Сообщение на тему афганская война 1979 1989. Афганская война краткая информация


Otzyv.pro - это определенно уникальный портал отзывов, при помощи которого вы сможете помочь людям сформировать правельное впечатление о товарах, которые можно приобрести в наших магазинах и через интернет или качестве услуг. Текст по возможности должен включать в себя реальные и отрицательные отзывы, обман, развод ли, продается ли Афганская война (кратко): причины, ход войны, итоги, последствия. Краткая история Афганской войны (1979-1989) в аптеке или интернет магазине и по какой цене, а также действие, состав, противопоказания, свойства, применение и т.д. При этом ваш отзыв, это шанс заработать. Мы будем рады, если вы станете постоянным пользователем нашего сервиса.
Если вы рассчитываете на хороший доход, то напишите и подробную информацию: контактные телефоны,номер лицензии, адрес производителя. Очень важно, чтобы отзыв содержал фотографии. Это желательно должны быть максимально подробные и четкие изображения. Описывая, напишите информацию о противопоказаниях, способ приема, стоимость, отзывы врачей об аналогах и составе. Если вы знаете информацию специалистов, например, отзывы Елены Малышевой, косметологов, покупателей, то добавьте ее в свой отзыв. Так информация будет восприниматься наиболее полно и понятно.
Найдите и укажите ключевые слова к вашему отзыву, из подсказок Яндекса и вордстата. Например, для лекарства Афганская война (кратко): причины, ход войны, итоги, последствия. Краткая история Афганской войны (1979-1989) это могут быть такие слова: " отзывы врачей, купить, обман, реальные отзывы, развод, форумБАД, инструкция". Люди, которые желают писать отзывы за деньги, старайтесь писать всеобъемлющие отзывы, например: чтобы содержали данные о лицензии и сертификат, какой у товара производитель, адрес и телефон. Мы поощряем реальные отзывы, врачей и специалистов. Например, вы поняли, что продукт Афганская война (кратко): причины, ход войны, итоги, последствия. Краткая история Афганской войны (1979-1989) обман и ерунда, очередной развод и у него слишком высокая цена обязательно пишите реальные плохие отзывы и комментарии отрицательные ссылаясь на форум обманутых. Когда имеется информация от врачей иммунологов, покупателей, косметологов, диетологов, Малышевой или других источников напишите о ней.

Отношения Советского Союза с Демократической Республикой Афганистан традиционно отличались дружественным характером, независимо от менявшихся в Кабуле политических режимов. Построенные при техническом содействии СССР объекты промышленности составляли к 1978 г. до 60 % всех афганских предприятий. Но в начале 1970-х гг. XX века Афганистан по-прежнему представлял собой одно из беднейших государств мира. Статистика свидетельствовала, что 40% населения проживало в абсолютной нищете.

Новый импульс отношения Советского Союза с ДРА получили после победы в апреле 1978 г. Саурской, или Апрельской, революции, совершенной Народно-демократической партией Афганистана (НДПА). Генеральный секретарь партии Н.-М. Тараки объявил о вступлении страны на путь социалистических преобразований. В Москве это встретили с повышенным вниманием. В советском руководстве оказалось немало энтузиастов «прыжка» Афганистана из феодализма в социализм, подобно Монголии или советским республикам Средней Азии. 5 декабря 1978 г. между двумя странами был заключен Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Но лишь по большому недоразумению утвердившийся в Кабуле режим можно было квалифицировать как социалистический. В НДПА обострилась давно шедшая борьба между фракциями «Хальк» (руководители - Н.-М. Тараки и Х. Амин) и «Парчам» (Б. Кармаль). В стране, по существу, провалилась аграрная реформа, ее лихорадили репрессии, грубо попирались нормы ислама. Афганистан оказался перед фактом развязывания масштабной гражданской войны. Уже ранней весной 1979 г. Тараки попросил ввести советские войска на территорию Афганистана, чтобы предотвратить худший сценарий событий. Позднее такие просьбы повторялись неоднократно и исходили не только от Тараки, но и других афганских руководителей.

РЕШЕНИЕ

Менее чем за год позиция советского руководства в этом вопросе поменялась от сдержанности до согласия на открытое военное вмешательство во внутриафганский конфликт. При всех оговорках она сводилась к желанию «ни при каких обстоятельствах не потерять Афганистан» (буквальное выражение председателя КГБ Ю.В. Андропова).

Министр иностранных дел А.А. Громыко поначалу выступил против оказания военной помощи режиму Тараки, но отстоять свою позицию не сумел. Сторонники ввода войск в соседнюю страну, прежде всего - министр обороны Д.Ф. Устинов, обладали не меньшим влиянием. Л.И. Брежнев стал склоняться к силовому решению вопроса. Нежелание других членов высшего руководства оспаривать мнение первого лица вместе с непониманием специфики исламского общества предопределили, в конце концов, принятие непродуманного по своим последствиям решения о вводе войск.

Документы свидетельствуют, что советское военное руководство (кроме министра обороны Д.Ф. Устинова), размышляло достаточно здраво. Начальник Генерального штаба ВС СССР Маршал Советского Союза Н.В. Огарков рекомендовал воздержаться от попыток решать политические вопросы в соседней стране военной силой. Но в верхах проигнорировали мнение экспертов не только из Минобороны, но и МИДа. Политическое решение о вводе ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) в Афганистан было принято 12 декабря 1979 г. в узком кругу - на встрече Л.И. Брежнева с Ю.В. Андроповым, Д.Ф. Устиновым и А.А. Громыко, а также секретарем ЦК КПСС К.У. Черненко, т.е. пятью членами политбюро из 12. Цели ввода войск в соседнюю страну и методы их действий не определялись.

