. Фашизму противопоставляет герой и великую силу терпения, столь свойственному русскому народу. Готовность выстоять, “выдюжить” становится жизненным кредо Соколова.

Г. После бегства из плена.

4-я группа ответит на вопросы:

Что пришлось пережить Соколову после бегства из плена?

Самым страшным стала для Соколова потеря близких. Дважды он прерывает свой рассказ, и оба раза - когда вспоминает с погибшей жене и детях.Именно в этих местах Шолохов даёт выразительные портретные детали и ремарки: «Искоса взглянул я на рассказчика, но единой слезинки не увидел в его, словно бы в мёртвых, потухших глазах».

Самое поразительное в рассказе - сочетание высокой трагедийности и человечности. Война, утрата семьи, потеря сына, муки, которые пришлось перенести в немецком плену, - трагическое наполнение жизни главного героя Андрея Соколова - не убило в нем «человека».

Д. Встреча Соколова с Ванюшкой.

5-я группа расскажет нам:

Почему Соколов решается усыновить Ванюшку?

Что общего в их судьбе?

Какую роль в рассказе «Судьба человека» играют описания природы, образ дороги, портретные описания?

- После встречи с мальчишкой, у которого «глазёнки - как звёздочка после дождя», у Соколова «сердце отходит, становится мягче», «на душе стало легко и как-то светло». Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл.

Е. Подвести итог нам поможет 6-я группа .

В чем смысл названия и финала рассказа «Судьба человека»?

Как вы понимаете слово СУДЬБА?

Почему А. Соколов видит свою вину в том, как сложилась его судьба?

Не «жизнь» человека – назвал рассказ Шолохов, а выбрал другие слова «судьба». Самое прекрасное в жизни (а она неистребима) – человек, труженик, народ.

Материал представляет подробный план урока литературы по циклу рассказов М.А. Шолохова "Донские рассказы", справочные материалы к уроку, презентацию. Урок проводится в 11 классе по программе В.Коровина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока «Все наши, все мы люди, все крещены, все русские. И что деремся – Бог весть. Выдумали каких-то красных да белых и дерутся» (В.Зазубрин «Два мира») (Изображение гражданской войны в «Донских рассказах» М.А. Шолохова)

сл №1 сл.№2

Распята Россия врагами
На старом библейском кресте,
Который воздвигли мы сами
В душевной своей простоте...
Р.П.Кумов (донской казак)

Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна.
Демокрит
Страницы рассказов Шолохова густо окрашены кровью.
Ф.Г. Бирюков

ЦЕЛИ.

Предметная: в процессе анализа произведений подведение учащихся к пониманию того, что гражданская война является трагедией, войной братоубийственной, противоречащей нормам нравственности.

Личностная: воспитание чувства ответственности за свои поступки, объективное понимание истории своей страны.

Мета - предметные: развитие умения работать с информацией, развитие умения работать в малой группе.

Задачи :

  1. Учить мыслить логично, научно, творчески.
  2. Формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности.
  3. Формировать и развивать положительное отношение, интерес, как к данному учебному предмету, так и к учению вообще
  1. Обобщить и систематизировать полученные в ходе предшествующих уроков знания учащихся о значении Октябрьской революции и гражданской войны в судьбах и творчестве русских писателей и поэтов;
  2. Развивать умение старшеклассников работать с дополнительной литературой, отбирать нужный материал в соответствии с темой;
  3. Развивать умение учащихся вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою точку зрения;
  4. Отрабатывать навыки комплексного анализа текста;

Тип урока: интегрированный, проблемно-развивающий урок.

Технология: проблемное обучение с использованием ИКТ

Форма организации познавательной деятельности: групповая, коллективная

Методы:

  1. словесные, наглядные, практические,
  2. исследовательский, создание проблемной ситуации
  3. индуктивный.