Первые советские части пересекли границу 25 декабря 1979 г. в 18.00 по местному времени. На аэродромы Кабула и Баграма по воздуху были переброшены десантники. Вечером 27 декабря спецгруппами КГБ и отрядом Главного разведывательного управления была осуществлена спецоперация «Шторм-333». В результате нее был захвачен дворец Тадж-Бек, где размещалась резиденция нового главы Афганистана Х. Амина, а сам он был убит. К этому времени Амин утратил доверие Москвы в связи с организованным им свержением и убийством Тараки и информацией о сотрудничестве с ЦРУ. Было спешно оформлено избрание генеральным секретарем ЦК НДПА Б. Кармаля, накануне нелегально прибывшего из СССР.

Население Советского Союза было поставлено перед фактом ввода войск в соседнюю страну в целях, как говорилось, оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу в защите Апрельской революции. Официальная позиция Кремля была изложена в ответах Л.И. Брежнева на вопросы корреспондента «Правды» 13 января 1980 г. Брежнев указывал на вооруженную интервенцию, развязанную против Афганистана извне, угрозу превращения страны в «империалистический военный плацдарм на южной границе нашей страны». Он упомянул также о неоднократных обращениях афганского руководства о вводе советских войск, которые, по его словам, будут выведены «как только отпадут причины, побудившие афганское руководство обратиться с просьбой об их вводе».

СССР на тот период, действительно опасался вмешательства в афганские дела США, равно как Китая и Пакистана, реальной угрозы для своих рубежей с юга. По соображениям политики, морали, сохранения международного авторитета Советский Союз также не мог далее безучастно наблюдать за развитием гражданского противоборства в Афганистане, в ходе которого гибли безвинные люди. Другое дело, что эскалацию насилия было решено пресечь другой силой, игнорируя специфику внутриафганских событий. Потеря контроля за ситуацией в Кабуле могло быть расценено в мире как поражение социалистического лагеря. Не последнюю роль в событиях декабря 1979 г. играли личные, равно как и ведомственные оценки ситуации в Афганистане. Факт, что Соединенные Штаты были крайне заинтересованы во втягивании Советского Союза в афганские события, считая, что Афганистан станет для СССР тем же, чем Вьетнам для США. Через третьи страны Вашингтон поддерживал силы афганской оппозиции, воевавшей против режима Кармаля и советских войск.

ЭТАПЫ

Непосредственное участие Советских Вооруженных Сил в афганской войне принято делить на четыре этапа:

1) декабрь 1979 г. - февраль 1980 г. - ввод основного состава 40-й армии, размещение по гарнизонам; 2) март 1980 г. - апрель 1985 г. - участие в боевых действиях против вооруженной оппозиции, оказание помощи в реорганизации и укреплении вооруженных сил ДРА; 3) май 1985 г. - декабрь 1986 г. - постепенный переход от активного участия в боевых действиях к поддержке операций, проводимых силами афганских войск; 4) январь 1987 г. - февраль 1989 г. - участие в проведении политики национального примирения, поддержка сил ДРА, вывод контингента войск на территорию СССР.

Первоначальная численность советских войск в Афганистане составляла 50 тыс. человек. Затем численность ОКСВ превысила 100 тыс. чел. В первый бой советские воины вступили уже 9 января 1980 г. при разоружении восставшего артиллерийского полка ДРА. В дальнейшем советские войска, против своего желания, втянулись в активные боевые действия, командование перешло к организации плановых операций против наиболее сильных группировок моджахедов.

Советские солдаты и офицеры проявили в Афганистане самые высокие боевые качества, мужество и героизм, хотя действовать приходилось в самых тяжелых условиях, на высоте 2,5-4,5 км, при температуре плюс 45-50°С и остром дефиците воды. С приобретением необходимого опыта выучка советских воинов позволяла успешно противостоять профессиональным кадрам моджахедов, подготовленным с помощью американцев в многочисленных учебных лагерях на территории Пакистана и других стран.

Однако втягивание ОКСВ в боевые действия не увеличило шансы на силовое разрешение внутриафганского конфликта. То, что нужно было выводить войска, понимали многие военачальники. Но подобные решения были вне их компетенции. Политическое руководство СССР считало, что условием вывода должен стать мирный процесс в Афганистане, гарантированный ООН. Однако Вашингтон, всячески препятствовал посреднической миссии ООН. Напротив американская помощь афганской оппозиции после смерти Брежнева и прихода к власти Ю.В. Андропова резко возросла. Лишь с 1985 г. в отношении участия СССР в гражданской войне в соседней стране произошли значительные изменения. Необходимость возвращения ОКСВ на родину стала полностью очевидной. Все более остро заявляли о себе экономические трудности самого Советского Союза, для которого масштабная помощь южному соседу становилась разорительной. В Афганистане погибли к тому времени несколько тысяч советских военнослужащих. В обществе зрело скрытое недовольство продолжающейся войной, о которой в прессе говорилось лишь общими официальными фразами.

ПРОПАГАНДА

О ПРОПАГАНДИСТСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ НАШЕЙ АКЦИИ В ОТНОШЕНИИ АФГАНИСТАНА.

Совершенно секретно

Особая папка

При освещении в нашей пропагандистской работе - в печати, на телевидению, по радио предпринятой Советским Союзом по просьбе руководства Демократической Республики Афганистан акции помощи в отношении внешней агрессии руководствоваться следующим.

Во всей пропагандистской работе исходить из положений, содержащихся в обращении афганского руководства к Советскому Союзу с просьбой о военной помощи и из сообщения ТАСС на этот счет.

В качестве главного тезиса выделять, что осуществленное по просьбе афганского руководства направление в Афганистан ограниченных советских воинских контингентов служит одной цели - оказанию народу и правительству Афганистана помощи и содействия в борьбе против внешней агрессии. Никаких других целей эта советская акция не преследует.

Подчеркивать, что в результате актов внешней агрессии, нарастающего вмешательства извне во внутренние афганские дела возникла угроза для завоеваний Апрельской революции, для суверенитета и независимости нового Афганистана. В этих условиях Советский Союз, к которому руководство Демократической Республики Афганистан за последние два года неоднократно обращалось с просьбой о помощи в отражении агрессии, откликнулся положительно на эту просьбу, руководствуясь, в частности, духом и буквой советско-афганского Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве.

Просьба правительства Афганистана и удовлетворение этой просьбы Советским Союзом - это исключительно дело двух суверенных государств - Советского Союза и Демократической Республики Афганистан, которые сами регулируют свои взаимоотношения. Им, как и любому государству - члену ООН, принадлежит право на индивидуальную или коллективную самооборону, что предусматривается статьей 51 Устава ООН.

При освещении изменений в руководстве Афганистана подчеркивать, что это является внутренним делом афганского народа, исходить из заявлений, опубликованных Революционным Советом Афганистана, из выступлений Председателя Революционного Совета Афганистана Кармаля Бабрака.

Давать твердый и аргументированный отпор любым возможным инсинуациям насчет имеющегося якобы советского вмешательства во внутренние афганские дела. Подчеркивать, что СССР не имел и не имеет никакого отношения к изменениям в руководстве Афганистана. Задача Советского Союза в связи с событиями в Афганистане и вокруг него сводится к оказанию помощи и содействию в ограждении суверенитета и независимости дружественного Афганистана перед лицом внешней агрессии. Как только эта агрессия прекратится, угроза суверенитету и независимости афганского государства отпадет, советские воинские контингенты будут незамедлительно и полностью выведены с территории Афганистана.

ОРУЖИЕ

ИЗ УКАЗАНИЙ СОВПОСЛУ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ АФГАНИСТАН

(Секретно)

Спец. № 397, 424.

Посетите т. Кармаля и, сославшись на поручение, сообщите ему, что просьбы правительства Демократической Республики Афганистан о поставке специмущества для пограничных войск и отрядов партийных активистов и защиты революции внимательно рассмотрены.

Правительство СССР, руководствуясь стремлением оказать помощь правительству ДРА в проведении мероприятий по борьбе с контрреволюцией, изыскало возможность безвозмездно поставить ДРА в 1981 году 45 бронетранспортеров БТР-60 ПБ с боеприпасами и 267 войсковых радиостанций для пограничных войск и 10 тыс. автоматов Калашникова АК, 5 тыс. пистолетов Макарова ПМ и боеприпасы для отрядов партийных активистов и защиты революции, всего на сумму около 6,3 млн. руб…

МОГИЛЫ

…Суслов. Хотелось бы посоветоваться. Товарищ Тихонов представил записку в ЦК КПСС относительно увековечения памяти воинов, погибших в Афганистане. Причем предлагается выделять каждой семье по тысяче рублей для установления надгробий на могилах. Дело, конечно, не в деньгах, а в том, что если сейчас мы будем увековечивать память, будем об этом писать на надгробьях могил, а на некоторых кладбищах таких могил будет несколько, то с политической точки зрения это не совсем правильно.

Андропов. Конечно, хоронить воинов нужно с почестями, но увековечивать их память пока что рановато.

Кириленко. Нецелесообразно устанавливать сейчас надгробные плиты.

Тихонов. Вообще, конечно, хоронить нужно, другое дело, следует ли делать надписи.

Суслов. Следовало бы подумать и об ответах родителям, дети которых погибли в Афганистане. Здесь не должно быть вольностей. Ответы должны быть лаконичными и более стандартными…

ПОТЕРИ

Военнослужащие, умершие в госпиталях на территории СССР от ран, полученных в ходе боевых действий в Афганистане, не вошли в официальную статистику потерь афганской войны. Однако цифры потерь непосредственно на территории Афганистана точны и тщательно проверены, заявил в интервью РИА Новости профессор кафедры термических поражений Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга Владимир Сидельников. Он в 1989 году служил в Ташкентском военном госпитале и работал в составе комиссии Минобороны СССР на базе штаба Туркестанского военного округа, которая проверяла истинное количество потерь во время войны в Афганистане.

По официальным данным, в Афганистане погибли 15 тысяч 400 советских военнослужащих. Сидельников назвал «домыслами» утверждения некоторых СМИ о том, что в России и через 28 лет после вывода контингента советских войск из Афганистана 15 февраля 1989 года умалчивают об истинных масштабах потерь в афганской войне. «То, что у нас скрывают колоссальные потери - глупость, этого быть не может», - сказал он. По мнению профессора, подобные слухи появились из-за того, что очень большому числу военнослужащих понадобилась медицинская помощь. Войну в Афганистане прошли 620 тысяч граждан СССР. А за десять лет войны медицинская помощь была оказана 463 тысячам военнослужащих, сообщил он. «Эта цифра включает в себя, в том числе, почти 39 тысяч человек, получивших ранения в ходе боевых действий. Самая значительная часть обратившихся за медпомощью, около 404 тысяч, - это инфекционные больные, которые переболели дизентерией, гепатитом, брюшным тифом и другими инфекционными заболеваниями», - рассказал военный медик. «Но значительное число людей, которые поступали в госпитали на территории СССР, скончались на фоне тяжелых осложнений, раневой болезни, гнойно-септических осложнений, тяжелых ранений, травм. Некоторые лежали у нас до полугода. Эти люди, скончавшиеся в госпиталях, не вошли в число официально озвученных потерь», - отметил военврач. Он добавил, что не может назвать точное их число в силу того, что статистика по этим больным попросту отсутствует. По мнению Сидельникова, слухи о колоссальных потерях в Афганистане основаны порой на рассказах самих ветеранов боевых действий, которые зачастую «склонны преувеличивать». «Зачастую такие мнения основываются и на заявлениях моджахедов. Но, естественно, каждая воюющая сторона склонна преувеличивать свои победы», - заметил военврач. «Самые большие достоверные единовременные потери были, как мне известно, до 70 человек. Как правило, больше 20-25 человек за один раз не гибло», - сообщил он.