Оборудование : тексты рассказов (М.А. Шолохов «Донские рассказы»), презентация, компьютер с проектором, опросные листы

УМК: Программа «Литература 5-11 класс» //В.Я.Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ . 9-е издание, переработанное и дополненное. - Москва, «Просвещение», 2009

Русская литература 20 века: Учеб. для 11 кл.: В 2 ч./ Под ред. В. П. Журавлева. - М.: Просвещение, 2006.

План урока

  1. Подготовка к восприятию проблемы. Вступительное слово учителя. Актуализация знаний учащихся. Определение целей урока.
  2. Создание проблемной ситуации. Выявление читательского восприятия, выявление особенностей “Донских рассказов” М. Шолохова.
  3. Формулирование проблемы. Планирование работы.
  4. Процесс решения проблемы. Работа в группах. Анализ рассказов “Родинка”, «Шибалково семя», «Алешкино сердце», “Чужая кровь”. На данном этапе урока используются такие приемы, как прием ассоциаций, эвристическая беседа, в ходе которой учителем задаются репродуктивные, проблемные, аналитические вопросы; следующие формы работы: групповая и индивидуальная.
  5. Доказательство правильности избранного решения. Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя. Рефлексия.
  6. Домашнее задание (Прием “Незаконченное предложение”).

ход урока:

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Цель учителя к каждому этапу урока

1. Организационный

5 мин.

Сл.№3 Приветствие.
Краткое вступительное слово, постановка учебной задачи к уроку.

Посмотрите на тему урока, о чём сегодня пойдёт речь? Какую цель мы поставим перед собой? Зачем нужно анализировать художественное произведение? Попытайтесь определить цель нашей работы на уроке . Подберите ассоциации со словом «война».

Самое первое зло, поразившее человека, - война (в душе, в семье, между нациями и народами). Война заставляет одни народы истреблять другие. Самая страшная война – война гражданская. Совершенно справедливо замечание Демокрита: “Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побеждённых она гибельна”. Мы знаем уже, что писатели, не принявшие последствия революции, эмигрировали. Оставшихся несогласных с новой политикой постепенно уничтожили. Читатель видел только одну сторону событий – прославление революции и гражданской войны. Пример тому – произведения А. Фадеева, А.Серафимовича, и др.. Сегодня нам предстоит выяснить, проанализировав 4 рассказа М.Шолохова («Родинка», «Алешкино сердце», «Шибалково семя», «Чужая кровь»), почему М.А.Шолохов, сражавшийся на стороне красных, так последовательно на протяжении всего цикла «Донские рассказы» доказывает бессмысленность братоубийственной войны, какова главная идея «Донских рассказов», что становится центром идейного столкновения в “Донских рассказах” М. Шолохова?

Приветствуют учителя.

Слушают, принимают учебную задачу.

Настрой на урок.

Мотивация деятельности.

Обеспечить внимание каждого ученика и мотивировать на деятельность на данном уроке.

Создать условия для духовно-нравственного воспитания учащихся.

2. Актуализация опорных знаний

10 мин

сл. №4

Сл.№5

Планирование деятельности

Работу построим следующим образом:

Каждая группа анализирует полученный рассказ по вопросам опорного листа, пользуясь справочным материалом, текстом рассказа. В ходе работы лист заполняется.

Представитель от группы обобщает результат работы. Остальные группы имеют право дополнять или рецензировать услышанное.

Выступление оценивается учителем. Работу остальных членов группы оценивает выступивший.

В конце занятия подводим итог.

Двое учащихся реализуют творческое домашнее задание, выполненное на основе материала учебника и дополнительных источников: сообщения «М.А.Шолохов в годы гражданской войны», «История создания «Донских рассказов»»

Актуализированы знания и эмоциональные отношения с текстом, получена новая информация.

Ученики мотивированы на дальнейшую самостоятельную работу по изучению произведения.

Актуализировать знания о творческой истории произведения, его тематике.

Мотивировать на дальнейшую самостоятельную работу по изучению рассказов. Создать условия для развития речи, творческих, коммуникативных способностей, умений сравнивать новую и известную информацию.