После развала СССР многие документы Туркестанского военного округа были утеряны, но медицинские архивы спасти удалось. «То, что документы о потерях в афганской войне сохранились для наших потомков в Военно-медицинском музее, несомненная заслуга военных медиков», - рассказал РИА Новости по телефону из Ташкента бывший военный разведчик, полковник в отставке Акмаль Имамбаев. После службы в южной афганской провинции Кандагар он служил в штабе Туркестанского военного округа (ТуркВО).

По его словам, удалось спасти «все до единой истории болезни» в 340-м общевойсковом госпитале в Ташкенте. В этот госпиталь поступали все раненые в Афганистане, а затем их переводили в другие медучреждения. «В июне 1992 года округ расформировывался. Его штаб заняло министерство по делам обороны Узбекистана. Большая часть военнослужащих к этому времени уже разъехалась к новым местам службы в другие независимые государства», - рассказал Имамбаев. Тогда, по его словам, новое руководство Минобороны России отказывалось принимать документацию ТуркВО, и за зданием бывшего штаба округа непрерывно работала печь, в которой сжигались сотни килограммов документов. Но все же даже в то непростое время офицеры, и в том числе военные медики, постарались сделать все возможное, чтобы документы не канули в Лету, сказал Имамбаев. По информации Минобороны Узбекистана, истории болезни военнослужащих, получивших ранения на территории Афганистана, после их закрытия направлялись в Военно-медицинский музей. «К сожалению, других статистических данных по этому вопросу в Узбекистане не сохранилось, так как все приказы и книги учета по 340-му общевойсковому военному госпиталю в Ташкенте до 1992 года были сданы в Подольский архив Минобороны СССР», - отметил ветеран. «То, что сохранили для потомков военные медики, офицеры Минобороны Узбекистана, переоценить трудно», - считает он. «Впрочем, не нам это оценивать. Мы только честно выполнили свой долг перед Отечеством, оставаясь верными присяге. А о том, была ли эта война справедливой или нет, пусть судят наши дети», - сказал ветеран афганской войны.

РИА Новости: Статистика потерь Советской Армии в Афганистане не включает умерших от ранений в госпиталях в СССР. 15.02.2007

АМНИСТИЯ

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР

Постановление

ОБ АМНИСТИИ СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ БЫВШИХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КОНТИНГЕНТА СОВЕТСКИХ ВОЙСК В АФГАНИСТАНЕ

Руководствуясь принципами гуманизма, Верховный Совет СССР постановляет:

1. Освободить бывших военнослужащих от уголовной ответственности за преступления, совершенные ими во время прохождения воинской службы в Афганистане (декабрь 1979 года - февраль 1989 года).

2. Освободить от отбывания наказания лиц, осужденных судами Союза ССР и союзных республик за преступления, совершенные во время прохождения воинской службы в Афганистане.

3. Снять судимость с лиц, освобожденных от наказания на основании настоящей амнистии, а также с лиц, отбывших наказания за преступления, совершенные во время прохождения воинской службы в Афганистане.

4. Поручить Президиуму Верховного Совета СССР в десятидневный срок утвердить порядок исполнения амнистии.

Председатель

Верховного Совета СССР

И установлен республиканский строй. Это послужило толчком к началу гражданской войны между различными общественно-политическими и националистическими силами страны.

В апреле 1978 года к власти в Афганистане пришла Народно-демократическая партия (НДПА). Радикализм нового афганского руководства, поспешная ломка многовековых традиций народа и устоев ислама, усилили сопротивление населения центральному правительству. Обстановка осложнялась иностранным вмешательством во внутренние дела Афганистана. СССР и некоторые другие страны оказывали помощь афганскому правительству, а страны НАТО, мусульманские государства и Китай — силам оппозиции.

К концу 1979 года обстановка в стране резко осложнилась , нависла угроза свержения правящего режима. В связи с этим правительство Демократической Республики Афганистан (ДРА) неоднократно обращалось к СССР с просьбой направить в страну воинские части. Советская сторона сначала отклоняла такую форму вмешательства, но, в условиях обострения афганского кризиса, 12 декабря 1979 года руководство СССР, опасаясь переноса военных действий на территорию среднеазиатских республик, приняло решение о направлении войск для оказания военной помощи правительству Афганистана. Решение было принято на заседании Политбюро ЦК КПСС в соответствии со статьей 4 советско-афганского "Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве", заключенного 5 декабря 1978 года, и оформлено секретным постановлением ЦК КПСС.

Ввод советских войск в Афганистан рассматривался политическим руководством СССР как кратковременная мера, направленная на обеспечение безопасности южных границ Советского Союза.

Основная задача ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) состояла в том, чтобы создать "санитарный кордон" у границ СССР в условиях надвигавшейся угрозы распространения исламского фундаментализма на территории советских мусульманских республик.

16 декабря 1979 года было отдано распоряжение о выделении из управления Туркестанского военного округа (ТуркВО) полевого управления 40-й армии и полной его мобилизации. Командующим армией был назначен первый заместитель командующего войсками ТуркВО генерал-лейтенант Юрий Тухаринов. Соединения и части 40-й армии были полностью мобилизованы за 10-12 дней до ввода.

Ввод и размещение ОКСВ в ДРА проводились с 25 декабря 1979 года. К середине января 1980 года ввод главных сил 40-й армии в основном был завершен. На территорию Афганистана были введены три дивизии (две мотострелковые и одна воздушно-десантная), десантно-штурмовая бригада, два отдельных полка и другие части.

В последующем боевой состав советских войск в Афганистане постоянно уточнялся в целях его усиления. Наибольшая численность ОКСВ (1985) составляла 108,7 тысячи человек, в том числе в боевых частях — 73,6 тысячи человек. Состав ОКСВ в основном включал: управление 40-й армии, три мотострелковые и одну воздушно-десантную дивизии, девять отдельных бригад и семь отдельных полков, четыре полка фронтовой и два полка армейской авиации, а также тыловые, медицинские, ремонтные, строительные и другие части и подразделения.

Общее руководство ОКСВ осуществляла оперативная группа министерства обороны СССР, которую возглавлял маршал СССР Сергей Соколов, с 1985 года — генерал армии Валентин Варенников. Непосредственное управление боевой и повседневной деятельностью ОКСВ осуществлял командующий 40-й армией, подчинявшийся командованию войсками ТуркВО.

Советские войска в Афганистане охраняли и обороняли народно-хозяйственные объекты, аэродромы, жизненно важные для страны автодороги, осуществляли проводку транспортных колонн с грузами по территории, находившейся под контролем вооруженной оппозиции.

Для снижения военной активности оппозиции ОКСВ вели активные боевые действия различного масштаба с применением всего арсенала обычных средств поражения, наносили авиационные удары по базам оппозиции. В соответствии с решением политического руководства СССР советские войска в ответ на многочисленные обстрелы их гарнизонов и транспортных колонн отрядами оппозиции начали проводить совместно с афганскими подразделениями боевые действия по поиску и ликвидации наиболее агрессивных вооруженных групп противника. Таким образом, введенные в Афганистан советские войска оказались вовлеченными во внутренний военный конфликт на стороне правительства страны против сил оппозиции, которым наибольшую помощь оказывал Пакистан.

Пребывание советских войск в Афганистане и их боевая деятельность условно разделяются на четыре этапа.

1-й этап: декабрь 1979 года — февраль 1980 года. Ввод советских войск в Афганистан, размещение их по гарнизонам, организация охраны пунктов дислокации и различных объектов.

2-й этап: март 1980 года — апрель 1985 года. Ведение активных боевых действий, в том числе широкомасштабных, совместно с афганскими соединениями и частями. Работа по реорганизации и укреплению вооруженных сил ДРА.

3-й этап: май 1985 года — декабрь 1986 года. Переход от активных боевых действий преимущественно к поддержке действий афганских войск советской авиацией, артиллерией и саперными подразделениями. Подразделения спецназначения вели борьбу по пресечению доставки оружия и боеприпасов из-за рубежа. Состоялся вывод на родину шести советских полков.

4-й этап: январь 1987 года — февраль 1989 года. Участие советских войск в проведении афганским руководством политики национального примирения. Продолжение поддержки боевой деятельности афганских войск. Подготовка советских войск к возвращению на родину и осуществление полного их вывода.

СССР и после ввода войск в Афганистан продолжал искать возможности политического разрешения внутриафганского конфликта. С августа 1981 года он пытался обеспечить переговорный процесс ДРА с Пакистаном и Ираном, с апреля 1986 года — содействовать системной политике национального примирения.

14 апреля 1988 года в Женеве (Швейцария) представителями Афганистана, Пакистана, СССР и США были подписаны пять основополагающих документов по вопросам урегулирования политической обстановки вокруг Афганистана. Эти соглашения регламентировали процесс вывода советских войск и декларировали международные гарантии невмешательства во внутренние дела республики, обязательства по которым приняли на себя СССР и США. Были установлены крайние сроки вывода советских войск: половина ограниченного контингента выводилась к 15 августа 1988 года, остальные подразделения — ещё через шесть месяцев.

С 15 мая 1988 года начался вывод ОКСВ, который завершился 15 февраля 1989 года. Выводом войск руководил последний командующий 40-й армией генерал-лейтенант Борис Громов.

Военную службу в Афганистане прошло около 620 тысяч военнослужащих, в том числе в составе ОКСВ — 525,2 тысячи человек.

Потери военнослужащих 40-й армии составили: убитыми и умершими — 13 833 человека, в том числе 1979 офицеров и генералов, ранеными — 49 985 человек. В ходе боевых действий на территории Афганистана, кроме того, погибли 572 военнослужащих органов государственной безопасности, 28 сотрудников министерства внутренних дел СССР, а также 190 военных советников, в том числе 145 офицеров. Из-за ранений прекратили свою службу в Вооруженных силах 172 офицера. Инвалидами стали 6669 "афганцев", в том числе инвалидами первой группы — 1479 человек.

За военные и другие заслуги свыше 200 тысяч человек были награждены орденами и медалями, 86 удостоены звания Героя Советского Союза, из них 28 — посмертно.

(Дополнительный

Под термином «Афганская война» в России понимают период вооруженного противостояния действующего и оппозиционного режимов в Афганистане 1979-1989 гг., когда в конфликт оказались замешаны войска СССР. На самом деле гражданская война в этом государстве продолжается по сей день.

Среди причин вступления Советского Союза в войну историки отмечают желание поддержать дружественный режим – Народно-демократическую партию Афганистана – и стремление обезопасить собственные южные границы.

Поначалу идея ввести войска на территорию Афганистана не встретила поддержки у тогдашнего главы правительства – Брежнева. Однако вскоре в СССР появились сведения о том, что ЦРУ оказывает помощь моджахедам. Тогда и было принято решение о вмешательстве, поскольку возникли опасения о победе в Афганистане враждебных СССР политических сил.

Войска СССР вошли на территорию Афганистана в декабре 1979 г. Они должны были свергнуть правительство Амина. В результате штурма дворца Амина вызывающий недоверие у верхушки СССР правитель был убит. Его хотели заменить более лояльным лидером.

Военный конфликт разгорался с новой силой. С 1980 по 1989 гг. шли бои, в которых потери оказались значительными с обеих сторон. Ряд сражений закончился поражением моджахедов, однако переломить ход военных действий кардинальным образом не удавалось: по-прежнему моджахеды удерживали власть.