3. Формирование новых знаний и умений на основе известных сведений.

22 мин.

Выслушивает результаты работы групп, задает, если это необходимо, вопросы, направляет работу учащихся

Сл.№ 6

Возможные вопросы

1) Анализ рассказа “Родинка”.

1. Поясните смысл названия. (Родинка – это не только примета, по которой узнает атаман убитого им сына, это и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами.)

2. Почему «родинка» – это счастье»? Подберите однокоренные слова. Что объединяет эти понятия? (Родинка, род, родня, родство, родина, народ)

3. Как вы определили главную тему. (Классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи.)

4 Что общее в душевном состоянии атамана и Николки? (Усталость от того, что они делают, желание все изменить)

6. Каковы сокровенные мысли героев(Николка- учиться, атаман- тоска по утраченному)

8. Согласны ли вы, что конфликт между красными и белыми уступает место другому, более важному – между нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны?

Сл. 7.

Возможные вопросы

2) Анализ рассказа “Шибалково семя”.

1. В чем, по – вашему, смысл названия? «Мой это сынишка, мое семя…»

2. Подберите родственные слова слову «семя». (Семья – семьянин)

3. Главная тема. (Утрата христианских представлений о безусловной ценности каждой человеческой жизни.)

5. Какова, на ваш взгляд, судьба ребенка? (Судьба ребёнка - не любовь, покой и счастье для себя: “...сын будет власть Советскую оборонять”.)

Сл.№8

3) Анализ рассказа “Алешкино сердце”.

Возможные вопросы

2. Кто изображен в рассказе негативно и кто является носителем добра?
3.Каков главный герой рассказа? Как он относится к окружающей его жестокости?
4. Можно ли говорить о высокой духовности Алешки? Его судьба?

сл.№ 9

4) анализ рассказа «Чужая кровь»

Возможные вопросы

1.Объясните смысл названия рассказа.

2. Как ведёт себя дед Гаврила при новой власти?

3. Что происходит в кульминации? Как меняется психологическое состояние Гаврилы?

4. Каков теперь путь героя? Что станет смыслом жизни?

5.Может ли у рассказа быть благополучный, “сказочный” финал?

Представляют результаты работы, слушают, отвечают на вопросы учителя.

Заполнить опросные листы (заранее получены).

Составляют схему, используя раздаточный материал, поясняют свое мнение, оформляют краткие записи в тетрадях.

Получили новые знания о приемах создания образов на основе известной информации, самостоятельной работы с художественным текстом и текстом учебника.

Получили установку на выполнение одного из домашних заданий.

Раскрыли для себя логику упорядоченности рассказов цикла.

Формировать новые знания и умения на основе известных сведений. Создать условия для развития речи.

Дать установку на заполнение опросных листов

Раскрыть учащимся логику упорядоченности рассказов цикла;

наметить другие аспекты (для дальнейшей деятельности).

4. Подведение итогов. Рефлексия

5
мин.

«Родинка» начинает, а «Чужая кровь» завершает шолоховский цикл, посвящённый Гражданской войне на Дону. Почему именно родинку использует автор как символ? Что же утрачивается в междоусобных бойнях? Возможно ли, согласно Шолохову, “в годину смуты и разврата” примирение враждующих сторон? КОРЕНЬ/ РОД- РОДИНА- РОДНЯ- СЕМЯ/БУДУЩЕЕ- СЕМЬЯ- СЕРДЦЕ/ЧУВСТВО-НАРОД

Обратимся к стихотворению Р.П.Кумова (донского казака). Используя крест как символ распятой в гражданской войне России и подобранный нами ряд ключевых слов, попробуем объяснить расположение названий рассказов на кресте – символе.

Сл.№ 10.

Шолохов – один из тех, кто заговорил о Гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжёлые последствия. Гражданская война для Шолохова – катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей. Родинка – это не только примета, по которой узнаёт атаман убитого им сына, это и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами. Род, родня, родство, родина, народ – всё это оказалось расколотым, разрушенным Гражданской войной. Где выход? Однозначного ответа не было, да и быть не могло. Писатель возлагал надежды прежде всего на инстинкт самосохранения.

К пониманию каких проблем сделали мы шаг на сегодняшнем уроке?
- Какие страницы «Донских рассказов» вам
хотелось бы перечитать?

Что для каждого из вас на сегодняшнем уроке явилось открытием?

Какое задание было выполнить трудно?

Как бы вы оценили свой вклад в раскрытие темы урока и какую оценку поставили бы своим одноклассникам? (Устно, с возможными пояснениями)

Отвечают на вопрос. Заполняют схему- расположение названий рассказов на кресте.

Проанализировали логику развития урока для постижения авторского замысла.

Высказали «Я-позицию».

Получить обратную связь об осознанности учебных действий учащихся, результатах работы.

5. Информация о домашнем задании

3 мин.

Сл.№11

Поразмышляйте на тему “Гражданская война в “Донских рассказах” М. Шолохова”, написав мини - сочинение

Записывают домашнее задание и задают вопросы

Приняли домашнее задание.

Разъяснить домашнее задание.

Предварительный просмотр:

Справочные материалы

1.Характеристика казачества, как особого служилого сословия

Этимология слова “казак”: Много версий. Одна из них: слово “козак” тюркского происхождения, оно означает “вольный человек”. Другая версия – слово “козак” берет начало в монгольском языке, где слово “ко” означает “броня”, “латы”, а слово “зах” – означает “межа”, “граница”. Таким образом слово “козах” – “защитник границы”. Есть и другие версии.

Первое упоминание – 1444 г.. однако собственно история вольного казачества начинается с XVI века.

С конца XVIII – нач. XIX вв. правительство установило контроль над казачеством, и уже к концу XIX в. казаки становятся опорой самодержавной власти. Но казачество не было однородным. Так революционные события в нач. XX в. в России нашли поддержку среди казачьей бедноты. Однако большинство казаков оставались верными принципу: “Дед служил верой и правдой, отец служил и я буду служить”.

После Октябрьского вооруженного восстания именно Дон стал центром формирования Добровольческой армии. Именно на Дон стекались все недовольные советской властью и властью большевиков.

3. Биографическая справка

Михаил Александрович Шолохов родился в 1905 (?)г. в станице Вёшенской, что расположилась на берегу Дона.

Годы учебы (1914-1918) пришлись на первую мировую войну. Затем он возвращается домой и видит, что “Донская область стала ареной ожесточенной гражданской войны”.

В 1920г. Михаил добровольцем вступил в продовольственный отряд. “Приходилось бывать в разных переплетах”,- позже напишет он в автобиографии. Он вспомнит себя, шестнадцатилетнего, на допросе, который вел сам Нестор Махно, и то, как, отпуская подростка, “батька” пригрозил ему на будущее жестокой расправой. Вспомнит, как его, командира продотряда, приговорили к расстрелу за превышение власти.

События того времени явились фактическим материалом, который лег в основу его первых рассказов.

Позже, в 1922 году, в Москве М. Шолохов знакомится с молодыми поэтами и прозаиками А. Безыменским, М. Светловым, А. Фадеевым, составлявшими группу “Молодая гвардия”, которые помогли молодому писателю опубликовать его первые рассказы о гражданской войне в “Журнале крестьянской молодежи” и на страницах газеты “Молодой ленинец”. Впоследствии М. Шолохов объединил эти рассказы в сборники “Донские рассказы” и “Лазоревая степь”. Первые рассказы, вошедшие в сборник “Донские рассказы”, были напечатаны в 1924г., когда автору было около 19 лет.

В 1924 г. М.А. Шолохов возвращается в Вешенскую, где и живет постоянно.