Летом 1985 г. в политике СССР был намечен новый курс – на мирное урегулирование конфликта. В это время Генеральным Секретарем ЦК КПСС стал Михаил Горбачев. Он посчитал нецелесообразным дальнейшее ведение войны на территории чужого государства, влекущей за собой только большие потери людей и техники. В феврале 1986 г. Горбачев заявил: «Наши войска будут постепенно выведены из Афганистана». Начальник Генштаба маршал Ахромеев подтвердил бессмысленность дальнейшего пребывания советских войск на территории республики: «Несмотря на то, что мы контролируем Кабул и провинции, нам не удается установить власть в подконтрольных областях».

В апреле 1988 г. в Швейцарии было подписано соглашение между Афганистаном и Пакистаном о мирном решении конфликта. Гарантами выступили СССР и США, которые обязывались вывести свои войска и не оказывать поддержки враждующим сторонам. Начался поэтапный вывод подразделений армии. Последняя из советских воинских частей покинула Афганистан в апреле 1989 г. Однако остались пленные. Судьба некоторых из них до сих пор неизвестна.

Наши потери в Афганистане были огромны для мирного периода: известно о 14427 погибших. При этом в сводках отмечены 54 тысячи ранений, а также вспышки инфекционных заболеваний, которые уносили здоровье и жизни солдат. Непривычный суровый климат, нехватка чистой воды, противостояние в незнакомой местности противнику, прекрасно ориентировавшемуся в горах – все это дополнительно подрывало силы советских воинов.

Немалыми оказались потери техники: 1314 бронемашин, 118 самолетов, 147 танков – это далеко не полный список. Из бюджета СССР ежегодно изымалась баснословная сумма – до 800 млн долларов – на поддержание нашей армии в Афганистане. А кто, в каких единицах измерит слезы и горе матерей, чьи сыновья возвращались домой в цинковых гробах?

«Не в сорок первом под Калугой, где холм высок,

— в восьмидесятом под Кабулом, лицом в песок…»

Каковы оказались итоги Афганской войны? Для СССР – потери. Для жителей Афганистана – вовсе невозможно говорить о каких-то итогах: для них война продолжается. Стоило ли нам вмешиваться в этот конфликт? Возможно, это станет яснее спустя столетия. Пока же веских причин не видно…

Афганская война краткая информация.

Последний десяток лет советского государства был ознаменован так называемой Афганской войной 1979-1989 годов.

В бурных девяностых годах вследствие кипучего реформирования и экономических кризисов информацию про Афганскую войну практически вытеснили из коллективного сознания. Однако в наше время, после колоссальной работы историков и исследователей, после снятия всех идеологических стереотипов, открылся беспристрастный взгляд на историю тех давно минувших лет.

Условия возникновения конфликта

На территории нашей страны, впрочем как и на территории всего постсоветского пространства, Афганская война может ассоциироваться с одним десятилетним отрезком времени 1979-1989 годов. Это был период, когда на территории Афганистана присутствовал ограниченный контингент советских войск. В действительности это был всего лишь один из множества моментов в продолжительном гражданском конфликте.

Предпосылками к его возникновению можно считать 1973 год, тогда в этой горной стране низвергли монархию. После чего власть была захвачена недолговечным режимом, во главе которого стоял Мухаммед Дауд. Этот режим просуществовал до Саурской революции в 1978 году. Вслед за ней власть в стране перешла к Народно-демократической партии Афганистана, которая заявила о провозглашении Демократической Республики Афганистан.

Организационная структура партии и государства напоминала марксистскую, что естественно сближало ее с советским государством. Революционеры отдали предпочтение левой идеологии, и разумеется сделали ее главной во всем афганском государстве. По примеру Советского Союза, там приступили к строительству социализма.

При всем при том еще до 1978 года государство уже существовало в обстановке непрекращающихся беспорядков. Наличие двух революций, гражданской войны послужило тому, что была ликвидирована стабильная общественно-политическая жизнь на территории всего региона.

Социалистически ориентированное правительство противоборствовало с самыми разнообразными силами, однако первая скрипка была за радикальными исламистами. По мнению исламистов, члены правящей верхушки — это враги не только для всего многонационального народа Афганистана, но и для всего мусульманства. Фактически, новый политический режим был в положении объявленной священной войны против «неверных».

В таких условиях были сформированы специальные отряды воинов-моджахедов. Собственно с этими моджахедами и вели боевые действия военнослужащие советской армии, для которых через некоторое время началась Советско-Афганская война. В двух словах успешность моджахедов объясняется тем, что они квалифицированно вели пропагандистскую работу на территории всей страны.

Задание исламистским агитаторам было облегчено тем, что подавляющее большинство афганцев, а это приблизительно 90% населения страны были неграмотными. На территории страны, сразу же при выезде за пределы крупных городов, царила родоплеменная система отношений с чрезвычайной патриархальностью.

Не успело пришедшее к власти революционное правительство как следует обосноваться в столице государства — Кабуле, как практически во всех провинциях началось вооруженное восстание, подогреваемое исламистскими агитаторами.

В такой резко осложнившейся обстановке в марте 1979 года от афганского правительства поступило первое обращение к советскому руководству с просьбой о предоставлении военной помощи. Впоследствии такие обращения неоднократно повторились. Искать поддержки марксистам, которые находились в окружении националистов и исламистов, больше было негде.

В первый раз проблема с предоставлением помощи для кабульских «товарищей» рассматривалась советским руководством в марте 1979 года. В то время Генсеку Брежневу пришлось выступить и запретить вооруженное вмешательство. Тем не менее, с течением времени оперативная обстановка у советских рубежей все более ухудшалась.