Литературовед В.А. Чалмаев в учебнике литературы для 11-го класса определил шолоховскую позицию в «Донских рассказах» как “совесть молчащую, благословляющую кровопролитие”. Противопоставив «Донские рассказы» «Тихому Дону», он назвал исключением лишь рассказ «Шибалково семя», где герой после собственноручного расстрела матери умоляет спасти жизнь его ребёнку.

Американский исследователь Э.Симмонс в работе о Шолохове «Он избрал свой путь» отмечал, что “внимание к лучшим сторонам человеческой натуры в момент жестокой братоубийственной схватки” придаёт многим рассказам “гуманистическое звучание”.

Филолог Л.Г. Сатарова в статье «Брат на брата, сын на отца...» определила особенности «Донских рассказов» так: “У донских писателей до Шолохова нет этой потрясающей душу бессмысленности и греховности братоубийства. Очень рано созревает у него мысль о том, что в этой войне неправы обе стороны. Главную тему «Донских рассказов» можно определить так: расчеловечивание и красных, и белых в ходе войны и редкие минуты торжества очень трудного обратного процесса - вочеловечивания Шолохов оценил Гражданскую войну как национальную катастрофу, в которой не было и не могло быть победителей”.

Авторы книги «История русской литературы ХХ века. Советская классика. Новый взгляд» Л.П. Егорова и П.К. Чекалов пишут о книге М.А. Шолохова: “В «Донских рассказах» нет откровенной поэтизации подвига, нет романтических красок… Контрасты в его рассказах воссоздают реальные жизненные конфликты, через которые познаётся социальный разлом в среде донского казачества. Формой выражения социального у Шолохова часто становится внутрисемейный конфликт. Шолоховские сюжеты непосредственно посвящены фронту, который проходил почти через каждую семью независимо от её действительных убеждений а дальше вступала в силу логика борьбы, иногда не на жизнь, а на смерть. Показать объективным развитием действия кошмар братоубийственной борьбы - уже было проявлением гуманизма. Однако с середины 20-х годов и до сегодняшнего дня гуманистическое содержание этих произведений недооценивается.

В наши дни самым массовым изданием, приобщающим читателя к «Донским рассказам», является очерк Виктора Чалмаева. Как обвинение автору «Донских рассказов» предъявлены «психоз ненависти», «романтика расстрелов», нравственная «глухота», возведение в культ насилия, идеализация методов насилия «во имя высшей правды».

Исследователь В.В. Гура , автор книги «Как создавался “Тихий Дон”», считает, что “автор «Донских рассказов» полемизирует с упрощённым представлением о путях народа в революции и Гражданской войне. Он несёт в литературу жизненно трагические ситуации и человеческие судьбы, рассказывает о кровавых схватках минувшего времени, о трудных и противоречивых путях народа к новой жизни. Протест против ложноромантического изображения революционной схватки социально полярных миров заставлял Шолохова заострять конфликты своих рассказов, наполнять их запахами крови и пороха, драматическими столкновениями, захватившими глубины народной жизни”.

Прочитайте отрывки из диктовок М.А. Шолохова младшему сыну, приведённые в книге В.О. Осипова «Серый поток», и размышления о шолоховской позиции в романе американского слависта Э.Симмонса.

“Перед кончиной [Шолохов] многое доверил своему младшему сыну, даже такое по тем временам запретное:

«Гражданская война, она, брат, помимо всего прочего тем пакостна, что ни победы, ни победителя в ней не бывает... У тётки моей, у твоей бабки двоюродной, Ольги Михайловны, - четыре сына: Иван, Валентин, Александр и Владимир. Трое - бойцы Добровольческой армии, а Валентин - красный... Выбьют красные белых с хутора, Валентин заскакивает домой, воды попил, не раздеваясь: “Ничего, мать, не горюй! Сейчас всыплем этой контре, заживём по-новому!” На коня - и ходу! А мать в слёзы - волосы на себе рвёт... А через день таким же макаром Иван влетает. “Был Валька, подлюка? Ну, попадётся он мне! Ничего, погоди, мать, немного, выбьем вот сволоту эту с нашего Дона, заживём по-старому!” А мать уже об печь головой бьётся... И так ведь не раз, не два. Когда там по вашим учебникам гражданская закончилась? В 20-м? Нет, милый мой, она и сейчас ещё идёт. Средства только иные. Потому что у нас до сих пор что ни мероприятие - то по команде, что ни команда, то для людей, мягко сказать, обиды…. Это если мягко сказать. Паршивые, бездарные ученики мы у истории - вот что плохо. А у неё одно, весёленькое такое, правило есть. Всё, что для предков правым было, для потомков чаще всего неправым оказывается. И далеко ходить не надо. Всё, что нашим отцам-дедам дорого было, мы на штыки подняли. Но и всё, чем мы сейчас восторгаемся, и всех, кто восторгается, скорее всего уже наши внуки проклянут. А мы всё продолжаем думать, что нас минет чаша сия...”».

Начиная изучать творчество писателя - уделите внимание произведениям, которые находятся на вершине этого рейтинга. Смело нажимайте на стрелочки - вверх и вниз, если считаете, что какое-то произведение должно находиться выше или ниже в списке. В результате общих усилий, в том числе, на основании ваших оценок мы и получим самый адекватный рейтинг книг Михаила Шолохова.

    В предлагаемую вашему вниманию аудиокнигу вошло несколько рассказов Михаила Александровича Шолохова из донского цикла, мастерски прочитанных его земляком Игорем Георгиевичем Тарадайкиным. Михаил Шолохов был свидетелем и участником кровавых событий гражданской войны, захлестнувшей нашу страну в начале ХХ века. Отношение казачества к революции, тяжесть выбора правой стороны и необходимость поднимать оружие на братьев – всё это было пережито самим писателем. Рассказы, вошедшие в сборник, – «Родинка», «Коловерть», «Семейный человек», «Чужая кровь» – сухие, малоэмоциональные и оттого невероятно достоверные истории жизни разных людей, попавших под беспощадные колеса революционных изменений. Даже смерть изображена с крайней обыденностью, в которой чувствуется невероятный трагизм времени, где уход из жизни привычен и непримечателен. ... Далее

  • В предлагаемую вашему вниманию аудиокнигу вошло большая часть рассказов из донского цикла Михаила Александровича Шолохова в исполнении заслуженного артиста Российской Федерации Владимира Левашева. Михаил Шолохов был свидетелем и участником кровавых событий гражданской войны, захлестнувшей нашу страну в начале ХХ века. Отношение казачества к революции, тяжесть выбора правой стороны и необходимость поднимать оружие на братьев – всё это было пережито самим писателем. Алёшкино сердце Бахчевник Двухмужняя Жеребёнок Кривая стёжка Лазоревая степь Нахалёнок О Донпродкоме и злоключениях заместителя Донпродкомиссара товарища Птицына О Колчаке, крапиве и прочем Пастух Председатель реввоенсовета республики Продкомиссар Путь-дороженька Смертный враг Червоточина Шибалково семя ... Далее

  • В аудиокнигу включены два рассказа Михаила Шолохова объединённые Великой Отечественной войны. «Наука ненависти» написана в 1942 году и опубликована 22 июня – а первую годовщину начала войны. Сюжет рассказа «Судьба человека» основан на реальных событиях. Весной 1946 года на охоте Шолохов встретил человека, который поведал ему свою печальную историю. В 1959 году рассказ был экранизирован режиссёром Сергеем Бондарчуком, сыгравшим главную роль. ... Далее

  • Михаила Александровича Шолохова многие поколения читателей знают в первую очередь как автора всенародно любимого романа «Тихий Дон» и таких произведений, как «Донские рассказы», «Они сражались за Родину», «Судьба человека». В 1965 году писателю была присуждена Нобелевская премия по литературе «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». Роман Шолохова «Поднятая целина» входит в число самых известных произведений советской литературы. В станицу Гремячий Лог по заданию партии приезжает коммунист Давыдов. Он готов приступить к коллективизации, и его поддерживают председатель сельсовета Размётнов и секретарь партийной ячейки Нагульнов, но все трое встречают сопротивление со стороны местных жителей. Шолохов создал книгу, оставляющую далеко не однозначное впечатление: главные герои его романа – люди безусловно честные и вызывающие уважение, но вместе с тем одержимые идеей коллективизации («второй большевистской революции»), которая для многих оказалась жестокой и разрушительной. ... Далее

  • Роман-эпопея Михаила Шолохова «Тихий Дон» – одно из наиболее значительных, масштабных и талантливых произведений русскоязычной литературы, принесших автору Нобелевскую премию. Действие романа происходит на фоне важнейших событий в истории России первой половины ХХ века – революции и Гражданской войны, поменявших не только древний уклад донского казачества, к которому принадлежит главный герой Григорий Мелехов, но и судьбу, и облик всей страны. В этом грандиозном произведении нашлось место чуть ли не для всего самого увлекательного, что может предложить читателю художественная литература: здесь и великие исторические реалии, и любовные интриги, и описания давно исчезнувших укладов жизни, многочисленные героические и трагические события, созданные с большой художественной силой и мастерством, тем более поразительными, что Михаилу Шолохову на момент создания первой части романа исполнилось чуть больше двадцати лет. ... Далее

  • В этой книге вы прочтете новеллу «Судьба человека» и «Донские рассказы». «Судьба человека» (1956–1957 гг.) – пронзительный рассказ о временах Великой Отечественной войны. Одно из первых произведений советской литературы, в котором война показана правдиво и наглядно. Плен, немецкие концлагеря, побег, возвращение на фронт, потеря близких, тяжелое послевоенное время, попытка найти родную душу, спастись от одиночества. Рассказ экранизировал Сергей Бондарчук, он же и исполнил в нем главную роль – фильм начинающего режиссера получил главный приз Московского кинофестиваля в 1959 году. «Донские рассказы» (1924–1926 гг.) – это сборник из шести рассказов, описывающих события Гражданской войны. Хотя местом действия остается Дон, с его особым колоритом и специфическим казачьим духом, очевидно, что события в этих новеллах могут быть спроецированы на всю Россию – война обнажает чувства, именно в такое кровавое время, когда стираются границы дозволенного, яснее становится, кто смог сохранить достоинство и остаться Человеком, а кто нет. ... Далее

Легок ли творческий путь писателя? Ведь каждый великий романист с чего-то начинал, испытывал поражения. Чем известен Михаил Шолохов? Произведения, список которых рассмотрим в статье, все посвящены трагедии войны, историческому прошлому.

Произведения Шолохова. Всегда о вечном

Гражданская война 1917 застала Михаила Шолохова еще совсем юным и оставила на его творчестве незабываемый отпечаток. Он родился в 1905 году в семье донских казаков. Но во времена революции примкнул к красным. И все военные перипетии, которые пережила его родная станица, отобразил потом в своем главном романе «Тихий Дон».

После того как юный Михаил приехал учиться в столицу и познакомился с литераторами кружка «Молодая гвардия», он начал делать первые пробы пера, которые оценили как талантливую работу. Первый рассказ опубликован в Московской газете в 1924 году. Он назывался «Родинка». Еще несколько рассказов о казачьей жизни вошли потом в первый сборник писателя — «Донские рассказы».

Шолохов, берясь за новую рукопись, всегда руководствовался правилом — писать только правду. Большинство его книг — это художественно осмысленная история в деталях. В период Отечественной войны писатель был Увиденные страдания людей он передал в неоконченном романе «Они сражались за Родину», а также в рассказе «Судьба человека». Этот рассказ стал для советской России настоящим провозглашением добра и человечности, несмотря на все тяготы быта послевоенной жизни.