Понемногу у членов политбюро и остальных высших государственных функционеров изменилась точка зрения. В частности, от министра обороны Устинова поступали заявления о том, что нестабильная обстановка на советско-афганской границе, могла бы оказаться опасной и для советского государства.

Так, уже в сентябре 1979 года на территории Афганистана произошли очередные пертурбации. Теперь произошла смена руководства в местной правящей партии. Вследствие этого партийное и государственное управление оказалось в руках Хафизуллы Амина.

КГБ сообщало о том, что новый лидер был завербован агентами ЦРУ. Наличие этих донесений все более склоняло Кремль для военного вмешательства. В то же время начались мероприятия по подготовке к низложению нового режима.

Совестский союз склонялся в сторону более лояльной фигуры в афганском правительстве - Бараку Кармалю. Он был одним из членов правящей партии. Первоначально он занимал важные посты в партийном руководстве, был членом Революционного совета. Когда начались партийные чистки, он был отправлен в качестве посла в Чехословакии. Позднее он был объявлен предателем и заговорщиком. Кармалю, находившемуся тогда в эмиграции, пришлось остаться за рубежом. Однако ему удалось перебраться на территорию Советского Союза, и стать тем человеком, который был избран советским руководством.

Как принималось решения о вводе войск

В декабре 1979 года стало совершенно понятно, что Советский Союз может втянуться в собственную Советско-Афганскую войну. После непродолжительных обсуждений, уточнений последних оговорок в документации Кремль одобрил специальную операцию по свержению режима Амина.

Понятно, что вряд ли в тот момент в Москве кто-то понимал, как долго будет вестись эта военная операция. Однако даже тогда, были люди, которые выступали против решения о вводе войск. Это были начальник Генштаба Огарков и Председатель Совмина СССР Косыгин. Для последнего такое его убеждение стало еще одним и решающим предлогом для бесповоротного разрыва отношений с Генсеком Брежневым и его окружением.

К последним подготовительным мероприятиям для непосредственной переброски советских войск на территорию Афганистан предпочли начать в течение следующего дня, а именно 13 декабря. Советскими спецслужбами была осуществлена попытка по организации покушения наафганского лидера, но как оказалось на Хафизулле Амине это никак не отразилось. Успех проведения спецоперации оказался под угрозой. Несмотря ни на что, подготовительные мероприятия к проведению спецоперации продолжались.

Как штурмовали дворец Хафизуллы Амина

Войска решили ввести в конце декабря, и это произошло 25 числа. Через пару дней, при нахождении во дворце, афганскому лидеру Амину сделалось дурно, и он упал в обморок. Такая же самая ситуация произошла и с некоторыми из его приближенных. Причиной этого было всеобщее отравление, организованное советскими агентами, которые устроились в резиденции поварами. Не зная истинных причин недомогания и не доверяя никому, Амин обратился к советским врачам. Прибыв из советского посольства в Кабуле, они тут же занялись оказанием медицинской помощи, тем не менее, телохранители президента забеспокоились.

Вечером, около семи часов поблизости президентского дворца у советской диверсионной группы заглох автомобиль. Однако заглох он в удачном месте. Это произошло поблизости от коммуникационного колодца. Этот колодец был подведен к распределительному узлу всех кабульских коммуникаций. Объект был быстро заминирован, и через некоторое время прогремел оглушительный взрыв, который был слышен даже в Кабуле. В результате диверсии столица осталась без электроснабжения.

Этот взрыв и был сигналом к началу Советско-Афганской войны (1979-1989). Быстро оценив обстановку, командующий спецоперацией полковник Бояринцев отдал распоряжение о начале штурма президентского дворца. Когда афганскому лидеру, доложили о нападении неведомых вооруженных лиц, он приказал своим приближенным запросить помощь в советском посольстве.

С формальной точки зрения оба государства оставались в дружественных отношениях. Когда Амин из доклада узнал, что его дворец штурмуют советские спецназовцы, он отказывался в это верить. Достоверных данных об обстоятельствах гибели Амина нет. Многие очевидцы позднее утверждали, что он мог распрощаться с жизнью в результате самоубийства. Причем еще до того момента, когда в его апартаменты ворвался советский спецназ.

Как бы там ни было, спецоперацию провели успешно. Захватили не только резиденцию президента, но и всю столицу, а ночью 28 декабря в Кабул доставили Кармаля, которого и объявили президентом. С советской стороны в результате штурма погибли 20 человек (представители десантников и спецназовцев), включая и командующего штурмом Григория Бояринцева. В 1980 году его посмертно представили к званию Герой Советского Союза.

Хроника Афганской войны

Исходя из характера боевых действий и стратегических задач, кратко историю Советско-Афганской войны (1979-1989) можно разделить на четыре основных периода.

Первый период – это зима 1979-1980 годов. Начало ввода советских войск на территорию страны. Военнослужащих направили для захвата гарнизонов и важных инфраструктурных объектов.

Второй период (1980-1985) наиболее активен. Боевые действия распространились по всей стране. Они были наступательного характера. Шла ликвидация моджахедов, и усовершенствование местной армии.

Третий период (1985-1987) — военные операции проводила в основном советская авиация и артиллерия. Наземные силы практически не участвовали.

Четвертый период (1987-1989) — последний. Шла подготовка советских войск к их выводу. Гражданскую войну в стране никто так и не прекратил. Исламистов также не удалось победить. Вывод войск наметили из-за экономического кризиса в СССР, а также из-за перемены политического курса.

Война продолжается

Введение войск Советского Союза в Афганистан руководители государства аргументировали тем, что они всего лишь оказывали помощь дружественному афганскому народу, причем по просьбе его правительства. Следом за введением советских войск в ДРА оперативно созвали Совбез ООН. Там представили антисоветскую резолюцию, подготовленную Соединенными Штатами. Тем не менее, резолюцию не поддержали.

Американское правительство, хоть и не принимало участие в конфликте непосредственно, однако занималось активным финансированием моджахедов. Исламисты обладали оружием, закупленным в западных странах. В результате, фактическая холодная война двух политических систем обрела открытие нового фронта, которым оказалась афганская территория. Ведение боевых действий временами освещалось всеми мировыми СМИ, в которых рассказывалась вся правда об Афганской войне.

Американскими спецслужбами, в частности ЦРУ, были организованы в соседнем Пакистане нескольких учебно-тренировочных лагерей. В них проводилась подготовка афганских моджахедов, именуемых еще душманами. Исламские фундаменталисты, кроме щедрых американских финансовых потоков, держались за счет денег от наркотрафика. Собственно в 80-х годах Афганистан возглавил мировой рынок производства опиума и героина. Нередко советские солдаты Афганской войны в своих спецоперациях ликвидировали именно такие производства.

В результате советского вторжения (1979-1989) началось противоборство среди большей части населения страны, которое никогда ранее не держало оружия в своих руках. Вербовка в душманские отряды проводилась весьма широкой агентурной сетью, распространенной по всей территории страны. Преимущество моджахедов было в том, что они не располагали каким-то единым центром сопротивления. В течение всей Советско-Афганской войны это были многочисленные разнородные группы. Руководили ими полевые командиры, но никаких «главарей» среди них не выделялось.

Множество рейдов не давали должных результатов из-за действенной работы местных пропагандистов с местным населением. Афганское большинство (в особенности провинциальное патриархальное) не воспринимало советских военнослужащих, они были для них обычными оккупантами.

«Политика национального примирения»

С 1987 года приступили к проведению в жизнь так называемой «политики национального примирения». Правящая партия решила отказаться от монополии на власть. Вышел закон, разрешающий «оппозиционерам» формировать свои партии. Страна приняла новую Конституцию, а также избрала нового президента Мухаммеда Наджибуллу. Предполагалось, что такие мероприятия должны были прекратить противостояние путем компромиссов.

Наряду с этим советским руководством в лице Михаила Горбачева был взят курс на сокращение своих вооружений. В эти планы входил и вывод войск из соседнего государства. Советско-Афганскую войну невозможно было вести в обстановке когда в СССР начался экономический кризис. Более того, подходила к своему завершению и холодная война. Советский Союз и Соединенные Штаты приступили к переговорам и подписанию множества документов, связанных с разоружением и прекращением холодной войны.

В первый раз Генсек Горбачев сообщил о грядущем выводе войск в декабре 1987 года, когда официально побывал в Соединенных Штатах. Вслед за этим советскую, американскую и афганскую делегации удалось посадить за стол переговоров на нейтральной территории в Швейцарии. В результате были подписаны соответственные документы. Таким образом завершалась история еще одной войны. Исходя из женевских договоренностей, от советского руководства поступили обещания о выводе своих войск, а от американского – прекращение финансирования моджахедов.

Большая часть советского военного ограниченного контингента вышла из страны еще с августа 1988 года. Потом начали оставлять военные гарнизоны из некоторых городов и поселений. Последним советским военнослужащим, покинувшим территорию Афганистана 15 февраля 1989 года, был генерал Громов. По всему миру пролетели кадры о том, как советские солдаты Афганской войны осуществляли переход по Мосту Дружбы через реку Амударью.

Эхо Афганской войны: потери

Множество событий советской эпохи однобоко оценивались с учетом партийной идеологии, это же относится и к Советско-Афганской войне. Иногда появлялись сухие сводки в прессе, по центральному телевидению показывали героев Афганской войны. Тем не менее, перед Перестройкой и гласностью советское руководство умалчивало об истинных масштабах боевых потерь. Тогда как солдаты Афганской войны в цинковых гробах возвращались домой в режиме полусекретности. Их похороны проходили негласно, а памятники Афганской войны были без упоминаний о местах и причинах гибели.

Начиная с 1989 года газета «Правда» опубликовала достоверные, как утверждалось, данные о потерях в почти 14000 советских военнослужащих. До конца XX века это число дошло до 15000, поскольку раненый советский солдат Афганской войны умирал уже дома вследствие ранений или полученных заболеваний. Таковыми были подлинные последствия Советско-Афганской войны.

Некоторые упоминания о боевых потерях от советского руководства еще больше усиливали конфликтные ситуации с общественностью. И в конце 80-х годов требования о выводе войск из «Афгана» было чуть ли не главным лозунгом той эпохи. В застойные годы этого требовало диссидентское движение. В частности, академика Андрея Сахарова за критику «афганского вопроса» сослали в Горький.

Последствия Афганской войны: итоги

Каковыми же оказались последствия Афганского конфликта? Советское вторжение удлинило существование правящей партии ровно на то время, на которое в стране оставался ограниченный контингент войск. С их выводом правящему режиму настал конец. Многочисленным отрядам моджахедов быстро удалось восстановить контроль над территорией всего Афганистана. Некоторые группы исламистов начали появляться у советских границ, пограничники нередко находились под их обстрелами даже после окончания боевых действий.

С апреля 1992 года Демократической Республики Афганистан больше не стало, ее полностью ликвидировали исламисты. В стране воцарился полный хаос. Она была разделена многочисленными группировками. Война против всех там длилась до самого вторжения НАТОвских войск после Нью-Йоркских терактов 2001 года. В 90-х годах в стране возникло движение «Талибан», которому удалось достигнуть ведущей роли в современном мировом терроризме.

В сознании постсоветских людей Афганская война закрепилась одним из символов уходящей советской эпохи. Теме этой войны посвящались песни, кинофильмы, книги. В наше время в школах о ней упоминается в учебниках истории для старшеклассников. Оценивается она по-разному, хоть почти все в СССР были против нее. Эхо Афганской войны и сейчас не дает покоя многим ее участникам.

Выбор редакции
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...

План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...

На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...

Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...
Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....
К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...
Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...