Роман, признанный миром. Нобелевская премия

Над самым известным произведением — четырехтомным романом «Тихий Дон» — писатель начал трудиться в возрасте 22 лет. И первый том уже был готов у него к 1927 году. Второй он предоставил печатным изданиям уже к 1928 году. Его талант затронул сердца как советских читателей, так и зарубежных.

Писательская работа Михаила Шолохова оценена в 1965 году, он был награжден за роман «Тихий Дон» самой желанной премией — писатель стал лауреатом Нобелевской премии. Признание получил роман не только как литературное произведение, с живыми характерами героев и захватывающим многоплановым сюжетом, но и как историческая работа, имеющая в своей основе глубокую проработку реальных хроник.

Михаил Шолохов: произведения. Список самых известных

Но признания достойны и другие его романы. Все произведения Шолохова, список которых не мал, заслуживают высокого статуса, так как работал над ними человек сильной, просветленной души и великого разума. Он сумел в гуще бедственных событий прошлого выделить главное - силу и красоту личности, и изменчивость судьбы.

В период работы над «Тихим Доном» Шолохов начал писать второй роман. Тоже большой и с несколькими сюжетными линиями. Книга «Поднятая целина» — это роман о событиях коллективизации. В ней освещены времена заговоров и смертей, связанных с различием взглядов.

Следующим большим историческим романом должна была стать книга «Они сражались за Родину». Но, к сожалению, писатель не успел ее закончить; он умер в 1984 г. на той же станице Вешенской, где родился.

по годам

Огромное трудолюбие писателя проявилось в том, что его книги выходили регулярно, и никакие трудности судьбы, даже война не заставили его бросить работу над прозой. Какие еще есть произведения Шолохова? Список их представлен ниже. Все они стали классикой и российской, и всемирной литературы.

  • 1923 г. — фельетоны в газетах.
  • 1924 г. — сборник «Донские рассказы».
  • 1924 г. — сборник «Лазаревая степь». В него вошли такие рассказы: «Коловерть», «Продкомиссар».
  • 1928 г. — напечатаны сразу 2 тома «Тихого Дона».
  • 1932 г. — 3 том «Тихий Дон» и 1 том «Поднятой целины».
  • 1940 г. — последний 4 том. Весь роман «Тихий Дон» переведен затем на многие европейские и восточные языки.
  • 1942 г. — опубликованы несколько глав из книги «Они сражались за Родину».
  • «Слово о Родине» — рассказ.
  • «Наука ненависти» — рассказ, напечатанный в июле 1942 года.
  • 1956 г. — «Судьба человека».
  • 1956 г. — 2 том романа «Поднятая целина».

Как видим, произведения Шолохова, список которых не так уж и мал, все исторические. Но в то же время в них отображаются и мысли и чувства героев, и уклад жизни казаков того времени, и философия обеих противоборствующих сторон конфликта. Шолохов действительно был талантлив. Ему поставлены памятники во многих городах России и на родной станице, которая сейчас находится в Ростовской области.

Кроме Нобелевской, он получил Ленинскую (в 1960 г.) и 1 степени в 1941-м. А также был награжден международной премией «София», предназначенной для награждения писателей Азии — «Лотос» и премией Всемирного совета мира в области культуры.

Экранизированные произведения Шолохова: список

Книги — это прекрасно! Но жизнь идет своим чередом. С развитием кинематографа были поставлены и сняты многие произведения Шолохова, список фильмов по мотивам книг писателя также большой. Картину по 4 томам романа «Тихий дон» снял наиболее полно режиссер Сергей Герасимович в 1958 г., получив за эту работу несколько наград.

«Мосфильм» снял фильм по рассказу «Судьба человека», в 1961 году экранизирован рассказ «Нахаленок», в 1963 г. снят фильм «Когда казаки плачут», а в 2005-м - короткометражный фильм The colt. Возможно, в будущем будут экранизированы иные произведения Шолохова. Список его работ вдохновляет новых писателей. Все его произведения составляют 8 полноценных томов.

Выбор редакции
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...

План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...

На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...

Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...
Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....
К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...
Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...